Меню Услуги

Правовое обеспечение заключения и изменения служебного контракта государственных гражданских служащих


Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СОДЕРЖАНИЕ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ГРАЖДАНСКИМИ СЛУЖАЩИМИ

1.1. Понятие и признаки служебного контракта

1.2. Особенности правового регулирования труда государственных гражданских служащих

1.3. Содержание служебного контракта с государственными гражданскими служащими

ГЛАВА2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ

2.1. Порядок заключения служебного контракта

2.2. Изменение служебного контракта с государственными гражданскими служащими

2.3.Принципы,цели и функции аттестации государственных служащих

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В СФЕРЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Совершенствование института государственной службы, в том числе порядка оформления трудовых отношений государственных служащих, необходимо с тем, чтобы служащие могли действовать с максимальной эффективностью и экономичностью.

Вступление в силу Федерального закона № 58-ФЗ от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации», Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» завершили институционально-правовое оформление государственной гражданской службы как вида государственной службы Российской Федерации. Федеральные законы, а также принятые в развитие основ правового регулирования государственной гражданской службы нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации закрепляют инновационные подходы, воспринятые отечественной практикой государственного управления.

Служебный контракт является одним из нововведений в области государственно-служебных правоотношений. Нововведением служебный контракт является только по форме, так как по содержанию он перекликается с трудовым договором, понятие которого содержится в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее — ТК РФ). С той же последовательностью, с которой «рабочее время» стало «служебным временем», «рабочая неделя» — «служебной неделей», «дисциплина труда» — «служебной дисциплиной», трудовой договор был преобразован в служебный контракт.

Служебный контракт в настоящее время является понятием, которое довольно органично вписывается в систему государственно-служебных отношений и имеет свои специфические особенности и отличия от трудового договора.

Таким образом, существующая потребность в научном и организационно-методическом сопровождении реализации нового законодательства о служебном контракте в государственной службе, в том числе по вопросам, связанным с регулированием служебных контрактов с государственными служащими, актуализирует исследуемые в настоящей работе проблемы, их теоретическую и практическую значимость.

В ходе настоящего исследования достигается цель, связанная с выявлением и анализом правового регулирования служебных контрактов с государственными служащими и решаются следующие задачи:

— анализ понятия и сущности служебных контрактов как вида трудовых договоров;

— рассмотрение особенностей правового регулирования служебных контрактов с государственными служащими;

— анализ порядка заключения и изменения служебного контракта с гражданским служащим.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе государственной службы.

Предмет исследования составляет комплекс правовых норм, регулирующих роль и место служебных контрактов с государственными служащими.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СОДЕРЖАНИЕ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ГРАЖДАНСКИМИ СЛУЖАЩИМИ

1.1. Понятие и признаки служебного контракта

Впервые термин «контракт» встречается в ст. 12 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Закон о системе государственной службы), в которой закреплено, что на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида. Вместе с тем определения контракта в данном Законе не дается.

Закон о гражданской службе вводит специфическое понятие «служебный контракт». В современном значении термины «договор» и «контракт» понимаются как синонимы.

Статья 23 Закона о гражданской службе определяет служебный контракт как соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы.

Сторонами служебного контракта являются представитель нанимателя и гражданин. Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о гражданской службе, представитель нанимателя — это руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ. Однако в ст. 23 Закона о гражданской службе предусмотрено, что служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, что не совсем соответствует ч. 2 ст. 1.

Следовательно, представитель нанимателя заключает контракт не от своего имени, а от имени представляемого лица, т. е. права и обязанности по служебному контракту возникают у государственного органа, с которым гражданский служащий вступил в служебные правоотношения. С учетом содержания ст. 182 ГК РФ работодателем гражданского служащего является Российская Федерация или субъект Российской Федерации. С этим в определенной мере согласуется п. 3 ст. 10 Закона о системе государственной службы, в соответствии с которым наниматель федерального государственного служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект.

Поэтому стороной служебного контракта нельзя признавать «представителя нанимателя», так как им может быть только государственный орган. В данном случае представитель нанимателя должен заключать служебные контракты от имени государственного органа.

Таким образом, служебный контракт выступает в качестве юридического факта, лежащего в основе возникновения служебного правоотношения, в силу которого его стороны приобретают соответствующие права и обязанности, определяющие правовой статус государственных гражданских служащих.

В ст. 24 Закона о гражданской службе закреплены нормы о содержании и форме служебного контракта.

В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).

Существенными условиями служебного контракта являются:

— наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

— дата начала исполнения должностных обязанностей;

— права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

— виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

— права и обязанности представителя нанимателя;

— условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых условиях, во вредных и (или) опасных условиях;

— режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

— условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

— виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон, а именно:

Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии;

Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуется исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Возможные дополнительные условия служебного контракта

В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

1) испытание при поступлении на гражданскую службу;

2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.

Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с федеральными законами.

В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле.

Статья 25 Закона о гражданской службе регламентирует срок служебного контракта.

Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим:

1) служебный контракт на неопределенный срок;

2) срочный служебный контракт.

Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен Федеральным законом, в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Срочный служебный контракт заключается в случае замещения:

— отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»;

— должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;

— должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

— должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах РФ и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории РФ;

— должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

— временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

— должности гражданской службы, по которой ч. 14 ст. 50 Закона о гражданской службе установлен особый порядок оплаты труда;

— в иных случаях, предусмотренных законодательством.

С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт, на срок от одного года до пяти лет.

Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет — предельного возраста пребывания на гражданской службе — не допускается.

По достижении гражданским служащим возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службе и по окончании действия срочного служебного контракта по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина с ним заключается срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом квалификации (профессионального уровня), результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, состояния здоровья и должности гражданской службы, которую замещал указанный гражданин.

В рассматриваемом контексте нельзя не обратить внимание на разделительный союз «или» в п. 1 ч. 2 ст. 9 Закона о гражданской службе, который не совсем соответствует п. 1 ч. 4 ст. 25 его же, т. е. не с отдельными, а со всеми руководителями может быть заключен служебный контракт как на неопределенный, так и на определенный срок.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 9 Закона о гражданской службе, с помощниками (советниками) заключается служебный контракт на определенный срок, ограниченный сроком полномочий руководителей. Однако с руководителями может быть заключен не только срочный служебный контракт, но и на неопределенный срок. Следовательно, необходимо предусмотреть норму о возможности помощников (советников) заключать служебный контракт на неопределенный срок.

1.2. Особенности правового регулирования труда государственных гражданских служащих

Государственная служба отличается от других видов службы своим публичным характером и тем, что она регулируется в основном административным, а не трудовым правом. Вопросы документационного обеспечения государственной службы закреплены в федеральных законах, указах Президента, постановлениях Правительства и других нормативных документах.

Статья 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Закон N 58-ФЗ) называет перечень существующих в Российской Федерации видов государственной службы. К таковым относятся военная, правоохранительная и государственная гражданская служба.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области государственной службы, являются:

— Закон N 58-ФЗ «О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РФ»;

— Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ);

— другие федеральные законы, в том числе регулирующие особенности прохождения гражданской службы.

Военная и правоохранительная службы являются разновидностями федеральной государственной службы и поэтому регулируются исключительно федеральным законодательством.

Государственная гражданская служба делится на:
— федеральную государственную гражданскую службу, регулируемую федеральным законодательством;

— государственную гражданскую службу субъекта РФ, регулируемую совместно Российской Федерацией и ее субъектами. Поэтому ее регулирование осуществляется как федеральным законодательством, так и соответствующим ему законодательством субъектов РФ.

Закон N 79-ФЗ является базовым федеральным законодательным актом о государственной гражданской службе. Именно он определяет предмет любого комплексного законодательного акта субъектов РФ в области правового регулирования гражданской службы.

Многие вопросы организации государственной службы в настоящее время урегулированы подзаконными актами. Согласно Закону N 79-ФЗ принят ряд Указов Президента РФ, например, от 01.02.2005 N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы

Российской Федерации», от 01.02.2005 N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» и др.

Правительство РФ во исполнение указов Президента принимает соответствующие правовые и организационные меры. Так, в сфере переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих Правительством РФ принято Постановление от 06.05.2008 N 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации».

Субъекты РФ также могут принимать свои законы и подзаконные акты в сфере гражданской службы. Это следует из ч. 4 ст. 2 Закона N 58-ФЗ.
Статьей 73 Закона N 79-ФЗ установлено, что на государственных служащих в определенной степени распространяется трудовое законодательство.

Федеральным законом N 90-ФЗ«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИЗНАНИИ

НЕ ДЕЙСТВУЮЩИМИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕКОТОРЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СССР И УТРАТИВШИМИ

СИЛУ НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ (ПОЛОЖЕНИЙ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»ст. 11 ТК РФ дополнена ч. 7: на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

1.3. Содержание служебного контракта с государственными гражданскими служащими

Впервые служебный контракт упоминается в Федеральном законе N 79-ФЗ в связи с определением статуса гражданского служащего. Статьей 13 Закона установлено, что гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Из этого можно сделать вывод о том, что служебный контракт является одним из ключевых понятий всего законодательства о государственной гражданской службе.

Необходимо отметить, что первоначально в Федеральном законе N 58-ФЗ в определении государственного гражданского служащего не содержалось указания на такие отличительные признаки гражданского служащего, как осуществление им профессиональной служебной деятельности на должности гражданской службы именно в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом. Это обстоятельство служит еще одним доказательством того, какое значение законодатель придает роли служебного контракта для всей сферы государственно-служебных правоотношений.

Служебному контракту, как понятию, целиком посвящена глава 5 Федерального закона N 79-ФЗ. В этой главе определяются содержание, форма, порядок и условия заключения служебного контракта, срок его действия, особенности прохождения испытания при поступлении на гражданскую службу, основания и порядок изменения существенных условий служебного контракта, условия перевода на другую должность гражданской службы, порядок временного замещения иной должности гражданской службы и отстранения от замещаемой должности. Кроме того, в этой же части Закона описано регулирование отношений, связанных с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона N 79-ФЗ служебный контракт — это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Отметим, что одной стороной служебного контракта является представитель нанимателя, по закону им может быть либо руководитель государственного органа, либо лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанного руководителя или лица, осуществляющий полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (статья 1 Федерального закона N 79-ФЗ). Интересна одна особенность, а именно: кто же является нанимателем государственного служащего? Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона N 58-ФЗ, нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации.

Таким образом, в основу реформирования государственной службы был заложен принцип, согласно которому государственный служащий служит непосредственно государству (Российской Федерации либо субъекту Российской Федерации), а не органу государственной власти. Это новшество совершенно справедливо отмечено некоторыми специалистами в области государственной службы.

Условия служебного контракта и составляют его содержание. Федеральный закон N 79-ФЗ разделяет условия служебного контракта на существенные условия и просто условия, которые могут присутствовать в служебном контракте, а могут отсутствовать.

Выделение в служебном контракте существенных условий в отдельную группу вызвано необходимостью придания им особого статуса. Для существенных условий установлена возможность их изменения (в определенных Законом случаях) в одностороннем порядке по инициативе представителя нанимателя, в то время как по общему правилу (пункт 5 статьи 24 Закона) условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон, и только в письменной форме.

Представитель нанимателя может выступить с инициативой одностороннего порядка изменения существенных условий служебного контракта при одновременном наличии двух условий.

Изменение существенных условий профессиональной служебной деятельности является первым условием, а вторым — неизменность должностных обязанностей гражданского служащего.

Итак, существенными условиями служебного контракта являются (пункт 3 статьи 24 Закона):

— наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

— дата начала исполнения должностных обязанностей;

— права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

— виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

— права и обязанности представителя нанимателя;

— условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

— режим служебного времени и времени отдыха (в случае если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

— условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Федеральным законом N 79-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

— виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

Подробнее хотелось бы остановиться на таком существенном условии служебного контракта, как права и обязанности гражданского служащего, и сопутствующем им должностном регламенте.

Несмотря на то, что служебный контракт является соглашением сторон (то есть изначально подразумевается, что его условия являются результатом двухстороннего и добровольного волеизъявления), все же в некоторых случаях ни представитель нанимателя, ни гражданин или гражданский служащий не имеют возможности при заключении служебного контракта отступать от условий, императивно установленных Федеральным законом N 79-ФЗ. Это отчасти касается прав и обязанностей сторон.

Так, в служебный контракт в обязательном порядке включаются: обязанность представителя нанимателя предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии (пункт 2 статьи 23 Закона).

Наряду с указанными обязанностями представителя нанимателя гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа (пункт 3 статьи 23 Закона).

То же самое касается и должностного регламента гражданского служащего. Определения должностного регламента в Федеральном законе 79-ФЗ не содержится, установлено только, что в соответствии с ним осуществляется профессиональная служебная деятельность гражданского служащего (пункт 1 статьи 47), причем утверждается должностной регламент представителем нанимателя.

Исходя из изложенного получается, что гражданский служащий опять не вправе повлиять на такое важное условие служебного контракта, как должностной регламент, в котором сосредоточены такие важные параметры служебной деятельности, как:

— квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

— должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

— перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

— сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

— порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

— перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;

— показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Вообще, анализируя статьи Закона, связанные со служебным контрактом, все больше приходишь к выводу, что служебный контракт как соглашение (если под этим словом подразумевается согласие сторон на те или иные условия и свободное волеизъявление при их формулировке) является чем-то эфемерным. Действительно, в законодательстве о гражданской службе так детально регламентировано содержание служебного контракта, что включение в него каких-то иных условий просто теряет смысл. Закон либо сам устанавливает нормы, обязательные для исполнения, либо отсылает к иным нормативным правовым актам, уже принятым, или тем, которые должны быть приняты.

У представителя нанимателя задача еще сложнее, так как он сильнее скован рамками Закона. С одной стороны, Закон устанавливает, что служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные Федеральным законом N 79-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации(пункт 4 статьи 26). А с другой стороны — ограничивает, запрещая требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом (пункт 7 статьи 24). Не зря этот Закон называют «административным» законом (базовым «административным» законом).

Важное значение при заключении служебного контракта имеет его продолжительность, иными словами — срок служебного контракта. Служебные контракты заключаются на определенный срок (срочные служебные контракты) и на неопределенный срок.

Традиционно срок срочного служебного контракта колеблется в пределах от одного года до пяти лет, с оговоркой в Законе про возможность заключения срочного служебного контракта на иной срок, если это будет прямо предписано Федеральным законом N 79-ФЗ.

Заключение срочного служебного контракта зависит от трех факторов: категории замещаемой должности гражданской службы и условий прохождения гражданской службы. О третьем факторе из-за его специфичности разговор пойдет отдельно.

Итак, первый фактор — «категория замещаемой должности гражданской службы», в зависимости от него с гражданином или гражданским служащим может быть заключен срочный служебный контракт только в двух случаях (в Федеральном законе N 79-ФЗ они объединены одним подпунктом): если замещаемая должность гражданской службы относится к категории «руководитель» или категории «помощники (советники)»(подпункт 1 пункта 4 статьи 25).

Перечень случаев, необходимых для заключения срочного служебного контракта, остается открытым, так как Закон оставляет за собой право устанавливать иные случаи, когда такой контракт может быть заключен, а также позволяет в этой связи пользоваться другими федеральными законами, в которых эти случаи предусмотрены (подпункт 8 пункта 4 статьи 25).

Как мы уже отметили, существует еще один, третий, фактор, наличие которого обязывает представителя нанимателя заключать срочный служебный контракт с гражданским служащим. Этот фактор — возраст гражданского служащего.

Гражданский служащий может замещать должность, не отнесенную к категории «руководитель» или категории «помощники (советники)», условия его службы могут не подпадать под условия, установленные в Законе как необходимые для заключения срочного служебного контракта. Если гражданский служащий пройдет через все перипетии государственной службы и его должность не сократят при очередной реорганизации государственного органа, рано или поздно наступит возраст, по достижении которого представитель нанимателя не будет иметь права оставить его на государственной службе, кроме как заключив с ним срочный служебный контракт.

Есть некоторые отличия, установленные Федеральным законом N 79-ФЗ, от норм, существовавших ранее, которые касаются возраста гражданского служащего.

Достижение возраста 60 лет — этот тот рубеж, после которого возможно заключение только срочного служебного контракта. Заметим, что с гражданским служащим, достигшим этого возраста, в обязательном порядке (подчеркнем — в обязательном) служебный контракт (даже если он был заключен на неопределенный срок) перезаключается на срочный служебный контракт, причем минимальный срок такого контракта равен одному году, а максимальный — пяти годам. Это условие отсутствовало в Федеральном законе N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Федеральный закон N 79-ФЗ установил предельный возраст пребывания на гражданской службе, повысив его до 65 лет (пункт 6 статьи 25). Ранее предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы был определен в 60 лет (пункт 3 статьи 25 Федерального закона N 119-ФЗ). Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет в настоящее время не допускается. После 65 лет возможно заключение с гражданином (бывшим гражданским служащим) только срочного трудового договора на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы.

ГЛАВА 2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ

2.1. Порядок заключения служебного контракта
Служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещение должности гражданской службы. Служебный контракт устанавливает права и обязанности сторон. Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или служебным контрактом.

Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом Российской Федерации.

Форма служебного контракта, а также порядок его заключения регламентированы ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации»[12].

Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим:

  • служебный контракт на неопределенный срок;
  • срочный служебный контракт. Срочный служебный контракт срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен федеральным законом.(случаи заключения срочного служебного контракта).

С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет.

Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы.

Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя следующие документы:

  • заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы
  • собственноручно заполненная и подписанная анкета установленной формы
  • паспорт РФ
  • трудовая книжка, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые
  • свидетельство о постановкефизического лица на учет в налоговой орган по месту жительства на территории Российской Федерации.
  • документывоинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу
  • документ об образовании
  • сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые.

При заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей.

После назначения на должность гражданской службы гражданскому служащему вручается служебное удостоверение установленной формы.

В акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года.

Отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания. В период испытания на гражданского служащего распространяются положения Федеральных законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе.

Испытание не устанавливается:

1) для беременных женщин — гражданских служащих;

2) для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

3) для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;

4) для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы;

5) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина проводится квалификационный экзамен, по результатам которого гражданскому служащему присваивается классный чин в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее, чем за три дня.


Страницы:   1   2


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!