Скоро защита?
Меню Услуги

Правовое положение агента при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3


Американцы считают, что информатором считается и официальное должностное лицо, предоставляющее сведения о взяточничестве в его учреждении. Правоохранительные органы применяют и сведения, поступающие от осведомителей среди лиц, оказавшихся под арестом. Данные лица зачастую предполагают информацию о соучастниках правонарушений с тем, чтоб не допустить судебного преследования или же сбавить степень меры санкции. Информация, приобретенная из аналогичных источников, постоянно считается итогом заслуги такой договоренности и обязана употребляться как вполне возможно скорее и до того, как будет найдена взаимосвязь осведомителя с правоохранительным органом. Вышеназванный источник информации может согласиться на предоставление свидетельских показаний против иных лиц, и еще на тогда, чтоб быть систематическим осведомителем во время присутствия в пенитенциарном учреждении и после освобождения.

Существенным незаконным источником разведывательной информации в американской полиции считаются и доверенные лица. Из числа сотрудников-профессионалов криминальной полиции даже существует пословица: «Ценность оперативных сотрудников полиции ориентируется ценностью их доверенных лиц». Сообразно официальному американскому определению, доверенное лицо — это человек, который не классифицируется штатным работником полиции, обладает связями с преступными организациями и лицами, выражает стремление по тем или же другим причинам собирать и сообщать работникам полиции сведения об их планах и поступках. В ФРГ к данному еще добавляют: «при условии гарантирования секретности».

Под секретным работником в уголовном процессе ФРГ понимают доверенное личико органа Государственной власти, которое согласно со собственным «суверенным розыскным заданием собирает и применяет в роли доказательственного материала факты». Надлежащие органы власти в ФРГ пользуются в собственной работе, по крайней мере, двумя категориями доверенных лиц:

1) лица, секретно состоящие на неизменной службе органов власти и получающие за это систематическое вознаграждение, похожее постоянной заработной плате;

2) лица, для которых работа на полицию считается специфическим «совместительством» (к их поддержки прибегают от варианта к случаю, за что они получают разовые гонорары за собранную информацию).

В ФРГ различают пять групп доверенных лиц:1. Наушник или реномист.2. Беспомощное доверенное лицо.3. Корыстолюбивое доверенное лицо.4. Агент-провокатор.5. Доверенное лицо, ведущее двойную игру.

«Наушник», или же «реномист», представляет из себя лицо, которое мнит себя неудавшимся работником криминальной полиции и думает, что вправе говорить о том, что он считается агентом полиции. Он всячески акцентирует внимание перед окружающими значительность собственной персоны и склонен сам выступать в роли исполнительной власти, при всем при этом берет взятки от лиц, за которыми он, якобы, следит по поручению полиции. «Беспомощное доверенное лицо», претендуя на великое вознаграждение, сулит помощь в раскрытии крупных преступлений, после этого длительное время вообще не появляется. При нечаянной встрече данный человек дает необыкновенные сведения, что ни на что не годятся. Особую опасность он являет из себя потому, что склонен оговаривать лиц, непричастных к преступлениям.

«Корыстолюбивое доверенное лицо» устремляется склонить к наибольшим выплатам за собственную работу, потребует авансов, при всем этом пробует получить средства не только от полиции, но и от пострадавшего. «Агент-провокатор» устремляется быть услужливым, всеми средствами хочет получить вознаграждение, для чего же инспирирует преступление, которое без его провокации ни разу бы не произошло.»Доверенное лицо, водящее двойную игру», сообщает полиции сведения о небольших правонарушениях, с тем чтоб лично под данным прикрытием осуществлять преступления. Иногда это вовсе не доверенное лицо, а злоумышленник, который избавляет следовательно соперника или совершенствоваться получить немалую долю добычи от правонарушения.

Сообща с тем в ФРГ считают, что если страна благодаря наличию негласного сотрудника получает некое превосходство в форме информации, тогда оно обязано нести и обязанность за ложное его поведение.

Содержащееся в Главном законе ФРГ конституционное требование подробного выяснения всех событий дела в масштабах расследования уголовных правонарушений помимо прочего выделяет правовое подкрепление применению внегласных сотрудников и осведомителей . Вопросы, связанные с доверенными лицами, судя по литературным источникам, рассматривались в ФРГ в масштабах криминалистической стратегии («криминалистики»). В следствии этого в намерении научных изысканий Криминалистического института федерального ведомства уголовной полиции ФРГ наличествует Специализированная тема «Доверенные лица, тайные агенты», включенная в раздел «Криминалистические средства». А вопросы внегласной оперативно-розыскной работы полиции ФРГ рассматриваются в разделе криминалистики с именем «Конспиративное противодействие». Криминалисты ФРГ считают, что уголовно-полицейское дознание немыслимо без внедрения доверенных лиц. При данном традиционно именуют три основания для их использования.

Во-первых, работа полиции в значительной степени состоит из исследования и слежения, для претворения в жизнь которых необходимо воспользоваться не лишь силами полиции, но и информацией от доверенных лиц, основных целенаправленное наблюдение и слежение.

Во-вторых, наблюдение и слежение нужно будет вести незначительно при помощи лиц, которые неизвестны как работники полиции. Для этого помимо прочего потребуются доверенные лица.

В-третьих, присутствует потребность в ведении исследования в преступной среде, что возможно только при помощи лиц из преступной среды, которые «сами время от времени совершают правонарушения либо в результате жизненных обстоятельств и профессии располагают доверием лиц из беззаконной среды».

Что же касается правовой базы для работы с внегласной категорией горожан, тогда в Гамбурге с 1982 г., в Гессене и в Нижней Саксонии с 1983 г. были изданы Специальные циркуляры. Так, к примеру, гамбургский «Циркуляр по использованию осведомителей и прочих информаторов», вступивший в следствие с грифом «для казенного пользования» 30 марта 1982 г., был одобрен гамбургским органом внутренних дел, юстицией и Федеральным ведомством уголовной полиции. Циркуляр предугадывал тесное сотрудничество милиции и прокуратуры в применении осведомителей и в обеспечивании залога конфиденциальности их работы. Совместно с тем законодательное регулирование внедрения негласных работников в ФРГ имеет особенность: казенные органы, пользующиеся предложениями тайных источников, всеми средствами устремляются обеспечить себе непричастность к их деяниям. В данных целях, прежде всего, негласный работник рассматривается в роли лица, функционирующего не на основании поручения подходящего органа страны, ну а в качестве приватного лица, связанного со собственным «заказчиком» правовыми отношениями, базирующимися необыкновенно на «частном договорном праве».

В одном ряду с отмеченными внегласным источниками информации присутствует большое количество всевозможных групп лиц, что имеют все шансы быть очень заинтересованы в предложении поддержки структурам правопорядка и предоставлении информации о противоправной работы. Сознательно важно тут тогда, что лица, что точно владеют ценной информацией о преступниках или же имеют все шансы получить эту информацию, практически постоянно считаются людьми, связанными с беззаконной работой. В взаимосвязи с данным работники полиции обязаны обладать стратегией обнаружения и вербовки вероятных осведомителей, а после этого их успешного применения в роли источников информации.

1.3. Нормативно-правовая регламентация осуществления агентом оперативно-розыскной деятельности

ОРД регулируется специальным Федеральным законом от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[1]. Согласно ст. 1 этого закона ОРД — это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.Из законодательного определения следует сделать следующие выводы.

ОРД — это особый вид правоохранительной государственно-правовой деятельности, который определен и поддерживается государством, регламентируется специальным законодательством.

ОРД осуществляется специально уполномоченными государственными органами и оперативными подразделениями. Исчерпывающий перечень таких органов содержится в ст. 13 ФЗ об ОРД.

ОРД осуществляется гласно и негласно в отношении предоставляющих оперативный интерес лиц, путем проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Таким образом, ОРМ могут осуществляться в двух формах: гласно и негласно. Негласность означает неочевидность, скрытость проводимых ОРМ от лиц, в них не участвующих, в том числе и от сотрудников оперативно-розыскных органов (ОРО), даже если они имеют соответствующий допуск, но прежде всего – от объектов (лиц, групп, организаций), в отношении которых они проводится. Это позволяет нейтрализовать возможное противодействие со стороны объектов ОРД, обеспечить безопасность участников ОРМ, результативность мероприятий, сохранить в тайне сам факт осуществления ОРМ, применяемые при этом средства и методы. Гласность ОРМ – это проведение ОРМ, содержание, цели, участники которых не скрываются ни от окружающих, ни от объектов их проведения.

Цель ОРД  – защита человека, общества и государства от преступных посягательств. В законодательном определении ОРД отражена лишь конечная, главная цель ОРД – защита от преступных посягательств. Такую же цель преследуют и другие виды правоохранительной деятельности государства (например, уголовно-процессуальная деятельность, деятельность законодателя по установлению преступности и наказуемости деяний, деятельность по исполнению наказания и др.). Отличие ОРД от других видов правоохранительной деятельности заключается в специфических задачах ОРД.

К задачам ОРД ст. 2 ФЗ об ОРД[2] относит:

— выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих  или совершивших;

— осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших,

— добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;

В других статьях ФЗ об ОРД указаны и другие задачи ОРД:

— установление личности неопознанных трупов (п. 4 ч. 1 ст. 7);

— применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц (п. 5 ч. 1 ст. 7);

— сбор данных, необходимые для принятия решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или к материалам, полученным в результате ее осуществления; об установлении или поддержании с  лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных  мероприятий; об обеспечении безопасности органов,   осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность; о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность (ч. 2 ст. 7).

С учетом цели ОРД среди задач главенствующее положение занимает группа задач превентивного назначения: предупреждение совершения преступлений, добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности РФ. Определение целей и задач имеет большое значение, поскольку, согласно ст. 5 ФЗ об ОРД[3], не допускается осуществление ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных Законом об ОРД.

По мнению некоторых ученых, легальное определение неполно отражает содержание ОРД. Так, законодатель указал, что ОРД может достигать своих целей только «посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий», следовательно, можно сделать вывод, что ОРД может выражаться только в проведении гласно и негласно оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ).По мнению ряда ученых, ОРД может выражаться не только в проведении ОРМ, но также в осуществлении следующих видов деятельности:

— привлечение к конфиденциальному содействию лиц (ч. 2 ст. 15, ст. 17 ФЗ об ОРД);

— создание легендированных юридических лиц (ч. 5 ст. 15 ФЗ об ОРД);

— ведение специфической финансовой  деятельности, заключающейся, например, в закрытых от налогообложения выплатах лицам, оказывающим содействие органам, осуществляющим  оперативно-розыскную деятельность (ст. 18 ФЗ об ОРД);

— создание и использование информационных систем и учетов, документирование ОРД (ст. 10 ФЗ об ОРД[4]);

— проведение мероприятий по защите сведений (ст. 12 ФЗ об ОРД).

— проведение иных действий по борьбе с преступностью: засады, оперативные комбинации, поиск информации в компьютерных сетях, включая Интернет, и средствах массовой информации, ее сбор, анализ, обработка и фиксация, покупка информации и др.

Вся названная деятельность включается в содержание ОРД, является ее частями, поэтому ОРД не является совокупностью  только предусмотренных  законом ОРМ, а включает в себя и другие элементы. Негласность, специфические задачи ОРД обуславливают ее отличительную особенность — разведывательно-поисковый характер, т.е. направленность на, как правило, тайное получение скрываемой информации (скрываемых преступлений, их субъектов, розыск скрывшихся лиц и т.п.).

На основании изложенного можно предложить следующие определение ОРД:

ОРД – это разведывательно-поисковая

1) государственная деятельность, регламентированная специальным законодательством,

2) осуществляемая в случаях прямо предусмотренных ФЗ об ОРД

3) оперативными подразделениями государственных органов, специально уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий,

4) посредством проведения ОРМ, агентурной работы и других мероприятий, предусмотренных ФЗ об ОРД, осуществляемых гласно или негласно,

5) с целью защиты человека, общества и государства от преступлений путем решения специфических задач, свойственных только ОРД и указанных в ФЗ об ОРД.

Глава 4 ФЗ об ОРД[5] называется «Содействие граждан органам, осуществляющим ОРД». Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эта норма, а также п. 2 ст. 15 ФЗ об ОРД, ст. 19 ФЗ о ФСБ, п. 32 ст. 11 Закона «О полиции» содержат правовую основу для привлечения граждан (иностранных граждан, лиц без гражданств аи др. лиц) для сотрудничества с ОРО. Для факта признания содействия лица ОРО необходимо не только желание самого лица, но и принятие решения пред­ставителя оперативно-розыскного органа на привлечение этого лица к содействию. Лицо, привлеченное к осуществлению ОРД, становится субъектом ОРД со всеми вытекающими из этого факта правовыми последствиями: такое лицо наделяется  соответствующими обязанностями и правами в области осу­ществления ОРД, несет определенную юридическую ответственность за недобросовестное выполнение взятых обязательств. Кроме того, такое лицо находится под защитой государства (ч. 1 ст. 18 ФЗ об ОРД).

В зависимости от формы содействия в осуществлении ОРД выделяют следующие виды содействия:1) анонимное содействие;2) гласное содействие;3) негласное (конфиденциальное) содействие.

При анонимном содействии лицо представляет соответствующую информацию и остается при этом анонимом для ОРО, т.е. не желает раскрыть свое имя и участвовать в уголовном процессе. Основная его особенность в том, что лицо, вступившее в анонимное отношение, лишает оперативника возможности использовать его в решении других задач, и тем более в качестве свидетеля. Информация при анонимном содействии может передаваться по телефону, в письменной форме, а также в ходе встреч с оперативным сотрудником. Примером анонимного содействия является сообщение по телефону или в письменной форме информации о местонахождении разыскиваемых преступников и без вести пропавших граждан, сообщение о подготовке лицами преступлений, информации об обстоятельствах совершенного преступления и другой информации, имеющей значение для борьбы с преступлениями.

Гласное содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий может  выражаться в оказании содействия субъектам ОРД путем участия лица в проверочной закупке наркотиков в качестве «покупателя», в проведении, например, наблюдения за действиями и поступками налоговых инспекторов, обоснованно подозреваемых в  злоупотреблении служебным  положением при  проверке  правильности  исчисления доходов и уплаты налогов физическими и юридическими лицами, сборе образцов документов для сравнительного исследования, отождествлении личностей (путем просмотра фотографий), подозреваемых в коррумпированных связях с представителями налоговой службы и органов полиции.

Гласность содействия не означает, что об этом известно окружающим в момент содействия. Гласность содействия означает, что сотрудничество не имеет секретного режима, ОРО не предпринимаются специальные меры, обеспечивающие тайность содействия, не обеспечивается безопасность сотрудничающего лица, у такого лица нет четких обязанностей, нет контракта, он не обязан скрывать свое сотрудничество, а впоследствии содействующее лицо может раскрыть факт содействия, выступая свидетелем в уголовном судопроизводстве. Возможность использовать содействующего лица, предоставившего информацию, в качестве свидетеля — это основное преимущество гласного содействия.

Негласное сотрудничество – это сотрудничество с ОРО, при котором эти органы принимают специальные меры для обеспечения тайности факта сотрудничества. Эти меры могут выражаться, например, в легендировании негласного сотрудника (использование вымышленных сведений о личности: вымышленных связей и знакомств лица, вымышленной информации о судимостях, образовании, трудовой деятельности и др.),  в специальных способах и приемах встреч негласного сотрудника с оперативником (например, на конспиративной квартире), в специальных способах передачи информации ОРО и др. (такие меры в первую очередь применяются к лицам, содействующим ОРО в форме агентурного метода сотрудничества). Конфиденциальное сотрудничество наступает с момента договоренности сторон и прекращается  по  желанию одной из них либо при наличии оснований, установленных законом.

Придание гласности сведений о лицах оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе, допускается только с их согласия в письменной форме, за исключением предоставления о них сведений надзирающему прокурору в случаях, требующих их привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21 ФЗ об ОРД[6]).

Негласное  сотрудничество  граждан  с ОРО может осуществляться на контрактной и бесконтрактной основе. При негласном сотрудничестве на бесконтрактной основе оформляется письменное согласие гражданина или согласие фиксируется иным способом (аудиозапись вербовочной беседы). Такое сотрудничество выражается, например, в участии лица в проверочной закупке в качестве «покупателя» наркотических средств, в предоставлении ОРО имеющейся у источника информации, принадлежащих ему служебных или жилых помещений, в консультировании по методике и тактике осуществления оперативно-розыскных мероприятий и т.п.

Сущность контрактной формы сотрудничества заключается в оформлении письменного договора (контракта). Оперативно-розыскной контракт – документально оформленный договор между соответствующим оперативным подразделением (в лице оперативника) и конкретным совершеннолетним дееспособным гражданином со взаимными обязательствами, возникающими в связи и по поводу необходимости реализации целей ОРД и решению ее задач, который влечет определенные юридические последствия для обеих сторон.

Данная форма сотрудничества стимулирует устойчивость отношений, их длительность и гарантию оплаты труда. Эта категория конфидентов выполняет наиболее сложные разведовательно-поисковые функции, например, на объектах налогообложения, в среде лиц, подозреваемых в совершении налоговых преступлений, коррумпированных  чиновников,  в организованных  преступных группировках.

Контракт от имени ОРО подписывают руководители, определяемые ведомственными  нормативными актами. Другой стороной может быть совершеннолетнее дееспособное лицо, независимо от его гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений (ч. 2 ст. 17 ФЗ об ОРД).

Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе депутатов, судей, прокуроров, недееспособных, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных организаций (ч. 3 ст. 17 ФЗ об ОРД[7]). Запрещается всякое негласное сотрудничество адвокатов с ОРО (ч. 5 ст. 6 ФЗ об адвокатуре[8]).

Контракт оформляется в письменной форме и является юридическим фактом, влекущим возникновение специфических оперативно-розыскных отношений.В таком контракте отражается цель сотрудничества (предмет договора), его сроки, взаимные права и обязанности в связи и по поводу решения задач ОРД, условия возмездности, срок действия, условия продления или  расторжения контракта и т.д. В общих положениях указывают, какие обязательства принимают на себя стороны по решению задач ОРД. Специально оговаривают особенности действия сторон. В  частности, конфидент указывает, в чем состоит его содействие при подготовке или проведении ОРМ. Перечень взаимных договорных обязательств индивидуален и зависит от ряда условий: личных качеств конфидента, характера выполняемых им заданий, его реальных возможностей по оказанию содействия и т.п. В контракте запрещается излагать сведения, составляющие государственную тайну.

В этом документе также указывают:

— в какой форме (устно, письменно, в виде образцов документов, изделий и т.д.) конфидент будет предоставлять информацию;

— обязательства ОРО в создании благоприятных условий для выполнения конфидентом заданий, в его обучении и подготовке (специальной, психологической и др.).

— пределы использования результатов ОРД, полученных с участием конфидента, условия о сохранении сведений, составляющих государственную тайну, о которых стало известно конфиденту при сотрудничестве, и т.п.;

— перечисляют обязательства, связанные с обеспечением личной безопасности конфидента, безопасности членов его семьи, близких и др.;

— меры социального обеспечения конфидента и (или) членов его семьи и близких, а также другие обстоятельства в соответствии с ФЗ об ОРД[9] и гражданским законодательством;

— вид, размер и порядок вознаграждения конфиденту за выполнение взятых им обязательств (например, повременная оплата или разовые вознаграждения конфиденту), вместе с тем в контракте может быть предусмотрена и отражена какая-либо иная форма возмездности (например, предоставление работы или помощь в ее приобретении, передача в собственность движимого или недвижимого имущества, выдача соответствующих документов);

— порядок возмещения понесенного в связи с подготовкой или проведением ОРМ материального или морального вреда и др. (например, ограничение какого-либо права конфидента на тот или иной срок после окончания сотрудничества).

Условия и требования к порядку решения договора с конфидентами излагается в нормативных правовых актах точного ОРО. Предусмотренные в договоре повинности и права сторон не обязаны откладывать или же ущемлять те из них, что учтены ФЗ о ОРД (ст. 14, 15, 17 и др.) .Содержание договора обязано быть ясно и недвусмысленно изложено. Как правило, письменный текст договора оформляется в 2-ух экземплярах, подписывается обеими сторонами: конфидентом и управляющим ОРО (причем агент вправе получить 1 из экземпляров контракта). Подписи скрепляются оттиском гербовой печати подходящего ОРО. Действие договора прекращается по прошествии обговоренного срока либо, при наличии основания для преждевременного расторжения, — досрочно.

Преждевременное расторжение договора. Оно допустимо по разным причинам. Стереотипными являются: а) преждевременная реализация цели, из-за которой заключался контракт; б) справедливое изменение своевременной обстановки (заболевание конфидента, утрата им оперативных вероятностей, приобретение конфидентом статуса депутата, арбитры, прокурора, юриста, священнослужителя либо полномочного адепта официально зарегистрированного религиозного соединения и др.); в) несоблюдение критерий договора одной из сторон. Инициировать преждевременное расторжение вправе две стороны. К примеру, конфидент может по своей инициативе расторгнуть договор в случае невыполнения другой стороной 1-го либо нескольких обещаний, предусмотренных договором.

Глава 2. Правовое положение агента при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

2.1. Права агента при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

В зависимости от направления использования конфидентов, т.е. в зависимости от задач, решаемых негласными сотрудниками, условно выделяют оперативное обслуживание и участие в оперативной разработке.

Оперативное обслуживание — создание и использование агентурного аппарата, обеспечивающего получение первичной информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес на обслуживаемой территории, объекте, линии работы, что  должно обеспечить  выявление лиц, подлежащих разработке. Оперативное обслуживание также предлагается определять, как систему мер наблюдения, слежения за объектами с целью своевременного реагирования на негативные изменения оперативной обстановки.

Получения первичной информации достигается правильной, обоснованной расстановкой негласных источников, нацеленной на выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес. Это направление характеризуется экстенсивным вовлечением в негласное содействие граждан. Такие источники, которых принято называть «объектовыми», находятся в стадии ожидания, слежения за оперативной обстановкой. Это стратегическое направление использования лиц для задач ОРД.

Такое содействие обычно негласное, может быть однократным, кратковременным или периодическим, возмездным или безвозмездным. Такое содействие определяется ведомственными нормативными актами как оперативный контакт.  Под оперативным контактом понимается установление негласных отношений с лицами, которые периодически представляют информацию  оперативно-розыскного характера.

Оперативный контакт как разновидность использования конфиденциального содействия граждан  позволяет оперативнику иметь широкий круг информаторов, не обременяя себя формальными требованиями, предусмотренными нормативными актами по отношению к другим категориям негласных сотрудников («контрактным» сотрудникам).

Содействие в форме оперативного обслуживания может перетекать в содействие в форме непосредственного участия в оперативной разработке.

Непосредственное участие в оперативной разработке — использование лиц для фиксации действий проверяемых, разрабатываемых с целью сбора фактических данных, обеспечивающих достижение поставленной цели в рамках конкретного дела оперативного учета. Этот вид содействия еще определяют как использование агентов для получения или реализации информации при ОРМ в отношении конкретных лиц с целью предупреждения, раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести.При этом виде содействия происходит вовлечение конфидентов в решение конкретных задач конкретного дела оперативного учета. Это направление содействия следует считать тактическим. Оно характеризуется, как правило, интенсивным использованием содействующих лиц с четко выраженной целью — сбор фактических данных, обеспечивающих достижение поставленной цели.

Выделяются две формы такого участия — в форме содействия (простая форма конфиденциального содействия) и в форме сотрудничества (сложная форма конфиденциального содействия). В каждой из указанных форм можно выделить наиболее типичные ситуации участия граждан в обеспечении решения задач ОРД.Так, для формы содействия характерно оказание помощи безвозмездно, без контракта, не на постоянной основе (однократно или периодически), как правило, возможна гласная форма содействия.

Примером сотрудничества в этой форме является участие потерпевших в конкретных ОРМ. Например, лицо, у которого вымогается взятка, участвует в оперативном эксперименте по фиксации факта вымогательства и получения взятки, для этого ему могут выдаться технические средства (микрофон, видеокамера и др.). Такое лицо в дальнейшем при допросе в качестве свидетеля по уголовному делу может раскрыть факт сотрудничества. Для этой формы также характерно участие специалиста (т.е. лица обладающего специальными знаниями, которыми не обладает большинство людей) в проведении ОРМ по ДОУ.ОРО могут использовать специалистов для следующих целей:

  • консультативной, справочной помощи;
  • производства исследований материальных объектов;
  • оказания технической помощи оперативным работникам в проведении ОРМ;
  • производства ревизий и аудиторских проверок.

Например, специалист в банковских операциях, работающий в банке сотрудничает с ОРО с целью выявления признаков преступления в банковской сфере: копирует и передает ОРО документы, сообщает информацию о «необычных» операциях и др. Содействовать ОРО может специалист в медицине с целью выявлять преступные нарушения профессиональных обязанностей коллег. При проведении такого ОРМ, как наведение справок о том или ином лице, могут потребоваться самые различные познания — из области медицины, психологии и др. Специалист — участники ОРМ — в дальнейшем, как и оперативник, может быть допрошен по уголовному делу.

Для формы сотрудничества свойственно постоянное долговременное, негласное, контрактное сотрудничество граждан. Для этой формы характерно сотрудничество в форме агентурного метода, т.е. использование граждан, не являющихся сотрудниками ОРО, в качестве агентов. Эти категории негласных сотрудников занимают главенствующее место в процессе обеспечения решения задач по ДОУ. Агентурный метод имеет ярко выраженный разведывательно-поисковый характер, что проявляется  в задачах, которые ставятся перед агентами, и основных положениях работы с ними. Характерные особенности агентурного метода:

  1. Сотрудничество в негласной форме, долговременное, контрактное, часто возмездное;
  2. Задачами агентов, в частности, являются:
  • выявлять лиц, подготавливающих, совершающих, совершивших преступление, входить к ним в доверие и «наблюдать изнутри» за формированием организованных преступных формирований (далее – ОПФ), устанавливать участников таких групп; основная задача негласного сотрудника — перевоплотиться, стать в преступной среде «своим» и  «необходимым» человеком.В этих целях лица, внедренные в ОПФ, могут имитировать преступную деятельность, вплоть до причинения вреда интересам других лиц (ч. 4 ст. 16 ФЗ об ОРД[10]), а в соответствии со ст. 36 Федерального закона от 08.01.1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»[11] им разрешается безлицензионное использование наркотических средств и психотропных веществ.
  • в необходимых случаях оказывать влияние на лиц, участников подготавливаемого преступления в целях склонения их к отказу от преступных намерений;
  • устанавливать способ совершения преступления и ориентировать оперативников на конкретных лиц, могущих быть свидетелями, выявлять предметы и документы и иные фактические данные, имеющие доказательственное  значение, обеспечивать или принимать непосредственное участие в фиксации действий  проверяемых, разрабатываемых в период подготовки или совершения ими преступлений;
  • устанавливать места укрытия и каналы сбыта похищенного имущества и иных ценностей, приобретенных преступным путем, и др.

Основные положения работы ОРО с такими сотрудниками заключаются в следующем:

  • подобрать негласного сотрудника, способного выполнить задание. Например, изучение проверяемых и разрабатываемых показывает, что среди  них есть лицо, которое может быть привлечено к негласному сотрудничеству. Его привлечение и выполнение им заданий есть суть и начало применения агентурного метода. Агент должен располагать сыскными возможностями и обладать соответствующими личными качествами. Он специально готовится для выполнения заданий;
  • разработка легенды и проведение комплекса ОРМ, подтверждающих легенду,  ввод негласного сотрудника в среду проверяемых, разрабатываемых (если он не знаком с ними) и установление с ними доверительных отношений;
  • в период оказания таким сотрудником помощи необходимо принимать меры, обеспечивающие сохранение негласного сотрудника от необоснованного привлечения к уголовной ответственности или расшифровки, т.е. его вывод из среды проверяемых и разрабатываемых.

Информация, полученная от лиц, содействующих ОРО, может использоваться в различных вариантах:

Первый вариант. Информация поступает от анонимного источника и после ее проверки на достоверность и относимость к преступному факту может быть реализована по усмотрению ОРО.

Второй вариант. Информация поступает от негласно сотрудничающего лица, однако такое лицо не желает быть расшифрованным и выступать в качестве свидетеля или расшифровка такого сотрудника опасна для него или нецелесообразна.  В таком случае используется только информация, полученная от негласного сотрудника. Такая информация носит ориентирующий характер.

Третий вариант. Лицо, оказывающее содействие, не возражает (а условия тому способствуют) выступить в качестве свидетеля. Этот вариант соответствует разработанному в теории ОРД направлению документирования — выявлению будущих свидетелей. Задача ОРО в таких ситуациях сводится к обеспечению безопасности такого лица и сведений, которыми он располагает. Здесь возможны две ситуации:

— негласный сотрудник не скрывает своего содействия ОРО, и это должно найти отражение в уголовном деле (например, «покупатель» при проверочной закупке);

— негласный сотрудник допрашивается как свидетель без его расшифровки (ситуация, наиболее распространенная в процессе борьбы с экономическими преступлениями).

Четвертый вариант. Лицо, оказавшее содействие, использовалось как специалист. Этот вариант сопряжен с рядом ситуаций. Например, лицо, оказывающее содействие, провело негласное исследование, результаты которого подтвердили отрабатываемую версию и установили признаки подготавливаемого, совершаемого, совершенного преступления, что послужило основанием заведения дела оперативно-розыскного производства или его реализации. С возбуждением уголовного дела может быть назначена экспертиза по этим же вопросам в установленном уголовно-процессуальным законом порядке. Следовательно, результаты, полученные оперативно-розыскным путем, подтверждаются,  как правило, другим специалистом.

Приведем примеры рассмотренных разновидностей содействия ОРО.

Гласное сотрудничество в виде непосредственного участия в оперативной разработке. ОРО подготавливают или проводят ОРМ, в котором участвует лицо, оказывающее содействие (например, потерпевшие от вымогательства взятки, или «обычного» вымогательства участвуют в оперативном эксперименте для фиксации фактов получения взятки, требований при вымогательстве; участие граждан в проведении негласных проверочных закупках наркотических средств, спиртосодержащих жидкостей и т.п.). При этом содействие лица выражается в виде непосредственного участия в оперативной разработке, носит разовый характер, как правило, безвозмездный характер. Тайность содействия обеспечивается при подготовке и проведении ОРМ. В последующем такое лицо может согласиться выступить в качестве свидетеля на следствии и в суде и раскрыть факт своего сотрудничества с ОРО. Возможно другая ситуация: если в последствии такое лицо становится участником уголовного судопроизводства, например, в качестве свидетеля, он не раскрывает факт содействия ОРО.

Негласноесотрудничество.Перваяситуация.Негласное,безконтрактное,периодическое оперативное обслуживание. Оперативный сотрудник периодически контактирует (встречается) с информаторами в определенной среде (например, подростковые компании, среда предпринимателей), которые сообщают ему о криминально ориентированных лицах из их окружения, о намерениях совершить преступлений, информацию о лицах и обстоятельствах уже совершенных преступлений и др. информацию, имеющую значение для решения задач ОРД. Эта информация дает возможность узнать о ранее неизвестных преступлениях и лицах, подлежащих проверке и разработке. Факт сотрудничества скрывается, содействующие лица не желают, чтобы о фактах предоставления ими информации стало известно, не желают быть свидетелями в уголовном судопроизводстве.

Вторая ситуация, иллюстрирующая негласное, долговременное, контрактное, возмездное содействие в форме агентурного метода лиц, причастных к подготавливаемому, совершаемому либо совершенному преступлению. Пункт 4 ст. 18 ФЗ об ОРД[12] допускает использование содействия лиц из числа членов преступной группы, совершивших противоправное деяние.

Обычно условием такого сотрудничества является непривлечение конфидента к уголовной ответственности, освобождение от такой ответственности или наказания, смягчение ответственности конфидента. Согласно п. 4 ст. 18 ФЗ об ОРД лицо, из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, активно способствовавших раскрытию преступления, возместивших нанесенный ущерб  или иным образом загладивших причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ. Практическая реализация этого положения вызывает трудности. В большинстве случаев они связаны с несогласованностью норм оперативно-розыскного, уголовного и уголовно-процессуального права. Так в законодательстве РФ основания освобождения от уголовной ответственности предусмотрены только в УК (ст.ст. 75, 76, 78, 90, 92 УК, ряд примечаний к статьям Особенной части УК РФ)[13] и УПК РФ (ст.ст. 24-28). Указанные нормы не предусматривают возможности освобождения от уголовной ответственности совершивших преступления членов преступных групп, во всех случаях их содействия ОРО и возмещения причиненного вреда.

При установлении оперативно-розыскных отношений с конфидентом ОРО может взять на себя обязанность ходатайствовать о принятии мер по смягчению приговора этому лицу в случае признания его виновным или по освобождению его от уголовной ответственности, если конфидент выполняет следующие обязательства:

  • сообщаемая им информация должна быть достоверной  и  иметь существенное значение для раскрытия преступлений, подготавливающихся, совершаемых или совершенных группой;
  • данная информация не может быть получена из других источников или ее добывание затруднено;
  • наличие чистосердечного признания во всех совершенных в группе противоправных деяниях и степени личного участия в них.

Основные положения взаимных обязательств должны быть оговорены в заключаемом сторонами контракте. Между тем, следует иметь в виду, что многообразие ситуаций, в которых оказывается лицо, содействующее ОРО, не может быть на все случаи жизни предусмотрено нормами  права. Поэтому при заключении контракта с лицом, являющимся членом ОПФ, при всем том, что ОРО сохраняет за собой обязанность не быть безучастными в решении вопросов о наказании за содеянное, должно быть учтено и оговорено следующее:

— желает ли данное лицо быть расшифрованным и выступить в качестве свидетеля (если оно не принимало участия в подготавливаемом или совершенном преступлении) или готово нести ответственность за содеянное и представляет ли данное лицо возможную жесткую реакцию преступного мира в ответ на его сотрудничество с ОРО. Одновременно сотрудники ОРО должны четко оценить свои возможности по обеспечению безопасности не только  негласного сотрудника, но и его близких;

—  если расшифровка лица недопустима, какие возможности могут быть задействованы ОРО для того, чтобы это лицо могло быть либо полностью освобождено от уголовной ответственности в соответствии с законодательством, либо освобождено от длительного пребывания в местах лишения свободы.

К способам защиты негласных сотрудников от привлечения к уголовной ответственности чаще всего относят: — договоренность негласного сотрудника с лицами, которым он представил информацию, о том, чтобы при расследовании они не упоминали о нем как об участнике преступной группы; прекращение уголовного дела в отношении негласного сотрудника в ходе расследования; выделение материалов на негласного сотрудника в отдельное производство с последующим прекращением

Безусловно, вторая ситуация является более типичной. Однако полностью исключать первую ситуацию не следует, поскольку она реализует принцип сочетания гласной и негласной деятельности. Так, в ранее действовавших ведомственных нормативных актах прямо предусматривалось: в случае если все способы предотвратить подготавливаемое преступление исчерпаны, негласный сотрудник обязан своим личным вмешательством, невзирая на опасность расшифровки, пресечь  данное преступление. Следовательно,  первая ситуация вполне реальна и может иметь место. Необходимо искать пути, в том числе правового, организационно-тактического характера, обеспечивающие решение этой сложной задачи.

2.2. Обязанности агента при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Права и обязанности лица, привлеченного к осуществлению ОРД — это сово­купность обязательств перед оперативно-розыскным органом по осуществлению ОРД и корреспондирующим им предоставленных законодателем возможностей для надлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных оперативно-розыскным законодательством и контрактом (в случае его заключения). Этой совокупностью прав и обязанностей обладают все лица, оказывающие содействие, вне зависимости от формы такого содействия (гласно или негласно).

Содействующие лица, согласно ст.ст. 17 и 18, ч. 4 ст. 16 , ч. 2 ст. 12 ФЗ обОРД[14], ст. 19 ФЗ об ФСБ[15] имеют право:

а)  заключать контракт с ОРО о конфиденциальном сотрудничестве;

б) получать от сотрудников ОРО разъяснения своих задач, обязанностей и прав;

в) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность;

г) получать вознаграждение;

д) право на выбор формы оказания содействия. В случае конфиденциального (негласного) содействия – право на неразглашение сотрудниками ОРО факта содействия ОРО. Так, предание гласности (в т.ч. и сообщение о них судьям) сведений о лицах, внедренных в ОПГ, а также о лицах, оказывающих или оказывавших ОРО содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами;

е) право на «вынужденное причинение вреда»;

ж) право на обеспечение безопасности в связи с содействием ОРО;

з) право получать компенсацию за ущерб, причиненный их здоровью либо имуществу в процессе оказания содействия органам федеральной службы безопасности, другие права в социальной сфере;

Лица, оказывающие содействие ОРО, обязаны:

а) не допускать умышленного предоставления необъективной, неполной, ложной или клеветнической информации (ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД). Сообщение агентом оперативнику информации (в любой форме), в которой изложены заведомо ложные сведения о совершении кем-либо преступления, следует квалифицировать как заведомо ложный донос, а лицо, совершившее это преступление, подлежит уголовной ответственности (см. ст. 306 УК). Кроме того, подлежит правовой оценке ситуация, в которой агент, участвуя в осуществлении ОРМ, может получить достоверные сведения о готовящемся или совершенном преступлении, однако по той или иной причине умышленно скроет их от оперативника. В такой ситуации поведение агента может послужить не только основанием для прекращения с ним сотрудничества, но и при определенных обстоятельствах основанием для его привлечения к уголовной ответственности по ст. 316 УК за укрывательство преступления;

б) не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, и иные сведения, ставшие им известными в процессе оказания содействия ОРО (ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД).

в) соблюдать условия заключаемого с ОРО контракта или договоренности о сотрудничестве;

г) выполнять поручения ОРО, направленные на осуществление возложенных на них обязанностей.

Оперативные работники обязаны изучить личность и деловые качества своих будущих негласных помощников, определить их способности и возможности к специфической деятельности. При этом необходимо выяснить социальные его и психофизиологические качества, наличие реальных возможностей оказывать негласную помощь: профессию, должностное положение, наличие преступного опыта, знание образа жизни преступников, жаргона, его собственную роль в криминальной среде и соответствующие связи и т.п.

При привлечении лица к негласному сотрудничеству важно установить мотивацию сотрудничества, ибо она может выступать непосредственной причиной его поведения. Мотив- это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на достижение каких либо целей удовлетворяющих определенные потребности человека. Механизм мотивации весьма сложен. Он включает в себя потребности, ожидания, стимулы, установки и т.д. Исходной конечно являются потребность, выступающая в форме притязаний и ожиданий. Различные стимулы направлены на удовлетворение потребностей.

Исходя из особенностей негласного сотрудничества, в механизме мотивации может быть потребность не только, а иногда не столько в материальном вознаграждении, сколько ожидании другого рода. Это искреннее желание оказать содействие в разоблачении преступников, «вывести на чистую воду» лиц, орудующих на предприятиях, в организациях, учреждениях. Это могут быть потребности в самореализации (самовыражении), личностные потребности (уважение со стороны других, признание самостоятельности, независимости и т.д.), стремление в определенной мере удовлетворить свои амбиции.

Возможность уйти от уголовной ответственности, данное желание не лишено смысла. Законодательством на основании ч.4 ст. 18 Закона обОРД предусмотрена возможность ухода от уголовной ответственности: «Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным способом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности».

Сам факт привлечения вызывает у лица сложные нередко противоречивые психологические чувства. Чаще всего с одной стороны, он внутренне понимает правильность идей и целей сотрудничества, и они могут совпадать с его мотивацией, с другой — он серьезно сомневается в благовидности, нравственности своего решения и даже нередко боится предстоящей, столь неизвестной и сложной деятельности. Именно в такой ситуации условие конфиденциальности отношений с объяснением лицу его положения поможет в выборе правильного решения.

Среди способов мотивации следует особо отметить и наличие принудительной мотивации, которая основывается на использовании власти и угроз. Воздействие на человека силой данных способов является само по себе безнравственным, а если под их воздействием будет получено согласие, то такое содействие в работе будет весьма краткосрочным, бесперспективным и, в определенной мере опасным, из-за возможности умышленной дезинформации, двурушничества и других негативных последствий. В этой связи не случайно законодатель, настаивает на добровольном согласии лица участвовать в подготовке или проведении ОРМ.

Исходя из мотивации, лиц оказывающих содействие субъектам, осуществляющим ОРД, условно можно классифицировать агентуру на 5 основных психологических видов.

1.) «СПРАВЕДЛИВЫЕ», к ним относятся лица, которые выполняя свой гражданский долг, считают необходимым информировать силовые структуры о лицах занимающиеся противоправной деятельностью. Данная категория лиц, искренне хочет помочь правоохранительным органам в борьбе с преступностью. Но являясь по своей сути людьми честными, не имеющими, как правило, преступного опыта, а соответственно связей в преступной среде, деятельность данной категории лиц является малоэффективной. Это не говорит о том, что помощью этих лиц нужно пренебрегать, ни в коем случае, при желании оказывать содействие субъектам, осуществляющим ОРД рассмотреть данный вопрос.

2.) «БОЛТУНЫ», к ним относятся лица, которые любят хвалиться имеющейся информацией, их самолюбие и завышение собственных возможностей не знает границ. Донесение информации до субъектов осуществляющих ОРД, поднимает их авторитет в их же собственных глазах, по принципу «Ты вот начальник сидишь тут и не знаешь ни чего, а я вот знаешь, про всех все знаю…» Информация такой категории агентов, как правило, носит поверхностный характер, состоит в большинстве своем из сплетен, но иногда и приносит положительный результат, для решения задач ОРД. Вопрос денежного вознаграждения считают второстепенным, финансовой стороне в своей деятельности значение придают, как правило, маловажное.

3.) «КОРЫСТНЫЕ», данная категория агентуры говорит сама за себя из названия. Это лица, имеющие большую «любовь» к деньгам. В независимости от разведывательных способностей и возможностей, данная категория лиц, как правило, имеет определенный процент «двурушников». Здесь нужно указать, что возможно, как нарушение контракта о привлечении в качестве агента. Согласно которому агент должен состоять на оперативной связи у определенного штатного гласного сотрудника осуществляющего ОРД и выполнять его указания, предоставлять ему имеющую информацию о преступлениях. Так и «двурушничестве» в виде полного предательства интересов оперативно- розыскной деятельности.


Страницы: 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф