Страницы: 1 2
ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ЦИФРОВЫХ УСЛУГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
§ 1. Нормативно-правовые основы и регулирование банковской деятельности в условиях цифровой экономики
Важным условием эффективного функционирования и устойчивого развития банковской системы являются объективно отражающие реальные процессы в экономике и обществе нормативно-правовые основы банковской деятельности.
Правовое регулирование банковской деятельности согласно ст. 2 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-ФЗ «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп.)[1] осуществляется Конституцией РФ[2], Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. Именно в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» (ст. 2) определено, что банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков.
Нормативно-правовые и законодательные решения в сфере банковской деятельности необходимы в настоящее время также в связи с тем, что рост экономики базируется на развитии цифровых возможностей.
В декабре 2016 года В.В. Путиным Федеральному собранию было поручено подготовить план развития этой отрасли. Привлекли бизнесменов, финансовых работников и экспертов, была проведена конференция, на которой обсуждались проведенные опыты онлайн-экономики, и было принято назвать данные исследования «Экосистема цифровой экономики России».
6 июля 2017 года была принята программа развития цифровой экономики, основным постулатом этого документа является полная интеграция Российской виртуальной экономики с этой сферой Евразийского экономического союза. Чтобы прогресс информационной экономики был скорейшим, государство планирует создать все технические и финансовые условия. Очень большое внимание и силы вкладываются в развитие телекоммуникационных и компьютерных технологий[3].
В июле 2017 г. Правительством Российской Федерации Распоряжением Правительства Российской Федерации от № 1632-р была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», целями которой являются:
– создавать экосистему цифровой экономики РФ;
– создавать нужные институциональные и инфраструктурные условия;
– устранять препятствия и ограничения для создания и (или) развития высокотехнологического бизнеса;
– не допускать возникновения новых препятствий и ограничений во всех отраслях экономики;
– повышать конкурентоспособность отраслей и экономики в целом.
Цифровая экономика представлена 3 уровнями:
- Рынки и отрасли экономики;
- Платформы и технологии развития рынков и (сфер деятельности);
- Среда развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков (нормативное регулирование, информационная инфраструктура, кадры и информационная безопасность).
Минфин и ЦБ в конце 2017 года представили проекты закона о цифровых финансовых технологиях, устанавливающих определения и базовые подходы к регулированию технологий распределенных реестров и производных от нее криптовалют, их обмена на фиатные валюты и иные активы, а также привлечения финансирования в токенах (ICO – Initial Coin Offering).
Разность в подходах к урегулированию обмена криптовалют между Банком России и финансовым ведомством заключалась в том, что первый предполагал разрешить обмен только в отношении токенов, которые выпускаются на рынок с целью привлечения финансирования. А Минфин, в свою очередь, полагал, что широкое распространение криптовалют и возможное разрешение на их обмен, может привести к тому, что эта процедура будет использоваться в незаконных, нелегальных целях.
19 марта 2018 года стало известно, решение по обмену криптовалют будет принимать Центробанк и что проект закона предусматривает только один вид сделок, которые смогут совершать владельцы цифровых финансовых активов (в соответствии с законопроектом, к ним относятся криптовалюты и токены): на сегодняшний день это сделки по обмену токенов на рубли или иностранную валюту.
20 марта 2018 года в Госдуму были внесены два законопроекта по краудфандингу и по цифровым активам. Предложения в этой сфере неоднократно обсуждались на площадке ТПП РФ. Теперь перед нами стоит задача, помочь обеспечить сбалансированный подход по этим проектам в Госдуме ФС РФ.
В декабре 2018 года на заседании Президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, был утвержден план мероприятий на 2019-2021 гг., которым определены следующие задачи:
— реализовать комплекс мер по совершенствованию механизмов стандартизации;
— сформировать правовые условия в сфере судопроизводства и нотариата в связи с развитием цифровой экономики;
— обеспечить нормативное регулирование цифрового взаимодействия предпринимательского сообщества и государства;
— определить позицию Российской Федерации по вопросам, способствующим развитию цифровой экономики и гармонизации подходов в этой сфере на пространстве ЕАЭС.
— сформировать отраслевое регулирование, необходимое для развития цифровой экономики.
Одновременно с этим планом мероприятий была предусмотрена разработка двух основных концепций:
— концепции комплексного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики;
— концепции организации процесса управления изменениями в области регулирования цифровой экономики[4].
В 2019 году Правительство планирует представить комплексную программу правового регулирования цифровой экономики, внеся в Госдуму в весеннюю сессию 10 законопроектов, касающихся антимонопольного регулирования цифровой экономики, закрепления информации в качестве объекта гражданских прав, определения статуса цифровых технологий в финансовой сфере, включая технологии распределенных реестров.
Таким образом, совершенствование законодательного регулирования цифровой экономики и электронной торговли, в том числе в банковском секторе, в том числе полное признание электронного документооборота, необходимы для перехода к цифровой экономике.
В настоящее время необходима легализация понятий и определений тех вещей, которые уже по факту есть в цифровом мире. Сейчас эта работа ведется в рамках трех законопроектов:
1) Законопроект «О цифровых финансовых активах» (ФЗ) нацелен на регулирование криптовалютной индустрии. В нём описаны такие виды цифровых продуктов и услуг как цифровые финансовые активы, в том числе криптовалюта, токен, смарт-контракт, цифровой кошелек) (см. табл. 2.1).
Таблица 2.1 – Определение цифровых активов
2) Проект Федерального закона «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)»[5] которым регулируются таким цифровые услуги и продукты как краудфандинг (отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий при помощи инвестиционных платформ, и определяет правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования), смарт-контракт; токен инвестиционного проекта.
Термины «токен» и «смарт-контракт» используются в настоящем Федеральном законе в значении, определенном в Федеральном законе «О Цифровых финансовых активах».
3) Изменения в Гражданский кодекс РФ, которые уже прошли первое чтение в Госдуме. Но это только начало, есть еще много сфер, которые должны быть описаны и закреплены в правовом поле в ближайшее время[6].
Итак, можно сделать вывод о том, что сегодня уже активно проводится системная работа по модернизации правового поля — принятие ряда законодательных и нормативных документов. Законодательных – Государственной Думой, а нормативных – Правительством РФ, Центральным Банком. Экономическая безопасность регулируется Федеральным законом
«О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», Письмом Минпросвещения России «О предоставлении сведений о цифровых услугах и системах информационной безопасности в образовательных организациях» и другими нормативно-правовыми документами.
Деятельность коммерческих банков РФ по предоставлению цифровых продуктов и услуг в современных экономических условиях затронут такие нормативно-правовые документы, как Законопроект «О цифровых финансовых активах», Проект Федерального закона «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)», Законопроект Федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», регулируя использование цифровых денег, токенов, криптовалюты, инвестиционную деятельность банков, доступ к информационным ресурсам информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и т.д.
§ 2. Особенности правового регулирования отдельных банковских операций в условиях цифровизации
Прежде чем рассмотреть нормативно-правовое регулирование отдельных банковских операций в условиях цифровизации, необходимо определиться с тем, какие именно банковские операции выполняются в банках на сегодняшний день. Итак, организация деятельности банков обусловлена операциями, которые банк осуществляет и заключается в следующем.
- Оказание банковских услуг в форме перечисления средств от клиента банка другому лицу, в форме расчетов за куплю-продажу ценных бумаг, в форме выдачи кредитов или привлечения вкладов и т.д.
- Банк как расчетный центр и финансовый посредник обслуживает других участников экономической деятельности.
- Деятельность коммерческих банков детально и строго регулируется ЦБ РФ.
Организация работы банка как финансового посредника основано на взаимодействии с клиентами.
Классификация основных банковских операций представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Классификация операций, осуществляемых с физическими лицами коммерческими банками
Спектр операций, предлагаемых банками клиентам, разнообразен. Деление их на основные и дополнительные по обслуживанию физических лиц представлено на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Основные и дополнительные операции по обслуживанию частных клиентов коммерческого банка[1]
Рассматривая организационные аспекты работы виртуального коммерческого банка важно отметить важность предоставления цифровых продуктов и услуг в современных экономических условиях.
В данной модели банка не происходит общения клиента с работником банка реально, а оно определяется разнообразными многоканальными системами предоставления услуг, к которым можно отнести, например, банкоматы, приложения мобильного банкинга и др., именно благодаря им обеспечивается прямой доступ клиентов к банковским услугам независимо от их территориального размещения[2].
Виртуальные банки вполне способны заменять обычные банки, так как они успешно выполняют большинство банковских функций на финансовом рынке страны. Они абсолютно реально осуществляют расчетные операции клиентов и переводы денежных средств, накопительные (депозитные) операции, проводят обменные валютные операции, а также могут осуществлять кредитование как виртуальных, так и реальных субъектов коммерческой деятельности. Необходимо отметить, что в настоящее время большинство этих функций именно виртуальные банки осуществляют быстрее и надежнее, чем обычные банки.
Единственный вид услуг, который не могут самостоятельно оказывать виртуальные банки, – это кассовое обслуживание. Для выдачи наличных денег своим клиентам виртуальные банки используют сеть банкоматов и терминалов, принадлежащих другим банкам или, например, банковскому консорциуму, в который входит данный виртуальный банк[3].
Таблица 2.3 – Модели взаимодействия клиентов с виртуальным банком по сегментам
Преимуществами данных моделей для виртуального банка:
— предоставление банковских услуг без привязки к местонахождению клиента и отделения банка: услуги могут быть предоставлены из любой точки мира, где есть Интернет;
— нет очередей;
— себестоимость оказания банковских услуг ниже за счет экономии на аренде помещений, меньше обслуживающего персонала и т.п.
— использование сети банкоматов;
— повышение лояльности клиентов благодаря удобству использования;
— инновационный имидж банка;
— помощь и консультирование круглосуточно в любой точке мира;
— нет необходимости посещать отделения банка в часы его работы;
— можно получить качественную консультацию ведущих экспертов банка;
— подать жалобу без визита в офис, и др.
В условиях цифровой экономики банковском бизнесе организация работы банка сосредоточена на трех ключевых направлениях деятельности: клиентский опыт, операционные процессы и бизнес-модели (см. рис. 2.2).
Рисунок 2.2 – Организационные направления деятельности банка в условиях цифровой экономики
Клиентский опыт включает в себя совокупность всех ощущений и впечатлений, получаемых клиентом при покупке товаров или услуг. Для оценки таких эмоциональных впечатлений необходимо наладить с клиентом обратную связь, а для того, чтобы управлять ими, следует иметь представление о предпочтениях, моделях поведения и иерархии ценностей тех или иных групп клиентов.
Клиентский опыт (Customer Experience) является инструментом обратной связи в системе интеллектуального анализа данных. Благодаря инициативам по использованию цифровых технологий банковское обслуживания клиентов может быть значительно повышено.
Коммерческие банки предлагают самообслуживание с помощью цифровых инструментов (например, клиентские мобильные приложения), которые позволяют клиенту сэкономить время, при этом происходит экономия денег банка.
Формирующаяся модель банковского бизнеса ориентирована на доставку продуктов клиентам посредством процессингового центра: эта модель основана на цифровом распределении данных в сетевом мире; она сводится к цифровой обработке данных и автоматизированному предоставлению услуг; банковские учреждения нацелены на снижение издержек ради обеспечения минимизации затрат на обработку транзакций.
Бизнес-модели цифрового банка представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Бизнес-модели цифрового банка
Изучив организационные аспекты работы коммерческих банков, происходящие в современных условиях цифровизации экономики по предоставлению цифровых продуктов и услуг, важно сказать, что они отражают внедрение новых финансовых технологий в процесс оказания банковских услуг и появление новых видов цифровых продуктов и услуг, порождаемых реалиями информационного общества.
§ 3. Роль и место Банка России в правовом регулировании банковских операций в условиях цифровизации
Говоря о нормативно-правовых аспектах банковской деятельности в условиях цифровой экономики, отметим, что Центральный банк России не имеет права законодательной инициативы, но принимает активное участие в разработке отраслевых нормативных актов. В 2018-2019 гг. ЦБ РФ сосредоточил внимание на правовом регулировании использования прорывных технологий и их непосредственном внедрении, и развитии на финансовом рынке.
Банк России предлагает развивать финансовую инфраструктуру в рамках реализации программы «Цифровая экономика», причем сам регулятор отводит себе роль координатора задействованных в этом участников финрынка и госструктур. Основные направления развития финансового рынка синхронизированы с программой развития цифровой экономики РФ. Более того, большое количество ключевых направлений, которые содержит документ, вошли непосредственно в «Цифровую экономику», в три основных ее направления. Это правовое регулирование, информационная инфраструктура и информационная безопасность.
В настоящий момент в России наблюдается отсутствие должного законодательного регулирования цифрового банкинга. Российский цифровой банкинг регулируется лишь письмами Банка России, тогда как определение банкинга в современном законодательстве государства не регламентировано. Подобная ситуация чревата тем, что контрольная функция государства в данной области не реализуется в полной мере. Это может привести к развитию мошенничества и появлению острых проблем в области кибербезопасности. Как со стороны клиентов, так и со стороны банков, может наблюдаться злоупотребление отсутствием правил ведения деятельности. Подобная ситуация может привести к ухудшению финансового состояния кредитного рынка, потере кредитной репутации банковского сектора и складыванию негативного эмоционального фона у потенциальных клиентов.
Наряду с вышеизложенной проблемой остро стоит и ранее упомянутая кибербезопасность. Эта проблема является комплексной, поскольку подразделяется на две другие:
— проблема экономической безопасности;
— проблема идентификации личности клиента.
Среди проблем защиты банковской деятельности от угроз внешнего и внутреннего характера в ходе предоставления цифровых продуктов и услуг все более актуализируется необходимость обеспечения охраны финансовых ресурсов, защиты информации и имущества коммерческого банка, создание системы его финансовой безопасности. Кроме этого, банки в своей деятельности нередко сталкиваются с мошенничеством, с нелегальным отмыванием денежных средств, утечкой информации, с нарушением коммерческой тайны, с организованной преступностью и т.д.
К числу основных аспектов проблемы экономической безопасности можно отнести обеспечение и защиту ИТ-инфраструктуры, сохранение целостности и конфиденциальности информации, а также противодействие мошенничеству.
Рассмотрение проблемы идентификации личности следует начинать с самого определения её понятия. Итак, удаленная идентификация – процедура первичного знакомства банка с клиентом, осуществляемая в онлайн-режиме по различным биометрическим параметрам: отпечатки пальцев, голос человека, контуры лица и даже рисунок сетчатки глаз. Данная процедура является достаточно проблематичной по причине недоверия к процессу сбора биометрических данных со стороны клиентов. В этом аспекте также важна проблема безопасной сохранности биопараметров граждан.
Нельзя не принять во внимание возможность случаев внесения в систему данных под чужим именем и совершения злоумышленниками операций под именем другого гражданина.
Следующая проблема внедрения цифрового банкинга состоит в неразвитости инфраструктуры. Несмотря на высокий уровень технологического прогресса, все ещё существуют районы, в которых интернет-соединение слабое или вовсе отсутствует. По этой причине продвижение онлайн-обслуживания в такие районы может быть осложнено. Ситуация ухудшается и технологическим отставанием России от передовых европейских стран на 5-8 лет.
Проблема доверия населения к внедрению цифрового банкинга в повседневную жизнь и готовности к нему. Зачастую прослеживается высокая степень осторожности по отношению к новшествам. Так, например, человек, пользовавшийся традиционным обслуживанием, будет сомневаться в гарантированности сохранения и обеспечения безопасности его личных данных. Также её сущность заключается в низком уровне финансовой и технологической грамотности некоторых слоев населения, которое приводит к отказу от пользования цифровыми ресурсами и средствами связи в пользу аналоговых. Невозможно не учесть и ориентированность высокотехнологических продуктов по возрастным категориям. Внедрение новых технологий предполагает готовность клиента к изменениям и развитию.
Рассматривая современные проблемы внедрения цифровых услуг и продуктов в коммерческом банке, эксперты называют нехватку высококвалифицированных в области финансов кадров одной из основных трудностей в условиях быстрого роста сектора финтехов. Поэтому, по единодушному мнению почти всех респондентов, кредитные организации должны активно взаимодействовать с высокотехнологичными операторами.
Энергично внедряясь на рынок финансовых услуг, небанковские финансовые организации могут разрушить традиционные связи банков с их клиентами и отработанную систему продаж клиенту банковских услуг.
Выводы по 2-й главе
В настоящий момент в России наблюдается отсутствие должного законодательного регулирования цифрового банкинга. Российский цифровой банкинг регулируется лишь письмами Банка России, тогда как определение банкинга в современном законодательстве государства не регламентировано.
Подобная ситуация чревата тем, что контрольная функция государства в данной области не реализуется в полной мере. Это может привести к развитию мошенничества и появлению острых проблем в области кибербезопасности.
Как со стороны клиентов, так и со стороны банков, может наблюдаться злоупотребление отсутствием правил ведения деятельности. Подобная ситуация может привести к ухудшению финансового состояния кредитного рынка, потере кредитной репутации банковского сектора и складыванию негативного эмоционального фона у потенциальных клиентов.
ГЛАВА III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
По данным проведенного компанией E&Y анализа приоритетных инициатив, направленных на развитие финтех-экосистемы в России, определенных по результатам исследования мирового и российского рынков инновационных финансовых технологий и сервисов, наиболее перспективными сегментами цифровизации рынка финансовых услуг являются такие сферы как платежи и переводы, финансирование, страхование и управление капиталом. Все эти услуги оказываются в России финансово-банковскими группами и связанными с ними страховыми компаниями[4].
По результатам анализа в плановой перспективе до 2035 96,3% всех операций в РФ будут совершаться с использованием инновационных технологий для проведения платежей и переводов, до 9,8% всех страховых сервисов будут осуществляться операторам финтех- сервисов для страхования, 36,7% финансирование будет предоставляться с использованием инновационных сервисов для финансирования, 46,1 процентов финансовых активов будут находится под управлением инновационных сервисов.
Вместе с тем для выполнения данных прогнозов требуется наличие и развитие финтех – экосистемы. Финтех – экосистема представляет собой факторов, который делает возможным развитие рынка и повышение использование цифровых технологий, в том числе и в банковской сфере, которая, по оценкам экспертов, является одной из самых динамично развивающихся сфер в направлении цифровизации.
К элементам финтех – экосистемы E&Y относит следующие ее составляющие:
— Технологии;
— Спрос;
— Правовое регулирование;
— Человеческий капитал;
— Доступ к финансированию.
Как видно из данного перечня, правовое регулирование цифровизации, в том числе, конечно, и банковской деятельности.
Прежде чем говорить о проблемах и перспективах правового регулирования банковской деятельности в условиях цифровизации целесообразно рассмотреть основные области, в которых финтех будет развиваться наиболее динамично в периоде до 2035 года.
Начнем с сегмента платежей и переводов, главными операторами которых выступают банковские структуры. Это область наиболее динамично развивается в последнее время как в РФ, так во всем мире. При чем в России темпы данного прироста превышают общемировые (20% в год в РФ после 12% в целом по миру).
При чем в последующие годы в отличие от текущей ситуации, когда этот рост связан, прежде всего, со все большим вовлечением физических лиц в системы электронных платежей, рост должен быть связан с ростом электронной коммерции и торговли в секторе «бизнес бизнесу» (В2В), что, соответственно, создаст потребность компаний в моментальных и дешевых средствах перевода.
Также в настоящее время глобальными предпосылками для роста этого рынка являются следующие:
— Рост проникновения мобильных устройств (смартфонов, планшетов), с помощью которых можно легко осуществить электронные платежи;
— Повышение мобильности населения, особенно трансграничной мобильности;
— Рост за счет охвата населения, не использующего услуги традиционных финансовых институтов.
Прогноз роста платежей и переводов с использованием финтех представлен на рис. 3.1.
Рисунок 3.1. Прогноз объема платежей с использованием финтех сервисов. Источник E&Y, Statista BCG.
Среди проблем в этой сфере следует отметить (1) отсутствие развитой финтех инфраструктуры, включая скоростной Интернет, за пределами крупных городов в РФ и (2) неудобство переводов, связанное с высокими комиссиями при переводе денег между различными банками.
Последняя проблема, безусловно, относится к правовому регулированию к размеру и составу комиссии, взимаемых различными банками пр проведении электронных платежей.
Определенные меры в этом направлении уже приняты Банком России, хотя они и были приняты в связи пандемией коронавируса. Так, с 1 мая 2020 года установлены следующие предельные размеры комиссии при переводе денежных средств через систему быстрых платежей (СБТ):
— до 100 тыс. руб. в месяц без взимания комиссии;
— свыше 100 тыс. руб. в месяц – 0,5% от суммы платежа, но не более 1 500 тыс. руб.[5].
Хочется надеется, что подобная практика ограничений комиссий банков при переводах и платежах сохранится и в будущем.
Следующим одним из наиболее перспективных направлений развития финтеха является финансирование.
На рисунке 3.2. представлен прогноз финансирования с использованием цифровых технологий на период до 2035 года.
Рисунок 3.2. Прогноз финтех финансирования. Источник: E&Y
Как видно из приведенных данных, объемы финтех финансирования в РФ могут возрасти с 1,8 миллиардов долларов США в 2020 г. до 178,6 млрд. долларов США к 2035 году, т.е. более, чем в 99 раз.
Причинами роста популярности финтех финансирования являются такие, как:
— высокие требования банков к заемщикам, нормативы обязательного резервирования самими банками под «плохие» кредиты (активы) делают банковское кредитование малодоступным для населения, а также малого и среднего бизнеса;
— с другой стороны, в условиях очень низких процентов по вкладам в банках, население предпочитает использовать альтернативные источники инвестирования (например, Р2Р кредитование (о нем ниже);
— среди населения растет определенный процент людей «с достатком», ищущих альтернативные способы финансирования, с другой стороны, бизнес ищет новые альтернативные способы привлечения капитала.
Альтернативные традиционным схемы финансирования с помощью финтеха фактически заключаются в различных видах онлайн-финансирования через интернет. Ведущим видом такого финансирования является Р2Р финансирование (более 55% от рынка в целом).
Р2Р финансирование заключается в том, что инвестор дает деньги заемщику через специальную онлайн-платформу (сервис). Р2Р платформы предоставляют определенный сервис по проверке заемщиков и каждая придерживается хотя и собственного, но похожего алгоритма проверки.
При этом, хотя в настоящее время такой рынок в РФ невысок, в будущем ожидается его бурное развитие.
В качестве причин, препятствующих развитию рынка финтех финансирования инвесторы называют как несовершенство автоматических скоринговых моделей для оценки заемщиков, так и регуляторные ограничения. В этой связи как Правительству РФ, так и Банку России в будущем необходимо будет, возможно, пересмотреть необходимые регуляторные ограничения.
В первую очередь здесь следует отметить, что например Закон о цифровых финансовых активах[6], определяющий, например, понятия токентов, криптовалюты, ICO (initial core offering), краудфандинг до сих пор принят лишь в первом чтении, что фактически делает невозможным привлечение финансирования упомянутыми в данном абзаце инструментами.
Связанной отраслью финтеха финансирования является финтех – управление капиталом. Понятно, что развитие цифровых технологий оказывает влияние и на работу управляющих капиталом и финансовых консультантов. Данный эффект в целом заключается в автоматизации процесса управления капиталом и размещению активов, формированию новых рынков инвестиций, а также к повышению эффективности количественной оценки рисков.
На практике это связано с услугами, прежде всего, населению, связанных с роботизацией управление капиталом, формированием инвестиционного портфеля, сервисами для контроля личных финансов. Этот рынок может быть интересен и традиционным банкам, желающим расширить свою клиентскую базу. Роботизация в этом направлении может значительно снизить издержки на управление капиталом, повысить точность технического анализа и исключить человеческий фактор в качестве ошибки. Кроме того, подобная роботизированная форма управления снижает порог для входа на рынок инвестирования.
На рисунке 3.3 представлен прогноз развития финтех сервиса управления капиталом.
Рисунок 3.3 Прогноз роста финтех в области управления капиталом. Источник: E&Y
Хотя данный рынок только зарождается, тем не менее его развитие связано с такими факторами, как:
— низкие проценты по банковским вкладам при склонности значительной части населения к «пассивному инвестированию»;
— значительная доля населения ранее не имевшая ни опыта самостоятельного активного инвестирования и и не имевшая достаточно уровня капитала для входа на рынок.
Есть у данного рынка и свои проблемы:
— недостатки (или полное отсутствие) его детального нормативно-правового регулирования;
— склонность значительной части населения к более традиционным способам размещения капитала, хотя это число будет убывать с связи с ростом числа поколения «миллениумов»;
— непонятно как будут вести себя роботизированные системы в период финансовых и экономических кризисов.
Еще одним рынком для развития финтех систем является страхование, однако мы не будем здесь подробно рассматривать, так как страхование напрямую не относится к банковскому бизнесу.
Рассмотрев вопрос об основных направлений развития финтех технологий, рассмотрим теперь собственно вопрос о перспективах и совершенствовании их нормативно-правового регулирования. По нашему мнению, помимо необходимых федеральных законов так или иначе связанных с цифровизацией и вопросами финтех, главным регулирующим органом в этом отношении должен являться ЦБ РФ.
Информатизация и цифровизация финансового сектора, в том числе и деятельности Банка России оказывает влияние, в том числе, и на возможность оказания государственных услуг в цифровом формате.
Государственная политика является важным фактором развития финтех отрасли. Основными задачами регулирования являются создание благоприятной среды для развития инноваций, контроль рисков и обеспечение эффективного функционирования финансовой системы стран.
При регулировании финтех-отрасли государственным органам необходимо оценивать как возможности, так и риски с нею связанные. С точки зрения реализации возможностей финтеха, основной целью должно быть отсутствие каких-либо препонов для технического развития отрасли, с точки зрения возможных рисков регулирование должно быть связано с минимизацией возможных финансовых рисков для населения.
Государственное регулирование финтех-отрасли должно осуществляться в рамках трех основных направлений:
- создание благоприятных условий для внедрения инноваций, минимизация бюрократических препонов;
- максимальное снижения уровня барьеров для выхода на рынок новых участников;
- поддержка отрасли соответствующими мерами налоговой политики.
Подход в области регулирования, направленный на устранение рисков, связанных с финансовыми инновациями, может ограничить развитие финтех-рынка, то политика регуляторов, ориентированная на рост конкуренции и эффективности финансового сектора, стимулирует новаторство.
Регулирование финтех-рынка осуществляется эффективно, например, в Великобритании, странах Еврозоны и в Сингапуре. Регулирующие органы данных стран наиболее активны в вопросах содействия развитию инновационных финансовых технологий. Они сотрудничают с сообществом предпринимателей и проявляют готовность инвестировать в развитие финтех-центров на своих территориях.
Так, в указанных странах были реализованы проекты по созданию консультативных площадок для коммуникации регуляторов и финтех-компаний (Project Innovate в Великобритании, Группа по финансовым технологиям и инновациям в Сингапуре), реализуются инициативы в области открытого банкинга (PSD2 в ЕС, Open Banking Working group в Великобритании), развития платежной инфраструктуры и создания благоприятного для финтех-стартапов налогового режима.
По оценкам экспертов, инициативы Банка России области финансовых технологий соответствуют мировым трендам, сочетающим взвешенный подход к регулированию рисков инновационных технологий и готовность развивать финтех-инновации. В частности, Банк России совместно с АФТ и АСИ ведет деятельность по ряду приоритетных направлений, которая включает в себя множество инициатив, направленных на создание благоприятной среды для развития финтех-рынка в России.
Начиная со второй половины Во второй половине 2017 года был запущен ряд законотворческих инициатив, направленных на определение правового статуса новых технологий и создание благоприятной для их развития нормативно-правовой среды. Так, началась активная разработка законопроектов в области удаленной идентификации, больших данных и искусственного интеллекта.
Быстрому развитию технологий в России способствовала принятая летом 2017 года программа «Цифровая экономика», согласно которой большинство из указанных технологий имеют статус приоритетных для дальнейшего развития финтех-отрасли.
В рамках реализации положений программы был подготовлен проект Федерального закона «О цифровых финансовых активах». Законопроектом был определен целый ряд понятий, которые уже так или иначе используются в финтех отрасли: криптовалюта, смарт-контракт, технология распределенных реестров, цифровые аккредитивы и закладные, а также определения требований к организациям, ведущим деятельность и привлекающим финансирование на основе платформы блокчейн. Вместе с тем, данный Закон прошел только первое чтение и на настоящий момент времени до сих пор не принят.
В сентябре 2017 года было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере развития технологии распределенных реестров, предусматривающее создание Центра компетенций по новым материалам и прорывным технологиям (основные усилия которого должны быть направлены на технологию блокчейн) на базе НИТУ «МИСиС». Кроме того, в декабре 2017 года Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» анонсировала создание первой в России «блокчейн-коммуны» — площадки для разработки проектов на базе технологии блокчейн и организации образовательных мероприятий.
Технологии больших данных также вошли в перечень приоритетных сквозных технологий в рамках программы «Цифровая экономика».
Технологии искусственного интеллекта и нейротехнологии также включены в список приоритетов согласно программе «Цифровая экономика». В ноябре 2017 года АНО «Робоправо», созданное юристами Dentons, разработало проект Конвенции о робототехнике и искусственном интеллекте. Данный документ объединил в себе все существующие на настоящий момент подходы к регулированию искусственного интеллекта.
Разработанная конвенция была принята на рассмотрение комитетом Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству в первой половине 2018 года.
В декабре 2017 года сервис мобильных бесконтактных платежей Samsung Pay стал доступен для держателей карт «МИР» ряда банков, участвующих в пилотном проекте. Полномасштабная реализация интеграции мобильного сервиса и систем АO «Национальная система платежных карт» (НСПК) будет проведена в 2018 году.
В 2018 году Банк России представил «Основные направления развития финансовых технологий на период 2018–2020 гг.», которые не только коррелируются с предложенными ключевыми мероприятиями, но и предусматривает реализацию мероприятий по ряду инфраструктурных инициатив, таких как создание платформы для регистрации сделок, перспективной платежной системы Банка России, платформы-маркетплейса для финансовых услуг, системы передачи финансовых сообщений и сквозного идентификатора клиента.
Кроме того, отдельное внимание в «Основных направлениях развития финансовых технологий на период 2018–2020 гг.» уделяется прикладным разработкам по применению использования инновационных технологий для повышения эффективности регулирования и надзора за деятельностью участников финансового рынка, а также вопросам безопасности внедрения инноваций.
В последние 2 года были разработало и приняло программные документы, направленные на содействие устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности финансового сектора экономики и принятию соответствующих нормативных правовых актов.
В частности, развитию информационных технологий на финансовом рынке и переходу к цифровой экономике в Российской Федерации способствует реализация таких программ, как:
– Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы[7],
– Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016—2018 годов[8];
– Цифровая экономика Российской Федерации[9],
– Основные направления развития финансовых технологий на период 2018—2020 годов [10];
Стратегия повышения финансовой доступности в Российской Федерации на период 2018—2020 годов[11].
В настоящее время на основе ранее указанных программных документов разработаны и приняты Государственной Думой в первом чтении 22 мая 2018 года проекты федеральных законов:
– «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (о цифровых правах) [12];
– «О цифровых финансовых активах»[13];
– и «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ»[14].
В частности, в законопроекте «О цифровых финансовых активах», как уже отмечалось, определены ключевые понятия, связанные с цифровыми финансовыми технологиями. При этом ключевой идеей данного законопроекта является то, что цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации.
В то же время предусматривается возможность совершать сделки по обмену токенов на российскую и иностранную валюту, но только через специального субъекта — оператора обмена цифровых финансовых активов. Отдельные полномочия в области регулирования обращения цифровых финансовых активов на территории Российской Федерации будут возложены на Банк России.
Выводы по 3-й главе
Основными направлениями развития финтеха в ближайшие годы будут:
— финтех в области платежей и переводов;
— финтех в области финансирования;
— финтех в области управления капиталом.
Банки могут выступить, в том числе, как основателями (стартаперами) таких направлений финтеха как отдельных компаний, так и интегрировать их в свою деятельность.
Государственная политика является важным фактором развития финтех отрасли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Банковские цифровые услуги и продукты весьма разнообразны, однако основным критерием их оказания является технология электронного обслуживания клиента. В соответствии с этим банковские электронные услуги в первом приближении можно разделить на следующие основные виды, каждый из которых представляет собой целый комплекс конкретных услуг:
— услуги, оказываемые с помощью банковских (финансовых) карт;
— услуги дистанционного управления клиентами своими банковскими счетами;
— услуги через Интернет.
Особенностями цифровой услуги в банковском секторе являются:
1) технология электронного обслуживания клиента;
2) идентификация клиента по его биометрическим данным;
3) снижение временных затрат на банковское обслуживание клиента и т.д.
Говоря о перспективах цифровизации в банковской системе, можно сказать, что в будущем это может привести к тому, что коммерческие банки станут полноценными ИТ-компаниями. Например, Сбербанк РФ по словам Г. Грефа уже сейчас позиционирует себя не как банк, а как ИТ компанию.
Цифровая экономика, в том числе в банковском секторе неизбежно приведет к переформатированию рынка труда и трудовых отношений. Без тщательно выверенного и продуманного плана по предотвращению «цифровой безработицы» цифровизация создаст больше проблем, чем решений. Кроме того, возрастают угрозы информационной безопасности частной жизни граждан, в том числе клиентов коммерческих банков.
Ввиду применения различных современных достижений науки и техники, а также растущей роли инновационных технологий в современном мире и непосредственно в банковской сфере, актуальным является вопрос о функционировании виртуального банка как одного из представителей инноваций в банковской сфере.
Нормативно-правовые и законодательные решения в сфере банковской деятельности необходимы в настоящее время также в связи с тем, что рост экономики базируется на развитии цифровых возможностей.
Минфин и ЦБ в конце 2017 года представили проекты закона о цифровых финансовых технологиях, устанавливающих определения и базовые подходы к регулированию технологий распределенных реестров и производных от нее криптовалют, их обмена на фиатные валюты и иные активы, а также привлечения финансирования в токенах (ICO – Initial Coin Offering).
Организация деятельности банков обусловлена операциями, которые банк осуществляет и заключается в следующем.
- Оказание банковских услуг в форме перечисления средств от клиента банка другому лицу, в форме расчетов за куплю-продажу ценных бумаг, в форме выдачи кредитов или привлечения вкладов и т.д.
- Банк как расчетный центр и финансовый посредник обслуживает других участников экономической деятельности.
- Деятельность коммерческих банков детально и строго регулируется ЦБ РФ.
Рассматривая современные проблемы внедрения цифровых услуг и продуктов в коммерческом банке, эксперты называют нехватку высококвалифицированных в области финансов кадров одной из основных трудностей в условиях быстрого роста сектора финтехов. Поэтому, по единодушному мнению почти всех респондентов, кредитные организации должны активно взаимодействовать с высокотехнологичными операторами.
Энергично внедряясь на рынок финансовых услуг, небанковские финансовые организации могут разрушить традиционные связи банков с их клиентами и отработанную систему продаж клиенту банковских услуг.
В настоящее время глобальными предпосылками для роста этого рынка являются следующие:
— Рост проникновения мобильных устройств (смартфонов, планшетов), с помощью которых можно легко осуществить электронные платежи;
— Повышение мобильности населения, особенно трансграничной мобильности;
— Рост за счет охвата населения, не использующего услуги традиционных финансовых институтов.
Итак, инновационное цифровое развитие банковской сферы расширяет свои границы и в обозримом будущем может представлять собой единое цифровое экономическое пространство с широким рынком провайдеров, которыми будут выступать банки.
Основными инновационными направления развития банковской сферы в условиях цифровой экономики является внедрение и применение новых высокотехнологичных решений:
— минимизация наличных платежей клиентов банков;
— внедрение идентификационного комплекса в работу банков;
— полный переход на электронный документооборот;
— повышение уровня защищённости выполняемых через виртуальный и мобильный банкинг транзакций;
— упрощение пользовательского банкинга и расширение спектра дистанционных (виртуальных) продуктов и услуг банков.
Однако в настоящий момент в России наблюдается отсутствие должного законодательного регулирования цифрового банкинга. Российский цифровой банкинг регулируется лишь письмами Банка России, тогда как определение банкинга в современном законодательстве государства не регламентировано.
Подобная ситуация чревата тем, что контрольная функция государства в данной области не реализуется в полной мере. Это может привести к развитию мошенничества и появлению острых проблем в области кибербезопасности. Как со стороны клиентов, так и со стороны банков, может наблюдаться злоупотребление отсутствием правил ведения деятельности. Подобная ситуация может привести к ухудшению финансового состояния кредитного рынка, потере кредитной репутации банковского сектора и складыванию негативного эмоционального фона у потенциальных клиентов.
Основными направлениями развития финтеха в ближайшие годы будут:
— финтех в области платежей и переводов;
— финтех в области финансирования;
— финтех в области управления капиталом.
Банки могут выступить, в том числе, как основателями (стартаперами) таких направлений финтеха как отдельных компаний, так и интегрировать их в свою деятельность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
- Гражданский кодекс РФ (часть вторая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 26 января 1996 года N 14-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018 г.)
- Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» ФЗ от 02 декабря 1990 г. № 395-1: (в ред. от 01 января 2019 г.)
- Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ» ФЗ от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ: (Начало действия документа — 01 января 2018 г.)
- Письмо Минпросвещения России от 29 октября 2018 г. № МР-32/02 «О предоставлении сведений о цифровых услугах и системах информационной безопасности в образовательных организациях»
- Проект Федерального закона РФ «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)». Официальный сайт Центрального банка России.– М., 2019
- Проект Федерального закона Российской Федерации «О цифровых финансовых активах».
- Законопроект о закреплении в гражданском законодательстве цифровых прав внесен в Госдуму .
- Ахметова, А. С. Возможности практического применения технологии блокчейн / А. С. Ахметова // Инновации в науке: научный журнал. –2018. — № 10(86)– С. 15-16
- Баженов, Д. И. Применение технологий Big Data в банковской сфере / Д. И. Баженов, Е. Б. Золотухина // Теория. Практика. Инновации. – 2018. — № 3.
- Банковское дело: учебник / О.И. Лаврушин, Н.И. Валенцева и др.; под ред. О.И. Лаврушина. — М.: КНОРУС, 2016. — С. 23
- Башир, И. Блокчейн: архитектура, криптовалюты, инструменты разработки, смарт-контракты / И. Башир. – М. : ДМК Пресс, 2019. – 538 с.
- Беликова, К. М. Цифровая интеллектуальная экономика: понятие и особенности правового регулирования (теоретический аспект) / К. М. Беликова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2018. — № 8 (99). С. — 82-85.
- Бичева, Е. Е. Электронные деньги как новая форма современного рыночного хозяйства / Е. Е Бичева, М. В. Пономаренко, А. Е. Пивоварова // Аллея Науки. – 2018. — №5(21). – С. 1163-1170
- Быков, А. Ю. Cистема нормативно-правовой базы цифровой экономики в Российской Федерации / А.Ю. Быков. — М.: Проспект, 2017. — 214 c.
- Горбач Н. П. Организация работы коммерческого банка с частными клиентами / Н. П. Горбач // Academy. – 2017. – № 2 (17). – С. 57-60.
- Горда, А. С. Мировой рынок криптовалют: риски и механизмы регулирования / А. С. Горда // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2018. — № 4. – С. 96-104
- Дашибалов М. Б. Современный рынок электронных финансовых услуг / М. Б. Дашибалов // Матрица научного познания. – 2018. – № 6. – С. 36-40.
- Демина, М. И. Две ветви развития банковской системы при использовании blockchain технологий / М. И. Демина, К. Ф. Исайчик // Научный альманах — 2018 — N 3-2(41). – С. 19-24
- Дубов, В. С. Показатели оценки развития цифровой экономики / В. С. Дубов // Наука через призму времени. — 2018. — № 7 (16).
- Евневич, М. А. Клиентоориентированность в цифровой экономике / М.А. Евневич. — М.: Синергия, 2017. — 549 c.
- Евсюков В. В. Информатизации общества и цифровая экономика / В. В .Евсюков, А. И. Коптева, А. В. Капустин, Ю. А. Ильина // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. – 2019. – № 1. – С. 201-206.
- Емельянов Н. В. Сравнительный анализ основных параметров цифровой и аналоговой экономик / Н. В. Емельянов // Синергия Наук. – 2018. – № 26. – С. 142-149.
- Жашуев Т. Н. Банкинг в цифровой экономике / Т. Н. Жашуев, Р. М. Кошмидов, И. С. Иноземцева, А. В. Мещерякова // Материалы Международного студенческого научно-практического форума по финансовой грамотности Волгоградский государственный университет. Курск. – 2018. – С. 8-21.
- Жигас М. Г. Современные тенденции использования цифровых технологий в банковской сфере / М. Г. Жигас, С. Н. Кузьмина // Евроазиатское сотрудничество Материалы международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 77-86.
- Кодашева Г. С. Розничные банковские продукты в цифровой экономике / Г. С. Кодашева // Финансовые инновации в цифровой экономике Сборник материалов Международного круглого стола. – 2018. – С. 126-142.
- Краснушкина, М. Цифровое образование выводят в массы. Растить новые кадры будут технологично / М. Краснушкина // Коммерсантъ. – 2018
- Крылова Е. Б. Внедрение продуктов цифровой экономики в банковской деятельности: преимущества и социально-экономические последствия / Е. Б. Крылова // Моисеевские чтения: Культура и гуманитарные проблемы современной цивилизации доклады и материалы Всероссийской научной конференции. – 2018. – С. 261-265.
- Кудряшов, А. А. Инфраструктура цифровой экономики / А. А. Кудряшов, А. И. Шолина // Актуальные вопросы современной экономики. – 2018. — № 5. — С. 25-32
- Кукушкина О. А. Цифровая экономика как экономика будущего / О. А.Кукушкина // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XIX Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. Пенза. – 2019. – С. 46-47.
- Кукушкина О. А. Цифровая экономика как экономика будущего / О. А.Кукушкина // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XIX Международной научно-практической конференции: в 2 ч.. Пенза. – 2019. – С. 46-47.
- Минин, А. С. Цифровая трансформация в банковской отрасли [Текст] / А. С. Минин // Государственная служба. — 2018. — № 1. — С. 60-63
- Панкратов, И. Ю. Цифровое государство: новая матрица компетенций для цифровой трансформации / И. Ю. Панкратов, Н. В. Свертилова, Е. Н. Лидэ // Государственная служба. – 2018. — № 1. – С. 38-43
- Перечнева, И. Защита данных — защита бизнеса / И. Перечнева // «Эксперт Сибирь». – 2018. — №43-45 (523)
- Першин, А.С. Оценка уровня стандартизации сквозной технологии «больших данных» в Российской Федерации [Электронный ресурс] / А. С.Першин, Ю. И. Коваленко Ю.И. // Молодежный научный вестник. – 2018. — № 1 (26). – С. 107-113.
- Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 1-й Международной конференции (8-9 февраля 2018 г., Москва). — М. : ИПМ им. М. В. Келдыша, 2018. — 174 с.
- Сидоренко, Э. Л. К вопросу о статусе криптовалюты в российском и зарубежном праве [Текст] / Э. Л. Сидоренко // Государственная служба. — 2018. — № 1. — С. 53-59
- Семеко Г. В. Традиционные банка в условиях цифровой революции: проблемы адаптации бизнес-модели / Г. В. Семеко // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: Экономика. Реферативный журнал. – 2018. – № 3. – С. 113-118.
- Стебеняева Т. В. Цифровая экономика и её продукты: особенности социального восприятия пользователями / Т. В. Стебеняева, Т. С. Ларина, А. Н. Знаменская // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – Т. 1. – № 5 (22). – С. 589-597.
- Степанова, О.А. Состояние и перспективы развития национальной платежной системы / О. А. Степанова, Е. А. Сухареева // Вестник ОрелГИЭТ 2018 № 2 (44). – С. 134-137. —
- Сухов С. Н. Основные направления деятельности Банка России в области развития цифровых технологий на финансовом рынке / С. Н. Сухов, С. А. // Научный альманах — 2018 — N 7-1(45).- С. 59-61
- Шайданов Т. Р. Повышение качества банковских услуг в условиях развития цифровой экономики / Т. Р. Шайданов // Иннов: электронный научный журнал. – 2018. – № 6 (39). – С. 47.
- 48 Швейкина В. Е. Роль банков в условиях цифровой революции / В. Е. Швейкина // Факторы успеха. – 2018. – № 1 (10). – С. 118-121.
- Батаев А. В. Инновационные пути развития банковской системы: виртуальные банки / А. В. Батаев // Финансовые решения XXI века: теория и практика / сборник научных трудов 17-й международной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. – 2016. – С. 12-23.
- Ганненко А. В. Виртуальные банки и электронные деньги / А. В. Ганненко, Я. В. Скибина // Информационное общество: современное состояние и перспективы развития / сборник материалов VIII международного форума. – 2017. – С. 296-298.
- Неверова Н. В. О некоторых новеллах правого регулирования функционирования банковской системы Российской Федерации / Н. В. Неверова // Вестник Саратовской государственной юридической академии, 2018. № 1 (120). С. 213-220.
- Пшеничников В. В. Причины, условия и последствия трансформации банковского бизнеса в пространстве цифровой экономики / В. В. Пшеничников // Цифровая экономика и Индустрия 4.0: новые вызовы Труды научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией А.В. Бабкина. – 2018. – С. 375-386.
- Стебеняева Т. В. Цифровая экономика и её продукты: особенности социального восприятия пользователями / Т. В. Стебеняева, Т. С. Ларина, А. Н. Знаменская // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – Т. 1. – № 5 (22). – С. 589-597.
- Трелевская К. А. И. Инновации в банковском секторе как вектор развития экосистемы цифровой экономики России / К. А. И. Трелевская, М. А. Мирошниченко // Экономика знаний в России: от генерации знаний и инноваций к когнитивной индустриализации Материалы IX Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы В.В. Ермоленко, М.Р. Закарян. – 2017. – С. 267-280.
- Чайкина Е. В. Цифровая экономика: новые возможности для банков / Е. В. Чайкина // Экономика и управление: теория и практика. – 2018. – Т. 4. – № 4-1. – С. 43-49.
- Яловик А. В. Понятие виртуального банка / А. В. Яловик, Е. В. Шарковская // Интеллектуальный потенциал XXI века Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. – 2018. – С. 122-125.
- Байназаров Н. Цифровой банкинг – чего мы ожидали и что получили / Н. Байназаров [Электронный ресурс] // Компания Rusbase. М., 2019 – URL: https://rb.ru/story/banking-v-cifre/ (дата обращения: 11.03.2019)
- Банковская система при переходе к цифровой экономике [Электронный ресурс] // Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Справ.-информ. портал. – Электрон. дан. – М., 2019 – URL: https://tpprf.ru/ru/interaction/experts/comments/245746/ (дата обращения: 20.05.2020)
- Булатова Э. И. Необанкинг как инновационная модель развития современных банков / Э. И. Булатова, В. А. Шеин // Казанский экономический вестник. – 2018. – № 1 (33). – С. 54-58.
- Нормативное регулирование цифровой экономики [Электронный ресурс] // Минэкономразвитие России. Справ.-информ. портал.– М., 2019 – URL: http://ar.gov.ru/en-US/menu/default/view/68 (дата обращения: 25.05.2020)
- Цифровая трансформация российских банков // Государство. Бизнес. ИТ. Справ.-информ. портал. – Электронный ресурс. – М., 2019 – URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Цифровая_трансформация_российских_банков (дата обращения: 20.05.2020)
- Цифровой товар – товар или услуга? [Электронный ресурс] //moglobi.ru. Справ.-информ. портал. – Электрон. дан. – М., 2019 – URL: http://moglobi.ru/stati/cifrovoj-tovar-tovar-ili-usluga/main.html (дата обращения: 20.05.2020)
- 10 современных сервисов, сопровождающих выдачу кредитов [Электронный ресурс] // FutureBanking.ru. Что будет актуально для банковского бизнеса в будущем?. Справ.-информ. портал. – М., 2019 – URL: http://futurebanking.ru/post/3433 (дата обращения: 20.05.2020)
- Курс на финтех: перспективы развития рынка в России // [Электронный ресурс]: URL: http://www.ey.com›Publication/vwLUAssets/EY-focusfintechEY (дата обращения: 20.05.2020)
- Пресс-релиз Банка России от 20 мая 2020 года- Банк России утвердил меры по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавируса//[Электронный ресурс]: https://www.cbr.ru/press/PR/?file=20032020_133645if2020-03-20T13_36_08.htm (дата обращения: 20.05.2020)
- Комлев Н. Банковская система при переходе к цифровой экономике / Н. Комлев [Электронный ресурс] // Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Справ.-информ. портал. – Электрон. дан. – М., 2019 – URL: https://tpprf.ru/ru/interaction/experts/comments/245746/ (дата обращения: 20.05.2020)
- Нормативное регулирование цифровой экономики [Электронный ресурс] // Минэкономразвитие России. Справ.-информ. портал. – Электрон. дан. – М., 2019 – URL: http://ar.gov.ru/en-US/menu/default/view/68 (дата обращения: 25.05.2020)
- Познавшие digital. Лучшие онлайн-банки 2018 года [Электронный ресурс] // https://www.forbes.ru. Справ.-информ. портал. – Электрон. дан. – М., 2019 – URL: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/363279-poznavshie-digital-luchshie-onlayn-banki-2018-goda (дата обращения: 20.05.2020)
- Самочетова Н.В. Цифровой банкинг как новое направление развития банковского дела [Электронный ресурс] // Издательский центр «ИУСЭР». Справ.-информ. портал. – Электрон. дан. – М., 2019 – URL: https://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_34/SAMOChETOVA%20N.V.%20(Informacionnye%20i%20kommunikativnye%20tehnologii).pdf (дата обращения: 27.05.2020)
- ЦБ: доля пользователей интернет — и мобильного банкинга в РФ выросла до 45,1% [Электронный ресурс] // Рамблер. Справ.-информ. портал. – Электрон. дан. – М., 2019 – URL: https://finance.rambler.ru/money/40361728/?utm_content=rfinance&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 25.05.2020)
- Цифровой банк: особенности построения и перспективы // Информационно-практический портал «Банкирам». – Электрон. дан. – М., 2019 – URL: http://www.bankiram.pro/2017/04/digital-bank.html (дата обращения: 20.05.2020)
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф