Меню Услуги

Правовое регулирование и проблемы установления страхового стажа для назначения страховых пенсий

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОГО СТАЖА

1.1 Правовое регулирование страхового стажа в процессе формирования системы социального обеспечения

1.2 Понятие, виды и периоды трудовой деятельности включаемые в страховой стаж

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И УСТАНОВЛЕНИЕ СТРАХОВОГО СТАЖА ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ

2.1 Исчисление страхового стажа и его доказательства

2.2 Проблемы и предложения по совершенствованию исчисления страхового стажа в РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. В настоящее время эта тема очень актуальна, поскольку люди следуют своему опыту и заранее готовятся к выходу на пенсию. Проблема большинства населения России в правовой неграмотности и не зная законов, многие люди не знают, что они имеют право на получение пособий, поэтому это редко случается с ранним назначением пенсии.

Прежде всего, страховая пенсия регулируется Федеральным законом «О страховых пенсиях», а также постановлениями Правительства и другими нормативными актами. С изменением уровня жизни в России пенсионное законодательство вносит изменения и изменения, которые затрагивают граждан.

Актуальность этой работы заключается в том, что практически нигде не собираются люди, которые имеют право досрочного выхода на пенсию по старости.
В прежнем пенсионном законодательстве право на раннее назначение страховой пенсии называлось правом на льготную пенсию, которая была назначена учителям, врачам, художникам, пилотами др.

Теперь если страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, то ее называют досрочной страховой пенсией по старости.

Законом предусмотрено более 20 оснований назначения таких досрочных страховых пенсий. По каждой категории лиц, перечисленной в Законе «О страховых пенсиях», утверждены списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей, с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия.

Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций повышению правовой результативности и правового регулирования обязательного пенсионного страхования и способов расчета страховой пенсии по старости.

Степень научной разработанности темы. В последние тринадцать лет вопросам реализации права на пенсию, правоприменительной деятельности, юридическим фактам, определяющим право на пенсию, особенностям рассмотрения пенсионных споров были посвящены диссертации Серебряковой Е.А., Говорухиной Е.Ю., Ерофеевой О.В., Карпуниной Н.А., Казанбековой Д.Р. и др.

Целью данной работы является правовое регулирование и проблемы установления страхового стажа для назначения страховых пенсий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть правовое регулирование страхового стажа в процессе формирования системы социального обеспечения;

— охарактеризовать понятие, виды и периоды трудовой деятельности включаемые в страховой стаж;

— исследовать исчисление страхового стажа и его доказательства;

— анализировать проблемы и предложения по совершенствованию исчисления страхового стажа в РФ.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе назначения пенсий до достижения общеустановленного пенсионного возраста (досрочных страховых пенсий по старости).

Предметом выпускной квалификационной работы выступают правовые условия досрочного назначения страховой пенсии по старости отдельным категориям гражданам.
Нормативной основой выступают следующие источники: Конституция Российской Федерации , Федеральные законы «О страховых пенсиях», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Теоретическая разработанность темы исследования. В качестве источников исследования были использованы такие труды ученых, как Е.С. Аниканова, Г.Д. Должнекова, В.А. Ершова, И.А. Толмачева, М. Л. Захарова, Э.Г Тучкова, Ю.А Михайленко, Е.Е. Мачульской, Е.В. Чупрова, М.А. Сорока, Л.Р. Вульфа.

Эмпирическая основа исследования. Эмпирическую основу ВКР составляют материалы правоприменительной и судебной практики.

Методами изучения данной работы выступают:

1. Анализ правовых основ назначения пенсий по старости, а также результатов научных исследований российских политологов и социологов.

2. Обобщение отдельных фактов, характеризующих специфику пенсионного обеспечения в России.

3. Сравнение различных точек зрения по отношению к процессу регулирования пенсионного обеспечения.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, список использованной литературы.

 

ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОГО СТАЖА

1.1 Правовое регулирование страхового стажа в процессе формирования системы социального обеспечения

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Принятый в рамках очередного этапа пенсионной реформы Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» сохраняет общую концепцию страхового стажа, сформировавшуюся с переходом к системе обязательного пенсионного страхования. Как и в Федеральном законе от 17 декабря 2014 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основе права на пенсионное обеспечение лежит страховой стаж. Дополнительно для установления права на досрочное пенсионное обеспечение выделяется специальный страховой стаж, который служит показателем занятости работника в опасных и (или) вредных условиях труда в течение определенного периода времени. Для оценки пенсионных прав, которые застрахованные лица приобрели своим трудом и иной общественно полезной деятельностью до 1 января 2013 г. (когда был введен в действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), сохраняется понятие общего трудового стажа как базовой величины для определения стажевого коэффициента и расчетного размера пенсии по нормам прежнего законодательства.

Не отрицая страховых принципов в определении стажа, Федеральный закон «О страховых пенсиях» тем не менее вносит ряд значимых корректив в правовое регулирование института страхового стажа. Причиной стала необходимость решения некоторых вопросов, возникших в ходе реализации Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также адаптации пенсионной системы к современным социально-экономическим условиям.

В первую очередь следует отметить восстановление значения страхового стажа для размера пенсионного обеспечения. Новая пенсионная формула учитывает не только сумму перечисленных за застрахованное лицо страховых взносов (как прежняя величина пенсионного капитала), но и продолжительность страхового стажа — за счет суммирования индивидуальных пенсионных коэффициентов, рассчитанных за каждый календарный год стажа.

Прежняя система расчета размера пенсии без учета стажа критиковалась, как «свидетельство пренебрежительного отношения законодательной власти к добросовестным и трудолюбивым своим гражданам и фактически поощрение нелегальной занятости и теневой экономики».

Кроме того, в Федеральном законе «О страховых пенсиях» представлено дополненное определение страхового стажа: «учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж». Таким образом, с 1 января 2015 г. при установлении страхового стажа учитывается не только факт уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за определенный период, но и факт начисления взносов работодателем, который отражается на индивидуальном лицевом счете работника.

Дело в том, что на практике далеко не всегда сумма начисленных за работника страховых взносов соответствует сумме взносов, уплаченных за него в Пенсионный фонд Российской Федерации. Нередко, умышленно или непреднамеренно, в силу финансовых затруднений, работодатели не перечисляют в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы за своих работников, в результате чего образуются недоимки на величину разницы между суммой начисленных и уплаченных страховых взносов. Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации наделены достаточно широкими полномочиями для оперативного восполнения недоимок по страховым взносам. Но следует признать, что даже при нулевом показателе погрешности в ходе взыскания задолженности по страховым взносам сто процентный положительный результат объективно недостижим — вследствие общих факторов, препятствующих исполнению судебных и административных постановлений (банкротство, ликвидация, смерть должника и т.п.). Поэтому введенный Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» порядок установления страхового стажа работника в зависимости от уплаты его работодателем страховых взносов изначально допускал возможное нарушение конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 июля 2007 г. № 9-П указал на недопустимость каких-либо препятствий в реализации пенсионных прав работников, в т. ч. в случае неуплаты или неполной уплаты работодателем страховых взносов за периоды их трудовой деятельности. С этого времени в страховой стаж работников стали включаться все выработанные ими на дату установления (перерасчета) пенсии периоды трудовой деятельности, в т. ч. и те, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались страхователем. Таким образом, корректировка, внесенная Федеральным законом «О страховых пенсиях» в определение страхового стажа, обусловлена необходимостью приведения пенсионного законодательства в соответствие с нормами Конституции Российской Федерации. Тем не менее сохраняется проблема нарушения пенсионных прав наемных работников в тех случаях, когда работодатель не только не уплачивал, но и не производил начисления страховых взносов (не представлялись сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионный фонд России).

Отметим, что введенное новым Законом понятие страхового стажа — исходя из факта начисления и уплаты страховых взносов — следует толковать ограничительно, применительно лишь к одной категории застрахованных лиц — наемным работникам. Такой вывод однозначно следует из системного анализа Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. № 9-П и норм Федерального закона «О страховых пенсиях». В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации говорится о необходимости защиты пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, т.к. они подпадают под угрозу нарушения в связи с ненадлежащим исполнением работодателем обязанностей по уплате страховых взносов. Иные категории застрахованных лиц признаются с точки зрения закона самозанятыми, т.е. самостоятельно обеспечивают себя работой и в связи с этим не зависят в реализации своих пенсионных прав от третьих лиц. Предоставление самозанятым лицам (уплачивающим за себя страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации) права включать в их страховой стаж периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, за которые страховые взносы начислены, но не уплачены, будет способствовать распространению случаев злоупотребления таким правом. В связи с этим в ч. 3 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» введено отдельное правило исчисления страхового стажа для лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и приравненных к ним лиц (глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, а также работающих у физических лиц по договорам) — периоды деятельности таких лиц включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Таким образом, законодатель дифференцированно подходит к определению страхового стажа для различных категорий застрахованных лиц, ориентируясь на их страховой интерес.

Особое социальное значение страхового стажа обусловило не только сохранение, но и дальнейшее развитие правового регулирования «не страховых периодов». Безусловно, позитивно воспринимается норма Федерального закона «О страховых пенсиях» об увеличении суммарной продолжительности периодов ухода за ребенком одного из родителей, которая включается в страховой стаж, с 4,5 до 6 лет. Исследователи обращают внимание на необходимость дальнейшего продвижения социально ориентированной политики в этом направлении (в частности, предлагается продлить «не страховые периоды» в связи с уходом за ребенком до 9 лет в общей сложности, как это предусматривалось в Законе от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»(утратил силу)).

При этом не столь однозначно можно оценить другое нововведение современного пенсионного законодательства — о включении в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. С 1 января 2015 г. вступили в силу соответствующие изменения в статью 29 Федерального закона от 15 декабря 2014 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», которые, по сути, позволяют «покупать» страховой стаж.

Возможность добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию предусматривалась законом и ранее для следующих категорий лиц:

1) граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя;

2) физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании;

3) плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (самозанятые), уплачивающие страховые взносы в фиксированном размере, — в части, превышающей этот размер, но не более установленного федеральным законом максимума;

4) физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию;

5) физические лица, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, — в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя.

Вопросы страхового стажа в данном случае актуальны для 1-й, 2-й, 3-й и 5-й категории (для 4-й категории добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию обусловлено законным интересом в увеличении размера накопительной пенсии).

Как указывалось, выше, условиями для включения определенного периода в страховой стаж являются:

1) выполнение работы и (или) иной деятельности (в т. ч. из перечня законодательно определенных «не страховых периодов»);

2) уплата за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2015 г. — также начисление страховых взносов за наемных работников).

Поскольку до 1 января 2015 г. закон не предусматривал положений о включении в страховой стаж периодов в связи с добровольным вступлением в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, системное толкование норм о страховом стаже позволяло включать в стаж только периоды работы граждан Российской Федерации за границей (1 категория) и работы в качестве самозанятого лица (3 категория), если уплачивались взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Неработающим лицам, указанным в категориях 2 и 5, возможность засчитывать периоды, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в страховой стаж не предоставлялась. Перечисленные на их лицевые счета взносы влияли только на увеличение размера пенсионного обеспечения за счет повышения величины пенсионного капитала.

С 1 января 2015 г. в статью 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» было включено положение о том, что периоды уплаты страховых взносов лицами, указанными выше под категориями 1, 2, 3 и 5, засчитываются в страховой стаж. Тем самым легализована возможность увеличивать продолжительность страхового стажа не посредством трудовой и иной общественно полезной деятельности, а исключительно путем уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Таким образом, особое смысловое наполнение категории «страховой стаж», обусловленное социально значимым страховым интересом, стирается и, по сути, обязательное пенсионное страхование сводится к типичному имущественному страхованию. Понятие страхового стажа для целей обязательного пенсионного страхования возвращается к определению, введенному еще Федеральным законом «Об основах социального страхования»: «суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов».

Тем не менее законодатель не отказывается полностью от концепции назначения пенсионного обеспечения с учетом трудового вклада гражданина в общественное благосостояние. Об этом свидетельствует ограничение на продолжительность стажа, включаемого на основании уплаченных страховых взносов в порядке добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию для неработающих физических лиц (указанных выше под категориями 2 и 5): такой стаж не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости. Тем самым обеспечивается баланс между двумя основными составляющими страхового стажа — занятость и страховые взносы. С одной стороны, страховой стаж не может состоять исключительно из периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, за которые не перечислялись страховые взносы («не страховые периоды» включаются в стаж, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности). С другой стороны, также не допускается, чтобы периоды, оплаченные страховыми взносами, но не включающие трудовой вклад гражданина, полностью составляли его страховой стаж (строго не более половины).

Таким образом, в категориальном определении страхового стажа для целей обязательного пенсионного страхования сохраняется идея компромисса между прежним советским подходом «зарабатывания» стажа собственным трудом, иной деятельностью и современным страховым принципом «финансовых вложений» в стаж.

Поступательное развитие страховых начал в правовом регулировании стажа выразилось также в корректировке содержания специального страхового стажа. Согласно ч. 6 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы в неблагоприятных условиях труда, указанных в п. п. 1 — 18 ч. 1 ст. 30 Закона, с 1 января 2013 г. засчитываются в специальный страховой стаж при условии начисления и уплаты работодателем дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Отсюда следует, что определяющим фактором в определении страхового стажа, дающего права на досрочное пенсионное обеспечение по старости, также становится начисление и уплата страховых взносов работодателем. Специфика таких страховых взносов выражается в их строго целевом назначении и особом порядке исчисления. Обязанность перечисления дополнительных страховых взносов возлагается на работодателей, которые предоставляют рабочие места с опасными и (или) вредными условиями труда. Степень опасности условий труда определяется по результатам специальной оценки условий труда, обязанность проведения которой возложена на всех работодателей. В зависимости от присвоенного по степени опасности класса условий труда устанавливается соответствующий тариф дополнительных страховых взносов.

В итоге категория специального страхового стажа для досрочного пенсионного обеспечения также включается в систему пенсионного страхования: повышенный риск наступления страхового случая (признание нетрудоспособным раньше общеустановленного возраста выхода на пенсию по старости) в связи с занятостью в опасных (вредных) условиях труда обусловливает увеличение страховой премии (суммы перечисляемых за работника страховых взносов). Досрочная пенсия по старости (страховая выплата) назначается лишь при условии страхования работодателем своих работников на случай преждевременной утраты трудоспособности, что и выражает категория специального страхового стажа.

Между тем специальный страховой стаж не зависит от факта начисления и уплаты дополнительных страховых взносов для работников бюджетной сферы, чьи функции имеют особый, социально значимый характер, — учителей, врачей и служащих в театрально-зрелищных организациях. С целью дополнительной материальной поддержки государство устанавливает для обозначенных лиц повышенные гарантии досрочного пенсионного обеспечения посредством сохранения прежнего понимания специального страхового стажа как суммарной продолжительности страхового стажа, выработанного в должностях и учреждениях из перечней, утвержденных нормативно-правовыми актами подзаконного характера.

Анализ актуальных изменений пенсионного законодательства позволяет прийти к общему выводу о ключевом значении категории стажа для определения вектора развития системы обязательного пенсионного страхования на определенном этапе. В зависимости от того, какое смысловое наполнение заложено законодателем в понятие стажа, формируются все остальные условия наступления права на пенсионное обеспечение. Установление на базе принципов обязательного пенсионного страхования концепции страхового стажа приводит к необходимости учитывать степень финансового вклада каждого гражданина в пенсионную систему. Вместе с тем особый, социально значимый характер страхового интереса не позволяет полностью отказаться от исходной функции стажа — выражать объем трудовой и иной общественно полезной деятельности гражданина, претендующего на пенсионное обеспечение в связи с утратой трудоспособности. В итоге правовая политика государства в сфере пенсионного обеспечения беспрестанно лавирует между этими основными постулатами, определяя доминирующим тот или иной в зависимости от складывающихся на соответствующем этапе социально-экономических условий.

 

1.2 Понятие, виды и периоды трудовой деятельности, включаемые в страховой стаж

 

Стаж как важнейший компонент фактического состава, с которым связано возникновение правоотношений по социальному обеспечению, прочно занял свое место в ряду юридически значимых обстоятельств. С наличием стажа определенной продолжительности связывается не только возникновение права на различные виды социального обеспечения (денежные и натуральные), но и исчисление размера денежных выплат. Тенденции развития законодательства о социальном обеспечении показывают, что роль стажа остается значимой и будет впредь оказывать влияние на уровень социального обеспечения граждан. На протяжении последних десятилетий стаж как правовое понятие не остается неизмененным, а демонстрирует новые грани проявления своей сущности.

Начало 2015 г. ознаменовалось вступлением в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» и появлением новелл в действующих законах, которые можно рассматривать как новый этап развития представлений о стаже. Происшедшие изменения демонстрируют повышение юридической значимости стажа в праве социального обеспечения, усложнение данного понятия, появление его новых видовых особенностей. Вместе с тем такое развитие не приводит к формированию общего подхода к пониманию самого стажа и не способствует выделению четких критериев его классификации.

Исследование законодательных новаций представляет научный интерес в контексте более общего анализа современных особенностей понимания стажа для целей социального обеспечения и уточнения его видового разнообразия. В этой связи актуальным представляется обращение к международным правовым актам, содержащим нормы о социальном обеспечении.

Термин «стаж» широко употребляется в международных правовых актах. В частности, он встречается во многих Конвенциях Международной организации труда (далее — МОТ). В конвенциях МОТ не содержится определения понятия стажа. Однако интерпретация содержания данного понятия в его международно-правовом значении, как правило, не различается, поскольку указаны основные признаки данного понятия. Согласно ст. 1 Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952), термин «стаж» означает либо период, в течение которого уплачивались взносы, либо стаж работы, либо продолжительность проживания в данной стране, либо какое-то сочетание этих условий.

Приведенное положение показывает, что в международных правовых актах применяется достаточно объемная по своему содержанию интерпретация понятия стажа. Она включает понимание стажа в его традиционном общем смысле — как продолжительности работы и иной деятельности, так и в особом смысле, который связывается с периодом уплаты взносов и его продолжительностью. При этом необходимо констатировать, что уплата взносов выделяется как специфический критерий, характеризующий понятие стажа. Различные виды стажа могут либо включать данный критерий, либо он может отсутствовать. Исходя из этого, в конвенциях МОТ применяются термины «периоды страхования»; «периоды работы по найму»; «периоды профессиональной деятельности»; «периоды уплаты членских взносов»; «периоды, в течение которых не уплачивались членские взносы».

Специальный смысл понятию стажа придает его понимание в конвенциях МОТ как критерия, определяющего длительность проживания в стране, с которым связывается право на отдельные виды социального обеспечения.

Ввиду того, что правовое содержание понятия стажа является критерием наличия или отсутствия права на различные виды пенсий, пособий, других денежных выплат и непосредственно влияет на исчисление их размеров, необходимо в этой части проанализировать российское законодательство о социальном обеспечении.

Определение стажа как родового понятия в российском законодательстве о социальном обеспечении отсутствует. Отсутствие единого определения стажа не препятствует весьма широкому использованию различных терминов, включающих слово «стаж». В частности, в российском законодательстве о социальном обеспечении встречаются такие термины, как «стаж»; «трудовой стаж»; «общий трудовой стаж»; «страховой стаж»; «стаж на соответствующих видах работ»; «стаж государственной гражданской службы»; «стаж службы (выслуга лет)»; «выслуга лет (трудовой стаж)»; «стаж государственной службы»; «стаж муниципальной службы»; «страховой (трудовой) стаж»; «трудовой (страховой) стаж», «профессиональный стаж» и др. Такое разнообразие терминов при отсутствии четких и однозначных определений большинства понятий, обозначаемых указанными терминами, свидетельствует о недостаточной проработке понятийного аппарата института стажа в праве социального обеспечения. Даже в тех случаях, когда в законах закрепляется легальное определение какого-либо вида стажа, это определение чаще всего не является единым для законодательства о социальном обеспечении в целом.

В последние годы наибольшую юридическую значимость в праве социального обеспечения приобрел страховой стаж. Следует отметить, что термин «страховой стаж» применяется для обозначения данного понятия в общем смысле (без привязки к конкретному виду обязательного социального страхования), а также для обозначения страхового стажа в рамках конкретного вида такого страхования (например, в системе обязательного пенсионного страхования).

В ст. 3 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» сформулировано общее определение: «страховая длина» — общая продолжительность выплаты страховых премий. Согласно ст. 3 Закона о страховых пенсиях «период страхования» — общая продолжительность периодов работы и (или) иных видов деятельности, для которых были рассчитаны и оплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также другие периоды, подсчитанные в страховой период.

Зачастую в действующем законодательстве о социальном обеспечении термином «страховой стаж» обозначается такой вид стажа, как «общий страховой стаж». Следовательно, один и тот же термин «страховой стаж» обозначает три различных понятия.

Наличия в законодательстве формулировки понятия страхового стажа, даже с учетом его разного смыслового наполнения, недостаточно, так как право на досрочное пенсионное обеспечение по старости связано с понятиями «стаж на соответствующих видах работ» и «стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Обе указанные разновидности относятся к такому виду стажа, как «специальный страховой стаж». Данный термин в законодательстве о социальном обеспечении вообще не используется.

Понятие страхового стажа применяется также в институте пособий и иных денежных выплат — это «страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам». Содержание данного понятия раскрывается через перечисление включаемых в указанный стаж периодов.

До 2013 г. право на пенсионное обеспечение определяла установленная продолжительность «трудового стажа» с выделением двух его видов — общего и специального трудового стажа. В современном российском законодательстве о социальном обеспечении понятия «трудовой стаж» и «общий трудовой стаж» по-прежнему применяются.

Если обратимся к понятию «общий трудовой стаж», то увидим следующее.

Во-первых, в ст. 30 Федерального закона от 17.12.2014 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее — Закон о трудовых пенсиях) понятие общего трудового стажа формулируется в целях определения расчетного размера трудовой пенсии для оценки пенсионных прав. Несмотря на то что данное определение начинается со слов: «Под общим трудовым стажем понимается», фактически данное понятие раскрывается через перечисление периодов работы, иной общественно полезной деятельности и других периодов до 01.01.2013, которые включаются в общий трудовой стаж]. Можно было бы согласиться с таким подходом к формулированию понятия, если бы эта статья не содержала два определения общего трудового стажа (п. 3 и 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях). В этой связи проблема неоднозначности понимания общего трудового стажа усугубляется включением различного набора периодов в каждом из определений.

Во-вторых, другое понимание общей продолжительности обслуживания предусматривает новую версию части 2 ст. 13 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 «Об обеспечении пенсий лицам, окончившим военную службу, службе в органах внутренних дел, Государственной пожарной службе, органам контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исправительной системы и их семей «], согласно которой в общий трудовой стаж включаются:

а) трудовой стаж, определяемый в порядке, установленном для назначения и перерасчета государственных пенсий до 2013 г.;

б) страховой стаж, определяемый в порядке, установленном для назначения и перерасчета трудовых пенсий до 2015 г.;

в) страховой стаж, определяемый в порядке, установленном для назначения и перерасчета страховых пенсий Законом о страховых пенсиях. Таким образом, в Законе от 12.02.1993 в общий трудовой стаж включается и трудовой, и страховой стаж].

Следует отметить, что отсутствует не только единое понятие общего трудового стажа. Одним из видов стажа является специальный трудовой стаж, в который, как правило, включаются понятия «выслуга лет» и «стаж государственной гражданской службы». Общего определения понятия «специальный трудовой стаж» законодательство не содержит (данный термин не применяется вообще), как нет и определения понятия «выслуга лет»].

Ряд законов устанавливает особые требования к различным периодам, суммарная продолжительность которых дает дополнительные права по социальному обеспечению отдельным категориям лиц. Например, особую разновидность стажа составляют периоды работы в должностях членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, дающие право на установление доплаты к пенсии этим лицам]. Специфическое юридическое значение имеет стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с которым связано право граждан на получение жилищных субсидий при выезде из указанных районов и местностей и осуществляется определение размера этих субсидий].

До 01.01.2015 в законодательстве о социальном обеспечении право на отдельные виды социального обеспечения не связывалось с конкретной продолжительностью проживания в стране. С указанной даты вступило в силу положение, согласно которому право иностранных граждан и лиц без гражданства на социальную пенсию по старости стало обусловливаться требованием постоянного проживания на территории РФ не менее 15 лет (ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении). Данное законоположение свидетельствует о том, что понятие стажа по российскому законодательству о социальном обеспечении стало более объемным и приблизилось к его международно-правовому пониманию.

Требование постоянного проживания при определении права иностранных граждан и лиц без гражданства на различные виды социального обеспечения и ранее было зафиксировано в законодательстве о социальном обеспечении. Например, в соответствии со ст. 3 Закона о трудовых пенсиях, право на трудовую пенсию имели иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ. Аналогичное положение предусмотрено ст. 4 Закона о страховых пенсиях. Понятие «постоянное проживание» обусловлено получением вида на жительство, что предполагает определенный период проживания в стране]. Однако впервые в ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении установлена минимально необходимая продолжительность проживания в стране, определяющая право на получение конкретного вида пенсии.

Итак, необходимость четкого разграничения различных видов стажа и закрепления в законодательстве соответствующих им дефиниций обусловлены потребностями не только теории, но и практики правового регулирования в сфере социального обеспечения. Недостаточная разработанность в законодательстве понятийного аппарата отраслевого института стажа требует внимания ученых и специалистов как в части формирования общего понятия стажа, так и в части выделения критериев дифференциации различных его видов.

В российской науке права социального обеспечения на уровне самостоятельных исследований вопросы стажа рассматривались Д.Г. Вихровым и А.В. Менкеновым]. Различные аспекты, касающиеся стажа, затрагивались при рассмотрении ряда научных проблем в диссертационных исследованиях и монографической литературе], а также в отдельных публикациях]. Вопросы, связанные с понятием стажа и его классификацией, находят отражение в учебниках и учебно-методической литературе по праву социального обеспечения].

Определения стажа, содержащиеся во многих учебниках и научных публикациях, свидетельствуют о том, что авторы, как правило, используют термин «трудовой стаж» в качестве обобщающего, собирательного понятия. Формулировки определений различных видов стажа чаще всего совпадают с их легальными определениями либо имеют небольшие отличия. В составе общего понятия «трудовой стаж» выделяется такой его вид, как «страховой стаж».

С указанным подходом к пониманию трудового и страхового стажа сложно согласиться. Между понятием трудового стажа, сформировавшимся в советский период развития науки права социального обеспечения, и современным понятием страхового стажа имеются весьма существенные различия. Понятие страхового стажа (в отличие от трудового стажа — общего и специального) связано с уплатой страховых взносов, и это — важнейший отличительный признак. Страховой стаж — не просто периоды работы и иной деятельности, с которыми связано право на различные виды социального обеспечения, а еще и уплата в течение этих периодов страховых взносов. Поэтому данный вид стажа следует рассматривать не как вид трудового стажа, а как самостоятельный вид стажа в праве социального обеспечения.

Закон о страховых пенсиях предусматривает, что в страховой стаж могут засчитываться отдельные периоды (военная служба, периоды ухода за малолетними детьми и др.), в течение которых не осуществляется уплата страховых взносов в Пенсионный фонд. Но этот же Закон содержит условие, согласно которому либо до соответствующего периода, либо после него должен быть период работы или иной деятельности с уплатой страховых взносов. Кроме того, за счет средств федерального бюджета Пенсионному фонду компенсируются расходы, связанные с зачетом указанных периодов в страховой стаж. Средства федерального бюджета учитываются в качестве своего рода «страховых взносов» за отдельные не страховые периоды и определяют пенсионные права отдельных категорий граждан, которые в этом случае приобретают статус застрахованных лиц.

Отграничение понятия страхового стажа от трудового стажа позволяет показать их различную правовую природу, разные юридические последствия наличия того или иного стажа. При этом не имеет значения тот факт, что многие периоды, указанные в законе, могут включаться как в страховой, так и в трудовой стаж. Определяющим фактором для приобретения права на отдельные виды социального обеспечения в первом случае является уплата страховых взносов (работодателем за застрахованное лицо либо самим застрахованным), а во втором — отсутствие такой обязанности либо отсутствие юридического значения уплаты взносов (даже если она осуществляется).

Учитывая положения международных правовых актов и следуя тенденции охвата общим понятием стажа всех периодов, с которыми связываются правовые последствия в праве социального обеспечения, можно сформулировать общее определение стажа.

Опыт в законодательстве о социальном обеспечении как юридически значимом обстоятельстве (юридический факт) — это общая продолжительность работы и другие виды деятельности с выплатой страховых взносов или без них, другими установленными законом периодами, а также в установленных случаях, период проживания в страна, если право связано с указанными периодами по различным видам социального обеспечения и (или) влияет на размер соответствующих денежных выплат.

На основе этого определения предлагается классификация опыта, согласно которой продолжительность обслуживания делится на три основных типа:

1) стаж работы;

2) стаж работы;

3) период проживания.

В каждом из основных видов выделяется общая и специальная продолжительность службы. Специальный опыт может иметь более дробное внутривидовое разделение, в зависимости от конкретных периодов, которые определяют право на различные виды денежных выплат или которые влияют на получение отдельных естественных видов безопасности.

Таким образом, проблема более широкого подхода к пониманию стажа и выработке критериев его классификации, являясь в основе своей теоретической, имеет непосредственный выход на правоприменительную практику. Научно обоснованная разработка понятийного аппарата института стажа в праве социального обеспечения на основе общего понятия стажа будет способствовать преодолению разобщенности и бессистемности законодательства о социальном обеспечении, исключению случаев дублирования терминов и понятий. Позитивным результатом этого будет совершенствование содержания правовых норм и практики их применения.

Существуют различные типы пенсий. Поэтому необходимо указать, какая пенсия участвует в том или ином разговоре, потому что каждый из них имеет свои особенности. До 1 января 2015 года накопительная часть трудовой пенсии не была независимой. Теперь это отдельный вид пенсии, который регулируется отдельным Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»]. Положения настоящего Закона вступили в силу с 1 января 2015 года и уже работают.

Накопительная пенсия представляет собой ежемесячный денежный платеж, чтобы возместить застрахованным лицам заработную плату и другие платежи и компенсации, утраченные ими в связи с возникновением нетрудоспособности по старости, рассчитанной на основе суммы накопленных пенсионных накоплений за особую часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительную пенсию застрахованного лица на день уплаты накопительной пенсии. Несмотря на распределение накопительной пенсии в отдельной форме, она по-прежнему предоставляется только тем, кто имеет право на получение страховой пенсии.

Страховая пенсия теперь также регулируется специальным Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон о страховых пенсиях), большинство из которых вступили в силу с 1 января 2015 года.

Страховая пенсия представляет собой ежемесячный денежный платеж, чтобы возместить застрахованным лицам заработную плату и другие уплаченные им выплаты и льготы в связи с возникновением инвалидности из-за старости или инвалидности, а также инвалидам страховой семьи — заработной плате и другие выплаты и льготы кормильца, утраченные в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которые определяется в соответствии с условиями и правилами, установленными Законом о страховых пенсиях. В то же время предполагаются случаи неспособности к труду и потери заработной платы и других платежей и вознаграждений в таких случаях и не требуют доказательств].

Вопросу пенсионного обеспечения граждан России посвящены не только два вышеуказанных Федеральных закона, как может показаться на первый взгляд. Пенсионное обеспечение затрагивает многие слои современного общества, поэтому эти аспекты пенсионного обеспечения затрагивают многие нормативные правовые акты, начиная от Конституции Российской Федерации, в которую заложены основы всего российского законодательства, и раскрываются и конкретизируются в Кодексах (ТК РФ], НК РФ]) и целом ряде специальных законов: Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении», Федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании», Федеральном законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»], Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральном законе «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»], Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законе РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и т.д.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Итак, вернемся к разговору о страховой пенсии. Она, в свою очередь, тоже подразделяется на несколько видов:

1) пенсия по старости;

2) пенсия по инвалидности;

3) о страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Право на пенсию по старости составляет для мужчин, достигших 60-летнего возраста, и женщин, достигших 55-летнего возраста. Страховая пенсия по старости назначается, если существует опыт страхования по крайней мере 15 лет, и если существует коэффициент индивидуальной пенсии не менее 30.

Приведенный перечень требований приведен в Законе «О страховых пенсиях». Однако эти требования вводятся в действие постепенно. Для назначения страховой пенсии по старости наличие 15-летнего страхового стажа будет необходимо для выходящих на пенсию после 2024 г.

Для 2015 г. необходим страховой стаж в размере 6 лет, для 2016 г. — 7 лет, для 2017 г. — 8 лет и так далее по нарастающей до 2024 г.

Возникает вопрос: «Каков срок службы?» Мы отвечаем: опыт страхования — это общая продолжительность периодов работы и (или) другая деятельность, для которой были рассчитаны и уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации при определении права на страховую пенсию и ее суммы, а также других периодов, засчитываемых в период страхования.

Потребность в индивидуальном пенсионном коэффициенте (PKI) не менее 30 лет, а также требование о 15-летнем страховом опыте вводятся постепенно.

С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается, если имеется индивидуальный коэффициент пенсии не менее 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 для достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. В то же время, необходимая стоимость индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется в день достижения 55-летнего возраста у женщин и 60 лет в мужчинах и при назначении страховой пенсии по старости до достижения указанной возраст — в день тановления этой страховой пенсии.

Мы видим еще один термин, требующий уточнения — индивидуальный пенсионный коэффициент. Этот параметр отражает относительные единицы пенсионных прав застрахованного лица к страховой пенсии, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых премий к страховой пенсии, предназначенной для ее финансирования, продолжительности страхования, а также провал определенного периода с момента получения страховых пенсий.

Проще говоря, окончательный PKI — это сумма денег на страховую часть пенсии, лежащую на вашем счете в Пенсионном фонде, поделенная на конец 2014 года до 64,10 и переведенная в коэффициенты, а сумма, полученная в коэффициентах 2015 года умноженное на коэффициент увеличения исчисления страхового пенсионного страхования или оставшегося в отставке оставшегося в живых, если таковые будут использоваться при расчете.

Годовой ИПК представляет собой отношение поступивших с вашего дохода в Пенсионный фонд взносов к максимально возможной сумме взносов в Пенсионный фонд, умноженное на 10, либо в случае, если период приравнивается к страховому, — уже указанное в законе или подзаконном акте значение.

Скажем, что на вашем счету лежало уже 20 000 руб., а стаж позволяет вам выйти на пенсию 31 декабря 2015 г. В 2015 г. вы получали много и суммарный доход оказался выше облагаемого взносами дохода уже в ноябре. Получается, что итоговый ИПК равен 20 000 / 64,10 + 7,39 (или 4,62, в зависимости от того, отчисляете ли вы взносы и на накопительную пенсию): 312,01 + 7,39 (4,62) = 319,4 (316,63).

Сразу же мы даем определение стоимости пенсионного коэффициента. Это параметр стоимости, который учитывается при определении размера страховой пенсии, отражающей отношение суммы страховых взносов к финансовой безопасности страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году и общей суммой индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий. Эта величина ежегодно пересматривается Правительством Российской Федерации. В 2014 году стоимость ПКИ составила 64,10 рубля, в 2015 году — 71,41 рубля.

Право на пенсию по страхованию по инвалидности несет гражданин из числа застрахованных лиц, признанных инвалидами инвалидами I, II или III групп в порядке, установленном законом. Страховая пенсия в этом случае устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового случая застрахованного лица, продолжения работы и / или другой деятельности инвалида, а также о том, произошла ли инвалидность в течение периода работать, до входа на рабочее место или после окончания работы.

В случае полного отсутствия у инвалида продолжительность страхового периода — пенсия по социальной инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2014 года № 166-ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Право на получение страховой пенсии за потерю кормильца предоставляется инвалидам семьи умершего кормильца, которые были его иждивенцами (за исключением тех, кто совершил преступный акт, повлекший смерть кормильца и установленный судами). Для одного из родителей, супруга или других членов семьи указанная пенсия назначается независимо от того, были ли они или не были зависимы от умершего оставшегося в живых. Семейство пропавшего лица, оставшегося в живых, равно семье умершего кормильца, если недостающее отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Инвалидами членов семьи умершего оставшегося в живых являются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего оставшегося в живых, которые не достигли 18-летнего возраста, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, которые учатся в очной форме обучения в основных образовательных программах в организациях которые осуществляют образовательные мероприятия, в том числе иностранные организации, расположенные за пределами территории Российской Федерации, если направление обучения проводится в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания такого обучения, но не дольше, чем это достигается 23 года или дети, братья, сестры и внуки умершего выжившего старше этого возраста, если они инвалиды до достижения 18-летнего возраста. В этом случае братья, сестры и внуки умершего кормильца признаны инвалидами членам семьи при условии, что у них нет трудоспособных родителей;

2) один из родителей, супруг или дед, бабушка умершего кормильца, независимо от возраста и недееспособности, а также брат, сестра или ребенок умершего выжившего, достигшие 18-летнего возраста, если они занимаются уходом за детьми , братья, сестры или внуки умершего кормильца; которые достигли возраста 14 лет и которые имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца и не работают;

3) родители и супруг умершего оставшегося в живых, если они достигли возраста 60 лет и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) или инвалиды;

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 лет и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) или являются инвалидами, в отсутствие лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны для их поддержки.

Члены семьи умершего кормильца признаются зависящими от него, если они были в полном объеме или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Зависимость детей умерших родителей принимается и не требует доказательств, за исключением того, что указанные дети, объявленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, полностью способны или достигли возраста 18 лет.

Родители-инвалиды и супруг умершего оставшегося в живых, которые не зависят от него, имеют право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, если они потеряли источник средств к существованию, независимо от времени, которое прошло с момента его смерти.

Неотложные члены семьи умершего оставшегося в живых, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получили пенсию, имеют право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

Удостоверения имеют право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети — наравне с коренными детьми. Несовершеннолетние, имеющие право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

Отчим и мачеха имеют право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и удерживали пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Падчеришка и падчерица имеют право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца вместе со своими детьми, если они были на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового периода кормильца из числа застрахованных лиц, а также причины и времени начала его смерти. В случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица продолжительности службы или в случае, если инвалиды, подвергшиеся уголовному наказанию, совершают смерть кормильца и устанавливаются в суде, социальная пенсия за утрату кормильца устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О резерве Государственного пенсионного фонда в Российской Федерации».

Таким образом, существует несколько типов пенсий, и они регулируются различными законами. Настоящий Федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривает следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

1) пенсия для длительного обслуживания;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) социальная пенсия.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2