2.3 Оформление результатов медико-социальной экспертизы
Медико-социальная экспертиза проводится непосредственно по заявлению самого гражданина или его законного представителя, которое подается в бюро и в письменной форме с приложением для направления на медико-социальной экспертизы, выдающаяся организацией, которая оказывает лечебно-профилактическую помощь и медицинских документов, подтверждающие нарушение здоровья.
Романовский Г.Б поясняет, что в самом проведении медико-социальной экспертизы гражданина могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных и внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующей области[1].
Решение о признании гражданина инвалидом, либо об отказе в признании его инвалидом принимается большинством голосов специалистов, которые проводили медико-социальную экспертизу на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, который проходил медико-социальную экспертизу или его законному представителю, в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро и специалистами принимавшими решение, а затем все заверяется печатью. Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или преобращаются к нему.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, которые касаются иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке. В юридической литературе относительно судебной практики обжалования решений бюро медико-социальной экспертизы отмечается, что в большинстве случаев из-за юридической безграмотности отсутствует достаточная доказательная база и необходимая аргументация, которая должна быть выстраиваться вокруг следующих обстоятельств:
— доказательство наличия симптоматики болезни или увечья;
— доказательство имеющихся синдромов и установления факта болезни или увечья;
-доказательства наличия и выраженности инвалидизирующих синдромов;
— выявление расстройств функций организма и степени их выраженности, а также связи этих расстройств с инвалидизирующими синдромами;
— выявление связи между расстройствами функций организма и видами ограничений жизнедеятельности, доказательство факта инвалидности, ее причины;
— доказательство необходимости в реабилитации, ее объем и виды[2].
Порядок проведения медико-социальной экспертизы указывает только на однотипный подход: она должна урегулировать деятельность соответствующих публичных органов, а также учреждений, но, не предоставляя корреспондирующих прав гражданам, а, также, не предоставляя им эффективного механизма защиты нарушенных интересов. Вероятнее всего, из-за этого система медико-социальной экспертизы часто представляет повод для медийного внимания. Понятно, что гражданам сложно самостоятельно бороться против возможных нарушений своих прав. Выход видится, во-первых, в активации специализированных правозащитных организаций, занимающихся защитой прав пациентов; во-вторых, в активизации саморегулирования в сфере здравоохранения. Во втором случае повышается не только автономия врача, но и его персональная ответственность за выданное им заключение.
Сходство формулировок причин инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты.
Присвоение статуса инвалида детям занимает до четырех месяцев. При этом также проводится экспертиза МСЭ, на которую направляет лечащий врач.
Детям не присваивается никакая степень инвалидности, то есть, нет степеней тяжести.
2.4 Порядок обжалования решений бюро Медико-социальной экспертизы
Существует два способа обжаловать решения медико-социальной экспертизы – административный и судебный. Выбор способа обжалования зависит только от усмотрения гражданина и от типа бюро медико-социальной экспертизы, решение которого будет обжаловаться.
Административный порядок обжалования решения бюро медико-социальной экспертизы предполагает пересмотр решения, вынесенного бюро медико-социальной экспертизы, вышестоящим бюро МСЭ.
Решения районных и городских бюро МСЭ обжалуются в главное бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту РФ, решения главного бюро МСЭ — в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы. Срок подачи жалобы на решение районного или городского бюро медико-социальной экспертизы составляет 1 месяц с даты вынесения решения.
Жалоба на решение медико-социальной экспертизы подается либо в бюро МСЭ, которое проводило медико-социальную экспертизу, либо непосредственно в главное бюро МСЭ.
В первом случае бюро МСЭ, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления должно направить его со всеми имеющимися документами в главное бюро МСЭ. В течение 1 месяца со дня поступления заявления гражданина главное бюро МСЭ проводит его медико-социальную экспертизу.
При удовлетворении жалобы уполномоченное на ее рассмотрение бюро МСЭ обязано выдать заявителю все требуемые при установлении инвалидности документы не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством РФ.
В свою очередь решение главного бюро МСЭ также может быть обжаловано в течение 1 месяца с даты его вынесения в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы. Письменное заявление об обжаловании может быть подано либо в главное бюро МСЭ, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы.
В случае обжалования гражданином решения главного бюро МСЭ главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту РФ, с согласия гражданина, может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро МСЭ. В течение 1 месяца со дня поступления заявления об обжаловании Федеральное бюро МСЭ проводит медико-социальную экспертизу гражданина и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
Порядок судебного обжалования решения бюро медико-социальной экспертизы регулируется Гражданским процессуальным кодексом РФ. Обжалование осуществляется в форме подачи искового заявления в районный (городской) суд по месту нахождения бюро медико-социальной экспертизы, чье решение обжалуется.
Гражданский процессуальный кодекс РФ предусматривает также возможность обращения в суд прокурора от имени гражданина, чьи социальные права нарушены. Прокурор вправе по заявлению от такого гражданина обратиться в суд с исковым заявлением в его интересах об оспаривании решения бюро медико-социальной экспертизы.
Решение, вынесенное судом по результатам рассмотрения искового заявления, вступает в законную силу в течение месяца с даты его изготовления в окончательной форме, если не была подана апелляционная жалоба. В случае обжалования решение суда вступает в законную силу с момента вынесения судом апелляционной инстанции определения об оставлении решения без изменения.
Решение Федерального бюро медико-социальной экспертизы, возможно, обжаловать только в судебном порядке.
Решение главного бюро медико-социальной экспертизы по субъекту Российской Федерации возможно обжаловать в Федеральном бюро медико-социальной экспертизы или обжаловать решение в судебном порядке.
Решение бюро или филиала бюро медико-социальной экспертизы по субъекту Российской Федерации, возможно, обжаловать в главном бюро медико-социальной экспертизы или в судебном порядке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инвалидность является одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и характеризует нарушение взаимосвязей человеком-инвалидом и обществом.
Медико-социальная экспертиза один из видов медицинской экспертизы. В соответствии со ст.7 Федерального закона от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» МСЭ – это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Целью медико-социальной экспертизы является установление структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Правовое регулирование осуществление медико-социальной экспертизы достаточно важный аспект в изучении деятельности медико-социальной экспертизы.
Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но и в определенной степени касаются жизни общества, зависят от множества социальных и экономических факторов, можно констатировать, что их решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной плоскости, что во многом определяет государственную социальную политику. Существующая в настоящее время нормативная правовая база не обеспечивает должной объективности в установлении инвалидности и назначения реабилитационных мероприятий, что сказывается на качестве медико-социальной экспертизы.
В связи с этим большое значение приобретает медико-социальная экспертиза, занимающаяся установлением степени выраженности нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальных последствий, к которым приводят заболевание, травма или дефект, а также реабилитация, способствующая сохранению здоровья и трудового потенциала, уменьшению тяжести инвалидности или ее предотвращению.
Реабилитация является неотъемлемой частью медико-социальной экспертизы. Становление реабилитации как цельного и непрерывного процесса, активно использующего механизмы государственной и общественной деятельности, исторически связано с дифференциацией и развитием различных социальных служб, призванных оказывать материальную и моральную помощь лицам, потерявшим трудоспособность. Связь между ними носит многосторонний и соподчиненный характер, поскольку в процессе реабилитации наиболее эффективно реализуются государственные цели, например здравоохранения и социального обеспечения, которые приобретают конкретное значение как существенные элементы того или иного этапа системы реабилитации.
Таким образом, медико-социальная экспертиза за годы своего существования превратилась в государственную систему, деятельность которой направлена на улучшение здоровья народа, сохранение трудоспособности, снижение или устранение имеющихся ограничений жизнедеятельности, профилактику заболеваний, повышение материального благополучия, улучшение условий труда и быта, максимальную интеграцию больных и инвалидов в общество.
Цель работы достигнута, задачи работы выполнены.
Библиографический список
- «Декларация о правах инвалидов» (Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СПС Гарант
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СПС Гарант
- Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» // СПС Гарант
- Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // СПС Гарант
- Постановление Правительства РФ от 06.08.2015 № 805 Гл. № 3. Ст. № 15 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом» // СПС Гарант
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. N 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (с изменениями и дополнениями)// СПС Гарант
- Постановление Правительства РФ от 29.03.2018 N 339 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом»// СПС Гарант
- Т.Е. Абова, Л.В. Андреева, Е.Б. Аникина Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: в 3 т. (постатейный) 2006. Т. 2. 1192 с.
- Акатнова М. Субъекты права на социальное обеспечение в международных актах и законодательстве России Человек и труд. 2009. N С. 19.
- Блинков Ю.А., Ткаченко В.С., Клушина Н.П. Указ. соч. С. 67.
- Больницкая А.Н / Инвалиды и Общество. / Мониторинг общественного мнения 4 (122) (июль-август .2014 года).
- Голуб, Д.В. Практика обжалования решений бюро медико-социальной экспертизы в судах / Арбитражный и гражданский процесс. 2003 год. №9. Ст.33-34.
- Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения: Учебник. М., 2010. С. 2694.
- Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (постатейный) (Грачева Т.Ю., Пучкова В.В., Корнеева О.В., Вахрушева Ю.Н.)
- Коробов М.В., Помников В.Г., ред. Справочник по медико-социальной экспертизе и реабилитации. СПб: Гиппократ; 2010 год.
- Овсюк А.М. Конвенция ООН о правах инвалидов — важный договор для защиты уязвимых групп населения. («Юрист-международник», 2007, № 3)
- Понятовская О. Уважение прав и достоинства Социономия. Приложение журналу «Социальная защита». 2008. № 9. С. 18.
- Романовская, О.В. Саморегулирование в сфере здравоохранения // Менеджер здравоохранения. 2013 год. №4. Ст. 13-19.
- Чернова О.А. Коновалова Я.С., Ильницкий А.Н., Лебедев И.В. // Исторические и медико-социальные аспекты пребывания пожилых людей в домах престарелых / Электронный журнал Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6.
