Страницы 1 2
ГЛАВА 2.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВЫПЛАТЫ
ПОСОБИЙ СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ В ГКУ
«СОЦЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ПО
КОВЫЛКИНСКОМУ РАЙОНУ РМ»
2.1. Краткая характеристика и организация работы
ГКУ «Соцзащита населения по Ковылкинскому району РМ»
Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Ковылкинскому району Республики Мордовия» создано путем изменения типа существующего государственного учреждения «Социальная защита населения по Ковылкинскому району Республики Мордовия» в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 15 ноября 2010 г. N 437 «Об изменении типа существующих государственных учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения Республики Мордовия в целях создания государственных казенных учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения Республики Мордовия».
Полное официальное наименование Учреждения Государственное казеное учреждение «Социальная защита населения по Ковылкинскому району Республики Мордовия». Сокращенное наименование Учреждения — ГКУ «Соцзащита населения по Ковылкинскому району PM».
Учредителем Учреждения является Республика Мордовия. Учреждение находится в ведении Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия в соответствии с его компетенцией.
Учреждение является юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Мордовия, законами Республики Мордовия, указами и распоряжениями Главы Республики Мордовия, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Мордовия, нормативными правовыми актами органов государственной власти Республики Мордовия и настоящим Уставом.
Учреждение является некоммерческой организацией, созданной Республикой Мордовия для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций на территории муниципального образования Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия в целях обеспечения реализации гарантированного государством права граждан на социальную защиту и оказание государственных услуг населению в сфере социальной защиты населения, а также оказание социальных услуг в сфере социального обслуживания населения.
Основными задачами Учреждения являются:
— осуществление единой эффективной государственной политики в сфере социальной поддержки, социального обслуживания населения;
— защита конституционных прав граждан Республики Мордовия в сфере социальной поддержки, социального обслуживания населения;
— предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям населения, создание условий, обеспечивающих повышение уровня жизни населения, адресную социальную помощь, в том числе на основании социального контракта, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
— реализация государственной региональной политики в отношении семьи и детей в целях создания условий для реализации семьей ее функций, улучшения качества жизни семей с детьми, обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних.
Предметом деятельности Учреждения является:
— предоставление гражданам в пределах компетенции Учреждения государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством;
— оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в государственной поддержке, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия;
— обеспечение прав граждан на социальное обслуживание.
Целью деятельности Учреждения является обеспечение реализации гарантированного государством права граждан на социальную защиту, социальное обслуживание и оказание услуг населению в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения.
В соответствии с основными задачами Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:
— организует исполнение нормативных правовых актов в пределах своей компетенции;
— рассматривает обращения граждан и юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию Учреждения;
-обеспечивает выполнение законодательства Российской Федерации и Республики Мордовия в сфере социальной поддержки, социального обслуживания населения на территории Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия в пределах полномочий Учреждения;
— организует реализацию государственной социальной политики в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения Республики Мордовия;
— обеспечивает безопасность информационных ресурсов, работу по программному обеспечению и по вопросам защиты информации;
— развивает формы и виды социального обслуживания с учетом потребностей населения и готовит предложения и технико-экономические обоснования по улучшению социального обслуживания населения;
— организует проведение обследования материально—бытовых условий проживания семей и граждан, нуждающихся в государственной социальной помощ.
В ГКУ «Соцзащита населения по Ковылкинскому району РМ» насчитывается 5 отделов:
— отделение срочной социальной помощи;
— социальная служба по назначению МСП;
— социальная служба по выплате МСП;
— социальная служба по работе с клиентами;
— отдел бухгалтерского учета.
Каждый из отделов выполняет определенную работу, в пределах своих компетенций.
Начальник отдела руководит всей деятельностью отдела, несёт ответственность за результаты этой деятельности, за состоянием трудовой дисциплины в отделе; представляет интересы отдела в отношениях с другими структурными подразделениями района и организациями; распределяет должностные обязанности между работниками отдела, утверждает их должностные инструкции, даёт обязательные для исполнения указания и распоряжения и контролирует их исполнение; обеспечивает выполнение планов работы отдела, направляет и контролирует работу работников отдела; вносит предложения по назначению, перемещению и увольнению работников отдела, поощрениям и взысканиям; создаёт условия для нормальной организации труда сотрудников отдела; подписывает служебную документацию в пределах компетенции отдела. Работники отдела являются муниципальными служащими и на них распространяется действие трудового законодательства с учётом особенностей Закона «О муниципальной службе в Республике Мордовия».
Рассмотрим деятельность основных отделов.
Социальная служба по назначению МСП. Основные задачи отдела:
— организация приема граждан и назначение мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;
— консультирование семей по вопросам назначения всех видов пособий;
— оказание гражданам, вне зависимости от из возраста, остро нуждающихся в социальной поддержке, помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности;
— подготовка и реализация районных целевых программ.
Функции отдела:
— организация работы по приему граждан, учету обращений граждан и их своевременное рассмотрение, а также их направление для рассмотрения в соответствующие отделы;
— обеспечение своевременного предоставления отчетов в министерство социальной политики;
— организация работы по правильному и своевременному назначению пособий, компенсационных выплат, субсидий и иных мер социальной поддержки, установленных законодательством в отношении семей с детьми;
— участие в проведении районных комиссий, созданных для решения вопросов в области социальной поддержки отдельным категориям граждан;
— участие в разработке районных целевых программ в области социальной поддержки, социального обслуживания и иных вопросов социальной политики;
— информирование и консультирование граждан по вопросам социальной поддержки и социального обслуживания населения в рамках действующего законодательства Российской Федерации, Республики Мордовии и нормативных правовых актов района, в том числе через средства массовой информации.
Социальная служба по выплате МСП. Основные направления деятельности отдела является назначение, выплата и целевое расходование государственных средств, направленных на предоставление государственных пособий и гарантий гражданам, имеющим детей.
Государственные пособия в ГКУ «Соцзащита населения по Ковылкинскому району РМ»:
— ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;
— ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 3 лет;
— ежемесячная денежная выплата на третьего и (или) последующего ребенка;
— ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно;
-пособие на ребенка до 16 (18) лет в Республике Мордовия.
2.2. Порядок назначения и выплата пособия гражданам, имеющим детей
В праве социального обеспечения неоднократно предпринимались попытки сформулировать понятие пособий семьям с детьми как самостоятельного вида пособий. С одной стороны, пособия на детей являются разновидностью пособий и, следовательно, содержат в себе родовые черты пособия как одного из важнейших видов социального обеспечения. Действующим законодательством РФ предусмотрены федеральные и региональные пособия на детей [30,с.27] .
В России установлена система государственных пособий гражданам, имеющим детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Рассмотрим порядок назначения и выплату пособий гражданам, имеющим детей в Республике Мордовия в территориальном подразделении ГКУ «Соцзащита населения по Ковылкинскому району РМ».
В ГКУ «Соцзащита населения по Ковылкинскому району РМ» предоставлены следующие государственные пособия гражданам, имеющим детей:
— ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;
— ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 3 лет;
— ежемесячная денежная выплата на третьего и (или) последующего ребенка;
— ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно;
-пособие на ребенка до 16 (18) лет в Республике Мордовия.
Порядок назначения и выплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет на ранних сроках беременности
1 июля 2021 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №1037 от 28.06.2021, которое устанавливает точный порядок назначения ежемесячного пособия беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности до 12 недель [17].
Ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в ранние сроки беременности, назначается при условии наличия беременности сроком не менее 12 недель и выплачивается за период, начиная с месяца постановки на учет, но не ранее наступления шести недель беременности, до месяца родов, прерывания беременности включительно – в случае обращения за указанным пособием в течение 30 дней с даты постановки на учет.
Закон №151 от 26.05.2021 вносит изменения в федеральные законы о выплатах семьям и утверждает новое ежемесячное пособие беременным, вставшим на учет в ранние сроки, которое начали выплачивать с 1 июля 2021 года[11]. Данная ежемесячная выплата приходит на смену выплачиваемому ранее единовременному пособию.
Согласно данному Постановлению, беременная женщина сможет получить пособие при соблюдении условий:
-срок беременности от 6 недель на дату подачи заявления;
-женщина встала на учет по беременности в женской консультации в срок до 12 недель (ранние сроки);
-дата постановки на учет пришлась на период с 1 июля 2021 и позже
-среднедушевой доход ниже прожиточного минимума на душу населения в регионе;
-соблюдаются ограничения по количеству жилой и нежилой недвижимости.
Для получения данного пособия, женщине необходимо соблюдать все условия одновременно. Например, если женщина встала на учет на 21 неделе беременности, то пособие ей не назначат, даже если соблюдены другие условия.
Порядок назначения и выплат пособий семьям на первого ребенка до 3 лет
Ежемесячные компенсационные выплаты на период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет. Пособие на детей до 3 лет в России входит в систему мер соцподдержки семей, имеющих одного или нескольких несовершеннолетних детей. Воспользоваться правом на уход в указанный отпуск может не только мама ребенка, но и иные близкие родственники (например, отец малыша). Одновременно с реализацией права на отпуск по уходу за ребенком можно получать ежемесячное пособие, размер которого утвержден на федеральном уровне. Ежемесячное пособие на ребенка — это вид социальной помощи семьям с детьми, правила выплаты установлены Федеральным законом от 28.12.2017 № 418-ФЗ. С 2020 года в силу вступает закон о новом детском пособии по уходу за детьми до 3 лет [11].
С 1 января 2020 года можно получить ежемесячное пособие на первого и второго ребенка. Условие — ребенок должен быть рожден в 2018 году или позднее и быть гражданином РФ. Срок получения пособия — до дня, когда ребенку исполнилось 3 года.
До 2020 года на ребенка после полутора лет переставали выплачивать пособие и заменяли его на 50 руб. в месяц от работодателя. В настоящее время пособие в 50 рублей полностью отменено для детей, рожденных 1 января 2020 года и позднее.
Еще одно условие — доход. Получат выплаты только семьи, у которых доход на одного человека ниже двух прожиточных минимумов трудоспособного населения, установленных в субъекте РФ.
Все денежные выплаты до 3 лет делятся на: Декретные до 1,5 лет. Пособие с 1,5 до 3 лет. Декретные выплаты до 3 лет выплачивается из средств ФСС. Имеют право на поддержку: работающие застрахованные граждане; безработные; нетрудоспособные; студенты, обучающиеся по очной форме; ИП; лица, которые остались без работы в связи с прекращением деятельности работодателя.
Ежемесячное пособие рассчитывается от размера дохода за последние 24 месяца, предшествующих году, в котором мать ушла в декретный отпуск. Величина обеспечения составляет 40% от средней зарплаты за 2 года. Если в семье несколько детей до 1,5 лет, то выплаты складываются, однако их сумма не превышает полного объема среднего заработка за последние 2 года.
Семьи с низкими доходами могут получать ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка до момента достижениями детьми возраста 3 лет. Для последующих детей это пособие законом не предусмотрено. Очередность рождения детей устанавливается по матери. Она же выступает заявителем. Пособие назначают в заявительном порядке на один год. Каждый год выплаты необходимо продлевать.
Пособие назначают при одновременном наличии следующих условий:
— ребенок имеет гражданство РФ;
— он рожден или усыновлен после 1 января 2018 г.;
— родители и ребенок постоянно проживают на территории РФ;
— ребенок не находится на государственном обеспечении, а его родители не лишены родительских прав;
— доход семьи не превышает двукратный прожиточный минимум региона.
Документы для оформления пособия на ребенка до трех лет:
-справка с места работы о доходах за последние 12 месяцев, если родитель безработный можно предоставить сведения о получении пенсии или стипендии, справка о выплате пособия по безработице, сведения о получении пособия по беременности или временной нетрудоспособности и так далее;
-свидетельство о рождении или усыновлении;
— документы, подтверждающие гражданство родителя и ребенка;
— паспорт родителя;
— реквизиты счета для перечисления средств.
На первого ребенка выплаты производят из средств федерального бюджета, а на второго – из средств материнского капитала. Если маткапитал уже израсходован, то в назначении пособия откажут.
Выплаты прекратят при достижении ребенком возраста 3 лет или исчерпании средств маткапитала. В случае если к моменту исполнения ребенку 3 лет семья по-прежнему будет считаться малоимущей, то у нее появится право обратиться за пособием на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.
Порядок назначения и выплат пособий семьям по уходу за детьми от 3 до 7 лет. Правительство утвердило новые правила для пособий от 3 до 7 лет, которые будет меняться в зависимости от доходов и имущественной обеспеченности семьи [18]. Выплату на детей от трех до семи лет вправе получать семьи, у которых размер среднедушевого дохода не превышает регионального прожиточного минимума. Очень важно будет и то, получает ли семья, которая претендует на пособие, доход. Важно, чтобы он был не нулевым.
Кроме того, для назначения пособий по-новому оценят нуждаемость семьи в деньгах, ее сбережения и имущество. Отметим, что правила выплаты пособий на детей от 3 до 7 планируют упростить. Пособия назначают с учетом комплексной оценки нуждаемости и правила нулевого дохода. У взрослых членов семьи должен быть заработок. Если доходов не было, это должно быть по объективным жизненным обстоятельствам.
Региональные власти вправе установить дополнительные ограничения. В расчет берут 100 процентов от среднего заработка независимо от стажа. Согласно Постановлению Правительства Республики Мордовия от 7 мая 2020 г. N 271 «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно» Правительство Мордовии определило порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно [21].
Установлено, что ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2021 г., до достижения ребенком возраста 8 лет.
Ежемесячная выплата предоставляется в 2021 году за прошлый период начиная со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ней последовало не позднее 31 декабря 2020 г.
В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно ежемесячная выплата осуществляется на каждого ребенка.
Малообеспеченные семьи, чей среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума на душу населения, могут получать такое пособие на каждого ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Пособие назначается на условиях:
— ребенок и хотя бы один из родителей имеют гражданство РФ и проживают в России;
— выплата осуществляется на ребенка, которому исполнилось 3 года после 1 января 2020 года и до достижения им возраста 7 лет;
— среднедушевой доход в семье не превышает прожиточного минимума на душу населения, установленного в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением указанной выплаты;
— у родителей должен быть источник дохода либо уважительные причины его отсутствия (правило нулевого дохода);
— имущественная обеспеченность семьи не должна превышать установленную правилами назначения пособия;
-ежемесячная выплата осуществляется со дня обращения за ее назначением;
— в случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно ежемесячная выплата осуществляется на каждого ребенка (в том числе опекаемых детей).
С 2022 года за выплатой нужно обратиться не позднее 6 месяцев со дня достижения ребенком 3 лет. В остальных случаях ежемесячная выплата осуществляется со дня обращения за ее назначением.
Выплаты на детей от 3 до 7 лет включительно будут назначаться только семьям, чей среднедушевой доход не превышает прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Мордовия. На каждого ребенка будет выплачиваться 50% регионального прожиточного минимума для детей.
Для назначения выплаты необходимо подать заявление в учреждение социальной защиты по месту жительства.
Документы для получения пособия на ребенка от трех до 7 лет:
— паспорт родителя-заявителя;
— свидетельство о рождении ребенка;
— свидетельство о заключении (расторжении) брака;
— сведения о доходах;
— сведения о получаемых пособиях и иных мерах социальной поддержки (например пособие по безработице, получаемых пенсиях);
— реквизиты счета для перечисления средств.
Назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка до 16 (18) лет в Республике Мордовия
На региональном уровне есть выплата на детей от 0 до 16 лет включительно, которая адресована всем малоимущим семьям. Требования к получателям и ежемесячные суммы устанавливаются нормативным актом субъекта РФ.
Ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет в Республике Мордовия выплачивается из регионального бюджета. В отдельных случаях срок выплаты пособия может быть продлен до 18 лет. Обычно устанавливают базовый и повышенный размер пособия. Для получения повышенного пособия потребуется предоставить подтверждающие документы (например, документы матери-одиночки или о неполучении алиментов).
Сумма пособия зависит от возможностей бюджета региона. В целом, это небольшая ежемесячная выплата, которая назначается органами на основании заявления родителя или законного представителя.
Получать ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет могут лица, которые воспитывают детей указанного возраста. Кроме того, семья должна относиться к категории малоимущих, то есть ее доход должен быть ниже прожиточного минимума. При этом 16 лет – это не крайний возраст, когда выплата прекращается, получение пособия производится и позже.
Чтобы получить детское пособие до 16 лет необходимо предоставить полный комплект документов:
— заявление – указывается просьба о назначении выплат и счет в банке;
— паспорт родителя-заявителя;
— свидетельство или паспорт ребенка, иногда дополнительно потребуется справка об установлении отцовства в судебном порядке;
— справка о доходах на каждого члена семьи, ее можно взять у работодателя, в ПФР – для пенсионеров, если человек является безработным, требуется выписка из Центра Занятости;
— справка о составе семьи, где указано, что малыш проживает совместно с вами;
— справка об обучении из школы или иного заведения, выдается руководителем.
Выплата пособия прекращается по достижению ребенком предельного возраста, установленного законом, переезд на постоянное место жительства за пределы региона, а также превышение среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение выплаты.
Назначение и выплата ежемесячного пособия на третьего ребенка в Республике Мордовия г. Ковылкино
Ежемесячная выплата на третьего ребенка до достижения им возраста трех лет выплачивается в регионе соответствии с региональным законодательством, принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» [21].
В соответствии с Указом N 606 ежемесячную денежную выплату рекомендуется устанавливать нуждающимся в государственной поддержке семьям в размере определенного в регионе прожиточного минимума для детей в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, а Правительству поручено осуществлять софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств регионов, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по стране [21].
На 2021 год регион вошел в Перечень регионов с низким уровнем рождаемости (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2018 г. N 1747-р), в отношении которых согласно Указа N 606 будет осуществляться федеральное софинансирование расходных обязательств по выплате ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), как составляющей системы мер по стимулированию семей к рождению третьего ребенка [21].
Право на получение ЕДВ появляется при рождении третьего или последующего ребенка, имеющего российское гражданство, у российских граждан, при условии, что среднедушевой доход семьи ниже величины среднедушевого дохода на душу населения в регионе.
Расчет среднедушевого дохода семьи осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2003 N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», а также региональным законодательством в этой сфере.
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи для оказания им государственной социальной помощи, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512.
ЕДВ назначается и выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных детских пособий, установленных в соответствии с региональными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Назначение и выплату ежемесячной выплаты на третьего ребенка ведут Управления социальной защиты населения по месту жительства.
Согласно изменениям, с 2020 года ежемесячную выплату будут получать семьи, в которых среднедушевой доход на одного члена не превышает 19 тыс. 828 руб. Пособия будут предоставляться пока ребенку не исполнится 3 года. Но родителям придется каждый год подавать новое заявление о его назначении. Предлагаемые меры окажут влияние на демографическое поведение.
Для оформления пособий нужно потребуются следующие документы:
— паспорт заявителя (мамы);
— паспорт отца (для некоторых заявлений);
— свидетельства о рождении каждого из детей;
— для некоторых заявлений – СНИЛС детей и родителей;
— справка о доходах родителей (если мама в декрете, то только отца);
— справка с места работы второго родителя о том, что он не получал это пособие.
В Республике Мордовия средства бюджета, помимо перечисленных выше пособий, выделяются на оказание следующих мер поддержки семей с детьми. В соответствии с указом президента РФ № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», многодетным семьям (всем членам семьи) во всех субъектах России. Каждый регион устанавливает дополнительные льготы.
Многодетным семьям в Республике Мордовия предоставляются следующие региональные льготы:
1) ежемесячная денежная выплата на оплату лекарственных препаратов для детей до 6 лет в размере 189 рублей;
2) ежемесячная денежная выплата на транспортные расходы учащимся общеобразовательных организаций (школ, лицеев, гимназий) в размере 144 рублей;
3) прием детей в дошкольные образовательные организации в первую очередь;
4) право на приобретение электронного проездного билета для бесплатного проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном сообщениях на территории Республики Мордовия;
5) ежемесячная денежная компенсация в размере 30 процентов расходов на оплату коммунальных услуг, за исключением транспортных услуг для доставки топлива;
6) право на бесплатное посещение один день в месяц музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.
Пособия на ребенка в Республике Мордовия г. Ковылкино выплачиваются с целью оказания поддержки малоимущих и многодетных семей, а также ради улучшения демографической ситуации в регионе, где уровень рождаемости оставляет желать лучшего.
2.3. Анализ проблем правового регулирования назначения и выплаты пособия семьям, имеющим детей
В Республике Мордовия существует ряд законодательных актов, на основании которых осуществляется назначение и выплаты пособий:
1) Закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающих в Республике Мордовия»;
2) Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [7];
3) Постановление Правительства РФ от 03.11.94 № 1206 «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан»;
4) Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 481 «О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших, пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы»;
5) Федеральный закон «О государственной поддержке многодетных семей». Таким образом, организационно-правовой механизм в Республике Мордовия реализуется через многие аспекты: федеральные законы, указы и распоряжения, социальные программы, которые обусловливают ряд пособий и льгот для стабилизации демографической и социально-экономической ситуации
В ГКУ «Соцзащите населения по Ковылкинскому району PM» существует ряд проблем, связанных назначением и выплатой ежемесячного пособия на детей, что порождает, в свою очередь, трудности на практике.
— очень много споров вызывает закрепленное право на пособие за каждым ребенком до достижения им 16 лет, региональные законодатели Республики Мордовия не учли нормы Конвенции о правах ребенка, в которых ребенком признается лицо, не достигшее 18-летнего возраста;
— не предусмотрено повышение размера пособия с учетом взросления ребенка, так как с его ростом семья несет повышенные расходы на его содержание, то есть не дифференцируется величина пособия в зависимости от возраста ребенка;
— размеры пособий не дифференцируются в зависимости от очередности рождения детей и остаются крайне низкими;
— проблема не получении социальных пособий обусловлена тем, что молодые семьи часто распадаются, и, не имея возможности предоставить при этом в отдел пособий и социальных выплат решений суда о взыскании алиментов, соглашение об оплате алиментов, справки о заработной плате супруга, по причине неведенья, где находятся нерадивые родитель, в связи с угрозой бывших супругов расправы, если супруга подаст на алименты и часто бывший супруг попросту не имеет заработка, чтоб оплачивать алименты.
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, связано с пособием по беременности и родам. Однако по целевому назначению его нельзя отнести ни к пособиям, компенсирующим заработок работника, ни к пособиям, которые можно было бы расценить как материальную помощь гражданам в силу его низкой суммы.
Исследование проблем в обеспечении семей с детьми в ГКУ «Соцзащита населения по Ковылкинскому району PM» показало, что в последние годы они не получили должного правового разрешения. Это относится к существенно различающимся правилам определения размера пособия — для матерей, уволенных в связи с ликвидацией организаций в период отпуска по беременности и родам, он установлен в твёрдой сумме, а уволенных матерей по этому же основанию, но в период отпуска по уходу за ребенком — в процентах от утраченного заработка. Этим нарушается принцип равенства прав и устанавливаются различия в реализации застрахованными женщинами права на социально-страховое обеспечение, что нельзя признать разумным и обоснованным.
Социальное обеспечение семьи, материнства и детства в Республике Мордовия оставляет желать лучшего. Одним из слабых звеньев в данной сфере представляется недостаточно проработанная нормативно-правовая база социального обеспечения семей с детьми. Этим обусловлена необходимость создания прежде всего федеральным законодателем адекватной системы социальной защиты.
В развитии федерального законодательства о социальном обеспечении прослеживаются не только положительные изменения, но и тенденция снижения гарантий социальной защищенности детей, поскольку ответственность за социальное обеспечение детей передана с федерального на региональный уровень.
Проблемы совершенствования законодательства РФ о социальном обеспечении семей с детьми и размеры оплаты социальных услуг практически полностью регулируются законодательством субъектов РФ, при этом на федеральном уровне отсутствует законодательное закрепление каких-либо стандартов или гарантий. Сложившаяся ситуация привела к снижению в отдельных субъектах РФ уровня социального обеспечения населения, в первую очередь семей с детьми, за счет ограничения видов социальных услуг и мер социальной поддержки, имевших место по ранее действовавшему законодательству.
В итоге к началу XXI столетия систему пособий на детей в России отличали недостатки, многие из которых сохраняются на сегодняшний день. Во-первых, правовые нормы рассредоточены по отдельным, различным и порой не связанным между собой нормативным правовым актам, отличаются несогласованностью, а в некоторых случаях и противоречивостью.
Во-вторых, наметилась тенденция снижения объема правовых гарантий граждан с детьми по мере принятия новых законов и подзаконных актов.
В-третьих, правовое регулирование обеспечения граждан с детьми социальными пособиями зачастую не отвечает ни принципам права социального обеспечения в целом, ни принципам обязательного социального страхования в частности Российское законодательство не восстановило прогрессивные правовые нормы, которые существовали в советском законодательстве. Все это свидетельствует о необходимости разработки и принятия федерального закона, в котором была бы четко представлена вся система существующих в России пособий, в том числе и на детей.
Федеральным законом № 418-ФЗ не предусмотрено четкое требование наличия доходов за все 12 календарных месяцев. Для назначения выплаты могут быть предоставлены доходы за любое количество месяцев, входящих в расчетный период, либо не предоставлены вовсе [11]. Отсюда следует, что неработающие граждане в Республике Мордовия гарантированно имеют право на указанную выплату, а работающие — в 20% случаев не имеют права из-за превышения среднедушевого дохода семьи.
Возможно, некоторые семьи в предшествующий годовой период имели высокий доход, но после выхода в отпуск по уходу за ребенком все матери находятся практически в равных условиях – их доход составляет только пособие по уходу за ребенком.
Исследование состояния регионального законодательства, регулирующего предоставление ежемесячного пособия на ребенка до 16 (учащихся — до 18) лет, свидетельствует о необходимости его совершенствования Прежде всего, в нем необходимо закрепить все общефедеральные гарантии, установленные Законом о пособиях 1995 г , как-то размер пособия должен определяться с применением установленных федеральным законом коэффициентов к величине прожиточного минимума на детей в регионе (чего нет в Республике Мордовия ), дифференциация его размера должна быть поставлена в зависимость от возраста ребенка, субъектный состав получателей пособия следует расширить, включив в него приемных родителей, патронатных и фактических воспитателей, размер пособия на детей в неполных и студенческих семьях должен быть повышен, пособие на каждого ребенка должно выплачиваться до достижения им 18 лет
Таким образом, перед государством на современном этапе должны быть поставлены следующие задачи: выполнение обязательств по социальной поддержке семей с детьми; обеспечение потребностей семей и детей в социальном обслуживании; создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей на всей территории государства независимо от места проживания семьи с детьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, можно утверждать, что деятельность государства в сфере поддержки семей носит устойчивый и поступательный характер, предусматривающий, в том числе расширение мер государственной поддержки семьям и, соответственно, увеличение расходов государства на реализацию запланированного.
Рассматривая Республику Мордовия в качестве примера субъекта Российской Федерации в системе государственной семейной поддержки, необходимо отметить не лучшее место в рейтинге социально-экономического положения регионов. В 2020 г. Республика Мордовия, к сожалению, заняла 60 место среди 85 субъектов РФ. Демографическая ситуация в Республике Мордовия также считается неблагоприятной, поскольку уровень смертности превышает рождаемость. Уже в течение двух десятилетий в Республике Мордовия наблюдается депопуляция населения. Согласно данным Статистического Ежегодника Республики Мордовия на период 2020 года за последние 20 лет количество населения сократилось примерно на 130000 человек.
Решение данных проблем является общегосударственной задачей, которая заключается в улучшении положения семей в Российской Федерации и их стимулировании для рождения детей. Поэтому перед Республикой Мордовия также стоит первостепенная задача, заключающаяся в устранении демографической убыли населения, которую можно решить лишь с помощью предоставления мер поддержки семей с детьми и молодежи, направляя их на создание семьи и рождение детей.
Законодательство о пособиях гражданам, имеющим детей, в настоящее время содержит существенные недостатки. Так, в процессе исследования были выявлены следующие недостатки правового регулирования назначения и выплаты пособий семьям, имеющим детей в Республике Мордовия в Ковылкинском районе в частности. Для избавления от данных проблем, необходимо усовершенствование нормативно-правовых актов, регулирующих данный вид обеспечения.
Пособия, предоставляемые семьям с детьми, в социальном и правовом государстве играют важную роль, так как наряду с другими мерами социальной защиты населения способствуют укреплению Российского государства и стабилизации общества.
Система социальных пособий, являясь институтом права социального обеспечения, призвана не только гарантировать семье с детьми надлежащий уровень материального обеспечения, но и способствовать созданию предпосылок для становления семей с детьми реальными субъектами благополучных семей.
Основными международными документами, регламентирующими деятельность в области государственной политики в отношении семьи и детей, можно назвать Конвенцию ООН о правах ребенка и Декларацию прав ребенка, принятую ООН.
Минтруд России приказом № 668н от 29.09.2020 утвердил с 3 января 2021 года новый порядок и условия назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей. Новый порядок и условия назначения и выплаты гос. пособий гражданам, имеющим детей распространяется на 7 видов пособий.
Каждое пособие имеет свой порядок назначения, предоставляемый список документов для предоставления пособия, сроки, в течение которых может осуществляться данная выплата.
На уровне субъектов Федерации в Республике Мордовия пособия, назначаемые семьям, имеющим детей, находят свою конкретизацию с учетом региональных особенностей, устанавливаются дополнительные гарантии и механизмы материальной поддержки граждан, имеющих детей.
Организационно-правовой механизм в Республике Мордовия реализуется через многие аспекты: федеральные законы, указы и распоряжения, социальные программы, которые обусловливают ряд пособий и льгот для стабилизации демографической и социально-экономической ситуации
Однако существуют актуальные проблемы в сфере назначения и выплаты социальных пособий семьям с детьми в Республике Мордовия:
— основной проблемой нынешнего состояния законодательной базы в этой области является определенный разрыв между прогрессивными концептуальными подходами, целями, приоритетами, принципами государственной поддержки семей и фактическим объемом помощи, провозглашенным в российских законах. Это придает законодательству несколько декларативный характер и снижает доверие семей к государству;
— прямая денежная поддержка семей, связанных с рождением и воспитанием детей, в виде государственных пособий, компенсационных выплат, детской пенсии в случае потери кормильца и других видов выплат на федеральном уровне устанавливаются в виде фиксированных денежных средств. Их размер не зависит от фактической потребности семьи в поддержке для конкретной потребности, но определяется финансовыми ресурсами государства или другими источниками финансирования мер социальной поддержки.
— общей проблемой в законодательном регулировании государственной помощи семьям с детьми является связь между большинством форм помощи и семейным доходом, а точнее прожиточным минимумом. Наличие параллельной экономики часто не позволяет реально оценить семейные доходы и выявить действительно нуждающиеся семьи с детьми. Решение этой проблемы превосходит возможности сектора социального обеспечения и социальных услуг;
— недостаточная надежность источников финансирования, установленных законом, и их ограничения для большинства видов поддержки семей с детьми;
— нормативно-правовая база действующей системы социальных пособий, услуг и мер социальной помощи представляет собой огромный свод правил с многочисленными поправками, которые не всегда четко описывают процедуру предоставления социальных пособий и других форм социальной помощи;
— не все семьи, имеющие право на поддержку, получают ее из-за недостаточной осведомленности о семьях или недоступности (отсутствия) учреждений, предназначенных для оказания помощи;
— следует индексировать размеры и постепенно увеличивать долю финансовых ресурсов на выплату денежных пособий на детей
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: снижение рождаемости в современной России во многом обусловлено неэффективной государственной (социальной) поддержкой граждан, имеющих детей. Улучшение порядка назначения и выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей, позволит частично решить и демографическую проблему.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Всеобщая декларация прав человека [Текст]: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. — 1995. — № 67
2. Конвенция № 183 Международной организации труда «О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства» [Текст]: принята в г. Женеве 15.06.2000 на 88-ой сессии Генеральной конференции МОТ // Консультант Плюс. Версия Проф.
3. Конвенция о правах ребенка [Текст]: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года // Сборник Международных договоров СССР. Выпуск XLVI. — 1993
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [Текст]: Международные акты о правах человека от 16.12.1966 года // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Выпуск XXXII. — 1978
5.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 // Российская газета. – 2020. – 16 янв. – № 7.
7.Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (ред. от 28.07.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2012-№5.- Ст.1526.
8. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255–ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
9. Федеральный закон от 25.10.2007 г. № 233-ФЗ. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
10. Федеральный закон от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (последняя редакция от 18.03.2019 № 37-ФЗ);
11 Федеральный закон от 28.12.2017г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (последняя редакция от01.05.2019 № 92-ФЗ).
11. Федеральный закон от 26.05.2021 № 151-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
12. Федеральный закон от 06.12.2021 N 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»
13. Федеральный закон от 03.07.2019 г. № 157-ФЗ О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13–2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»
14. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» от 05.12.2006 N 207-ФЗ
15. Федеральный закон от 08.06.2020 г. № 166-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции.
16. Федеральным законом от 05.04.2003 N 44-ФЗ “О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи”,
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 № 1037 «Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении»
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2021 № 489 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384»
19. Постановление Правительства РФ от 04.08.2006 N 472 (ред. от 19.11.2020) «О финансировании ежемесячных компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, уволенным в связи с ликвидацией организации»
20. Постановление от 15.11.2010 г № 437 Об изменении типа существующих государственных учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения Республики Мордовия в целях создания государственных казенных учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения Республики Мордовия
21.Постановление Правительства Республики Мордовия от 07.05.2020 № 271 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно»
22. Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»
23. Указ Президента РФ от 31.03.2022 N 175, Основные требования, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.04.2022 N 630
21. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 “О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации”.
24.Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»
25.Приказ Минтруда России от 29.09.2020 N 668н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»
26.Антонова, Н. В. Направления совершенствования законодательства о бюджетном пособии на ребенка / Н. В. Антонова. // Пробелы в российском законодательстве. — 2017. — № 5. — С. 82–86.
27.Антонова, Н. В. Социальное пособие на ребенка: некоторые проблемы правового регулирования / Н. В. Антонова. — Текст: непосредственный // Журнал российского права. — 2018. — № 3. — С. 66–75.
28.Азарова, Е. Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: монография. / Е. Г. Азарова. — Москва: Контракт, 2012. — 256 c. — Текст: непосредственный.
29.Ануфриева, А. В. Пособия на ребенка: проблемы законодательства / А. В. Ануфриева, А. В. Квятковская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 210-212. — URL: https://moluch.ru/archive /383/84464/ (дата обращения: 09.05.2022).
30.Беребина О.П., Основы правового регулирования социальной защиты семей с детьми//Трудовое право. -2018-№32.-С.26-28.
31.Буянова, А. В. Проблемы правового регулирования назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей / А. В. Буянова. — Текст: непосредственный // Социально-политические науки. — 2019. — № 3. — С. 36–40.
32.Гусева Т. С. Структура и основные тенденции развития российского законодательства о пособиях // Российский юридический журнал. — 2018. — No 6. — C. 146—151.
33.Корсаненкова, Ю. Б. Влияние ежемесячных пособий на уровень материального обеспечения семьи: проблемы правового регулирования / Ю. Б. Корсаненкова. — Текст: непосредственный // Вестник РГГУ. — 2009. — № 11. — С. 203–208.
34.Карнеева Е. Ю. Социальная поддержка материнства и детства на федеральном и региональном уровнях / Е. Ю. Карнеева // Центральный научный вестник. – 2019. – № 8. – С. 15-17.
35. Карнеева Е. Ю. Социальная поддержка материнства и детства на федеральном и региональном уровнях / Е. Ю. Карнеева // Центральный научный вестник. – 2019. – № 8. – С. 15-17
36.О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия: закон Республики Мордовия от 28.12.2017 № 102-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/8916929/
37. Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей: Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н // Российская газета. – 2010. — № 15.
38. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» : Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2018. – № 3. – Ст. 546.
39. Основные итоги развития системы социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия за 2019: отчёт Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-mordovia.ru/gosudarstvennaya-vlast-rm/ministerstva-ivedomstva/minsoc/otchety-i-analitika/
40. О мерах по социальной поддержке многодетных семей Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2116/
41.Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» : Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2018. – № 3. – Ст. 546.
42.О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия: закон Республики Мордовия от 28.12.2004 № 102-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/8916929/
43. Основные итоги развития системы социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия за 2019: отчёт Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-mordovia.ru/gosudarstvennaya-vlast-rm/ministerstva-ivedomstva/minsoc/otchety-i-analitika/
44. Петрова Е.С. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей / Е.С. Петрова // Российское право. Информационно-аналитический журнал. — 2017- № 1-2.- С.45-47.
45.Попова Т.В. Материнский (семейный) капитал: проблемы правового регулирования / Т.В. Попова // Вестник Калининградского юридического института МВД России. — 2018.- № 1 (19).-С. 88-90.
46. Сотникова Л. В. Социальное обеспечение семей с детьми в Российской Федерации: правовые вопросы : автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2017. — 25 c.
47. Ставничая К. С. Региональная поддержка семьи, материнства и детства / К. С. Ставничая // Роль науки и образования в модернизации современного общества : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 79-82.
48. Шувалова Н. Некоторые вопросы, связанные с реализацией Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» / Н. Шувалова // Хозяйство и право. — 2017.- № 6.-С.22-24.
49.Шувалова Н. Новое в системе государственных социальных пособий семьям, имеющим детей / Н. Шувалова // Хозяйство и право. — 2018.- № 1- С.51-54.
Страницы 1 2
