Заявка на расчет
Меню Услуги

Правовое регулирование назначения и выплаты пособий семьям, имеющим детей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2

ВВЕДЕНИЕ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в РФ сложилась острая демографическая ситуация. В числе главных причин такого положения дел — материальная необеспеченность семей с детьми как следствие проводимых в стране социально-экономических реформ. Одним из способов решения является кардинальное улучшение материального положения семей, имеющих детей, большинство из которых находится на уровне бедности.

Правовая защита со стороны государства гарантируется статьями 7 и 38 Конституции РФ, согласно которым, Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Несомненно, основным препятствием, стоящим перед рождаемостью в современных условиях, являются экономические проблемы, при всем при том, что экономика России постепенно справляется с кризисными явлениями, доход семей с детьми все также остается недостаточным.

В соответствии с Конституцией РФ каждый человек находится под защитой государства. Тем не менее, многие граждане страны находятся в состоянии социальной незащищенности особенно с учетом классового разрыва, который является вечным спутником рыночной экономики. 

На протяжении многих лет для стимулирования рождаемости и укрепления семьи предлагалось совершенствовать систему выплат пособий гражданам, имеющим детей; повысить и дифференцировать их размеры, а также усовершенствовать систему дополнительных мер поддержки семей с детьми. Благодаря этому можно добиться укрепления и стабилизации Российского общества, а также гарантировать семьям с детьми достойный уровень материального обеспечения для их благополучия при условии, что все эти методы будут верно функционировать и выполняться полностью в заявленной форме и объеме.

Государственная поддержка семьи с детьми осуществляется в различных сферах и формах, в том числе в правовой форме. Конституция Российской Федерации предусматривает, что в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

В Концепции демографической политики Российской Федерации на период 2025 года в численности приоритетов в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи предлагается совершенствовать систему выплат пособий граждан, имеющих детей, то есть повысить и дифференцировать их размеры с учетом материальных и социальных условий семьи.

В регионах России проводится собственная политика по защите семей с детьми, которые находят отражение, как в региональном законодательстве, так и в целевых программах в данной области.

Предметом исследования является правовое регулирование назначения и выплаты пособий семьям, имеющим детей.

Объектом исследования выступают отношения в сфере назначения и выплаты пособий семьям с детьми.

Целью исследования является комплексный анализ правового регулирования назначения и выплаты пособий семьям, имеющим детей.

Исходя из поставленной цели, предстоит решить следующие задачи:

  1. раскрыть понятие и виды пособий;
  2. рассмотреть правовое регулирование пособий семьям, имеющим детей;
  3. проанализировать развитие нормативно-правовой базы социального обеспечения семей с детьми;
  4. кратко охарактеризовать организацию работы ГКУ «Соцзащита населения по Ковылкинскому району РМ»;
  5. описать порядок назначения и выплаты пособия гражданам, имеющим детей;
  6. провести анализ проблем правового регулирования назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей в ГКУ «Соцзащита населения по Ковылкинскому району РМ».

Нормативной основой являются основные положения, регламентирующие выплату этих пособий, которые содержатся в Федеральных закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». 

Степень разработанности темы невысока, поскольку исследователи и ученые преимущественно уделяют внимание либо отдельным вопросам, связанным с социальным обеспечением семей, в которых есть дети, либо ограничиваются изучением и анализом норм действующего законодательства в отсутствие анализа проблематики назначения и выплаты пособий.

Вопросу назначения и выплат пособий в своих работах уделили внимание такие авторы, как Ю.Б. Корсаненкова, проанализировавшая правовой аспект российской системы социальных пособий на детей. 

В. Сотникова исследовала вопросы социального обеспечение семей с детьми в Российской Федерации. Т.С, Гусева отчасти уделила внимание начислению и уплате пособий семьям с детьми.

Методы исследования: метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы, которая раскрывает особенности государственного пособия гражданам, имеющим детей на современном этапе; метод анализа специальной литературы; метод системного анализа.

Для достижения поставленной цели рекомендуется структура работы, состоящая из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ С ДЕТЬМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    1. Понятие и виды пособий

Необходимо отметить, что в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 декабря 1997 г. №20-П было указано, что провозглашенные в Конституции РФ цели политики РФ как социального государства предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, и если в силу возраста, состояния здоровья, по другим, не зависящим от него, причинам человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума для себя и своей семьи, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества.

 В этой связи Конституция РФ связывает обязанности социального государства с обеспечением государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитием системы социальных служб, установлением государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Концепция демографического развития Российской Федерации, предусматривает приоритеты демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи, в частности: формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более; повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи; создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями; обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей. 

В праве социального обеспечения неоднократно предпринимались попытки сформулировать понятие пособий семьям с детьми как самостоятельного вида пособий. С одной стороны, пособия на детей являются разновидностью пособий и, следовательно, содержат в себе родовые черты пособия как одного из важнейших видов социального обеспечения. Действующим законодательством РФ предусмотрены федеральные и региональные пособия на детей [30,с.27] .

Пособия- это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи. Необходимо отличать пособия от компенсационных выплат и пенсий. Компенсационные выплаты- это денежные выплаты, назначаемые гражданам с целью осуществления дополнительной материальной поддержки в случаях, признаваемых государством социально значимыми, независимо от наличия у них каких-либо иных источников дохода. Пенсия- это ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением трудовой деятельности. Государственные пособия гражданам, имеющим детей — это денежные выплаты, производимые гражданам за счет средств фонда социального страхования Российской Федерации, федерального и региональных бюджетов, в установленных законодательством случаях, связанных с рождением или воспитанием ребенка (детей) ежемесячно или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично утраченного заработка или оказания дополнительной материальной помощи. Следует иметь ввиду, что право на предусмотренные пособия закреплено не за самими детьми, а именно за гражданами, имеющими детей, то есть за их родителями или лицами, официально их заменяющими. Более того, в Законе не предусмотрена возможность выплаты пособий юридическим лицам, осуществляющим попечительские функции. 

Пособия в России могут быть регулярными, то есть выплачиваться на протяжении определенного периода времени, так и единовременными – разовыми.

Основным нормативным актом, регулирующим рассматриваемую сферу, является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее Закон №81-ФЗ). В Российской Федерации предусмотрена система государственной поддержки граждан, имеющих детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Виды пособий гражданам, имеющим детей:

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

— пособие по беременности и родам;

— единовременное пособие при рождении ребенка;

— ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;

— ежемесячное пособие на ребенка, установленное в субъекте РФ;

— материнский капитал;

— единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

— единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

— ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. 

Все эти пособия освобождены от налогообложения. Они ежегодно индексируются в соответствии с уровнем инфляции в порядке, установленном федеральным законом, кроме ежемесячного пособия на ребенка, которое индексируется в порядке, установленном субъектом РФ.

Размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы. 

Далее разберем более подробное каждое из указанных пособий.

  1. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет на ранних сроках беременности. 1 июля 2021 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №1037 от 28.06.2021, которое устанавливает точный порядок назначения ежемесячного пособия беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности до 12 недель [17].

В 2022 году женщины, уходящие в декрет, имеют право на получение пособия по беременности и родам (ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей») [7].

Пособие выплачивается за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности − 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов − 86, при рождении двух или более детей − 110) календарных дней после родов.

Пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка женщины, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В 2022 году минимальный размер пособия по беременности и родам составляет 63 932 рубля. Максимальная величина пособия при обычной беременности равна 360 164 рублям, в случае осложненных родов − 401 325 рублям, а при многоплодной беременности − 499 084 рублям. Если стаж работы составляет менее 6 месяцев, то пособие выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ.

  1. Единовременное пособие при рождении ребенка предназначено для компенсации разовых повышенных расходов семьи, связанных с появлением малыша. Положено всем российским семьям независимо от уровня дохода и количества детей. Это разовая выплата, предоставляемая одному из родителей. Выдается напрямую органами ФСС. При рождении двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. 

Размер пособия при рождении ребенка с 1 февраля 2022 года (после произведенной индексации на коэффициент 1,084) составляет 20 472 рубля 77 копеек. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается напрямую органами ФСС. Если один из супругов работает, а второй нет, пособие выплатят тому, кто работает.

С 2022 года сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия, поступают в ФСС РФ из реестра записей актов гражданского состояния, ПФР и других органов в рамках межведомственного электронного взаимодействия.

  1. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Право на такое пособие имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей при усыновлении, установлении опеки или попечительства над ребенком, а также при, передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей [7].

С 1 февраля 2022 года единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 20 472 рублей 77 копеек. В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 156 428 рублей 66 копеек.

Если на воспитание в семью передают двух и более детей, пособие выплачивается на каждого из них (ст. 12.1 закона о пособиях гражданам, имеющим детей). Получить пособие может любая семья, принявшая на воспитание ребенка, независимо от ее материального положения.

  1. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Поддержка материнства и детства со стороны государства в нашей стране проявляется в виде различных льгот, компенсаций, а также пособий. Одним из видов такой поддержки является разовая выплата беременной жене военнослужащего по призыву. Причем выплачивается оно независимо от других полагающихся льгот и пособий, а также от того – работает женщина или нет. Установлена выплата пособий беременным женщинам и молодым мамам, которые оказались в сложной ситуации, в связи с тем, что муж был призван в армию.

Единовременная выплата беременной жене военнослужащего по призыву. Претендовать на единовременные выплаты в 2022 году могут все жены военнослужащих по призыву, ожидающие ребенка.  Выплата также предоставляется, если муж учится на первом курсе военного училища или военной образовательной организации высшего образования. Подавать документы можно на сроке беременности свыше 180 дней (после 26 акушерских недель).

Для назначения единовременного пособия жене военнослужащего необходимо предоставить подтверждающий документ из воинской части о прохождении мужем военной службы по призыву с указанием срока службы. Если на дату обращения период службы окончен, то справка о периоде службы предоставляется военным комиссариатом [46,с.23].

  1. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В 2022 году почти все пособия, в том числе и по уходу за ребенком до полутора лет, рассчитывает и выплачивает ФСС. 

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет, согласно ч. 1 ст. 11.1 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, может выплачиваться одному из родителей либо родственнику, или опекуну, ухаживающему за ребенком и находящемуся в отпуске по этой причине [8].

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет является основным. Как правило, такое пособие оформляется одновременно с отпуском по уходу за ребенком, то есть основной фактор – наличие работы, и данные о заработке за предшествующие два года.

Фактически, государство компенсирует утраченный заработок одного из родителя, пока он занят уходом за ребенком в самые первые годы его жизни.
         Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2022 году может быть назначено и безработным, но только в том случае, если не оформлено и не выплачивается пособие по безработице, то есть здесь необходимо делать выбор, какое пособие гражданин желает получить.

Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет 7 493 рубля, максимальный – 31 282 рубля 82 копейки в месяц.
          Помимо федерального пособия во многих регионах существуют местные способы поддержки семей с детьми до 1,5 лет. 

Пособие назначат только в том случае, если второй родитель или они оба (например, если выплату оформляет бабушка) такую поддержку не получают. В случае если за ребенком ухаживают сразу несколько лиц, право на пособие предоставляется только одному из них — ч. 4 ст. 11.1 закона № 255-ФЗ [8]. 

Таким образом, для назначения пособия необходимо:

-пребывание в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет;

-быть родителем, опекуном или родственником ребенка.

Пособие назначается в размере 40 процентов среднего заработка работника за полный календарный месяц (ч. 5.1 ст. 14 закона № 255-ФЗ). При этом размер пособия ограничен максимальным и минимальным размерами [8].

Рассмотрим подробнее, какие действуют ограничения по указанным размерам в 2022 году. Максимально возможный размер пособия зависит от предельных величин базы для расчета страховых взносов (СВ) за 2 года перед началом отпуска по уходу за ребенком.

Таким образом, максимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет составляет в 2022 году 31 282,82 рубля.

Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет не может быть ниже:

-минимального размера пособия для неработающих граждан (ч. 1 ст. 11.2, ч. 1.1 ст. 14 закона № 255-ФЗ) [8]. Этот показатель индексируется ежегодно с 1 февраля – ст. 4.2 Закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ[7]. С учетом коэффициента 1,084, установленного с 01.02.2022 п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.01.2022 № 57, размер пособия равен 7 677,81 рублям, до 31.01.2022 (включительно) его величина была 7 082,85 (Постановление Правительства РФ от 28.01.2021 № 73).

— пособия, исчисленного исходя из МРОТ. Сумма такого пособия для отпуска по уходу, стартовавшего в 2022 году, не может быть меньше 5 556 рублей (13 890 руб. x 40 процентов) – п. п. 8, 24 Положения об исчислении пособий по ВНиМ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.09.2021 № 1540[10].

В районах и местностях применения районных коэффициентов к зарплате минимальный и максимальный размеры пособия рассчитываются с их учетом – ч. 2 ст. 15 закона № 81-ФЗ [7].

Если детей до полутора лет двое и более, сумма пособия не может быть менее просуммированного минимального размера пособия – ч. 2 ст. 11.2 закона № 255-ФЗ, ст. 15 Закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ [7].

  1. Ежемесячные компенсационные выплаты на период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет. Пособие на детей до 3 лет в России входит в систему мер соцподдержки семей, имеющих одного или нескольких несовершеннолетних детей. Воспользоваться правом на уход в указанный отпуск может не только мама ребенка, но и иные близкие родственники (например, отец малыша). Одновременно с реализацией права на отпуск по уходу за ребенком можно получать ежемесячное пособие, размер которого утвержден на федеральном уровне.

Ежемесячное пособие на ребенка — это вид социальной помощи семьям с детьми, правила выплаты установлены Федеральным законом от 28.12.2017 № 418-ФЗ. С 2020 года в силу вступает закон о новом детском пособии по уходу за детьми до 3 лет. [11]. 

Семьи с низкими доходами могут получать ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка до момента достижениями детьми возраста 3 лет. Для последующих детей это пособие законом не предусмотрено. Очередность рождения детей устанавливается по матери. Она же выступает заявителем. Пособие назначают в заявительном порядке на один год. Каждый год выплаты необходимо продлевать.

На первого ребенка выплаты производят из средств федерального бюджета, а на второго – из средств материнского капитала. Если маткапитал уже израсходован, то в назначении пособия откажут.

Выплаты прекратят при достижении ребенком возраста 3 лет или исчерпании средств маткапитала. В случае если к моменту исполнения ребенку 3 лет семья по-прежнему будет считаться малоимущей, то у нее появится право обратиться за пособием на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.

  1. Ежемесячное пособие семьям с детьми от 3 до 7 (включительно). Правительство утвердило новые правила для пособий от 3 до 7 лет, которые будет меняться в зависимости от доходов и имущественной обеспеченности семьи [18]. Выплату на детей от трех до семи лет вправе получать семьи, у которых размер среднедушевого дохода не превышает регионального прожиточного минимума. Очень важно будет и то, получает ли семья, которая претендует на пособие, доход. Важно, чтобы он был не нулевым.

Кроме того, для назначения пособий по-новому оценят нуждаемость семьи в деньгах, ее сбережения и имущество. Отметим, что правила выплаты пособий на детей от 3 до 7 планируют упростить. Пособия назначают с учетом комплексной оценки нуждаемости и правила нулевого дохода. У взрослых членов семьи должен быть заработок. Если доходов не было, это должно быть по объективным жизненным обстоятельствам. 

Региональные власти вправе установить дополнительные ограничения. В расчет берут 100 процентов от среднего заработка независимо от стажа. 

  1. Ежемесячные пособия семьям с детьми от 8 до 17 лет. Пособие на детей от 8 до 17 лет рассчитано на малообеспеченные семьи. Пособия назначаются по итогам комплексной оценки нуждаемости: семьям, где среднедушевой доход – меньше прожиточного минимума на человека, родители имеют заработок или объективные причины для его отсутствия, а имущество семьи отвечает установленным требованиям. Размер пособия составит 50, 75 или 100% регионального прожиточного минимума на детей.

При этом:

— 50% — базовый размер выплаты;

— 75% — назначается в том случае, если при назначении базового размера среднедушевой доход семьи меньше прожиточного минимума;

— 100% — если при назначении пособия в размере 75% регионального прожиточного минимума на ребенка уровень среднедушевой доход семьи меньше прожиточного минимума. В среднем по стране это от 6150 рублей до 12300 рублей. Если в семье, которая проходит комплексную оценку нуждаемости, несколько детей в возрасте от 8 до 17 лет, то пособие назначается на каждого из них.

9. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленные Законом N 81-ФЗ и законами субъектов Российской Федерации [7].

С 1 февраля 2022 года ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается в размере 13 894 рублей 61 копейки. Пособие выплачивается на каждого ребенка военнослужащего и является фиксированным, то есть не зависит от дохода матери или опекуна детей.

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей (материнский капитал).

Материнский капитал – особая мера поддержки от государства, предназначенная для молодых семей. Программа работает с 2007 года, ее субсидирование происходит каждый год. Она предназначена для семей, в которых родился малыш либо он был усыновлен. С момента введения этой меры поддержки, демографическая ситуация улучшилась. Также правом на материнский капитал обладают семьи, в которых на свет появился второй или третий ребенок (либо он был усыновлен), если при появлении на свет ребенка право на «Материнский капитал» не было использовано.

Материнский капитал на второго ребенка в 2022 году. Сейчас семья, которая решится на рождение или усыновление второго ребенка, получит 639 431 рубль 83 копейки. Эта сумма доступна в случае, если на первого ребенка капитал они не получали. Также во многих регионах страны появились региональные выплаты, которые можно получить наравне с федеральными. После рождения третьего ребенка можно также рассчитывать на помощь от государства, но с оговоркой. Так, государство выделит 639 431 рубль 83 копейки при рождении третьего ребенка, но только если ранее такого права не возникало [44,с.89].

 Так, в 2022 г. с 1 февраля коэффициент индексации составил 8,4%. Размер материнского капитала увеличится на этот процент и составит уже:

— в первом случае — 524 527,90 руб.;

— во втором случае — 693 144,10 руб.;

— в третьем случае — 168 616,20 руб., а общая сумма за двоих детей составит 693 144,10 руб. [44,с.90].

Даже если материнский капитал частично использован, оставшаяся часть будет индексироваться каждый год.

В 2007 г., когда программу выплаты маткапитала только ввели, размер этой меры господдержки составлял всего 250 тыс. руб. Причём изначально за рождение первого ребёнка МСК не назначали, ввели только в 2020г.

Конечно, инфляция не стоит на месте, но тот факт, что материнский капитал ежегодно индексируют, даёт возможность направить эти средства на частичную реализацию дорогостоящих семейных целей — покупку жилья, получение образования и так далее.

1.2 Правовое регулирование пособий семьям, 

имеющим детей

В настоящее время в Российской Федерации институт материнства и детства приобретает повышенную публичную значимость, что и обуславливает необходимость к созданию адекватной системы социальной защиты данного института. 

В Концепции демографической политики Российской Федерации на период 2025 года в численности приоритетов в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи предлагается совершенствовать систему выплат пособий граждан, имеющих детей, то есть повысить и дифференцировать их размеры с учетом материальных и социальных условий семьи. 

Пособия и компенсации, предоставляемые семьям с детьми, в социальном и правовом государстве играют важную роль, так как наряду с другими мерами социальной защиты населения укреплению Российского государства и стабилизации общества. Система социальных пособий и компенсаций, являясь правом социального обеспечения, призвана гарантировать семье с детьми надлежащий уровень материального обеспечения.

На сегодняшний день российская система государственных пособий существенно отличается от системы прошлых лет. Причиной таких изменений послужило преобразование, происходящих во всех сферах общественной жизни.

В наиболее узком смысле под правовым регулирование подразумевают воздействие правовых норм и прочих специально-юридических инструментов на поведение людей и общественные отношения для их оперативного и эффективного упорядочения и прогрессивного развития. 

Под правовым регулированием следует рассматривать разностороннее воздействие на общественные отношения, складывающиеся касательно тех либо иных правовых явлений, которое в том числе воплощено в юридические формы, т.е. в формы законодательных актов, решений судебных органов власти и т.д. 

Законодательство о выплате государственных пособий и предоставлении материальной социальной помощи образуют нормативные акты, регулирующие порядок и условия выплат отдельных видов государственных пособий, источники финансирования государственной социальной политики в части, определенной настоящим Законом, а равно ряд иных вопросов обеспечения социально-экономической поддержки населения [45,с.23].

Отношения, связанные с государственной материальной поддержкой граждан, имеющих детей, представляют собой предмет комплексной отрасли законодательства. Иначе говоря, анализируемое законодательство включает положения различных отраслей права, главным образом, положения трудового права и права социального обеспечения.

В современном отечественном праве социального обеспечения сложилась целая система нормативно – правовых источников регулирующих, в частности, правоотношения по выплате различных пособий гражданам, имеющих детей.

Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми [5]. 

В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.   Вместе с тем закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите материнства и детства, семьи не подразумевает право этих граждан на получение определенных денежных сумм. Вопрос о конкретных размерах пособий и других выплат, вытекающих из конституционного права на социальное обеспечение, решается, как следует из ст. 39 (ч. 2), 71 (п. «в», «е»), 72 (пункты «б», «ж» ч. 1) и 76 (ч. 1 и 2), законодателем. 

Исполнительная же власть в лице Правительства РФ обеспечивает проведение в России единой государственной политики в области социально-экономического обеспечения (п. «в» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ [5]). 

В развитие норм Конституции РФ принят Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Данный закон неоднократно изменялся и дополнялся. Данные дополнения, в основном направлены на стимуляцию повышения рождаемости и обеспечения семьям, имеющих детей, минимальной материальной базы для их содержания, так как сегодня проблема рождаемости в России стоит довольно остро[7].

Разумеется, нормативное правовое регулирование отношений, составляющих предмет Федерального закона от 19.05.1995г. №81 «О государственных пособиях граждан, имеющим детей», осуществляется и иными нормативными правовыми актами федерального уровня, нежели федеральные законы. Речь идет о нормативных правовых актах Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти [7]. 

Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Издание Правительством РФ постановлений по вопросам, составляющим предмет регулирования Федерального закона от 19.05.1995г. №81 «О государственных пособиях граждан, имеющим детей», прямо предусматривает ряд норм данного Закона [7]. 

— порядок и условия признания лиц, проживающих на территории России, на которых действие Федерального закона от 19.05.1995г. №81 «О государственных пособиях граждан, имеющим детей» не распространяется, нуждающимися в получении государственных пособий гражданам, имеющим детей (ч. 3 ст. 1 Закона) [7];

— порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в части, не определенной Федеральным законом от 19.05.1995г. №81 «О государственных пособиях граждан, имеющим детей» (ч. 2 ст. 3 Закона) [7];

— порядок предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия жене военнослужащего и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий (ч. 2 ст. 3 Закона); порядок финансирования расходов, осуществляемых Фондом социального страхования России за счет средств федерального бюджета, на выплату ежемесячных пособий по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию (ч. 1 ст. 4 Закона);

— порядок распределения, расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременного пособие беременной жене военнослужащего и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего (ч. 5 и 7 ст. 4.1 Закона);

— порядок исчисления среднего заработка (дохода) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком (ст. 5.1 Закона).

Система законодательства РФ о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, представлена двумя уровнями: федеральным и региональным. 

Федеральный определяет основные направления государственной социальной политики в отмеченной сфере, конкретизирует их, устанавливает базисные платежи материальной поддержки, определяет процедуру их выплат. На уровне субъектов Федерации последние находят свою конкретизацию с учетом региональных особенностей, устанавливаются дополнительные гарантии и механизмы материальной поддержки граждан, имеющих детей.

Традиционно основу системы законодательства формирует действующая Конституция РФ, отдельные положения которой в части, касающейся государственной поддержки граждан, имеющих детей [5]

Принятая в 1993 г. и провозгласившая Россию социальным государством Конституция во многом предопределила дальнейшие направления и приоритеты отечественной социальной политики.

Основные направления, закрепленные в Конституции Российской Федерации в области социальной политике, получили свое развитие в действующем законодательстве. Законодательная база продолжает развиваться и расширяться, принимаются новые законы, постановления Правительства, Указы Президента, вносятся изменения в действующие законы.

Среди норм Конституции РФ, следует назвать, прежде всего, норму ч. 2 ст. 7, в которой в качестве одной из основ конституционного строя закреплено, что в России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, и норму ч. 1 ст. 38, согласно которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Также отнесены и нормы международного права- Конвенция о правах ребенка, Декларация ООН «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей» [1].

Федеральным законодательством установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющих детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Основным нормативным актом в области государственной материальной поддержки граждан в связи с рождением и воспитанием детей являет Федеральный Закон от 19 мая 1995г №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» и другие нормативные правовые акты [7].

Принимаемые на уровне субъекта Федерации нормативные акты не должны затрагивать права проживающих на территории граждан в ущерб их интересам.

1.3. Развитие нормативной правовой базы социального обеспечения семей с детьми

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства закреплена в Конституции Российской Федерации – статьях 7, 38, 71 и относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов [5].

Федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей» направлен на внедрение к 2024 году механизма финансовой поддержки семей при рождении детей, создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, рождения детей, минимизации последствий изменения материального положения граждан в связи с рождением детей. Основными его задачами являются развитие экономической самостоятельности семьи и развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей, создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 

В качестве наиболее важных мероприятий федерального проекта следует отметить: 

– осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» [11]; 

– предоставление материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [10];

– осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением третьего ребёнка или последующих детей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». 

В рамках реализации развития нормативной правовой базы по предоставлению мер государственной поддержки семьям, имеющим детей в 2021 году внесены изменения в законодательство Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. № 415-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» изменен подход к пересмотру размера материнского капитала[10].

Федеральный закон от 26.05.2021 N 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 21.12.2021 N 415-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Начиная с 2021 года реализуются новые меры поддержки:

— ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности»

— ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Данные меры установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. № 1037 «Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской

организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении» [17].

Участниками по данному мероприятию являются Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации; Пенсионный фонд Российской Федерации На реализацию федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» в федеральном бюджете 2021 году было предусмотрено 562,8 млрд. рублей.

Кассовое исполнение федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» составило 554,7 млрд. рублей или 99,8%.

В связи с рождением первого или второго ребенка семьи со среднедушевым доходом ниже 2-кратной величины прожиточного минимума имеют право на получение ежемесячных выплат, осуществляемых до достижения ребенком возраста 3 лет. Размер данной выплаты составляет 1 прожиточный минимум на ребенка, установленный в конкретном регионе.

При рождении третьего ребенка или последующих детей нуждающиеся в поддержке семьи, также имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, осуществляемой до достижения ребенком возраста 3 лет.

В 2021 году ежемесячные выплаты на первых, вторых, третьих и последующих детей до достижения ими возраста 3 лет получают порядка 2,4 млн. семей. Расходы средств федерального бюджета составляют более 200 млрд. рублей:

— 1,4 млн семей получили выплаты в связи с рождением первого ребенка, на указанные цели израсходовано 141 млрд. рублей;

— 316 тыс. семей получили выплаты в связи с рождением второго ребенка, на указанные цели израсходовано 21 млрд. рублей (средства материнского семейного капитала);

— 682 тыс. семей получили ежемесячные денежные выплаты на третьего или последующих детей, на данную выплату израсходовано 57,5 млрд.

рублей (в том числе 7,3 млрд. рублей средства резервного фонда).

Отдельный пакет мер, по поручению Президента получают семьи, проживающие на территории Дальнего Востока. При рождении первого ребенка дальневосточным семьям полагается единовременная выплата, а при

рождении второго ребенка предоставление регионального материнского (семейного) капитала.

Для решения долгосрочных финансовых задач семьи – приобретение жилья, образование для ребенка, – предусмотрен материнский (семейный) капитал. В 2021 году его размер на первого ребенка — 483 882 рубля и 639 432 рубля на второго ребенка.

Количество семей, распорядившихся материнским капиталом в 2021 году — составляет 1, 2 млн. семей (в том числе получивших ежемесячные денежные выплаты в связи с рождением второго ребенка за счет средств материнского семейного капитала — 316 тыс. семей) на данные цели израсходовано 331 млрд рублей. Сегодня материнский (семейный) капитал предоставляется в беззаявительном порядке – после регистрации рождения ребенка сертификат приходит матери в личный кабинет на портале Госуслуг.

В целях повышения эффективности реализации программы материнского (семейного) капитала будет продолжена работа по совершенствованию механизмов его реализации.

Таким образом, на современном этапе законодательство России претерпело значительные изменения в развитии мер социальной помощи различным категориям семей с детьми. Как нам видится, это будет способствовать повышению уровня жизни семей с детьми, особенно – нуждающихся в заботе государства в связи с низкими доходами или отсутствием таковых. 

В целях оптимизации демографической политики необходимо рассматривать социальную помощь семьям с детьми как основу, необходимую, прежде всего, для преодоления бедности. Между тем, в целях достижения целей устойчивого благополучия необходимо способствовать развитию экономической самостоятельности российской семьи, укрепления качества жизни, повышению покупательной способности вне зависимости от уровня доходов и количества детей в семье.

Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф