Меню Услуги

Особенности правового регулирования отношений, связанных с использованием недр


Страницы:   1   2   3   4   5


Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Развитие и становление законодательства о недрах
  • 1.1. Горное законодательство Российской Империи. Правовое регулирование поисков, разведки и добычи нефти и газа в России до 1917 года
  • 1.2. Законодательство о недрах советского периода. Особенности правового регулирования использования недр для геологического изучения и добычи нефти и газа в советский период (1917-1991 гг.)
  • Глава 2. Предоставление недр и земельных участков в пользование организациям нефтегазовой промышленности
  • 2.1. Понятие и содержание правового режима использования недр
  • 2.2 Порядок и особенности предоставления недр и земельных участков в пользование организациям нефтегазовой промышленности
  • Глава 3. Проблемы правового регулирования рационального использования и охраны недр и земель в процессе недропользования организациями нефтегазовой промышленности
  • 3.1. Правовое обеспечение рационального использования недр организациями нефтегазовой промышленности
  • 3.2. Проблемы правового обеспечения рационального использования попутного нефтяного газа организациями нефтегазовой промышленности и правовая охрана недр при консервации и ликвидации нефтегазовых скважин
  • Заключение
  • Список литературы

 

Введение

Актуальность темы исследования.В современном мире нефть и газ являются основными источники энергии для мировой экономики, которым на сегодняшний день нет замены. Более того, потребность в углеводородном сырье со временем будет только возрастать.

Абсолютно нового взгляда на правовой режим использования недр для геологического изучения и добычи нефти и газа, прежде всего, с позиций эффективности деятельности государства как собственника недр, требуют правовая практика, накопленная в результате применения действующего с 1992 года современного законодательства о недрах, нынешнее состояние российской минерально-сырьевой базы нефти и газа, все более возрастающее значение углеводородного сырья для российской и мировой экономики.

Несовершенство правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с использованием и охраной недр, препятствует созданию условий для бережного и максимально эффективного освоения ресурсов недр. Так, реализация требований об обеспечении полноты геологического изучения недр (п. 2 ч. 1 ст. 23); об обеспечении наиболее полного извлечения запасов полезных ископаемых из недр (п. 5 ч. 1 ст. 23), установленных Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2391-1 «О недрах» (далее – Закон РФ «О недрах»), затруднена в силу правовой неопределенности нормативных предписаний, бессистемности и фрагментарности актов подзаконного регулирования, коррупциогенности сферы государственного управления недропользованием.

Сказанное обусловливает необходимость формирования такой правовой основы регулирования отношений по использованию и охране недр, которая бы создавала условия для неистощительного и максимально эффективного их использования с учетом интересов будущих поколений в минеральном сырье.

В период с 1950 по 1970 гг. также активно проводились научные исследования проблематики правового регулирования отношений недропользования, охватывающие и вопросы обеспечения рационального использования недр. Большой вклад в изучение проблем правового регулирования рационального использования и охраны недр как объекта государственной собственности в названый период внесли такие авторы как Г. С. Башмаков, Л. А. Заславская, Н. Б. Мухитдинов, В. Г. Плахута, Н. А. Сыродоев, которые отнесли рациональное использование недр к общеотраслевым принципам горного права.

На современном этапе к изучению проблематики обеспечения рационального использования недр обращались В. Б. Агафонов, Д. В. Василевская, М. В. Дудиков, Б. Д. Клюкин, В. Д. Мельгунов, А. И. Перчик и ряд других ученых. Среди диссертационных исследований можно выделить работы М. В. Махровой «Рациональное природопользование как принцип экологического права» (1999), В. С. Комиссаренко «Правовое регулирование охраны недр и окружающей среды при освоении месторождений нефти и газа» (2004), Р. Р. Ямалетдинова «Правовая охрана недр» (2004), Р. В. Агеева «Проблемы правового регулирования использования и охраны недр на примере нефтегазовой промышленности» (2010).

В приведенных работах проблемы правового обеспечения рационального использования недр в большей степени рассмотрены применительно к конкретному виду полезного ископаемого или в общем контексте исследования проблем правового обеспечения охраны окружающей среды. В то же время в них не проведено целостного исследования процесса воздействия юридического инструментария на общественные отношения по обеспечению рационального использования недр с целью выявления проблем, препятствующих эффективности правового регулирования в названной сфере.

В отличие от использования недр в целях горной промышленности в ее классическом понимании, использование недр для геологического изучения и добычи нефти, а впоследствии и газа, насчитывает «всего» около полутора столетий, но имеет особенности, требующие серьезного правового исследования с научной и практической точек зрения.

Нефть и газ (углеводороды), в отличие от твердых полезных ископаемых, почти всегда мигрируют (двигаются по пластам) вместе с водой либо в воде, и такая особенность нефтегазовых ресурсов, наряду с их стратегической значимостью для российской и мировой экономики, требует совершенно особых подходов в геологии, технологии и экономике их поиска и освоения и ведет в итоге к необходимости создания специального правового режима использования недр для геологического изучения и добычи нефти и газа.

Нефтегазовое законодательство сейчас существует в подавляющем большинстве нефтегазодобывающих стран мира, но действующее российское законодательство о недрах не признает особенностей использования недр для геологического изучения и добычи нефти и газа.

Я считаю, что политика государства в данной сфере должна быть направлена, с одной стороны, на ужесточение контроля за рациональным использованием и охраной недр, с другой, на стимулирование добычи трудноизвлекаемых запасов и, самое главное, стимулирование геологического изучения недр в целях поиска новых месторождений нефти и газа.

Поэтому актуальным становится исследование проблемы признания государством права первооткрывателя месторождения на добычу полезных ископаемых такого месторождения.Именно в дореволюционных трудах по горному праву содержатся разработки понятия принципа горной свободы, важнейшим элементом которой является признание государством упоминавшегося права первооткрывателя месторождения. Юристы того времени полагали, что «…горнопромышленность наиболее развивается там, где право первого открывателя является для частных предпринимателей могучим стимулом к риску, сопряженномус  производством разведок и разработок  ископаемых»,  и«…законы такого характера служат наиболее могущественным средством к развитию горного дела».

Применительно к использованию недр для геологического изучения и добычи нефти и газа углубленное исследование истории правового регулирования всегда актуально еще и потому, что за полтора века развития мировой нефтяной, а затем нефтегазовой промышленности суть поисков и разведки углеводородов осталась почти той же. Даже в наше время, какими бы знаниями, технологиями и опытом не располагал человек, никогда нельзя быть уверенным в том, что в скважине он найдет нефть, до того момента, пока эта скважина не будет пробурена, и ничто пока не может заменить этого процесса.

В юридической литературе данная тема является недостаточно изученной, что не раз отмечалось специалистами в разное время. В.Г. Струкгов в 1907 году указывал на «скудость … литературы по горному праву». В 1966 году В.Г. Плахута писал о том, что «литература, исследующая правовой режим недр, крайнемалочисленна».

Из современных исследований монографического характера проблемам законодательства о нефти и газе посвящена работа М.И. Клеандрова «Нефтегазовое законодательство в системе российского права». Проблемы развития законодательства в данной сфере также изучались и в ряде других научных статей.

Законодательство Российской Федерации в области правового регулирования геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых находится на стадии активного совершенствования. По мнению специалистов, в нормативных актаx по вопросам поискa и разведки полезных ископаемых следовалo бы более подробно урегулировать правa и обязанности недропользователей.

Цель настоящего исследования состоит в рассмотрении и понимании теоретических положений о современном понятии и элементах содержания правового режима использования недр для геологического изучения и добычи нефти и газа, тенденциях исторического и современного развития соответствующих правовых норм и институтов с учетом «нефтегазовой» специфики, особенностях осуществления функций и полномочий государственного управления в сфере использования недр для указанных целей, особенностях юридической ответственности за нарушения названного режима и соответствующих им практических рекомендаций, в том числе, по совершенствованию действующего законодательства.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Исходя из указанных целей исследования его основными задачами являются:

  • исследование исторических предпосылок и закономерностей возникновения и развития законодательства о нефти и газе в России и за рубежом;
  • определение современного состояния и выявление основных особенностей правового регулирования использования недр для геологического изучения и добычи нефти и газа в Российской Федерации и других странах;
  • определение понятия и содержания правового режима использования недр для геологического изучения и добычи нефти и газа;
  • исследование актуальных проблем государственного управления, юридической ответственности за нарушения правового режима использования недр для геологического изучения и добычи нефти и газа;
  • выявление проблем правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу обеспечения рационального использования недр;
  • выявление направлений дальнейшего развития законодательства о недрах с учетом особенностей геологического изучения и добычи нефти и газа.

Предметом данного исследования являются: совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере использования недр для геологического изучения и добычи нефти и газа в Российской Федерации; регулирующие эти отношения нормы права, а также правоотношения; федеральная и региональная правоприменительная практика; законодательство Российской Империи, советское и современное российское; проекты законов и иных нормативных правовых актов, касающихся рассматриваемых отношений; научные, в том числе диссертационные, работы, в которых исследовались правовые, экономические, исторические, технологические стороны данных отношений.

Теоретической основой исследования послужили труды следующих ученых:

  • дореволюционных специалистов по горному праву — С.С. Абамелек-Лазарева, Г.Г. Левестама, В.Г. Струкгова, В.А. Удинцева, А.А. Штофа, А.Е. Яновского;
  • советских и современных юристов — С.С. Алексеева, Л.А. Заславской, Е.В. Новиковой, Н.Т. Осипова, В.В. Петрова, Н.Л. Платоновой, В.Г. Плахуты, А.А. Рускола, А.А. Рябова, Р.Н. Салиевой (Миргазизовой), Н.А. Сыродоева, О.М. Теплова, Юр. Ч. и других специалистов в данной сфере.

Была изучена специальная литература по основам нефтегазового дела, включая основы геологии и добычи нефти и газа, работы по экономике и истории отечественной и мировой горной и нефтегазовой промышленности (Л.П. Мстиславская, Г.А. Поляков, Т.В. Полякова, и другие).

Нормативную базу исследования составили нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «О недрах», иные нормативные правовые акты, регламентирующие общественные отношения связанных с использованием недр.

Для разработки теоретических выводов в работе делаются обобщения современной судебно-арбитражной практики, а также материалов судебной практики Правительствующего Сената Российской Империи.

Особое внимание в настоящей работе уделено изучению российского дореволюционного горного права и законодательства, поскольку, исторический метод исследования необходим для выяснения основных принципов. Применялись также формально-юридический метод, метод сравнительного правоведения и иные методы научного исследования.

Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, которые объединяют шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы.

 

Глава 1. Развитие и становление законодательства о недрах

1.1. Горное законодательство Российской Империи. Правовое регулирование поисков, разведки и добычи нефти и газа в России до 1917 года

На протяжении нескольких веков горное дело пользуется большим вниманием со стороны законодательства, и объясняется это тем, что законодатели достаточно давно уяснили три основных истины: полезные ископаемые составляют огромную потребность для народного хозяйства, они количественно ограничены и не возобновляемы.

В начале XX века (1900 год), когда значение нефти как будущего двигателя мировой экономики и политики еще не было до конца осознано, так как начало такому осознанию было положено только перед первой мировой войной, знаменитый российский писатель и публицист А.Е. Яновский подчеркивая огромную роль горной промышленности в экономике отмечал, что «…от нее мы получаем нефть, каменный уголь, который в настоящее время играет не главенствующую роль среди всякого рода топлива и, между прочим, является главнейшим источником двигательной силы, этой основы современной крупной промышленности».К февралю 1872 г. были подготовлены два узаконения Правительства, которые назывались «Правила о нефтяном промысле и акцизе с фотогенового производства» и «Правила об отдаче в частные руки казенных нефтяных источников Кавказского и Закавказского края, состоящих в откупном содержании».

Согласно Правилам, с 1 января 1873 г., упразднялась система сдачи нефтяных промыслов на откуп, а нефтеносные участки земли передавались за плату с торгов. На свободных казенных землях Кавказа разрешались беспрепятственные поиски нефти как подданным России, так и иностранцам. Были установлены требования к размерам отводимых площадей, условия пользования ими, а также сроки пользования (предельный срок составлял 24 года).

Основным вопросом, «решение которого законом в значительной мере определяет собою характер всего горного законодательства данного государства», А.А. Штоф считал вопрос «об отношении права на недра к праву на поверхность», поскольку границы земельных участков «создавались и создаются, в огромном большинстве случаев, вне всякого соотношения с границами месторождений ископаемых».

Принцип «акцессии» который действовал в Российской Империи, В.Г. Струкгов определял, как «принцип права на поверхность земли в неразрывной связи с правом и на недра ее». Действие принципа было обусловлено статьей 236 Устава Горного, устанавливавшей, что «право полной частной собственности в имуществах недвижимых объемлет не одну поверхность земли, но и самое ее недро», и потому это право «простирается на все сокровенные минералы и на все металлы, из них происходящие». В начале XX века (1900 год), когда значение нефти как будущего двигателя мировой экономики и политики еще не было до конца осознано, так как начало такому осознанию было положено только перед первой мировой войной, знаменитый российский писатель и публицист А.Е. Яновский подчеркивая огромную роль горной промышленности в экономике отмечал, что «…от нее мы получаем нефть, каменный уголь, который в настоящее время играет не главенствующую роль среди всякого рода топлива и, между прочим, является главнейшим источником двигательной силы, этой основы современной крупной промышленности». К февралю 1872 г. были подготовлены два узаконения Правительства, которые назывались «Правила о нефтяном промысле и акцизе с фотогенового производства» и «Правила об отдаче в частные руки казенных нефтяных источников Кавказского и Закавказского края, состоящих в откупном содержании».

По этому праву дозволялось «каждому в собственных его землях искать, копать, плавить, варить и чистить всякие металлы, то есть, золото, серебро, медь, олово, свинец, железо, и минералы …, также каменья, не исключая и драгоценных, и все то по собственному своему произволению обрабатывать».

Такая жесткая взаимозависимость, связанность юридической судьбы поверхности и недр позволяла даже некоторым авторам говорить о существовании горноземельного права. По утверждению В.А. Удинцева, «горноземельным правом мы называем совокупность действующих в пределах России норм, которыми определяются отношения между земельным собственником — с одной стороны, горнопромышленником и горнозаводчиком — с другой».

В соответствии со ст. 238 Устава Горного «владелец земли может отдать другому по добровольному условию право искать руд в дачах, ему принадлежащих, и для обрабатывания оных основать завод, или же пригласить к себе в товарищество других, заключив с ними договор на основании законов для общего производства сего дела».

Правительствующий Сенат в своем решении по так называемому «делу Кожина» от 23 января 1902 г. признал, «что договор, устанавливающий переход права собственника земли на принадлежащие ему в недрах ее ископаемые в собственность другому лицу по мере их извлечения, представляется договором купли-продажи движимости (Реш. Гр. Касс. Д-та Прав. Сен. 1902 г. № 36)». Такое решение вызвало ожесточенную дискуссию, в том числе среди ученых.

Так, В.В. Исаченко в связи с этим вспоминал, что норма, «провозглашающая золотые прииски, состоящие на землях казенных и Кабинета Его Величества, имуществами движимыми, давно служила препятствием к построениям свойства теоретического, а вместе с тем не переставала возбуждать сомнения и на практике». По его словам, парадоксальность этой статьи состояла в том, что она «не давала возможности найти в … законе общий критерий для различения имуществ движимых и недвижимых». С другой стороны, в этой связи возникал вопрос, «каково право на каменноугольные копи, нефтяные отводы и т.п.». В итоге Правительствующий Сенат в 1912 г. «совершенно отбросил данную им в 1902 г. квалификацию».

Продолжая обозначившуюся тенденцию, в 1903 году Правительствующий Сенат решил (Реш. Гр. Касс. Деп. Прав. Сен. 1903 г. № 67), что «…право на заключающиеся в недрах земли ископаемые составляет лишь одно из последствий права собственности на землю, но не составную часть права собственности на землю. А так как, по праву собственности, собственнику принадлежит право распоряжения своею собственностью…, то и не может быть оспариваемо право собственника отделить от принадлежащей ему … поверхности земли принадлежащую ему, по тому же праву, принадлежность этой земли». В итоге Правительствующий Сенат пришел к выводу о том, что «условие об установлении отдельного от права собственности на поверхность земли права на разработку недр этой земли вполне допустимо».

Действовавший в те времена принцип акцессии обычно противопоставлялся принципу горной свободы и являлся одним из важнейших препятствий на пути развития горной промышленности в России.

Законодатель в Российской Империи вынужден был разрабатывать разные правовые режимы не только для поисков, разведки и добычи некоторых важнейших видов полезных ископаемых, например, драгоценных металлов, нефти, но и, в связи с господствовавшим в стране принципом акцессии в отношении недр, для регулирования указанной деятельности на землях разных категорий: казенных, частных, землях посессионных заводов, землях казачьих войск и т.д.

Устав Горный Российской Империи, тем не менее, был приспособлен к регулированию и такого разнообразия отношений в рассматриваемой сфере.

В 1912 году в составе Свода законов Российской Империи (Том седьмой) вышло последнее издание Устава Горного.

Устав Горный состоял из трех книг («О горных заводах и промыслах ведомства Министерства Торговли и Промышленности», «О горных заводах и промыслах ведомства Министерства Императорского Двора», «Правила о наказаниях и взысканиях за нарушения горных постановлений и о порядке производства дел по сим нарушениям») и двенадцати приложений, насчитывая в своем последнем издании, исключая приложения, 1460 статей.

Нормы, регулирующие отношения, связанные непосредственно с поисками, разведкой и добычей нефти, содержались в основном в Главе V Устава Горного «О частном нефтяном промысле».

Глава являлась составной частью Раздела II Книги Первой Устава Горного и насчитывала 115 статей. Глава V«О частном нефтяном промысле» состояла из шести отделений:

в «Общих положениях» (Отделение первое, ст. 733-745) были определены, в частности, субъекты нефтяного промысла, порядок поиска и добычи нефти на землях разных категорий (составляющих полную собственность частных лиц или обществ; приграничных к посессионным заводам; предоставленных в собственность, а также в постоянное пользование государственным крестьянам; казенных землях), обязанности горного надзора по заведыванию нефтяными промыслами, полномочия Министра Торговли и Промышленности в сфере нефтяного промысла;

Отделение второе (ст. 746-755) «О поисках и разведках нефтяных источников на казенных землях» включало: порядок поисков нефтяных источников без производства земляных работ; правила разведки с производством земляных работ и выдачи дозволительных свидетельств для этого; сроки разведки; правила прекращения разведки промышленником, не желающим приступить к добыче нефти;

Отделение третье (ст. 756-774) «Об отводах для добычи нефти на казенных землях» устанавливало: порядок производства отвода для добычи нефти в разведанной промышленником местности; предельные размеры отводов; порядок освобождения промышленником разведочной площади, не вошедшей в отвод; порядок внесения поземельной платы в доход государственного казначейства; правила продажи с торгов отведенных участков со всем находящимся на нем имуществом в случае невзноса поземельной платы; порядок объявления участка в отдельных случаях «тунележащим» (в данном случае, возвращенным казне); порядок прекращения пользования нефтяными отводами;

Отделение четвертое (ст. 775-816) «О сдаче в разработку казенных нефтеносных земель, закрытых для частных заявок на нефть» содержало: правила о сдаче казенных нефтеносных земель в разработку по договорам; правила для отдачи без торгов, под разведку и добычу нефти и естественного углеводородного газа, казенных нефтеносных земель, закрытых для частных заявок на нефть;

В Отделении пятом (ст. 817-830) «Об условиях разработки нефтяных источников на землях казенных и частных» устанавливались: общие требования к разработке нефтяных источников на землях как казенных, так и частных; правила использования попутного газа; порядок установления горных (нефтяных) сервитутов; права и обязанности промышленника при непосредственной разработке нефтяного участка; порядок ликвидации нефтяных фонтанов как своими средствами, так и за счет специального общего фонда нефтепромышленников; меры по предупреждению порчи месторождений нефти «при притоке из верхних слоев тяжелой нефти и воды» (выражаясь современным языком, требования по рациональному использованию недр);

Отделение шестое «О трубопроводах и электрических подземных проводах, устраиваемых для нужд нефтяной промышленности» определяло: порядок и особенности прокладки нефтепроводных труб и постройки нефтепроводных сооружений на землях разных категорий; порядок определения размера вознаграждения в пользу землевладельцев.

Поскольку, различия в правовых режимах отдельных категорий земель имели первоочередное значение при поисках, разведке и добыче нефти в дореволюционной России, то необходимо иметь в виду, что, в соответствии со статьей 245 Устава Горного, «воспрещалось» заниматься горным промыслом «в землях владельческих, не испросив на то позволения от владельца оных». А статья 255 Устава Горного устанавливала, что «от владельца зависит, разрабатывать или оставлять втуне прииски и рудники, состоящие на его земле».

Поэтому «поиски и добыча нефти на землях, составляющих полную собственность частных лиц или обществ, а также приграничных к посессионным заводам, предоставляются владельцам или посторонним лицам по добровольным с владельцами условиям» (ст. 733 Устава Горного).

Но даже в землях владельческих необходимо было «вести разработку рудников и приисков таким образом, чтобы она не затрудняла (физически и экономически) дальнейшей разработки того же или соседнего месторождения». При этом горнопромышленные работы должны были производиться по предварительно составленному проекту, разработки (ст. 266 Устава Горного), представляемому местному горному начальству.

В целях государственного контроля при добыче нефти на частных землях действовало правило, по которому «о начале работ по разработке недр и о каждом открытии месторождения нефти на своей земле владельцы земли обязаны заявлять местному горному надзору». Также владелец земли должен был представить сведения о размере участка, занимаемого для нефтяного промысла, а также о том, будет ли он разрабатываться самим владельцем или другим лицом (в последнем случае необходимы были сведения об этом лице).

В отношении рудников, находившихся в казенных землях и не принадлежавших частным лицам или частным заводам, в соответствии со ст. 242 Устава Горного, «от правительства зависит, разрабатывать или не разрабатывать, или отдать их для разработки рудопромышленникам». Казенные земли, в которых допускалось производство частными лицами поисков, разведок и добычи ископаемых, именовались «свободными для горного промысла».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

О значении, которое придавалось уже в то время нефтяному промыслу, можно так же судить по содержанию ст. 739 Устава Горного: «Все нефтяные источники, которые окажутся на участках земли, отводимых в частную собственность по Всемилостивейшему пожалованию, изъемлются из отводов и оставляются во владении казны с пространством земли, потребным для устройства необходимых для горного промысла заведений».

Я считаю, что интересными для исследования документами являются уставы дореволюционных российских нефтепромышленных обществ и товариществ, так как они отражают особенности нефтяного промысла в различных местностях империи, а также являют собой свидетельство довольно жесткой регламентации государством отдельных сторон деятельности таких организаций.

Так, например, в примечании 1 к § 3 Устава Московско-Бюльболинского Нефтепромышленного и Торгового Общества (Баку, 1915 г.) устанавливалось, что приобретение Обществом на каком бы то ни было основании определенной категории нефтеносных земель сверх передаваемых Обществу нефтеносных участков, а также поиски и получение отводов на добычу нефти в отдельных местностях «допускаются не иначе, как с особого каждый раз разрешения Министра Торговли и Промышленности, по соглашению с Министрами Финансов и Внутренних Дел и Наместником Его Императорского Величества на Кавказе».

Ограничивающие в определенной степени деятельность организации положения содержит Устав «Московско-Волжско-Бакинскаго нефтепромышленно-торгового товарищества на паях» (Москва, 1916 г.), созданного «для приобретения в собственность и в арендное содержание нефтеносных земель, для поисков и добычи нефти, для устройства и эксплуатации нефтяных промыслов и содержания нефтеперегонных заводов и нефтяных складов в Бакинской губернии, Терской области и других местностях Кавказского края и прочих местностях Российской Империи, для переработки нефти и для торговли нефтью и нефтяными продуктами».

До революции в теории горного права под поисками и разведками в широком смысле подразумевались «…все вообще действия, направленные к отысканию и расследованию месторождений ископаемых, изъятых из распоряжения землевладельца».

Избрание способов разработки нефтяного участка также было законодательно закрепленным правом нефтепромышленника, но при этом он был обязан (ст. 821 Устава Горного):

  • соблюдать правила о порядке производства горнопромышленниками подземных работ, правила о предупреждении пожаров на нефтяных промыслах и другие по горной части правила, установленные законом и распоряжениями правительства;
  • вести план своему участку, с нанесением на нем всех буровых работ, сооружений и т.п.;
  • допускать должностных лиц, коим поручен надзор за производством нефтяного промысла, к осмотру работ и сооружений для добычи и хранения нефти;
  • доставлять, по требованию правительства, точные статистические сведения о нефтяном промысле.

Кроме того, нефтепромышленник, производящий добычу нефти, был обязан (ст. 825 Устава Горного):

1) иметь в готовности предохранительные приспособления для регулирования истока нефти и все принадлежности для постановки оных;
2) устанавливать эти приспособления при первом появлении признаков нефтяного фонтана;
3) доносить безотлагательно Окружному Инженеру о появлении из буровой скважины фонтана нефти.

О приостановлении права пользования нефтяными отводами говорилось в ст. 830 Устава. При отступлении нефтепромышленниками от указаний Окружного Инженера при разработке нефтяных источников дальнейшее углубление буровой скважины, а равно отпуск из нее нефти могли быть приостановлены до устранения нарушений.

Главное основание прекращения права пользования нефтяными отводами в данном случае определяла ст. 772 Устава. Участок объявлялся тунележащим (иными словами, переходил в нераспределенный фонд недр), если промышленник, получивший его по заявке, не приступал к добыче нефти в течение двухлетнего срока. Если же промышленник доказывал, что им затрачен капитал на производство предварительных технических для добычи нефти работ, то ему давалась отсрочка еще на два года. Участок объявлялся также тунележащим в случае перерыва добычи нефти в продолжение четырех лет без особо уважительных причин.

А.А. Штоф считал в связи с этим, что «последствием неисполнения горнопромышленником обязанности постоянного ведения разработки может быть только отобрание отвода. Какая-либо плата, в казну ли, или землевладельцу, не удовлетворяла бы цели закона, состоящей не в получении кем-либо дохода от горнопромышленника, а в развитии горного промысла».

Пользование нефтяными отводами прекращалось также вследствие безуспешности произведенных для получения нефти работ, нежелания промышленника разрабатывать отведенный участок, или же вследствие окончательной выработки нефти (ст. 774). В означенных случаях промышленник обязан был заявить о том местному Горному Управлению, возвратить выданные ему акты и очистить в течение одного года отведенную ему площадь, оставив только обсадные трубы в тех из пробуренных им скважин, которые местное Горное Управление признает годными к дальнейшей разработке.

На основании изложенного выше можно сделать следующие выводы.

К концу XIX века в России сформировался специальный правовой режим поисков, разведки и добычи нефти, который, будучи формально частью общего правового режима использования недр для геологического изучения и добычи полезных ископаемых, устанавливал особый статус субъектов, объектов, порядок предоставления и прекращения, содержание права пользования недрами для поисков, разведки и добычи нефти.

Центральную роль в правовом регулировании поисков, разведки и добычи нефти играла Глава V «О частном нефтяном промысле» Устава Горного Российской Империи, а также совокупность правовых актов нижестоящего уровня, изданных в целях реализации положений данной главы.

Высокого уровня достигла судебная практика Правительствующего Сената по делам, связанным с недропользованием, причем особо можно выделить ряд дел, посвященных нефтяному промыслу.

При изучении горного права и законодательства Российской Империи также можно сделать вывод о том, что такого уровня развития нынешнее законодательство о недрах еще просто не достигло. Такой вывод не должен задевать разработчиков Закона РФ «О недрах» 1992 года, поскольку, несмотря на его реальные и кажущиеся недостатки, этот закон — все-таки один из лучших вариантов того, что могло быть после столь длительного времени в основном подзаконного регулирования отношений недропользования.


Страницы:   1   2   3   4   5


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!