Заявка на расчет
Меню Услуги

Правовое регулирование органов опеки и попечительства на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

Страницы: 1 2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
1 Становление и правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства ………
1.1 Исторические аспекты развития института опеки и попечительства в России…
1.2 Понятие и правовая сущность опеки и попечительства ………………
1.3 Нормативно — правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства …………
2 Органы опеки и попечительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области ………
2.1 Структура и функции органов опеки и попечительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области………
2.2 Формы опеки и попечительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области ………
2.3 Осуществление охраны и защиты прав несовершеннолетних органами опеки и попечительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области
3 Проблемы и перспективы развития деятельности охраны и защиты прав несовершеннолетних органами опеки и попечительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области …………
3.1 Проблемы деятельности органов опеки и попечительства …………
3.2 Перспективы развития органов опеки и попечительства ……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что на протяжении всей истории одной из самых важных проблем человечества являлась свобода. Ведь, как известно, свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Из этого можно сделать вывод, что необходимо регулирование отношений между гражданами, а, следовательно, между народом и государством.
Так появляется «правоотношение — возникающая на основе норм права индивидуализированная связь между лицами, характеризуемая наличием судебных прав и юридических обязанностей и поддерживаемая силами государственного принуждения».
Например, в гражданском праве «правоотношения — складывающаяся на основе гражданско-правовых норм связь между субъектами гражданского права через их права и обязанности, осуществление которых обеспечивается государством». Основные элементы гражданских правоотношений — это субъективные права и юридические обязанности, субъекты и объекты.
Однако в современном мире гражданское право неразрывно связано с другими отраслями российского права. Например, с семейным. Отдельные нормы гражданского права регулируют, казалось бы, такие направления в семейном праве, к которым на первый взгляд вообще не имеет никакого отношения. К одним из них относится опека и попечительство.
Опека и попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания, образования, а также для защиты их прав и интересов. Без точного понимания данного понятия невозможна полноправная деятельность любого уважающего себя юриста. Юриспруденция как наука и смысл жизни на первый взгляд незаметна в нашей жизни, но, безусловно, занимает почетное место.
Юридические явления просочились во все культурные направления цивилизованной человеческой жизни: музыка, кино, книги, фильмы и т. д. Человек — существо биосоциальное, оно не может полноценно существовать без развития. Методом проб и ошибок формируется идеальный человек, идеальное общество.
Семья и дети являются неотъемлемой частью нормального общества. Собственно, из них оно и состоит. Каждый ребенок должен иметь полноценную, любящую семью, но, к сожалению, это не всегда возможно.
Подведя итог, мы имеем: человека, общество, государство, отрасль российского права, семейное право, опека и попечительство. Вот самый важный и нужный для любого уважающего себя гражданина материал, связанный с последним явление, и является сутью настоящей курсовой работы.
Объект работы – общественные отношения в рамках деятельности органов опеки и попечительства.
Предмет работы – нормы российского законодательства, которые регулируют институт опеки и попечительства Ленинградской области и г. Санкт-Петербурга.
Цель дипломной работы — рассмотреть основные положения, связанные опекой и попечительством.
Достижение такой цели подразумевает собой раскрытия следующего ряда задач:
− определить понятие и сущность опеки и попечительства;
− изучить историю развития института опеки и попечительства;
− изучить общую характеристику органов опеки и попечительства;
− выявить проблемы деятельности органов опеки и попечительства.
Методологическая база дипломной работы. В ходе проведенного исследования применялись такие методы научного познания как: метод анализа, синтеза, исторический, сравнительно-правовой, статистический и системный методы.
Структура дипломной работы. Дипломная работа включает в себя введение, три главы, восемь параграфов, заключение и список использованных источников.
Практическая значимость разработки темы данной работы состоит в возможности использования ряда ее положений, выводов и предложений в учебном процессе, деятельности органов опеки и попечительства, а также граждан.
Так как, органы опеки и попечительства являются необходимыми институтами, которые поддерживают права и интересы граждан, нуждающихся в помощи и защите, они обеспечивают защиту тех, кто не может самостоятельно управлять своими делами, таких как дети-сироты, лица с ограниченными возможностями, пожилые люди, жертвы насилия и т.д., поэтому органы опеки и попечительства осуществляют такие практически значимые функции, как:
 предоставление социальных услуг и помощи бедным, больным и уязвимым людям;
 обеспечение защиты прав детей, которые потеряли родителей;
 помощь в социальной адаптации детей, получивших статус сироты или оставшихся без попечения родителей;
 обеспечение доступа к образованию, здравоохранению и другим социальным услугам;
 также органы опеки и попечительства играют важную роль в процессе усыновления и удочерения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они также помогают при устройстве детей в приемные семьи и семьи опекунов-надзирателей.
Таким образом, деятельность органов опеки и попечительства имеет огромное значение для поддержки и защиты наиболее уязвимых групп населения, в том числе детей и пожилых людей, и определяет качество жизни их жизни.
Органы опеки и попечительства имеют важную роль в защите прав и интересов граждан, которые не в состоянии самостоятельно защитить свои права и интересы, включая детей, пожилых людей, инвалидов и другие уязвимые категории населения. Научная значимость деятельности органов опеки и попечительства заключается в следующем:
 исследования в этой области способствуют повышению качества деятельности органов опеки и попечительства. Научные исследования могут помочь выявить недостатки в работе этих органов и предложить пути их улучшения;
 исследования в области опеки и попечительства помогают лучше понимать особенности различных категорий граждан, которые нуждаются в опеке и попечительстве. Это знание помогает органам опеки и попечительства более качественно оказывать помощь тем, кто в ней нуждается;
 научные исследования в области опеки и попечительства способствуют разработке новых подходов и методов работы, которые позволяют сделать работу органов опеки и попечительства более эффективной и эффективно использовать имеющиеся ресурсы;
 кроме этого, научные исследования в области опеки и попечительства могут иметь практическую ценность, например, в разработке новых способов обучения специалистов, работающих в сфере опеки и попечительства, или в разработке программ для повышения правовой осведомленности граждан.

1 СТАНОВЛЕНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

1.1 Исторические аспекты развития института опеки и попечительства в России

Потребность в опеке существовала на всех этапах общественного развития, и всегда она была связана с заменой родительской власти. Именно этот мотив, это обоснование и это оправдание учреждения опеки проходят через всю историю развития института опеки и проявляются у всех народов.
Но не всегда опека возникает из соображений нравственного порядка (позаботиться о сироте), а чаще ради соблюдения интересов его родственников – претендентов на имущество в случае смерти малолетнего. Самые ранние формы «института детского сиротства» связаны с формами домашнего рабства, основанного на обычае, при котором захваченные в плен дети входили в одну из семей победителей. Это являлось своеобразным институтом защиты и сохранения жизни ребенку.
В дальнейшем институту опеки и попечительства пришлось пройти длинный и сложный исторический путь, чтобы преобразоваться в комплексную науку основой которой служит не только семейное устройство, а защита прав и имущественных интересов подопечных.
Так уж повелось на Руси, что заниматься проблемами приемных семей, детей-сирот на законодательном уровне никто не изъявлял желания. Правителям было некогда заниматься этими вопросами, хотя по греко-римскому законодательству духовенству отдавалось преимущество по вопросам опеки и попечительства[17; 367].
Характерным отличием этого периода служило особое славянское мышление, проявлявшееся на мифологической основе, что и служило основным посылом для формирования и устройства конкретного плана действий по охране всего рода и каждого представителя в нем. Помогали бедным представителям рода в духе существовавших тогда обычаев, в основном на уровне подаяния. В древнеславянских общинах помогали больше незащищенным и слабым представителям, в основном таковыми являлись дети, женский пол и старики. С общественной точки зрения к сиротам причисляли беспомощных, одиноких, бедных представителей общества, членов общества, не имеющих родителей, как детей, так и людей преклонного возраста.
В первом своде законов на Руси в «Русской Правде» про возможность опекунства говорилось так: «Если после кончины главы семейства на попечении матери остались малолетние дети, а сама она собирается снова выйти замуж, то возможно передать право опеки над ними одному из сородичей по прямой линии, либо второму мужу матери». Опекун получал при свидетелях на время все имеющееся в наличии имущество несовершеннолетнего, за применение которого ему назначалась награда от имущественного дохода. В тех случаях, когда у сироты прямые родственники отсутствовали вообще, а взять опеку над ним было некому, то претендента стать его опекуном подбирало и объявляло правительство. В данной процедуре было активно задействовано высшее монашествующее духовенство[27; 251-271].
Со временем процедура опекунства получала свои характерные особенности, определялся список претендентов на роль опекуна: неродной отец по отношению к детям жены от предшествующего брака либо потомки по прямой линии.
Также существовала практика опеки по волеизъявлению, то есть по завещанию. В особых случаях применялась опека по назначению власть имущих, где непосредственное участие принимало церковное духовенство, в компетенции которого находились все дела, связанные с семейными вопросами, наследством и опекунством[30; 57-70].
Если ранее факт возврата имущества находящемуся под опекой лицу по достижении им совершеннолетия и самостоятельности относился к нравственным устоям и опирался только на честность и порядочность опекуна, то с годами эта процедура приобрела юридический характер. Если ранее опекун не считал обязательным отчитываться перед кем бы то ни было куда и зачем он девал имущество своего опекаемого, то теперь он был обязан действовать и представлять его интересы.
Стоит отметить, что в тот период понятие «совершеннолетие» и конкретный возраст совершеннолетия не были определены, а просто уточнялось, что подопечный будет находиться под опекой, пока «оны не возмужают» и не «поднимутся»[17; 200].
Даже, не взирая, на недостаток сведений об опеке в тот период, мы считаем, что уже тогда была видна ее главная цель — воспитание и содержание ребенка-сироты в семье.
Если рассматривать все отечественное историческое законодательное наследие по делам опеки над несовершеннолетними детьми, мы увидим, что до начала правления Петра I что-то конкретное об этом стало упоминаться только в первом своде русских законов — в Русской Правде. В других исторических документах и указах мы увидим лишь незначительные и несущественные наставления по теме нашего исследования. Из-за отсутствия должного количества правовых документов путь становления института опеки над несовершеннолетними по большей части прослеживается на основании имеющихся исторических свидетельств. До начала правления Петра I вопросами благополучия и обеспеченности детей, оставшихся без родителей, опеке над ними, занимались частные лица.
При Петре I все эти вопросы стали контролироваться государством. Был принят целый ряд законов и указов по опеке и попечительству над несовершеннолетними, так как ранее все вопросы, касающиеся этой темы, решались в духе сложившихся традиций и обычаев. На тот момент принятые законодательные документы не учитывали все нюансы существующих положений в данной области, в связи с чем, многие вопросы так и продолжали решаться в духе устоявшихся обычаев. Значительное количество изменений в эпоху Петра I затрагивали именно дела опеки и попечительства[27; 203-274].
В первую очередь, были основаны магистраты, которые получили все полномочия в подборе опекунов для детей-сирот и надзоре за ними. Церковные власти теперь этими вопросами не занимались. На наш взгляд, данный исторический факт является первым примером основания государственного института власти, как контролирующего органа по делам опеки и попечительства.
Уже в 1714 г. издается указ «О единонаследии», в котором лицу, унаследовавшему всю недвижимость, вменялось в обязанность заботиться о несовершеннолетних братьях и сестрах и надлежащим образом следить за сохранностью их имущества до достижения ими совершеннолетия. В следующем положении данного указа говорилось, что опека над несовершеннолетним устанавливается только на законном основании, а именно — с разрешения магистрата.
В 1724 г. были внесены поправки по установлению опеки, о чем в своде правил о магистратах было сказано, что родители вправе по своему волеизъявлению определить опекуна и указать его в своем завещании. В том случае, если завещание отсутствовало, то опекуна для ребенка-сироты определял магистрат.
В ноябре 1775 г. в институте опеки и попечительства происходят значительные реформы на основании указа Екатерины II, известного в научных кругах под названием «Учреждения для управления губерний». В нем затрагивался ряд вопросов, относящихся к правовому управлению отношений в сфере опеки над несовершеннолетними сиротами. По убеждению императрицы делами опеки должно было заниматься не одно ведомство, а структурированная система, состоящая из нескольких различных ведомств, и непременно сословная.
Начиная с тех времен, дела опеки находились в юрисдикции разных ведомств, с учетом сословия, к которому принадлежал несовершеннолетний сирота и его попечитель. Даже не смотря на постоянные существенные отличия в урегулировании положений по вопросам опеки и попечительства, каждый раз вставал вопрос о малообеспеченных слоях населения, об опеке над недвижимостью осиротевшего ребенка и самим несовершеннолетним сиротой. В том случае, если осиротевшему ребенку не осталось по наследству никакого имущества, то опеку не назначали.
Начиная с 1785 г., опеку и попечительство разделили, теперь они отличались по возрастному признаку: несовершеннолетние дети до 14 лет оставались под юрисдикцией опеки, а уже с 14 лет до 21 года им определялся попечитель.
18 ноября 1775 г. императрицей Екатериной II издается «Учреждение для управления губерний Российской империи», в положениях которой устанавливалась опека над лицами, принадлежащим к дворянскому роду и городскому сословию. В тексте данного документа конкретно было прописано, какие именно органы должны заниматься делами по опеке несовершеннолетних детей дворян, купцов и мещан. Так, опекунскими делами детей дворянского рода занималось специально созданное при уездном суде ведомство — Дворянская опека.
По опекунским делам несовершеннолетних детей купцов и мещан при каждом магистрате города существовало свое ведомство — Городовой сиротский суд. Оба новых ведомства, прежде чем начать работу с ребенком-сиротой, должны были установить, был ли определен опекун при жизни родителей в завещании или нет. В том случае, когда опекун не был определен, эти ведомства назначали опекуна самостоятельно. Чаще всего опекунами детей-сирот становились ближайшие сородичи либо стороннее лицо высоких нравственных устоев, более всего подходящее на роль воспитателя и наставника для осиротевшего ребенка.
Уже позднее, когда престол занял Павел I, институт опеки и попечительства переходит под юрисдикцию «Юстиции гражданских дел департамента городского правления». Тем не менее, после кончины Екатерины II все основополагающие документы по вопросам опеки и попечительства, изданные императрицей, были востребованы и актуальны вплоть до октября 1917 г.
Больше всего пользовался популярностью закон сословности, особенно востребованный после 1775 г., когда стали появляться различные виды опеки, пока их не сформировалось более двух десятков. Но, несмотря на все нововведения, в центре внимания всегда находилась опека над малолетними осиротевшими детьми. В законодательном урегулировании опеки, в осознании ее смысла и задач в нашем Отечестве можно наблюдать сложившуюся закономерность.
Если проанализировать состояние дел опеки и попечительства на конец XIX в., то можно увидеть, что меньше всего внимания уделялось малолетним детям из бедных семей, а именно — крестьянским детям-сиротам. В том случае, если в деревне малолетний ребенок остался без родителей, собирался деревенский сход, на повестке которого решался вопрос о его благоустройстве.
Рассматривались внушающие доверие кандидаты, которые по собственному желанию хотели взять несовершеннолетнего сироту на воспитание в свою семью. При этом, найти желающих взять еще один лишний рот в семью было не так-то легко, и осиротевшие дети бедняков очень часто оставлялись на милость Божию[33; 300].
Проще говоря, осиротевшие дети крестьян в большинстве случаев оказывались на улице, бродяжничая и выпрашивая милостыню на кусок хлеба. Тем временем общество пускало все на самотек, наивно полагая, что рано или поздно найдется какой-нибудь дальний сородич или одинокая пожилая женщина, пожелавшая принять осиротевшего ребенка к себе. Несовершеннолетние дети, кинутые на произвол судьбы, были вынуждены скитаться, просить подаяние Христа ради, пока не встречали порядочного человека, изъявившего желание взять его на попечение. В городах дела обстояли практически также. В результате мы можем сказать, что к началу XX столетия институт опеки действовал по сословному разделению, а опекуны выбирались на основании имеющегося завещания или по назначению специальных органов власти.
Стоит отметить, что даже наличие завещания родителей с указанным кандидатом на роль опекуна их ребенка не могло гарантировать назначения этого человека, если им было нарушено любое условие, имеющееся в Указе от 1775 .
Помимо перечисленных выше правовых норм тщательно регулировались действия опекуна, в том числе его права и обязанности, на основании свода законов, утвержденных Указом 1775 г. Тем не менее, получить положительный результат не удавалось, так как малолетних бездомных сирот меньше не становилось. Они все также продолжали скитаться и побираться. Основными причинами такого положения дел можно назвать:
− отсутствие внимания к судьбе крестьянских детей-сирот;
− отказ опекунов от выполнения своих обязательств;
− несоответствующий контроль над малолетними детьми.
С увеличением числа бездомных и беспризорных детей росла и преступность.
Таким образом, мы видим, что опека длительное время не имела легального определения и чаще всего понималась как институт, объединяющий в себе собственно опеку и попечительство. Приоритетной задачей данного института всегда являлась охрана интересов детей как наиболее значимой категории нуждающихся в социальной заботе лиц. Актуализация этой задачи связана с появлением «социального сиротства»[33; 400].
В 1869 г. в России предпринимались попытки создания бессословной опеки, но они не получили дальнейшего развития. В Проекте 1874 г. в центр опекунской деятельности были поставлены земские учреждения, но этот проект также не осуществился. Проект 1884 г. был связан с институтом мировых судей, но и он не улучшил ситуацию. Несмотря на безуспешность всех предпринимаемых поисков, они свидетельствуют о стремлении найти наиболее удачные формы опеки на самом высоком – общегосударственном уровне[27; 203-274].
В советский период нормы об опеке и попечительстве традиционно закреплялись семейным законодательством, хотя закон никогда не настаивал на том, чтобы опекунами и попечителями были только члены семьи подопечных. Так, нормы об опеке и попечительстве содержались в разделе IV Кодекса законов РСФСР «Об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» (КЗАТС) 1918 г., в разделе III Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР (КЗоБСО РСФСР) 1926 г., в ст. 26 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, в главе 13 Кодекса о браке и семье РСФСР (КоБС РСФСР 1969 г.).
В первые годы после победы революции советское государство четко устанавливало обязательность принятия гражданином на себя обязанностей по опеке (попечительству). В КЗАГС 1918 г. рассматривает назначение опеки в качестве почетной обязанности граждан, Опекунство считалось должностью, на которую гражданина назначал орган опеки и попечительств[27; 203-274].
Таким образом, в советский период развития России отношения опеки и попечительства традиционно регулировались семейным и лишь отчасти — гражданским законодательством. Как отмечает Л.Ю. Михеева, Этому имеется только одно рациональное объяснение: в юридической литературе опека и попечительство традиционно рассматриваются как система правоотношений. Первая группа правоотношений – это правоотношения внутренние. Традиционный подход к природе этих правоотношений представлен в позиции Е.М. Ворожейкина, который считал, что субъектами правоотношения по поводу опеки и попечительства являются опекун (попечитель) и подопечный ребенок, а само правоотношение представляет собой «внутрисемейное правовое отношение». Он полагал также, что у опекуна (попечителя) с органом опеки и попечительства возникают административно-правовые отношения, «они служат юридической основой для внутрисемейного правоотношения между опекуном (попечителем) и подопечным». Их субъектами являются опекун (попечитель) и публичный субъект (в лице органа опеки и попечительства) — как стороны гражданско-правового договора, а также подопечный гражданин — как третье лицо.
Прежде чем произошли изменения в правовом регулировании опеки и попечительства, было необходимо изменить подходы к пониманию опеки и попечительства во всей многогранности этого термина. Начало этому было положено с принятием части 1 ПС РФ, в которой — нормы об опеке и попечительстве впервые стали институтом гражданского, а не семейного права. После Октябрьской Революции 1917 г. опека утратила сословный характер и приняла общественный характер. Такие изменения показателей в законодательстве произошли с момента принятия в 1918 г. Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, в котором предусмотрен раздел «Опекунское право». Теперь опеке подлежало всякое несовершеннолетнее лицо, не находящееся на попечении родителей».
Принятый Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР в 1927 г. много средств уделял опеке и попечительству над несовершеннолетними как одному из способов защиты их личных и имущественных прав. В Кодексе законов о браке, семье и опеке 1926 г. впервые были разграничены опека и попечительство. В дальнейшем, в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. Понятия «опека» и «попечительство» не были разграничены, что дало союзным республикам основание по своему усмотрению выбирать для той или иной категории граждан способ их устройства или охраны интересов, В Кодексе о браке и семье РСФСР 1969 г. четко обозначались цели опеки (попечительства) над несовершеннолетними, компетенция органов опеки и попечительства, их обязанности по временному устройству детей, подлежащих опеке (попечительству).
Правовую основу деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в современный период составляет ряд законодательных актов Российской Федерации. Таким образом, институт опеки и попечительства несет в себе нормы не только частных (гражданского и семейного), но и результатов публичного (административного) права, что обусловлено необходимостью обеспечения нуждающихся в этом граждан всеми видами охраны их прав и законных интересов (в первую очередь их личных и имущественных прав). Принятие Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» вызвало необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство. Как справедливо отмечено в юридической литературе, принятие данного Закона может быть отнесено «к наиболее деятельности важным событиям продолжающейся правовой реформы[17; 100-150].

1.2 Понятие и правовая сущность опеки и попечительства

Опека и попечительство — это способ защиты личных и имущественных прав, свобод и интересов несовершеннолетних, а также помощь в их воспитании и образовании.
Согласно ст. 38 Конституции РФ, материнство, семья, детство человека находится под защитой государства. Именно поэтому защита несовершеннолетних детей, отстаивание их прав и свобод, а также поддержание их интересов считаются задачей федерального значения. Необходимость опеки над несовершеннолетними объективно обоснована, так как в настоящее время число детей, которые потеряли своих родителей, постоянно увеличивается. Эти дети нуждаются в опеке и поддержке. Значит, регулирование тех отношений, которые связаны с опекой и попечительством, в наше время имеет особое значение[18; 121].
Абсолютно все новшества и поправки, которые связаны с опекой лиц, потерявших свои семьи и родителей, должны быть проанализированы с научной точки зрения, ибо необходимо расширить правовые предпосылки, связанные с опекой и попечительством над детьми. К тому же, нужно устранить необоснованные препятствия, которые могут помешать установить опеку над ребенком. Таким образом можно будет обеспечить интересы детей-сирот. Когда устанавливается опека, обязательно учитывается возраст ребенка. Согласно п.1. ст.33 Гражданского кодекса нашей страны опека устанавливается над теми детьми, которым еще нет 18 лет.
В российском законодательстве опека над несовершеннолетними имеет давнюю историю и является одним из самых привычных, стабильных и чаще используемых методов размещения детей-сирот в семьи, в которых опекуны защищают их права и свободы. Опека и попечительство являются важной правовой конструкцией как в гражданском, так и в семейном праве. Гражданско-правовое значение опеки и попечительства заключается в том, что дети приобретают дееспособность, образование, благодаря своим опекунам. А семейно-правовой аспект заключается в выполнении функции воспитания, ограничивая область применения опеки и попечительства исключительно в отношении несовершеннолетних лиц.
Если говорить о сути опеки и попечительства, то стоит отметить, что они тесно взаимосвязаны между собой. Их взаимосвязь можно объяснить тем, что, как опека, так и попечительство создают условия для воспитания ребенка в полноценной семье. К тому же, они направлены на сохранение прав ребенка, которого взяли под опеку, так как опекуны всегда заботятся о своих подопечных, помогают им, содержат их, защищают и учат всему тому, что пригодится им в дальнейшей жизни. Очень важно сразу определить цель, из-за которой и устанавливается опека над тем или иным ребенком, так как цель имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение при установлении опеки и попечительства.
В зависимости от цели будет определяться характер работы с тем или иным ребенком. Например, целью может быть образование ребенка. Итак, цель установления опеки и попечительства влияет на:
− выбор опекуна;
− возможности, права и обязанности опекуна;
− установление и применение контроля за деятельностью подопечного;
− причины отказа от опеки и попечительства;
− ответственность за неправильное или неполное выполнение всех необходимых обязанностей.
Основной целью установления опеки и попечительства над детьми считается не только защита их имущественных интересов, но и передача ребенка в хорошую, полноценную семью. Стоит отметить, что не менее важной целью установления опеки можно считать и удовлетворение интереса государства, который связан с защитой и правильным воспитанием несовершеннолетнего ребенка. Некоторые ученые считают, что опека и попечительство над детьми обязательно должны регулироваться не только гражданским, но и семейным законодательством[19; 122-124].

1.3 Нормативно — правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются главным образом Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».
Правовую основу деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), Семейный кодекс Российской Федерации (далее – СК РФ), Федеральный закон от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и т. д. Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. П. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ закрепляет, что гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
Что касается Федерального закона «Об опеке и попечительстве», то в целом необходимо отметить, что закрепление норм об опеке и попечительстве в отдельном Федеральном законе не вполне целесообразно на фоне работы по кодификации федерального законодательства и перспективы создания Свода законов. Имеющиеся в данном Федеральном законе нормы семейного права фактически «вытащены» из предмета ведения СК РФ, что делает законодательство об опеке и попечительстве неоправданно расчлененным на автономные источники права и по этой причине менее обозримым. Законодателю с целью сохранения теоретически обоснованной правовой наукой тенденции к сокращению количества нормативных правовых актов в системе национального законодательства и обеспечению доминирования кодифицированного правового материала было необходимо, не принимая отдельного Федерального закона об опеке и попечительстве, включить соответствующие нормы права в гл. 20 СК РФ «Опека и попечительство над детьми» и в гл. 3 части первой ГК РФ «Граждане (физические лица)». Закрепление же норм об опеке и попечительстве в отдельном Федеральном законе привело к необоснованному увеличению нормативного материала за счет дублирования текстов федеральных законов в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» и ГК РФ, и СК РФ. Так, в частности: ч. 2 ст. 11ФЗ «Об опеке и попечительстве», закрепляющая необходимость согласия лица на присвоение статуса опекуна либо попечителя, дублирует положения п. 3 ст. 35 ГК РФ[27; 367-411].
Права и обязанности опекунов и попечителей закреплены в ст. 15 ФЗ «Об опеке и попечительстве», в ст. 148 СК РФ, часть обязанностей опекуна и попечителя, кроме того, содержится в тексте ст. 36 ГК РФ.
Правовые основы распоряжения имуществом подопечного закреплены в ст. 19 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и в ст. 37 ГК РФ.
Доверительному управлению имуществом подопечного посвящены ст. 38 ГК РФ и ст. 23 ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Кроме дублирования нормативного материала наблюдаются и случаи его распыления. Так, например, основания прекращения опеки и попечительства не сведены в одной статье закона, а распределены между ст. 29 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и ст. 40 ГК РФ.
Выделение нормативного регулирования институтов опеки и попечительства в отдельный Федеральный закон имеет и другие недостатки, одним из которых является неполнота нового специального Федерального закона, который, закрепляя правовой статус опекуна и попечителя, ничего не говорит о комплексе прав и обязанностей опекаемых и подопечных лиц. Этому вопросу посвящена ст. 148 СК РФ. Наличие подобного правового пробела красноречиво свидетельствует о том, что законодателю не было необходимости принимать самостоятельный нормативный правовой акт по вопросам опеки и попечительства, если он считает достаточным закрепление правового статуса основных субъектов регламентируемых таким законом правоотношений в другом нормативном правовом акте.
Ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» разрешает регулировать отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства), на уровне нормотворчества субъектов РФ. Тем самым данная статья снимает возможные споры о компетенции между уровнями государственной власти по поводу нормативной регламентации отношений в сфере опеки и попечительства, фактически делегируя законодательным органам субъектов федерации право на принятие своих законов при наличии пробелов соответствующего федерального законодательства.
Согласно Письму Минобрнауки России от 25 июня 2007 г. № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» законы субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, регулирующие вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, должны предусматривать: определение круга вопросов, относящихся к компетенции органов опеки и попечительства; установление категорий несовершеннолетних, в отношении которых органы опеки и попечительства правомочны осуществлять профилактическую работу, принимать решения по защите их прав и законных интересов; нормативы организации структуры органа опеки и попечительства, включая установление норматива численности работников органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих деятельность по защите прав детей; порядок организации деятельности органов опеки и попечительства на региональном и муниципальном уровнях; порядок взаимодействия органов и учреждений различной ведомственной принадлежности в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних[29; 100-126].
Согласно ч.4 ст. 3 Федерального закона об «Об опеке и попечительстве» структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Согласно данному закону к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству.
Наконец, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Конкретизируя данное требование Основного закона, ч.5 ст.3 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» содержит стандартную оговорку о приоритете международных договоров Российской Федерации над национальным законодательством.
Потребность в опеке и усыновлении как форме воспитания ребенка в условиях семьи существовала во все времена и у всех народов. Постепенно круг вопросов, возникающих при опеке над несовершеннолетними, стал обозначаться более четко.
C помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) — еще и способ их устройства на воспитание в семью.
За последнее время институт опеки и попечительства претерпел значительные изменения благодаря принятию ФЗ «Об опеке и попечительстве», в котором сформулированы принципы государственного регулирования в этой области, определены права и обязанности органов опеки и попечительства, правовой статус опекунов и попечителей, упорядочены процедуры установления и прекращения опеки и попечительства. Закон оставляет только две формы устройства детей в семью: опеку и усыновление. Приемная семья и патронатное воспитание становятся теперь видом опеки.[29; 100-126].
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что потребность в опеке существовала на всех этапах общественного развития, и всегда она была связана с заменой родительской власти. Именно этот мотив, это обоснование и это оправдание учреждения опеки проходят через всю историю развития института опеки и проявляются у всех народов.
В современной России органы опеки и попечительства являются государственными организациями, которые осуществляют защиту прав и интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или оставшихся без попечения родителей. Они имеют право на получение информации о детях, проведение проверок условий проживания и воспитания, а также на привлечение виновных к ответственности.
Правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства основывается на Федеральном законе «Об охране прав и интересов детей в Российской Федерации». Он содержит нормы, устанавливающие правила работы органов опеки и попечительства, их компетенцию и обязанности. Кроме того, закон устанавливает правила для организации государственных учреждений, занимающихся защитой прав и интересов детей, и определяет права родителей и детей в отношениях с органами опеки и попечительства.
Сегодня органы опеки и попечительства продолжают свою деятельность в России, защищая права детей и помогая им в трудных жизненных ситуациях. Но, как и любая государственная организация, они нуждаются в постоянном совершенствовании своей работы, чтобы лучше отвечать на вызовы современного мира и стремительно меняющиеся требования.

Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф