СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих, а также членов их семей
1.1. История развития законодательства о пенсионном обеспечении служащих Вооруженных Сил Российской Федерации
1.2. Правовые гарантии реализации пенсионных прав военнослужащих, а также членов их семей
Глава 2. Понятие, виды пенсий, а также порядок их назначения военнослужащим, а также членам их семей
2.1. Пенсия за выслугу лет военнослужащим
Право получать такой вид военной пенсии имеют следующие категории лиц:
2.2. Пенсия по инвалидности военнослужащим, а также членам их семей
2.3. Пенсия в случае потери кормильца военнослужащим, а также членам их семей
2.4. Порядок назначения пенсионного обеспечения военных, а также членов их семей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной проблемы, связанной с обеспечением национальной безопасности России в такое непростое время, особого внимания заслуживает проблема пенсионного обеспечения военнослужащих. Военнослужащим важно иметь уверенность в своем бедующем. Выбирая военную службу, связанную с большими рисками, они должны быть уверенными в том, что после увольнения их ждет безбедная старость. Военнослужащие получают различные социальные гарантии от государства такие как: пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца. При этом некоторые лица, в соответствии с действующим законодательством, вправе рассчитывать на назначение им нескольких пенсий, например, трудовой по старости, а также по государственному пенсионному обеспечению. с эффективного социального обеспечения военнослужащих зависит национальная безопасность страны, а также общественной жизни.
Особенностью пенсионного обеспечения военнослужащих является, то что, в зависимости с оснований прохождения военной службы (по призыву или по контракту), их пенсионное обеспечение регулируется разной правовой базой. Право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации. Оно является одним из основных прав человека, которые принадлежат ему с рождения. В нашей стране любому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, а также в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции Российской Федерации Пункт 1). Кроме того, в Российской Федерации поощряются добровольное социальное страхование, формирование дополнительных форм социального обеспечения, а также благотворительность (ст. 39 Конституции Российской Федерации Пункт 3).
— Пенсионное обеспечение представляет собой форму социальной защиты граждан, которые, в силу определенных обстоятельств, потеряли заработок или иной доход, получили вред, причиненный здоровью, а также, обеспечивает в определенной степени, средства к существованию нетрудоспособным гражданам.
Военнослужащие занимают особое место среди субъектов социальной защиты. В связи с этим государство определило специальные гарантии и компенсации.
Необходимость в социальной защите военнослужащих не вызывает сомнения и обусловлена чрезвычайно трудными условиями прохождения военной службы. Меры социальной защиты созданы чтобы компенсировать сложность, напряженность службы, стимулировать служебную деятельность, минимизировать потери кадров среди военнослужащих, а также предотвратить коррупционные действия со стороны офицерского состава.
Цель данной работы состоит в получении знаний по вопросу правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих, его анализе, а также преференций членов семей военнослужащих в Российской Федерации.
Для достижение этой цели поставлены следующие задачи:
Исследуется история развития законодательства о пенсионном обеспечении служащих Вооруженных Сил Российской Федерации;
Дается понятие, виды пенсий и порядок их назначения военнослужащим, а также членам их семей;
Анализируются порядок назначения и выплаты государственного пенсионного обеспечения.
Предметом исследования являются права, работы в области конституционного, административного, трудового права, права социального обеспечения, нормативно-правовые акты такие, как: Конституция РФ, федеральные конституционные, а также федеральные законы РФ, указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, постановления.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащим.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы исследования, а также частно-научные методы: исторический, сравнительно-правовой, технико-юридический метод, а также системный анализ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих, а также членов их семей
1.1. История развития законодательства о пенсионном обеспечении служащих Вооруженных Сил Российской Федерации
Правительственная поддержка (общественное призрение) отставных военнослужащих и военных инвалидов имеет в России значительную историческую традицию. В ранние времена это происходило либо в рамках традиционных племенных или семейных отношений, либо в виде благотворительности, но уже с XVII в. начали издаваться специальные законодательные акты, регламентирующие некоторые стороны социальной защиты бывших воинов. Одним из первых таких актов считается указ царя Алексея Михайловича «О назначении раненым лечебного денежного и кормового жалованья», изданный в 1663 г. Тогда же впервые отставных военных стали посылать в монастыри, где им давали содержание до смерти. Это была самая простая форма военного призрения, и с течением времени она постепенно усложнялась
Как система социальное обеспечение в России начало складываться еще при царствовании Петра I обозначилось издание первых законов о денежном (пенсионном) обеспечении воинов в отставке. Петр I воспринимал социальное обеспечение военных лиц в качестве важнейшего метода стимулирования качественной военной службы: «Ежели кому по долговременных трудах воинских за чем в поле служить было невозможно, то каждый будет снабжен Его Царского Величества милостью, а без надлежащего призрения никто оставлен не будет. Так чтоб все, взирая, а также будучи в надежде на сию Его Царского Величества милость, ревнивее к службе поступали».
Указом Петра I был утвержден Морской устав с 24 января 1720 года, первые положения о пенсионном обеспечении появились лишь в 4 книге данного устава, относившиеся к морским чинам, о материальном обеспечении служивых людей, а также их семейств. Этот устав предписывал: увечных, не способных ни к какой службе, пожизненно помещать в госпитали или выдавать единовременно годовой оклад жалования, а также паспорт; вдовам старше 40 лет или моложе, но больным, до нового замужества или пожизненно выдавать 1/8 долю годового жалованья мужа; 3) вдовам моложе 40 лет единовременно выдавать годовой оклад жалованья мужа; 4) сыновьям до 10-летного, а дочерям до 15-летнего возраста выдавать любому 1/12 долю годового жалованья отца.
Однако лишь в конце XVIII века был издан указ, согласно которому офицерам, прослужившим 25 лет и более, стали назначать пожизненные денежные пенсии, а увечным — стали назначать пожизненные денежные пенсии независимо от количества прослуженных лет. Пенсии либо пособия в денежной форме назначались также членам семей погибших (умерших) военных. Войнам в отставке, особенно раненым, выдавались денежные пособия в виде единовременных выплат. Размер выплат зависел с чина, должности, а также тяжести ранения. Российское законодательство в то время относило пенсии к разряду наград за службу.
В начале XIX в. в Российской империи была проведены значительные реформы с целью создания полноценной военно-пенсионной нормативной базы. Следует заметить, то что1803 год ознаменовался принятием первого пенсионного устава, который заложил основы правового регулирования пенсионного обеспечения служилых людей. Тем не менее практика применения данного устава показал, то что устав предоставляет недостаточно гарантий достойной жизни всем «государственным людям». К концу царствования императора Александра I начались работы по созданию нового устава путем объединения всех пенсионных положений в новый устав, однако этот вопрос был решён только в новом царствовании.
Необходимость разработки нового пенсионного устава последовала в Именной указ Императора Николая I от 6 декабря 1827 г.: «В награду трудов, подъемлемых на службе, установлены не только в течение ее разные почести, а также оклады жалованья, но, а также по завершении оной, за долговременное, а также беспорочное продолжение, определяются при отставке единовременные пособия».
Император Николай I так прокомментировал проблему военнопенсионного обеспечения: «Правила, по кои сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности. Сверх сего, не было постановлено постоянных правил на призрение вдов, а также сирот после смерти лиц, продолжительно, а также беспорочно служивших»
В Попытках оптимизировать систему военнопенсионного обеспечения и нивелировать данные недостатки, увеличить объём правовых гарантий защиты пенсионных прав лиц, достойно служивших государству, была сделана в Уставе о пенсиях 1827 г. В Именном указе Императора Николая I, данном Сенату 6 декабря 1827 г. об утверждении данного Устава, отмечалось, то что пенсионные законы «любому лицу, посвящавшему жизнь свою на пользу родине, дали надежду на то, то что за Богом молитва, а за Царем служба не пропадет, а также то что человек служилый на старости лет без куска хлеба не останется».
Устав «о пенсиях» 1827 г. просуществовал в неизменном виде до 1858г. Затем указом Императора Александра II в него были внесены изменения, связанные с окладом воинам, награждение орденами Святого Георгия 4-й степени, Святого Владимира 4-й степени, золотым оружием. Основные положения второго устава о пенсиях оставались действительными вплоть до 1912 г.
Уже в Советское время, под социальным обеспечение понималась установленная государством система социально-экономических мероприятий по материальному обеспечению граждан в старости, а также при нетрудоспособности, всестороннему обеспечению матерей, а также детей, медицинскому обслуживанию, а также лечению.
Система социального обеспечения военных в России после Октября 1917 года непрерывно менялась, но, несмотря на это, обеспечивала пенсионерам достойный уровень существования вплоть до развала СССР, то что значительно влияло на стабильность обстановки внутри страны, а также на качество службы в армии.
Понимание необходимости, а также важности пенсионного обеспечения граждан в советском государстве существовало с момента его образования. Первые нормативные акты, регламентирующие пенсионное обеспечение, были разработаны в русле социал-демократических принципов, таких как всеобщность страхования, а также максимальное обеспечение рабочих в случае нуждаемости. Однако гражданская война, а также последующая разруха не позволили реализовать продекларированные нормы, а в условиях НЭПа возникли проблемы со сбором средств на социальное страхование. Правительство, с учетом первоочередных задач развития народного хозяйства, стало применять дифференцированный подход к обеспечению различных категорий советских граждан: в первые годы советской власти большое внимание уделялось раненным на фронтах гражданской войны красноармейцам, в конце 1920-х — начале 1930-х гг. — рабочим основных профессий, занятым на предприятиях, обеспечивающих индустриализацию, во время Великой Отечественной войны — военнослужащим, а также членам их семей. В результате данной социальной политики у миллионов советских граждан не было возможности получать какую-либо пенсию.
Участие Советского Союза в конфликте на озере Хасан (1938 г.), боях на Халхин-Гэле (1939 г.), советско-финской войне (1939-1940 гг.) привело к увеличению числа инвалидов войны и, соответственно, актуализировало задачу по изменению государственной политики. Перед Великой Отечественной войной был принят ряд мер, направленных на поддержку инвалидов вооруженных конфликтов конца 1930-х гг., появились постановления СНК СССР, регулирующие назначение пенсий различным категориям военных, а также их семьям, в том числе инвалидам. Многократное увеличение числа инвалидов с началом Великой Отечественной войны привело к изменению в системе социального обеспечения, а также реабилитации инвалидов. За эти годы произошло расширение государственной помощи, которая включала в себя, помимо назначения пенсии, а также пособий, обеспечение продовольственными, а также промышленными товарами, льготное предоставление жилья, земельных участков, топлива. С 1942 г. начинают приниматься дополнительные меры, направленные на помощь в обучении, а также трудоустройстве инвалидов. В то же время затраты, связанные с пенсионным обеспечением, возрастали, то что привело в 1943-1944 гг. к введению карательных мер в виде лишения пенсии по отношению к инвалидам II — III групп, не желающим трудиться, а также снижению пенсионного обеспечения всех инвалидов. В годы войны предпринимались меры по оказанию продовольственной помощи инвалидам войны, существовала практика выделения в качестве помощи хлопчатобумажных, а также шерстяных тканей, швейных, а также трикотажных изделий, ниток, чулок, а также носков, кожаной, а также валяной обуви.
В 1945 г инвалиды войны, а также члены их семей: освобождаются с оплаты за обучение, им предлагаются льготы по сельскохозяйственному налогу, а также выполнению обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов государству, предоставляется возможность получения ссуды на строительство, а также восстановление жилых домов.
В целом социальное обеспечение, а также трудоустройство инвалидов в предвоенные годы, а также годы войны приобрело системный характер, однако размеры выплат оставались низкими, а также не компенсировали утраченного заработка, то что приводило к необходимости введения натуральных форм поддержки, а также дополнительных льгот, а в вопросах трудоустройства помимо помощи государство использовало механизмы принуждения.
В период правления Н.С. Хрущева происходило, массовое сокращение вооруженных сил, партийно-государственное руководство СССР вынуждено было заботиться, а также о материальном обеспечении демобилизованных. Остро встал вопрос трудоустройства, обеспечения жильем, а также социальной адаптации увольняемый военных. На протяжении 1953-1958 гг. Советом министров СССР, а также ЦК КПСС были приняты постановления, определяющие размеры пенсий, материальное обеспечение, а также порядок переквалификации, а также трудоустройства военных. Вместе с тем необходимо отметить, то что льготы, а также привилегии в полном объеме распространялись в основном на военных, прослуживших в вооруженных силах 25, а также более лет. Лица с выслугой менее 20 лет лишались значительной доли привилегий, а также пенсии.
Из-за значительных сокращений расходов на армию в 1959 году был принят новый порядок исчисления пенсии военнослужащим, а также их семьям.
Был значительно снижен максимальный размер пенсии для военных, а также изменен порядок ее назначения. В результате этих решений расходы на выплату пенсий по Министерству обороны сокращались примерно на 820 млн. рублей в год.
Было так же предусмотрено, то что «средства, высвободившиеся в связи с упорядочением пенсионного обеспечения военных, а также их семей, будут обращены на строительство детских садов, а также яслей, школ, школ-интернатов, а также больниц».
В дальнейшем в периоды 50- 80-х гг. Советский союз выполнял положения конвенции Международной организации труда с 28 июня 1952 г. «О минимальных нормах социального обеспечения» хотя, формально не участвуя в ней. В этой конвенции указывались положения рекомендации об установлении пенсии на уровне не ниже 40 % прежнего заработка (в том числе, а также военных).
Правовую основу пенсионного обеспечения военных проходивших службу в Советском государстве составили Постановления Правительств РСФСР, а также СССР, их около 12.
Советский порядок по назначению пенсии военнослужащим просуществовал до 1 января 1991 года. Новые положения по назначению, исчислению пенсии были определенны в Законе Российской Федерации с 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств, а также психотропных веществ, учреждениях, а также органах уголовно исполнительной системы, а также их семей».
Подводя итог, следует заметить, то что история России показывает, то что при всех режимах она проявляла заботу о военных. По мере развития социального обеспечения данной категории граждан, а также их семей укреплялась сама система Вооруженных сил, в том числе развивалась экономика, то что влекло неуклонный рост национального дохода, а также повышения материального благосостояния людей. Сделать вывод о действительной заботе со стороны общества, а также государства о данной категории граждан, можно только тогда, когда она обеспечивает реальное социальное, экономическое, а также политическое равноправие с другими категориями граждан. А в связи с тем, то что профессиональная деятельность военных связанна с реальным риском для жизни, а также здоровья, государство должно поставить материальное обеспечение военных выше других категорий граждан, к ним не приравненных.
1.2. Правовые гарантии реализации пенсионных прав военнослужащих, а также членов их семей
Пенсионное обеспечение военных, проходивших военную службу по призыву, регулируется Федеральным законом Российской Федерации с 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (речь идет о пенсиях по инвалидности, а также по случаю потери кормильца) (Закон №166-ФЗ), а военных, проходивших военную службу по контракту, Законом Российской Федерации с 12.02.1993 №4468-1 о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.
Анализ показывает, то чтобы ряду объективных, а также субъективных причин единая правовая основа, устанавливающая назначение, а также выплату пенсий разным категориям военных, в настоящее время отсутствует. Во-первых, в действующем законодательстве нет общего определения понятия «военнослужащий». Так, в пенсионном (как, а также в военном) законодательстве, по меньшей мере, встречаются несколько определений данного понятия. В Законе №166-ФЗ дается предельно широкая его дефиниция. К военнослужащим отнесены: лица, проходившие военную службу по контракту (в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов) или по призыву (в качестве солдат, матросов, сержантов, а также старшин). Однако в Законе Российской Федерации с 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» (Законе о военных пенсиях) к числу военных не отнесены ни прокурорские работники, ни сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, то что адекватно содержанию ст.2 Федерального закона Российской Федерации с 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности, а также военной службе». Во-вторых, положения, регулирующие пенсионное обеспечение военных, разнесены по разным законам, а также подзаконным нормативным правовым актам, то что затрудняет как теоретическое осмысление данной проблемы, так, а также правоприменительную практику. Подчас эти положения противоречат друг другу (например, это нередко наблюдается при сопоставлении военного, а также общегражданского законодательства в анализируемой области). В-третьих, пенсионное обеспечение разных категорий военных регулируется разными законами. Так, пенсионное обеспечение военных, проходивших военную службу по призыву, регулируется Законом №166-ФЗ; военных, проходивших военную службу по контракту, — Законом о военных пенсиях; пенсии федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Министерстве обороны Российской Федерации, в случае замещения их гражданскими лицами (куда относятся должности, в частности, заместителей министра обороны Российской Федерации, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, начальника инспекции Министерства обороны Российской Федерации, а также еще целый ряд иных должностей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации с 31.12.2005 №1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы», исчисляются, а также выплачиваются опять же в соответствии с Законом №166-ФЗ.
В-четвертых, государственное пенсионное обеспечение военных, относимых к разным министерствам, а также иным ведомствам, где законом предусмотрена военная служба, имеет особенности, предусмотренные не Законом о военных пенсиях, а законами, закрепляющими правовой статус соответствующих структур.
В-пятых, пенсионное обеспечение военных — часть системы государственного пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих. Ст.3 Федерального закона Российской Федерации с 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» закреплено единство правовых, а также организационных основ государственной службы (куда относятся: государственная гражданская служба, военная служба, а также правоохранительная служба), предполагающее законодательное установление единого подхода к организации государственной службы, в том числе, а также к пенсионному обеспечению государственных служащих. Хотя при этом п.2 ст.3 данного Закона предусмотрено, то что «реализация принципов построения, а также функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения, а также функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности».
На практике нередко возникают ситуации, когда военнослужащие после увольнения с военной службы намереваются выехать на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации (например, по месту жительства родственников). Поэтому необходимо разобраться в механизме выплаты пенсий военных пенсионерам в данном случае.
Статья 64 Закона РФ с 12.02.1993 г. № 4468-1 устанавливает, то что вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, а также членов их семей, выехавших на постоянное жительство за границу, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными РФ или бывшим СССР с другими государствами. Однако в соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ с 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, если международным договором РФ установлены иные правила, применяются правила международного договора, то что солидаризируется с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
Российская Федерация заключила несколько международных договоров о социальном обеспечении в данной сфере с другими государствами, а именно в рамках СНГ, с Литвой, с Латвией, с Эстонией, с Молдовой, а также с Южной Осетией, поэтому необходимо установить, по законодательству какой страны будет осуществляться пенсионное обеспечение российских военных, проживающих соответственно в этих странах. По территориальному принципу пенсионного обеспечения, т.е. по законодательству той страны, на территории которой проживает бывший российский военнослужащий (его семья), будет осуществляться выплата пенсий данным лицам в странах СНГ (за исключением Грузии, а также Туркменистана), Молдове, а также Южной Осетии.
Соглашениями с «прибалтийскими странами», т.е. с Латвией, Литвой, а также Эстонией, установлен кардинально другой принцип. Согласно ему, пенсионное обеспечение военных, а также их семей, осуществляется Российской Федерацией на условиях, а также по нормам ее законодательства. Для назначения, а также выплаты пенсий военных пенсионерам РФ создаются отделы социального обеспечения при Посольстве Российской Федерации в соответствующей республике. Финансирование данной деятельности также осуществляется через Посольство Российской Федерации в соответствующей республике. Непосредственным российским НПА, регулирующим данную сферу отношений, является Постановление Правительства РФ с 15.04.1995 № 335 , о котором пойдет речь позже.
В отличие с большинства других государств — участников СНГ Грузия не присоединилась к Соглашениям СНГ с 14.02.1992 г., а также с 15.05.2992 г. Несмотря на то, что в заключенном между Правительством РФ, а также Правительством Грузии 16.05.1997 г. Соглашении о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения (ст. 9) предусмотрено, то что пенсионное обеспечение военных, а также приравненных к ним лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, а также Грузии, регулируется специальными соглашениями, на сегодняшний день таких соглашений не принято. Поэтому пенсионное обеспечение военных, являющихся гражданами РФ, которые проживают на территории Грузии, осуществляется в соответствии с российским законодательством.
Заметим, то что до 01.01.2015 г. вопросы выплаты пенсий гражданам РФ, выехавшим за границу, регулировались ФЗ 06.03.2001 г. № 21-ФЗ, а также принятым в его исполнение Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации с 08.07.2002 г. № 510. При этом действие указанных нормативных актов распространялись на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению военнослужащих.
В настоящее время в РФ данный вопрос регулируется новым Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ с 17.12.2014 № 1386, а также Постановлением Правительства РФ с 15.04.1995 г. № 335.
Таким образом, выплата пенсий военнослужащим, а также их семьям, проживающим в государствах — участниках СНГ (кроме Грузии, а также Туркменистана), Молдове, а также Южной Осетии производится в соответствии с законодательством этих государств, а выплата же пенсий данным лицам в Грузии, Литве, Латвии, Эстонии, а также других государствах, с которыми не заключены соглашения в данной сфере отношений, осуществляется в соответствии с российским законодательством.
До изменений 2015 г. законодательство РФ в данной сфере отношений предусматривало выплату пенсий военных пенсионерам РФ, выехавшим за рубеж, по трем альтернативным порядкам:
Выплата пенсий данным лицам перед их выездом за рубеж по их желанию в российских рублях за шесть месяцев вперед. Выплачиваемая сумма пенсии определялась путем умножения на шесть размера пенсии, установленного на день представления гражданином, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, заявления о выплате пенсии, а также соответствующих документов.
Выплата пенсий данным лицам на основании их заявления путем перевода пенсии за пределы РФ по месту постоянного жительства таких лиц независимо с даты их выезда из РФ, переезда из одного государства в другое, а также места жительства. Перевод пенсии за пределы РФ производился, начиная с месяца, следующего за месяцем выезда гражданина за пределы РФ, но не ранее чем со дня, до которого выплачена пенсия в российских рублях (с учетом выплаты пенсии за шесть месяцев вперед перед выездом), с соблюдением норм законодательства РФ о порядке выплаты пенсий, не полученных пенсионером своевременно. Пенсионный фонд РФ осуществлял перевод пенсии гражданину на его счет в банке или другом финансово — кредитном учреждении иностранного государства, в котором он постоянно проживал, если иное не установлено международным договором РФ. Перевод пенсии производился в иностранной валюте по курсу рубля, установленному ЦБ РФ на день совершения операции.
3) Выплата пенсии данным лицам по их заявлению на территории РФ независимо с даты их выезда из РФ, переезда из одного государства в другое, а также места жительства. Выплата пенсии производится органом, осуществлявшим пенсионное обеспечение гражданина на территории РФ до его выезда за пределы указанной территории, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Однако, начиная с 01.01.2015 г., Постановлением Правительства РФ с 17.12.2014 № 1386 отменен выбор способов выплаты пенсий таким лицам, а также оставлен такой единственно возможный способ как выплата пенсий данным лицам на территории Российской Федерации на основании поданного ими или их представителями заявления о выезде за пределы территории Российской Федерации, а также прилагаемых документов. Выплата пенсии производится на территории РФ в рублях путем зачисления на счет гражданина в кредитной организации органом, осуществляющим его пенсионное обеспечение на территории РФ, либо по доверенности представителю гражданина. Выплата пенсии производится в установленном размере, за исключение сумм, выплата которых в соответствии с законодательством РФ обусловлена проживанием на территории РФ. Назначенные же до 01.01.2015 г. пенсии, выплата которых осуществляется путем перевода за пределы РФ, выплачиваются в прежнем порядке. При этом по желанию пенсионера продолжение выплаты пенсии может осуществляться в порядке, который введен Постановлением Правительства РФ с 17.12.2014 г. № 1386.
Однако, как уже отмечалось, особый порядок выплат пенсий военных пенсионерам РФ, а также членам их семей осуществляется в Латвии, Литве, а также Эстонии. Это связано с историческими событиями — развал СССР, процесс вывода российских войск из этих государств, поэтому новые власти образовавшихся самостоятельных государств посчитали пенсионеров, дислоцируемых на данных территориях войск, недостойными пенсий. В результате переговоров между российской, а также «прибалтийской» сторонами были приняты три двусторонних соглашения в области пенсионного обеспечения военных, а также их семей, а также во исполнение названных соглашений — Постановление Правительства РФ с 15.04.1995 № 335.
Согласно ему, выплата пенсионерам из числа военных, а также членам их семей, проживающим в «прибалтийских» государствах, пенсий осуществляется в иностранной валюте путем пересчета их сумм, исчисленных в рублях, на денежные единицы этих государств по курсу рубля к иностранным валютам, установленному ЦБ РФ на день пересмотра размеров пенсий в соответствии с законодательством РФ. Само же исчисление сумм пенсий в рублях пенсионерам из числа военных, а также членов их семей производиться в порядке, предусмотренном Законом РФ с 12.02.1993 г. № 4468-1. Для осуществления таких выплат на Министерство финансов РФ возлагается обязанность предусматривать необходимые ассигнования на расходы в проектах федерального бюджета, а также прогноза централизованных расходов в иностранной валюте по операциям неторгового характера.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством РФ, при определении порядка выплаты пенсий военнослужащим, проживающим за границей РФ, приоритет отдается международным соглашениям с соответствующими государствами, в которых в большинстве случаев указывается на порядок страны проживания указанных лиц. Для «прибалтийских» государств, Грузии, Туркменистана, а также других государств, с которыми нет соглашений о пенсионном обеспечении данных лиц, порядок выплат пенсий устанавливается российским законодательством. С учетом изменений, на 2015 г. выплата пенсий осуществляется на территории РФ по заявлению заинтересованного лица путем зачисления на счет гражданина в банке соответствующих денежных сумм., а также только для «прибалтийских» стран установлено иное — выплата пенсий специальным отделом при Посольствах РФ в соответствующей республике из федерального бюджета РФ путем пересчета суммы в российских рублях на валюту соответствующей республики.
Глава 2. Понятие, виды пенсий, порядок их назначения военнослужащим, а также членам их семей
2.1. Пенсия за выслугу лет военнослужащим
Право получать такой вид военной пенсии имеют следующие категории лиц:
на день увольнения с военной службы имеющие выслугу 20 лет, а также более, то что именно включается в выслугу лет закреплено ст. 18 Закона № 4468-1, а также Правительством РФ. Так, офицерскому составу в выслугу лет включается период прохождения обучения до определения на службу (год обучения к 6 месяцам службы);
причиной увольнения которых стало достижение предельного возраста пребывания на службе, состояние здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при условии достижения 45 лет, общий трудовой стаж которых не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев – стаж военной службы (силовых структурах).
Размеры военной пенсии за выслугу лет напрямую зависят с денежного довольствия военнослужащего. Если назначение пенсии произошло по первому основанию, ее размер составит 50% за полные 20 лет выслуги, плюс 3 % за каждый год свыше, но не более 85 %. Если по второму — 50 % денежного довольствия, за каждый год свыше 25 лет общего трудового стажа — 1 %.
Размер военной пенсии увеличивается, если гражданину ввиду получения военной травмы присвоена инвалидность, а также по достижении 80 лет, при наличии нетрудоспособных иждивенцев (не получающих социальную пенсию или страховую).
Под денежным довольствием применительно к размеру военной пенсии понимается среднее значение суммы окладов по воинской должности, воинскому званию, надбавка за выслугу лет за весь период службы.
Военная пенсия за выслугу лет назначается пожизненно. Выплаты по ней могут быть приостановлены в том случае, когда пенсионер вновь определен на военную или приравненную к ней службу. Получатель пенсии за выслуги лет вправе обратиться в ПФР России за назначением дополнительно трудовой пенсии по старости – при наличии оснований, а также соответствующих условий.
2.2. Пенсия по инвалидности военнослужащим, а также членам их семей
Военнослужащие вправе получать военную пенсию по инвалидности в случае, если инвалидность присвоена им в период прохождения такой службы, в течение 3 месяцев после увольнения со службы. По истечении 3 месяцев после увольнения для получения пенсии по инвалидности потребуется установить причинно-следственную связь между наступлением инвалидности, а также полученными во время службы контузией, ранением, заболеванием, а также т.п.
Инвалидность устанавливается по общим правилам: заключением медико-социальной экспертизы. При ее прохождении устанавливается, а также причина,, а также период наступления, а также др. юридически значимы обстоятельства.
Закон подразделяет получателей военной пенсии по инвалидности на 2 группы:
лица, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, т.е. полученного при исполнении военной службы ранения.
лица, ставшие инвалидами по причине имевшего место во время службы заболевания: болезнь не связана непосредственно с исполнением обязанностей военной службы, то что устанавливается военно-врачебными комиссиями.
Группа инвалидности определяет размер военной пенсии: лица из первой категории, которым присвоена 1, а также 2 группа инвалидности получают 85 % с сумм довольствия, 3 группы – 50 %. Лицам второй категории, которым присвоена 1 или 2 группа инвалидности, назначается 75 % довольствия, 3 группы – 40 %.
Назначается пенсия до переосвидетельствования, а инвалидам-мужчинам старше 60 лет, а также инвалидам-женщинам старше 55 лет – пожизненно. Причем в этом случае переосвидетельствование (например, для присвоения другой группы инвалидности) возможно только по их личному заявлению.
2.3. Пенсия в случае потери кормильца военнослужащим, а также членам их семей
Смерть военнослужащего может стать основанием для назначения его нетрудоспособным членам семьи пенсии по потере кормильца, исчисляемой в соответствии со специальным законом. Для этого будут основания, если смерть имела место во время службы, в течение 3 месяцев после увольнения, по причине, полученной во время службы травмы, – в любое время. Семьям военных пенсионеров, умерших по указанным причинам, пенсия назначается до истечения 5 лет после прекращения выплат такому пенсионеру.
Перечень лиц, которые считаются членами семьи военнослужащего, аналогичен перечню таких лиц, имеющих право на назначение пенсии по потере кормильца.
Размер военной пенсии по потере кормильца не зависит с количества иждивенцев, а также определяется причиной смерти – военной травмы или заболеванием, полученным во время прохождения военной службы. В первом случае пенсия для каждого члена семьи составит 50% довольствия, во втором – 40 %. Независимо с причины смерти кормильца, дети умершей одинокой матери – военнослужащей (военного пенсионера), потерявших обоих родителей, а также семья пенсионера, который являлся инвалидом вследствие военной травмы, получают 50 % денежного довольствия.
2.4. Порядок назначения пенсионного обеспечения военных, а также членов их семей
Пенсия военнослужащим выплачивается Министерством обороны РФ, из федерального бюджета на основании положений, изложенных в ФЗ №4468-1 с 12.02.1993 г. В нем определяются лица, на которых распространяется действие настоящего закона, определяются виды пенсий, выплата, а также размер её, а также т.д. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Постановлением Совета Министров РФ с 22.09.1993 г. № 941
Назначение пенсий военнослужащим, а также их семьям устанавливается на основании ФЗ с 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ,, а также ФЗ №4468-1 с 12.02.1993 г.
Военнослужащим, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются, а также выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам, а также пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо с продолжительности службы.
Следует заметить, то что пенсионерам из числа служащих в структурах Вооруженных сил РФ при поступлении их на службу (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается. Как правило, военнослужащим, а также их семьям, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.
Военнослужащим, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов, а также испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского, а также военного назначения,, а также при ликвидации последствий этих аварий,, а также семьям этих сотрудников предоставляются дополнительно льготные условия назначения пенсий, выплачиваются надбавки к пенсиям, пособия, а также компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию.
Военнослужащим, уволенным со службы, пенсионерам — инвалидам из числа этих сотрудников, а также членам семей умерших пенсионеров выплачиваются пособия в порядке, а также размерах, определяемых законами Российской Федерации, а также нормативными актами Правительства Российской Федерации.
Выплата пенсий военнослужащим, а также их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета, при этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.
Военнослужащим, а также членам их семей, получающим дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, установленное Федеральным законом с 4 марта 2002 года N 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения, а также особые заслуги перед Российской Федерацией», пенсии в соответствии с пунктами «а»-«в» не повышаются.
При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней. Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления, а также документов по почте — дата их отправления.
В случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые для решения данного вопроса документы, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте.
Пенсии, назначаемые военнослужащим, а также их семьям, выплачиваются по месту жительства пенсионеров пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления сумм пенсии во вклады либо через предприятия связи с доставкой на дом. Перевод пенсии по почте, а также доставка ее на дом осуществляются за счет государства. Выплата пенсии производится за текущий месяц в сроки, определяемые пенсионными органами по согласованию с учреждениями Сберегательного банка, а также предприятиями связи.
По решению соответствующего федерального органа исполнительной власти, согласованному с Министерством финансов Российской Федерации, пенсии, назначаемые пенсионными органами этого министерства, могут выплачиваться, а также в ином порядке (в том числе соответствующими учреждениями, а также организациями на договорных началах).
Пенсии выплачиваются полностью независимо с наличия у пенсионеров заработка или другого дохода. Пенсионерам, поступившим на работу или имеющим доход с занятия предпринимательской деятельностью, не выплачиваются только надбавки к пенсии, предусмотренные для неработающих пенсионеров.
Споры по вопросам назначения, а также выплаты пенсий военнослужащим, а также их семьям, взыскания излишне выплаченных сумм пенсий, а также пособий разрешаются вышестоящими органами в порядке подчиненности пенсионных органов Министерства обороны Российской Федерации либо в судебном порядке соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение военных, а также их семей в зависимости с последнего места службы осуществляется:
а) Министерством обороны Российской Федерации — в отношении военных, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск, а также других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также их семей;
б) Министерством внутренних дел Российской Федерации — в отношении военных, уволенных из внутренних войск, а также военизированной пожарной охраны, лиц рядового, а также начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, а также ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей;
в) Федеральной службой безопасности Российской Федерации — в отношении военных, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки), а также пограничных войск, органов внешней разведки, органов государственной охраны, Федеральной пограничной службы, а также органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи, а также информации, федерального органа специальной связи, а также информации, из Главного управления охраны Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации, а также Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации,, а также их семей;
г) Федеральной службой исполнения наказаний — в отношении сотрудников, уволенных из учреждений, а также органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей;
д) Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств, а также психотропных веществ — в отношении сотрудников, уволенных из органов по контролю за оборотом наркотических средств, а также психотропных веществ, а также их семей.
Таким образом, в Законе с 12 февраля 1993 г. N 4468-1, прямо предусмотрено, то что пенсионное обеспечение лиц определяется в зависимости с последнего места службы, т.е. вне зависимости с того, срок службы по какому ведомству составил большую часть выслуги, а также без учета желания бывшего военнослужащего.
Следовательно, в отличие с права на получение страховой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается, а также выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.
Предоставляя лицам, проходившим военную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо с возраста при прекращении службы, а также одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную службу, федеральный законодатель исходил из специфики, а также характера такой службы,, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих страховые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но, а также стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной, а также правоохранительной службе.
В соответствии со ст. 14 Закона с 12 февраля 1993 г. N 4468-1, «в случае повторного определения на военную службу, военных получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги, а также общего трудового стажа на день последнего увольнения».
Подводя итог, следует отметить в частности повышение всех видов пенсий:
Новый закон о пенсионном обеспечении военных должен учесть то положительное, то что достигнуто за почти двадцатилетний период действия Закона, исключить устаревшие, не соответствующие требованиям сегодняшнего времени, не согласованные с другими законодательными документами положения, а также нормы,, а также принять во внимание огромную судебную практику.
Сегодня не вызывает сомнений, то чтозалогом эффективного функционирования Вооруженных сил РФ, будет являться совершенствование кадрового потенциала, включающее привлечение в армию перспективных молодых людей, при качественном их отборе, чем будет происходить постепенное обновление кадров, а также сохранение на службе профессионалов своего дела. Решение этих задач в немалой степени зависит с создания эффективной системы мотивации, а также стимулирования служебной деятельности, а также повышения уровня социальной защиты военных Вооруженных сил РФ, в том числе посредством совершенствования системы пенсионного обеспечения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе изучения истории России стало ясно, то что государство начало заботится о благосостояние военных только в начале 18 века, до этого забота о военных была не задокументирована. Однако по мере развития социального обеспечения данной категории граждан, а также их семей укреплялась сама система Вооруженных сил, в том числе развивалась экономика, а также социальная сфера, то что влекло неуклонный рост национального дохода, а также повышения материального благосостояния людей. Из рассмотренных в данной работе положений можно сделать вывод о действительной заботе со стороны общества, а также государства о такой категории граждан как военнослужащие, а также предоставление им социального, экономического, а также политического равноправия с другими категориями граждан. А в связи с тем, то что профессиональная деятельность военных связанна с реальным риском для жизни и здоровья, а также нынешней ситуацией в стране государство должно поставить материальное обеспечение военных выше других категорий граждан, к ним не приравненных.
Особое место в системе правового регулирования занимает такая категория граждан, которая относится к специфической профессиональной группе. Это военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации, а также приравненные к ним лиц. И это вполне объяснимо.
Во-первых, военнослужащие, а также члены их семей в силу специфики профессиональной деятельности относятся к группе социального риска. Каждый военнослужащий, честно выполняющий свой долг, должен быть уверен в своей социальной защищенности.
Во-вторых, социальная защита призвана не только обеспечивать нормальные условия служебной деятельности военных, но, а также компенсировать им повышенные психологические, а также физические нагрузки, служебные ограничения, а также неблагоприятные последствия наступления социальных случаев, влекущих за собой необходимость их социальной защиты.
В-третьих, существуют законодательно закрепленные ограничения в формировании доходов военных.
В-четвертых, в силу ограниченности возможностей федерального бюджета существуют ограничения в финансовом обеспечении социальных гарантий военных.
Действительно, за последнее время произошло увеличение военных пенсий (особенно для старших офицеров), но это увеличение произошло не на ту величину, которая следовала из прежнего законодательства (занижено было увеличение окладов по должности военных. Доказать же нарушение прав военных пенсионеров в судебном порядке достаточно сложно, так как их жизненный уровень все-таки не на много, но был повышен.
Такого нельзя сказать о пенсии по инвалидности, а также потере кормильца для лиц, проходивших военную службу по призыву, а также их семей. Анализ данной проблемы привел к выводу, то что данный вид пенсии этой категории военных выплачивается в крайне низком размере, то чтобы сути не допустимо, так как они одном на ряду с военнослужащими по контракту проходят военную службу, а также подвергаются риску для жизни, а также здоровья. Для них, последствия таких рисков оказываются гораздо плачевнее, учитывая низкие размеры пенсий. Из чего естественно вытекает, то что граждане, являющиеся военнообязанными, будут всеми способами «отлынивать» с прохождения военной службы по призыву.
Для решения данной проблемы необходимо увеличить процент размера пенсии по инвалидности, а также по случаю потери кормильца, исчисляемый с социальной пенсии.
Обстановка с пенсией по инвалидности, а также по случаю потери кормильца, для военных, проходивших военную службу по контракту, обстоит немного лучше, так как служба в армии является их профессиональной деятельностью. Государство на случай инвалидности, а также (или) по случаю потери кормильца, предоставляет военнослужащим инвалидам, а также (или) семьям погибших во время прохождения такой военной службы более достойную пенсию по сравнению с военнослужащими по призыву.
Немаловажным является порядок назначения, а также выплаты пенсии военнослужащим, так исходя из изложенного можно сделать вывод, то что на данный момент пенсионное обеспечение военных, особенно тех, кто служит по призыву, находится в состоянии кризиса. Это подтверждается крайне низкими размерами выплат, неудовлетворительным качеством социальных услуг, отсутствием надежных юридических гарантий реализации конституционных прав граждан в данной области. Такое положение требует проведения серьезных научных исследований, а также выработки рекомендаций о путях проведения реформы всей социальной сферы.
В настоящее время Россия переживает сложный период, связанный с реформированием политической, экономической, социальной, культурной, правовой, духовной сфер жизни общества. Определенную роль при этом должен играть человек. Формирование России как демократического правового социального государства непосредственно связано с утверждением человека, его прав, а также свобод в качестве высшей ценности. Достойный уровень жизни, а также социальная защищенность человека обеспечивают социальные права. Одним из главных является право на социальное обеспечение. Конституция Российской Федерации, признавая право каждого человека на социальное обеспечение, одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Система социального обеспечения в современной России находится в состоянии глубокого кризиса. Она характеризуется крайне низкими размерами выплат, неудовлетворительным качеством социальных услуг, отсутствием надежных юридических гарантий реализации конституционных прав граждан в данной области. Такое положение требует проведения серьезных научных исследований, а также выработки рекомендаций о путях проведения реформы всей социальной сферы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
https://studbooks.net/1151091/pravo/istoriya_razvitiya_zakonodatelstva_pensionnom_obespechenii_voennosluzhaschih_ponyatie_pravovye_osnovy_pensionnogo
Учебное пособие Потаповой Н.Д «Пенсионное обеспечение военнослужащих в РФ» 2020 года
Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» от 12.02.1993 N 4468-1 (последняя редакция)
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ (последняя редакция)
Постановление Правительства РФ от 30.03.2023 N 509
Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 142 «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (с изменениями и дополнениями)
