Скоро защита?
Меню Услуги

Правовое регулирование пенсионных пенсий по старости. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2


Также соискатель досрочной пенсии вправе обратиться к работодателю (включая бывшего) за уточняющей справкой (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29.10.2018 № 69-КГ18-11), которая подлежит оформлению в соответствии с приложением № 42 к Основным правилам работы архивов организаций» (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002). Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться за получением архивной справки о страховом стаже в архивный отдел администрации соответствующего муниципального образования (с представлением паспорта, заявления и трудовой книжки).

По смыслу п. 5 разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», под полным рабочим днем следует понимать выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Важно учитывать, что периоды работ, определяемых Минтруда РФ по согласованию с ПФР или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (п. 6 Правил ИПР)[1];

  • документы, подтверждающие периоды работы (деятельности), имевшие место до 01.01.2013, которые засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (п. 3, п. 6 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Как указывается в Определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 06.05.2019 № 16-КГ19-6 со ссылкой на п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 и Правила ИПР «в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации». Не лишним будет напомнить, что к уплате страховых взносов в ПФР приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (п. 4 Правил ИПР);

  • документы, подтверждающие начисление и уплату страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 НК РФ, — в отношении периодов работы с вредными факторами, имевших место после 1 января 2013 года (п. 6 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»);
  • свидетельские показания (например, можно представить заверенный нотариусом аффидевит). В силу п. 3 ст. 14 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.

В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (см. также Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.07.2017 № 19-КГ17-13). Аналогичная норма в отношении трудового стажа содержится в п. 3 ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

До 01.01.2010 (дата вступления в силу нормы п. 3 ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях) Верховный Суд РФ признавал допустимым доказывание характера и условий работы с помощью свидетельских показаний. Так, в п. 3 Обзора законодательства и судебной практики по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2004 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2005 г.) разъясняется, что «поскольку действующее пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания характера выполняемой работы, подтверждение которого необходимо для целей назначения пенсии на льготных условиях, суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей, если подтверждение стажа документами невозможно по причинам, не зависящим от работника».

К сожалению, законодатель пошел по пути ухудшения правового положения работников, лишив их одного из возможных средств доказывания характера работы, т.е. по сути дела приняв Закон, который снижает гарантии прав работника, что не вполне соответствует букве и духу ст. ст. 1, 7, 17 — 18, ч. 1 ст. 39, ст. 54 Конституции РФ.

Однако КС РФ  подтвердил конституционность указанной нормы 400-ФЗ (см. Определение КС РФ от 21.06.2011 № 755-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Седелкова Михаила Иннокентьевича на нарушение его конституционных прав положениями п. 3 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

При этом КС РФ виртуозно сослался на то, что «порядок подтверждения характера работы, имеющего значение для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии, не был изменен Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ, которым оспариваемое заявителем законоположение было введено в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»: согласно пункту 2.4 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий (утверждено Приказом Министерства соцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991 года № 190) при наличии документов об общем трудовом стаже характер работы, дающий право на пенсию на льготных условиях и за выслугу лет, по свидетельским показаниям не устанавливается.

Проверка же того, использовали ли суды общей юрисдикции в деле заявителя другие доказательства, позволяющие подтвердить периоды его работы с особыми условиями труда, предполагает проверку законности и обоснованности их постановлений, что в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», не входит».

Обращает на себя внимание тот факт, что, установив наличие системной связи ст. 60 ГПК РФ и оспариваемой заявителем нормы п. 3 ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях», КС РФ скоропалительно прошел мимо вопроса о соответствии Конституции РФ закрепления нормы о недопустимости свидетельских показаний в качестве доказательства в пенсионном споре в нормативном акте, не относящегося, строго говоря, по своей отраслевой принадлежности к законодательству о гражданском судопроизводстве (ст. 1 ГПК РФ).

Кроме того, ссылка КС РФ при мотивировании своей правовой позиции на прежнее правовое регулирование, основанное формально на подзаконном акте, еще более усиливает сомнения в возможности установления преемственности между предшествующим и текущим правовым статусом свидетельских показаний как процессуально допустимого вида доказательств в части подтверждения характера работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и за выслугу лет. Особенно учитывая исключительно законодательный уровень установления государственных пенсий в РФ (п. 2 ст. 39 Конституции РФ).

Как правило, сотрудники ПФР в случае подтверждения страхового стажа свидетелями, восполняющими письменные доказательства, утраченные по иным причинам, нежели чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и т.п.), не по вине работника, периоды работы устанавливают на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина (п. 38 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015).

На основании анализа проблематики доказывания права на досрочную страховую пенсию по старости можно рекомендовать федеральному законодателю, во-первых, установить исчерпывающий перечень документов для подтверждения страхового стажа; во-вторых, максимально упростить и повысить прозрачность процедуры реализации права на досрочную пенсию; в-третьих, восстановить возможность доказывания характера работы посредством квалифицированных свидетельских показаний (при обеспечении документального подтверждения свидетелями своего собственного страхового стажа в спорные периоды)[2].

Всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленной в регионе проживания пенсионера.

Федеральная социальная доплата выплачивается территориальными органами ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.

Региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по Российской Федерации, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП.

При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:

  • пенсий, в том числе в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
  • срочной пенсионной выплаты;
  • дополнительного материального (социального) обеспечения;
  • ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
  • иных мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

Кроме того, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются денежные эквиваленты предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.

Выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц.

Выплата пенсии производится территориальным органом ПФР по месту нахождения выплатного дела.

В случае проживания пенсионера в организации, осуществляющей образовательную деятельность, медицинской организации, стационарной организации социального обслуживания или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом нахождения его выплатного дела является территориальный орган ПФР по месту нахождения этой организации.

Для пенсионера, осужденного к лишению свободы, местом нахождения его выплатного дела является территориальный орган ПФР по месту нахождения исправительного учреждения.

Изменение персональных данных пенсионера в лицевом счете производится на основании заявления пенсионера об изменении его персональных данных и документов, подтверждающих изменение этих данных.

Добровольное согласие на возмещение излишне полученных сумм пенсии оформляется соответствующим заявлением пенсионера, которое приобщается к его выплатному делу. При этом удержание из установленной пенсии производится в размере, определенном пенсионером, в том числе превышающем 20 процентов пенсии[3].

Доставка пенсии производится через кредитные организации, организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий (далее — организация, осуществляющая доставку), с которыми территориальным органом ПФР заключены договоры, типовые формы которых утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — договор).

Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку, и уведомить об этом территориальный орган ПФР путем подачи заявления о доставке пенсии в территориальный орган ПФР, который организует доставку пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом территориальный орган ПФР дает пенсионеру разъяснения об организациях, осуществляющих доставку, с которыми этим территориальным органом ПФР заключены договоры.

В случае выбора пенсионером организации, осуществляющей доставку, с которой у территориального органа ПФР договор не заключен, рассмотрение заявления пенсионера о доставке пенсии приостанавливается до заключения договора между территориальным органом ПФР и выбранной пенсионером организацией, осуществляющей доставку, но не более чем на три месяца.

При этом в заявлении о доставке пенсии пенсионером указывается организация, осуществляющая доставку, которая будет доставлять ему пенсию на период заключения договора. При отказе организации, осуществляющей доставку, выбранной пенсионером, от заключения договора с территориальным органом ПФР территориальный орган ПФР информирует об этом пенсионера, а также сообщает о необходимости выбора организации, осуществляющей доставку, с которой территориальным органом ПФР заключен договор.

Доставка пенсии производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

В том случае, если законным представителем пенсионера является организация или учреждение, в которой он проживает, то доставка пенсии может осуществляться путем ее перечисления на счет этой организации или учреждения либо через кредитную организацию.

Доставка пенсии осужденному к лишению свободы производится исправительным учреждением в порядке, определенном статьей 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации с соблюдением условий статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

По желанию пенсионера доставка пенсии может производиться по доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Начисленные суммы пенсии, причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце, в том числе и за прошедшее время, и оставшиеся не полученными в связи с его смертью в указанном месяце, выплачиваются в порядке, определенном частью 3 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях». При этом круг лиц, имеющих право на получение указанных сумм, определяется в соответствии с перечнем лиц, предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях», без учета условия, определяющего право на пенсию по случаю потери кормильца.

Выплатное дело, сформированное на каждого пенсионера, хранится в территориальном органе ПФР по месту получения пенсии.

При смене пенсионером места жительства в пределах Российской Федерации выплата пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется на основании его выплатного дела по новому месту жительства или месту пребывания либо по месту фактического проживания, подтвержденному заявлением пенсионера и документами, предусмотренными частью 5 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В случае утраты выплатного дела территориальный орган ПФР принимает меры к его восстановлению в соответствии с порядком ведения пенсионной документации.

Выплата пенсии производится в течение срока, на который она назначена в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Территориальный орган ПФР приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Приостановление выплаты пенсии по случаю потери кормильца вследствие достижения лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, возраста 18 лет, либо истечения после достижения им возраста 18 лет срока обучения, указанного в документе организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, производится после достижения указанным лицом возраста 18 лет при отсутствии в распоряжении территориального органа ПФР документов, подтверждающих обучение по очной форме в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, либо истечения срока обучения[4].

Приостановление выплаты пенсии вследствие истечения срока действия документа, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации (вида на жительство) производится по истечении срока действия указанного документа.

Приостановление выплаты пенсии вследствие выезда пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает,  производится при поступлении в распоряжение территориального органа ПФР документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и при отсутствии документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства.

Приостановление выплаты пенсии вследствие выезда пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор о социальном (пенсионном) обеспечении (страховании), производится при поступлении в распоряжение территориального органа ПФР документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и при отсутствии заявления пенсионера о выезде за пределы территории Российской Федерации.

Возобновление выплаты пенсии производится на основании заявления пенсионера, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 24 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Выплата пенсии прекращается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Прекращение выплаты пенсии, произведенное на основании заявления пенсионера об отказе от получения назначенной пенсии либо заявления пенсионера о прекращении выплаты пенсии по другим основаниям, предусмотренным статьей 25 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также документов об обстоятельствах, свидетельствующих об утрате пенсионером права на пенсию, или документов о смерти пенсионера, поступивших в распоряжение территориального органа ПФР, оформляется решением территориального органа ПФР.

Выплата пенсии восстанавливается в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях», на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов, подтверждающих обстоятельства, дающие право на восстановление выплаты пенсии.

Доставка пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при соблюдении условия, предусмотренного частью 19 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях», если в течение соответствующего года пенсионер не получал пенсию лично. В том случае, если пенсия выплачивается по месту фактического проживания, данный факт подтверждается письменным заявлением пенсионера о проживании по конкретному адресу.

Территориальный орган ПФР организует доставку пенсии через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсии, на основании заявления пенсионера.

В пределах периода доставки пенсии каждому пенсионеру устанавливается дата получения пенсии в соответствии с графиком доставки пенсии (далее — график).

Доставка пенсии за выходные или праздничные дни может быть произведена досрочно в пределах текущего месяца и не ранее чем за три дня до наступления даты получения пенсии, установленной по графику.

В том случае, если пенсионер не получил пенсию согласно графику, ее доставка может быть произведена после этой даты в течение периода доставки пенсии либо в другое время.

Доставка пенсии по доставочному документу, представленному территориальным органом ПФР для доставки пенсии вне графика, производится не позднее трех рабочих дней, следующих за днем поступления этого доставочного документа в организацию почтовой связи (иную организацию, занимающуюся доставкой пенсии).

Факт получения пенсии пенсионером удостоверяется в доставочном документе подписями пенсионера (представителя) и работника, производившего доставку пенсии, и подтверждается отчетными данными организации почтовой связи (иной организацией, занимающейся доставкой пенсии).

Если пенсионер вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться в получении суммы пенсии, по его просьбе и в его присутствии за получение сумм пенсии может собственноручно подписаться родственник или другое лицо, предъявив документ, удостоверяющий личность. Соответствующая запись с указанием причин, в силу которых пенсионер не мог подписаться собственноручно,вносится в доставочный документ[5].

Территориальный орган ПФР организует доставку пенсии через кредитную организацию на основании письменного заявления пенсионера.

Кредитная организация доставляет пенсию на счет по вкладу, счет банковской карты, номинальный счет (далее — счет) на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Доставка пенсии за текущий месяц на счет производится кредитной организацией в день поступления в кредитную организацию средств от территориального органа ПФР, но не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа. Сроки перечисления денежных средств для выплаты пенсий определяются территориальным органом ПФР по согласованию с кредитной организацией.

Зачисление сумм пенсий на счет пенсионера в кредитной организации производится без взимания комиссионного вознаграждения.

Территориальный орган ПФР вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для выплаты пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

В процессе проверки документов (сведений), представленных для выплаты пенсии, территориальный орган ПФР проводит визуальную проверку этих документов (сведений) на наличие в них всех необходимых реквизитов, а также проверку соблюдения правил их оформления, установленных законодательством Российской Федерации.

Территориальный орган ПФР по факту необоснованной выдачи документов (представления сведений), а также представления документов (сведений), необходимых для выплаты пенсии, содержащих недостоверные сведения, принимает меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 3. Проблемы и сравнительно правовая характеристика между социальной и страховой пенсии по старости

3.1. Правовые проблемы регламентации страховой пенсии по старости

Пенсионное обеспечение в России — совокупность действующих в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материальной поддержки в виде пенсии.

В последние годы актуализуется анализ системы пенсионного обеспечения, обусловленный опытом реформирования и увеличением интереса со стороны государства и населения к проблемам социальной справедливости, материального благосостояния, удовлетворения условиями жизни и степенью страховой защиты пенсионеров и лиц с социально- пенсионным статусом[6].

На базе проведенного исследования установлено, что сегодня не устранены значительные проблемы, которые отрицательно влияют на пенсионные выплаты:

  1. В России остается патерналистская база пенсионной системы (государство — работник — пенсионер) при отсутствии интереса у работодателей и самих работников формировать пенсионный капитал.
  2. Формируется устойчивая тенденция к увеличению дефицита бюджета ПФР РФ и его финансовая зависимость от государственного бюджета, то есть величина государственных пенсионных обязательств не совпадает с величиной фактически получаемых страховых взносов.
  3. Не обеспечивают ожидаемого эффекта введение единого социального налога и механизм его администрирования. Реальная смена страховых взносов налогообложением фонда зарплаты работников не разрешила проблему дефицита пенсионного бюджета, а снижение величины единого социального налога не разрешило задачу вывода зарплаты «из тени».

Наличие взносов по обязательному пенсионному страхованию в границах налогового вычета из суммы единого социального налога порождает значительные проблемы с персонализацией учета в Пенсионном фонде РФ и использованием взносов. Начисляемые работодателями взносы на страховые и накопительные части пенсии конкретным работникам не подразделяются в Пенсионном фонде РФ по персонализированному учету в течение года. В обстоятельствах налогового администрирования персонализация пенсионных взносов теряет свою актуальность во времени.

  1. Снижаются страховые начала в системе пенсионного обеспечения, которые заявлены в начале пенсионной реформы в виде ее основы. В составе трудовой пенсии увеличивается удельный вес ее базовой части, которая не связана с заработком. Практически отсутствует равное участие социальных партнеров, включая основных плательщиков страховых взносов работодателей, в управлении средствами обязательного пенсионного страхования.
  2. Досрочные пенсии необоснованно финансируются из общей величины страховых взносов, в т. ч. и из-за отсутствия профессиональных пенсионных систем.
  3. Потенциал негосударственных институтов в системе пенсионного обеспечения применяется в недостаточной степени, чему мешает в первую очередь неудачная и нерезультативная система налогообложения субъектов негосударственного пенсионного обеспечения.

Несмотря на увеличение величины пенсионных выплат, система пенсионного обеспечения РФ скрывает очевидное противоречие, которое заключается, с одной стороны, в важности оптимизации затрат ПФР РФ и внедрения 3-х уровневой системы пенсионного обеспечения, которая предусматривает персонализацию пенсионных накоплений, а с другой сторона, в распространении социальных программ и росте социальных затрат страны, в т. ч. за счет институциональной инерции (сохранность пенсий при наличии пятилетнего стажа труда и досрочных пенсий за вредные условия труда) и роста нагрузки на работоспособное население.

Поэтому важное значение получает комплексный анализ принципов, механизмов и эффектов улучшения системы пенсионного обеспечения, основанный на эволюционном, институциональном и социально-экономическом подходах, исследовании институционализации механизмов образования, учета и реализации пенсионных прав, оценке социально-экономических эффектов посредством системы социально-демографических и экономических показателей.

При этом многие, в особенности мужчины, не доживают до данного возраста. Большее количество смертей происходит от сердечно – сосудистых заболеваний — 57,1 %, травм и несчастных случаев — 13,9 %, онкологических заболеваний — 13,6 %. Это говорит о том, что в РФ образовались большие группы населения, условия и образ жизни которых несовместим со здоровым образом жизни (ЗОЖ) и приемлемым качеством жизни.

Важным неразрешенным вопросом пенсионного обеспечения остается вопрос высокой «конвертируемости» заработных плат, т. е. их теневые выплаты. Пенсионные отчисления платит далеко не все население. 14,5 % граждан получают заработную плату неофициально.

Ухудшение пенсионного обеспечения в РФ стало заметно в последние несколько лет, что связано с финансовым и экономическим кризисом в стране. Сформировавшаяся в РФ современная система пенсионного обеспечения имеет целый ряд значительных недостатков и, главное, не может гарантировать стабильного исполнения обязательств страны передпенсионерами в ближайшее будущее. Проблема задержки выплаты государственных пенсий в некоторой степени была решена, а вот проблема неадекватности величины пенсии социальным нуждам пенсионеров до сих пор стоит остро[7].

Разрешение рассмотренных проблем особенно важно для гарантирования социально-экономического развития России.

С 1 января 2019 года в России началась масштабная пенсионная реформа, которая существенно изменила условия выхода на пенсию (прежде всего, в связи с началом повышения пенсионного возраста), а также порядок индексации пенсий неработающим пенсионерам. Правительство считает, что эти изменения позволят сбалансировать пенсионную систему страны и повысить уровень доходов российских пенсионеров — в частности, уже с 1января 2019 года страховые пенсии увеличились в среднем на 1000 рублей.

При этом надо понимать, что мероприятия реформы запланированы на долгосрочную перспективу, а в 2019 году Правительство только приступило к ее реализации.

Изменения в пенсионной системе с 2019 года осуществляются, прежде всего, с целью выполнения так называемого «майского указа» Владимира Путина от 07.05.2018 № 204 о долгосрочном развитии России на период до 2024 года. Документ предусматривает: снижение уровня бедности в 2 раза; обеспечение роста пенсионного обеспечения с темпом выше уровня инфляции (таким образом, пенсии будут расти значительно быстрее, чем это было в предыдущие годы); разработку и внедрение программы поддержки и повышения качества жизни россиян старшего поколения.

К сожалению, цели Правительства по повышению пенсий в России в 2019 году снова не затронут работающих пенсионеров.

Реформа пенсионной системы направлена на обеспечение устойчивого роста пенсий выше уровня инфляции, а также на приведение ее величины до40% от заработной платы гражданина.

Все эти задачи Правительство решает с целью создания устойчивой (самодостаточной) пенсионной системы, которая будет существовать без необходимости привлечения дополнительных денежных средств из Федерального бюджета для покрытия дефицита Пенсионного фонда России (ПФР).

Предполагаются следующие перспективы развития системы пенсионного обеспечения:

  1. Государство должно четко устанавливать величину гарантий и ответственность, которые сможет взять на себя в ходе пенсионного обеспечения жителей страны, сформировав им условия для образования их пенсионных накоплений в границах частно-государственного партнерства, как с привлечением работодателей, так и самих граждан страны.
  2. Основным инструментом разрешения пенсионных проблем может стать формирование и становление региональных накопительных пенсионных фондов как результативной системы пенсионного обеспечения жителей страны, которые, принимая в расчет региональную специфику, могут привести, с одной стороны, к улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшем будущем, а с другой стороны, к социальному и экономическому развитию регионов посредством направления на данные цели образованных в них ресурсов.
  3. Правительство должно вызвать интерес работодателей к участию в пенсионном обеспечении своих сотрудников. С этой целью нужно предоставлять налоговые льготы и прочие формы мотивирования для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочивать их нормативно-правовое регулирование.
  4. Необходимо проводить разъяснение населению о необходимости и целесообразности формирования накопительных принципов финансирования пенсий, как в обязательной, так и в добровольной части.

Основной задачей совершенствования системы пенсионного обеспечения является обеспечение высокого стандарта текущего потребления людей, которые имеют социально-пенсионное положение.

3.2. Сравнительно-правой характер социальной и страховой пенсии по старости

Государство обязано заботиться о своих гражданах в любом возрасте, в особенности тогда, когда они еще или уже не состоянии сами заработать себе на жизнь. Если о маленьких детках, не способных обеспечить себя, чаще всего заботятся родители, то о стариках зачастую некому побеспокоиться.

Потому была разработана целая система расчета, начисления и выплаты разнообразных типов и видов пенсий, которые позволят людям преклонного возраста достойно жить, ведь государство возмещает им утраченную возможность получать доходы самостоятельно.

Существуют разные типы и виды обеспечения, что могут быть назначены при разных обстоятельствах, разобраться с которыми простому человеку бывает непросто. Многие на склоне лет задаются вопросом, чем отличается страховая пенсия от социальной, что они по сути собой представляют и какие выплаты лучше выбрать в каждом конкретном случае[8].

Социальная пенсия относится к одному из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению и включает следующие виды пенсий Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ):

  • пенсия по старости;
  • пенсия по инвалидности;
  • пенсия по случаю потери кормильца;
  • пенсия детям, оба родителя которых неизвестны.

Право на социальную пенсию имеют нетрудоспособные граждане, постоянно проживающие в РФ (пп. 8 п. 1 ст. 4, п, п. 1 ст. 11Закона № 166-ФЗ). В зависимости от категории лица ему назначается тот или иной вид социальной пенсии.

Ввиду того, что тема нашего исследования наиболее узкая, то необходимо остановиться непосредственно на характеристике субъектного состава получателей социальной пенсии по старости.

Данный вид социальной пенсии в 2020 г. назначается следующим категориям лиц (п. 4 ст. 11 Закона № 166-ФЗ; Приложение 1к Закону № 166- ФЗ; Информация ПФР):

  • гражданам РФ по достижении установленного возраста, который в период 2019 — 2028 гг. постепенно повышается до достижения в 2028 г. 65 и 70 лет — соответственно для женщин и мужчин;
  • иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ не менее 15 лет и достигшим установленного возраста;
  • из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающим в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии[9].

Вместе с тем лицам, относящимся к первым двум из названных категорий, пенсия может быть назначена на шесть месяцев раньше достижения установленного для них пенсионного возраста, если они в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигли возраста 65 и 60 лет (для мужчин и женщин соответственно) (ч Закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ).

Данное положение позволяет выйти на пенсию в I полугодии 2020 г. в возрасте 65,5 лет и 60,5 лет соответственно мужчинам, родившимся во II полугодии 1954 г., и женщинам, родившимся во II полугодии 1959 г. (Приложение 1к Закону № 166-ФЗ). При этом социальная пенсия по старости не выплачивается гражданам в период выполнения ими работы или иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию (п Закона № 166-ФЗ).

В качестве документа, подтверждающего принадлежность к малочисленным народам Севера, при отсутствии в паспорте либо свидетельстве о рождении требуемых сведений можно представить справку, выданную органами местного самоуправления (п. 61Административного регламента, утв. Постановлением Правления ПФР от 23.01.2019 № 16п).

С 01.04.2019 размер социальной пенсии по старости для указанных категорий граждан составляет 5 283,84 руб. Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями, данный размер увеличивается на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания в этих районах и местностях (пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 18 Закона № 166-ФЗ; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 15.03.2019 № 271; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 20.03.2018 № 302).

Размер социальной пенсии по старости граждан, являющихся получателями страховой пенсии по инвалидности и достигших возраста, дающего право на социальную пенсию по старости, не может быть меньше размера страховой пенсии по инвалидности на день, с которого была прекращена ее выплата в связи с достижением указанного возраста (п Закона № 166-ФЗ).

При обращении за назначением социальной пенсии, как правило, необходимы (п. 1 ст. 22 Закона № 166-ФЗ; п. п. 19, 50, 52 — 55 Административного регламента, утв. Постановлением Правления ПФР от 23.01.2019 № 16п):

  • заявление о назначении пенсии;
  • документы, удостоверяющие личность гражданина, а также подтверждающие его возраст и гражданство (как правило, это паспорт);
  • документ о постоянном проживании в РФ;
  • документы, подтверждающие личность и полномочия представителя (при обращении за пенсией через представителя).

Обычно при обращении с заявлением о назначении социальной пенсии (по старости, по инвалидности) представление документов не требуется (п Административного регламента).

Необходимые для установления пенсии документы и сведения могут запросить только в случае, если они отсутствуют у ТО ПФР, государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций (п Закона № 166-ФЗ; п. п. 46, 63 Административного регламента).

Заявление о назначении пенсии можно подать в любой территориальный орган ПФР (далее- ТО ПФР) по выбору гражданина. Документы можно представить (лично, в том числе при выездном приеме, или через представителя) непосредственно в ТО ПФР, подать через МФЦ (если между ПФР и МФЦ заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных документов предусмотрена перечнем услуг, предоставляемых в МФЦ) или направить по почте.

Заявление также можно представить в электронной форме, в том числе через Единый портал госуслуг или личный кабинет на сайте ПФР (п. 1 ст. 24 Закона № 166-ФЗ; п. п. 3, 82, 84, 90, 91, 134 Административного регламента).

Предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»), нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ, муниципальными правовыми актами по принципу «одного окна».

В соответствии с этим принципом предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии[10].

В компетенцию многофункциональных центров входит:

  • прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
  • представление интересов заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры;
  • представление интересов органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при взаимодействии с заявителями;
  • информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах, о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также консультирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах;
  • взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе посредством направления межведомственного запроса с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры;
  • выдача заявителям документов органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • держание электронных документов, направленных в многофункциональный центр по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ;
  • прием, обработка информации из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, если это предусмотрено соглашением о взаимодействии и иное не предусмотрено федеральным законом, и выдача заявителям на основании такой информации документов, включая составление на бумажном носителе и заверение выписок из указанных информационных систем;
  • иные функции, установленные нормативными правовыми актами и соглашениями о взаимодействии.

При реализации своих функций многофункциональные центры вправе запрашивать документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, организациях, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также получать от указанных органов и организаций такие документы и информацию, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры[11].

Взаимодействие между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и органами Пенсионного фонда РФ осуществляется на основании и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Обращение за установлением, выплатой и доставкой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определен Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2011 г. № 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов».

Заявление в форме электронного документа передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Условием принятия органом Пенсионного фонда РФ заявления о переводе с одного вида пенсии на другой, заявления о перерасчете размера пенсии или заявления о выплате пенсии, поданных в электронном виде, является представление заявителем необходимых для осуществления указанных действий документов, подлежащих представлению заявителем, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2011 г. № 553 заявления и иные документы, необходимые для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг и представляемые в форме электронных документов, должны быть:

  • оформлены в соответствии с требованиями к форматам заявлений и иных документов, установленными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
  • подписаны электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» и ст. 21.1 и 21.2 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
  • переданы в органы и организации, предоставляющие государственные и (или) муниципальные услуги, с использованием электронных носителей и (или) информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет лично или через законного представителя при посещении органа или организации; посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) без использования электронных носителей либо иным способом, позволяющим передать в электронном виде заявления и иные документы.

Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает:

  • доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг;
  • доступность для копирования и заполнения в электронной форме запроса и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги;
  • возможность подачи заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги;
  • возможность получения заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
  • возможность получения заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий результатов предоставления государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, когда такое получение запрещено федеральным законом;
  • возможность оплаты заявителем с использованием электронных средств платежа предоставления государственных и муниципальных услуг, и уплаты иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, представление информации об уплате которых допускается с использованием информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, если иное не предусмотрено федеральными законами;
  • возможность предоставления заявителям информации из государственных информационных систем в случаях, предусмотренных

законодательством Российской Федерации;

  • реализацию иных функций, которые определены Правительством РФ.

Под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Для создания электронной подписи используется уникальная последовательность символов- ключ электронной подписи.

С письменного согласия гражданина работодатель, с которым гражданин состоит в трудовых правоотношениях, вправе обратиться за установлением, выплатой и доставкой пенсии данному гражданину. Указанная новелла пенсионного законодательства введена с 1 января 2015 г. в соответствии с дополнениями, внесенными в комментируемую статью ФЗ от 21 июля 2014 г. № 216-ФЗ. Аналогичная норма установлена ч. 3 ст. 21 ФЗ «О страховых пенсиях».

Следует напомнить, что традиции взаимодействия и сотрудничества работодателей и органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, в части оформления пенсий имеют свою историю, и до распада СССР именно администрация предприятия совместно с местным комитетом профсоюза по последнему месту работы гражданина была обязана подготовить все необходимые для назначения пенсии документы и представить их в отдел социального обеспечения в установленные сроки[12].

Взаимодействие между органами Пенсионного фонда РФ и работодателями также имело место и до внесения изменений в данную статью, поскольку от грамотных действий работодателя-страхователя в части исполнения обязанностей по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц в территориальные органы Пенсионного фонда РФ во многом зависит правильность и своевременность назначения пенсии гражданину, в том числе и в системе государственного пенсионного обеспечения.

В целях организации работы по представлению документов для назначения пенсии между органом Пенсионного фонда РФ и работодателем должно быть заключено соответствующее соглашение, которым предусматривается в том числе порядок электронного информационного взаимодействия[13].

Указанное соглашение может быть заключено и в рамках действующих соглашений об обмене электронными документами при представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета и расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Сроки представления документов, необходимых для назначения пенсии, согласовываются с территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Исключительно важно, что обращение работодателя за установлением, выплатой и доставкой пенсии гражданину осуществляется только с письменного согласия гражданина, что обусловлено требованиями законодательства по защите персональных данных, а также основано на свободе волеизъявления относительно правоотношений, возникающих по вопросам пенсионного обеспечения.

Положительные моменты в обращении работодателя за установлением, выплатой и доставкой пенсии своим работникам очевидны, поскольку это экономит время гражданина и не отвлекает его от исполнения трудовых обязанностей.

Кроме того, имеется опыт электронного сотрудничества между работодателями и органами Пенсионного фонда РФ, налажена система защищенного электронного документооборота и ведения органами Пенсионного фонда РФ пенсионных дел пенсионеров в электронной форме.

В подтверждение даты и факта приема заявления должны выдать на руки, направить по почте или в электронном виде уведомление о приеме и регистрации заявления. Если вы представили не все необходимые для назначения пенсии документы, ТО ПФР разъяснит, каких документов не хватает (п, 73, 95 Административного регламента).

ТО ПФР должен принять решение о назначении пенсии или об отказе в назначении пенсии в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и всех необходимых документов (п. 13Административного регламента).

В случае удовлетворения вашего заявления ТО ПФР рассчитает размер пенсии и вынесет решение о ее назначении.

По общему правилу пенсия назначается с 1-го числа месяца, в котором вы обратились за ней, но не ранее дня возникновения права на нее. Пенсия инвалидам с детства назначается со дня установления группы инвалидности, а в случае пропуска срока переосвидетельствования по уважительной причине – со дня, с которого установлена инвалидность за прошлое время. Пенсия гражданам, достигшим определенного возраста, назначается со дня его достижения. Днем возникновения права на социальную пенсию детей, оба родителя которых неизвестны, является дата составления записи акта о рождении таких детей (п. п. 1, 1.1 ст. 23Закона № 166-ФЗ).

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, ноне ранее чем со дня возникновения права на нее.

За исключением случаев, когда установлена социальная пенсия по старости гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), которые ранее получали страховую пенсию по инвалидности и выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста.

Социальная пенсия по старости устанавливается бессрочно. Социальная пенсия по инвалидности устанавливается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в том числе бессрочно.

Социальная пенсия по случаю потери кормильца устанавливается на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным, в том числе бессрочно.

Пенсия выплачивается ежемесячно. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке).

Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии, что пенсионер ежегодно подтверждает факт регистрации по месту получения пенсии.

В данном параграфе нами рассмотрены основные положения, касающиеся правовой регламентации социальных пенсий по старости, в частности основания, условия назначения и выплаты данных пенсий.

Если производить сравнительную характеристику страховой и социальный пенсий по старости, то можно сделать вывод, что указанные виды пенсий весьма различны.

Так прежде всего, социальные пенсии по старости и страховые пенсии по старости различаются по основаниям возникновения, условиям назначения пенсии. Однако отметим, что указанные виды пенсий схожи по порядку доставки и заявительному порядку назначения.

Заключение

Страховая пенсия разделяется на три вида:

  1. По старости (достижение установленного законом возраста).
  2. По инвалидности (соответственно, предназначена людям, имеющим группу инвалидности).
  3. По случаю потери кормильца (поддержка близкому родственнику, который не может содержать себя в силу возраста или других причин).

Все виды объединены общей неспособностью граждан в обеспечении себя самостоятельным образом и большой необходимостью в материальной поддержке от государства.

Закон № 400-ФЗ под страховой пенсией по старости понимает ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными действующим законодательством (п. 1 ст. 3).

Существенным признаком страховых пенсий по старости с 1 января 2015 г. стало наличие определенного размера минимальной величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Таким образом, основываясь на положениях Закона о страховых пенсиях, можно дать определение страховой пенсии по старости как ежемесячной пожизненной денежной выплаты в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие, какправило, достижения определенного возраста, имеющим установленный законодательством страховой стаж и при наличии определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Список использованных источников

  1. Нормативные правовые акты и официальные документы
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ)
  3. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 04.11.2014, с изм. от 14.01.2016) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» //Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 04.03.1993, № 9, ст. 328.
  4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015, с изм. От 23.05.2016)  «О страховых пенсиях» //Собрание законодательства РФ. 30.12.2013. № 52 (часть I). ст. 6965.
  5. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 03.05.1999. № 18, ст. 2208.
  6. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» //Собрание законодательства РФ. 02.08.2010, № 31, ст. 4179.
  7. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 23.05.2016 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ», 17.12.2001, № 51, ст. 4831.
  8. Постановление Правительства РФ от 01.10.2015 № 1049 «Об утверждении перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости»// Собрание законодательства РФ. 12.10.2015 № 41 (часть III), ст. 5660.
  9. Постановление Правительства РФ от 04.03.2002 № 141 (ред. от 04.08.2015) «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 11.03.2002. № 10. ст. 1002.
  10. Постановление Правительства РФ от 07.07.2011 № 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов»// Собрание законодательства РФ. 18.07.2011, № 29, ст. 4479.
  11. Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 № 797 (ред. От 22.05.2015) «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» //Собрание законодательства РФ. 03.10.2011. № 40. ст. 5559.

Учебники, монографии, статьи в периодических изданиях

  1. Алебастрова, И. А. Социальные права: конституционные обещания, пожелания или привидения / И. А. Алебастрова // Государство и право. — 2010. — № 4. — С. 31-32.
  2. Александрова А. В. Социальное законодательство России и зарубежных стран в условиях глобализации. — М.: Юристъ, 2010. — 115 с.
  3. Анбрехт Т.А. Пенсионное обеспечение малочисленных народов Севера // Социальное и пенсионное право. -2015. -№ 2. — С. 24-28.
  4. Арутюнян Р.Э. Судебная защита конституционного права гражданина пенсионное обеспечение // Конституционное и муниципальное право. – 2014 -№ 2. — С. 62-64.
  5. Барков А.В. Социальное предпринимательство в условиях формирования правовой модели рынка социальных услуг // Предпринимательское право. -2012. — № 2. — С. 28-32.
  6. Байматов П.Н. О некоторых элементах конституционно-правового механизма реализации права граждан РФ на социальное обеспечение // Российский юридический журнал. — 2014. — № 6. -С. 129-138.
  7. Байматов П.Н. Конституционное право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение: новая экономическая политика // Конституционное и муниципальное право. — 2014. — № 9. — С. 42-47.
  8. Беляков А.А. Реализация прав граждан на трудовые пенсии: вопросы теории и практики // Социальное и пенсионное право. — 2014. — № 1. -С. 3-7.
  9. Волкова Н.С. Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация // Журнал российского права. — 2013. — № 7. — С. 5-16.,
  10. Гаврилова О. Страховая пенсия // Кадровый вопрос: электрон. журн. — 2014 -№ 12. — С. 34-54.
  11. Джагарян А.А. Достоинство личности, равенство и справедливость как сущностные характеристики социальной государственности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2011. -№ 8 (14). -С. 49-51.
  12. Добрынин Н.М. Конституционно-правовые аспекты бюджетной обеспеченности реализации социальных гарантий граждан в Российской Федерации и проблема монетизации льгот // Право и политика. -2015. — № 11. — С. 4-6.
  13. Елисеев Б.П. Трансформация концепции социальных прав в Российской Федерации: обеспечение экономической реформы и соблюдение конституционно закрепленных социальных прав // Юрист. — 2014. — № 12. — С. 8-11.
  14. Захаров М.Л.. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. — М.: Волтерс Клувер. — 2014. — 784 с.
  15. Захаров М.Л. Международные правовые стандарты пенсионного обеспечения и российская страховая пенсионная система // Журнал российского права. — 2015. -№ 7. — С. 5-12.
  16. Куренной А.М. Социальное государство и социальное партнерство: как соединить усилия? // Трудовое право в России и за рубежом. — 2015. -№ 4 С. 3-7.
  17. Лепихов М.И. Основные институты социальной защиты населения в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): Монография. -М.: РАГС. — 2014. — 321 с.
  18. Лушникова М.В. Право социального обеспечения (Общая часть): Учебное пособие. Ярославль.: Норма. — 2013. — 692 с.
  19. Международная защита прав и свобод человека: сборник документов / Сост. Г.М. Мелков. — М.: Инфра-М. — 2014. — 542 с.
  20. Полищук-Молодоженя Т.Р. Правовые проблемы определения статуса коренных малочисленных народов Севера в России (на примере Мурманской области). Труды Кольского научного центра РАН. 2017. №4­11 (8). 8.
  21. Рыбакова О.С. Реализация конституционного права ребенка на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца // Социальное и пенсионное право. — 2018. — № 4. — С. 25-29.
  22. Спор о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости и об обязании назначить страховую пенсию по старости (на основании судебной практики Московского городского суда) // Помощник адвоката: электрон. журн. 2020.
  23. Тарасенкова А.Н. Льготные категории граждан: социальная помощь. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2014. — 78 с.
  24. Тресков В. Пенсии и пособия в срок и по назначению [Интервью с А. Акименко] // Юрист спешит на помощь. -2015. -№ 7. — С. 62-63.
  25. Трубникова И. Расчет пенсии: что учитывается и как // Трудовое право. — 2019. — № 1. — С. 45-53.
  26. Хабриева Т.Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства // Журнал российского права. — 2014. -№ 8. — С. 5-15.
  27. Шуйская К.Г. Пенсии по-новому: виды, некоторые аспекты назначения, страховой стаж // Делопроизводство и кадры: электрон. журн. — 2015. -№ 2 С. 24-50.
  28. Экономические и социальные права человека и гражданина: современные проблемы теории и практики / Ф. М. Рудинский [и др.]. — М.: Права человека. — 2014. — 398 с.

Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф