Скоро защита?
Меню Услуги

Правовое регулирование пенсионных пенсий по старости

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2


Введение

Актуальность темы работы. Международные правовые стандарты пенсионного обеспечения касаются, во-первых, права на страховое обеспечение и, во-вторых, права на соответствующий его уровень.

Пенсионное страхование является основой пенсионной системы в РФ, это выплата различных видов пенсий населению, за счет ресурсов, пополняемых каждым работающим гражданином страны в виде отчислений в пенсионный фонд.

Право на получение пенсии таких граждан зависит от их трудовой деятельности. Такие пенсии в нашей стране традиционно именуются страховыми. Их три вида — по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Пенсионное обеспечение никогда не было устойчивым. Оно регулярно испытывало на себе изменения.

С начала 2015 года стартовал очередной этап реформ, которые произвели в Российской пенсионной системе значительные перемены.

Данная новизна коснулась абсолютно всех участников системы обязательного пенсионного страхования.

В процессе реформирования системы были введены новейшие понятия и определения, изменена формула расчета страховой пенсии.

Целью настоящей работы является проведение теоретико-практического анализа института страховых пенсий по старости в свете изменений пенсионного законодательства.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач, а именно:

  • проанализировать некоторые аспекты реализации принципа всеобщности пенсионного обеспечения;
  • изучить историю развития института страховых пенсий;
  • дать понятие страховой пенсии по старости и охарактеризовать субъектов ее получения;
  • выявить условия назначения страховой пенсии по старости;
  • рассмотреть порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки и социальной доплаты к пенсии;
  • проанализировать правовые пробелы регламентации страховой пенсии по старости;
  • определить сравнительно-правовой характер между социальной и страховой пенсией по старости.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают в сфере пенсионного обеспечения при назначении и выплате страховых пенсий по старости в современной России.

Предметом изучения являются Конституция РФ, федеральное законодательство подзаконные нормативные правовые акты, научная и учебная литература.

Методами исследования являются диалектический метод познания, формально-юридический, структурно-логический, обобщение, контент-анализ, дедукция и т.д.

Тема работы достаточно хорошо представлена в ряде научных изданий такими авторами как Байматов П.Н., Барков А.В., Захаров М.Л.. Тучкова Э.Г., Куренной А.М. и др. Проблемы пенсионного обеспечения, в том числе вопросы назначения и выплаты страховых пенсий являются предметом научного анализа с учетом последних изменений законодательства в сфере пенсионного обеспечения.

Структура работы построена с учетом поставленных задач и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Общие положения о развитии правового регулирования института страховых пенсий в России

1.1. Некоторые аспекты реализации принципа всеобщности пенсионного обеспечения

Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с древних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие.

Назначение государственных пенсий имело характер награды или привилегии, подразумевалось, что человек, получающий пенсию, отмечен особым расположением за заслуги. Например, этой привилегией пользовались оставившие службу римские легионеры. В петровской России пенсии по старости полагались морским офицерам, причем деньги выплачивались и после смерти офицера — его вдове или детям.

С развитием и совершенствованием системы государственной власти изменялось и назначение пенсии. Вместо оттенка избранности и отличия пенсия постепенно приобретает ярко выраженный социальный характер[1].

С конца 19 века, когда в Германии, а затем и в других европейских странах (Англии, Франции, России, Швеции и др.) были приняты первые законы об обязательном государственном страховании наемных работников на случай болезни, трудового увечья, инвалидности и старости, которые заложили основу для создания и развития ставшей сегодня основной организационно­правовой формой социального обеспечения — социального страховании.

Конституцией и законодательством Российской Федерации каждому гражданину обеспечена возможность на право пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за осуществление в течении

трудовой деятельности особых функций (пенсии госслужащих), а также по ряду социальных показателей.

Принцип всеобщности пенсионного обеспечения закреплен в Конституции России, статья 7 которой провозглашает нашу страну социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты.

Статья 39 Конституции конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Утверждение специальных пенсионных законов, соответствующих Конституции, служит необходимой государственной гарантией реализации права на пенсионное обеспечение[2].

В современной действительности, в условиях сложной социально-экономической и политической обстановки в России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают источники средств существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке.

Длительное время в России на социалистическом историческом этапе не устанавливались пенсии тем, кто не работал или не осуществлял иной общественно полезной деятельности[3].

До законодательного введения социальных пенсий в систему пенсионного обеспечения нетрудоспособные граждане, не имеющие права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, получали ежемесячное пособие.

Условиями назначения указанного пособия являлись отсутствие иных источников средств к существованию и отсутствие родственников, обязанных по закону содержать нетрудоспособных членов семьи. Решение вопроса о предоставлении им пособия сопровождалось проверкой его материального и семейного положения, которую М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова назвали процедурой, унизительной для человека.

При этом части нетрудоспособных лиц, не имеющих права на получение любого из видов пенсии, пособие не назначалось, так как они не отвечали установленным требованиям. В результате наиболее незащищенные слои населения оставались без какой-либо государственной материальной поддержки.

Под влиянием международно-правового регулирования социально­обеспечительных отношений, а также в связи с принятием действующей Конституции РФ, провозгласившей наше государство социальным и правовым, была изменена правовая политика в деле пенсионного обеспечения нуждающихся, не выполнявших общественно полезной деятельности[4].

Для этой категории нуждающихся лиц были установлены пенсии, названные в Законе о государственных пенсиях 1990 г. социальными, которые сегодня являются видом социальной помощи, предоставляемой в рамках такой организационной формы социального обеспечения, как государственное пенсионное обеспечение.

Впервые право на получение социальной пенсии для нетрудоспособных граждан было закреплено в Законе СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» и получило свое последующее развитие в Законе РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Так, статья 113 указанного Закона предусматривала, что право на получение социальной пенсии имеют неработающие граждане при отсутствии права на трудовую пенсию: инвалиды I и II групп, в том числе инвалиды с детства, а также инвалиды III группы; лица, достигшие возраста: мужчины — 65 лет, женщины — 60 лет; дети в случае потери кормильца; дети-инвалиды в возрасте до 16 лет.

Сейчас в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение: пенсию получают все граждане, достигшие соответствующего преклонного возраста либо признанные инвалидами, независимо от каких-либо обстоятельств, в частности имущественного положения.

В отечественном праве реализация принципа всеобщности пенсионного обеспечения заключается в равной и одинаковой для каждого возможности при наступлении установленных в законодательстве юридических фактов, являющихся одновременно и социально значимыми обстоятельствами, получить те или иные пенсионные выплаты независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других дискриминационных факторов.

Принцип всеобщности проявляется в предоставлении иностранным гражданам и апатридам, постоянно проживающим в нашей стране, права на пенсионное обеспечение наравне с гражданами России при соблюдении ими условий, предусмотренных законодательством (статья 3 Закона № 166-ФЗ и статья 4 Закона № 400-ФЗ). К проявлениям названного принципа также можно отнести закрепленную в действующем законодательстве возможность выплаты пенсий в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) лицам, выезжающим на постоянное жительство за границу.

Изначально реализация принципа всеобщности была не полной и зависела от категорий лиц, которым было предоставлено право на социальные пенсии. Примером развития принципа всеобщности в российском пенсионном законодательстве служит вопрос о пенсионном обеспечении осужденных.

Статья Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 1 января 2002 г., устанавливала, что за время лишения пенсионера свободы по приговору суда выплата назначенной пенсии приостанавливается.

Однако в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 г. № 11-П[5]по делу о проверке конституционности статьи 124 названного Закона в связи с жалобами граждан Г.Г. Ардерихина, Н.Г. Попкова, Г.А. Бобырева, Н.В. Коцюбки положение указанной статьи в той части, в какой оно устанавливает приостановление выплаты трудовых пенсий за время лишения пенсионера свободы по приговору суда, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации и утратило силу с 16 октября 1995 года. В отношении иных видов пенсий статья Закона № 340-1 фактически утратила силу с 1 июля 1997 г., то есть с момента вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ. Статья данного Кодекса устанавливает, что осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Действующее пенсионное законодательство ограничений по выплате пенсий осужденным не содержит.

Как правило, пенсии устанавливаются в связи с трудовой и иной деятельностью, которая признается законодателем общественно полезной.

Страховые пенсии назначаются в связи с осуществлением застрахованными лицами работы, в течении которой уплачивались (начислялись) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Социальные пенсии предоставляются с учетом прожиточного минимума и обеспечивают материальные условия жизни при наступлении инвалидности, достижении установленного возраста, потере кормильца и в других социально значимых случаях.

В социальном государстве право на пенсию должно быть признано за каждым гражданином.

Принимая во внимание вышеизложенное, представляется возможным рассматривать социальную пенсию как реализацию важнейших отраслевых принципов права социального обеспечения.

Согласно принципу всеобщности пенсионного обеспечения, любое физическое лицо, проживающее в нашем государстве, включая иностранцев и лиц без гражданства, имеет право на пенсию при наличии соответствующих оснований и условий. Иными словами, в нашем государстве правом на пенсию обладает любой и каждый, кто достиг определенного возраста, стал инвалидом, потерял кормильца или служил государственным интересам.

Однако всеобщее право на пенсию не означает и не должно приводить к абсолютному равенству всех в деле пенсионного обеспечения, поскольку вклад каждого в свое пенсионное будущее различен.

Не могут и не должны быть уравнены в пенсионном обеспечении граждане, ставшие инвалидами при защите Родины, и лица, которые стали инвалидами, например, при совершении преступления. Гражданин, работавший во вредных условиях производства, не может получать одинаковую пенсию с тем, кто вообще не принимал участия в общественно полезной деятельности. Учитывая данное обстоятельство, законодатель дополняет и корректирует принцип всеобщности проявлением отраслевого принципа адресности, который Д. В. Агашев именует принципом дифференциации оснований, условий и уровня пенсионного обеспечения.

Однако отметим, что принцип всеобщности социального обеспечения не идентичен принципу равенства условий социальных пенсий. Так своеобразную «корректировку» принципа всеобщности социальных пенсий вносит такой принцип пенсионного права как принцип связи права на пенсию и ее размеров с трудом в той или иной форме его организации (трудоправовой, административной, гражданско-правовой). От этой идеи государство не отходило никогда и продолжает следовать ей в настоящее время. С помощью этого принципа:

а) осуществляется стимулирование трудоспособных граждан и занятых общественно полезной деятельностью;

б) проводится в жизнь избирательная политика государства, основанная на том, что более достойное обеспечение предоставляется тем, кто отдал больше государству[6].

Представляется справедливым утверждение Л. С. Тарасовой, что дифференциация в правовом регулировании пенсионного обеспечения граждан, если она направлена на выравнивание стартовых возможностей граждан в приобретении пенсионных прав, не нарушает принципа социальной справедливости. Она допускается в целях защиты прав граждан, особо нуждающихся в социальной защите государства[7].

С точки зрения характеристики способов определения размера пенсий (абсолютного; относительного; комбинированного) в современном законодательстве размеры социальных пенсий устанавливаются абсолютным способом, который предполагает установление размера пенсии в фиксированной денежной сумме (в абсолютных цифрах), величина которой дифференцируется в зависимости от категории получателя. Так, например,

инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам; инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы; инвалидам III группы и т.д.

Данный способ использовался законодателем с самого основания отечественной пенсионной системы.

Таким образом, принцип всеобщности социальных пенсий является основой социального пенсионного обеспечения, тем самым с учетом реализации указанного принципа социальные пенсии представляют собой гарантии системы социального обеспечения граждан.

Природа отмеченных видов пенсий, несмотря на различные источники финансирования (страховые средства и федеральный бюджет), схожа и заключается в компенсации гражданам утраченного заработка при окончании осуществления ими трудовой или иной деятельности.

1.2. История развития института страховых пенсий

Идея пенсии стара как мир, история пенсий или, более точно, пожизненного содержания уходит корнями в глубину веков. Первоначально назначение государственных пенсий имело характер награды или привилегии, подразумевалось, что человек, получающий пенсию, отмечен особым расположением за заслуги. Например, этой привилегией пользовались демобилизовавшиеся римские легионеры.

Ситуация коренным образом изменилась в конце 19 века, когда в Германии были приняты первые законы об обязательном государственном страховании наемных работников на случай болезни, трудового увечья, инвалидов и старости. На рубеже веков аналогичное законодательство появилось и в других европейских странах (Англии, Франции, России, Швеции и др.)

Указанные законы имели ограниченную сферу действия, устанавливали крайне низкие размеры выплат, но они заложили основу для создания государственной системы страхового обеспечения. С тех пор она развивается: расширяются сферы охвата, вводятся новые виды пенсий и пособий, повышаются их размеры.

Первые в мире государственные пенсии появились более 100 лет назад. Самая передовая тогда страна Европы — Германия, ввела этот страховой институт в 1889 году в Германии при канцлере Бисмарке. В Великобритании и Австралии первые государственные пенсии начали выплачивать 20 лет спустя- в 1908-ом году, а в Соединенных Штатах — государственная пенсионная система сложилась в 30-ые годы. В петровской России пенсии по старости полагались морским офицерам, причем деньги выплачивались и после смерти офицера- его вдове или детям.

Страховое обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения8.

Страховое обеспечение как особый институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию.

По мере стабилизации экономических отношений в России роль страховых пенсий будет возрастать, а круг их получателей расширяться, поскольку государство с социально ориентированной экономикой не может оставить не работающих граждан.

Современная отечественная пенсионная концепция берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования.

Закон определил минимальный, а так же максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел концепцию повышения пенсионных выплат с учетом увеличения роста цен и оплаты труда занятого населения[8].

Позже закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» сменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».

В 1991 году процедура финансирования, а также выплаты пенсий в Российской Федерации был выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России.

Тем не менее принцип назначения пенсий сохранился уравнительно-распорядительным, как и в период СССР. Размер пенсии никак не зависит от величины заработной платы.

Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России.

Его формирование позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования.

Согласно данному закону средства страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного лица дают возможность рассчитать и начислить пенсию каждому трудящемуся с учетом его персонального заработка.

Таковым образом, объем пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые реализовывал в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.

В декабре 2001 года было принято несколько законов, ставших базой пенсионной реформы 2002 года. Все без исключения страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог(ЕСН).

Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % — базовая часть,10% — страховая часть и 4 % — накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений согласно по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии — из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.

Тем не менее снижение числа трудящегося населения, а также значительная доля теневого сектора в экономике содействовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» определил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, специализированных с целью финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Участникам негосударственных либо добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.

Главным критерием, направленным на стимулирование активности граждан в сфере формирования собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений.

С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий гражданин России, по собственному желанию делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет.

При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.

В 2010 году Единый социальный налог был отменен и взамен его были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части совместили, схема распределения взносов поменялась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % — на накопительную часть пенсии.

Следующая стадия реформирования пенсионной концепции Российской Федерации была проведена в 2013-2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию.

Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили возможность право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение — полностью на страховую часть трудовой пенсии.

С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на развитие накопительной части пенсии — страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии.

Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.

В действительности заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», согласно которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней.

Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.

Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.

Страховая пенсия -это один из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Страховая пенсия- разновидность пенсионного обеспечения, выплачиваемая для компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью[9].

Страховые пенсии- это принципиально новый институт в российском пенсионном законодательстве. Основная цель введения института страховых пенсий-обеспечение гарантированной государственной минимальной денежной помощи лицам, которые утратили денежный доход в связи с достижением установленного законом возраста, наступлении инвалидности, потерей кормильца.

Глава 2. Страховая пенсия по старости в системе государственного пенсионного обеспечения

2.1. Страховая пенсия по старости — основные положения (субъекты, понятия)

Статья 7 Конституции Российской Федерации определяет нашу страну как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии. Кроме того, ст. 39 Конституции Российской Федерации предусматривает для граждан гарантии социального обеспечения по возрасту, инвалидности, потере кормильца, а также закрепляет законодательное установление государственных пенсий.

Одной из значительных финансовых гарантий государственной системы социальной защиты является обязательное пенсионное страхование, т.е. система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения (абз. 2 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[10] (далее — Закон об обязательном пенсионном страховании). К видам обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию относятся (п. 1 ст. 9 Закона об обязательном пенсионном страховании):

  • страховая пенсия по старости;
  • страховая пенсия по инвалидности;
  • страховая пенсия по случаю потери кормильца;
  • фиксированная выплата к страховой пенсии;
  • накопительная пенсия;
  • единовременная выплата средств пенсионных накоплений;
  • срочная пенсионная выплата;
  • выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица;
  • социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Девятый вид обязательного страхового обеспечения не рассматривается в пособии как не относящийся к российской пенсионной системе.

Пенсия по старости — преобладающий вид пенсионного обеспечения. Название этой пенсии — традиционное для нашей страны; оно принято и в российском пенсионном законодательстве. Пенсия по старости может устанавливаться в связи с трудовой и иной деятельностью, когда лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию, или в связи с участием в ликвидации последствий радиационных катастроф либо проживанием (работой) в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, а также вне всякой связи с любым из видов деятельности. Соответственно выделяются страховая, государственная и социальная пенсии по старости.

Закон№ 400-ФЗ под страховой пенсией по старости понимает ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными действующим законодательством (п. 1 ст. 3).

Вместе с тем в этом легальном определении раскрыты не все признаки страховой пенсии по старости.

Так, для пенсии по старости характерен признак бессрочности ее назначения (подп. 1 п. 10 ст. 22 Закона о страховых пенсиях). С учетом того, что старость рассматривается законодателем в качестве презумпции нетрудоспособности, пожизненная выплата пенсии является стабилизирующей составляющей в определении страховой пенсии по старости.

Старость как существенный признак рассматриваемого вида пенсионного обеспечения граждан очевиден и вытекает из названия пенсии. Между тем Закон порой не устанавливает в качестве условия для назначения пенсии достижение пенсионного возраста (например, это касается таких категорий лиц, как медицинские, педагогические работники, летный состав гражданской авиации и др.). В этих случаях речь идет не о физиологическом, а о профессиональном старении, а многие из тех, кто в настоящее время выходит на пенсию независимо от возраста, до 1 января 2002 г. являлись получателем пенсии за выслугу лет.

В связи с тем, что досрочные основания назначения страховых пенсий по старости законодатель закрепил в предпоследней, 6 главе Закона о страховых пенсиях и заявляет в названии этой главы о «сохранении права на досрочное пенсионное обеспечение», можно сделать вывод о желании государства обеспечить определенную преемственность в пенсионном обеспечении граждан, а также о возможном пересмотре отдельных принципов и положений пенсионного законодательства в будущем[11].

Существенным признаком страховых пенсий по старости с 1 января 2015 г. стало наличие определенного размера минимальной величины индивидуального пенсионного коэффициента. Это требование при назначении пенсии подчеркивает заинтересованность государства в увеличении страховых поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации и призвано гарантировать финансовую обеспеченность страховых пенсий.

Таким образом, основываясь на положениях Закона о страховых пенсиях, можно дать определение страховой пенсии по старости как ежемесячной пожизненной денежной выплаты в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие, как правило, достижения определенного возраста, имеющим установленный законодательством страховой стаж и при наличии определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Размер страховой пенсии по старости определяется по формуле (ч. 1 ст. 15 Закона № 400-ФЗ):

СПст = ИПК x СПК,

где СПст — страховая пенсия по старости;

ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент;

СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается пенсия.

ИПК — это параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом страховых взносов в ПФР, продолжительности страхового стажа, а также отказа лица на определенный период от получения страховой пенсии (п. 3 ст. 3 Закона № 400-ФЗ).

Определение величины индивидуального пенсионного коэффициента

На величину ИПК влияют, в частности, ежегодные отчисления страховых взносов в ПФР и коэффициенты, определяемые за полный календарный год периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы (в частности, периоды прохождения военной службы и ухода за ребенком до полутора лет). Величина такого коэффициента, например, в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им полутора лет составляет 1,8 (п. п. 1, 3 ч. 1 ст. 12, ч. 9, 11, 12, 18 ст. 15 Закона № 400-ФЗ).

При этом установлено максимальное значение ИПК за каждый календарный год. Оно различно для тех, кто выбрал формирование накопительной пенсии, и тех, кто отказался от нее. Данное значение поэтапно увеличивается до 2021 г. включительно (ч. 19 ст. 15 Закона № 400-ФЗ; Приложение 4 к Закону № 400-ФЗ):

  • для тех, у кого пенсионные накопления не формируются, — до 10;
  • для формирующих пенсионные накопления — до 6,25.

Однако до 2023 г. приостановлено формирование накопительной пенсии за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые полностью направляются на финансирование страховой пенсии. В связи с этим максимальное значение ИПК (пенсионных баллов) в 2020 г. составляет 9,57 (п. 4 ст. 33.3 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ; Приложение 4 к Закону № 400-ФЗ; ст. 6.1 Закона от 04.12.2013 № 351-ФЗ).

На размер ИПК влияет также коэффициент повышения, который применяется, в частности, в случае назначения страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на нее, в том числе позднее установленного пенсионного возраста (п. 1 ч. 15 ст. 15 Закона № 400-ФЗ).

Стоимость одного пенсионного коэффициента (балла)

Стоимость одного пенсионного коэффициента в 2020 г. составляет 93 руб. Его ежегодная февральская и апрельская индексация приостановлена до 01.01.2025. В 2019 г. данная величина составляла 87,24 руб. (ч. 7, 13 ст. 10 Закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ).

Таким образом, в 2020 г. стоимость одного пенсионного коэффициента увеличилась на 5,76 руб. по сравнению с предыдущим годом.

Учитывая вышеизложенное, на размер страховой пенсии по старости влияют, в частности, следующие факторы:

  • сумма страховых взносов в ПФР, зависящая, соответственно, от размера «белой» зарплаты;
  • период ухода за детьми до полутора лет;
  • достижение возраста 80 лет;
  • наличие инвалидности I группы;
  • наличие иждивенцев;
  • проживание и работа в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях;
  • отложенный выход на пенсию.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 01.10.2019, с изм. от 22.04.2020) «О страховых пенсиях».

2.3. Условия назначения страховой пенсии по старости

По общему правилу страховая пенсия по старости назначается, если соблюдены приведенные ниже условия ее назначения:

  • наличие страхового стажа соответствующей продолжительности: не менее 11 лет в 2020 г. (ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ; Приложение 3 к Закону № 400-ФЗ);
  • наличие определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК, так называемые пенсионные баллы): в 2020 г. — не ниже 18,6 (ч. 3 ст. 8, ч. 3 ст. 35 Закона № 400-ФЗ);
  • достижение установленного пенсионного возраста.

По общему правилу в 2020 г. выйти на пенсию могут следующие граждане (ч. 1, 1.1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ; Приложения 5, 6 к Закону № 400-ФЗ; ч. 3 ст. 10 Закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ;):

  • мужчины и женщины, которым во II полугодии 2019 г. исполнилось соответственно 60 и 55 лет;
  • госслужащие: мужчины и женщины, которым в I полугодии 2019 г. исполнилось соответственно 60 и 55 лет.

Пенсия указанным категориям лиц может быть назначена: первым -не ранее I полугодия 2020 г. по достижении возраста 60,5 и 55,5 лет соответственно; вторым -не ранее II полугодия 2020 г. по достижении возраста 61,5 и 56,5 лет соответственно.

Также лицам, в том числе госслужащим, достигшим возраста 60 или 55 лет (для мужчин и женщин соответственно) и имеющим страховой стаж соответственно не менее 42 или 37 лет, пенсия может назначаться на 24 месяца раньше достижения установленного пенсионного возраста (ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ).

Кроме того, за гражданами, достигшими пенсионного возраста до но не имевшими права на пенсию в связи с несоблюдением двух других условий, сохраняется право на ее назначение без учета повышения пенсионного возраста. В таком случае продолжительность страхового стажа и величина ИПК определяются на день достижения установленного до 01.01.2019 пенсионного возраста (ст. 8, ч. 2, 3 ст. 35 Закона № 400-ФЗ; Приложения 3, 5 к Закону № 400-ФЗ; ч. 2 ст. 10 Закона № 350-ФЗ).

В данном случае речь идет о лицах, которым в связи с изменениями в пенсионном законодательстве с 01.01.2019, в частности повышением пенсионного возраста, предоставляется возможность выхода на пенсию до достижения нового возрастного порога.

По общему правилу страховая пенсия по старости назначается, если соблюдены следующие условия ее назначения (ч. 1, 1.1, 2, 3 ст. 8, ч. 2, 3 ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ; Приложения 3, 5, 6 к Закону № 400-ФЗ):

  • наличие страхового стажа соответствующей продолжительности: не менее 11 лет в 2020 г.;
  • наличие определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК, так называемые пенсионные баллы): в 2020 г. — не ниже 18,6;
  • достижение установленныаняется право на ее назначение без учета повышения пенсионного возраста.

В таком случае продолжительность страхового стажа и величина ИПК определяются на день достижения установленного до 01.01.2019 пенсионного возраста (ст. 8, ч. 2, 3 ст. 35 Закона № 400-ФЗ;[13] Приложения 3, 5 к Закону № 400-ФЗ; ч. 2, 3 ст. 10 Закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ).

Также лицам, в том числе госслужащим, достигшим возраста 60 или 55 лет (для мужчин и женщин соответственно) и имеющим страховой стаж соответственно не менее 42 или 37 лет, пенсия может назначаться на 24 месяца раньше достижения установленного пенсионного возраста (ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ).

В данном параграфе рассмотрим условия назначения досрочной страховой пенсии по старости льготным категориям граждан

В общем случае назначение страховой пенсии по старости досрочно обусловлено выполнением лицом определенной работы или принадлежностью к определенным социальным категориям граждан.

Также лицам, в том числе госслужащим, достигшим возраста 60 или 55 лет (для мужчин и женщин соответственно) и имеющим страховой стаж соответственно не менее 42 или 37 лет, пенсия может назначаться на 24месяца раньше достижения установленного пенсионного возраста (ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ).

В любом случае для этого необходимо наличие установленного размера ИПК, величина которого в 2020 г. должна составлять не ниже 18,6 (ч. 3 ст. 35 Закона № 400-ФЗ).

Также условиями назначения досрочной страховой пенсии (далее они именуются обязательными) могут быть (ст. ст. 30 — 32 Закона № 400-ФЗ):

  • достижение определенного возраста;
  • наличие страхового стажа определенной продолжительности;
  • наличие определенного стажа на соответствующих видах работ (далее — необходимый стаж работы).

В стаж для досрочного назначения пенсии не включаются периоды работы в режиме введенного работодателем неполного рабочего дня или смены продолжительностью менее 80% от их обычной продолжительности (Письмо ПФР от 07.05.2009 № 25-18/4444).

В отдельных случаях на назначение досрочной страховой пенсии влияет также количество детей и наличие инвалидности (далее — дополнительные условия) (п. п. 1 — 4 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ).

К работам, требующим одновременного соблюдения всех условий, относятся (п. п. 1 — 3, 5 — 10, 14, 15, 17 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ):

  • подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах.

Требования к возрасту: мужчины — 50 лет, женщины — 45 лет; к страховому стажу — 20 и 15 лет соответственно; к необходимому стажу такой работы -не менее 10 лет и не менее 7 лет 6 месяцев соответственно.

Эти условия применяются, в частности, при назначении досрочной пенсии водолазам (ч. 2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ; пп. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665; разд. XXIII Списка № 1, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10; разд. XXI Списка № 1, утв. Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 № 1173);

  • работы с тяжелыми условиями труда:
  • работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;
  • работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;
  • работа в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования;
  • работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения);
  • работа по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации.

Требования к возрасту: мужчины — 55 лет, женщины — 50 лет; к страховому стажу — 25 и 20 лет соответственно; к необходимому стажу работы- не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет соответственно.

Эти условия применяются, в частности, при назначении досрочной пенсии помощникам машинистов тепловоза (ч. 2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ; пп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ № 665; разд. XXX Списка № 2, утв. Постановлением Совмина СССР № 1173).

Машинисты буровых агрегатов бурения шахт и реактивно-турбинных установок, в отличие от своих помощников, также имеют право на досрочную пенсию (разд. I Списка № 2, утв. Постановлением Совмина СССР № 1173).

В то же время как машинистам экскаваторов, так и их помощникам пенсия назначается досрочно на указанных условиях (разд. I, IV, IX, XVIII Списка № 2, утв. Постановлением Совмина СССР № 1173);

  • работа в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин.

Требования к возрасту: женщины-50 лет; к страховому стажу — 20 лет; к необходимому стажу работы -не менее 15 лет;

  • работа в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;
  • работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;
  • работа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

Для трех последних работ требования к возрасту: мужчины — 55 лет, женщины — 50 лет; к страховому стажу — 25 и 20 лет соответственно; к необходимому стажу работы -не менее 20 и не менее 15 лет соответственно;

  • работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Требования к возрасту: мужчины — 55 лет, женщины — 50 лет; к страховому стажу — 25 и 20 лет соответственно; к необходимому стажу работы -не менее 15 и не менее 10 лет соответственно.

Работы, указанные в п. п. 3 — 7, относятся к так называемым малым спискам, дающим право на досрочное назначение пенсии.

Отметим, что в стаж для досрочного назначения пенсии после 01.01.2013 засчитываются периоды работы с вредными или опасными условиями труда, признанные таковыми по результатам проведенной специальной оценки либо

аттестации рабочих мест в случае уплаты работодателем страховых взносов (ч. 6 ст. 30, ч. 8 ст. 35 Закона № 400-ФЗ).

К работам, требующим выборочного соблюдения условий, относятся (п. п. 4, 11 — 13, 16, 18 — 21 ч. 1, ч. 1.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ; Приложение 6 к Закону № 400-ФЗ; Список, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 28.08.1991 № 447; пп. «о» п. 1 Постановления Правительства РФ № 665):

  • работа в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью.

Требования к возрасту: женщины — 50 лет; требования к страховому стажу отсутствуют; к необходимому стажу работы -не менее 20 лет;

  • работа в течение полного рабочего дня на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников.

Требования к возрасту и страховому стажу отсутствуют; к необходимому стажу работы -не менее 25 лет, а для работников ведущих профессий -не менее 20 лет;

  • работа на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;
  • работа в летном составе гражданской авиации;
  • работа в летно-испытательном составе при непосредственной занятости в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники.

Для трех последних работ требования к возрасту и страховому стажу отсутствуют; к необходимому стажу работы: мужчины -не менее 25 лет, женщины -не менее 20 лет. При оставлении летной работы по состоянию здоровья: мужчины-не менее 20 лет, женщины -не менее 15 лет в указанном составе (летном или летно-испытательном)[14];

  • работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России.

Требования к возрасту — 40 лет либо независимо от возраста; требования к страховому стажу отсутствуют; к необходимому стажу работы -не менее 15 лет;

  • работа на должностях Государственной противопожарной службы МЧС России.

Требования к возрасту — 50 лет; требования к страховому стажу отсутствуют; к необходимому стажу работы -не менее 25 лет;

  • осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Требования к возрасту и страховому стажу отсутствуют; к необходимому стажу работы -не менее 25 лет;

  • осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Требования к возрасту и страховому стажу отсутствуют; к необходимому стажу работы -не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах;

  • осуществление творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.

Требования к возрасту — 52-57 лет в 2020 г. либо при определенных условиях независимо от возраста; к необходимому стажу работы-не менее 15 — 30 лет; требования к страховому стажу отсутствуют. При этом пенсионный возраст и продолжительность стажа работы устанавливаются в зависимости от характера творческой деятельности.

Вместе с тем с 01.01.2019 трем последним категориям граждан пенсия может быть назначена независимо от их возраста, но не ранее чем через определенный период времени (срок) после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2020 г. 24 месяца и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 г. 60 месяцев.

Но, если такие лица в переходный период с 01.01.2019 по 31.12.2020 приобретут стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии, а также если творческие работники достигнут возраста 50-55 лет (в зависимости от творческой деятельности), пенсия им может быть назначена за полгода до истечения установленного срока либо достижения установленного возраста (п. п. 19 — 21 ч. 1, ч. 1.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ; Приложение 7 к Закону № 400-ФЗ; ч. 3 ст. 10 Закона № 350-ФЗ).

Работы, указанные в данном разделе, относятся к так называемым малым спискам, дающим право на досрочное назначение пенсии.

Досрочная страховая пенсия по старости назначается при наличии необходимой величины ИПК также другим категориям граждан в зависимости от их семейного положения, состояния здоровья, работы и проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в частности следующим гражданам (ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ)[15]:

  • женщинам, достигшим возраста 50 лет, имеющим страховой стаж не менее 15 лет, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет;
  • женщинам, достигшим возраста 56 лет, имеющим страховой стаж не менее 15 лет, родившим четырех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет;
  • женщинам, достигшим возраста 57 лет, имеющим страховой стаж не менее 15 лет, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет;
  • женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;
  • гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, достигшим возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
  • инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности, достигшим возраста 50 лет для мужчин и 40 лет для женщин, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет.

При определении права на страховую пенсию по старости для первых четырех категорий граждан не учитываются дети, в отношении которых такие граждане были лишены родительских прав (ч. 3 ст. 32 Закона № 400-ФЗ).

2.4. Порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки. Социальная доплата к пенсии по старости

Чтобы оформить в общем порядке страховую пенсию по старости, необходимо не ранее чем за месяц до достижения пенсионного возраста представить в территориальный орган ПФР (ТО ПФР) заявление; документы, удостоверяющие вашу личность и подтверждающие ваши возраст, место жительства (место пребывания, место фактического проживания), гражданство (как правило, это паспорт); страховой стаж.

К заявлению, поданному от имени гражданина его законным представителем, дополнительно представляются документы, удостоверяющие его личность и полномочия представителя (п. 19 Правил, утв. Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н; п. п. 2-4, 6, 53 Перечня, утв. Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н[16]; п. 19 Административного регламента, утв. Постановлением Правления ПФР от 23.01.2019 № 16п)[17].

Заявление можно представить в ТО ПФР непосредственно (лично, в том числе при выездном приеме, или через представителя), по почте, через МФЦ (при наличии соответствующего соглашения между ТО ПФР и МФЦ) или в электронной форме, в том числе через Единый портал госуслуг или личный кабинет на сайте ПФР (п. п. 3, 82, 84, 90, 134 Административного регламента; п. 4 Правил № 884н)[18].

В связи с коронавирусной инфекцией личный прием граждан в органах ПФР и МФЦ может быть ограничен в зависимости от санитарно-эпидемиологической ситуации в конкретном субъекте РФ.

Так, в г. Москве и в Московской области не ведется прием в МФЦ по услугам, которые можно получить в электронном виде. Кроме того, сотрудники ТО ПФР по возможности связываются с будущим пенсионером по телефону и получают его согласие на оформление пенсии, что отражается в специальном акте. На основе этого документа формируется заявление о назначении пенсии и запускаются дальнейшие процессы по ее оформлению.

По общему правилу заявление и документы для оформления пенсии подаются в любой ТО ПФР (п. 91 Административного регламента).

При обращении за страховой пенсией по старости, а также для подтверждения дополнительных обстоятельств, связанных с ее назначением, к  заявлению потребуется приложить необходимые документы, например подтверждающие наличие иждивенцев. Факт и дата приема заявления ТО ПФР подтверждаются уведомлением о приеме и регистрации заявления, которое выдается заявителю (при личном обращении) либо направляется ему по почте, либо по электронной почте (п. п. 22, 23, 72 Административного регламента).

Если к заявлению о назначении пенсии вы приложили не все необходимые документы, вы вправе представить их в течение трех месяцев со дня получения соответствующего разъяснения ТО ПФР. При этом днем обращения за пенсией будет считаться день приема заявления и документов ТО ПФР. При их направлении по почте или представлении в форме электронного документа — дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления или дата подачи заявления в форме электронного документа. При подаче документов через МФЦ днем обращения за пенсией будет дата приема заявления МФЦ (ч. 2 ст. 22 Закона № 400-ФЗ; п. 73, абз. 4, 5 п. 90, абз. 9 п. 113, абз. 3 п. 134 Административного регламента).

ТО ПФР рассматривает заявление о назначении страховой пенсии в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления.

Срок рассмотрения заявления может быть приостановлен до завершения проверки, представления дополнительно запрошенных документов, но не более чем на три месяца (ч. 7, 8 ст. 22 Закона № 400-ФЗ; п. 38 Правил № 884н; п. 13 Административного регламента).

Если ТО ПФР отказал в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии, он обязан известить об этом заявителя в течение пяти рабочих дней после дня вынесения решения. При этом ТО ПФР должен указать причины отказа и порядок его обжалования, а также вернуть все представленные заявителем документы (ч. 9 ст. 22 Закона № 400-ФЗ).

По общему правилу пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Дата назначения пенсии считается датой выхода на пенсию (п. 1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ).

В настоящее время выдача пенсионных удостоверений прекращена, что не отменяет уже действующие, имеющиеся на руках у пенсионеров удостоверения.

Для подтверждения факта назначения и размера пенсии по желанию (т.е. необязательно) можно получить соответствующую справку при обращении к специалисту клиентской службы территориального управления ПФР, а также в МФЦ. Кроме того, справку можно заказать на сайте ПФР в «Личном кабинете застрахованного лица» либо в разделе «Электронные сервисы / Предварительный заказ документов/справок ПФР».

В целях успешной реализации права на льготную (досрочную) пенсию заинтересованное лицо должно представить в Пенсионный Фонд России (ПФР) следующие документы в порядке убывания доказательной силы (список не исчерпывающий, однако в отдельных случаях может оказаться избыточным в случае, если дискреционное усмотрение сотрудников ПФР ограничится принципом разумной достаточности):

  • в отношении списков «вредных работ» — отчет о специальной оценке условий труда, подготовленный специализированной организацией (ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») по форме, установленной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н), или как минимум прилагаемые к нему документы: перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах; карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • трудовая книжка, которая служит основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, периоды государственной гражданской или муниципальной службы и иные периоды. При отсутствии трудовой книжки или в случае, когда она не ведется или когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений, возможно представление справок, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписок из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015; п. п. 8-9 Приказа Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам — последняя норма может быть применена по аналогии к рассматриваемым пенсионным правоотношениям, учитывая также, что «в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности» согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 — далее «Правила ИПР»);
  • должностные инструкции, а также локальные нормативные акты работодателя, которыми подтверждается продолжительность страхового стажа работника на рабочем месте, отягощенного вредными и/или опасными факторами (на условиях полного рабочего дня). К таковым, в частности, относятся заверенные копии приказов работодателя об установлении работнику надбавок к заработной плате за работу с вредными условиями труда; о доплатах за работу с вредными условиями труда и т.д.

Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф