Меню Услуги

Правовое регулирование поставки для государственных (муниципальных) нужд


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Правовая природа поставки товаров для государственных или муниципальных нужд
  • 1.1. Понятие и квалифицирующие признаки государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд
  • 1.2. Особенности правового положения субъектов поставки товаров для государственных или муниципальных нужд
  • 1.3. Основные условия договора поставки для государственных (муниципальных) нужд
  • Глава 2. Основные стадии договорных отношений по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд
  • 2.1. Порядок заключения государственного или муниципального контракта и заключаемого в соответствии с ним договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд
  • 2.2. Исполнение договорных обязательств по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд и ответственность при их нарушении
  • 2.3. Порядок изменения и расторжения государственного или муниципального контракта и заключаемого в соответствии с ним договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд
  • Глава 3. Проблемы правового регулирования договора поставки для государственных (муниципальных) нужд и пути их решения
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

Введение

Государственное регулирование может осуществляться посредством экономических и административных мер. Среди административных способов государственного регулирования в сфере договорных отношений особо следует выделить государственные закупки посредством госзаказов. В экономике рыночного типа роль госзаказа велика: с его помощью реализуются общественные потребности, проводится в жизнь любая приоритетная политика государства. Госзаказы получили широкое распространение в странах с высокоразвитой рыночной экономикой — США, Канаде, Великобритании, Франции, Германии и др.

Поставка товаров для государственных нужд является одним из традиционных институтов и российского гражданского права. Сделки, оформляющие закупку товаров для государственных нужд, в русском праве носили наименование казенных поставок (подряда).

Первое Положение о казенных подрядах и поставках было разработано в России более двухсот лет назад и предшествовало изданию в 1833 году Свода законов гражданских. По инициативе русского государственного деятеля, советника императора Александра I М.М. Сперанского, занимавшегося кодифицированием законов, правила о казенных подрядах были включены в Свод. В дальнейшем в него вносились различные поправки, принимались дополнительно правила, циркуляры.

Характерной чертой начального периода становления советского государства стало распространение административно-правового регулирования на договорные отношения. Снабжение предприятий необходимыми для производства материальными ресурсами, а также сбыт изготавливаемой ими продукции производились по нарядам центров и главков без заключения договоров.

Возрождение договорного права связано с периодом восстановления в России народного хозяйства после окончания гражданской войны (1921-1925 годы). Переход к НЭПу предполагал развитие товарно-денежных отношений и, следовательно, более широкое использование договора. Наряду с договором купли-продажи получил распространение договор поставки. Договорная форма стала использоваться и в отношениях между государственными предприятиями, переведенными на коммерческий (хозяйственный) расчет.

Принимаемые в тот период нормативные акты о государственных подрядах и поставках отражали происходившие в стране политические и экономические изменения. Данные, приводимые в публикациях периода нэпа, показывают, что государственный заказ находил широкое применение на практике.

Постепенно отношения по государственным заказам и поставкам стали вытесняться с рынка. В результате проведенной индустриализации промышленности и коллективизации сельского хозяйства государственный сектор экономики укрепил свои позиции. Частнопредпринимательские структуры вытеснялись из сферы экономики, вследствие чего автоматически прекращали действие договорные отношения в сфере государственных заказов, связанные с многоукладной экономикой. Их заменили плановые договоры (а в отдельных случаях — бездоговорные поставки по нарядам, выданным вышестоящими организациями), причем предполагалось даже принятие специального закона о плановых договорах.

Под видом госзаказов фактически сохранили систему обязательных заданий по объему производства, что было равносильно сохранению тех методов управления, которые завели экономику в тупик. В итоге от государственного заказа пришлось отказаться.

В начале 90-х годов XX века обязательный госзаказ отменили, а размещение заказов на поставку продукции для республиканских нужд предусматривалось осуществлять на договорной основе. Были созданы федеральные контрактные корпорации, основные функции которых состояли в отборе поставщиков на торгах и заключении с ними контрактов на закупки товаров, в организации и проведении оптовых ярмарок.

Начиная с 1994 года, принимается ряд законов, отражающих особенности закупок и поставок товаров для государственных нужд в разных отраслях экономики: Федеральный закон от 13 декабря 1994 года «О поставках продукция для федеральных государственных нужд»; Федеральный закон от 29 декабря 1994 года «О государственном материальном резерве»; Федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»; Федеральный закон от 2 декабря 1994 года «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»; Федеральный закон от 27 декабря 1995 года «О государственном оборонном заказе». Следует отметить, что эти законы недостаточно прочно связаны между собой, хотя и были приняты приблизительно в одно время. Как пример можно привести использование различных терминов для обозначения предмета закупок: в одних законах употреблялся термин «товар», в других — «продукция», в некоторых случаях в одном нормативном акте находят применение оба термина.

Актуальность темы обусловлена необходимостью комплексного исследования гражданско-правового регулирования договора поставки для государственных и муниципальных нужд.

Цель работы: исследование договора поставки, заключение, исполнение, ответственность по договорам поставки товаров для государственных нужд.

Задачи исследования:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
  • изложить теоретические аспекты государственного контракта и порядок его заключения,
  • рассмотреть сущность договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.

Предмет исследования: гражданско-правовой договор поставки для государственных и муниципальных нужд.

Объект: раздел обязательного права гражданского законодательства.

Структура работы определяется целями и задачами научного исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

 

Глава 1. Правовая природа поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

1.1. Понятие и квалифицирующие признаки государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд

В рамках осуществления функций и полномочий, установленных Конституцией РФ, принятым на ее основе законодательством и международными договорами, у Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и бюджетных учреждений возникают потребности в получении товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Эти потребности (нужды) удовлетворяются путем заключения соответствующих гражданско-правовых договоров по результатам проведения специальной процедуры — осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Данная процедура регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и другими федеральными законами. Единый порядок осуществления закупок предусмотрен, в частности, в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок, обеспечения их гласности и прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок (ч.1 ст.1 Закона №44-ФЗ). Совокупность участников закупок и осуществляемые ими действия, направленные на обеспечение государственных или муниципальных нужд, именуется контрактной системой (п. 1 ст.3 Закона №44-ФЗ).

До 1 января 2014 г. отношения, связанные с закупками товаров, работ, услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, регулировались Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Государственные и муниципальные контракты заключались по итогам проведения процедуры размещения заказа.

В силу ч.1 ст.112 Закона №44-ФЗ его нормы применяются к закупкам, извещения об осуществлении которых или приглашение принять участие в которых направлены после 1 января 2014 г. К заказам, отношения по размещению которых возникли до 1 января 2014 г., нормы данного Закона применяются в части прав и обязанностей, возникающих у сторон после указанной даты, если иное не предусмотрено ст.112 Закона №44-ФЗ.

Минэкономразвития России и ФАС России высказано следующее мнение о заключении контракта или согласовании его заключения с единственным поставщиком, в случае когда размещение заказа признано несостоявшимся. Контракт заключается в соответствии с Законом №94-ФЗ, если до 1 января 2014 г. на официальном сайте размещено извещение о размещении заказа или направлено приглашение принять участие в размещении заказа. Кроме того, в этом случае в соответствии с Законом №94-ФЗ проводятся принятие решений о внесении изменений в документацию о размещении заказа, разъяснение положений о документации о торгах, осуществление допуска либо отказа в допуске к участию в торгах, определение победителя торгов, запроса котировок, контроль за соблюдением законодательства РФ о размещении заказов (письмо Минэкономразвития России от 27.12.2013 №29401-ЕЕ/Д28и, ФАС России от 30.12.2013 №АД/53811/13).

Заключенные до 1 января 2014 г. государственные и муниципальные контракты, а также гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений, в соответствии с ч.1 ст.112 Закона №44-ФЗ, сохраняют свою силу.

В зависимости от того, нужды какого участника гражданско-правовых отношений удовлетворяются заключением договора, различают государственный и муниципальный контракт.

Государственный контракт — гражданско-правовой договор, заключаемый от имени РФ, субъекта РФ для обеспечения государственных нужд (п. 8 ст.3 Закона №44-ФЗ).

Муниципальный контракт — гражданско-правовой договор, заключаемый от имени муниципального образования для обеспечения муниципальных нужд (п. 8 ст.3 Закона №44-ФЗ).

Термин «гражданско-правовой договор бюджетного учреждения» в Законе №44-ФЗ не используется. В силу п. 3 ч.1 ст.1 Закона №44-ФЗ все гражданско-правовые договоры на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, заключенные бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом (в определенных законом случаях), именуются контрактами.

В ч.1 ст.525 Гражданского кодекса РФ сказано, что поставка товаров для государственных (муниципальных) нужд осуществляется на основе государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Существенные отличия государственного или муниципального контракта (договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд) от иных видов договора купли-продажи:

  • покупателем является государственный орган — государственный или муниципальный заказчик или уполномоченные им юридические лица;
  • договор — государственный или муниципальный контракт заключается на основе государственного заказа, формируемого в установленном законом порядке:
  • предпочтительным способом размещения заказов на закупки товаров для государственных или муниципальных нужд признано проведение открытых торгов (конкурсов);
  • порядок и сроки заключения государственного или муниципального контракта (договора поставки) на основе заказов определены ГК РФ;
  • государственный или муниципальный заказчик обеспечивает своевременную оплату товаров за счет средств бюджета, а также возмещение убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта;
  • законами о поставках для государственных или муниципальных нужд предусмотрена неустойка за отдельные нарушения договоров;
  • споры, возникающие при заключении государственного или муниципального контракта (договора поставки), рассматриваются арбитражным судом независимо от того, имеется ли обязанность одной из сторон заключить договор.

Главная отличительная черта данного договора – особая цель использования товаров, а именно – их закупка для государственных нужд, в том числе в государственный резерв.

Договор поставки для государственных нужд является:

  1. консунсуальным;
  2. возмездным (основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение встречного удовлетворения в виде покупной цены и наоборот);
  3. взаимным (наличие субъективных прав и обязанностей у обеих сторон договора поставки для государственных (муниципальных) нужд).

1.2. Особенности правового положения субъектов поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

Сторонами контрактов для удовлетворения государственных и муниципальных нужд являются:

  • заказчики товаров, работ, услуг, разместившие заказ;
  • поставщики (подрядчики, исполнители) — физические и юридические лица, которые по итогам участия в процедуре закупки признаны наиболее подходящими контрагентами.

В зависимости от уровня бюджета, задействованного при размещении заказа, заказчики могут быть государственными, муниципальными, либо в качестве заказчика может выступать иное лицо, в том числе бюджетное учреждение, осуществляющее закупки (п. 3 ч.1 ст.1, п. 7 ст.3 Закона №44-ФЗ).

Под государственными заказчиками понимаются государственные органы (в том числе органы государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные казенные учреждения, действующие от имени РФ или субъекта РФ (п. 5 ст.3 Закона №44-ФЗ).

В качестве муниципальных заказчиков выступают муниципальные органы или муниципальные казенные учреждения, действующие от имени муниципального образования (п. 6 ст.3 Закона №44-ФЗ).

Иные заказчики — это бюджетные и автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия и иные юридические лица.

Для определенных видов закупок, бюджетное учреждение вправе выбрать, в каком порядке оно будет осуществлять закупку: в соответствии с Законом №44-ФЗ или Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Если бюджетное учреждение заинтересовано в проведении закупки по Закону №223-ФЗ, то до начала календарного года ему необходимо принять правовой акт в соответствии с ч.3 ст.2 Закона №223-ФЗ и разместить его в единой информационной системе. Принятое решение не может быть изменено в текущем году (ч.3 ст.15 Закона №44-ФЗ).

Проведение закупки по правилам Закона №223-ФЗ в 2014 г. будет возможно в том случае, если указанный правовой акт был принят и размещен бюджетным учреждением в ЕИС до 1 апреля 2014 г. До размещения правового акта, но не позднее указанной даты бюджетные учреждения осуществляют закупки в соответствии с Законом №44-ФЗ (ч.25 ст.112 Закона №44-ФЗ).

В целях централизации закупок могут быть созданы уполномоченные органы, которые определяют поставщиков для заказчиков. На такие органы не могут быть возложены полномочия по обоснованию закупок, определению условий контракта, в том числе начальной (максимальной) цены контракта, и его подписанию. Однако в определенных случаях на них могут быть дополнительно возложены полномочия по планированию закупок, заключению государственных контрактов, их исполнению, в том числе по приемке поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, обеспечению их оплаты (ч.2, 3 ст.26 Закона №44-ФЗ).

Стороной, которая находится в правоотношениях с заказчиком по контракту выступает поставщик. До момента заключения контракта будущий поставщик последовательно выступает как:

  • участник закупки, который может проходить отбор на общих основаниях либо может иметь преимущества;
  • лицо, с которым контракт подлежит заключению (победитель конкурентного способа осуществления закупки либо участник закупки, с которым контракт заключается при уклонении победителя).

До вступления в правоотношения по контракту физическое или юридическое лицо должно принять участие в процедуре определения поставщиков.

Участником закупки может стать любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (п. 4 ст.3 Закона №44-ФЗ). Для этого лицу необходимо подать заявку на участие в конкурентных способах определения поставщиков, таких как конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, либо получить предложение от заказчика заключить контракт в рамках процедуры осуществления закупки у единственного поставщика.

Заявка на участие в закупке должна соответствовать требованиям указанного Закона. Ее содержание зависит от выбранного способа осуществления закупки.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Исчерпывающие перечни сведений, которые приводятся в заявке на участие, а также список прилагаемых документов, предусмотрены следующими нормами Закона №44-ФЗ:

  • ч.2 ст.51 — для заявки на участие в открытом конкурсе, а также в закрытом конкурсе в силу ч.2 ст.85 Закона №44-ФЗ;
  • ст.66 — для заявки на участие в электронном аукционе;
  • ч.3 ст.73 — для заявки на участие в запросе котировок;
  • ч.8 ст.83 — для заявки на участие в запросе предложений;
  • ч.2 ст.88 — для заявки на участие в закрытом аукционе.

После получения заявки заказчик проверяет соответствие участника требованиям, установленным ст.31 Закона №44-ФЗ. Среди этих требований можно выделить:

  • единые требования общего характера, предусмотренные ч.1 ст.31 Закона №44-ФЗ, а именно:
  • соответствие участника установленным законом требованиям к лицам, которые осуществляют поставку товаров;
  • правомочность участника закупки заключить контракт;
  • непроведение ликвидации участника — юридического лица и отсутствие решения суда о признании юридического лица или индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • неприостановление деятельности участника в административном порядке на день подачи заявки;
  • отсутствие недоимки по налогам и иным обязательным платежам (за некоторыми исключениями, в частности, по суммам, на которые предоставлены рассрочка, отсрочка, инвестиционный налоговый кредит);
  • отсутствие у участника — физического лица или у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики, а также неприменение в отношении указанных лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и отсутствие административного наказания в виде дисквалификации;
  • обладание участником исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты (за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы, искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма);
  • отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов. Под конфликтом интересов понимаются случаи, когда руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с лицами, являющимися выгодоприобретателями, руководителями или членами органов управления юридических лиц — участников закупки, либо с физическими лицами, участвующими в закупках в качестве индивидуальных предпринимателей, либо являются близкими родственниками указанных физических лиц;
  • дополнительные требования, предусмотренные ч.2 ст.31 Закона №44-ФЗ, в том числе к наличию:
  • финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  • на праве собственности или ином законном основании оборудования и других ресурсов для исполнения контракта;
  • опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  • необходимого количества специалистов для исполнения контракта.

Дополнительные требования определяются Правительством РФ в отношении участников закупок отдельных видов товаров, работ, услуг и только в случаях проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (ч.2 ст.31 Закона №44-ФЗ).

Если заявка, прилагаемые к ней документы, сведения об участнике признаются соответствующими установленным требованиям, представившее их лицо допускается к участию в процедуре определения поставщика, в противном случае, а также в случае предоставления участником недостоверной информации в отношении своего соответствия предъявленным требованиям участник закупки отстраняется (ч.8, 9 ст.31 Закона №44-ФЗ).

Некоторые категории юридических лиц имеют преимущества при участии в определении поставщиков. Такими лицами являются:

  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы РФ;
  • организации инвалидов;
  • субъекты малого предпринимательства;
  • социально ориентированные некоммерческие организации.

Учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы получают преимущество в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 процентов.

В целях создания условий, обеспечивающих привлечение осужденных к труду, установлена обязанность Правительства РФ размещать заказы на определенные виды продукции, работ, услуг на таких предприятиях (ст.10 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). Перечень товаров (работ, услуг), на которые предоставляются преимущества, определен в Постановлении Правительства РФ от 17.03.2008 №175 «О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков».

Организации инвалидов также имеют преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере 15 процентов. Перечень товаров (работ, услуг), при размещении заказов на которые организациям инвалидов могут предоставляться преимущества, определен Постановлением Правительства РФ от 17.03.2008 №175.

Перечень субъектов, которые относятся к организациям инвалидов, предусмотрен ч.2 ст.29 Закона №44-ФЗ.

Субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации участвуют в размещении заказов на особых условиях. Заказчики обязаны проводить закупки у таких субъектов в объеме не менее 15 процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. Начальная (максимальная) цена контракта при этом не должна превышать 20 млн руб. Способ определения поставщиков в данном случае может быть любой, за исключением закрытых конкурсов и аукционов. Перечень товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, проведение закупок которых осуществляется у субъектов малого предпринимательства, определен Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 №642.

Лица, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, перечислены в ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». К ним, в частности, относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства со средней численностью до 100 человек включительно и выручкой, которая не превышает предельных значений, установленных Правительством РФ. С 1 января 2013 г. применяются предельные значения, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 №101.

Социально ориентированными являются некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, которая направлена на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ и такие виды деятельности, как, например, социальная поддержка и защита граждан, охрана окружающей среды, защита животных и др.

При определении поставщика конкурентными способами (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений) контракт может быть заключен со следующими участниками закупки:

  1. с победителем конкурса, т.е. участником, предложившим наилучшие условия исполнения контракта, либо с иным лицом, с которым подлежит заключению контракт в случае признания конкурса несостоявшимся или при уклонении победителя от заключения контракта (ч.4 ст.54, ч.1 ст.55 Закона №44-ФЗ);
  2. с победителем электронного аукциона, т.е. участником, предложившим наиболее низкую цену контракта (ч.10 ст.69 Закона №44-ФЗ), либо с иным участником в определенных случаях (ч.1 ст.70 Закона №44-ФЗ);
  3. с победителем проведения запроса котировок, т.е. участником, предложившим наиболее низкую цену товаров, работ, услуг (ч.6 ст.78 Закона №44-ФЗ), либо с иным лицом, с которым подлежит заключению контракт в случае признания запроса котировок несостоявшимся или при уклонении победителя от заключения контракта (ч.12 ст.78, ч.1 ст.79 Закона №44-ФЗ);
  4. с победителем запроса предложений, т.е. участником, окончательное предложение которого наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам с учетом критериев, указанных в извещении о проведении запроса предложений. Если одинаковые условия исполнения контракта содержатся в нескольких окончательных предложениях, выигравшим признается предложение, поступившее раньше (ч.16 ст.83 Закона №44-ФЗ). Либо контракт заключается с иным лицом, с которым он подлежит заключению в случае, когда запрос предложений признан не состоявшимся или победитель уклоняется от заключения контракта (ч.17, 18 ст.83 Закона №44-ФЗ).


Страницы:   1   2   3   4