Меню Услуги

Правовое регулирование малых форм предпринимательства


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
  • 1.1. Развитие малого предпринимательства в России
  • 1.2. Понятие, сущность и значение малого предпринимательства
  • 1.3. Нормативно-правовое  регулирование деятельности малого предпринимательства
  • Глава 2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
  • 2.1. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России и направления их решения
  • 2.2. Влияние санкций на малое предпринимательство
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы состоит в том, что малое предпринимательство представляет собой ключевой элемент современной рыночной экономики, что проявляется в следующем:

  1. способствование в образовании регулируемого, социально ориентированного рыночного механизма;
  2. поддержание здоровой конкурентной среды;
  3. обеспечение предпосылок для быстрого и непрерывного экономического роста.

«Социально-экономическая значимость малого предпринимательства эффективно подтверждается опытом экономически развитых стран: США, Великобритании, Японии, Франции, Германии и др., в социально-экономическом развитии которых ему по ряду показателей принадлежит заметное, а то и ведущее место»… «Государства напрямую заинтересованы в развитии малого предпринимательства. Если раньше основными для экономики считались крупные предприятия, то сегодня многочисленные исследования показывают, что именно небольшие предприятия позволяют странам добиться желаемого результата в кратчайшие сроки».

В Российской Федерации (далее – Россия) социально-экономический потенциал малого предпринимательства остается не полностью раскрытым, поскольку его развитие сдерживает ряд негативных факторов, снижающих предпринимательскую инициативу и рост малого предпринимательства:

  1. отсутствие необходимой правовой среды, обеспечивающей надежные юридические гарантии прав и интересов субъектов малого предпринимательства, сложность и объемность законодательства;
  2. недостаточность и неэффективность мер государственной поддержки прав и интересов субъектов малого предпринимательства.

Данная потребность в совершенствовании действующего законодательства обусловливает необходимость обращения к изучению теоретических основ и экономико-правовых аспектов малого предпринимательства, к комплексному изучению практических проблем в деятельности субъектов малого предпринимательства в России.

В этом случае приоритетными для исследования являются:

  1. изучение теоретических разработок, связанных с изучением действующих в мировой практике подходов к определению статуса субъекта малого предпринимательства;
  2. выделение критериев отнесения предприятий к малым,
  3. выделение круга субъектов малого предпринимательства, что включает изучение особенностей и направлений ремесленной деятельности как деятельности субъектов малого предпринимательства.

Особую актуальность имеет проблема разработки и совершенствования действующего законодательства, которое включало бы в себя нормы, закрепляющие правовые механизмы поддержки малого предпринимательства в сфере льготного кредитования и страхования. Первостепенное значение должно иметь совершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства.

В современной государственной политике, проводимой в отношении российского малого предпринимательства, одним из важнейших направлений деятельности органов государственной власти и управления является — совершенствование нормативно-правового регулирования внешней среды малого предпринимательства.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с правовым регулированием малых форм предпринимательства.

Предмет – нормы права, регулирующие правовое положение малых форм предпринимательства.

Цель исследования – провести комплексный анализ правового регулирования малых форм предпринимательства.

Для достижения этой цели предлагается решить следующие задачи:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
  1. Рассмотреть развитие малого предпринимательства в России;
  2. Определить понятие, сущность и значение малого предпринимательства;
  3. Сформулировать нормативно-правовое регулирование деятельности малого предпринимательства;
  4. Выяснить проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России и направления их решения;
  5. Проанализировать влияние санкций на малое предпринимательство.

Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют общенаучные и частнонаучные методы. К общенаучным методам исследования можно отнести методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-логический метод. К частнонаучным методам исследования относится, прежде всего, формально-юридический метод, историко-правового анализа, сравнительного правоведения, метод системного анализа и некоторые другие.

Нормативно-правовую базу составляют Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 08.03.2015), Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 08.03.2015), Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 31.12.2014), Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015), Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014), Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014),Начало формы Конец формыФедеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «Об акционерных обществах» и другие нормативно-правовые акты.

Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют труды российских авторов, таких как Анисимова А.П., Рыженкова А.Я., Чаркина С.А., Артемьева Н. В., Багмета А.М., Бычкова Е.И., Беспалова Ю. Ф., Якушева П.А., Виноградова В.А., Мазаева В.Д. Воробьева В.В., Городилина И.А., Демичева А.А., Ручкина Г.Ф., Осипова М.Ю. и других авторов.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1. Развитие малого предпринимательства в России

Развитие предпринимательства — закономерный и необходимый процесс в условиях современной российской рыночной экономики. Под малым предпринимательство понимается самостоятельный раздел рыночной экономики, задачей которого является обеспечить ключевые потребности государства. В России малое предпринимательство, не смотря на достаточно длительный процесс формирования рыночных отношений, с каждым днем набирает темпы роста и его возможности неиссякаемы.

Самое малое предпринимательство содержит в себе огромный потенциал, который играет большую роль в процессе обеспечения устойчивого социально-экономического развития общества.

Малое предпринимательство — это существенно важный ресурс, обуславливающий стойкое социально-экономическое развитие общества, который также гарантирует его высокое развития, увеличивая уровень жизни населения страны. Оно влияет на процесс рыночного преображения и имеет место быть среди организационных и научно-технических мобильностей, поддержки конкурентоспособности, быстроты реакции рыночной потребности, повышения налоговых поступлений в бюджет всех уровней, восстановление социальных ресурсов, улучшения уровней жизни населения страны, понижения общественной дифференциации и так далее.

С помощью малого предпринимательства рынок насыщается товарами и предложениями, даже в ситуации финансового кризиса и упадка, а также гарантируются закрепления рыночных отношений.

Учитывая условия жизни и социальное положение, частные предприниматели образовывают основу среднего класса. Они являются той частью общества, способной к оперативной адаптации на внутренних и внешних рынках, и имеющей определенный материальный достаток. Средний класс может быть выделен с учетом некоторых критерий: определенный уровень достатка, который позволяет реализовывать современные жизненные социальные стандарты; наличие собственности; определенная модель поведения, которая позволяет оказывать влияние на общественные процессы. Уверенное функционирование малого предпринимательства зависит от численности этого класса. Таким образом, можно подытожить, что средний класс составляют люди, имеющие экономическую независимость, то есть владеют предприятиями, компаниями, занимаются частной практикой и индивидуальной трудовой деятельностью. Одним словом, к среднему классу можно отнести ученых, адвокатов, врачей, бизнесменов, менеджеров, имеющих доход необходимый для обеспечения соответствующих уровней жизни. Чтобы ускорить формирование формирование среднего класса, должны быть продолжена реструктуризация крупного бизнеса и предприятий.

В процессе расформирования крупных предприятий и в процессе раздела их на малые предпринимательства создаются новые рабочие места, сокращается безработица и общественная напряженность.

В качестве базисного момента «общественного предпринимательства» выступают его слои, которые динамично развиваются и оказывают воздействие на некоторые категории общества.

В данной ситуации выражаются его идеологические и воспитательные роли.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

На сегодняшний день публичное сознание трактует свое видение предпринимателя, как квинтэссенцию, в которой сочетаются: управленец, хозяйственник, новатор.

Общественная значимость малого предпринимательства заключается в таких функция, как: учет потребностей и интересов, упор на многолетних культурных обыкновениях, функционирование на локальных рынках. Еще одна функция предпринимательства- удовлетворение потребностей общества в целом и его отдельных граждан в достаточном количестве для жизнедеятельности товаров и предложений. Малые предприятия остро реагируют на колебания потребительских желаний. Закономерности его становления характеризуются конкретной взаимосвязью с покупателем, тесной квалификацией на рынке вакансий, оперативным реагированием на локальном рынке.

На сегодняшний день в России функционируют более 220 тыс. малых предприятий (не учитывая микропредприятия). Доля малых и средних предприятий во внутреннем валовом продукте достигает 10%.

К началу 2010 года области и возможности сверхприбыльной деятельности малого предпринимательства практически исчерпались, а учитывая кризис рост малых предприятий пошел на спад. Например, при сравнении показателей 2008 года с показателями 2010 года, можно сделать вывод, что их количество сократилось почти на 60 тыс. В виду этого наблюдалось сокращение занятости в секторе мальном предпринимательстве. С 2008 по 2010 год она упала с 6217,7 тыс. чел. на 5999,8 тыс. чел. Основные причины подобного снижения: были резко сужены границы в рамках высокодоходных сфера деятельности, исчерпались психологические ожидания финансовых возможностей, способствовал слабый инвестиционный климат и т.д.

Некоторые, не выдержав в конкурентной борьбе, сворачивают собственные предприятия, другие становятся жертвами поглощения наиболее крупных предприятий. Как оценивают сами предприниматели, недостаток собственных средств, неплатежеспособность покупателей, не всеобъемлемость рынков сбыта, непостоянность правового климата — эти все факторы влияют на сужение работы небольших предприятий.

Кроме того, ситуация усугубляется экономической нестабильностью. Она тормозит развитие производственной сферы и нарушает финансовую базу, участились неплатежи и банкротства, нарушилась надежность деловых институтов. Выжить получается только у тех, кто успел диверсифицироваться, расшириться в нескольких направлениях. В ходе борьбы за выживание многим самостоятельно приходится учиться приспосабливаться к сложностям на рынке, в том числе к переходу к межфирменной кооперации.

Негативные тенденции развития малых предприятий на сегодняшний день могут быть отнесены к к слабому развитию в промышленной сфере. Общая численности коммерческих организаций производственной сферы достигает около 16%. Малым предприятиям присуща присуща высокая гибкость, оперативная реакция на спрос населения, в связи с этим наибольшее развитие ими было получено в тех сферах деятельности, наиболее приближенных к потребителю. Так, оптово-розничная торговля и бытовое обслуживание заключают в себе 29,8% от общего числа, в операциях с недвижимым имуществом — 17,5%. То, что торговля и посредническая деятельность — наиболее типичные и привлекательные отрасли для малых форм хозяйствования можно связать с небольшим числом стартовых затрат, которые обеспечивают быструю отдачу от вложений. Быстрой оборачиваемостью торговых и посреднических капиталов обеспечивается рост начального капитала. Кроме того, торговля и сферы обслуживания проще реагируют на нарастающие социально-экономические дифференциации российского населения, группируясь в нишах обслуживания для потребителей с различными доходами. Эти сферы с легкостью создают новые хозяйственные связи, чтобы удовлетворить спрос населения на дефицитные и популярные группы товаров, работ и услуг.

Одно из основных направлений развития предпринимательской среды — кооперация малых и крупных фирм. Малые предприятия активно сотрудничают с крупными фирмами. Промышленные изделия длительного потребления (автомобили, бытовая техника и т. д.) периодически требуют ремонта и обслуживания. Для крупных монополистов это не экономично, а создание разветвленной сети маленьких филиалов — очень дорогостоящее занятие. В этой связи происходит тесное сближение малых и крупных предпринимательств. Кооперативные связи играют важную роль в российском предпринимательстве. Наиболее популярными формами являются взаимодействия посредствомо франчайзинга, субподряда, венчурного бизнеса и других форм. Такое сотрудничество гарантирует рынки сбыта и обеспечивает бесперебойную работу крупных монопольных предприятий. В малых предприятиях циркулирует значительная масса национальных продуктов, который являются питательной средой крупного бизнеса.

Чтобы оценить развитие малого предпринимательства необходимо учесть: качество предпринимательской среды (работоспособности, состояния предпринимательского потенциала, а также наличия предпринимательского контингента в обществе, а именно готовности к риску, принятию ответственности, уровня образования и т. п.). Эти составляющие тесно взаимосвязаны: чем лучше сформирована инфраструктура предпринимательства, тем интенсивнее ее развитие, а также чем активнее и благосклоннее отношение общества к предпринимательству, тем интенсивнее предпринимательские образования.

На становление малого предпринимательства большое воздействие оказывает финансовый кризис. Заметным уменьшением активности малых предприятий был спровоцирован уход в теневой сектор экономики, а вследствие отсутствия средств почти все пришлось сократить масштабы производств. Стратегия борьбы с преодолением проблем, связанных с кризисной ситуацией, в целом оборонительная. В большинстве своем усилия направлены на поиск новых рынков сбыта, налаживании контактов с потенциальными партнерами, изучение маркетинга и возможности сокращения расходов. Основные действия устремляются на оптимизацию и рационализацию структуры предприятия, в частности по пути сокращения численности сотрудников, снижению заработной платы, социальных возможностей, отмены корпоративных мероприятий, профессиональной подготовки и т. д. Что касается найма работников, наблюдается временное трудоустройство на серьезные, критичные позиции бизнеса, а порой практикуются и просто устные договоренности. При формировании команды возникает необходимость постоянного поддержания и повышения мотивации ее членов.

О том, что кризис оказывает серьезное воздействие на остроту проблем деятельности малого предпринимательства, свидетельствует и социологическое исследование «Малое предпринимательство в условиях рыночных отношений» 2010 г., в котором принимала участие автор статьи. Было опрошено 210 респондентов. На вопрос «Как вы оцениваете существующие условия для развития малого предпринимательства?» 40% опрошенных ответили — «удовлетворительно», 38% — «плохо», отметив, что большинство предприятий едва сводят концы с концами. Во избежание серьезных потерь малым предприятиям приходится адаптироваться к сложным условиям.

Объективно малые предприятия должны получать поддержку со стороны властей. И социологическое исследование показало, что большинство респондентов (60%) считают, что успешное развитие малого предпринимательства в равной степени зависит от бизнеса и властей. Формально власти принимают определенные действия. Однако существует ряд серьезных проблем, отрицательно влияющих на развитие малого предпринимательства. Опрошенные отметили следующие негативные факторы: произвол чиновников (39%), сложности кредитования (33%), высокий уровень налогообложения и слабое правовое регулирование (22%), большое количество проверок (11%). Грабительская система налогов заставляет скрывать истинные показатели деятельности малого предприятия, частота проверок особенно у неугодных бизнесменов приводит иной раз к закрытию их дела.

«Для динамичного развития малого предпринимательства необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов общества, государства и субъектов предпринимательства. В развитии малого предпринимательства все участники этого процесса (государство, предпринимательская инфраструктура, предпринимательские единицы) преследуют определенные цели. К предпринимательской инфраструктуре можно отнести агентства по поддержке предпринимательства, учебно-деловые и информационные центры, технологические парки, бизнес-инкубаторы, юридические, аудиторские и консалтинговые фирмы, обслуживающие малое предпринимательство». Государство, создавая условия для развития малого предпринимательства, повышает эффективность народного хозяйства за счет частной предпринимательской инициативы. Целью предпринимателей является удовлетворение материальных и социальных потребностей. Общая цель всех вышеперечисленных структур — это экономическая и социальная эффективность, выражающаяся в повышении благосостоянии и благополучии общества. В налаживании целей и интересов государства и предпринимателей возможны оживление малого бизнеса и активизация трудового потенциала.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Государство, понимая необходимость поддержки малого предпринимательства, — принимает законы на федеральном уровне.

Хотя поддержка чрезмерно слаба. Важны партнерские отношения между государством и предпринимательством. Для выработки успешных мер государственной политики необходимо иметь реальное представление о современном состоянии малого предпринимательства, о его финансовых и социальных качествах становления. Но, несмотря на все трудности, россиян не покидает оптимизм. В исследованиях зафиксирована устойчивая тенденция на создание собственного дела. Такое желание выразили 70% опрошенных. Эти ответы характерны для молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет. Им присущ дух авантюризма, они настроены на переориентацию жизненных планов и готовы найти сферу приложения своих способностей.

Такие ответы не случайны, поскольку характерной особенностью российского предпринимательства является то, что оно формируется в основном из молодых людей в возрасте от 20 до 35 лет. Молодежь пока еще позитивно относится к рыночным преобразованиям, она динамична, бесстрашна и надеется, что малое предпринимательство сможет удовлетворить ее потребности и запросы. Для многих намерение заняться предпринимательством объясняется в основном как и сугубо материальными причинами, так и надеждой приобрести независимость и занять особое социальное положение, определенный статус в обществе.

«Анализируя текущее состояние процесса развития малого предпринимательства при преодолении кризиса, можно выявить отличительную тенденцию: владельцы малых предприятий все более эгоистичны, предпринимают различные способы получения предельной материальной выгоды. Рационализм прямо противоположен морально-нравственной и правовой установке. С позиции целесообразности, бизнесу приходиться сталкиваться такими вещами, как сокрытие прибыли, возможность дачи взятки должностным лицам, нарушение общепринятых норм. Несоблюдение законов становится в последние несколько лет условием выживания частных организаций. Такие правила игры на неконтролируемом рынке определяют характеризуют цель бизнеса, где отражена как индивидуальная, но и еще общественная система ценностей, а также общепризнанные нормы поведения».

Отличительные черты становления малого предпринимательства сначала ориентируются итогами политики и предоставлением домашних возможностей. Переориентация на реальную поддержку малого предпринимательства во всевозможных сферах деятельности даст его стойкое становление и развитие.

Таким образом, можно сделать вывод о том, чтобы эффективно решить социальные и экономические задачи общества, развивать предприятия малого предпринимательства необходимо:

  1. резко уменьшить налоговую нагрузку;
  2. предоставить равные условия для всех хозяйствующих субъектов для входа на рынок, большую свободу для предпринимательства путем ликвидации административных вмешательств в их деятельность;
  3. развивать законодательную и нормативную базы, которые занимаются регуляцией их деятельности;
  4. оказывать поддержку в решении финансово-имущественных вопросов;
  5. целенаправленно расходовать финансовые средства, поступающие для поддержки малого предпринимательства из федеральных и региональных бюджетов, для эффективного использования возможностей финансового лизинга (долгосрочной аренды) и франчайзинга.

1.2. Понятие, сущность и значение малого предпринимательства

Многими авторами используется термин «малого бизнеса», который в широком смысле подразумевает совокупность активнейшей части юридических и физических лиц, не объединяющихся в монополистические структуры. Узкий смысл этого термин: частное предприятие, в основе которого лежит  предпринимательская идея, которое обладает высокими рискам и созданное для получения прибыли.

Зачастую используется понятие «малого предпринимательства», которым как правило заменяют «малый бизнес». На данный момент серьезное разграничение между этими понятиями отсутствует, отличие состоит лишь в том, что термин «малое предпринимательство» — это юридический термин, употребляющийся как правило в нормативных актах, а «малый бизнес» — это экономический термин, использующийся в увязке с экономическим развитием региона или государства. Однако, очевиден тот факт, что «бизнес» и «предпринимательство» не являются нетождественными понятиями. Основное их отличие заключается, в том, что под самим понятием «бизнеса» подразумевается ликвидность определенного вида деятельности с позиции его собственников, без учета социальных, экологических составляющих хозяйственной деятельности, которые присущи понятию «предпринимательства». Касаемо понятия «малого бизнеса», то здесь следует обратить внимание на отсутствие цели «малого бизнеса», в отличие от «малого предпринимательства» как экономической необходимости, выступать в качестве связующего звена между крупным и средним предпринимательством и обществом в лице самого потребителя.

Использование понятия «бизнес», как и «малый бизнес» подразумевает под собой ведение предпринимательской деятельности на свой страх и риск, без учета и соблюдения норм и правил функционирующего законодательства определенного государства. Так, в понятие «бизнеса» включено любое ведение предпринимательской деятельности, приносящей доход. Таким образом, к бизнесу относится также незаконная, с позиция государства деятельность,в виду этого неправомерно использование понятие «бизнеса» при характеристике активной хозяйственной деятельности законопослушных участников хозяйствования и ее вклада в развитие экономики и всего государства.

Более верное и емкое понятие — это понятие «предпринимательства», под которым подразумевается целенаправленная предпринимательская деятельность физических или юридических лиц, связанная с высокими рисками, основанная на использовании инновационных идей, основная цель которой получение максимальной прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения различных работ и предоставления различных услуг, учитывающая социальные, экологические составляющие хозяйственной деятельности физических или юридических лиц, обязательно соблюдая нормы законодательства.

«Малое предпринимательство» — это не только осуществление целенаправленной предпринимательской деятельности физических или юридических лиц, связанная с повышенными рисками, в основе которой лежат инновационные идеи, основная задача которой — увеличить прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения различных работ и предоставления различных видов услуг, а также обязательное соблюдение действующего законодательства, а также полное соответствие критериям малого предпринимательства.

В виду того, что под термином «малого предпринимательства» более точно отражается сущность, цели и функции самого термина «предпринимательства», а также это понятие максимально близко по содержанию, целям и функциям к термину «малого инновационного предпринимательства», то в дальнейшем будет использоваться термин «предпринимательства».


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!