Страницы: 1 2
Глава 2 Пожилые граждане и инвалиды как субъекты социального обслуживания на дому в Российской Федерации
2.1 Пожилые люди как субъекты социального обслуживания
Впервые понятие «одинокие пожилые люди», согласно сложившейся практике социальной работы, было дано в нормах Федерального закона от 2 мая 1995 № 122-ФФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» [29]. Согласно положениям данного закона, одинокими пожилыми лицами считаются граждане пенсионного возраста, не имеющие детей или близких родственников в районе своего проживания.
Статистические данные как по стране в целом, так и по Челябинской области, безапелляционно свидетельствуют о том, что наиболее многочисленной группой социального риска являются граждане пенсионного возраста.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2012 году население Российской Федерации, в возрасте, старше трудоспособного, составило 32433,5 тыс. человек, что в процентах ко всему населению России составило 22,7%. В последующие года наблюдалась тенденция к увеличению этого количества. В 2015 году количество данной категории граждан России составило 35163,4, или 24% ко всему населению страны. В 2016 году количество населения старше трудоспособного составило 35986,3 тыс. человек, или 24.6% к населению страны [29].
Статистические данные в этом кластере по Челябинской области также свидетельствуют об увеличении численности жителей области старше пенсионного возраста: в 2012 году всё население области составляло 3 480 142 человек, из них – 808 124 – граждане в возрасте старше трудоспособного; на конец 2015 года общее количество жителей области составило 3 497 274 человек, и из них количество граждан старше пенсионного возраста – 855 212 человек; в 2016 году все население области составляло 3 500 716 человек, из них количество граждан старше пенсионного возраста – 872 373; по прогнозам на конец 2017 года общее количество жителей области составит 3 510 072 человека, из них количество граждан старше пенсионного возраста – 888 098 человек [31].
Старение населения стало глобальной проблемой, которая побудила мировое сообщество выработать систему взглядов на этот процесс как на экономическое, социальное и культурное явление. В первую очередь старение населения объясняется улучшением материальных условий и достижениями медицины. Однако, весьма заметны различия в этом процесс по странам и регионам. Как правило, в крупных и крупнейших городах, в развитых странах и в сельской местности удельный вес пожилых людей более высок.
Ритм старения существенно зависит от положения в семье пожилых людей, от их образа жизни, уровня жизни, социальных и психологических факторов и их условий труда. У каждого пожилого человека с выходом на пенсию возникает целый ряд проблем, которые связаны не только с изменение величины доходов, но и связанных с привыканием к новому социальному статусу, приспособлением материально – вещевой среды к снижающим физическим возможностям и возникновениям необходимых бытовых трудностей [12, с. 37].
Можно выделить следующие типы пожилых людей, которые зависят от преобладания той или иной стороны жизни:
а) семейный тип – нацелен только на семью, ее создание и благополучие;
б) одинокий тип – за счет собственных воспоминаний происходит наполненность жизни;
в) творческий тип – на основе творчества, строится вся его деятельность. Не обязательно быть художником, реализовывая свое творчество на садовом участке;
г) социальный тип – пожилой человек, занимающийся какими либо общественно – политическими делами, типичный пенсионер – общественник.
д) политический тип – такой тип пожилых людей заполняет свою жизнь участием в политической жизни;
е) религиозный тип – люди, посвящающие себя вере в Бога и т.д. [22, с. 136].
С момента перехода человека в группу пожилых людей, непосредственно изменяются его взаимоотношения с обществом, образ жизни, смысл жизни и т.д. До вступления в эту категорию они были связаны с обществом, общественной деятельностью, производством, но как пенсионеры (по возрасту), они утрачивают свою связь с производством. Однако как члены общества, они остаются быть включенными в определенные виды деятельности в различных сферах общественной деятельности.
Выход на пенсию особенно тяжело отражается на людях, чья трудовая деятельность в современных российских условия признается ненужной, бесполезной, которая в прошлом высоко оценивалась. Так же опираясь на практику, она доказывает, разрыв с трудовой деятельностью отрицательно сказывается в ряде случаев на состоянии здоровья, психике людей и их жизненном тонусе.
Существенную роль в выживании стариков играет родственная помощь, совместное проживание с детьми. Еще одним важнейшим индикатором положения пожилого человека в обществе, является семейное положение [22, с. 115].
Пожилыми считаются лица в возрасте 60 лет и старше в соответствии с документами Организации Объединенных Наций (ООН) и международной организацией труда. Хоть и в большинстве развитых стран выход на пенсию осуществляется по достижении гражданина возраста 65 лет, то в России руководствуясь практике, мужчины выходят на пенсию в 60 лет, а женщины в 55 лет, средний период трудовой осуществления трудовой деятельности составляет 15 лет.
К категории пожилого человека относятся разные люди – от относительно крепких людей, до глубоких стариков, обремененных недугами, выходцы из разных слов, имеющих разные уровни образования, интересы и квалификации. В большинстве случаев, получая пенсию по старости, многие из них прекращают свою трудовую деятельность.
Во всем мире, число пожилых женщин гораздо больше, чем число пожилых мужчин.
Прежде всего, социальные условия жизни пожилых людей определяются состоянием их здоровья. Самооценка широко используется в качестве состояния здоровья пожилых людей. Учитывая, что процесс старения у отдельных групп и индивидов происходит по-разному, то их самооценки так же будут сильно различаться.
Другим показателем состояния здоровья является – активная жизнедеятельность, которая в силу хронических заболевания, ухудшения слуха, зрения, наличия ортопедических проблем значительно снижается. Уровень заболеваемости пожилых людей в шесть раз превышает уровень заболеваемости, чем у молодых.
Физиологические и психологические изменения происходят у пожилых людей на фоне смены социального статуса личности, связанных с прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией образа жизни и общения.
В России, на одного пожилого человека в среднем приходится от 2 до 4 болезней, стоимость лечения которых в 1,5 – 1,7 превышает стоимости лечения молодых людей. Факт, что возрастные потребности в расширении услуг по долгосрочному уходу за пожилыми людьми увеличивает расходы на эти цели, заслуживает особого внимания.
Один из американских геронтопсихологов Форд, выделил несколько типов психологических установок, являющихся характерными для поведения престарелых. К ним относятся:
а) регрессия, проявляется в форме «детского» требования помощи в повседневной жизни престарелого, не зависимо от состояния его здоровья;
б) бегство или изменение своего места жительства – это форма освобождения в любой трудной ситуации, в основном не являющейся таковой;
в) добровольная изоляция от общества, минимальное участие в общественной жизни и проявление пассивности;
г) двуличное поведение, с целью привлечения к своей особе интереса окружающих;
д) интеграция и попытка включения себя в жизнь общества, не смотря на возраст и состояние здоровья, стремление скрыть специфические возрастные недомогания, открытость и доброжелательность по отношению к другим [22, с. 141].
Из вышесказанного, можно сделать вывод, что с переходом в категорию пожилых людей и пенсионеров, изменяется не только взаимоотношения человека и общества, но и такие ценностные ориентиры, как смысл жизни, счастье, добро и зло и многое другое.
Изменяется образ жизни, распорядок дня, круг общения, а также цели и задачи.
Среди круга лиц пожилого возраста выделяются самые разные группы, к ним относятся как бодрые и физически здоровые, так и страдающие заболеваниями пожилые люди, проживающие в семьях и одинокие, довольные уходом на пенсию, но тяготящиеся работой, работающие, потерявшие надежду и несчастные, домоседы, малоподвижные, пожилые люди, проводящие интенсивно и разнообразно свой досуг (ходя друг к другу в гости, встречаясь с друзьями и т.д.). Переход людей в данную возрастную категорию поэтому сопровождается рядом проблем.
2.2 Инвалиды как субъекты социального обслуживания
Определение понятия «инвалиды» дается в статье 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно положениям указанной нормы, «инвалидом признаётся лицо, у которого имеется нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и т.д., в следствие чего приводящие его к ограничению жизнедеятельности и потребности в его социальной защите» [2].
Инвалидность подразумевает под собой такое нарушение здоровья человека, которое приводит к расстройствам функций организма, влекущих за собой частичную либо полную потерю трудоспособности.
Выделяют три группы инвалидности:
— лица, полностью утратившие трудоспособность и нуждаются в уходе;
— лица, утратившие трудоспособность, но в уходе не нуждаются;
— лица, утратившие трудоспособность частично.
Каждая группа инвалидности устанавливается на определенный срок, так, Iгруппа устанавливается на срок два года, II и III группа – на год. По истечении установленного срока происходит переосвидетельствование, по результатам которого группа инвалидности может быть снята, изменена (увеличена или уменьшена), и в третьем случае может быть продлен период установления инвалидности или она установлена на неопределенный срок.
Лица, последствия действий которых привели к тому, что гражданин стал инвалидном, вследствие причинения вреда его здоровью, будут нести полную материальную, административную, гражданско–правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ [2].
Социальная защита инвалидов представляет собой целую систему гарантированных государством социальных, экономических и правовых мер, предоставляющих инвалидам условия для преодоления ограничений жизнедеятельности и обеспечения их возможностей участия в общественной жизни [2].
Для признания лица инвалидом, государственной службой осуществляется медико – социальная экспертиза (МСЭ).
На государственную службу медико – социальной экспертизы возлагаются:
— изучение уровня и причин инвалидности населения;
— определение группы инвалидности и периода её наступления;
— разработка индивидуальной программы реабилитации для каждого;
— принятие участия в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, социальной защиты инвалидов и медико – социальной реабилитации;
— определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, в случае получения трудового повреждения.
Под реабилитацией инвалидов понимается – система психологических, медицинских и социальных мероприятий, направленных на устранение ограничения, а в лучшем случае полной компенсации ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья.
Реабилитация инвалидов включает в себя два вида: медицинская реабилитация (протезирование, восстановительная терапия, и т.д.), и профессиональная реабилитация инвалидов, профессионального образования и производственно – профессиональной адаптации.
Под федеральной базовой программой реабилитации инвалидов понимается – предоставление инвалиду перечня реабилитационных услуг и мероприятий за счет средств федерального бюджета.
К индивидуальной программе реабилитации инвалидов относится комплекс реабилитационных мероприятий, который включают в себя отдельные виды, формы и объемы реализации профессиональных, медицинских и иных реабилитационных мер на восстановление утраченных функций организма.
В случае отказа инвалида от предоставляемой программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей, тем самым освобождает органы власти и местного самоуправления, и не дает право получение инвалидом компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, которые предоставляются за счет средств федерального бюджета [2].
Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, осуществляется бесплатно или за частичную плату (льготные условия) в соответствии с законодательством РФ, в том числе и включая лекарственное обеспечение.
Государство в отношении инвалидов гарантирует им свободный доступ к объектам социальной инфраструктуры: общественным, жилым, производственным зданиям, местам для отдыха, а также право на получение необходимой для них информации (специальная литература для инвалидов по зрению, просмотр кино и видео продукции и т.д.).
Так же, инвалиды освобождаются от арендной платы на землю и помещение для хранения средств передвижения, которые находятся в их в личном пользовании, в том числе парковка специальных автотранспортных средств предоставляется им бесплатно.
Инвалиды и семьи, имеющие детей – инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет для обеспечения их жилым помещение с учетом льгот, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Жилые помещения предоставляются инвалидам с учетом состояния их здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств [2].
Кроме того, в статье 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что дети-инвалиды, проживающие в детских приютах, по достижении 18 летнего возраста подлежат обеспечению жильем вне очереди, если его индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность им самостоятельного осуществления самообслуживания и ведения образа жизни без посторонней помощи.
Статья 19 названного Закона содержит положения о том, что при невозможности осуществления воспитания и обучения детей – инвалидов в специальных дошкольных или общих образовательных учреждениях, с согласия родителей, органы управления образования и образовательные учреждения обеспечивают обучение детей – инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Содержание и образование детей – инвалидов в дошкольных, школьных, общеобразовательных и специальных образовательных учреждениях осуществляется за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.
Так же, государство предоставляет возможность получения общего, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Законодательство в отношении инвалидов обязывает местные органы власти, создавать все условия для организации и реализации предпринимательской деятельности инвалидов. В целях обеспечения занятости инвалидов, работодатель обязан создавать и выделять рабочие места, а также организовывать обучение инвалидов новым профессиям [2].
Глава 3 Практические аспекты предоставления социального обслуживания на дому в Челябинской области
3.1 Проблемы социального обслуживания на дому пожилых и инвалидов в Российской Федерации
Одной из глобальных проблем современного периода истории человечества является проблема старения населения. По прогнозам экспертных комитетов ООН, к 2050 году возраст каждого седьмого жителя нашей планеты составит 60 лет и более. Пожилые и одинокие люди относятся к уязвимой категории населения, ввиду того, что мало кто может помочь им в решении их каждодневных проблем.
Прежде всего, одиночество выражается в форме различного рода психических состояний, например, к ним относятся депрессия, комплекс неполноценности, отчаяние. Так же одиночество может выражаться в отклоняющемся поведении, например, пьянстве.
Потребность в поддержании здоровья пожилых людей очень насущна. Практически здоровыми, могут считаться только 20 % пожилых людей. Каждый представитель старшего поколения в среднем имеет 5 – 8 хронических заболеваний, которые обуславливают не только ограничение возможностей жизнедеятельности, но и инвалидности. По данным, взятых с разных регионов, инвалидами являются от 33% до 78% пожилых людей.
По статистике, уровень заболеваемости одиноких пожилых людей превышает уровень более молодого поколения в два раза, а в старческом возрасте в шесть раз. У лиц, не достигших пенсионного возраста потребность в амбулаторно – поликлинической помощи в 2 – 4 раза меньше, чем у людей более старшего возраста. У лиц, переступивших возраст 80 лет, по отношению к другим группам населения, качество здоровья значительно снижается, соответственно этому их медицинское обслуживание обходится им в три раза дороже. Ведущее место в заболеваемости и смертности лиц 60 лет и старше, занимает болезнь органов системы кровообращения, что составляет более девятисот случаев на одну тысячу человек. Часть других значимых заболеваний в России определяется, прежде всего, общебиологическими причинами, и их распространенностью равна показателям зарубежных стран с сопоставленным уровнем социально – экономического развития. Однако, по отношению к России, показатели других стран превосходят в 3,5 – 4 раза выше заболеваемости органов кровообращения.
Более 1, 5 млн. лиц пожилого возраста нуждаются в постоянном уходе вследствие ухудшения здоровья или преклонного возраста. Социально – медицинские услуги на дому, могла бы получать примерно пятая часть пожилых лиц, нуждающихся лиц в постоянном уходе, а остальная часть нуждается в стационарном социальном обслуживании, но недостаточная доступность медицинской и социальной помощи, высокая стоимость лекарственных средств, очень осложняют их жизнедеятельность.
По данным исследований, проведенных геронтологическим обществом РАМН нашей страны, 12% всех пожилых людей и 25 – 30% стариков прикованы к постели. Эта не утешающая статистика касается всех пожилых людей, и если задуматься об этой ситуации, то можно представить, насколько жизнь человека осложняется, если он одинок. Старение и связанные с ним ухудшения здоровья, болезнь нуждаются в оказании постоянных медицинских услуг, обслуживания на дому, помещение в дома престарелых или больницы специализированного профиля престарелых и больных людей. Потребность в строительстве больниц специализированного профиля и домов для престарелых обуславливается так же дроблением семей, увеличением численности и доли одиноких в населении страны.
Существенную проблему и одновременно потребность одиноких лиц пожилого возраста составляет социальное обеспечение. Как было замечено ранее, пожилые люди могут проживать как совместно с супругом (супругой), с другими родственниками (детьми, внуками или иными членами семьи) или поодиночке. Отсутствие оказания поддержки одиноким гражданам старшего возраста, обуславливается отсутствием членов семьи или сознательным выбором (разъездом с взрослыми детьми). В связи с распадом СССР очень серьезно затруднилось общение детей и родителей, проживающих в новых независимых государствах.
В настоящее время, вероятность родителям пережить своих детей определяется снижение числа детей в семье и высоким уровнем смертности в трудоспособном возрасте. По статистике, четыре женщины из пяти являются вдовами. Такие негативные социальные факторы, как значительная численность лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением, кризис семейных отношений, обуславливающие ослабление связи между поколениями, нередко оказывают на семейное положение пожилых людей отрицательное влияние. Одиночество пожилых людей и долгожителей повышает потребность в дополнительном институциализированном уходе за ними, развитии системы учреждений социального обслуживания – как стационарных, так и нестационарных.
Так же выход на пенсию резко сокращает объем социальных контактов на профессионально – деловой основе.
Далеко не все учреждения и организации поддерживают связи со своими бывшими работниками после их выхода на пенсию: ослабление позиций профсоюзов снизило масштабы такой деятельности. Психологическая депривация так же относится к дефициту возможностей для ухода и материальной поддержки пожилых людей. Психологическая депривация – это болезненное ощущение недостаточности человеческого общения, которое отмечается специалистами и являющаяся самым основным слагаемым социального самочувствия лиц старшего возраста.
К значительному снижению качества жизни пожилых людей приводят ограничение возможностей (физических и финансовых) передвижения, вновь возросшая платность ряда культурно – досуговых, рекреационных и спортивных услуг, а также ограничение определенной информации.
Упадок социальной идентичности оказывает влияние на самочувствие и самооценку круга лиц старшего возраста, стимулированный радикальными трансформациями системы жизнеустройства и конфигурацией, доминирующей – ориентационной системы определенных слоев общества.
Одинокие граждане старшего поколения проводят иногда целый день за просмотром телепрограмм и передач, пытаясь компенсировать тем самым недостаток общения и информации. На основе увиденного по телевизору, граждане более старшего поколения очень болезненно реагируют на то, что в нынешнее время появилось столько насилия и жестокости, внешность ряда персонажей на их взгляд очень непривычна, а также для них очень больно слышать неуважительный тон по отношению к истории страны и к своему собственному прошлому. В первую очередь, сильным ударом по пожилому населению стал сложный переход периода российской экономики. В связи с всевозможными потрясениями последних лет двадцатого века, у людей пожилого возраста в результате девальвации пропали сбережения, обесценились пенсии, у многих пропали привычные источники дохода. Большинство одиноких людей преклонного возраста в связи со своим материальным положением, может обеспечить лишь свое физическое выживание.
Депрессия для лиц пожилого возраста в России стала самым распространенным состоянием. По мнению социологов, данное состояние в нашей стране превышает процент, что подтверждается тем, что данное состояние выявлено у 21 % пожилых людей в возрасте 65 лет, а это гораздо больше чем за рубежом. Это состояние проявляется в ощущении безысходности, тревоги, ранимости, чувства страха по поводу своего здоровья и дальнейшей жизни. Причинами такого состояния пожилые люди считают одиночество 96%, наличие у них хронических заболеваний 88 % и отсутствие понимания в семье 64%.
Из всего выше сказанного, можно подвести итог, что в связи с несовершенной системой социальной помощи, пожилые и одинокие люди в России не имеют возможности вести нормальный образ жизни и не в силах сами обеспечить себе спокойного и достойного проживания.
Проблемы инвалидов являются сегодня актуальными и очень серьезными. В древние времена в России люди с ограниченными возможностями занимали самую низшую ступень населения. Таких людей считали обузой, не приносящей пользу, но отношение к инвалидам, постепенно, менялось в лучшую сторону.
Проблемы инвалидов можно разделить на несколько групп:
— социально — бытовые проблемы;
— психологические проблемы;
— проблемы получения образования;
— проблемы трудоустройства.
Среди социально – бытовых проблем, можно выделить следующие ограничения:
а) ограничение осуществления функций самообслуживания:
1) способность самостоятельно принимать пищу;
2) самостоятельно одеваться;
3) соблюдать личную гигиену;
4) самостоятельно передвигаться, садиться или вставать.
б) ограничение осуществления социальной роли, которая была до наступления инвалидности:
1) ограничение социальных контактов;
2) ограничение социальной роли в семье;
3) ограничение или невозможность трудиться.
Условно, потребности инвалидов можно подразделить на две группы:
— общие потребности, они являются аналогичными по отношению к остальным гражданам;
— особые потребности, относящиеся только к их категории граждан, вызванные той или иной болезнью.
Наиболее встречаемыми из «особых» потребностей инвалидов являются следующие:
— потребность в восстановлении нарушенных способностей к различным видам деятельности;
— потребность в передвижении;
— потребность в общении;
— потребность в возможности получения знаний;
— потребность в свободном доступе культурной, социально – бытовой, и других сфер;
— потребность в трудоустройстве;
— потребность в социально – психологической адаптации;
— потребность в комфортных бытовых условиях;
— потребность в материальной поддержке [26, с. 13].
Удовлетворение выше перечисленных потребностей – является непременным условием успешности всех интегрирующих мероприятий в отношении инвалидов. В социально – психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем и именно поэтому необходимо особо выделить социально – психологические аспекты лиц с ограниченными возможностями.
Инвалидность – это специфическая особенность состояния и развития личности, которая очень часто сопровождается ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных ее сферах.
Вследствие всего этого, инвалиды становятся особой социально – демографической группой. У них низкий уровень дохода, так же учитывая статистику, невысокая степень получения образования молодых инвалидов, среди которых много лиц с неполным средним образованием и мало со средним общим и высшим образованием. Возрастают и трудности участия этой категории людей в производственной деятельности. Свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью.
В отношении социально – психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями, одним из главных показателей является их отношение к собственной жизни. Почти половина инвалидов, в основном первой группы, по результатам социальных социологических исследований оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное и всего лишь около трети инвалидов второй и третьей группы, характеризуют свою жизнь как вполне приемлемую.
В жизни инвалида понятие «удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью» очень часто сводится к ухудшенному или стабильному материальному положению. С каждым разом, когда инвалид замечает, что его доход становится ниже, тем пессимистичнее становятся его взгляды на жизнь. Самым главным фактором отношения к жизни инвалида является его самооценка состояния своего здоровья. По результатам исследований, среди лиц, определяющих качество своей жизни как низкое, только 3, 8 % оценили свое самочувствие как хорошее.
Немаловажным элементом психологического самочувствия лиц с ограниченными возможностями является их самовосприятие, так:
— каждый десятый инвалид считает себя счастливым;
— треть инвалидов считают себя пассивными;
— каждый шестой признает себя малообщительным;
— четверть инвалидов считают себя грустными.
Данные психологических характеристик инвалидов существенно разнятся в группах, имеющих разные доходы. Количество «активных», «добрых», «счастливых», «общительных» больше среди тех, чей бюджет устойчив, а число «злых», «пассивных», «несчастных», «необщительных» больше среди постоянно нуждающихся. Аналогичны и психологические самооценки в разных по тяжести группах инвалидов. Наиболее благоприятная самооценка у инвалидов I группы, среди них более «общительные», «добрые» и «веселые» люди. Хуже положение у инвалидов II группы. Обращает на себя внимание то, что среди инвалидов III группы меньше «грустных» и «несчастных», но значительно больше «злых», что характеризует неблагополучие в социально – психологическом плане. Так же отмечена, значительная разница в самооценке у мужчин и женщин:
— «удачливыми» считают себя 7,4% мужчин 14,3% женщин;
— «добрыми» считают себя 38,4% мужчин и 62,8% женщин;
— «веселыми» — 18,8% мужчин и 21,2% женщин.
Так же значительную роль в самооценке инвалидов играет работа и ее отсутствие. При отсутствии работы в жизни инвалида, его самооценка становится значительно ниже. Материальное положение работающих, отчасти обусловлено большей их социальной адаптацией, по равнению с неработающими.
Наименее адаптированными являются одинокие инвалиды. Несмотря на то, что их материальное положение особо не отличается, в плане социальной адаптации они представляют собой группу риска. В основном, они чаще других оценивают свое финансовое положение как негативное, составляющее 31,4 %, хоть и в среднем у инвалидов финансовое положение составляет 26,4 %. Так, одинокие инвалиды считают себя:
— «несчастными» 62,5 %, а в среднем у инвалидов составляет 44,1%;
— «грустными» 40,9%, а в среднем у инвалидов составляет 29%;
— «пассивными» 57,2%, а в среднем у инвалидов составляет 28,5%.
В связи со сложные экономические и политические условия в стране, морально – психологическое состояние лиц с ограниченными возможностями ухудшается. Инвалиды, как и все люди, испытывают тревогу и страх перед будущим, неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряженности и дискомфорта. Общая обеспокоенность принимает формы, характерные для сегодняшних политико – экономических и социально – психологических условий. Наряду с материальным неблагополучием это приводит к тому, что малейшие затруднения вызывают панику и сильный стресс у инвалидов [14, с. 10-21].
Из всего выше сказанного можно утверждать, что процесс социально – психологической адаптации инвалидов затруднен, поскольку:
— самооценка инвалидов имеет отрицательную динамику;
— удовлетворенность их жизни очень низка;
— существенные проблемы встают перед инвалидами в области взаимоотношений с окружающими;
— эмоциональное состояние инвалидов характеризуется тревожностью и неуверенностью в будущем, пессимизмом.
Наиболее неблагополучной группой в социально – психологическом смысле, является группа, в которой наблюдается сочетание разных неблагоприятных показателей, к которым относятся:
— низкая самооценка;
— настороженность к окружающим;
— неудовлетворенность жизнью и т.д.
В данную группу так же входят «люди с плохим финансовым положением и жилищными условиями, одинокие инвалиды, инвалиды IIIгруппы, особенно безработные, инвалиды с детства (например, больные ДЦП)» [24, с. 10].
Входящее в группу проблем инвалидов, образование в современном мире выступает в качестве одного из основных факторов сохранения и изменения социальной структуры общества, а также социальной, профессиональной мобильности личности. Образование как фактор мобильности в значительной степени повышает возможности восхождения по социальной лестнице, а в целом ряде случаев является его условием. Это относится как к обычным людям, так и к людям с ограниченными возможностями, инвалидностью [13, с. 17].
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», инвалиды I-ой и II-ой группы, а также инвалиды с детства, имеют право на поступление в государственные высшие учебные заведения на внеконкурсной основе, при сдаче экзаменов на положительные оценки [3].
Но при поступлении в ВУЗ, большинство молодежи с инвалидностью не имеют возможности реализовать свое законное право на получение образования и последующее трудоустройство. В первую очередь, ограничением этого становится отсутствие вспомогательных технологий и условий для обучения инвалидов. В нашей стране, в отличие от опыта ведущих зарубежных стран, отсутствуют службы по оказанию помощи студентам – инвалидам в процессе обучения, а также специальные программы по их дальнейшему трудоустройству.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время в мире насчитывается более 500 миллионов инвалидов. В России число инвалидов составляет более 13 миллионов, что говорит о масштабности рассматриваемой проблемы. Более 5 млн. инвалидов в возрасте от 20 до 50 лет хотели бы работать, но в связи с недоступностью рынка образовательных услуг не могут этого сделать. В результате этого, только 5 % инвалидов трудоспособного возраста имеют работу в нашей стране.
Разнообразием организационных форм отличается структура дополнительного профессионального образования от академий, институтов и центров повышения квалификации до учреждений, заведений, предприятий разных типов собственности. Выделяют также формы получения дополнительного образования, такие как:
— очное;
— заочное;
— смешанное (очно – заочное).
В программе дополнительного профессионального образования рассматриваются три основных вида участия обучаемого:
— стажировка;
— повышение квалификации;
— профессиональная переподготовка.
Получение образования и приобретение профессий для людей с ограниченными возможностями здоровья – это эффективное средство социализации, экономической и социокультурной мобильности. Современное образование, устанавливает достаточно жесткие барьеры для представителей социальных групп, которые не располагают такими ресурсами, как:
— финансы;
— связи в административных структурах;
— социальным статусом.
Идея общедоступного образования всех социальных групп общества уже давно стала темой для обсуждения, в ряде регионов России она постепенно реализуется, но редко оказывается воплощенной эффективно в повседневной российской практике [25, с. 66].
В процентном отношении, инвалиды нуждаются в большем потреблении услуг дополнительного профессионального образования, чем все остальные социальные группы. По мнению инвалидов, даже при выборе определенной программы, которая позволяет развивать творческие ресурсы, получать новые навыки и умения будут приносить им хоть и малый, но доход и позволят изменить им социальный статус. Так, овладение инвалидом – колясочником игрой на аккордеоне не только повысит его статус, но и позволит выступать как индивидуально, так и в коллективах, что иногда приносит материальный доход. В большинстве случаев, в этой ситуации большую роль играет появление моральных стимулов развития, возможности общения с другими людьми и чувство полезности для окружающих.
Получение дополнительной образовательной услуги в процессе профессионального образования обуславливает обретение человеком новой профессий, способствует его трудоустройству и преодоление новой ступени в его жизни. В отношении же инвалидов, обучение по программе дополнительного образования способствует горизонтальной и вертикальной социокультурной мобильности, созданию новых условий для жизни людей с ограниченными возможностями.
Главным механизмом поддержки людей с ограниченными возможностями в области дополнительного профессионального образования являются родные и близкие, а не система социальной защиты.
Далее в качестве источников поддержки инвалидов выступают службы занятости и общественные организации. Не более 20% всех инвалидов обращаются за поддержкой к государственным службам социальной защиты и к помощи общественных организаций, что противоречит результатам государственных и общественных программ по интеграции инвалидов в сфере профессионального образования. Хоть и в задачи государственных и общественных организаций входит поддержка профессионального становления инвалидов, сомневаясь в их действенности, они рассчитывают только на поддержку своих усилий со стороны близких им людей. Более трети инвалидов прямо говорят, что перспектива получения дополнительного образования желательна для них, но в современной России не существует механизмов решения этой задачи.
Говоря о последней группе, проблема трудоустройства инвалидов в новых для нашей страны условиях рыночных отношений, становится весьма актуальной.
Существующая система трудоустройства в условиях рыночной экономики нуждается в постоянном совершенствовании. Образовавшаяся система помощи инвалидов в России, никогда не была направлена на их интеграцию в общество.
Основными принципами государственной политики многие годы выступали компенсация и изоляция. Основным направление реформирования государственной политики должна стать их реабилитация. Для осуществления этой реформы в полной мере требуются новые специалисты, которые обладают принципиально новым взглядом на инвалидов. Их основными качествами должны быть умение сострадания и профессионализм высокого класса, а также они непременно должны иметь достойную материально – техническую базу для осуществления своей деятельности.
Труд инвалидов имеет важное морально – этическое и социально психологическое значение, способствуя устранению психологических барьеров, утверждению личности, улучшению материального положения инвалидов и их семей, вносит определенный вклад в экономику страны [18, с. 18].
В отношении инвалидов, рынок труда инвалидов характеризуется большой деформированностью: на фоне высокого спроса инвалидов на рабочие места практически отсутствует их предложение.
Анализ государственных мер в сфере занятости инвалидов выявил их неэффективность, в этом случае крайне важно во всей полноте исследовать состояние и возможность конкретного региона в решении данной проблемы. Самым эффективным способом такого анализа, может стать только регулярное исследование.
По сегодняшний день, заинтересованность структур бизнеса по отношении к труду инвалидов полностью отсутствует, так как по объективным причинам, он зачастую является менее эффективным, чем труд сотрудников без инвалидности, а для того чтобы его использовать и получать не менее хорошие результаты, необходимо вложить финансовые средства для специального оборудования рабочего места. Конечно, все это делает трудоустройство инвалидов практически нереальным и требует создания условий для повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда. В связи с этим, необходимо принять комплекс мер, которые будут направлены на решение проблем профессиональной конкурентоспособности людей с ограниченными физическими и ментальными возможностями. Для этого можно предложить:
— изменить основы формирования специальных рабочих мест для инвалидов. Создание специального рабочего места должно быть следующего содержания – не инвалид на рабочее место, а рабочее место для инвалида. Только именно с таким подходом можно решать проблемы трудоустройства людей с ограниченными физическими и ментальными возможностями;
— организовывать обучение специалистов по обустройству специальных рабочих мест для инвалидов;
— установить льготы, вплоть до полной отмены платы за содержание специального рабочего места для инвалида (плата за аренду, электроэнергию и тепловую энергию, средства связи и т.д.).
3.2 Социальное обслуживание на дому незащищённых слоёв населения в Челябинской области
В Российской Федерации социальное обслуживание представляет собой работу социальных служб по социальной помощи, оказанию социально – медицинских, социально – бытовых, психолого — педагогических, социально – правовых услуг, материальной поддержки, проведения общественного приспособления и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Для предоставления социального обслуживания на дому, нужно соблюдать соответствующие этому порядок и условия.
Социальное обслуживание на дому предоставляется гражданам пожилого возраста и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в постоянном или временном медицинском обслуживании в связи с утратой возможности самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей вследствие ограничения способности к самостоятельному передвижению [4].
Выявление и учет граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, осуществляется муниципальными учреждениями «Комплексный центр социального обслуживания населения» Челябинской области.
Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в Челябинской области осуществляется учреждениями социального обслуживания бесплатно, а так же на условиях частичной или полной оплаты, в соответствии с порядком и условиями предоставления бесплатных социальных услуг, социальных услуг на условиях полной или частичной оплаты в учреждениях государственной системы социальных служб.
Отказ о предоставлении социальных услуг на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам может быть только в тех случаях, если они являются вирусоносителями, а также при обнаружении у них присутствия хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, серьезных психологических расстройств, венерических и иных заболеваний, требующих лечения в специальных организациях здравоохранения.
Рассмотрение вопроса о зачислении на социальное обслуживание на дому, осуществляется на основании письменного заявления на имя руководителя организации системы социального обслуживания Челябинской области (Приложение А), с предоставлением следующего пакета документов:
— копия документов, удостоверяющего личность (паспорт);
— копия удостоверения о праве на льготы и меры социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством РФ или Челябинской области (при наличии);
— заключение лечебно – профилактического учреждения органов здравоохранения о состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний к принятию на социальное обслуживание на дому, приведено в приложении Б;
— справка органа местного самоуправления или жилищно – эксплуатационного предприятия о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений;
— справка о размере получаемой пенсии, выданная органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или оформленная управлением социальной защиты населения по данным программного комплекса «Надежда».
Все документы должны быть представлены в подлинниках либо копиях, заверенных в установленном порядке. Так же, заявителем заполняется письменное согласие на обработку своих персональных данных (приложение В).
Руководитель организации социального обслуживания при получении заявления от заявителя, организует обследование его условий проживания, по результатам которого составляется акт.
На основании предоставленных документов заявителем в организацию социального обеспечения и в соответствии со здоровьем гражданина, утраты степени самообслуживания, материального и семейного положения, дополнительных прав и льгот на получение им социальных услуг, начальник организации издает приказ о принятии заявителя на временное или постоянное социальное обслуживание на дому, периодичности предоставления ему услуг и их видах, необходимости их оплаты или вынесения письменного решения об отказе предоставления социального обслуживания на дому, о котором заявитель извещается в письменной форме.
При принятии инвалидов и граждан пожилого возраста на социальное обслуживание на дому, они должны быть обязательно ознакомлены с правилами поведения граждан при социальном обслуживании их на дому.
Организации социального обслуживания при оказании социальных услуг, на условиях частичной или полно оплаты, в соответствии с приложением Г, обязаны заключать с законными представителями инвалидов и граждан пожилого возраста или непосредственно с ними, договоры определенной формы, определяющие виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые должны быть предоставлены услуги, а также порядок и размер их оплаты. Расторжение или изменение договоров осуществляется в соответствии с законодательством.
Исходя из тарифов, утвержденных Правительством Челябинской области, в соответствии с приложением Д, определяется ежемесячный размер оплаты за социальные услуги, предоставляемые на дому. Внесение изменений в размер оплаты за социальные услуги, может производится не более двух раз в год, в связи с изменением размера получаемой пенсии, заработка семьи, в которой проживают инвалиды или граждане пожилого возраста, прожиточного минимума, установленного Челябинской областью.
Снятие с обслуживания на дому производится приказом руководителя организации социального обслуживания в следующих случаях:
— по личному заявлению обслуживаемого;
— при наличии противопоказаний к обслуживанию;
— при нарушении правил поведения при социальном обслуживании на дому.
В случае возникновения спорных вопросов между работником организации социального обслуживания и гражданином, поступившим на социальное обеспечение, в связи со снятием его с социального обслуживания или отказа в его принятии, эти вопросы разрешаются в установленном порядке попечительским советом (созданным при этой организации) или органом социальной защиты населения городского округа, муниципального района Челябинской области.
Также количество граждан пожилого возраста, нуждающихся в социально-медицинском обслуживании на дому, ежегодно возрастает.
Социально – медицинское обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в Челябинской области осуществляется учреждениями социального обслуживания бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты, в соответствии с порядком и условиями предоставления бесплатных социальных услуг, социальных услуг на условиях полной или частичной оплаты в учреждениях государственной системы социальных служб.
Отказ о предоставлении социально – медицинских услуг на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам может быть только в тех случаях, если они являются вирусоносителями, а также при обнаружении у них присутствия хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, серьезных психологических расстройств, венерических и иных заболеваний, требующих лечения в специальных организациях здравоохранения.
С целью более эффективной работы по оказанию социально-медицинских услуг, медицинские работники отделений постоянно взаимодействуют с участковыми службами лечебно-профилактических учреждений по месту жительства обслуживаемых лиц, что позволяет проводить профилактику заболеваний и своевременно оказывать необходимую медицинскую помощь.
При патронаже медицинские сестры и социальные работники максимально мобилизуют усилия самих обслуживаемых на преодоление физических, психологических и социальных ограничений.
Социальные работники отделений социального и социально-медицинского обслуживания на дому работают в тесном контакте с главами сельских и поселковых администраций, руководителями предприятий жилищно-коммунального хозяйства, что помогает оперативно решать проблемы людей, нуждающихся в помощи.
Также следует отметить, что если ранее основная работа социальных работников была направлена на оказание только социальных услуг, то в настоящее время их работа направлена и на активное участие пожилых людей в досуговой и творческой деятельности, поддержание душевного равновесия обслуживаемых лиц, чтобы они не чувствовали себя одинокими и были востребованы обществом. Социальные работники способствуют интеграции граждан пожилого возраста в общество, помогают организовать их досуг, сохранить интерес к освоению новых навыков в области домоводства и рукоделия. Социальные работники вместе с обслуживаемыми гражданами проводят уборку территорий, подъездов и лестничных площадок, занимаются благоустройством и озеленением территорий, тем самым активизируют и поддерживают остаточные трудовые навыки.
Заключение
В качестве цели для данной дипломной работы было поставлено изучение характерных особенностей социального обслуживания одиноких пожилых людей на дому. Старость приводит к изменению привычных жизненных стандартов, болезням, тяжелым душевным переживаниям, возникновению материальных и психологических трудностей.
Отдельное место в этом списке, бесспорно, нужно уделить проблеме одинокой старости. Одиночество может преследовать человека любой возрастной группы, но в старости оно особенно актуально.
В России, как и в других странах, в последнее время стремительно увеличивается численность одиноких пожилых людей. Это вытекает из увеличения численности пожилых людей вообще, так называемого «старения населения». Рост численности престарелых людей требует коренным образом изменить социальную политику в отношении этой социально- незащищенного слоя граждан.
И пусть старение – неизбежный биологический факт, но, не смотря на это, культурная среда, в которой оно происходит, оказывает на него довольно сильное влияние.
В современных реалиях лишь небольшое количество пожилых людей продолжают участвовать в социальной сфере жизни общества. Большинство из них живут на не слишком большую пенсию, накопленные сбережения, либо получают помощь от родственников. В большинстве своем они отрицательно относятся к зависимости и создают себе индивидуальный мир, где могут эту независимость сохранить. Но часто оказывается, что этот мир сокращается у них до комнаты, дома или района.
В ходе работы было изучено множество литературы, нормативно правовых актов, регулирующих сферу социального обслуживания на дому, и, анализируя всё вышеупомянутое, можно прийти к следующим выводам:
— нуждающуюся в социальной помощи категорию пожилых людей, анализ их проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения;
— из проведенного исследования можно заметить, что наиболее острой является проблема ограничения жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов;
— в процессе исследования было установлено, что отделения дневного пребывания пользуются большой популярностью у людей престарелого возраста;
— в процессе работы было проведено исследование структуры системы учреждений социального обслуживания, основной задачей которой является поддержание нормального уровня жизни пожилых людей и инвалидов;
— главной целью обслуживания людей является создание ориентированных на конкретного человека мобильных структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными и государственными организациями, он так же ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами разного рода;
— установлено, что долгожитель и его семья – одна из актуальнейших проблем и нашего общества в целом, и социальной медицины в частности. Проблема эта кажется не разрешаемой ни общественными, ни правительственными мерами, направленными на укрепление социальной защиты народонаселения; еще в меньшей степени — медицинскими путями;
— выявлено, что для качественного обслуживания пожилых граждан, необходима высокая подготовка персонала в области психологии, социологии, педагогики, а также социальных работников.
Список используемой литературы и источников
Нормативно-правовые и другие официальные документы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.03.2014 № 6-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Закон и общество. – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2016. – 63с.
- О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 07.03.2017). – [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017). – [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
- Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014). – [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
- О дне социального работника: Указ президента РФ от 27.10.2000 № 1769//Собрание законодательства РФ, 2000. — № 44, 30 октября.
- Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства социальных отношений Челябинской области: постановление Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 № 406 (ред. от 31.03.2016). – [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
- Положение о страховании на случай безработицы. Утверждено ЦИК СНК 11.12.1917 г. (утратил силу)//СУ РСФСР, 1917. — № 8.
- О введение в действие Положения об Уральской области: Постановление ВЦИК от 03.11.1923 (утратил силу)//СУ РСФСР, 1923. — № 103-104.
- О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время: Указ Президиума ВС СССР от 26.06.1941 г. (с изменен.от 19.07.1942)//Ведомости ВС СССР, 1941. — № 30.
- О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР: Указ президента РСФСР от 28.11.1991 № 242 (ред. от 18.12.1991, с изм. от 27.03.1992) (утратил силу). – [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
- О совершенствовании организационной структуры управления социальной защиты населения области: Постановление Главы администрации Челябинской области от 20.01.1993 № 14 (утратил силу). – [Электронный ресурс]: Законы и бизнес в России. – Режим доступа: http://zakon-region.ru/1/148004.
Литература
- Альперович, В.И. Проблема старения. Демография, психология, социология. М.: АСТ6Астрель, 2012 г.- 37 с.
- Белозерова, Е.В. Опыт организации высшего образования людей с инвалидностью.// Доступность высшего образования для инвалидов.: Сб. науч. тр. Под ред. Зайцева Д.В. Саратов: Научная книга, 2012. – С. 17.
- Гурович, И.Я, Сторожанова Я.А., Шмуклер А.Б. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. М.: Медпрактика. 2010. С. – 10-21.
- Ерусланова, Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Р. И. Ерусланова учебное пособие/ Издательство: Дашков и К, 2012.-С.95.
- Савинов, А.Н. Организация работы органов социального обеспечения / Учебник — М: ИНФРА-М, 2013. – 114 с.
- Социальная работа: введение в профессиональную деятельность. Учебное пособие. Под редакцией А.А.Козлова. Международный проект. М., 2014.
- Социальная работа. Под общей редакцией проф. Курбатова В.И. Ростов-на-Дону, 2012 – С.18.
- Теория социальной работы: Учебник / Под.ред. проф. Е.И. Холостовой. — М.: Юристь, 2010 г.
- Топчий, Л.В. Социальное обслуживание населения: ценности, теория, практика. / Л.В. Топчий. –М.:РГСУ, 2011.
- Филиппова, М.В. Право социального обеспечения / М.Ф. Филлипова. -М.: Юрист, 2012.
- Холостова, Е.И. Пожилой человек в обществе. — М., 2010г. – 16 с.
- Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. — М. 2012г. – 136 с.
- Энтонн, В., Коэн М., Фаркас М. Психиатрическая реабилитация. Изд-во: Сфера. 2011.- С.10.
- Ярская-Смирнова, Е.Р., Романов П.В. Проблема доступности высшего образования для инвалидов. // Социол. Исследование 2011г. — № 10. С-66.
Справочные и информационные издания
- Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. Под ред. Панова А.И., Холостовой Е.И., М.: Институт социальной работы, 2012г.
- Социальная энциклопедия/ Под ред. А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д., Катульский и др. — М: Большая Российская энциклопедия, 2011.
- История социальной защиты населения Челябинской области// сайт Министерства социальных отношений Челябинской области. – [Электронный ресурс].
- Официальная статистика/Население/Старшее поколение/Численность населения. – [Электронный ресурс]: официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
- Система социальной защиты населения Челябинской области отмечает 95-летний юбилей// статья от 11.08.2014. – [Электронный ресурс]: http://www.verhneuralsk.ru.
- Распределение населения в Челябинской области по возрастным группам (на начало 1990-2015гг)/Численность и состав населения/Население/Официальная статистика/Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области. – [Электронный ресурс]: http://chelstat.gks.ru.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф