Заявка на расчет
Меню Услуги

Правовое регулирование социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2


ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

2.1. Государственные гарантии по социальной поддержке и оказанию юридической помощи детям, оставшимся без попечения родителей

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Согласно ст. 71 Семейного кодекса Российской Федерации родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

В то же время, лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.[4, ст.71]

Согласно ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. Алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины заработка и (или) иного дохода родителей. [4, ст.81]

Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. [6]

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы, а также право на получение первого и второго начального профессионального образования также без взимания платы.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Обучающиеся воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.

Обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100 процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Выпускники государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации. [6, ст.6]

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности – на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. [6, ст.5]

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Кроме того, им могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно. [6, ст.7]

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. [5, ч.1 ст.57]

Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного. Опекун, попечитель, их близкие родственники также не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна, попечителя или их близкими родственниками. [3, п. п. 2,3 ст.37]

Сделка по отчуждению имущества малолетнего без согласия органа опеки и попечительства является ничтожной. Однако в случае судебного разбирательства при наличии достаточных оснований суд вправе признать имущественные права ребенка нарушенными, а сделку недействительной даже в случае, если такое разрешение органа опеки и попечительства было получено.

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработных детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте Российской Федерации.

Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди являлось отсутствие у них закрепленного жилого помещения.

Этот же закон устанавливает и гарантии юридической защиты детей. В соответствии со ст.10 этого законадети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» на бесплатную юридическую помощь в виде:

– правового консультирования в устной и письменной форме;

– составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

– представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.[6]

В соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи» (далее — закон о БЮП)право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 6 этого ФЗ кроме детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей получили так же:

— лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью (новый п. 4.1. ч. 1 ст. 20 закона о БЮП);

— усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей (новый п. 4.2. ч. 1 ст. 20 закона о БЮП).

За охраной собственных прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а одинаково их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор могут адресоваться в установленном распорядке в надлежащие суды России. Им осуществляется содействие в написании и оформлении документов, которые связанны с охраной их прав и интересов; предоставляются консультации по правовому просвещению.

Защита жилищных прав несовершеннолетних в судах, довольно распространенное явление. Как показало обобщение судебной практики, суды принимали во внимание не только реальное отсутствие у детей-сирот закрепленного жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности (например, в связи с тем, что жилое помещение никогда не закреплялось за детьми-сиротами либо закрепленное жилое помещение было утрачено по причине сноса, пожара, наводнения и т.п.), но и иные обстоятельства. В частности, суды признавали за детьми-сиротами право на внеочередное обеспечение жилым помещением при наличии закрепленного жилого помещения, если было установлено, что вселение в это жилое помещение невозможно в связи с признанием его в установленном порядке непригодным для проживания.

Так, Краснознаменским районным судом Калининградской области при рассмотрении гражданского дела по заявлению прокурора Краснознаменского района в интересах С. к администрации МО «Краснознаменский муниципальный район» Калининградской области, администрации МО «Весновское сельское поселение» Краснознаменского муниципального района Калининградской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности по заключению договора социального найма было установлено, что за С. как за лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением администрации Краснознаменского района Калининградской области была закреплена жилая площадь по месту постоянной регистрации в пос. Узловое Краснознаменского района Калининградской области. Поскольку в ходе обследования данного жилого помещения межведомственной комиссией администрации МО «Весновское сельское поселение» было установлено, что жилой дом представляет собой довоенную (до 1945 года) постройку и в настоящее время разрушен, заключением указанной комиссии закрепленное за истцом жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания. С учетом этого обстоятельства, а также того, что иного жилого помещения для постоянного проживания С. не имеет, суд пришел к выводу о том, что истец фактически не имеет закрепленного жилого помещения и принял решение об удовлетворении заявления прокурора. [15]

Таким образом, права детей-сирот, а так же детей, оставшихся без попечения родителей, дополняются юридически закрепленными гарантиями их защиты. Они так же имеют дополнительные возможности в плане юридической защиты своих прав как во внесудебном так и в судебном порядке.


2.2. Государственная семейная политика в Российской Федерации

 

Необходимость разработки и реализации государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Концепция) обусловлена стоящими перед обществом задачами социально-экономического и демографического развития. Концепция направлена на развитие Основных направлений государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. N 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики», в новых социально-экономических и политических условиях и является основной для разработки и реализации комплексов мер по реализации государственной семейной политики в субъектах Российской Федерации. [11]

Государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родителей в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей.

Государственная семейная политика формируется и реализуется как много субъектная деятельность с участием федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, средств массовой информации, а также граждан.

Участие российских семей в реализации государственной семейной политики предполагает их активную роль в партнерстве с властью, бизнесом и общественностью.

Современное положение семьи в Российской Федерации обусловлено произошедшими за последние годы изменениями, затронувшими экономические, правовые, социальные и психологические аспекты жизни семьи.

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Российской Федерации 40,7млн. семей состоит из 2 и более человек.

Число супружеских пар, в которых оба супруга моложе 30 лет, составляет 3,1 млн. семей.

Семьи, имеющие в своем составе несовершеннолетних детей, составляют 43% общего количества семей (17,3 млн. семей), с двумя несовершеннолетними детьми – 11,4%, многодетные семьи – 2,5%. В структуре многодетных семей 77 % составляют семьи с тремя детьми.

Из всех семей с несовершеннолетними детьми 67 % таких семей являются полными семьями, в которых дети проживают с обоими родителями (в 2002 году – 70%).

Наблюдается постепенное снижение доли детей, рожденных вне зарегистрированного брака, в общем числе рождений – с 29 %в 2010 году до 23 % в 2015 году.

За последние семь лет постепенно улучшается соотношение регистрируемых браков и разводов (в 2010 на 1000 браков приходилось 576 разводов, в 2015 году –545).

В 2015году по сравнению с 2010 годом более чем на 28% увеличилось число родившихся и составило 1895,8 тыс. детей. Повысилась доля вторых и последующих рождений в общем количестве рождений, суммарный коэффициент рождаемости в 2013 году достиг 10,7.[13]

Позитивными изменениями в демографическом положении страны способствовали следующие факторы:

– улучшение общей экономической ситуации в стране;

– вхождение в последние годы в репродуктивный возраст многочисленного поколения молодых женщин, рожденных в 80-е годы XX века;

– реализация принятых в рамках Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года мер, направленных на стимулирование рождаемости, таких как введение ежемесячного пособия по уходу за ребенком неработающим женщинам, увеличение размера пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком работающим женщинам, введение родового сертификата и налоговые льготы;

– введение материнского (семейного) капитала, который оценивается экспертами как наиболее существенная мера, повлиявшая на стимулирование рождений вторых и последующих детей. Эффективность программы материнского (семейного) капитала показывает и ее высокая востребованность среди населения, более 5 млн. семей получили государственный сертификат на материнский капитал, из них 50% семей воспользовались такими средствами.

Наряду с этим значительную роль в положительных изменениях демографической ситуации сыграли реализуемые программы, направленные на сохранение здоровья граждан.

В рамках реализации в 2008–2012 годах приоритетного национального проекта «Здоровье» в субъектах Российской Федерации построено и оснащено 23 перинатальных центра, на 2015–2017 годы запланировано строительство еще 32 перинатальных центров в 30 субъектах.

В последние годы отмечается рост показателей, отражающих уровень благосостояния населения. Наблюдается рост реальных денежных доходов населения, за последние 10 лет они выросли в 2,2 раза. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения сократилась с 24,6% в 2002 году до 1007% 2015 году.

Доля семей с детьми в возрасте до 16 лет в общей численности семей с доходам ниже величины прожиточного минимума все еще остается достаточно высокой (62,2%).

По оценке экспертов, ухудшение уровня жизни семей, возникающее после рождения детей, возрастает по мере увеличения числа детей в семье и составляет 16% среди полных семей с 1 ребенком, 30% среди полных семей с 2 детьми и 50% среди полных семей с 3 детьми и более.

В целях оказания дополнительной финансовой помощи нуждающимся в поддержке семьям с 2013 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» введена новая мера социальной поддержки семей в виде ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет. В настоящее время такую выплату получают более 168 тысяч семей в 66 субъектах Российской Федерации. [12]

Малоимущим гражданам оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта, размер которой в среднем составляет 34 тысячи рублей. За 2010–2013 годы социальный контракт заключен с 65,6 тысяч малоимущих граждан, имеющих детей.

В целях оказания содействия занятости в 2016 году 13,5 тысяч женщин (в 2013 году – 9,8 тысяч женщин), имеющих малолетних детей, направлены на профессиональное образование.

Повышение уровня жизни семей не может быть достигнуто без комплексной государственной политики, направленной на рост доходов прежде всего от трудовой деятельности.

В связи с этим целесообразно для граждан с высокой семейной нагрузкой развивать формы занятости, позволяющие совмещать работу с выполнением семейных обязанностей, такие, как занятость на условиях неполного рабочего времени, работа по гибкому графику или на дому, а также оказывать поддержку развитию семейного предпринимательства и фермерства. Необходимо создать реальные условия для совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью.

Трудности, которые испытывает семья, в том числе связанные с экономическими проблемами, нередко приводят к внутрисемейным конфликтам, в результате которых могут оказаться нарушенными права и законные интересы детей.

Важным элементом в преодолении таких ситуаций является предоставление социальных услуг и реализации мер, направленных на профилактику семейного неблагополучия.

Благодаря своевременно оказанной помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, наметилась позитивная тенденция к сокращению численности детей, родители которых лишены родительских прав (62,8 тыс. – в 2010 году, 40,1 тыс. – в 2015 году), за последние 7 лет на 46% сократилось число детей сирот, выявляемых в течение года.

В 2015 году увеличилась численность детей, переданных на воспитание в семьи граждан, по сравнению с 2012 годом (в 2013 году – 62,9 тыс. детей, в 2015 году – 61,4 тыс. детей), что рассматривается как положительная динамика на фоне ежегодного снижения этого показателя за предыдущие 5 лет на 10-15 %.

Неудовлетворительность браком, семейные конфликты и наличие факторов, обуславливающих социальные риски, могут привести к утрате семейных связей. По-прежнему имеют место случаи семейно-бытового насилия, а также совершения правонарушений в отношении детей в семье. Анализ положения семей на современном этапе позволяет сделать вывод о том, что семья в процессе жизнедеятельности может сталкиваться, с одной стороны, с проблемами, связанными с развитием систем здравоохранения, занятости, образования, культуры, положением на рынке жилья и функционированием государственных структур, с другой стороны, с проблемами специфического характера, свойственными конкретной семье. При разработке основных направлений государственной семейной политики учтено, что реализовать какие-либо цели семейной политики без их координации с другими направлениями невозможно, все функции реализуются семьей под воздействием демографической, экономической и социальной политики.

Целями государственной семейной политики являются поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития. К традиционным семейным ценностям, провозглашаемым Концепцией, относятся ценности брака, понимаемого как союз мужчины и женщины, основанный на государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния, заключаемый в целях создания семьи, рождения и (или) совместного воспитания детей, основанный на заботе и уважении друг к другу, к детям и родителям, характеризующийся добровольностью, устойчивостью и совместным бытом, связанный с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению.

Основными задачами государственной семейной политики являются:

– развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции;

– развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей;

– создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

– развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов;

– повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;

– содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи;

– обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства;

– профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности;

– повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, вовлеченными в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Решение задачи по развитию системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей, включает в себя:

– ежегодный мониторинг доходов и уровня жизни семей, включающий в себя выявление причин бедности среди семей с детьми;

– совершенствование гарантированных государством мер социальной поддержки семей, имеющим детей, в том числе замещающих семей;

– совершенствование механизмов использования средств материнского (семейного) капитала;

– создание условий для доступности общественного транспорта для семей с детьми;

– развитие государственной социальной помощи семьям, предоставляемой на основании социального контракта.

Решение задачи по профилактике семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности включает в себя:

– внедрение института посредничества (медиации) при разрешении семейно-правовых споров, в том числе связанных с расторжением брака между супругами;

– установление единого порядка отнесения семей к категории находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в проведении в отношении них профилактической работы, также порядка проведения профилактической работы с такими семьями;

– совершенствование законодательства Российской Федерации в части урегулирования вопросов, касающихся профилактики социального сиротства, порядка лишения родительских прав и ограничения в родительских правах, установления порядка проведения социальной работы по восстановлению семьи во всех случаях разделения либо угрозы разделения детей и родителей;

– совершенствование порядка обследования условий жизни детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, разработку и внедрение современного диагностического инструментария, учитывающего презумпцию добросовестности родителей при осуществлении родительских прав, для оценки безопасности ребенка, уровня риска нанесения вреда его жизни и здоровью совершения правонарушений в отношении ребенка;

– развитие программ и услуг, направленных на оказание помощи родителю, ограниченному в родительских прав, в целях восстановления его в родительских правах и возвращения ребенка в биологическую семью;

– реализацию комплекса мер, направленных на профилактику социального сиротства и оказание помощи детям в случаях нарушения их прав и интересов;

– развитие центров помощи дневного и временного пребывания родителей с детьми по месту жительства;

– развитие кризисных центров (приютов, центров временного пребывания и отделений) для женщин и мужчин, в том числе в семье;

– развитие программ по работе с лицами, подвергающими психологическому или физическому насилию членов своей семьи;

– развитие форм досуга, спорта, туризма и дополнительного образования, специально ориентированных на интеграцию детей групп риска и детей, находящихся в социально опасном положении;

– разработку и внедрение модельных стандартов социальных услуг для семей групп социального риска и семей, находящихся в социально опасном положении;

– реализацию просветительских программ среди молодежи по профилактике насилия, проведение информационных кампаний о ресурсах, возможностях и об услугах, доступных пострадавшим от насилия, а также продолжение общенациональной кампании по противодействию совершению правонарушений в отношении детей;

– поддержку негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере предоставления социальных услуг семьям с детьми и детям.

 

2.3. Характеристика деятельности центра социального обслуживания населения

 

Центр социального обслуживания населения (ЦСО) – это государственное учреждение, призванное обеспечить помощь, реабилитацию, уход, поддержку социально уязвимым категориям населения, семьям, в том числе, и с детьми, пожилым гражданам и инвалидам и является государственным учреждением, которое оказывает широкий спектр социально-бытовых, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-психологических и социально-правовых услуг во всех формах социального обслуживания (на дому, в полустационарных и стационарных условиях).

При каждом центре социального обслуживания населения существуют отделения по работе с семьей и детьми. В настоящее время функционируют 132 отделения по всей Москве.

Эти отделения при ЦСО являются многопрофильными учреждениями и осуществляют комплексное обслуживание семей и детей по месту жительства путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.Указанные учреждения оказывают социальную помощь следующим категориям семей: малообеспеченным, многодетным, неполным,

Социальная помощь является адресной, оказывается на основании личного заявления и акта обследования материально-бытового положения семьи.

Малообеспеченным семьям с детьми могут быть оказаны следующие виды социальной помощи: продуктовая, вещевая, в виде товаров длительного пользования (холодильников, телевизоров, стиральных машин),путевки для детей в оздоровительные учреждения, билеты на различные культурно-досуговые мероприятия и пр.

Помимо этого, в данных учреждениях оказываются следующие виды услуг:

– социально-медицинские (санитарно- просветительская работа, массаж, занятия лечебной физкультурой и др.);

– социально-психологические (консультирование психолога, психодиагностика, проведение индивидуальных занятий и групповых тренингов, в том числе по вопросам профилактики вредных привычек и избавления от них, адаптации детей к школе, общения со сверстниками и т.д., привлечение к участию в клубах общения, экстренная психологическая помощь по телефону и др.);

– социально-правовые (консультирование по гражданскому, жилищному, семейному, трудовому праву, помощь в составлении исков, содействие в оформлении льгот, пособий, компенсаций, жилищных субсидий, помощь в решении вопросов занятости и др.);

– социально-педагогические (педагогическая коррекция, оказание помощи родителям в воспитании детей и преодолении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, организация совместного досуга родителей и детей и т.д.);

– социально-бытовые (обеспечение талонами в парикмахерские, химчистки, бани, прачечные).

Во многих центрах социального обслуживания работают отделения дневного пребывания несовершеннолетних, в которых дети получают 2-разовое питание (обед и полдник), организуются различные досуговые мероприятия, проводится работа по развитию творческих способностей детей в кружках, клубах по интересам, оказывается помощь в подготовке домашних заданий, реализуются программы социальной реабилитации детей.

В дни зимних и летних школьных каникул дети и подростки, посещающие отделения дневного пребывания, получают 3-разовое питание (завтрак, обед и полдник).

Кроме того, в отделениях дневного пребывания проводятся и выездные мероприятия с посещением музеев, выставок, концертов, театров, спортивных мероприятий, экскурсий по историческим местам и др.

Центр социального обслуживания для семей с детьми выполняет следующие задачи:

— выявление и учёт семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке;

— оказание консультативно-правовой помощи по вопросам социальной защиты этой категории граждан;

— оказание консультативно-правовой помощи по вопросам социальной защиты этой категории граждан;

— содействие социальной адаптации семьи и детей в современных политических и экономических условиях;

— определение и предоставление конкретных видов и форм социально — экономических, медико — социальных, социально — психологических, социально — педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной поддержке

— участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав.

— бытовое, медицинское, культурное обслуживание семей и детей, организация отдыха, привлечение к посильной трудовой деятельности.

— привлечение различных государственных и общественных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей и детей.

— реализация мер по социальной защите детей — сирот — бывших воспитанников детских домов — интернатов и школ — интернатов.

Основными направлениями деятельности отделения являются:

-первичный прием граждан, выявление имеющихся у них потребностей в социальных услугах.

-организация комплексного социального обслуживания и помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

-содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, материальной и натуральной помощи, кредитов, алиментов, улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством, в оформлении жилищных субсидий.

-социально — экономическая поддержка многодетных, неполных семей, социальная поддержка выпускников детских домов и школ — интернатов на начальном этапе самостоятельной жизни до достижения ими 23 летнего возраста.

— оказание семьям и детям юридической помощи по социально — правовым вопросам (жилищное, семейно — брачное, трудовое, гражданское, пенсионное законодательство, права детей, женщин, инвалидов, сирот).

— оказание семьям и детям психологической и юридической помощи по вопросам взаимоотношений между родителями и детьми, по вопросам развития и возрастных особенностей детей и подростков.

— организация мероприятий по привлечению средств для оказания помощи нуждающимся семьям (распределение одежды second hand, благотворительных аукционов, лотерей и т.п.).

— содействие в организации широкого спектра социально — бытовых услуг по сниженным ценам.

— организация (совместно с местными органами управления, учреждениями образования, здравоохранения, культуры и др.) семейных и детских праздников, соревнований и конкурсов.

— создание интегрированных игровых групп и кружков по интересам

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и наше государство: забота о подрастающем поколении проявляется в самых различных областях его деятельности.

В ходе исследования, рассмотрев основные правовые нормы, регламентирующие социальную работу и юридическую защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно сделать следующие выводы:

– проблема сиротства остается достаточно острой;

– нормативная правовая база по оказанию социальной защиты и юридической помощи достаточно широка, но она не исчерпывает всех проблем, которые требуют разрешения. Работники органов опеки и попечительства по-своему трактуют законодательство, неправомерно изымают детей из семьи на основе, так называемого, «жестокого обращения» с ребенком.

Существующая нормативная правовая база не в полной мере позволяет внедрять инновационные подходы и технологии в повседневную практику работы специалистов с детьми и семьями группы риска. Серьезное затруднение в этой работе вызывает расхождение в трактовках понятия «жестокое обращение», используемых правоохранительными органами, различными ведомствами, отвечающими за реализацию политики в области защиты детей. Необходимо скорректировать понятие «жестокое обращение с ребенком» на федеральном уровне. Органы опеки и попечительства должны выступать в качестве координатора всех действий по профилактике социального сиротства, что требует внесения изменений закон.

В связи с этим мы считаем, что законодательство в этой сфере требует корректив и должно совершенствоваться.

В современной ситуации обеспечить ребенку его права, и, прежде всего, право жить и воспитываться в семье, возможно только при взаимодействии всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на социальную работу и поддержку детей. Значительное место в этой системе занимает специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье).

Политика в отношении детей должна быть защитно-охранной, включать комплекс медико-психологических, социально-психологических, социально-правовых, социально-педагогических направлений помощи и поддержке детей, в отношении которых есть опасность социального сиротства.

Вместе с тем, всей этой деятельности не достаточно для того, чтобы в полном объеме реализовалась социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей. Детям не хватает обыденного общения вне детского дома, в том числе общения в семье.

Исследовав формы устройства детей, мы выяснили, что самыми распространенными формами устройства ребенка на воспитание в семью остаются опека и попечительство. Опека наиболее популярна среди россиян. Сообразно понятию профессионалов, более преимущественной формой устройства ребенка при невозможности возврата в биологическую (кровную) семью является передача на усыновление, под опеку родным или в замещающую семью. Жизнь в семье (опекунской, приемной либо патронатной) дозволяет ребенку-сироте возместить то, что ему недоставало, а конкретно пройти полный курс семейной социализации (проживание и усвоение разных ролей в семье), надзора за эталонами детско-родительских и супружеских отношений, формирование дефицитных эмоций сострадания, родительской теплоты и т.д., а основное – заполучить нужную стартовую базу для предстоящей жизни, а конкретно тот комплект статусов, какие посодействовать, получив хорошее образование, отлично трудоустроиться и организовать карьерный рост.

Характеризуя государственную семейную политику можно сделать вывод о том, что государство понимает проблему, пытается ее решить, предлагает значимые шаги, но явно недостаточные для решения всех вопросов, возникающих в данной сфере.

На наш взгляд путями преодоления трагического социального явления станут:

– совершенствование системы устройства детей-сирот;

– экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства;

– возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманности, любви и уважении к ребенку;

– профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) (20 ноября 1989 г.)
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, №31
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с01.06.2016) //«Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, №32, ст.3301
  4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г №223-ФЗ, (ред. от 20.04.2016)// «Собрание законодательства РФ», 01.01.196, №1, ст.16
  5. Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ, (ред. от 31.12.2016) //«Собрание законодательства РФ), 03.01.2005, №1 (часть 1), ст. 14
  6. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // «Собрание законодательства РФ», 23.12.1996, №52, ст. 5880
  7. Об опеке и попечительства: Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ (ред. от 28.11.2016) // «Собрание законодательства», 28.04.2008, №17, ст.1755
  8. О некоммерческих организациях Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (действующая редакция от 02.05.2016) // «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, №3, ст. 145
  9. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ ред. от 21.07.2014) «//Собрание законодательства РФ», 30.12.2013, №52 (часть I), ст. 7007
  10. Об образовании в Российской Федерации Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ(действующая редакция от 19.12.2016) // «Собрание законодательства РФ», № 53 (ч.1), ст. 7598
  11. Об основных направлениях государственной семейной политики: Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 №712
  12. О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №606
  13. Распоряжение правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года №1618-р
  14. Резолюция всероссийской конференции «Профилактика социального сиротства: достижения и пути их развития» //Бюллетень законодательства о социальном обслуживании. — №4, 2014 . – с. 136-143
  15. Медицинская реабилитация в педиатрической практике: достижения, проблемы и перспективы: сборник трудов научно-практической конференции с международным участием, 01.07.2013, г. Якутск – с. 146-147
  16. Семья: Психология, педагогика, социальная работа / Под редакцией А. А. Реана. – М.: АСТ, 2010. — 576 с.
  17. http://www.consultant.ru/ – правовая база «Консультант»
  18. http://www.rg.ru/–официальный сайт Российской газеты
  19. http://www.grandars.ru/ – сайт «энциклопедия экономиста»
  20. http://soc-work.ru/ – портал о социальной работе
  21. http://tsput.ru/res/other/Bschool/Reasons/reasons1.htm – сайт «Дети-сироты»

Страницы:   1   2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф