Скоро защита?
Меню Услуги

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ В РФ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2


Содержание

  • Введение.
  • ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН В РФ..
  • 1.1 Понятие и система социальной защиты безработных граждан.
  • 1.2. Нормативное обеспечение социальной защиты безработных граждан.
  • ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН..
  • 2.1 Правовой статус и социальные гарантии безработных граждан.
  • 2.2 Проблемы правового обеспечения социальной защиты безработных.
  • Заключение.
  • Список литературы.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что главными негативными последствиями безработицы являются: необеспеченное рабочими местами трудоспособное население и, соответственно не выпущенная продукция, снижение темпов экономического роста и т.д. так же безработица оказывает влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан. В обществе нарастает социальная напряжённость, растет преступность, повышается уровень заболеваний, связанных с психическим расстройством, подрывается физическое и моральное здоровье общества. В конечном итоге, как показывает история, массовая длительная безработица трудоспособного населения может привести к политическим и социальным переменам.

Одной из основных целей макроэкономической политики любого государства является достижение высокого уровня занятости. Увеличение числа дополнительных рабочих мест, как одно из направлений макроэкономической политики, ведет к наиболее эффективному удовлетворению материальных потребностей населения. В случае неполного использования имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система не может достичь границ своих производственных возможностей. При такой экономической ситуации особую значимость приобретает социальная защита граждан, на которых в большей мере отражается спад в национальной экономике. Речь идет о безработных гражданах. С социально-экономической точки зрения данная категория граждан находится в наиболее ущемленном положении. При этом стоит отметить, что выплата пособий по безработице не удовлетворяет в полной мере наиболее важные потребности человека, тем самым не производя должного эффекта.

Безработица является социально-экономической проблемой глобального характера и отражает эффективность, как социальной политики государства, так и экономическое развитие страны. Социальная политика направлена на обеспечение достойного качества жизни для населения, в том числе и за счет предоставления достаточного количества рабочих мест, гарантирования минимального размера оплаты труда и развития социально защиты граждан.

Качество и эффективность мероприятий государственных учреждений службы занятости зависит от объемов выделенного финансирования. Для сравнения, доля средств, выделяемых на социальную защиту в ВВП европейских стран, составляет порядка 3-7%, в США значительно меньше — 0,6-0,8% от размера ВВП, а в России данный уровень не достигает даже 0,5%, хотя имеется положительная тенденция к наращиванию объемов государственного финансирования защиты от безработицы граждан страны. Финансовые потоки, направленные на социальную защиту, включают в себя следующие направления расходования бюджетных средств: компенсация материальных потерь от безработицы (пассивная защита); содействие занятости населения (активная защита).

Объект исследования: общественные отношения, возникающие при применении правовых норм в области социальной защиты населения.

Предмет исследования: применимое к объекту исследования законодательство и нормативно-правовые предписания, регламентирующие порядок социальной защиты безработных в Российской Федерации.

Цель исследования: рассмотреть правовое регулирование социальной защиты безработных в Российской Федерации.

Указанная цель предопределила решение следующего комплекса задач:

1) охарактеризовать понятие и систему социальной защиты безработных граждан;

2) проанализировать нормативное обеспечение социальной защиты безработных граждан;

3) рассмотреть правовой статус и социальные гарантии безработных граждан;

4) выделить проблемы правового обеспечения социальной защиты безработных.

Методологической основой исследования является системный подход, в рамках которого широко использовался метод структурно-функционального анализа, а также общенаучные методы – анализ и синтез, абстрагирование, описание, объяснение; общелогические методы – дедуктивный, индуктивный и традуктивный. Для получения эмпирических данных применялись анализ документов, сравнительный анализ и др.

Нормативно-правовую базу исследования составили законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие особенности социальной защиты безработных граждан.

Эмпирической базой выпускной квалификационной работы являются материалы судебной практики.

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН В РФ

1.1 Понятие и система социальной защиты безработных граждан

На сегодняшний день в Российской Федерации и во многих других странах существует такая глобальная проблема как безработица населения.

Безработица — это социально-экономическая ситуация в стране, когда часть трудоспособного населения по каким-либо причинам не занята в оказании услуг населению и производстве товаров[1].

К основным экономическим причинам появления безработицы относятся:

  • высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец или профсоюз.
  • низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель (работодатель).
  • отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы.

Основной причиной возникновения безработицы можно назвать нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это неравновесие особенно усиливается в период экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.п. А факторы, влияющие на появление безработицы охватывают все сферы жизни общества политическую, экономическую, но также и социальную. Заработная плата и условия труда перестают удовлетворять потребности людей. Таким образом, безработица является глобальной проблемой для экономики всей страны.

В настоящее время выделяют несколько типов безработицы: фрикционная, структурная, институциональная, циклическая и сезонная.

На уровень безработицы в стране воздействует огромное число факторов, среди которых можно выделить несколько основных: темпы роста или спада экономики; демографические показатели; производительность труда; желание населения к перемене трудовой деятельности или смене места работы; социально значимые причины: отсутствие образования, беременность, алкогольная или наркотическая зависимость и др.; уровень спроса и предложения на тот или иной вид занятости; желание сменить работу[2].

Стоит отметить, что до 2017 года обследование населения проводилось в возрастном диапазоне 15-72 лет, и в целях продолжения динамического ряда последующий анализ уровня занятости населения и безработицы проводится в той же возрастной категории. Численность и состав рабочей силы в возрасте 15-72 лет за 2016 и 2017 года представлена в таблице 1[3].

Таблица 1 – Численность и состав рабочей силы в возрасте 15-72 лет

Категория населения Январь 2016г. Январь 2017г. (+, — ) к
2017г. январь IV квартал в среднем за год январю 2016г. декабрю 2016г.
Тыс.человек
Рабочая сила в возрасте 1572 лет 75917 75761 76739 76636 156 -941
Занятые 71629 71333 72633 72393 296 -1126
безработные 4288 4428 4106 4243 -140 185
В процентах
Уровень участия в рабочей силе (рабочая сила к численности населения в возрасте 15-72 лет) 68,9 68,7 69,6 69,5 0,2 -0,8
Уровень занятости
(занятые численности населения в возрасте 15-72 лет) 65,0 64,7 65,9 65,7 0,3 -1,0
Уровень безработицы (безработные к численности рабочей силы) 5,6 5,8 5,4 5,5 -0,2 0,3

В 2017 году Росстат провел выборочное исследование рабочей силы среди населения в возрасте 15 лет и старше. На январь 2017 года численность рабочей силы составила около 76 млн. человек, или 52% в процентном выражении от общей численности населения страны. В состав данного показателя входят лица, занятые в экономике (71,8 млн. человек) и граждане, не имевшие постоянного места труда, но активно искавшие его (4,3 млн. человек). Таким образом, уровень безработицы составил 5,6%, а уровень занятости населения 60%.

По сравнению с декабрем 2016 года численность вовлеченного в трудовую деятельность населения уменьшилась в январе 2017 года на 1126 тыс. человек (1,5%), но по сравнению с январем 2016г наблюдается увеличение на 296 тыс. человек, (0,4%).

Уровень безработицы в январе 2017году увеличился на 185 тыс. человек (4,5%) по сравнению с декабрем 2016г, но по сравнению с январем 2016года наблюдается уменьшение на 140 тыс. человек, (3,2%).

Стоит отметить, что общая численность безработных, которые классифицируются в соответствии с критериями МОТ, превысила в 4,8 раза число безработных граждан, которые зарегистрированы в государственных учреждениях службы занятости населения[4].

Основным направлением решения социальных проблем безработных граждан является социальная защита населения. В российском законодательстве, научной литературе имеются различные точки зрения на само понятие «социальная защита». Нередко защиту понимают как охрану права в смысле предохранения, принятия превентивных мер с целью недопущения покушения на благо, принадлежащее личности, т.е. на её права и свободы. Сущность социальной защиты безработных граждан состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансово-экономических, социально-педагогических средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь данной категории населения с целью удовлетворения потребностей и интересов.

В рамках системы социальной зашиты населения, Правительство РФ разрабатывает: программы по занятости населения; поддержку населения в виде финансовой помощи; возможность подготовки и переподготовки кадров для приобретения или усовершенствования навыков и умений.

Решение вопросов безработицы напрямую связано с государственной инвестиционной политикой, успешный результат которой может сложиться только при верном направлении задач научно-технической политики и их финансировании.

Пассивная государственная политика занятости обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы, когда средства из источников финансирования занятости расходуются на[5]:

  • выплату пособия по безработице;
  • выплату стипендий в период профессиональной подготовки;
  • возмещение затрат, в связи с добровольным переездом в другую местность;
  • оплату периода временной нетрудоспособности граждан;
  • выплату пенсии в связи с досрочным выходом безработных на пенсию;
  • прочие выплаты безработным гражданам.

Рассмотрим основные направления и формы социальной защиты безработных граждан:

Профессиональная помощь[6]:

– прямой вид помощи направлен на защиту прав и интересов безработного, улучшение условий его жизнедеятельности, устранение отрицательных психических состояний;

– опосредованный вид помощи с социальным окружением (например, с семьёй, друзьями, родственниками) через различные государственные службы, фонды и организации.

2 Помощь в преодолении стрессовой ситуации.

3 Обучение безработного навыкам самопрезентации, навыкам планирования своего трудоустройства, поиска работы. (составление резюме, объявление в газету, обучение деловому общению, поведению и т. д.).

4 Восстановление утраченных коммуникативных способностей, повышение уверенности в себе, применение групповых тренинговых занятий. Например, эти занятия проводятся в клубной форме: («Клубы ищущих работу», «Новый старт»), в рамках программы социальной адаптации безработных, что касается главных задач таких клубов, то основными из них является:

обеспечение безработных состоянием рынка труда;

обучение навыкам поиска работы, навыкам самопрезентации;

оказание практической помощи по применению полученных навыков.

5 Помочь безработным в создании их объединений, которые могут стать толчком для безработных, и в последующем реализовать свои собственные предприятия.

6 Оказание разовой консультационной помощи безработным, которые обращаются за помощью.

7 Сбор информации о существующих группах и направление туда клиентов.

8 Проведение предупредительных мероприятий, способствующих сокращению возможности безработицы (например, просветительская работа в общеобразовательной школе).

9 Информирование о спросе на профессии, его перспективах, подготовке выпускников школ к осознанному выбору профессии.

10 Помощь в организации курсов, кружков. Цель: обучение и переобучение работников навыкам, необходимым для успешной трудовой деятельности, конкурентоспособности на рынке труда.

11 Пристальное внимание специалисту следует обращать на то, насколько полно работа будет реализовывать профессиональный потенциал человека, на какое время она предоставляется, как она соотносится с прошлым местом работы, уровнем заработной платы[7].

Таким образом, необходимо учесть такую немаловажную составляющую, что для того, чтобы безработный эффективно включился в трудовую деятельность, необходим механизм. На макроуровне данный механизм включает в себя проведение активной политики государственными службами занятости, закрепленные правовыми нормами. Задача специалиста по социальной работе на микроуровне состоит в применении конкретных мер обеспечения занятости, которые помогают восстановить безработному веру в свои силы, вернуть к активной трудовой деятельности, а также к плодотворному сотрудничеству с людьми и полноценной реализации себя в обществе.

Свою специфику имеет социальная защита безработных граждан в сельской местности в связи с ограниченными вариантами поиска работы, а также возможным полным отсутствием вакантных рабочих мест в районе проживания гражданина. Для сравнения, по данным Л.В. Бондаренко, уровень общей безработицы среди сельской молодежи 15-29 лет достигает 13,9% (городской — 8,3%)., коэффициент локализации безработицы в сельской местности, характеризующий межтерриториальные (город-село) различия в сбалансированности рынка труда, вырос с 0,9 в 2000г. до 1,43 в 2012г. (в 13 субъектах Российской Федерации этот коэффициент превышает 1,5)[8].

К настоящему времени в области защиты граждан от безработицы накоплен немалый опыт, предполагающий применение разного рода инструментария, и прежде всего, посредством страхования.

Система страхования обязывает каждого работника осуществлять сохранение части своего трудового дохода на особом сберегательном счете на случай безработицы. Так, если человек вдруг оказывается без работы и при этом осуществлялись отчисления на указанный сберегательный счет, он может со своего сберегательного счета получить сумму, равнозначную размеру пособия по страхованию безработицы. В том случае, если на указанном счете денежных средств оказывается недостаточно для выплаты пособия, со стороны государства осуществляется перевод необходимой суммы в виде кредита на счет застрахованного лица. Такие сберегательные счета по имеющимся остаткам обретают рыночную норму прибыли и возвращают государству то же количество прибыли по взятым в долг суммам. Когда человек достигает пенсионного возраста средства, имеющиеся на сберегательном счете соединяются со средствами индивидуального пенсионного счета либо другими вкладами на базе пенсионных сбережений. Здесь также следует обозначить возможность наследования остатка страховых сбережений, которые сохранились на сберегательном счете умершего, которые могут быть унаследованы согласно законодательству о наследовании. Государство отменяет долг граждан, достигших пенсионного возраста (или к моменту его кончины), если на сберегательном счете имеется отрицательный остаток[9].

Рассмотрим перспективы развития занятости населения в Российской Федерации. Если рассматривать рынок труда в региональном аспекте, то нельзя не заметить наметившуюся тенденцию неравномерного развития регионов, что является одним из важных факторов возникновения неравномерности занятости населения и его доходов. Принимаемые государством в рамках социальной политики меры, направленные на устранение проблемы дифференциации регионов, являются неэффективными, откуда вытекает необходимость создания специальной системы мероприятий по занятости населения в наиболее кризисных регионах страны. Для отраслей со слабым уровнем технологического развития и сомнительными перспективами дальнейшего развития необходимо привлекать иностранные инвестиции, в особенности для высокотехнологичных инвесторов. Соответственно, для этого необходимо создание благоприятного инвестиционного климата в данных отраслях народного хозяйства. Привлечение иностранных инвестиций способствует созданию новых рабочих мест для профессионалов с высокой классификацией.

В условиях рыночной экономики происходят постоянные изменения в требованиях по оказанию услуг на региональных и отраслевых рынках, в требованиях к производственным процессам и качеству рабочей силы. Всё это обуславливает возникающие перед государством задачи по созданию системы мероприятий и разработки мер, которые будут способствовать становлению службы занятости как самого важного инструмента для перераспределения рабочей силы, который стимулировал рост качества предоставляемых услуг в сфере занятости населения[10].

Таким образом, с целью повышения эффективности деятельности государства по содействию занятости населения предложены новые формы взаимодействия работодателей со службами занятости населения. К таким формам относят аукцион специалистов, сущность которого заключается в том, что работодатель сам выбирает специалиста для себя из представленных службой занятости в определённом регионе кандидатур. Встреча работодателя с потенциальными работниками-клиентами центра занятости населения проходит в помещении службы занятости. Такой вид взаимодействия удобен в практическом применении и позволяет сократить срок поиска работников необходимой работодателю квалификации, а безработные граждане, в свою очередь получают возможность быстрого оформления и приема на работу.

Подводя итоги всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что проблема занятости населения и высокого уровня безработицы занимает большой вес в экономике и политике Российской Федерации, влияя, как на сферу общественного производства, так и на качество жизни всего населения в целом. Поэтому на государстве лежит ответственность за создание такой системы, которая обеспечит рабочими местами граждан страны.

1.2. Нормативное обеспечение социальной защиты безработных граждан

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (ст. 7 Конституции Российской Федерации). Такое государство заботится о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и социальной справедливости в обществе. Это положение конкретизировано в ст.39 Конституции РФ, согласно которому каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом[11].

Проблема поддержки государством людей, ставших безработными, является актуальной не только для нашей страны, но и для всего мирового сообщества в целом, так как действует множество международных договоров и соглашений. Статья 25 Всеобщей декларации прав человека 1948 года закрепляет за человеком «.. .право на обеспечение в случае безработицы…». В статье 11 Международного Пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 года провозглашено право каждого на достойный уровень жизни и обязанность со стороны государства это право реализовать. Также существуют специальные конвенции Международной организации труда (МОТ), полностью посвященные вопросам социального обеспечения безработных людей: Конвенция МОТ №44 1934 г. «О страховании на случай безработицы и о различных видах оказания помощи безработным», Конвенция МОТ №168 1988 г. «О содействии занятости и содействии от безработицы»[12].

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы социальной защиты безработных граждан в Российской Федерации является Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1  «О занятости населения в Российской Федерации»[13]. В определенной Законом «О занятости населения в Российской Федерации» системе социальной защиты населения в сфере занятости можно выделить активные и пассивные методы. Активные методы направлены на сохранение и развитие рабочих мест и создание условий для предпринимательства и самозанятости, обеспечение сбалансированности рынка труда в региональном и профессионально-квалификационном аспектах, оказание конкретного содействия безработным в трудоустройстве[14].

Государственная система социальной защиты безработных граждан включает 2 основных направления: активное и пассивное.

Активные методы социальной защиты включают мониторинг занятости и безработицы, разработку балансов трудовых ресурсов и целевых прогнозных показателей в области занятости, федеральных и региональных программ содействия занятости и дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда, информирование граждан и работодателей о положении на рынке труда, организацию оплачиваемых общественных работ для безработных граждан, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет, желающих работать в свободное от учебы время, поиск подходящей работы службами занятости и финансовую поддержку безработных при переезде в другую местность для трудоустройства, бесплатное профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации безработных по направлению службы занятости.

К пассивным методам относятся выплата выходного пособия при увольнении в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем либо сокращении штата, а также социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Социальные выплаты осуществляются в форме пособия по безработице, стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, материальной помощи в период обучения и участия в оплачиваемых общественных работах, пенсии, назначаемой по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление трудовой пенсии[15].

Реализация активной политики социальной защиты безработных в современных условиях основана на Государственной программе РФ «Содействие занятости населения», которая утверждена Правительством РФ на срок с 2013 года по 2020 год[16]. Данная программа предполагает выделение бюджетных средств бюджетов всех уровней, а также детальную разработку подобных программ в каждом регионе.

Основным видом материальной поддержки безработных государством является выплата пособий по безработице. В России подобная социальная выплата введена Законом от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации». Размер пособия по безработице зависит от заработной платы на последнем месте работы, однако регламентируется максимальный размер такого пособия. Минимальный и максимальный размер пособия по безработице определяется ежегодно постановлением Правительства РФ[17]. При этом относительная величина данного пособия постепенно снижается под воздействием макроэкономических факторов[18].

Региональные программы, направленные на снижение напряжённости на рынке труда, ознаменовали переход от поддержки безработных к защите от безработицы, которая призвана снижать риски утраты работы и трудового дохода. Однако анализ их реализации в разрезе субъектов РФ показал, что заложенные в них приоритеты по снижению социальной напряжённости в обществе и экономии бюджетных расходов остались неизменными. Поэтому данные программы слабо влияли на сокращение структурной безработицы и прогрессивную реструктуризацию занятости[19].

С 2005 года минимальная и максимальная величины пособия устанавливаются актами Правительства Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства РФ от 24.11.2017 № 1423 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2018 год»[20] были установлены минимальная и максимальная величины размера пособия по безработице в размере 850 рублей РФ и 4900 рублей РФ соответственно. То есть минимальный и максимальный размеры пособия не меняется с 2009 года по сегодняшний день.

С одной стороны, можно сделать вывод, что правительство, не повышая размер пособия по безработице, довольно успешно проводит политику стимулирования граждан трудиться — ежегодно, начиная с 2009 года, уровень безработицы уменьшается в среднем на 0,4 %. С другой стороны, уровень прожиточного минимума и размер пособия по безработице просто не сопоставимы (на 2018 год размер пособия примерно в 2 раза меньше), что в свою очередь значительно подрывает формально провозглашенную идею социальности российского государства. Из-за низких размеров пособий в Российской Федерации около 25% от всего числа безработных регистрируются в органах социальной защиты. Поэтому такому институту, как пособия по безработице, требуются кардинальные изменения и преобразования.

Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 (ред. от 04.08.2015) «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (вместе с «Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы», «Правилами регистрации безработных граждан») [21] устанавливает, что регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации. При регистрации государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет граждан в целях поиска подходящей работы (далее — регистрационный учет), ведение регистрационного учета граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы (далее — зарегистрированные граждане), и снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан. Постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения

Таким образом, анализ системы социальной защиты безработных выявил, что в целом можно говорить о доступности государственных услуг по содействию занятости, но качество услуг не всегда соответствует современным нормам. В частности пособия по безработице едва покрывают половину минимального размера прожиточного уровня. Обозначенные упущения требуют разработки новых подходов к решению проблем, связанных с социальной защитой безработных в Российской Федерации.

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

2.1 Правовой статус и социальные гарантии безработных граждан

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»[22] безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

В силу ст. 2 Закона №1032-1, занятыми считаются граждане, в том числе, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее — индивидуальные предприниматели).

Согласно ч. 3 ст. 3 Закона №1032-1, безработными не могут быть признаны граждане представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными, а также граждане, перечисленные в ст. 2 настоящего Закона.

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации в статье 30 устанавливает, что пособие по безработице выплачивается гражданам  и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей)[23].

Пособие по безработице гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» назначение и получение пособия по безработице производится только гражданину, зарегистрированному по месту его жительства (п. 2 ст. 3). Введение требования учета регистрации безработных граждан именно по месту жительства (а не по месту пребывания) не ущемляет их права на защиту от безработицы. Напротив, оно обусловлено необходимостью создать наиболее благоприятные условия для поиска территориальными органами службы занятости подходящей работы гражданину в пределах той местности, где он проживает (п. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»). Гражданин А.Я. Аванов оспаривал конституционность данного положения. Он был зарегистрирован в качестве безработного по месту постоянного жительства в г. Тбилиси, тем не менее на протяжении ряда лет он имел временную регистрацию по месту пребывания в г. Москве. Гражданин А.Я. Аванов, желая быть зарегистрированным в качестве безработного в г. Москве, претендовал на получение им пособия по безработице и по месту временной регистрации (помимо получения им пособия по безработице в г. Тбилиси)[24].

Конституционный Суд РФ, отказывая в принятии к рассмотрению его жалобы, указал, что в случае удовлетворения требования А.Я. Аванова (реализация права на защиту от безработицы не только по месту постоянного жительства, но и по месту временной регистрации, т.е. по месту пребывания) могут нарушиться цели, установленные законом: обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина; защита прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов, что создает возможность для злоупотребления правом безработному гражданину, так как он получает необоснованные преимущества перед другими безработными (вправе получать пособие по безработице в двух местах) и перед «другими гражданами», как назвал их Конституционный Суд РФ, т.е. перед налогоплательщиками[25].

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (вместе с «Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы», «Правилами регистрации безработных граждан») регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 (далее — зарегистрированные граждане), в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными[26].

Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:

  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • трудовая книжка или документ, ее заменяющий;
  • документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;
  • справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;
  • для граждан, относящихся к категории инвалидов, — индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее — индивидуальная программа реабилитации).

В судебной практике вопрос назначения пособия по безработице по месту регистрации граждан поднимается достаточно часто. Например, «Коробов С.В. обратился в суд с иском, которым просит признать незаконным отказ Государственного казенного учреждения Московской области «Центр занятости населения Раменского муниципального района и городского округа Жуковский» №01-13-1370 от 26.10.2017г. в признании Коробова С.В. безработным , обязании поставить его на регистрационный учет в качестве безработного с выплатой пособия с момента обращения 16 октября 2017г. В обоснование иска указал, что 16 октября 2017г. обратился в Государственное казенное учреждение Московской области «Центр занятости населения Раменского муниципального района и городского округа Жуковский» с заявлением о признании безработным и постановке на учет, однако 01 ноября 2017г. получил письмо об отказе в удовлетворении заявления, поскольку адрес: <адрес> – место пребывания Коробова С.В., а не постоянной прописки. Считая, что указанный отказ нарушает его права, обратился в суд с настоящим иском. В судебном заседании требования поддержал.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований»[27].

В России социальные гарантии в сфере занятости, а также, в частности, по безработице закреплены в федеральном законе РФ от 19.04.1991 г. №1032-1 (ред. от 28.12.2016) «О занятости населения в Российской Федерации», а именно, в главе VI «Социальные гарантии и компенсации». Так, законодательно закрепленными общими социальными гарантиями поддержки безработного населения в нашей стране являются выплаты пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплаты стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; а также предоставление возможности участия в оплачиваемых общественных работах.


Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф