Страницы 1 2
ВВЕДЕНИЕ
В современном неспокойном и нестабильном российском обществе все более актуальны проблемы бедности и положения малообеспеченных людей, малоимущих и неблагополучных семей. Прежде всего, определимся с понятиями «бедность», «малообеспеченная семья» «неблагополучная семья». В научной литературе в этом плане хорошо разработан социально-экономический подход к определению понятия «бедность». В контексте этого подхода бедность трактуется как состояние, в котором пребывает семья или человек, когда ресурсы, домашнее хозяйство по уровню меньше, чем это необходимо для нормального существования. Недостаток концепции в том, что в ее основе могут быть различные индикаторы и методы определения бедности. Суть социально-экономического подхода заключается в следующем:
1) бедность как явление, присущее любому обществу;
2) различия в устройстве общества показывают разную интенсивность проявления состояния бедности;
3) отдельные элементы бедности могут быть определены для всех стран. Наиболее популярна возникшая одной из первых абсолютная концепция бедности, согласно которой бедность объясняется исходя из физиологических потребностей и минимального потребительского набора семьи, человека, а также его физиологических потребностей. Авторы этой концепции, ученые конца XIX — начала XX века С. Буш, В. Роунтри, М. Оршански, сконцентрированы на установлении уровня прожиточного минимума, размере доходов, ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека или отдельной малообеспеченной семьи в продуктах питания, калорийности, потребления углеводов, белков, жиров и других потребностях людей.
Объект исследования – правоотношения, возникающие при выплате пособий при рождении, усыновлении детей.
Предмет – нормы права, регулирующие государственные меры поддержки граждан с детьми.
Цель – выявление и анализ особенностей правового регулирования осуществления поддержки граждан с детьми.
Для достижения цели ставились следующие задачи:
— проанализировать нормативно-правовое регулирование, поддержки малообеспеченных семей;
— рассмотреть особенности правовых положений помощи малообеспеченных семей;
— рассмотреть правовые проблемы осуществления государственной помощи малообеспеченных семей.
Теоретические основы исследования — Авдеев В.А., Бочкарев С., Михайлов В., Харламова М.Л., Голубева Л.
Кроме того были изучены нормативно правовые акты, регулирующие государственные выплаты гражданам имеющим детей (Конституция Росийской Федерации, Семейный, Гражданский, Жилищный кодексы РФ).
Работа состоит из введения, где указаны актуальность, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования.
Первая глава посвящена вопросам правового регулирования и общей характеристики государственных выплат, малообеспеченных семей.
Вторая глава посвящена рассмотрению проблем, при осуществлении выплат малообеспеченных семей.
Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Методы, использованные при написании дипломной работы: анализ, синтез, наблюдение, статистический анализ.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ
1.1.Понятие малообеспеченной семьи
В РФ государственная социальная поддержка различается по формам (денежная, натуральная, услуги, льготы) и получателям (дети, многодетные семьи, беременные женщины, малоимущие, си роты и дети, оставшиеся без попечения родителей).
Основная доля помощи семьям с детьми приходится на денежную форму, которая осуществляется преимущественно через пособия, ежемесячные денежные выплаты и компенсации, материальную помощь и пр.
В России согласно Федеральному закону от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» основными видами являются пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Согласно поправкам к данному закону, с 2008 года в стране подлежат индексации пособия граждан, имеющих детей.
Если обратиться к историческим данным о социальной помощи семьям с детьми, то можно обнаружить, что в советском государстве тоже присутствовал институт социальной помощи семьям с детьми. Огромные человеческие потери, вызванные Великой Октябрьской социалистической революцией, Первой мировой и Великой Отечественной войнами обострили проблемы воспроизводства населения и повышения рождаемости в Советском государстве.
По данным, приводимым А. Вишневским, в период между переписями 1926 и 1959 годов среднее число детей на женщину сократилось примерно с 6 до 2.
Такое значительное падение суммарного коэффициента рождаемости за небольшой в историко-демографических рамках промежуток времени потребовало от советской власти изменения не только политической, но и правовой основы социальной и семейной политики. Кодекс законов о браке и семье РСФСР 1926 года, Постановление СНК и ЦИК СССР 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» и Указ Президиума Верховного Совета СССР 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Материнство» (далее Указ 1944 г.) являются положительным примером введения новых направлений государственной помощи семьям с детьми].
Так, согласно Постановлению 1936 г., впервые вводилось «государственное пособие матерям, имеющим шесть детей, при рождении каждого следующего ребенка в две тысячи рублей ежегодно в течение пяти лет со дня рождения ребенка, а матерям, имеющим десять детей, – единовременное государственное пособие при рождении каждого следующего ребенка в пять тысяч рублей и со второго года ежегодное пособие в три тысячи рублей, выдаваемое в течение следующих четырех лет со дня рождения ребенка». В целях увеличения материальной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, поощрения многодетности и усиления охраны материнства и детства был введен Указ 1944 г., который существенно улучшал материальное положение многодетных семей и стимулировал повышение рождаемости в послевоенные годы. Именно данным актом в советском государстве была введена система ежемесячных пособий на детей в многодетных семьях, которая просуществовала вплоть до 1991 г.
Пункт первый Указа 1944 г. устанавливал, что государственное пособие выдавалось многодетным матерям, имеющим двух детей, при рождении третьего и каждого следующего ребенка. Пособия делились на единовременные и ежемесячные, при этом последние выплачивались, начиная со второго года рождения ребенка до достижения им пятилетнего возраста.
Пункт второй анализируемого документа предусматривал конкретный размер выплат: – матерям, имеющим двух детей, при рождении третьего ребенка единовременное пособие выплачивалось в размере 400 рублей, ежемесячное – не выплачивалось; – матерям, имеющим трех детей, при рождении четвертого ребенка: единовременное – 1300 рублей, ежемесячное – 80 рублей; – матерям, имеющим четырех детей, при рождении пятого ребенка единовременное – 1700 рублей, ежемесячное – 120 рублей; – матерям, имеющим пять детей, при рождении шестого ребенка: единовременное – 2000 рублей, ежемесячное – 140 рублей; – матерям, имеющим шесть детей, при рождении седьмого ребенка: единовременное – 2500 рублей, ежемесячное – 200 рублей; – матерям, имеющим семь детей, при рождении восьмого ребенка: единовременное – 2500 рублей, ежемесячное – 200 рублей; О 96 – матерям, имеющим восемь детей, при рождении девятого ребенка: единовременное – 3500 рублей, ежемесячное – 250 рублей; – матерям, имеющим девять детей, при рождении десятого ребенка: единовременное – 3500 рублей, ежемесячное – 250 рублей; – матерям, имеющим десять детей, при рождении каждого следующего ребенка: единовременное – 5000 рублей, ежемесячное – 300 рублей. При определении государственного пособия по многодетности учитывались и дети, погибшие или без вести пропавшие на фронтах Великой Отечественной войны. Глава 3 этого же нормативного акта законодательно закрепляла новый вид статусного поощрения многодетных матерей: «Медаль материнства», орден «Материнская слава» и почетное звание «Мать-героиня».
Анализ основных мер социальной поддержки, осуществляемых как в России, так и на уровне регионов семьям с детьми, показал, что основная материальная поддержка семей приходится на период рождения и до достижения ребенком 1,5 лет (ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет).
Если сравнивать объемы финансирования материальной поддержки семей с детьми с европейскими странами, то они в разы отличаются в пользу последних. Так, в 2013 году уровень расходов на семейные и материнские пособия по отношению к ВВП в России составляет 0,5%, а в объеме денежных доходов населения – 0,7%, что меньше, чем в европейских странах.
К примеру, в 2011 году на прямые выплаты семьям с детьми в Португалии расходовалось 1,76% ВВП, в Люксембурге – 3,65% ВВП, во Франции (самый высокий уровень рождаемости в континентальной Европе) – 3,8% ВВП. Всего по странам ОЭСР на государственную поддержку семей с детьми расходуется в среднем 2,6% ВВП. Наблюдается сокращение доли расходов на социальные обязательства государства в отношении защиты и поддержки семьи и детей.
В 2016 году семейные и материнские пособия в общих расходах на выплату пособий и социальную помощь составляли 16%, снизившись за 6 лет на 5 п. п. Снижение произошло по всем видам пособий, за исключением пособия по уходу за детьми-инвалидами. В России программы социальной поддержки функционируют на основе заявительного принципа и во многом зависят не только от активности самих семей с детьми при сборе необходимых документов, но и от их информированности в вопросах обеспечения законных прав.
Большое практическое значение в повышении эффективности государственной политики и в практике защиты прав детей оказало введение в стране должности уполномоченного по правам ребенка (Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 года № 986 «Об уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка»), который работает более чем в 60 регионах страны.
Сегодня Россия переживает нелегкую экономическую ситуацию. Серьезную обеспокоенность вызывает ситуация в социальной сфере: за 11 месяцев 2017 года относительно аналогичного периода 2013 года реальные располагаемые денежные доходы населения не изменились. В то же время в декабре 2017 года (к декабрю 2016 года) цены и тарифы на потребительском рынке Вологодской области выросли на 12% (по России – на 11,4%), в том числе продовольственные товары подорожали на 16,4%, непродовольственные – на 7,6%, платные услуги населению – на 10,5%.
Российское определение понятия «бедность» базируется на абсолютной концепции бедности, в которой бедными считаются те семьи и люди, среднемесячные доходы которых ниже прожиточного минимума, а черта бедности устанавливается на уровне прожиточного минимума. На основании этого Госкомстат рассчитывает долю бедных (малоимущих) домохозяйств, в которых среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума. Но, на наш взгляд, установление прожиточного минимума неадекватно отражает это явление, а зачастую используется для политических манипуляций. Ряд социологов используют также субъективные подходы в оценке масштабов бедности и выделения групп малообеспеченных семей, это семьи с низким уровнем дохода. Например, в Голландии черта бедности определяется исходя из мнения потребителей (Лейденское определение бедности).
В США инструментом для этого являются опросы института Гэллапа. В России, по мнению Т.И. Заславской, субъективный подход может использоваться для определения устойчивости и состояния общества в условиях реформирования общества или его кризисного состояния. Он определяет фактическое материальное положение семьи, отдельного человека. Наша позиция совпадает с мнением Н.М. Давыдовой о том, что доходно-расходная сторона жизнедеятельности семьи в контексте абсолютной концепции бедности и субъективные оценки дохода семьи не дают гарантий надежности, т. к. сложно проверить, какими ресурсами обладает семья.
Представляет интерес концепция относительной бедности семей, доход которых составляет менее половины среднего дохода в стране.
Исходя из концепции относительной бедности, уровень благосостояния соотносят с уровнем материальной обеспеченности в той или иной стране. При выявлении порога бедности исходят из способности семей покупать продукты и товары, необходимые для удовлетворения базовых потребностей, обращается внимание на достаточность средств к существованию и ресурсы семей. П. Таунсенд обосновал гипотезу, согласно которой, когда ресурсы сокращаются, наступает отказ от широкого участия в социальной деятельности общества. Эта линия, при переходе которой наступает диспропорция, сокращаются ресурсы, может быть принята за черту, разделяющую общество на богатых и бедных. Этот подход соотносится с мыслями А. Смита о том, что предметами необходимости следует считать те предметы, «обходиться без которых в силу обычаев страны считается неприличным».
Концепция относительной бедности широко использовалась социологами в 70-егоды ХХ века. А к концу ХХ века появилась теория «относительных лишений», согласно которой семья, личность может считать себя бедной, если испытывает нужду, материальные лишения в сравнении с другими группами населения.
Падение ниже уровня, за чертой которого невозможно поддерживать принятый образ жизни, означает исключение из нормальной жизнедеятельности данной семьи или человека. К. Оппенгейм и Л. Харкер считали, что состояние бедности накладывает отпечаток на все основы жизнедеятельности семьи и на ее социальное самочувствие. Люди страдают от ущербности своего существования, снижения уровня и качества жизни, связанных с нехваткой ресурсов, как отмечает Н.М. Давыдова.
Первыми в России применили депривационный подход к пониманию бедности ученые ИСЭПН РАН. Они выделили 16 индикаторов депривации (лишений). Наличие двух из них говорило о том, что домохозяйство относится к числу бедных. Такое положение свидетельствует об отказе от социальной мобильности, активности в обществе. Этот подход был взят за основу в определении бедности, принятом Европейским Сообществом в 1984 г.: «Бедными будут считаться те лица, семьи и группы людей, чьи ресурсы (материальные, культурные и социальные) ограничены так, что исключают для них минимально приемлемый образ жизни в пределах государства проживания».
Подобным образом характеризует бедность П. Сорокин. Он утверждает, что человек оценивает себя на основе стандартов, принятых в конкретном обществе, и ощущает на себе «нехватку средств на то, чтобы жить, как большинство окружающих». По данным Н. Черниной, 20% воспринимают бедность как «нехватку средств на самое необходимое». Н.М. Давыдова выделила четыре ступени депривации:
I — средние жизненные стандарты, экономия на платных услугах, отдыхе, развлечениях;
II — ступень малообеспеченности, стесненности в средствах на книги, газеты, журналы, досуг, поездки; III — ступень острой нуждаемости, лишения, низкого качества питания, одежды, ограничения в досуге, в самом необходимом; IV — ступень нищеты, когда существует нехватка питания, одежды, предметов длительного использования.
В категорию бедных можно отнести следующие группы населения, нуждающиеся в социальной защите: многодетные, неполные семьи, инвалиды, пенсионеры, учащиеся, безработные, работающие с детьми, семьи с большой иждивенческой нагрузкой, «новые бедные» семьи (бюджетники — служащие и работники, занятые в государственном секторе), семьи социального риска, малообеспеченные семьи, дезадаптированные, неблагополучные семьи, семьи социального дна, асоциальные семьи.
Источниками такого положения является либерально-монетаристская модель рыночных преобразований в России, ограничивающая государственное вмешательство в экономику страны, являющаяся асоциальной, так как в ней не учитывается сохранение социального благополучия для большинства населения России.
Миллионы людей оказались заложниками макроэкономической доктрины, предусматривающей стабилизацию финансов и денежного обращения ценой «замораживания», снижения реальных доходов населения и предприятий. Отсюда поляризация общества на небольшую группу богатых, обладающих большими социально-экономическими ресурсами, и многочисленных слоев бедных, лишенных данных ресурсов. Российские реформы обернулись для большинства семей проблемой нищеты, бедности, депривации, неблагополучия в целом.
В период трансформации российского общества произошло падение уровня и качества жизни большинства семей, населения страны, получила широкое распространение бедность, ставшая постоянным явлением. Обеспеченные группы населения составляют 25–30 млн. человек (1/5 часть населения страны); 8–10 млн. человек (5–7%) живут по западным стандартам потребления услуг, качества жизни. Количество бедных, среднедушевые доходы которых ниже прожиточного минимума, составляют свыше 60млн. человек (40% населения), доходы 25–30 млн.человек находятся на уровне ниже минимальной потребительской корзины. Н.Е. Тихонова выделяет «просто бедность» и «нищету». На уровне нищеты оказались семьи «старых бедных» (неблагополучных и в советское время), на уровне бедности оказались семьи «новых бедных», которые до реформ относились к средним слоям общества. Те семьи, которые были бедны до перехода к рынку, относятся к категории «традиционные бедные». У «новых бедных» доход упал после перехода к рыночной экономике. Они до этого не относились к этой группе семей, так как члены семей имеют «хорошее образование», квалификацию, опыт. После реформ их положение ухудшилось из-за мизерной зарплаты, потери работы, задержки зарплаты, остановки производства. В современной России сложился слой семей, представители которых не являются пожилыми, людьми одинокими, беспомощными инвалидами. Это люди, находящиеся в расцвете физических сил и возможностей, это социально активное население, составляющее, по мнению В.В. Радаева, не менее половины населения россиян.
Но и такие семьи и люди оказались сегодня также на черте бедности. Выделим критерии уровня дохода и потребления, так как именно они являются основными для характеристики малообеспеченных семей. По данным института комплексных исследований РАН, среди причин бедности доминируют безработица, маленькие государственные социальные пособия, болезнь, инвалидность, невыплаты зарплаты, задержка пенсий, на последнем месте — алкоголизм и наркомания.
Таким образом, происходит углубление проблем бедных слоев населения:
1) расширяются границы бедности за счет трудоспособных слоев населения, растет безработица;
2) увеличивается количество бедных людей, получающих зарплату ниже прожиточного минимума. Это говорит об экономической дезорганизации общества и распределительных отношений, об увеличении количества неблагополучных и малообеспеченных семей, несмотря на определенные меры помощи государства бедным слоям населения в современной России.
1.2. Правовое регулирование социальных гарантий малообеспеченных семей
Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной помощи семьи, материнства и детства, развитие социальных служб, установление, пособий и иных гарантий социальной защиты. Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.
В период нестабильной экономической ситуации, которая снижает возможность качественной жизни населения, актуализируются проблемы социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения, а именно: детей, многодетных семей, малоимущих семей с детьми. В связи с этим на данный период времени следует предусмотреть следующие направления совершенствования социальной поддержки семей с детьми: введение в практику социального пакета для семей с детьми (продуктовые наборы, покупка одежды и обуви, товаров длительного пользования и др.), адресная поддержка на основе проверки нуждаемости, повышение эффективности сектора социальных услуг, предоставляемых населению, повышение уровня информационной поддержки при принятии решений (проведение панельных исследований, расширение практики выборочных обследований населения), привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций, развитие направления поддержки семей с детьми через систему налоговых вычетов, продление действия программы «Материнский капитал» после 2016 года, решение проблемы обеспечения местами в детских садах детей ясельного возраста (до 3-х лет), повышение информированности семей с детьми в вопросах обеспечения их законных прав.
Статьей 7, ч.2. Конституции РФ предусматривается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пособия. Гражданам, имеющим детей, государство выделяет материальную поддержку, в форме денежного пособия. В развитие вышеизложенной статьи КРФ, был принят ФЗ от 19.05.1995 г. № 81 – ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который был неоднократно изменен и дополнен, но суть этих изменений была направлена на повышение рождаемости в России. Законодательство включает нормы, которые регулируют порядок и назначение государственных детских пособий, и источники его финансирования. 2 Система законодательства РФ установила два уровня нормативной базы, для регулирования государственных пособий, гражданам, имеющим детей: федеральный (направлен на определение основных направлений государственной социальной политики, конкретизируя и устанавливая базисные платежи материальной поддержки, определяя процедуру их выплат); региональный (направлен в свою очередь, на уровне субъектов РФ, устанавливает дополнительные гарантии материальной поддержки гражданам, имеющим детей).
В систему законодательства о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, входят следующие нормативно правовые акты, регулирующие порядок назначения пособий и ее выплату: Трудовой кодекс РФ ; ФЗ от 19.05.1995 № 81 – ФЗ « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; ФЗ от 29.12.2006 № 255 – ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий, гражданам, имеющим детей»; Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 « Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячные пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»; Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 № 719 «Об утверждении Порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка» и иных актов. Статья 3 ФЗ от 19.05.1995 № 81 – ФЗ (ред. от 03.07.2016) устанавливает следующие виды пособий:
1) пособие по беременности и родам;
2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет медицинским учреждениям на ранних сроках беременности;
3)единовременное пособие при рождении ребенка;
4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
5) пособие на ребенка до 16 лет;
6) единовременное пособие при передаче ребенка 3 на воспитание в семью;
7) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
8) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Порядок и условия назначения вышеизложенных пособий устанавливается уполномоченным Правительством РФ, федеральным органом исполнительной власти.
Порядок предоставления информации, гражданами, имеющими право на получение государственных пособий, а так же органом, который осуществляет назначение и выплату, определяется Правительством РФ.
Так же законы и иные нормативно правовые акты субъектов РФ, устанавливают порядок и выплаты пособия на ребенка.
Документы, которые необходимы для назначения и выплаты государственных пособий, запрашиваются государственными органами, органами местного самоуправления подведомственных государственных органов или организациях, если указанные документы (копии документов, сведения), за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», находятся в распоряжении таких органов либо организаций и указанные документы (копии документов, сведения) не были представлены лицом, имеющим право на получение государственных пособий, по собственной инициативе. Запрашиваются органами, которые осуществляют назначение и выплату государственных пособий.
В настоящее время существующая экономическая ситуация в государстве привела к процессу дифференциации в обществе, появились семьи различных категорий: богатые, среднеобеспеченные, малообеспеченные и бедные. Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малообеспеченной (малоимущей) и имеет право на поддержку и помощь государственных социальных служб.
В категорию малообеспеченных попадают частично или полностью нетрудоспособные граждане, в частности, не имеющие трудоспособных близких родственников; пенсионеры; инвалиды; одинокие пожилые люди; многодетные семьи; неблагополучные семьи; семьи безработных. В настоящее время группу малообеспеченных пополняют семьи с малолетними детьми (особенно до 6 лет), молодые семьи.
Необходимо сделать акцент на том, что малообеспеченная семья должна быть именно семьей, то есть те, кто к ней относятся, обязаны проживать на общей территории и совместно вести общее хозяйство. Именно поэтому отсутствие государственной регистрации также является основной проблемой, ведь даже совместно проживающие супруги в таком случае не имеют возможность предоставления и получения социальной помощи от государства. Также необходимо обратить внимание на то, что статус «малообеспеченная семья» имеют право получить лишь те семьи, финансовые проблемы которых не были спровоцированы их образом жизни. Малообеспеченная семья имеет как свои специфические проблемы, так и те, которые свойственны любой другой семье. Она переносит все «болезни» стандартной семьи, однако в ней они протекают значительно тяжелее. В этом и заключается одна из самых важных особенностей малообеспеченной семьи. В настоящее время исследователи выделяют следующие проблемы малообеспеченных семей:
1. Материально-бытовые проблемы. Малообеспеченные семьи являются менее обеспеченными, с низким доходом на одного члена семьи. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает. Таким семьям приходится ущемлять себя в своих потребностях. Особенно сильно это отражается на социальном самочувствии детей, проживающих в данных семьях, поскольку в силу своей несформировавшегося личности, они не всегда способны понять, то материальное положение, в котором находится их семья.
2. Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах и пособиях, которые положены таким семьям. Отсутствие профессионального образования родителей малообеспеченных семей не позволяет им зарекомендовать себя на рынке труда, что обусловлено их относительно низким образовательным потенциалом. На сегодняшний день для граждан с высокой семейной нагрузкой следует развивать формы занятости, позволяющие совмещать работу с выполнением семейных обязанностей, например, занятость на условиях неполного рабочего времени, работа по гибкому графику или на дому, а также оказывать поддержку по развитию семейного предпринимательства и фермерства.
3. Жилищная проблема для малообеспеченных семей в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам по общему правилу и не могут улучшиться за счет муниципального жилья, а приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей невозможно. Рост платы за жилищно-коммунальные услуги еще более осложняет материальные проблемы малообеспеченных семей. Уровень благоустройства жилищ малообеспеченных семей крайне низок. Зачастую особый дискомфорт приносит то, что родители и дети теснятся на крохотной территории, поскольку они не в состоянии самостоятельно улучшить условия для своего проживания. Из этого вытекают такие последствия как: разлад в семье, недопонимание между членами семьи, напряженность во взаимоотношениях в семье.
4. Проблема коммуникации. Малообеспеченные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице. Возникает проблема коммуникации, как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации детей и может способствовать появлению определенных проблем в дальнейшей жизни. Дети из малообеспеченных семей также ощущают негативное отношение сверстников — трудности в общении с другими детьми, несовпадение интересов и т.д.
5. Медицинские проблемы. Сложный психологический климат малообеспеченной семьи, как правило, влияет на здоровье детей. Социальная незащищенность таких семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культуры малообеспеченной семьи. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии.
6. Проблема в сфере образования. Малообеспеченные семьи часто сталкиваются с данной проблемой. В таких семьях меньше условий и возможностей для обучения, отсутствуют высокие доходы, которые дают возможность для воспитания и образования детей. Возможности их духовного и культурного развития значительно ограничиваются, дети оказываются неподготовленными к школе, плохо учатся, зачастую оказываются без присмотра и т.д.
Семьи сталкиваются с трудностями, которые не могут решить самостоятельно, либо с помощью родственников, из-за нехватки знаний, опыта и информации, тогда они вынуждены прибегнуть к помощи специалистов. Подобного рода потребность создаёт возможность для организации и осуществления социального консультирования. Социальное консультирование представляет собой относительно новую область профессиональной деятельности социального работника, которая сравнительно недавно выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с традиционными формами работы. Холостова Е.И. определяет социальное консультирование как квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, в целях их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения.
Специалист по социальной работе, организуя консультирование малообеспеченных семей, решает следующие задачи: даёт взрослым членам семьи недостающие им знания, расширяет круг их возможностей по выходу из трудной жизненной ситуации, проводит различные беседы и методики для родителей и учит как их использовать во взаимоотношениях с ребенком и другими родственниками.
Таким образом, малообеспеченные семьи сталкиваются с таким рядом проблем как: материально-бытовые, проблема трудоустройства родителей, жилищная проблема, проблема коммуникации, медицинская проблема и проблема в сфере образования. В профессиональной деятельности специалиста по социальной работе большое значение приобретает социальное консультирование, так как оно располагает большими возможностями благотворного воздействия на членов малообеспеченных семей, нуждающихся в социальной поддержке, информированности о новых социальных гарантиях со стороны государства, приоритетных направлениях семейной политики и социальных программ, а также испытывающих трудности в самообеспечении и социальных коммуникациях.
Меры социальной поддержки семей с детьми. Особая забота со стороны государства была направлена на усиление мер по поддержанию материального благополучия семей с детьми. С 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно. Ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты. Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. N 125-ФЗ изменен порядок определения среднедушевого дохода для определения права малообеспеченных семей на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка. Так, при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются доходы членов семьи, признанных безработными, и суммы новых ежемесячных выплат. Таким образом, право на выплаты было распространено на более широкий круг получателей.
Указом Президента РФ от 7 апреля 2020 г. N 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» на апрель — июнь 2020 г. лицам, проживающим на территории РФ и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», установлены ежемесячные выплаты в размере 5 000 руб. на каждого ребенка в возрасте до 3 лет. Данная выплата распространяется на семьи с детьми, имеющими или имевшими право на материнский (семейный) капитал, при условии, что такое право возникло у них до 1 июля 2020 г., в том числе в случае, если они уже использовали материнский (семейный) капитал.
Начиная с 1 июня 2020 г. согласно Указу Президента РФ от 11 мая 2020 г. N 317 гражданам Российской Федерации (РФ), проживающим на территории РФ, на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство РФ (при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020 г.), установлена дополнительная единовременная выплата в размере 10 тыс. руб., которая выплачивается автоматически на основании ранее поданных заявлений об оказании мер социальной поддержки.
Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан. При исполнении медицинскими работниками своих трудовых обязанностей повышенный риск для их здоровья влечет непосредственный контакт при лечении пациентов с коронавирусной инфекцией и подозрением на нее. В связи с этим обстоятельством Правительство РФ своим Постановлением от 6 августа 2020 года N 1191 установило льготный порядок исчисления специального страхового стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости. Так, один день оказания медицинской помощи больным должен был засчитываться в специальный страховой стаж как два рабочих дня, и действовала эта норма с 1 января до конца сентября 2020 г.
Для граждан (работников государственных и негосударственных организаций, волонтеров и др.), которые на период пандемии с 1 апреля по 30 июня 2020 г. взяли из организаций социального обслуживания (организаций для детей-сирот и детей без попечения родителей) на временное сопровождаемое проживание (в том числе под временную опеку) инвалидов, престарелых, детей-сирот, детей без попечения родителей, Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2020 г. N 797 предусмотрены специальные ежемесячные выплаты в размере 12 130 руб. за каждого взятого на проживание.
Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 420 внесены изменения в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Указанным актом определено, что в случае если право на субсидию по оплате коммунальных услуг у граждан, являющихся получателями таких субсидий, истекает в период с 1 апреля до 1 октября 2020 г., то оно автоматически в беззаявительном порядке продлевается сроком на шесть месяцев. При этом сумма субсидии не изменяется. Впоследствии с учетом фактических доходов и расходов она подлежит перерасчету, при этом в случае, если перечисленная сумма окажется больше расчетной, возврат переплаты в бюджет не предусматривается, а если сумма субсидии окажется меньше, чем положено с учетом реальных доходов и затрат, то тогда будет произведена соответствующая доплата.
Полагаем, что принятие лишь точечных нормативных актов в период пандемии недостаточно.
С целью реализации принципа социальной справедливости, предоставления гражданам реальной материальной поддержки как в периоды непредвиденных ситуаций, например введения ограничительных мер в связи в новой коронавирусной инфекцией, так и в иное время предлагается на законодательном уровне установить систему минимальных социальных стандартов, которые должны определять:
— круг лиц, которым должны быть предоставлены меры социальной поддержки (безработные, в том числе безработные родители, пенсионеры, многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами и др.);
— перечень мер социальной поддержки, предоставляемых соответствующим категориям граждан (единовременные выплаты, ежемесячные выплаты, компенсации, льготы, социальные услуги и др.);
— критерии нуждаемости и условия получения мер социальной поддержки.
Вывод: Таким образом, в качестве индикаторов, критериев бедности необходимо иметь в виду доход, питание, одежду, качество и формы досуга, участие в социальной, экономической жизни, уровень жизни, качество услуг, товаров, удовлетворяемых потребностей, их разнообразие, обеспеченность разными благами, уровень культуры (субкультуры бедности), ценностей, стиля жизни и состояния, ощущений самих людей. В настоящее время состав малообеспеченного населения изменился: возрос удельный вес молодежи и лиц старшего возраста.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф