Заявка на расчет
Меню Услуги

Правовое регулирование занятости социально незащищенных слоев населения.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ

1.1. Понятие и характеристика социально незащищенных слоев населения

1.2. Политика занятости – ведущее направление социальной политики государства

1.3. Формы реализации государственной поддержки незащищенных категорий населения – минимальные стандарты и система социального страхования   

2. АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НЕЗАЩИЩЕННЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ  НА БАЗЕ ГКУ МЕЖРАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ЦЕНТРА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЙ ЗАУРАЛЬЯ

2.1. Характеристика и социальная политика занятости ГКУ Межрайонный отдел центра занятости населений Зауралья

2.2. Анализ показателей занятости населения за 2019-2020г.

2.3. Предложения по улучшению и совершенствованию политики занятости социально незащищенных слоев населения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы дипломной работы обуславливается тем, что проблемы рынка рабочей силы, занятости и безработицы становятся все более актуальными в связи с глобализацией мировой экономики, изменением структуры российского рынка рабочей силы.

Особое внимание при рассмотрении правового регулирования занятости социально незащищенных слоев населения придается регулирующей роли государством рынка труда, реализации эффективной политики занятости населения, снижению уровня безработицы. Современная экономика России представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования. Формы и объем деятельности государства в экономической, социальной и политической сферах меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей.

Государственное регулирование занятости незащищенных слоев населения — целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества, а также незащищенных слоев населения. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к важнейшей из которых относят  полную занятость. Ее сущность – это результат максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Эта задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости. Решение этой задачи создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой определенных и конкретных государственных мер.

В настоящей работе мы попытаемся проанализировать и изучить правовое регулирование занятости незащищенных слоев населения. При этом будет сделан акцент на реализацию государственной политики в сфере занятости, направленную на решение современных проблем рынка труда и безработицы в России.

Цель работы — изучить современное состояние рынка труда РФ и доказать необходимость наиболее эффективной деятельности службы занятости, направленной на действенное решение проблем безработных, в том числе наименее социально защищенных слоев населения: молодежи, инвалидов и женщин,  рассмотрение и обоснование  социальной  политики государства в области занятости, направленной на решение современных существующих проблем занятости в перспективе.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие и характеристику социально незащищенных слоев населения;
  2. Изучить политику занятости – ведущее направление социальной политики государства;
  3. Выявить формы реализации государственной поддержки незащищенных категорий населения;
  4. Проанализировать показатели занятости населения за 2019-2020г.;
  5. Предложить способы по улучшению и совершенствованию политики занятости социально незащищенных слоев населения.

Объект исследования в данной дипломной работе является система государственной политики в сфере регулирования социально незащищенных слоёв населения.

Предметом исследования дипломной работы является практический аспект государственной политики в сфере занятости незащищенных слоев населения.

В дипломной работе применяются методы теоретического уровня (обзор и анализ отечественной и зарубежной литературы) и практического (анализ на базе ГКУ Межрайонный отдел центра занятости населений Зауралья).

Структура работы. Представленная работа состоит из двух глав.

Первая глава посвящена основным аспектам государственной поддержки социально незащищенных категорий населения. В ней рассмотрены понятия социально незащищенных слоев населения и  политики занятости, выявлены формы реализации государственной поддержки незащищенных категорий населения – минимальные стандарты и система социального страхования.

Во второй главе проводится анализ правового регулирования занятости незащищенных слоев населения  на базе ГКУ Межрайонный отдел центра занятости населений Зауралья, а также предлагаются пути и способы по улучшению и совершенствованию политики занятости социально незащищенных слоев населения.

Теоретическая и практическая значимость дипломной работы заключается в возможности использования результатов в научных и учебных целях.


1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ

1.1. Понятие и характеристика социально незащищенных слоев населения

 

Социально незащищенные слои населения — категории граждан, семей, индивидуумов, которые обладают небольшим уровнем прибыли и не имеют достаточных накоплений для нормальной жизни. К такой группе, как правило, относятся неполные или многодетные семьи, инвалиды, а также семьи, потерявшие кормильца.

Социально незащищенные слои населения   — категория людей, которые по различным причинам не способны в полном объеме обеспечить себя без поддержки в форме доплат (пенсий), льгот и так далее.

В современном праве такой термин, как социально незащищенные слои населения , отсутствует и не имеет четкого объяснения. В общем же к этой группе относятся люди, нуждающиеся в поддержке центральных или местных структур страны. При этом общая численность граждан, попадающих в эту группу, постоянно увеличивается.

В законодательстве РФ встречаются смежные определения — «социально незащищенные слои», «малоимущие группы граждан» и так далее. Но к сожалению ни в одном законе нет точного перечня людей, относящихся к социально слабой группе.

Как правило, в социально незащищенные слои населения  входят:

— граждане, участвовавшие в ВОВ или в боевых действиях вне государства. Такие граждане подпадают под Федеральный закон «О ветеранах»;

— труженики тыла или люди, у которых есть медали (ордена) Советского Союза за заслуги, полученные во время ВОВ;

— лица, которые потеряли место для проживания, или же оно стало непригодным для жилья по причине аварии, стихийного бедствия, войны и так далее;

— дети, которые остались без родителей (попечителей), а также дети, находящиеся под попечением;

— граждане, которые относятся к категории инвалидов 1-3 групп, а также родители таких детей;

— семьи с большим количеством детей;

— лица, имеющие награду «почетн ого донора»;

— лица, являющиеся ветеранами труда и имеющие соответствующее докумен тальн ое подтвер ждение;

— матер и, самостоятельн о воспитывающие детей;

— лица, имеющие суммар н ый достаток н а семью, н е пр евышающий пр ожиточн ого уровня (среднего показателя), а также один окие люди, имеющие прибыль меньше нормы (прожиточного мин имума);

— прочая гр уппа лиц, которая относится к данной категории.

Социальн о н езащищен н ые слои н аселен ия : государ ствен н ая поддер жка

Государ ствен н ая поддер жка — одн а из систем закон одательн ой сфер ы и социальн о-экон омических гар ан тий, мер опр иятий и ср едств, благодар я котор ой фор мир уются стабильн ый алгор итм, гар ан тир ующий оптимальн ые условия для пр оживан ия и пр иемлемое в социальн ом план е качество жизн и.

Осн овн ая задача поддер жки государ ства — обеспечен ие стабильн ости вн утр и стр ан ы и защита социальн о н езащищен н ые слои н аселен ия  в сложн ых жизн ен н ых условиях. Сегодн я почти все стр ан ы отн осятся к типу социальн ых, когда ин тер есы общества, социальн ых гр упп и слоев ставятся н а одн о из главн ых мест.

Социальн ое государство обязуется обеспечить социальн о «слабых» гр аждан  оптимальн ым пр ожиточн ым мин имумом, совер шать р егуляр н ые выплаты, создавать условия для тр удоустр ойства, пер ер аспр еделять пр ибыль поср едством бюджета. Также государ ствен н ая «машин а» берет н а себя обязанность заботиться об обр азован ии, культур е, здр авоохр ан ен ии, семье, улучшать социальн ое обеспечен ие и так далее.

Пр ин цип поддер жки социальн о н езащищен н ые слои н аселен ия  — гар ан тия социальн ой защиты н аиболее уязвимых гр аждан  (н етр удоспособн ых, безр аботн ых, ин валидов и так далее), а также гар ан тир ован ие свобод, пр едусмотр ен н ых закон ом стр ан ы.

К основным направлениям поддер жки социальн о н езащищен н ых слоев н аселен ия отн осится:

— социальное обеспечение;

— правовая прир ода пр и проведении социальн ой политики;

— пр едоставление основных социальн ых услуг;

— наличие (фор мир ован ие) государ ствен н ых стр уктур  соцзащиты, зан ятости и социальн ого обеспечен ия;

— доступность поддер жки со стор он ы государ ства для всех н уждающихся в помощи;

— пр ин ятие стр ан ой ответствен н ости за н ор мальн ый ур овен ь жизн и для каждого гр аждан ин а с осн овн ым упор ом н а социальн о слабые гр уппы.

Для достижен ия достаточн ого ур овн я н р авствен н ости, р авн опр авия и спр аведливости в отн ошен иях между людьми (также касательн ое социальн о н езащищен н ых гр упп) государ ство пр оводит следующие мер опр иятия:

— р асшир яет действующие или добавляет н овые социальн ые пр огр аммы;

— вводит поощр ен ия за пр оведен ие благотвор ительн ой деятельн ости;

— сн ижает или устр ан яет н алоги пр едпр ин имателей, зан имающихся благотвор ительн остью.

Любая стр ан а имеет пр ямой ин тер ес в поддер жке социальн о слабых гр упп гр аждан . Этому есть н есколько пр ичин :

— цивилизован н ая стр ан а обязан а обеспечивать людей всем н еобходимым и гар ан тир овать достойн ый ур овен ь жизн и;

— государство заинтересован о в том, чтобы увеличивать пр оизводство за счет появлен ия квалифицир ован н ых р аботн иков;

— качественная поддер жка в социальн о-экон омическом план е помогает сгладить экон омические отличия между р азн ыми гр уппами н аселен ия («слабыми» и «сильн ыми»).

Для того чтобы более точн о опр еделить социальн ые механ измы и способы взаимодействия государ ства и социальн о н езащищен н ых слоев н аселен ия, н еобходимо р ассмотр еть осн овн ых получателей услуг государ ствен н ой поддер жки. В н астоящее вр емя существует мн ого категор ий н аселен ия, пользующихся услугами поддер жки со стор он ы государ ства. Поэтому в дипломн ой р аботе пр и исследован ии дан н ой пр облемы были опр еделен ы тр и взаимосвязан н ых между собой слоя – бедн ые, безр аботн ые и ин валиды. Дан н ые гр уппы со своими цен н остн ыми ор иен тациями и специфическими пр изн аками тр ебуют опр еделен н ых мер опр иятий по оказан ию государ ствен н ой поддер жки и ее качествен н ому н аполн ен ию.

  1. Бедность.

В н астоящее вр емя н аиболее зн ачительн ый слой ср еди н езащищен н ых категор ий н аселен ия пр едставляют бедн ые. Пр ичин ами появлен ия дан н ого фен омен а являются мн огие фактор ы, каждый из котор ых воздействует как отдельн о, так и в комплексе (безр аботица, ин валидн ость, мн огодетн ость, н изкий ур овен ь зар аботн ых плат, ин фляция и др .).

Бедн ость – это такое состоян ие, ввиду котор ого ин дивид н е может обеспечить себе и своей семье достойн ый ур овен ь жизн и с учетом сложившихся обстоятельств. Сегодн я можн о говор ить о том, что в каждом обществе в р азн ое вр емя пр исутствуют опр еделен н ые виды бедн ости (абсолютн ая, отн осительн ая и субъективн ая, хр он ическая и «плавающая», пер вичн ая и втор ичн ая, экон омическая и социальн ая), тр ебующие р азн ых подходов для р ешен ия.

Н а совр емен н ом этапе в Р Ф пр иор итетн ыми н апр авлен иями в бор ьбе с бедн остью являются такие мер опр иятия, котор ые позволяют увеличивать р ост доходов н аселен ия и содействуют р азвитию мелкого и ср едн его бизн еса. Главн ая цель состоит в создан ии эффективн ой системы поддер жки бедн ых категор ий общества и р азвитии экон омики (котор ая участвует в создан ии н овых р абочих мест с достойн ым ур овн ем оплаты тр уда).

Можн о пр едположить, что пр отивостоять такому обществен н ому явлен ию как бедн ость возможн о только пр и условии, что политика, пр оводимая н ашим государ ством, имеет долгоср очн ые пер спективы и пр оводится н а н ацион альн ом, р егион альн ом, мун иципальн ом ур овн ях комплексн о и одн овр емен н о.

  1. Безработица.

В дипломн ой р аботе  отмечается, что одн ой из важн ых пр ичин  бедн ости является безр аботица (отсутствие зан ятости всегда пр едставляло сер ьезн ую пр облему для общества и государ ства, выступая пр и этом дестабилизир ующей силой). В н астоящее вр емя безр аботица стан овится р еальн ым фактор ом бедн ости, котор ая охватывает гр уппы тр удоспособн ого н аселен ия, обр азован н ого и пр офессион альн о подготовлен н ого. Люди, из-за отсутствия подходящих р абочих мест, н е могут р еализовать свою р абочую силу н а р ын ке тр уда и вследствие этого лишаются осн овн ого источн ика зар аботка для поддер жан ия н ор мальн ого ур овн я жизн и.

Можн о сделать вывод, что сегодн я хар актер  и типы безр аботицы зависят от мн огих фактор ов — экон омических, политических, социокультур н ых. Из этого следует, что в каждом государ стве эта пр облема будет иметь свои специфические чер ты. Н о вн е зависимости от обстоятельств в любом обществе всегда пр исутствуют тр и осн овн ых вида безр аботицы (в р азн ом соотн ошен ии), котор ые в зависимости от пр ичин  возн икн овен ия делятся н а фр икцион н ую, стр уктур н ую и циклическую.

Согласн о  р оссийской действительн ости для сдер живан ия и умен ьшен ия масштабов отсутствия р аботы н еобходимо усовер шен ствован ие элемен тов осуществлен ия государ ствен н ой политики н а р ын ке тр уда и вн едр ен ие н овых методов государ ствен н ого упр авлен ия в области зан ятости н аселен ия. Для этого н еобходимо: фор мир ован ие кон цепции пр огн оза, а также моделир ован ия условий р ын ка тр уда с повсеместн ым введен ием н овых способов; обеспечен ие кон кр етн ого р авн овесия между пр офессион альн ым обр азован ием и спр осом н а р абочую силу; р азвитие пр офессион альн ых возможн остей жителей в соответствии с потр ебн остями ин н овацион н ой экон омики; оптимизация и кон тр оль использован ия ин остр ан н ой р абочей силы н а тер р итор ии Р Ф; поощр ен ия фин ан совой деятельн ости н аселен ия.

Кр оме этого, одн им из пр иор итетн ых н апр авлен ий в бор ьбе с безр аботицей в совр емен н ой Р оссии выступает пр одолжен ие фин ан сир ован ия пр огр амм по сн ижен ию н апр яжен н ости н а р ын ке тр уда во всех р егион ах и областях.

  1. Инвалидность.

Еще одн им важн ым фактор ом, зачастую ведущей к бедн ости, в н аше вр емя является ин валидн ость, а взаимодействие таких гр упп людей и государ ства тр ебует специфических фор м поддер жки.

В стр уктур е фактор ов, котор ые обуславливают ин валидн ость в Р оссии, заболеваемость н аселен ия н е считается домин ир ующей (пр имер н о 25% всех случаев). Др угие вопр осы, котор ые пр иводят к дан н ой теме — социальн о-экон омические особен н ости, демогр афические хар актер истики, р абота ор ган ов здр авоохр ан ен ия и вр ачебн о-экспер тн ой службы, н еблагопр иятн ая экологическая обстан овка, большое количество ДТП, всяческие тр авмы н а пр оизводстве и т.д.

Изучая дан н ую пр облему, можн о сказать, что в н аше вр емя государ ствен н ая поддер жка людей с огр ан ичен н ыми возможн остями еще н е достаточн о р азвита в н ашей стр ан е. Н есмотр я н а то, что закон одательство в этой области существует, пока н е выр аботан а государ ствен н ая политика в отн ошен ии пр авового р егулир ован ия ин валидов. Сегодн я одн ой из составляющих государ ствен н ой поддер жки ин валидов является только тр удоустр ойство. Для того, чтобы р езультативн ость дан н ого пр оцесса была зн ачительн о выше сегодн яшн их показателей, н ужн о активн о р азвивать систему квотир ован ия р абочих мест; создавать н овые р абочие места н а пр едпр иятиях для ин валидов и обор удовать уже имеющиеся; ор ган изовать р езер в пр офессий, котор ые он и могут замещать; благодар я совр емен н ых ин н овацион н ым техн ологиям фор мир овать систему дистан цион н ого тр удоустр ойства для людей с огр ан ичен н ыми возможн остями; повышать статус компан ий, в котор ых р аботают дан н ые категор ии людей и пр едоставлять этим компан иям р еальн ые н алоговые льготы и послаблен ия.

С точки зр ен ия р оли государ ства в р ешен ии пр облем ин валидов, кр оме пр офессион альн ой р еабилитации людей с огр ан ичен н ыми возможн остями, существен н ую р оль зан имают обществен н ая адаптация таких людей и создан ие им достойн ых условий жизн и и р авн ого тр уда.

 

1.2. Политика зан ятости – ведущее н апр авлен ие социальн ой политики государства

Государ ствен н ую политику зан ятости можн о опр еделить как часть социальн о-экон омической политики р азвития стр ан ы, н ацелен н ую н а взаимосвязан н ое с макр оэкон омическими условиями р ешен ие пр облем зан ятости в ин тер есах полн ого и эффективн ого использован ия тр удового потен циала и его р азвитие.

Важн ейший пр ин цип р еализации государ ствен н ой политики зан ятости – это ее комплексн ость, пр едполагающая ин тегр ацию в един ую систему всех ур овн ей – федер альн ого, р егион альн ого и местн ого. По поводу соотн ошен ия р азличн ых ур овн ей в един ой системе существуют р азличн ые мн ен ия. Согласн о одн ому из н их, н еобходима четкая субор дин ация цен тр а и р егион ов с р азгр ан ичен ием их компетен ций. Каждый ур овен ь самостоятельн о обеспечивает гар ан тии в пр еделах своей компетен ции и из своих р есур сов.

Такой подход н е позволяет в полн ой мер е учесть дин амику кон ъюн ктур ы н а р егион альн ых р ын ках тр уда и огр ан ичивает ур овен ь р ешен ия пр облемы весьма р азличающимися матер иальн ыми возможн остями отдельн ых админ истр ативн о-тер р итор иальн ых един иц.

Др угой поход пр едполагает «мн огослойн ое» постр оен ие системы социальн ой поддер жки, когда каждый из ур овн ей дополн яет остальн ые. Пр и этом федер альн ый ур овен ь гар ан тий н е может быть н иже устан овлен н ых закон одательством мин имумов, а р егион альн ый дополн яет его с учетом местной специфики.

Важным условием эффективного выполнения программ содействия занятости населения является реализация действенного механизма социального партнерства, включающая конструктивное взаимодействие заинтересованных органов исполнительной власти всех уровней, с работодателями и общественными объединениями.

Основным исполнителем государственной политики занятости являются службы занятости населения. При этом определяющее значение в реализации государственной политики занятости принадлежит центрам занятости населения, которые непосредственно предоставляют услуги населению по содействию в трудоустройстве. Именно способность центров занятости удовлетворять самые разнообразные потребности населения в сфере занятости свидетельствует об эффективности всей организационной работы с экономически активным населением.

Однако, несмотря на высокую эффективность государственной службы занятости, только небольшая часть вакансий заполняется с ее помощью. Преимущественно обладают этим рабочие места, которые в свою очередь требуют низкой квалификации.

В основу осуществления политики занятости социально незащищенных слоев населения включаются компоненты, которые соответствуют международной практике и российскому законодательству и условно могут быть разделены по степени воздействия на состояние рынка труда на активный (стимулирующий) и пассивный (компенсационный) типы воздействия государства на рынок труда.

Поэтому важным элементом политики занятости выступает совокупность активных мер, которые включают организационно-правовые и экономические методы, способствующие снижению безработицы до ее минимального (естественного) уровня и ориентированные на обеспечение полной, продуктивной и свободной занятости.

Как следует из описанного выше механизма реализации политики занятости, только комплексное применение «активных» и «пассивных» мер позволит обеспечить эффективную реализацию целей и задач этой политики.

Основными задачами реализации политики занятости в соответствии с комплексом стратегических задач, которые нужно в первую очередь решить для достижения цели эффективного содействия в трудоустройстве и защиты от безработицы, стоящими перед органами службы занятости и других социальных учреждений на рынке труда на среднесрочную перспективу являются:

  1. Обеспечение социальной поддержки безработных граждан, для чего необходимо реализовать такие программы компенсационной политики занятости, как выплата пособий по безработице, стипендий и материальной помощи в период обучения граждан по направлению службы занятости.
  2. Повышение эффективности трудоустройства граждан, которые нуждаются в работе. Достижение положительных динамики в этой задаче возможно посредством реализации таких программ активной политики занятости, как:

— информирование населения и работодателей о положении на рынке труда;

— профориентация граждан, психологическая поддержка и социальная адаптация безработных граждан с целью оказания содействия в выборе сферы деятельности, повышении заинтересованности к труду и т.д.;

— профессиональное обучение безработных граждан с целью повышения профессиональной мобильности и конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда;

— организация временного трудоустройства граждан, ищущих работу, в том числе применение гибких форм занятости (например, общественных работ).

  1. Развитие организации временного трудоустройства молодежи, что предусматривает реализацию программы «Первое рабочее место», которая включает проведение стажировок безработных граждан из числа выпускников учебных заведений на предприятиях с целью их адаптации на рынке труда.
  2. Поддержка малого бизнеса с помощью оказания всестороннего содействия и развития самостоятельной занятости безработных граждан.

Среди задач по реализации политики занятости, намеченных на среднесрочную перспективу, по моему мнению, в качестве основной является задача социальной поддержки безработных граждан.

Дело в том, что данный вид вмешательства выражен необходимостью выполнения государством функции социальной защиты населения от негативных последствий так называемых «провалов рынка» и заключается в обеспечении определенного жизненного стандарта при потере работы.

Поэтому, как уже упоминалось выше, важная роль государственного воздействия в функционирование рынка труда заключается, прежде всего, в обеспечении поддержания и сохранения человеческого возможностей во время адаптации на рынке труда. Именно в связи с этим связано создание действенной системы реальных инструментов для различных категорий экономически активного населения, находящихся какое-то время без работы, определяет во многом эффективность всей политики занятости и степень социально-экономической стабильности в стране.

1.3. Формы реализации государственной поддержки незащищенных категорий населения  минимальные стандарты и система социального страхования

 

Основными механизмами эффективного взаимодействия незащищенных слоев общества и государства в настоящее время являются социальные стандарты и система социального страхования. По степени функционирования данных систем можно судить об уровне организации и качестве господдержки, действующей в обществе.

При изучении минимальных стандартов, можно сделать вывод, что в большей степени они призваны способствовать защите бедных и социально уязвимых категорий общества, устранению дифференциации граждан в доступе к различным благам и услугам на территории всей РФ (при этом влияя на дальнейшее развитие и совершенствование системы адресной социальной поддержки наиболее нуждающихся людей). Это своего рода черта, ниже которой нельзя опускаться по качеству и объему услуг, предоставляемых населению (социальные стандарты — единые минимальные социальные нормы и нормативы, установленные государством и гарантирующие соответствующий уровень потребления). Такие стандарты выступают механизмом повышения социальной защищенности населения по важнейшим направлениям социальной политики и определяют уровень качества жизни современного человека.

Основными стандартами и нормами организации всей системы минимальных социальных стандартов являются федеральные, региональные и муниципальные стандарты, каждый, организуя нижнюю границу для наполнения стандартов. В случае расширения сфер действия социальных стандартов и внесении определенных поправок, можно решить вполне конкретный круг задач, значительно влияющих на уровень жизни простых людей в российском государстве:

  1. Система государственных минимальных социальных стандартов позволит более полно выполнять основные гарантии граждан, закрепленные в Конституции РФ, и как следствие, повлияет на повышение уровня и качества жизни населения;
  2. С помощью полноценно функционирующей системы стандартов между регионами можно практически целиком сглаживать дифференциацию в доступе к различным благам и услугам (причем с учетом природно-климатических, региональных, экономических и других существующих особенностей);
  3. На сегодняшний день, благодаря четко разграниченным и принятым социальным стандартам, удастся добиться того, что финансовые ассигнования, в первую очередь, будут направляться на приоритетные направления социальной политики (важно отметить, что станут известны объемы финансирования в каждом субъекте РФ и уровень его социального развития).

Следствием положительного решения всех перечисленных задач станет то, что качество социальных услуг в стране улучшится, так как контроль за их исполнением будет ужесточен. При этом необходимо отметить, что повысится «прозрачность» бюджетного и внебюджетного процессов, которые осуществляются в социальной сфере, так как изначально будет видно какой объем средств (и из какого источника) и на какие цели необходим. Вместе с этим будет обеспечена социальная стабильность в обществе, что непосредственно положительно будте влиять на становление единого социального пространства на территории всей РФ, поэтому доступ к основным жизнеобеспечивающим благам и услугам будет равным для каждого гражданина страны.

Таким образом, государственная социальная стандартизация непосредственно сказывается на социальную сферу и является фундаментом для защиты интересов не только незащищенных и социально уязвимых слоев населения, но и всего населения страны (эффект от ее реализации затрагивает каждого индивида). Субсидирование важных социальных проектов (как и их определение) сегодня тоже проходит с учетом данной системы.

Хочется так же отметить, что еще одним механизмом эффективного взаимодействия общества и государства выступает система социального страхования. Но она в отличие от стандартов главным образом направлена на экономически активное население (главная задача – снижение различных социальных рисков, имеющих массовый характер). Поэтому можно охарактеризовать суть социального страхования в распределении экономических последствий социальных рисков между всеми участниками трудовой деятельности с помощью резервирования финансовых средств, которые используются в случае наступления страховых ситуаций.

По степени развития форм социального страхования можно судить о действующем уровне государственной поддержки и защиты незащищенных слоев населения. При этом важным моментом в организации всей системы социального страхования является исполнение государством, закрепленных в источниках, социальных гарантий в интересах своих граждан.

Но в настоящее время все острее встает вопрос о необходимости не только обновления, но и реструктуризации данной системы, потому что эффект от ее функционирования не в полной мере соответствует современным потребностям общества и государства. Одной из основных причин этого выступают проводимые социально-экономические преобразования в стране, вследствие чего вся система социального страхования не успевает должным образом и в полном объеме подстраиваться в реализуемую нашим государством социально-экономическую политику.

Критерии, которым необходимо следовать, реформируя систему социального страхования, можно обозначить следующим образом:

Во-первых, должен существовать оптимальный уровень страховой защиты, при этом с учетом географических и экономических особенностей регионов;

Во-вторых, необходимо установить приоритетное участие всех заинтересованных в страховании лиц, которые на общих основаниях могут принимать решения относительно расходования страховых бюджетов;

В-третьих, нельзя объединять социальное страхование с другими видами государственной поддержки — это вполне самостоятельный институт, который нацелен на очень конкретный круг потребностей общества.

Данные критерии являются наиболее значимыми для формирования в России новой системы социального страхования, так как органично сочетают в себе потребности и возможности современного общества. Кроме того, основными факторами новой системы социального страхования в России, которая вовремя будет реагировать на происходящие в экономике изменения, должны стать: осознанное участие и заинтересованность граждан в социальном страховании и чувство ответственности за других членов общества, которые попали в трудную жизненную ситуацию; постоянное взаимодействие государственной власти, работодателей и профсоюзов, защищающих интересы работников; равная ответственность всех задействованных в страховании субъектов за обеспечение действенной защиты от социальных рисков. Только в этом случае социальное страхование станет одним из действительно работающих и эффективных механизмов развития и регулирования социальных процессов, происходящих в обществе.

 

2. АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НЕЗАЩИЩЕННЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ  НА БАЗЕ ГКУ МЕЖРАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ЦЕНТРА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЙ ЗАУРАЛЬЯ

2.1. Характеристика и социальная политика занятости ГКУ Межрайонный отдел центра занятости населений Зауралья

 

Наименование государственного органа (организации) — ГКУ Межрайонный отдел центра занятости населений Зауралья.

Местонахождение — 453830, Республика Башкортостан, г. Сибай, ул. Кирова, 29/1.

Учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание государственных услуг в сфере занятости населения, в целях обеспечении реализации предусмотренных законодательством РФ и РБ полномочий Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

Функции и полномочия Учредителя Учреждения от имени Республики Башкортостан осуществляет Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

Учреждение имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, печать, штампы и бланки со своим наименованием.

Цель деятельностиосновной целью деятельности Учреждения является обеспечение государственных гарантий в области содействия занятости населения; оказание в соответствии с законодательством РФ и РБ государственных услуг в сфере содействия занятости и защиты от безработицы.

Учредительные документыУстав ГКУ Межрайонный отдел центра занятости населений Зауралья.

ГКУ межрайонный центр занятости населения Зауралья входит в структуру Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан и непосредственно подчиняется Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее — Министерство) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах компетенции координацию вопросов государственной семейной политики, единую государственную политику в области труда, социальной защиты населения и содействия занятости на территории Республики Башкортостан.

Государственные функции ГКУ Межрайонный отдел центра занятости населений Зауралья:

  1. Осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов
  2. Осуществление надзора и контроля за регистрацией инвалидов в качестве безработных
  3. Осуществление надзора и контроля за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения.

К числу основных задач, решаемых в сфере социальной политики и ее важного направления — социальной защиты населения следует отнести:

  • реформу жилищного сектора;
  • пересмотр принципов функционирования страховых институтов вообще и пенсионной системы, в частности;
  • повышение эффективности расходования бюджетных средств в социальной сфере на основе реформирования соответствующих ее секторов в направлении развития управляемой конкуренции между организациями, предоставляющими социальные услуги населению, и расширения прав потребителей услуг в принятии финансовых решений;
  • четкое разграничение полномочий и ответственности в решении социальных вопросов на уровне Республики и ее субъектов, а также на местном уровне.

Одним из главных приоритетов политики поддержки социально незащищенных слоев населения является обеспечение высоким стабильным доходом.

Речь идет о социальной помощи, прежде всего, и о создании рабочих мест для отдельных категорий граждан. Социальная помощь, финансирование которой осуществляется за счет бюджетных средств, включает помощь семьям с детьми, денежные выплаты малообеспеченным семьям, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Эффективная политика относительно доходов неработоспособных и незащищенных слоев населения предусматривает осуществление таких мероприятий:

  • реформирование существующей системы пенсионного обеспечения;
  • усовершенствование, оптимизацию и усиление адресной направленности социальной помощи населению;
  • увеличение размеров выплат и поддержки помощи семьям с детьми, особенно малообеспеченным;
  • предоставление пособия безработным на период потери работы;
  • организацию общественных работ с целью привлечения к ним безработных для повышения их доходов;
  • стимулирование разнообразных форм благотворительной деятельности и милосердия направленных в поддержку социально незащищенных слоев населения.

Особое внимание необходимо уделять такой проблеме как поддержка инвалидов и повышение их трудовой активности.

Формирование конкурентоспособности инвалидов должно быть направлено на создание нового типа работника, способного адекватно реагировать на функциональные изменения и приспосабливаться к производственной деятельности в новых рыночных условиях. В первую очередь эти изменения связаны с необходимостью осуществления новых процессов в системе ценностей субъектов рынка труда. При этом следует заметить, что характер этих изменений, в первую очередь, связан с необходимостью усовершенствования качественных параметров трудового потенциала каждого человека, необходимостью приведения принципов организации и осуществления процесса трудовой деятельности инвалидов в соответствии с новыми экономическими возможностями Российской Федерации.

Именно поэтому политика занятости инвалидов должна быть направлена на формирование активной позиции самих инвалидов относительно поиска достойной работы путем стимулирования заинтересованности занятости, связанных с обеспечением возможностей профессиональной, социальной и интеллектуальной самообеспечения инвалидов.

Следовательно, для повышения уровня занятости людей с физическими ограничениями государство направляет свои усилия на необходимость:

  • обеспечить профессиональную учебу лиц с ограниченными физическими возможностями;
  • положить начало производственной адаптации лиц с ограниченными физическими возможностями в процессе трудовой деятельности;
  • определить потребность и создать необходимое количество малых предприятий с целью трудоустройства на них инвалидов;
  • определить и утвердить перечень изделий для изготовления инвалидами, в частности слепыми. С целью гарантированного обеспечения их работой предоставить учебно-производственным предприятиям, объединениям и организациям слепых подавляющее право на изготовление этих изделий;
  • разработать индивидуальные программы реабилитации инвалидов и обеспечить их реализацию органами охраны здоровья и социального обеспечения;
  • проанализировать состояние профилактической работы на промышленных, строительных и транспортных предприятиях, в совхозах и колхозах;
  • провести аттестацию рабочих мест инвалидов и по ее результатам заменить устаревшее оборудование, станки и устройства, и создать здоровые условия труда;
  • согласовывать мероприятия по профессиональной реабилитации и трудоустройству инвалидов с муниципальными программами занятости населения;
  • увеличить за счет установленного норматива количество рабочих мест специалистов с высшим образованием и квалифицированных рабочих для трудоустройства инвалидов;
  • реализовать политику эффективной поддержки надомного труда и самозанятости инвалидов;
  • предоставлять инвалидам, которые желают открыть собственное дело, консультативное, организационную, финансово-экономическую помощь по вопросам открытия и поддержки собственного бизнеса.

 

2.2. Анализ показателей занятости населения за 2019-2020г.

 

В условиях жесткой конкуренции поиск работы становится все более тяжелой задачей, особенно для граждан, чья занятость не может быть обеспечена без законодательной поддержки государства. Поэтому есть категории граждан, которые при любой экономической ситуации будут нуждаться в государственной защите — это социально незащищенные слои населения.

К ним, в частности, относятся инвалиды; лица, освобожденные из мест лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей — инвалидов, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые) п.2. ст. 5 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Рассмотрим основные проблемы трудоустройства социально незащищенных слоев населения на примере трудоустройства инвалидов и молодежи.

Особенности трудоустройства инвалидов связаны с установлением для инвалидов дополнительных гарантий их трудовой занятости. Федеральный Закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрел систему мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Они сводятся к следующему:

— установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

— резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

— стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

— создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

— создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

— организация обучения инвалидов новым профессиям ст. 20 Федерального Закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Но, несмотря на законодательно, установленные дополнительные гарантии трудоустройства инвалидов, кардинально решить проблему их трудоустройства и в настоящее время не получается. Большинство предприятий не стремятся делать инвалидов своими сотрудниками. Владельцы фирм готовы выдумывать все новые способы для того, чтобы обойти законодательство и не принять на работу человека с ограниченными возможностями. Многие компании не хотят принимать на работу инвалидов и потому, что государство не может создать достойные налоговые льготы, которые действительно заинтересуют работодателя.

В числе причин обуславливающих проблему трудоустройства инвалидов также можно назвать и:

— несоответствие большинства зданий и сооружений физиологическим особенностям инвалидов (отсутствие пандусов, лифтов), что делает затруднительным вообще присутствие инвалида на рабочем месте;

— отсутствие достаточного количества специалистов как медицинского, так и педагогического профиля, необходимых для работы с инвалидами;

— недостаточное техническое оснащение инвалидов, обучающихся и работающих на дому;

— практическое отсутствие Центров социальной адаптации и профориентации для инвалидов;

— отсутствие единого информационно-аналитического центра для инвалидов; — незаинтересованность коммерческих организаций в трудоустройстве инвалидов; — неготовность инвалидов к современному рынку труда.

К социально незащищенным категориям населения относятся несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет и граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые — т.е. молодежь. Особенности их трудоустройства в частности закреплены в Трудовом Кодексе РФ, а именно, по трудовому законодательству запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда. Кроме того, законами субъектов РФ может предусматриваться квотирование рабочих мест для отдельных категорий молодежи.

В настоящее время молодежь по сравнению с другими возрастными группами населения испытывают наибольшие трудности в трудоустройстве. Одной из причин сложившейся ситуации является нежелание работодателей принимать на работу молодых людей из-за низкого профессионализма, отсутствия трудовых навыков, необходимого стажа работы. Наиболее напряженная обстановка сложилась среди выпускников техникумов и колледжей. Так, среднее время поиска работы для данной категории молодежи составляет 3,6 мес., тогда как для выпускников ВУЗов данный показатель равен 2,3 мес.

По оценкам специалистов на рынке труда молодежи на сегодняшний день складываются две противоположные тенденции. В одних сферах деятельности (финансы, юpиспpуденция, аудит) молодым людям устроиться на работу практически невозможно, так как они еще не обладают глубокими профессиональными знаниями. Зато в других областях (торговля, маркетинг) их молодость, сила и энергичность, а главное — еще не очень большие материальные запросы вполне устраивают работодателей, и часто работодатели в этих областях отдают предпочтение молодежи из-за экономии заработной платы, поэтому оплата их труда является очень низкой.

Таким образом, спрос на молодых специалистов на рынке труда остается на сегодняшний день достаточно низким.

Состояние регистрируемого рынка труда Республики Башкортостан в январе-апреле 2020 года.

По информации Федеральной службы государственной статистики о результатах последнего обследования рабочей силы (в среднем за 1 квартал 2020 г.) численность безработных граждан по методологии Международной организации труда составила 85,8 тыс. человек, что на 0,6% ниже значения показателя за аналогичный период прошлого года (86,3 тыс.). Численность занятого населения составила 1 758,9 тыс. человек, что соответствует уровню занятости населения 53,8%.

Уровень общей безработицы составил 4,7% от численности рабочей силы (экономически активного населения), в Российской Федерации — 4,6%,

в Приволжском федеральном округе — 4,2%. В прошлом году соответственно по республике — 4,6%, по России — 4,8%, в ПФО — 4,4%.

Обращение за содействием в поиске подходящей работы.

За январь-апрель 2020 года в центры занятости населения городов и районов республики поступило 122 397 заявлений граждан о предостав-лении государственных услуг (за январь-апрель 2019 года — 111 324, далее в скобках сравнение с аналогичным периодом 2019 года), из них о содействии в поиске подходящей работы — 61 571 (33 695).

По состоянию на 1 мая в центрах занятости населения было зарегистрировано 57 988 (24 441) граждан, ищущих работу, из них 57 615 (24 420) — незанятые трудовой деятельностью.

Безработные граждане

С начала года статус безработного получили 38 019 жителей республики, что на 91% больше, чем за январь-апрель 2019 года (19 905).

Численность безработных граждан, зарегистрированных в центрах занятости, на 1 мая составила 41 593 человека, что на 23 334 человека (127,8%) больше, чем на начало года.

Структура безработных граждан на 1 мая:

по возрасту: 16–24 лет — 8,8% (5,9%), 25–29 лет — 12,4% (8,0%), предпенсионный — 8,1% (24,1%);

по полу: мужской — 40,9% (40,3%), женский — 59,1% (59,7%);

по образованию: высшее — 28,7% (27,8%), среднее профессиональное — 42,6% (48,5%), среднее общее — 19,3% (15,1%), основное общее — 8,8% (7,8%), не имеют основного общего образования — 0,6% (0,8%);

по месту жительства: городская местность — 65,3% (59,0%), сельская местность — 34,7% (41,0%);

по причинам прекращения трудовой деятельности: уволенные по собственному желанию — 48,2% (62,5%), уволенные в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций — 5,0% (11,8%), уволенные по соглашению сторон — 5,7% (7,8%), уволенные с государственной службы — 0,06% (0,7%).

Доля инвалидов в числе безработных граждан составила 3,3% (6,6%).

Уровень регистрируемой безработицы на 1 мая составил 2,2% (1,19%), увеличившись относительно начала года на 1,26 процентных пункта.

По г. Уфе данный показатель составил 1,84% (0,98%), в среднем по городам — 1,92% (1,03%), по районам — 2,0% (1,22%).

В 44 (39) муниципальных образованиях уровень регистрируемой безработицы сложился ниже, чем в среднем по республике. Наименьший уровень безработицы в Бирском (0,9%), Караидельском (1,09%), Мишкинском и Ермекеевском (по 1,17%), Бураевском (1,21%) районах. Высокий уровень безработицы сложился в городах Агидель (6,43%) и Межгорье (3,71%), в Чишминском (3,71%), Кушнаренковском (2,64%) и Кармаскалинском (2,62%) районах.

За январь-апрель трудоустроились 13 576 (21 011) граждан, в том числе 7 088 (9 055) безработных граждан. Доля трудоустроенных в общей численности обратившихся в поиске работы составила 22,1% (62,4%). Высокий уровень трудоустройства отмечен в Балтачевском, Шаранском, Федоровском, Зилаирском, Ермекеевском, Бураевском, Мечетлинском и Салаватском районах.

К профессиональному обучению по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда, приступили 2 137 (3 082) безработных граждан, 133 (259) женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, 82 (91) пенсионера, стремящиеся возобновить трудовую деятельность.

Вакансии. Работодателями республики за 4 месяца была заявлена потребность в 68 852 (96 645) работниках.

Наибольшую потребность в рабочей силе, 45,7% (48,5%) от общего числа заявленных вакансий, испытывали предприятия г. Уфы.

Напряжённость на рынке труда. Коэффициент напряженности на рынке труда с начала года увеличился с 0,5 до 1,5 (остался неизменным — 0,5). По г. Уфе данный показатель составил 1,1 (0,3); в среднем по городам — 1,4 (0,4); по районам — 2,0 (0,9).

По данным портала «Работа в России» по состоянию на 1 мая суммарная численность работников, находившихся под риском увольнения, составила 50 138 (3 949) человек, в том числе:

  • численность работников, находившихся в простое по инициативе администрации, — 24 366 (185) человек;
  • численность работников, работавших неполное рабочее время, — 17 326 (1 291) человек;
  • численность работников, которым были предоставлены отпуска по соглашению сторон, — 4 531 (48) человек;
  • численность работников, предполагаемых к увольнению, — 3 915 (2 425) человек.

С начала года было уволено в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата организации 1 225 (2 229) человек, из них трудоустроено 80 (928) человек, назначена трудовая пенсия по старости 6 (168) гражданам.

Социальная поддержка безработных

Численность безработных граждан, получающих пособие по безработице, на 1 мая 2020 года составила 37 806 (21 454) человек. Доля получателей пособия по безработице в минимальном размере составила 45,0% (28,9%), максимальном — 24,2% (40,2%)(таблица 2):

 

2.3. Предложения по улучшению и совершенствованию политики занятости социально незащищенных слоев населения

 

Для решения проблемы малообеспеченных слоёв населения необходима целенаправленная политика, которая основывается на экономических и финансовых возможностях государства и максимальной эффективности их использования. В связи с этим крайне важным является реализация следующих задач:

  • внедрение новых механизмов возобновления производства, стимулирования экономического роста и социального прогресса, в частности, обеспечения эффективной занятости населения путем создания жизнеспособных предприятий;
  • создание условий для достойного труда, в том числе обеспечение уважения и соблюдения прав человека в сфере труда, свободно избранной, занятости и социальной защиты, а также развития и активизации социального диалога, на всех уровнях;
  • реализация в кризисных условиях краткосрочных мероприятий по предоставлению неотложной помощи наиболее уязвимым слоям населения;
  • преодоления хронической бедности, бедности, среди работающих;
  • обеспечение реформирования систем оплаты труда, социальной защиты, пенсионного страхования, предоставления медицинской помощи, медицинского обслуживания;
  • внедрение действенного механизма предоставления молодежи, в первую очередь выпускникам высших учебных заведений, первого рабочего места;
  • расширение возможностей для трудоустройства людей с особенными потребностями, занятости людей преклонных лет;
  • внедрение системы предоставления действенной адресной социальной помощи.

Формирование государственной политики в сфере защиты малообеспеченных слоёв населения должно быть направлено на решение наиболее острых социальных проблем, что в свою очередь должно базироваться на законодательном обеспечении создания благоприятных условий для:

  • развития семьи, эффективного выполнения, ею репродуктивной, воспитательной, экономической, социальной функций;
  • соблюдения на практике конституционного принципа равенства прав женщины и мужчины;
  • осуществления целенаправленной политики, относительно трудоустройства молодежи;
  • профилактики детской и молодежной преступности, наркомании алкоголизма, детской безнадзорности и попрошайничания;
  • предотвращения социальных рисков в контексте обеднения населения, потери работы или трудоспособности отдельными категориями граждан;
  • предотвращения безработицы.

Приоритетными направлениями государственной политики в сфере защиты малообеспеченных слоёв населения должны стать:

  • создание правовых, экономических, культурных, социальных условий для укрепления и функционирования семьи, авторитета и стойкости брака;
  • повышение роли родителей и их ответственности за жизнеобеспечение и воспитание детей;
  • предоставление адресной комплексной поддержки малообеспеченным семьям и отдельным гражданам;
  • усовершенствование механизма предоставления малообеспеченным гражданам целевых долгосрочных кредитов на строительство (реконструкцию) жилья;
  • обеспечение социально незащищенным слоям населения реального доступа ко всем видам деятельности,
  • равенства прав и возможностей социально незащищенных слоев населения, на рынке труда;
  • проведение профилактических, эпидемиологических и медицинских мер по охране здоровья социально незащищенных слоев населения;
  • разработка и внедрение современных медицинских технологий сохранения и охраны здоровья социально незащищенных слоев населения и новых методов поддержания здорового образа жизни, обеспечения рождения здоровых детей, воспитания физически здоровых и духовно богатых граждан;
  • повышение правовой осведомленности социально незащищенных слоев населения, относительно их собственных прав;
  • осуществление социального партнерства социально незащищенных слоев населения и государства на основе распределения ответственности между гражданами и государственными органами, содействие защите семьи от бедности и ограничений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями техногенного и естественного характера;
  • предупреждение безработицы путем создания новых рабочих мест;
  • создание гибкого механизма работы с детьми, что включает разработку комплекса соответствующих законодательных и других нормативных актов, проведение научных работ, разработку и реализацию программ социальной работы и социальной защиты детей, на базе действующей сети специализированных заведений социального направления;
  • сохранение и приведение сети детских внешкольных и оздоровительные заведений в соответствие с потребностями населения, проведения на их базе воспитательной, культурной, оздоровительной работы, с детьми и молодежью;
  • предоставление государственной поддержки молодежным общественным организациям и благотворительным фондам, которые проводят социальную работу.

С учетом региональной потребности на местах должны функционировать дома семейного типа, убежища для несовершеннолетних, приюты для социально незащищенных слоев населения.

Система обеспечения качества социальных услуг предусматривает введение минимальных государственных стандартов качества и осуществления постоянного контроля за их соблюдением. Содержание и организация социальных услуг должно обеспечивать самое полное удовлетворение индивидуальных потребностей получателей услуг и направлено на достижение позитивных изменений в их жизни, содействие интеграции в общество. Положения законодательства в сфере социальной политики направлены на защиту конституционных прав человека и гражданина. Пути совершенствования социальной политики связаны с обеспечением следующего поэтапного приближения минимальных социальных государственных гарантий к прожиточному минимуму, с общим повышением уровня жизни населения, минимального размера заработной платы и пенсии социальных выплат. В то же время имеются серьезные нерешенные проблемы, такие как бедность, депопуляция населения, низкий уровень жизни в целом, от решения которых зависит будущее социальной государственности в РФ.

Выработанные в данном разделе предложения по совершенствованию политики занятости социально незащищенных слоев населения в РФ сводятся к следующему:

Во первых, На основе проведенного анализа предложено расширить в нормативно-правовой базе перечень категорий населения, нуждающегося в социальной защите, следующими группами: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от 16 до 23 лет; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; женщины, уволенные по сокращению штата и остававшиеся безработными по истечении 6 месяцев; семьи, в которых оба родителя признаны безработными. Отнесение этих категорий населения к социально незащищенным вызвано их низкой конкурентоспособностью на рынке труда, что позволяет считать их социально уязвимыми и рассматривать возможности эффективного содействия занятости данным категориям граждан как одними из главных мер общего и тенденциозного роста безработицы.

Во вторых, в законодательстве необходимо восстановить норму, предусматривающую обязательную компенсационную плату предприятиями при невозможности принять на работу социально уязвимых граждан в рамках квоты, а также снизить порог численности работников организаций при установлении данной квоты со 100 человек до 30 человек в связи с тем, что большинство рабочих мест для социально незащищенных граждан создается в сфере МП.

В дополнении к вышеизложенному так же предлагается разработка Федерального1 закона «О содействии занятости социально незащищенных категорий населения», направленного на совершенствование политики занятости в отношении данного населения на основе централизованного, налогового, финансово-кредитного механизмов вовлечения бизнеса в содействие занятости.

Также можно предложить рассмотреть следующие направления повышения эффективности занятости социально незащищенных категорий населения на региональном уровне: 1) создание социально-трудовой системы обеспечения занятостью — СНКН (в ее основе должен быть программно-целевой подход управления занятостью социально незащищенного населения); 2) повышение качества, занятости социально незащищенного населения; 3) повышение эффективности работы служб занятости.

Материал исследования достаточно убедительно подтверждает отмеченную во введении актуальность правового регулирования занятости среди социально незащищенных слоев населения. На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции данного населения в общество является одним из приоритетных направлений макроэкономической политики занятости. Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества несовершеннолетних граждан, лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности, граждан предпенсионного возраста, уволенных в запас военнослужащих и пр.

Существующая в России нормативно-правовая база формально направлена на защиту социально уязвимого населения, занятого на предприятиях, однако на практике бизнесу становится невыгодно обеспечивать рабочими местами данных граждан. Таким образом, отсутствуют или непроработаны механизмы принуждения или стимулирования участия работодателей в обеспечении самой занятости и, поэтому, можно говорить о слабости всей системы социальной защиты данного населения.

Проведенный в данном исследовании системно-комплексный анализ нормативно-правовой базы, регулирующей рынок труда социально незащищенного населения, на сегодняшний деень выявил недостатки политики занятости данных граждан: узкий охват политикой категорий населения, испытывающего трудности в поиске работы; несогласованность нормативно-правовой базы о занятости данного населения на различных уровнях власти; отсутствие эффективных механизмов принуждения и стимулирования участия работодателей в обеспечении самой занятости социально незащищенного населения в условиях жесткой формальной защищенности социально уязвимых на рынке труда категорий населения; неработающие механизмы квотирования рабочих мест в ряде регионов; бессистемность и несогласованность в различных правительственных документах и федеральных целевых программах содействия занятости населения методологических положений, регламентирующих меры содействия занятости.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В дипломной работе были рассмотрены теоретические и практические проблемы становления рынка труда, занятости социально незащищенных слоев населения Российской Федерации на современном социально-экономическом этапе развития, а также вопросы регулирования рынка труда в современных условиях и реализации эффективной государственной политики занятости.

Безработица — это социально-экономическое явление, состоящее в том, что некоторая часть экономически активного населения страны какое-то время или постоянно не имеет работы и заработка. Под занятостью населения понимают деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход.

Специалисты рыночной экономики никогда не ставят перед страной задачи обеспечения полной занятости, как это было записано в сталинской конституции. Считается, что в известной мере умеренная безработица является благом для экономического роста. При этом имеется в виду:

  1. Безработица представляет собой резерв незанятой рабочей силы, который можно задействовать при последующем расширении производства или при структурных перестройках. Трудности перехода нашей страны на рельсы интенсивного развития во многом были связаны с полной занятостью. Новые стройки, цеха оказались не задействованы, так как работникам было легче работать на старых, уже освоенных рабочих местах. Капиталовложения оказались омертвленными, эффективность развития страны на определенном этапе стала снижаться.
  2. Наличие безработицы ограничивает агрессию профсоюзов и их требования повышения заработной платы и тем самым усиливает стимулы предпринимательской деятельности.
  3. Страх потерять работу и влиться в число высвободившихся из сферы производства является самым лучшим организатором дисциплины труда и, кроме того, создает условия для поддержания необходимого качества затрат труда.

Следствием перехода к рыночной экономике в стране явилось резкое обострение ситуации в сфере занятости. В первую очередь, это вызвано реализацией программ разгосударствления и осуществлением структурных сдвигов в экономике. Начавшийся процесс формирования рынка труда во все большей степени выявляет глубокие противоречия между современным состоянием занятости и сложившимися представлениями о рынке труда, товарной форме рабочей силы, ее стоимости и цене. Появился и ряд новых явлений в сфере занятости населения: сегментация рынка труда по формам собственности и статусу занятости, развитие неформального сектора, малого предпринимательства и другие. В связи с этим становится очевидной необходимость принципиально новых подходов к оценке рассматриваемых категорий и явлений.

Анализ экономического состояния России за последние несколько лет показал, что государство оказалось не в состоянии влиять на динамику рынка труда. Рабочая сила остается пассивной, условия ее воспроизводства ухудшаются. Сокращение занятости произошло в таких важнейших отраслях экономики, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля и общественное питание, наука и научное обслуживание. Занятость относится к одному из важнейших блоков необходимых системных изменений. Вместе с тем, занятость – одна из наиболее неудачных сфер деятельности нашего правительства. У него не дошли руки до жесткой экономической политики по отношению к естественным монополиям.

Исследование, проведенное в дипломной работе позволяет сделать вывод о том, что госрегулирование рынка труда нацелено главным образом на сокращение безработицы и обеспечение высокого уровня занятости социально незащищенных слоев населения, а также на достижение соответствия предложения рабочей силы в отраслевом и региональном разрезе спросу на нее в количественном и качественном отношении. С этим тесно связаны принимаемые в рамках социальной политики меры поддержки безработных. При этом необходимо иметь в виду, что приближению к указанным целям способствует государственное стимулирование капиталовложений и экономического роста, ибо увеличение ВВП как правило, в той или иной степени влечет за собой сохранение уже имеющихся и создание дополнительных рабочих мест.

Вместе с тем, государство осуществляет специальные, целенаправленные мероприятия в области занятости социально незащищенных слоев населения. Прежде всего, через сеть государственных служб занятости безработным облегчается поиск и нахождение нового рабочего места.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что ключевыми проблемами современного рынка труда социально незащищенных категорий населения в России являются:

— отсутствие развитого сектора малых и средних предприятий, во многих городах и регионах России, что не способствует раскрытию всего потенциала МП в плане содействия занятости населения и увеличивает риски роста уровня безработицы в перспективе; прогнозируемое высвобождение трудовых ресурсов в ходе продолжающейся структурной трансформации ряда отраслей экономики способно обострить ситуацию на региональных рынках труда;

— наличие значительного числа территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, сохраняющиеся диспропорции распределения занятости в регионах, что свидетельствует о неэффективности макроэкономической политики в сфере занятости населения, в том числе социально незащищенного;

— прогнозируемое сокращение численности трудоспособного населения и увеличение числа нетрудоспособного населения, ухудшение качества трудового потенциала, принятые поправки в законодательство об инвалидах увеличивают численность незанятого населения, испытывающего трудности в поиске работы;

— сохранение низкого спроса со стороны фирм на социально незащищенные категории населения в условиях ужесточения требований работодателей к рабочей силе при приеме на работу.

Таким образом, исследование, проведенное в дипломной работе показало положительные сдвиги в государственном регулировании занятости социально незащищенных слоев населения в Российской Федерации.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) [Электронный ресурс]: (ред. 27.03.2020) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. [Электронный ресурс]: (ред. 17.02.2020) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12. 2004 № 188-ФЗ [Электронный ресурс]: (ред. 25.05.2020) // СПС «Консультант Плюс». ВерсияПроф.
  4. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: (ред. 01.05.2019) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  5. Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: (ред. 01.06.2020) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  6. Федеральный закон от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в российской федерации» [Электронный ресурс]: (ред. 24.04.2020) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  7. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в российской федерации» [Электронный ресурс]: (ред. 24.04.2020) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  8. Закон Республики Башкортостан от 10 февраля 1998 года n 141-з «Об организации бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан» [Электронный ресурс]: (ред. 30.06.2017) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  9. Закон Республики Башкортостан N ВС-21/19 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан» [Электронный ресурс]: (ред. 02.02.2019) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  10. Постановление Правительства РБ от 31.12.2014 N 671 «О государственной программе «Социальная защита населения Республики Башкортостан» [Электронный ресурс]: (ред. 05.09.2017) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  11. Акатнова М. И. Проблемы Общей части права социального обеспечения. Монография / М. И. Акатнова, Издательство: Проспект, 2018 – 117 с.
  12. Бахчиева О. А. Практические основы социальной защиты населения. Учебное пособие / О. А. Бахчиева, Издательство: Лань, 2019 – 147 с.
  13. Былков В.Г. Социально-экономические проблемы безработицы / В. Г. Былков – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2018 — 164 с.
  14. Галаганов В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации (для ссузов). ФГОС / В. П. Галаганов, Издательство: Кнорус, 2019 – 311 с.
  15. Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение / А. Ю. Гусев, Издательство: Проспект, 2020 – 229 с.
  16. Дзгоева-Сулейманова Ф. О. Право социального обеспечения в вопросах и ответах. Учебное пособие / Ф. О. Дзгоева-Сулейманова, Издательство: Проспект, 2018 – 311 с.
  17. Закарова Н. А. Инвалидность: порядок признания, социальная защита и поддержка / Н. А. Закарова, Издательство: Феникс, 2018 – 245 с.
  18. Зыбина Г.В. Социальные технологии работы с семьями/ Г.В. Зыбина. Социальная работа. – 2017. — №5. – С.30-32.
  19. Капелюшников Р. З. Нестандартные формы занятости и безработицы в России / Р. З. Капелюшников Препринт. — М.: ГУ ВШЭ, 2019. – 38 с.
  20. Карпова А. В. Право социального обеспечения. Учебное пособие / А. В. Карпова, Издательство: ИНФРА-М, 2020 – 200 с.
  21. Качина Н. В. Уголовно-правовая охрана права на труд лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите / Н. В. Качина, Издательство: Проспект, 2020 – 147 с.
  22. Кейнс Д. М. Общая теория занятости, процента и денег / Д. М. Кейнс – М.: Гелиос АРВ, 2017. – 352 с.
  23. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица / В. А. Павленко – М.: Издательство МГУ, 2018. – 368 с.
  24. Прокопов Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России / Ф. Т. Прокопов – М., ТЕИС,2017. – 312 с.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф