ГЛАВА 3. АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СОСТАВА ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ РОССИИ
3.1 Создание и прекращение деятельности дипломатических представительств
Международный законодатель нормативно не регламентирует конкретику процедуры создания дипломатических представительств одной страны в другой, то есть в стране пребывания. Вопросы создания дипломатических представительств исходят из специфики взаимных договорённостей, которые как минимум две страны решают заключать между собой. В частности, речь идет о том. что изначально страны на уровне вежливости, на уровне неофициальных дипломатических отношений посещают друг друга. Так же такой факт посещения может происходить, например, и при провозглашении независимости определенной страны. Далее, страны могут договариваться между собой о каких-то направлениях межстранового сотрудничества, но и даже такой факт договорённости не всегда может сопровождаться созданием дипломатических представительств. Далее между странами, заключаются соглашения, международные договора и другие акты, страны могут одновременно участвовать в деятельности одной международной организации. И вот как раз на этом уровне международных отношений и появляется смысл создания дипломатических представительств во взаимодействующих странах. В частности, смысл заключается в том, чтобы соблюдать прописанные в международных договоренностях соглашения, улаживать периодически возникающие спорные ситуации по данным договорённостям и решать другие вопросы взаимодействия. Как раз в этом случае государства и начинают акцентировать внимание на том, чтобы создать свое представительство в другой стране .
Обращаясь к положениям норм ст. 14 Конвенции 1961 г., можно увидеть, что международным регулятором общепринято выделять три основных класса дипломатах рамках деятельности дипломатических представительств. К первому классу относятся послы и дипломаты высокого статуса, относящиеся к главам государств, к руководству министерств и ведомств представительных стран. Второй класс представлен посланниками, которые, как правило, возглавляют специальные и специализированные дипломатические миссии в стране пребывания. Третий класс представлен дипломатами, поверенными в делах и приравненными к ним представителями государств, аккредитующихся при министрах иностранных дел соответствующих представительных государств.
Принадлежность дипломатических представителей к тому или иному классу, в рамках указанной Конвекции 1961 г. не оказывает влияния на перечень иммунитетов и привилегий дипломатов. Вне зависимости от принадлежности к классу, все дипломаты обладают одинаковыми иммунитетами и привилегиями, установленными нормами международного права.
Отличие в частности, состоит в том, что государства. как привило используют первый класс дипломатов для проведения мероприятий в рамках деятельности своих представительств за рубежом. Второй и третий классы дипломатов, как правило, используются для взаимодействия с международными организациями. ибо же в рамках деятельности международных организаций.
Отметим, что и вне зависимости от вида дипломатического представительства, будь то, посольство, миссия или иное официальное представительство, все они наделены официальным правовым статистом, регламентируемым нормами международного права, то есть дипломаты, как и их представительство, вправе требовать безопасность своего присутствия в стране пребывания, вправе распоряжаться соответствующими льготами и привилегиями :
В случае налаживания договорённостей и связей между странами, не всегда происходит открытие дипломатических представительств. В связи с необходимостью траты дополнительных бюджетных средств на открытие представительства в другой стране, не всегда государства прибегают к практике работа такого рода института .
В большей степени процедуру создания деятельности дипломатических представительств за рубежом следует соотносить с назначением главы представительства. Поскольку данный факт уже точно свидетельствует о физическом присутствии российского представительства в иностранном государстве.
Назначение главы представительства осуществляется в соответствии с общепринятыми международными правилами и национальным законодательством аккредитующей страны и сводится к следующим стадиям:
— запрос агремана, то есть согласия государства пребывания на назначение данного лица в качестве главы дипломатического представительства;
— издание после получения агремана акта, оформляющего назначение главы представительства;
— вручение верительных грамот, т.е. документа, удостоверяющего официальный статус главы диппредставительства. Верительные грамоты подписываются главой аккредитующего государства и адресуются главе государства, принимающего дипломатического представителя.
После установления дипломатических отношений перед приездом посла в страну его аккредитации туда направляется небольшая группа дипломатических и административно-технических работников для подготовки посольства к открытию.
Старший по рангу дипломат привозит с собой письмо министра иностранных дел своей страны на имя главы внешнеполитического ведомства страны пребывания. В письме содержится просьба принять указанного дипломата в качестве временного поверенного в делах и по мере возможности оказать содействие в решении организационно-технических вопросов на первом этапе функционирования посольства.
Об официальном открытии посольства сообщается нотой в адрес органов иностранных дел страны пребывания и дипломатического корпуса .
Международной практикой принято согласовывать кандидатуру будущего главы дипломатического представительства с местными властями посредством запроса агремана.
Ответ на запрос дается в адекватной форме (письменно или устно) обычно в течение месяца. Срок ответа является своего рода показателем состояния отношений между государствами, поэтому принимается во внимание и принцип взаимности, т.е. время получения правительством страны аккредитации агремана на своего посла в аккредитующей стране.
Факт запроса агремана разглашать не принято, поскольку это обязало бы стороны комментировать возможный отказ в агремане. Не принято и напоминать о запрошенном агремане или просить ускорить ответ. Отрицательный ответ в форме официального отказа на запрос не дается. Сама задержка с ответом расценивается как нежелание правительства принять данную кандидатуру в качестве посла, и эта кандидатура, как правило, снимается. К слову, в XIX в. существовала практика, когда на пост посла предлагалось одновременно несколько кандидатур на выбор правительства страны аккредитации. При этом предпочтение аккредитующего государства выражалось в очередности имен дипломатов, представленных в списке .
После получения агремана дипломатический представитель, равно как и любой другой дипломат, имеющий разрешение на въезд в страну (в виде въездной визы), считается персоной грата (желательное лицо).
Дипломат, не получивший агреман, считается персоной нон грата (нежелательное лицо). Персоной нон грата может быть признан любой другой дипломатический работник, которому правительством страны не дано разрешение на въезд или предъявлено требование о выезде, что соответствует ст. 9 Венской конвенции 1961 г.
После получения агремана производится назначение главы диппредставительства государственным актом аккредитующей страны, о чем сообщается в печати. Обычно одновременно соответствующим актом его предшественник освобождается от обязанностей. До отъезда посла протокольная служба органов иностранных дел страны пребывания готовит верительные грамоты ему и отзывные грамоты предшественнику.
Вручение верительных грамот знаменует начало исполнения послом своих обязанностей. Обычно на следующий день посол нотой извещает об этом дипломатический корпус страны пребывания.
В международной протокольной практике нередки случаи приостановления или разрыва дипотношений между государствами. Последнее может быть спровоцировано чрезвычайными обстоятельствами — военный переворот в стране, военная агрессия против другого государства, изменение одним из партнеров своего государственного статуса .
Возможен и другой случай, например объединение двух стран, что влечет за собой ведение внешней политики объединенным правительством и прекращение своих функций всеми дипломатическими представительствами в одной из объединившихся стран.
Разрыв отношений сопровождается прекращением всех сношений с местными властями, отзывом дипломатов и закрытием дипломатических и иных представительств. Контакты могут поддерживаться с протокольной службой внешнеполитического ведомства страны пребывания исключительно по организационно-бытовым вопросам. При этом, представитель местного протокола не присутствует при отъезде главы дипломатического представительства, как обычно принято в международной практике.
Нормы международного права в рамках Конвенции 1961 г. затрагивают ключевые аспекты прекращения деятельности дипломатических представительств:
— орган иностранных дел аккредитующего государства обязан уведомлять органы государства пребывания о прекращении функций своих сотрудников в представительстве в стране пребывания (ст. 10);
— привилегии и иммунитеты госслужащих представительств заканчиваются с прекращением деятельности данных госслужащих или представительств (в целом) в стране пребывания (ст. 39);
— функции дипломатического агента прекращаются по уведомлении аккредитующим государством государства пребывания о том, что функции дипломатического агента прекращены; а также по уведомлении государством пребывания аккредитующего государства, что, согласно п. 2 ст. 9 Конвенции 1961 г., оно отказывается признавать дипломатического агента сотрудником представительства (ст. 43).
Национальное российское законодательство уточняет и дополняет различные положения международного права о прекращении деятельности дипломатических представительств России и должностных лиц в иностранных государствах. В частности, особое значение в данной сфере имеют положения норм следующих актов федерального уровня: положения ст. 341 ТК РФ , Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 205-ФЗ , Указ Президента РФ № 1497 .
При приостановлении или разрыве дипотношений прекращаются все сношения дипломатического представительства с органом иностранных дел страны пребывания и с другими ведомствами, за исключением вопросов, связанных с ликвидацией представительства и организацией отъезда его персонала. По всем этим вопросам дипломатическое представительство обращается только в протокольный отдел органом иностранных дел страны пребывания. Представитель протокольного отдела или какой-либо другой представитель властей не присутствует, как это обычно принято, при отъезде главы дипломатического представительства.
Таким образом, исследование создания и прекращения деятельности дипломатических представительств позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, в основе создания дипломатических представительств лежит констатация договоренности об установлении дипотношений как минимум между двумя странами. Далее, при установлении необходимости открытия представительства в договаривающихся государствах, соглашением данных государств определяется класс главы дипломатического представительства. Назначение главы сопровождается следующими стадиями: запрос агремана; издание акта, оформляющего назначение главы представительства; вручение документа (верительных грамот), удостоверяющего официальный статус главы дипломатического представительства и аккредитующего в этом качестве в государстве пребывания.
Во-вторых, толчком к прекращению деятельности дипломатических представительств служит приостановление или разрыв дипотношений между государствами. Причинами могут послужить: чрезвычайные обстоятельства, военный переворот, военная агрессия, изменение одним из партнеров своего государственного статуса, объединение стран и пр. Разрыв отношений должен сопровождаться отзывом дипломатов и закрытием дипломатических и иных представительств. Контакты могут поддерживаться с протокольной службой внешнеполитического ведомства страны пребывания исключительно по организационно-бытовым вопросам.
3.2 Дипломатические представительства Российской Федерации: состав и совершенствование
Анализируя положения норм ст. 1 Конвенции 1961 г., можно прийти к выводу, что состав дипломатические представительства Российской Федерации в иностранном государстве может быть представлен следующим штатом сотрудников :
— глава представительства — лицо, на которое посылающим государством возложена обязанность, действовать в этом качестве;
— работники представительства — лица, связанные с главой представительства и членами аппарата представительства;
— члены персонала представительства — члены дипломатического персонала и члены семей, работающие в представительстве, административно-технический персонал и обслуживающий персонал представительства;
— члены дипломатического персонала — сотрудники аппарата представительства, имеющие дипломатические ранги;
— дипломатический агент — глава представительства или член дипломатического персонала представительства;
— административно-технический персонал — работники, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства.
В зависимости от принадлежности к той или иной категории работников дипломатических представительств, им предоставляются определенные иммунитеты и привилегии. Исторически сложилось так, что дипломатические привилегии и иммунитеты, прежде всего, принадлежали главам дипломатических миссий. Кроме них древнее международное право знало только понятие «суверенный иммунитет» .
В практике постоянных российских посольств XVII-XIX вв. существовала строгая бюрократическая иерархия. Посол был тогда единственным представителем государства, а точнее просто представителем главой российского государства. Остальная часть посольства считалась окружением посла или даже его подчиненными. Поэтому институт привилегий и иммунитетов, хотя и распространяется на этих лиц, не имеет самостоятельной правовой основы. Их иммунитеты и привилегии были лишь производными от иммунитетов и привилегий посла, имевшими, так называемый, «зеркальный характер» .
В настоящее время дипломатический персонал пользуется тем же правовым статусом, привилегиями и иммунитетами, что и посланники и послы. Члены дипломатического персонала пользуются всеми предусмотренными льготами и иммунитетами. Единственное различие, которое существует между этими категориями, не меняющими их общего правового статуса, — это различие между протокольными делами, старшинством и дипломатическим этикетом.
На региональном уровне это уже решено положениями норм ст. 3 Гаванской Конвенции по вопросам дипломатических и консульских сношений привилегий и иммунитетов, определяемой законами и правилами страны, в которой аккредитованы должностные лица.
Следующей категорией лиц, пользующихся дипломатическими привилегиями и иммунитетами, являются члены семей дипломатических агентов. Международное право всегда предоставляло им привилегии и иммунитеты, которыми пользуются дипломатические агенты. Необходимость этого вполне очевидна, поскольку в противном случае возможно принуждение семейного партнера дипломатического представителя или другого члена его семьи, не подпадающего под освобождение от местной юрисдикции, например, к предоставлению сведений о дипломатическом учреждении имеющим к деятельности посольства, о которой они, возможно, уже знают. Это в конечном итоге объясняется тем же функциональным требованием, а дипломатический статус членов семьи данной категории лиц служит еще одной дополнительной гарантией нормальной и беспрепятственной деятельности посольства.
Здесь, как мы видим, были установлены два обязательных условия для того, чтобы члены семьи могли обоснованно требовать признания дипломатических привилегий и иммунитетов:
— во-первых, необходимость совместного проживания дипломата и его семьи,
— во-вторых, члены семьи, такие как сам дипломатический агент, не должны быть гражданами принимающего государства.
Что же касается официального семейного партнера дипломата, являющегося гражданином страны своего проживания, то она либо он ни в коем случае не может требовать, чтобы был отказ от применения законов и правил своей страны, что противоречило бы правовой природе института гражданства и юридическому подтверждению факта семейной связи (ведь в каждой стране семейные связи подвергаются документами, установленными соответствующим национальным законодательством).
Анализируя нормы ст. 37 Конвенции 1961 г. об условии необходимости совместного проживания, по нашему мнению, можно довольно сильно усомниться в их обоснованности, поскольку другие нормы международного права, регулирующие институт семьи нигде не указывают на необходимость совместного проживания для подтверждения семейной принадлежности одних членов семьи другим.
В частности, международными регуляторами семейных отношений в настоящее время являются: Конвенция о гражданстве замужней женщины , Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков , Международный пакт о гражданских и политических правах , Всеобщая декларация прав человека и другие акты.
Ни один из данных актов ни слова не содержит о необходимости совместного проживания для подтверждения факта семейной принадлежности. Логично полгать, что на практике члены семьи дипломатического агента, члены административно-технического персонала не обязательно могут проживать совместно с дипломатами. Дипломатический агент может проживать в находящейся по близости к зданию посольства гостинице, для удобства оперативного проезда до места работы. Члены семьи, в свою очередь могут проживать, например, на территории лечебного комплекса, когда у членов семьи дипломата возникает срочная необходимость решения проблем со здоровьем. Такие случаи Конвенция 1961 г. не учитывает, но они имеют место быть. Поэтому, по нашему мнению, оговорка в Конвенции 1961 г. «живущие вместе с ним» весьма сомнительна, не соответствует другим нормам международного права, регулирующим институт семьи, поэтому следует рассмотреть возможность её исключения.
Что касается административно-технического персонала дипломатического представительства, то по объему иммунитетов он практически не уступает дипломатическому персоналу. Так, Конвенция 1961 г. определила положение о том, что административно-технический персонал дипломатических представительств пользуется иммунитетами, указанными в ст. 29-35 Конвенции 1961 г.
Следующая категория — сотрудники обслуживающего персонала. По сравнению с административно-техническим персоналом, они используют Конвенцию 1961 г. с очень ограниченными возможностями. До этого доктрина и практика государств в этом вопросе была весьма противоречивой. С одной стороны, такие государства, как Великобритания и Соединенные Штаты Америки, довольно часто придерживались принципа распространения привилегий и иммунитетов дипломатов на этих сотрудников с некоторыми ограничениями в своей практике. С другой стороны, Италия и Бразилия, например, до 1961 г. занимали совершенно иную позицию, полностью отрицая такие привилегии и иммунитеты для неформального, недипломатического персонала, особенно обслуживающего персонала .
Конвенция 1961 г. предлагает компромиссное решение этой проблемы, возможно, наиболее правильное. В п. 3 ст. 37 данного акта определено, что достаточно лишь предоставить персоналу:
— неприкосновенность в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей;
— освобождение от налогов, пошлин и сборов, связанных с заработком, полученным за их услуги;
— исключение, указанное в ст. 33 Конвенции 1961 г. об условиях социального обеспечения.
В остальном они могут пользоваться привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это разрешено принимающим государством. Однако государство пребывания должно осуществлять свою юрисдикцию в отношении этих лиц так, чтобы это не мешало неправомерным образом выполнению функций представительства. Поэтому проблемы с иммунитетами обслуживающих персоналов до сих пор решаются по-разному в разных странах. Например, Дания, Индия, Соединенные Штаты и некоторые другие государства предоставляют неприкосновенность в разной степени. Однако такие государства, как Франция, Италия и Швейцария, не предоставляют никакого иммунитета .
Наконец, последняя категория – это дипломатические агенты и члены их семей, пересекающие территорию третьих государств. Ранее считалось, что только дипломатические агенты, аккредитованные в стране пребывания, могут по праву рассчитывать и получать дипломатические привилегии и иммунитеты. Если они временно пребывают в государстве и получили определенные привилегии и иммунитеты, то, как правило, дипломаты, проходящие через его территорию, опираются не на закон, а на международные нормы вежливости.
Международное право связывает предоставление транзитным дипломатам дипломатических привилегий и иммунитетов с определенными условиями и требованиями, суть которых заключается не только в поездках, но и в служебных целях дипломата в третьи страны. Важно отметить, что даже в этих условиях такой дипломат не может претендовать на все привилегии и иммунитеты, а только на то, что необходимо для его нормального, беспрепятственного и безопасного проезда. Например, такой дипломат может не иметь права отправлять и получать зашифрованные сообщения, поскольку это не связано с целями личного проезда через территорию третьего государства. В ст. 40 Конвенции 1961 г. указывается, что на условиях, аналогичных изложенных в п. 1 ст. 40 Конвенции 1961 г., третьи государства не должны препятствовать проезду членов административного, технического или обслуживающего персонала представительства и членов их семей через свою территорию.
Следовательно, личный иммунитет дипломата в указанном выше смысле является абсолютным — в отличие от иммунитета от уголовной юрисдикции, как отмечалось ранее. В связи с этим одним из способов пресечения противоправной деятельности дипломатического должностного лица, обладающего на практике дипломатическим иммунитетом, является задержание на месте.
Эффективная деятельность дипломатических работников невозможна без обеспечения их личной безопасности в стране пребывания, защиты их от посягательств со стороны частных лиц, особенно в связи с резким усилением в последние годы проявлений международного терроризма, в связи с введением санкций против России и учащением случаев нападения на российских дипломатов за рубежом. Данный вопрос обсуждался на 22 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, что привело к решению открыть Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против дипломатических агентов .
Конвенция 1975 г. устанавливает перечень преступлений против дипломатов, виновные, в совершении которых несут соответствующее наказание. Речь идет о тяжких преступлениях против личности или свободы дипломата, таких как убийство, похищение человека и другие противоправные действия, насильственные нападения на жилые помещения и автомобили дипломата, соучастие в угрозах и попытках такого нападения.
К личным иммунитетам и привилегиям дипломатических агентов относится также освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе их личного багажа. Такое исключение почти во всех случаях должно предоставляться государством пребывания, если только вопрос не касается предметов личного пользования дипломата и его семьи. С учетом этого принципа каждое государство своим законодательством определяет порядок прохождения багажа и следующие предметы отдельно для иностранных дипломатов и иных лиц, пользующихся таможенными льготами.
Выше было сказано, что в теории и практике международного права достаточно четко разграничиваются привилегии и иммунитеты представительства в целом, с одной стороны, и личные привилегии и иммунитеты его сотрудников, с другой. Первое, как правило, носит абсолютный характер, второе, — лишь относительный и допускает исключения из общего правила . Такая же разница совершенно очевидна при таможенном досмотре дипломатического багажа, с одной стороны, и досмотре личного багажа дипломатов, с другой, если это дипломатическая почта в соответствии с п. 3 ст. 27 Конвенции 1961 г. не подлежит ни вскрытию, ни задержанию таможенными органами, и это правило толкуется как неведомые исключения.
Одним из главных и последних личных иммунитетов и привилегий дипломатических агентов, закрепленным в международном праве, является освобождение их от трудовых и государственных повинностей. Независимо от их квалификации, а также от воинских повинностей, таких как требования, контрибуции и военные счета, что предусмотрено ст. 35 Конвенции 1961 г.
Важность иммунитетов и привилегий для дипломатического персонала Российской Федерации в иностранных государствах не вызывает сомнения, особенно в период санкционного давления на Россию с весны 2022 г, в период учащения случаев агрессии в других государствах по отношению к российским дипломатам. Интересно, что в положениях норм таких важных национальных актов, как Консульский устав РФ и ФЗ № 205 не отражено указания на право привилегией и иммунитетов в государстве пребывания для административно-технического персонала представительства и членов их семей, для членов обслуживающего персонала и домашних работников сотрудников представительств. Об этом говорится в ст. 37 Конвенции 1961 г., но отсутствует аналогичная информация в ст. 15 КУ РФ и ст. 2 ФЗ № 205. При чем, даже несмотря на отличие дипломатических представительств от консульских учреждений, в ст. 3 Конвенции 1961 г. говорится, что дипломатическое представительство выполняет консульские функции, а, значит и привилегии должны распространяться на весь дипломатическо-консульский персонал.
Таким образом, исследование норм международного права о регулировании состава дипломатических представительств Российской Федерации за рубежом, показало, что, во-первых, ст. 1 Конвенции 1961 г. довольно четко и исчерпывающе перечисляет штат персонала представительств. Основываясь на данном штате сотрудников, в Конвенции 1961 г. отражены привилегии и иммунитеты, на которые могут рассчитывать члены состава дипломатических представительств РФ и что особенно важно в период санкций и учащения случаев агрессии против российских дипломатов за рубежом.
Во-вторых, проблемными моментом в данном случае является указание в ст. 36 и ст. 37 Конвенции 1961 г. на то, что для получения привилегий, члены семьи дипломатического персонала представительств, обязательно должны иметь совместное с дипломатом проживание. Данное указание не соответствует другим нормам международного права, регулирующим институт семьи. Также могут возникать случаи, когда проживание совместно физически не возможно по различным обстоятельствам (состояние здоровья и пр.). Поэтому можно порекомендовать мировому сообществу, рассмотреть возможность убрать фразу «живущие вместе с ним» из содержания Конвенции 1961 г.
В-третьих, для унификации норм международного и национального права, рекомендуется дополнить п. 1 и п. 2 ст. 15 КУ РФ после слов «…члены их семей…» и п. 2 ФЗ № 205 после слов «сотрудники дипломатической службы..» фразой следующего содержания: «..административно-технический персонал консульских отделов дипломатических представительств и члены их семей, обслуживающий персонал представительств, домашние работники сотрудников консульских отделов дипломатических представительств…».
3.3 Проблемы правового статуса сотрудников дипломатической службы российского государства
В научной литературе существуют различные точки зрения на понимание сути термина «правовой статус субъекта права». Под статусом субъекта права или правовым статусом субъекта в большинстве случаев понимается его правовое состояние, характеризуемое комплексом (системой) законодательно установленных прав и обязанностей. При этом, нередко допускается смешение понятий «правовой статус» и «правовое положение» субъекта права .
Соответственно, говоря о правовом статусе субъекта права, речь должна идти о том, какими законодательно установленными правами, обязанностями, полномочиями, компетенциями, гарантиями, привилегиями и ответственностью наделен тот или иной субъект (А.А. Данельян , Г.Н. Комкова , А.А. Рыжова , Е.Г. Шиханова и др.).
В частности, если речь идет о представительствах, осуществляющих дипломатическую функцию, то это касается прав, обязанностей, полномочий и компетенций данных представительств, если же о дипломатах, то о структурных элементах правового статуса дипломатических служащих.
Проблема определения правового статуса сотрудников дипломатической службы российского государства, заключается, прежде всего, в том, что правовой статус здесь можно рассматривать с самых различных отраслей права. Соответственно, можно вести речь о международно-правовом статусе , о конституционно-правовом статусе , о социально-трудовом статусе сотрудника дипломатической службы РФ, задаваемом нормами международного и национального права, юридически оформленным положением данного сотрудника в его взаимоотношениях со своим государством, страной пребывания и обществом. По нашему мнению, правовой статус следует рассматривать в первую очередь с позиции международно-правового, поскольку работа дипломатов России в иностранных государствах, это в первую очередь международная деятельность, и только потом деятельность с позиции российского законодателя или законодателя страны пребывания.
Российское законодательство в области правового статуса дипломатических представительств и их персонала условно можно разделить на две большие группы: правовые акты, связанные с деятельностью российских дипломатических органов за рубежом, и правовые акты, принятые, в первую очередь, во исполнение международно-правовых актов дипломатического права и связанные с деятельностью иностранных дипломатов на российской территории. В связи с заявленной темой исследования, интерес вызывает только первая группа актов, среди которых особое значение имеют: ФЗ № 205 , ФЗ № 186 , КУ РФ, Указ Президента РФ № 1497 , Указ Президента РФ № 1316 и некоторые другие акты.
В частности, например, в положениях норм п. 1 ст. 2 ФЗ № 205 прямо говорится, что правовой статус сотрудника дипломатической службы регулируется ФЗ № 79 , ФЗ № 205, ТК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права. Интересно, что тут же в п. 2 ст. 2 ФЗ № 205 российский законодатель делает указание на то, что привилегии и иммунитеты определяются нормами международного права, но о том, что правовой статус сотрудников дипслужбы регулируется нормами международного права в п. 1 ст. 2 ФЗ № 205 ничего не говорит.
Привилегии и иммунитеты по своей сущности относятся к структурным элементам правового статуса, что, например, следует из Конвенции 1980 г. , из научных трудов кандидата юридических наук Н.В. Бровченко и др. ученых.
Далее, такие структурные элементы правового статуса дипломатических служащих, как права, обязанности, ответственность, запреты и ограничения, гарантии, ответственность также регулируются нормами международного права, например: права (ст. 20 Конвенции 1961 г.), обязанности (ст. 41 Конвенции 1961 г.), ответственность (ст. 78 Конвенции 1975 г., п. 2 Международного кодекса поведения государственных должностных лиц 1996 г.), запреты (ст. 26 Конвенции 1975 г.), ограничения (п. 10 Международного кодекса поведения государственных должностных лиц 1996 г.), гарантии (п. 3 ст. 14 Международного пакта 1966 г.).
Перечисленные акты содержат правое регулирование обязанностей, полномочий, прав, гарантий и других структурных элементов правового статуса российских сотрудников дипломатической службы. Следовательно, абсолютно логично и правильно было бы дополнить п. 1 ст. 2 ФЗ № 205 фразой «а также нормами международного права».
В научной среде также неоднократно отмечается , что структура правового статуса дипломатических работников раскрывается в совокупности прав, обязанностей, запретов, ограничений, гарантий, поощрений и мер ответственности, связанных с исполнением функций дипломатического характера и обеспечения исполнения полномочий Российской Федерации в сфере международных отношений.
Одной из основных обязанностей всех без исключения сотрудников представительства является уважение и соблюдение законов страны, где они в данный момент аккредитованы. Все дипломатические сотрудники обязаны уважать законы государства пребывания, а также традиции и обычаи, установленные в нем .
Говоря о запретах, устанавливается запрет на использование помещения дипломатических представительств в целях, не совместимых с их непосредственными функциями. Данное положение существенно снижает различные злоупотребления с неприкосновенностью диппредставительств .
Среди ограничений, согласно ст. 42 Конвенции 1961 г. дипломатический агент не имеет права заниматься в государстве пребывания профессиональной, коммерческой или иной деятельностью в целях получения прибыли.
Среди привилегий следует назвать то, что дипломатический служащий освобождается от уплаты всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением косвенных налогов, которые обычно включаются в цену товаров или обслуживания; сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, если он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства. Дипломатический служащий освобождается от сборов и налогов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и налогов на капиталовложения в коммерческие предприятия в государстве пребывания.
Наряду с этими выделяют также и «почетные» привилегии. По общему правилу, к ним относят право на приглашение на различного рода мероприятия (торжества, юбилеи, парады) и другие официальные церемонии данного государства. В залах законодательных органов для диппредставителей предоставляется отдельная ложа, а предъявление дипломатической карточки, обычно, дает право прохода к месту торжественного мероприятия: спортивного соревнования и т.д.
Дипломатический служащий в иностранном государстве пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме определенных случаев, предусмотренных в Конвенции 1961 г. Он вправе не давать показаний в качестве свидетеля. Несмотря на это, иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.
Содержание непосредственно прав диппредставительства регламентировано в нормах ст. 20-28 Конвенции 1961 года и определяет:
— право представительства и его главы использовать флаг и эмблему аккредитующего государства на резиденции главы представительства и на средствах его передвижения;
— право на оказание государством пребывания содействия в приобретении помещений для диппредставительства либо оказания помощи аккредитующему государству иным путем в получении помещений;
— право неприкосновенности помещений представительства без согласия главы диппредставительства;
— право на исполнение специальной обязанности государства пребывания по принятию всех надлежащих мер к защите помещений диппредставительств от любого вторжения либо нанесения ущерба и к предотвращению любого нарушения покоя представительства либо оскорбления его достоинства;
— право на иммунитет помещений диппредставительства, предметов обстановки и другого находящегося в них имущества, а также средств передвижения от обысков, реквизиций, арестов и исполнительных мероприятий.
В научной среде неоднократно отмечается , что международно-правовой статус дипломатического представительства определяется стабильными и общепризнанными положениями об иммунитете, дипломатических привилегиях, об оказании возможной помощи страной пребывания, о свободе и неприкосновенности лиц и имущества при исполнении функций диппредставительства. При этом, на практике до сих про остаются проблемные вопросы реализации правового станутся российских сотрудников дипломатической службы за рубежом.
Одной из ярко выраженных проблем выступает проблема неприкосновенности личности дипломатических работников. Данная норма закреплена в ст. 29 Конвенции 1961 г. За последнее время участились случаи нападения на российских дипломатов и дипломатических агентов за рубежом. Примером тому послужил случай в Нидерландах в октябре 2013 года, когда сотрудники полиции ворвались в дом к российскому дипломату, что является грубейшим нарушением международных норм. Другой инцидент произошел в ноябре в 2017 году в Сирии, когда антиправительственные формирования обстреляли из минометов район Дамаска, где располагалось российское дипломатическое представительство. Еще более участились случаи в 2022 г.
Личная неприкосновенность дипломатических представителей, как показывает практика, также часто нарушается в международных аэропортах при вылете. Проверка в целях изъятия перевозки запрещенных предметов на борту воздушного судна, с одной стороны, является обычной формальностью, но в тоже время рассматривается как крайняя мера контроля, что говорит о необходимости урегулирования вопроса посредством принятия международно-правового акта.
Открытым остается вопрос относительно осуществления дипломатическим представителем иммунитета на территории третьих государств. Так согласно ст. 40 Конвенции 1961 г., третье государство, через которое проезжает дипломатический сотрудник, обязано всецело обеспечить ему неприкосновенность, а также другие иммунитеты, какие могут потребоваться для обеспечения его проезда или возвращения. Изучая данную норму, можно лишь предположить об объеме упомянутых «других иммунитетов». С одной стороны, это можно трактовать как предоставление соразмерного объема привилегий и иммунитетов на территории государства пребывания, с другой стороны, возможно, предусмотрена лишь часть иммунитетов: личная неприкосновенность; неприкосновенность имущества; освобождение от ответственности.
Казалось бы, вопрос о занятии профессиональной и коммерческой деятельностью дипломатическими представителями, помимо осуществления ими официальных функций, не требует особого рассмотрения. Однако ст. 31 Конвенции 1961 г. закрепляет иммунитет от гражданской и административной ответственности за исключением исков, связанных с занятием коммерческой и профессиональной деятельностью, в то же время ст. 42 Конвенции 1961 г. не допускает занятие той или иной деятельностью в целях личной выгоды. В данном случае очевидна не состыковка норм абз «с» п. 1 ст. 31 и ст. 42 Конвенции 1961 г., одна норма противоречит нормам другой. Предоставление дипломатическим представителям привилегий и иммунитетов в достаточной мере обеспечивает возможности выполнения ими функции в представительстве аккредитующего государства, а разного рода деятельность в целях личного извлечения какого-либо дохода должна быть запрещена.
Большое внимание также уделяется проблеме транспортных средств, которые используются дипломатическим персоналом в целях перемещения по территории государства пребывания. Отличительным знаком такого транспортного средства служит специальный номерной знак, выдаваемый органами автоинспекции: «CD» — главы дипломатических представительств; «D» — дипломатический персонал. Как показывает практика, зачастую некоторые государства пренебрегают иммунитетом транспортного средства, заставляя платить штраф за нарушения правил дорожного движения. Дипломатический автомобиль не может быть подвергнут обыску, досмотру или аресту, но представители страны вправе войти в машину без разрешения ее владельца. В случае сокрытия гражданина страны в машине иностранного лица, органы власти будут не вправе извлечь его оттуда, поскольку это будет считаться нарушением нормы. Когда гражданина перевозят в открытую, то есть он будет заметен снаружи, сотрудники правоохранительных органов имеют все основания на его вызволение, а в случае сопротивления дипломатическим сотрудником органам власти — принудительного изъятия его из машины. При нахождении лица за рулем в нетрезвом состоянии автомобиль блокируется до момента его отрезвления. Применение каких-либо мер к дипломату запрещено.
Значительно возрос интерес ученых и практиков к теме преступности иностранных граждан, пользующихся дипломатическим иммунитетом, а также к осуществлению уголовного преследования и ответственности, применяемой к этим лицам. Вопрос борьбы с международной преступностью несет в себе как научную, так и практическую значимость и не теряет своей актуальности. Действующий на сегодня УПК РФ , исходя из термина «транснациональная преступность», в котором присутствует иностранный элемент, не предусматривает нормы регулирования вопроса ответственности дипломатических лиц. Исследование области определения уголовно-правового статуса иностранцев и совершение этими лицами преступлений на территории страны пребывания требует к себе особого внимания, поскольку наличие у лица международно-правового иммунитета не исключает преступности деяния и не освобождает от ответственности. Неправильным было бы основание полагать, что прекращение уголовного преследования за иностранным лицом происходит лишь вследствие выдворения дипломата за пределы своей страны (страны гражданства дипломата), что в свою очередь не влияет на степень общественной опасности, которую несет в себе этот субъект. Очевидной является необходимость дополнения международных регуляторов и УПК РФ конкретными правовыми нормами, которые бы содержали в себе основания и порядок прекращения данного вида дел об ответственности дипломатов на территории страны пребывания.
Факт отсутствия норм, регулирующих порядок действий правоохранительных органов в процессе проведения ими уголовно-процессуальных мероприятий в отношении лиц, обладающих иммунитетом от юрисдикции, создает ситуацию неопределенности в сфере осуществления следственных и иных процессуальных действий со стороны указанных структур. Данное обстоятельство подтверждает необходимость разработки единого комплекса норм для следственных органов, включающих в себя процедуру получения согласия аккредитирующего государства на привлечение дипломатического представителя к ответственности. Данные нормы будут способствовать устранению пробелов и противоречивых ситуаций, возникающих сегодня в дипломатической сфере.
Таким образом, выявлены проблемы правового статуса сотрудников дипломатической службы российского государства.
Во-первых, существует проблема определения правового статуса с позиции того, к какой именно отрасли права его следует относить. Правовой статус дипломатов рассматривается в научной среде и как международно-правовой, и как конституционно-правовой, и как социально-трудовой статус. Все направления имеют место быть, но, по нашему мнению, в основе должна лежать именно международно-правовая конструкция, поскольку работа дипломатических представительств России в иностранных государствах, это в первую очередь международная деятельность, и только потом деятельность с позиции российского законодателя или законодательства страны пребывания.
Во-вторых, некоторые структурные элементы правового статуса сотрудников дипломатической службы России не находят своего отражения в национальном (российском) законодательстве именно в качестве отношения к «статусу» (например, в ФЗ № 79, посвященном в т.ч. статусу госслужащих, ничего не говорит о привилегиях и иммунитетах), при том, что международные акты хотя бы в какой-то степени регулируют все без исключения составляющие правового статуса дипломатов.
Решение данной проблемы видится в законодательном и едином для всех заинтересованных лиц закреплении термина правовой статус дипломатических представительств России в иностранных государствах в ст. 2 ФЗ № 205. В связи с вышесказанным рекомендуется:
— дополнить ст. 2 ФЗ № 205 новым пунктом следующего содержания: «правовой статус дипломатического представительства России (сотрудника представительства) в иностранном государстве» — это права, обязанности, запреты, ограничения, гарантии, привилегии, иммунитет и ответственность российского дипломатического представительства (сотрудника представительства), установленные нормами международного права и уточненные страной пребывания и нормативными правовыми актами Российской Федерации;
— дополнить окончание предложения в п. 1 ст. 2 ФЗ № 205 фразой «а также нормами международного права».
В-третьих, в качестве некоторых направлений решения отдельных проблем регулирования отдельных элементов правового статуса дипломатов, можно предложить следующее:
— (элемент иммунитет) необходимо уточнить в п. 1 ст. 40 Конвенции 1961 г. термин «другие иммунитеты» и рассмотреть под данным термином «соразмерный объем привилегий по неприкосновенности личности, имущества и освобождению от ответственности»;
— (элемент запреты и ограничения) необходимо упразднить (убрать) абз «с» п. 1 ст. 31 Конвенции 1961 г.;
— (элемент ответственность) необходимо дополнить международные регуляторы и УПК РФ правовыми нормами, содержащими основания и порядок возбуждения и прекращения дел об ответственности сотрудников дипломатической службы на территории страны пребывания.
Выводы по третьей главе
В результате написания третьей главы данной магистерской диссертации были получены следующие результаты.
1. Целесообразно порекомендовать мировому сообществу рассмотреть возможность убрать фразу «живущие вместе с ним» из содержания ст. 36 и ст. 37 Конвенции 1961 г.
2. Рекомендуется дополнить ст. 2 ФЗ № 205 новым пунктом, содержащим определение термину «правовой статус дипломатического представительства России (сотрудника представительства) в иностранном государстве».
3 Рекомендуется дополнить окончание предложения в п. 1 ст. 2 ФЗ № 205 фразой «а также нормами международного права».
4. Необходимо порекомендовать мировому сообществу рассмотреть возможность уточнить в п. 1 ст. 40 Конвенции 1961 г. термин «другие иммунитеты».
5. Целесообразно порекомендовать мировому сообществу упразднить (убрать) абз «с» п. 1 ст. 31 Конвенции 1961 г.
6. Необходимо дополнить международные регуляторы и УПК РФ правовыми нормами, содержащими основания и порядок возбуждения и прекращения дел об ответственности сотрудников дипломатической службы на территории страны пребывания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе написания данной магистерской диссертации были достигнуты поставленная цель и задачи исследования. Разработаны рекомендации по совершенствованию действующего российского национального законодательства, а также сформулированы предложения по внесению поправок в международные регуляторы, координирующие принципы, функции, полномочия и основные направления работы дипломатических представительств в иностранных государствах.
Характеристика эволюции правового регулирования в области права внешних отношений позволила выделить следующие важнейшее этапы эволюционного процесса, послужившие формированию правового регулирования внешних дипломатических отношений в том виде, в котором их можно наблюдать сегодня: первый этап, характеризующийся правовым регулированием внешних отношений в Древнем мире; второй этап, для которого характерно правовое регулирование внешних отношений Средних веков; третий этап, характеризующийся развитием правового регулирования внешних отношений; четвертый этап, для которого характерно традиционное правовое регулирование внешних отношений; пятый этап, который характеризуется современным правовым регулированием внешних отношений; шестой этап, характеризующийся влиянием интернета, технологий искусственного интеллекта и прочих цифровых технологий на развитие внешних дипломатических отношений.
Исследование дипломатических представительств России как органов, регулируемых международным правом, показало, что одним из существенных недостатков правового регулирования данного института международного права является отсутствие легального определения термину «дипломатическое представительство». Данный факт приводит к различному его пониманию в научной среде. В результате ознакомления с позициями взглядов ученых на понимание сути данного термина, а также исследовав международную регулятивную базу по данному поводу, сформулируем его определение и дадим рекомендацию по легальному закреплению. Итак, рекомендуется дополнить ст. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., а также ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 205-ФЗ новым абзацем следующего содержания: «дипломатическое представительство — это специально созданный орган одной страны, территориально располагающийся в границах другой страны, деятельность (полномочии, функции, обязанности, привилегии и пр.) которого, в том числе его служебных лиц, регулируется нормами международного и национального права, а цель создания и функционирования состоит в поддержании дипломатических, мирных и плодотворных официальных отношений между странами».
Изучение правового регулирования принципов и функций постоянных дипломатических представительств России за рубежом показало, что важным моментом развития деятельности постоянных представительств в международных организациях стало бы указание на принципы реализации такой деятельности. В связи с чем, по нашему мнению, целесообразно было бы отразить принципы из Устава ООН, но по отношению именно к постоянным представительствам, как в Конвекции 1975 г., так и в Указе Президента РФ № 1316. Предлагается выделить следующие принципы, которые более подробно описаны в рамках данного параграфа: принцип суверенного равенства, принцип добросовестности, принцип справедливости, принцип безопасности, принцип гуманитарности, принцип иммунитета.
Исследование специальных и специализированных зарубежных миссий российского государства позволило сделать вывод о том, что в последнее время (2022 год), в связи с ухудшением внешнеполитического положения России на мировой арене, ухудшились условия безопасности осуществления данных миссий российскими дипломатическими представителями. Устранение выявленной проблемы, по нашему мнению, видится в рассмотрении мировым сообществом возможности внесения изменений в ст. 27 Конвенции 1969 г. о том, что «…принимающее государство должно обеспечивать всем членам специальной миссии безопасность свободы передвижения…». В настоящее же время содержание статьи указывает только на «…обеспечение всем членам специальной миссии свободы передвижения и поездок..», то есть указание на «безопасность» отсутствует.
Исследование создания и прекращения деятельности дипломатических представительств позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, в основе создания дипломатических представительств лежит констатация договоренности об установлении дипотношений как минимум между двумя странами. Далее, соглашением данных государств определяется класс главы дипломатического представительства. Назначение главы сопровождается следующими стадиями: запрос агремана; издание акта, оформляющего назначение главы представительства; вручение документа (верительных грамот), удостоверяющего официальный статус главы представительства. Во-вторых, толчком к прекращению деятельности дипломатических представительств служит приостановление или разрыв дипотношений между государствами.
Анализ норм международного права о регулировании состава дипломатических представительств Российской Федерации за рубежом, показало, что, во-первых, ст. 1 Конвенции 1961 г. довольно четко и исчерпывающе перечисляет штат персонала представительств. Основываясь на данном штате сотрудников, в Конвенции 1961 г. отражены привилегии и иммунитеты, на которые могут рассчитывать члены состава дипломатических представительств РФ и что особенно важно в период санкций и учащения случаев агрессии против российских дипломатов за рубежом. Во-вторых, проблемными моментом в данном случае является указание в ст. 36 и ст. 37 Конвенции 1961 г. на то, что для получения привилегий, члены семьи дипломатического персонала представительств, обязательно должны иметь совместное с дипломатом проживание. Данное указание не соответствует другим нормам международного права, регулирующим институт семьи. Также могут возникать случаи, когда проживание совместно физически не возможно по различным обстоятельствам (состояние здоровья и пр.). Поэтому можно порекомендовать мировому сообществу, рассмотреть возможность убрать фразу «живущие вместе с ним» из содержания Конвенции 1961 г. В-третьих, для унификации норм международного и национального права, рекомендуется дополнить п. 1 и п. 2 ст. 15 КУ РФ после слов «…члены их семей…» и п. 2 ФЗ № 205 после слов «сотрудники дипломатической службы..» фразой следующего содержания: «..административно-технический персонал консульских отделов дипломатических представительств и члены их семей, обслуживающий персонал представительств, домашние работники сотрудников консульских отделов дипломатических представительств…».
Выявлены проблемы правового статуса сотрудников дипломатической службы российского государства.
Во-первых, существует проблема определения правового статуса с позиции того, к какой именно отрасли права его следует относить. Правовой статус дипломатов рассматривается в научной среде и как международно-правовой, и как конституционно-правовой, и как социально-трудовой статус. Все направления имеют место быть, но, по нашему мнению, в основе должна лежать именно международно-правовая конструкция, поскольку работа дипломатических представительств России в иностранных государствах, это в первую очередь международная деятельность, и только потом деятельность с позиции российского законодателя или законодательства страны пребывания.
Во-вторых, некоторые структурные элементы правового статуса сотрудников дипломатической службы России не находят своего отражения в национальном (российском) законодательстве именно в качестве отношения к «статусу» (например, в ФЗ № 79, посвященном в т.ч. статусу госслужащих, ничего не говорит о привилегиях и иммунитетах), при том, что международные акты хотя бы в какой-то степени регулируют все без исключения составляющие правового статуса дипломатов. Решение данной проблемы видится в законодательном и едином для всех заинтересованных лиц закреплении термина правовой статус дипломатических представительств России в иностранных государствах в ст. 2 ФЗ № 205. В связи с вышесказанным рекомендуется:
— дополнить ст. 2 ФЗ № 205 новым пунктом следующего содержания: «правовой статус дипломатического представительства России (сотрудника представительства) в иностранном государстве» — это права, обязанности, запреты, ограничения, гарантии, привилегии, иммунитет и ответственность российского дипломатического представительства (сотрудника представительства), установленные нормами международного права и уточненные страной пребывания и нормативными правовыми актами Российской Федерации;
— дополнить окончание предложения в п. 1 ст. 2 ФЗ № 205 фразой «а также нормами международного права».
В-третьих, в качестве некоторых направлений решения отдельных проблем регулирования отдельных элементов правового статуса дипломатов, можно предложить следующее:
— (элемент иммунитет) необходимо уточнить в п. 1 ст. 40 Конвенции 1961 г. термин «другие иммунитеты» и рассмотреть под данным термином «соразмерный объем привилегий по неприкосновенности личности, имущества и освобождению от ответственности»;
— (элемент запреты и ограничения) необходимо упразднить (убрать) абз «с» п. 1 ст. 31 Конвенции 1961 г.;
— (элемент ответственность) необходимо дополнить международные регуляторы и УПК РФ правовыми нормами, содержащими основания и порядок возбуждения и прекращения дел об ответственности сотрудников дипломатической службы на территории страны пребывания.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АТЭС — Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество
АСЕАН — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
КУ — Консульский Устав
МИД — Министерство иностранных дел
МПС — Межпарламентский союз
ОБСЕ — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
ОДКБ — Организация Договора о коллективной безопасности
ООН — Организация объединенных наций
ПАСЕ — Парламентская ассамблея Совета Европы
РФ — Российская Федерация
США — Соединенные Штаты Америки
СНГ — Содружество Независимых Государств
ТК — Трудовой кодекс
УПК — Уголовно-процессуальный кодекс
ЧЭС — Организация Черноморского экономического сотрудничества
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Правовые акты международного уровня
1. Соглашение о Ганзейском союзе от 1267 г. // https://ru.wikibrief.org/wiki/Hanseatic_League (дата обращения: 14.02.2023)
2. Вестфальский договор от 5 мая 1648 г. // http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.02.2023)
3. Декларация независимости США от 4 июля 1776 г. // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/indpndnc.htm (дата обращения: 14.02.2023)
4. Декларация гражданских прав от 26 августа 1789 г. // http://www.fogrin.narod.ru/text/norma/dpg1789.htm (дата обращения: 14.02.2023)
5. Секретный Венский договор от 3 января 1815 г. // http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.02.2023)
6. Договор между США и Британской империей от 20 октября 1818 г. // https://www.denvistorii.ru/20-oktyabrya/velikobritaniia-i-ssha-proveli-amerikano.html (дата обращения: 14.02.2023)
7. Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 29 июля 1899 г. // http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.02.2023)
8. Конвенцию о мирном решении международных столкновений от 29 июля 1899 г. // http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.02.2023)
9. Конвенция об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам от 18 октября 1907 г. // http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.02.2023)
10. Конвенция об открытии военных действий от 18 октября 1907 г. // http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.02.2023)
11. Каракасская конвенция о консульских функциях от 17 июля 1911 г. // https://stydopedia.ru/3x39b8.html (дата обращения: 14.02.2023)
12. Устав Лиги Наций от 10 января 1920 г. // https://diletant.media/articles/44984539/ (дата обращения: 14.02.2023)
13. Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках от 20 февраля 1928 г. // http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.02.2023)
14. Общая конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 г. // https://docs.cntd.ru/document/1901233 (дата обращения: 15.02.2023)
15. Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 21 ноября 1947 г. // https://docs.cntd.ru/document/1901931 (дата обращения: 15.02.2023)
16. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 15.02.2023)
17. Конвенция о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 г. // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/married_women_nationality.shtml (дата обращения: 15.02.2023)
18. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. // https://docs.cntd.ru/document/1900372 (дата обращения: 14.02.2023)
19. Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков от 7 ноября 1962 г. // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/conmarr.shtml (дата обращения: 15.02.2023)
20. Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. // http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.02.2023)
21. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения: 15.02.2023)
22. Конвенция о специальных миссиях от 8 декабря 1969 г. // https://docs.cntd.ru/document/1901930 (дата обращения: 15.02.2023)
23. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14 декабря 1973 г. // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/int_protected_persons.shtml (дата обращения: 15.02.2023)
24. Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 г. // https://www.conventions.ru/int/9338/ (дата обращения: 15.02.2023)
25. Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества от 5 декабря 1980 г. // https://docs.cntd.ru/document/901725212 (дата обращения: 15.02.2023)
26. Международный кодекс поведения государственных должностных лиц от 12 декабря 1996 г. // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/int_code_of_conduct.shtml (дата обращения: 15.02.2023)
27. Устав ООН от 16 сентября 2005 г. // https://docs.cntd.ru/document/1900507 (дата обращения: 15.02.2023)
28. Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности от 22 сентября 2011 г. // https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1698725/ (дата обращения: 14.02.2023)
29. Резолюция Совета по правам человека ООН о поощрении, защите и осуществлении прав человека в Интернете от 5 июля 2012 г. // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31220026 (дата обращения: 14.02.2023)
30. Концепция безопасного функционирования и развития сети интернет от 14 апреля 2017 г. // http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.02.2023)
Правовые акты Российской Федерации
31. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // Собрание законодательства РФ. 2020. № 1. Ст. 1416.
32. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 № 174-ФЗ (в ред. от 11 января 2023) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4921.
33. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ (в ред. от 11 января 2023 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 3.
34. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 9 января 2023 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
35. Федеральный закон от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ (в ред. от 3 февраля 2023 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
36. Федеральный закон от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ Консульский устав Российской Федерации (в ред. от 11 июня 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 28. Ст. 3554.
37. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» (в ред. от 1 апреля 2022 г.) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4174.
38. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 186-ФЗ «О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве и Постоянном представителе» (в ред. от 1 апреля 2022 г.) // Собрание законодательства РФ. 2016. № 16. Ст. 3855.
39. Указ Президента РФ от 28 октября 1996 г. № 1497 «Об утверждении Положения о Посольстве Российской Федерации» (в ред. от 18 февраля 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 45. Ст. 5090.
40. Указ Президента РФ от 29 сентября 1999 г. № 1316 «Об утверждении Положения о Постоянном представительстве Российской Федерации при Международной организации» (в ред. от 18 февраля 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 40. Ст. 4819.
Основная литература
41. Абашидзе А.Х., Солнцев А.М. Международное право. Мирное разрешение споров: учебное пособие, 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2023. — 221 с.
42. Бекяшев К.А. Международное публичное право: учебник. — М.: Проспект, 2019. — 1048 с.
43. Бутов С.В., Лысенков С.Г. О соотношении понятий «правовой статус» и «правовое положение» как самостоятельных юридических категорий // Правопорядок: история, теория, практика. — 2022. — № 4. — С. 6-11.
44. Бирюков П.Н. Международное право в 2 т. Том 1: учебник, 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2022. — 365 с.
45. Бровченко Н.В. Понятие категории иммунитет и его соотношение с понятием неприкосновенности как элементов правового статуса личности // Аграрное и земельное право. — 2019. — № 8. — С. 70-72.
46. Валеев Р.М., Курдюков Г.И. Международное право: учебник. — М.: Статут, 2017. — 496 с.
47. Вылегжанин А.Н. Международное право в 2 ч. Часть 1: учебник, 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2023. — 329 с.
48. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: учебник, 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2023. — 489 с.
49. Данельян А.А. Международно-правовой режим иностранных инвестиций: дисс. на соискю уч. степ. док. юр. наук. — М.: ДАМИД РФ, 2016. — 367 с.
50. Захаров Т.В. Цифровые технологии в создании и применении международного права // Социальные и гуманитарные науки. — 2021. — № 4. — С. 231-239.
51. Згайбе Р. Историческое развитие дипломатического представительства // Эволюция российского права. — 2018. — С. 68-70.
52. Згайбе Р. Дипломатическое представительство: понятие и условия // Проблемы реформирования российской государственности. — 2018. — С. 88-90.
53. Ковалева К.М. Иммунитеты и привилегии дипломатических представительств и консульских учреждений в международном праве // Теория права и межгосударственных отношений. — 2017. — № 1. — С. 3-11.
54. Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Липчанская М.А.. Конституционное право Российской Федерации: учебник, 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2023. — 449 с.
55. Кротова А.В., Верещагин О.А. Актуальная конструкция правового статуса дипломатического представительства в системе публичной политики // Современные проблемы права глазами молодых ученых. — 2019. — С. 197-202.
56. Крылов С.А. Зарубежные постоянные представительства и специальные миссии Российской Федерации // Дипломатическая служба Российской Федерации. — 2019. — С. 105-122.
57. Лебедева О.В. История и эволюция дипломатической службы России: дисс. на соиск. уч. степ. док. истор. наук. — М.: МГИМО МИД РФ, 2019. — 596 с.
58. Матвеева Т.Д. Международное право: учебник, 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2023. — 432 с.
59. Меньшенина Н.Н. Международное право: учебное пособие. — М.: Юрайт, 2022. — 101 с.
60. Мокрова А.Ю. Национально-правовое регулирование статуса дипломатических представительств и их персонала // Интегральные процессы в науке в современных условиях. — 2016. С. 279-284.
61. Мышьякова А.А. Дипломатические представительства: состав и выполняемые функции // Право. Общество. Государство. — 2019. — С. 145-148.
62. Нагиева А.А. Личная неприкосновенность сотрудников дипломатического представительства: актуальные международно-правовые вопросы // Московский журнал международного права. — 2022. — № 1. — С. 65-77.
63. Павлюк А.В., Бобров А.А. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его персонала, проблемы реализации // Пробелы в российском законодательстве. — 2022. — № 3. — С. 292-298.
64. Ревина С.Н., Паулов П.А., Болубенцева Н.В. Функции и значение дипломатических представительств РФ при определении правового статуса российских граждан за рубежом // Финансовая экономика. — 2019. — № 5. — С. 918-920.
65. Рыжова А.А. Правоведение: учебное пособие. — Пенза: ПГУ, 2021. — 184 с.
66. Советбек У.А. Привилегии и иммунитеты персонажа дипломатических представительств, ограничения общих принципов и возможности их применения // Modern Science. — 2022. — № 3. — С. 163-168.
67. Торкунов А.В., Панов А.Н. Протокол и этикет в дипломатической деятельности зарубежных стран: монография. — М.: Аспект Пресс, 2022. — 280 с.
68. Чунихина Т.Н., Даниелян А.Г. Правовой статус дипломатических представительств // Научные труды КубГТУ. — 2018. — № 2. — С. 137-147.
69. Шиханова Е.Г., Кленкина О.В. Правоведение: учебно-методическое пособие. — Самара: СГУ, 2021. – 152 с.
70. Яковенко Н.А. Применение международных правовых актов в правовом регулировании трудовых отношений работников представительств РФ за границей // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2015. — № 7. — С. 135-138.
71. Юдакова Т.Н., Колмогоров М.В. К вопросу о международно-правовом статусе дипломатических представительств // Правозащитная деятельность в современной России: проблемы и их решение. — 2021. — С. 667-670.
72. Ярошик Ю.А. Международно-правовое регулирование статуса дипломатических представительств // Научный альманах. — 2016. — № 11. — С. 535-539.
73. Ястребова А.Ю., Анисимов И.О. , Гуляева Е.Е. Право внешних сношений: учебник, 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2023. — 223 с.
74. Deeks A. High-tech international law // The George Washington law review. 2020. — № 3. — P. 576-653.
75. Fagan F., Levmore S. The impact of artificial intelligence on rules, standards, and judicial discretion // Southern California law review. — 2019. — № 1. — P. 1-35.
76. Luckner K. Whose law Is it anyway. How the internet augments civil society participation in international law making // Max Planck Institute for comparative public law & international law (MPIL) research paper. — 2021. — № 15. — P. 1-23.
Источники интернет
77. Вирко Н.А. Международное право. — Текст: электронный // Официальный портал Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом [сайт]. — URL: https://law.wikireading.ru/13465 (дата обращения: 14.02.2023).
78. Доклад МИД России о нарушениях прав российских граждан и соотечественников в зарубежных странах. — Текст: электронный // Официальный портал Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом [сайт]. — URL: https://pravfond.ru/press-tsentr/stati/doklad-mid-rossii-o-narusheniyakh-prav-rossiyskikh-grazhdan-i-sootechestvennikov-v-zarubezhnykh-stra/ (дата обращения: 14.02.2023).
79. Егоров В.П. Дипломатический протокол и этикет. — Текст: электронный // Официальный портал Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом [сайт]. — URL: https://www.miit.ru/content/Обложка.pdf?id_vf=21099 (дата обращения: 15.02.2023).
80. Инциденты с российскими дипломатическими миссиями в 2022 году. — Текст: электронный // Официальный портал новостей ТАСС [сайт]. — URL: https://tass.ru/info/14582273 (дата обращения: 15.02.2023).
81. Многосторонняя дипломатия. — Текст: электронный // Официальный портал КАУ [сайт]. — URL: https://openu.kz/storage/lessons/295/diplomatiya-kommunikaciya-i-osnovy-mezhdunarodnogo-poryadka_15_lecture.pdf (дата обращения: 15.02.2023).
82. Никольсон Г. Дипломатия. — Текст: электронный // Официальный портал Российской государственной библиотеки [сайт]. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005245961 (дата обращения: 14.02.2023).
83. Обзоры внешнеполитической деятельности. — Текст: электронный // Официальный портал МИД России [сайт]. — URL: https://www.mid.ru/ru/activity/review/ (дата обращения: 14.02.2023).
84. Остапенко П.В. История тайной войны в Средние века: Византия и Западная Европа. — Текст: электронный // Официальный портал Российской государственной библиотеки [сайт]. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004140408 (дата обращения: 14.02.2023).
85. Шаповалова Н.Н. Международное право. — Текст: электронный // Официальный портал Российской государственной библиотеки [сайт]. — URL: http://www.e-biblio.ru/book/bib/04_pravo/Megdynar_pravo/posob/docs/piece003.htm (дата обращения: 15.02.2023).
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф