Заявка на расчет
Меню Услуги

Правовой статус дипламатических представительств России в иностранных государствах

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
1.1 Эволюция правового регулирования в области права внешних отношений
1.2 Дипломатические представительства России как органы, регулируемые международным правом
ГЛАВА 2. ПОСТОЯННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ
2.1 Постоянные дипломатические представительства России за рубежом: принципы и функции
2.2 Специальные и специализированные зарубежные миссии российского государства
ГЛАВА 3. АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СОСТАВА ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ РОССИИ
3.1 Создание и прекращение деятельности дипломатических представительств
3.2 Дипломатические представительства Российской Федерации: состав и совершенствование
3.3 Проблемы правового статуса сотрудников дипломатической службы российского государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена важностью деятельности дипломатических представительств России в иностранных государствах для поддержания мира и порядка, как на своей родине, так и на территории других стран. Данный факт еще более обусловлен ухудшением внешнеполитической обстановки в связи с событиями, произошедшими в начале весны 2022 года, а также в связи с введением множества санкций против России в 2022-2023 годах. В такой сложной ситуации возникает необходимость поддержания и развития деятельности российских дипломатических представительств зарубежном. При чем, именно с точки зрения правого регулирования, поскольку законодательное регламентирование лежит в основе эффективности работы госслужащих, ведь именно нормами права руководствуются российские представители, реализуя свои функции и полномочия в других государствах.
Дипломатические представительства оказывают активное содействие в организации зарубежных визитов председателей палат парламента, сенаторов и депутатов, осуществляют практическое и экспертное сопровождение работы двусторонних межпарламентских комиссий и «групп дружбы» российских законодателей с их иностранными коллегами. Приоритетным направлением в последние годы является сотрудничество в рамках парламентских ассамблей СНГ, ОДКБ, ОБСЕ, ЧЭС, МПС, ПАСЕ, а также Азиатско-Тихоокеанском парламентском форуме .
Правовой статус при этом, выступает одним из важнейших институтов, является фундаментом международных отношений, на который опираются российские государственные деятели, заключая международные договоренности, защищая права российских граждан в других странах, решая различного рода конфликты российских физических и юридических лиц за рубежом, а также осуществляя другие важные функции в целях поддержания и развития мирных, долгосрочных и плодотворных отношений с представителями иностранных государств.
В основе правового статуса дипломатических представительств России в иностранных государствах лежит, как национальное, так и международное законодательство. Международный уровень правового регулирования данных отношений обусловлен наличием коммуникаций, которые неизбежно появляются в связи с взаимодействием как минимум двух стран между собой. В таком случае представляется регулировать данное взаимодействие на международном уровне, чтоб пребывание представителей одной страны в другой не сопровождалось спорами и различного рода конфликтными ситуациями. При этом, не всегда нормы права способны комплексно урегулировать все происходящие процессы отношений при взаимодействии представительств, поскольку национальное законодательство принимающей и аккредитирующейся сторон, как правило, может кардинально отличаться друг от друга. В этой связи нормы международного права по реагированию деятельности иностранных представительств за рубежом, регламентируются, дополняются и уточняются также и национальным законодательством.
В последние 2022-2023 гг. остро стоит вопрос регламентирования деятельности российских дипломатических представительств за рубежом в связи с ухудшением положения страны на международной арене. Встает проблема координации регулирования правового статуса национальным законодательством во взаимосвязи с международными регуляторами. Данное обстоятельство обусловлено фактами важности работы дипломатических представительств для защиты российских граждан в других странах. Так, например, российские дипломатические представительства в Италии регулярно получают от соотечественников сообщения о поступающих в их адрес угрозах. Наибольший общественный резонанс получил инцидент с российской студенткой Болонского университета , обратившейся к врачу для получения справки об инвалидности и получившей отказ. С конца февраля 2022 г. вокруг здания Посольства России в Риге ежедневно проходят протестные акции, целью которых является оказание психологического давления на российских дипломатических представителей. В ходе этих акций с использованием средств усиления транслируется музыка и лозунги оскорбительного характера. Предпринимались попытки физических нападений на здания российского дипломатического представительства в Нидерландах, когда в конце февраля 2022 года несколько человек забросали пиротехникой здание российского Посольства. Злоумышленники также повредили автомобиль дипломатической миссии, на территорию консульского отдела подбросили взрывное устройство .
Перечисленные выше обстоятельства, подчеркивающее актуальность изучения правового статуса дипломатических представительств России в иностранных государствах, стали основной причиной выбора темы исследования.
Законодательной базой исследования послужили: Вестфальский договор , Секретный Венский договор , Конвенция о мирном решении международных столкновений , Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности и многие другие акты международного и национального (российского) уровня.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды авторов в международной, законодательной, правовой, национальной, представительской и политической областях, работы ученых, которые посвящены изучению деятельности российских представительств в иностранных государствах. Значимыми являются исследования таких авторов, как: А.Х. Абашидзе, К.А. Бекяшев, П.Н. Бирюков, А.Н. Вылегжанин, И.В. Гетьман-Павлова, Т.В. Захаров, О.В. Лебедева, Т.Д. Матвеева, Н.Н. Меньшенина, Г. Никольсон, П.В. Остапенко и др. При этом, несмотря на наличие достаточно большого количества научных работ по изучению специфики работы дипломатических представительств России, не все аспекты темы исследования серьезно проработаны. В представленных трудах ученых не было уделено достаточного внимания проблемам определения правового статуса российских дипломатических представительств в иностранных государствах, что в итоге и обусловило выбор темы работы, ее цели и задачи.
Целью диссертационной работы является разработка на основе анализа международно-правовых актов и норм национального законодательства рекомендаций по совершенствованию действующего российского национального законодательства, а также по формулировке предложений по внесению поправок в международные регуляторы, координирующие принципы, функции, полномочия и основные направления работы дипломатических представительств в иностранных государствах.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Охарактеризовать эволюцию правового регулирования в области права внешних отношений.
2. Исследовать дипломатические представительства России как органы, регулируемые международным правом.
3. Изучить принципы и функции постоянных дипломатических представительств России за рубежом.
4. Проанализировать правовое регулирование специальных и специализированных зарубежных миссий российского государства.
5. Исследовать создание и прекращение деятельности дипломатических представительств.
6. Провести анализ норм международного права по регулированию состава дипломатических представительств Российской Федерации, сформулировать направления совершенствования данного регулирования.
7. Выявить проблемы правового статуса сотрудников дипломатической службы российского государства.
Методология исследования: в работе использовался метод анализа литературы, метод синтеза, обобщения и систематизации материалов, сравнения и анализа, нормативного подхода, метод эмпирико-теоретического общенаучного описания.
Объектом исследования являются международные отношения и правовой статус дипломатических представительств России в иностранных государствах.
Предметом исследования в данном случае выступает действующее российское законодательство и международные регуляторы, регламентирующие отношения, вытекающие из правового статуса дипломатических представительств России в иностранных государствах.
Гипотеза исследования: предложенные рекомендации по совершенствованию действующего российского национального и международного законодательства, координирующего принципы, функции, полномочия и основные направления работы дипломатических представительств в иностранных государствах, должны благоприятным образом отразиться на улучшении отношений между российскими представительствами и иностранными государствами, а также должны поспособствовать снижению конфликтных ситуаций в территориальных границах работы российских представительств.
Научная новизна данной работы представлена следующими положениями и выводами:
1. Целесообразно порекомендовать мировому сообществу рассмотреть возможность легально закрепить термин «дипломатическое представительство» в положениях норм ст. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. (в национальном законодательстве отразить в ст. 1 ФЗ № 205).
2. Следует порекомендовать мировому сообществу рассмотреть возможность внесения изменений в ст. 27 Конвенции 1969 г. о том, что «…принимающее государство должно обеспечивать всем членам специальной миссии безопасность свободы передвижения…».
3. Необходимо порекомендовать мировому сообществу рассмотреть возможность убрать фразу «живущие вместе с ним» из содержания ст. 36 и ст. 37 Конвенции 1961 г.
4. Рекомендуется дополнить ст. 2 ФЗ № 205 новым пунктом, содержащим определение термину «правовой статус дипломатического представительства России (сотрудника представительства) в иностранном государстве».
5. Предложено дополнить окончание предложения в п. 1 ст. 2 ФЗ № 205 фразой «а также нормами международного права».
6. Необходимо порекомендовать мировому сообществу рассмотреть возможность уточнить в п. 1 ст. 40 Конвенции 1961 г. термин «другие иммунитеты».
7. Целесообразно порекомендовать мировому сообществу упразднить (убрать) абз «с» п. 1 ст. 31 Конвенции 1961 г.
8. Необходимо дополнить международные регуляторы и УПК РФ правовыми нормами, содержащими основания и порядок возбуждения и прекращения дел об ответственности сотрудников дипломатической службы на территории страны пребывания.
Теоретическая значимость исследования проявляется в рассмотрении и уточнении таких важных в области международного права понятий, как «дипломатия», «дипломатическое представительство» и «правовой статус дипломатического представительства России (сотрудника представительства) в иностранном государстве».
Практическую значимость работа раскрывает по следующим ключевым направлениям:
1. Обеспечение и повышение эффективности нормативно-правовой базы, регламентирующей интересы деятельности дипломатических представительств России в иностранных государствах.
2. Разработанные в процессе исследования рекомендации по совершенствованию российского и международного законодательства в данной сфере могут учитываться при разработке и принятии новых нормативно-правовых актов, а также по внесению поправок в действующие акты, регламентирующие отношения, вытекающие из правового статуса дипломатических представительств России в иностранных государствах.
Информационно-эмпирическую и нормативную базу удалось сформировать на основе данных законодательных и иных нормативных правовых актов системы Консультант Плюс, справочно-статистических данных и аналитических материалов МИД России, Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, а также информационных ресурсов сети интернет и проведенных исследований.
Апробация результатов: диссертационная работа подготовлена, обсуждена, отрецензирована и одобрена на кафедре международного права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» «Северо-Западный институт управления».
Структура работы представлена оглавлением, введением, тремя главами, поделенными на параграфы, заключением, списком использованной литературы.
В первой главе рассматриваются правовые основы дипломатических отношений: дипломатические представительства, а именно: эволюция правового регулирования в области права внешних отношений дипломатические представительства России как органы, регулируемые международным правом.
Во второй главе проводится исследование постоянных и временных представительств Российской Федерации, в том числе изучается правовое регулирование постоянных дипломатических представительств России за рубежом; изучаются специальные и специализированные зарубежные миссии российского государства.
В третьей главе исследуются аспекты организации и состава дипломатических представительств России, а именно: изучается создание и прекращение деятельности дипломатических представительств; анализируется регулирование состава дипломатических представительств Российской Федерации; выявляются проблемы правового статуса сотрудников дипломатической службы российского государства .
Заключение содержит в себе основные выводы по результатам исследования, а также то, какую практическую и теоретическую задачу удалось решить при написании работы.

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

1.1 Эволюция правового регулирования в области права внешних отношений

Право внешних отношений начало появляться во времена образования государств, когда только еще начинали распадаться родословные племена. В данный период времени уже появлялись, а в некоторых племенах закреплялись определенные традиции и правила поведения между различными племенами и родословными сообществами. В частности, между отдельными родовыми племенами могли существовать своды правил, отражающие традиции, нормы морали, нравственные аспекты поведения разных семейных, родовых сословий между собой. В научной среде такой аспект специфического регулирования межродовых отношений на уровне различных образовывающихся стран/государств получил название межплеменного права (что отражаются в научных традждах таких исследователей, как: А.Х. Абашидзе , К.А. Бекяшев , П.Н. Бирюков , А.Н. Вылегжанин , И.В. Гетьман-Павлова , О.В. Лебедева , Т.Д. Матвеева и др.) Описанный период приходился на промежуток времени с 4 тыс. до н. э. по 476 г. н. э.
Дипломатия развивалась на протяжении всей истории и была известна многим цивилизациям. Есть много свидетельств дипломатической деятельности в древние времена в Китае, Индии, Египте и других странах. В первую очередь, практика заключалась в доставке сообщений, передаче подарков и похвале. Дипломатия связана с созданием государств, так как существует необходимость регулирования общих интересов между государствами .
В примитивные времена, из-за условий жизни, появление дипломатии стало необходимостью. Внешняя политика определялась интересами борьбы за расширение территорий, за приобретение рабов, за рынки, для достижения необходимых потребностей. Отсюда и вытекали следующие задачи: поиск союзников, образование группировок, а в следствии этого и появилась необходимость организовать взаимные интересы в обстановке конфликтов, особенно в отношении чужих групп в их регионе и даже в соседних странах. Дипломатия была известна в древние времена, в таких цивилизациях, как Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет и Ассирийское государство .
Большинство историков считают, что в древности, греки создали сложную систему дипломатических отношений, многие слова дипломатии из греческого языка. Они разработали систему дипломатического общения на основе политической системы, которая преобладала в греческой цивилизации. Эта система была основана на городской системе, которая является ядром появления государства в его современном виде. Греки разработали множество подходов к переговорам. Хотя система постоянных представительств, проживающих в столице зарубежной страны, была проведена всего четырнадцать веков спустя, греческие города постоянно отправляли и получали посольства временного характера. В Древней Греции переговоры велись в условиях гласности. После окончания переговоров, заключённые договоры высекались на каменных плитах и выставлялись на площадях, чтобы каждый мог это увидеть. Одной из дипломатических баз, известных грекам, была неприкосновенность дипломатических посланников
Глава государства назначал послов для проведения переговоров и выдавал им инструкции и указания для выполнения их обязанностей. К V веку до н.э. греки разработали нормы, связанные с объявлением войны, заключения мира, ратификацией договоров. Римляне разработали своего рода протокол, который регулирует прием послов и определяет их место жительства в Риме. Старые традиции и римское право были источником дипломатических иммунитетов. Эти иммунитеты были не только для послов, но и для членов их окружения и сотрудников, находящихся на их службе. Одной из характеристик этих иммунитетов является исключение членов дипломатической миссии из внутренней уголовной юрисдикции .
Второй этап эволюции правового регулирования внешних отношений начался с 476 год н. э., в частности с падения Западной Римской империи, и именно с этого момента замечено бурное становление феодальных взаимоотношений. Период с 476 г. по 1648 г. в развитии общества привёл к развитию норм феодального международного права. Данный промежуток времени от момента падения Западной Римской империи до Вестфальского мира ознаменовался бурным развитием международных взаимоотношений феодальных стран в ходе их образования, возникновения больших феодальных сословных монархий, преодоления раздробленности, началом формирования абсолютистских государств .
Характерной чертой эпохи феодализма являлось «кулачное право». Война признавалась справедливой формой разрешения международных споров. В этот период заключаются в основном договоры о военных союзах, мирные соглашения. Торговые города заключали союзы для защиты торговли и торгующих граждан (например, Ганзейский союз ). В частности, чтобы сохранить в целостности своё государство и продолжить свое влияние на дипломатию других государств, Византия прибегала к ослаблению своих реальных и потенциальных врагов, провоцируя среди них проблемы и предотвращая их единство. Это требовало высокого уровня тактичности, сообразительности и аргументов, чтобы убедить каждую сторону в том, что его интерес противоречит другой стороне, и что только дружба с византийским императором принесет им пользу и поддержку в борьбе с врагами. Для достижения желаемых результатов такого подхода в работе требовались опытные люди в искусстве переговоров .
На втором этапе эволюции правового регулирования внешних отношений дипломатическая деятельность императора Юстиниана (529 -565 гг.) легла в основу византийской дипломатии. Что касается дипломатии после ислама, то Пророк Мухаммад полагался на дипломатию как на крупное средство распространения ислама в соседних странах и других народах. Пророк Мухаммад работал над установлением дипломатических отношений с соседними странами и встречался с руководителями и ведущими лицами других государств и религий для защиты и сохранения мира. Дипломатия использовалась для разрешения международных споров.
Появление крупных держав, таких как Франция, Англия и Испания с середины пятнадцатого века спровоцировало конкуренцию между этими странами. Открытие Америки, а также война между странами, всё это только увеличило проблемы между ними. Необходимо было установить контакт между этими конфликтующими странами для ведения переговоров. Дипломатические миссии были созданы и распространены в рамках традиционной дипломатии, которая продолжалась до конца Первой мировой войны. Эта дипломатия начала меняться в результате политических и социальных изменений и изменений в концепциях, которые влияли на политическую жизнь.
Третий этап характеризуется центральным событием XVII в., которым стала Английская буржуазная революция, давшая простор установлению буржуазных взаимоотношений. В историю права внешних отношений 1648 год вошел как год подписания Вестфальского мира после Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) и началом нового периода (с 1648 г. по 1919 г.) правового регулирования отношений между странами. В частности, XVIII век дал миру Декларацию независимости США 1776 г. и Декларацию гражданских прав 1789 г. , заложивших основы права наций и народов на развитие плодотворных отношений между странами.
Вестфальский договор 1648 года имеет первостепенное значение, поскольку он создал своего рода европейский международный баланс для поддержания мира. Этот баланс требует постоянного и взаимного мониторинга между государствами, которых можно достичь только путем постоянного представительства государств. Вестфальский договор также опубликовал идею о равных правах между государствами. С развитием системы постоянных категорий каждое государство создало офис и отдел, которым поручено осуществлять надзор за внешними связями государства. Этот этап продолжался до Венской конференции 1815 года, на основе которой была создана постоянная дипломатия.
Четвертый этап эволюции правового регулирования внешних отношений приходится на период с 1815 г. по 1919 г. Европейские страны сочли необходимым заключить коллективный договор, чтобы юридически показать особый статус их представителей за границей, и первым текстом для выступления по этому вопросу является соглашение, которое состоялось в Вене в 1815 году . Государства, участвующие в Конференции, подписали договор, в котором излагаются полномочия и привилегии послов. В 1818 году был заключен еще один Договор, известный как Договор X LaChapellе . Этот договор завершил условия первого договора, он предусматривает степень дипломатического корпуса и разницу между ними на основе класса и старшинства. Считается, что Венская конференция от 1815 г. заложила фундаментальные основы регламентирования права внешних отношений на уровне международного взаимодействия различных государств, и послужила важнейшим шагом дальнейшего развития и совершенствования данных отношений.
Следующими не менее важными регуляторами международного уровня стали документы , принятые в рамках Гаагских конференций мира в самом начале двадцатого столетия. Роль данных конференций, как и принятых, на них документов, оказалось безоговорочно важна для регламентирования, таких важных вопросов, как правила ведения войн, установление соглашений по поводу разрешения различных международных споров и конфликтных ситуаций мирным путем, то есть без применения оружия массного поражения и прочих антигуманных мер.
В рамках пятого этапа формирования и развития международного регулирования внешних отношений можно выделить этап с середины двадцатого по двадцать первый век. Период характеризуется активным развитием капиталистических отношений между странами, выделением развитых, развивающихся и слабо развитых стран. При \этом, представители всех этих стран уже начинают объединяться в различные организации международного уровня, заключают соглашения о достижении мира и согласия. Этап также характеризуются символикой трех миров, то есть стремлением развитых и развивающихся стран к мирному сосуществования, к проведению переговоров, достижению компромиссов и исключению конфликтных ситуаций в режиме международного делового общения .
Современная дипломатия отказалась от секретности традиционной дипломатии. На этот сдвиг повлияли принципы президента Уилсона, как указано в Уставе Лиги Наций , договоры и международные обязательства должны регистрироваться, чтобы они стали обязательными.
В 1961 году была заключена Венская конвенция о дипломатических сношениях , и теперь эта Конвенция рассматривается в качестве основной ссылки на дипломатическую работу. В настоящей Конвенции подчеркивается, что дипломатическое представительство осуществляется по взаимному соглашению между государствами.
По нашему мнению, следует выделить также шестой этап эволюции правового регулирования в области права внешних отношений, для которого характерно активное развитие глобального информационного интернет пространства и его влияние на международную дипломатию. При этом, заметим, что эволюция и интернет являются практически неразрывными понятиями в правовом обиходе. Важную роль для выделения данного этапа эволюции в качестве отдельного играют принятие Конвенции об обеспечении международной информационной безопасности в 2011 г. , Резолюции Совета по правам человека ООН от 2012 г. о поощрении, защите и осуществлении прав человека в интернете, Конвенции ООН (или Концепции безопасного функционирования и развития сети интернет) от 2017 г. и других международных регуляторов.
Цифровые технологии играют, безусловно, важную роль в международных отношениях, при чем, с очень многих сторон. Сюда можно отнести и коммуникационную составляющую, поскольку деловые переговоры международного уровня уже могут происходить в форме онлайн конференций, с применением средств дистанционной видеосвязи и пр. Сюда же относится и вопрос информационной и кибербезопасности, поскольку внедрение и активное использование глобального информационного интернет пространства открыло множество возможностей для террористов и агрессивно настроенных стран для кибератак, для подрыва мирных отношений между странами. Помимо всего прочего, цифровые и интернет технологии влияют на развитие государств, на то, что одни страны становятся более технологически развиты, обладают большим приоритетом, например, в части цифровой разведки, а другие, напротив, становясь объектом информационных атак и киберпреступности .
Все вышесказанное по нашему мнению, прямо влияет на международные отношения, обуславливает необходимость внедрения новых и внесения поправок в действующие международные регуляторы, нацеленные на правовое регламентирование вопросов распространения информации по интернету, вопросов использования социальных сетей представителями различных стран и многих других аспектов. Соответственно, совершенно логично говорить о появлении нового этапа в эволюции права внешних отношений. так называемого цифрового этапа.
Средства искусственного интеллекта благоприятно влияют на развитие скорости обработки данных между странами . Высокая скорость анализа дает преимущество в принятии срочных дипломатических решений . И это всё, не говоря уже о средствах коммуникаций, которые самым активным образом используются посредством применения интернет технологий для поддержания дипломатического общения между странами дистанционно (на расстоянии). Соответственно, здесь важно также использовать эффективные регулятивные акты международного уровня, чтобы не допустить нарушение информационной безопасности стран в киберпространстве. И это как раз, по нашему мнению, и выделяет более современный этап эволюции правового регулирования в области права внешних отношений.
В научной среде отмечается , что цифровые технологии способны повлиять на развитие норм международного права самым прямым образом Данный факт обусловлен тем, что информационная безопасность и активное развитие интернета обуславливают страны принимать правовые акты по регулированию данной сферы, в том числе и в части отношений между самими странами, а именно того, какая информация может быть распространена в интерне о стране, её представителях, а какая нет.
Сведем все аспекты эволюции правового регулирования в области права внешних отношений в схему на рисунке 1.

Итак, дипломатия и дипломатическое представительство были и остаются одним из наиболее важных путей мирного общения между народами и империями и в древние времена и теперь между странами в их современном понимании. Дипломатический диалог предполагает признание того, что у другой стороны есть собственные интересы, цели, задачи. Основываясь на проведенном исследовании, можно сформулировать следующее определение дипломатии — это совокупность всех мер, действий, способов, механизмов и инструментов взаимодействия как минимум двух стран между собой, для которых характерно использование искусства ведения переговоров руководителями и специальными представительствами данных стран с целью налаживания плодотворных, мирных и долгосрочных взаимоотношений.
Таким образом, исследование эволюции правового регулирования в области права внешних отношений, позволяет выделить следующие важнейшее этапы эволюционного процесса, послужившие формированию правового регулирования внешних дипломатических отношений в том виде, в котором их можно наблюдать сегодня: первый этап (с 4 тыс. до н. э. по 476 г. н. э.), характеризующийся правовым регулированием внешних отношений в Древнем мире (правила, обычаи, дипломатические сообщения, как структурные составляющие межплеменного «права», регулирование отношений между странами по поводу рабовладения и пр.); второй этап (с 476 г. по 1648 г.), для которого характерно правовое регулирование внешних отношений Средних веков (договоры о военных союзах, мирные соглашения, Ганзейский союз и др.); третий этап (с 1648 г. по 1815 г.), характеризующийся развитием правового регулирования внешних отношений (Вестфальский договор, Декларация независимости США, Декларация гражданских прав и др.); четвертый этап (с 1815 г. по 1919 г.), для которого характерно традиционное правовое регулирование внешних отношений (документы, принятые на Гаагских конференциях мира, документы Венской конференции, Договор X LaChapellе и др.); пятый этап (с 1919 г. по 2011 г.), который характеризуется современным правовым регулированием внешних отношений (Устав Лиги Наций, Венская конвенция о дипломатических сношениях и др.); шестой этап (с 2011 г. по настоящее время), характеризующийся влиянием интернета, технологий искусственного интеллекта и прочих цифровых технологий на развитие внешних дипломатических отношений (Конвенции об обеспечении международной информационной безопасности, Резолюции Совета по правам человека о поощрении, защите и осуществлении прав человека в интернете, Конвенции безопасного функционирования и развития сети интернет и др.).
Отметим, что последний шестой этап выделен с нашей точки зрения, поскольку в научной среде уже существуют работы, доказывающие влияние правового регулирования интернета на дипломатические отношения (например, труды профессора Т.В. Захарова ).

1.2 Дипломатические представительства России как органы, регулируемые международным правом

Сразу отметим, что понятие «дипломатическое представительство» российским законодателем до сих пор легально не определено, при том, что данный термин встречается везде и повсеместно (например, в ст. 83 Конституции РФ , в ст. 1 российского закона о прохождении госслужбы в МИД России , в п. 1 ст. 39.1 закона о прокуратуре РФ , в п. 13.1 разд. III Положения о Постоянном представительстве РФ при Международной организации и других актах).
В связи с этим в научной среде международного права сложились разные взгляды на понимание сути данного термина. Например, с точки зрения профессора Н.А. Вирко, дипломатическое представительство представляет собой орган государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений с данным государством. Учреждение дипломатических представительств осуществляется по взаимному соглашению государств и выражается в различных формах достижения соглашения. Дипломатическое представительство состоит из главы представительства, дипломатического, административно-технического, обслуживающего персонала. Членам дипломатического представительства присваиваются дипломатические ранги, то есть служебные звания, присваиваемые дипломатическим работникам .
По мнению Н.Н. Шаповаловой , дипломатическое представительство — это государственный орган одного государства, находящийся на территории другого государства для осуществления официальных отношений между ними.
Согласно взглядам Р.М. Валеева , под дипломатическим представительством следует понимать возглавляемое дипломатическим агентом государственное учреждение, действующее от имени аккредитующего государства в государстве пребывания для осуществления дипломатических сношений между ними.
Существует также мнение, согласно которому дипломатическое представительство следует рассматривать через призму права государства направлять своих постоянных представителей в другие государства, а также права принимать постоянных представителей других государств. Тем самым с юридической точки зрения право на обмен дипломатическим представительством имеет два аспекта: положительный (право отправлять представителей за границу) и отрицательный (право принимать представителей из-за рубежа) .
Международные регуляторы также не дают четкого и единого для всех заинтересованных лиц определения термину «дипломатическое представительство». По нашему мнению, это целесообразно было бы сделать в положениях норм ст. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях , где раскрываются важнейшие термины о дипломатических представительствах, например, такие, как глава представительства, сотрудники представительства, члены персонала представительства, члены дипломатического персонала, дипломатический агент и другие.
Стоит сказать, что нормы международного права, регулирующие деятельность дипломатических представительств России за рубежом достаточно разнообразны. Так, на дипломатических служащих распространяются следующие международные акты (К.М. Ковалева , А.А. Нагиева , А.В. Павлюк , С.Н. Ревина , Н.А. Яковенко , А.Ю. Ястребова и др.):
— Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 г. , в которой прописаны функции, выполняемые консульскими учреждениями, а также дипломатическими представительствами;
— Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках 1928 г. , в преамбуле которой говорится о том, что дипломатические чиновники как официальные представители своего государства не могут требовать большего объема иммунитетов, чем те, которые необходимы для эффективного выполнения своих функций. В ст. 15 Гаванской конвенции закреплена обязанность государства пребывания предоставить дипломатическим чиновникам все необходимые условия для беспрепятственного выполнения ими своих функций, в частности, обеспечить свободу сношений с правительством аккредитующего государства. Согласно Конвенции, дипломатические чиновники пользуются своими иммунитетами и привилегиями с момента пересечения границы государства пребывания;
— Общая конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г. , в соответствии с которой, для своих официальных средств связи объединенные нации пользуются на территории каждого члена ООН не менее благоприятными условиями, чем те, которые Правительство этого члена ООН предоставляет любому другому правительству, включая его дипломатические представительства;
— Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г. , уточняющая и дополняющая положения указанной выше конвекции ООН по отношению к дипломатическим представительствам;
— Венская конвенция 1961 г. , правовое положения и международные нормы которой направленны на множественные аспекты регламентирования деятельности национальных представительств за рубежом. Особая роль в указанном акте уделяется привилегиям и иммунитетам сотрудников международных представительств, а также указывается на то, что ни в коем случае данными привилегиями и иммунитетами служащие представительств не должны злоупотреблять для получения своей личной выгоды;
— Венская конвенция о 1963 г. , отражающая отдельные аспекты регламентирования полномочий дипломатических представителей, например, в части их прав по использованию привилегий и иммунитетов в случаях, когда такие представители являются лишь временно исполняющими обязанности дипломатических представительств. Актом регламентированы также и другие не менее важные вопросы в отношении работы национальных представительств одной страны в принимающем государстве;
— Конвенция 1969 г. , регламентирующая ряд вопросов по поводу иммунитетов и привилегий служащих представительств при реализации специальных миссий аккредитирующего государства в принимающей стране;
— Конвенция 1973 г. , регламентирующая вопросы безопасности служащих дипломатических представительств, определяющая право служащих пребывающей стороны в государстве пребывания на обеспечение их безопасного пребывания, на безопасность места жительства, безопасность членов семьи и некоторые дорогие вопросы, о которых более подробно речь пойдет в следующих параграфах представленного исследования;
— Венская конвенция 1975 г. , затрагивающие функциональные обязанности и полномочия дипломатических представителей;
— Международный кодекс 1996 г. , регламентирующий ключевые профессионально-этические аспекты поведений дипломатических представителей, в том числе указывающий на целесообразность эффективности их деятельности в целях реализации национальных интересов и достижения целей свой страны в государстве пребывания, во имя блага своей страны, но ни в коем случае не в ущерб стране пребывания или не в ущерб третьим странам, акт регулирует и многие другие аспекты поведения дипломатических представителей;
— и другие регуляторы международного уровня.
Таким образом, исследование дипломатических представительств России как органов, регулируемых международным правом, показало, что одним из существенных недостатков правового регулирования данного института международного права является отсутствие легального определения термину «дипломатическое представительство». Данный факт приводит к различному его пониманию в научной среде. В результате ознакомления с позициями взглядов ученых на понимание сути данного термина, а также исследовав международную регулятивную базу по данному поводу, сформулируем его определение и дадим рекомендацию по легальному закреплению. Итак, рекомендуется дополнить ст. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., а также ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 205-ФЗ новым абзацем следующего содержания:
— дипломатическое представительство — это специально созданный орган одной страны, территориально располагающийся в границах другой страны, деятельность (полномочии, функции, обязанности, привилегии и пр.) которого, в том числе его служебных лиц, регулируется нормами международного и национального права, а цель создания и функционирования состоит в поддержании дипломатических, мирных и плодотворных официальных отношений между странами.

Выводы по первой главе

В результате написания первой главы данной магистерской диссертации были получены следующие результаты.
1. Сформулировано авторское определение терминам «дипломатия» и «дипломатическое представительство».
2. Выделены шесть ключевых этапов эволюции правового регулирования в области права внешних отношений, среди которых в качестве отдельного этапа выделен период с 2011 г. по настоящее время, характеризующийся влиянием интернета, технологий искусственного интеллекта и прочих цифровых технологий на развитие внешних дипломатических отношений.
3. Дипломатическое представительство — это специально созданный орган одной страны, территориально располагающийся в границах другой страны, деятельность (полномочии, функции, обязанности, привилегии и пр.) которого, в том числе его служебных лиц, регулируются нормами международного и национального права, а цель создания и функционирования состоит в поддержании дипломатических, мирных и плодотворных официальных отношений между странами.
4. Рекомендовано легально закрепить термин «дипломатическое представительство» в положениях норм ст. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и ст. 1 ФЗ № 205.

Страницы: 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф