Страницы 1 2
Введение
После обретения Республикой Казахстан государственной независимости был принят первый в истории нашей страны концептуальный документ под названием «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», который определил первоочередные и стратегические цели, стоящие перед новым государством, а также обозначил основные направления и способы достижения поставленных целей. В отношении сферы экономики в этом документе было сказано, что «на всех этапах нашего движения к социальному рыночному хозяйству будет присутствовать активное использование государственного регулирования» и это связано «не столько с наличием полностью или частично принадлежащих государству предприятий, сколько с его функциями, осуществляемыми через бюджет, налоговую, кредитную и социальную политику» [1, с.34]. При этом было заявлено, что «воздействие правительства Казахстана на экономику, формирование ее рациональной структуры будет все больше приобретать макроэкономический характер, принимаемые им решения будут основаны на рыночных импульсах и связаны с регулированием денежного обращения, политикой в области налогов, таможенных пошлин и бюджета, валютного курса и банковского процента, экспортно-импортных квот и лицензий», а для реализации стратегических целей в сфере внешнеэкономических связей была поставлена и такая задача, как «совершенствовать систему государственного регулирования и организации государственных органов в области внешнеэкономических связей, сделать ее простой, контролируемой и понятной для иностранных партнеров с четким распределением функций и ответственности между самим правительством, его ведомствами, местными властями и предприятиями» [1, с.34-35]. Таким образом, уже на самом раннем этапе становления современной казахстанской государственности были определены те параметры, которым должно было соответствовать государственное вмешательство в экономику и организация системы государственных органов в условиях нарождающегося рынка.
Принятая в 2012г. стратегия «Казахстан — 2050. в числе семи долгосрочных приоритетов, поставленных перед государством, назвала и необходимость создания профессионального государства, ограниченного до основных функций, суть которого сводится к формированию эффективного и современного корпуса государственных служащих, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении приоритетных целей. В этом документе сказано: «повышение ответственности, эффективности и функциональности государственного аппарата» [2, с.91]. В итоге, оба стратегически важных для государственного строительства документа заложили фундаментальный принцип организации всей системы государственной службы Казахстана, заключающийся в неразрывной, диалектической связи между основными постулатами рыночной экономики и пределами вмешательства государства в лице своих органов в деятельность хозяйствующих субъектов. Данный принцип является своеобразным мерилом эффективности и адекватности правового регулирования государственной службы Казахстана, устанавливает пределы государственного управления в условиях рыночной экономики. Принятый новый Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015года №416 –V «О государственной службе Республики Казахстан», вступивший в силу с 1 января 2016года, формулирует ряд инновационных изменений в правовой статус должностных лиц таможенных органов в составе органов государственных доходов.
Деятельность таможенных органов и их должностных лиц самым тесным образом связана с правовой регламентацией внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом, а также практикой ее осуществления. Как подчеркивается в литературе «регулирование таможенных правил и процедур представляет собой одну из наиболее сложных отраслей законодательства», а «перечень вопросов, которые необходимо урегулировать в связи с осуществлением таможенных формальностей, очень широк и включает самые разные вопросы, начиная от статуса, прав и обязанностей служащих таможенных органов и заканчивая правилами определения происхождения товаров…», вследствие чего «с точки зрения воздействия на развитие торговли большое значение имеют как таможенное законодательство, которое касается организации таможенных процедур, так и реальная практика его применения, которая может определяться, в том числе внутренними правилами таможенной службы и фактически складывающейся практикой» [3, с.149-151]. Фактически складывающаяся практика в этом случае бывает связана не только с тем, как толкуются и применяются те или иные нормы, но и с тем, какие имеются пробелы, упущения, нечеткие формулировки, допускающие двойственное толкование, и иные недостатки в действующем законодательстве, что придает особую значимость полноте и четкости соответствующих законодательных норм.
Подписанный в Астане 29 мая 2014 г. и вступивший в силу 1 января 2015 г. Договор о ЕАЭС, является результатом кодификации ранее принятой договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана.
Нормативно-законодательные акты Республики Казахстан: Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», постановления Правительства РК, указы Президента РК и приказы председателя КГК МФ РК. Нормативно-правовое регулирование правового статуса таможенных органов осуществляется в соответствии с законом от 23 ноября 2015года №416 –V «О государственной службе Республики Казахстан» и Законом РК от 6 января 2011года №380 —IV «О Правоохранительной службе», в соответствии с которыми таможенные органы отнесены к правоохранительным органам.
В соответствии со статьей 1 закона РК «О Правоохранительной службе», правоохранительная служба — особый вид государственной службы на должностях в правоохранительных органах; правоохранительный орган — государственный орган, обеспечивающий соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, законных интересов физических и юридических лиц, государства, реализующий политику государства по противодействию преступности и иным правонарушениям в соответствии со своей компетенцией, наделенный специальными полномочиями по обеспечению законности и поддержанию общественного порядка, выявлению, предупреждению, пресечению, расследованию правонарушений, исполнению судебных решений по уголовным делам.
В казахстанской юридической литературе было указано на тесную связь между деятельностью таможенных органов, в т.ч. сотрудников этих органов, и осуществлением таможенной политики государства, в частности, что «деятельность таможенных органов во многих случаях имеет решающее значение для осуществления таможенной политики. Эта деятельность может либо стимулировать, либо создавать дополнительные препятствия для реализации таможенной политики государства. …Важнейшей составной частью деятельности таможенных органов является деятельность сотрудников таможенных органов, ибо только через них опосредованно реализуются функции таможенных органов. Исходя из этого, определение правового статуса таможенных служащих в целях его совершенствования является актуальной задачей юридической науки» [4, с.381].
Наконец, следует заметить, что еще в советское время обращалось внимание на то, что государственное управление реализуется посредством действий органов управления и должностных лиц, находящихся на государственной службе. При этом подчеркивалось, что осуществление принципов государственной службы представляет собой фундамент государственной политики в области государственной службы, а последовательное их исполнение обеспечивает сочетание интересов государства и граждан, полную ликвидацию отдельных проявлений бюрократизма [5, с.24-32]. Иными словами, деятельность должностных лиц таможенных органов имеет важное значение и в плане борьбы с коррупцией в целях наиболее полного обеспечения прав и свобод граждан в сфере таможенного дела, особенно, когда это связано с осуществлением свободы предпринимательской деятельности граждан.
Перечисленные обстоятельства указывают на актуальность проблемы определения правового статуса должностных лиц таможенных органов Республики Казахстан.
Статус должностных лиц таможенных органов так или иначе затрагивался в работах М.А.Сарсембаева С.Т.Алибекова С.Р.Ушуровой Э.П.Баймуханова, Г.А.Мензюк, М.А.Сулейменова, С.К.Укина, С.Ж.Айдарбаева, В.Н.Уваров, О.В.Волох, Л.А.Жанузакова
. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере государственной службы Республики Казахстан, включающей в свой состав и государственную службу в таможенных органах.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие правовой статус должностных лиц таможенных органов Республики Казахстан Целью дипломной работы является комплексный анализ элементов, составляющих правовой статус должностных лиц таможенных органов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить общее понятие и составные элементы статуса должностного лица по таможенному законодательству и законодательству о государственной службе;
- выявить особенности понятия должностных лиц таможенных органов в сравнении с общим понятием должностного лица по законодательству;
- определить содержание прав и обязанностей должностных лиц таможенных органов в соответствии с действующим законодательством как основного компонента статуса;
- исследовать момент возникновения и прекращения прав и обязанностей должностных лиц таможенных органов Республики Казахстан;
- изучить природу гарантий осуществления прав и обязанностей должностных лиц таможенных органов Республики Казахстан и их ответственность как средств обеспечения статуса должностных лиц таможенных органов.
При работе над дипломной работой были использованы общедиалектический метод познания и частнонаучные методы: формально-логический, сравнительный, исторический, метод системного и структурного анализа и синтеза.
Структура дипломной работы определена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.
1 Понятие должностного лица таможенных органов Республики Казахстан
1.1 Понятие «правовой статус» и его особенности
В самом начале нашего исследования необходимо определиться с понятием правового статуса и понятием должностного лица, так как эти вопросы имеют концептуальное значение. Как отмечает казахстанский ученый-юрист В.Н.Уваров «определение и уточнение научных категорий и понятий имеют важное значение для любой отрасли науки, служат необходимым условием эффективности научных исследований, отражают процесс развития данной теоретической системы знания» [6, с.15]. Один из известных советских ученых-правоведов О.С.Иоффе также обращал внимание на этот вопрос, указывая, что «дать научно-правильное определение — значит раскрыть предмет в его сущности», а определить предмет отрасли права — это не просто описать совокупность отношений, регулируемых нормами данной отрасли законодательства и перечислить те из них, которые выходят за его пределы, но и установить объективные факторы, обусловливающие необходимость включения данных общественных отношений в сферу регулирования данной отрасли права [7, с.541].
В юридической литературе проблеме выяснения сущности понятия «правовой статус» уделялось достаточно много внимания. В зависимости от отраслевой принадлежности тех или иных научных исследований, ученые обращались к теме правового статуса личности, тех или иных групп населения, определенных государственных органов и т.д. При этом наибольшее внимание уделялось анализу рассматриваемого понятия учеными- конституционалистами применительно к определению правового статуса индивида. К примеру, такой известный российский ученый-юрист, как Е.А.Лукашева под правовым статусом понимает систему прав и обязанностей, законодательно закрепляемых в конституциях государств и многочисленных нормативно-правовых актах [8, с.58]. По мнению другого известного ученого-юриста Н.И.Матузова «все то, что юридически определяет, характеризует, гарантирует, упрочивает реальное положение человека в обществе, составляет правовой или юридический статус» [9, с.48]. В справочной литературе понятие статус определяется как правовое положение гражданина либо юридического лица [10, с.355], причем применительно к государственным органам и общественным организациям указано, что их правовой статус как субъектов права определяется их уставами и положениями в объеме, необходимом для выполнения стоящих перед ними задач [11, с.358]. Кроме того, иногда в справочной литературе специально отмечается, что «признавая какое-либо лицо или образование субъектом права, закон определяет его правовой статус, характеризующий его положение по отношению к государству, его органам, другим лицам» [11, с.299].
В доктрине признается полное или частичное совпадение понятий «правовой статус» и «правовое положение». При этом, в юридической литературе выделяют несколько видов правового статуса в отношении индивидов:
1) общий или конституционный статус человека и гражданина;
2) специальный или родовой статус определенной категории граждан;
3) индивидуальный статус, характеризующий пол, возраст, семейное положение и т.д.;
4) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным или множественным гражданством;
5) отраслевые правовые статусы (уголовно-процессуальный, административно-процессуальный и др.);
6) статус физического лица и т.д. [12, с.56].
Заслуживает внимания то обстоятельство, что в среде ученых-правоведов нет единства мнений и по такому важнейшему вопросу, как структура правового статуса, в состав которого включают совершенно различные элементы. Так, в структуру правового статуса личности включают гражданство [13, с.71], общую правоспособность [12, с.57], гарантии [14, с.21], законные интересы [15, с.29], юридическую ответственность [16, с.115] и др. Однако, большинство ученых-юристов, все-таки, ограничивают структуру правового статуса личности правами и обязанностями индивида [8, с. 93]. В этом случае, все остальные элементы структуры правового статуса определяются как предстатусные или послестатусные элементы, и предлагается их включить в понятие «правовое положение личности» [8, с.93].
Таким образом, в случае использования выражения «правовой статус личности» рассматриваемое понятие ограничивается системой прав и обязанностей, в то время как при использовании термина «правовое положение личности» в его состав включаются все иные элементы, характеризующие место личности в жизни государства. Л.Жанузакова применительно к статусу государственных служащих указывает, что «права и обязанности государственных служащих составляют сердцевину содержания их правового статуса» [17, с.84]. Не затрагивая вопрос о «достатусных» и «послестатусных» элементах понятия правового статуса, она устанавливает тесную и органическую связь между статусом государственных служащих и статусом личности, указывая, что: «понятие прав и обязанностей государственных служащих должно исходить из общего понимания этих категорий применительно ко всем физическим лицам, т.е. из понятия субъективных прав и обязанностей человека и гражданина» [17, с.84].
Однако, следует указать, что данная позиция будет правильной только в отношении индивидов, в то время, как применительно к понятию правового статуса государственного органа, каким являются таможенные органы, включая должностных лиц этих органов, этот вывод следует еще доказать с применением достижений иных отраслевых наук, в частности, науки административного права.
Так, в литературе по административному праву дается понятие административно-правового статуса различных субъектов этой отрасли права. Например, административно-правовой статус граждан определяется как «комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления)» [18, с.29-30]. Здесь же указывается, что «правовое положение граждан определяется объемом и характером административной правосубъектности» [41, с.30].
Данная точка зрения получила закрепление и в других доктринальных источниках. Например, российский ученый-юрист Д.М.Овсянко указывает, что административно-правовое положение граждан «определяется объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность» [19, с.41]. В структуру правового статуса этот ученый так же относит не только систему прав и обязанностей граждан, но и гарантии их реализации [19, с.39]. Такой же подход характерен для большинства ученых — административистов [20; 44].
Казахстанский ученый А.А.Таранов предлагает более детальный подход к структуре административно-правового статуса граждан, полагая, что их состав «включает в себя:
— общую правоспособность (возможность обладать правами и обязанностями и возможность осуществлять их самостоятельно);
- отраслевую правосубъектность (способность быть участником административных правоотношений в конкретной сфере управления);
- специальную правосубъектность (способность лица быть участником определенных правоотношений, обеспечиваемых, охраняемых специальными правовыми нормами)» [21, с.39]. Он также рассматривает гарантии в качестве неотъемлемого элемента понятия административно-правового статуса, но подчеркивает особое значение прав и свобод субъекта в структуре его статуса, указывая, что «центральным элементом правового статуса являются признаваемые абсолютные и неотчуждаемые права и свободы человека, которые и определяют содержание и применение нормативных правовых актов» [21, с.38].
В целом, понятие правового статуса, включая и статус таких субъектов, как граждане и органы исполнительной власти, рассматривается в юридической науке преимущественно с позиций определения системы прав и обязанностей субъектов, являющихся носителями этого статуса. При этом, если в одних случаях система прав и обязанностей считается единственным содержанием правового статуса, то в других случаях эта система дополняется гарантиями и ответственностью. Этот вывод является верным и в отношении статуса государственных служащих (к категории которых относятся и должностные лица таможенных органов), являющихся субъектами административного права.
Вместе с тем, как подчеркивает казахстанский ученый В.Н.Уваров, в структуру правового статуса государственных служащих включаются такие элементы, как:
1) административная правосубъектность;
2) гарантии реализации должностных прав и обязанностей;
3) ответственность за исполнение возложенных на должностное лицо функций и полномочий [22, с. 121].
При этом административная правосубъектность означает, по его мнению: а) способность государственного служащего иметь должностные права и нести юридические обязанности, т.е. обладать способностью (возможностью) быть участником государственно-служебных отношений; б) способность государственного служащего своими действиями приобретать субъективные права и нести юридические обязанности в государственно-служебных отношениях. Такие элементы правового статуса государственных служащих, как гарантии осуществления прав и обязанностей и ответственность за исполнение должностных функций и полномочий, как указывает В.Н. Уваров, придают правовому статусу названных субъектов определенную стабильность при установлении и дальнейшем сохранении государственно-служебных отношений [22, с.121].
В юридической литературе существовали и другие подходы к понятию правового статуса и его соотношению с правосубъектностью. Так, В.А.Воробьев считал, что правосубъектность как сложное социально-правовое явление включает в свой состав такие элементы, как правоспособность, дееспособность и правовой статус. По его словам «наряду с праводееспособностью субъект права наделяется развернутым правовым статусом, выступающим в качестве самостоятельного элемента правосубъектности» [23, с.24]. На наш взгляд, данная точка зрения является спорной, т.к. правосубъектность понимаемая как правоспособность и дееспособность лица в их единстве является предпосылкой его правового статуса. Иными словами, не будучи субъектом права (т.е. не имея правоспособности и дееспособности или имея их в ограниченном состоянии) индивид не может претендовать на полноценный административно-правовой статус. Так, лица, ограниченные в дееспособности не могут поступить на государственную службу, т.е. не могут иметь правовой статус государственного служащего по причине отсутствия полной правосубъектности.
Применительно к определению правового статуса государственных служащих важнейшее значение имеет установление его структуры, исходя из которой, можно четко выявить само понятие правового статуса в отношении данной категории субъектов.
Каждый государственный служащий имеет определенный правовой статус, причем в рамках института государственной службы этот статус выступает ядром, вокруг которого концентрируются другие элементы данного института. По мнению известного российского ученого Ю.Н.Старилова «правовой статус государственных служащих представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности служащих, установленных законодательством и гарантированных государством» [24, с.319]. Далее он говорит, что правовой статус (правовое положение) государственных служащих — это содержание (сущность) государственно-служебных правоотношений, причем правовой статус служащих раскрывается через установление их прав, обязанностей, ответственности [24, с.318].
Из этой посылки исходит и известный казахстанский ученый А.А.Таранов, который связывает правовой статус государственного служащего и, особенно, изменения, происходящие в этом статусе, с процессом прохождения государственной службы [21, с.96]. Иными словами, его подход основан также на правах, обязанностях и ответственности государственных служащих, как основе их правового статуса.
Таким образом, А.В.Оболонский дает понятие статуса государственного служащего через перечисление признаков, характерных для него, в частности, это:
1) связь статуса государственного служащего со сферой исполнительно-распорядительной деятельности государства;
2) представительный характер статуса государственного служащего;
- связь строгой процедурной основы деятельности государственного служащего с возможностью принятия решений на основе толкования ситуаций и применимого права по субъективному усмотрению;
- принадлежность к особой профессионально-статусной группе.
Ю.А.Тихомиров отмечает; «Следует правильно понимать природу статуса государственного служащего. В него включаются следующие элементы: права, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность. Названные элементы органически связаны между собой, поскольку только в своей совокупности они как бы образуют реальный статус служащего» [24, с.314].
Таким образом, рассмотренная структура правового статуса служащих позволяет сделать вывод о том, что общий правовой статус государственных служащих является единым. Однако, применительно к конкретным специальным направлениям (или видам) государственной службы понятие правового статуса будет дифференцироваться. Как отмечает В.Н.Уваров «в зависимости от объема и характера прав и обязанностей должностных лиц как субъектов административного права различается общий и специальный правовой статус», первый из которых включает «права и обязанности, вытекающие из Конституции и законодательных актов и являющиеся одинаковыми для всех граждан», а содержание второго (т.е. специального правового статуса) «составляет совокупность юридических возможностей вступления в определенные виды (группы) административно-правовых отношений» [6, с.121-122]. Предметом нашего исследования является именно вторая категория, т.е. специальный правовой статус должностных лиц таможенных органов Республики Казахстан.
Выделенные элементы структуры правового статуса являются достаточно универсальными и в различных сочетаниях могут характеризовать различные юридические явления. Так, проф. О.К.Копабаев, рассматривая теоретике — практические проблемы организации и функционирования государственной власти в Казахстане, отмечает: «для обеспечения взаимодействия между ветвями власти нужно исходить из того, что каждая из них должна иметь определенный Конституцией и текущим законодательством четкий статус. В нем обычно должны быть определены полномочия, формы и методы деятельности, гарантии, ответственность» [26, с.46].
В условиях, когда дискуссии в юридической литературе по вопросу о структуре понятия правового статуса до сих пор еще не привели к выработке единого подхода, исследователи проблем, связанных со статусом тех или иных субъектов права, могут придерживаться какой-либо одной из них, которая, на их взгляд, является наиболее приемлемой. Единственное условие, видимо, должно заключаться в том, чтобы достаточно серьезно обосновать свой выбор. С учетом этого обстоятельства, в дальнейшей своей работе мы будем придерживаться понятия правового статуса должностных лиц таможенных органов как системы их прав и обязанностей, связанных с компетенцией таможенных органов, а также гарантий их осуществления и ответственности.
1.2 Общее понятие и признаки должностного лица по законодательству Республики Казахстан
Учитывая то что, служба должностных лиц в таможенных органах Республики Казахстан является специальным видом государственной службы граждан Республики Казахстан, ее нельзя рассматривать как абсолютно самостоятельную категорию, оторванную от общего состояния и развития государственной службы в целом. Службе должностных лиц в таможенных органах присущи как общие характеристики государственной службы, так и специфические черты, основанные на особых задачах и функциях таможенных органов Республики Казахстан. Исходя из этого, к изучению правового статуса должностных лиц таможенных органов Республики Казахстан, следует подходить комплексно. Несмотря на теоретическую разработку проблемы должностного лица, а затем и законодательное его определение в уголовном и административном законодательстве, данная категория во многом все еще остается дискуссионной.
Институт должностных лиц является межотраслевым, выступает объектом изучения различных юридических наук.
«Впервые дефиниция «должностное лицо» было определено уголовным правом» [27, с.128]. Как указывает Ю.Н.Старилов уже в 1946 г. в литературе было отмечено, что «если действующее законодательство дает критерии для определения понятия государственного служащего, то действующее административное законодательство еще не выработало точных признаков понятия должностного лица, а теория административного права пользуется определениями, данными в уголовном праве» [28, с.17-18].
Таким образом, основными признаками представителя власти являются следующие:
1) это должностное лицо государственного органа;
2) оно наделено в установленном законом порядке распорядительными полномочиями (права давать обязательные к исполнению указания, применять меры принуждения и т.д.);
3) эти распорядительные полномочия распространяются только на лиц, не находящихся от представителя власти в служебной зависимости.
Таможенные органы Республики Казахстан полностью соответствуют данным требованиям, а, следовательно, являются государственными органами. Соответственно, должностные лица таможенных органов подпадают под все признаки представителей власти.
Развернутый обзор основных точек зрения представителей административно-правовой науки по вопросу об определении понятия «должностное лицо» представлено Ю.Н.Стариловым, который указывает следующие подходы к этому вопросу [24, с.377-378]:
1) должностное лицо — это физическое лицо, которое выполняет должностные функции [29, с.64];
- должностные лица — это государственные служащие, которые при реализации своих служебных полномочий имеют право совершать юридически значимые действия (издание административных актов) [30, с.141]. Под юридически значимыми действиями в данном случае понимаются действия, имеющие для организации или других субъектов права важные юридические последствия;
- должностные лица — это работники, которые занимают должности в государственном или общественном аппарате, связанные с непосредственным осуществлением юридически значимых действий, т.е. порождающих, изменяющих или прекращающих те или иные правоотношения [31, с.126];
- должностные лица — это государственные служащие, являющиеся субъектами государственно-властных полномочий [32, с.56];
- должностные лица — это служащие, осуществляющие от имени государственных или общественных организаций, учреждений и предприятий управление людьми, а равно лица, деятельность которых связана с движением материальных и денежных ценностей [33, с.12];
6) должностное лицо — это служащий, наделенный распорядительными (властными) полномочиями [34, с.12];
- должностные лица — это лица, наделенные управленческими функциями, имеют обязанности по обеспечению качества труда других лиц и властные полномочия [35, с.10];
- должностное лицо — это служащий, который: а) выполняет организационно-распорядительные функции по реализации компетенции государственного или общественного органа, совершающего при их осуществлении юридически значимые действия, влекущие правовые последствия для других субъектов прав; б) несет повышенную ответственность за необеспечение выполнения установленных для него правил [36, с.9].
Очень большое значение для административно-правового понимания термина «должностное лицо» имеет примечание к ст.30 («Административная ответственность должностных и иных лиц, выполняющих управленческие функции, и индивидуальных предпринимателей») Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях [37], в котором сказано следующее: «Должностными лицами в настоящем Кодексе признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие или осуществлявшие на момент совершения административного правонарушения функции представителя власти либо выполняющие или выполнявшие на момент совершения административного правонарушения организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных учреждениях, субъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления». В законе «О государственной службе Республики Казахстан» от 23 ноября 2015года №416 –V в статье 1 дано следующее определение « должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах[38].
Иными словами, должностными лицами признаются следующие категории лиц:
- представители власти, осуществляющие свои функции постоянно, временно или по специальному полномочию;
- лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в государственных и приравненных к ним органах (органы местного самоуправления, субъектах квазигосударственного сектора);
- лица, выполняющие административно-хозяйственные функции в государственных и приравненных к ним органах (органы местного самоуправления, субъектах квазигосударственного сектора).
Заслуживает внимания то, что Кодекс об административных правонарушениях в отличие от Уголовного кодекса дает уточняющий признак представителей власти, определяя — представители власти это лица, которые:
а) имеют предоставленное им в установленном законом порядке право издавать от имени государства или его органов юридически значимые акты в отношении лиц, которые не находятся от них в служебной зависимости;
б) имеют предоставленные им в установленном законом порядке распорядительные полномочия в отношении лиц, которые не находятся от них в служебной зависимости.
Вместе с тем, ст.33 Кодекса об административных правонарушениях содержит норму принципиального характера, которая гласит: «Индивидуальные предприниматели и юридические лица подлежат административной ответственности за административное правонарушение, если предусмотренное Особенной частью настоящего раздела деяние (действие либо бездействие) было совершено, санкционировано, одобрено органом, лицом, осуществляющим функции управления юридическим лицом, или работником индивидуального предпринимателя и юридического лица, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
3. Структурные подразделения юридического лица, являющиеся самостоятельными налогоплательщиками и совершившие административные правонарушения в области налогообложения и таможенного дела, несут административную ответственность как юридические лица.
4. Привлечение к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц освобождает от административной ответственности за данное правонарушение работника индивидуального предпринимателя и юридического лица [37]. А также п 2. Ст.34 Кодекса об административных правонарушениях « Структурные подразделения (филиалы и представительства) иностранных и международных некоммерческих неправительственных объединений несут административную ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об общественных объединениях как юридические лица» [37].
Из содержания данной нормы следует, что лицами, выполняющими управленческие функции, признаются:
- руководители негосударственных организаций (т.е. организаций, не являющихся государственными органами или органами местного самоуправления);
- работники негосударственных организаций, выполняющие организа-ционно-распорядительные обязанности;
- работники негосударственных организаций, выполняющие административно-хозяйственные обязанности.
В нормативном Постановлении Верховного Суда Республики Казахстан № 10 от 19 декабря 2003 года дается разъяснение термина «организации». В п.4 постановления прямо сказано: «К организациям относятся юридические лица, действующие в организационно-правовых формах, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 34 ГК».
Статья 34 Гражданского кодекса Республики Казахстан (ГК РК) посвящена видам и формам юридических лиц. Пункт 2 ст.34 ГК РК устанавливает, что «Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может быть создано только в форме государственного предприятия, хозяйственного товарищества, акционерного общества, производственного кооператива». Согласно п.3 ст.34 ГК РК «Юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может быть создано в форме учреждения, общественного объединения, акционерного общества, потребительского кооператива, общественного фонда, религиозного объединения и в иной форме, предусмотренной законодательными актами». Пункт 3-1 ст.34 ГК РК уточняет, что «Юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией и содержащееся только за счет государственного бюджета, может быть создано исключительно в форме государственного учреждения».
Таким образом, лица, осуществляющие управленческие функции в составе перечисленных в п.2 и п.3 ст.34 ГК РК организационно- правовых формах юридических лиц в вопросах административной ответственности полностью приравниваются к должностным лицам.
В итоге, по результатам сравнительного анализа уголовно- правового и административно-правового понятия «должностного лица можно сделать вывод о полном совпадении принципиальных подходов к определению названного понятия в уголовном и административном законодательстве Казахстана.
Такое единство подходов, на наш взгляд, объясняется тем, что и Уголовный кодекс Республики Казахстан и Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях в своей основе являются законодательными актами, регулирующими деликтные отношения, различия между которыми заключаются, прежде всего, в степени общественной опасности деяний, за которые предусматривается уголовная или административная ответственность. Наличие единства подходов в рассматриваемом случае является позитивным фактором, позволяющим достаточно четко отграничить категорию должностных лиц от иных субъектов ответственности в таких важных сферах как уголовное и административное право.
1.3 Понятие, признаки и особенности должностного лица таможенных органов Республики Казахстан
Все должностные лица таможенных органов занимают государственные должности, относящиеся к той или иной конкретной категории. Единственное исключение среди всех работников таможенных органов составляют «лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечивающие функционирование государственных органов», поскольку они не отнесены Законом «О государственной службе» к категории государственных служащих (п.2 ст.3 Закона). Перечень таких лиц в соответствии с названным Законом устанавливается Правительством Республики Казахстан.
Таким образом, в составе государственных органов существует группа должностных лиц, не являющихся государственными служащими. Специфика данной категории заключается в том, что деятельность этих лиц связана с осуществлением организационно-распорядительных и административно- хозяйственных функций по техническому обслуживанию и обеспечению функционирования государственных органов. Это означает, что не все должностные лица государственных органов являются государственными служащими. Такую ситуацию следует считать исключением из общего правила о том, что должностными лицами в государственных и приравненных к ним органах могут быть только государственные служащие.
Данный вывод имеет важное значение и в отношении таможенных органов Республики Казахстан в составе которых также работают лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечение функционирования этих органов.
Признаками должностного лица таможенных органов, являются:
- наличие гражданства Республики Казахстан;
- дееспособность;
- необходимый для выполнения возложенных обязанностей уровень индивидуальных способностей (личные, моральные, деловые, профессиональные качества);
- необходимое для выполнения возложенных обязанностей состояние здоровья и физического развития;
- необходимый для выполнения возложенных обязанностей уровень образования.
Можно заметить, что выделенные в п.1 ст.16 Закона «О государственной службе», признаки должностного лица таможенных органов Республики Казахстан являются достаточно общими, т.е. этим признакам по большому счету должны соответствовать любые должностные лица любого государственного органа. Можно даже сказать, что этим признакам должны соответствовать любые претенденты на государственную службу. Следовательно, закон не содержит определяющих признаков должностного лица таможенного органа. Учитывая это обстоятельство, определяющие признаки должностного лица таможенных органов Республики Казахстан следует установить путем толкования.
Некоторое уточнение по поводу установления признаков должностного лица можно найти в ст.17-20 Закона «О государственной службе», где содержится требование о необходимости при поступлении на службу в государственные органы ( в том числе и таможенные):
1) наличия медицинского заключения военно-врачебной комиссии органов внутренних дел о пригодности к службе;
2) наличия обязательной специальной проверки (хотя юридически данная формулировка небезупречна, видимо речь идет о документе, подтверждающем факт прохождения спецпроверки);
3) соответствия квалификационным требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан о государственной службе.
Однако, приведенный перечень не может характеризовать специфику должностных лиц таможенных органов, так как может быть предъявлен к претендентам на поступление в любой из правоохранительных органов Казахстана, которые предъявляют те же требования.
Определяющим признаком в определении должностных лиц таможенных органов, на наш взгляд, является указание о приеме на службу в таможенные органы.
Под службой в таможенных органах согласно п.1 ст.478 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», Таможенного кодекса понималось «специальный вид государственной службы граждан Республики Казахстан, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации задач, прав и обязанностей таможенных органов, а также выполняющих функции правоохранительных органов в пределах своей компетенции в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан» [39].
Иными словами, это означает, что должностными лицами таможенных органов могут быть признаны только такие сотрудники этих органов, профессиональная деятельность которых связана с реализацией задач, прав и обязанностей таможенных органов.
Особое значение имеет указание на профессиональный характер деятельности должностных лиц таможенных органов, поскольку в таможенных органах, как мы уже установили, могут осуществлять свою деятельность и такие должностные лица, деятельность которых, не может быть связана с реализацией функций таможенных органов (например, коменданты зданий, в которых размещены структурные подразделения таможенных органов, заведующие хозяйством и т.д.), а связана с техническим обслуживанием и обеспечением функционирования таможенных органов.
Таким образом, должностные лица таможенных органов — это принятые на государственную службу в эти органы граждане Республики Казахстан, которые осуществляют профессиональную деятельность, связанную с реализацией функций таможенных органов. Соответственно, когда в многочисленных нормах Закона Республики Казахстан «О государственной службе», говорится о тех или иных правах либо обязанностях должностных лиц государственных органов подразумеваются именно та категория должностных лиц, профессиональная деятельность которых связана с реализацией функций таможенных органов.
Должностным лицам таможенных органов выдаются служебные удостоверения и личные номерные печати в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере таможенного дела. Если удостоверения в принципе могут выдаваться любым сотрудникам таможенных органов (например, технический и обслуживающий персонал также могут иметь соответствующие документы, удостоверяющие факт их работы в штате таможенного органа), то наличие личных номерных печатей — это прерогатива исключительно должностных лиц таможенных органов.
По нашему мнению, в данном случае также можно говорить о наличии личных номерных печатей как об одном из признаков, индивидуализирующих и персонифицирующих должностных лиц таможенных органов, хотя признак этот, конечно, небесспорный в силу того, что он вытекает из уже существующего факта признания субъекта в качестве должностного лица таможенного органа. Иными словами, аргументом против, может быть вторичный (производный) характер данного признака, который является не причиной, а следствием признания имеющего место факта. Тем не менее, полагаем, что данный критерий, несмотря на его производный характер, имеет право на существование, хотя бы в качестве вторичного признака должностных лиц таможенных органов. В конце концов, ведь другим должностным лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, связанные с техническим обслуживанием и обеспечением функционирования таможенных органов личные номерные печати не выдаются.
Еще один признак должностного лица таможенного органа — наличие специального звания, которое присваивается в соответствии с занимаемой должностью и выслугой лет в установленном порядке, и о форменной одежде этих лиц. Смысл данной нормы заключается в том, что не может быть должностного лица таможенного органа, не имеющего специального звания и, как следствие этого, форменной одежды. Положение о прохождении службы должностными лицами в таможенных органах Признавая вторичные критерии должностных лиц, мы автоматически приходим к выводу о существовании первичных (основных) и вторичных (производных) признаков (критериев) должностных лиц таможенных органов Республики Казахстан, Различие между ними, на наш взгляд, заключается в том, что первичные признаки должностных лиц таможенных органов характеризуют юридическую природу правового статуса данной категории служащих, в то время как вторичные признаки являются внешним объективированным выражением первичных критериев. Так, если первичным критерием должностного лица таможенных органов является профессиональный характер деятельности, имеющей непосредственную связь с реализацией задач, прав и обязанностей таможенных органов, то внешним объективированным выражением этого признака будет наличие личных номерных печатей, специальных званий, форменной одежды и т.д., то есть всего того, что позволяет посторонним лицам при вступлении в контакт с данными субъектами с первого взгляда определить статус субъекта в качестве должностного лица таможенного органа.
Разграничение признаков должностного лица на первичные и вторичные является условным, т.к. на самом деле юридическая сущность статуса конкретного должностного лица таможенного органа едина. Следовательно, и признаки, являющиеся отражением различных граней сущности, также должны быть едины в том плане, что один признак должен отражать какую-то одну грань. В этом аспекте признак неделим.
Таким образом, наличие специального звания является одним из внешних признаков (атрибутов) должностного лица таможенных органов Республики Казахстан, позволяющим отграничить его от других категорий должностных лиц, которые также могут осуществлять свою деятельность в рамках таможенного органа.
Таким образом, сотрудники специализированных таможенных учреждений, в т.ч. их руководители, не отвечают критериям представителей власти. Точно так же, как мы уже установили, не отвечают этим критериям и служащие таможенных органов, функции которых заключаются в техническом обслуживании и обеспечении функционирования этих органов. Статус этой категории сотрудников в качестве должностных лиц основан исключительно на выполняемых ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функциях.
Следовательно, можно сделать вывод, что то понятие должностного лица таможенных органов Республики Казахстан, не отражает всех существенных признаков этой категории лиц и не позволяет четко отграничить должностных лиц таможенных органов как представителей власти от иной категории должностных лиц, деятельность которых так или иначе также связана с таможенными органами, (лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, деятельность которых связана с техническим обслуживанием и обеспечением функционирования таможенных органов).
Таким образом, в системе таможенных органов Республики Казахстан существует две категории должностных лиц:
- должностные лица таможенных органов, являющиеся представителями власти и обладающие всеми атрибутами, предусмотренными для оформления их статуса;
- должностные лица, деятельность которых связана с обеспечением функционирования таможенных органов и статус которых основан на выполнении ими организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф