Скоро защита?
Меню Услуги

Правовой статус государственного служащего: проблемы и возможности реализации (на примере аппарата Клепиковского районного суда). Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2


2.3 Прохождение государственной службы в Клепиковском районном суде

В настоящее время в Клепиковском районном суде работают 6 судей. Для  отправления правосудия имеется обширный  аппарат работников суда, более двадцати человек —  6 помощников судей, 6 секретарей судебного заседания,  2 секретаря суда, ведущий специалист канцелярии и администратор.  Структура должностей Клепиковского районного суда выглядит так:

Рис. 1 Структура должностей Клепиковского районного суда

Организация работы суда — комплекс управленческих действий, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами, которые председатель суда предпринимает в целях создания оптимальных условий для работы судей и аппарата суда для осуществления полного и независимого правосудия в разумные сроки, исполнения судебных решений, противодействия коррупции в коллективе суда и обеспечения безопасности суда.

Организационное обеспечение деятельности Клепиковкого районного суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда.

Руководство деятельностью аппарата Клепиковкого районного  суда общей юрисдикции осуществляется председателем суда.

Структура, численность работников и штатное расписание аппарата Клепиковкого районного суда определяются председателем суда по согласованию с Судебным департаментом Рязанской области в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

Работники аппарата Клепиковкого районного суда общей юрисдикции являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

Права и обязанности работников аппарата Клепиковкого районного суда, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.

Каждый работник, в соответствии с занимаемой должностью, осуществляет свою профессиональную деятельность, то есть определяемый состав работ.

Основную роль в организации работы суда играет Председатель. Он осуществляет следующие функции:

— председательствует в судебных заседаниях по любому делу, отнесённому к ведению данного суда;

— назначает судей для рассмотрения конкретных судебных дел, распределяет другие обязанности между ними;

— организует работу с народными заседателями суда: проводит мероприятия по повышению их правовой подготовки, руководит их работой по обобщению судебной практики и т.д.;

— организует работу судей по приему граждан и рассмотрению заявлений, жалоб и предложений граждан;

— ведёт личный приём граждан и разъясняет им действующее законодательство;

— руководит изучением и обобщением судебной практики, анализирует судебную статистику;

— вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам о выявленных нарушениях закона, причинах и условиях, способствующих совершению правонарушений, и предлагает принять меры к устранению последних;

— представляет к назначению консультантов суда, судебных исполнителей и руководит их работой;

руководит работой аппарата суда;

организует работу по повышению квалификации судей и других работников суда;

— организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства в государственных органах, учреждениях и организациях.

Администратор суда осуществляет: организационное обеспечение деятельности суда, информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организацию работы по сбору заявок на обеспечение юридической и справочно-информационной литературой, метод, пособиями для работников аппарата суда; организацию производства ремонтных работ и технического оснащения здания, помещений и сооружений суда; обеспечение бесперебойной работы транспорта суда и средств связи, хозяйственной службы и т.д.

Секретарь суда осуществляет: регистрацию, учет и хранение гражданских, уголовных дел, дел об административных правонарушениях; прием, регистрацию, передачу по назначению жалоб и представлений на решения, приговоры, постановления и определения суда; оформление и подготовку дел для направления в кассационную и надзорную инстанцию, ведение учета данных дел; подготовку и направление документов по исполнению приговоров, решений, определений и постановлений.

Помощник судьи осуществляет: изучение жалоб, заявлений, дел, поступивших к судье, вносит предложения по приему их к производству (об отказе в приеме, возбуждении дела, назначении и т.д.);

— оказание помощи судье в подготовке дела к судебному разбирательству;

— подбор законов, нормативных актов, материалов по судебной практике, подготовку заключений по спорным вопросам применения законодательства;

— контроль по делам, рассмотрение которых отложено или приостановлено;

— по поручению судьи подготовку проектов судебных постановлений по делам;

— подбор данных и материалов для обобщений, докладов и выступлений;

— подготовку проектов ответов на обращения и запросы по делам, находящимся в производстве судьи;

— участие в приеме судьей граждан и юридических лиц; выполнение иных поручений судьи.

Секретарь судебного заседания осуществляет: оформление гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях с момента поступления в суд заявления и после рассмотрения; подготовку дел к судебному заседанию, вызов участников процесса и свидетелей, извещение участников процесса и других лиц о времени и месте судебного разбирательства; проверку уведомлений об извещении участников процесса; проверку явки лиц, вызванных в судебное заседание; ведение протоколов судебных заседаний и ознакомление с ними участников процесса по их ходатайствам, изготовление протокола судебного заседания; оформление разрешений на свидание с осужденными; ознакомление осужденного с протоколом судебного заседания; выполнение других работ по поручению председателя суда, заместителя председателя, судьи и начальника отдела.

Судьи, в зависимости от ведения дела делятся на судей, рассматривающие уголовные дела, судей, рассматривающие гражданские дела и судей, рассматривающие административные дела и т.д.

Судья, рассматривающий уголовные дела, осуществляет: изучение поступившего дела; подготовительную часть судебного заседания; судебные прения; составление и вынесение частного определения; провозглашение приговора (оглашение определения); проверку протокола судебного заседания и его подписание; рассмотрение дел в апелляционном порядке, пересмотр приговоров; исполнение запросов о правовой помощи и т.д.

Рассмотрим статистику движения уголовных дела за 2015,2016,2017г.г. в Клепиковском районном суде:

Рисунок 1. Статистика движения уголовных дел за 2016,2017,2018г.г. в Клепиковском районном суде.

Количество поступивших уголовных дел в Клепиковском районном суде за последние 3 календарных года меняется. Самое большое количество поступивших дел (104 уголвных дела) было в 2017 году.  Наименьшее (62 уголавных дел) в 2016 году. Но с учетом того, что в 2016 году уголовные дела рассматривали фактически только 2 судьи из 5, то нагрузка на одного судью по их расмотернию была больше.

Таблица №1 Движение уголовных  дел за 2016 год (с разбивкой по судьям)

№ п/п ФИО судьи Рассмотрено по существу Всего окончено Остаток неоконченных дел
С вынесением приговора Прекращено С применением принудительных мер
11 Ваганов А.Б 29 10 39 2
32 Косяков А.А. 18 3 20 3

 

Таблица №2 Движение уголовных  дел за 2017 год (с разбивкой по судьям)

№ п/п ФИО судьи Рассмотрено по существу Всего окончено Остаток неоконченных дел
С вынесением приговора Прекращено С применением принудительных мер
1 Ваганов А.Б 40 4 44 2
2 Косяков А.А. 35 1 1 37 2
3 Митин Д.И. 14 2 16 3

 

Таблица №3 Движение уголовных  дел за 2018 год (с разбивкой по судьям)

№ п/п ФИО судьи Рассмотрено по существу Всего окончено Остаток неоконченных дел
С вынесением приговора Прекращено С применением принудительных мер
1 Ваганов А.Б 26 8 34 1
2 Косяков А.А. 20 4 24 4
3 Митин Д.И. 20 2 1 23 3

 

Судья, рассматривающий гражданские дела, осуществляет: принятие искового заявления с вынесение определения; принятие мер по обеспечению иска; внесение определения о назначении дела к судебному разбирательству; судебное разбирательство (допрос свидетелей, эксперта, специалиста; исследование вещественных доказательств; осмотр на месте; принятие судебного решения); передачу дела по подсудности на рассмотрение другого суда; принятие гражданского дела с апелляционной жалобой; принятие кассационной жалобы, проведение подготовки по назначению апелляционной жалобы к рассмотрению; принятие, проведение подготовки, назначение и рассмотрение жалоб на действия судебных приставов-исполнителей и т.д.

Рассмотрим статистику движения гражданских и административных дел за 2016,2017,2018 г.г. в Клепиковском районном суде:

Рисунок 2. Статистика движения гражданских и административных дел за 2016, 2017 ,2018 г.г. в Клепиковском районном суде.

Статистика за последнии 3 года показывает снижение поступления гражданских дел. В 2016 году поступило 639 гражданских дел, в 2017 году количество снизилось до 503 гражданских и административных дел, а в 2018 году  до 455 гражданских и административных дел. С учетом того, что в 2016 году гражданские дела рассматривали 5 судей, а в 2017 и 2018 годах 6, то можно сделать вывод, что нагрузка на одного судью  уменьшилась.

Таблица  4 Движение гражданских дел за 2016 год (с разбивкой по судьям)

пп/п Фамилия судьи Рассмотрено с вынесением решения прекращено Оставлено без рассмотрения Передано в другие суды Всего окончено Остаток неоконченных дел
1 Ваганов А.Б. 59 8 2 69 1
2 Косяков А.А. 67 16 9 92 6
3 СамсаковаН.С. 145 23 4 1 173 13
4 Пырикова Е.С. 128 14 11 153 6 1
5 Романова Ю.В. 76 25 8 5 114 1

 

Таблица № 5 Движение гражданских дел за 2017 год (с разбивкой по судьям)

п/п Фамилия судьи Рассмотрено с вынесением решения прекращено Оставлено без рассмотрения Передано в другие суды Всего окончено Остаток неоконченных дел
11 Ваганов А.Б. 98 1 1 100 3
22 Косяков А.А. 55 3 3 61 2
33 Митин Д.И. 26 5 1 1 33 3
44 СамсаковаН.С 113 9 4 1 127 10
55 Пырикова Е.С. 101 11 2 2 116 10
66 Романова Ю.В. 110 18 7 3 138 11

 

Таблица № 6 Движение гражданских дел за 2018 год (с разбивкой по судьям)

п/п Фамилия судьи Рассмотрено с вынесением решения прекращено Оставлено без рассмотрения Передано в другие суды Всего окончено Остаток неоконченных дел
1 Ваганов А.Б. 77 1 1 79 1
22 Косяков А.А. 34 3 2 1 40 3
33 Митин Д.И. 27 2 2 1 32 5
44 СамсаковаН.С. 67 13 4 3 87 10
55 Пырикова Е.С. 75 8 5 2 90 12
66 Романова Ю.В. 62 16 4 2 84 12

Судья, рассматривающий административные дела, осуществляет: подготовку к рассмотрению административных материалов, их изучение, вынесение постановлений, определений о назначении; рассмотрение материалов, разъяснение прав по привлеченному лицу, потерпевшему, оглашение протокола о нарушении, исследование доказательств; вынесение постановления, его объявление, вручение копий; изучение протокола судебного заседания, его подписания, рассмотрение жалоб на постановления мировых судей, других органов, уполномоченных рассматривать административные материалы; рассмотрение протеста прокурора на постановление судьи.

Рассмотрим статистику движения административных дел и дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях за 2016,2017,2018г.г. в Клепиковском районном суде:

 

2016 год         2017 год        2018 год

Рисунок 3. Статистика движения административных дел и дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях за 2016 ,2017 ,2018 г.г. в Клепиковском районном суде

Количество поступивших административных дел и дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях в Клепиковском районном суде за последние 3 календарных года меняется. Самое большое количество поступивших дел было рассмотрено в 2016 году (117 административных дел и 103 дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях). Наименьшее количество рассмотренных дел  в 2017 году (51 административных дел и 65 дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях). В 2018 году было рассмотрено 71 административное дело и 103 дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях. Административные дела рассматривали в 2016 и 2017 годах 4 судьи из 6, а в 2018 году 3 из 6. Соответственно нагрузка по рассмотрению дел данной категории меняется из года в год.

Таблица №7 Движение административных дел  и дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях за 2016 год (с разбивкой по судьям)

п/п Фамилия судьи Рассмотрено административных дел Рассмотрено дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях
11 Ваганов А.Б. 43 35
12 Косяков А.А. 26 67
33 СамсаковаН.С. 27 1
44 Пырикова Е.С. 21

Таблица № 8 Движение административных дел  и дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях за 2017 год (с разбивкой по судьям).

п/п Фамилия судьи Рассмотрено административных дел Рассмотрено дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях
11 Ваганов А.Б. 15 16
22 Косяков А.А. 15 27
33 Митин Д.И. 17 22
44 Пырикова Е.С. 4

Таблица № 9 Движение административных дел  и дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях за 2018год (с разбивкой по судьям)

п/п Фамилия судьи Рассмотрено административных дел Рассмотрено дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях
11 Ваганов А.Б. 19 33
22 Косяков А.А. 29 47
33 Митин Д.И. 23 23

 

Именно аппарат суда обеспечивает непрерывную и бесперебойную деятельность судей по отправлению правосудия, тем самым государственные служащие аппаратов судов участвуют в осуществлении судопроизводства.

На служащих аппаратов судов возложены и функции по материально-техническому обеспечению деятельности судей.

Качественное исполнение каждым сотрудником суда возложенных на него обязанностей во многом зависит от степени его профессиональной подготовки. Приобретение соответствующих знаний осуществляется как непосредственно в суде, так и с отрывом от работы. Вопросы организации мероприятий по повышению квалификации работников аппарата районного суда находятся в компетенции управлений Судебного департамента в субъектах РФ.

От опыта, знаний и добросовестности каждого работника аппарата суда и администратора суда во многом зависит, насколько качественно с организационной точки зрения осуществляется подготовка дела к слушанию, что, безусловно, сказывается и на сроке рассмотрения дела и всесторонности исследования всех обстоятельств дела.

Все это свидетельствует о необходимом взаимопонимании между судьей, работниками аппарата суда и другими лицами, причастными к организации и проведению судебного процесса.

Наиболее близко соприкасающимися с судьей специалистами являются помощник судьи и секретарь судебного заседания, именуемые его аппаратом. С профессиональных позиций судья выступает в роли их руководителя, с нравственных позиций — наставника, предоставляя им возможность приобрести глубокие юридические познания, проникнуться духом права. Проблема нравственной культуры работника аппарата судьи и суда тесно связана с личностным измерением гражданина и государственного гражданского служащего.

Рассмотрим далее особенности содержания правового статуса государственного служащего на примере помощника судьи.

Статус помощника судьи как государственного служащего регулируется Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Правовой статус государственного гражданского служащего, каковым является и помощник судьи, закреплен в главе 3 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст.ст. 13-20) .

Этот статус не только определяет содержание служебных отношений, но и содержит совокупность прав, обязанностей, ограничений, запретов и ответственности как государственного служащего.

Помощник судьи как государственный служащий подотчетен своему непосредственному руководителю — судье, вышестоящему руководителю – председателю суда.

В соответствии с Законом, государственный служащий, в т.ч. помощник судьи, — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом, получающий денежное содержание из средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ (ст. 13).

В соответствии со своим статусом помощник судьи обязан: представлять сведения о себе и членах своей семьи — данные, включаемые в анкету, документы о гражданстве, о прохождении государственной или муниципальной службы, сведения о доходах и имуществе, сведения о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении иностранного гражданства; соблюдать ограничения, правила служебного поведения, выполнять обязательства, установленные законодательством; сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта; пройти дактилоскопическую регистрацию. В Законе перечислены и другие обязанности.

В статье 17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены запреты, связанные с прохождением государственной службы. Необходимо отметить, что эти запреты не связаны непосредственно с исполнением помощника судьи своих служебных обязанностей, они указывают на недопустимость совмещения государственной службы с некоторыми другими видами деятельности.

За несоблюдение этих запретов закон (п. 14 ч. 1 ст. 33) предусматривает только одно взыскание — прекращение государственно-служебных отношений.

В случае нарушения запретов проводится служебная проверка по обстоятельствам нарушения государственным служащим правил поведения. Нарушение запретов квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим служебных обязанностей и может повлечь применение дисциплинарного взыскания — замечания, выговора, предупреждения о неполном должностном соответствии, освобождения от занимаемой должности, увольнения с государственной службы (см. ст. ст. 57, 68).

Ограничения, обязательства и правила, установленные ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», подлежат включению:

1) в положение о служебном государственном распорядке; (См. приложение №1)

2) в должностной регламент; (См. приложение № 2)

3) в служебный контракт.

Соблюдение ограничений и обязанностей помощником судьи учитывается при проведении конкурса, аттестации, квалификационного экзамена, при назначении на должность государственной службы.

В настоящее время, когда нагрузка на судей постоянно возрастает, с учетом выполняемой помощником судьи работы роль помощника в деятельности судей становится все более важной и значимой.

В частности, в должностные обязанности помощника судьи входят изучение жалоб, заявлений, судебных дел, поступивших судье, внесение предложений по их приему к производству, возвращению заявлений, оставлению их без движения и т.д. Также помощник оказывает помощь судье непосредственно при подготовке дела к судебному разбирательству, подбирает законодательство, материалы судебной практики, готовит проекты ответов на обращения граждан и запросы организаций по делам, находящимся в производстве у судьи, осуществляет подбор данных и материалов для обобщений, докладов и выступлений. В обязанности помощника судьи входит оказание помощи судье в осуществлении контроля по делам, рассмотрение которых отложено или приостановлено, контроль подготовки дел для рассмотрения. Судья до начала судебного разбирательства не только сам изучает дело, но и может поручить сделать то же самое своему помощнику, а затем проверить работу помощника. Помощник судьи должен быть готов в любой момент оказать квалифицированный прием граждан, дать письменный или устный ответ на запрос гражданам с соблюдением требований действующего законодательства.

От умения помощника судьи строить свою работу, осуществлять непосредственное взаимодействие с секретарями судебных заседаний, начальниками всех отделов суда, консультантами и специалистами зависит успех реализации любого решения.

Несмотря на разноплановость должностных обязанностей помощника судьи, одной из основных его функций является подготовка проектов судебных решений, определений, постановлений по гражданским, административным и уголовным делам, рассматриваемым судьей. Вместе с тем обязанность принятия окончательных правовых решений по любому делу возложена исключительно на судью.

Особая роль в развитии знаний и навыков помощников принадлежит судьям, поскольку от их уровня квалификации, опыта, способностей зависит становление помощников судей. На судье лежит обязанность организовать труд своего помощника. От того, насколько судья владеет искусством организации труда подчиненных, зависит эффективность работы его помощника и, соответственно, качество работы самого судьи. Судья должен также организовать надлежащий контроль за работой своего помощника. Такая организация работы помощников судей позволяет повысить качество осуществления правосудия и облегчает работу судьи.

Выводы по главе 2

Аппарат Клепиковского районного суда – работники суда, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы, а также должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, призванные осуществлять мероприятия по организационному обеспечению деятельности суда, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

К лицу, замещающему или претендующему на замещение государственной должности гражданской службы в аппарате суда, предъявляются квалификационные требования к уровню профессионального образования; уровню профессиональных знаний и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей; стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности .

Аппарат суда состоит из соответствующих структурных подразделений — отделов, не входящих в их состав должностей «помощник председателя суда» и «помощник судьи», а также должностей, не относящихся к должностям федеральной государственной гражданской службы.

Статус работника аппарата суда — совокупность законодательно определенных прав, обязанностей и иных правовых институтов, определяющих их правовое положение как государственных гражданских служащих.

Правовое положение (статус) работника суда как государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ определено Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Работники Клепиковского районного суда  занимают федеральные государственные гражданские должности, являются государственными гражданскими служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания (ст. 32 ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Конкретные обязанности каждого работника аппарата суда определяются в должностном регламенте. Структура и содержание должностного регламента работника аппарата суда определены Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ

Аппарат Клепиковкого  суда осуществляет организационное обеспечение деятельности суда, которое включает мероприятия кадрового, материально-технического, информационного, аналитического, статистического, документационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Функции помощников председателя суда, помощников судей определяются процессуальным законодательством Российской Федерации и должностными регламентами, утверждаемыми председателем федерального суда общей юрисдикции в соответствии с типовыми должностными регламентами, утвержденными Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

3.1 Современное состояние и проблемы социально-правового статуса государственного служащего в федеральных судах общей юрисдикции

Независимая и сильная судебная власть — это показатель высокого уровня развития общества в государстве, залог стабильного хозяйственного оборота, признак правовой государственности.

Отправление правосудия в совокупности с обеспечением судебной деятельности представляет собой сложный механизм. Для его качественного функционирования нужны профессиональные специалисты, которым государство должно обеспечить определенные условия для работы. Эта истина известна еще со времен Аврелия Августина[1].

Аппарат суда как важнейший объект инфраструктуры судебной власти напрямую влияет на эффективность правосудия. В связи с этим важность обсуждения темы статуса государственного гражданского служащего аппарата суда (далее также — работник аппарата суда) не вызывает никаких сомнений.

В ходе заседания Совета судей Российской Федерации, состоявшегося в октябре 2016 года, в преддверии IX Всероссийского съезда судей, Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедев отметил вопрос повышения уровня материального обеспечения работников аппаратов судов, который на протяжении многих лет остро стоит, и обозначил два пути его решения: внесение изменений в законодательство об оплате труда государственных служащих и разработка законопроекта о судебной службе, при этом принятие соответствующего закона представляется предпочтительным вариантом.

Признаваемая органами судейского сообщества необходимость законодательного установления статуса работников аппаратов судов закреплена Постановлением Совета Судей Российской Федерации от 4 декабря 2014 года N 339 «О ходе подготовки проекта Федерального закона о введении судебной службы как отдельного вида государственной службы» , а еще ранее — Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 19 мая 2014 года N 398[2]. Указанный законопроект предполагает закрепление принципов судебной службы, расчета размера оплаты труда работников аппаратов судов от должностного оклада Председателя Конституционного Суда Российской Федерации (или от должностного оклада председателя суда), основных и дополнительных государственных гарантий лиц, находящихся на судебной службе. Несмотря на значительный объем проделанной работы Советом судей Российской Федерации совместно с Судебным департаментом, подготовка соответствующего законопроекта не завершена.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедев напомнил, что низкий уровень оплаты труда государственных служащих аппаратов судов был установлен тогда, «когда на эти должности брали вчерашних школьников, которым нужно было работать по специальности для поступления в юридические вузы»

По итогам VIII Всероссийского съезда судей, как и предшествующих съездов, были признаны необоснованно низкий уровень оплаты труда государственных служащих судебной системы и негативные последствия, вызванные такой ситуацией: существенные проблемы формирования и обеспечения стабильности кадрового состава аппаратов судов. Сменяемость кадрового состава в городе Москве, Московской области и иных крупных субъектах Российской Федерации иногда составляет от 150 до 400% в год . Эта ситуация усугубляется возрастающей с каждым годом служебной нагрузкой при существующих высоких квалификационных требованиях для замещения должностей государственной гражданской службы в аппарате суда, что в конечном итоге влияет на работу судов. (См. приложения 1,2,3) Вместе с тем на работников аппаратов судов в последнее время возлагается все больше обязанностей, в том числе по реализации Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»[3], связанных с обеспечением открытости и прозрачности правосудия.

Кроме того, помощник судьи, секретарь судебного заседания являются процессуальными фигурами.

Обозначенная тема имеет большое значение для развития, совершенствования судебной власти, в силу того что на сегодняшний день работники аппаратов судов являются наиболее часто используемым резервом для отбора кандидатов на должности судей. Представляется спорной позиция А.А. Кондрашева, считающего, что «необходимо изменить способы и процедуры формирования судейского корпуса, а именно ограничить поток выходцев из аппаратов судов…»[4]. В условиях низкой оплаты труда государственных гражданских служащих аппаратов судов существующая практика пополнения судейского корпуса из их числа — один из самых мощных стимулов их добросовестной работы.

Также остаются нерешенными вопросы социального обеспечения указанной категории граждан.

В соответствии с пунктом 4 статьи 53 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственный гражданский служащий имеет право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Н.А. Колоколов указывает на проблемы реализации данного права, предлагая в качестве альтернативы закрепление права на служебное жилье до получения жилья в собственность.[5] В юридической литературе приводится также ситуация, когда у суда имеется свободное служебное жилье при отсутствии нуждающихся в нем судей, приобретенное ранее во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года N 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями». [6] В таком случае представляется возможным рассмотреть вопрос его предоставления государственному служащему, также нуждающемуся в улучшении жилищных условий, по решению жилищной комиссии суда с обязательным закреплением в договоре найма служебного жилого помещения положения о его освобождении при появлении нуждающегося в нем судьи. В подобном механизме видится некий аспект преодоления сложившейся ситуации в сфере обеспечения судебной деятельности, при которой «работники аппаратов судов, являясь государственными служащими, фактически не относятся к судебной власти».[7]

Вопрос пенсионного обеспечения работников аппаратов судов также должен служить причиной привлекательности данного вида государственной службы.

Федеральные государственные гражданские служащие, в том числе замещающие должности в аппаратах судов, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[8] федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма данной пенсии и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего. На основании пункта 2 статьи 21 указанного Закона размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного ему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок расчета пенсии федерального государственного служащего за выслугу лет можно представить схематично следующим образом.

Таблица № 11 Расчет пенсии федерального государственного служащего за выслугу лет.

Размер пенсии за выслугу лет
Стаж государственной гражданской службы 15 л. 16 л. 17 л. 18 л. 19 л. 20 л. 21 г. 22 г. 23 г. 24 г. 25 л.
Процент заработка 45% 48% 51% 54% 57% 60% 63% 66% 69% 72% 75%

 

Приведем наглядный пример расчета пенсии за выслугу лет работника аппарата суда — секретаря судебного заседания арбитражного суда субъекта Российской Федерации, должностной оклад которого составляет 4 708 руб. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»[9] при стаже государственной гражданской службы 22 года:

1) 4 708 руб. x 2,8 = 13 182 руб. 40 коп.;

2) 22 года стаж 66%;

3) 66% от 13 182 руб. 40 коп. = 8 700 руб. 38 коп. (сумма пенсии за выслугу лет).

Таким образом, можно сделать вывод, что секретарь судебного заседания, отдавший службе государству более 20 лет, внесший вклад в обеспечение деятельности судебной системы Российской Федерации, при выходе на заслуженный отдых может рассчитывать на государственное обеспечение в виде пенсии в размере 8 700 руб. 38 коп. Представляется, что подобная сумма не может обеспечить достойный уровень и качество жизни.

Федеральным законом от 2 июня 2016 года N 176-ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части упорядочения продолжительности отпусков на государственной гражданской службе» [10]изменен порядок исчисления дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска государственного служащего за выслугу лет. По ранее действовавшему положению продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчислялась из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы. Действующая редакция пункта 5 статьи 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет предоставление 1 календарного дня отпуска за выслугу лет, при стаже от 5 до 10 лет — 5 календарных дней, при стаже от 10 до 15 лет — 7 календарных дней, при стаже 15 лет и более — 10 календарных дней.

Указанное изменение, безусловно, является ухудшением правового положения (статуса) государственного служащего, в том числе замещающего должность в аппарате суда.

Таким образом, вышеизложенное не позволяет признать надлежащей систему государственных гарантий и социальной защиты государственных служащих, замещающих должности в аппаратах судов, которые учреждены в целях выполнения судами установленных задач и функций и содействия судьям в реализации их полномочий по отправлению правосудия.

Вместе с тем стоит отметить повышенное в последнее время внимание государства к вопросам прохождения государственной гражданской службы. Издан Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 года N 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 — 2018 годы» [11]которым в качестве основных направлений развития гражданской службы обозначены совершенствование управления кадровым составом гражданской службы и повышение качества его формирования; совершенствование системы профессионального развития гражданских служащих, повышение их профессионализма и компетентности; повышение престижа гражданской службы.

Во исполнение обозначенного Указа распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2016 г. N 1919-р [12] утвержден План мероприятий («дорожная карта») по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 — 2018 годы, которым срок реализации мероприятий по совершенствованию законодательства в части материального стимулирования гражданских служащих в целях доведения уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда определен на IV квартал 2018 года.

Между тем подобная перспектива не приводит к скорейшему решению названных в данной работе проблем.

В целях повышения престижа судебной системы представляется необходимым активизировать проведение совместных мероприятий Верховным Судом Российской Федерации, вновь избранными в декабре 2016 года органами судейского сообщества и Судебным департаментом в целях реализации мер по принятию федерального закона «О судебной службе в Российской Федерации».

3.2 Перспективы совершенствования социально-правового статуса государственного служащего в федеральных судах общей юрисдикции

Учитывая важную роль судебной власти, специфику деятельности государственных служащих судов и органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, целесообразно выделить судебную службу в отдельный вид государственной службы.

Во исполнение постановления IX Всероссийского съезда судей Верховный Суд Российской Федерации 14 февраля 2017 года внес в Госдуму пакет законопроектов о государственной судебной службе: ФЗ N 102341-7, ФЗ N 102355-7, ФЗ N 102332-7.[13]

Под государственной судебной службой Российской Федерации в законопроекте понимается вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях судебной службы в аппаратах Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, направленной на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Государственная судебная служба подразделяется на федеральную судебную службу и судебную службу субъектов РФ. Должности федеральной судебной службы учреждаются в аппаратах Верховного Суда РФ, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, должности судебной службы субъектов РФ — в аппаратах мировых судей. Не предусматривается судебная служба в Конституционном Суде РФ, а также в конституционных (уставных) судах субъектов РФ, поскольку они занимают особое место в судебной системе.

Законопроектом предусмотрены правила поступления на судебную службу и порядок ее прохождения, обстоятельства, препятствующие поступлению и нахождению на судебной службе; установлены квалификационные требования к должностям судебной службы, запреты, связанные с ее прохождением.

Предлагается введение специальных классных чинов судебной службы. При этом планируется сохранить классные чины юстиции для служащих, замещающих должности, квалификационным требованием к которым является юридическое образование.

По общему правилу замещение должности судебной службы будет осуществляться по результатам конкурса.

Законопроектом предусмотрен ряд гарантий для судебных служащих, в частности:

— увеличенная (по сравнению с установленной Трудовым кодексом РФ) продолжительность отпуска — 30 календарных дней);

— дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет;

— медицинское страхование служащего и членов его семьи, в том числе после выхода на пенсию за выслугу лет;

— защита судебного служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей;

— дополнительное профессиональное образование с сохранением на этот период замещаемой должности и денежного содержания.

Для работников аппарата суда предусматривается обязательное ношение форменной одежды при участии в судебном заседании.

Помощники судей будут осуществлять свою деятельность без закрепления за определенным судьей, что, по мнению разработчиков проекта, даст возможность оптимально перераспределять помощников между судьями в случаях возрастания временной нагрузки у судей, поступления сложного дела и в других подобных обстоятельствах.

Установлены иные организационные, финансово-экономические условия прохождения государственной судебной службы.

Корреспондирующие изменения предлагается внести в ряд законодательных актов РФ.

Отметим, что идеи, предложенные Верховным Судом РФ, не нашли поддержки у Правительства РФ, которое сочло, что ни сам законопроект, ни пояснительная записка к нему не позволяют установить наличие специфики служебной деятельности в судебных органах, обусловливающей необходимость выделения судебной службы из государственной гражданской службы.[14]

Действительно, в Конституционном законе о судебной системе говорится, что «работники аппарата суда являются государственными служащими» (ст. 32).[15]

Общая численность судей и сотрудников аппаратов судов устанавливается законом о федеральном бюджете.

Бюджет на 2017 год[16] предусматривает численность сотрудников аппарата судов общей юрисдикции в 68,8 тыс. человек, сотрудников аппаратов арбитражных судов — в 11,86 тыс. человек, а также 522 сотрудника центрального аппарата Судебного департамента при ВС и 1 392 работника аппарата Верховного Суда РФ. Предложения Верховного Суда Российской Федерации не касаются Конституционного Суда и уставных судов российских регионов.

Нельзя отрицать тот факт, что именно аппарат суда «обеспечивает непрерывную и бесперебойную деятельность судей по отправлению правосудия, тем самым государственные служащие аппаратов судов участвуют в осуществлении судопроизводства».

На служащих аппаратов судов возложены и функции по материально-техническому обеспечению деятельности судей.

В то же время в законопроекте Верховного Суда Российской Федерации должны быть скорректированы, например, права и обязанности сотрудников аппарата судов. В частности, отдельно прописать обязанности судебных служащих: запретить быть в суде представителем граждан, заниматься предпринимательской деятельностью и т.п.

Оценка профессиональной служебной деятельности работников аппарата суда: производительность труда, результативность, интенсивность, соблюдение трудовой дисциплины, своевременность и оперативность, качество выполняемой работы, наконец, профессионализм и ответственность с принятием Федерального конституционного закона «О государственной судебной службе Российской Федерации» повысят статус государственного судебного служащего — работников аппаратов судов и значительно повысят авторитет судебной власти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование правового статуса государственного служащего, нормативно-правового регулирования и организации, в том числе кадровой работы, в сфере государственной службы в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции, а также проведённый в ходе этой работы анализ практического материала позволяют сделать определённые выводы.

Порядок прохождения государственной службы включает в себя назначение на должность государственной службы, исполнение должностных (служебных) обязанностей, конкурсное замещение вакантной должности государственной службы либо включение в кадровый резерв, должностной и профессиональный рост, обновление или ротацию кадров, оценку соответствия государственного служащего замещаемой должности государственной службы или уровня его квалификации (аттестацию или квалификационный экзамен), иные обстоятельства прохождения государственной службы, а также освобождение от должности государственной службы, увольнение с государственной службы.

Предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе не изменится и составит 65 лет. Действие долгосрочного служебного контракта, заключенного с государственным служащим, замещающим должность государственной гражданской службы и достигшим возраста 60 лет, прекращается, и с ним может быть заключен срочный служебный контракт. Безусловно, это будет зависеть прежде всего от профессиональной эффективности, служебного опыта, состояния здоровья государственного служащего.

Суды занимают особое положение в системе обеспечения законности, в стране, в защите прав, свобод и законных интересов граждан и их организаций. Поэтому как сами судьи, так и лица, обеспечивающие исполнение судьями полномочий, — государственные служащие аппаратов судов должны строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы, быть компетентными и высоко профессиональными.

Аппарат Клепиковского районного суда — работники суда, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы, а также должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, призванные осуществлять мероприятия по организационному обеспечению деятельности суда, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Работники Клепиковского районного суда  занимают федеральные государственные гражданские должности, являются государственными гражданскими служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания (ст. 32 ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Конкретные обязанности каждого работника аппарата суда определяются в должностном регламенте. Структура и содержание должностного регламента работника аппарата суда определены Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ

Аппарат Клепиковкого районного  суда осуществляет организационное обеспечение деятельности суда, которое включает мероприятия кадрового, материально-технического, информационного, аналитического, статистического, документационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Статус работника аппарата суда — совокупность законодательно определенных прав, обязанностей и иных правовых институтов, определяющих их правовое положение как государственных гражданских служащих.

По результатам исследования автор данной работы пришел к выводу о том, что на государственных служащих аппарата всех судов в стране должно распространяться законодательство о государственной гражданской службе. Однако, в отличие от государственной службы в сфере исполнительной власти, служба в аппаратах судов имеет ряд специфических особенностей, обусловленных содержанием и принципами функции правосудия. Поэтому на базе общих принципов и правовых установлений, регулирующих отношения в сфере осуществления государственной гражданской службы, должно быть обеспечено надлежащее правовое регулирование государственной гражданской службы в аппаратах судов путем разработки и принятия Федерального закона о прохождении государственной гражданской службы в аппаратах судов.

Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» направлены на обеспечение единства государственной службы. Из этого следует, что законодатель при создании правовой базы, направленной на организацию и осуществление государственной службы в целом, а также отдельных её видов (подвидов), должен руководствоваться основными положениями указанных федеральных законов. Представляется, что регулированием федерального законодательства должна охватываться деятельность государственных гражданских служащих аппаратов всех судов, поскольку специфика государственной службы в этих аппаратах обусловлена функциями обслуживаемой самостоятельной ветви государственной власти -судебной власти.

К сотрудникам аппаратов судов должны предъявляться повышенные квалификационные требования, единые для аппарата всех звеньев судов исходя из общих требований для гражданской службы во всех государственных органах, а также специальные дополнительные требования, включая доскональные знания процессуального законодательства, знание информационных технологий, связанных с осуществлением правосудия, и т.п. Дифференцированный подход необходим и к определению стажа работы в аппаратах судов в целях предоставления льгот и преимуществ по оплате труда, при предоставлении отпусков и т.п.

Дополнительного регулирования требуют условия прохождения службы в аппаратах судов, а также ограничения, связанные с занятием определенной должности в аппарате суда. Закон о прохождении государственной гражданской службы в аппаратах судов призван отразить особенности реализации принципов государственной службы, закрепленных в рамочных федеральных законах. В частности, особое значение имеет, например, принцип содействия осуществлению правосудия, а главное — принцип невмешательства в осуществление правосудия. Особое значение имеет также регулирование дисциплинарной ответственности работников аппаратов судов и порядка назначения дисциплинарных взысканий.

Однако даже в случае, если будет обеспечено надлежащее законодательное регулирование службы в аппаратах судов, могут возникнуть разного рода сложности с реализацией правовых норм. Одной из главных таких проблем является неравномерность и недостаточность финансовых и организационных возможностей для практического осуществления мероприятий по созданию эффективной системы государственной службы в органах правосудия, предоставлению установленных льгот и гарантий государственным служащим аппаратов судов. Последнее серьёзным образом подрывает престиж государственной гражданской службы данного вида и государственной службы в целом. А без этого нельзя рассчитывать на то, что она будет укомплектована высокопрофессиональными кадрами, компетентно осуществляющими свои обязанности. В свою очередь без квалифицированных работников невозможна эффективная государственная служба: при низком её качестве растёт численность государственного аппарата, а соответственно растут и затраты. Поэтому предпочтительнее располагать менее громоздким, но более высоко оплачиваемым штатом служащих.

В данной работе исследована лишь часть проблем. Однако проведённый анализ позволяет сделать основной вывод: необходимо активизировать деятельность по организации, развитию и функционированию системы государственной службы вообще и государственной службы в системе осуществления правосудия, в частности, используя при этом теоретические разработки административно-правовой науки, науки управления, социологии, психологии и других отраслей знаний, а также результаты обобщения имеющегося практического опыта.

Имеются ввиду либо обозначение особенностей этой службы в отдельной главе ныне действующего федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», либо принятие отдельного федерального закона «О прохождении государственной гражданской службы в судебной системе Российской Федерации».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. . Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Электронная правовая система Консультант Плюс
  2. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016)»О системе государственной службы Российской Федерации»// Электронная правовая система Консультант Плюс
  3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016)»О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Электронная правовая система Консультант Плюс
  4. О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26 июня 1992г. № 3132-1 // Электронная правовая система Консультант Плюс
  5. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ // Электронная правовая система Консультант Плюс
  6. Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 «О государственных должностях Российской Федерации»// Электронная правовая система Консультант Плюс
  7. Указ Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (ред. от 26.01.2017)»О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы»// Электронная правовая система Консультант Плюс
  8. Указ Президента РФ от 25.07.2006 N 763 (ред. от 26.01.2017)»О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»// Электронная правовая система Консультант Плюс
  9. Федеральный конституционный закон «О государственной судебной службе Российской Федерации» (законопроект N 102341-7, внесенный Верховным Судом Российской Федерации в Государственную Думу 14 февраля 2017 г.) // СПС «КонсультантПлюс»(дата обращения: 24.03.2019).
  10. О ходе подготовки проекта федерального закона о введении судебной службы как отдельного вида государственной службы и об оплате труда федеральных государственных служащих федеральных судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации: Постановление Президиума Совета судей Российской Федерации от 19 мая 2014 г. N 398 // СПС «КонсультантПлюс». Документ официально опубликован не был.
  11. Заключение Правительства РФ от 24 ноября 2016 г. N З-ВС-8406/16 (проект ФКЗ «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с введением государственной судебной службы в Российской Федерации») // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.03.2019).
  12. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. от 05.02.2014) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.03.2019).
  13. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» принят Госдумой 9 декабря 2016 г. и одобрен 14 декабря 2016 г. // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.03.2019).
  14. Алексеев, С.С. Теория права / С.С. Алексеев. — М.: БЕК, 2014.
  15. Анишина В.И. Основы судебной власти и правосудия в Российской Федерации. М., 2014.
  16. Актуальные проблемы деятельности судов общей юрисдикции Российской федерации Учебник под редакцией профессора В.М. Бозрова 2015г. // Электронная правовая система Консультант Плюс
  17. Васильев, А.А. Государственное управление: конспект лекций. Н. Новгород: ИП Гладкова О. В., 2014г.
  18. Игнатов, В.Г. Становление государственного управления и местного самоуправления в современной России. Ростов-на-Дону, 2018 г.
  19. Касаева Т.В. Правовая культура государственных служащих как фактор повышения ответственности перед обществом // Государственная власть и местное самоуправление. – 2015г. — N 4
  20. Клеандров М.И. О Совете судебной власти Российской Федерации: Монография. М., 2016
  21. Кондрашев А.А. Проблемы реализации принципа независимости судей в России: от теории к правоприменительной практике // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 8.
  22. Колоколов Н.А. Судебная служба // Администратор суда. 2018. N 1.
  23. Лебедев В.М. От Концепции судебной реформы к новым идеям развития судебной системы // Российская юстиция. 2015. N 3
  24. Лебедев В. М. Становление и развитие судебной власти. М. 2016.
  25. Липатов Э.Г., Чаннов С.Е., Велиева Д.С. и др. Комментарий к ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» — Система ГАРАНТ, 2019 г.
  26. Маранцев Ю.В. Комментарий к ФКЗ «О судебной системе РФ». — М., 2017.
  27. Ноздрачев А.Ф. О совершенствовании нормативной базы гражданской службы и необходимости мониторинга правоприменительной практики в сфере гражданской службы. //»Законодательство и экономика», N 2 февраль 2019 г
  28. Особенности менеджмента в государственной службе. [Электронный ресурс]: Конспекты. — Режим доступа: http://allsummary.ru/860-osobennosti-menedzhmenta-v-gosudarstvennoy-sluzhbe.html, свободный. Дата доступа: 03.02.2019.

Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф