Скоро защита?
Меню Услуги

Правовые аспекты социального обслуживания детей-инвалидов в городе Москве

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение.

Глава 1. Теоретические аспекты социальногообслуживания детей-инвалидов.

1.1.   Понятие и формы  социального обслуживания в РФ..

1.2. Дети-инвалиды как объект социального обслуживания.

1.3. Нормативно-правовое регулирование вопросов социального обслуживания детей-инвалидов.

Глава 2. Анализ применения законодательства о социальном обслуживании детей-инвалидов на примере  деятельности  Городского ресурсного центра поддержки семьи и детства  «Отрадное».

2.1 . Структура и основные направления деятельности Городского ресурсного центра поддержки семьи и детства «Отрадное».

2.2. Анализ мероприятий, проводимых в Городском ресурсном центре поддержки семьи и детства «Отрадное»  по организации процесса предоставления социальных услуг детям-инвалидам.

2.3. Пути решения проблем, возникших в процессе реализации законодательства о социальном обслуживании детей-инвалидов в городе Москве.

Заключение.

Список использованных источников.

Введение

Актуальность темы исследования. Права детей-инвалидов стали предметом изучении в Российской Федерации не так давно. Долгое время проблема считалась маловажной. Но в наше время остро стоит вопрос о поисках путей совершенствования социальной защиты детей-инвалидов.

С каждым годом число детей-инвалидов становится выше. Основные причины роста численности детей-инвалидов в России вызваны неблагоприятными социально-экономическими условиями, с которыми связано: снижение уровня жизни населения и его качественного состояния, ухудшение экологической обстановки, ухудшение условий труда.

Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Это может быть создание специальных программ, центров по реабилитации, специальных учебных заведений. Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.

В настоящие время происходят изменения в понимании инвалидности, развивается социальная модель защиты инвалидов. Инвалидами стали признаваться не только лица, у которых утрачена трудоспособность, но и граждане имеющие другие ограничения жизнедеятельности. Это повлияло на изменение социальной политики, сегодня можно наблюдать усиление реабилитационной индустрии, формирование технических средств реабилитации, обеспечение доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

К сожалению, пока еще  в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ограниченными возможностями в социальную жизнь и гарантирующая им полноценную социальную защиту, возможности удовлетворения основных потребностей, реализацию интересов. Слабо разработана в научном смысле и система совершенствования социальной защиты детей-инвалидов с точки зрения государственной политики.

Таким образом, актуальность работы связана с необходимостью совершенствования правового регулирования социальной защиты детей-инвалидов в Российской Федерации.

Целью работы является изучение правовых основ социальной защиты детей-инвалидов в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

— изучить теоретические аспекты социального обслуживания детей-инвалидов;

— проанализировать применение законодательства о социальном обслуживании детей-инвалидов на примере  деятельности  Городского ресурсного центра поддержки семьи и детства  «Отрадное»;

— рассмотреть структуру и основные направления деятельности Городского ресурсного центра поддержки семьи и детства «Отрадное»;

— провести анализ мероприятий, проводимых в Городском ресурсном центре поддержки семьи и детства «Отрадное»  по организации процесса предоставления социальных услуг детям-инвалидам;

— выявить пути решения проблем, возникших в процессе реализации законодательства о социальном обслуживании детей-инвалидов в городе Москве.

Объектом исследования: являются правоотношения, возникающие в области социальной защиты детей-инвалидов.

Предметом исследования являются нормы права, регулирующие социальную защиту детей-инвалидов в Российской Федерации, научная литература по теме дипломной работы.

Методами исследования являются такие методы, как:

  • анализ научной литературы и нормативно-правовой документации по теме дипломной работы;
  • изучения и обобщение практики;
  • классификация;
  • специально-юридический и сравнительно-правовой.

База исследования: Городской ресурсный центр поддержки семьи и детства «Отрадное».

Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты социальногообслуживания детей-инвалидов

1.1. Понятие и формы  социального обслуживания в РФ

Модернизация отраслей социальной сферы, в том числе сферы социального обслуживания населения, становится неотъемлемой чертой современного социального развития России. Меняются и теоретико-методологические подходы к построению модели современной социальной политики, определяющей стратегические направления развития каждой отрасли и в первую очередь отрасли социальной защиты населения и социального обслуживания населения. Именно эти отрасли в наименьшей степени ранее были охвачены процессами социального реформирования. И по многим позициям, до последнего времени, сохраняли устаревшие подходы действовавшей в советское время патерналистской модели социального обеспечения.

Становится все более необходимым поворот от реализуемой в предыдущие годы модели, носящей преимущественно социозащитную направленность и ориентированной прежде всего на оказание помощи социально-уязвимым группам населения, к поиску новых подходов, которые сочетали бы традиционные направления социальной деятельности с новыми направлениями, расширяющими спектр предлагаемых социальных услуг для потребителей разных социальных статусов. Перед социальными отраслями поставлена задача создания условий для повышения качества жизни различных групп населения, обеспечения возможности более полного удовлетворения потребностей в социальных услугах в соответствии с высокими стандартами их потребления, в том числе и на платной основе. Новая модель социального развития в целом и модели социального развития каждой отдельной социальной отрасли в стратегической перспективе связываются с формированием «экономики предложений» [1].

Система социального обслуживания как самостоятельная сфера практической деятельности начала складываться с конца 90-х годов прошлого столетия. За достаточно короткий временной период были сформированы все базовые параметры, необходимые для функционирования данной системы.

Система социального обслуживания имеет: свой понятийно-категориальный аппарат; правовую базу, регулирующую организацию социального обслуживания; разветвленную инфраструктуру государственных учреждений социального обслуживания, нацеленных на работу с разными категориями клиентов; набор технологий и технологический инструментарий для решения различных социальных проблем в системе учреждений социального обслуживания; разработанные стандарты оказания социальных услуг и регламенты их предоставления. Сформировался и отряд специалистов-профессионалов для работы в учреждениях социального обслуживания, осуществляется специализированная подготовка кадров для данной системы в учебных заведениях.

Рассматривая понятийный аппарат в системе социального обслуживания, согласимся с С.Ю. Головиной, которая говорит о совокупности взаимосвязанных понятий [2, с. 128]. В праве социального обеспечения к таким основным понятиям относятся, к примеру, виды социального обеспечения. Речь идет, в частности, о пособиях, пенсиях, субсидиях, социальном обслуживании.

Однако по сути в каждом рамочном законе имеются термины, регулирующие те или иные отношения лишь этим законом. Эта проблема в определении понятийного аппарата требует разрешения.

Так, следует различать понятия «социальная услуга» и «социальное обслуживание». Обслуживание и общественная необходимость непосредственно связаны друг с другом [14].

Нельзя увязывать социальное обслуживание с нетрудоспособностью лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которым оказываются разнообразные виды услуг, так как нетрудоспособность не всегда может выступать в качестве единственного основания для предоставления какой-либо социальной услуги. Не следует также благотворителей и добровольцев включать в список лиц, которым гарантированно государством предоставляется социальное обслуживание, ибо их деятельность регламентируется на основании Федерального закона от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

А.Л. Благодир [6, с. 21–22], М.О. Буянова [4, с. 12–14] отмечают двоякую природу понятия социального обслуживания: как экономическую и правовую категории. В частности, социальное обслуживание как правовая категория направлено на получение права на социальное обслуживание, охрану гарантий законодательно установленных прав на социальное обслуживание.

А. Л. Благодир делает вывод, что отличие социальной услуги заключается в предоставлении определенной категории граждан (пожилым, инвалидам, детям и т.д.) для удовлетворения их специфических потребностей (средства передвижения, профессиональная реабилитация и т.д.) бесплатно или на условиях частичной оплаты за счет средств общества.

Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание предоставляется в неденежной форме.

Инновационные изменения в систему социального обслуживания привнес, вступивший в силу с 1 января 2015 г. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442 — ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [7]. На его основе была разработана федеральная социальная программа «Модернизация и развитие социального обслуживания населения», утвержденная Постановлением Правительства РФ № 296 от 15 апреля 2014 г.

Эти документы определили новые организационные подходы в системе социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.

Закон создал правовую основу для преобразования сферы социального обслуживания в открытую социальную сферу, в которой предоставляется возможность на равных правах и на равных условиях осуществлять оказание государственных социальных услуг населению представителям различных секторов общества: государственного, муниципального, коммерческого, общественного некоммерческого, благотворительного секторов.

Закон ввел в практику социального обслуживания новое понятие «поставщики социальных услуг», в роли которых могут выступать юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, а также лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью в сфере предоставления социальных услуг. Перед всеми регионами России была поставлена задача формирования регионального реестра поставщиков социальных услуг в сфере социального обслуживания, который размещается в открытом доступе в сети Интернет. Для получателей социальных услуг открывается возможность выбора поставщика социальных услуг в рамках формирующейся конкурентной среды.

Органы государственной власти могут осуществлять закупку социальных услуг для государственных и муниципальных нужд не только у государственных учреждений, но и у представителей коммерческого и некоммерческого негосударственного секторов. Организации негосударственного сектора также могут выполнять государственный социальный заказ и получать на эти цели финансирование из государственных бюджетов как федерального, так и регионального уровней в случае включения их в реестр поставщиков социальных услуг [8].

Что касается принципов социального обслуживания, на которых базируется федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», то они следующие: доступность, адресность, добровольность, приоритетность несовершеннолетним, конфиденциальность, профилактическая направленность [4, с. 148–175].

Итак, социальное обслуживание основывается на защите прав гражданина, в том числе в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, на принципе равенства возможностей получают социальные услуги.

При этом половозрастные особенности, расовая, национальная, религиозная, социальная принадлежность не могут представлять препятствия для их получения.

Принцип доступности социального обслуживания населения означает свободный доступ к социальным услугам вне зависимости от различных барьеров.

Принцип профилактической направленности социального обслуживания населения заключается в оказании социальных услуг для преодоления трудной жизненной ситуации и/или предупреждения причин ее возникновения.

Принцип адресности, по мнению Э. Г. Тучковой и М. Л. Захарова, является одним из основных при предоставлении социальных услуг [9].

А. Л. Благодир в понятие нуждаемости заключает как материальное положение, так и физическое, психическое состояние гражданина [9, с. 8].

Принцип добровольности предполагает и отказ от предоставления услуги.

В случае отказа от социального обслуживания гражданам (семьям) либо их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения.

Принцип конфиденциальности информации о получателях социальных услуг предполагает недопущение разглашения данных о лице, получающем социальные услуги.

Можно констатировать, что в настоящее время созданы необходимые базовые принципы и условия как для преодоления государственной монополизации сферы социального обслуживания, так и для развития социального предпринимательства в этой сфере. В то же время любое новое дело при внедрении его в практику сталкивается с организационными, методическими, финансовыми трудностями, часто и с бюрократическими барьерами, нуждается в государственной поддержке. Создание в сети Интернет специального сайта Агентства социальной информации, адресованного некоммерческим организациям, желающим войти в региональные реестры поставщиков социальных услуг, позволит им взаимодействовать как с представителями органов государственной власти, так и друг с другом, обмениваться опытом и идеями, получать методическую и консультационную помощь.

Новым в практике социального обслуживания является переход в оказании социальных услуг на основе индивидуального подхода к клиенту социальной службы, учет его индивидуальных потребностей и нуждаемости в социальных услугах в сочетании с добровольностью их выбора. Каждому получателю социальных услуг разрабатывается индивидуальная программа их предоставления. Она носит рекомендательный характер и от любого ее блока или услуги он может отказаться. Индивидуальная программа составляется на три года и пересматривается в связи возникающими изменениями в жизнедеятельности клиента. Выбор поставщиков социальных услуг осуществляется самим гражданином по своему усмотрению. Кроме того, к числу организационно-управленческих новаций, начинающих с 2013 г. постепенно внедряться в сферу социального обслуживания российских регионов, можно отнести новый общественный институт независимой оценки качества социального обслуживания. Он направлен на создание условий для более объективной оценки качества социальных услуг с целью повышения их качества. Перспективной инновацией в сфере социального обслуживания является разработка программ долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами в домашних условиях.

Подводя итоги, можно отметить, что поворот сферы социального обслуживания к инновационным преобразованиям очевиден, он проявляется как в организации деятельности, так и в ее технологиях. Безусловно, модернизация отрасли находится в начале своего пути, не все проходит легко и гладко, но уже сделанные шаги в этом направлении и концептуальные подходы к стратегии изменений, свидетельствуют о соответствии проводимых преобразований современным зарубежным аналогам и моделям социальных практик. Отечественное законодательство о социальном обслуживании способствовало расширению перечня терминов. Постоянно совершенствуются принципы социального обслуживания.

1.2. Дети-инвалиды как объект социального обслуживания

В Российской Федерации, как и в большинстве стран мира, детство признаётся, важным этапом жизни человека. Государства должны создавать условия для благополучной жизни, раскрытия творческого потенциала детей. Однако в любом обществе избежать такой социальный феномен как детская инвалидность не удается. Детская инвалидность является комплексной проблемой, т.к. затрагивает все стороны жизни, как самого ребенка, так и членов его семьи.

Рассмотрим, кого можно отнести к категориям «инвалид» и «ребенок-инвалид».

Термин «инвалид» происходит из латинского языка (invalidus — слабый, немощный), в России стал использоваться при Петре I, долгое время обозначал лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность.

Одно из первых определений инвалидов на международном уровне было указано в Декларации о правах инвалидов, принятой ООН 9 декабря 1975 г. Под данной группой понималось любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей [1].

О том кого можно отнеси к инвалидам в нашем государстве нам рассказывает Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В нем под  инвалидом понимается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [7].

Сразу отметим, что данное определение значительно расширило критерии установления инвалидности, так как до принятия данного закона из всех ограничений жизнедеятельности принималось во внимание лишь ограничение трудоспособности [14, с.166].

Статус ребенка-инвалида появился относительно недавно, только в период застоя и давался детям до достижения ими возраста 16 лет[19, с.260]. Сегодня к категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем[13, с.131].

Федеральная служба государственной статистики предоставляет информацию, что по состоянию на 01.01.2022 г. в Российской Федерации насчитывалось около 12259 тыс. инвалидов. Количество детей-инвалидов составило 636 тыс. человек [8].

Инвалиды являются одной из наиболее социально уязвимых групп населения в Российской Федерации. Инвалидам очень трудно получить образование, найти работу, не всегда доступна бесплатная медицинская помощь, у них возникают большие проблемы с передвижением в пределах населённого пункта и не всегда дети-инвалиды могут общаться со своими ровесниками [21, с.466].

Инвалидность у ребенка устанавливается на 1, 2 года или до достижения им возраста 18 лет. Определяют инвалидность органы медико-социальной экспертизы, медико-педагогическая комиссия: психологи, врачи, социальные педагоги, при необходимости другие специалисты [18, с.20-23].

Дети с ограниченными возможностями здоровья- это дети имеющие недостатки в физическом или психическом развитии.

Список заболеваний, которым страдают дети-инвалиды, о порядке и условиях признания лица инвалидом:

— тяжёлые поражения опорно-двигательного аппарата;

— врождённое и приобретённое слабоумие;

— врождённая глухота;

— болезни нервной системы;

— болезни органов дыхания;

— злокачественные новообразования;

— врождённая патология конечностей;

— церебральный паралич в различной форме;

— офтальмологические нарушения и т.д.

В зависимости от заболевания выделят следующие категории детей с нарушениями развития:

— Дети с нарушением слуха.

— Дети с нарушением зрения.

— Дети с нарушением речи.

— Дети с нарушением со слабым умственным интеллектом.

— Дети с психологическом отклонении.

— Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

— Дети с нарушением в характерно эмоциональном поведении.

— Дети с сочетаниями множественными нарушениями.

В случае признание гражданина инвалидом указывается:

— общее заболевание;

— трудовое увечье;

— профессиональное заболевание;

— инвалидность с детства;

— военная травма;

— заболевание, полученное в период военной службы;

— Особый риск в воздействие радиации и непосредственное участие.

При отсутствии документов, подтверждающих факт нарушений, являющихся причиной инвалидности, указывается общее заболевание. В  этом случае          гражданину         оказывается         содействие в        получении указанных документов.

Люди с инвалидностью сильно отличаются друг от друга. Это различная группа, каждый человек — это индивидуальность, отличающаяся от всех остальных [27, с. 128].

Большую роль в успешной социализации ребенка-инвалида играют особенности общения и степень свободы передвижения.

Можно выделить группы детей по полу и возрасту, социальному положению и типу инвалидности, образованию и месту проживания. Больше возможностей имеют дети-инвалиды, проживающие в городской местности.

Конвенция о правах инвалидов впервые на международном уровне обозначила наличие социальных барьеров, которые мешают инвалидам и детям с инвалидностью жить полноценной жизнью [2].

Е.И. Холостова выделяет несколько видов таких социальных барьеров. Рассмотрим их подробней.

  1. Пространство средовой барьер. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения, сама организация жилой среды и транспорта не является пока дружественной к инвалиду. Для лиц с интеллектуально-психическими ограничениями отсутствуют возможности ориентироваться в среде, безопасно передвигаться и действовать в ней. Сюда нужно отнести и недоступность объектов инфраструктуры, которые не приспособлены для пользования ими инвалидами [15, с.200].
  2. Трудовой сегрегационный барьер. Из-за своей патологии человек с ограниченными возможностями имеет крайне низкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе. В ряде случаев инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже самой простой. Однако в других ситуациях инвалидам представляются, или оказывается доступны рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату [5]. Такое положение обусловлено не только ограниченностью их индивидуальных физических или интеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц с особыми нуждами.
  3. Мало обеспеченность. Эта проблема является результатом социально-трудовых ограничений. Инвалиды вынуждены жить на пособие либо на невысокую заработную плату, средств которых не будет достаточно для обеспечения достойного уровня жизни.
  4. Изоляционный барьер. Присутствующие у инвалида физические, интеллектуальные, психические недостатки часто мешают ему самостоятельно двигаться и ориентироваться на месте.
  5. Информационный барьер. Этот барьер имеет две стороны. С одной стороны, инвалиды плохо воспринимают и понимают информацию, даже если эта информация касается их функциональных нарушений, говорит о мерах государственной поддержки инвалидов, о социальных ресурсах их поддержки. С другой стороны, отгораживает общество от инвалида. Лицам с ограниченными возможностями гораздо труднее передать, донести свои взгляды и позиции, нужные интересы. После этого может возникать неправильное представление о потребностях инвалидов, особенностях их личности. Недостаток в информации может привести к угасанию умственных способностей.
  6. Эмоциональный барьер. Он также делится на два вида. С одной стороны, связан с эмоциональными реакциями окружающих по поводу наличия инвалидности (проявление с их стороны неловкости, насмешки, любопытства, чувства вины, страха и т.д.). С другой стороны барьер связан с эмоциями самого инвалида (жалость к себе, вражда по отношению к окружающим, цель обвинить кого-то в своем недостатке и т.д.)[7].
  7. Коммуникативный барьер. Такие барьеры являются следствием социальных, естественных факторов, возникающих в процессе коммуникации.

Социальные ограничения для инвалидов создаются не только физическими преградами, но также индивидуальными социальными ограничениями и самоограничениями. Так дети-инвалиды нуждаются в постоянной защите. В то же время некоторые инвалиды усваивают менталитет и поведенческие стандарты неполноценной личности, неспособной самостоятельно решить собственные проблемы, но за свой путь возлагает ответственность на других на сотрудников медицинских и социальных учреждений, на родственников, в целом на государство [22, с.212].

Социальные ограничения, трудно поддаются компенсации, когда носят комплексный характер. В первую очередь можно говорить о физическом ограничении или изоляции инвалида, это недостатки либо физические, либо воспринимающие, которые не позволяют самостоятельно ориентироваться и передвигаться в пространстве [20, с.160].

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

1.По возрасту: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.

2.По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда.

3.По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды 1 группы (нетрудоспособные), инвалиды 2 группы (временно нетрудоспособны или трудоспособные в ограниченных областях), инвалиды 3 группы (трудоспособные) [18, с.20-23].

4.По характеру заболевания.

У детей инвалидов не формируется чувство доверия к миру из-за нехватки положительной самооценки. В связи с этим инвалиды с детства воспринимают людей как  неблагожелательное окружение. Многие дети, подростки не отстающих от здоровых ровесников в интеллектуальном развитии  не живут полной жизнью, и у них не развивается достаточной мотивации и навыков  общения, в результате чего становятся замкнутыми, ограждаясь от людей. Эти социальные психологические трудности становятся барьером,  который весьма трудно преодолеть.

У молодых людей с инвалидность нередко перечёркивает множество возможностей, что является огромной психологической травмой, особенно если инвалидность приобретена в сознательном возрасте вследствие катастроф и иных травмирующих событий.

Если молодой человек является инвалидом с детства, он более терпим к своим ограниченным возможностям, но, тем не менее, его потребности будут распространяться на профессионально-трудовую сферу, личностно-семейную, а также образовательную. Ограничения в таких приоритетных областях могут с большой вероятностью привести к возникновению и обострению психологических проблем, возникновению агрессивности, апатичности, депрессивных состояний, суицидального риска и других негативных проявлений субъективного переживания психологических сложностей, вызванных инвалидностью. Эти сложности в свою очередь вызовут проблемы во взаимоотношениях с окружающими людьми, что и обуславливает возникновение комплекса социально-психологических проблем.

Большое внимание выделяют в области социальной защиты здоровью молодых инвалидов. Приобретение инвалидности молодого человека связано с нарушением здоровья: приобретенная в детстве травма, врожденные заболевания, а также приобретенные в молодости хронические заболевания, производственные травмы, ранения в ходе выполнения военно-служебных обязанностей.

У подростков с инвалидностью может сформироваться страх одиночества, что связан прежде все с отсутствием общения по причине растерянности в себе, смущения за какие-то либо внешние недостатки, замкнутости. Для молодых людей с инвалидностью проблема одиночества связана, прежде всего, с недостатком общения по причине неуверенности в себе.

Люди с инвалидностью нуждаются в общении со сверстниками, которые заняты построением коммуникаций, карьеры, учёбой или развлекательной деятельностью. Инвалиды нередко ограничены в таких мероприятиях, и именно поэтому по причине отсутствия возможностей посещения объектов социальной инфраструктуры, общение между инвалидами и сверстниками ограничено.

Молодому инвалиду сложнее найти партнёра для создания отношений и семьи, и друзей. Их чаще всего окружают лишь родственники, в какой-то степени они находят, в чём замкнуться и не общаться. Со временем всё ухудшается,  инвалид упускает все возможности для компенсации ограниченных возможностей и развития различных навыков[8].

Большинство молодых инвалидов имеют более низкий уровень образования, чем у здоровых сверстников. На сегодняшнее время молодые инвалиды мало востребованы на рынке труда, это является основной проблемой общества.

Отрицательно влияют на эффективность включения инвалидов в жизнь общества следующие факторы:

— трудности в получении медицинской помощи;

— трудоустройство;

— образование;

— негативные социальные установки и стереотипы в отношении к инвалидам;

— затруднения в культурной жизни и занятиях спортом.

Виды социальных проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов:

  • медицинская проблема: в получении информации об особенностях заболевшего ребенка в ожидании социальных трудностях, выполнения медицинских рекомендаций.
  • экономические проблемы: степень материальной обеспеченности оказывается намного меньше, чем в семьях со здоровыми детьми.
  • социально-профессиональные проблемы семьи – отказ от профессиональных планов родителей.
  • психологические проблемы: связанны и действуют со страхом за судьбу ребенка-инвалида всех членов семьи, старание в отношении из-за необходимости решить все возможные проблемы.

Таким образом, социальна политика стран, направленная на социальную защиту детей-инвалидов зависит не только от степени понимания феномена инвалидности, но, прежде всего, от существующих экономических ресурсов. Социальная защита зависит от множества факторов: состояния здоровья населения, развития системы здравоохранения, социально-экономического развития страны и объемов финансовых ресурсов, состояния экологии и т.д.

Разработка системы гарантий и мер социальной защиты позволяет смягчить наиболее острые моменты социально-экономического неравенства семей, воспитывающих детей-инвалидов, расширить возможности социального взаимодействия детей-инвалидов [9]. Однако пока еще дети-инвалиды продолжают сталкиваться с рядом проблем, что негативно влияет на их социализацию и интеграцию в общественную жизнь.

1.3. Нормативно-правовое регулирование вопросов социального обслуживания детей-инвалидов

В Российской Федерации действующая законодательная база социальной защиты детей-инвалидов формировалась под влиянием ряда международных документов.

Прежде всего, это документы, принятые Организацией Объединенных Наций: Декларация прав ребенка (1959г.), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960г.), Декларация о правах умственно-отсталых лиц (1971г.), Декларация о правах инвалидов (1975г.), Конвенция о правах ребенка (1989г.), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990г.), Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993г.), и основополагающий документ на сегодняшний день – Конвенция о правах инвалидов (2006г.).

Несмотря на такое активное нормотворчество и эти позитивные начинания, инвалиды во всем мире продолжают сталкиваться с барьерами на пути их участия в жизни общества в качестве равноправных членов [25].

В Конституции Российской Федерации гарантировано социальное обеспечение всем категориям населения. Люди, которые родились с инвалидностью или получили инвалидность, имеют равные права со здоровыми сверстниками [4].

В Российской Федерации вопросы социальной защиты детей-инвалидов регулируются, наряду с общими нормами социального права, также в специальном законодательстве по вопросам социальной защиты инвалидов.

В России нет закона, который содержал бы все основные права детей с инвалидностью, но имеется ряд документов, в которых эти права закреплены. Существует развитая нормативно-правовая база, закрепляющая и защищающая права инвалидов, в том числе и детей с ограниченными возможностями. Сейчас осуществляются многократные попытки улучшения положения детей с ограниченными возможностями, однако этих мер не хватает.

Основные документом в области защиты прав детей-инвалидов является Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2018). Данный закон определяет причины предоставления субъекту данного статуса и регламентирует степень поддержки [7].

За последние годы Закон не претерпел существенных изменений. Вносимые в него изменения и правки касаются ведения государственного реестра инвалидов, Единой государственной информационной системы социального обеспечения, иных информационных ресурсов.

Органы федеральной поддержки обязаны, согласно законодательству, предоставлять безвозмездно всю необходимую информацию в доступной форме. В случае потери зрения, слуха или возможности говорить, осуществлять контакт и оказывать услуги необходимо с учетом возможностей обратившегося. Это значит, что информация должна подаваться в переведенном на шрифт Брайля виде или через язык жестов. В государственных органах должен присутствовать работник, обладающий последними навыками.

Органы федерального и местного управления РФ согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» должны предоставить лицам с ограничениями: простой доступ к любым общественным строениям, зонам отдыха и местам лечения; возможность без ограничений пользоваться наземным, морским и воздушным транспортом, осуществляющим городские и междугородние перевозки; отсутствие препятствий при самостоятельном перемещении по общественным зданиям; ориентация средств помощи на использование их людьми с ограничениями, путем их перевода на шрифт Брайля и язык жестов; возможность свободного передвижения лиц, сопровождаемых собаками поводырями [7].

Если общественные строения не способны обеспечить данные условия, то проводится реорганизация помещений. Пока все приготовления не исполнены, администрация организации должна предоставить содействие инвалиду. Все меры, их вид и размер необходимо согласовывать с органами федеральных служб.

Дети не участвуют в распределении, а потому могут рассчитывать на универсальные пособия. К таковым относится и социальная пенсия, которая начисляется до момента достижения совершеннолетия или же пока врачебная комиссия не констатирует полное выздоровление. Пенсия оформляется в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) в заявительном порядке, и в 2019 году составляет 11200 рублей.

Статья 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О государственной социальной помощи» указывает, что дети инвалиды имеют право получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг [10].

Размер ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг зависит от того, использует ли ребенок положенные ему социальные услуги или желает получить взамен дополнительную надбавку.

Если отдельные граждане, а также лица, занимающие определённые должности, нарушат права лица, которому присвоена группа инвалидности, они могут быть привлечены к ответственности (дисциплинарной, гражданской, административной) (ст. 32 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») [7].

Пособие дается и неработающим опекунам, являющимся трудоспособными, размером 60% от минимального размера оплаты труда.

В этом году компенсация составляет 5 500 рублей для родителей или опекунов, и 1200 рублей сторонним лицам, которые осуществляют уход за ребенком [10].

Матерям, которые ухаживали за ребенком – инвалидом до 8 лет предоставляется ранний выход на пенсию и сокращение требований касаемо трудового стажа до 15 лет, а время, потраченное на уход, засчитывается в общий стаж [5].

Так как совмещение работы и ухода за ребенком-инвалидом – очень сложное дело, такому сотруднику полагается сокращенная рабочая неделя, и заработная плата, зависящая от отработанного времени.

На них распространяется защита, и такие мамы могут устроиться в организации на неполный рабочий день. Такого работника нельзя уволить или отказать в представлении рабочего места, согласно трудовому законодательству.

Жилищные льготы распространяются на всех детей денной категории, однако дети, имеющие особо тяжелые и опасные хронические заболеваний, содержащиеся в списке закона, обеспечиваются жильем первыми. Также, есть болезни, которым может быть положено увеличение квадратуры или представление комнаты до 10 кв. м. Помощь в образовании зависит от требований болезни ребенка-инвалида [30, с. 885].

Ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» указывает:

  • Программа по обучению должна быть специально адаптированной под людей с ограниченными возможностями для их восприятия. Для этого образовательные учреждения должны создавать специальные условия для получения знаний таким людям. Под специальными условиями понимаются адаптированная программа и особые методы обучения и воспитания.
  • Обучение может проходить как в общих классах, так и отдельных, в зависимости от возможностей инвалида;
  • Дети инвалиды на время обучения могут проживать в местах получения образования, а обеспечение будет происходить за счет государства, включая проживание и питание.
  • Людям с ограниченными возможностями предоставляются специальные учебники и другие материалы, которые адаптированы для получения знаний согласно их недугам [12].

Также, условия образования упоминаются в статье 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой:

  • Государство гарантирует получение образования инвалидам с особым подходом к их возможностям, и заботиться, чтобы они получили его наравне с другими обычными гражданами, с учетом их прав и свобод по Конституции.
  • Обучение проходит с помощью специальных методик и общеобразовательных программ.
  • Родители могут получить всю необходимую информацию, которая касается образования их детей [7].
  • Обучение может проходить в специальных учреждениях или на дому.

Таким образом, дети-инвалиды могут обучаться в учреждениях общего типа, с привлечением дополнительных мер или посещать специализированные учреждения для детей, требующих особых мер и подхода.

Дети-инвалиды школьного возраста могут получать знания на общих условиях или обучаться в домашних стенах.

Если ребенок-инвалид не может посещать детское дошкольное учреждение общего типа по состоянию своего здоровья, то ему должно быть предоставлено право на бесплатное и без очередное зачисление в специализированное детское дошкольное учреждение. Содержание воспитанников в таких учреждениях осуществляется за государственный счет.

При этом, государство готово компенсировать затраты, которые требуются для данных мер и посещений. Более взрослые дети-подростки могут посещать специальные классы или группы, которые направлены на улучшение адаптации в обществе.

Лечение детей-инвалидов также регламентировано поддержкой от государства. Предоставление препаратов, необходимого оборудования, выписанного лечащим врачом, осуществляется на бесплатной основе.

Предоставляются бесплатные путевки в санаторий для профилактических мер или лечения. Транспортные льготы заключаются в бесплатном передвижении ребенка в транспорте общего назначения, и это распространяется на его сопровождающего, по городским и пригородным путям. Также действует скидка на приобретение билетов воздушного, водного и железнодорожного передвижения в половину от полной стоимости.

Если ребенок должен добраться до места на лечение, льгота на бесплатный проезд на транспорт предоставляется ему и одному сопровождающему взрослому один раз в году. Последующие поездки будут оплачиваться в пол стоимости билетов.

Государством предоставляются все предметы технического характера, ориентированные на восполнение утраченных функций или их полную замену.

К устройствам поддержки относятся: средства, позволяющие вести самостоятельно обслуживание первостепенных потребностей; предметы для ухода за собой и жильем; средства для ориентирования в пространстве. Сюда относятся собаки поводыри; предметы для саморазвития. Книги, использующие шрифт Брайля и специальные канцелярские принадлежности; необходимые для передвижения механизмы, такие как протезы, коляски, в определенных условиях, автомобильный транспорт [11].

Средства на приобретение всех устройств берутся из федерального бюджета и бесплатно предоставляются нуждающемуся на постоянное свободное пользование. На перечень необходимых технических средств влияет список показаний, который устанавливается в бюро медико-социальной экспертизы. Тем, кто использует собак поводырей, предоставляется ежегодная выплата в размере 17420 рублей. Государство предполагает, что средства направляются на обслуживание и содержание животного. Увеличение суммы происходит каждый год 1 февраля. Процент прибавки зависит от уровня инфляции в стране и определяется правительством Российской Федерации [9].

Дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни [8].


Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф