Скоро защита?
Меню Услуги

Правовые последствия признания гражданина инвалидом. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3


Обстоятельства изменились в лучшую сторону после принятия Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь» (пункт 1, статья 41).

Это положение реализует право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь, а, так же, оно соответствует: Всеобщей декларации прав человека (статья 25), Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (статья 12), Европейской конвенции о защите прав человека (статья 12 Протокола №1 от 20.03.1952г.).

Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. И как следствие этого охрана здоровья понимается как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи[40, с.115].

Медицинская помощь включает в себя лечебно-диагностическую и профилактическую, и реабилитационную. А также меры социального характера по уходу за больными, инвалидами и нетрудоспособными, охватывая выплату пособий по временной нетрудоспособности.

В настоящее время положения Закона о социальной защите инвалидов и Правил признания лица инвалидом конкретизируются в утвержденных Минтрудом России Классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы, которые устанавливают виды стойких расстройств функций организма, степени выраженности стойких нарушений функций организма, определения основных категорий жизнедеятельности и степени выраженности их ограничений, критерии установления инвалидности и критерии установления группы инвалидности.

Процедура получения статуса инвалида в России заметно изменилась с 1 января 2020 года. Вступили в силу новые критерии установления инвалидности, предыдущий приказ Минтруда от 2015 года перестал действовать.

С 2020 года такие ограничения сняли — по новым критериям установления инвалидности во многих случаях группу могут дать бессрочно, причём иногда даже без необходимости для инвалида лично посещать комиссию.

Во-первых, теперь этот документ ориентируется на международную классификацию болезней. Это должно сделать работу медиков более эффективной. Во-вторых, полностью пересмотрены критерии, по которым специалисты будут производить количественную оценку многих заболеваний. Например, туберкулёза, сахарного диабета, гемофилии и т.д. В-третьих, более детальными стали критерии оценки для присвоения группы инвалидности по онкологическим заболеваниям. А для доброкачественных новообразований выделили отдельную классификацию, которой раньше не было. В-четвёртых, как мы упоминали выше, во многих случаях инвалидность теперь будет выдаваться бессрочно. Например, если в течение двух лет состояние онкобольного не улучшилось, а дальнейший клинический прогноз неблагоприятен. Отдельно прописано, что при злокачественном новообразовании у ребёнка инвалидность ему выдаётся не меньше, чем на пять лет с возможностью продления. А при ампутации — бессрочно. В целом процедура установления инвалидности благодаря новым критериям должна стать мягче.  Документы для продления инвалидности собирать не нужно, она будет продлеваться автоматически на 6 месяцев. Для первичного освидетельствования, изменения (утяжеления) группы инвалидности, внесения новых ТСР и изменения ИПРА документы понадобятся, их должна подготовить поликлиника. Однако в соответствии с Разъяснениями Министерства здравоохранения России от 10 октября 2020 г. относительно оказания плановой медицинской помощи: «…В настоящее время, в связи с необходимостью организации оказания медицинской помощи большому числу пациентов с коронавирусной инфекцией, Минздравом России принято решение по временному изменению действующих порядков организации оказания медпомощи. …в случае, если нет угрозы жизни и здоровью пациента, в целях безопасности самих пациентов и медицинских работников, Минздрав России рекомендует гражданам перенести сроки обращения за медицинской помощью в плановой форме как в амбулаторном, так и в стационарном сегментах.».

Согласно Приказу, соответствующий статус назначается при наличии увечий или травм. Чтобы определить размер выплат и уровень льгот, учитываются прописывающиеся в заключении МСЭ основания: — неизлечимые болезни, новообразовании и опухоли (злокачественные/доброкачественные); — профзаболевания, развившиеся вследствие работы на вредном производстве; — боевые ранения у военнослужащих или участников боевых действий; — врождённая инвалидность или с детства; — наличие производственной травмы; — получение дозы радиации. Инвалидность положена нездоровому человеку с ОВЗ, нарушениями в работе внутренних органов и различными дефектами, присутствующими с рождения или как результат травмы.  Другими словами, в ходе освидетельствования группу присваивают при: — аномалии кровеносной системы, например, когда диагностированы сердечная ишемия, стенокардия, аневризма, нарушения ритма сердца и установлены импланты; — болезнях органов системы дыхания, в частности, если есть астма, саркидоз, туберкулёз, либо имела место трансплантация лёгкого; — проблемах со стороны пищеварительной системы в виде хронического панкреатита, гепатита, холецистита, дефектов лицевой кости и челюсти; — недугах мочеполовой системы, а именно, при заболеваниях половых органов, почечной недостаточности, пиелонефрите, отсутствии почки; — трансплантации тканей и органов, агранулоцитозе, гемофилии, ВИЧ, аномалиях соединительных тканей; — расстройствах психики, слепоглухоте, утрате слуха, трахеостоме, новообразованиях, онкологии или проблемах со стороны эндокринной системы. При одной из перечисленных аномалий в зависимости от назначенной группы необходимо периодически подтверждать статус инвалида, проходя переосвидетельствование. К примеру, при 1 группе процедура должна повторяться раз в несколько лет, а при 2 и 3 требуется осуществлять оценку состояния на МСЭ ежегодно. Детям-инвалидам переосвидетельствование назначают по необходимости. Обладателям всех групп следует обращаться в бюро до 1-го числа месяца, установленного в рекомендациях от медспециалиста. Заболевания для назначения инвалидности 1 группы — тотальная слепота обоих глаз; — аномалии ЦНС и психические расстройства; — сильная контрактура суставов конечностей; — клинически подтверждённый факт наличия злокачественных опухолей; — не устранимые полностью и хронические недуги сердечно-сосудистой системы; — состояние рук, при котором человек не может обходиться без посторонней помощи, то есть у него отсутствуют пальцы, либо есть только культи; — нарушения функций почек или органов дыхания.

Состояния для присвоения 2 группы инвалидности — паралич ног; — каловый свищ; — цирроз печени; — психическое заболевание; — необратимый спад зрения; — значительные дефекты черепа; — состояние на фоне эндопротезирования суставов; — резкая контрактура тазобедренных суставов или анкилоз; — хроническая лёгочная недостаточность и отсутствие лёгкого. Болезни для установления инвалидности 3 группы — стойкая трахеостома; — гипофизарный нанизм; — двусторонняя глухота; — инородные тела в мозге; — дефекты нёба и челюсти; — умеренная сенсорная афазия; — отсутствие пальцев или кисти; — деформированная грудная клетка; — трансплантация внутренних органов; — сахарный диабет и пенкреатэктомия; — остеохондродистофия или остеохондродистофия; — слепота одного глаза или полное отсутствие зрения. Рассмотренный перечень представляет собой общий реестр заболеваний, при выявлении которых можно претендовать на инвалидность.  Следует понимать, что список недугов более обширный и каждый случай рассматривается отдельно.  На основе критериев, зарезервированных Министерствами здравоохранения и соцзащиты, группу бессрочно (то есть без необходимости переосвидетельствоваться) могут дать при: — недугах, не поддающихся устранению; — необратимых анатомических дефектах; — злокачественных опухолях любой формы; — заболеваниях неврологического характера; — достижении инвалидом возраста от 55 лет; — полной невозможности видеть или слышать; — проблемах со стороны дыхательной системы, Ко всему сказанному добавим, что согласно Правилам от 29 марта, граждане с ОВЗ, прошедшие освидетельствование, вправе изменить группу или продлить статус. Плюс, прибегнуть к заочной процедуре получения инвалидности теперь можно не только по причине тяжести заболевания, но и с учётом отдалённости жилья обследуемого.

Таким образом, окончательная конкретизация существенных условий признания лица инвалидом осуществляется на уровне ведомственного нормативного правового акта.

Это предоставляет органам исполнительной власти широкую возможность в определении по своему усмотрению конкретных условий признания лица инвалидом и придает правомочность их решениям, поскольку в связи с отсутствием в Законе соответствующей конкретизации очень сложно (а подчас и невозможно) доказать противоречие данных решений нормам Закона.

Как было сказано, Временный порядок признания лица инвалидом утверждён постановлением Правительства РФ от 16 октября 2020 г. №  1697  (далее – Порядок № 1697). Этот документ действует с 2 октября 2020 г., и действует до 1 марта 2021 г. включительно.

Порядок № 1697 устанавливает особенности признания лица инвалидом, а также особенности применения отдельных положений изначальных Правил признания лица инвалидом, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (далее – Правила).

Суть Временного порядка в том, что вся процедура определения инвалидности в 2020 году проходит исключительно на основе документов медицинских учреждений и без посещения инвалидом бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Продление инвалидности (переосвидетельствование) – тоже заочное. При наступлении даты, до которой была установлена инвалидность по итогам освидетельствования, ее срок автоматически продлевается на полгода (как и право на пенсию, др. выплаты).

В итоге продлят ранее установленную группу инвалидности (категорию «ребенок-инвалид») и её причины с даты, до которой была установлена инвалидность при предыдущем освидетельствовании. При этом разработают новую индивидуальную программу реабилитации или абилитации, включающую ранее рекомендованные мероприятия.

Срок принятия решения о продлении – 3 рабочих дня до истечения ранее установленного срока инвалидности.

Если ребенку-инвалиду исполняется 18 лет в период с 2.10.2020 по 01.03.2021 (период действия Временных правил), ему дадут 1, 2 или 3 группу инвалидности на 6 месяцев в соответствии с заключением МСЭ о степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, сведения о которых есть в протоколе проведения экспертизы гражданина при последнем освидетельствовании.

ПФР представляет в Федеральное бюро МСЭ сведения о гражданах, срок переосвидетельствования которых наступает с 2.10.2020 по 01.03.2021 не позднее 14 календарных дней до окончания срока ранее установленной инвалидности.

Федеральное бюро МСЭ направляет главным бюро экспертизы эти сведения не позднее 7 календарных дней до истечения установленного срока инвалидности.

Документы

Продление инвалидности происходит без заявления о проведении медико-социальной экспертизы от гражданина (его законного или уполномоченного представителя). Письменное согласие на МСЭ тоже не нужно. Справку об инвалидности и программу реабилитации (абилитации) направят заказным письмом. Если почта закрыта, то о готовности документов сообщат по телефону. В т. ч. по мобильному, смс или на электронную почту.

Выписка из программы реабилитации в части обеспечения техническими

Поэтому большинство норм, содержащихся в Классификациях и критериях, должны быть закреплены в Законе о социальной защите инвалидов. Подобный подход будет соответствовать современной политической установке на то, что законы должны быть прямого действия. Указанные Классификации и критерии должны содержать только конкретизацию критериев признания лица инвалидом, т. е. данные, которые в настоящее время включены в Приложение к этому документу.

Таким образом, необходимо отметить, что понятие «инвалидность» на сегодняшний день имеет различные трактовки, в зависимости от области применения. Считаем полезным использовать интегративное понятие «инвалидность», так как оно объединяет все особенности данной категории граждан, и как следствие не создает коллизий в его применении.

В русском языке есть пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Данную пословицу можно интерпретировать и к нашей проблеме: правовую норму (ее составляющую) воспринимают так, как она называется. На сегодняшний день правовая норма имеет название: Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Мы предлагаем внести изменения в название данной правовой нормы. По нашему мнению, новое название должно звучать так: Федеральный закон «О социальной защите людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации». Данную потребность можно аргументировать тем, что современное общество неоднозначно воспринимает сегодня «людей с ограниченными возможностями». Изменив название правовой нормы, мы сможем начать изменять взгляды общества на социальные проблемы населения. Также мы предлагаем активизировать работу органов государственной власти в направлении отстаивания и защиты прав людей «Инвалидов». Это позволит обществу научиться полноправно и равноправно относится к «особенным людям». Отношения общества не должно зависеть от материального блага, от финансового достатка, от социальных условий жизни особенных людей.

Глава 2. Правовой статус инвалидов и особенности реализации их прав и гарантий

2.1. Основные формы социальной защиты инвалидов

Социальная защита инвалидов регулируется нормами различных отраслей права — конституционного, административного, трудового, жилищного, гражданского, семейного, гражданско-процессуального, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и др. Однако наибольшее количество правовых норм, регулирующих социальную защиту инвалидов, содержит право социального обеспечения. В связи с этим инвалиды в первую очередь становятся субъектами правоотношений, регулируемых данной отраслью права.

Наиболее комплексной характеристикой субъектов права социального обеспечения, на наш взгляд, является их правовой статус.

В науке права социального обеспечения преимущественно исследовались отдельные стороны правового статуса инвалида. Всеобъемлющее и системное исследование этого правового феномена было предпринято только в кандидатской диссертации Е.Я. Карновской «Правовой статус инвалидов из числа рабочих и служащих в советском социальном обеспечении» (1984 г.). Изменившиеся правовые и социально-экономические условия вызывают необходимость по- новому проанализировать правовой статус инвалидов в праве социального обеспечения[46, с.115].

Правовой статус инвалида дифференцируется в зависимости от группы и причины инвалидности. Группа характеризует тяжесть инвалидности и влияет на объем социального обеспечения. В зависимости от группы инвалидности, например, устанавливается размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности, размер социальной пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты. Причина инвалидности характеризует обстоятельства, которые привели к инвалидности. Она также влияет на объем социального обеспечения. В тех случаях, когда государство признает причину инвалидности социально значимой (например, военная травма, профессиональное заболевание, катастрофа на Чернобыльской АЭС), то это, как правило, ведет к увеличению видов и размеров социального обеспечения.

Нормативно-правовые акты предусматривают такую причину инвалидности, как «инвалидность с детства». В научной литературе отмечается некорректность данной формулировки, которая указывает скорее на время наступления инвалидности, нежели на ее причину. На наш взгляд, представляется оправданным устанавливать детям причины инвалидности. От причины «инвалидность с детства» необходимо отказаться. Вместо этого следует предусмотреть определение времени наступления реальных причин инвалидности — «инвалидность вследствие радиационного воздействия с детства», «общее заболевание с детства», «трудовое увечье с детства» и т. д. Время наступления инвалидности также влияет на объем социального обеспечения инвалидов. Например, инвалидам с детства I и II групп установлен более высокий размер социальной пенсии.

Неотъемлемым элементом юридической конструкции инвалидности является срок, на которой установлена инвалидность. Срок определяет период времени, в течение которого человек признается инвалидом и, соответственно, обладает правовым статусом инвалида. Инвалидность может быть установлена на определенный срок или бессрочно. Исходя из этого, правовой статус инвалида может иметь срочный или бессрочный характер.

Как указывают международные эксперты, основным методом международно-правового регулирования, применяемым Конвенцией МОТ № 102, является метод законодательного закрепления всего объема прав защищенных лиц на социальное обеспечение, включая в первую очередь определение покрываемых рисков. В связи с этим необходимо рассмотреть, в какой степени в России на законодательном уровне урегулированы вопросы признания лица инвалидом.

В ст. 1 Закона о социальной защите инвалидов содержатся основные положения, связанные с признанием лица инвалидом и установлением группы инвалидности. Согласно той же статье условия и порядок признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ. Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом[41, с.115].

Необходимо иметь в виду, что исполнительная власть, как правило, должна ограничиваться решением вопросов процедурного и технического характера, вытекающих из принятого законодательства, а не существа и объема предоставляемых прав. Постановления Правительства, как правило, предусматривают правовой механизм реализации закрепленных в законах социальных прав граждан, утверждая в этих целях соответствующие списки, перечни, правила и т. д. Важно установить, в какой мере Правительство регулирует вопросы, связанные с признанием лица инвалидом[20, с.197].

Сравнительный анализ норм Закона о социальной защите инвалидов и Правил признания лица инвалидом показывает следующее:

  1. Закон закрепляет понятие «инвалид». Правила, используя формулировки этого определения, устанавливают условия признания лица инвалидом.
  2. Закон устанавливает общее правило о том, что лицам, признанным инвалидами, устанавливаются группы инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид». Правила устанавливают количество групп инвалидности с целью определения градации степени тяжести инвалидности.
  3. Правила устанавливают срок установления инвалидности, с какой и по какую дату инвалидность считается установленной, а также условия установления инвалидности без срока переосвидетельствования.
  4. Закон о социальной защите инвалидов не устанавливает причины инвалидности. Отдельные причины инвалидности установлены рядом федеральных законов. При этом Правила содержат более широкий перечень причин инвалидности, который является открытым.

Таким образом, ряд существенных вопросов, связанных с установлением инвалидности и влияющих на реализацию материальных прав граждан, регулируется именно Правительством РФ. Учитывая, что данные вопросы существенно влияют на реализацию права инвалидов на социальное обеспечение, на наш взгляд, они должны регулироваться федеральным законом, в котором необходимо установить: количество групп инвалидности; срок установления инвалидности; определение даты установления инвалидности и даты, до которой устанавливается инвалидность; условия установления инвалидности без срока переосвидетельствования; полный перечень причин инвалидности. Подобный подход был реализован в Законе РФ «О государственных пенсиях в РФ» 1990 г.

Постановлением Правительства должна быть утверждена только процедура признания лица инвалидом и перечень заболеваний, дефектов и т. д., при которых инвалидность устанавливается бессрочно[52, с.154].

Вместе с тем возникает вопрос — насколько в федеральном законе должны быть детализированы условия признания лица инвалидом?

Содержание правового статуса инвалида в целом, на наш взгляд, должно стать объектом будущих исследований науки права социального обеспечения.

Исследователи выделяют две категории потребностей, которые имеют инвалиды.

Первая категория — общие потребности, имеющиеся у любого человека (в пище, одежде, жилище и т. п.); вторая категория — специфические потребности инвалида, вызванные совокупностью имеющихся у него функциональных нарушений.

Комплексное изучение содержания прав на все виды социального обеспечения, предоставляемые лицу в связи с наступлением инвалидности, позволит выявить, насколько полно удовлетворяются указанные выше потребности инвалидов, и определить пути решения проблем правового регулирования их социального обеспечения.

Одним из элементов правового статуса является правосубъектность. В праве социального обеспечения выделяют общую и специальную правосубъектность, предопределяющую возможность физического лица быть участником правоотношений, возникающих в связи с предоставлением социального обеспечения каждому как члену общества или застрахованному в системе обязательного социального страхования.

Для правового статуса инвалида характерно наличие как общей, так и специальной правосубъектности, поскольку нормативно-правовые акты предусматривают предоставление в связи с наступлением инвалидности видов обеспечения в рамках государственного социального обеспечения и обязательного социального страхования. Так, в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами инвалиды имеют право на такие виды социального обеспечения, как:

пенсии: страховая пенсия по инвалидности(Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ст. 11, 18)) [14, ст.11], государственные пенсии по инвалидности ( Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ст. 8 10, 12, 1517) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51.) [14, ст. 8 10, 12, 1517], социальная пенсия по инвалидности ( Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ст. 11, 18) [14, ст. 11, 18]).

В России назначение и выплата пенсии и пособий  по инвалидности регулируется в основном регулируются двумя законами. Этими законами являются — Федеральный закон от 15.12.2011 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — 166-ФЗ) в статьях 8 10, 12, 15,17 и Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – 400-ФЗ) в статьях 9,15,16 и 17.По мимо этого существуют иные виды нормативно-правовых актов регулирующих назначение ежемесячных денежных выплат для лиц получивших инвалидность по специальным основаниям. Мы на них расставили сноски под видами социальной защиты.

Государственная пенсия по закону 166-ФЗ может быть назначена: гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» участникам ВОВ; военнослужащим; космонавтам.

Выплата такой пенсии производится вне зависимости от того, продолжает ли гражданин работать или нет.

Остальным категориям граждан, на которых распространяется действие закона 166-ФЗ, то есть федеральным госслужащим, работникам летно-испытательного состава, пенсия по инвалидности назначается в соответствии с законом 400-ФЗ.   Обращаем внимание на то, что законом 166-ФЗ установлен такой вид     пенсии, как социальная пенсия по инвалидности. Это – другой вид пенсии, который не связан с аналогичной государственной пенсией.

Для назначения пенсии должны быть выполнены следующие условия:

  1. Лицо, претендующее на государственную пенсию по инвалидности должно  относиться к одной из категорий, инвалидности. 2. Инвалидность, должна быть установлена соответствующим госучреждением медико-социальной экспертизы. В соответствии со ст. 1 Федерального  закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидом признается лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм  или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
  2. Инвалидность наступила во время прохождения службы или не позднее 3-х месяцев после увольнения либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но её наступление произошло вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения  службы.
  3. Лицо признано инвалидом, имеющим одну из трех групп инвалидности вне зависимости от продолжительности трудового стажа. Это условие     относится к гражданам, пострадавшим от радиационных или техногенных     катастроф.

Ключевым условием назначения пенсии является признание гражданина инвалидом. Для подтверждения инвалидности необходимо:

получить направление на медико-социальную экспертизу (далее – МСО) или документ для самостоятельного обращения в МСЭ;

обратиться в организацию МСЭ с заявлением о проведении МСЭ;

пройти экспертизу;

получить на руки документы, подтверждающие инвалидность и установленную группу инвалидности;

подать заявление и необходимые документы в территориальный орган     Пенсионного фонда России.

пособия: единовременное пособие при передаче ребенка-инвалида на воспитание в семью ( Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ст. 12.2) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1929. [6, ст. . Ст. 19-29]); ежемесячная денежная компенсация гражданам, признанным инвалидами вследствие поствакцинального осложнения ( Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (ст. 20) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 38. Ст. 4,7,36.) [9, ст. . . Ст. 4,7,36]; единовременное пособие лицам, принимавшим участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом и получившим увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности (Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ст. 21) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 11. [26, ст. 21]);  компенсационные выплаты: ежегодная денежная компенсация инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст.)) [5, ст. 11.1], компенсация страховой премии по договору обязательного страхования (Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ст. 17) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 18. Ст. 1720); [18, cт. 17-20], государственная социальная помощь: ежемесячная денежная выплата (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 28.1) [5, ст. 28.1]), набор социальных услуг, социальная доплата к пенсии (Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ст. 6.1-6.8) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. ст. 36-99) [12, ст. 36-99]; обеспечение пострадавших от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний: единовременная страховая выплата, ежемесячные страховые выплаты, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, профессиональной, социальной реабилитацией (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. [10, ст. 38]); медицинская помощь и лечение: медицинская помощь инвалидам (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 13) [5, ст. 13]), льготное обеспечение инвалидов лекарственными средствами;  социальное обслуживание: стационарное, полустационарное, надомное, срочное социальное обслуживание (Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [22, ст. 38].; реабилитация инвалидов Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 9-11.1) [5, ст. 9-11.1]) льготы, связанные с предоставлением жилья и оплатой жилья и коммунальных услуг (Жилищный кодекс РФ (ст. 56, 58) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 14[19, ст. 14]; Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 17).) [5, ст. 171], льготы в сфере налогообложения; льготы в сфере образования; льготы инвалидам войны, льготы инвалидам вследствие радиационного воздействия.

Регулируется социальное обслуживание инвалидов Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», для наиболее правильной реализации норм которого в 2011 году была принята государственная программа «Доступная среда» на 2011-20152 (продленной позднее до 2025 г.). Целями данная программы являются обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству, обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.

Все мероприятия по социальной реабилитации инвалидов должны проводиться по ГОСТУ Р 54738- 2011, в соответствии с которым услуги по социальной реабилитации инвалида представляют собой действия реабилитационных учреждений, заключающиеся в оказании помощи инвалиду в восстановлении его социального статуса, достижении им материальной независимости, социальной адаптации и интеграции в общество[5, ст. 9-11.1].

Как видно из приведенного обзора, нормы практически всех комплексных и простых системообразующих институтов права социального обеспечения предусматривают предоставление в связи с инвалидностью определенных видов социального обеспечения. Это указывает на широкий спектр потребностей инвалидов, что отражается на их правовом статусе и является одной из их отличительных характеристик как субъектов права социального обеспечения.

Право инвалида на конкретный вид социального обеспечения возникает при наличии совокупности юридических фактов, установленных законом. При этом основным юридическим фактом является инвалидность. Без данного юридического факта у лица не возникает ни одного права, являющегося элементом правового статуса инвалида. Соответственно, без признания лица инвалидом не может возникнуть как таковой правовой статус инвалида.

Как мы видим форм и виды социальной защиты и гарантий  инвалидов регулируется довольно большим блоком нормативных актов.

Подводя итоги отметим следующее:

Согласно ст. 1 Закона о социальной защите инвалидов, инвалид — это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Для целей социального обеспечения значение имеет не фактическое состояние инвалидности, а придание ей юридического свойства путем установления инвалидности в процессе проведения медико-социальной экспертизы и ее фиксации решением учреждения медико-социальной экспертизы о признании лица инвалидом. Только после установления инвалидности определенным законом государственным органом с соблюдением регламентированной нормативными правовыми актами процедуры она становится юридическим фактом, с которым право связывает предоставление соответствующих видов социального обеспечения. Таким образом, предметом науки права социального обеспечения в первую очередь является изучение инвалидности не как естественно-научной, а как правовой категории.

Содержание правового статуса инвалида в целом, на наш взгляд, должно стать объектом будущих исследований науки права социального обеспечения. Исследователи выделяют две категории потребностей, которые имеют инвалиды. Первая категория — общие потребности, имеющиеся у любого человека (в пище, одежде, жилище и т. п.); вторая категория — специфические потребности инвалида, вызванные совокупностью имеющихся у него функциональных нарушений. Комплексное изучение содержания прав на все виды социального обеспечения, предоставляемые лицу в связи с наступлением инвалидности, позволит выявить, насколько полно удовлетворяются указанные выше потребности инвалидов, и определить пути решения проблем правового регулирования их социального обеспечения. Таким образом, социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Обеспечение жизнедеятельности инвалидов реализуется через медицинскую помощь инвалидам, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, обеспечение инвалидов жилой площадью, воспитание и обучение детей-инвалидов, образование инвалидов, обеспечение занятости инвалидов, условия труда инвалидов, материальное обеспечение инвалидов, социально-бытовое обслуживание инвалидов. Однако фактически каждая из перечисленных форм социальной защиты инвалидов либо недостаточна, разработана на законодательном уровне, либо искажает права инвалидов при реализации своих положений.

2.2.Особенности реализации трудовых прав и гарантий инвалидов

Прежде чем приступить к характеристике правового регулирования труда инвалидов, необходимо отметить, что в данном вопросе более всего проявляются единство и дифференциация в сфере трудового права. Это понятие правоведами рассматривалось как один из принципов советского трудового права, практически всеми учеными, исследующими отрасль трудового права, признавалось как одна из особенностей метода трудового права. При этом основания дифференциации трудового права предлагается рассматривать как существенные и устойчивые обстоятельства объективного свойства, обусловившие необходимость установления различий в правовом регулировании труда отдельных категорий работников [18, с. 61].

Действующие в настоящее время нормы трудового законодательства, регулирующие в том числе трудоустройство и некоторые особенности труда инвалидов, закреплены прежде всего в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (далее по тексту — Закон о защите инвалидов, Закон ФЗ-181). Исходя из названия данного законодательного акта он направлен на закрепление правовых основ социальной защиты инвалидов. В частности, он определил цель государственной политики в данной области, предусмотренную Конституцией РФ, и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. В названном Законе о защите инвалидов раскрыто понятие «инвалид», согласно которому инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1) [30, с.58].

Анализ содержания названного Закона ФЗ-181, а также Трудового кодекса РФ позволяет классифицировать нормы трудового законодательства, регулирующие трудоустройство и особенности труда инвалидов, на две группы. К первой группе относятся нормы, касающиеся трудоустройства инвалидов (прежде всего это квотирование рабочих мест). Вторую группу составляют нормы, регулирующие особенности условий труда инвалидов (особый режим рабочего времени и времени отдыха и т. п.).

Рассматривая первую группу норм, прежде всего необходимо обратить внимание на ст. 20 Закона о защите инвалидов, которая в целях повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда предусматривает гарантии их трудовой занятости, особое место среди которых занимает квотирование рабочих мест. Под этим понимается резервирование рабочих мест в организациях независимо от организационно-правовой формы и форм собственности для приема на работу инвалидов. Квота — это минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

В силу положений ст. 21 названного Закона право установления размера квоты на рабочие места для инвалидов предоставлено законодательным органам субъектов Российской Федерации, закрепляющим эти положения в законодательстве соответствующего субъекта. При этом уточнено, что при численности работников, превышающей 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников; если же численность работников составляет не менее 35 человек и не более чем 100 человек, размер квоты может быть не выше 3 процентов среднесписочной численности работников. Также в названной правовой норме установлены общеобязательные требования, согласно которым при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не подлежат включению те из них, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда. Это положение отражает общий принцип обеспечения безопасных условий труда для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Работодатели, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны:

создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;

создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;

предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Исключение из этих требований составляют работодатели — общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Такие работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

В целях эффективности работы по квотированию рабочих мест для инвалидов федеральный законодатель внес изменения в отдельные законодательные акты. Так, Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.02.2013 г. № 11-ФЗ были внесены дополнения в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». В соответствии с указанными изменениями согласно абзацу 3 пункта 3 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения» работодатель обязан представлять органам службы занятости населения информацию не только о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, но и о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Анализ федеральных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что в России созданы предпосылки обеспечения инвалидам дополнительных гарантий при трудоустройстве и это положительно влияет на стимулирование их трудовой и социальной активности

Вместе с тем на региональном уровне принимаются законодательные акты, по-разному регулирующие вопросы квотирования рабочих мест для инвалидов. Так, в одних случаях приняты законы, регулирующие общие вопросы квотирования рабочих мест, в которых объединены требования по квотированию как для инвалидов, так и для других категорий работников, включая несовершеннолетних; в других — закреплен разный подход к размеру определяемых квот. Среди примеров изложенного утверждения можно выделить Закон г. Москвы «О квотировании рабочих мест» от22 декабря 2004 г. № 90, устанавливающий для работодателей, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, квоту в размере 4%. При этом закреплено, что количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2%. В остальной части Закон г. Москвы предоставляет работодателям право трудоустраивать несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 до 26 лет, ищущих работу впервые.

Насколько такое законодательное регулирование будет способствовать трудоустройству инвалидов и соблюдению их прав в поиске работы, остается под вопросом[35, с.83].

Некоторые ученые отмечают, что квотирование требует трудоустройства инвалидов, невзирая на его деловые качества, поскольку в случае отказа в приеме на работу инвалида в счет квоты наступает административная ответственность, что лишает работодателя возможности выбора наиболее подходящих для него работников-инвалидов [21, c. 98]. Это утверждение, с одной стороны, заслуживает своего внимания, поскольку одной из причин трудности с трудоустройством инвалидов выступает несоблюдение работодателями требований о квотировании рабочих мест для этой категории работников. Однако, если смотреть с другой стороны, представляется, что оно не является бесспорным. Поскольку при наличии квоты и добросовестности работодателя по исполнению своей обязанности приема на работу на квотированное для инвалида место в случае подачи документов о приеме на работу на такое место двумя инвалидами, каждый из них находится в равноправном положении по отношению друг к другу, у работодателя имеется право принимать на работу того инвалида, который более подходит ему по своим деловым качествам.

Анализ судебной практики показывает, что суды в случаях установления факта нарушения права инвалида на трудоустройство на созданное в счет квоты рабочее место для инвалидов признают действия работодателей незаконными.

Что касается группы правовых норм, регулирующих условия труда инвалидов, следует отметить, что в наиболее концентрированном виде они изложены в ст. 23 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в которой закреплен один из основных принципов трудового права о недопущении установления условий труда, ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками. Изложенные в названной законодательной норме требования о сокращенной продолжительности рабочего времени, возможности привлечения инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья, о предоставлении ежегодного отпуска не менее 30 календарных дней нашли свое отражение в различных статьях соответствующих разделов Трудового кодекса РФ.

Сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю предусмотрена для инвалидов I и II групп (ч. 3 ст. 23 Федерального закона о защите инвалидов, ст. 92 ТК РФ).

Указанная продолжительность рабочего времени названных категорий инвалидов является обязательной для работодателя и не требует какого-либо дополнительного заявления от работника, которому установлена одна из приведенных групп инвалидности .

При этом работодателям стоит помнить о том, что установление сокращенной продолжительности рабочего времени не влечет за собой сокращения размера заработной платы.

Установленная законодательством императивная норма о сокращенной продолжительности рабочего времени инвалидам I и II групп исключает возможность их работы в условиях ненормированного рабочего дня.

Анализируя трудовое законодательство в части регулирования условий труда инвалидов, нельзя не согласиться с мнением исследователей о некорректности содержания некоторых статей Трудового кодекса РФ в этой сфере. Так, ст. 94 Трудового кодекса РФ, устанавливающая продолжительность ежедневной работы (смены) для инвалидов, содержит отсылку к медицинскому заключению, выдаваемому в порядке, устанавливаемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Однако, как правильно отмечается, определение продолжительности ежедневной работы (смены) не входит в обязательное содержание медицинского заключения в отношении инвалида и редко встречается на практике.


Страницы: 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф