Скоро защита?
Меню Услуги

Правовые последствия признания гражданина инвалидом

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3


Оглавление

  • Введение.
  • Глава 1. Основные правовые положения инвалидности
  • 1.1. История развития законодательства, регулирующего статус инвалида
  • 1.2.Понятие инвалидности и порядок признания лица инвалидом
  • Глава 2. Правовой статус инвалидов и особенности реализации их прав и гарантий
  • 2.1. Основные формы социальной защиты инвалидов.
  • 2.2.Особенности реализации трудовых прав и гарантий инвалидов.
  • 2.3. Практические меры социально-правовой защиты инвалидов и их гарантии
  • Заключение.
  • Список использованной  литературы.

Введение

Актуальность темы исследования. В Российской Федерации официально признаны инвалидами более 8 миллионов человек. В дальнейшем эта численность будет только увеличиваться.

Масштаб инвалидности на сегодняшний день определяет большой спектр факторов. Первопричиной роста инвалидности является непонимание глобальности и серьезности данной проблемы, как государством, так и всем обществом в целом. Многие воспринимают процесс становления инвалидности как неизбежный и приемлемый процесс жизни, который никак нельзя предотвратить. Также имеются другие существенные факторы, определяющие рост инвалидности: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах. На данный момент большинство из выше указанных причин имеют ярко выраженный негативный окрас, который с каждым годом становится все более заметным.

В Российской Федерации при увеличении с каждым годом числа инвалидов, существует очень мало учреждений, которые выполняют работу по оказанию социальной и социально-медицинской, материальной и других видов помощи. Одной из главных проблем инвалидов считается их не включенность в социальную жизнь общества, очень редко в регионах нашей страны создаются рабочие места для инвалидов, что негативно отражается на психологическом состоянии и материальном положении инвалидов.

Специалисты различных профессиональных направлений в последнее время ведут разработки технологий в сфере социального, социально — психологического и социально-медицинского сопровождения инвалидов. Проводиться активное обсуждение опыта работ ведущих социально — реабилитационных центров на конференциях, в журналах, а также в научно-практических форумах. Но необходимость целенаправленного и постоянного изучения проблем инвалидности существовать будет всегда. Изучение этих проблем проводиться как на государственном, так и на региональном уровне.

В цивилизованном мире основным средством решения проблем инвалидов является их социальная защита. В настоящее время в ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов определяется как система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная защита инвалидов – это многоаспектная деятельность, содержание которой определяют достижения таких наук, как медицина, психология, педагогика, экономика, социология и др. Особое место в данном перечне занимает правоведение, задачей которого является создание эффективного правового регулирования данной деятельности

В зарубежных странах, в том числе и в России люди, имеющие инвалидность, являются объектами заботы. Как определенное бремя, которое вынуждены нести заботящиеся государство, общество и близкие люди. Наряду с этим существует и другой подход, который привлекает самих инвалидов к активной жизни. Предполагается формирование новой концепции независимой жизни при одновременном акценте на взаимную поддержку и помощь инвалидам.

В современном обществе всё большее внимание стало уделяться человеку как индивиду, особенностям и запросам каждого участника социума. Этому способствовало техническое, экономическое развитие, повышение качества жизни в целом, расширение возможностей самореализации независимо от места проживания. Вместе с тем, проблема социального положения инвалидов в современном обществе остаётся по-прежнему актуальной

Из всего выше перечисленного подтверждается актуальность выбранной темы настоящей работы.

Объект исследования: общественные отношения, связанные с социально-правовой работой с инвалидами.

Предмет исследования: нормы права, регулирующие социально-правовую защиту инвалидов в РФ.

Цель данной работы: теоретическое осмысление проблем инвалидности и особенностей социально-правовой защиты данной категории граждан.

Задачами исследования являются:

1.Рассмотреть историю развития законодательства, регулирующего статус инвалида.

2.Исследовать понятие инвалидности и порядок признания лица инвалидом.

  1. Раскрыть основные формы социальной защиты инвалидов.
  2. Охарактеризовать особенности трудовых прав и гарантий инвалидов.

5.Проанализировать практические меры социально-правовой защиты инвалидов и их гарантии.

Методологическая основа исследования. При написании работы были использованы следующие общенаучные методы исследования: анализ, синтез, системный подход. Кроме того, в работе применялись следующие специальные методы: сущностный, формализации, сравнительно-правовой метод использовался для сопоставления норм, регулирующих правовую защиту инвалидов в России и зарубежных странах, историко-правовой анализ возникновения и развития системы правовой защиты инвалидов в России.

При написании данной работы были использованы труды следующих авторов: Н.Г. Александрова, В.С. Андреева, В.С. Аракчеева, Е.И. Астрахана, К.С. Батыгина, Л.Ю. Бугрова, М.О. Буяновой, Ю.В. Васильевой, С.Ю. Головиной, К.Н. Гусова, С.Х. Джиоева, Е.А. Ершовой, И.К. Дмитриевой, А.Д. Зайкина, М.Л. Захарова, Т.В. Иванкиной, Р.И. Ивановой, И.Я. Киселева,  С.И. Кобзевой, К.Д. Крылова, А.М. Куренного, В.М. Лебедева, М.П. Ливицкой, М.В. Лушниковой, А.М. Лушникова, С.П. Маврина, Е.Е. Мачульской, Т.К. Мироновой, П.Е. Морозова, А.Ф. Нуртдиновой, Ю.П. Орловского, М.И. Полупанова, В.Б. Савостьяновой, Г.С. Скачковой, О.В. Смирнова, И.О. Снигеревой, Л.С. Таля, В.Н. Толкуновой, Э.Г. Тучковой, М.Ю. Федоровой, Е.Б. Хохлова, В.Ш. Шайхатдинова

Научная новизна работы. Принципиальной новацией и результатом данного исследования является создание методических рекомендаций для родителей (законных представителей) детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также разработка локального правового акта для образовательной организации, регламентирующего деятельность тьютора в сфере ментальной инвалидности, внедрение института тьюторства как часть механизма по созданию без барьерной среды для инвалидов. Подобия данного акта не существует на территории нашего региона.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена их общей направленностью на повышения научной базы по организации социально-правовой защиты инвалидов.

Практическая значимость заключается в предложении конструктивных решений, которые будут направлены на устранение некоторых проблем, связанных с социально-правовой защитой инвалидов, включая правовую неграмотность родителей (законных представителей) детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Основные правовые положения инвалидности

1.1. История развития законодательства, регулирующего статус инвалида

В разное время и у разных народностей существовала необходимость в социальной защите и помощи, а как следствие этого и необходимость в профессионально обученных людях для ее оказания. У истоков первобытной культуры зародилась эта потребность, в разные временные отрезки она удовлетворялась в той или иной степени на всех ступенях цивилизации.

Социальная деятельность в России до правления Петра I существовала, люди нуждающиеся получали ее фактически от церкви или физических лиц. В истории говорится больше о богадельнях (т.е. благотворительное заведение для содержания нетрудоспособных лиц: престарелых, немощных, инвалидов, калек и выздоравливающих) или о милостыне, очень редко говорится о выкупе пленных или о школах и госпиталях. Великий князь Владимир в 996 году, проявлял к сиротам большое милосердие, попечение и надзор за детьми, оставшимися без попечения родителей, он возлагал на духовенство. С этого и берет начало развитие системы призрения сирот, убогих и бедных церковью и государством. Выше перечисленные меры носили эпизодический характер.

Идея об оказании помощи нуждающимся начинает формироваться впервые в середине XVI века. И это привело к реальным предпосылкам для создания системы государственного призрения. Стоглавый собор Русской православной церкви в 1551 году решил просить, чтобы «благочестивый царь» повелел «всех прокаженных и всех престарелых описали по всем гор- дам» и в них «построить богадельни», поместив в них «не могущих нигде главы преклонити» [23, с.15] .

Понемногу начинают выделяться специализированные структуры в системе органов государственного управления, которые оказывают помощь нуждающимся людям. Все дела, которые касались призрения бедных при царе Михаиле Федоровиче, были сосредоточены в патриаршем приказе, он параллельно выполнял контроль над состоянием богаделен и благотворительных учреждений, сиротских домов. Для этих целей выделяются остатки от монастырских и патриарших доходов. В то время вопросами оказания медицинской помощи ведал особый аптекарский приказ. В этот период времени были сделаны первые попытки законодательно оформить остальные программы. В 1650 году при царе Алексее Михайловиче издается Кормчая книга. Эта книга имела силу закона и возлагала на церковь и духовенство заботу о сиротах и вдовах.

Исторически к концу XVI века на Руси появилось и получило дальнейшее развитие три направления в оказании социальной помощи и благотворительности всем нуждающимся:

  • государственная;
  • земско-церковно-приходская;
  • частная (личная).

И именно в рамках этих трех основных направлений весь социально- исторический период до 1917 года в Российской империи существовало попечительство и благотворительность. Помощь нуждающимся людям менялась лишь методами и формами оказания, и зависела от особенностей социально-экономического развития государства и от определенных социально-экономических условий[37, с.115].

Петр I внес огромный вклад в создание системы государственного призрения. К его заслугам перед Россией также необходимо отнести и то, что он признал обязанность государства по призрению увечных и больных, бедных, сирот и других категорий нуждающихся. В Москве к 1718 году насчитывалось более 90 богаделен, в них проживали увеченные и нищие, слабые и получившие содержание от казни.

Многие указы Петра I были посвящены вопросам государственного призрения. Один из них был издан в 1712 году, в данном указе было предписано во всех губерниях организовать сеть госпиталей для увечных и престарелых людей. Магистрам было поручено их строительство и содержание.

В 1715 году был издан указ, в котором предписывалось в Москве и других городах при церквях создать госпитали для незаконнорожденных. Еще одним указом от 1724 года было предписано провести опись во всей империи всех сирот, нищих, увечных и больных, которые не могли себя работами прокормить.

Система государственного призрения Петра I состояла из следующих элементов:

  • осуждение и запрещение нищенства;
  • запрещалась раздавать милостыни профессиональным нищим;
  • преследование и задержание нищих;
  • определение мер собственного призрения и обязанностей по призрению (в том числе по отношению к бедным из лиц, служивших государству, а именно солдатам, признание обязанностей, если не прямо государством, то, во всяком случае, таких общегосударственных институтов, как монастыри, и выделение на них призрение таких средств, которыми не располагают местные учреждения). Это указание можно считать началом формирования системы льгот для ветеранов, которые нуждаются в поддержке и помощи от государства;
  • признание за государством права создавать в области помощи и призрения нуждающимся людям нормы, а также требовать их исполнения.

При правлении Екатерины II в систему Петра I были внесены дополнения. Так при ее правлении в 1763 году впервые в России открывается воспитательный дом. Это учреждение было специализированное для воспитания и призрения детей. Во всех российских губерниях создаются специальные государственные органы призрения (т.е. приказы). Им было поручено выполнять большой круг задач, а именно заботится о народном образовании, благотворительность, оказание медицинской помощи, а так же преодоление пороков и нравственное воспитание. Занимались они основанием сиротских и смирительных домов, народных школ, убежищ для неизлечимо больных, больниц и заботой о безработных.

Впервые также при Екатерине II создаются благотворительные учреждения специализированного типа, которых не было до учреждения приказов. Раньше госпитали одновременно были и больницами и богадельнями, которые пополнялись и детьми и взрослыми, больными и здоровыми. И только при Екатерине II появились чистые благотворительные заведения. Такие как сиротские дома и детские приюты, богадельни и дома для неизлечимо больных, больницы, дома для умалишенных[19, с.119].

С началом промышленной революции, которая положила началу капитализма и ознаменовавшей собой переход к новейшим формам труда, в основном социальная помощь стала основываться на нормах общественного призрения благотворительного характера.

Впоследствии выше упомянутая концепция уступает свое место идее обеспечения инвалидов и больных определенной степени экономической самостоятельности. В 1903 году в книге фон Буса «Система общего попечительства над бедными» впервые появляется такое понятие как «реабилитация». В это время реабилитация понималась, как возможность трудится, которая предоставлялась инвалидам и больным.

Одновременно с этим в практической работе и в научных исследованиях зарубежных стран господствует идея, согласно которой инвалид и больной, уже прошедший курс реабилитации, должен доказать последующей своей деятельностью право на социальную полноценность.

В Росси к 1917 году уже действовали тысячи благотворительных и государственных заведений. Но не везде одинаково хорошо работали эти учреждения. Но система работала, в этих больницах, домах, богадельнях и притонах бедные люди получали помощь, крышу над головой и хлеб1.

Советская власть через три месяца после Октябрьской революции 1917 года образовала органы социального обеспечения взамен домов призрения и богаделен. Дома престарелых и инвалидов, детские дома создавались в ведомстве этого нового органа. Христианским пережитком стало понятие благотворительность, и как следствие этого было изъято из лексикона. Однако политика государства по отношению к инвалидам продолжало рассматривать инвалидов как объект благотворительности. Инвалидам назначались пенсии, а, так же, их помещали в специализированные дома.

Определенные меры осуществлялись в СССР по применению профессионального потенциала лиц с нарушенной трудоспособностью, им гарантировалась социальная защита от государства. Но в тоже время образование, профессиональная ориентация, трудоустройство и производственная адаптация была плохо спланированной.

В то время не было должной практической реализации и законодательного закрепления прав инвалидов, они не могли пользоваться точно такими же благами как здоровый человек. Большое количество инвалидов не могли воспользоваться рядом конституционных прав, так как транспортные средства были неприспособленны для передвижения инвалидов-колясочников. Но, с другой стороны, помощь на бытовом уровне инвалидам оказывали граждане из чувства сострадания, которое у них сохранилось.

В 1981 году Организация Объединенных Наций провозгласила год инвалида для разработки правительством рекомендаций по этой проблеме, а также для оказания влияния на общественное мнение по отношению к инвалидам.

А Десятилетием инвалидов считается период с 1983 г. по 1992 г. Вначале этого периода ООН принимает: «Всемирная программа действий в отношении инвалидов» [29, с.151].

В 1991 году в СССР принимается Закон «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР». Данный закон закреплял основные принципы и направления решения проблемы инвалидов.

Российская Федерация в дальнейшем ориентировалась на достижения западных цивилизаций, объявив себя социальным и правовым государством. В соответствии с международными стандартами, а главным образом в соответствии с принятыми Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларацией прав человека от 1948 года, Декларация прав инвалидов от 1975 года, и Всемирной программой действий в отношении инвалидов и многими другими, были пересмотрены конституция и федеральное законодательство.

В нашей стране по проблемам инвалидов были разработаны и приняты законодательные акты, которые были адаптированы к новым реалиям. С 1992 по 1996 гг. в указах Президента Российской Федерации была изложена программа действий, которая поэтапно решала проблемы инвалидов. Федеральный закон от 1995 года «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» впервые ставил реабилитацию инвалидов приоритетом в социальной политике государства, то есть система социально-экономических, медицинских, педагогических, психологический мероприятий, была направлена на устранение и возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации становится восстановление социального статуса инвалида, его социальная адаптация и достижение им материальной независимости.

Правительством Российской Федерации, министерством труда и социального развития, Министерством здравоохранения во исполнение данного закона приняты ряд постановлений по вопросам об учреждении органов медико-социальной экспертизы, о признании лица инвалидом, об индивидуальной программе реабилитации инвалида, образовательных аспектах инвалидов и многие другие.

Таким образом, процесс становления социальной защиты инвалидов в России имеет многовековую историю. Но и на сегодняшний день система поддержки инвалидов и законодательство данной сферы имеет множество пробелов, которые требуют устранения.

1.2.Понятие инвалидности и порядок признания лица инвалидом

Одним из дискуссионных вопросов в настоящее время является использование термина «инвалид» и определение в законодательстве понятия «инвалид».

Использование термина ««инвалид».

Относительно реализации ст. 1 Конвенции в п. 7 и 8 Заключительных замечаний Комитет указал следующее:

«Комитет отмечает, что официальный перевод термина «persons with disabilities» на русский язык словом «инвалиды» не отражает правозащитную модель. Комитет рекомендует государству-участнику внести изменения в официальный перевод Конвенции и использовать термины, в полной мере отражающие правозащитную модель».

Актуальность использования соответствующих терминов при переводе на русский язык текста Конвенции определяется применением этих терминов в российских нормативных правовых актах.

Единство терминологии является одним из признаков соответствия российского законодательства Конвенции.

В частности, это касается категории лиц, на которые распространяется Конвенция. В российском законодательстве эта категория обозначается термином «инвалид» [39, с.114].

В Заключительных замечаниях не учтены филологические особенности использования терминологии в западных странах и России.

На Западе смена моделей инвалидности влекла за собой смену терминов. Для обозначения лиц, имеющих инвалидность, использовались термины «invalid», «handicapped», «disabled person» и, наконец, «person with disability». Каждый новый термин должен был отражать новое отношение к указанной категории людей.

В русском языке слово «инвалид» появилось в XVIII в. применительно к военнослужащим, которым последствия ранений не позволяли содержать и обслуживать себя. В XIX в. к инвалидам стали относить всех лиц, утративших возможность себя содержать и обслуживать в связи с нарушением здоровья. В советский период термин «инвалид» определялся в законодательстве как лицо, имеющее стойкую утрату трудоспособности вследствие нарушения здоровья, отражая тем самым экономическую модель инвалидности. В 1995 г. в Законе о социальной защите инвалидов было дано новое определение термина «инвалид», базирующееся на Международной классификации нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности, которая отражает медико-социальную модель инвалидности.

Таким образом, определение термина «инвалид» в законодательстве со временем менялось, однако термин оставался неизменным.

Споры о замене слова «инвалид» иными терминами не новы. В 1930-е гг. советской медицинской общественностью обсуждался вопрос, следует ли применять этот термин, и предлагались такие названия, как «ограниченно трудоспособный», «стойко нетрудоспособный» и т.д.

Однако в итоге был сохранен термин «инвалид». Давайте рассмотрим применение термина «инвалид» в современных условиях. Североамериканский термин «people with disabilities», применяющийся в тексте Конвенции на английском языке, дословно переводится на русский язык как «лица с ограниченными возможностями».

В русском переводе указанный термин не отражает специфику состояния гражданина, потому что не определяет, в какой же сфере жизнедеятельности у данного лица ограничены возможности (в здоровье, коммерческой деятельности, творчестве, возможности престижного отдыха и т. д.) [29, с.154].

Термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» отражает специфику состояния гражданина, но латинский термин «инвалид» позволяет образовывать обобщающее существительное — «инвалидность», что невозможно при применении вышеуказанного термина.

Может быть также использован термин «лицо с инвалидностью». Однако если Комитет, следуя устоявшейся на Западе традиции, не приемлет слово «инвалид», то вряд ли он расценит допустимым употребление подобного термина.

Замена термина «инвалид» в русском переводе Конвенции неизбежно повлечет необходимость замены данного термина в российском законодательстве для обеспечения ее соответствия Конвенции. В первую очередь это будет необходимо для определения категории лиц, на которые распространяется законодательство.

Термин «инвалид» будет необходимо заменить в ст. 7 Конституции РФ, для чего, согласно ст. 135 Конституции, необходим созыв Конституционного собрания и разработка проекта новой Конституции.

Также, по данным справочно-правовой системы «КонсультантПлюс», термин «инвалид» содержится в более чем 18 тысячах федеральных нормативных актах.

Соответственно, региональных актов, в которых содержится этот термин, значительно больше. Поэтому замена указанного термина потребует колоссальной работы, которая не имеет смысла, поскольку, как указывалось выше, в России традиционно отношение к инвалидам отражает не термин «инвалид», а определение этого термина.

Термин «инвалид» содержится в иных документах ООН — Декларации о правах инвалидов, Всемирной программе действий в отношении инвалидов, Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов. Данный термин также содержится в большом количестве документов Международной организации труда — см., например, Рекомендацию № 99 «О переквалификации инвалидов», Конвенцию № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов». Рассматриваемый термин также применяется в документах других органов и организаций ООН. Следует отметить, что ранее у органов ООН не возникало вопросов по поводу применения термина «инвалид» в переводах на русский язык. Однако если все же в русском переводе Конвенции будет использован другой термин, то возникнет проблема соотношения данного международного договора с другими документами ООН, в которых применяется термин «инвалид».

На наш взгляд, рассматриваемые рекомендации Заключительных замечаний противоречат положениям ст. 50 Конвенции, согласно которой тексты Конвенции на английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском языках являются равноаутентичными.

Это, в частности, означает, что носители языка для перевода английского текста Конвенции на родной язык свободны в выборе слов исходя из сложившейся традиции их использования.

Поэтому в данном вопросе Комитет по правам инвалидов превысил свои полномочии. Данный вывод вытекает из того, что Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН в результате согласования ее текста со всеми государствами — членами ООН. Комитет создается в соответствии со ст. 34 Конвенции.

Из ст. 36 следует, что Комитет выполняет надзорные функции, рассматривая доклады государств-участников и вынося по ним предложения и общие рекомендации.

Однако при этом Комитет не может выходить за рамки положений Конвенции, утвержденных вышестоящим органом ООН.

В современном русском языке слово «инвалид» в отличие от таких слов, как «убогий» и «калека», не имеет негативного содержания.

С учетом этого, а также большой проблематичности с точки зрения юридической техники использования иного термина, на наш взгляд, нет оснований для замены термина «инвалид» другим термином.

Вопрос отражения той или иной модели инвалидности должен решаться путем формулирования определения данного термина.

Необходимо отметить, что существуют категории населения, которые вследствие состояния здоровья сталкиваются в той или иной степени с теми же социальными ограничениями, что и инвалиды, но при этом в соответствии с российским законодательством не приобретают статус «инвалид».

Для обозначения этих категорий населения в законодательстве применяются иные термины (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, маломобильные группы населения).

Значение этих терминов и их соотношение с термином «инвалид» рассмотрены ниже.

Определение понятия «инвалид».

Одним из основных вопросов, влияющих на реализацию Конвенции о правах инвалидов, является определение соответствия ей содержания понятия «инвалид», закрепленного в национальном законодательстве.

От этого зависит, на какой круг лиц будет распространяться действие Конвенции, а если данную проблему рассматривать более широко, то каково будет содержание государственной политики в отношении инвалидов[34, с.117].

Согласно ст. 1 Конвенции «к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

Толкование приведенных положений Конвенции содержится в Тематическом исследовании Управления Верховного комиссара по правам человека ООН в целях повышения уровня информированности о Конвенции о правах инвалидов (п. 35-36), где указано следующее:

«Конвенция затрагивает положение тех лиц, которые сталкиваются с барьерами на пути к участию во всех областях жизни, возникающими по причине нарушения здоровья, и которые вследствие этого не могут осуществлять свои основные права человека.

Рассматривая инвалидность в качестве социального явления, Конвенция распространяется на лиц с нарушениями различного характера (физическими, сенсорными, психическими и интеллектуальными) и затрагивает различные типы барьеров (правовые, физические, связанные с отношением к чему-то и др.), с которыми лица, имеющие такие нарушения, могут столкнуться при осуществлении своих прав человека.

В Конвенции поясняется, что к числу инвалидов как минимум относятся: «лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

Для полного и эффективного осуществления Конвенции крайне важно, чтобы определение инвалидности в национальном законодательстве отражало понимание инвалидности как социального явления. В связи с этим необходимо отказаться от определений, основанных на медицинских показаниях и сформулированных в зависимости от видов нарушений здоровья, или от определений, исходящих из понятия повседневной жизнедеятельности, в которых неспособность к такой деятельности увязана с нарушением здоровья. Кроме того, национальное законодательство в области инвалидности должно безоговорочно защищать всех инвалидов, включая лиц с психическими и интеллектуальными расстройствами».

Рассмотрим вопрос определения понятия «инвалид» с научной и правовой точки зрения.

В России начиная с 20-х гг. ХХ в. нормативно-правовое определение понятия «инвалид» базируется на принятой в государстве модели инвалидности. Исходя из этого, ст. 1 будет соответствовать определение «инвалид», базирующееся на модели, не противоречащей Конвенции[37, с.115].

Как уже указывалось выше, наиболее объективно такое явление, как инвалидность, отражают смешанные модели инвалидности. В связи с вышеизложенным является ошибочным содержащийся в Тематическом исследовании тезис о том, что для полного и эффективного осуществления Конвенции определение инвалидности в национальном законодательстве должно отражать понимание инвалидности исключительно как социальное явление и не содержать указание на ограничения способности к жизнедеятельности в связи с нарушением здоровья.

Принятие государством смешанной модели инвалидности и осуществление основанной на ней государственной политики в отношении инвалидов не противоречит Конвенции о правах инвалидов. В п. е) Преамбулы Конвенции указано, что инвалидность — эволюционирующее понятие. В тексте Конвенции не указано, какая именно модель инвалидности должна быть принята государством. Конвенция обязывает государства устранять барьеры, препятствующие реализации инвалидами прав человека. Исходя из этого, любая модель инвалидности, признающая наличие социальных барьеров и необходимость их устранения, соответствует Конвенции. Кроме того, Конвенция содержит ст.24 «Образование», ст. 26 «Абилитация и реабилитация», в которых речь идет о деятельности, направленной на физическое, интеллектуальное и духовное развитие самого инвалида. Также о необходимости развития различных качеств и навыков инвалидов говорится в Замечаниях общего порядка Комитета по правам инвалидов.

В Замечаниях общего порядка, изданных уже после указанного Тематического исследования, указывается, что реализация Конвенции должна основываться на правозащитной модели инвалидности. Суть этой модели раскрыта в статье Председателя Комитета по правам инвалидов Theresia Degener «Правозащитная модель инвалидности». Из приведенной таблицы видно, что правозащитная модель является более развитой по сравнению с социальной моделью. Однако по своей сути они одинаковые. Так, в пп. а) п. 4 Замечания общего характера № 4 указано, что в соответствии с правозащитной моделью инвалидности причиной исключения инвалидов являются не их личные недуги, а барьеры, существующие в местном сообществе и обществе в целом. Согласно п. 44 того же документа правозащитная модель инвалидности признает обязанность устранять существующие в обществе барьеры, которые являются причиной изоляции и маргинализации инвалидов. Необходимо отметить, что профилактика инвалидности рассматривается только в контексте права на нее инвалида, но не его обязанности. Следует признать, что с юридической точки зрения подобный подход допустим, поскольку возложить на инвалидов юридическую обязанность заниматься своей реабилитацией так же проблематично, как наложить обязанность на всех людей заботиться о своем здоровье. Однако, на наш взгляд, модель инвалидности должна определять не только юридические, но и социальные, моральные, медицинские и иные аспекты, связанные с инвалидностью. Представляется, что с социальной и моральной точек зрения инвалид не может отказываться от реабилитации и становиться обузой для общества, если он имеет хороший реабилитационный потенциал. Можно сделать вывод о том, что правозащитная модель, так же как и остальные условно называемые «социальные» модели, односторонне отражает феномен инвалидности. Правозащитный подход к решению проблем инвалидности может рассматриваться как часть смешанной модели инвалидности[38, с.112].

Как уже указывалось выше, в России в советский период была принята экономическая модель инвалидности, которая определяла инвалидность как стойкую утрату трудоспособности вследствие нарушения здоровья. В 1990-е гг. государственная политика стала основываться на медико-социальной модели. В 1993 г. была опубликована обзорная информация о МКН и обоснована необходимость использовать данную классификацию для разработки критериев инвалидности, определения потребностей инвалидов в мерах реабилитации и оценки эффективности ее результатов. В 1995 г. был принят Закон о социальной защите инвалидов, который закрепил базирующееся на МКН понятие «инвалид». В 1997 г. Министерством труда и социального развития РФ и Министерством здравоохранения РФ были утверждены Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, в основу которых была положена переведенная в 1994 г. на русский язык Международная номенклатура нарушений, ограничений и социальной недостаточности, разработанная на основе МКН.

В настоящее время в России принята биопсихосоциальная модель инвалидности. В 2013 г. Министерством труда и социальной защиты РФ утверждена Концепция совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, предусматривающая внедрение МКФ. В 2014 г. данная модель получила легальное закрепление путем внесения изменений в ст. 7 Закона о социальной защите инвалидов, которая в настоящее время устанавливает, что определение потребности инвалида в мерах социальной защиты осуществляется на основе оценки двух факторов: 1) нарушения здоровья в виде стойких расстройств функций организма; 2) ограничений жизнедеятельности, которые возникают вследствие наличия социальных барьеров. Реализация биопсихосоциальной модели инвалидности в Российской Федерации в настоящее время выражается в том, что государство, с одной стороны, развивает систему реабилитации инвалидов, а с другой стороны, осуществляет деятельность по созданию доступной среды и условий для инклюзивного образования. Таким образом, принятая в настоящее время российским государством модель инвалидности не противоречит Конвенции о правах инвалидов[38, с.174].

Вместе с тем понятие «инвалид», введенное в российское законодательство в 1995 г., устарело и уже не точно отражает современное понимание инвалидности. Напомним, согласно ст. 1 Закона о социальной защите инвалидов инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В данном определении не указывается на то, что нарушение здоровья человека влечет за собой социальные ограничения, с которыми этот человек сталкивается. Однако данный дефект лежит в большей степени в плоскости юридической техники, а не идеологии, поскольку, как было показано выше, российское государство признает наличие социальных барьеров и принимает меры для их устранения. Помимо инвалидов российское законодательства выделяет иные категории лиц с устойчивыми нарушениями здоровья. Так, Закон об образовании содержит понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Согласно п. 16 ст. 2 указанного Закона это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Следует отметить, что ограниченные возможности здоровья разнообразны и не обязательно влекут за собой наступление инвалидности. Для того чтобы лицо получило инвалидность, недостаточно только наличия заболеваний или определенных дефектов развития либо приобретенных дефектов, необходимо, чтобы эти ограничения здоровья, согласно Постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, влекли за собой ограничение жизнедеятельности и, следовательно, нуждаемость в мерах социальной поддержки. Таким образом, в соответствии с российским законодательством не каждый человек, имеющий нарушение здоровья со стойким (т. е. длительным и не поддающимся коррекции стандартными методами лечения) расстройством функций организма, является инвалидом.

В Своде правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 3501-2001» содержится понятие «маломобильные группы населения», под которыми понимаются люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения Сводом правил отнесены: инвалиды, люди с ограниченными (временно или постоянно) возможностями здоровья, люди с детскими колясками и т. п. [41, с.174].

В России понятия «инвалидности» и «инвалид» исторически связывались с такими понятиями как «больной» и «нетрудоспособность». При анализе инвалидности нередко заимствовались методические подходы из здравоохранения, подобные анализу заболеваемости. Мнения о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы «здоровье — заболеваемость» (хотя, если быть точным, заболеваемость — показатель нездоровья) и «больной-инвалид».

Результаты таких подходов создавали иллюзию мнимого благополучия, так как на фоне естественного прироста населения относительные показатели инвалидности улучшались. Благодаря чему реальные стимулы поиска истинных причин увеличения роста инвалидности отсутствовали. В 1992 году в России произошло пересечение линий смертности и рождаемости, что послужило уменьшению нации и приобрело отчетливый характер, сопровождаясь стабильным ухудшением показателей инвалидности. Вследствие чего возникли серьезные сомнения в достоверности методологии статистического анализа инвалидности.

На протяжении долгого времени специалисты рассматривали понятие «инвалидность», опираясь лишь на биологические предпосылки, понимая ее возникновение как следствие неблагоприятного исхода лечения. Как следствие этого социальная сторона данной проблемы рассматривалась как нетрудоспособность, и являлась основным показателем инвалидности.

В связи с этим главной задачей врачебно-трудовой экспертной комиссией было определить, какую именно профессиональную деятельность человек проходящий комиссию выполнять не может, а что может, выяснялось на основании преимущественно биологических и субъективных, а не социально-биологических критериях. И такое понятие как «инвалид» сужалось до такого понятия как «неизлечимо больной».

Таким образом, отступила на второй план в действующем правовом поле социальная роль человека и в конкретных экономических условиях. Понятие «инвалид» с точки зрения многопрофильной реабилитации, использующей экономические, социальные, образовательные, психологические и другие необходимые технологии не рассматривалось.

В начале 90-х годов сложившаяся социально-экономическая ситуация в стране повлияла на традиционные принципы государственной политике и на результативность решения проблем инвалидов и инвалидности.

А вместе с тем, одним из важнейших социальных показателей неблагополучия населения считается инвалидность, которая отражает социальную зрелость, нравственную полноценность общества, экономическую состоятельность и дает характеристику нарушений взаимосвязей общества и инвалида.

Во внимание принимается и тот факт, что затрагиваются не только проблемы инвалидов и их личные интересы, но и в некоторой степени все, что касается их семей, напрямую зависит от уровня жизни и иных социальных факторов.

Из этого можно сделать вывод, что решение, которое лежат в общенациональной плоскости, а не в узковедомственной во многом показывает лицо социальной политики государства.

Положение в области социальной политики в начале 90-х годов было очень плачевным, особенно в медицинском и социальном обслуживании всего населения включая инвалидов. И как следствие этого было необходимо в срочно устанавливать новые принципы в социальной политике, и приводить их согласно нормам международного права.


Страницы: 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф