Заявка на расчет
Меню Услуги

ПРАЗДНИКИ В ЖИЗНИ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН (КОНЕЦ XX – НАЧАЛО XXIвв.). Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2

Глава II. Трансформация обрядовых традиций российского праздника в современных условиях

2.1. Проблема сохранения традиционной праздничной культуры в современном праздничном календаре

Традиционная культура русского народа — важный элемент культурного мира России. Социальные и экономические изменения могут повлиять на традиционные обычаи, включая праздники, ритуалы, ремесла. Сохранение и защита этой культуры играют ключевую роль в передаче ценностей будущим поколениям, подчеркивая необходимость в ее сохранении и возрождении. Усилия в этом направлении включают сохранение ремесел, проведение фестивалей и поддержание местных обычаев. Эти инициативы не только сохраняют традиции, но и обогащают общество, делая защиту традиционной культуры важным шагом для сохранения национальной идентичности.
Известно, что народная культура является «защитным механизмом, который помогает сохранить духовную связь будущих поколений со своей историей и культурой. Важно сохранять и передавать знания и навыки, связанные с культурно-историческим наследием русского народа. Культура может как объединять, так и разделять поколения людей в зависимости от наличия в ней духовной составляющей.
Разрыв связей непосредственно между поколениями может привести к деградации общества. Поэтому одной из важнейших государственных задач является восстановление и укрепление связей между поколениями через приобщение молодого поколения к народным культурным ценностям в условиях культурно-досуговых учреждений. Это способствует укреплению духовных и нравственных основ общества.
Старшие поколения играют ключевую роль в передаче традиций, обладая ценным опытом. Их задача – сохранять культурное наследие.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

В российском обществе растет интерес к фольклору, связанный с национальным самосознанием.
Культурно-досуговые учреждения (далее —КДУ) играют ключевую роль в сохранении традиций и фольклорных элементов. Внутри этих учреждений формируются клубные группы, где старшее поколение передает свой опыт и знания молодежи. Это способствует продвижению культурного наследия и сохранению национальной самобытности, способствуя развитию общества.
На сегодняшний день фольклор пользуется высоким спросом в различных сферах и среди разных групп населения – будь то традиции, песни, танцы или участие в народных коллективах. Это подчеркивает актуальность и важность фольклорного наследия в современном обществе. Здесь встречаются опыт старшего поколения и энтузиазм молодежи, что способствует укреплению культурных связей и сохранению уникальности национального культурного наследия. Таким образом, взаимодействие поколений играет ключевую роль в сохранении и передаче богатства культурных традиций. .
Музыкальные исполнители включают в свои программы современные аранжировки народных мелодий. Хореографы все чаще используют элементы традиционных танцев. Понимание важности сохранения национальных корней становится необходимостью в нашей современной жизни. Обратим внимание на то, что в КДУ все чаще организуют фестивали и конкурсы (мероприятия, направленные непосредственно на сохранение культурных традиций). Также там создают фольклорные театрализации (представления, отражающие разнообразные формы возрождения культурного наследия). При выборе материалов участники зачастую предпочитают традиционные обряды.
Обрядовые действия играют важную роль в культурно-просветительской работе (помогая объединить различные формы выражения культуры и традиций). Они способствуют формированию идейно-нравственной позиции участников по ключевым вопросам общества и оказывают влияние на общественные настроения и сознание, способствуя глубокому пониманию действительности. .
Праздники и народные гуляния служат не только средством сохранения культурных традиций, но и важным инструментом обучения и формирования культурного сознания у новых поколений.
На сегодняшний день мы пришли к точке, где идентичность, ранее интересующая только этнографов и антропологов, внезапно стала предметом обсуждения в общественно-политическом дискурсе. Слова «народ», «традиции», «патриотизм» уже звучали в общественном пространстве последние тридцать лет, но вопросы традиционных ценностей, национальной прочности, собственного пути и самоопределения никогда не стояли так остро, как сейчас. Тем не менее, сформировались определенные подходы к этим понятиям.
Таким образом, у нас сложилось представление о возможности альтернативной истории, о том, что историю можно переписывать в соответствии с политическими и идеологическими целями. При этом речь идет не только о переписывании учебников истории, но и о намеренном скрывании искажений в рамках научного изучения истории. В условиях общей дегуманизации общества, школьного и высшего образования, эти идеи, распространяемые А. Т. Фоменко и В. Г. Носовским, получили определенное влияние. Важную роль в этом сыграл также покойный сатирик М. Задорнов.
В социальных сетях и видеохостингах существуют сообщества и каналы, где собираются сотни тысяч подписчиков, а количество просмотров текстов и видео, посвященных предполагаемой подмене, искажению и скрытию «настоящей» истории и традиции, достигает миллионов. Эти сообщества и каналы распространяют информацию о том, что история была переписана, а оригинальные источники были уничтожены. Они утверждают, что настоящие хроники не показываются и скрываются от простого народа из-за злонамеренных сил, которые вступили в заговор. Это приводит к тому, что понимание истории как действительных событий прошлого среди выпускников школ и вузов отступает на второй план или вообще исчезает. Единственным уважаемым автором, который много раз высказывался против такой подмены и конструирования нового «прошлого», является академик А. А. Зализняк. Его работы не только борются с псевдонаукой, но и отражают поиск единого мировоззренческого основания. На самом деле, работы «Новой хронологии» лишь внешне претендуют на научность, но на самом деле они являются продуктом религиозной и мировоззренческой сферы .
Некоторые пытаются уничтожить не только историю русского государства, но и саму нацию. Нельзя сказать, что «чистых русских» сейчас не существует, это просто широко распространенное высказывание, которое появилось в европейских сочинениях XIX века. Идея передачи этнической идентичности по крови — это относительно новая концепция для русской культуры. В истоке этой идеи было рождение на Русской земле и воспитание в православных традициях.
Основой русской идентичности в значительной степени было православие, охватывавшее как сакральные, так и бытовые аспекты жизни (элемент самовосприятия). Слова «крестьянин» и «христианин» до XX века являлись ключевыми для поддержания этой идентичности. Церковь играла важную роль в формировании государства и этнической идентичности. Однако существовали мнения о поверхностной религиозности и наличии дохристианских элементов в религиозных формах (то есть представления о том, что вера была не всегда глубокой, а также в религиозных практиках сохранялись элементы до прихода христианства).
Сейчас многие люди активно стараются сохранить и осознать религиозные и священные обычаи, а неоязыческие группы, представляющие разные верования предков, выражают открыто свою преданность древним славянским традициям.Они единодушны в утверждении, что принятие православия в Древней Руси привело к цивилизационной катастрофе. В этом контексте, праздники, обряды и традиционные праздники играют важную роль в сохранении национальной культуры, истории и философии. Они являются событиями, которые объединяют общественность и отражают ценности, обычаи и общественную жизнь народа. Также некоторые элементы, связанные с религией, существуют в рамках современного светского праздника .
Последователи данной «традиции» не признают выбор веры князем Владимиром и его современниками, однако они считают, что языческая, дохристианская традиция до сих пор существует в фольклоре. Именно в этой сфере неоязычники встречаются с молодежным фольклорным движением, которые являются практикующими фольклористами. Поиск идентичности, которая передается из поколения в поколение, объединяет и первых, и последних.
Однако основания, на которых строится эта «непротиворечивая» система взглядов и практик, различаются в обоих случаях. Например, неоязычники утверждают, что они отмечают древний славянский праздник Купалу, который, как они считают, был связан с солнцестоянием. При объяснении происхождения этого праздника говорится о том, что имя Иван в названии Иван Купала появилось позже и было создано Русской Церковью для замены древнего праздника, для чего они приспособили свой календарь к языческому календарю. Этот распространенный миф также проник в научные дискуссии благодаря Б. А. Рыбакову.
Традиционным праздником Ивана Купалы, отмечаемым в определенную дату, пользуются все христианские национальные Церкви, включая католиков. Это свидетельствует о том, что невозможно изменить дату праздника Русской Церкви в соответствии с восточнославянскими реалиями христианизации.
Обряды Ивана Купалы не связаны с летним солнцестоянием из-за различий в календарях. В прошлом эти события отличались на несколько дней, но в XIX веке приблизились. Исследователи ошибочно ассоциировали обряды Купалы с культом солнца, что опровергается анализом данных XIX–XX веков. Празднование Ивана Купалы и астрономические явления не всегда совпадали, возможно из-за неправильного сопоставления календарных событий. Таким образом, связь обрядов солнцестояния и Купалы не научно обоснована, как подтверждают документированные данные из истории празднования .
Праздник Купалы, который отмечается 7 июля (ранее 24 июня) в России, Белоруссии и Украине, связывается с Днем Рождения Иоанна Предтечи в христианской традиции. Образ Иоанна Предтечи, сопоставляемый с «уходящим солнцем» из Евангелия, имеет своеобразное значение в христианском мировоззрении. Восточная и западная традиции также придают Иоанну Предтече эпитеты «звезда», «свет» и «светоч», которые предшествуют солнцу, символизирующему Иисуса Христа.
Народные праздники в учреждениях культуры отмечаются для возрождения народного духа, культурных традиций, а также для привлечения внимания молодого поколения к народным обычаям, традициям и религиозным обрядам .
Один из наиболее популярных народных праздников, который празднуется в учреждениях культуры, это Масленица. Этот праздник отмечается за неделю перед Великим постом и связан с проводами зимы и встречей весны. В различных учреждениях культуры проводятся масленичные гуляния, где можно попробовать блины, участвовать в народных играх и танцах, а также насладиться песнями и музыкой. Еще один народный праздник, который празднуется в учреждениях культуры, – это День славянской письменности и культуры. Этот праздник отмечается 24 мая и связан с воспоминанием о создателе славянской азбуки, святом Кирилле.
В условиях культурно-досуговых учреждений культурное наследие народа передается посредством концертных программ, лекций, мастер-классов, проводятся выставки, где можно познакомиться с традициями славянского народа.
Дополнительным средством для сохранения русских традиций является использование разнообразных народных ремесел, таких как роспись по ткани, ткачество, вышивка, резьба по дереву, лепка, кукольное дело и многое другое, чем могут поделиться мастера декоративно-прикладного искусства на базе культурно-досуговых учреждений. Эти ремесла передавались из поколения в поколение, а также были интегрированы в народную культуру и практику, представляющие собой богатое наследие, которое по-прежнему ценится и используется в современном мире .
В следующем списке рассматриваются ключевые аспекты воспитания и вовлечения молодежи в русскую традиционную культуру через воссоздание быта, обрядов и восстановление ремесел в культурных учреждениях::
1. Активное участие: Стимулируя молодежь переносить исторические практики в современность, воссоздание быта и обрядов активизирует их участие в этом процессе.
2. Понимание истории: Становясь частью воссоздания народных праздников, молодое поколение не только углубляется в исторические традиции, но и представляет их в новом свете.
3. Сбережение культурной уникальности: В условиях уменьшения интереса к родной культуре и подражания западным элементам, сохранение и восстановление традиций становятся неотъемлемыми.
4. Воздействие на личность: Освоение народных обычаев не только обогащает знаниями, но и оставляет непередаваемый след в сознании молодого человека, формируя его личность.
5. Ключевой элемент сохранения: Возрождение и сохранение традиций выступают ключевыми стратегиями для укрепления и продолжения культурного наследия.
Таким образом, отметим, что без принятия мер для сохранения традиций народа современное общество может утратить свою культуру праздников и обрядов.
Одной из ключевых и важных задач культурно-досуговых учреждений является защита русских традиций, сохранение культурного наследия и передача его будущим поколениям. Культурные места, где можно весело провести время, важны для культуры регионов и влияют на то, как мы видим свою культуру. Чтобы традиции стали частью нас на долго, нужно много времени, иногда целые века. В процессе бурного развития общества множество вещей и явлений мимолетно появляются и исчезают, но только лучшее и наиболее значимое сохраняется в истории.
Традиции формируют личность и считаются священным в традиционной русской культуре. Они передаются из поколения в поколение, обогащая культурное наследие. Культурные учреждения несут миссию сохранения, популяризации и передачи традиций будущим поколениям.

2.2 Современные тенденции и особенности праздничной культуры

Современные праздники утрачивают свою значимость и истинное содержание, часто превращаясь в простые выходные, когда люди заняты повседневными заботами. В статье О. Р. Фроловой «Праздник в структуре современной городской культуры: семиотический аспект» рассматриваются изменения в праздничной культуре, связанные с появлением симулякров в праздничных мероприятиях.
Автор приходит к выводу, что сегодня в культуре происходит процесс симуляции, где на место подлинных праздничных событий приходят их копии. Например, традиционные религиозные обряды могут быть заменены более поверхностными формами празднования, лишенными глубинного смысла.
Эта тенденция оказывает влияние на восприятие и ценность праздников, делая их всего лишь формальным поводом для отдыха. Например, Рождество может свестись к обмену подарками без понимания исторического и религиозного контекста этого события.

Таким образом, необходимо осознанно подходить к организации праздников, сохраняя их историческую значимость и предотвращая превращение в поверхностные копии, лишенные смысла и ценности.
В прошлом праздники всегда олицетворяли собой важные общественные события и следовали строгому плану и правилам. Однако на современном этапе праздники теряют свою священность, как указывает М. В. Дежкина в своей статье, где она подчеркивает тенденцию к размыванию границ праздников.
Традиционные праздники имели четкие рамки проведения, тогда как в настоящее время современные праздники могут проходить в разных местах и иметь различные формы. Все это свидетельствует о потере сакрального значения праздников, которое раньше имели эти традиции.
Праздники в городской культуре ориентированы на сферу потребления и могут использоваться для проведения различных кампаний. Вопреки разнообразию средств, форм и методов проведения праздников, сценарии и режиссерская работа часто повторяются. Новый праздник, который сегодня формируется, смывает границы между разными слоями населения, преодолевает коммуникативные барьеры и способствует консолидации общества.
Праздник может служить средством формирования национального самосознания, самоидентичности и патриотизма, а также важным фактором проведения праздников является современная архитектура. Современный город предоставляет различные праздничные формы, включая народные гуляния, массовые зрелища и праздничные шествия. Каждая из этих форм требует индивидуальной подготовки, но общим является необходимость привлечения граждан к участию. Праздник меняет ход жизни, вносит свои правила и отклоняется от норм и правил жизни. В своей работе «Праздник как проектное событие городской среды», П. Капустин подчеркивает этот аспект в эпоху модернизма .
Праздник является неотъемлемой частью жизни города, оказывая положительное влияние на его облик и общество. Он изменяет окружающую среду, показывая ее с другой стороны и заставляя жителей видеть ее по-новому.
К. А. Максимова в своей статье подчеркивает важные черты праздников, такие как свободное время, веселье, отдых, радость, желание участвовать в мероприятиях, а также отмечает их роль в объединении людей и формировании чувства коллективности.
Праздничный город включает в себя различные аспекты, такие как внешний облик города, наряды участников, систему ритуалов и обрядов. Статья также выделяет три группы праздников: шествия, народные гуляния и массовые зрелища. Важными аспектами праздника являются его традиционность, связь с национальной культурой, обрядами и обычаями, а также его соответствие современным ценностям и особенностям общественной жизни. Религиозные праздники также играют важную роль в обществе и отражают его духовные установки.
Для каждого праздника характерны свои особенности в оформлении и декорации. Например, в праздничных шествиях украшают улицы, устанавливают флажки, гирлянды, декорируют деревья и т.д. Народные гуляния включают флаговые и ленточные конструкции, фотозоны, ярмарки и фудкорты. Массовые зрелища требуют сцены и технического оснащения для проведения мероприятий. Выбор декорации зависит от типа праздничного пространства, которое может быть линейным или площадным.
Важные праздники для государства могут быть выделены в зависимости от их значения. В начале XX века для Советской России это были 7 ноября и 1 мая, которые имели важное агитационное значение. В своей статье «Праздничное убранство советских городов 1920—1930-х гг.» историк Е. В. Барышева анализирует, как изменялось оформление городов во времена советских государственных праздников. Он подчеркивает, что это было не просто украшение, а средство идеологического воздействия на людей.
В начале эпохи советской власти преобладали простые декорации, созданные творческой интеллигенцией. Это были времена экспериментов и свободы в творческом подходе к оформлению городского пространства. Однако с течением времени произошел сдвиг: оформление стало более строгим и парадным.
С середины 1920-1930-х гг. наблюдался переход к пышному и захватывающему стилю, требующему строгого соблюдения инструкций и рекомендаций. Этот этап характеризовался не только творчеством, но и официальностью. Праздничное оформление стало частью системы, где каждый элемент имел свою роль в формировании образа власти и идеологии.
Вопреки ограниченным срокам и трудной экономической обстановке, оформление городских пространств, вроде площадей и улиц, играло ключевую роль в праздничных событиях. В 1920-х гг. разработали инструкции по украшению улиц и зданий, привлекая художников, и кроме того, архитекторов непосредственно лля создания особенной атмосферы праздников.
Т.В.Раева, в своем исследовании «Городская праздничная культура из перспективы истории эмоций: к постановке проблемы», анализирует эмоциональную составляющую праздников, связанную с организацией, проведением и участием в них. Она обращается к воспоминаниям жителей Челябинска, написанным в 1930-х гг. Удивительно, что в этих воспоминаниях не упоминаются церковные праздники, театры, кинотеатры или цирки. Наоборот, чаще всего упоминаются профпраздники и мероприятия, организованные сослуживцами или с участием официальных лиц.

Эти события сопровождались определенной последовательностью и ритуалом. Авторы вспоминали преимущественно семейные праздники в узком кругу, вызывающие радость и восторг .
В исследованиях городской праздничной культуры выявлены различные подходы. Один из ключевых аспектов, на который обращают внимание исследователи, — это поведенческая свобода, которая является основой для существования праздника. Однако существует и точка зрения о стереотипности поведения, проявляющейся в ходе городских праздников и соответствующей определенным нормам.
Неоспоримой является важная функция праздников в объединении членов общества, однако национальные или религиозные праздники могут приводить к дифференциации среди людей.
Праздничные события всегда сопровождаются ритуалами, но в городской среде они часто теряют свою ценность, и современные праздники лишаются своего сакрального значения, уступая место профанным практикам. Городское пространство оказывает влияние на характер праздника, внедряя в него новые, в основном повседневные элементы и формы празднования. Таким образом, город преобразует праздник, придавая ему современные черты и адаптируя к городской реальности.

Заключение

Исследование рассматривает разные идеи о праздниках, такие как социально-воспитательная, гедонистическая, рекреационная и другие. Праздники играют важную роль в формировании ценностей, поведенческих стереотипов и норм нравственности, способствуя духовно-нравственному развитию.
Современная культурная индустрия создает гибкие и актуальные праздники, учитывая и общественные потребности, и личные интересы. Празднования всегда были неотъемлемой частью городской жизни, требуя предварительной подготовки, ориентированной на особенности, потребности и интересы целевой аудитории, включая разработку программы праздника.
В отечественных публикациях 2008—2023 гг. акцентируется внимание на различных аспектах городской праздничной культуры. Эти публикации затрагивают такие темы, как сохранение традиционных праздников, эволюция функций городского праздника, влияние праздника на городское пространство и оформление праздничных мест. Исследования, хотя и обращают внимание на детали, не всегда систематично анализируют праздничную культуру города.
Городской праздник – связующее звено между прошлым и настоящим, объединяя общественные потребности и интересы. Вопреки изменениям в обществе, он продолжает быть ключевым аспектом жизни, отражая эволюцию сознания людей.
Исследования лишь частично раскрывают городскую праздничную культуру. В философском и культурно-философском контексте это понятие не имеет полноценных научных разъяснений. Проблемы формирования городского праздничного календаря и организации пространства остаются мало исследованными.
Для достижения наиболее полного понимания городской праздничной культуры необходимо глубокое изучение ее аспектов (философских) и внимательное рассмотрение нерешенных вопросов формирования праздничного календаря и организации пространства в городах, что позволит точнее определить роль городского праздника непосредственно в современном обществе и лучше понять его эволюцию со временем.
Праздники, традиции и обряды — не просто обычаи современного мира, а национальное наследие, основанное на мировоззрении предков. Эти элементы формируют культурную идентичность региона, выделяя его уникальность.
Культурная идентичность играет важную роль, связывая людей с будущим своей страны и отражая ценности, связанные с праздниками и традициями. Это символ истории, а также философии, религии и общественной жизни. Примеры таких элементов можно увидеть в разнообразных культурах мира.
Сохранение традиций оказывает глубокое воздействие на культуру, формируя не только внешние отличия между разными обществами, но и определяя их мировоззрение, менталитет, ценностные ориентиры и представления о добре и зле. Традиции, обряды и праздники представляют собой не просто повод для веселья, но и особый канал передачи культурного и социального опыта, обладающий глубоким смыслом и духовной наполненностью.
Сохранение традиций включает не только видимые особенности культурного наследия, но и формирует ценности, мировоззрение и представления о добре и зле. Ритуалы и обряды, пронизанные магией, являются древними источниками ценностей и отражают образ жизни, придавая культуре уникальный характер.
Соблюдение народных традиций способствует объединению людей, стимулирует развитие талантов, формирует моральные ценности и расширяет кругозор, предоставляя возможности для самовыражения. Это позволяет индивидуумам ощущать свою причастность к культуре своего народа и быть представителями своей национальности. Восстановление традиций, праздников и обычаев предоставляет уникальную возможность возрождения духовной культуры, основанной на традиционных ценностях, и празднично-обрядовая культура становится ключевой составляющей культурной идентичности народа.

Список источников и литературы

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 10.01.2024)
2. Конституция Республики Тыва (принята Референдумом Республики Тыва 6 мая 2001 г.) (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант». – Режим доступа: https://constitution.garant.ru/region/cons_tiva/(дата обращения: 10.01.2024)
3. Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 N 1532 (ред. от 27.07.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210753/(дата обращения: 10.01.2024)
4. Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/(дата обращения: 10.01.2024)
5. Агапкина Т.А. Масленица // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М.: Институт славяноведения РАН, 2004. Т. 3. С. 194–199.
6. Бабичева О. Ю. Основные факторы бытования традиционной праздничной культуры // Научная палитра. 2020. № 3(29). С. 36.
7. Большая советская энциклопедия. 1974. М.: Советская энциклопедия, 616 с.
8. Бредис М. А. Символика числа девять в тувинской лингвокультуре (на фоне ряда тюркских и монгольских языков) // Новые исследования Тувы. 2023. №1. С. 228-242.
9. Васильев, В. Е. Пасха и праздник Ыhыах: путь жертвы от духа-зверя до богочеловека / В. Е. Васильев // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2017. № 3(20). С. 36-42.
10. Виноградов Г. С. Страна детей: Избранные труды по этнографии детства. СПб., 1999. 550 с.
11. Газета «Тува ардын үнен» (Правда тувинского арата). – Режим доступа: https://fond.gosarhivrt.ru/fond_2
12. Григорян А. Э. Культурно-коммуникативная функция современного городского праздника // Право и практика. 2020. №6. 222—226.
13. Демина Л. В. Традиционный праздник в контексте современной культуры // Вестник Челяб. акад. культуры и искусства. 2011. № 1(25). С 103-107.
14. Демченко, П. Н. Элементы масленичной обрядности через призму мифологии и язычества / П. Н. Демченко // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 12-2(74). С. 57-59.
15. Ерилина, А. А. Инструменты сохранения русской традиционной культуры в культурно-досуговых учреждениях / А. А. Ерилина // Научная палитра. 2023. № 4(42). С. 54.
16. Ерошенко, Ю. В. Этнические праздники, обряды и традиции как способ сохранения культурной идентичности народа / Ю. В. Ерошенко, Т. Н. Гнеушева // Проблемы этнохудожественной культуры и её потенциал в образовательной среде. Курск. 2023. №5. С. 343-347.
17. Жуковская, Н. Л. Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии / АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая / Н. Л. Жуковская. — М.: Наука, 1986. — 254 с.
18. Капустин П. Праздник как проектное событие городской среды // Проект Байкал. 2020. Т. 17. № 63. С. 27—36.
19. Кара-оол, Л. С. Термины родства и свойства в тувинском языке / Л. С. Кара-оол. — Кызыл: [Б.и.], 2006. — 252 с.
20. Колпакова, Н. П. Терский берег [Текст] / Н. Колпакова. — Вологда : Северное обл. изд-во, 1937. — 184 с.
21. Кужугет Ш. Ю. Культ огня в праздничной культуре горожан Тувы // XIV Конгресс антропологов и этнологов России : сб. материалов. Томск, 6-9 июля 2021 г. М. ; Томск : Изд-во Томск. гос. ун-та, 2021. №5. С. 112.
22. Кужугет, А. К. Культурная политика Тувинской Народной Республики по организации празднеств / А. К. Кужугет // Новые исследования Тувы. 2020. № 3. С. 7.
23. Ламажаа Ч.К. Социальная культура тувинцев и онлайн-пространство. Новые исследования Тувы. 2021. № 2. С. 115–129.
24. Ламажаа, Ч. К. о. Святое в тувинской культуре: прошлое и современность / Ч. К. о. Ламажаа, Н. Д. Сувандии, А. В. Монгуш // Новые исследования Тувы. – 2023. – № 3. – С. 220-241.
25. Линденау, Я. И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII в.): историко-этнографические материалы о народах Сибири и Сев.-Востока / Я. И. Линденау. — Магадан: кн. изд-во,1983. — 176 с.
26. Мазалова, Н. Е. Состав человеческий. Человек в традиционных соматических представлениях русских / Н. Е. Мазалова. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. — 192 с.
27. Майны Ш. Б. Современная праздничная культура Тувы // XIV Конгресс антропологов и этнологов России : сб. материалов. Томск, 6-9 июля 2021 г. М. ; Томск : Изд-во Томск. гос. ун-та, 2021. – 854 с.
28. Майны, Ш. Б. Семейные обряды тувинцев сегодня / Ш. Б. Майны // Материалы международного симпозиума хакасского эпоса. – Абакан, 2021. №6. С. 288-291.
29. Манышев С.Н. Русские: история, культура, традиции. Махачкала: ИД «Эпоха», 2013. — 80 с.
30. Мордасов А. А. К вопросу моделирования традиционных (народных) календарных праздников // Искусствоведение: теория, история, практика. 2015. № 1 (11). С. 8-12.
31. О свободе совести и религиозных организациях // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 41. Ст. 813.
32. Определение о принятом Законе СССР о свободе совести // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 21. Ст. 241.
33. Петеримова, М. Аксиологические основы традиционной обрядовости в современной праздничной культуре / М. Петеримова // Культурная среда и культурные практики Санкт-Петербурга: опыт и инновации. – Санкт-Петербург. 2022. №8. С. 156-158.
34. Прокофьева Н. Е., Максимова Т. С. Городской праздник в контексте событийной индустрии // Культурные индустрии в институтах общества потребления. Материалы Всероссийской науч. конф. Великий Новгород, 2020. №8. С. 274—278.
35. Пыльцына, К. А. Популяризация традиционных праздников русского народа как основной фактор сохранения культурной идентичности подрастающего поколения / К. А. Пыльцына // Искусство – культура – образование – региону 2023. – RUS. 2023. №8. С. 95-97.
36. Радлов, В. В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи: В 10 ч. Ч. 9. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов: тексты собранные и пер. Н. Ф. Катановым / В. В. Радлов. — СПб.: тип. Академии наук, 1907. — 756 с.
37. Роднов М.И. Дворянская усадьба Уфимского уезда второй половины XIX в. Восток. Север. / М.И. Роднов. — Уфа, 2017. — 204 с.
38. Рябков В.М. Масленица в историографии культурологии и истории социально-культурной деятельности // Вестник культуры и искусств. 2020. № 1 (61). С. 62–72.
39. Сахаров И.П. Масляница // Сказания русского народа. — М.: Советская Россия, 1990. – 356 с.
40. Смирницкая Е.В. Масленица // Большая Российская энциклопедия: в 30 томах / Отв. ред. С.Л. Кравец. М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. Т. 19. С. 276–277.
41. Соколова В.К. Масленица (ее состав, развитие и специфика) // Славянский и балканский фольклор: генезис, архаика, традиции. — М.: Наука, 1978. – 455 с.
42. Сувандии, Н. Д. Тувинская антропонимия: дис. … канд. филол. наук / Н. Д. Сувандии. — М., 2004. — 191 с.
43. Суханов, И. В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления / И. В.Суханов. — Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1973. -256 с.
44. Тарбастаева, И. С. Тувинская семья — традиции и современность [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2010. № 2. С. 259-267.
45. Татаринцева, М. П. Старообрядцы в Туве: ист.-этнографический очерк / М. П. Татаринцева; М-во кадровой политики, науки и учеб. заведений Респ. Тыва, Тувинский ин-т гуманитарных исслед. ; отв. ред. Ф. Ф. Болонев. — Новосибирск : Наука, 2006 (Новосибирск : Наука). – 213 с.
46. Челинцева М. Н. Проблемы преобразования элементов традиционной духовной культуры в условиях индустриального общества (на примере народных праздников в Ломбардии) // Научный альманах. Традиционная культура. 2016. № 1 (61). С. 7-18.
47. Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI–XIX веков (очерки по истории народных верований). — М., 1957. — 236 с.
48. Шангина И.И. Русские традиционные праздники. — СПб.: Азбука-классика, 2008. — 336 с.
49. Юрова О. А. Праздничная культура в городском контексте: обзор // Социология города. 2023. № 3. С. 14—25.
50. Mongush, M. V. Tuvinians in China: Aspects of their History, Language and Culture / M. V. Mongush // Culture and Environment in Inner Asia. Society and Culture. — 1996. — Vol. 2. — Pp. 116-133.
51. Nishimura, M. A Social Adaptation of Reindeer Herder»Tsaatan» in a Period of Post-socialism: A Case Study About a Taiga District of North Mongolia / M. Nishimura // JCAS Occasional. — 2003. — Paper. No 20.
52. Oelschlägel, A. Der WeiBe Weg: Naturreligion und Divination bei den West-Tyva im Suden Sibiriens / A. Oelschlägel. — Leipzig: Leipziger Universitatsverlag, 2004. – 147 р.
53. Shimamura, I. The Movement for Reconstructing Identity through Shamanism: A Case Study of the Aga-Buryata in Post-socialist Mongolia / I. Shimamura // Inner Asia. — 2004. — No. 6. — Pp. 197-214.
54. Takashima, N. Tuvagokyouhon (Учебник тувинского языка) / N. Takashima. — Tokyo, 2008. – 255 р.
55. Taube, E. Anfänge der Seßhaftwerdung bei den Tuwinern im Westen der Mongolischen Volksrepublik / E. Taube // Die Nomaden in Geschichte und Gegenwart. — 1981. — S. 97-109.
56. Какие народы населяют Республику Тыва? – URL http://bolshoyvopros.ru›questions/3046011-kakie-narody-02007040001 (дата обращения: 20.01.2024).

Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф