Страницы: 1 2
Оглавление
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы предоставления мер социальной защиты с использованием электронного сертификата
- 1.1 Понятие социальной защиты населения и ее роль в обеспечении поддержки жителей
- 1.2 Виды, принципы и правовая база социальной защиты населения
- 1.3 Особенности предоставления мер социальной защиты с использованием электронного сертификата
- Глава 2. Анализ предоставления мер социальной защиты с использованием электронного сертификата в Российской Федерации
- 2.1 Динамика социальной защиты инвалидов в РФ
- 2.2 Основные проблемы предоставления мер социальной защиты с использованием электронного сертификата
- Глава 3. Направления повышения эффективности предоставления мер социальной защиты с использованием электронного сертификата
- 3.1 Мероприятия по повышению эффективности предоставления мер социальной защиты с использованием электронного сертификата
- 3.2 Оценка эффективности мероприятий
- Заключение
- Список использованных источников и литературы
Введение
Отдельную сложность всегда составляли меры поддержки, предоставляемые в натуральном виде. Например, сегодня гражданам с инвалидностью предусмотрена поддержка в виде обеспечения техническими средствами реабилитации. Сейчас государственной поддержкой для получения слуховых аппаратов, кресел-колясок, протезов и других изделий пользуются порядка 1,5 млн граждан. 81% из них получают эти средства по результатам оптовых закупочных процедур. Эти изделия в отдельных случаях не могут удовлетворить индивидуальные потребности гражданина. 19% людей с инвалидностью приобретают средства реабилитации самостоятельно с последующим возмещением части средств. Но процедура возврата денег трудоемкая, длительная и требует отвлечения собственных ресурсов на длительный период. У ряда граждан с инвалидностью просто нет возможности задействовать собственные средства для покупки необходимого протеза или коляски. Поэтому государственные органы столкнулись с необходимостью упростить содействие государства в самостоятельной покупке ТСР. Решение проблемы – совместный продукт с национальной системой платежных карт «МИР» – электронный сертификат. Электронный сертификат – это универсальный инструмент для реализации прав граждан на меры поддержки. Это не замена натуральной формы, а дополнительная опция.
Формирование электронных сертификатов и их использование планируется реализовать по реестровой модели на базе существующей информационной инфраструктуры. За основу работы системы взята единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО). В ЕГИССО уже содержатся сведения о праве граждан на те или иные формы помощи. Если гражданин выбирает получение поддержки посредством сертификата, к его карте «МИР» будут привязаны средства на приобретение конкретного вида товара. Федеральное казначейство будет в автоматическом режиме контролировать использование средств. Разработанные технологические решения позволяют сделать предлагаемый алгоритм настолько простым в использовании, что для гражданина эта процедура будет обычной покупкой в магазине.
На первом этапе электронный сертификат можно будет применять только при покупке готовых изделий в офлайн-магазинах. На втором этапе расширятся возможности электронного сертификата и с его помощью можно будет приобретать изделия под заказ и в интернет-магазинах. Таким образом, гражданин получит гарантированную государством сумму на покупку необходимого изделия. При желании он сможет дополнить этот лимит собственными средствами для приобретения более функциональных устройств.
Простота механизма соответствует принципам и подходам социального казначейства. В перспективе электронный сертификат может стать универсальным инструментом, который применяется и для предоставления других мер поддержки, которые сегодня гражданин получает в электронной форме. Помимо очевидных преимуществ для гражданина – скорость получения поддержки, возможность выбирать наиболее подходящий вариант изделия, — электронный сертификат несет целый ряд плюсов для бизнеса. Поскольку основной рынок средств реабилитации сейчас находится в государственных закупках и реализуется в рамках государственных контрактах для Банков-эквайеров, появятся дополнительные операции и вознаграждения по операциям с применением электронного сертификата. Для производителей средств реабилитации и поставщиков появляется дополнительный рынок сбыта, растет мотивация малого и среднего бизнеса.
Степень разработанности темы. При изложении теоретических вопросов в магистерской диссертации были использованы научные труды и учебные пособия по социальной защите населения таких известных российских ученых, как Блинова М.Г., Закиров Р.М., Корнилова М.В., Корсаненкова Ю.Б., Макарова Е.А., Мачульская Е.Е., Носова Н.А., Павлюк С.В., Парфенова О.А., Сабанов З.М., Тучкова Э.Г., Филиппова М.В. и др.
Объектом исследования система социальной защиты населения в России.
Предмет исследования – предоставление мер социальной защиты с использованием электронного сертификата.
Целью исследования является комплексное теоретико-прикладное изучение системы предоставления мер социальной защиты с использованием электронного сертификата.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1) проанализировать понятие социальной защиты населения и ее роль в обеспечении поддержки жителей;
2) выделить виды, принципы и правовую базу социальной защиты населения;
3) изучить особенности применения электронного сертификата в системе мер социальной защиты населения;
4) рассмотреть динамику реализации мер по социальной защите инвалидов в РФ;
5) выделить проблемы предоставления мер социальной защиты с использованием электронного сертификата;
6) определить предложения по повышению эффективности предоставления мер социальной защиты с использованием электронного сертификата;
7) оценить социально-экономическую эффективность проекта.
Методологической основой исследования является системный подход, в рамках которого мы широко использовали метод структурно-функционального анализа, а также общенаучные методы – анализ и синтез, абстрагирование, описание, объяснение; общелогические методы – дедуктивный, индуктивный и традуктивный. Для получения эмпирических данных мы применяли интервьюирование граждан и муниципальных служащих, анализ документов, сравнительный анализ и др.
Применение вышеизложенных научных методов обеспечило выполнение требований комплексного и междисциплинарного подхода к диссертационному исследованию, концепция которого заключается в широком использовании достижений ряда социальных наук и гуманитарных дисциплин, без применения которых изучение заявленных проблем было бы односторонним.
Научная новизна исследования заключается в определении основных направлений совершенствования системы предоставления мер социальной защиты с использованием электронного сертификата.
Глава 1. Теоретические основы предоставления мер социальной защиты с использованием электронного сертификата
1.1 Понятие социальной защиты населения и ее роль в обеспечении поддержки жителей
Наличие социальной защиты можно признать одним из наиболее значительных социальных достижений 20 века. Системы социальной защиты позволяют обществам повышать благосостояние и безопасность своих граждан, защищая их от уязвимости и лишений, с тем чтобы они могли вести достойную жизнь. Социальная защита может удовлетворить основные потребности человеческого выживания, обеспечивая базовую социальную и экономическую безопасность[1].
Социальную защиту также определяют как набор стратегий и программ, направленных на сокращение бедности и уязвимости путем содействия эффективному рынку труда, уменьшения подверженности людей рискам и повышения их способности защищать себя от опасностей и прерывания/потери дохода. Социальная защита занимается защитой и оказанием помощи бедным и уязвимым слоям населения, таким как дети, женщины, пожилые люди и инвалиды, перемещенные лица, безработные и больные. Социальная защита пересекается с рядом мер по обеспечению средств к существованию, человеческого капитала и продовольственной безопасности. Социальная защита – это обеспечение безопасности людей и семей перед лицом уязвимости, непредвиденных обстоятельств, доступа к медицинскому обслуживанию и безопасности условий труда. Цели мероприятий по социальной защите широко варьируются от сокращения масштабов нищеты и уязвимости, наращивания человеческого капитала, расширения прав и возможностей женщин и девочек, улучшения условий жизни и реагирования на экономические и другие потрясения.
Рекомендация 202 Международной организации труда (МОТ) рекомендует, чтобы минимальные уровни социальной защиты соответствовали минимальным требованиям социального обеспечения, таким как основные медицинские услуги, всестороннее развитие детей, безработица, охрана материнства и обеспечение инвалидности, когда активная возрастная группа не может зарабатывать, и обеспечение базового дохода для пожилых людей. Минимальные уровни социальной защиты – это набор национальных гарантий социального обеспечения, которые обеспечивают доступ к основным медицинским услугам и базовым гарантиям дохода для всех, кто в них нуждается. Системы социальной защиты помогают отдельным лицам и семьям, особенно бедным и уязвимым, справляться с кризисами и потрясениями, находить работу, повышать производительность труда, инвестировать в здравоохранение и образование своих детей и защищать стареющее население.
Социальная защита шире, чем социальное обеспечение, которое включает социальные услуги, защиту от финансовой нестабильности и социальное обеспечение. Социальная защита предназначена для оказания помощи в случае жизненных катастроф в партнерстве с государственным и частным секторами, что означает лучшие результаты. Его цель состоит в том, чтобы повысить способность удовлетворять потребности людей и способствовать благосостоянию людей[2].
Всемирный банк (2012) подчеркивает, что социальная защита и другие меры могут защитить людей от потрясений и помочь им улучшить свои средства к существованию и создать возможности для улучшения жизни для себя и своих семей. Социальная защита и мероприятия, такие как маркетинг рабочей силы, политика и программы, связанные с социальным страхованием и социальной помощью, предназначены для отдельных лиц и семей, и общины могут быть широко преобразованы, создав основу для инклюзивного роста и социальной стабильности. Программы социальной защиты и социальной помощи, перечисленные в категориях мероприятий, основанных на 10-летней стратегии Группы Всемирного банка в области социальной защиты и труда, направлены на борьбу с хронической нищетой. Их главная цель состоит в том, чтобы защитить бедных людей, семьи и общины в целом от необратимых и катастрофических потерь человеческого капитала, тем самым способствуя справедливости путем защиты от нищеты и поощрения равенства возможностей. Кроме того, социальная защита и меры обеспечивают широкую основу для инклюзивного роста и социальной стабильности. Меры социальной защиты в основном направлены на поведение семьи и отдельных лиц и тем самым влияют на поведение всего общества. Таким образом, социальный и культурный контекст влияет на их результаты. Сохраняющиеся недостатки и проблемы привели к отсутствию прогресса во многих странах в достижении Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия (ЦРДТ).
Меры социальной защиты могут иметь потенциал для непосредственного улучшения благосостояния отдельных лиц, семей и, следовательно, общества в целом. Социально-экономическая безопасность является ключом к благополучию отдельного человека и семей в обществе. Реагируя на потребности людей, социальная защита способствует социальной интеграции, гендерному равенству и помогает строить безопасные сообщества и стабильные общества, тем самым способствуя достижению ЦУР[3].
В узком понимании слова социальная защита – это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий органов государственного управления, а также системы социальных служб и организаций различных форм собственности экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее социально уязвимых слоев населения. Здесь социальная защита населения рассматривается как определенные действия государства по распределению или потреблению созданного продукта для определенных нуждающихся слоев населения (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Понятие социальной защиты населения
При определенных условиях, не всегда одинаковых по отношению к различным слоям населения, каждый член общества может и должен рассчитывать на гарантированную социально-экономическую защиту. Таким образом, социальная защита – это не только определенные права, но и определенные обязанности со стороны субъектов социальной защиты. Для одних членов общества государство создает социальные, экономические и правовые условия для гарантированного обеспечения и самообеспечения, а для других — условия нормального обеспечения за счет трудоспособной части общества[1].
Бизикова Т.А. и Соколова В.М. в своей статье «Система социальной защиты населения России: эволюция, современное состояние и возможности улучшения» рассматривают социальную защиту населения как это постоянно изменяющееся историческое явление. Ее эволюция тесно взаимосвязана с экономической эволюцией государства и общества. На современном этапе социальная защита населения — важнейшее направление социальной политики России. Однако, несмотря на это, сегодня в ней еще существует ряд проблем, требующих скорейшего решения. Изучение эволюции социальной защиты населения позволяет, с учетом прошлых ошибок и достижений, развивать и улучшать ее[2].
В статье Джаватова Д.К. и Маллаевой М.И. «Социальная защита населения: проблема формирования региональной модели» отмечается, что современные социально-экономические преобразования способствовали повышению внимания к обеспечению эффективной социальной защиты населения. Рассмотрена региональная модель социальной защиты, необходимость создания которой обусловлена экономико-географическими особенностями и уровнем развития Республики Дагестан. Проанализированы преимущества системного подхода к организации социальной защиты, определены факторы, способствующие формированию региональной модели социальной защиты, ориентированной на использование экономического потенциала домохозяйств республики[3].
Силантьева Т.А. в статье «Социальная поддержка как фактор психологической устойчивости личности и безопасности инклюзивного образовательного пространства» рассматривает стресс и его выраженность в форме дезадаптации как один из главных факторов угрозы психологической безопасности студентов в инклюзивном образовательном пространстве. Утверждается, что социальная поддержка является фактором повышения психологической устойчивости личности. В качестве гипотезы было выдвинуто и подтверждено предположение о разной роли социальной поддержки для студентов с ограниченными возможностями здоровья и здоровых студентов в связи со стрессом[4].
Субъектами социальной защиты населения выступают те организации и люди, которые занимаются этой работой. Главным субъектом социальной работы являются люди, которые занимаются этой деятельностью профессионально или на общественных началах.
Объектами социальной защиты являются люди, которые нуждаются в посторонней помощи: пожилые, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; а также люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, которые ведут асоциальный образ жизни, неполные семьи, осужденные, отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и другие.
Социальная защита населения выполняет ряд определенных функций. Их можно объединить в следующие четыре основных функциональных категории: экономическая, превентивная, реабилитационная и институциональная. Экономическая функция заключается в возмещении человеку утраченного дохода вследствие наступления таких социальных рисков, как постоянная или временная потеря трудоспособного состояния и здоровья, а также компенсации дополнительных расходов, связанных с лечением и инвалидностью. Превентивная функция социальной защиты связано с проведением медицинских и организационно-технических мероприятий, которые способствуют защитить здоровье и трудоспособность человека. Реабилитационная функция предусматривает профессиональную, медицинскую, и социальную реабилитацию человека, проводимую с целью восстановления утраченного здоровья и трудоспособности, а также содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики. Институциональная функция предусматривает обеспечение функционирования механизмов социальной защиты населения и поддержание институтов[5].
В целом, обобщив трактовку категории «социальная защита», представляется возможным сформулировать авторское определение социальной защиты населения – совокупность государственных институтов федерального, регионального и местного уровня, а также программно-целевых мероприятий, направленных на минимизацию отрицательного влияния факторов, снижающих качество жизни населения, смягчение негативных последствий, в результате наступления социальных рисков.
1.2 Виды, принципы и правовая база социальной защиты населения
Социальная защита включает в себя такие виды деятельности как:
1 Социальная помощь – безвозмездные переводы наличными, ваучерами или натурой (включая школьное питание) нуждающимся лицам или домохозяйствам; программы общественных работ; отказ от платы (за базовые услуги здравоохранения и образования); и субсидии (например, на продукты питания, топливо)[6].
2 Социальное страхование – схемы взносов, обеспечивающие компенсационную поддержку в случае непредвиденных обстоятельств, таких как болезнь, травма, инвалидность, смерть супруга или родителя, материнство/отцовство, безработица и пр..
3 Услуги социальной помощи для тех, кто сталкивается с социальными рисками, такими как насилие, жестокое обращение, эксплуатация, дискриминация и социальная изоляции.
4 Программы на рынке труда – активные (стимулирующие участие на рынке труда) или пассивные (обеспечивающие минимальные стандарты занятости).
Социальная помощь и социальное страхование вместе составляют «социальное обеспечение», термин, часто используемый МОТ и другими органами ООН как синоним социальной защиты[7].
Социальная помощь определяется как мероприятия, не предусматривающие взносов (т.е. полная сумма выплачивается поставщиком услуг), направленные на то, чтобы помочь отдельным лицам и домохозяйствам справиться с нищетой, нуждой и уязвимостью. Эти программы ориентированы на бедных и уязвимых слоев населения. Некоторые из них ориентированы на категории уязвимости, а некоторые ориентированы на домохозяйства с низким уровнем дохода. Они обычно предоставляются государством и финансируются за счет национальных налогов (Барриентос, 2010). Поддержка со стороны доноров также важна в условиях с низким уровнем дохода. Это основная форма социальной защиты, доступная в большинстве развивающихся стран (там же). Примеры включают безусловные и условные денежные переводы, социальные пенсии без взносов, продовольственные и другие переводы в натуральной форме, программы школьного питания, программы общественных работ и пр.
Другой термин, «сети социальной защиты», используется Всемирным банком взаимозаменяемо с социальной помощью. Однако для других участников процесса развития системы социальной защиты означают более краткосрочную и/или ориентированную на чрезвычайные ситуации форму социальной защиты, особенно для того, чтобы помочь людям удовлетворить насущные основные потребности во время кризиса.
В общем случае социальную защиту подразделяют на следующие виды (рисунок 1.2):
Рисунок 1.2 – Классические виды социальной защиты населения в Российской Федерации
Следует отметить такие изменения в системе социальной защиты, произошедшие в последние 20 лет, как[8]:
– страховая форма пенсионного обеспечения за исключением выплат государственных и социальных пенсий;
– монетизация большинства льгот;
– принятие закона о социальном обслуживании и развитии данной формы социальной защиты и др.
С учетом вышеуказанных тенденций предлагается следующая структура видов социальной защиты населения в Российской Федерации (рисунок 1.3):
Рисунок 1.3 – Предлагаемая структура видов социальной защиты населения в Российской Федерации
Виды социального обеспечения имеют также дифференциацию на федеральном и региональном уровне. Так, на региональном уровне предоставляются такие виды социального обеспечения как[9]:
– санаторно-курортное оздоровление;
– социальное пособие гражданам;
– назначение государственных пособий гражданам, имеющим детей;
– меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– оздоровление детей школьного возраста;
– выплата пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы региона;
– назначение и выплата пенсий по случаю потери кормильца родителям военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы;
– ежемесячная пожизненная выплата лицам, удостоенным почетного звания «Почетный гражданин» региона;
– выплаты и оздоровление разделом Ежемесячная денежная выплата отдельным категориям ветеранов, жертвам политических репрессий и ветеранам труда региона;
– ежемесячная денежная выплата гражданам, получающим меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета;
– оздоровление детей школьного возраста.
Следует выделить важнейшие принципы социальной защиты (рисунок 1.4):
Рисунок 1.4 – Принципы социальной защиты населения Российской Федерации
Рассмотрим данные принципы более подробно[10]:
— социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, реализация ее прав на свободный труд, выбор профессии, места работы и обучения; обеспечение приемлемых условий труда, защита здоровья и жизни, компенсация утраты трудоспособности;
— социальная справедливость в области трудовых отношений — равное вознаграждение за равный труд, право на безопасность и гигиену труда, сохранение здоровья и трудоспособность граждан, на социальные пособия в случае болезни, на высокий уровень компенсации постоянной утраты трудоспособности, обеспечение медицинской социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве;
— всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально-экономического развития общества;
— минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации, безопасности и достижение социального согласия в обществе по поводу установления уровней профессиональных и социальных рисков, социальных гарантий по их минимизации и компенсации.
Соблюдение вышеперечисленных принципов обеспечивает комплексность мер, являющуюся основой построения эффективной системы социальной защиты населения в государстве.
Законодательство в области социальной защиты населения является самым дифференцированным в российской правовой системе, содержит много бланкетных норм и, согласно мнению многих ученых, требует кодификации в рамках единого социального кодекса[11].
Российская система нормативно-правового регулирования социальной защиты населения учитывает положения многих международных правовых актов, таких как:
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г.
- Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.).
- Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
- Декларация прав инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1975 года и др.
Основным законом государства Российской Федерации является Конституция РФ принятая 12 декабря 1993 года в результате проведенного референдума. Конституция РФ закрепила, что «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (п. 1 ст. 39). Это конституционное положение характеризует Россию, как социальное государство[12].
Закрепление в Конституции гарантий социального обеспечения является устойчивой традицией Российского государства и соответствует положениям международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека (ст. 22 и 25); Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 9, ч. 1–3 ст. 10); Конвенции о правах ребенка (ч. 1 ст. 26) и др.
Государственная политика в области социальной защиты, нашла дальнейшее отражение в нормативных правовых актах по целевым группам населения. Например, в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В настоящее время социальная политика в отношении инвалидов осуществляется в рамках международного, федерального и регионального законодательства. Современные российские законодательные акты по части заботы и помощи людям с ограниченными возможностями в содержательном плане приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире. В течение последних десятилетий в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования данной политики.
В настоящее время многие стандарты Европы в Российской Федерации невыполнимы в силу различных экономических причин. Наиболее востребованные в нашей стране социальные гарантии, касающиеся повышения уровня жизни граждан и условий труда, а также уровня его оплаты требуют значительных финансовых затрат.
В Российской Федерации права людей с ограниченными возможностями и защита их интересов закреплены федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Однако, большинство инвалидов из-за того, что нет условий для доступности в различные социально – значимые учреждения не могут реализовать свои права в полной мере.
Официально провозглашаемая политика в области социальной защиты инвалидов и ее реализация весьма расходятся. Важную роль играет слаженная работа законодателя, ученых-правоведов и юристов-практиков в деле создания эффективного механизма правового регулирования, который бы в полной мере смог обеспечить высокий уровень обеспечения прав инвалидов, соответствующий международным стандартам[13].
В систему нормативно-правовых актов, регулирующих систему социальной поддержки и социальной защиты населения, включаются также нормативно-правовые акты по основным видам социальной защиты населения:
Таким образом, традиционная структура видов социальной защиты населения претерпела значительные изменения в последние 20 лет за счет формирования страховой системы социального обеспечения и выделения государственных пенсий вне ее, монетизация льгот, развитие социального обслуживания. Традиционные принципы социальной защиты населения обусловлены необходимостью учета и предотвращения социальных и профессиональных рисков, то есть основаны на страховом формате социальной поддержки и защиты. Законодательство о социальной защите населения крайне дифференцированно, содержит бланкетные нормы, что создает многочисленные злоупотребления при его реализации.
1.3 Особенности предоставления мер социальной защиты с использованием электронного сертификата
Рассмотрим наиболее распространенные меры социальной защиты инвалидов в отечественной и зарубежной практике.
Денежные переводы – это прямые, регулярные и предсказуемые переводы, которые все чаще оплачиваются через защищенные электронные системы, такие как непосредственно на банковские счета, счета мобильных телефонов или на смарт-карты. Они преследуют двойную цель – обеспечить немедленную помощь и сократить масштабы нищеты, а также способствовать повышению устойчивости бедных домохозяйств, позволяя им сберегать, инвестировать и лучше справляться с рисками и потрясениями. Денежные переводы могут принимать различные формы: простые переводы, переводы, обусловленные определенными требованиями, и переводы в сочетании с предоставлением или связями с другими услугами[14]:
Безусловные денежные переводы не имеют никаких требований в отношении того, как они расходуются, или каких-либо условий для их получения. Они реализуются как на национальном уровне правительствами, так и в меньших масштабах НПО.
Условные денежные переводы предоставляются с требованием, чтобы получатель выполнял определенные условия, часто связанные с развитием человеческого капитала, такие как посещение лечебных учреждений или обеспечение того, чтобы дети ходили в школу. Таким образом, такие выплаты направлены на сокращение как краткосрочной продовольственной незащищенности, так и долгосрочной передачи бедности и уязвимости от поколения к поколению.
В зарубежной практике программы Cash plus сочетают денежные переводы с одним или несколькими видами дополнительной поддержки, исходя из понимания того, что только наличные деньги не могут устранить нефинансовые и структурные барьеры на пути повышения уровня жизни и благосостояния. Это довольно новая волна вмешательств, которая расширилась за последние несколько лет. Они, как правило, сосредоточены либо на улучшении результатов человеческого развития и человеческого капитала (например, улучшение питания, репродуктивного здоровья, сокращение насилия в отношении женщин и девочек), либо на продуктивной интеграции (более устойчивые источники средств к существованию).
Натуральная помощь включает школьное питание, которое представляет собой бесплатную питательную еду в школе – обычно обед – и иногда еду на дом для наиболее нуждающихся детей. Программы школьного питания направлены как на сокращение голода, так и на повышение продовольственной безопасности, а также на повышение посещаемости школ и успеваемости учащихся[15].
Социальные (не предусматривающие взносов) пенсии представляют собой прямые, регулярные и предсказуемые выплаты, выплачиваемые людям старше определенного возраста, и часто представляют собой государственные пенсии.
Программы общественных работ (ПВП) – это виды деятельности, которые предполагают выплату заработной платы (наличными или продуктами питания), часто, но не всегда государством, в обмен на предоставление рабочей силы. Цель состоит в том, чтобы повысить занятость и создать физический или социальный актив с общей целью содействия социальной защите. Иногда их классифицируют как вмешательство на рынке труда в зависимости от того, является ли их функция в первую очередь сокращением масштабов нищеты или созданием рабочих мест. Иногда называемые государственными программами занятости, определяемыми как программы, создающие спонсируемую государством занятость, которая не основана на рынке (известные как программы общественных работ, оплата труда, социальное обеспечение работающих, программы гарантий занятости и т.д.).
Выпускные программы предоставляют последовательный пакет поддержки, включая денежные переводы, передачу активов, доступ к сбережениям и кредитам, а также обучение и инструктаж – в течение ограниченного периода времени с целью укрепления источников средств к существованию и содействия устойчивому выходу из нищеты. Эти программы в первую очередь ориентированы на производительность и ориентированы на домохозяйства с трудоспособностью. Программы выпуска быстро расширились за последнее десятилетие и в настоящее время действуют более чем в 43 странах. Учитывая интенсивность их поддержки и высокую стоимость, большинство программ в настоящее время осуществляются НПО[16].
Отказ от платы обычно субсидирует услуги для бедных, в то время как субсидии используются для поддержания низких цен на определенные товары и услуги. Примеры включают: льготы по медицинскому страхованию, сниженные медицинские сборы; отказ от платы за образование; продовольственные субсидии; жилищные субсидии и пособия; субсидии и пособия на коммунальные услуги и электроэнергию; субсидии на сельскохозяйственные ресурсы; и транспортные льготы. Несмотря на распространенность, они, как правило, имеют ограниченный охват беднейшего квинтиля – в среднем 13% в выборке из 82 стран в базе данных ASPIRE Всемирного банка, которые располагают информацией об отказе от сборов и субсидий.
Программы социального страхования представляют собой схемы взносов, в рамках которых участники осуществляют регулярные платежи в рамках схемы, которая будет покрывать расходы, связанные с событиями в течение жизни. Иногда расходы компенсируются или субсидируются поставщиком страховой программы. Они включают пенсии по старости, по случаю потери кормильца и инвалидности; пособия по безработице, болезни/травме и медицинское страхование; и пособия по беременности и родам/отцовству. Пособия могут выплачиваться через банк или работодателя или неофициально через объединенный фонд на базе сообщества.
Существуют различные формы социального медицинского страхования. Национальное или социальное медицинское страхование основано на обязательном зачислении физических лиц. Добровольные механизмы включают частное медицинское страхование.
В настоящее время предпринимаются усилия по расширению охвата социальным страхованием за пределами формального рынка труда, чтобы охватить неформальных работников (большинство населения трудоспособного возраста в большинстве стран с низким и средним уровнем дохода и другие маргинализированные и уязвимые группы, которые, как правило, исключаются из формальных схем. Эти усилия включают[17]:
Универсальные программы, не предусматривающие взносов, например социальные пенсии, всеобщее медицинское страхование и помощь по безработице, которые финансируются за счет общего налогообложения.
Параллельные схемы – например, в Тунисе действуют различные пенсионные программы для работников государственного и частного секторов, в то время как в Мексике действуют отдельные схемы медицинского страхования с взносами и без взносов, право на которые зависит от статуса человека на рынке труда[18].
Интегрированные на национальном уровне пенсии с явными субсидиями – например, пенсионная система Чили.
Интегрированные системы социального страхования, сочетающие актуарно справедливую систему взносов с явными субсидиями для бедных и неформальных, кажутся более финансово устойчивыми, чем универсальные системы без взносов, и менее искажающими, чем фрагментированные параллельные схемы.
Некоторые страны сочетают финансирование за счет взносов и налогообложения для достижения всеобщего охвата. Например, в Монголии самозанятые и неформальные скотоводы могут присоединиться к системе социального страхования для получения денежных пособий по беременности и родам, в дополнение к которым Система социального обеспечения предусматривает выплату по беременности и родам всем беременным женщинам и матерям младенцев независимо от взносов на социальное страхование, статуса занятости или национальности.
Социальная забота и поддержка в значительной степени дополняют социальную защиту и иногда классифицируются как социальная защита. Экономически и социально уязвимые люди сталкиваются со сложными проблемами. Оказание надлежащей поддержки требует прямой информационно-разъяснительной работы для оценки возникающих проблем и необходимых мер реагирования, которые могут варьироваться от психосоциальной поддержки до подключения к необходимым услугам.
Электронный сертификат – это новый платежный инструмент. Он позволяет направить средства поддержки от государства на приобретение определенных товаров или услуг. При этом конкретную модель товара может выбрать получать социальной помощи. Сам по себе электронный сертификат представляет собой реестровую запись, привязанную к карте МИР получателя. Когда гражданин расплачивается за покупку, средства поступают напрямую продавцу. Электронный сертификат можно использовать на покупку отдельных видов технических средств реабилитации[19].
Внедрение такого инструмента поддержки – это тоже часть проекта социальное казначейство.
Заявление можно подать очно в региональном отделении ФСС, МФЦ или дистанционно через портал Госуслуг.
Что нужно для оформления сертификата:
Необходимые документы для оформления сертификата через МФЦ или в территориальном отделении ФСС
1 Заявление.
2 Документ, удостоверяющий личность (Паспорт) (сведения при электронном обращении).
3 Индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА).
4 Программа реабилитации пострадавшего.
5 Номер карты Мир, выпущенной любым банком.
Для оформления через портал Госуслуги: заявление и реквизиты карты МИР.
Сертификат оформляется 5 рабочих дней. Как только он будет готов, пользователь получит уведомление по почте или онлайн через портал Госуслуги – в зависимости от того, как подавали заявление.
Электронный сертификат – это самый быстрый способ получить государственную поддержку на покупку индивидуально подобранного средства реабилитации. Для гражданина электронный сертификат работает как банковская карта и позволяет мгновенно оплатить выбранный товар, если он соответствует предписаниям медико-социальной экспертизы.
Если человеку с инвалидностью положено несколько видов ТСР, их можно указать в одном заявлении. При этом на каждый вид ТСР выдадут сформируют отдельный сертификат. Все сертификаты будут привязаны к карте МИР. Использовать эти сертификаты можно независимо друг от друга.
Электронный сертификат могут использовать все люди с инвалидностью, которым согласно индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА) или пострадавшие на производстве у которых в программах рекомендовано техническое средство реабилитации. ИПРА и ПРП выдают по результатам медико-социальной экспертизы.
Электронный сертификат – не замена уже действующим способам обеспечения средствами реабилитации, а дополнение к ним.
Электронный сертификат нельзя использовать в любом магазине. Электронный сертификат – это платежный инструмент. Поэтому пользоваться таким инструментом можно только в тех торговых точках, где с таким инструментом работают.
Технические средства реабилитации по электронному сертификату можно приобрести в магазинах, зарегистрированных в Государственной информационной системе электронных сертификатов (ГИС ЭС). Как только магазин проходит регистрацию, он также появляется на карте точек продажи сайта сайте ГИС ЭС (https://gisec.gov.ru/) и в электронном каталоге на карте точек продаж технических средств реабилитации ФСС https://ktsr.fss.ru/[20].
Магазины будут подключаются к ГИС ЭС постепенно, соответственно карта точек продаж будет регулярно пополняться.
Электронный сертификат пока действует не на все технические средства реабилитации, но их перечень довольно широк — он охватывает большинство изделий.
На первом этапе электронный сертификат используется только для покупки готовых изделий. Покупка изделий под заказ будет доступна чуть позже.
Сумма сертификата будет определяться по цене таких технических средств реабилитации, которые Фонд социального страхования приобрел по контракту для обеспечения граждан. Причем, согласно действующему законодательству, учитывается последний исполненный контракт в данном регионе. При этом при расчете компенсации по электронному сертификату не используются те закупки, когда поставщик демпинговал.
При этом человек не должен покупать средства реабилитации в пределах лимита, который установлен по электронному сертификату. Можно оплатить часть стоимости изделия электронным сертификатом, а часть — собственными средствами.
В 2022 году в нескольких регионах России начнется пилотный проект по предоставлению комплексных услуг по реабилитации и абилитации детей-инвалидов с использованием электронных сертификатов (цифровой документ, подтверждающий право на определенные меры социальной поддержки). Постановление об этом утвердил премьер-министр Михаил Мишустин, сообщили в Кабинете министров.
Эксперимент пройдет в Свердловской и Тюменской областях. В его рамках все базовые и сопутствующие реабилитационные услуги детям-инвалидам, проживающим в этих регионах, будут предоставляться комплексно и на основе электронного сертификата. В частности, с помощью сертификата можно будет оплачивать реабилитационные мероприятия в специализированных учреждениях, питание и проживание как пациентов, так и сопровождающих их лиц в этих учреждениях. Кроме того, предусмотрена компенсация путевых расходов до места реабилитации[21].
Проект будет реализован поэтапно. С 1 января по 1 июня 2022 года Министерство труда, Фонд социального страхования, Федеральное казначейство и власти пилотных регионов проведут организационные мероприятия, а со 2 июня 2022 года начнется предоставление самих услуг с использованием электронного сертификата. Услуги будут предоставляться в реабилитационных организациях регионов, а также в федеральных реабилитационных учреждениях, подведомственных Министерству труда.
Пилотный проект продлится до конца 2024 года. После этого Министерство труда представит Правительству отчет о его результатах и целесообразности его распространения по всей стране.
Таким образом, можно констатировать, что за прошедший год завершено создание полного цикла электронного межведомственного взаимодействия, первого для ФГИС ЕГИСЗ, которое решает важную социальную задачу в рамках программы «Доступная среда» и создания Цифрового контура здравоохранения.
Несомненно, работы по совершенствованию разработанных решений будут продолжаться и развиваться по мере постановки новых задач, как в здравоохранении, так и в социальной сфере. В частности, предполагается ввести это совершенствование электронного взаимодействия в рамках создания Единой цифровой платформы социальной сферы (ЕЦП СС), которая начинает разрабатываться Минтрудом России, совместно с ПФР и ФСС.
Глава 2. Анализ предоставления мер социальной защиты с использованием электронного сертификата в Российской Федерации
2.1 Динамика социальной защиты инвалидов в РФ
Существует несколько подходов к пониманию инвалидности. В одном случае акцент делается на конкретных ограничениях жизнедеятельности (полная или частичная потеря трудоспособности и способности к самообслуживанию). В другом речь идет о теориях исключительности, социальной изоляции и других, в рамках которых инвалид рассматривается как лицо, изолированное в той или иной степени от общества, и задачей работы с ним становится включение (инклюзия) его разными способами обратно в общество.
В соответствии с положенными в основу социальной политики по отношению к инвалидам теоретическими постулатами в разных странах по-разному с троится система социальной работы с инвалидами.
Для создания структуры и наполнения моделей программ социальной реабилитации требуется большой объем знаний, информации и опыта в области реабилитации каждой из целевых групп инвалидов. Поэтому в процессе разработки моделей должны активно участвовать все заинтересованные стороны – сами инвалиды, члены их семей, специалисты, органы государственного управления научные коллективы. Разработка и внедрение моделей осуществляется в соответствии со следующими основными ориентирами:
- Реабилитационные услуги должны содействовать выравниванию возможностей.
- Реабилитационные услуги должны способствовать расширению социальной интеграции.
- Планирование услуг, как и их оказание, должно осуществляться на местном уровне.
- Услуги инвалидам оказываются силами обычных социальных учреждений и учреждений здравоохранения, обслуживающих широкое население. В основе деятельности этих учреждений лежит межотраслевой и междисциплинарный подход.
- Уход и реабилитационные услуги должны предоставляться по месту жительства инвалида, на дому или в условиях, максимально приближенных к домашним.
- Необходимо принятие на государственном уровне стратегии ранней реабилитации детей-инвалидов.
Существуют разные подходы к пониманию инвалидности и путям решения ее основных социальных проблем. Созданы международные документы, служащие ориентиром для выработки конкретной социальной политики в различных государствах, выработаны конкретные стандарты и механизмы для решения социальных проблем людей с инвалидностью, но в гораздо меньшей степени выработаны единые подходы к организационным формам разрешения этих проблем, конкретные технологические цепочки реабилитационного воздействия.
В рамках исполнения функции по контролю за деятельностью организаций социального обслуживания в части качества оказания социальных услуг Министерство организовало в 2019 году независимую оценку качества услуг в 56 государственных и муниципальных учреждениях области. Интегрированная оценка качества представлена ниже в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Результаты независимой оценки качества социальных услуг социальными учреждениями РФ в 2019 г.[22]
Критерий оценки | Максимально возможное количество баллов | Среднее количество баллов |
Открытость и доступность информации об организации | 15 | 11,66 |
Комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения | 8 | 5,96 |
Время ожидания услуги | 2 | 1,04 |
Вежливость и доброжелательность | 3 | 2,24 |
Удовлетворенность качеством услуг | 17 | 16,62 |
Всего баллов | 45 | 37,46 |
На основании таблицы качество обслуживания составило около 83% от максимально возможного количества баллов. Это высокая степень качества. Однако следует обратить внимание на два обстоятельства:
Во-первых, наибольшее количество баллов получено по критериям, зависящем в основном от профессионализма и моральных достоинств специалистов социальных организаций (доброжелательность, вежливость, качество непосредственной услуги), в то же время наименьшее количество баллов получено по критериям, зависящим в основном от организации деятельности учреждения (время ожидания, доступность информации, комфортность условий);
Во-вторых, при высокой усредненной оценке, социальное обслуживание в конкретных учреждениях существенно различается. Имеются аутсайдеры с весьма низкими показателями. Это также свидетельствует о недостаточно высоком уровне организационной деятельности, как непосредственных руководителей предприятий, так и самого Министерства.
Реабилитация инвалидов, их социальная адаптации в обществе, реализация обширных всесторонних возможностей является одной из основных задач государства. Задача органов исполнительной власти является создание условий для беспрепятственного осуществления разностороннего потенциала, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями стать полноценными членами общества.
В соответствии с этими задачами в Российской Федерации принят пакет законодательных и нормативных актов, регулирующих права инвалидов, объем и виды государственной помощи, а так же с учётом программно-целевых методов утверждены и в настоящее время реализуются специальные государственные программы.
Министерство социальных отношений на протяжении многих лет разрабатывает и курирует реализацию программ социальной защиты и поддержки инвалидов и других маломобильных граждан. В настоящее время в стадии реализации находятся долгосрочная целевая программа «Доступная среда», а также ряд других программ, в которых в той или иной мере предусмотрена социальная поддержка инвалидов.
Общая численность инвалидов по группам инвалидности представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Общая численность инвалидов по группам инвалидности[23]
Показатели | 2014г. | 2015г.2) | 2016г. | 2017г. | 20183) | 2019 | 2020 | 2021 |
Всего инвалидов, тыс. человек | 12946 | 12924 | 12751 | 12261 | 12111 | 11947 | 11875 | 11631 |
в том числе: I группы | 1451 | 1355 | 1283 | 1309 | 1466 | 1433 | 1422 | 1367 |
II группы | 6595 | 6472 | 6250 | 5921 | 5552 | 5356 | 5209 | 4982 |
III группы | 4320 | 4492 | 4601 | 4395 | 4442 | 4488 | 4556 | 4578 |
дети-инвалиды | 580 | 605 | 617 | 636 | 651 | 670 | 688 | 704 |
Общая численность инвалидов, приходящаяся на 1000 человек населения | 90,1 | 88,4 | 87,0 | 83,5 | 82,5 | 81,4 | 80,9 | 79,6 |
Таким образом, общая численность инвалидов постоянно увеличивается по всем группам инвалидности.
Основные показатели работы бюро медико-социальной экспертизы представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3. Основные показатели работы бюро медико-социальной экспертизы[24]
Показатели | 2014г | 2015г | 2016г | 2017г | 2018г | 2019г | 2020г |
Число бюро медико-социальной экспертизы | 1734 | 1728 | 1711 | 1741 | 1805 | 1793 | 1778 |
Численность врачей-специалистов, работающих в бюро медико-социальной экспертизы, тыс. человек | 4,9 | 4,6 | 4,6 | 6,7 | 7,0 | 6,2 | 6,2 |
в том числе на основной работе | 3,7 | 3,9 | 3,9 | 5,4 | 5,7 | 4,3 | 4,3 |
Численность лиц, впервые освидетельствованных и переосвидетельствованных, тыс. человек | 2781 | 2674 | 2539 | 2455 | 2462 | 2574 | 2510 |
в том числе для определения группы инвалидности | 2413 | 2335 | 2226 | 2134 | 2009 | 1856 | 2004 |
из них признано инвалидами | 2216 | 2111 | 2034 | 1975 | 1846 | 1694 | 1936 |
Несмотря на рост числа инвалидов, увеличения структурного обеспечения социальной защиты данной категории населения на государственной уровне не осуществляется.
Сведения об основных технических средствах реабилитации и протезно-ортопедических изделиях, которыми обеспечены инвалиды представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4. Сведения об основных технических средствах реабилитации и протезно-ортопедических изделиях, которыми обеспечены инвалиды[25]
Показатели | 2014г. | 2015г. | 2016г. | 2017г. | 2018г. | 2019г. | 2020г. |
Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни | 377020 | 404261 | 378276 | 326 879 | 310 575 | 276 212 | 241 478 |
Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные. | 110880 | 143638 | 133262 | 152 903 | 140 466 | 132 685 | 146 312 |
Кресла-стулья с санитарным оснащением | 51742 | 64786 | 54240 | 51 966 | 49 553 | 50 016 | 48 265 |
Протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы | 522955 | 676743 | 642274 | 633 512 | 655 510 | 610 462 | 576 013 |
Ортопедическая обувь | 821147 | 984503 | 844218 | 927 344 | 859 027 | 424 965 | 423 424 |
Противопролежневые матрацы и подушки | 70208 | 89697 | 72471 | 75 283 | 69 700 | 62 394 | 66 106 |
Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления | 77827 | 113706 | 116 053 | 133 892 | 146 829 | 129 814 | 129 758 |
Сведения об основных технических средствах реабилитации и протезно-ортопедических изделиях, которыми обеспечены инвалиды отражают снижение уровня обеспеченности на всем рассматриваемом периоде.
Оценка домохозяйствами, имеющими в своем составе инвалидов, качества и доступности технических средств реабилитации представлена в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Оценка домохозяйствами, имеющими в своем составе инвалидов, качества и доступности технических средств реабилитации (по данным Выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения, в %)[26]
Показатели | Домохозяйства, указавшие сведения по работе медицинских организаций | из них указавшие сведения по работе медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь | |
лицам в возрасте 15 лет и более | детям в возрасте до 15 лет | ||
Домохозяйства, имеющие в своем составе инвалидов1, нуждающихся в технических средствах реабилитации2 – всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
в том числе указали | |||
на наличие недостатков в предоставленных технических средствах реабилитации и/или процедуре их получения | 28,2 | 26,9 | 44,9 |
на отсутствие недостатков в предоставленных технических средствах реабилитации и процедуре их получения | 71,0 | 72,1 | 55,1 |
не определено | 0,9 | 0,9 | 0,0 |
Домохозяйства, указавшие на наличие недостатков в предоставленных технических средствах реабилитации и/или процедуре их получения – всего | 100,0 | 100,0 | …3 |
из них по причине | |||
низкое качество | 39,1 | 39,0 | … |
сложность и трудоемкость процедуры получения | 49,0 | 51,4 | … |
необходимость повторного прохождения медико-социальной экспертизы при повторном получении средств | 17,6 | 16,5 | … |
отсутствие права выбора средств и/или возможности самостоятельного приобретения | 29,2 | 30,1 | … |
отсутствие возможности замены средств на более подходящие | 28,3 | 28,5 | … |
требование сдачи старого технического средства при выдаче нового | 2,4 | 2,6 | … |
Продолжение таблицы 2.5
длительность ожидания очереди на получение средств | 35,6 | 35,6 | … |
другие проблемы | 13,1 | 12,9 | … |
не определено | 0,3 | 0,4 | … |
Таким образом, в условиях постоянной положительной динамики числа инвалидов в Российской Федерации и роста проблем реализации реабилитационных мероприятий для обеспечения повышения качества жизни инвалидов необходимо увеличить государственное регулирование в следующих областях:
1) повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для людей с ограниченными возможностями;
2) повышение качества систем социальной защиты;
3) расширение возможностей в области занятости, в том числе на специально оборудованном рабочем месте.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф