Скоро защита?
Меню Услуги

Представление детских врачей о психологических факторов возникновения бронхиальной астмы. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2


Глава 2. Эмпирическое исследование представлений детских врачей о психологических факторов возникновения бронхиальной астмы

2.1. Организация и методы исследования

В целях попытки выявления наиболее часто встречаемых психологических факторов, способствующих развитию у детей бронхиальной астмы, имеющей психосоматическую природу, нами было принято решение провести открытое анкетирование врачей-педиатров города Северска.

Выбор категории респондентов можем обосновать тем, что именно они чаще всего, в своей профессиональной практике сталкиваются с ситуациями, в которых соматические патологии и расстройства вытекают не только из нарушений в работе и строении дыхательной системы, а и вызваны психоэмоциональными факторами.

Для проведения анкетирования, нами были приглашены 22 врача-педиатров, работающих в различных городских больницах г. Северск, а также 2 клинических психолога.

7 педиатров работают в частных клиниках и медцентрах, 14 – участковые педиатры городской поликлиники.

Критериями включения в выборку респондентов были:

  1. Специализация педиатрия;
  2. Стаж работы не менее 10-ти лет;
  3. Опыт совместной работы с семейными и детскими психоневрологами и психотерапевтами.

Для опроса респондентов, также была разработана специализированная анкета, включающая 8 вопросов, как тестового, так и открытого формата, позволяющая педиатрам выразить свою точку зрения на исследуемую проблему.

Также специальная анкета была разработана для клинических психологов (Приложение 2).

Помимо этого, была предпринята попытка выявить самые частые психологические признаки у пациентов, которые исходя из профессионального опыта респондентов, становились причинами возникновения или же обострения бронхиальной астмы, имеющих психоэмоциональную природу.

Бланк анкетирования представлен в приложении 1.

2.2 Результаты исследования и их обсуждение

Общеизвестным фактом является то, что любое психосоматическое заболевание, и бронхиальная астма, в частности, не может возникнуть исключительно на фоне психоэмоциональных расстройств, оно должно иметь также физиологическую, патологическую подоплеку в той или иной системе органов. Что бы выяснить, какая из систем жизнедеятельности организма в наибольшей степени подвержена негативному влиянию психологических факторов, респондентам был задан следующий вопрос анкетирования.

По его итогам было установлено, что, хоть и не с большим преимуществом, но все же, более восприимчивыми к психосоматическим заболеваниям у детей являются мочевыводящая, дыхательная и пищеварительная системы, 21%, 19% и 16 %, соответственно. На долю же остальных систем организма нервной, опорно-двигательного аппарата и эндокринной приходится 15%, 14% и 14% психосоматических расстройств, соответственно (рис. 1).

Рис. 1. Подверженность систем детского организма психосоматическим заболеваниям

Таким образом, было установлено, что конкретизированной системы органов, которая бы в большей степени была бы восприимчива к возникновению психосоматических заболеваний у детей, не существует. Риск обострения психосоматической патологии автоматически возрастает в той системе, или органе, в котором имеется первоначальная функциональная либо же морфологическая патология.

Исходя из ответов, полученных на 1-ый вопрос анкетирования, мы сконцентрировали дальнейшую исследовательскую деятельность на изучении психоэмоциональных факторов, способных становится причиной возникновения заболеваний в дыхательной системе, а именно на детской бронхиальной астме.

Далее, мы установили, что подавляющий процент опрошенных респондентов сталкивались в своей врачебной практике со случаями, когда бронхиальная астма у ребенка имела не только физиологическую, но и эмоционально-психологическую природу, 76% и 24%, соответственно.

Это свидетельствует о широкой распространённости такого феномена, как психосоматическая природа данного заболевания, среди детского населения города Северск.

Помимо этого, мы считаем, что 24% респондентов, ответивших на первый вопрос анкетирования отрицательно, в действительности, за 10 лет работы педиатрами, несомненно, сталкивались с психосоматической природой БА у своих пациентов, но попросту, или же не смогли их распознать, или же не уделили должного внимания эмоционально-психологической составляющей природы возникновения болезни.

Что бы более детально установить распространённость и частоту встречаемости психосоматической природы БА у детей города Северска, респондентам был поставлен следующий вопрос анкетирования, на который были получены такие ответы:

— 34 % педиатров ответили, что встречают ее в одном из двух случаев;

— 37% — в одном из десяти;

— 23% — в нескольких случаях на 100 пациентов;

— 6% — встречают крайне редко (рис. 2).

Рис. 2. Частота встречаемости психосоматической природы БА у детей города Северск (по данным анкетирования)

Данные рисунка 2, несомненно, доказывают наличие высокой частоты встречаемости психосоматической природы возникновения и обострений БА у детей, с которыми приходится сталкиваться педиатрам города Северск.

В качестве диагностического метода, к которому прибегают врачи педиатры, в процессе констатации наличия у пациентов психосоматической природы бронхиальной астмы у ребенка, чаще всего, респонденты используют сотрудничество с психотерапевтами и частные беседы с ребенком и его семьей, 40% и 30%, соответственно.

Оставшаяся доля опрошенных, предпочитают привлекать к психодиагностике, как ребенка, так и его членов семьи – 4%, самостоятельно проводят психодиагностику – 0%, ничего не предпринимают и продолжают исключительно медикаментозное лечение – 26% (рис. 3).

Рис. 3. Методы и пути диагностики психосоматических факторов возникновения БА у детей (по данным анкетирования)

По данным рис. 3, была выявлена тенденция, свидетельствующая о постоянном сотрудничестве педиатров и психотерапевтов, использовании детскими врачами элементарных приемов психодиагностики, для диагностики наличия психоэмоциональной составляющей возникновения такого заболевания у детей, как бронхиальная астма. Это, безусловно, является положительным фактором, ведь медики уже начали принимать важность и весомость не только физиологической, но и морально-эмоциональной составляющей заболеваний, бронхиальной астмы, в частности.

Плохо то, что опрошенные респонденты, мало знакомы с фактом необходимости диагностической психологической работы с семьями пациентов. Что касается отсутствия самостоятельного проведения психодиагностики ребенка (4%), то это является абсолютно оправданным, так как этот процесс сложный, требует специализированной подготовки, которой обладают лишь единицы педиатров.

Отмечено также, что значительная часть педиатров игнорирует психосоматические симптомы – 26%.

Как известно, психосоматическая природа БА может отмечаться у детей всех возрастных групп, но все же, необходимо выделить категорию, в которой риск, степень воздействия психоэмоциональных факторов на возникновение либо же прогрессию БА, являются наивысшими. Так, по итогам ответов респондентов, было установлено, что, чаще всего, психоэмоциональные факторы, являются причинами бронхиальной астмы у детей младшей и средней школьной возрастных категорий – 32% и 26%, соответственно, реже – 21% у подростков, а также дошкольников – 15%, и совсем редко – 6%, у детей младенческого возраста (рис. 4).

Рисунок 4. Частота встречаемости психосоматической природы БА у детей различных возрастных категорий (по данным анкетирования)

Представленная на рис. 4 тенденция, свидетельствует, что психосоматической природе бронхиальной астмы, присущ фактор возрастного риска. Наибольшая частота возникновения БА на фоне психоэмоциональных нарушений, отмечается в младшем и среднем школьном возрасте. По нашему мнению, это непосредственно связано с высокой степенью неустойчивости детской психики в данном возрасте, возникающей за счет ее формирования и становления, которые усложняются стрессами, связанными с началом школьного обучения, общения со сверстниками, прессингом со стороны педагогов, общества, и конечно же, семьи. С точно такой же закономерностью, только с противоположным знаком, менее всего, данным заболеваниям подвержены младенцы, которые в психосоматическом плане скорее проецируют на себя состояние матери, нежели формируют свое собственное.

Как нам стало известно из проведенного ранее обзора литературы, психоэмоциональными факторами, провоцирующими возникновение, или же приступы бронхиальной астмы в детском возрасте могут быть [6]: чувство подавленности, сдерживание рыданий, боязнь жизни, нежелание быть здесь, «трения» в семье, споры. Ребенок, чувствует себя нежелательным, неспособность выразить свои чувства.

На обострение бронхиальной астмы в детском возрасте негативно влияют стресс, испуг, скандалы, критика, страх.

В целях практического подтверждения, либо же опровержения, мы задали вопросы респондентам, которые после сотрудничества с психотерапевтами, их собственных врачебных наблюдений, включали в анамнез заболевания детей с БА, выявленные у них психоэмоциональные факторы, усиливающие и провоцирующие данное заболевание.

Итак, в своей педиатрической практике, как постоянный фактор возникновения либо же прогрессии бронхиальной астмы у детей, стресс и испуг отмечали 62% респондентов, еще 26% врачей, отметили его как присутствующий примерно в половине клинических случаев детей с БА, 10% опрошенных зачали наличие стресса и испуга у детей с БА, крайне редко, и лишь 2% — не замечали их вовсе (рис. 5).

Рисунок 5. Часто встречаемости стресса и испуга в клиническом анамнезе детей с БА (по данным анкетирования)

Таким образом, данные рис. 5, а также многолетний педиатрический опыт респондентов, несомненно, подтверждают, что стресс и испуг являются факторами возникновения либо же прогрессии психосоматической формы бронхиальной астмы у детей.

В педиатрической практике случаи, когда бронхиальная астма у ребенка развивалась или же прогрессировала на фоне постоянных конфликтов в его семейном, либо же школьном окружении, выделили, как закономерность в высокой частой встречаемости, 74% респондентов, реже с такой ситуацией сталкивались 22% опрошенных педиатров, и только 4% — вовсе не сталкивались с такими ситуациями (рис. 6).

Рис. 6. Часто встречаемости семейных и школьных конфликтов в клиническом анамнезе детей с БА

Данные рисунка 6, доказывают, что наличие конфликтных ситуаций в семейном, либо же школьном окружении детей, становятся предпосылкой развития у них психосоматического заболевания, бронхиальной астмы, в частности.

Среди прочих возможных психоэмоциональных признаков, сопровождающих психосоматическую форму бронхиальной астмы у детей, опрошенные педиатры выделили: чувство подавленности, сдерживание рыданий, боязнь жизни, неспособность выразить свои чувства, 64%, 29%, 36%, 81%, соответственно перечисленным признакам.

Рис.  8. Бывали ли в Вашей педиатрической практике случаи, когда бронхиальная астма у ребенка развивалась или же прогрессировала на фоне негативного стиля воспитания в семье?

Данные рис. 8 говорят о том, что большинство – 54% педиатров не сталкивались с негативным влиянием стиля воспитания в семье на течение БА, однако, 30% врачей иногда с этим сталкиваются и 16% сталкиваются часто. Это говорит о том, что проблема влияния стиля воспитания в семье на развитие БА существует, однако, педиатр не всегда может ее увидеть.

Рис. 9. Как часто вы отмечали случаи, когда возникновение  БА было связано с личностными особенностями ребенка?

34% педиатров отмечают, что личностные особенности ребенка часто влияют на развитие БА, 21% отмечает, что иногда влияют, 45% считают, что не влияют. Тут также очевидно, что это значимый фактор развития БА, однако, педиатры не всегда могут его дифференцировать.

Рис. 10. Какие еще психоэмоциональные факторы, Вы зачастую, встречаете у детей с БА? Предложите свой вариант ответа.

66% педиатров затруднились самостоятельно выделить дополнительные психологические факторы развития БА, 22% назвали психологическую травму, 12% — депрессию матери.

Рис. 11. О каких теоретических моделях и подходах в лечении психосоматический проявлений вы знаете?

Как видно из рис. 11, 43% врачей также затруднились назвать какой-либо подход в проявлении психосоматики, 20% назвали арттерапию, 12% — рационально-когнитивную терапию, 8% — телесно-ориентированную психотерапию, 17% — психоанализ.

Рис. 12. Как часто вы взаимодействуете в лечении БА с клиническим психологом?

Как видно из рис. 12, большинство – 45% врачей часто взаимодействуют с клиническим психологом, что является позитивным фактором, 11% взаимодействуют редко, 44% не взаимодействуют.

Рис. 13. Какие формы сотрудничества с клиническим психологом в лечении БА вы используете?

Большинство – 34% врачей обращаются к клиническому психологу за помощью в проведении психодиагностике, 23% обращаются за консультацией по поводу лечения сами, 32% направляют ребенка и родителей на консультацию к психологу после постановки диагноза БА.

Итак, по итогам анкетирования, нам удалось выявить возрастные и психоэмоциональные факторы риска, способствующие развитию у детей бронхиальной астмы, а также особенности взаимодействия врачей-педиатров и клинических психологов при лечении БА.

2.3. Разработка модели взаимодействия педиатра и клинического психолога в лечении астмы у детей

По результатам проведенного исследования была разработана модель взаимодействия врача-педиатра и клинического психолога при диагностике и лечении БА у детей. Схема представлена на рис. 14.

Рис. 14. Модель взаимодействия педиатра и клинического психолога

Рассмотрим приведенную схему подробнее. Модель состоит из следующих этапов:

1 этап: происходит обращение пациента/родителей к педиатру с наличием жалоб и симптомов.

2 этап: педиатр проводит соответствующую диагностику с привлечением других специалистов.

3 этап: при подтверждении диагноза БА врач разрабатывает стратегию лечения. На этом этапе он рекомендует родителям ребенка обратиться за первичной консультацией к клиническому психологу.

4 этап: на этом этапе клинический психолог проводит первичную консультацию. При необходимости рекомендует проведение психодиагностики для выявления негативных психологических факторов формирования БА.

5 этап: углубленная психологическая диагностика с участием больного и родителей. Диагностический пакет может включать:

— клиническую беседу;

— тест детской тревожности;

— тест «Страхи в домике»

— методику «Несуществующее животное»

— опросник тревожности Ханина-Спилбергера и т.д.

Для  родителей:

— клиническая беседа;

— опросник Варга-Столина «Стиль родительского воспитания;

— опросник АВС и т.д.

6 этап: на основании углубленной психодиагностики разрабатывается индивидуальная психокоррекционная программа для каждой семьи, которая включает работу с ребенком, и , при необходимости, с родителями.

Формы работы с ребенком:

— индивидуальные занятия;

— групповые занятия;

С родителями:

— индивидуальные консультации;

— групповые консультации;

— тренинг;

— совместные занятия с детьми.

7 этап: повторная диагностика, обсуждение результатов терапии и лечения с врачом. Выработка дальнейшей стратегии.

Заключение

Вопрос психосоматических соотношений рассматривается исследователями как одна из наиболее сложных проблем современной медицины и психологии. Рассматривая детскую психосоматику, исследователи сталкиваются с еще более проблемными ситуациями по диагностированию психосоматических симптомов, поскольку дети до шести лет, в большей степени, воспроизводят эмоции и чувства родителей. Еще одним фактором, что затрудняет диагностирование соматического симптома, является несформированность символического мышления у детей до шести лет.

Довольно много симптомов у детей могут быть проявлением психологического протеста или результатом недостаточного внимания или же наоборот, своеобразной реакцией на гиперопеку со стороны близких (родители, бабушки, дедушки и другие). Стоит помнить, что дети и подростки замечают и реагируют на стресс в своей семье, а также переживают свой стресс, но, в то же время, не умеют выражать свои переживания, не могут оформить свои ощущения из-за отсутствия когнитивного опыта, что также может стимулировать развитие психосоматических заболеваний.

Для диагностики в психосоматике, имеют значение такие методы, как беседа, сбор анамнеза жизни, психологические тесты. Поскольку дети, особенно раннего школьного возраста, подростки остро реагируют на любые изменения в ближайшем окружении, становится очевидной необходимость применения биографического анализа для классификации детских расстройств. Ребенок, в свою очередь, легко замечает, что изменения в его поведении негативно влияют на окружающий мир. Он привыкает соответственно соматизировать свои конфликты, если на его поведение не реагируют [10]. Также важно уделить внимание анамнезу детства матери, поскольку большинство расстройств, выявляющихся у ребенка, объясняются конфликтными ситуациями у матери, которая может их проецировать на свое дитя.

Для объективной диагностики психосоматических заболеваний рекомендуется применять ТАТ — тематический тест апперцепции, с помощью которого можно получить информацию, касающуюся основных стремлений, потребностей, конфликтов и другие значимые данные; тест «Тревожность» (по Р. Темплу, М. Дорки, В. Амену) позволяет выяснить уровень тревожности ребенка; проективные техники «Автопортрет», «Три дерева», «Заколдованная семья», «Несуществующее животное». Также важным аспектом диагностики психосоматических болезней является наблюдение за детьми в ходе индивидуальной и групповой работы.

В рамках практической части, была предпринята попытка уставить причины, а также основные факторы риска возникновения психосоматических детских заболеваний, путем анкетирования врачей-педиатров, города Томск. По его итогам было установлено, что:

  1. Наиболее часто, психосоматическая природа, свойственна заболеваниям дыхательной системы у детей.
  2. Психосоматическая природа такого заболевания дыхательной системы у детей, как бронхиальная астма, отмечается педиатрами города Томска чаще всего.
  3. Стандартная профессиональная квалификация врачей-педиатров не позволяет достоверно проводить диагностику наличия психоэмоциональных факторов, влияющих на развитие и прогрессию БА в детском возрасте.
  4. Самый высокий риск возникновения психосоматической формы БА у детей, приходится на младший и средний школьный возраст.
  5. Психосоматической форме бронхиальной астмы у детей, свойственен перечень психоэмоциональных признаков, которые были конкретизированы нами в ходе проведенного анкетирования. В их числе: стресс, страх, семейные и школьные конфликты, невозможность выразить свои чувства, подавленность, сдерживание рыданий, боязнь жизни.

В соответствии с многочисленностью факторов, имеющих отношение к возникновению и сохранению симптомов бронхиальной астмы, варьируют методы психологической поддержки: используются индивидуальные, групповые и семейно-терапевтические подходы. Их можно систематизировать следующим образом:

  1. Применение психотерапии в дополнение к медикаментозному лечению и общему образу жизни пациента. Этот принцип эффективен при всех психосоматических (психофизиологических) заболеваниях. Подробно разъясняя пациенту и его семье природу заболевания, необходимо в первую очередь содействовать тому, чтобы принимались и проводились необходимые мероприятия соматической терапии.
  2. В сфере психотерапии хорошо зарекомендовали себя следующие мероприятия:
  • попытка устранить астматические приступы с помощью методов поведенческой терапии (например, путем систематической десенсибилизации или методики оперантного обусловливания);
  • методики релаксации (такие, как аутогенный тренинг) для устранения страха — по показаниям;
  • индивидуальная разговорная терапия (глубинно-психологическая или конфликт-центрированная), если предварительное исследование выявило серьезные личностные конфликты. Она ориентирована, как правило, на ближайшее окружение пациента (школа, семья, профессиональная ситуация);
  • проблемо-центрированная семейная терапия, если в семье имеются неразрешимые конфликты, выражено стремление избегать их или сформировались альянсы, постоянно наносящие вред пациенту;
  • хорошо зарекомендовали себя и методы групповой терапии, применяемые для устранения социальной изоляции детей или подростков и помогающие им почувствовать, что они не одиноки со своими проблемами.

Групповая терапия дает также возможность обсуждать стратегии преодоления трудностей и сравнивать их у детей и подростков. Наряду с этими общими принципами существуют и стандартизированные психотерапевтические программы, чаще всего на базе поведенческой терапии. Они исходят, как правило, из функционального анализа астматического процесса, причем объективно фиксируются наиболее частые (поведенческие эксцессы) и редкие (поведенческие дефициты) варианты поведения во взаимосвязи с астматическими приступами. Для самих мероприятий поведенческой терапии важно выбрать соответствующую мишень.

Эта терапевтическая мишень может существовать на разных уровнях:

  • на уровне физиологических измерений (объем выдоха, частота дыхания и т. п.);
  • на уровне симптоматики, сообщаемой самим пациентом (например, страх, раздражительность, утомляемость, чувство обделенности вниманием);
  • на уровне объективных данных о поведении (таких, как число приступов астмы в неделю, число посещений врача). После тщательного функционального анализа, учитывающего все три названных уровня, следует вмешательство, направленное на соответствующие симптомы.

При этом могут применяться различные методы поведенческой терапии (методики релаксации, биологическая обратная связь, систематическая десенсибилизация, когнитивные стратегии контроля и т. д.). Использование различных мероприятий зависит от результатов анализа поведения. Методы релаксации и тренинг с использованием биологической обратной связи применяются тогда, когда имеется выраженное состояние страха и напряжения. Когнитивные стратегии контроля используются втех случаях, когда пациент либо недооценивает свои симптомы, либо придает им чрезмерное значение. Он должен научиться оценивать свою симптоматику. Так как способы лечения различны в зависимости от исходного состояния, трудно рекомендовать общую программу. Она может строиться из разных элементов с учетом особенностей данного случая.

В целях попытки выявления наиболее часто встречаемых психологических факторов, способствующих развитию у детей бронхиальной астмы, имеющей психосоматическую природу, нами было принято решение провести открытое анкетирование врачей-педиатров города Северска.

Было установлено, что, хоть и не с большим преимуществом, но все же, более восприимчивыми к психосоматическим заболеваниям у детей являются мочевыводящая, дыхательная и пищеварительная системы, 21%, 19% и 16 %, соответственно. На долю же остальных систем организма нервной, опорно-двигательного аппарата и эндокринной приходится 15%, 14% и 14% психосоматических расстройств, соответственно

Подавляющий процент опрошенных респондентов сталкивались в своей врачебной практике со случаями, когда бронхиальная астма у ребенка имела не только физиологическую, но и эмоционально-психологическую природу, 76% и 24%, соответственно.

Это свидетельствует о широкой распространённости такого феномена, как психосоматическая природа данного заболевания, среди детского населения города Северск.

Мы считаем, что 24% респондентов, ответивших на первый вопрос анкетирования отрицательно, в действительности, за 10 лет работы педиатрами, несомненно, сталкивались с психосоматической природой БА у своих пациентов, но попросту, или же не смогли их распознать, или же не уделили должного внимания эмоционально-психологической составляющей природы возникновения болезни.

В качестве диагностического метода, к которому прибегают врачи педиатры, в процессе констатации наличия у пациентов психосоматической природы бронхиальной астмы у ребенка, чаще всего, респонденты используют сотрудничество с психотерапевтами и частные беседы с ребенком и его семьей, 40% и 30%, соответственно.

Оставшаяся доля опрошенных, предпочитают привлекать к психодиагностике, как ребенка, так и его членов семьи – 4%, самостоятельно проводят психодиагностику – 0%, ничего не предпринимают и продолжают исключительно медикаментозное лечение – 26%.

Была выявлена тенденция, свидетельствующая о постоянном сотрудничестве педиатров и психотерапевтов, использовании детскими врачами элементарных приемов психодиагностики, для диагностики наличия психоэмоциональной составляющей возникновения такого заболевания у детей, как бронхиальная астма. Это, безусловно, является положительным фактором, ведь медики уже начали принимать важность и весомость не только физиологической, но и морально-эмоциональной составляющей заболеваний, бронхиальной астмы, в частности.

Плохо то, что опрошенные респонденты, мало знакомы с фактом необходимости диагностической психологической работы с семьями пациентов. Что касается отсутствия самостоятельного проведения психодиагностики ребенка (4%), то это является абсолютно оправданным, так как этот процесс сложный, требует специализированной подготовки, которой обладают лишь единицы педиатров.

Отмечено также, что значительная часть педиатров игнорирует психосоматические симптомы – 26%.

Было установлено, что, чаще всего, психоэмоциональные факторы, являются причинами бронхиальной астмы у детей младшей и средней школьной возрастных категорий – 32% и 26%, соответственно, реже – 21% у подростков, а также дошкольников – 15%, и совсем редко – 6%, у детей младенческого возраста.

В своей педиатрической практике, как постоянный фактор возникновения либо же прогрессии бронхиальной астмы у детей, стресс и испуг отмечали 62% респондентов, еще 26% врачей, отметили его как присутствующий примерно в половине клинических случаев детей с БА, 10% опрошенных зачали наличие стресса и испуга у детей с БА, крайне редко, и лишь 2% — не замечали их вовсе.

В педиатрической практике случаи, когда бронхиальная астма у ребенка развивалась или же прогрессировала на фоне постоянных конфликтов в его семейном, либо же школьном окружении, выделили, как закономерность в высокой частой встречаемости, 74% респондентов, реже с такой ситуацией сталкивались 22% опрошенных педиатров, и только 4% — вовсе не сталкивались с такими ситуациями.

Среди прочих возможных психоэмоциональных признаков, сопровождающих психосоматическую форму бронхиальной астмы у детей, опрошенные педиатры выделили: чувство подавленности, сдерживание рыданий, боязнь жизни, неспособность выразить свои чувства, 64%, 29%, 36%, 81%, соответственно перечисленным признакам.

Большинство – 54% педиатров не сталкивались с негативным влиянием стиля воспитания в семье на течение БА, однако, 30% врачей иногда с этим сталкиваются и 16% сталкиваются часто. Это говорит о том, что проблема влияния стиля воспитания в семье на развитие БА существует, однако, педиатр не всегда может ее увидеть.

34% педиатров отмечают, что личностные особенности ребенка часто влияют на развитие БА, 21% отмечает, что иногда влияют, 45% считают, что не влияют. Тут также очевидно, что это значимый фактор развития БА, однако, педиатры не всегда могут его дифференцировать.

66% педиатров затруднились самостоятельно выделить дополнительные психологические факторы развития БА, 22% назвали психологическую травму, 12% — депрессию матери.

43% врачей также затруднились назвать какой-либо подход в проявлении психосоматики, 20% назвали арттерапию, 12% — рационально-когнитивную терапию, 8% — телесно-ориентированную психотерапию, 17% — психоанализ.

Большинство – 45% врачей часто взаимодействуют с клиническим психологом, что является позитивным фактором, 11% взаимодействуют редко, 44% не взаимодействуют.

Большинство – 34% врачей обращаются к клиническому психологу за помощью в проведении психодиагностике, 23% обращаются за консультацией по поводу лечения сами, 32% направляют ребенка и родителей на консультацию к психологу после постановки диагноза БА.

Итак, по итогам анкетирования, нам удалось выявить возрастные и психоэмоциональные факторы риска, способствующие развитию у детей бронхиальной астмы, а также особенности взаимодействия врачей-педиатров и клинических психологов при лечении БА.

По результатам проведенного исследования была разработана модель взаимодействия врача-педиатра и клинического психолога при диагностике и лечении БА у детей, состоящая из 7 основных этапов.

Список использованной литературы

  1. Аванесова Е. Г. Психоневрологические и психологические особенности детей с патологией органов пищеварения //Педиатрия. — 1993. -№1. — С. 99 – 102
  2. Адамидес М. Трансформация дисфункциональных паттернов // Свободное Дыхание. Еще один шаг. — Материалы III конф. Междунарародной Ассоциации Свободного Дыхания / Под ред. В.В. Козлова. — М.: Ярославль, 2014. — С. 89-90.
  3. Аккерман, Н. Е. Роль семьи в появлении расстройств у детей / Н. Е. Аккерман // Семейная психотерапия: сб. научн. тр. СПб.: Издательство «Питер», 2013. — 356 с.
  4. Александер Ф. Психосоматическая медицина / Ф.Александер — М.: Ин-т общегуманит. исследований, 2014. — 336 с.
  5. Андрущенко Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. …канд. психол. наук. -М., 1979. — 22 с.
  6. Баркан А. И. Особенности проведения стационарного этапа реабилитации детей //Педиатрия. — 1988. — №2. — С. 97 — 100.
  7. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1981. — №1-2. — С. 8 — 14.
  8. Брязгунов И. П. Психосоматика у детей / И. П. Брязгунов. — М.: Психотерапия, 2014. — 480 с.
  9. Власова В. К. Эффективность оздоровления часто болеющих детей в условиях дошкольного санатория, санаторных заездов «мать и дитя», летних оздоровительных групп /В. К. Власова, Е. Г. Журков //Педиатрия. — 1988. — №6. — С. 91 -92.
  10. Волошко Н.И. Психология становления здорового образа жизни участников образовательного процесса: монография / Н.И. Волошко; под ред. В.В. Рыбалки. — М.: Логос, 2015. — 416 с.
  11. Волошко Н.И. Сборник научных трудов К-ПНУ имени Ивана Огиенко, Института психологии имени Костюка АПН Украины // Проблемы современной психологии. 2015. Выпуск 30 — с.126-137.
  12. Гарбузов В. И. Особенности психогенеза истерического невроза у детей //Матер. симп. дет. психиатров социалист. стран. — М., 1976. — С. 180- 183.
  13. Гиляровский В. А. О взаимоотношении соматического и психического в медицине. — М.: Мед-гиз, 1948. — 112 с.
  14. Гиндикин, В. Я. Соматогенные и соматоформные психические расстройства: клиника, лечение, диагностика / В. Я. Гиндикин. М.: Триада-X, 2016. — 256 с.
  15. Горячева Т. Г. Опыт психологической реабилитации подростков, оперированных по поводу врожденного порока сердца в раннем возрасте / Т. Г. Горячева, М. Т. Чернова //Рос. вестн. пери-натологии и педиатрии. -1977. — №2. — С.46 — 50.
  16. Григорьев К. И. Особенности адаптации детей с хроническим гастродуоденитом //Патология системы пищеварения у детей: Сб. науч. тр. — М., 1988. — С. 136 — 139.
  17. Грицюк И.М. Основы психосоматики. Методические материалы для студентов специальности «Практическая психология». Луцк — 2016. — 28 с.
  18. Грицюк И.М. Психосоматические проявления психологических нарушений у детей переживших психотравмирующую ситуацию. Журн.: «Наука и образование», №2-3, 2016. — с. 121-124.
  19. Гуоскис И. И. Работа детской поликлиники с семьей по воспитанию здорового ребенка //Педиатрия. — 1988. — №5. — С.87 — 88.
  20. Дуновский И. К истории развития социальной педиатрии //Педиатрия. — 1982. — №6. — С. 4- 9.
  21. Исаев Д. Н. «Внутренняя картина болезни» у детей с сахарным диабетом /Д. Н. Исаев, С. М. Зелинский //Педиатрия. — 1991. — №2. — С. 33 -37.
  22. Исаев Д. Н. Отношение детей разного возраста к смерти родителей //Обозрение психиатрии и мед. психологии. — 1993. — №2. — С. 22 -32.
  23. Исаев Д. Н. Психопрофилактика в практике врача-педиатра. — Л.: Медицина, 1984. — 192 с.
  24. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. — СПб.: Речь, 2015. — 400 с.
  25. Кабанов М. Н. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике /М. Н. Кабанов, Е. А. Личко, В. М. Смирнов. — Л.: Медицина, 1983.- 321 с
  26. Каверин В. Н. Деонтологические аспекты взаимоотношений врача и больного в гастроэнтерологической клинике /В. Н. Каверин, А. Л. Чернышев, Ю. В. Стась //«Психолого-деонтол. аспекты, основ. направления в гастроэнтерологии. Поиски. Решения»: Сб. науч. тр. — Смоленск, 1991. — С. 15 — 16.
  27. Карпинчик Н. Ф. Медико-психологические исследования больных с хроническими гепатитами и циррозами печени (в связи с задачами психотерапии): Автореф. дис. …канд. мед. наук. -Л., 1989. — 20 с.
  28. Касьянова А.Ю. Диагностика психосоматических заболеваний у детей и их лечение. Журн.: «Наука и образование», № 5, 2015. – с.172-183.
  29. Клиорин А. И. Адаптация детей к стационару /А. И. Клиорин, В. А. Иванов //Педиатрия. -1986. — №2. — С. 51 — 54.
  30. Конечный Р. Психология в медицине /Р. Конечный, И. Боухал. — Прага: Авиценум, 1983. -405 с.
  31. Крылов Д. Н. Проблемы социальной дезадаптации детей и подростков и принципы ее профилактики. — М.: Медицина, 1993. — 168 с
  32. Кузгибекова A. Б. Факторы риска, особенности клинического периода реабилитации у детей с заболеваниями органов пищеварения и пути их коррекции: Автореф. дис…. канд. мед. наук. -Алматы, 1996. — 30 с.
  33. Кулаков С.А. Основы психосоматики / С.А. Кулаков. — СПб. Речь, 2013. — 288 с.
  34. Лебединская К. С. К проблеме этиологической и патогенетической классификации задержек психического развития //Вест. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1982. -№3 — С. 16 – 21
  35. Леонгард К. Акцентуированные личности. -Киев: Выща школа, 1989. — 375 с.
  36. Максименко С.Д., Шевченко Н.Ф. Психологическая помощь тяжелым соматически больным. — М.: Ин-ут психологии им. С. Кос тюка АПН Украины; Нежин: Миланик, 2017. — 115 с.
  37. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. — М.: Эксмо, 2015. — 992 с.
  38. Менделевич В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. – М.: МЕДпресс-информ, 2013. – 608 с.
  39. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. Психол. исслед. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 168 с.
  40. Николаева З. В. Психологические аспекты рассмотрения внутренней картины болезни. — Л.: Медицина, 1976. — 66 с.
  41. Очерк теории темперамента /Под ред. В. С. Мерлина. — Пермь: Медицина, 1973. — 291 с.
  42. Педиатрия [Текст]: нац. рук.: в 2 т. Т. 1. / АСМОК, Союз педиатров России. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 1024 с.
  43. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия / Н. Пезешкиан / Пер. с нем. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2016. – 464 с.
  44. Печора К. Л. Нервно-психическое развитие как показатель состояния здоровья детей раннего возраста //Педиатрия. — 1990. — №1. — С. 99 -100.
  45. Покровская Т. И. Соматопсихическое развитие детей в зависимости от антенатального периода /Т. И. Покровская, P. M. Нарицына. — Л.: Медицина, 1978. — 175 с.
  46. Скосарев И. А. Роль психосоматического подхода в педиатрии // Медицина и экология. 2010. №4 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-psihosomaticheskogo-podhoda-v-pediatrii (дата обращения: 26.11.2018).
  47. Скумин В. А. Психогенно обусловленные нарушения психики у детей с хроническими болезнями пищеварительной системы //Вопр. охраны материнства и детства. — 1989. — №1 — С. 17 -21
  48. Соколова Е. Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях /Е. Т. Соколова, В. Н. Николаева. — М.: Аргус, 1995. — 352 с.
  49. Соловьева А. Д. Состояние эмоционально-личностной сферы у больных некоторыми гастроэнтерологическими заболеваниями /А. Д. Соловьева, Л. А. Шептулин, Ж. Р. Аннамамедова // Клинич. медицина. — 1997. — №1. — С. 27 — 28.
  50. Султанова А. Внутренняя картина болезни и комплексное лекарственно-психотерапевтическое лечение больных бронхиальной астмой: Ав-тореф. дис. .канд. мед. наук. — М., 1982. — 24 с.
  51. Сухарев А. В. Опыт этнофункциональной экспресс-психотерапии эмоциональных и поведенческих расстройств у детей в условиях стационара //Вопр. психологии. — 1997. — №3. — С. 92 — 101.
  52. Умарова З. О. Эффективность психокорриги-рующей терапии при бронхиальной астме у детей //Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. -I993 — №4. — С. 36.
  53. Харченко Д. М. Психосоматические расстройства. Теории, методы диагностики, результаты исследований: учебное пособие / Д. М. Харченко. — К.: Издательство «Слово», 2015 — 280 с
  54. Чирков В. И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция //Вопр. психологии. — 1997. — №3. — C. 102 — 111.

Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф