1 2
Глава 2. Эмпирический анализ ценностных установок родительства у молодых людей различных интернет сообществ
2.1. Объект и методы исследований
Объект нашего исследования: представления о родительстве у групп «чайлдфри» и «слингомамы» социальной сети «Вконтакте».
Объект нашего исследования – представление о родительстве у современных групп молодых людей (чайлдфри и группы интенсивного материнства).
Предмет исследования: особенности представлений о родительстве у представителей группы чайлдфри и группы интенсивного материнства.
Гипотеза: представления о родительстве у представителей группы чайлдфри и группы интенсивного материнства имеют различия, которые связаны с отношениями в родительской семе, собственным опытом и социальным окружением.
Для достижения цели решались следующие задачи:
- Изучить современное состояние ценностных представлений о родительстве у современных молодых людей
- Дать характеристику основным факторам, влияющим на представление о родительстве у современной молодежи.
- Изучить особенности представлений о родительстве у молодых людей различных интернет сообществ (на примере «крайних групп» по ориентации на родительство: чайлдфри и группы интенсивного материнства).
Использованы теоретические методы общенаучного исследования: сравнительно-исторический анализ научных источников и литературы, изучение и анализ социально-культурного опыта, метод анализа и синтеза и эмпирические методы исследования: беседа и использование опросов. В отечественной исследовательской традиции нами применен контент-анализ — количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.
Исследование проведено в 2014-2015 г среди 50 чел. В группах чайдфри и слингомама. Применялся опросник (прилож.) более 20 вопросов. Характер вопросов был открытый, устанавливались основные ценности чайлдфри, понимание собственного положения, мотивов бездетности и прочее. Вопросы приводили респондентов к диалогу. В социальной сети протестированы представители около 30 сообществ, пропагандирующих идеи чайлдфри объединяющих сторонников этого движения. Около половины из них были «закрыты», половина – открыты для всеобщего просмотра. 10 сообществ «слингомамы» так же подверглись тестированию.
Респондентам вопросы задавались исключительно в рамках контент-анализа.
Обработка данных производилась методами математической статистики используя компьютерные программы Эксель и Статистика 9.0.
2.2 Результаты исследования
2.2.1. Анализ представлений о родительстве в группе «чайлдфри»
Предложение, обращенное к чайлдфри и размещенное «на стенах» данных социальных групп, вызвало неоднозначную реакцию со стороны их участников. Часть пользователей, узнав, что у исследователя есть собственный родной ребенок, и он открыто пишет о своей любви к детям, а также придерживается такой религиозной конфессии как православие, стали засыпать его почтовый ящик «Вконтакте» ироническими или оскорбительными посланиями, выражая определенную агрессию. Другая часть сообщества чайлдфри создала обсуждение по поводу приглашения автора к участию в опросах, где достаточно агрессивно, используя табуированную лексику, высмеивала все личные данные исследователя (семейное и социальное положение, профессиональную принадлежность и прочее). При этом чайлдфри заявляли о своем нежелании не то, чтобы принимать участие в опросах, но и вообще как-то общаться с теми людьми, которые не разделяют их взгляды. Исходя из данного обстоятельства, автор исследования предположил, что некоторые участники данной социальной группы просто бояться любого взаимодействия с психологами.
Чайлдфри в диалоге вели себя осторожно, даже отвечая на предложенные вопросы, они задавали свои, вносили предложения, пытались убедить автора исследования разделить их позицию, указывали ему на то, что он придерживается «ложных» взглядов на семью и деторождение и т.д. При этом было отмечено, что большинство из этих людей достаточно болезненно относится к психологическим исследованиям феномена «чайлдфри», боятся обвинений в эгоизме, индивидуализме, душевной черствости и холодности, в «ненормальности» выбранной позиции, боятся того, что психолог обнаружит в их поведении «следы» детской травмы, полученной в родительской семье.
Действительно, опасения чайлдфри не беспочвенны. В современной психологии сложилось определенное понимание данного феномена. Обозначим его ключевые моменты. Психолог Ольга Лови[1], исследуя феномен «чайлдфри» не без оснований отмечает, что данное движение «нечто совершенно иное, чем просто сообщество бездетных людей; это прослойка людей, занятых активным прорабатыванием темы собственной бездетности; основное их занятие – взаимная бесплатная психотерапия по поводу их ранености миром, который исповедует ценности детей, детности и деторождения». Таким образом, чайлдфри зримо ощущают свою противопоставленность миру других людей, они объединяются для того, чтобы вместе отстаивать собственные ценности и интересы (и даже пропагандировать их). Поэтому чайлдфри являются «закрытой» социальной группой, отчасти «воюющей» с миром людей за право жить в мире без детей. Отсюда их агрессия по отношению к «детным» людям, проявляющаяся в унизительных наименованиях их «овуляшками», «пролайферами» и прочее.
На этой почве у чайлдфри возникает убеждение (подобное невротической реакции), что мир пытается навязать им свою «детность» как норму жизни (78% респондентов, табл. 2, рис. 8. Получается, что «собственное желание (условно говоря) переделать мир в бездетный выдается за желание мира навязать тебе детей и «детские» ценности».
Второй особенностью чайлдфри принято считать детский психический травматизм, то есть чайлдфри сами в своем детстве испытали какие-то тяжелые потрясения, отсутствие родительской любви, разводы, предательство и прочее. Это 74% респондентов. Их негативный детский опыт рождает желание не иметь детей, которое можно объяснить, как бессознательную потребность уничтожить собственное детство.
Третьей особенностью людей чайлдфри является наличие у них созданного мифа об элитарности бездетных (82% респондентов). Именно бездетные люди, по их мнению, лучше образованы и успешнее в жизни, именно они часто достигают вершин гениальности и обладают ярко выраженной свободой. Следует отметить, что, согласно статистическим данным, чайлдфри-пары действительно обладают хорошим образованием, они более востребованы как профессионалы и руководители, имеют больший доход, склонны жить в городах, менее религиозны, менее склонны к соблюдению традиционных гендерных ролей и обычаев.
Четвертым признаком чайлдфриявляется привязанность к домашним питомцам (65% респондентов), которые заменяют им детей, а также определенный эгоизм, индивидуализм и инфантильность.
По М.О. Ермихиной родительские установки молодых людей формируются под воздействием трех факторов: родительской семьи, собственного опыта и социального окружения.
Результаты нашего исследования позволили изучить, насколько мотивы бездетности у чайлдфри соответствуют выделенным общим положениям.
Рассмотрим некоторые характеристики респондентов группы чайлдфри. Данные собирались опросом респондентов в интернете и обрабатывались контент-анализом и средствами математической статистики. Часть респондентов не хотели разговаривать, были насторожены, но потом это проходило.
У респондента №1 – четырнадцатилетней девушки – мы не встречаем сформированного образа родительской семьи. На вопросы № 6 и 7, касающиеся самого радостного и печального события детства в родительской семье, девушка отвечает, не вспоминая самих родителей. Радостью у нее является «первый поход в школу», «первое место по танцам», а также покупка многочисленных домашних животных, которых она сильно любила. Самым печальным событием в жизни является смерть ее домашних животных (к слову сказать, здесь находит подтверждение тезис о том, что для чайлдфри любовь к животным заменяет любовь к людям).
Что касается обоснования собственного желания бездетности, то девушка отвечает, что дети для нее – это «лишняя головная боль», они ей просто не нужны. Также она не хочет создавать семью, потому что считает, что вполне может прожить самостоятельно. У данного респондента наблюдается стабильная и устойчивая установка на карьерный рост и достижение социального успеха. Так, на вопрос «О чем вы мечтаете», был получен следующий ответ: «Я хочу поступить в МГУ, отправиться в Японию, в США, на Северный полюс, затем вернуться в Россию и стать политиком». Следует отметить, что в школе эта девушка также является достаточно заметной и уверенной в себе (занимается танцами и прочее), она ценит свободу, считая, что она включает в себя как «способность делать, что пожелаешь и когда пожелаешь», так и «ответственность за свои поступки».
По социальному окружению идеологическое движение «чайлдфри» ее вполне утраивает, так как обеспечивает ей «свободу от детей» и обосновывает эту позицию как нормальную. К тому же респондентку привлекает миф об элитарности бездетных, который соотносится с ее представлениями о собственном успешном будущем. Хотя девушка признает, что часть ее социального окружения взгляды чайлдфри не разделяет, ее пока это мало волнует.
Респондентка не проявляет особой агрессии в отношении «детных» людей, она просто избрала для себя наиболее удобную в данный момент точку зрения. К тому же ее юный возраст позволяет предположить, что, возможно, эта девушка в будущем еще пересмотрит свои взгляды.
Респондентка № 2 указала, что ей 20 лет. Отвечая на вопросы, она подчеркивала, что не следует искать причину ее ценностного выбора в пользу бездетности в ее собственном детстве, которые было в целом радостным. При этом в ее ответах опять-таки не был обозначен образ родителей и близких людей, например, называя самый печальный эпизод своего детства, она отметила, что ей пришлось принять решение об усыплении любимой, но старой собаки.
По мотивам бездетности девушка отметила, что перспектива материнства ее никогда не привлекала и казалась чем-то неправильным. При этом она хочет обрести семью, которую рассматривает как «тандем, команду двух родственных душ». Таким образом, у данной респондентки есть осознанное желание быть любимой.
Девушка осознает, что социальное окружение в большинстве своем не разделяет ее выбор в пользу бездетности. Это заставляет ее искать в качестве друзей «адекватных, понимающих людей, которые, даже не разделяя ее жизненную позицию, никогда не критиковали бы ее». Остальных людей, которые позволяют себе критику в ее адрес, респондентка именует «быдлом».
При этом в других ответах респондентки прослеживается тенденция, позволяющая нам заключить, что ей свойственно желание всегда быть в центре внимания. Причем это внимание она всегда пыталась добиться любой ценой, например, девушка отмечает, что в школе училась хорошо, но была «хулиганской и дебоширкой», однако из-за этого ее «знала вся школа». Ее привлекает ценность свободы, главное в которой – это «возможность распоряжаться своей жизнью по своему усмотрению». Даже мечтает она о том, чтобы «обесточить всю планету на недельку и наблюдать за всем происходящим хаосом», т.е. сделать что-то, чтобы ее заметил весь мир.
Таким образом, тяготение к чайлдфри – протестной, в общем-то, группе – у данной девушки проистекает, на наш взгляд, из определенного индивидуализма и инфантилизма, вызванного недостатком родительского внимания и любви в детстве. Отсюда ее попытки привлечения внимания к своей личности с помощью девиантного поведения. Заметим также, что у данной респондентки не наблюдается ярко выраженного стремления к карьерному росту, в чем она сама признается.
Респондентка № 3 – 22-летняя замужняя женщина – отвечая на предложенные вопросы, вела себя достаточно корректно и вежливо. Она отметила, что у нее было радостное детство, однако особо ей запомнился печальный эпизод болезни пневмонией и необходимости делать уколы (уколы делала ее родная мама, что вызывало большую обиду). Респондентка подчеркнула полное взаимопонимание с мужем, который ей дорог, однако, несмотря на привязанность к нему, у нее часто возникает желание побыть одной. Также она отмечает, что в школе была изгоем, ее не любили, что отчасти задевало ее. При этом она не испытывает ни дискомфорта, ни обиды от того, что социальное окружение не разделяет ее взглядов на деторождение. Свободу понимает, как отсутствие страха. Также у данной респондентки не прослеживается сверхвысоких карьерных устремлений.
Мотивы бездетности исходят из гиперболизированного страха перед беременностью и родовой болью, страха перед врачами с их уколами и хирургическими инструментами. Также прослеживается определенная замкнутость этой женщины на мире собственных переживаний и нежелание брать на себя ответственность за жизнь собственного ребенка. Заметим, что данная респондентка достаточно молода и вполне возможно станет-таки матерью годам к 30-35, преодолев собственные навязчивые страхи.
Респондентки № 4 исполнилось 22 года. Ответы этой девушки сближают ее по психотипу с респонденткой № 1. Образ родительской семьи у нее представлен слабо, в качестве самого радостного события детства она называет полученный подарок – игровую приставку, в качестве самого печального – цивилизованный развод родителей.
Мотивы бездетности просты в ответе: «Я никогда даже не задумывалась о детях, они меня не интересовали, в моей жизни все хорошо и без них». Девушка упоминает, что «помолвлена с парнем», который тоже является чайлдфри. У данной респондентки наблюдается стремление к карьерному росту, свободу она понимает, как возможность жить в свое удовольствие. Безусловно, девушка не совсем довольна тем, что социальное окружение не разделяет ее взглядов на бездетность, однако это обстоятельство не вызывает у нее агрессии по отношению к окружающим людям. В своих ответах данная респондентка предстает, скорее, как «дитя мира потребительской культуры» с ее установкой на гедонизм, индивидуализм и самоутверждение в обществе.
Таким образом, в данном случае мы имеем дело с несформировавшимися родительскими установками, определенной травмой, полученной в родительской семье, вынесенным из общения с чайлдфри мифом об элитарности бездетных, отсутствием желания брать на себя ответственность за жизнь и воспитание ребенка, а также стремлением к карьерному росту, жаждой новых впечатлений и удовольствий.
Респондентка № 5. Это женщина 24 лет. Респондентка повествует о трагедии, которая случилась в ней: «Когда мне было 10 лет, нам сообщили, что папу убили в командировке в Чечне», однако у этого события есть продолжение: «Самый радостный эпизод моей жизни, когда узнала, что отец на самом деле не погиб в Чечне, а живой». Мы посчитали некорректным для себя уточнять подробности этой семейной трагедии, случившейся с ее отцом (он попал в плен в Чечне или так был «замаскирован» развод родителей). Тем не менее, видно, что данный случай произвел на респондентку огромное впечатление, ибо мотивами ее бездетности служит нестабильная социально-экономическая обстановка современной России. «Сейчас очень страшно иметь детей, – говорит она, – дети – это уязвимость». В качестве идеальной семьи женщина рассматривает семью, состоящую из обоих родителей и двух детей, однако она же добавляет, что такая семья возможна «не в этой стране и не для нее». Себя она видит в браке «после 30 лет, с человеком, который будет подчиняться, но детей в семье категорически не будет».
Таким образом, мы видим, что данной женщине свойственна определенная авторитарность и даже расчетливость, например, говоря о ценности свободы, она упоминает, что свобода – это единственное, что нельзя купить за деньги. При этом у данной респондентки не было выявлено сильного стремления к карьерному росту, она действительно хочет реализоваться в жизни, «посмотреть мир», но никаких сверхжеланий в данной сфере не испытывает. При этом она признает, что ее увлечение чайлдфри оттолкнуло от нее часть ее знакомых и друзей, однако женщина не испытывает никакой агрессии к этим людям.
Мотивы бездетности респондентки проистекают из особенности ее характера. Скорее всего, мы имеем дело с внешне очень сильным и даже авторитарным человеком, который внутренне очень уязвим, и боится этой уязвимости. Боится сильной привязанности к тому же ребенку, боится возможной потери близкого человека. Также налицо определенное разочарование в жизни, неприятие социальной ситуации в стране, страх перед будущем.
Личность респондентки № 6 представляет собой особый интерес для психологического изучения. Дело в том, что у этой 26-летней девушки существует прекрасно сформированный целостный положительный образ родительской семьи. В качестве радостного события в жизни она называет семейные праздники, выезды на природу, в качестве печального – болезни отца. В ее ответах прослеживается глубокая привязанность к обоим родителям. Что касается мотивов бездетности, то данная респондентка утверждает, что из-за аборта в ранней юности, теперь она не может иметь детей. И данный момент материнство не представляет для нее никакого интереса. Среди ее знакомых это вызывает некоторое удивление, но родные и друзья уважают ее ценностный выбор.
Респондентка не испытывает никакого дискомфорта от своего положения, а также у нее нет агрессии по отношению к «детным» людям. Она признается, что в школе ее не любили, но эта нелюбовь компенсировалась любовью родителей. Описывая понятие свободы, девушка рассматривает его как «тайную свободу», то есть свободу мыслей и поступков, которые не должны приносить другим страдания. Также у данной респондентки существует сформированный образ идеальный семьи, куда входят «родители (!), кошка и молодой человек» (интересно, что она не ставит его на последнее место и не называет мужем). Можем предположить, что этой девушке свойственен определенный эгоизм и инфантилизм, сопряженные с желанием быть «вечным ребенком» в собственной семье, баловаться в лучах родительской любви, не разделяя эту любовь более ни с кем.
Респондентка № 7 указала, что ей 29 лет. Что касается образа родительской семьи, то он у нее является до конца не сформированным, хотя девушка признает, что детство у нее было в целом радостным. В качестве печального события она называет бедность семьи в 90-е гг., а также то, что ее заставляли трудиться на даче. Она отмечает, что всегда хотела быть бездетной, саму семью понимает, как партнерство, полагая, что традиционная семья изжила себя. Свобода для нее – это возможность обрести полную независимость от других людей. Девушка мечтает профессионально реализовать себя и переехать на постоянно жительство в крупный мегаполис. При этом она не испытывает каких-либо разногласий с социальным окружением, которое в целом принимает ее жизненную позицию. Речь идет об индивидуализме и нежелании брать на себя ответственность за рождение и воспитание детей. У данной респондентки присутствует стремление к карьерному росту и определенный гедонизм.
Респондентка № 8 – это женщина 30 лет. Образ ее родительской семьи тоже до конца не сформирован. Отец и мать никак не фигурируют в ее ответах, самым радостным эпизодом своего детства она называет покупку собаки, самым печальным то, что родители не взяли ее на похороны дедушки. При этом данная респондентка подчеркивает, что у нее есть муж и три очаровательных котика. По ее словам, она всегда ощущала себя чайлдфри, даже тогда, когда не знала об этом понятии. Сейчас она полагает, что у бездетности есть минусы, но плюсов все равно больше. Социальное окружение не всегда одобряет ее позицию, однако до ссор дело не доходит, а сама респондентка не испытывает к «детным» людям агрессии. Она высоко ценит свою свободу от детей, понимая ее как возможность реализовать себя и позволить себе многое. Мечтает о карьерном росте, связанном с творческой самореализацией (гастроли, выступления на сцене и т.п.).По всей видимости, здесь также речь идет индивидуализме, жажде самоутверждения в обществе и гедонизме, то есть всех тех устремлениях, которые проще реализовать, не имея детей.
Марине 35 лет, респондентка № 9 она художница, и жить без детей решила пять лет назад.«Я видела, во что превращаются мои родившие подруги: личности там нет, одни биомеханизмы и инстинкты. Сначала она как барокамера девять месяцев носит, а потом как самка двадцать девять лет кормит. Весь остальной мир перестает существовать», — уверена молодая москвичка.Ее повергают в дрожь бесконечные разговоры о присыпках, памперсах, детских болезнях, которые ее подруги могут вести часами. «Они начинают с разговор не с того, кто где был, что прочитал или посмотрел, а кому сколько в эту ночь удалось поспать, кто кого за что дернул на детской площадке, и чем ее младшего стошнило на старшего», — ужасается женщина.Потребность в заботе о ком-то ей вполне восполняет кот. По ночам она не укачивает младенца, а пишет картины, а днем, вместо того чтобы водить детей из школы в студию танца, сама ходит на курсы сценического мастерства и пилатес. «Большинство рожают детей с единственной целью – реализовать свои нереализованные амбиции и воплотить несбывшиеся мечты. Я предпочитаю реализовываться и воплощаться сама, и гармоничную и высокоразвитую личность делаю из себя», — заявляет респондентка.
Ее девизы — слова художницы-чайлдфри Ети Йохансон «Оригинал всегда лучше копии», и известная цитата знаменитой на весь мир русской балерины Майи Плисецкой: «Женщин с детьми миллионы, а Плисецкая – одна».
Респондентка № 10. Женщина (30 лет) признается, что «живет исключительно для себя, много работает и не испытывает потребности заботиться о ком-либо». Свобода понимается как высшее благо, как возможность «принимать решения самостоятельно, приходить в пустую квартиру, заранее зная, что там никого нет, жить только своими интересами». Семья в ее традиционном понимании вызывает у нее «чувство отвращения и ужаса». К сожалению, женщина не рассказала ничего о своей родительской семье, но, даже обладая теми данными, которые удалось получить, мы можем сделать вывод о том, что главным мотивом бездетности для нее является ярко выраженный индивидуализм. Отказ от детей напрямую связан с карьерой. Она — юрист и понимает, что, только проявляя мужские качества и играя по мужским правилам, сможет чего-то добиться в этой сфере. «Ребенок – это дополнительный рычаг для манипуляции. Сейчас на меня почти невозможно надавить или заставить сделать что-то вопреки моим принципам. Я защищаю сложных клиентов, и противоположная сторона иногда пытается меня прогнуть. Пока я одна, мне, в принципе, нечего бояться, я отвечаю перед собой», — объясняет девушка.К самим детям Ирина относится спокойно: готова терпеть их присутствие, и даже может посидеть с малолетним племянником часа два.
Респондентка № 11замужняя 32-летняя женщина. По ее ответам можно понять, что ей свойственна определенная любовь к родителям, однако большую привязанность она испытывает к многочисленным домашним животным. При этом ее переживания в основном сосредоточены на мире собственной личности, например, говоря о наиболее печальном эпизоде детства, она вспоминает, как сильно разбила губу, и ее все жалели.Мотивами бездетности для нее является нежелание примерять на себя «ограниченную роль мамашки». Свободу она рассматривает, как возможность реализации своих желаний. При этом ее несколько угнетает, что о домашних животных тоже нужно заботиться. Женщина достаточно прагматична, например, она мечтает «построить баню и купить яхту», при этом она не строит каких-то особых амбициозных планов, касающихся карьерного роста. Она также признает, что социальное окружение ее не всегда понимает, однако агрессии к этим людям не испытывает.
Респондентка № 12, женщина 45 лет, оказалась наиболее агрессивной из тех чайлдфри, которые согласились принять участие в нашем исследовании. Она засыпала автора встречными вопросами, пытаясь переубедить и даже отчасти оскорбить его чувства.В ответах данной респондентки мы не увидели сформированного положительного образа родительской семьи. В качестве самого радостного эпизода детства женщина рассказала, как ей подарили на Новый год коньки. В качестве печального – она долго и подробно описывала свои переживания, связанные с тем, что родители отдали ее в детский садик, наделяя этот садик самыми отрицательными эпитетами (отсюда был сделан вывод о том, что она понимает данное событие как открытое предательство со стороны ее родителей). В качестве мотивов бездетности респондентка отметила категорическое нежелание создавать традиционную семью, она пояснила, что семьи у нее и нет, есть только постоянный партнер. Она призналась в том, что в школе была «белой вороной», человеком нелюдимым и замкнутым, написала о своей огромной любви к свободе, которую понимает, как «тотальное одиночество и автономность ото всего, в первую очередь – социума». При этом она заметила, что не испытывает дискомфорта от того, что окружающие не разделяют ее взглядов, так как подбирает образованное окружение с высоким IQ.При этом у данной респондентки не наблюдается особого стремления к карьерному росту, однако она отметила, что в качестве цели жизни рассматривает «мировое господство» или, по крайней мере, понимание «загадки Матрицы».
Из дальнейшего общения было выяснено, что само рождение детей респондентка считает безнравственным, так как это увеличивает страдания в мире людей. Саму возможность деторождения, заложенную природой в женщине, называет издевательством. Полагает, что на земле вот-вот кончатся все ресурсы и продукты питания. Ей присуща ненависть к своему народу, который она презирает, именуя «гопниками» и «быдлом». Самих чайлдфри считает избранными людьми, фактически «великими посвященными», которые первыми осознали, что необходимо завершить этот бесконечный процесс размножения человечества на земле, завершить цепь перерождений, «выйдя из игры». Таким образом, она понимает чайлдфри как некое религиозное направление, которые можно охарактеризовать как смесь атеизма и буддизма, пронизанное стремлением достичь «небытия», той самой заветной «нирваны».
Респондент № 13 (мужчина, 25 лет). Следует отметить тот факт, что данный респондент при опросе вел себя исключительно вежливо, не позволяя себе ни грубого слова, ни любой другой агрессии, на вопросы отвечал достаточно подробно. Он отметил, что испытывает привязанность к своим родителям и в целом благодарен им за радостное детство. Самым трагическим эпизодом детства называет смерть бабушки по матери. Бездетность считает своим жизненным выбором, семью создавать тоже не стремится, считая себя человеком-одиночкой. Молодой человек заметил, что, по его мнению, сплачиваться в группы чайлдфри заставляют окружающие люди с их установкой на обязательность деторождения. Раньше его это задевало и злило, но теперь, благодаря работе над собой, пропаганда деторождения не вызывает негатива. Однако его обижает, когда окружающие люди думают, что причиной его поведения являются перенесенные в детстве психологические травмы. Сам он считает себя абсолютно нормальным, высоко ценит свою свободу, понимаемую как «минимум зависимостей, ограничений от общества, возможность сконцентрироваться на своих мыслях и быть какое-то время наедине с собой». Ему свойственно умеренное желание карьерного роста, заключающееся в стремлении получить еще одно высшее образование и работать по выбранной специальности. В данном случае мы действительно не видим, что у этого человека есть серьезные психологические травмы, полученные в детстве и заставляющие его отказываться от создания семьи. Здесь речь идет, скорее, о развитом индивидуализме, помноженном на желание во всем следовать своей воле. Хотя можно и предположить, что в родительской семье этот молодой человек испытывал определенное давление, ему навязывали определенные позиции, с которыми он не был согласен. Это и способствовало развитию в нем индивидуализма и нежелания создавать собственную семью для того, чтобы ни от кого не зависеть.
Таким образом, были рассмотрены разные психотипы людей, относящих себя к чайлдфри (всего 50 респондентов). Уже из описаний людей видно, их многое объединяет, есть и различия. В первую очередь опрошенные сделали свой выбор в пользу осознанной бездетности. Была сформирована выборочная совокупность собранной информации. Подсчет производился по категориям единиц счета, затем происходила интерпретация полученных результатов. Оценивалась группа из пятидесяти респондентов, первичные данные сохранены в дневнике эксперимента. Устанавливалось процентное соотношение в выделенных категориях.
Родительская семья была причиной бездетности 64% респондентов, собственный опыт 74 %, социальное окружение – 62% респондентов.
В данном случае действуют несколько различных установок на бездетность:
— отсутствие потребности в детях (отсутствие инстинкта продолжения рода, страх беременности и родов, неприязнь к детям, воспоминания о травмах собственного детства, нелюбовь к собственным родителям, отсутствие эмоционального контакта с ними, отсутствие уважение к ним, обиды на родителей);
— установка на индивидуализм и гедонизм (стремление сохранить собственную свободу, нежелание жертвовать ради ребенка своим покоем, здоровьем, душевными и физическими силами, установка на карьерный рост и достижение социального успеха, желание посвящать все свободное время себе и своим интересам, желание сохранить финансовое благосостояние);
— мировоззренческая позиция, оправдывающая бездетность (принятие мифа об элитарности бездетных, стремление не множить человеческие страдания на земле, неизбежно возникающие с рождением каждого ребенка, представление о бессмысленности рождения ребенка, которое в любом случае окончится его смертью, отсутствие способности быть хорошим родителем, страх перед ответственностью за воспитание ребенка, обращение внимание на проблему перенаселения планеты и истощения ресурсов, обращение внимания на плохие социально-экономические условия в стране, не позволяющие рождать детей).
Таким образом, респонденты и сообщества «Мы чайлдфри +18», формируют достаточно сплоченную малую социальную группу, которая, однако, всегда будет противопоставлена общественному большинству. Этим объясняется та агрессия, которую испытывает часть чайлдфри по отношению к другим членам социума. На основании проведенного исследования, мы можем говорить о 3 уровнях «погружения» в данную группу (табл. 5, рис. 12). «Погружение» выразилось в определении основных категорий – характеристик группы. Количественными параметрами выделены – установка на бездетность, закрытие себя от «детного мира», неприятие норм общества.
Первый уровень предполагает осознанную установку на бездетность, которая, однако, не сопровождается презрением ко всем «детным» людям и желанием навязать им свою точку зрения. Чайлдфри, находящиеся на этом уровне, не испытывают агрессии к тем, кто обзавелся детьми. Это выделилось визуально в процентах высказываний.
Второй уровень характеризуется стремлением закрыться от остального «детного» мира, это затаенное неприятие общепринятых ценностей, которое может выплеснуться в виде различных психических проявлений: от депрессии до невроза. Люди, находящиеся на таком уровне, испытывают определенный дискомфорт, так как взлелеянная ими внутренняя агрессия к детям и людям, воспитывающих родных детей, постоянно разрушает их собственную личность.
Третий уровень наиболее опасен, так как он предполагает осознанное неприятие чайлдфри того образа жизни, в котором живут большинство людей. Отсюда рождается ненависть к миру, к людям, а также к детям (сами чайлдфри среди своих единомышленников выделяют такую особую категорию как чайлдхейт – «детоненавистники»). Данный уровень характеризуется ярко выраженной агрессией и фактической неспособностью к диалогу с теми людьми, которые не разделяют взглядов чайлдфри.
Осознанную установку на бездетность имели 62% общего числа респондентов, стремились закрыться от остального «детного» мира — 57% респондентов, имели осознанное неприятие того образа жизни, в котором живут большинство людей — 72 % респондентов.
Степень выраженности агрессии чайлдфри (ненависть к миру, людям, детям) установлена на рис. 13, 14. 65% респондентов чайлдфри агрессивны (32 чел.). Не способность к диалогу проявилась у 40% респондентов (20 чел.).
2.2.2. Анализ представлений о родительстве в группе «слингомама»
Рассмотрим факторы: родительская семья, собственный опыт (братики, сестренки), социальное окружение (молодые родственники, подруги, друзья) как влияние наоборот на материнство в группах слингомама (табл. 6, рис. 15). Представители группы слингомама имели следующие показатели по изученным факторам 1 – родительская семья 55%, собственный опыт (братики, сестренки) 37%, социальное окружение (молодые родственники, подруги, друзья) 40%.
Показатели завышены по социальным факторам в которые попали молодые люди группы слингомама. Это юноши и девушки, выросшие в благополучных семьях, условия в которых были благоприятней обычной статистики, т.к. родители имели высшее образование и выше, их родители были ориентированы на материнство. Зачастую представительницы «интенсивного материнства» доходя до крайностей в своих представлениях о воспитании ребенка и способах его реализации, калечат психику ребенка, не позволяя ребенку развиваться, учитывая его темперамент, черты характера и природные склонности. Они ничего не боятся, ходят на тренинги, излишне позитивны, ориентированы на то что бы потомство пришло на могилки их предков. Исследование проводилось аналогично группе «чайлдфри». Формировалась выборочная совокупность данных, выявлялись единицы анализа, счета представленные на графике, затем следовала сама процедура счета, происходила интерпретация полученных результатов, данные были представлены графически.
Таким образом, проанализированы полученные нами результаты по группам ча йлдфри и группы интенсивного материнства.
2.2.3. Обобщение места и представлений групп в современном обществе
Социальные процессы, происходящие в современном мире, способствуют тому, что «чайлдфри» получают все большее распространение. Кризис семьи и детско-родительских отношений, независимость супругов друг от друга, потребительская культура приводят к тому, что у современной молодежи не формируется потребность в родительстве.
В противовес «чайлдфри» «интенсивные» матери видят в себе образец, пример для подражания. Более того, те, кто не разделяет этой идеи, идя на поводу большинства, ведут себя очень похоже, чтобы не выделяться на общем фоне. Дискуссии о современном родительстве разворачиваются на разных уровнях, возводя «интенсивное материнство» в рамки «Абсолюта»: «Материнство должно быть в жизни каждой женщины…матери должны…обязаны» пестрят посты групп, придерживающихся парадигмы «интенсивного материнства» — и вот так агрессивно, во многих случаях. Идея самопожертвенного материнства удобна государству. Заботливая мать, посвящающая себя детям, не хочет никакой помощи, она все сделает сама и никому не доверит свое чадо. У россиянок идея «дать ребенку все» имеет специфическую историко-культурную подоплеку. Тут, я думаю, все понятно. Память о бедности и безнадзорности своего детства, желание угодить мужчине, оправдать статус неработающей женщины, вложиться в блестящее будущее ребенка. Как ни крути, а гонка за успехом становится всеобщей. Социологи знают: семьи только с одним ребенком распространены даже среди среднего класса, потому что ресурсов, чтобы «дать все» нескольким детям, у семьи не хватает.
С другой стороны, представления чайлдфри страшны. Они боятся материнства и детства, просто бояться больниц и беседы психологов с ними не проводятся.
В целом по проведенному исследованию факторы — родительская семья, собственный опыт и социальное окружение определяют принадлежность молодых людей к той или иной группе, чайлдфри или слингомама. Родительская семья, собственный опыт и социальное окружение– факторы, формирующие родительские установки современных молодых людей(М.О. Ермихина). Они максимально развиты в положительную сторону у слингомам и отрицательно у чайлдфри.
Численность групп пока мала (порядка нескольких тысяч), она конечно не оказывает влияние на демографию в России. Современные многие молодые люди не хотят принадлежать группам, мыслящим максимально, экстремизм для нормально развитых молодых людей не приемлем. На наш взгляд, беспокоиться рано, задумываться – стоит.
Заключение по главе 2
Установка на бездетную семью формируется у чайлдфри под воздействием трех факторов, как и все установки молодых людей — родительской семьи, собственного опыта и социального окружения. Родительская семья была причиной бездетности 64% респондентов, собственный опыт 74 %, социальное окружение – 62% респондентов. Нежелание иметь детей вызывается множеством мотивов: от психологических травм, полученных в родительской семье до крайнего индивидуализма и гедонизма.
Степень выраженности агрессии чайлдфри (ненависть к миру, людям, детям ) — 65% респондентов были агрессивны. Не способность к диалогу проявилась у 40% респондентов.
Представители группы чайлдфри имели осознанную установку на бездетность, стремились закрыться от остального «детного» мира, имели осознанное неприятие того образа жизни, в котором живут большинство людей. Эти факторы были представлены в нашем исследовании соответственно по 62%, 57%, 72 % от общего числа респондентов.
Представители группы слингомама имели следующие показатели влияния на материнство по факторам 1 – родительская семья 55%, собственный опыт (братики, сестренки) 37%, социальное окружение(молодые родственники, подруги, друзья) 40%. Показатели завышены по социальным факторам в которые попали молодые люди группы слингомама. Это юноши и девушки, выросшие в благополучных семьях, условия в которых были благоприятней обычной статистики, их родители имели высшее образование и выше, были ориентированы то же на материнство. Они выручают Россию, но их мало. Группы слингомама менее популярны в Российском обществе чем чайлдфри, благополучных семей до уровня слингомам меньше.
Родительская семья, собственный опыт и социальное окружение – факторы, формирующие родительские установки современных молодых людей(М.О. Ермихина). Они максимально развиты в положительную сторону у слингомам и отрицательно у чайлдфри.
Численность групп пока мала (порядка нескольких тысяч), она конечно не оказывает влияние на демографию в России. Современные многие молодые люди не хотят принадлежать группам, мыслящим максимально, экстремизм для нормально развитых молодых людей не приемлем. На наш взгляд, беспокоиться рано, задумываться – стоит.
Заключение
В настоящее время идет тенденция «инфантилизации» молодого поколения, и во многом отказ иметь детей связан с тем, что потенциальные родители сами еще играют в игрушки и пока не готовы брать на себя ответственность за кого-то еще. Решение избежать рождения детей может быть вызвано тревогой «рассыпаться”, такие люди могут избегать и просто близких отношений, от того, что ребенок неизбежно займет все их личное. Это серьезная социальная проблема, требующая государственного и решения. Как правило, чайлдфри – это дети, не познавшие в своей жизни настоящей родительской любви, доброй и требовательной, они не желают рождать своих детей, не желают продолжать свой род, потому что не умеют любить, не умеют жертвовать собой, обретая в этом ни с чем несравнимое человеческое счастье.
Объект нашего исследования: группы «чайлдфри» и «слингомамы» социальной сети «Вконтакте». Использованы теоретические методы общенаучного исследования: сравнительно-исторический анализ научных источников и литературы, изучение и анализ социально-культурного опыта, метод анализа и синтеза и эмпирические методы исследования: беседа и использование опросов.Исследование проведено в 2014-2015 г среди 50 чел.Применялся опросник более 20 вопросов. Обработка данных производилась методами математической статистики используя компьютерные программы Эксель и Статистика 9.0.
Установка на бездетную семью формируется у чайлдфри под воздействием трех факторов, как и все установки молодых людей — родительской семьи, собственного опыта и социального окружения. Родительская семья была причиной бездетности 64% респондентов, собственный опыт 74 %, социальное окружение – 62% респондентов. Нежелание иметь детей вызывается множеством мотивов: от психологических травм, полученных в родительской семье до крайнего индивидуализма и гедонизма.
Степень выраженности агрессии чайлдфри (ненависть к миру, людям, детям ) — 65% респондентов были агрессивны. Не способность к диалогу проявилась у 40% респондентов.
Представители группы чайлдфри имели осознанную установку на бездетность, стремились закрыться от остального «детного» мира, имели осознанное неприятие того образа жизни, в котором живут большинство людей. Эти факторы были представлены в нашем исследовании соответственно по 62%, 57%, 72 % от общего числа респондентов.
Представители группы слингомама имели следующие показатели влияния на материнство по факторам 1 – родительская семья 55%, собственный опыт (братики, сестренки) 37%, социальное окружение (молодые родственники, подруги, друзья) 40%. Показатели завышены по социальным факторам в которые попали молодые люди группы слингомама. Это юноши и девушки, выросшие в благополучных семьях, условия в которых были благоприятней обычной статистики, их родители имели высшее образование и выше, были ориентированы то же на материнство. Они выручают Россию, но их мало. Группы слингомама менее популярны в Российском обществе чем чайлдфри, благополучных семей до уровня слингомам меньше.
В целом, принадлежность к той или иной социальной подгруппе (чайлдфри или «интенсивного материнства») не всегда определяется типом личностного представления о материнстве и способствует развитию взвешенного, зрелого отношения к деторождению. В группах чайлдфри есть много молодых людей меняющих отношение к жизни, уходящих из чайлдфри. Беседы психологов, часто и психотерапевтов с чайлдфри часто не проводятся.
Группы чайлдфри следствие социальной ситуации сейчас в обществе. Уровень рождаемости в обществе низкий, с молодыми людьми в школе не занимаются психологи; молодые люди, предоставленные сами себе они отрешаются от функции материнства, не вытягивают её по ряду причин. Чайлдфри прикрытие молодых людей, не допустимое для России. Чалдфри пока мало, допускать развитие групп нельзя, с подросткового возраста необходимо общение чайлдфри с психотератевтами и психологами, поведение слингомам корректировать.
В целом, считаем цель своей работы достигнутой, поставленные задачи выполненными.
Список литературы
- Бусыгина И.С., Павлова Т.В. Представления о родительстве как психологический феномен // Человеческий капитал. – М.: Изд. дом «Оптима проект», 2011. − №1. − С.50-55.
- Грицай Л. А. Некоторые аспекты научного изучения феномена «чайлдфри» // Культура и образование. – Октябрь 2013. — № 2
- Девятых, С.Ю. Родительство как система социальных диспозиций личности // Известия Смоленского государственного университета. — 2012. — № 3(19).
- Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: автореферат канд. психол. наук. – Казань, 2014. – 22 с.
- Карасева С.Н. Система ценностных ориентаций современных российских женщин. // Гуманитарные научные исследования. – № 6 Июнь 2013.
- Кон, И.С. Социологическая психология. – М.: МОДЭК, 2009.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 2003.
- Лови, О. «Чайлдфри» — кто это? — М.2014г.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 2014.
- Овчарова Р.В. «Психологическое сопровождение родительства» г. Москва, 2013 В
- Павлова Т.В. Взаимосвязь материнских установок и социальных изменений // Материалы ХLVI Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс»: Психология. – Новосибирск: Новосиб. Гос. ун-т, 2009. − С.140-142.
- Павлова Т.В. Материнство как социокультурный феномен // Культура и ценности повседневной жизни современного человека: материалы VII межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых преподавателей (27 апреля 2007г.). − Екатеринбург: АМБ, 2007. − С.45-50.
- Павлова Т.В. Моделирование представлений о родительстве в зрелом возрасте // Ученые записки РГСУ. − 2011. − №8. − С.84-85.
- Павлова Т.В. Особенности представлений о родительских установках в рамках изучения социальных проблем современной России // Человеческий капитал. – М.: Изд. дом «Оптима проект», 2010. − №10. − С.147-148.
- Павлова Т.В. Особенности представлений о родительстве у мужчин и женщин с разным уровнем осознанности // Вестник университета (Государственный университет управления). − 2011. − № 19. − С.108-110
- Павлова Т.В. Психологические механизмы формирования зрелых представлений о родительстве // Вестник университета (Государственный университет управления). − 2011. − № 16. − С.77-78.
- Павлова Т.В. Репродуктивное поведение как фактор демографической политики современной России // Материалы Всероссийской научно-практической конференции ГУ − Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2008. − С.457-46
- Павлова Т.В. Социокультурные аспекты материнских установок // Мультикультурная современность: Урал-Россия-Мир: Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции Гуманитарного университета, 2-3 апреля 2009 г. в 2т. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т. — 2009. — Т.1 — С.624-627.
- Павлова Т.В., Романова И.Е. Теоретические подходы к исследованию ценности материнства // Теоретические и методические подходы в изучении личности: сборник научных трудов. − Ростов-на-Дону: Антей, 2010. − С.87-92.
- Павлова Т.В., Сафрайдер В.И. Осознанное родительство как фактор психологической безопасности личности // Безопасность в современном мире: социально-психологические аспекты. Материалы II Международного симпозиума. 14 апреля 2011г. — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2011. − С.232-238.
- Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации. — СПб: Речь, 2006.
- Романова И.Е., Павлова Т.В. Материнство в системе жизненных ценностей // Психологическое сопровождение личности в процессе социализации: сборник научных трудов. − Ростов-на-Дону: Антей, 2008. − С.129-136.
- Слободчиков, В.И. Очерки психологии развития. — Биробиджан: БГПИ, 2005.
- Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. «Отцы и дети в меняющемся мире.» — М., 2011.
- Филиппова Г.Г. «Психология материнства» г. Москва, 2009
- Чижакова, Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. — М.: Владос, 2013
- Юноши и девушки «группы риска» // Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 2003.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф