Заявка на расчет
Меню Услуги

Представление о родительстве у современных групп молодых людей (интернет сообщества чайлдфри и группы интенсивного материнства).

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

2


Содержание

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение……………………………………………………………..………..…..

Глава 1. Современное состояние ценностных представлений о родительстве у современных молодых людей……………………………………………………

1.1. Ценностно-смысловой аспект родительства у современных молодых людей………………………………………………………………………………

1.2.Основные факторы, влияющие на представление о родительстве у современной молодежи…………………………………………………………

1.3. Современные тенденции отношения к родительству у молодых людей

1.4. Группы «чайлдфри» и «слингомама» в интернет сообществе…..………

1.4.1. «Чайлдфри» в интернет сообществе…………………………….

1.4.2.«Слингомама» в интернет ………………………………………..

Заключение по главе 1……………………………………………………….

Глава 2. Эмпирический анализ ценностных установок родительства у молодых людей различных интернет сообществ ……………………………..

2.1.Объект и методы исследований…………………………………………….

2.2. Результаты исследований…………………………………………………..

2.2.1.Анализ представлений о родительстве в группе «чайлдфри» ….

2.2.2. Анализ представлений о родительстве в группе «слингомама»……………………………………………………….….

2.2.3.  Обобщение места и представлений групп в современном обществе………………………………………………………………..

Заключение по главе 2…………………….…………………………………

Заключение………………………………………………………………………

Список литературы……………………………………….……………………..

 

Введение

 

В настоящее время российском обществе происходит процесс трансформации ценностно-нормативной культуры. В условиях трансформации отношений женщин и мужчин в обществе возникают новые институты, социальные статусы и нормы поведения родителей.Снижение возраста начала сексуальной жизни, продолжающий увеличиваться разрыв между сексуальной и социальной зрелостью актуализирует анализ родительства несовершеннолетних.

Сейчас в науке накоплено достаточно знаний об институте родительских отношений и родительства. В отечественной социологии семьи родительству уделялось специальное внимание в работах: А.И. Антонова, В.Н. Архангельского, В.М. Медкова (социолого-демографические исследования рождаемости), С.И. Голода (исторические аспекты отношения родителей к детям, новые структурные формы родительства), О.И. Волжиной, И.Ф. Дементьевой, М.С. Мацковского, В.Я Титаренко, А.Г. Харчева (в контексте семейного воспитания и социализации), Т.А. Захаровой, С.В. Захарова, А.Б. Синельникова, В.Д. Шапиро (взаимоотношения родителей и взрослых детей), Н.Я. Соловьева (отцовство после развода), Н.Г. Юркевича (внебрачное материнство). Некоторые аспекты родительства затрагиваются в контексте гендерного подхода (О.А. Воронина, Т.А. Клименкова). Социокультурным аспектам материнства посвящены работы В.А.Рамих. В работах психиатров (М.И. Буянов, А.И. Захаров, В.Л. Леви), описываются причины детского неблагополучия от родительских практик, а так же многие другие работы.

В современном мире семья переживает острый кризис, проявляющейся, в первую очередь, в сфере детско-родительских отношений. Ослабляются социальные связи между родителями и детьми, снижается значимость родства и родительства. Самоутверждение и автономность как наиболее важные принципы современной жизни ведут к разрушению традиционных устоев семьи. При этом супружество становится основной линией внутрисемейных отношений, тогда как родительство – второстепенной. Малодетность или вообще бездетность, сегодня становится жизненной нормой.  Актуален вопрос о природе, структуре родительства, ведущих факторах, влияющих на формирование представлений молодых людей об отцовстве и материнстве.

Необходимость изучения представлений о родительстве у современных молодых людей (на примере «крайних групп» по ориентации на родительство: чайлдфри и группы интенсивного материнства) и определили актуальность темы нашего исследования.

Цель нашего исследования – изучение представления о родительстве у современных молодых людей (сообщество чайлдфри и группы интенсивного материнства).

Объект нашего исследования – представление о родительстве у современных групп молодых людей (чайлдфри и группы интенсивного материнства).

Предмет исследования: особенности представлений о родительстве у представителей группы чайлдфри и группы интенсивного материнства.

Гипотеза: представления о родительстве у представителей группы чайлдфри и группы интенсивного материнства имеют различия, которые связаны с  отношениями в родительской семе, собственным опытом и социальным окружением.

Для достижения цели решались следующие задачи:

  1. Изучить современное состояние ценностных представлений о родительстве у современных молодых людей
  2. Дать характеристику основным факторам, влияющим на представление о родительстве у современной молодежи.
  3. Изучить особенности представлений о родительстве у молодых людей различных интернет сообществ (на примере «крайних групп» по ориентации на родительство: чайлдфри и группы интенсивного материнства).

Проблема исследования состоит в актуальности изучения представления о родительстве у современных групп молодых людей (чайлдфри и группы интенсивного материнства). Недостаточная разработанность проблемы и её большая практическая значимость в определении влияния чайлдфри и группы интенсивного материнства на других молодых людей и определили тему исследования.

Теоретическая и практическая значимость исследования диктуется тем, что изучение представления о родительстве у современных групп молодых людей (чайлдфри и группы интенсивного материнства) вносит вклад в понимание мотивационной готовности к родительству и организацию практической психологической работы с молодежью по вопросам родительства.

Методы исследования: 1. Теоретический анализ литературных источников по проблеме изучения представления о родительстве у современных групп молодых людей (чайлдфри и группы интенсивного материнства); 2. Анализ показателей представления о родительстве у современных групп молодых людей (чайлдфри и группы интенсивного материнства); 3. Статистическая обработка данных современными средствами компьютера (программы эксель, статистика); 4. Применение контент-анализа основным методом анализа.

Структура работы состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, приложений и списка литературы. В первой главе анализируется современное состояние ценностных представлений о родительстве у современных молодых людей. Во второй главе  проводится эмпирический анализ ценностных установок родительства у молодых людей различных интернет сообществ.

 

Глава 1. Современное состояние ценностных представлений о родительстве у современных молодых людей

1.1. Ценностно-смысловой аспект родительства у современных молодых людей

 

Формирование представлений личности о родительстве неразрывно связано с процессами, формирующими нормативные взаимоотношения между людьми, реализующимися посредством механизмов интериоризации, идентификации, категоризации и интернализации, а также механизмов научения, в результате которых одни нормы и ценности усваиваются, а другие отвергаются или трансформируются.

Многокомпонентный и сложно детерминированный феномен представлений личности о родительстве показан как формируемый процесс, содержащий ряд стадий, связанных с личностной зрелостью, итогом которого выступает зрелое родительство[1]. Зрелое родительство определено как процесс формирования родительского сознания и самосознания. Формирование представлений личности о родительстве рассмотрено как компонент личностной зрелости, при этом основной задачей подготовки к зрелому родительству является укрепление и усиление системы Я, повышении ее адаптационных способностей и эффективности в процессе реализации роли родителя.

Психологическая структура представлений о родительстве как личностного образования, включающая когнитивный, эмоциональный, регуляторно-волевой и ценностно-смысловой компоненты. Когнитивный компонент рассматривается как совокупность представлений об идеальном и реальном образе ребенка и родителя, как сформированность родительской роли с позиции осмысленности. Эмоциональный компонент включает в себя разные стороны эмоционального отношения к ребенку и родительству в целом. Регуляторно-волевой компонент определяется как совокупность личностных детерминант, обусловливающих формирование особенностей изучаемого феномена. Ценностно-смысловой компонент понимается как совокупность ценностных ориентаций личности, лежащих в основе построения общежизненных планов, одну из ведущих ролей в котором занимают семейные ценности.

Установлено, что формирование представлений о родительстве – это целостный непрерывный процесс становления личности, который начинается с восприятия собственного детско-родительского взаимодействия, раскрывается в процессе реализации собственной родительской роли и продолжает совершенствоваться в течение всей жизни человека. Зрелая форма представлений о родительстве включает в себя представление о материнской и отцовской роли, сформированное родительское отношение и соотнесение представлений о реальном и идеальном образе ребенка, а также эмоциональное личностное принятие ребенка и родительскую ответственность[2]. Представления личности о родительстве служат для категоризации поведения ребенка и его личности, а также выполнения собственной родительской роли. Изначально они являются социальными репрезентациями, т.е. культурно обусловленной системой знаний, с имеющимися особенностями внутри каждой культуры. Затем преломляясь через собственный детско-родительский опыт и особенности семейного взаимодействия, формируют определенный образ ребенка, родителя и родительской роли в целом, таким образом, конструируя первичные представления о родительстве. На этапе собственного родительства, происходит идентификация ребенка с предлагаемым родителями образом, в результате взаимодействия родителя и ребенка создаются условия для интериоризации нужных качеств, повышается компетентность родителя, формируется родительская идентичность, являющаяся ключевым звеном зрелых представлений личности о родительстве[3].

Таким образом, ценностно-смысловой аспект родительства предполагает достижение в материнстве и отцовстве определённой личностной зрелости и обретение родительской идентичности, представляющей собой динамическую структуру, развивающуюся на протяжении всей жизни человека, единицей которой является самоопределение относительно себя, своих целей и ценностей, полученное в результате   интериоризации   родительских   ожиданий  или  преодоления   кризиса идентичности и включающая в себя способность принимать решения на основе собственного выбора, анализа ситуации опираясь на внутренние ресурсы.

 

1.2. Основные факторы, влияющие на представление о родительстве у современной молодежи

 

Представление о родительстве – наглядный образ явления родительства, возникающий на основе имеющегося у человека опыта (прежде всего в родительской семье) путем его воспроизведения в воображении. Представление образа является менее ярким и детализированным, чем восприятие этого образа в реальной ситуации, но в то же время оно более обобщённое и схематизированное[4].

По своей сути представление о родительстве является фантазией, так как явления родительства в реальности еще не существует, а существует лишь его образно сконструированное содержание. В это содержание могут входить образы эмоций, связанных с процессом воспитания детей, отдельные и общие когнитивные схемы: планирование уклада жизни в условиях родительства, планирование воспитательного процесса и другое, а также образы отдельных поведенческих актов и всего поведения в целом.

В юношеских мечтах формируется образ желаемого родительства. У некоторых молодых людей этот образ возникает в контрасте с воспоминаниями о своем «тяжелом» детстве. У других, наоборот, на основе положительного примера своих родителей. Они помнят много приятных моментов из своего детства и оценивают его как самый счастливый период в своей жизни. Следовательно, они желают для своих детей такого же детства. У третьих – этот образ возникает преимущественно под влиянием социокультурных образцов. В любом случае мечты влияют на целостное представление о родительстве и являются мощным мотивирующим фактором. Можно рассмотреть представления об идеальном родителе на трех уровнях[5]:

1) уровень общества — влияние общественных факторов на представление об идеальном родителе;

2) уровень собственной семьи — влияние семейных условий на представление об идеальном родителе;

3) индивидуальный уровень (уровень личности) — влияние личностного фактора на представление об идеальном родителе.

Идеал отца и матери — составная часть идеала мужчины и женщины соответственно. Кроме этого, идеал отца и идеал матери вместе составляют идеал родителей.

За счет того, что мамы проводят с детьми больше времени, чем отцы, и в большей степени занимаются воспитанием ребенка, у общества возникает соблазн обвинять именно мать, когда у ребенка возникают какие-то проблемы. Мать считается основной фигурой, влияющей на ребенка. Следовательно, складываются представления об идеальной матери: заботливой, любящей, ответственной, уделяющей ребенку много времени, сотрудничающей, альтруистичной, невластной и неагрессивной.

Идеал отца может быть очень противоречивым, включающим полярные качества. Часть представлений связана с традиционно инструментальной ролью отца-мужчины, часть – с серьезными изменениями социальных стереотипов.

В целом в обществе бытуют следующие представления об идеальном отце: успешный, обеспечивающий материальное благосостояние семьи, властный, строгий, независимый, малоэмоциональный, имеющий авторитет и уважение ребенка. Хотя сегодня весьма распространен стереотип о том, что современные отцы слишком далеки от идеала. Их упрекают в слабости и некомпетентности.

Если посмотреть на идеалы отца и матери, то они оба обладают положительными чертами, которые можно объединить в одном человеке в зависимости от ситуации. Так, идеалы отца и матери становятся похожими, прорисовывается единый идеал гибкого родителя. Мы предполагаем, что в настоящее время существует тенденция к схождению идеалов родителей. Большинство исследователей полагают, что ребенку для успешной социализации необходимы два родителя при доминирующей роли матери.

Идеал матери у женщины из неполной семьи заимствуется из идеала матери и отца и будет противоречивым или гармоничным в зависимости от сочетания и степени выраженности качеств. Возможен «перекос идеала» в сторону преобладания «мужских качеств», так как часто одинокие матери считают, что не могут заменить ребенку отца или проявляют излишнюю мягкость и не справляются с воспитанием там, где бы справился мужчина[6].

Идеалом матери у женщин из неполной семьи, скорее всего, будет более успешная в глазах ребенка, обеспечивающая материально на высоком уровне, имеющая авторитет и уважение ребенка, властная, строгая, независимая, малоэмоциональная, сотрудничающая; чем идеал матери у женщин, воспитывающих ребенка в полной семье. Образ включает противоположности или дополнения – независимая (внешне сильная) и зависимая (образующая симбиоз, получающая от ребенка поддержку).

Если первый ребенок выступает для родителей полем для «экспериментов», для поиска себя как родителя, то при воспитании второго ребенка они чувствуют себя более уверенно, используют имеющийся опыт воспитания и стараются учитывать и исправлять те ошибки, которые они допустили с первым ребенком. Родители второго ребенка имеют более сформированные представления о себе как о родителе, развитую родительскую сферу: родительские чувства, знания, умения и навыки по уходу, воспитанию и общению с ребенком, опыт, широкий «репертуар» внутриродительской роли[7].

Люди, воспитывающие второго ребенка, имеют другие представления об идеальном родителе, чем они же при воспитании первого ребенка. С одной стороны, кажется, что данные представления должны стать более реалистичными, так как при рождении первого ребенка человек имеет лишь иллюзорные представления о том, что такое родитель. С другой стороны, появившийся после первого ребенка некоторый негативный или неприятный опыт может деформировать прежний более гармоничный образ идеального родителя.

Таким образом, при сравнении представлений одних и тех же людей, воспитывающих сначала одного, потом второго ребенка, следует рассчитывать на значимые различия между ними. Что касается различий между двумя группами людей (с одним ребенком, с двумя детьми) мы вряд ли найдем различия: для одних, скорее всего, будет характерен большой разброс в том, каким должен быть идеальный родитель.

Следуя за утверждением Е. А. Климова, о том, что профессионалам разного типа свойственен различный образ мира и, возможно, различный идеал человека, мы предполагаем наличие у людей разных типов профессии отличные друг от друга представлений об идеальном родителе.

Считается, что чем выше уровень образования человека, тем он дальше от стереотипов общества. Можно предположить, что люди с высшим образованием будут иметь более андрогинный и более разнообразный идеал родителя, чем люди со средним образованием, которые будут стремиться к традиционным идеалам.

Точка зрения ребенка на психологический климат в семье является отражением его родителей, их отношения к нему. Дети из семей с более благоприятным климатом будут иметь идеал родителя как сотрудничающего, альтруистичного, мягкого, гуманного, чем их сверстники из семей с менее благоприятным климатом.

Вероятно, человек с тем или иным стилем взаимодействия (кооперации или конкуренции) в образе идеального родителя будет стремиться избегать своих недостатков, но в то же время тип идеального родителя будет сходен с реальным типом межличностного взаимодействия родителя, причем представления об идеальном родителе будут сильнее отличаться между типами, чем внутри данных групп.

Семейно-обусловленное состояние — состояние человека, обусловленное взаимодействием человека с семьей, нахождением дома. То, как ощущает себя человек дома, в своей семье, может оказывать влияние на представление родителя о себе самом и на образ идеального родителя. Если человек не удовлетворен обстановкой в семье, отношениями с супругом(ой) или детьми, тревожен, напряжен, то, возможно, его идеал родителя станет более сотрудничающим, альтруистичным, доверяющим, менее агрессивным и властным.

Таким образом, молодые люди представляют родительство, как трудный и ответственный процесс, который требует затрат времени и считают, что необходимо быть готовым к нему[8].

 

1.3.  Современные тенденции отношения к родительству у молодых людей

 

В настоящее время в развитых западных странах любая позиция женщины по отношению к материнству рассматривается как совершенно нормальная и допустимая, при этом все позиции равноправны, ни одной не отдается предпочтение. Например, традиционная семья, состоящая из мамы, папы и одного-двоих детей, – идеал-норма 1960-х годов в России и, с некоторыми поправками (число детей до четырех, а мама обязательно не работает), 1950-х годов на Западе – сейчас стала лишь одной из возможностей, личным выбором «стиля жизни». В такой семье, как правило, оба родителя работают, оба участвуют в заботе о детях, активно используя предоставляемые обществом возможности по уходу за детьми (ясли, детские сады, наемных нянь). При разводах (которые, как и в России, случаются очень часто) предполагается уважение прав, как матери, так и отца, хотя обоим часто приходится отстаивать свои права: ребенок по-прежнему остается огромной эмоциональной ценностью.

Законным считается право женщины родить ребенка вне союза с мужчиной, хотя в реальности большая часть одиноких матерей оказывается в такой ситуации не по собственному желанию, а вынужденно. При этом большинство способны смириться с таким положением и найти в нем позитивные стороны, но некоторые, особенно очень юные матери из социально неблагополучных слоев и семей, воспринимают вынужденное одинокое материнство порой трагично, и требуются усилия специальных социальных служб, чтобы помочь им справиться с психологическими проблемами, не говоря уже об экономических трудностях.

Все большее число женщин (в процентном отношении это по-прежнему ничтожное меньшинство, хотя точные цифры узнать очень сложно, так как среди бездетных есть не только чайлдфри[9] – бездетные в результате сознательного выбора, но и бесплодные, и безразличные к теме) сознательно решают не иметь детей. Многие исследователи связывают добровольную бездетность с развитой у женщин сексуальностью, в противовес воззрениям Фрейда, считавшего, что развитая женская сексуальность обязательно предполагает материнство.

Согласно выводам исследовательницы Виверс, проинтервьюировавшей несколько десятков добровольно бездетных пар, такое репродуктивное решение часто связано с ощущением важности только того, что есть здесь и сейчас, с отсутствием устремленности в будущее.

Некоторые проблемы, тянущиеся из детства, в частности холодные или плохие отношения с матерью в раннем возрасте, чаще ведут к неопределенности позиции в отношении деторождения, отсутствию ярко выраженного желания как рожать детей, так и не рожать.

Часто добровольная бездетность связана со склонностью к свободному, ничем не ограниченному стилю жизни, с желанием путешествовать, заниматься наукой, искусством и т.п. Группу людей, отказывающихся от деторождения не потому, что им не нравится сам процесс или дети как таковые, а из опасения утратить возможность жить такой жизнью, какая им нравится, и достигать поставленных целей, Виверс назвала аффексьонадо (перевести можно как «увлеченные»). При этом стиль жизни, которому мешают дети, может предполагать как достижение вершин карьерного успеха, так и существование обыкновенной домохозяйки, мечтающей о беззаботной жизни в своем уютном доме.

Другую группу чайлдфри Виверс назвала реджекторы («отвергающие»)[10]. Это люди, испытывающие по тем или иным причинам (чаще всего неясным) отвращение к беременности, родам, к маленьким детям. Обычно эти чувства проявляются еще в детстве и оказывают более сильное воздействие на принятие решения об отказе от рождения детей, чем просто приверженность определенному образу жизни, противоречащему (с точки зрения чайлдфри) родительству. Если на аффексьонадо что-то еще может повлиять, например, соображения, что их любимый образ жизни все-таки же можно совместить с материнством, то реджекторов переубедить нельзя, а если общественное давление вынудит их стать родителями, это может иметь самые негативные последствия и для них самих, и для их детей.

Чайлдфри очень часто были единственными детьми в семье их родителей или старшими детьми в многодетных семьях, уже испытавшими в детстве «социальное» родительство и более не имеющими потребности растить и опекать маленьких детей.

Кроме «истинных», убежденных чайлдфри, среди бездетных много людей просто равнодушных, тех, кому все равно, иметь или не иметь детей. Если раньше, в традиционном обществе, такие люди, как правило, становились родителями, просто «плывя по течению», спокойно воспринимали это «нормальное», естественное развитие событий («судьба такая, что же поделаешь»), то теперь они проводят долгие годы в раздумьях, стоит ли рожать детей[11].

Часто дети у этой группы людей в наше время так и не появляются.
Еще одна группа бездетных – бесплодные. Еще пару десятилетий назад это был окончательный приговор, и никаких вариаций и подгрупп среди этих людей быть не могло. Сейчас, однако, практически любая форма бесплодия может быть если не вылечена (излечение по-прежнему происходит очень редко), то «обойдена», «обманута» – преградой не служат ни отсутствие матки у женщины (выносить и родить может суррогатная мать), ни отсутствие половых клеток у женщины и/ или мужчины (широко используются донорские клетки от других людей, а вынашивать может сама «бесплодная» женщина). Впрочем, абсолютное большинство людей, прибегающих к репродуктивным технологиям, в результате производят на свет генетически своих детей, которых вынашивает их биологическая мать. Конечно, хотя даже такие «простые» формы бесплодия были непреодолимы еще в 1970-е годы.

Однако картина далеко не такая радужная, как кажется. Прежде всего, медицинская помощь в этой области коммерциализирована и рождение детей с помощью, так называемых репродуктивных технологий во многих странах доступно только по-настоящему обеспеченным людям. В некоторых странах оно бесплатно для всех граждан, но там существует масса этических ограничений, имеющих силу закона (в отношении возраста будущей матери, запрета или недоступности донорства и/или суррогатного материнства). Большую роль здесь играет позиция церкви, относящейся к новым репродуктивным технологиям подчас настороженно (если не негативно).

Тем не менее, эти технологии развиваются, и в ряде стран, где они бесплатны, уже ощутима доля новорожденных, появившихся на свет после их применения (например, 4% в год от всех рождающихся в Швеции). Всего в мире уже живут более шести миллионов людей, зачатых с помощью оплодотворения в пробирке[12] – по данным отчетов международных реестров.

«Интенсивное материнство» – это основной тренд в современной России. То есть мать не только является незаменимым родителем, более способным удовлетворить нужды ребенка, чем отец, няня, бабушка или кто угодно, но еще и личное счастье самой матери полностью заключается в ее детях, их благополучии – подчеркиваю, полностью! Мать должна все время обеспечивать удовлетворение физических, когнитивных, эмоциональных потребностей ребенка. Мать должна быть к услугам ребенка, должна жертвовать своими потребностями ради его потребностей.Понятие интенсивного материнства приписывают американке Шэрон Хейз, автору книги о культурных противоречиях материнства. Хейз пишет, что традиционное материнство – это исторически сложившаяся конструкция, которая обслуживает интересы не только всех мужчин, но и государства, и экономики. Трудно сказать, до какой степени ее предположения верны, но с тех пор как раннее развитие стало повальной модой, доминирующим типажом у нас в стране стала мать, которая не работает вообще или работает от случая к случаю, занимается воспитанием ребенка дома, водит его по секциям и клубам, а в промежутках занимается своей красотой и обустройством дома.

 

1.4.Группы «чайлдфри» и «слингомама» в интернет сообществе

1.4.1. «Чайлдфри» в интернет сообществе

Чайлдфри (англ. Childfree — свободный от детей; англ. Childless by choice, voluntary childless — добровольно бездетный) — субкультура и идеология, характеризующаяся сознательным нежеланием иметь детей (рис. 2, 3). Основная идея чайлдфри — отказ от детей во имя личной свободы и пропаганда бездетного образа жизни.

Речь не идёт о людях, которые откладывают рождение детей на более поздний срок или не имеют твёрдой позиции в данном вопросе. Бесплодные могут быть или не быть чайлдфри, так как, с одной стороны, врождённое или приобретённое в результате заболеваний, травм и т. П. бесплодие не является сознательным выбором, а чайлдфри могут добровольно пойти на стерилизацию; с другой стороны, возможно наличие приёмных детей. Хотя наличие ребёнка противоречит формальному определению, оно не мешает некоторым людям относить себя к чайлдфри.[13]

Чайлдфри–сообщество прямо не ассоциирует себя с какими-то идеологическими и оккультными моделям. Термин «childfree» возник в США в противовес слову «childless» («бездетный»). На волне эмансипации «защитники прав человека» придумали термин childfree (детосвободный), утверждая, таким образом, что отсутствие детей — это привилегия «развитого» социума.

История слова несколько неясна; по мнению журналиста «Русского Newsweek» Елены Черненко, слово было введено в 1970-х Национальной Организацией для Не-Родителей США (ныне не существующей). Популярность приобрело в 1990-е, когда Лесли Лафэйетт сформировала одну из первых современных групп чайлдфри, the Childfree Network.

Движущие силы. Сознательная бездетность предполагает веские основания для такого решения. Исследователи выделяют следующие типы чайлдфри:

«Реджекторы» испытывают неприязнь к детям как к таковым и всему, что связано с процессом деторождения и грудного вскармливания.

«Аффексьонадо» дети представляются лишней обузой, помехой; для аффексьонадо важно не то, что дети им не нравятся, а то, что им очень хорошо жить без них.[14]

Также следующие два типа людей «с натяжкой» относят к чайлдфри:

«Волнообразные отказники» всё время меняют решение, хотят они детей или же не хотят, а в условиях современной контрацепции детей они так никогда и не имеют.

«Постоянные откладыватели» всё время откладывают рождение детей, стремясь в первую очередь сделать карьеру и устроить жизнь, и постоянное «потом» перерастает в «никогда».

В Америке чайлдфри являются устоявшимся феноменом. Сознательно бездетные как социально-демографическая категория имели место задолго до распространения чайлд-фри. Лишь с недавнего времени они начали развивать социальные сети, чтобы противостоять давлению общества, которое не готово понять и принять их образ жизни. В США в целом уже более 40 организаций, объединяющих чайлдфри, каждая из них насчитывает несколько тысяч участников. Согласно исследованиям американского Национального Центра Статистики Здравоохранения, ежегодно увеличивается процент женщин, сознательно не желающих иметь детей: на сегодняшний день до 25 %. Среди белых женщин с высшим образованием процент чайлдфри гораздо выше, чем среди прочих.

Чайлдфри для России достаточно новое явление. Однако исследователями отмечается, что на сегодняшний день в социальной сети «Вконтакте» существует чуть более десяти открытых для публичного просмотра групп о движении чайлдфри и примерно столько же закрытых. Многие из них стали закрытыми для публичного просмотра после привлечения внимания к ним со стороны СМИ. Данные сообщества насчитывают тысячи активных участников — сторонников идеологии.[15]

Противники движения чайлдфри — люди с традиционным взглядом на семью — нередко характеризуются в интернет-сообществах чайлдфри пейоративно. Как отмечает в своём исследовании лингвист Ю. А. Антонова, «чужие» для представителей интернет-сообщества чайлдфри — это «пролайфовцы» (люди, выступающие за запрет абортов и контрацепции), в том числе представители Русской православной церкви, общество, которое навязывает традиционные стереотипы семейного счастья (подруги, родители, родственники, коллеги), «невоспитанные дети» («огрызки», «опарыши»), «безответственные родители» («плодятся и штампуют новое человеческое мяско»), многодетные матери («свиноматки», «овуляхи», «детоматки», «размноженцы», «детные», «инкубаторы», «подтирушки», «плодячки», «коровы, рожающие, чтобы их доили», «крысомамки»). В свою очередь люди с традиционным взглядом на семью зачастую бывают резки к чайлдфри («эгоисты», «люди с психологической травмой», «детоненавистники», «бездетные, защищающие собственную неполноценность», «геи», «лесбиянки», «лица, подкупаемые США с целью уничтожить русскую нацию»).

Психотерапевт Н. Н. Нарицын и его жена М. Нарицына считают, что вследствие нетактичности и нападок со стороны людей с традиционным взглядом на семью, чайлдфри вынуждены объединяться в интернет-сообщества и защищаться, зачастую даже агрессивно. По его мнению, обычно ненависть к добровольно бездетным имеют те, кто рожал не потому, что хотел детей, а потому, что считал: «детей иметь положено, это некий долг перед обществом».[16]

В 2013 г. прокуратура Санкт-Петербурга сообщила, что руководство «Вконтакте» заблокировало по её требованию несколько групп и один личный аккаунт, в которых общались сторонники идеологии чайлдфри, сознательно отказывающиеся от деторождения. Прокуратура сочла, что сообщества пропагандировали нарушение прав несовершеннолетних: в них, в частности, «содержалась крайне негативная информация, призывающая к противозаконным действиям по отношению к детям и матерям», а также «отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям».

Статистика и исследования. Национальный Центр Статистики Здравоохранения утверждает, что доля американских женщин детородного возраста, которые определяют себя как «добровольно бездетных», быстро растет: 2,4 % в 1982 году, 4,3 % в 1990 году, 6,6 % в 1995 году.

В целом наблюдения показали, что чайлдфри-пары более образованы, более востребованы как профессионалы и руководители, имеют больший доход (оба супруга), склонны жить в городах, менее религиозны, менее склонны к соблюдению традиционных гендерных ролей и обычаев.[17]

Многие исследователи отмечали, что чайлдфри являются менее «социально удобными», им в большей степени свойственен эгоизм и индивидуализм.

В ходе статистического исследования были выяснены наиболее распространённые причины быть чайлдфри: нежелание жертвовать личным пространством ради ребёнка, отсутствие убедительной причины заводить детей, нежелание терять время, активное отвращение к детям, удовлетворённость домашними животными и наблюдением за детьми родственников или друзей.

Эксперименты Дж. Кэлхуна. В 1960-70 гг.этологДж. Кэлхун провёл ряд экспериментов над грызунами, в которых стабильно прекращалось деторождение и колония полностью вымирала (наиболее популярен эксперимент «Вселенная-25», где цифра — порядковый номер эксперимента). В этих экспериментах для мышей создавались идеальные условия, мышиный рай, в котором грызунам не надо было заботиться о еде, воде и болезнях. Первоначальный взрыв рождаемости со временем замедлялся, а мыши начинали демонстрировать девиантное поведение: самцы проявляли пассивность и всё меньше заботились о самках, самки начинали проявлять нервозность и агрессию, часто к своим же детёнышам, и нередко отказывались от деторождения, появились «отверженные» самцы-подростки, не нашедшие социальной роли в мышиной иерархии. Дальнейших ход эксперимента приводил к появлению мышей, способных только к самому примитивному поведению. Эти мыши, названные «красивыми», только ели, пили, спали и следили за внешностью, проявляя по выражению учёных, «легендарный нарциссизм и самолюбование». «Красивые» избегали конфликтов и выполнения любых социальных функций, в том числе стремления к деторождению. Кэлхун назвал отказ таких особей от сложных поведенческих паттернов «смертью духа». В дальнейшем смертность молодняка составила 100%, количество беременностей сокращалось до нуля и популяция вымирала.

Имели место внутрицерковные дебаты о том, подлежит ли образ жизни чайлдфри осуждению. Религиозные консерваторы говорили, что это — восстание против Бога. Папа Иоанн Павел II постановил, что женатые пары, желающие быть бездетными, осуждены. Христианский автор Альберт Мохлер говорит «Парам не дана возможность выбора бездетности, согласно библейскому откровению. Напротив, нам приказано принимать детей с радостью, как Божьи дары, и растить их с заботой и страхом Божьим». Служители церкви подходят к этой теме так же осуждающе, как к гомосексуалистам, гомосексуальным парам и однополым бракам. Они называют чайлдфри «заражёнными» и «бесплодными язычниками». [18]

Противозачаточные средства значительно усовершенствовались за прошедшие годы, но некоторые чайлдфри предпочитают стерилизацию. Однако бывают трудности с поиском врача, готового её провести, особенно в возрасте 20-30 лет (возможно, из-за боязни судебного процесса с пациентом, который впоследствии изменил убеждения). Эти проблемы побудили многих чайлдфри создавать группы поддержки (где люди общаются между собой и становятся увереннее, зная, что они не одиноки), а также сообщества, подобные No Kidding!, стремящиеся обеспечить социальное взаимодействие, свободное от требования иметь детей.

Концентрация на личном принятии любопытным образом отразилась в литературе, касающейся добровольной бездетности. Ранее множество книг были основаны на феминистской теории и в значительной мере старались развеять идею, что женственность и материнство — одно и то же. Однако в последние годы чайлдфри становятся все более и более политизированными. Книга «Благо ребёнка» Беркетта утверждает, что чайлдфри оказываются перед лицом не только социальной, но и политической дискриминации. Это растущее недовольство часто сосредоточивается на налоговых льготах для семей с детьми, переходит на трудовое законодательство, облегчающее жизнь родителям, касается попыток введения правой и клерикальной цензуры на основании «семейных ценностей».

С другой стороны, возмущение, широко распространённое среди чайлдфри, не ведёт к общности политических взглядов. Чайлдфри становятся люди всевозможных мировоззрений и вероисповеданий. Например, когда одни думают о государственных детских пособиях как о «субсидировании образа жизни», другие соглашаются с необходимостью помощи родителям, но считают, что их образ жизни также нуждается в поддержке. Многие чайлдфри сожалеют, что вынуждены финансировать общественные школы через единое для всех налогообложение. В Австралии предложено создать политическую партию, поддерживающую образ жизни чайлдфри как противоположность семейному. [19]

Критики идеи о равноправии «чайлдфри» с родителями или о господдержке образа жизни «чайлдфри» возражают, что для общества, для государства рождение детей является необходимым условием существования, что и объясняет помощь родителям, особенно многодетным, и отсутствие помощи «чайлдфри», а также внимание со стороны СМИ:

Реальность такова, что тот, кто сделал для общества нечто важное, всегда имеет приоритет. Тот, кто воевал — перед теми, кто нет. Фронтовик вошёл — все встали. Конструктор, изобретший космическую ракету, будет жить в академгородке и получать «академическую» пенсию, а вы — нет.

Растущая политизация и внимание СМИ привели к появлению второй волны организаций чайлдфри, являющихся политическими во всех отношениях. Хотя множество неудачных попыток создать группу влияния предпринимались в США, первой появилась британская организация, известная как Kidding Aside. Становясь все более «громким» и организованным, движение чайлдфри пока ещё имеет незначительный политический вес и борется за то, чтобы его воспринимали серьёзно. В России данное движение массового понимания также не встречает.

Однако, данное направление встречает также и сторонников, среди которых не редкость и молодые люди.[20]

 

1.4.2.«Слингомама» в интернет

 

В последнее время всё чаще по радио, телевидению и социальных сетях стали говорить о слингомамах (рис. 4, 5, 6). Они объединяются в группы и сообщества, ходят вместе по магазинам, ездят на экскурсии и собираются на встречи в кафе. Некоторые люди относятся к ним с большой симпатией, некоторые — сторонятся, но на самом деле мало кто знает, что же такое быть слингомамой. Слингомамы — мамы, которые пользуются слингом — лоскутом ткани для переноски ребёнка. Подобным образом женщины носили детей с древних времён, но насколько это полезно для мамы и ребёнка? На этот счёт существует несколько мнений. Так ряд комиссий по безопасности потребительских товаров и врачей говорят о том, что слинги опасны для детей, так как из-за скрюченного положения у младенцев, которые еще не держат голову, могут возникнуть затруднения с дыханием. Однако другие современные врачи и слингомамы отрицают вред слингов и считают, что в слинге малыш находится в том же положении, как если бы он был на руках у мамы. [21]

Слинг (англ. Sling — перевязь) или бэби-слинг (англ. Baby sling) — тканевое приспособление разных конструкций, используемое для переноски ребёнка в первые месяцы жизни и до 2-3 лет.

Дома скучно сидеть, а так можно куда сходить, можно поехать в городе куда угодно, а с коляской  не получится. Врач  Елена Малышева сегодня  против слингов, но она путает слинги с кенгурушками. Причём кенгуру действительно вредно из-за нагрузки веса на промежность ребёнка и позвоночник. А в слинге ребёнок лежит так, как если бы его держали его на руках. А когда ребёнок находится в слинге вертикально, у него нет нагрузки на промежность, он находится в эргономичной позе. Как завязывать слинг читают в интернете или показывают в магазине. Слинги бывают из разных материалов, так что каждая мама выбирает, что ей больше нравится. Но достаточно одного слинга. [22]

Хотя любительницы опинга покупают намного больше, потому что слинг становится верхней одеждой, его хочется менять. А вообще слинги бывают разных видов: слинг-шарф, слинги с кольцами, май-слинги, слинги-рюкзаки. Выбор слинга зависит от задачи, которую нужно выполнить. Считается, что на слинге с кольцами ребёнка легче укачивать и такой слинг легче всего одевать — одел, пробежался и это очень удобно (рис. 7). А если нужно ехать на далекие расстояния, то лучше слинг-шарф.До какого возраста ребёнка можно носить в слинге? Пока не надоест маме и ребёнку. Слинги можно купить во множестве магазинов и интернет-магазинах  от 800 до 4000 рублей или сшить самим. Также в холодное время года можно обзавестись и слингокурткой. Стоят они обычно около 5000 рублей.[23]

Ношение детей в тканевых приспособлениях известно с древнейших времён (табл. 1). На Руси традиционно детей носили дома и на улице в подоле (переднике). Старшие девочки носили таким образом младших детей на бедре.

С кольцами (Ring Sling). Это полоса ткани длиной около 2 метров, к одному концу которой пришиты кольца. Застёгивают слинг, протянув второй конец ткани (регулировочную лямку) в кольца (сначала в оба, потом обратно в одно). Слинг-шарф (Wrap). Это полоса ткани длиной 2-6 м и шириной 50-80 см. Ткань может тянуться во все стороны (трикотажные слинги) или только по диагонали (тканые слинги). Слинг обматывается специальным образом вокруг родителя. В шарф можно посадить ребёнка самыми разными способами, включая положение на спине, бедре, на животе.Слинг-труба и слинг-карман представляют собой кольцо из ткани, надеваемое на одно плечо взрослого наискось. Для его пошива может использоваться разнообразная ткань, начиная от бязи, сатина и шелка и заканчивая флисом. Слинг-труба придерживает ребёнка за счёт простой полосы ткани, обнимающей его спину, попу и бёдра. Слинг-трубу для подтягивания ткани отворачивают на плече. То же самое делают с тянущимся (трикотажным, флисовым) карманом. Слинг-карман из нетянущейся ткани не только не требует такого отворота, но и может начать передавливать плечо взрослого при отворачивании ткани, лежащей на плече.  Май-слинг (Mei Thai, Mei Tai, Asian Baby Carrier) — общее название для одного из видов слингов, обычно это прямоугольный кусок ткани с лямками по углам.Традиция подобного способа переноски детей насчитывает тысячелетнюю историю и характерна для многих стран Азии, таких как Китай и Таиланд.Омбухимо (яп.負んぶ紐?, дословно «лента для ношения за спиной») — японская разновидность слинга. Похож на май-слинг, но принцип завязывания у омбухимо несколько иной, и вес в нём распределяется иначе. Фаст-слинг (слинг на фастексах). Разновидность переноски, которая появилась при усовершенствовании май-слинга современными материалами.Физиологичный рюкзак (эргономичный рюкзак). Наиболее распространенная выкройка эргорюкзака рассчитана на ребенка весом более 7,5 кг.

Достоинства слингов: освобождает руки матери для различных дел, позволяет матери вести активную жизнь, ездить вместе с ребёнком, ходить по магазинам, гостям, музеям, при правильном ношении центр тяжести взрослого не смещается, носить ребёнка становится очень легко, даёт ребёнку возможность смотреть по сторонам, удобен для грудного вскармливания. В слинге можно покормить ребёнка незаметно для окружающих. Можно кормить в слинге и одновременно заниматься делами.Недостатки: риск пролить на ребёнка горячий напиток (при несоблюдении правил безопасности), усталость матери или повреждение осанки ребёнка (при неправильном ношении), опасность, что ребёнок выпадет (при неправильном ношении), невозможность или ограничения к использованию в холодное (зимнее) время года.

При неудачной модели слинга возможно удушье ребёнка. В США за 20 лет зафиксировано 13 случаев гибели детей в устройствах типа bag styled sling или bag-sling («сумка-слинг»). Ассоциация Слингоконсультантов России предостерегает от использования устройства типа «сумка-слинг»/«слинг-банан» и не включает его в число правильных, то есть физиологичных слингов. Завязывание слинг-шарфа самостоятельно требует навыка и терпения.

Пункт 22.9 правил дорожного движения запрещает перевозку детей в транспортных средствах в слинге (слинг не относится к детским удерживающим устройствам). Перевозка детей в самолете в слинге запрещена (в США указанием Федерального авиационного управления (FAA), в РФ инструкциями авиакомпаний).

Большинства опасностей можно избежать, научившись правильно носить ребёнка в слинге и соблюдая технику безопасности. Если самостоятельно освоить инструкции не получается, можно вызвать слингоконсультанта на дом (в большинстве крупных городов мира) или пройти мастер-класс. Большинство магазинов, продающих слинги, предоставляют возможность бесплатной консультации.[24]

Сегодня, начинается формирование «интенсивного материнства», представительницы которого демонстрируют равновесие между частным и публичным в своей жизни. В ответ на тезис мужчин о том, что беременность, кормление, воспитание детей отнимает у женщины чрезвычайно много сил, следствием чего является ее неспособность реализоваться в иных сферах деятельности, феминистки предложили пути совмещения материнства с профессиональной активностью, доказывая ее состоятельность в теории и на примере собственной жизни. Растущий уровень образования, возможности профессиональной занятости открывали женщинам простор для деятельности. Зачастую низкий достаток семьи заставлял замужних женщин, вопреки канонам традиционного общества, работать. Кроме этого, использование труда прислуги давало возможность дворянкам успешно сочетать домашние дела с общественной деятельностью.

На смену отрицанию материнства пришли идеи отсроченного материнства, рационализации деторождения (ограничения его числа, повышения брачного возраста, применения средств контрацепции), активного привлечения мужчин к уходу за детьми, освоения общественных форм воспитания детей (детские сады).[25]

Понятие интенсивного материнства приписывают американке Шэрон Хейз, автору книги о культурных противоречиях материнства. Хейз пишет, что традиционное материнство – это исторически сложившаяся конструкция, которая обслуживает интересы не только всех мужчин, но и государства, и экономики. Трудно сказать, до какой степени ее предположения верны, но  доминирующим типажом у нас в стране стала господствовать мать, которая не работает вообще или работает от случая к случаю, занимается воспитанием ребенка дома, водит его по секциям и клубам, а в промежутках занимается своей красотой и обустройством дома. Мать сегодня должна все время обеспечивать удовлетворение физических, когнитивных, эмоциональных потребностей ребенка. Мать должна быть к услугам ребенка, должна жертвовать своими потребностями ради его потребностей. Недавно нормой была формула «сыт, обут – свободен». Государство учило и воспитывало, организовывало отдых и путешествия детей. Сейчас практически предполагается, что мама должна все, в том числе до некоторой степени подменять собой школу – изучить учебник или нанять себе репетитора, чтобы правильно делать с ребенком домашние задания.

Позиции чайлдфри и слингомам всегда были в обществе. Сегодня представители групп объединились в интернет сообществе, оказывают влияние на подростков. Необходимо выявить их четкие позиции и критически говорить о них. Это важно для нового поколения. В целом общество по статистике придерживается средних позиций в области материнства. Группы несомненно на демографию влиять не будут, но их влияние критикой необходимо уменьшать.

 

Заключение по главе 1

 

В настоящее время в развитых западных странах любая позиция женщины (мужчины) по отношению к материнству рассматривается как совершенно нормальная и допустимая, при этом все позиции равноправны, ни одной не отдается предпочтение.

В нашем обществе проходит формирование «интенсивного материнства», представительницы которого демонстрируют равновесие между частным и публичным в своей жизни. В ответ на тезис мужчин о том, что беременность, кормление, воспитание детей отнимает у женщины чрезвычайно много сил, следствием чего является ее неспособность реализоваться в иных сферах деятельности, феминистки предложили пути совмещения материнства с профессиональной активностью, доказывая ее состоятельность в теории и на примере собственной жизни. Растущий уровень образования, возможности профессиональной занятости открывали женщинам простор для деятельности. Зачастую низкий достаток семьи заставлял замужних женщин, вопреки канонам традиционного общества, работать. Кроме этого, использование труда прислуги давало возможность дворянкам успешно сочетать домашние дела с общественной деятельностью.

На смену отрицанию материнства пришли идеи отсроченного материнства, рационализации деторождения (ограничения его числа, повышения брачного возраста, применения средств контрацепции), активного привлечения мужчин к уходу за детьми, освоения общественных форм воспитания детей (детские сады).

Мать сегодня должна все время обеспечивать удовлетворение физических, когнитивных, эмоциональных потребностей ребенка. Позиция интенсивного материнства выгодна обществу и прежде всего матери.Слингомамы — мамы, которые пользуются слингом — лоскутом ткани для переноски ребёнка.Ношение детей в тканевых приспособлениях известно с древнейших времён. На Руси традиционно детей носили дома и на улице в подоле (переднике). Старшие девочки носили таким образом младших детей на бедре.

Чайлдфри — субкультура и идеология, характеризующаяся сознательным нежеланием иметь детей. Основная идея чайлдфри — отказ от детей во имя личной свободы и пропаганда бездетного образа жизни.Речь не идёт о людях, которые откладывают рождение детей на более поздний срок или не имеют твёрдой позиции в данном вопросе. Бесплодные могут быть или не быть чайлдфри, так как, с одной стороны, врождённое или приобретённое в результате заболеваний, травм и т. п. бесплодие не является сознательным выбором, а чайлдфри могут добровольно пойти на стерилизацию.

Позиции чайлдфри и слингомам всегда были в обществе. Сегодня представители групп объединились в интернет сообществе, оказывают влияние на подростков. Необходимо выявить их четкие позиции и критически говорить о них. Это важно для нового поколения. В целом общество по статистике придерживается средних позиций в области материнства.  


2

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф