ГЛАВА 2. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В УИС
2.1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Коррупция представляет собой значительную проблему современной России, затрагивающую все аспекты жизнедеятельности нашего общества. В связи с этим в стратегии национальной безопасности коррупция относится к наиболее серьезным угрозам нормальному функционированию нашего государства
Несмотря на общее снижение показателей коррупционной преступности по России, в отдельных сферах число преступлений коррупционной направленности остается на достаточно высоком уровне и возрастает с каждым годом. В данном случае мы говорим о правоохранительных органах. В первую очередь это связано с тем, что должностные лица указанных органов обладают достаточно серьезными властными полномочиями, в своем лице представляя государство, и используют их не только в процессе законной повседневной деятельности, но также и для извлечения материальной либо иной личной выгоды.
Проявления коррупции наблюдаются и в уголовно-исполнительной системе России.
И это несмотря на то, что она (уголовно-исполнительная система) в лице ее сотрудников призвана предупреждать новые преступления, а также исправлять осужденных к различным видам наказаний. Всё это, несомненно, говорит о повышенной общественной опасности коррупционных преступлений в сфере функционирования уголовно-исполнительной системы, а также актуализирует вопросы противодействия им.
Несмотря на то, что Федеральной службой исполнения наказаний в последние годы уделяется значительное внимание профилактике коррупционных преступлений путем разработки мероприятий, направленных на предотвращение коррупционных проявлений на начальной стадии их возникновения, как со стороны сотрудников, так и со стороны иных государственных служащих, количество правонарушений по-прежнему остается на достаточно высоком уровне.
При этом в последнее время преступления коррупционной направленности, совершенные сотрудниками уголовно-исполнительной системы, вызывают широкий общественный резонанс в средствах массовой информации, тем самым нанося ущерб репутации и авторитету службы в целом.
Чтобы проанализировать тенденцию совершения коррупционных правонарушений в уголовно-исполнительной системе, обратимся к статистическим данным Следственного комитета Российской Федерации. Так, в 2018 году в суд были направленны уголовные дела о коррупционных преступлениях в отношении 206 сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний. По итогам 2019 года 181 сотрудник обвинялся по статьям 201, 204, 285, 286, 290 и 291 Уголовного кодекса Российской Федерации. Данный показатель занимает вторую строчку в так называемом антирейтинге коррупционных правонарушений правоохранительных органов, в котором первое место принадлежит Министерству внутренних дел с показателем в 752 сотрудника.
Анализ данных статистической отчетности МВД России показал, что по сравнению с 2016 г. количество зарегистрированных правоохранительными органами преступлений коррупционной направленности снизился на 10 % в 2017 г. и на 6,5 % в 2020 г. (Приложение № 2). Наблюдается стабильный рост зарегистрированных преступлений в сфере взяточничества (ст. 290-2912 УК РФ) и коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ).
Согласно УИК РФ, закону РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и иным нормативным правовым актам уголовно-исполнительного законодательства, основной функцией учреждений и органов, а также сотрудников уголовно-исполнительной системы является исполнение различных видов уголовных наказаний, перечень и размеры которых закреплены в УК РФ. Исполнение различных видов уголовных наказаний признается исключительной функцией государства и его органов
При исполнении уголовных наказаний, как связанных с лишением свободы, так и не связанных с ним, устанавливается соответствующий режим, то есть соответствующий порядок исполнения и отбывания наказаний. Для наказаний, не связанных с лишением свободы, режим носит название не пенитенциарный, а для наказаний, связанных с лишением свободы, – пенитенциарный. Как пенитенциарный режим, так и не пенитенциарный представляют собой реализацию комплекса правоограничений для осужденных. Режим обеспечения отбывания наказания основан на реализации государством регулятивного права-требования к правомерному поведению осужденного в рамках уголовно-исполнительных правоотношений. Часть 3 ст. 11 УИК РФ определяет осужденному обязанность выполнять законные требования администрации учреждения, выступающей от имени государства.
В связи с этим осужденный, отбывая тот или иной вид уголовного наказания, претерпевает его карательное воздействие на основе уголовного права-притязания государства за совершенное им преступление. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, на основе права-требования от имени государства обеспечивает наказание осужденного путем создания для этого надлежащих условий. Но на сегодняшний день не все осужденные стремятся соблюдать установленный порядок отбывания наказания. Наоборот, они пытаются сделать так, чтобы наказание и его отбывание было для них максимально комфортным, и предпринимают для этого соответствующие усилия в отношении склонения сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы к совершению коррупционных правонарушений. И на это есть все основания, ведь в последнее время ухудшается качественный состав осужденных, и в том числе осужденных к наказанию в виде лишения свободы, которое до сих пор является самым назначаемым судами видом наказания.
Помимо аттестованных сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы большим коррупционным рискам подвержен гражданский персонал и работники. В их число входят учителя школ, мастера ПТУ, медицинский персонал и др. Их функцией является обеспечение исправительного процесса в отношении осужденных и способствование ему. Но, тем не менее, если рассматривать их деятельность на примере исправительных учреждений, они осуществляют ее в пределах режимной территории и в непосредственном контакте с осужденными и нередко становятся исполнителями преступлений коррупционной направленности.
Получение денежных средств в виде взятки от осужденных может осуществляться за выполнение следующих административных действий (процедур) сотрудниками УИС:
подготовка материалов на осужденного для представления к условно-досрочному освобождению либо замене наказания более мягким видом. После получения установленной суммы соответствующие должностные лица исправительного учреждения начинают «готовить» осужденного к УДО либо замене наказания более мягким видом. К осужденному применяется ряд мер поощрения, указанных в ст. 113 УИК РФ, в результате чего у суда при рассмотрении соответствующего вопроса складывается мнение о положительной характеристике осужденного и его высокой степени исправления. Данная коррупционная процедура также применяется для изменения вида исправительного учреждения для осужденных, например, при переводе их из колонии общего режима в колонию-поселение, в лечебно-исправительное учреждение (по состоянию здоровья);
создание для осужденного в период отбывания наказания в виде лишения свободы наиболее «льготных» и комфортных условий: перевод на облегченные условия отбывания наказания, предоставление права свободного передвижения без конвоя или сопровождения за пределами ИУ (ст. 96 УИК РФ); предоставление незаконных отпусков (ст. 97 УИК РФ) и др. Также осужденным могут предоставляться дополнительные длительные свидания (в том числе с лицами, не указанными в законодательстве), может быть разрешено получение дополнительных посылок, передач, бандеролей и т. д.
— пронос на территорию исправительных учреждений запрещенных предметов и веществ (в том числе и наркотических)
— открытие фактов правонарушений со стороны осужденных, а также оказание им так называемого «покровительства» сотрудниками исправительных учреждений либо криминальными лидерами. Обеспечение так называемой «безопасности» осужденных.
27.01.2017 г. следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по в отношении заместителя начальника одного из ИУ УФСИН России по одной из областей РФ возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 290 (получение взятки) УК РФ. В ходе оперативно-разыскных мероприятий было установлено, что 29.09.2016 г. в районе металлургического завода осужденный В. через своего посредника передал должностному лицу незаконное денежное вознаграждение в размере 110 тыс. рублей за общее покровительство осужденному при отбывании наказания в указанном учреждении.
Отдельный блок преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками УИС, составляют преступления, связанные с незаконным расходованием бюджетных средств при заключении различных договоров и государственных контрактов. Данная сфера деятельность регламентируется помимо прочих нормативных правовых актов Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд». Так, 18.01.2017 г. следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по N области возбуждено уголовное дело в отношении заместителя начальника (начальника центра трудовой адаптации осужденных) одного из ИУ УФСИН России по N области по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3, 4 ст. 159 (мошенничество) УК РФ. В рамках расследования уголовного дела установлено, что он, вступив в предварительный преступный сговор с индивидуальным предпринимателем, заключил государственные контракты на оказание услуг по заморозке рыбной продукции для нужд ИУ. Фактически указанные работы не производились, в то время как акты на выполненные работы по указанию должностного лица были установленным порядком оформлены. В результате указанных действий интересам УИС был причинен ущерб на общую сумму 2523,5 тыс. рублей. Еще одним видом коррупционных правонарушений, совершаемых сотрудниками УИС, является незаконное использование труда осужденного.
В последние три года из общего количества возбужденных уголовных дел в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы более половины относятся к коррупционным. Изучение данных статистики показало некоторое факторное снижение роста должностных преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы благодаря в том числе, профессиональному выполнению своих задач и функций отделами и службами, осуществляющими противодействие коррупции, проводящими работу по пресечению коррупционных деяний и возникновению конфликта интересов среди работников, а также организующими профилактическую деятельность, разъяснительную работу, использующие дисциплинарные формы и методы воздействия на сотрудников.
На протяжении длительного времени Федеральной службой исполнения наказаний успешно выявляются и пресекаются попытки совершения правонарушения коррупционной направленности, принимаются и реализуются ведомственные нормативные правовые документы во исполнение Федерального закона противодействия коррупции, Национальных планов противодействия коррупции, других законодательных актов в этой области.
Помимо многочисленного комплекса мер по борьбе с преступлениями коррупционной направленности в сфере функционирования УИС считаем наиболее перспективными и эффективными следующие мероприятия:
1) При приеме на службу в УИС новых сотрудников, а также при перемещении на вышестоящую должность от начальника отдела и выше необходимо осуществлять комплексную психодиагностику с использованием «Полиграфа» на предмет склонности к совершению преступлений коррупционной направленности. Вопросы, задаваемые при осуществлении психодиагностики, должны носить не общий характер, а должны быть связаны именно с подверженностью коррупционным преступлениям исследуемого сотрудника УИС.
2) Усиление роли назначаемых наставников. Необходимо обеспечить постоянный контроль с их стороны за стажерами и иными лицами, назначенными на должности, подверженные коррупционным рискам. При проведении служебных проверок по фактам противоправной деятельности должностных лиц, допустивших нарушения законности, учитывать роль воспитательного аппарата, наставников и соответствующих руководителей.
3) Обеспечение применения практики материального и морального стимулирования сотрудников, предупредивших коррупционные проявления со стороны отдельных должностных лиц уголовно-исполнительной системы, а также иных лиц, направленной на повышение правосознания личного состава и усиление мотивации работников к антикоррупционному поведению.
4) Организация оформления наглядной агитации в исправительных учреждениях с указанием обстоятельств допущенных сотрудниками противоправных действий, в том числе коррупционной направленности, с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152 «О персональных данных»
2.2 ПРАВОНАРУШЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УИС
К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния только при наличии всех перечисленных ниже критериев:
— наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к статье 285 УК РФ (Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов), лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой и иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к статье 201 УК РФ;
— связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
-совершения преступления с только прямым умыслом.
Исключением являются преступления , хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными РФ международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.
Коррупцию в УИС следует также разделять по субъектам взаимодействия на внутриведомственную, межведомственную и криминальную.
К внутриведомственной коррупции относятся все социальные взаимодействия коррупционной направленности, которые происходят внутри учреждений и органов УИС. Признаки коррупционной составляющей внутриведомственной коррупции можно проследить решительно на всех уровнях прохождения службы при:
• получении направления на службу в территориальный орган ФСИН России;
• прохождении медицинской комиссии;
• назначении на вышестоящую или конкретную должность или при определении места прохождения службы;
• получении премий / отпусков / специальных званий / наград / иных материальных и имущественных преимуществ и выгод;
• проведении ведомственных проверок / инспекций / ревизий;
• получении больничных / инвалидности / пенсий.
В рамках изучения внутриведомственной коррупции следует обратить внимание на отсутствие уголовно-правового критерия, отделяющего коррупционную составляющую, где пособничество осуществляется с получением имущественной выгоды, от составляющей без ее получения, но в пользу получения преимуществ и выгод иного, в частности, служебного характера. Соответствующие процессы встречаются в учреждениях ФСИН России различных уровней и форм организации деятельности.
К межведомственной коррупции следует относить различные схемы противоправных взаимоотношений ее сотрудников и сотрудников иных ведомств, с которыми предусмотрено взаимодействие в рамках функционирования государственного механизма. К подобного рода ведомствам следует относить государственные органы, осуществляющие правосудие по уголовным, административным, гражданским и иным категориям дел в установленном законодательством РФ процессуальном порядке, прокуратуру РФ, следственный комитет РФ, МВД РФ, налоговые органы и иные ведомства, а также ведомства и организации, с сотрудниками которых осуществляют взаимодействие сотрудники УИС для получения льгот, выгод, наград, преимуществ и выгод.
Криминальную коррупцию в рамках УИС следует понимать, как отношения, носящие не правовой, а, точнее, противоправный характер коррупционной направленности, возникающие при взаимодействии сотрудников УИС и лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, а также иных лиц, связанных с криминальным сообществом. Такая форма коррупции имеет особую значимость в рамках функционирования учреждений и органов ФСИН, поскольку именно она подрывает нормальную деятельность исправительных учреждений ФСИН России и ставит под угрозу безопасность, жизнь и здоровье сотрудников УИС и иных лиц.
Стоит отметить, что коррупционные преступления бывают различных видов. Согласно статистическим данным, большинство коррупционных преступлений связано с передачей либо попыткой передачи запрещенных предметов (48 %); предоставлением, осужденным краткосрочных отпусков, незаконных льгот, например, создание улучшенных условий отбывания наказания в помещениях камерного типа, что напрямую противоречит законодательству (35,9 %); предоставление осужденному условно-досрочного освобождения (15,6 %).
Коррупция в УИС является системным преступлением, зависящим от многих факторов (экономических, политических, моральных, духовных, эстетических). Причины совершения рассматриваемых преступлений можно разделить на несколько групп. Первая группа охватывает объективные причины. Данные причины многообразны, они порождают большое количество социальных отклонений, примером которых может быть злоупотребление сотрудниками ФСИН России алкогольной продукцией. Сами сотрудники объясняют данное поведение необходимостью снять напряжение. Противоправному поведению способствует большое количество часов переработки. На фоне этого появляется халатное отношение к своим служебным обязанностям. Также одной из причин выступают материальные проблемы.
Первая группа охватывает объективные причины. Данные причины многообразны, они порождают большое количество социальных отклонений, примером которых может быть злоупотребление сотрудниками ФСИН России алкогольной продукцией. Сами сотрудники объясняют данное поведение необходимостью снять напряжение. Противоправному поведению способствует большое количество часов переработки. На фоне этого появляется халатное отношение к своим служебным обязанностям. Также одной из причин, по нашему мнению, выступают материальные проблемы.
Ко второй группе – по субъективным причинам – можно отнести:
1) некачественный подбор сотрудников, пробелы в их профессиональной подготовке;
2) несоответствие профессиональных качеств сотрудников, что отрицательно отражается на криминогенной обстановке в ИУ;
3) уровень и состояние правосознания (как правило, злоупотребляют должностными полномочиями сотрудники с искаженным правосознанием).
Третью группу составляют нравственно-психологические причины. Сложно бороться с коррупцией в УИС тогда, когда взяткодатель и взяткополучатель не рассматривают дачу или принятие взятки как один из видов преступлений, более того, в современном обществе данное явление является обыденным. Другой опасной тенденцией в органах УИС является то, что злоупотребление должностными полномочиями начинает приобретать более сложный характер. Если раньше коррупционное преступление представляло собой обычную взятку, то теперь коррумпированные сотрудники объединяются в отдельные устойчивые группы в пределах территориальных органов УИС с целью неоднократного совершения преступлений коррупционного характера и превращению своих должностных злоупотреблений в своего рода криминальный бизнес.
Совершаемые сотрудниками УИС России преступные действия (бездействие) коррупционной направленности, условно, исходя из коррупционных рисков, можно разделить на преступления, связанные:
1. С неслужебными связями сотрудников с осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми (их близкими):
1.1. По незаконному (корыстному) протежированию их интересов:
— при отбывании уголовного наказания в исправительных учреждениях: вопросы поощрения и наказания, подготовка характеризующих материалов, перевод на облегченные условия отбывания наказания, в колонию-поселение, распределение по отрядам, камерам и рабочим объектам, представление материалов на условно-досрочное освобождение;
— при содержании под стражей (следственные изоляторы): вопросы наказания, подготовка характеризующих материалов, распределение по камерам, предоставление телефонных переговоров, свиданий и передач, оставление для отбывания наказания в отряде хозяйственной обслуги;
— при отбывании уголовного наказания, не связанного с лишением свободы (уголовно-исполнительные инспекции): не проведение проверок по местам жительства, объектам работ, непринятие мер при неявке на регистрацию (отметку), не выходе на работу, покидании пределов административно-территориального образования. И прочие полномочия с коррупционными рисками. Это преступления, предусмотренные ст. 285, ст. 290, ч. 1 ст. 291.2, ст. 292 Уголовного кодекса Российской Федерации;
1.2. По доставке для них за вознаграждение на режимную территорию пенитенциарных учреждений запрещенных предметов, указанных в приложении № 1 правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 № 295, а для подозреваемых и обвиняемых предметы, за исключением тех, которые перечислены в приложении № 2 правил внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 14.10.2005 № 189. Это преступления по п. «б» ч. 4 ст. 228.1, ст. 286, ч. 3 ст. 290, ч. 1 ст. 291.2 УК РФ. Стоит отметить, что Шиханов В. А. и Долганова Н. В. предлагают предусмотреть уголовную ответственность за такие действия и ввести в УК РФ дополнительную статью «Обращение с запрещенными для осужденных веществами, вещами и предметами», а в Уголовно-исполнительный кодекс РФ считают необходимым внести полный перечень запрещенных к использованию осужденными вещей и предметов.
2. С хищением имущества УИС:
2.1. Кража товарно-материальных ценностей и денежных средств учреждений и органов УИС, в том числе с территории и в местах их хранения (склады, касса). Хотя преступления по ст. 158 УК РФ, согласно указанию Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ от 13.12.2016 № 797/11/2 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности», и не входят в перечень № 23 преступлений коррупционной направленности, однако зачастую совершаются персоналом УИС;
2.2. Мошенничество при возмещении командировочных расходов на проезд и проживание (ст. 159 УК РФ);
2.3. Мошенничество, в основном совершаемое бухгалтерскими работниками УИС, при перечислении денежных средств учреждений и органов УИС через расчетный счет на свой банковский счет или счет своих близких (ст. 159 УК РФ);
2.4. Мошенничество при получении компенсаций от УИС за найм жилья (ст. 159.2 УК РФ);
2.5. Мошенничество при получении выплат от УИС на приобретение жилья, при наличии скрываемого жилья или ранее полученных выплат на эти цели от органов местного самоуправления по целевым программам (ст. 159.2 УК РФ).
2.6. Присвоение или растрата вверенного во владение и пользование имущества или денег УИС (ст. 160 УК РФ).
3. Со злоупотреблениями при заключении и исполнении государственных контрактов:
3.1. Лоббирование интересов близких сотрудникам УИС коммерческих структур (ст. 285 УК РФ);
3.2. Получение так называемых «откатов» в виде процентов от суммы контракта за его продвижение и заключение (ст. 290 УК РФ);
3.3. Перечисление денежных средств по фактически неисполненному контракту (не поставлен товар, не выполнены работы, не оказаны услуги), ст. 286 УК РФ. Осужденными и лицами, содержащимися под стражей (их близкими), как правило, совершаются преступления коррупционной окраски по ст. 291, ст. 291.2, ст. 228.1 УК РФ, связанные со склонением персонала УИС к доставке запрещенных предметов в пенитенциарные учреждения и иным злоупотреблениям власть
В аспекте специфики организации служебной деятельности ФСИН России и особенностей, возлагаемых на нее государством функций, важно отметить повышенную общественную опасность всех перечисленных выше градаций и форм существования коррупции. Поэтому представляется важным подчеркнуть необходимость осуществления противодействия коррупционной составляющей на всех этапах прохождения службы в УИС, на всех ее уровнях. Такое противодействие должно осуществляться в рамках государственного курса антикоррупционной политики и быть направлено как на борьбу с проявлениями и причинами коррупции, так и на привлечение к ответственности лиц, способствующих существованию и разрастанию коррупции, осуществляющих свою деятельность в ФСИН России, вне зависимости от занимаемой должности
Важно отметить, что правоохранительными органами в 2018 г. было выявлено 30 496 коррупционных преступлений .Оценивая первое полугодие 2019 г., необходимо отметить, что произошло увеличение числа коррупционных преступлений на 3,7 %. Так, было зарегистрировано 19 397 коррупционных преступлений по отношению к 18 696 составам за аналогичный период прошлого года. В том числе следует упомянуть о статистике, которая показывает соотношение жалоб на совершение коррупционных составов в зависимости от вида органа государственной власти, где ФСИН имеет достаточно низкий процент – 2,8 % (Приложение № 3)
При этом динамика относительно количества возбужденных уголовных дел в отношении сотрудников УИС имеет тенденцию к росту. Если брать за основу 2009 г., то сотрудники полиции возбудили 226 уголовных дел, одновременно с этим, в 2018 г. было возбуждено 427 уголовных дел. Ситуация усугубляется ввиду произошедшего в тот период сокращения штата сотрудников уголовно – исполнительной системы на 25,8 %. В 2018 г. было сокращено 195 154 человек.
Коррупционные правонарушения в уголовно-исполнительных учреждениях проявляются, как правило, в передаче сотрудниками осужденным запрещенных предметов с целью выгоды в виде неосновательного обогащения или иных формах. К примеру, регистрируется около 200 случаев такого рода преступлений ежегодно. Несомненно, такая форма незаконного взаимодействия носит риск развития иных преступлений в пенитенциарных учреждениях, к примеру связанных с незаконным распространением наркотических средств и психотропных веществ. Также она носит достаточно латентный характер. К основным и наиболее распространенным формам совершения коррупционных правонарушений сотрудниками УИС относятся :
1. Передача либо попытка передачи сотрудником УИС осужденному запрещенных предметов – 48 %.
2. Предоставление сотрудником УИС отпусков или незаконных льгот. К примеру, для осужденного, содержащегося в ШИЗО, ПКТ или ЕПКТ, создаются улучшенные условия, противоречащие российскому законодательству – 35,9 %.
3. Незаконное представление к условно-досрочному освобождению – 15,6 %
Стоит отметить, что Ярославская область в рейтинге регионов по совершению преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ (получение взятки) в первый квартал 2022 года находится почти в конце списка (зарегистрировано 7 преступлений)
(Приложение № 4).
Законодательное разрешение указанных проблем повысит эффективность противодействия коррупционным правонарушениям, совершаемым не только сотрудниками УИС, но и всеми должностными лицами.
2.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ КОРРУПЦИОННОГО ПРЕСТУПНИКА
Понятие личности преступника является социально-правовым. Это означает, что к личности преступника нельзя подходить только с позиции представлений о ней как о совокупности социальных свойств отдельного индивида. Такой подход может привести к признанию некой преступной личности (личности, склонной к совершению преступлений) еще до совершения ее носителем преступления.
Носителем личности преступника может быть только человек, который обладает таким важнейшим правовым признаком как состояние с государством в уголовных правоотношениях. Эти отношения возникают с момента совершения лицом преступления и длятся до момента утраты преступлением своего правового характера (например, до момента погашения или снятия судимости). Таким образом, по формальному основанию существование понятия личности преступника по отношению конкретному индивиду ограничено во времени.
М. П. Клейменов под личностью преступника понимает «совокупность социально значимых свойств, определяющих виновное совершение преступления, меру социальной патологии в человеке».
Он предлагает два подхода к из учению структуры личности преступника:
1) интериндивидуальный (социологический) – социально-демографические характеристики личности, правовые признаки личности;
2) интраиндивидуальный (психологический) – нравственно-психологические признаки.
Ю. М. Антонян определяет личность преступника как «некую социальную и психологическую модель, обладающую специфическими чертами», предлагает идею целостности личности, ценность которой в том, что эта идея «позволяет не просто увидеть всю личность в единстве ее компонентов, но и достаточно ясно представить себе, что каждый из них зависит друг от друга и от целого»
Многочисленные научные исследования, проведенные в целях изучения коррупционных рисков и эффективности противодействия коррупции в сфере исполнения
уголовных наказаний, свидетельствуют о том, что криминогенно активными являются
работники УИС, имеющие относительно непродолжительный стаж службы в замещаемой должности.
Личность коррупционного преступника является неотъемлемым элементом криминологической характеристики преступлений. В литературе отмечается, что криминологические параметры лиц, совершивших преступления в виде получения взятки, существенно отличаются от характеристик лиц, совершающих так называемые общеуголовные преступления. Уголовно наказуемые деяния в сфере взяточничества относятся к категории «интеллектуальных» преступлений, успешная борьба с ними не возможна без всестороннего анализа образа мышления и личности злостных нарушителей коррупционного законодательства.
Выделение типичных черт личности преступников, совершивших преступления в коррупционной сфере, оптимально на основе ее структуры, под которой понимается совокупность систематизированных признаков лиц, совершивших преступления. В науке разработан ряд подходов к определению и содержанию личности преступников, на основе которых можно выделить группы элементов структуры личности преступников, совершивших преступления в сфере взяточничества. По мнению некоторых исследователей, большое значение для характеристики личности преступников, совершивших коррупционные преступления, является возраст, поскольку он во многом определяет потребности, жизненные цели людей, круг их интересов и образ жизни, и это не может не сказаться на противоправных действиях. Наибольшее количество коррупционных преступлений совершается лицами в возрасте от 31 года до 40 лет 36 % и от 41 года до 50 лет – 36 %. Лица моложе не имеют соответствующего должностного положения. Для более старших лиц, характерны осторожность и законопослушность.
Сегодня преступления против интересов службы представляют особую опасность для общества. Они составляют стержень коррупции, способствуют «загниванию» аппарата власти, подрывают принцип верховенства права, дискредитируют авторитет власти в глазах обычных людей, порождая недоверие к ней. Как правило, обыватель понимает коррупцию как совокупность правонарушений, совершаемых чиновниками, то есть лицами, которые находятся в особом положении доверия
Преступления коррупционной направленности характеризуются особенным специальным субъектом, которым выступает должностное лицо. Портрет преступника
с криминологической точки зрения – мужчина в возрасте 30–49 лет. Обычно по своей профессии — это руководитель, должностное лицо различных субъектов хозяйствования, с высшим образованием, как правило, ранее не судим, положительно характеризуется по месту работы, оценивается коллегами как квалифицированный специалист, имеет семью. Можно с уверенностью сказать, что данные лица не имеют стойко укоренившихся антиобщественных установок. Как правило, коррупционеры характеризуются некоторыми дефектами нравственного сознания, например готовностью принести в жертву материальной выгоде закон и нормы морали.
Совершению коррупционных преступлений зачастую сопутствуют недостатки профессиональной управленческой или юридической подготовки, отсутствие необходимого опыта работы, низкий уровень нравственности и правосознания. Как правило, должностными лицами совершаются умышленные преступления, имеющие корыстный мотив (67 %) или иную личную заинтересованность (например защита ведомственных интересов).
Мотивацию лиц, совершающих коррупционные преступления, можно классифицировать на 6 подгрупп: стремление к материальному комфорту и благополучию, позволяющему считать себя «не хуже других людей»; жажда накопления денег и материальных ценностей; карьеризм, стремление любыми путями получить продвижение по службе; потребность в удовлетворении вредных привычек, стремление к беззаботному, легкому существованию; решение насущных материальных проблем семейно-бытового характера (приобретения необходимой мебели, одежды, лекарств и пр.); получение острых ощущений, при котором важен не столько результат
(личное обогащение), сколько само переживание ситуации.
В соответствии с криминологической типизацией преступников для лиц, совершающих коррупционные преступления, характерны следующие типы личности:
1. Последовательно-корыстный тип, характеризующийся активной и продолжительной преступной деятельностью.
2. Противоречиво-корыстный тип, для которого нет откровенно корыстной доминанты, но сами обстоятельства, по их мнению, способствуют совершению коррупционных преступлений («само плывет в карман», «никто не узнает» и т. д.).
3. Ситуативный тип, отличающийся совершением разовых коррупционных деяний под воздействием стечения обстоятельств.
В целом, выделяя наиболее общие черты коррупционного преступника, можно выделить следующие типичные характеристики: преимущественно лица в возрасте от 30 до 40 лет; чаще всего имеют высшее профессиональное образование, как правило, положительно характеризуются по работе, чаще всего преступления обдумываются и планируются заранее, внезапно возникший умысел не характерен, крайне малый процент рецидива.
Примечательно, что сотрудники Генеральной прокуратуры России в конце 2018 г. провели собственное исследования личности коррупционера и пришли к выводу, что это, как правило, энергичные, инициативные люди. Они очень коммуникабельны, они невероятно эмоционально устойчивы, в том числе в очень стрессовых ситуациях, они готовы много работать, они обладают высокой степенью самоконтроля. Средний возраст взяточника составляет 40 лет. В основном это мужчины, но доля женщин, совершивших преступление коррупционной направленности, почти в два раза выше, чем доля женщин во всех остальных преступлениях.
Характеристика лиц, совершающих коррупционные преступления, включают два вида портретов: лица, которые выполняют государственные функции, незаконно получившие преимущества по муниципальной или государственной службах вопреки их интересам и лица, которые предоставляют должностным лицам преимущества.
При составлении характеристик служащих-коррупционеров нужно отметить, что здесь важна пирамида их потребностей, как у Маслоу, готовы ли эти указанные лица пожертвовать моралью и законом, и честью, чтобы получить выгоду в своих действиях.
Большую роль играет также и социальная среда личности:
1) Когда в этой среде присутствуют лица с высоким уровнем благосостояния, а тем более достигнуто возможно за счет коррупционной или иной криминальной деятельности;
2) Когда у лица есть ориентир на стандарты жизни богатых лиц, а сам получает маленькую зарплату, то для него создаются проблемные условия;
3) Девиантное поведение, а именно увлечение азартными играми и распитие спиртных напитков. Сейчас таковы реалии, что создаются организованные преступные сообщества, состоящие из должностных лиц. Причины таких объединений заключается в: извлечении прибыли и эффективного осуществления инвестиций в расширении коррупции. Сама эта незаконная деятельность превращается в бизнес, когда должностные лица относятся к своему положению, как к инструменту для получения высоких доходов.
Организованные преступные сообщества должностных лицах подразделяются на три элемента:
1) Группы должностных лиц, которые обеспечивают принятие выгодных для коммерческих лиц решений;
2) Коммерческие или финансовые структуры, реализующие получаемые выгоды, льготы, доходы, превращая их в деньги;
3) Защита структур коррупционной деятельности, которые осуществляют должностные лица из числа представителей правоохранительных, контрольно-надзорных и судебных органов. Также стоит выделить три типа коррупционера.
К первому типу стоит отнести личностей, обладающие лидерскими, управленческими качествами и организаторскими способностями. Таким людям важно иметь положительную позицию среди его окружающих. Его поведение и поступки похожи на действия законопослушного гражданина, придерживающегося моральным принципам и этическим нормам. Данный тип личности пунктуален, от окружающих и подчиненных требует исполнительности и порядка. Также это лицо может манипулировать, жертвовать своими интересами ради социального одобрения. Исходя из его поведения, можно определить, что у данной личности очень противоречивый характер.
Исполнитель, относящийся ко второму типу. Это та личность, которая не задумывается о последствиях, никогда не отвлекается на малозначимые объекты, может действовать за гранью дозволенного, что приносит ему удовольствие. У него нет моральных принципов, и он не придает значения своим поступкам, ищет возможность получить удовольствие, старается избегать болезненные темы и переживания, и не испытывает никаких угрызений совести.
И последний тип — это пособник. У пособника есть стремление быть осведомленным в детали текущей ситуации. Не обладает аналитическими и прогностическими способностями, ориентируется на задачи, поставленные руководством. Способен подстраивать людей под себя, либо подстраиваться самому в зависимости от ситуации. Обладает коммуникацией и вполне способен вести переговоры и склонять к сделке.
В 2019 году А.В.Паршков, Э.С.Рахмаев, Нуждин А.А., провели социологическое исследование среди сотрудников уголовно-исполнительной системы, осуществляющих различные функции. Всего в проведении анкетирования приняли участие 11 348 сотрудников, из них: работники исправительных учреждений– 5470 чел. (48,2 %); работники следственных изоляторов–2372 чел. (20,9 %); работники уголовно-исполнительных инспекций– 1237 чел.(10,9 %); работники исправительных центров– 68 чел. (0,6 %); работники аппаратов территориальных органов ФСИН России– 1010 чел. (8,9 %); работники учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, – 1191 чел.
(10,5 %).
Анализ результатов проведенного анкетирования показывает, что опрошенные респонденты имеют среднее профессиональное образование (30,1 %); высшее образование – 64,1 %, среднее – 5,8 %. Из 100 % опрошенных – в основном мужчины (62,8 %) в возрасте до 40 лет (69,4 %), причем 80,9 % опрошенных постоянно проживает в городе,
61,8 % опрошенных состоят в браке.
Анализ данных о стаже службы работников УИС позволяет выявить наиболее характерные причины и условия специально-криминологического характера, благоприятствующие коррупции.
Результаты проведенного анкетирования показали, что стаж службы респондентов в уголовно-исполнительной системе составил до 1 года у 6,2 % опрошенных, от 1 до 5 лет– у 22,6 %, от 6 до 10 лет – у 32,0 %, более 11 лет–у 39,2 % опрошенных. Таким образом, большинство опрошенных респондентов (93,8 %) имеют стаж службы в УИС более 5 лет, то есть довольно продолжительный срок службы.
Многочисленные научные исследования, проведенные в целях изучения коррупционных рисков и эффективности противодействия коррупции в сфере исполнения
уголовных наказаний, свидетельствуют о том, что криминогенно активными являются работники УИС, имеющие относительно непродолжительный стаж службы в замещаемой должности, что и подтверждают результаты проведенного анкетирования. По мнению респондентов, наиболее подвержены риску коррупции руководство учреждений– 39,0 %, работники отдела безопасности– 28,3 %; сотрудники оперативного отдела – 19,3 %.
В среднем 20,0 % опрошенных осведомлены о фактах коррупции среди начальствующего состава УИС (рядовой, младший, средний, старший и высший начальствующий состав).
Анализ анкет позволил выявить, что 65,7 % опрошенных под коррупцией понимают получение взятки, 55,0 % – дачу взятки, 47,2 % опрошенных – содействие в получении и даче взятки, 58,4 % опрошенных –использование служебного положения в личных целых.
Современный исследователь Е.К. Волконская, обращаясь к социально-психологическим основаниям, приводит следующую типологию коррупционера:
1) инициативный тип, представляющий наибольшую общественную опасность, убежден в допустимости и вседозволенности любых средств обеспечения личного благополучия;
2) конформный тип руководствуется принятыми в ведомстве нормами коррупционного поведения;
3) вынужденный тип не имеет коррупционных установок, однако совершает правонарушение, поскольку втянут в провоцируемую ситуацию.
Подчеркивая гендерные различия, А.Л. Журавлев с коллегами (Журавлев и др., 2017) на основе проведенных ими в нулевых и десятых годах ХХI века исследований констатируют большую нетерпимость к коррупционным правонарушениям со стороны женщин. Так, мужчины дают взятки чаще (75%), чем женщины (52,2%). Последнее авторы объясняют стереотипным отношением полов к этому явлению — негативно к коррупции относится лишь треть мужчин и около 50% женщин.
Кроме того, наиболее распространенный взяткодатель, привлеченный к ответственности, — сангвиник (40,2%) и флегматик (30,5%).
Таким образом, полученные в ходе проведенного исследования данные об особенностях личности сотрудника уголовно-исполнительной системы, склонного к совершению коррупционных преступлений, позволят более эффективно проводить общую и индивидуальную антикоррупционную профилактическую работу с сотрудниками органов и учреждений ФСИН России, более рационально производить планирование мероприятий по противодействию коррупции, что должно послужить целям снижения нарушений законности в уголовно-исполнительной системе.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф