Заявка на расчет
Меню Услуги

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

3.1 ВИДЫ И ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Анализируя высказанные в научной и учебной литературе мнения, относительно понимания юридической ответственности, в контексте юридической ответственности за коррупционные правонарушения, представляется возможным рассматривать ее в широком (объективном) и узком (субъективном) смыслах.
Юридическая ответственность за коррупционные правонарушения в широком значении — это предусмотренная правовыми нормами мера государственного принуждения, применяемая к правонарушителю за совершенное коррупционное противоправное деяние, связанная с претерпеванием виновным лишений личного, имущественного или организационного характера.
Юридическая ответственность за коррупционные правонарушения в узком значении — это предусмотренная нормами права обязанность правонарушителя претерпевать неблагоприятные последствия личного, имущественного или организационного характера за совершенное коррупционное противоправное деяние.
Рассмотрев теоретический подход к понятию юридической ответственности за коррупционные правонарушения, обратимся к действующему российскому законодательству.
В ч.1 статьи 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» указывается, что «граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Согласно ч.1 статьи 14 вышеуказанного федерального закона: «В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации»
В свою очередь, законодатель в правовой норме ст.14 Федерального закона
«О противодействии коррупции» достаточно жестко закрепляет, что применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.
Законодатель не дает определение понятия «юридической ответственности за коррупционные правонарушения», а ограничивается только указанием ее видов, т.е. в зависимости от субъекта правонарушения – ответственность физических и юридических лиц, и в зависимости от вида правонарушения выделяет уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.
Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения
Дисциплинарная ответственность — это ответственность физического лица, связанная с выполнением им трудовых, служебных, должностных обязанностей (например, предупреждение или выговор работнику, его увольнение).
Традиционно выделяют три вида дисциплинарной ответственности: общую (на основании Трудового кодекса), специальную (на основе дисциплинарных положений, уставов) и в порядке подчиненности (для руководителей предприятий, учреждений, организаций и их заместителей). Дисциплинарной ответственностью за коррупционные правонарушения является применение мер, предусмотренных трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, а также специальным законодательством.
В случае совершения сотрудником УИС проступка, связанного с неисполнением (ненадлежащим исполнением) своих функциональных обязанностей, возникает ситуация межотраслевого правового регулирования, в которой задействованы нормы административного и уголовно-исполнительного права. Ведь критерии законного и эффективного исполнения сотрудниками УИС упомянутых обязанностей определяются уголовно-исполнительным законодательством, а оно не содержит защитных (охранительных) норм, способных принуждать сотрудников УИС к реализации предписаний норм уголовного и уголовно-исполнительного права, определяющих основные параметры исполнения уголовных наказаний.
Сотрудникам УИС как ведущему субъекту уголовно-исполнительных правоотношений принадлежит основополагающая роль в организации исполнения уголовных наказаний, достижения их целей. В связи с этим общество и государство предъявляют к данному направлению деятельности сотрудников УИС определенные требования, основанные на положениях уголовного и уголовно-исполнительного законодательства
В целом же требования к дисциплине сотрудников уголовно-исполнительной системы можно разделить на предписания общего характера, исходящие из норм административного законодательства о государственной службе, и специализированного характера. Последние связаны с реализацией сотрудниками государственной функции по организации исполнения уголовных наказаний и основаны на нормах как административного, так и иных отраслей права (уголовно-исполнительного, земельного, экологического и т.д.).
Нарушение предъявляемых требований может быть расценено как дисциплинарный проступок, влекущий применение мер дисциплинарного воздействия. Общим объектом дисциплинарных проступков является дисциплина, т.е. состояние, обеспечиваемое субъектами правоотношения.
Дисциплинарная ответственность сотрудников ФСИН России, как и любая другая, реализуется в рамках правоохранительных отношений.
Специальным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы, связанные с привлечением сотрудников ФСИН России к дисциплинарной ответственности, будет являться Положение о службе в органах внутренних дел. (далее–Положение) в объеме, установленном Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В данных нормативно-правовых актах отражены основные положения, регламентирующие прохождение службы сотрудниками, в том числе и привлечение оных к дисциплинарной ответственности за нарушение служебной дисциплины. Определение служебной дисциплины, перечень взысканий, порядок привлечения должностного лица к ответственности также регулируются этими документами. Причем привлечение сотрудник органа, исполняющего наказание, к дисциплинарной ответственности возможно только по решению начальника учреждения в соответствии с определенной процедурой.
Анализируя действующее законодательство, сотрудник несет ответственность за невыполнение своих должностных обязанностей, исполнение которых урегулировано контрактом, регулирующим вопросы трудового законодательства. За коррупционные деяния дисциплинарной ответственности не предусмотрено.
Также порядок привлечения сотрудников ФСИН регламентирует Федеральный закон от 19.07.2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее — Федеральный закон № 197-ФЗ)
В соответствии со статьёй 49 Федерального закона № 197-ФЗ, нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы, правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Согласно статье 50 этого же закона, грубыми нарушениями служебной дисциплины сотрудником является, в том числе, сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения
На сотрудника в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
— замечание;
— выговор;
— строгий выговор;
— предупреждение о неполном служебном соответствии;
— увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе.
За несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные пунктами 1 — 4 части 1 статьи 50 и статьей 85 Федерального закона.
Дисциплинарные взыскания на сотрудника налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы, за исключением увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе сотрудника, замещающего должность в уголовно-исполнительной системе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в уголовно-исполнительной системе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа уголовно-исполнительной системы обязан проинформировать Президента Российской Федерации.
Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник). Если на сотрудника необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником).
Вышестоящий руководитель (начальник) имеет право изменить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем (начальником), если оно не соответствует тяжести совершенного сотрудником дисциплинарного проступка.
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела — не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке.
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, а также время производства по уголовному делу.
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником не представлено или он отказался дать такое объяснение, составляется соответствующий акт. Непредставление сотрудником объяснения в письменной форме не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 54 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
О наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.
Применяемые к сотруднику меры поощрения и налагаемые на него в письменной форме дисциплинарные взыскания заносятся в личное дело сотрудника. Меры поощрения и дисциплинарные взыскания учитываются раздельно.
В ряде территориальных органов УИС руководители проявляют беспринципность в оценке должностных проступков подчиненных сотрудников, особенно в случаях вступления ими в запрещенную связь с осужденными, как при выявлении фактов передачи запрещенных предметов, так и при совершении иных нарушений законности.
Вместо передачи материалов в следственные органы для принятия процессуального решения сотруднику, игнорируя указание директора ФСИН России о недопустимости увольнения сотрудников, совершивших правонарушения, по положительным мотивам, дают возможность уволиться, тем самым создавая предпосылки для совершения подобных правонарушений другими сотрудниками.
Данные обстоятельства способствуют сокрытию преступного деяния, переводят
его в разряд латентного. Условиями, способствующими увеличению общего количества латентной преступности, служат тесные взаимоотношения между начальником и подчиненным в рамках отдела или, если смотреть шире, в рамках всего исправительного учреждения. Допущенные личным составом нарушения служебной дисциплины возможны в большинстве случаев в результате игнорирования требований приказов и указаний ФСИН России, формального отношения руководителей к психологическим и воспитательным процессам.
Административная ответственность за коррупционные правонарушения
Возможность привлечения к административной ответственности властной стороны административно-правового отношения направлена на укрепление исполнительской дисциплины и повышение ответственности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Нормативно-правовым актом, регулирующим аспекты административной ответственности, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее–КоАП РФ). Фактическим основанием административной ответственности выступает совершение административного правонарушения, означающее противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлен административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ)
К числу субъектов, к которым возможно применить административную ответственность, относятся и должностные лица органов государственной власти, куда входят и работники ФСИН России. Понятие должностного лица закреплено как в административном (ст. 2.1 КоАП РФ), так и в уголовном законодательстве (примечание к ст. 285 УКРФ), в основных моментах данные определения совпадают, что позволяет судить о едином подходе по отношению к этому понятию в российском законодательстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ сотрудники УИС России, органов внутренних дел и другие, имеющие специальные звания, несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с федеральными законами РФ и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими прохождение службы в данных правоохранительных органах.
Статья 19.12 КоАП РФ «Передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания» представляет собой состав административного правонарушения, совершаемого при исполнении наказаний.
Действия, образующие объективную сторону данного правонарушения, выражаются в передаче либо попытке передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом. В соответствии с ч. 8 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации перечень запрещенных предметов устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Совершение данного деяния работником УИС России не исключается смыслом применяющейся административно-правовой нормы.
Работниками УИС России в данном контексте выступают как должностные лица ФСИН России, имеющие специальные звания и занимающие должность в структуре государственных органов, исполняющих наказание, так и не аттестованные работники, обладающие правом проходить на территорию исправительного учреждения (медицинские работники, учителя, мастера, шоферы и т.д.).
Общественная опасность, исходящая от сотрудников как субъектов административного правонарушения на порядок выше опасности, исходящей от иных лиц, совершающих административное правонарушение против порядка управления, и выражается в следующем:
во-первых, работник УИС России непосредственно сталкивается с режимными ограничениями в процессе исполнения своих обязанностей и совершаемые ими противоправные действия негативно влияют на оперативную обстановку исправительного учреждения.
во-вторых, он прекрасно осознает возможность наступления негативных последствий применения запрещенных предметов и вещей осужденными в своих противоправных целях в виде совершения новых противоправных деяний, вплоть до совершения уголовных преступлений, в том числе убийства.
в-третьих, у данного субъекта имеется больше возможностей в совершении административного правонарушения, так как он более осведомлен о методах противодействия проникновению запрещенных предметов в исправительное учреждение.
Мотивом совершения данного правонарушения будет являться корысть, в основном получение денежных средств, т.е. здесь на лицо состав коррупционного преступления.
В соответствии с Указом Президента РФ от 8 октября 1997 г. №1100
«О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и Федеральным законом от 21 июля 1998 г. №117-ФЗ
«О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» сотрудники УИС России за незаконную передачу запрещенных предметов несут ответственность как за дисциплинарный проступок. Поэтому к ним применяется не административные наказания, а дисциплинарные взыскания, накладываемые на них начальниками учреждений, в которых эти сотрудники проходят службу.
Таким образом, сотрудник, совершая данное административное правонарушение, подлежит лишь дисциплинарной ответственности. И действующая административно-правовая норма (ст. 19.12 КоАП РФ) не учитывает всей существующей опасности от совершения данного деяния работниками ФСИН России для нормального функционирования учреждения, исполняющего наказание. Тем самым, административная норма, предусмотренная ст. 19.12 КоАП РФ, не удовлетворяет основным принципам применения юридической ответственности не служит мерой противодействия совершения как административных правонарушений, так и уголовных преступлений.
Выделение же в уголовном законодательстве России нормы, регулирующей запрет передачи либо попытки передачи запрещенных предметов любым способом на территорию исправительного учреждения работником ФСИН России, будет более действенной мерой, во-первых, влияющей на уменьшение случаев проноса запрещенных предметов на территорию учреждения; во-вторых, позволяющей сократить количество латентных преступлений; в-третьих, являющейся как превентивной мерой для совершения аналогичных правонарушений и преступлений, так и одним из основных факторов, способствующих сокращению преступлений коррупционной направленности в механизме противодействия коррупционным проявлениям в УИС России.
Специфика института дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы как субъектов уголовно-исполнительных отношений проявляется в переплетении норм уголовно-исполнительного и административного права, когда первые выступают в качестве регулятивных норм, устанавливающих взаимоотношения между сотрудниками и осужденными, их права и обязанности в сфере исполнения уголовных наказаний.
Административно-правовые нормы проявляют себя как охранительные, направленные на привлечение к ответственности сотрудников в случае ненадлежащего исполнения упомянутых норм уголовно-исполнительного права.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

3.2 ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРОТИВОДЕЙСВТИЕ КОРРУПЦИИ

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации раскрывается понятие национальной безопасности, как состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. В указанном понятии под «национальной безопасностью» понимается так же «безопасность государства»
Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются государственная и общественная безопасность. Названная Стратегия определяет основные источники угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности и главные направления государственной политики в указанной сфере. Источниками таких угроз для уголовно-исполнительной системы являются: разведывательная деятельность граждан, преступных групп, иностранных государств, деятельность преступных, террористических и экстремистских организаций, дезорганизация нормального функционирования УИС, уничтожение ее объектов, устрашение персонала, рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, коррупция.
В целях обеспечения государственной и общественной безопасности:
— совершенствуется структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти;
— формируется долгосрочная концепция комплексного развития и совершенствования правоохранительных органов и спецслужб;
— укрепляются социальные гарантии их сотрудников;
— совершенствуется научно-техническая поддержка правоохранительной деятельности;
— развивается система профессиональной подготовки кадров;
— укрепляется режим безопасного функционирования объектов жизнеобеспечения населения.
Согласно Стратегии, повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб; создание единой государственной системы профилактики преступности и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики; разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений должно способствовать обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу.
Таким образом, деятельность УИС непосредственно связана с реализацией названной Стратегии, и в целях ее реализации в Федеральной службе исполнения наказаний образован и функционирует специально уполномоченный оперативно-розыскной орган (далее – ОРО), который наделен соответствующей компетенцией и именуется подразделениями собственной безопасности (далее – ПСБ). Для понимания специфики рассматриваемого субъекта оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД), необходимо определить направления его деятельности. Разграничить безопасность УИС в широком понимании с понятием собственной безопасности.
Безопасность УИС обеспечивается в той или иной степени многими структурными подразделениями ФСИН, которые представляется возможным назвать общими субъектами обеспечения безопасности. К примеру, безопасность зданий осуществляется подразделениями службы охраны, безопасность персонала и лиц, находящихся на территории исправительных учреждений, – дежурной службой; права и интересы УИС – юридическими службами; информации – подразделениями по защите государственной тайны и т.д. Однако подобное обеспечение осуществляется исключительно технически, и в ряде случаев сводится лишь к контрольным функциям. В свою очередь, угрозы, попытки посягательств на безопасность УИС осуществляются как правомерными (легальными), так и неправомерными средствами. Однако по причине не свойственности выполняемых общими субъектами задач и функций, отсутствия полномочий не позволяет им в полной мере противостоять таким угрозам. Обеспечение ими безопасности носит исключительно узкий, конкретный (предметный) характер.
Во исполнение задач ФСИН России по обеспечению охраны прав, свобод и законных интересов спец контингента; правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, следственных изоляторах; безопасности содержащегося в них спец контингента, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов, возникает необходимость в наличии специально уполномоченного субъекта обеспечения собственной безопасности, выполняющего специальные задачи. Структурно направления обеспечения собственной безопасности в УИС на современном этапе представляются в следующем виде:

1. Государственная защита объектов защиты:
системная (деятельностная) безопасность (информационная и телекоммуникационная безопасность; государственная тайна; сохранность имущества ограниченного, или изъятого из оборота; инфраструктура жизнеобеспечения, режимные объекты);
 личная безопасность
2. Экономическая безопасность:
 права и интересы органов и учреждений УИС, как субъектов гражданских правоотношений, в т.ч. предпринимательских;
 права и интересы органов и учреждений УИС, как субъектов административных правоотношений (строгое и неукоснительное соблюдение требований действующего законодательства, административный регламент);
 сохранность и рациональное использование товарно-материальных ценностей и правомочий в интересах УИС.
3. Предупреждение и борьба с правонарушениями (преступлениями и проступками), совершенными персоналом УИС: профилактика, борьба с правонарушениями и как самостоятельный подвид – противодействие коррупции.
Организован внутриведомственный контроль за соблюдением сотрудниками УИС требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов, в том числе за привлечением таких лиц к ответственности в случае их несоблюдения.
В соответствии с положением об инспекции по личному составу и профилактике коррупционных и иных правонарушений управления кадров ФСИН России, инспекция по личному составу и профилактике коррупционных и иных правонарушений управления кадров ФСИН России (далее – Инспекция) является структурным подразделением управления кадров ФСИН России (далее – Управление) и осуществляет в пределах компетенции деятельность по проведению проверок информации о нарушении служебной дисциплины сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и федеральными государственными гражданскими служащими УИС, а также профилактике коррупционных и иных правонарушений в УИС.
Основными задачами Инспекции являются: подготовка предложений по подбору и расстановке работников УИС на должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации и директором ФСИН России, формированию федерального кадрового резерва ФСИН России и резерва руководящих кадров ФСИН России, организационно-методическое руководство деятельностью кадровых подразделений, подразделений по работе с личным составом, подразделений организации работы по противодействию коррупции и инспекции
по личному составу учреждений и органов УИС по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений, обеспечение сбора, обобщения и анализа информационно-аналитических материалов и статистических данных по вопросам профилактики коррупционных правонарушений, нарушений служебной дисциплины и нарушений, допускаемых сотрудниками УИС, и проверки достоверности представляемых данных реальному положению дел, профилактика коррупционных правонарушений работников УИС, а также обеспечение деятельности ФСИН России по соблюдению работниками УИС ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами, внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в УИС, участие в осуществлении контроля за исполнением должностными лицами учреждений и органов УИС законодательства Российской Федерации в части организации и проведения мероприятий по укреплению законности и дисциплины в УИС, профилактики коррупционных правонарушений.
В состав Инспекции входят: отдел организации работы
по профилактике коррупционных правонарушений и отдел руководства
и организации служебных проверок в органах УИС.
Инспекция осуществляет: разработку проектов нормативных правовых актов по вопросам укрепления служебной дисциплины и законности и профилактики коррупционных правонарушений в УИС, а также участие в разработке и согласовании проектов правовых актов в части, касающейся указанных вопросов, совершенствование нормативного правового регулирования в указанной сфере, координацию деятельности учреждений и органов УИС по вопросам профилактики коррупционных правонарушений в УИС, а также по предупреждению нарушений служебной дисциплины и укреплению законности среди сотрудников УИС и гражданских служащих, проведение совместных проверок и иных мероприятий, организационно-методическое руководство, обеспечение и контроль за деятельностью отдела методологического обеспечения деятельности
по профилактике коррупционных и иных правонарушений федерального казенного учреждения «Центральная нормативно-техническая лаборатория Федеральной службы исполнения наказаний. проверку состояния работы по профилактике коррупционных правонарушений в учреждениях и органах УИС, внесение руководству
ФСИН России предложений по заслушиванию отчетов руководителей, имеющих серьезные упущения в работе по профилактике коррупционных правонарушений
в соответствующих учреждениях и органах УИС, изучение, обобщение и анализ состояния работы по профилактике коррупционных правонарушений в УИС, оказание практической помощи по указанным направлениям деятельности руководителям структурных подразделений ФСИН России, кадровым подразделениям и аттестационным комиссиям территориальных органов ФСИН России по соблюдению требований
к служебному поведению сотрудников УИС и урегулированию конфликта интересов.
Инспекция организует: контроль за исполнением в структурных подразделениях ФСИН России, учреждениях и органах УИС требований нормативных правовых актов
Российской Федерации, регламентирующих кадровую работу в части укрепления служебной дисциплины и соблюдения законности, вопросов профилактики коррупционных правонарушений в УИС, а также документов и поручений
по направлению служебной деятельности, проведение сборов, семинаров, совещаний и научно-практических конференций по вопросам кадровой работы в части укрепления служебной дисциплины и соблюдения законности, а также профилактики коррупционных правонарушений в УИС.
При поступлении на службу в учреждения уголовно-исполнительной системы кандидатами заполняется анкета по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.04.2019 N 828-р. Анкетой предусмотрен раздел, в котором необходимо указывать лиц, состоящих в родстве или свойстве и проходящих службу в УИС. С каждым кандидатом проводится разъяснительная работа о своевременном сообщении о всех изменениях в анкетных данных. В территориальных органах ФСИН России на постоянной основе организовано представление сотрудниками УИС анкет с актуальными данными или рапортов о достоверности сведений, изложенных в находящихся в личных делах анкетах. При выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов, соответствующими руководителями принимаются решения об осуществлении проверок в соответствии с Положением.
При рассмотрении материалов в отношении лиц, претендующих на замещение должностей в УИС, в обязательном порядке анализируется информация в части соблюдения ими требований антикоррупционного законодательства Российской Федерации, компрометирующая информация о кандидатах в общероссийских средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», общедоступная информация, размещенная на официальных сайтах ФНС России, ФССП России, осуществляется проверка уровня правовой грамотности, наличия сведений в реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия. Кроме того, изучаются возможность возникновения ситуаций, при которых личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника УИС влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей, а также результаты специального психофизиологического исследования кандидатов (с применением полиграфа) в отношении лиц, претендующих на должности, при назначении на которые в обязательном порядке предусмотрено его проведение в соответствии с приказом Минюста России от 16.04.2013 N 51 «Об утверждении категории должностей в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые проводится психофизиологическое исследование с применением полиграфа».

3.3 Совершенствование законодательства о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе как меры противодействия коррупции

На официальном сайте Федеральной службы исполнения наказаний
содержится перечень законодательных актов, регулирующих меры противодействия коррупции в органах уголовно-исполнительной системы.
К таким нормативно-правовым и иным актам в сфере противодействия коррупции относится:
— План противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний на 2021 – 2024 годы (с учетом требований Национального плана противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы);
— План просветительских мероприятий Федеральной службы исполнения наказаний, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям, в том числе на повышение эффективности антикоррупционного просвещения, на 2021-2023 годы;
— Приказ ФСИН России от 18.02.2021 № 92 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (зарегистрирован в Минюсте России 29.04.2021 № 63299);
— Приказ ФСИН России от 05.07.2013 № 386 «Об утверждении Перечня должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (зарегистрирован в Минюсте России 28.08.2013 № 29793);
— Порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
— Приказ ФСИН России от 02.08.2016 № 618 «Об утверждении порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, и федеральными государственными служащими уголовно-исполнительной системы сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (зарегистрирован в Минюсте России 23.08.2016 № 43359);
— Приказ ФСИН России от 05.07.2013 № 387 «Об утверждении Порядка представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, и работниками, замещающими эти должности, и Положения об осуществлении проверки в отношении лиц замещающих должности или претендующих на замещение должностей, включенных в Перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (зарегистрирован в Минюсте России 27.08.2013 № 29778);
— Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения служащего (работника) к совершению коррупционных правонарушений;
— Приказ ФСИН России от 14.05.2020 № 313 «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения федерального государственного служащего Федеральной службы исполнения наказаний к совершению коррупционных правонарушений» (зарегистрирован в Минюсте России 16.06.2020 № 58655);
— Приказ ФСИН России от 29.07.2015 № 666 «Об утверждении Порядка уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения лиц, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях (учреждениях, предприятиях) уголовно-исполнительной системы, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, к совершению коррупционных правонарушений» (зарегистрирован в Минюсте России 19.08.2015 № 38598).

Профессиональные ориентиры служебного поведения сотрудника УИС также установлены Кодексом этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной право системы (далее – Кодекс), утвержденного приказом № 5 ФСИН России от 11.01.2012 г.
При анализе Кодекса можно выделить, что в нем не сформулирован в полном объеме стандарты антикоррупционного поведения сотрудника. Так, в ст. 9 Кодекса закрепляется, что сотрудник не должен допускать коррупционно опасного поведения, а в ст. 10 устанавливается, что руководитель призван принимать меры по предупреждению коррупции. Механизмы и способы реализации данных полномочий не раскрыты. Основу антикоррупционного поведения сотрудника должны составлять четкость правового регулирования его статуса и объема полномочий (и предел этих полномочий), за которые сотрудник несет ответственность, соблюдение законности, особенно руководителями, отдающих письменные и устные распоряжения подчиненным, высокая нравственность, преданность интересам службы, верность долгу. Любому сотруднику в повседневной работе необходимо использовать меры антикоррупционной защиты для недопущения коррупционно опасных проявлений.
В соответствии с Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 N 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» в 2020 году на заседаниях аттестационной комиссии ФСИН России и аттестационных комиссий территориальных органов ФСИН России рассмотрено 402 материала, касающихся урегулирования конфликта интересов и соблюдения требований к служебному поведению сотрудников УИС, по результатам которых руководителям внесены необходимые предложения, в том числе о применении к отдельным лицам мер юридической ответственности (АППГ — 354, I полугодие 2021 года — 131). В целях объективного рассмотрения материалов на указанных заседаниях обеспечено участие лиц, не замещающих должности в УИС, в том числе представителей научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой, представителей общественных советов, и общественных организаций ветеранов, образованных при ФСИН России и ее территориальных органов.

Немаловажным фактором в системе мер по противодействию коррупции в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации является формирование антикоррупционного правосознания у будущих специалистов, получающих высшее образование.
На образовательные учреждения высшего образования ФСИН России возложены специфические задачи, связанные с проведением научных исследований, направленных на выявление уровня коррупции, коррупционных рисков, возникающих при реализации работниками УИС возложенных на них функций (раздел 2 п. 2.1, 2.2 Плана ), а также с проведением научно-практических конференций по вопросам, касающимся формирования и реализации комплекса мер, направленных на антикоррупционное просвещение, повышение правосознания и формирование в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям (раздел 4 п. 4.6 Плана).
Примером реализации мер, направленных на пресечение совершения сотрудниками органов УИС коррупционных преступлений, может послужить Кузбасский институт ФСИН России .
Применяя метод анкетного опроса сотрудников и их экспертной оценки наиболее актуальных проблем коррупции в уголовно-исполнительной системе, сотрудники института получают обобщенные, статистически наглядные результаты о данной проблеме. Результаты таких исследований стабильно показывают, что коррупционные риски, определяющие уровень коррупционной готовности определенных сотрудников (прежде всего отделов безопасности, отделов режима в СИЗО, оперативных отделов, отделов тылового обеспечения), в наибольшей степени связаны с уровнем их материально-бытового обеспечения и выполняемыми функциями. Эти результаты подтвердили также правильность и своевременность издания распоряжения ФСИН от 05.09.2014 № 178-р (с изменениями) «Об утверждении Перечня коррупционно-опасных функций Федеральной службы исполнения наказаний».
Практическая значимость таких исследований состоит в том, что руководители территориальных органов, исправительных и иных учреждений уголовно-исполнительной системы получают представление об общем состоянии коррупционной ситуации в органах и учреждениях, ее причинах и условиях, информацию о распространенности коррупционной готовности сотрудников определенных служб и подразделений, о наиболее коррупционно опасных функциях, выполняемых их сотрудниками, об их правовой грамотности, состоящей в адекватной оценке конкретных разновидностей действий как коррупционных, о готовности сотрудников к определенным правомерным или неправомерным действиям в тех случаях, когда они становятся очевидцами коррупционных правонарушений. Такая информация позволяет руководителям этих органов и учреждений определить основные направления противодействия коррупции среди соответствующей категории сотрудников.
Для ФСИН России в целом результаты проводимых институтом исследований могут послужить основой для совершенствования ведомственной нормативно-правовой основы противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе (в частности, для изменения списка коррупционно опасных функций, выполняемых ее сотрудниками), для подготовки предложений по внесению изменений в федеральные антикоррупционные нормативно-правовые акты, для корректирования ведомственной антикоррупционной политики, для совершенствования конкретных антикоррупционных мероприятий, для усилению взаимодействия уголовно-исполнительной системы в целом с гражданами и институтами гражданского общества по вопросам противодействия коррупции.
Обращалось внимание на коррупциогенные факторы, содержащиеся в некоторых нормативно-правовых актах: в ст. 575 ГК РФ, предусматривающей возможность дарения обычных подарков определенной стоимости государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей; в ч. 2 ст. 77 УИК РФ, предусматривающей оставление осужденных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию решением начальника следственного изолятора или тюрьмы при отсутствии четких критериев для принятия такого решения и использовании законодателем такого оценочного признака, как «в исключительных случаях», и др. На основании произведенного анализа вносились предложения по совершенствованию нормативно-правовых основ противодействия коррупции в УИС. К их числу относятся прежде всего предложения о необходимости исключить из них нормы, увеличивающие коррупционные риски в УИС и способствующие проявлению коррупционной готовности ее сотрудников, а также о минимизации количества нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции с целью устранения коллизии между ними и избыточности правового регулирования в этой сфере.
Анализ многообразных проявлений коррупции в УИС в виде различных правонарушений влечет выработку сотрудниками института предложений по совершенствованию правовых мер противодействия этому явлению, относящихся к различным отраслям законодательства. В частности, предлагались гражданско-правовые меры противодействия коррупции в УИС, охватывающие сферы служебной деятельности и личной жизни сотрудников УИС и состоящие в установлении запретов и допустимых пределов дозволенного поведения.
Важными представляются исследования, направленные на совершенствование учебного процесса по обобщению опыта формирования навыков антикоррупционного поведения у курсантов и слушателей в учебных заведениях ФСИН России. В них делался акцент на содержании непосредственной работы профессорско-преподавательского состава с курсантами и слушателями института в учебной аудитории, методическое обеспечение учебного процесса, инновационные и интерактивные методы обучения, воспитательную работу с различными категориями обучаемых. Вносились предложения по совершенствованию этой деятельности, позволяющей усилить процесс формирования навыков антикоррупционного поведения и их реализацию в практической деятельности.
Одним из фактором противодействия коррупции можно считать профессиональный отбор кандидатов на службу в органы уголовно-исполнительной системы.
За исключением тщательного профессионального отбора кандидатов на службу в УИС, в ведомственное антикоррупционное противодействие должны входить следующие мероприятия: проведение антикоррупционной экспертизы ведомственных правовых актов ФСИН России, установление ответственности и контроль за деятельностью руководителей учреждений и органов УИС, не принимающих в отношении подчиненных им лиц, виновных в совершении коррупционных действий своевременных мер, предусмотренных действующим законодательством, коллегиальное принятие решений о предоставлении осужденным очередного или краткосрочного отпуска с выездом за пределы исправительного учреждения, смене режима отбывания наказания, а также ходатайствах перед судом о досрочном освобождении от наказания, регулярный обмен оперативно-розыскной информацией с другими правоохранительными органами о сотрудниках, в отношении которых имеются негативные данные, включение в программы служебной подготовки и учебных заведений ФСИН России специальных занятий по антикоррупционной тематике, антикоррупционное образование и воспитание сотрудников.

Таким образом, систему профессионального отбора сотрудников можно считать одной из составляющих профилактики коррупции в УИС, так как она позволяет с достаточно высокой степенью вероятности определить достойных кандидатов на службу и выявить непригодных для службы, склонных к противоправным деяниям лиц.
В настоящее время Федеральная служба исполнения наказаний продолжает масштабную борьбу со взяточничеством и злоупотреблением должностными полномочиями в своих рядах. Система методов по противодействию коррупции и минимизации ее последствий регулярно дополняется новыми инструментами: проведением профилактики неслужебных связей, тщательной проверкой биографии лиц, занимающих руководящие должности в УИС, акцентом не на репрессиях, а на возмещении ущерба на стадии расследования, контролем за несоответствием расходов сотрудников уголовно-исполнительной системы их доходам, разработкой планов противодействия коррупции, созданием подразделений, занимающихся антикоррупционным мониторингом
Анализ опыта зарубежных стран по борьбе с коррупцией, позволяет дополнить представленный перечень антикоррупционных методов следующими мероприятиями: создание единого специального органа по борьбе с коррупцией (по опыту Сингапура) или подразделения по борьбе с коррупцией в рамках профильного министерства (по опыту Казахстана), что позволит придать работе по противодействию коррупции, в том числе и в уголовно-исполнительной системе, большую системность, обеспечение гласности в вопросах обнаружения коррупции, обсуждение последствий коррупционных действий и представление данных об издержках коррупции в отраслях и органах власти (по опыту Нидерландов, где один из самых низких уровней коррупции в системе государственной службы в мире), компенсация высоких требований к сотруднику уголовно-исполнительной системы соответствующим государственным жалованием, другими выплатами и социальными гарантиями, обеспечивающими стабильность рабочего места, продвижение по службе, а также достойный уровень жизни (по опыту Германии).
Процесс реформирования государственно-правовых институтов исполнительной власти продолжается. В связи с этим изучение этапов становления и преобразования пенитенциарной системы, которые проходили в иные исторические периоды и в других политических системах жизни общества, но при относительно стабильных и продолжительных российских условиях (географические и природно-климатические особенности, специфика российского менталитета, многонациональность населения и другие) приобретает особое значение для реформирования современной уголовно-исполнительной системы.
Исследование исторических аспектов функционирования пенитенциарной системы России является немаловажным условием для ее реформирования в современный период. Развитие демократических начал и гуманизация общества, становление приоритета личности и гражданского общества ставит перед уголовно-исполнительной системой новые задачи и приоритеты, которые получили свое закрепление в Концепции развития уголовно-исполнительной системы на период до 2030 года.
Реализация уже существующих методов борьбы с коррупцией в комплексе с лучшей зарубежной практикой и эффективным отечественным опытом будут способствовать сокращению прямых и косвенных издержек коррупции в уголовно-исполнительной системе и повышению эффективности ее функционирования. Системность, комплексность и научный подход в противодействии коррупции должны стать той основой, на которой будет строиться и вся система антикоррупционного законодательства, и комплекс антикоррупционных мер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование современного состояния коррупционных правонарушений и противодействия коррупции в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы позволило выявить актуальность проблемы для теории и практики исполнения уголовных наказаний.
Определить и обосновать некоторые ее тенденции, установить комплекс ведущих мотивов в структуре личности сотрудников, детерминирующих коррупционное поведение. Описать основные направления и способы коррупционной активности сотрудников УИС, влекущие совершение ими коррупционных правонарушений. Выявить важнейшие факторы, влияющие на возникновение и существование коррупционных поступков и преступлений в уголовно-исполнительной системе.
Основным законом, регулирующим мероприятия, способствующие противодействию коррупции является Федеральный закон от 25.12.2008 года № 273
«О противодействии коррупции».
Коррупция имеет большие масштабы и может возникнуть в самых разных уголках жизни. Надламывая нравственные ориентиры поведения в обществе, коррупция приобретает такие качества, которые позволяют ей насыщать общество и государство криминальной составляющей на всех повседневных уровнях. Возрастающие масштабы, ускоренный рост, примитивные условия для возникновения и развитии коррупции – все это вместе представляет реальную угрозу моральной и экономической безопасности общества и государства в целом. Высокий уровень функциональной, психологической и профессиональной имитации помогает коррумпированным чиновникам включать в свои структуры чиновников всех уровней и из всех сфер.
Следует учитывать, что основная доля лиц, которые впервые приходят на службу в правоохранительные органы, мотивирована в большей степени «экстремальной» романтикой и возможностью потенциального участия в правоохранительной деятельности в различных ее проявлениях.
Выделяется малочисленная категория лиц, преследующих противоправные цели при поступлении на службу в уголовно-исполнительную систему. К таким лицам, безусловно, можно отнести радикально настроенных по своим идеологическим взглядам граждан, но в основном это те, кто изначально имеет извращенное представление о службе из негативных сообщений средств массовой информации и информации из других источников о коррумпированности всех без исключения представителей власти.
Они, не понимая методов и средств, точно знают, что имеющиеся у них должностные полномочия позволяют им реализовать корыстные мотивы, на протяжении прохождения службы и исполнения служебных обязанностей оставаться незамеченным, неуязвимым и построить успешную карьеру – «увеличивая свои должностные возможности, увеличить потенциальную незаконную прибыль».
Наиболее распространенные официально зарегистрированные коррупционные пенитенциарные преступления связаны с доставкой сотрудниками запрещенных предметов осужденным, подозреваемым, обвиняемым. Основную группу риска, судя по официальным данным ФСИН России, составляют сотрудники младшего начальствующего состава отделов безопасности исправительных колоний и отделов режима следственных изоляторов, независимо от срока службы в УИС. Следовательно, основная профилактическая работа уполномоченных должностных лиц должна быть направлена на данную категорию сотрудников.
При этом нельзя не учитывать возможные преступления, оставшиеся латентными ввиду сложности их выявления, например, связанные с предоставлением незаконных льгот и условий содержания осужденным. Латентная пенитенциарная преступность в целом и коррупция в частности нуждается во всестороннем научном исследовании.
Исполнение уголовных наказаний традиционно признается исключительной функцией государства, для осуществления которой, как правило, создаются специализированные учреждения и органы.
Основными видами коррупционных преступлений, встречающихся в пенитенциарной системе, являются:
1. преступления коррупционной направленности, которые не затрагивают напрямую основные полномочия сотрудников. Зачастую они касаются имущественных отношений. Сюда можно отнести хищения, совершенные сотрудниками пенитенциарной системы с использованием служебного положения или полномочий из корыстного интереса.
2. преступления коррупционной направленности, возникающие из-за служебной соподчиненности сотрудников между собой. К таким преступлениям относятся, например, поборы начальников со своих сотрудников.
3. преступления коррупционной направленности, возникающие в связи с реализацией сотрудниками главной своей функции – непосредственное исполнение наказания. К таким видам можно отнести пронос запрещенных предметов (алкоголь, мобильная связь, наркотики), созданием отдельным осужденным «комфортных» условий содержания за определенную плату, а также предоставление льгот и послаблений, непринятие мер в отношении осужденных, совершивших нарушения режима содержания в исправительном учреждении, оказание покровительства при подготовке материалов для условно-досрочного освобождения и др.

Для наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, это может проявляться в отсутствии обязательных посещений осужденным уголовно-исполнительных инспекций, если такая обязанность установлена законом или судом, формальный учет выхода осужденных на обязательные работы и т.д.
Таким образом, в целях выработки эффективных механизмов противодействия коррупции необходимо не только осмыслить ее сущность и масштабы, но и выявить структуру этого сложного преступного явления в его взаимосвязи с основными политическими, экономическими, социальными и иными процессами жизнедеятельности страны. Коррупция в пенитенциарной сфере неизолированное явление, а лишь продолжение общей коррупционной ситуации в государстве. Соответственно и комплекс мер по предупреждению и борьбе с коррупционными правонарушениями должны касаться как государства в целом, так и его государственных органов, в том числе и органов, исполняющих наказания.
Несмотря на принимаемые всесторонние меры по предупреждению, выявлению и пресечению коррупции в учреждениях и органах УИС, некоторое относительное снижение количества регистрируемых фактов коррупции, данное негативное явление имеет весьма распространенный, в отдельных случаях длящийся характер.
Так как противодействие коррупции представляет собой одно из приоритетных направлений государственной политики на современном этапе, рассматриваемая проблема актуальна для уголовно-исполнительной системы, требуют комплексного исследования и обобщения правовые положения, регулирующие противодействие коррупции, с целью точного определения основ и сущности пенитенциарной коррупции в широком смысле, а также выработки мер противодействия современным видам пенитенциарных коррупционных преступлений.
Исследование коррупции в местах лишения свободы, безусловно, является одним из наиболее перспективных направлений научного поиска, который должен быть направлен на совершенствование действующего законодательства, в том числе разработку ведомственных нормативно-правовых актов по противодействию рассматриваемому явлению. Противодействие коррупционным правонарушениям должно осуществляться комплексно, на постоянной, системной основе, с использованием современных подходов, методик и технологий, направленных, в конечном итоге, на формирование правосознания сотрудников, неприятия индивидуальным и массовым сознанием участников уголовно-исполнительных правоотношений коррупции как чуждого явления здоровой человеческой идеологии. В этот процесс также должны внести свои усилия ученые — представители различных отраслей права, психологии и педагогики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1. Конституция РФ [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – ст.4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ
(ред. от 25.03.2022) [Текст] // Собрание законодательства РФ от 17.06.1996, N 25,
ст. 2954
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) [Текст] // Собрание законодательства РФ от 2002, N 1, ст. 1;
4. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [Текст]//Собрание законодательства РФ от 13 августа 2001 г. N 33 (Часть I) ст. 3418;
5. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [Текст]// Собрание законодательства РФ», от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6228;
6. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [Текст]//Собрание законодательства РФ от 16 февраля 2009 г. N 7 ст. 776;
7. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [Текст]Собрание законодательства РФ от 20 июля 2009 г. N 29 ст. 3609;
8. Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» [Текст]//Собрание законодательства РФ от 13 мая 2013 г. N 19 ст. 2306;
9. Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» [Текст]// Собрание законодательства РФ от 20 марта 2006 г. N 12 ст. 1231;
10. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Текст]//Собрание законодательства РФ от от 2 августа 2004 г. N 31 ст. 3215;
11. Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы» [Текст]//Собрание законодательства РФ от 23 августа 2021 г. N 34 ст. 6170;

12. Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» [Текст] // Собрание законодательства РФ от 19 августа 2002 г. N 33 ст. 3196;
13. Указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции» [Текст]// Собрание законодательства РФ от 26.05. 2008 г. N 21 ст. 2429;
14. Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» [Текст]// Собрание законодательства РФ от 25 мая 2009 г.
N 21 ст. 2542;
15. Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» [Текст]// Собрание законодательства РФ от 25 мая 2009 г. N 21 ст. 2544;
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 марта 2010 г. N 10 ст. 1084;
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.2013 № 207 «Об утверждении Правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности» [Текст]// Собрании законодательства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. N 11 ст. 1133;
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» [Текст]// Собрании законодательства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 28 ст. 3833;
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2018 № 228 «О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия» [Текст]// Собрании законодательства Российской Федерации от 19 марта 2018 г. N 12 ст. 1678З;
II. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
20. Александрова А.А. Коррупция в пенитенциарных учреждениях // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке. 2020. № 1.
С. 88 – 91.
21. Голубцова К.И., Михайлова Д.Ю. Коррупция как одна из наиболее актуальных проблем уголовно-исполнительной системы // Вестник Самарского юридического института. 2019. № 1. С. 144 – 148.
22. Везломцев, В. Е. Противодействие коррупции в уголовно-исполнительной системе России: личностный аспект : учебное пособие / В. Е. Везломцев, О. К. Хотькина ; Федеральная служба исполнения наказаний России, Академия ФСИН России. – Москва : Проспект, 2017. – 128 с.
23. Заборовская, Ю. М., Шубников, Р. А. Отечественный и зарубежный опыт борьбы с коррупцией на государственной службе (на примере уголовно-исполнительной системы) // Антикоррупционная безопасность: выявление угроз и стратегия обеспечения. — Красноярск, 2020. — С. 79–87
24. Кудашкин А.А. Еще раз о правовом понятии коррупции/А.В. Кудашкин, Т.Л. Козлов // Современное право. – 2020. – N 6. – С. 3.
25. Маевский, Е. А. Противодействие коррупционным преступлениям в уголовно-исполнительной системе // Сборник научных трудов победителей и призеров конкурсов на лучшую научную работу. — Новокузнецк, 2019. — С. 118–123.
26. Одинцова, Л. Н., Королева, Т. Д. О классификации коррупции в уголовно-исполнительной системе // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики. — Новокузнецк, 2019. — С. 49–53.
27. Паршков, А. В. Криминологическое исследование уровня коррупции среди работников уголовно-исполнительной системы / А. В. Паршков, Э. С. Рахмаев, А. А. Нуждин //Человек: преступление и наказание. – 2019. – Т. 27(1–4), № 3. – С. 324–329
28. Резник Ж.Я. Состояние коррупционной преступности в сфере уголовно – исполнительной системы // Вестник Самарского юридического института. 2019. № 1. С. 85 – 88.
29. Снегирева Д.Е., Яковлева Е.О. Исследование мотивов преступного поведения взяточника как метод первичной антикоррупционной профилактики // Уголовное право в эволюционирующем обществе: проблемы и перспективы: сб. трудов конференции. Курск: Юго-Западный государственный ун-т, 2017. С. 395 – 401.
30. Упоров, А. Г., Степанова, Е. Г. К вопросу о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы за правонарушения коррупционной направленности // Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт. — Самара, 2019. — С. 244–246
31. Хильман Д. В. Гражданско-правовые аспекты борьбы с коррупцией в уголовно-исполнительной системе // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2017. —
№ 5. — С. 32–35
32. Шеслер, А. В., Шеслер, С. С. Опыт формирования навыков антикоррупционного поведения у слушателей повышения квалификации в учебных заведениях ФСИН России // Актуальные вопросы противодействия коррупции в сфере образования: сб. науч. ст. по материалам IV Сибирского антикоррупционного форума, Красноярск, 26–27 декабря 2018 г. / отв. ред. И. А. Дамм, Е. А. Акунченко. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. — С. 220–229
33. Шеслер А. В. Реализация Национального плана противодействия коррупции в деятельности Кузбасского института ФСИН России // Вестник Кузбасского института. 2022. № 1 (50). С. 113–126
34. Юнусов Э.А., Оленев М.Г. Нормативно-правовое регулирование в сфере противодействия коррупции в Российской Федерации // Юрист Юга России и Закавказья. 2019. №4. С.67-72.
35. Юнусов Э.А., Оленев М.Г. Правовое регулирование противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе // Сборник материалов круглого стола «Современное состояние и актуальные проблемы противодействия коррупции в органах и учреждениях УИС». М., 2019. С.309-317.
III. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
36. Информационно-аналитический портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс].
URL: http://crimestat.ru/ (дата обращения: 27.04.2022).
37. Свод профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы. — URL. https://www.onk-ru.info/svod-professionalno-eticheskix-norm-sluzhebnogo-povedeniya-sotrudnika-uis/ (дата обращения 21.04.2022).
38. Сайт Федеральной службы исполнения наказаний [Электронный ресурс]. —
URL. https://fsin.gov.ru/anticorrup2014/ (дата обращения: 17.07.2020).

Страницы: 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф