Страницы: 1 2
2 ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ОТСТАВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОСВОЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Характеристики диагностик, направленных на изучение причин отставания младших школьников в освоении школьной программы
С целью изучения причин отставания в освоении школьной программы младших школьников нами была проведена исследовательская работа с 20 учащимися 3 «А» класса МБОУ «СОШ п. Эгвекинот», возраст детей от 9 до 10 лет, из них 10 мальчиков, 10 девочек.
В качестве критериев неуспеваемости младших школьников нами были выделены следующие:
низкая академическая успеваемость обучающихся (трудности усвоения учебного материала);
несформированность познавательно-интеллектуальных предпочте-ний;
несформированность учебной мотивации;
отсутствие ценностного отно¬шения к ситуации учения.
Для выявления уровня школьной неуспеваемости нами использовался метод наблюдения, индивидуальные беседы с учащимися, анкетирование, анализ учебной документации.
1. Наблюдение.
Целью наблюдения за младшими школьниками стало выяснение эмоционального отношения к учебе учащихся.
При проведении наблюдения мы обращали внимание на действия и реакции младших школьников в ходе учебной деятельности, на их активность, проявление интереса к урокам, любознательность, задавали ли дети вопросы на уроках и стремились ли отвечать на вопросы учителя, степень проявления самостоятельности выполнения заданий, устойчивость в достижении целей, отвлекаемость на уроках.
Наблюдения за младшими школьниками на уроках позволяют сделать вывод, что большинство учащихся проявляют высокий уровень мотивации к учению.
2. Анализ учебной документации. Далее мы определяем успеваемость детей данных классов. Для этого использовали анализ учебной документации. Определяя детей в различные группы по уровню успеваемости, мы анализировались итоговые отметки учащихся за третью четверть.
3. Познавательно-интеллектуальные предпочтения детей изучались с помощью методики «Составь расписание».
Каждому ученику предлагалось составить расписание уроков на три дня на основе предметов учебного плана.
При состав¬лении расписания ученикам необходимо было на первый день поставить самые интересные, увлекательные предметы, на второй день – не очень интересные предметы, на третий день самые скучные и неинтересные предметы.
4. Для оценки уровня мотивации детей был использован метод «Эксперт¬ной оценки» учителя.
В качестве экспертов выступили учителя 3 «А» класса МБОУ «СОШ п.Эгвекинот». Педагогам предлагалось оценить по десятибалльной сис¬теме мотивацию и познавательную активность учащихся. При анализе мы опирались на показатели развития познавательного интереса, выделен¬ные Г. И. Щукиной.
5. Для диагностики ценностного отно¬шения к ситуации учения младших школьни¬ков применялся оп¬росник «Отношение к учению» адаптирован¬ный Г.А. Карповой, Т. П. Артемьевой, ко¬торый позволил нам определить выражен¬ность ценностного отношения к ситуации уче¬ния.
Опрос проводился индивидуально с каж¬дым учеником. Школьнику предлагался опросник, в котором в разнообразных версиях описывается отношение к учебным и неучеб¬ным ситуациям. Дети должны были поставить плюс, если согласны с высказыванием, нуль, если почти согласны и минус, если не соглас¬ны.
Текст опросника и обработка результатов представлены в Приложении А.
Таким образом, для выявления трудностей в обучении младших школьников существует ряд методик, которые устанавливают причины возникновения этих трудностей. Характерной особенностью таких методик является то, что они носят или игровой характер, или содержат ряд простых вопросов, на которые ребенок должен дать ответ. Педагог или психолог должны помнить, что установить причины трудностей обучения младших школьников с помощью одной методики невозможно, нужно подобрать комплекс методик, позволяющих изучить мотивацию, самооценку и личностные характеристики ребенка.
2.2. Апробация диагностик, направленных на изучение причин отставания младших школьников в освоении школьной программы
Представим результаты эмпирического исследования.
Целью наблюдения за младшими школьниками стало выяснение эмоционального отношения к учебе учащихся.
При проведении наблюдения мы обращали внимание на действия и реакции младших школьников в ходе учебной деятельности, на их активность, проявление интереса к урокам, любознательность, задавали ли дети вопросы на уроках и стремились ли отвечать на вопросы учителя, степень проявления самостоятельности выполнения заданий, устойчивость в достижении целей, отвлекаемость на уроках.
Наблюдения за младшими школьниками на уроках позволяют сделать вывод, что большинство учащихся проявляют высокий уровень мотивации к учению.
Анализ учебной документации. Далее мы определяем успеваемость детей 3-го класса. Для этого использовали анализ учебной документации. Определяя детей в различные группы по уровню успеваемости, мы анализировались итоговые отметки учащихся за вторую четверть.
Результаты изучения успеваемости учащихся младшего школьного возраста следующие.
Мы вычислили средний балл успеваемости обучения для каждого школьника.
Результаты изучения успеваемости учащихся младшего школьного возраста следующие.
В группу детей-отличников мы определяли учащихся с доминированием среди итоговых отметок «5», дети-хорошисты имеют среднюю оценку «4», дети, занесенные в группу «удовлетворительно», в основном демонстрируют уровень знаний соответствующий данной отметки, и «неуспевающие» дети – это учащиеся, имеющие двойку хотя бы по одному учебному предмету.
К неуспевающим обучающимся мы отнесли младших школьников, имеющих средний бал от 2,5 до 3,5.
На среднем уровне находились ученики, имеющие средний бал от 3,6 до 4,5.
К сильным школьника нами отнесены были обучающиеся, имеющие от 4,6 до 5 баллов.
Количественные результаты изучения успеваемости учащихся 3 «А» класса представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Показатели успеваемости обучения обучающихся 3 класса
| № п/п | ФИО | Русский язык | Математика | Английский язык | Литературное чтение | Музыка | Физическая культура | Рисование | Информатика | Окружающий мир | ОРКСЭ | Технология | Средний балл |
| 1. | Б.Д.А | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
| 2. | Ф.С.К. | 5 | 5 | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4,5 |
| 3. | К.А.Н. | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4,9 |
| 4. | С.А.В. | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3,8 |
| 5. | Б.А.С. | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
| 6. | К.И.И. | 5 | 5 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4,1 |
| 7. | Г.Р.В. | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3,5 |
| 8. | К.А.В. | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3,1 |
| 9. | К.Д.А. | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4,9 |
| 10. | Г.Л.А. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
| 11. | П.О.А. | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3,1 |
| 12. | С.А.Н. | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3,4 |
| 13. | П.В.А. | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3,1 |
| 14. | Б.И.С. | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4,9 |
| 15. | П.П.А. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
| 16. | Т.Д.И. | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3,1 |
| 17. | П.Е.Д. | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3,4 |
| 18. | Н.В.С. | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3,8 |
| 19. | Х.А.Д. | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
| 20. | К.М.А. | 5 | 5 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4,1 |
В результате анализа учебной документации учащихся 3 «А» класса 6 учеников, что составляет 30,0 % от общего числа детей относятся к низкому уровню успешности обучения; 9 учащихся, что составляет 45,0 % от общего числа детей, относятся к среднему уровню успешности обучения; 5 детей, что составляет 25,0 %, показали высокий уровень успешности обучения.
Представим полученные данные на рис. 1.

Рисунок 1 – Уровень успешности обучения учащихся 3 «А» класса
По итогам изучения успеваемости учащихся младшего школьного возраста все школьники нами были поделены на две группы:
— в экспериментальную группу вошли 6 обучающихся, продемонстрировавшие низкий уровень успешности обучения;
— в контрольную группу вошли 14 младших школьников, показавших средний и высокий уровень успешности обучения.
Результаты, полученные с помощью методики «Составь расписание», позволяют сделать вывод, что у большей части обследованных младших школьников (71,5 % учащихся контрольной группы и 33,3 % школьников экспериментальной группы) выявлен средний уровень познавательно-интеллектуальных предпочтений.
Дети со средним уровнем познавательно-интеллектуальных предпочтений в одинаковой степени проявляли интерес к сложным предметам, и в расписании в первый день ставили такие предметы, как русский язык, математику, чтение, так и к облегченным предметам учебного плана – рисованию, физкультуре, труду, музыке.
Высокий уровень познавательно-интеллектуальных предпочтений наблюдается у 20,0 % младших школьников контрольной группы. Дети, отнесенные к этой группе, выражали положительное отношение ко всем сложным предметам (математика, русский язык, английский язык, ознакомление с окружающим миром, чтение). Обучающихся экспериментальной группы с высоким уровнем познавательно-интеллектуальных предпочтений не обнаружено.
У 28,5 % учащихся начальных классов экспериментальной группы выявлен низкий уровень познавательно-интеллектуальных предпочте¬ний, наблюдается отрицательное отношение к сложным предметам. Эти учащиеся проявляют интерес только к облегченным предметам (музыке, рисованию, труду, физкультуре). Детей контрольной группы с низким уровнем познавательно-интеллектуальных предпочте¬ний не обнаружено.
Представим результаты на рисунке 2.
Рисунок 2 – Уровень познавательно-интеллектуальных предпочте¬ний младших школьников
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что у отстающих младших школьников выявлен низкий уровень познавательно-интеллектуальных предпочте¬ний.
Результаты диагностики учебной мотивации младших школьников.
Мы проанализировали уровень учебной мотивации, отмеченной учителями 3 «А» класса МБОУ «СОШ п. Эгвекинот» на уроках по сложным предметам: математике, русскому языку, чтению, английскому языку, ознакомлению с окружающим миром.
Так, педагоги отметили высокий уровень мотивации изучения данных пред¬метов (от 10 до 8 баллов) у 50,0 % учащихся контрольной группы.
Для детей с высоким уровнем мотивации характерны высокая самопроизвольная познавательная активность, они часто задают вопросы, поднимают руку на уроках, в случае недопонимания заданий или объясняемого материала не скрывают от учителя моментов непонимания; для этих младших школьников характерно стремление разобраться в труд¬ных вопросах, они поднимают руку и высказывают желание выполнять более сложные задания, ищут решения задачи, не отказывается от до¬полнительных занятий; у таких школьников интенсивно, с увлечением протекает процесс самостоятельной деятельности, они активно работают, не отвлекаются на что-то другое, кроме учебных действий, не разгова¬ривают, ищут необходимый материал или пути решения заданий.
У 50,0 % учащихся контрольной группы и 33,3 % школьников экспериментальной группы выявлены средний уровень учебной мотивации на этих уроках (от 7 до 4 баллов).
Младшие школьники со средним уровнем учебной мотивации все время нуждаются в систе¬матических побуждениях, они испытывают потребность в одоб¬рении, похвале, им необходим периодический кон¬троль со стороны взрослого; они восприимчивы к помощи, и в случае возникающих затруднениях обращаются за помощью или к сверстникам, или к педагогу.
У 66,7 % учащихся экспериментальной группы выявлен низкий уровень учебной мотивации на этих уроках (от 3 до 0 баллов). У учащихся с низким уровнем учебной мотивации наблюдается познавательная инертность (низкая активность на занятиях, трудности решения задач); эпизо¬дический интерес к учебным видами деятельности, частые отвлечения (отсутствие целенаправ¬ленного поведения, недостаточная сосредоточенность на предмете изучения); они ничем не интересуются, не поднимают руку.
Школьников контрольной группы с низким уровнем учебной мотивации не выявлено.
Представим результаты на рисунке 3.
Рисунок 3 – Уровень учебной мотивации младших школьников
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что у отстающих младших школьников выявлен недостаточный уровень мотивации.
Результаты диагностики ценностного отно¬шения к ситуации учения младших школьни¬ков.
Проанализировав ответы третьеклассников, мы выявили, что 35,7 % учащихся контрольной группы имеют высокие показатели цен¬ностного отношения к ситуации учения, набравшие по итогам опроса от 10 до 8 баллов. Младшие школьники с высоким уровнем ценностного отно¬шения к ситуации учения воспринимают учебу как личностно-привлекательную деятельность, им нравится ходить в школу, на занятиях им не скучно, им не свойственен страх перед школой и перед учителями.
Учащихся экспериментальной группы с высокими показателями цен-ностного отношения к ситуации учения по итогам диагностики не обнаружено.
У 50 % школьников экспериментальной группы и 64,3 % обучающихся контрольной группы выявлены средние показатели цен-ностного отношения к ситуации учения, набравшие по итогам опроса от 7 до 4 баллов. Младшие школьники со среднем уровнем ценностного отно¬шения к ситуации учения в большинстве случаев в школу ходят с удовольствием, но отдавая предпочтения той или иной деятельности в школе, им больше нравиться общаться со сверстниками, играть, чем учиться читать, считать и писать.
У 50,0 % школьников экспериментальной группы наблюдаются низкие показатели цен¬ностного отношения к ситуации учения, третьеклассники этой группы не очень любят ходить в школу, им гораздо интереснее проводить время на улице, чем сидеть в школе, им больше нравится играться на переменах, заниматься своими делами, а школу они посещают, потому что заставляют родители.
Результаты диагностики ценностного отно¬шения к ситуации учения младших школьни¬ков представле¬ны на рисунке 4.
Рисунок 4 – Уровень ценностного отно¬шения к ситуации учения младших школьни¬ков
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что у отстающих младших школьников выявлен низкий уровень ценностного отно-шения к ситуации учения.
В итоге, обобщив, полученные ре¬зультаты диагностической работы по всем показателям, мы выявили общую картину школьной успешности младших школьников (таблица 3).
Таблица 3 – Уровни школьной успешности младших школьников по итогам констатирующего этапа, %
| Уровень сформированности | Критерии и показатели | Средний уровень | ||||||
| Уровень познавательно-интеллектуальных предпочтений | Уровень учебной мотивации | Уровень ценностного отношения к ситуации учения
| ||||||
| ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | |
| Низкий уровень | 66,7 | 0 | 66,7 | 0 | 50,0 | 0 | 66,7 | 0 |
| Средний уровень | 33,3 | 71,5 | 33,3 | 50,0 | 50,0 | 64,3 | 33,3 | 64,3 |
| Высокий уровень | 0 | 28,5 | 0 | 50,0 | 0 | 37,5 | 0 | 37,5 |
Таким образом, результаты эмпирического исследования позволяют сделать вывод, что 37,5 % учащихся контрольной группы проявляют высокий уровень школьной успешности. У этих третьеклассников преобладают высокие оценки по всем учебным дисциплинам, у них выражено положительное отношение ко всем сложным предметам, на уроках дети проявляют активность, любознательность, самостоятельность и выраженный интерес. Им свойственна высокий уровень учебной мотивации, они внимательно слушают учителя, задают вопросы на уроках, поднимают руку, не отвлекаются и не разговаривают на уроках, стремятся преодолеть трудности, высказывают желание выполнять более сложные задания, им нравится ходить в школу. У них выражен положительный характер переживания позиции школьника.
Младших школьников экспериментальной группы с высоким уровнем школьной успешности по итогам диагностики не обнаружено.
У большинства учащихся – 64,3 % школьников контрольной группы и 33,3 % экспериментальной группы выражен средний уровень школьной успешности. Третьеклассники этой группы имеют средний бал от 3,5 до 4,5, для них интересными могут являться как сложные, так и облегченные, что указывает на недостаточную выраженность познавательного интереса к сложным предметам. У них средний уровень учебной мотивации, им требуется постоянная помощь, контроль, одобрение со стороны взрослого, они легко отвлекаемы и могут переключиться с выполнения задания на пустые разговоры. Менее выражено ценностное отношение к ситуации учения. Позиция школьника недостаточно сформирована, им гораздо интереснее поиграть на переменах и пообщаться со сверстниками.
У 66,7 % младших школьников экспериментальной группы выявлена школьная неуспеваемость. У детей этой группы преобладают плохие оценки по большинству учебных предметов, для них характерно отсутствие познавательно-интеллектуальных предпочтений, они предпочитают заниматься облегченными предметами. На уроках учащиеся проявляют познавательную инертность, частые отвлечения, недостаточную сосредоточенность на заданиях, бездеятельность при затруднениях. Они практически ничем не интересуются, не поднимают руку и не отвечают на вопросы учителя. Не сформировано ценностное отношение к ситуации учения, им не нравится ходить в школу.
Обучающихся контрольной группы с низким уровнем школьной успешности по итогам диагностики не выявлено.
Представим данные на рис. 5.
Рисунок 5 – Распределение младших школьников по уровню школьной успешности по итогам контрольного этапа
Таким образом, результаты опытной работы позволяют сделать вывод, что у 30,0% обучающихся от всей выборки опрошенных школьников наблюдается школьная неуспеваемость, поэтому с данными учащимися необходимо проводить работу по профилактике школьной неуспеваемости обучающихся средствами социально-педагогической поддержки. Эти обучающихся продемонстрировали низкий уровень мотивации, познавательно-интеллектуальной предпочтений и недостаточно сформированное ценностного отношения к ситуации учения. В качестве основных причин отставания младших школьников в освоении школьной программы по итогам исследовательской работы нами выделены: низкий уровень мотивации младших школьников, несформированность учебной деятельности, несформированность новой внутренней позиции школьника.
2.3 Опытная работа по коррекции отставания младших школьников в освоении школьной программы во внеурочной деятельности
На следующем этапе нашего исследования мы провели формирующий этап.
Целью нашей работы стала разработка и внедрение педагогических условий коррекции отставания младших школьников в освоении школьной программы во внеурочной деятельности. Работа была организована только с младшим школьниками, продемонстрировавшими неуспеваемость.
В начале работы нами было определено, что использование внеурочной деятельности будет способствовать коррекции отставания младших школьников в освоении школьной программы при следующих условиях:
1) учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников, учет социально-познавательного опыта детей данного;
2) позитивная эмоциональная настроенность участников образовательного процесса;
3) органическое включение элементов внеурочной деятельности в образовательный процесс;
4) сотрудничество и сотворчество учителя и учеников.
Для получения достоверных диагностических результатов коррекция должна реализовываться непосредственно в рамках учебного процесса и основываться на принципах систематичности. Для того, чтобы ребенок стремился получать знания, хотел учиться, достигать хороших результатов, он должен быть заинтересован в том, что делает. Поэтому сотрудничество с такими учениками должно быть построено в непринужденной игровой форме. Во время преодоления неуспеваемости в основном стоит работать над устранением пробелов в знаниях и навыках самостоятельной учебной работы; развивать у учащихся память, внимание, мышление; воображение; устранять внешние факторы, приводящие к неуспеваемости, а также пытаться проявить интерес к знаниям и преодолеть негативное отношение к обучению.
Во время формирующего этапа нами была разработана программа коррекции отставания младших школьников в освоении школьной программы средствами внеурочной деятельности.
Цель программы: коррекция отставания младших школьников в освоении школьной программы.
Задачи:
1) развитие мотивации обучающихся, интеллектуальных способностей и речи;
2) развитие познавательных процессов и познавательной активности младших школьников;
3) формирование индивидуального стиля познавательной деятельности каждого школьника.
Программа направлена на коррекцию отставания младших школьников в освоении школьной программы.
Программа рассчитана на 2,5 месяца, по 1 занятию каждую неделю, всего 10 занятий. Продолжительность каждого занятия 40 минут, проводится с целым классом.
Программа представляет собой развивающие занятия, включающие психотренинг когнитивных процессов, формирование мотивации, познавательной активности и личностной сферы младших школьников
Структура занятия включает в себя: приветствие и разминку, рефлексию предыдущего занятия, основное содержание, состоящее из игр, упражнений, бесед, рефлексию проведенного занятия. По ходу занятия обязательно проводится минута отдыха. Занятия имеют проблемный характер и предполагают использование различных игровых приемов, которые развивают речь учащихся, основные психические функции ребенка (память, внимание, мышление, воображение).
Кроме подвижных игр, упражнений, дидактических и интеллектуальных игр, широко применялся метод проектов, викторины, квесты и другие занимательнее задания и упражнения.
Структура занятия:
Вступительная часть (приветствие, разминка, рефлексия).
Задачи:
снятие утомление;
эмоциональное раскрытие;
настрой на работу в группе.
Основная часть.
Задачи:
развитие интеллектуальных способностей;
развитие мотивации;
развитие личности учащихся, коммуникативных способностей.
Заключительная часть.
Задачи:
подведение итогов занятия;
гармонизация эмоций.
Таблица 4 – Тематический план программы по коррекции отставания младших школьников в освоении школьной программы во внеурочной деятельности
| Форма организации | Формы и методы |
| Групповая и индивидуальная | Игры и упражнения 1. Игры, направленные на развитие компонентов психологической готовности к обучению в школе (игра «Определи звуки», игра «Правая, левая», игра «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак», игра «Сколько знаешь имен?», игра «Узнай фигуру». 2. Игры, направленные на развитие когнитивных процессов (умение работать с понятиями; умения определять логические отношения, развитие операционной памяти, развитие концентрации внимания, тренировка переключения и распределения внимания). 3. Упражнения, направленные на развитие интеллектуально- познавательной сферы. 4. Игры, направленные на развитие общеучебных умений (игра «Передвигай фигуру, не дотрагиваясь», игра «Назови число», игра «Мозаика- телевизор», игра «Кто первый?»). |
| Практические занятия
| Занятие 1. «Развитие компонентов психологической готовности к обучению» 1. Вступительная беседа. 2. Тренинговые упражнения (“Составление картинки из разрозненных деталей», игра «Определи звуки», упражнение «Построй в темноте», упражнение «Справа – слева»). 3. Упражнение-тренинг: «Волшебные зеркала» 4. Подведение итогов. |
| Занятие 2. «Развитие когнитивных процессов (память, внимание, мышление)» 1. Вступительная беседа. 2. Тренинговые упражнения упражнение на тренировку переключения и распределения внимания, упражнение «Осознание визуального материала», упражнение «Формирование умения устанавливать связи между понятиями», упражнение «Формирование умение концентрировать внимание»). 3. Подведение итогов. | |
| Занятие 3. «Развитие интеллектуально-познавательной сферы» 1. Вступительная беседа. 2. Оздоровительная минутка. 3. Тренинговые упражнения (упражнение «Зрительно-вербальный диктант», упражнения «Странички математики»,,, упражнение для развития наглядно – образной сферы). 4. Подведение итогов. | |
| Занятие 4. «Развитие общеучебных умений» 1. Вступительная беседа. 2. Тренинговые упражнения (игра «Да, нет», упражнение «Волшебный квадрат», упражнение «Найди красивый предмет»). 3. Рефлексия. 4. Подведение итогов. | |
| Занятия 5 «Учимся преодолевать трудности» 1. Вступительная беседа. 2. Упражнения (упражнение на внимание, кроссворд, игра «Назови сказку», разбор трудных ситуаций», игра « Сделаем вместе»). 3. Рефлексия. 4. Подведение итогов. | |
| Занятия 6 «Развитие быстроты реакции и совершенствование мыслительных операций. Загадочный квест» 1. Вступительная беседа. 2. Упражнения (упражнения «установи закономерность», «Собери пазлы», упражнения на развитие памяти, внимания, мышления «Филворд», «Математическая грамматика», «Путаница», игры «Наборщики», «Угадайка», «Собери ключевую фразу»). 3. Рефлексия. 4. Подведение итогов. | |
| Занятия 7 «Читаем. Думаем. Говорим» 1. Вступительная беседа. 2. Упражнения (игра «Настроение в цвете», упражнение «Рассказ по картинке», игра «Самый — самый», игра «Дорисуй предмет», игра «Ассоциации», упражнение «Чтение строчек с прикрытой верхней половиной») 3. Рефлексия. 4. Подведение итогов. | |
| Занятия 8 «Умное предложение» 1. Вступительная беседа. 2. Упражнения (игра «Настроение в цвете», упражнение «Составь предложение», игра «Неоконченное предложение», упражнение «5 слов», игра «Найди общее»). 3. Рефлексия. 4. Подведение итогов. | |
| Занятия 9 « Математический урок» 1. Вступительная беседа. 2. Упражнения (игра «Настроение в цвете», упражнения «Задачи на движение», «Заполни пропуски в равенствах», Игра «Узнай фигуру» упражнения на формирование понятий «больше», «меньше», «равно»). 3. Рефлексия. | |
| Заключительное занятие. Обобщение. Подведение итогов Общее обсуждение вопросов «Что понравилось на занятиях, а, что нет?», «Что было полезным ?», «Что было самым трудным на занятиях?». |
Примеры проводимых занятий представлены в Приложении Б.
Возрастные особенности младших школьников требуют использования специальных методов и технологий работы по коррекции отставания младших школьников в освоении школьной программы.
В процессе внедрения внеурочной деятельности у детей формируются не только знания и умения, но и качества личности, такие как самостоятельность, организованность, дисциплинированность, творческое воображение, фантазирование, познавательная активность, творческие способности и др.
Занятия разработанной программы внеурочной деятельности помогали нам разносторонне и системно сформировать необходимые представления и понятия. Различные виды деятельности, которые присутствовали на занятиях, делали их интересными, предотвращали утомляемость детей, усиливали интерес к обучению и школе в целом.
Проводя занятий внеурочной деятельностью, мы придерживались таких дидактических, воспитательных и развивающих требований.
Дидактические требования к занятиям внеурочной деятельности включают:
— четкое определение задач каждого занятия;
— рациональное сочетание разнообразных форм и методов;
— обеспечение оперативной обратной связи;
— творческий подход к формированию структуры занятия;
— оптимизация интегрированного содержания с учетом социальных и индивидуальных потребностей.
Воспитательные требования к занятиям внеурочной деятельности включают:
— определение воспитательных возможностей материала, деятельности на занятиях;
— постановка только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания занятия;
— внимание и гуманное отношение к ученикам, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество со школьниками и заинтересованность в успехах других;
— формирование жизненно необходимых качеств: аккуратности, ответственности, самостоятельности, внимательности, честности, коллективизма и др.
Развивающие требования к занятиям внеурочной деятельности включают:
— формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно- познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
— изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;
— проведение занятия внеурочной деятельности на опережающем уровне, стимулирование новых качественных изменений в развитии.
Кроме того, в процессе формирующего этапа нами были организованы игры для развития внимания, памяти, мышления.
Важной задачей учителя начальных классов является привлечение младших школьников к познавательной деятельности, создание необходимых условий для внедрения внеурочной деятельности. Использование внеурочной деятельности в обучении способствовало расширению социально-познавательного опыта учащихся в русле поставленных учителем конкретных учебно-воспитательных задач, интенсивному развитию учащихся в аспекте выбранной тематики; формированию интереса к событиям и явлениям действительности, целостной системы представлений об окружающем мире.
В качестве рекомендаций нами также представлена схема консультирования родителей по вопросам успеваемости обучающихся (Приложение В).
Результаты собственных исследований позволяют утверждать, что внедрение в образовательную практику занятий внеклассной деятельностью создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности младших школьников, развитию их познавательных способностей, коррекции отставания младших школьников в освоении школьной программы. Внеучебная деятельность эмоционально обогащает образовательный процесс, помогает учителю разносторонне и системно сформировать необходимые представления и понятия.
2.4 Проверка результативности работы по коррекции отставания младших школьников в освоении школьной программы
С целью проверки действенности работы по коррекции отставания младших школьников в освоении школьной программы после проведения формирующего этапа нами был проведен контрольный срез для выявления закономерностей динамики показателей успешности обучения учащихся.
С этой целью для изучения мотивации младших школьников использовались те же методик, что и на констатирующем этапе исследования: познавательно-интеллектуальные предпочтения детей изучались с помощью методики «Составь расписание», для оценки уровня мотивации детей был использован метод «Экспертной оценки» учителя, для диагностики ценностного отношения к ситуации учения младших школьников применялся опросник «Отношение к учению» адаптированный Г.А. Карповой, Т.П.Артемьевой, который позволил нам определить выраженность ценностного отношения к ситуации учения.
Диагностика проводилась с младшим школьниками контрольной и экспериментальной групп.
Обобщим полученные данные по всем методикам в таблице 5.
Таблица 5 – Уровни школьной успешности младших школьников по итогам контрольного этапа, %
| Уровень сформированности | Критерии и показатели | Средний уровень | ||||||
| Уровень познавательно-интеллектуальных предпочтений | Уровень учебной мотивации | Уровень ценностного отношения к ситуации учения
| ||||||
| ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | |
| Низкий уровень | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| Средний уровень | 66,7 | 64,3 | 66,7 | 50,0 | 66,7 | 57,2 | 66,7 | 57,2 |
| Высокий уровень | 33,3 | 35,7 | 33,3 | 50,0 | 33,3 | 42,8 | 33,3 | 42,8 |
Сравнительный анализ общего уровня успешности обучения младших школьников по итогам контрольного и констатирующего этапов представлен на рис. 6.
Рисунок 6 – Сравнительный анализ общего уровня успешности обучения младших школьников по итогам контрольного и констатирующего этапов
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике в развитии успешности обучения отстающих обучающихся (детей экспериментальной группы).
Результаты повторной диагностики также позволяют говорить о том, что у детей экспериментальной группы изменилось ценностное отношение к ситуации учения, значительно увеличилось количество детей с высоким уровнем ценностного отношения к ситуации учения, и соответственно, уменьшилось с низким уровнем ценностного отношения к ситуации учения.
Опрос педагогов позволяет также подтвердить результативность проведенной работы, которые отметили повышение успеваемости в овладении программы по всем дисциплинам у обучающихся экспериментальной группы.
Анализируя общий уровень развития успешности обучения младших школьников, выявлено, что после формирующего этапа почти в два раза увеличилось количество младших школьников, которые выявили высокий уровень развития мотивации. Полученные результаты свидетельствуют о результативности проведенной нами работы.
По результатам исследовательской работы нами были разработаны рекомендации по устранению причин отставания младших школьников в освоении школьной программы.
На основе полученных результатов нами предлагаются следующие психолого-педагогические условия устранения причин отставания младших школьников в освоении школьной программы:
- социально-психологический (учет индивидуальных психологических особенностей развития ученика в учебно-воспитательном процессе, ориентирование на духовно-нравственные ценности в поведении и деятельности, формирование адекватного восприятия сетевой среды и т. п.);
- информационный (наличие современного нормативного, учебного и организационно-технологического сопровождения процесса формирования образовательной развивающей среды начальной школы);
- социокультурный (педагогическая компетентность участников учебно-воспитательного процесса начальной школы, и охватывает содержание, формы, методы, инновационные технологии по реализации определенных задач в школьной практике на основе социкультуры);
- материально-технический (наличие современных мультимедийных средств, аудио-, видеопродукции образовательно-развивающего направления, учет элементов предметно-развивающего дизайна в интерьере школы).
Соблюдение оптимальных психолого-педагогических и методических условий обучения и воспитания обеспечивает формирование предметно-развивающей среды и позволяет достичь значительного роста в овладении школьной программы.
Таким образом, трудности обучения мешают овладению обучающимся школьной программой, приводят к низким показателям интеллекта, но и имеют ряд негативных последствий, оказывающих влияние на формирование личности школьника: снижают уровень его самооценки, в поведении ученика преобладает пассивность, равнодушие к учебной деятельности или, наоборот, негативное отношение к обучению, у обучающихся развиваются агрессивность, зависть, конфликтность, тревожность, упрямство, равнодушие и др. На основе полученных выводов, нами сделан вывод, что в процессе преодоления отставания младших школьников в освоении школьной программы важным является учет возрастных особенностей школьников, их психологического индивидуального развития; использование ряда форм организации учебной и воспитанной работы с деятельностно-коммуникативных наполнением (самостоятельная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная).
Выводы по второй главе
С целью изучения школьной неуспеваемости нами была проведена исследовательской работа с 20 учащимися 3 «А» класса МБОУ «СОШ п. Эгвекинот», возраст детей от 9 до 10 лет, из них 10 мальчиков, 10 девочек.
Для выявления уровня школьной неуспеваемости нами использовался метод наблюдения, индивидуальные беседы с учащимися, анкетирование, анализ учебной документации.
Опытная работа проводилась три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Констатирующий этап позволил выявить группу учащихся с низким уровнем овладения основной программы, с которыми была организована работа по коррекции низкой успеваемости в обучении. На контрольном этапе нами была проведена повторная диагностика по тем же методикам, что и на констатирующем этапе, по итогам диагностики выявлена положительная динамика по всем критериям успешности обучения у детей экспериментальной группы.
Результаты опытной работы позволили сделать вывод, что необходимыми условиями преодоления отставания в освоении школьной программы младших школьников является учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников, учет социально-познавательного опыта детей данного; позитивная эмоциональная настроенность участников образовательного процесса; органическое включение элементов внеурочной деятельности в образовательный процесс; сотрудничество и сотворчество учителя и учеников. Для этого важно то, чтобы в процессе любой деятельности между учителем и учеником развивалось субъект-субъектное взаимодействие, необходима познавательная, исследовательская работа. Значимым выступает наличие здорового психологического климата в классе, соблюдение организационных, дидактических, воспитательных, психологических, гигиенических требований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Обобщая результаты анализа психолого-педагогической литературы, можно говорить, что понятие «неуспеваемость» рассматривается как особое негативное эмоциональное состояние обучающегося, которое выражает его личное отношение (переживание) к деятельности или ее результатам.
Успешность усвоения знаний детьми младшего школьного возраста обусловлена сложной системой психологических факторов. К ним относятся особенности умственной деятельности младшего школьника, отношение к учению, самооценка собственных успехов, уровень притязаний, возрастные и индивидуальные особенности развития, а также методы обучения, условия жизни и тому подобное. Одинаковые по внешнему проявлению трудности в обучении некоторых школьников имеют различную природу в зависимости от структуры личности и ее качественных характеристик. Учителю следует знать внутренние и внешние причины возникновения трудностей в обучении младших школьников и в случае необходимости помочь выработать собственный стиль учебной деятельности, соответствующий психологическим возможностям ученика.
Обобщив психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, можно выделить несколько основных причин, являющихся факторами трудностей в обучении: слабое здоровье (плохое общее состояние здоровья, повышенная утомляемость); негативное влияние бытовых условий жизни, семьи; низкий уровень владения навыками учебного труда; низкий уровень воспитанности (недисциплинированность, лень); отрицательное отношение к учебе; большие проблемы в знаниях; невнимательность; слабая воля к преодолению трудностей; нерегулярное выполнение домашних заданий; отсутствие интереса к предмету; пропуски занятий без уважительной причины; недостатки педагогического характера (затруднения учителей в организации воспитания и обучения школьников). Комплексный подход в устранении трудностей в обучении ребенка необходим для того, чтобы со всех сторон взглянуть на проблему и выявить факторы, которые могут вызвать эти трудности. Если причины трудностей в учебе вовремя определить и провести необходимую коррекционную работу, то это будут лишь временные трудности, преодолев которые ребенок почувствует уверенность в своих силах. Если не установить причины отставания, то оно может приобрести хроническую форму и разрастись из неуспеваемости по одному предмету в стойкую общую неуспеваемость.
Анализ педагогического опыта, данных свидетельствуют, что школьные трудности в школьном возрасте могут привести к проявлениям тревожности или, даже, в наиболее тяжелых случаях — к развитию школьного невроза. Неквалифицированные действия взрослых вызывают негативные эмоции и противодействия обучающихся. Поэтому в процессе коррекционной и профилактической работы необходимо постоянно осуществлять тесный контакт со всеми педагогами, работающими в классе, родителями учащихся; обсуждать трудности и определять пути их преодоления. Коррекционная и профилактическая работа должна строиться с учетом целостного подхода к воспитанию и развитию личности ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. В организации работы по психолого-педагогической коррекции необходимо учитывать: индивидуально-психологические и возрастные особенности обучающихся; создание зоны ближайшего развития личности.
Проблема возникновения неуспеваемости у каждого отдельного ученика своеобразна и связана как с индивидуальными чертами его личности, так и особенностями его взаимодействия с окружающей средой. Особенности учебной деятельности детей и связанные с ней характерные черты их способности к обучению имеют специфику на разных этапах обучения, однако важным является изучение факторов неуспеваемости учащихся именно в начальной школе, где закладываются основы знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения.
Исследователи отмечают, что для успешного преодоления трудностей обучения, в первую очередь, необходимо знать их источники, то есть причины возникновения трудностей, а эти результаты определяют дальнейшую коррекционно-развивающую работу психолога и педагога. В реализации этой задачи существенную помощь оказывают результаты психодиагностических исследований. Опыт свидетельствует, что педагог хорошо знает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, добивается лучших результатов в учебно-воспитательном процессе. В психолого-педагогической литературе есть ряд классификаций школьников, которые не успевают в обучении, в основу которых были положены следующие признаки: качества мыслительной деятельности, мотивы обучения, навыки учебного труда, работоспособность, особенности физического развития, эмоционально-волевой характеристики личности, фонд действующих знаний и тому подобное.
Осуществленная нами исследовательская работа имела целью изучение причин отставания младших школьников в освоении школьных программ. Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ п. Эгвекинот», Всего в исследовании участвовали 20 обучающихся 3 класса в возрасте 9-10 лет.
Опытная работа проводилась три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Констатирующий этап позволил выявить группу учащихся с низким уровнем овладения основной программы, с которыми была организована работа по коррекции низкой успеваемости в обучении. На контрольном этапе нами была проведена повторная диагностика по тем же методикам, что и на констатирующем этапе, по итогам диагностики выявлена положительная динамика по всем критериям успешности обучения у детей экспериментальной группы.
Проанализировав психологические особенности младшего школьного возраста, в качестве рекомендации нами выделены следующие положения, на основе которых необходимо строить работу по предупреждению школьной неуспеваемости обучающихся: построение результативного содержания обучения, обеспечения возможности его гибкого изменения; обеспечение возможности индивидуализации процесса обучения, его содержания и педагогического воздействия; формирование у учащихся прочных действующих знаний и развитие на их основе умений и навыков практической деятельности; активизация учащихся, обеспечение их самостоятельности в получении знаний; максимальная реализация творческого потенциала педагога и ученика.
Анализ опыта по предупреждению трудностей в обучении позволяет сделать вывод, что исправить их исключительно педагогическими методами невозможно. Анализ работы учителей, которые достигали прекрасных результатов в преодолении академической неуспеваемости обучающихся, убедительно свидетельствует о том, что рядом с применением абсолютно разных методов обучения, они всегда (осознанно или чаще даже неосознанно) широко использовали методы психологического воздействия на своих воспитанников.
По итогам теоретического анализа литературы по проблеме исследования мы пришли к выводу, что возникновение трудностей в обучении зависят от уровня учебной мотивации у детей младшего школьного возраста. По нашему мнению, успеваемость учебной деятельности младших школьников в большей степени зависит от учебной мотивации, чем от показателя общего интеллектуального развития.
Необходимыми условиями преодоления отставания в освоении школьной программы младших школьников является учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников, учет социально-познавательного опыта детей данного; позитивная эмоциональная настроенность участников образовательного процесса; органическое включение элементов внеурочной деятельности в образовательный процесс; сотрудничество и сотворчество учителя и учеников. Для этого важно то, чтобы в процессе любой деятельности между учителем и учеником развивалось субъект-субъектное взаимодействие, необходима познавательная, исследовательская работа. Значимым выступает наличие здорового психологического климата в классе, соблюдение организационных, дидактических, воспитательных, психологических, гигиенических требований.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Акишева, А.К. Причины отставания младших школьников в освоении школьной программы / А.К. Акишева, А.М. Карамеңди // Наука и реальность. – 2021. – № 2 (6). – С. 243-245.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – СПб.: Питер, 2013. – 400 с.
- Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2018. – 200 с.
- Гаджибалаева, Э.Г. Неуспеваемость младших школьников в психолого-педагогической литературе / Э.Г. Гаджибалаева // Universum: психология и образование. – 2021. – № 3 (81). – С. 18-19.
- Гаджибалаева, Э.Г. Причины неуспеваемости младших школьников / Э.Г. Гаджибалаева // Academy. – 2020. – № 7 (58). – С. 69-70.
- Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. – М.: Просвещение, 2010. – 380 с.
- Гельмутдинова, Г.Г. Изучение и обобщение педагогического опыта по преодолению причин отставания младших школьников в освоении школьной программы / Г.Г. Гельмутдинова, Г.Ф. Шаймуратова, Г.Ф. Шабаева // В сборнике: Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук. – 2021. – С. 31-34.
- Гладкова, О.Н. Личностные особенности и успеваемость младших школьников в связи с эмоциональными отношениями в семье / О.Н. Гладкова // В сборнике: Ярмарка научно-практических инициатив студентов: материалы XV городской научно-практической конференции. – 2018. – С. 31-33.
- Глебов, В.Е. Проблема неуспеваемости школьников младшего возраста / В.Е. Глебов, М.А. Лаптева, А.А. Шестакова // В сборнике: Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники. – 2019. – С. 35-38.
- Городиская, Т.Р. Проблема школьной неуспеваемости в психологии и педагогике / Т.Р. Городиская // В сборнике: Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений. – 2021. – С. 174-175.
- Деревянко, Ю.П. Особенности мотивации учения младших школьников как условия преодоления отставания в обучении младших школьников / Ю.П.Деревянко, Т.Р. Кузьменко // В сборнике: Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. – 2020. – С. 42-49.
- Деревянко, Ю.П. Особенности мотивации учения младших школьников с отставанием в обучении / Ю.П. Деревянко, А.В. Лихачева // В сборнике: Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. – 2020. – С. 49-55.
- Дувалина, О.Н. Причины неуспеваемости учащихся младших классов / О.Н. Дувалина, Е.А. Карачун // Colloquium-journal. – 2019. – № 8-4 (32). – С. 73-75.
- Закинов, Э.Ю. Основные факторы успеваемости и неуспеваемости в учебе / Э.Ю. Закинов // В сборнике: Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. – 2019. – С. 423-429.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2016. – 414 с.
- Игнатенко, М.В. Профилактика и коррекция трудностей в обучении у младших школьников / М.В. Игнатенко // Проблемы современного педагогического образования.– 2019. – № 63-2. – С. 199-202.
- Иманова, А.В. Предупреждение неуспеваемости / А.В. Иманова // Вестник научных конференций. – 2019. – № 12-2 (52). – С. 62-64.
- Исаева, Т.В. Индивидуально-типологические особенности личности младших школьников с разным уровнем успеваемости / Т.В. Исаева, А.И. Коротаева // В сборнике: Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании. – 2019. – С. 200-201.
- Кабалина, О.И. Психолого-педагогическая профилактика неуспеваемости в начальной школе / О.И. Кабалина, И.Н. Бойко, К.Д. Казанкина // В сборнике: Тенденции, перспективы и приоритеты развития социально-гуманитарного знания. – 2019. – С. 70-73.
- Кабулова, Г.К. Проблема школьной неуспеваемости, некоторые пути решения / Г.К. Кабулова // Гуманитарный трактат. – 2018. – № 36. – С. 4-7.
- Кисловская, В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых / В.Р.Кисловская. – Алма-Ата: Мектеп, 2015. – 29 с.
- Колесниченко, А.А. Причины неуспеваемости современных школьников / А.А. Колесниченко, Ю.О. Петрова, А.В. Полковникова // В сборнике: Цифровое общество в контексте развития личности. – 2018. – С. 141-143.
- Конарова, А.С. Психология неуспевающих учащихся / А.С. Конарова // В сборнике: Российская наука в современном мире. – 2020. – С. 126-128.
- Королькова, Е.С. Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема / Е.С. Королькова, О.В. Натарова // В сборнике: Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта: актуальные вопросы и пути их решения. – 2021. – С. 74-78.
- Крылова, Ю.А. О причинах школьной неуспеваемости и некоторых приемах ее коррекции / Ю.А. Крылова // В сборнике: Перспективы развития математического образования в Твери и Тверской области. – 2018. – С. 98-103.
- Кузьменко, Д.О. Проблемы школьной неуспеваемости / Д.О. Кузьменко // В сборнике: Наука и молодежь: новые идеи и решения. – 2018. – С. 345-350.
- Кузьминов, Н.Н. О психологических причинах неуспеваемости младших школьников и путях их преодоления / Н.Н. Кузьминов, К.П.Кочеткова // В сборнике: Наследие Н.К. Крупской и современность. – – С. 562-567.
- Кусепов, Р.Р. Исследование внимания детей с трудностями в обучении / Р.Р. Кусепов // В сборнике: Человеческий капитал как фактор инновационного развития общества. – 2020. – С. 144-146.
- Лалазарян, Г.Б. Неуспеваемость, ее основные компоненты и причины их проявления / Г.Б. Лалазарян, Р.Н. Азарян // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования. – 2018. – С. 78-81.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2018. – 352 с.
- Лидер, О.И. Причины неуспеваемости школьников / О.И. Лидер // Наука через призму времени. – 2019. – № 6 (27). – С. 177-179.
- Литвинова, А.Г. Причины неуспеваемости ребенка в школе / А.Г.Литвинова, Г.К. Антошечкина // В сборнике: Студенческие научные достижения. – 2019. – С. 138-141.
- Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике / Н.П. Локалова. – М.: Ось-89, 2016. – 144 с.
- Лукьянова, М.В. Психологические особенности и причины неуспеваемости школьников / М.В. Лукьянова // Вестник СевероКавказского гуманитарного института. – 2017. – № 4. – С. 280-285.
- Манджиева, Д.С. Причины неуспеваемости школьников и пути их преодоления / Д.С. Манджиева // В книге: Молодежь — Барнаулу. – 2020. – С. 545-546.
- Мансурова, С.И. Проблема школьной неуспеваемости / С.И. Мансурова // В сборнике: Научные исследования молодых учёных. – 2021. – С. 173-175.
- Мешкова, Г.А. Мнение ученых на психолого-педагогические причины неуспеваемости школьников / Г.А. Мешкова // Студент. Аспирант. Исследователь. – 2018. – № 6 (36). – С. 235-239.
- Милицына, С.К. Преодоление школьной неуспеваемости / С.К. Милицына // Молодой ученый. – 2018. – № 45 (231). – С. 262-264.
- Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2012. – 656 с.
- Набиева, М.М. Основы изучения трудностей в обучении младших школьников / М.М. Набиева // В сборнике: Проблемы и перспективы развития России: Молодежный взгляд в будущее. – 2018. – С. 110-113.
- Недоступенко, Т.Г. Причины неуспеваемости младших школьников / Т.Г. Недоступенко, И.В. Переверзева, О.П. Ковалева // В сборнике: Повышение конкурентоспособности отечественной науки: стратегии, технологии, модели. – 2020. – С. 85-87.
- Нуркенова, А.С. Понятие, виды и причины школьной неуспеваемости / А.С. Нуркенова // Калининградский вестник образования. – 2021. – № 3 (11). С. 85-91.
- Нуркенова, А.С. Проблема школьной неуспеваемости в отечественной и зарубежной литературе / А.С. Нуркенова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2021. – № 3 (57). – С. 230-234.
- Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В.Овчарова. – М.: Сфера, 2013. – 240 с.
- Осолодкова, Е.В. Анализ причин неуспеваемости младшего школьника / Е.В. Осолодкова // В сборнике: Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения. – 2019. – С. 481-484.
- Перышков, С.А. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с трудностями в обучении / С.А. Перышкова, А.Ю. Шипилина // В сборнике: Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики. – 2019. – С. 153-156.
- Петреченко, А.А. Причины отставания младших школьников в освоении образовательной программы по математике / А.А. Петреченко // Студенческий. – 2021. – № 39-2 (167). – С. 54-57.
- Пешкова, В.В. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема современного образовательного пространства / В.В. Пешкова // В сборнике: Молодежный научный форум. – 2020. – С. 27-31.
- Рахманова, Д.З. Некоторые психолого-педагогические факторы неуспеваемости детей младшего школьного возраста / Д.З. Рахманова // Вестник Таджикского национального университета. – 2018. – № 6. – С. 251-254.
- Реймер, М.В. Анализ понятия «неуспеваемость» в психолого-педагогической литературе / М.В. Реймер, А.А. Забродина // Научный альманах. – 2018. – № 4-2 (42). – С. 65-70.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2019. – 420 с.
- Руденко, А.И. Трудности в обучении младших школьников / А.И.Руденко // Вестник магистратуры. – 2018. – № 12-4 (87). – С. 114-115.
- Савтюк, К.А. Проблемы школьной неуспеваемости / К.А. Савтюк // В сборнике: World science: problems and innovations. – 2018. – С. 361-363.
- Севанян, Е.Р. Исследование проблемы неуспеваемости младших школьников / Е.Р. Севанян // Педагогическое образование. – 2020. – Т. 1. – № 1. – С. 33-38.
- Соколова, Л.В. Причины и формы школьной неуспеваемости / Л.В.Соколова // В книге: Актуальные вопросы коррекционной педагогики и специальной психологии. – 2017. – С. 37-40.
- Старкова, Т.Н. Причины и пути преодоления неуспеваемости / Т.Н.Старкова // В сборнике: Современная образовательная среда: теория и практика. – 2020. – С. 43-46.
- Стороженко, Г.В. Трудности, возникающие в первый год обучения младших школьников, пути их преодоления в преемственности дошкольного и начального образования / Г.В. Стороженко // В сборнике: Преемственность дошкольного и начального образования: проблемы и направления. – 2018. – С. 227-232.
- Тагирова, Э.Р. Причины возникновения неуспеваемости у учащихся начальной школы и пути её преодоления / Э.Р.Тагирова, М.Ю. Умрзакова // Modern Science. – 2019. – № 9-2. – С. 203-206.
- Трофимова, М.А. Психолого-педагогические проблемы школьной неуспеваемости обучающихся младшего школьного возраста / М.А. Трофимова // В сборнике: XXII Всероссийская научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. – 2020. – С. 493-497.
- Узденова, И.А. Педагогические условия преодоления школьной неуспеваемости / И.А. Узденова // В сборнике: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. – 2018. – С. 245-247.
- Хатагова, Е.Р. К проблеме исследования психологических причин неуспеваемости детей младшего школьного возраста / Е.Р. Хатагова // В сборнике: Исследование путей развития научно-технического потенциала общества в стратегическом периоде. – 2020. – С. 227-228.
- Хмуровская, В.О. Особенности учебной мотивации и их влияние на успеваемость младших школьников / В.О. Хмуровская // Форум молодых ученых. – 2019. – № 5 (33). – С. 1310-1317.
- Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В.С. Цетлин. – М.: Педагогика, 1977. – 120 с.
- Чикова, И.В. К вопросу школьной неуспеваемости и её детерминированности / И.В. Чикова // В сборнике: Теоретические и практические аспекты современной науки. – 2018. – С. 269-272.
- Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2017. – 360 с.
Страницы: 1 2
