1 2
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ОТСТАВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОСВОЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1 Характеристики диагностик, направленных на изучение причин отставания младших школьников в освоении школьной программы
С целью изучения причин отставания в освоении школьной программы младших школьников нами была проведена опытно-экспериментальная работа с 20 учащимися 3 «А» класса МБОУ «СОШ п. Эгвекинот», возраст детей от 9 до 10 лет, из них 10 мальчиков, 10 девочек.
Для выявления уровня школьной неуспеваемости нами использовался метод наблюдения, индивидуальные беседы с учащимися, анкетирование, анализ учебной документации.
1. Наблюдение.
Целью наблюдения за младшими школьниками стало выяснение эмоционального отношения к учебе учащихся.
При проведении наблюдения мы обращали внимание на действия и реакции младших школьников в ходе учебной деятельности, на их активность, проявление интереса к урокам, любознательность, задавали ли дети вопросы на уроках и стремились ли отвечать на вопросы учителя, степень проявления самостоятельности выполнения заданий, устойчивость в достижении целей, отвлекаемость на уроках.
Наблюдения за младшими школьниками на уроках позволяют сделать вывод, что большинство учащихся проявляют высокий уровень мотивации к учению.
2. Анализ учебной документации. Далее мы определяем успеваемость детей данных классов. Для этого использовали анализ учебной документации. Определяя детей в различные группы по уровню успеваемости, мы анализировались итоговые отметки учащихся за третью четверть.
3. Познавательно-интеллектуальные предпочтения детей изучались с помощью методики «Составь расписание».
Каждому ученику предлагалось составить расписание уроков на три дня на основе предметов учебного плана.
При состав¬лении расписания ученикам необходимо было на первый день поставить самые интересные, увлекательные предметы, на второй день – не очень интересные предметы, на третий день самые скучные и неинтересные предметы.
4. Для оценки уровня мотивации детей был использован метод «Эксперт¬ной оценки» учителя.
В качестве экспертов выступили учителя 3 «А» класса МБОУ «СОШ п.Эгвекинот». Педагогам предлагалось оценить по десятибалльной сис¬теме мотивацию и познавательную активность учащихся. При анализе мы опирались на показатели развития познавательного интереса, выделен¬ные Г. И. Щукиной.
5. Для диагностики ценностного отно¬шения к ситуации учения младших школьни¬ков применялся оп¬росник «Отношение к учению» адаптирован¬ный Г.А. Карповой, Т. П. Артемьевой, ко¬торый позволил нам определить выражен¬ность ценностного отношения к ситуации уче¬ния.
Опрос проводился индивидуально с каж¬дым учеником. Школьнику предлагался опросник, в котором в разнообразных версиях описывается отношение к учебным и неучеб¬ным ситуациям. Дети должны были поставить плюс, если согласны с высказыванием, нуль, если почти согласны и минус, если не соглас¬ны.
Текст опросника и обработка результатов представлены в Приложении А.
Личностные проявления младших школьников (агрессивность, зависть, конфликтность, тревожность, упрямство, равнодушие) могут быть возможными факторами трудностей в обучении детей, поэтому педагоги и специалисты должны применять диагностические методики исследования личностных характеристик ребенка.
В качестве методики диагностики уровня школьной тревожности может быть использована методика Филипса. Тест предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Для успешного школьного обучения детям очень важно овладеть способностью выражать свои мысли и говорить так, чтобы их понимали другие, поэтому с детьми важно проводить диагностику межличностных отношений младших школьников с помощью следующих методик: поздравь товарища (по методике И.Л. Коломинского), анкета для оценки привлекательности классного коллектива, социометрия, фрактальный рисунок, диагностика нравственного климата в коллективе, исследование сферы межличностных отношений ребенка (по методике Рене Жиля) и др.
Таким образом, для выявления трудностей в обучении младших школьников существует ряд методик, которые устанавливают причины возникновения этих трудностей. Характерной особенностью таких методик является то, что они носят или игровой характер, или содержат ряд простых вопросов, на которые ребенок должен дать ответ. Педагог или психолог должны помнить, что установить причины трудностей обучения младших школьников с помощью одной методики невозможно, нужно подобрать комплекс методик, позволяющих изучить мотивацию, самооценку и личностные характеристики ребенка.
2.2. Апробация диагностик, направленных на изучение причин отставания младших школьников в освоении школьной программы
Представим результаты эмпирического исследования.
Целью наблюдения за младшими школьниками стало выяснение эмоционального отношения к учебе учащихся.
При проведении наблюдения мы обращали внимание на действия и реакции младших школьников в ходе учебной деятельности, на их активность, проявление интереса к урокам, любознательность, задавали ли дети вопросы на уроках и стремились ли отвечать на вопросы учителя, степень проявления самостоятельности выполнения заданий, устойчивость в достижении целей, отвлекаемость на уроках.
Наблюдения за младшими школьниками на уроках позволяют сделать вывод, что большинство учащихся проявляют высокий уровень мотивации к учению.
Анализ учебной документации. Далее мы определяем успеваемость детей 3-го класса. Для этого использовали анализ учебной документации. Определяя детей в различные группы по уровню успеваемости, мы анализировались итоговые отметки учащихся за вторую четверть.
Результаты изучения успеваемости учащихся младшего школьного возраста следующие.
Используя методы математической статистики, мы вычислили средний балл успеваемости обучения для каждого школьника.
Результаты изучения успеваемости учащихся младшего школьного возраста следующие.
В группу детей-отличников мы определяли учащихся с доминированием среди итоговых отметок «5», дети-хорошисты имеют среднюю оценку «4», дети, занесенные в группу «удовлетворительно», в основном демонстрируют уровень знаний соответствующий данной отметки, и «неуспевающие» дети – это учащиеся, имеющие двойку хотя бы по одному учебному предмету.
К неуспевающим обучающимся мы отнесли младших школьников, имеющих средний бал от 2,5 до 3,5.
На среднем уровне находились ученики, имеющие средний бал от 3,6 до 4,5.
К сильным школьника нами отнесены были обучающиеся, имеющие от 4,6 до 5 баллов.
Количественные результаты изучения успеваемости учащихся 3 «А» класса представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Показатели успеваемости обучения обучающихся 3 класса
№ п/п | ФИО | Русский язык | Математика | Английский язык | Литературное чтение | Музыка | Физическая культура | Рисование | Информатика | Окружающий мир | ОРКСЭ | Технология | Средний балл |
1. | Б.Д.А | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
2. | Ф.С.К. | 5 | 5 | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4,5 |
3. | К.А.Н. | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4,9 |
4. | С.А.В. | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3,8 |
5. | Б.А.С. | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
6. | К.И.И. | 5 | 5 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4,1 |
7. | Г.Р.В. | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3,5 |
8. | К.А.В. | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3,1 |
9. | К.Д.А. | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4,9 |
10. | Г.Л.А. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
11. | П.О.А. | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3,1 |
12. | С.А.Н. | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3,4 |
13. | П.В.А. | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3,1 |
14. | Б.И.С. | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4,9 |
15. | П.П.А. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
16. | Т.Д.И. | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3,1 |
17. | П.Е.Д. | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3,4 |
18. | Н.В.С. | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3,8 |
19. | Х.А.Д. | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
20. | К.М.А. | 5 | 5 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4,1
|
В результате анализа учебной документации учащихся 3 «А» класса 6 учеников, что составляет 30,0 % от общего числа детей относятся к низкому уровню успешности обучения; 9 учащихся, что составляет 45,0 % от общего числа детей, относятся к среднему уровню успешности обучения; 5 детей, что составляет 25,0 %, показали высокий уровень успешности обучения.
Представим полученные данные на рис. 1.
Рисунок 1 – Уровень успешности обучения учащихся 3 «А» класса
Результаты, полученные с помощью методики «Составь расписание», позволяют сделать вывод, что у большей части обследованных младших школьников (60 % обследованных учащихся) выявлен средний уровень познавательно-интеллектуальных предпочтений.
Дети со среднем уровнем познавательно-интеллектуальных предпочтений в одинаковой степени проявляли интерес к сложным предметам, и в расписании в первый день ставили такие предметы, как русский язык, математику, чтение, так и к облегченным предметам учебного плана – рисованию, физкультуре, труду, музыке.
Высокий уровень познавательно-интеллектуальных предпочтений наблюдается у 20,0 % младших школьников учащихся. Дети, отнесенные к этой группе, выражали положительное отношение ко всем сложным предметам (математика, русский язык, английский язык, ознакомление с окружающим миром, чтение).
У 20,0 % опрошенных учащихся начальных классов вы¬явлен низкий уровень познавательно-интеллектуальных предпочте¬ний, наблюдается отрицательное отношение к сложным предметам. Эти учащиеся проявляют интерес только к облегченным предметам (музыке, рисованию, труду, физкультуре).
Представим результаты на рисунке 2.
Рисунок 2 – Уровень познавательно-интеллектуальных предпочте¬ний младших школьников
Результаты диагностики учебной мотивации младших школьников.
Мы проанализировали уровень учебной мотивации, отмеченной учителями 3 «А» класса МБОУ «СОШ п. Эгвекинот» на уроках по сложным предметам: математике, русскому языку, чтению, английскому языку, ознакомлению с окружающим миром.
Так, педагоги отметили высокий уровень мотивации изучения данных пред¬метов (от 10 до 8 баллов) у 30,0 % учащихся.
Для детей с высоким уровнем мотивации характерны высокая самопроизвольная познавательная активность, они часто задают вопросы, поднимают руку на уроках, в случае недопонимания заданий или объясняемого материала не скрывают от учителя моментов непонимания; для этих младших школьников характерно стремление разобраться в труд¬ных вопросах, они поднимают руку и высказывают желание выполнять более сложные задания, ищут решения задачи, не отказывается от до¬полнительных занятий; у таких школьников интенсивно, с увлечением протекает процесс самостоятельной деятельности, они активно работают, не отвлекаются на что-то другое, кроме учебных действий, не разгова¬ривают, ищут необходимый материал или пути решения заданий.
У 50,0 % учащихся выявлены средний уровень учебной мотивации на этих уроках (от 7 до 4 баллов).
Младшие школьники со среднем уровнем учебной мотивации все время нуждаются в систе¬матических побуждениях, они испытывают потребность в одоб¬рении, похвале, им необходим периодический кон¬троль со стороны взрослого; они восприимчивы к помощи, и в случае возникающих затруднениях обращаются за помощью или к сверстникам, или к педагогу.
У 20,0 % учащихся выявлен низкий уровень учебной мотивации на этих уроках (от 3 до 0 баллов).
У учащихся с низким уровнем учебной мотивации наблюдается познавательная инертность (низкая активность на занятиях, трудности решения задач); эпизо¬дический интерес к учебным видами деятельности, частые отвлечения (отсутствие целенаправ¬ленного поведения, недостаточная сосредоточенность на предмете изучения); они ничем не интересуются, не поднимают руку.
Представим результаты на рисунке 3.
Рисунок 3 – Уровень учебной мотивации младших школьников
Результаты диагностики ценностного отно¬шения к ситуации учения младших школьни¬ков.
Проанализировав ответы третьеклассников, мы выявили, что 25,0 % учащихся имеют высокие показатели цен¬ностного отношения к ситуации учения, набравшие по итогам опроса от 10 до 8 баллов. Младшие школьники с высоким уровнем ценностного отно¬шения к ситуации учения воспринимают учебу как личностно-привлекательную деятельность, им нравится ходить в школу, на занятиях им не скучно, им не свойственен страх перед школой и перед учителями.
У 60,0 % школьников выявлены средние показатели цен¬ностного отношения к ситуации учения, набравшие по итогам опроса от 7 до 4 баллов. Младшие школьники со среднем уровнем ценностного отно¬шения к ситуации учения в большинстве случаев в школу ходят с удовольствием, но отдавая предпочтения той или иной деятельности в школе, им больше нравиться общаться со сверстниками, играть, чем учиться читать, считать и писать.
У 15,0 % школьников наблюдаются низкие показатели цен¬ностного отношения к ситуации учения, третьеклассники этой группы не очень любят ходить в школу, им гораздо интереснее проводить время на улице, чем сидеть в школе, им больше нравится играться на переменах, заниматься своими делами, а школу они посещают, потому что заставляют родители. Результаты диагностики ценностного отно¬шения к ситуации учения младших школьни¬ков представле¬ны на рисунке 4.
Рисунок 4 – Уровень ценностного отно¬шения к ситуации учения младших школьни¬ков
В итоге, обобщив, полученные ре¬зультаты диагностической работы по всем показателям, мы выявили общую картину школьной успешности младших школьников (таблица 3).
Таблица 3 – Уровни школьной успешности младших школьников, %
Таким образом, результаты эмпирического исследования позволяют сдел ать вывод, что 25,0 % учащихся проявля¬ют высокий уровень школьной успешности. У этих третьеклассников преобладают высокие оценки по всем учебным дисциплинам, у них выражено положительное отно¬шение ко всем сложным предме¬там, на уроках дети проявляют активность, любознательность, самостоятельность и выраженный интерес. Им свойственна высокий уровень учебной мотивации, они внимательно слушают учителя, зада¬ют вопросы на уроках, поднимают руку, не от¬влекаются и не разговаривают на уроках, стре¬мятся преодолеть трудности, высказывают желание выполнять более сложные задания, им нравится ходить в школу. У них выра¬жен положительный характер переживания позиции школьника.
У большинства учащихся – 55,0 % школьников выра¬жен средний уровень школьной успешности. Третьеклассники этой группы имеют средний бал от 3,5 до 4,5, для них ин¬тересными могут являться как сложные, так и облегченные, что указывает на недостаточную выраженность познавательного интереса к сложным предметам. У них средний уровень учебной мотивации, им требуется постоянная помощь, контроль, одобрение со стороны взрослого, они легко отвлекаемы и могут переключиться с выполнения задания на пустые разговоры. Менее выражено цен¬ностное отношение к ситуации учения. Пози¬ция школьника недостаточно сформирована, им гораздо интереснее поиграть на переменах и пообщаться со сверстниками.
У 20,0 % школьников выявлена школьная неуспеваемость. У детей этой группы преобладают плохие оценки по большинству учебных предметов, для них характерно отсутствие познаватель¬но-интеллектуальных предпочтений, они предпочитают заниматься облег¬ченными предметами. На уроках учащиеся проявляют познавательную инертность, частые отвлечения, недостаточную сосредоточенность на заданиях, бездеятельность при затруднениях. Они практически ничем не интересуются, не поднимают руку и не отвечают на вопросы учи¬теля. Не сформировано ценностное отношение к ситуации учения, им не нравится ходить в школу.
Представим данные на рис. 5.
Рисунок 5 – Распределение младших школьников по уровню школьной успешности младших школьников
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод, что у большей части обследованных школьников наблюдается средний уровень школьной успешности, но у 20,0% обучающихся наблюдается школьная неуспеваемость, поэтому с данными учащимися необходимо проводить работу по профилактике школьной неуспеваемости обучающихся средствами социально-педагогической поддержки. В качестве основных причин отставания младших школьников в освоении школьной программы по итогам опытно-экспериментальной работы нами выделены: низкий уровень мотивации младших школьников, несформированность учебной деятельности, несформированность новой внутренней позиции школьника.
2.3 Разработка рекомендаций по устранению причин отставания младших школьников в освоении школьной программы
По результатам опытно-экспериментальной работы нами были разработаны рекомендации по устранению причин отставания младших школьников в освоении школьной программы.
На основе полученных результатов нами предлагаются следующие психолого-педагогические условия устранения причин отставания младших школьников в освоении школьной программы:
социально-психологический (учет индивидуальных психологиче-ских особенностей развития ученика в учебно-воспитательном процессе, ори-ентирование на духовно-нравственные ценности в поведении и деятельности, формирование адекватного восприятия сетевой среды и т. п.);
информационный (наличие современного нормативного, учебно-го и организационно-технологического сопровождения процесса формиро-вания образовательной развивающей среды начальной школы);
социокультурный (педагогическая компетентность участников учебно-воспитательного процесса начальной школы, и охватывает содержа-ние, формы, методы, инновационные технологии по реализации определен-ных задач в школьной практике на основе социкультуры);
материально-технический (наличие современных мультимедий-ных средств, аудио-, видеопродукции образовательно-развивающего направления, учет элементов предметно-развивающего дизайна в интерьере школы).
Соблюдение оптимальных психолого-педагогических и методических условий обучения и воспитания обеспечивает формирование предметно-развивающей среды и позволяет достичь значительного роста в овладении школьной программы.
Рассмотрим эти условия более подробно.
Мы сделали вывод, что у любого ученика есть те внутренние механизмы, правильное использование которых может помочь в борьбе с трудностями в обучении. Препятствиями, возникающими в процессе обучения младших школьников, выступают следующие факторы:
преобладание коллективной и групповой работы, что способству-ет сужению процесса индивидуализации и не позволяет учитывать индивиду-альные особенности детей в полной мере;
быстрое изменение, слабая структурированность материала, пре-обладание пассивного восприятия информации над ее осмыслением и прак-тическим использованием – является результатом неспособности учащихся глубоко осмыслить изучаемый материал;
низкая стимуляция творческих компонентов мышления вслед-ствие информационно-научной перегрузки учебного процесса;
ограниченность диалогического общения учителя и учеников на уроках, которая вызвана большой наполняемостью классов, репродуктивно-стью межличностных контактов между участниками учебного процесса, пси-хически истощает их;
недостаточность в преемственности воспитательного влияния школы, семьи, создающей у учащихся двойственность в морали и порожда-ющей отрицательные черты их личности.
Отдельные действия ученика в ходе обучения сигнализируют наблюдательному учителю о том, что необходимо обратить внимание на этого школьника для того, чтобы предупредить развитие его неуспешности.
Формирование предметно-развивающей среды в начальной школе предполагает использование различных видов наглядности. У детей такого возраста преобладает образная, двигательная непроизвольная память, наглядно-образное мышление, поэтому результативным является применение во время уроков с целью формирования предметно-развивающей среды средств для непосредственного чувственного познания (натуральных объектов живой и неживой природы), и опосредованного чувственного познания (изобразительных, условно — схематических, аудиовизуальных средств).
Необходимым является привлечение школьников к деятельности (учебно-познавательной, игровой, трудовой, художественно-эстетической, социально-общественной, физкультурно-оздоровительной, экологической, информационно — коммуникационной, проектной и др.).
Каждый вид вышеуказанной деятельности является приоритетным на определенном этапе онтогенетического развития ребенка и реализует деятельностную, коммуникативную, лингвистическую и содержательные линии учебно-воспитательного процесса и влияет на развитие личности школьника.
Необходимым условием формирования предметно-развивающей среды в начальной школе во время уроков является подбор оптимальных методов и средств учебно-воспитательного процесса.
Учитель может на своих уроках или во внеурочное время использовать ряд методов и приемов работы с классом или отдельными учениками. К наиболее эффективным приема и методам работы по преодолению отставания младших школьников в освоении школьной программы можно назвать следующие: частная беседа с учеником; создание ситуации успеха; обращение внимания на таланты и способности учеников; создание некоторых учебных моментов развлечением; изучение учебного материала в том количестве, которое ученики способны овладеть; разрешение ученикам контролировать, что и как они изучают. С целью преодоления отставания младших школьников в освоении школьной программы на уроках используется комплекс упражнений, их применение предполагает оперирование такими методами, как метод дедукции, индукции, игры, беседы, диспута, педагогического требования, приучение, поручение, создание воспитательных ситуаций, метод общественного мнения, наблюдения, теста, самоанализа. Большое значение приобретают частично-поисковый метод и метод проблемного изложения знаний. Современная образовательная среда требует от учителей отходить от устоявшихся форм и методов в работе с детьми, готовности воспринимать новейший педагогический опыт, технологии, медийные формы и методы. Этому способствует целый спектр игровых технологий: «диалог», «синтез мыслей», «круги Вена», «совместный проект» (с применением компьютерных технологий), «круг идей», «дебаты», «ассоциативный куст», «метод шести шляп Эдварда де Боно» и др.
Один из условий предупреждения трудностей в обучении младших школьников – это дополнительные занятия с неуспевающими учениками. Именно владение полным диапазоном общеучебных умений и навыков младших школьников в сотрудничестве с учителем обеспечит успешное продвижение по всем этапам учебной деятельности.
Преодоление отставания младших школьников в освоении школьной программы предполагает создание позитивной эмоциональной атмосферы и развития интереса к обучению. Проблемой в организации учебно-воспитательного процесса детей младшего школьного возраста является то, что младшие школьники при осознании значения обучения не принимают поставленную учителем цель, то есть в младших школьников поставленная учителем цель не становится их собственной целью. Созданию положительной эмоциональной атмосферы и развитию интереса к обучению способствует формирование бесспорного авторитета педагога у младших школьников, что обеспечивает переход поставленной педагогом цели в собственную цель обучения ребенка.
В качестве основных рекомендаций по формированию авторитета учителя можно выделить следующие: распространение авторитетности всех взрослых для ребенка, признание учителя как носителя многочисленных знаний, организатора деятельности школьников, восприятие педагога как субъекта оценивания и воспитательного воздействия на ребенка.
Эти требования в определенной степени реализуется в использовании учителем во время учебно-воспитательного процесса интерактивных технологий. На уроках в начальной школе целесообразно применение сюжетно-ролевых, деловых, дидактических подвижных и других видов игр.
Организация предметно-развивающей среды в целом содержит: создание атмосферы доброжелательности; ориентации на более подготовленных субъектов обучения; предоставление возможности учащимся работать.
Предметно-развивающая среда должна соответствовать и возрастным особенностям детей, т.е. она определяется взаимосвязью таких компонентов, которые сосредоточены обеспечивать и стимулировать свободный выбор и смену видов деятельности ребенка, создавать актуальные для него и доступные для его развития проблемные ситуации. Для этого они должны быть информативными, экспрессивными, воплощать в себе познавательную и эмоциональную новизну.
Благоприятная среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности.
Важной является коррекционная деятельность, направленная на работу над внутренними мотивами учащихся, которая бы повышала интерес к познанию, интерес к результатам, осуществляла бы саморазвитие личности. Именно такое обучение в наибольшей степени будет способствовать важна цель – развития личности учащихся, предупреждению трудностей в обучении. Если ученик осознал, что обучение в школе является необходимым для него самого, то можно считать, что цель такой работы достигнута.
В качестве методов повышения педагог должен использовать не только традиционные, но и нетрадиционные методы работы. Основными методами и приемами интерактивного обучения является самостоятельная работа, проблемные и творческие задания, вопросы учащихся к учителю и наоборот. Это такие технологии как «Микрофон», «Мозговой штурм», работа в парах, работа в малых группах, «Обучая – учусь», «Метод ПРЕСС», «Займи позицию», «Незаконченное предложение». Использование игровых технологий не является самоцелью, а лишь средством, которое способствует сотрудничеству на уроке.
Одним из действенных приемов, способствующих формированию мотивации на уроках являются упражнения с ключами. Удачно подобранный материал таких упражнений значительно расширяет эффективность его использования. В частности, ключи к упражнениям одновременно могут быть своеобразными эпиграфами к той или иной теме. Поиск таких ключей способствует концентрации внимания учащихся, активизирует их мышление. Кроме того, подобные упражнения выполняют еще одну, не менее важную функцию: формируют компетенцию школьников.
Использовать в процессе развития мотивация учебной деятельности ситуации успеха. Важнейшим мотивом обучения является чувство успеха, удовлетворения от достигнутого. Учитывая это, необходимо подбирать для учащихся посильные задания, оценивать их выполнение. Во время урока должен быть обеспечен надлежащий микроклимат, в котором обучающиеся не чувствуют неуверенности и страха. Большое внимание педагог должен придавать одобрительным оценочным суждением, сравнивая нынешний уровень ученика с его предыдущим уровнем и указывать на индивидуальное развитие ребенка [21, С. 132].
Значительно расширяет возможности формирования мотивов обучения у младших школьников методы применения ИКТ. Возможности применения мультимедиа не только создают ситуации удивления, эмоционального подъема, но и способствуют углублению знаний, формированию научного мировоззрения учащихся. Кроме того, это позволяет активизировать внимание учащихся, формировать умения работать с информацией. У детей меняется отношение к компьютеру. Они начинают воспринимать его как универсальный инструмент для работы в любой сфере человеческой деятельности, а не как инструмент для игр. Весомый вклад в формирование такой личности обеспечивает использование в учебном процессе нестандартных форм организации обучения, которые создают условия для активной учебной деятельности школьников. Эти формы осуществляют эмоциональное воздействие на детей, поддерживают интерес к обучению, обеспечивающих интеллектуальное развитие, побуждают к инициативе, формируют навыки взаимодействия с другими участниками учебного процесса.
Качественное образование – основа прогресса и устойчивого развития любого государства. Одним из факторов, которые повышают качество процесса обучения, является применение интерактивных методов обучения. К сожалению, обеспечить интерактивность учебного процесса возможно не всегда. Жизнь регулярно выдвигает новые требования к уровню подготовки учителя, каждый учебный день оборачивается вызовом не только для учителя-специалиста, но и учителя-личности. Поэтому учителям приходится отыскивать такие технологии в обучении, которые соответствовали бы новым мировым стандартам образования, обеспечивали бы подготовку будущего поколения на высшем образовательном уровне, исходя из условий настоящего и требований будущего. Все эти факторы побуждают педагогов всего мира переосмысливать и перестраивать содержание обучения.
В процессе деятельности учитель может варьировать уроки: путешествия, соревнования, эстафеты, встречи, конференции, праздники, утренники, сюжетные игры и тому подобное. Однако, основной формой учебно-воспитательного процесса остается комбинированный урок, в процессе которого эффективным является использование ролевой игры «Школьная карусель», сущность которой заключается в учебно-познавательной деятельности, которая реализуется в парно-групповой работе учащихся, предусматривает работу в сменных парах.
Одним из современных вызовов образовательной сообществе стала всемирная пандемия COVID-19, которая заставила ускорить внедрение смешанного обучения, практики дистанционного обучения в начальную школу. Трудности, с которыми столкнулись учителя, побудили к поиску новых, нетрадиционных методов организации обучения в дистанционном формате.
Для преодоления отставания в освоении школьной программы педагоги должны применять интересные ресурсы, которые сделают обучение интересным и активным. Приведем примеры таких ресурсов.
Nearpod – платформа, которая помогает в создании интересных интерактивных уроков, которые смогут долго удерживать внимание всех учеников класса, для создания, взаимодействия и оценки с помощью мобильных устройств. Платформа имеет библиотеку с большим количеством полностью интерактивных уроков, готовых к применению в образовательном процессе. Эти уроки разработаны экспертами по различным предметам для разных классов. Кроме того, учитель может импортировать уроки из любого типа файла и добавить к ним веб-ссылки, интерактивные элементы, фрагменты видео. Такие уроки могут быть синхронизированы между гаджетами учителя и учеников. Тогда учитель с легкостью сможет выдавать индивидуальные задания своим ученикам, а затем отслеживать их выполнение.
Kahoot! – это игровая платформа предназначена для обучения. Kahoot! Дает возможность легкого и быстрого создания дидактических игр с множественным выбором. Учитель может не только создать дидактическую игру с помощью этого ресурса, но и поделиться ею со своими учениками. Игры могут быть созданы для любого предмета, на любом языке, могут проигрываться на любом устройстве. С помощью этой утилиты можно устроить соревнования со своими одноклассниками и даже сверстниками из других классов, городов, стран.
Buncee – платформа с широкими мультимедийными возможностями. На ней можно создавать и вместе пользоваться мультимедийными уроками. Это хорошее средство для создания неординарных презентаций, которые будут способствовать тому, что у учащихся будет развиваться критическое мышление, будут формироваться навыки общения и креативного сотрудничества. У ресурса-большая библиотека, которая содержит более 10 тысяч изображений. В Buncee можно записывать аудио и видео, а также интегрироваться со многими ресурсами, в том числе и с YouTube.
Matific – сервис, который обеспечивает изучение математики от самого раннего возраста до окончания школы. Глубокое понимание математических концепций средствами этого приложения происходит благодаря экспериментам и игре. Этой платформой могут пользоваться как дошкольники, так и младшие школьники, ведь материалы рассчитаны на детей от 4-х лет (Британская система изучения математики). Все приложения этой платформы интерактивны, форма представления материала-захватывающая и веселая. Пользоваться можно с любого гаджета.
ThingLink может пригодиться учителям для использования и редактирования фотоизображений, рисунков и видео в режиме реального времени. Приложение имеет обширную библиотеку разных видов контента (изображения, ссылки, видео и т. д.), интегрируется с разными социальными сетями, даже с Facebook. Интерфейс программы интуитивно прост, доступен. С его помощью учитель может создавать интерактивный контент, к которому затем может предоставить совместный доступ ученикам с любого гаджета.
Book Creator – специальное приложение, которое может пригодиться для учителя, который хочет создать книгу для своих учеников. Это настоящая возможность создавать такое содержание обучения, которого еще нет где инде, это реальный шанс улучшить качество обучения. Созданный электронный учебник (хрестоматию, сборник заданий) можно обновлять каждый год и вносить коррекции прямо во время урока.
Quizizz – ресурс для создания квестов и викторин, который позволяет использовать задания, созданные другими учителями и распространять собственные. Такие игровые викторины могут проводиться непосредственно на занятиях, а могут служить домашним заданием для школьников. Учитель имеет возможность контролировать процесс, используя специальные настройки. Благодаря этому приложению ученики могут играть вместе, но каждый — в своем собственном темпе.
My Simple Show-сервис, который позволяет учителям создавать на достаточно профессиональном уровне образовательные видеоролики с соответствующими разъяснениями за короткое время. Это инструмент, который могут использовать и учителя, и ученики. Для того, чтобы создать такое видео, необходимо просто выбрать сюжетную линию и написать сценарий, затем скопировать сценарий с документа или скачать PowerPoint, а My Simple Show создаст видео с графикой и озвучкой.
Применение таких интерактивных ресурсов сети могут обогатить и улучшить учебный процесс в начальной школе, сделать увлекательными как онлайн-уроки, так и уроки в обычных классах.
Опираясь на проведенное исследование процесс преодоления отставания младших школьников овладении школьной программой необходимо строить с учетом следующих критериев:
1. Возможность выбора ребенком траектории образования. По этому критерию процесс должен идти в двух направлениях:
— насыщение вариативной составляющей учебного плана разнообразными факультативными курсами, которые может выбирать ребенок;
— усвоение предметов инвариативной части плана должно происходить в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, что предусматривает предоставление ребенку права выбора видов и форм деятельности, дифференциация учебного материала по уровню сложности.
Необходимо учитывать, что одним из главных условий развития интеллекта является активность субъекта в осуществлении интеллектуальной деятельности. Источником познавательной активности и самостоятельности являются потребности школьников в получении знаний, обусловленные средствами учебно-познавательной деятельности, в самоутверждении. Удовлетворение одних потребностей приводит к выполнению новых, в результате чего и происходит интеллектуальное развитие личности. Задача учителя – стимулировать формирование этих потребностей, что требует создания в обучении условий, побуждающих учащихся к активной самостоятельной деятельности. Педагогически обоснованное стимулирование потребностей, мотивов, интересов, активности и самостоятельности учащихся предполагает активизацию учебно-познавательной деятельности как процесс, направленный на углубленную совместную учебно-познавательную деятельность учителя и учащихся на уроке, на побуждение к его энергичному, целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания и обучения.
Характер активности, степень интереса в деятельности ученика в значительной мере зависит от качества его знаний и от уровня овладения способами умственного действия.
2. Единая образовательно-воспитательная система «урок-внеурочная деятельность».
3. Активное взаимодействие на уровне «учитель — ученик», «родители — ученик». Среди основных методик создания педагогической ситуации, при которой ученики выступают активными субъектами диалога с взрослыми, более того — его организаторами в урочной и внеурочной деятельности, является:
— методика создания проблемных ситуаций через проектирование специальных познавательных заданий, экспериментальной деятельности путем вывода учащихся на неожиданные для них результаты;
— методика проектирования собственной деятельности, в результате которой ребенок учится действовать по своему замыслу в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находит способы реализации собственного проекта;
— метод проектов заключается в разработке конкретной идеи, плана деятельности, реализация которого предполагает достижение заранее определенного результата. По этой методике совместно с педагогом учащиеся разрабатывают проект, который осуществляется по определенным и завершенным циклом учебно-воспитательной деятельности. Три основные фазы (проектировочная, технологическая и рефлексивная) определяют цикличность проектной деятельности субъектов диалога.
4. Разновозрастное взаимодействие учащихся в школе. Проектируя образовательную среду нужно обращать внимание и на проблему отношений детей младшего школьного возраста в разновозрастном коллективе. Поскольку именно в младшем школьном возрасте межличностные отношения являются наиболее эффективным средством управления развитием личности.
5. Постоянный процесс профессионального развития учителя. Особое внимание следует уделять формированию интеллектуальных ценностей. Поскольку интеллектуальные ценности определяют интеллектуальную культуру личности, а также выступают регулятором сознательного поведения человека. Интеллектуальные ценности являются важным средством существования личности и ее взаимодействия с окружающей средой, средством познания и творчества.
6. Отслеживание результатов деятельности и осуществления коррекции учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга достижений учащихся. В этом процессе должны объединить усилия учитель, психолог, социальный педагог, родители и сами дети. Современная технология оценивания учебно-познавательной деятельности ребенка — портфолио, особенно подходит для учащихся начальных классов.
Важным для учителя остается учета традиционных принципов дидактики, возможность руководствоваться ими в процессе выбора целей, содержания, методов, форм, средств обучения. Тем не менее, современные подходы, инновационные технологии, цифровые и сетевые, должны обогатить традиционные подходы к проектированию и организации образовательного процесса. Таким образом, оптимальное сочетание различных методов обучения — путь к достижению целей качественного образования. Отсюда постоянная необходимость совершенствования методов, форм и средств обучения творчески, гибко, нестандартно.
В качестве рекомендаций нами также представлена схема консультирования родителей по вопросам успеваемости обучающихся (Приложение Б).
Таким образом, трудности обучения мешают овладению обучающимся школьной программой, приводят к низким показателям интеллекта, но и имеют ряд негативных последствий, оказывающих влияние на формирование личности школьника: снижают уровень его самооценки, в поведении ученика преобладает пассивность, равнодушие к учебной деятельности или, наоборот, негативное отношение к обучению, у обучающихся развиваются агрессивность, зависть, конфликтность, тревожность, упрямство, равнодушие и др. На основе полученных выводов, нами сделан вывод, что в процессе преодоления отставания младших школьников в освоении школьной программы важным является учет возрастных особенностей школьников, их психологического индивидуального развития; использование ряда форм организации учебной и воспитанной работы с деятельностно-коммуникативных наполнением (самостоятельная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная).
Выводы по второй главе
С целью изучения школьной неуспеваемости нами была проведена опытно-экспериментальная работа с 20 учащимися 3 «А» класса МБОУ «СОШ п. Эгвекинот», возраст детей от 9 до 10 лет, из них 10 мальчиков, 10 девочек.
Для выявления уровня школьной неуспеваемости нами использовался метод наблюдения, индивидуальные беседы с учащимися, анкетирование, анализ учебной документации.
Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод, что у большей части обследованных школьников наблюдается средний уровень школьной успешности, но у 20,0% обучающихся наблюдается школьная неуспеваемость, поэтому с данными учащимися необходимо проводить работу по профилактике школьной неуспеваемости обучающихся средствами социально-педагогической поддержки. В качестве основных причин отставания младших школьников в освоении школьной программы по итогам опытно-экспериментальной работы нами выделены: низкий уровень мотивации младших школьников, несформированность учебной деятельности, несформированность новой внутренней позиции школьника.
Необходимыми условиями преодоления отставания в освоении школьной программы младших школьников является использование в учебно-воспитательном процессе деятельностно-коммуникативного наполнения, создание соответствующих психолого-педагогических условий, благоприятного эмоционального климата и развитие интереса к учебе, воспитание авторитета педагога, подбор специальных форм, методов, средств. Для этого важно то, чтобы в процессе любой деятельности между учителем и учеником развивалось субъект-субъектное взаимодействие, необходима познавательная, исследовательская работа. Значимым выступает наличие здорового психологического климата в классе, соблюдение организационных, дидактических, воспитательных, психологических, гигиенических требований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Обобщая результаты анализа психолого-педагогической литературы, можно говорить, что понятие «неуспеваемость» рассматривается как особое негативное эмоциональное состояние обучающегося, которое выражает его личное отношение (переживание) к деятельности или ее результатам.
Успешность усвоения знаний детьми младшего школьного возраста обусловлена сложной системой психологических факторов. К ним относятся особенности умственной деятельности младшего школьника, отношение к учению, самооценка собственных успехов, уровень притязаний, возрастные и индивидуальные особенности развития, а также методы обучения, условия жизни и тому подобное. Одинаковые по внешнему проявлению трудности в обучении некоторых школьников имеют различную природу в зависимости от структуры личности и ее качественных характеристик. Учителю следует знать внутренние и внешние причины возникновения трудностей в обучении младших школьников и в случае необходимости помочь выработать собственный стиль учебной деятельности, соответствующий психологическим возможностям ученика.
Обобщив психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, можно выделить несколько основных причин, являющихся факторами трудностей в обучении: слабое здоровье (плохое общее состояние здоровья, повышенная утомляемость); негативное влияние бытовых условий жизни, семьи; низкий уровень владения навыками учебного труда; низкий уровень воспитанности (недисциплинированность, лень); отрицательное отношение к учебе; большие проблемы в знаниях; невнимательность; слабая воля к преодолению трудностей; нерегулярное выполнение домашних заданий; отсутствие интереса к предмету; пропуски занятий без уважительной причины; недостатки педагогического характера (затруднения учителей в организации воспитания и обучения школьников). Комплексный подход в устранении трудностей в обучении ребенка необходим для того, чтобы со всех сторон взглянуть на проблему и выявить факторы, которые могут вызвать эти трудности. Если причины трудностей в учебе вовремя определить и провести необходимую коррекционную работу, то это будут лишь временные трудности, преодолев которые ребенок почувствует уверенность в своих силах. Если не установить причины отставания, то оно может приобрести хроническую форму и разрастись из неуспеваемости по одному предмету в стойкую общую неуспеваемость.
Анализ педагогического опыта, данных свидетельствуют, что школьные трудности в школьном возрасте могут привести к проявлениям тревожности или, даже, в наиболее тяжелых случаях — к развитию школьного невроза. Неквалифицированные действия взрослых вызывают негативные эмоции и противодействия обучающихся. Поэтому в процессе коррекционной и профилактической работы необходимо постоянно осуществлять тесный контакт со всеми педагогами, работающими в классе, родителями учащихся; обсуждать трудности и определять пути их преодоления. Коррекционная и профилактическая работа должна строиться с учетом целостного подхода к воспитанию и развитию личности ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. В организации работы по психолого-педагогической коррекции необходимо учитывать: индивидуально-психологические и возрастные особенности обучающихся; создание зоны ближайшего развития личности.
Проблема возникновения неуспеваемости у каждого отдельного ученика своеобразна и связана как с индивидуальными чертами его личности, так и особенностями его взаимодействия с окружающей средой. Особенности учебной деятельности детей и связанные с ней характерные черты их способности к обучению имеют специфику на разных этапах обучения, однако важным является изучение факторов неуспеваемости учащихся именно в начальной школе, где закладываются основы знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения.
Исследователи отмечают, что для успешного преодоления трудностей обучения, в первую очередь, необходимо знать их источники, то есть причины возникновения трудностей, а эти результаты определяют дальнейшую коррекционно-развивающую работу психолога и педагога. В реализации этой задачи существенную помощь оказывают результаты психодиагностических исследований. Опыт свидетельствует, что педагог хорошо знает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, добивается лучших результатов в учебно-воспитательном процессе. В психолого-педагогической литературе есть ряд классификаций школьников, которые не успевают в обучении, в основу которых были положены следующие признаки: качества мыслительной деятельности, мотивы обучения, навыки учебного труда, работоспособность, особенности физического развития, эмоционально-волевой характеристики личности, фонд действующих знаний и тому подобное.
Осуществленная нами опытно-экспериментальная работа имела целью изучение причин отставания младших школьников в освоении школьных программ. Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ п. Эгвекинот», Всего в исследовании участвовали 20 обучающихся 3 класса в возрасте 9-10 лет.
Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод, что результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод, что у большей части обследованных школьников наблюдается средний уровень школьной успешности, но у 20,0% обучающихся наблюдается школьная неуспеваемость, поэтому с данными учащимися необходимо проводить работу по профилактике школьной неуспеваемости обучающихся средствами социально-педагогической поддержки, поэтому с данными учащимися необходимо проводить работу по профилактике школьной неуспеваемости обучающихся средствами социально-педагогической поддержки.
В качестве основных причин отставания младших школьников в освоении школьной программы по итогам опытно-экспериментальной работы нами выделены: низкий уровень мотивации младших школьников, несформированность учебной деятельности, несформированность новой внутренней позиции школьника.
Проанализировав психологические особенности младшего школьного возраста, в качестве рекомендации нами выделены следующие положения, на основе которых необходимо строить работу по предупреждению школьной неуспеваемости обучающихся: построение эффективного содержания обучения, обеспечения возможности его гибкого изменения; обеспечение возможности индивидуализации процесса обучения, его содержания и педагогического воздействия; формирование у учащихся прочных действующих знаний и развитие на их основе умений и навыков практической деятельности; активизация учащихся, обеспечение их самостоятельности в получении знаний; максимальная реализация творческого потенциала педагога и ученика.
Анализ опыта по предупреждению трудностей в обучении позволяет сделать вывод, что исправить их исключительно педагогическими методами невозможно. Анализ работы учителей, которые достигали прекрасных результатов в преодолении академической неуспеваемости обучающихся, убедительно свидетельствует о том, что рядом с применением абсолютно разных методов обучения, они всегда (осознанно или чаще даже неосознанно) широко использовали методы психологического воздействия на своих воспитанников.
По итогам теоретического анализа литературы по проблеме исследования мы пришли к выводу, что возникновение трудностей в обучении зависят от уровня учебной мотивации у детей младшего школьного возраста. По нашему мнению, успеваемость учебной деятельности младших школьников в большей степени зависит от учебной мотивации, чем от показателя общего интеллектуального развития.
Необходимыми условиями преодоления отставания в освоении школьной программы младших школьников является использование в учебно-воспитательном процессе деятельностно-коммуникативного наполнения, создание соответствующих психолого-педагогических условий, благоприятного эмоционального климата и развитие интереса к учебе, воспитание авторитета педагога, подбор специальных форм, методов, средств. Для этого важно то, чтобы в процессе любой деятельности между учителем и учеником развивалось субъект-субъектное взаимодействие, необходима познавательная, исследовательская работа. Значимым выступает наличие здорового психологического климата в классе, соблюдение организационных, дидактических, воспитательных, психологических, гигиенических требований.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акишева, А.К. Причины отставания младших школьников в освоении школьной программы / А.К. Акишева, А.М. Карамеңди // Наука и реальность. – 2021. – № 2 (6). – С. 243-245.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – СПб.: Питер, 2013. – 400 с.
3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2018. – 200 с.
4. Гаджибалаева, Э.Г. Неуспеваемость младших школьников в пси-холого-педагогической литературе / Э.Г. Гаджибалаева // Universum: психо-логия и образование. – 2021. – № 3 (81). – С. 18-19.
5. Гаджибалаева, Э.Г. Причины неуспеваемости младших школьни-ков / Э.Г. Гаджибалаева // Academy. – 2020. – № 7 (58). – С. 69-70.
6. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоле-ния / А.М. Гельмонт. – М.: Просвещение, 2010. – 380 с.
7. Гельмутдинова, Г.Г. Изучение и обобщение педагогического опы-та по преодолению причин отставания младших школьников в освоении школьной программы / Г.Г. Гельмутдинова, Г.Ф. Шаймуратова, Г.Ф. Шаба-ева // В сборнике: Становление психологии и педагогики как междисципли-нарных наук. – 2021. – С. 31-34.
8. Гладкова, О.Н. Личностные особенности и успеваемость младших школьников в связи с эмоциональными отношениями в семье / О.Н. Гладко-ва // В сборнике: Ярмарка научно-практических инициатив студентов: мате-риалы XV городской научно-практической конференции. – 2018. – С. 31-33.
9. Глебов, В.Е. Проблема неуспеваемости школьников младшего возраста / В.Е. Глебов, М.А. Лаптева, А.А. Шестакова // В сборнике: Науч-ные революции: сущность и роль в развитии науки и техники. – 2019. – С. 35-38.
10. Городиская, Т.Р. Проблема школьной неуспеваемости в психоло-гии и педагогике / Т.Р. Городиская // В сборнике: Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений. – 2021. – С. 174-175.
11. Деревянко, Ю.П. Особенности мотивации учения младших школьников как условия преодоления отставания в обучении младших школьников / Ю.П.Деревянко, Т.Р. Кузьменко // В сборнике: Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. – 2020. – С. 42-49.
12. Деревянко, Ю.П. Особенности мотивации учения младших школьников с отставанием в обучении / Ю.П. Деревянко, А.В. Лихачева // В сборнике: Психология здоровья и болезни: клинико-психологический под-ход. – 2020. – С. 49-55.
13. Дувалина, О.Н. Причины неуспеваемости учащихся младших классов / О.Н. Дувалина, Е.А. Карачун // Colloquium-journal. – 2019. – № 8-4 (32). – С. 73-75.
14. Закинов, Э.Ю. Основные факторы успеваемости и неуспеваемости в учебе / Э.Ю. Закинов // В сборнике: Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. – 2019. – С. 423-429.
15. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2016. – 414 с.
16. Игнатенко, М.В. Профилактика и коррекция трудностей в обуче-нии у младших школьников / М.В. Игнатенко // Проблемы современного пе-дагогического образования.– 2019. – № 63-2. – С. 199-202.
17. Иманова, А.В. Предупреждение неуспеваемости / А.В. Иманова // Вестник научных конференций. – 2019. – № 12-2 (52). – С. 62-64.
18. Исаева, Т.В. Индивидуально-типологические особенности лично-сти младших школьников с разным уровнем успеваемости / Т.В. Исаева, А.И. Коротаева // В сборнике: Актуальные проблемы психологии и педаго-гики в современном образовании. – 2019. – С. 200-201.
19. Кабалина, О.И. Психолого-педагогическая профилактика неуспе-ваемости в начальной школе / О.И. Кабалина, И.Н. Бойко, К.Д. Казанкина // В сборнике: Тенденции, перспективы и приоритеты развития социально-гуманитарного знания. – 2019. – С. 70-73.
20. Кабулова, Г.К. Проблема школьной неуспеваемости, некоторые пути решения / Г.К. Кабулова // Гуманитарный трактат. – 2018. – № 36. – С. 4-7.
21. Кисловская, В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых / В.Р.Кисловская. – Алма-Ата: Мектеп, 2015. – 29 с.
22. Колесниченко, А.А. Причины неуспеваемости современных школьников / А.А. Колесниченко, Ю.О. Петрова, А.В. Полковникова // В сборнике: Цифровое общество в контексте развития личности. – 2018. – С. 141-143.
23. Конарова, А.С. Психология неуспевающих учащихся / А.С. Ко-нарова // В сборнике: Российская наука в современном мире. – 2020. – С. 126-128.
24. Королькова, Е.С. Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема / Е.С. Королькова, О.В. Натарова // В сборнике: Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта: актуальные вопросы и пути их решения. – 2021. – С. 74-78.
25. Крылова, Ю.А. О причинах школьной неуспеваемости и некото-рых приемах ее коррекции / Ю.А. Крылова // В сборнике: Перспективы раз-вития математического образования в Твери и Тверской области. – 2018. – С. 98-103.
26. Кузьменко, Д.О. Проблемы школьной неуспеваемости / Д.О. Кузьменко // В сборнике: Наука и молодежь: новые идеи и решения. – 2018. – С. 345-350.
27. Кузьминов, Н.Н. О психологических причинах неуспеваемости младших школьников и путях их преодоления / Н.Н. Кузьминов, К.П.Кочеткова // В сборнике: Наследие Н.К. Крупской и современность. – 2019. – С. 562-567.
28. Кусепов, Р.Р. Исследование внимания детей с трудностями в обу-чении / Р.Р. Кусепов // В сборнике: Человеческий капитал как фактор иннова-ционного развития общества. – 2020. – С. 144-146.
29. Лалазарян, Г.Б. Неуспеваемость, ее основные компоненты и при-чины их проявления / Г.Б. Лалазарян, Р.Н. Азарян // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования. – 2018. – С. 78-81.
30. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонть-ев. – М.: Академия, 2018. – 352 с.
31. Лидер, О.И. Причины неуспеваемости школьников / О.И. Лидер // Наука через призму времени. – 2019. – № 6 (27). – С. 177-179.
32. Литвинова, А.Г. Причины неуспеваемости ребенка в школе / А.Г.Литвинова, Г.К. Антошечкина // В сборнике: Студенческие научные до-стижения. – 2019. – С. 138-141.
33. Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Пси-ходиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике / Н.П. Локало-ва. – М.: Ось-89, 2016. – 144 с.
34. Лукьянова, М.В. Психологические особенности и причины неуспеваемости школьников / М.В. Лукьянова // Вестник СевероКавказского гуманитарного института. – 2017. – № 4. – С. 280-285.
35. Манджиева, Д.С. Причины неуспеваемости школьников и пути их преодоления / Д.С. Манджиева // В книге: Молодежь — Барнаулу. – 2020. – С. 545-546.
36. Мансурова, С.И. Проблема школьной неуспеваемости / С.И. Мансурова // В сборнике: Научные исследования молодых учёных. – 2021. – С. 173-175.
37. Мешкова, Г.А. Мнение ученых на психолого-педагогические при-чины неуспеваемости школьников / Г.А. Мешкова // Студент. Аспирант. Ис-следователь. – 2018. – № 6 (36). – С. 235-239.
38. Милицына, С.К. Преодоление школьной неуспеваемости / С.К. Милицына // Молодой ученый. – 2018. – № 45 (231). – С. 262-264.
39. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2012. – 656 с.
40. Набиева, М.М. Основы изучения трудностей в обучении младших школьников / М.М. Набиева // В сборнике: Проблемы и перспективы разви-тия России: Молодежный взгляд в будущее. – 2018. – С. 110-113.
41. Недоступенко, Т.Г. Причины неуспеваемости младших школьни-ков / Т.Г. Недоступенко, И.В. Переверзева, О.П. Ковалева // В сборнике: По-вышение конкурентоспособности отечественной науки: стратегии, техноло-гии, модели. – 2020. – С. 85-87.
42. Нуркенова, А.С. Понятие, виды и причины школьной неуспевае-мости / А.С. Нуркенова // Калининградский вестник образования. – 2021. – № 3 (11). С. 85-91.
43. Нуркенова, А.С. Проблема школьной неуспеваемости в отече-ственной и зарубежной литературе / А.С. Нуркенова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2021. – № 3 (57). – С. 230-234.
44. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В.Овчарова. – М.: Сфера, 2013. – 240 с.
45. Осолодкова, Е.В. Анализ причин неуспеваемости младшего школьника / Е.В. Осолодкова // В сборнике: Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения. – 2019. – С. 481-484.
46. Перышков, С.А. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с трудностями в обучении / С.А. Перышкова, А.Ю. Шипилина // В сборнике: Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики. – 2019. – С. 153-156.
47. Петреченко, А.А. Причины отставания младших школьников в освоении образовательной программы по математике / А.А. Петреченко // Студенческий. – 2021. – № 39-2 (167). – С. 54-57.
48. Пешкова, В.В. Неуспеваемость учащихся как комплексная про-блема современного образовательного пространства / В.В. Пешкова // В сборнике: Молодежный научный форум. – 2020. – С. 27-31.
49. Рахманова, Д.З. Некоторые психолого-педагогические факторы неуспеваемости детей младшего школьного возраста / Д.З. Рахманова // Вестник Таджикского национального университета. – 2018. – № 6. – С. 251-254.
50. Реймер, М.В. Анализ понятия «неуспеваемость» в психолого-педагогической литературе / М.В. Реймер, А.А. Забродина // Научный аль-манах. – 2018. – № 4-2 (42). – С. 65-70.
51. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2019. – 420 с.
52. Руденко, А.И. Трудности в обучении младших школьников / А.И.Руденко // Вестник магистратуры. – 2018. – № 12-4 (87). – С. 114-115.
53. Савтюк, К.А. Проблемы школьной неуспеваемости / К.А. Савтюк // В сборнике: World science: problems and innovations. – 2018. – С. 361-363.
54. Севанян, Е.Р. Исследование проблемы неуспеваемости младших школьников / Е.Р. Севанян // Педагогическое образование. – 2020. – Т. 1. – № 1. – С. 33-38.
55. Соколова, Л.В. Причины и формы школьной неуспеваемости / Л.В.Соколова // В книге: Актуальные вопросы коррекционной педагогики и специальной психологии. – 2017. – С. 37-40.
56. Старкова, Т.Н. Причины и пути преодоления неуспеваемости / Т.Н.Старкова // В сборнике: Современная образовательная среда: теория и практика. – 2020. – С. 43-46.
57. Стороженко, Г.В. Трудности, возникающие в первый год обуче-ния младших школьников, пути их преодоления в преемственности до-школьного и начального образования / Г.В. Стороженко // В сборнике: Пре-емственность дошкольного и начального образования: проблемы и направ-ления. – 2018. – С. 227-232.
58. Тагирова, Э.Р. Причины возникновения неуспеваемости у уча-щихся начальной школы и пути её преодоления / Э.Р.Тагирова, М.Ю. Умрзакова // Modern Science. – 2019. – № 9-2. – С. 203-206.
59. Трофимова, М.А. Психолого-педагогические проблемы школь-ной неуспеваемости обучающихся младшего школьного возраста / М.А. Трофимова // В сборнике: XXII Всероссийская научно-практическая конфе-ренция Нижневартовского государственного университета. – 2020. – С. 493-497.
60. Узденова, И.А. Педагогические условия преодоления школьной неуспеваемости / И.А. Узденова // В сборнике: Наука и образование: сохра-няя прошлое, создаём будущее. – 2018. – С. 245-247.
61. Хатагова, Е.Р. К проблеме исследования психологических причин неуспеваемости детей младшего школьного возраста / Е.Р. Хатагова // В сборнике: Исследование путей развития научно-технического потенциала общества в стратегическом периоде. – 2020. – С. 227-228.
62. Хмуровская, В.О. Особенности учебной мотивации и их влияние на успеваемость младших школьников / В.О. Хмуровская // Форум молодых ученых. – 2019. – № 5 (33). – С. 1310-1317.
63. Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В.С. Цетлин. – М.: Педагогика, 1977. – 120 с.
64. Чикова, И.В. К вопросу школьной неуспеваемости и её детерми-нированности / И.В. Чикова // В сборнике: Теоретические и практические ас-пекты современной науки. – 2018. – С. 269-272.
65. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Акаде-мия, 2017. – 360 с.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф