Заявка на расчет
Меню Услуги

ПРИЧИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИСКИХ СЕСТЁР

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЗОР И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР
1.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР
1.2. ПРИЧИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР
1.3. ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.4. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВАВЕ 1
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРИЧИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР НА БАЗЕ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2. ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
2.4. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Профессиональное выгорание является ответом на длительный стресс в межличностном общении. Стремление к прибыли, не всегда правильно организованная работа с коллективом и клиентами, организационные и профессиональные стрессы и многие другие факторы влияют на развитие данного синдрома. Люди начинают «перегорать как лампочки». А затем наступает состояние эмоционального, психического и физического истощения из-за неразрешенного стресса на работе. В результате этого люди не могут работать эффективно. Социальная и личная жизнь человека напрямую зависит от его психоэмоционального состояния, а синдром профессионального выгорания напрямую влияет на человека, подрывая его здоровье и желание работать.
Впервые термин «выгорание» предложил американский психиатр Герберт Фроуденбергер для описания характеристики психологического состояния людей, чья работа связана с интенсивным, тесным общением с клиентами, эмоциональным перенапряжением. Под выгоранием подразумевалось состояние изнеможения в совокупности с ощущением собственной бесполезности, ненужности [12].
Т.В. Большакова определяет данный синдром как устойчивое, прогрессирующее, негативно окрашенное психологическое явление, характеризующееся психоэмоциональным истощением, развитием дисфункциональных установок и поведения на работе, потерей профессиональной мотивации, проявляющееся в профессиональной деятельности у лиц, не страдающих психопатологией [9].
Данный синдром предполагает собой ответную реакцию на продолжительные рабочие стрессы межличностного общения исходя из чего он, как правило, характерен специалистам «коммуникативных» профессий, предъявляющих высокие условия к психологической стабильности сотрудника в обстановках делового общения.
На фоне растущего интереса к проблеме профессионального выгорания важно обратить внимание на особенности профессионального выгорания социальных работников, профессиональная деятельность которых во многом связана с повседневным общением с людьми, их психологическими и физическими трудностями, в том числе коллег в повседневной профессиональной деятельности.
Профессия медицинской сестры одна из таких профессий, где на профессионале лежит огромный груз ответственности по установлению доверительных отношений и умению управлять эмоциональной напряженностью делового общения.
Следует отметить, что профессиональное выгорание сильно влияет на человека, влияет на его здоровье и его желание работать, и является более опасным в начале его развития, потому что «страдающий» от «выгорания» профессионал не знает и не осознаёт его симптомов. Поэтому проблема профессионального выгорания является актуальной и требует дальнейших исследований и доработок.
Среди внешних факторов, способствующих возникновению профессионального выгорания, выделяют следующие: организационный фактор (не четкая организация и планирование труда, рабочие перегрузки, конфликтность ролей), психоэмоциональный стресс (эмоциональные и нервные перегрузки, интенсивное общение, психологическая трудность контингента); неблагополучная психологическая атмосфера (недостаточная социальная поддержка, конфликтность). Причем немаловажный интерес в исследовании данного феномена вызывают личностные факторы. Изучение личностных черт в их отношениях к выгоранию является важной характеристикой изучения синдрома выгорания, поскольку можно предположить, что личностные характеристики оказывают гораздо большее влияние на развитие выгорания не только в связи с социально-психологическими факторами, но и с факторами рабочей среды (организационными).
Объект исследования: профессиональное выгорание медицинских сестёр.
Предмет исследования: причины профессионального выгорания медицинских сестёр.
Цель исследования: провести анализ причин профессионального выгорания у медицинских сестёр.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы профессионального выгорания медицинских сестёр.
2. Провести диагностику профессионального выгорания медицинских сестёр.
3. Разработать рекомендации для медицинских сестёр по профилактике синдрома профессионального выгорания.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, синтез, классификация, метод обобщения, метод сравнения и конкретизации.
2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение процесса и моделирование.
3. Метод обработки данных: комплексный подход, расчёт статистических показателей, графическое представление, табличное представление.
Практическая значимость: данное исследование заключается в возможности разработать наилучшие рекомендации по профилактике синдрома профессионального выгорания в деятельности медицинских сестёр. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности медицинских сестёр и в подготовке будущих специалистов системы здравоохранения.
База исследования: РДКБ. Выборку исследования составили 30 сотрудников — медицинских сестер.

ГЛАВА I. ОБЗОР И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР

1.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР

Профессиональная деятельность занимает особое место в жизни каждого человека: она является смыслом жизни, в ней фокусируются все наши помыслы и цели. В процессе выполнения профессиональной деятельности происходит формирование личностных качеств, необходимых для той или иной специальности, то есть становление человека как специалиста. Формирование профессиональных качеств, необходимых для осуществления деятельности специалиста – долгий и кропотливый труд, зависящий от огромного количества факторов. Оно протекает в течение всей профессиональной жизни человека: начинается с момента выбора профессии, идет в период обучения и продолжается до прекращения выполнения человеком своих профессиональных обязанностей. Этот процесс зависит от изменчивости самой профессии в течение жизни (появление новых методов, технологий), требований общества к ней.
Таким образом, любая профессиональная деятельность накладывает свой психологический отпечаток на личность человека, по-своему «деформируя» ее. Такая «деформация» может стать предпосылкой как для формирования профессионала высокого класса, так и для развития профессиональных деструкций. Профессиональные деструкции – это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности.
Преодоление профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, кризисными явлениями. Одним из проявлений профессиональных деструкций личности является феномен выгорания.
История происхождения термина «выгорание» берет свое начало с исследований американских психологов, случайно столкнувшихся в своей работе с необычным явлением.
Первым, кто описал «выгорание» был Herbert Freudenberger. Он считал, что синдром выгорания характеризуется истощением энергии у специалистов, особенно в сфере социальной помощи. Перегруженность проблемами других людей ведет к снижению их эффективности в целях и деятельности. В 1974 году им был введен термин «burnout». Автор охарактеризовал данный синдром, проявляющийся у людей альтруистических профессий, как общую физическую утомленность и разочарованность [39].
Herbert Freudenberger описывает синдром выгорания как истощение энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей, вследствие чего снижается их эффективность в целях и действиях [39].
Профессиональное выгорание — это синдром, возникающий в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Что, в свою очередь, ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.
Так, К. Маслач определяет синдром профессионального выгорания как синдром физического и эмоционального истощения, который включает развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам [31].
По мнению К. Маслач, синдром профессионального выгорания – это потеря интереса и осторожности в процессе работы. По мере изучения данного синдрома она трактует это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, которое включает в себя развитие негативной самооценки, а также отрицательное отношение к работе. Наблюдается утрата понимания к клиентам и сочувствия к ним. Дальнейшие исследования К. Маслач, С. Джексона добавили к этим симптомам: снижение общей работоспособности, эмоциональную истощенность, деперсонализацию [30].
В зарубежной литературе в 1982 году по профессиональному выгоранию было опубликовано более тысячи статей. Но представленные исследования в этих статьях носили описательный характер. К. Маслач указывала на то, что профессиональная деятельность человека, относящаяся к системе «человек – человек», различна [30]. Общим является то, что человек находится в непосредственном контакте с другими людьми, а продолжительное время поддерживать контакт достаточно трудно.
На сегодняшний день большое количество исследований синдрома профессионального выгорания сходятся в том, что это состояние эмоционального, психического и физического истощения, которое развивается как результат неразрешенного стресса на рабочем месте, и носит хронический характер [39].
Понятие «профессиональное выгорание» трактуется следующим образом — это системное явление, характеризующееся истощением, деперсонализацией и понижением профессиональной самооценки. К. Маслач и С.Е. Джексоном был разработан опросник МВI (Maslach Burnout Inventory). В основе опросника лежит трехмерный конструкт, который включает в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию, редуцирование личных достижений, которое характеризуется негативным оцениванием себя в профессиональной деятельности.
В свою очередь, японские исследователи говорят о том, что к трехфакторной модели К. Маслач необходимо добавить четвертый фактор «involvement», который обозначает «зависимость», «вовлеченность». Данный фактор характеризуется наличием следующих признаков: головные боли, нарушение сна, раздражительность, наличие химических зависимостей.
По мнению Д. Дирендонка, Х. Сиксма, В. Шауфели чувство несправедливости, социальной незащищенности, зависимость от других людей, от руководства – все перечисленное выступает специфическими детерминантами профессионального выгорания. Авторы, основываясь на своем исследовании синдрома выгорания, выделили двухмерную конструкцию, в которую входят деперсонализация и эмоциональное истощение [47].
В своем исследовании С. Буриш определяет понятие «профессиональное выгорание» как: психологический термин, который обозначает симптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса [10].
Отечественные исследователи Н.Е. Водопьянова, А.Б. Серебрякова, Е.С. Старченкова изучали стили поведения в неблагоприятных ситуациях и личностные характеристики, и их влияние на выраженность синдрома профессионального выгорания.
Некоторые исследователи говорят, что усталость служит защитой. Это естественное состояние, которое в любом случае возникает в определенный момент профессиональной деятельности. Однако со временем длительная усталость переходит в хроническую усталость. Это вызывает изменение психофизиологического состояния в худшую сторону, при котором компенсация отдыхом не помогает. Достаточно длительный разрушительный эффект воздействия негативных факторов приводит к изменениям личности, которые становятся устойчивыми. Ситуационные проявления негативных эмоций превращаются в такие черты, как: изоляция, агрессивность, депрессия, личная тревожность и т. д.
По мнению различных исследователей, профессиональное выгорание связано не только с межличностными взаимоотношениями в коллективе, а рассматривается как профессиональный кризис, который связан целиком с работой. Такой подход к пониманию понятия значительно изменил его основные компоненты, такие как: цинизм, профессиональная эффективность, эмоциональное истощение. С этой точки зрения деперсонализация получила более широкое значение и стала характеризоваться отрицательным отношением к труду и в целом к его предмету.
Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
По мнению К. Кондо, синдром «эмоционального выгорания» характеризуется дезадаптированностью к рабочему месту. Это происходит вследствие повышенной рабочей нагрузки на человека, а также неадекватными межличностными отношениями. Напряженная работа влечет за собой чрезмерную трату психической энергии, а это в свою очередь, ведет к эмоциональному истощению и усталости. Как результат, возникают: тревога, гнев, раздражение, снижается самооценка, возникают головные боли, повышается давление, нарушается сон, возникают проблемы в семье. Стрессогенные факторы вызывают синдром «эмоционального выгорания», охватывающий широкий круг профессий и расширяющий количество людей, подверженных данному синдрому [38].
Е. Аронсон, А. Пинес представляют синдром эмоционального выгорания в виде одномерной конструкции. По их мнению, эмоциональное выгорание – это состояние физического и психического истощения, которое вызвано пребыванием в ситуациях, эмоционально перегруженных [47].
По мнению А. Чирома, эмоциональное выгорание представляет собой комбинацию из нескольких составляющих, таких как: физическое, эмоциональное, когнитивное истощение или утомление. Эмоциональное истощение является основным фактором эмоционального выгорания.
П. Торнтон в своем исследовании выявлял связь между типом поведения преодоления и уровнем эмоционального выгорания. В ходе исследования им были выделены три стратегии поведения преодоления. Две активные стратегии, в основе которых лежит изменение собственного отношения к ситуации, а также преобразование ситуации и овладение ею. Одна пассивная стратегия, в основе которой лежит отказ от устранения трудностей в сложившейся ситуации [47].
Исследования в отечественной психологии проблемы выгорания ведутся с 1980 года. Такие термины как «эмоциональное выгорание», «психическое выгорание», «профессиональное выгорание» используются равноправно, различия не делаются. Т.В. Форманюк первоначально было введено понятие «эмоциональное сгорание» [50]. По ее мнению, самым первым является симптом эмоционального истощения в этом синдроме. В дальнейшем, именно эмоциональным истощением запускаются другие симптомы. Многие исследователи говорят о том, что «профессиональное выгорание» проявляется именно в профессиональной сфере и по большей части, связано с отношением человека к работе.
В отечественной психологии первым, кто начал изучать проблему эмоционального выгорания, был В.В. Бойко [8]. В.В. Бойко считал, что эмоциональное выгорание приобретается в процессе жизнедеятельности человека. И именно этим оно отличается от других форм эмоциональной ригидности. Эмоциональная ригидность в своей основе имеет органические причины, а именно свойства нервной системы, психосоматические нарушения, степень подвижности эмоций.
По мнению Г.В. Залевского, ригидность может выступать как одна из характеристик синдрома эмоционального выгорания и имеет динамико-содержательную природу. Таким образом, можно говорить, что ригидность указывает на трудности, которые испытывает самоактуализирующаяся личность. А также о том, что не срабатывают психологические механизмы [6].
В.В. Бойко считал, что эмоциональное выгорание – это, прежде всего, механизм психологической защиты, вырабатываемый самой личностью. При наличии психотравмирующих воздействий данный механизм запускается и характеризуется частичным или полным исключением эмоций [8].
Выгорание характеризуется приобретенным стереотипом эмоционального поведения, зачастую – профессионального. Данный стереотип позволяет человеку дозировано расходовать свои энергетические ресурсы, включать «экономный режим» [8]. Следствия выгорания являются дисфункциональными и влекут за собой нарушения профессиональной деятельности, а также нарушают взаимоотношения с партнерами и клиентами. Безусловно, что эмоциональное выгорание является причиной деформации личности в профессиональном плане.
В.В. Бойко предложил структуру синдрома эмоционального выгорания, которая состоит из последовательных трех фаз:
1. Невротическая реакция. На этой стадии в первую очередь меняется физическое и эмоциональное состояние человека. Наблюдается неврастения, повышенная утомляемость, снижение умственной работоспособности, раздражительность и повышенная конфликтность.
2. Резистенция. На данной стадии меняется поведение человека. Происходит изменение отношения к работе, вплоть до отвращения к ней, из-за чего выполнение профессиональных обязанностей становится формальным. Между тем наблюдается социальная отгороженность. Человек как бы воздвигает психологический барьер для защиты от окружающих.
3. Истощение (стойкое изменение личности). Происходит профессиональная деформация личности, которая проявляется в форме циничности и подчеркнутой агрессивности. Все это протекает на фоне утраты человеком способности радоваться жизни. Могут наблюдаться затяжные периоды депрессии. [8].
В свою очередь, Б. Пельман, Е. Хартман также изучая эмоциональное выгорание, выделили три основных компонента:
1. Эмоциональное истощение.
2. Деперсонализация.
3. Сниженная рабочая продуктивность [47].
Е. Махер, обобщив весь существующий перечень симптомов «эмоционального выгорания», характеризует его: истощением, усталостью, утомлением, психосоматическим недомоганием, бессонницей, отрицательным отношением к клиентам, негативным отношением к самой работе, злоупотреблением кофе, алкоголем, табаком, наркотиками, тревожностью, беспокойством, гневом, упадническими настроениями, переживанием чувства вины [39].
В.В. Бойко поделил причины эмоционального выгорания на две группы: внешние и внутренние [8]. Внешние – такие причины, о которых нужно знать, чтобы по возможности избегать их или нейтрализовать их воздействие на личность. Внутренние – такие причины, о которых необходимо знать, чтобы не допустить их включения, так как они подвластны человеку, и он может работать над ними самостоятельно или с помощью психолога.
Внутренние причины:
1. Постоянная тяжелая психоэмоциональная активность, связанная с интенсивным общением, и влиянием партнеров друг на друга. Специалисту, работающему с людьми, требуется беспрерывно поддерживать эмоциями различные аспекты общения: энергично устанавливать и разрешать трудности, внимательно воспринимать, интенсивно запоминать и быстро трактовать зрительную, голосовую и письменную информацию мгновенно взвешивать варианты и принимать решения.
2. Дестабилизирующая организация деятельности, то есть нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация.
3. Высокая ответственность за выполняемые функции и действия – представители многочисленных специальностей, как правило, работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Процессуальное содержимое их работы состоит в том, что беспрерывно необходимо вступать и быть в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная работа: необходимо вглядываться, прислушиваться, вчувствоваться в него, сопереживать, сочувствовать, сострадать, предвосхищать его слова, настроя, действия, а главное, всегда требуется принимать на себя энергетические разряды партнеров [8].
Чрезмерное нахождение в состоянии стресса действует на человеческую психику как яд. При повышенной нагрузке имеет большое значение определить такой уровень напряжения, который будет безопасным для нервной системы. В таком случае эмоциональное выгорание можно будет контролировать или попробовать совсем избежать.
Эмоциональное выгорание проявляется на трех уровнях:
1) Психофизиологический – хроническая усталость, ощущение эмоционального и физического истощения, астения, снижение чувствительности и реактивности, снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности (ухудшение слуха, зрения, обоняния, расстройства различных систем организма и т.д.).
2) Эмоциональный – депрессивные состояния, частые переживания негативных эмоций без видимых внешних причин, чувство неполноценности, повышенная тревожность, неосознанное беспокойство.
3) Поведенческий – снижение энтузиазма в работе, безразличие к результатам деятельности, невыполнение важных и приоритетных задач, постоянная нехватка времени, частые опоздания, больничные, прогулы, злоупотребление кофе, алкоголем, курением и сосредоточение на какой-то одной стороне жизни.
Изначально возникает следующее: ощущение усталости и повышенная раздражительность, перерастающая в немотивированную агрессию по отношению к сотрудникам. Такое поведение можно объяснить внутренним напряжением, которое образуется в результате недовольства собой или иными внутренними конфликтами.
Напряжение постепенно накапливается, возникает необходимость «сбросить» его. Переполняют чашу затруднения, которые ранее не вызывали бурной эмоциональной реакции. В тех ситуациях, когда у человека обнаруживается расхождения между его ресурсами и требованиям, этот синдром лишь все больше и больше развивается.
Результаты исследований, проводимые учеными в области выгорания позволяют анализировать ценностно-смысловые основания деятельности и профессионально важные личностные качества специалиста, которые будут определяющими его личностного успеха в той или иной профессии, как ключевые личностные ресурсы преодоления трудных профессиональных ситуаций и предотвращения выгорания. [47].
Однако не следует считать, что эффекты выгорания и профессиональные стрессы это одно и тоже, хотя и наблюдается некоторая схожесть. Можно говорить о том, что синдром эмоционального выгорания представляется как следствие влияния стрессовых факторов и не является какой-либо разновидностью стресса.
В основе формирования нервного перенапряжения могут лежать личностные особенности человека, такие как: конфликт интимно-личностного характера; мотивационный конфликт; агрессивность; хроническая тревожность; внутреннее напряжение; конфликт между близкими людьми.
На сегодняшний день более распространенным термином является «психическое выгорание», так как оно указывает на то, что выгорание затрагивает сферу психического и всю личность в целом. Некоторые авторы отмечают, что больше всего популярным считается термин «психическое выгорание», но более точным является термин «эмоциональное выгорание».
Для отечественной психологии характерным является исследование синдрома «выгорания» с точки зрения профессиональной деятельности. Н.В. Мальцева говорит о том, что синдром психического выгорания представляет собой сложное структурно-динамическое образование, которое формируется в процессе профессиональной деятельности и является негативным эффектом профессионализации [28].
Как считает В.Е. Орел, на сегодняшний день до сих пор не определено место выгорания среди таких классических психологических понятий как: личность, деятельность, психические свойства, психические процессы [34].
Также исследователь обращает внимание на тот факт, что нет единой концепции, которая бы объяснила синдром эмоционального выгорания. В ходе теоретического и эмпирического исследования В.Е. Орел говорит о том, что, влияя на личность профессионала, выгорание способствует проявлению некоторых функциональных закономерностей. Данные закономерности обладают «сквозным» характером и проявляются на всех уровнях организации личности. А для некоторых сфер личности являются специфическими [34]. Таким образом, выгорание проявляется во всех сферах личности: когнитивной, мотивационной, сферы отношения личности к профессиональной деятельности.
М. Кинг, исследуя «выгорание», выступал против термина «выгорание». Он указывал на неопределенность и частичное совпадение с родственными понятиями, такими как: депрессия, посттравматический синдром [39].
С.Е. Хобфол, Дж. Фриди устанавливали связи с уже существующими моделями, например, с теорией общего стресса. А. Адлер с психодинамикой беспомощности у представителей помогающих профессий. С.Т. Миер с выученной беспомощностью. А. Бандура с моделью самоэффективности, компетентности. Д.Х. Малан с компульсивным оказанием помощи при «синдроме помогающих профессий» [7].
В.Е. Орел, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова [14; 34] при изучении проблемы «выгорания» обращали внимание на отрицательное влияние профессиональной деятельности на личность. Особенно в тех профессиях, которые связаны непосредственно с другими людьми (учителя, медработники, психологи, юристы, полицейские, тренеры, и др.).
Профессиональная деятельность медицинских сестер предполагает эмоциональную насыщенность и большое количество факторов, вызывающих стресс. Существует тесная взаимосвязь между профессиональным выгоранием у медсестер и мотивацией деятельности. Выгорание приводит к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессоцержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к рабочим обязанностям, которые сводятся к необходимому минимуму.
Нередко «трудоголизм» и активная увлеченность своей профессиональной деятельностью у медсестер также способствуют развитию симптомов выгорания. Сотрудники «тяжелых» отделений постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью и сложностью труда. В результате постепенно формирующегося СЭВ возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, порождается негативное и даже циничное отношение к пациентам.
Профессиональное выгорание у медицинских сестер снижает эффективность профессиональной деятельности из-за растущей дегуманизации в форме негативизма по отношению, как к больным, так и к сотрудникам, ощущении собственной профессиональной несостоятельности, чувстве неудовлетворенности трудовой деятельностью, явлениях деперсонализации, а в результате в резком ухудшении качества жизни.
Формированию выгорания у медсестер способствует необходимость работы в напряженном ритме с высокой эмоциональной и психологической нагрузкой личностного взаимодействия с трудным контингентом. Вместе с этим развитию синдрома способствует отсутствие надлежащего вознаграждения (не только финансового, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет индивида считать, что его деятельность не несет ценности для общества [22].
Таким образом, в нашем исследовании синдром профессионального выгорания понимается как один из защитных механизмов, выражающийся в определённом эмоциональном отношении специалиста к своей профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание более широкий термин и подразумевает исключение эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, не обязательно профессиональные. Хотя чаще всего разницы между профессиональным и эмоциональным выгоранием в исследованиях не подразумевается.
Профессиональное выгорание – это негативное психологическое явление, проявляемое через эмоциональное истощение, развитие дисфункциональных профессиональных установок и снижение профессиональной мотивации, наблюдаемое у лиц без психопатологии.
Клинические проявления выгорания многочисленны. На начальных стадиях развития это может быть переживание психотравмирующих обстоятельств, а при сильном развитии, симптомы могут перейти в область психосоматических расстройств. В организме человека происходит ряд физиологических сдвигов, понижается работоспособность и возникает конфликт, который заключается в противостоянии требованиям профессиональной деятельности и снизившимися возможностями человека. Чтобы преодолеть этот конфликт, организм должен мобилизовать все, внутренние ресурсы и он переходит на режим энергетического функционирования.

1.2. ПРИЧИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР

Каждая профессия может способствовать развитию человека и совершенствовать его личные качества на пользу общества, но может вызывать и негативные изменения состояния и характера.
Учитывая условия деятельности специалистов помогающих профессий и основной вид деятельности – помогающее поведение, личность специалиста обладает следующими качествами: альтруизм, эмпатия (стремление к сопереживанию), жертвенность, ответственность, собранность и внутренняя готовность к действию, дисциплинированность (как соблюдение правил поведения конкретной профессии).
В прямой зависимости от условий деятельности и от тех складывающихся отношений, которые происходят в результате взаимодействия с другими людьми складываются особенности личности специалиста медицинской профессии. Это обуславливает и представление личности о себе как «сильной», и убеждает ее бороться с трудностями «до последнего» (например, чтобы оправдать доверие пациента и укрепить статус «сильного»), выдерживать различные сложные ситуации (жизнестойкость), ориентироваться на благополучие других (просоциальное поведение), строить поведение на основе общественных представлений о профессии. Все это становится частью профессионально-важных качеств специалиста. Но одновременно он теряет ощущение «управляемости» собственной жизни, становясь заложником общественных представлений о его профессиональной роли. В помогающих профессиях деятельность человека в связи со спецификой взаимодействий (субъект-субъектные) и предмета (мир человеческих отношений) становится максимально личностной, т.е. не отчуждаемой от себя [43].
Среди особенности профессиональной деятельности медицинских работников необходимо отметить, что им приходится постоянно входить и находиться в состоянии пациента, всматриваться, вслушиваться, вчувствоваться в него; сопереживать, сострадать, сочувствовать, предвосхищать его слова, настроения, поступки. Характерно наличие дестабилизирующей организации деятельности — многочасовой характер работы, недостаток оборудования и медикаментов, нечеткое планирование трудовой деятельности. Также отличительной особенностью является повышенная ответственность за исполняемые функции. В результате возможно появление тревожности, депрессии, эмоциональной ригидности, эмоционального опустошения.
Что касается среднего медперсонала, то стоит отметить, что медицинская сестра часто общается с больным, и характер ее поведения ощущается им непосредственно. Медсестра играет промежуточную роль между врачом и пациентом. Усталость и раздражительность медсестры часто бывают вызваны не количеством выполненной работы, а эмоциональной нагрузкой, которой она сопровождается.
Анализ деятельности медсестры свидетельствует о том, что она должна быть всесторонне развитой личностью, обладать высокими нравственными качествами, занимать активную жизненную позицию.
Медсестра обязана быть квалифицированным, образованным работником; уметь оказывать неотложную доврачебную медицинскую помощь; владеть комплексом мероприятий по уходу за больным; уметь оценивать состояние больного; готовить больного к различным исследованиям и операциям; владеть некоторыми методиками лабораторных исследований и сбора материала для них. Требования современной медицинской практики, свидетельствуют о том, что особое место в обеспечении профессионального успеха медицинской сестры занимают психические качества и личностные свойства. В каждом направлении медицины существуют свои формы работы, особенности психологии больных, зависящие от формы заболевания [42].
Профессиональное выгорание у медицинских сестер выражается в виде нарастающего равнодушия к своим профессиональным обязанностям, ко всему, что происходит на работе, дегуманизации в форме растущего негативизма по отношению, как к больным, так и к сотрудникам, ощущении собственной профессиональной несостоятельности, чувстве неудовлетворенности трудовой деятельностью, явлениях деперсонализации, а в результате в резком ухудшении качества жизни [39].
Формированию этого состояния способствует необходимость работы в напряженном ритме с высокой эмоциональной и психологической нагрузкой личностного взаимодействия с трудным контингентом. Вместе с этим развитию синдрома способствует отсутствие надлежащего вознаграждения (не только финансового, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет индивида считать, что его деятельность не несет ценности для общества [19].
Основные причины, напрямую влияющие на формирование профессионального выгорания медработников:
— высокая интенсивность трудового дня, обусловленная взаимодействием с людьми, в основном имеющими разные заболевания;
— большое разнообразие разного по содержанию и эмоциональной напряженности взаимоотношения с коллегами и больными;
— высокая ответственность за результат взаимодействия с больными и коллегами;
— определенное зависимое положение от коллег и пациентов;
— понимание индивидуальных особенностей, притязания и экспектации;
— навязчивое стремление на неофициальные взаимоотношения при решении проблем больных;
— враждебные или натянутые ситуации контакта, спровоцированные недоверчивостью, несогласием и проявляющиеся в разных формах отказа от дальнейшего взаимодействия [23].
Сфера труда с больными людьми является одной из самых сложных и эмоционально затратных. Отрицательные стороны работы в этой области заключаются в том, что:
1. Из-за постоянной работы с сильными эмоциональными переживаниями формируются защитные механизмы, снижающие тяжесть переживания этих эмоций, вследствие чего возможна потеря чувствительности к эмоционально значимым переживаниям больных и их родственников, попавших в трудную ситуацию.
2. Само взаимодействие с больными, нередко может быть затруднено в силу особенностей соматического или психического статуса. Пациенты с тяжелыми и хроническими заболеваниями могут недоверчиво относиться к медицинскому персоналу и воспринимают свое пребывание в больнице как неизбежность. Все это приводит к истощению медицинских работников, им кажется, что они ни в чем не успешны, считают больных «неблагодарными», со временем привыкают не привязываться к больным, равнодушно относиться к проблемам, что существенно понижает результативность работы [2].
3. Результаты работы с определенными категориями больных бывают неощутимы и неконкретны, а затраты на эту работу велики. Эффективность работы в медицине, зависит от разных людей и обстоятельств, порой определенному человеку весьма тяжело ощутить значимость своей работы в жизни пациента. Лечение многих длительно формирующихся болезней и состояний требует продолжительного времени.
4. Большая загруженность на работе и недостаток финансовых ресурсов предоставляют небольшие перспективы для профессионального роста, посещения курсов повышения квалификации, научных конференций и семинаров.
Копятся личные проблемы, неизбежно появляющиеся в эмоционально-травмирующих ситуациях в работе. В следствие чего у медицинских работников исчезает страсть к работе, присутствует чувство, что ничего нельзя изменить, что больной обречен или относится к категории «потребителей», появляется желание винить самого больного, его членов семьи, коллег, начальство, систему здравоохранения вообще и государство, искать простейшие объяснения трудностям, появляющимися в процессе лечения больного [23].
Итак, условия, опосредующие профессиональное выгорание, – это не только высокая нагрузка (интенсивность, длительность и когнитивная сложность ситуаций общения в медицине), но и невысокая заработная плата, а кроме того связанные с этим неудовлетворительные качества жизни: социальная несправедливость и отсутствие защищенности, утрата престижности профессии медицинской сестры. Именно для медработников характерны повседневное многообразие как эмоционально, так и когнитивно сложных ситуаций взаимодействия, повышенная ответственность за результат коммуникации, частое отсутствие положительного результата или мотивационного подкрепления (положительной обратной связи). Данные особенности межличностного взаимодействия выступают в качестве общих профессиональных стрессов для всех медработников и могут привести к возникновению и формированию профессионального выгорания личности [12].
Сталкиваясь с негативными эмоциями, медицинский работник невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сам испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Более всего риску возникновения профессионального выгорания подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Такие личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью.
По данным английских исследователей данной проблемы у среднего медицинского персонала в первую очередь синдрому выгорания подвержена профессиональная эффективность (36%), во вторую очередь наблюдается эмоциональное истощение (22%,) деперсонализация отмечается у 7% медиков [37].
Установлено, что одной из причин синдрома «выгорания» у среднего медицинского персонала является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер. На развитие хронического стресса у представителей данной профессии влияют:
— ограничение свободы действий и использования имеющегося потенциала;
— монотонность работы;
— высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;
— неудовлетворенность социальным статусом.
Существует тесная взаимосвязь между профессиональным выгоранием у медсестер и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к рабочим обязанностям, которые сводятся к необходимому минимуму. Нередко «трудоголизм» и активная увлеченность своей профессиональной деятельностью у медсестер также способствуют развитию симптомов выгорания.
Зачастую у сотрудников, подверженных длительному профессиональному стрессу, наблюдается внутренний когнитивный диссонанс: чем напряженней работает человек, тем активнее он избегает мыслей и чувств, связанных с внутренним «выгоранием». Развитию этого состояния способствуют определенные личностные особенности у медицинских работников – высокий уровень эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура.
Основными причинами развития профессионального выгорания у медсестер являются:
— высокая интенсивность трудового дня, обусловленная взаимодействием с людьми, в основном имеющими разные заболевания;
— большое разнообразие разного по содержанию и эмоциональной напряженности взаимоотношения с коллегами и больными;
— высокая ответственность за результат взаимодействия с больными и коллегами;
— определенное зависимое положение от коллег и пациентов;
— понимание индивидуальных особенностей, притязания и экспектации;
— навязчивое стремление на неофициальные взаимоотношения при решении проблем больных;
— враждебные или натянутые ситуации контакта, спровоцированные недоверчивостью, несогласием и проявляющиеся в разных формах отказа от дальнейшего взаимодействия.
Потенциальные причины выгорания включают в себя профессиональные стрессовые факторы, такие как перегрузка ролей, двусмысленность ролей и конфликты ролей. В теории профессионального стресса эти стрессогенные факторы вытекают из теории ролей и представляют собой ожидания или требования, которые люди в роли возлагают на фокусное лицо. Таким образом, эти стрессоры имеют межличностную составляющую.
Неудовлетворенные ожидания также связаны с выгоранием, и это согласуется с идеей о том, что с течением времени выгорание развивается на рабочем месте. Восприятие несправедливой рабочей среды также может привести к выгоранию, хотя эта взаимосвязь может быть нелинейной или простой. Некоторые экологические характеристики также могут привести к меньшему выгоранию, включая инновационную среду, рабочие места, участие в принятии решений и самостоятельность в работе.
По мнению достаточно большого количества авторов, занимающихся изучением «выгорания», по большей части именно личностные особенности влияют на развитие профессионального «выгорания». Выгорания более всего вероятно у людей с меньшей степенью зрелости и самодостаточности, более импульсивных и нетерпеливых, не имеющих семьи, но нуждающихся в тех, кто мог бы оказать им поддержку, одобрить, имеющих цели и притязания, не согласующиеся с реальностью. Пол, стаж, возраст и другие социальные характеристики напрямую не связаны с выгоранием [5].
Таким образом, профессия медицинской сестры – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию профессионального выгорания. Эта профессия характеризуется высокой степенью эмоциональных переживаний, которые специалист испытывает в процессе профессиональной деятельности, так как на него возложена огромная ответственность за здоровье пациентов.

1.3. ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Человек, который подвергается в той или иной мере профессиональному выгоранию не является здоровым человеком, а при крайней выраженности синдром профессионального выгорания подлежит полному и комплексному психотерапевтическому лечению. К сожалению, в некоторых случаях «выгорание» заходит очень далеко, выявляется стойкое отрицательное отношение к коллегам, пациентам и ближайшему окружению. В таких ситуациях возможен лишь один выход из ситуации: смена работы, переход к административной деятельности или работа, не связанная с людьми. Именно поэтому очень важны меры по профилактике профессионального выгорания.
Понятие профилактики широко используется в различных областях знания. Под профилактикой понимается совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка [33].
Л.П. Кузнецова определяет профилактику как сознательную, целенаправленную, организованную деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата [24].
Профилактика профессионального выгорания представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок возникновения выгорания [48]. Целью психологической профилактики профессионального выгорания является изменение поведения медицинских работников, при котором они могут жить и работать эффективней, получать удовлетворение от работы, быть довольными жизнью.
Изменение поведения заключается в том, чтобы, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения, развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями; вырабатывать навыки преодоления собственных ограничивающих убеждений, позитивно принимать жизненно важные решения; развивать умение поддерживать межличностные эмоциональные отношения; стремиться реализовать личный потенциал [37].
Как показывает обзор научной литературы, анализу проблематики профилактики профессионального выгорания посвящены публикации Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Страченковой, В.В. Лукьянова, С.В. Филиной, Л.Н. Юрьевой и др. [13].
Анализ научных работ показывает, что с одной стороны, разработка специальных профилактических программ осложняется отсутствием единой точки зрения в понимании феномена эмоционального выгорания, а с другой – в последнее десятилетие наметились явные позитивные сдвиги в теории и практике проведения программ по превенции выгорания.
В качестве примеров авторы указывают на позитивный опыт голландских ученых, разработавших программу «Вызов внутреннему мастеру», основанную на идеях трансперсональной психологии. В качестве другого примера приведены результаты превентивной программы, реализованной в медицинских учреждениях Гонконга. Данная программа включает в себя три направления психологических интервенций на индивидуальном уровне: работа с коммуникативной компетентностью, навыками самоменеджмента и психологическая подготовка медицинских сестер.
При этом авторы заостряют внимание на тех проблемах, которые требуют пристального внимания со стороны исследователей. В частности, одним из вопросов является необходимость индивидуализации средств и методов психологических интервенций с учетом возраста и пола субъектов профессиональной деятельности. Другой проблемой является необходимость учета организационного и ролевого факторов при проектировании профилактических программ [14].
Анализ современных средств превенции синдрома выгорания позволил Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой выделить основные направления, по которым может осуществляться профилактика профессионального выгорания. Первое направление основано на экологической парадигме управления стрессами на работе – устранение потенциальных источников стресса в рабочей среде. В рамках второго направления профилактика и преодоление синдрома выгорания фокусируется на развитии рационального и позитивного оценивания стрессовых ситуаций, актуализация личностных ресурсов стрессоустойчивости и конструктивных моделей преодоления стрессов на работе. Третье направление ориентировано на развитие умений управлять стрессами в деловых коммуникациях, навыков саморегуляции психических состояний и восстановления психоэнергетических потенциалов [14].
С.В. Филиной обосновывается возможность профилактики и коррекции синдрома выгорания посредством оказания специалистам помощи в восстановлении или активизации процессов саморегуляции на основе биосенсорного подхода в психологии [45].
В исследовании В.В. Лукьянова представлены результаты коррекции синдрома выгорания с использованием методики Балинтовских групп (на примере врачей психиатров-наркологов) [27].
В работе Л.Н. Юрьевой отстаивается необходимость первичной профилактики профессионального выгорания на этапе обучения в вузе, внедрение программ по профилактике и коррекции синдрома выгорания должно стать важным элементом дипломного и постдипломного образования [51]. Совершенно справедливо замечание Л.Н. Юрьевой, что студентов необходимо готовить к реальной деятельности с ее неизбежными фрустрациями, разочарованиями, рутинизацией работы, чтобы в дальнейшем избежать «шока реальностью» [51].
Л.Н. Юрьева дает также обзор психотерапевтических техник, направленных на профилактику профессионального выгорания и обращает внимание на наиболее продуктивные: тренинги развития профессиональных коммуникативных навыков; супервизия; группы поддержки; дебрифинг; техники, направленные на укрепление личностного счастья человека; терапия творческим самовыражением; техники, направленные на коррекцию жизненной перспективы; биографический тренинг; психотерапия, ориентированная на реконструкцию будущего [51].
Профилактические мероприятия по устранению синдрома эмоционального выгорания, должны сосредотачивать внимание на предотвращение действия стрессора – снятие напряжения, появляющегося в ходе рабочей деятельности, поднятие собственной мотивации в профессии и т.д. Если замечается проявление признаков данного синдрома, у сотрудников организации, руководству, с помощью психологов, необходимо выявить причину данного психологического состояния человека, провести профилактически мероприятия, а также создать максимум комфортные условия труда.
Эмоциональное выгорание возможно предотвратить, предпринимая профилактические шаги, устраняющие, ослабевающие его возникновение. Рассматривая данную проблему, становится актуальной организация непрерывного, планомерного психолого-педагогического наблюдения работы служащего в целях корректировки, профилактики и устранения синдрома эмоционального выгорания.
В результате осуществления психолого-педагогического сопровождения, формируется профессиональное развитие, воплощение личного потенциала, наличие профессионального самосохранения, удовлетворение своей деятельностью. Собственно, поэтому организация психолого-педагогического сопровождения профессионального совершенствования очень необходимо. Регулирование стрессом в рабочей обстановке и преодоление синдрома выгорания, может быть только тогда эффективным, когда оно выстраивается на системном подходе, располагающим комплекс действий. Ниже предоставлен поэтапный план профилактики эмоционального выгорания сотрудников [11]:
1. Диагностико-информационный этап. Он включает в себя оценку стрессоустойчивости работника с использованием надежных методик; осведомление о том, на каком уровне стресса находится испытуемый, о симптомах, причинах.
2. Осознавательный этап. В него входят осмысление и принятие сотрудником своей области развития в плане управления стрессом; формирование мотиваций на перемены; усвоение взаимосвязи эмоционального процветания и психосоматики, обязательность преодоления страхов.
3. Развивающий этап. Этот этап включает в себя скапливание средств для таких изменений, как разработка навыков психосаморегуляции, урегулирование ситуаций на уровне организации, создание благоприятной атмосферы в коллективе.
Необходимо знать, что сотрудники, которые склонны к эмоциональному выгоранию, обычно самые творческие, эмоциональные и активные. А если руководство заинтересованно в сохранении квалифицированных работников, то непременно нужно поддерживать их в работоспособном состоянии.
Также можно снизить риск развития эмоционального выгорания на этапе устройства на работу специалиста. Для этого необходимо четко оценить наличие активной жизненной позиции, оптимизм, и не пассивное отношение к трудностям, расположенность к креативности в ситуациях межличностного отношения. Соответственно руководитель должен создать благоприятную атмосферу в коллективе, поощрять личные инициативы, повысить значимость в работе, правильно планировать, распределять нагрузку [17].
Для предупреждения эмоционального выгорания в профессиональной деятельности эффективна саморегуляция. Саморегуляция необходима тогда, когда работник сталкивается с такой проблемой, которую он не способен самостоятельно решить, или она не имеет однозначного решения, а также когда эмоциональное и физическое напряжение достигает высокого уровня. В психологические основы саморегуляции входят управление познавательными процессами и личностью (поведение, эмоции, действия).
Сегодня для саморегуляции психических состояний используется нейролингвистическое программирование. Г. Дьяконов разработал в этом направлении цикл упражнений, направленных на психологическую коррекцию личности. Специалист способен рационально и эффективно распределяться своими силами каждодневно в течение целого года, если он знает свои потребности и методы по их удовлетворению [20].
Комплекс упражнений для саморегуляции психический и физических состояний, называется аутотренинг. В его основе лежит сознательное применение человеком определенных средств психологического влияния в целях релаксации и стимуляции на свой организм, и особенно на нервную систему. Если человек использует прием аутотренинга, то это позволяет ему нацелено поменять свой психологический настрой, что в конечном итоге скажется на его самочувствие и здоровье, а также на спокойной работоспособности.
О.В. Крапивина, анализируя перспективы разработки профилактических мер по предупреждению развития профессионального выгорания, замечает, что психологическое воздействие необходимо направлять не только на проблемные стороны личности с целью их восстановления, реабилитации, но и сохранные возможности и ресурсы, способные выступать в качестве опорных [22].
Наличие определенных ресурсов, потенциалов, возможностей расширяет поле деятельности личности, делая более достижимыми значимые цели в жизни. В работе О.И. Бабич дается следующее определение личностным ресурсам преодоления профессионального выгорания – это сложная система внутренних (личностных) и внешних ресурсов, имеющая индивидуальный и изменчивый профиль, которая самоорганизуется при взаимодействии различных причин выгорания и личности.
Личностные ресурсы преодоления выгорания обеспечивают способность личности менять негативное влияние причин выгорания на позитивное для личности действие и направлять усилия на устранение факторов выгорания [3].
Выделены следующие личностные ресурсы преодоления профессионального выгорания: осмысленность жизни, инернальность, позитивное самовосприятие и «внутренняя поддержка», естественность поведения, межличностная чувствительность и гибкость поведения во взаимоотношениях с окружающими, способность жить настоящим, свобода и ответственность, позитивное восприятие мира и человеческой природы.
Системообразующими ресурсами преодоления синдрома выгорания, по мнению О.И. Бабич, являются самоактуализация, осмысленность жизни и интернальность.
Как отмечает К. Маслач, ни изменение рабочей среды, ни изменение людей не будет достаточным само по себе для предотвращения выгорания. Необходимы индивидуально- и организационно-ориентированные программы. Наиболее эффективная модель вмешательства должна включать в себя организационные инновации с индивидуально-ориентированными программами обучения [31]. Такой подход, с одной стороны, через создание поддерживающей организационной среды, а с другой, через вовлечение сотрудников в работу, может способствовать и как повышению качества жизни работников, так и препятствовать возникновению у них выгорания.
Таким образом, в настоящее время психологическая профилактика профессионального выгорания строится на основе использования различных психологических подходов и технологий. В исследованиях показано, что наиболее продуктивными средствами профилактики являются психологические тренинги личностного роста и самореализации. При этом обзор научной литературы показывает, что эвристическим потенциалом в решении вопросов профилактики профессионального выгорания обладают ресурсный и комбинированные подходы. Ресурсный подход определяет такие психологические процессы, состояния и свойства личности, которые выступаю в качестве психологической опоры и мишени профилактики синдрома. Согласно комбинированному подходу эффективные программы профилактики синдрома должны быть направлены как на организационные, так и на личностные изменения.
1.4. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВАВЕ 1
1. Профессиональное выгорание понимается как один из защитных механизмов, выражающийся в определённом эмоциональном отношении специалиста к своей профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание более широкий термин и подразумевает исключение эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, не обязательно профессиональные. Клинические проявления выгорания многочисленны. На начальных стадиях развития это может быть переживание психотравмирующих обстоятельств, а при сильном развитии, симптомы могут перейти в область психосоматических расстройств.
2. Профессия медицинской сестры – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию профессионального выгорания. Эта профессия характеризуется высокой степенью эмоциональных переживаний, которые специалист испытывает в процессе профессиональной деятельности, так как на него возложена огромная ответственность за здоровье пациентов. Основными причинами, напрямую влияющими на формирование профессионального выгорания медработников, являются: высокая интенсивность трудового дня, взаимодействие с людьми, в основном имеющими разные заболевания; большое разнообразие разного по содержанию и эмоциональной напряженности взаимоотношения с коллегами и больными; высокая ответственность за результат взаимодействия с больными и коллегами.
3. В настоящее время психологическая профилактика профессионального выгорания строится на основе использования различных психологических подходов и технологий. Наиболее продуктивными средствами профилактики являются психологические тренинги личностного роста и самореализации. Хорошим потенциалом в решении вопросов профилактики профессионального выгорания обладают ресурсный и комбинированные подходы. Ресурсный подход определяет такие психологические процессы, состояния и свойства личности, которые выступаю в качестве психологической опоры и мишени профилактики синдрома. Согласно комбинированному подходу эффективные программы профилактики синдрома должны быть направлены как на организационные, так и на личностные изменения.


Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф