Страницы 1 2
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРИЧИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР НА БАЗЕ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель эмпирического исследования — выявить причины профессионального выгорания в деятельности медицинских сестёр.
Гипотеза исследования: предполагается, что причинами профессионального выгорания медицинских сестер являются большой срок службы, высокая контактность с больными, высокий уровень нервно — психического напряжения, высокий уровень тревожности, наличие депрессивных состояний, хронической усталости.
Исследование проводилось на базе РДКБ. Выборку исследования составили 30 сотрудников — медицинских сестер.
Состав испытуемых: 30 женщин в возрасте от 23 до 50 лет (средний возраст 36,7 лет), со стажем работы в качестве медицинской сестры от 1 до 20 лет (средний стаж 8,5 лет).
По уровню эмоциональной контактности с больными испытуемые были разделены на 5 групп:
1 балл — очень низкая контактность, общение с больными и их родственниками очень редкое — 4 человека.
2 балла — общение с больными носит информативный, манипуляционный характер (процедурная медсестра) — 6 человек.
3 балла — средняя контактность (палатная медсестра в терапевтических отделениях) — 8 человек.
4 балла — повышенная контактность, повышенная ответственность (анестезистка, медсестра интенсивной терапии) — 7 человек.
5 балла — высокая контактность (медсестры в отделениях с высокой смертностью, с травмами, неизлечимыми больными) — 5 человек.
2.2. ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В эмпирическом исследовании использовались следующие методики:
1. Методика диагностики эмоционального выгорания личности (В. В. Бойко).
2. Методика оценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин).
3. Тест — опросник «Шкала депрессии» (А.Т. Бек).
4. Опросник «Степень хронического утомления» (А.Б. Леонова, И.В. Шишкина).
Характеристика методик
1. Методика диагностики эмоционального выгорания личности (В. В. Бойко) диагностирует, в какой степени у испытуемого сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания.
Опросник состоит из 84 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Затем в соответствии с «ключом» осуществляются подсчеты.
С помощью методики можно определить: симптомы «переживание психотравмирующих обстоятельств», «неудовлетворенность собой», «загнанность в клетку», «тревога и депрессия», «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «эмоционально — нравственная дезориентация», «расширение сферы экономии эмоций», «редукция профессиональных обязанностей», «эмоциональный дефицит», «эмоциональная отстраненность», «личностная отстраненность (деперсонализация)», «психосоматические и психовегетативные нарушения» и фазы: напряжение, резистенция, истощение.
В каждой стадии выгорания возможна оценка от 0 до 120 баллов:
— 36 и менее баллов фаза не сформировалась;
— 37-60 баллов — фаза в стадии формирования;
— 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза [44].
2. Методика оценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин) позволяет оценить уровень личностной тревожности, как устойчивой склонности воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги и уровень реактивной тревожности или ситуативной. Реактивная тревожность представляет собой тревожность как состояние на данный момент. Характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации.
Опросник состоит из 40 утверждений, разделен на две части: высказывания 1-20 – оценивают реактивную тревожность (РТ), высказывания 21-40 – оценивают личностную тревожность (ЛТ).
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам в соответствии с ключом. При интерпретации результат можно оценивать так:
— до 30 баллов — низкая тревожность;
— 31–45 баллов — умеренная тревожность;
— 46 и более — высокая тревожность [15].
3. Тест — опросник «Шкала депрессии» (А.Т. Бек) разработан для измерения выраженности депрессии и отдельных ее компонентов. В основу опросника автором были взяты реальные жалобы пациентов, страдающих депрессией. Опросник включает две субшкалы: когнитивно-аффективных и соматических проявлений депрессии.
Опросник включает 21 вопрос, на которые необходимо дать один из четырех предложенных вариантов ответа. Показатель по каждой категории рассчитывается следующим образом: каждый пункт шкалы оценивается от 0 до 3 в соответствии с нарастанием тяжести симптома. Суммарный балл составляет от 0 до 62 и снижается в соответствии с улучшением состояния. При интерпретации данных учитывается суммарный балл по всем категориям:
0-9 – отсутствие депрессивных симптомов;
10-15 – легкая депрессия (субдепрессия);
16-19 – умеренная депрессия;
20-29 – выраженная депрессия (средней тяжести);
30-63 – тяжелая депрессия.
Градуально оценивается выраженность 21 симптома депрессии: пункты 1-13 – когнитивно-аффективная субшкала (C-A); пункты 14-21 – субшкала соматических проявлений депрессии (S-P) [25].
4. Опросник «Степень хронического утомления» (А.Б. Леонова, И.В. Шишкина) предназначен для диагностики доклинических степеней хронического утомления, которое в своих крайних формах переходит в разряд патологических состояний (различные формы астенического синдрома, неврозов и др.), что требует медицинского вмешательства.
Опросник состоит из 30 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да», «ни да ни нет», «нет». Полученные ответы по каждому пункту методики переводятся в 3-балльную оценочную шкалу: «Да» = 2 балла, «Ни да ни нет» = 1 баллу, «Нет» = 0 баллов.
Основным показателем выполнения методики является индекс хронического утомления (ИХРУ), который подсчитывается как сумма «сырых» баллов по всем пунктам опросника. Его можно также выразить формулой:
ИХРУ = (пп. 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 34, 35) – (пп. 1, 6, 14, 22, 33, 36) + 12, (где пп. – пункты опросника, 12 – поправочный коэффициент).
Диапазон значений ИХРУ может изменяться от 0 до 72 баллов. Чем выше значение индекса, тем более выражена степень хронического утомления.
Интерпретация значений показателя ИХРУ строится в соответствии со следующими градациями, которые соответствуют разным степеням развития хронического утомления:
— 17 и менее баллов — отсутствие признаков хронического утомления;
— 18 — 26 баллов — начальная степень хронического утомления;
— 27 — 36 баллов — выраженная степень хронического утомления;
— 37 — 27 баллов — сильная степень хронического утомления;
— 48 и более баллов — переход в область патологических состояний [35].
Методы обработки данных предполагали использование математико — статистического анализа. Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием статистического пакета программы STATISTIKA 10.0. Вычислялись:
1. Среднее арифметическое (М) – мера центральной тенденции, отражающее наиболее ожидаемое значение из ряда.
Среднее арифметическое рассчитывается по формуле:
M = ∑V/n, где M – среднее арифметическое, ∑ — знак суммы, V – варианта, n – количество наблюдений.
2. Стандартное отклонение (σ) – показатель нормального распределения, являющийся стандартизированным средним арифметическим отклонений каждого значения из ряда от среднего. Рассчитывается по формуле:
σ = √[(∑(x-xср)2)/n], где хср – среднее арифметическое, ∑ — знак суммы, х – варианта, n – количество наблюдений.
3. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена – непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. Вычисляется коэффициент корреляции рангов по формуле:
, где — сумма квадратов разностей рангов, а — число парных наблюдений [41].
Выбранные методы статической обработки данных позволяют более качественно представить результаты эмпирического исследования.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе были определены: выборка исследования, методики исследования, время и место проведения исследования, подготовлены бланки для испытуемых. На втором этапе была проведена психодиагностика в соответствии с выбранными методиками. На третьем этапе проводилась обработка результатов психодиагностики, проведен статистический анализ, сформулированы выводы по исследованию.
2.3. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Результаты по методике диагностики эмоционального выгорания личности В. В. Бойко представлены в таблице 1 в Приложении.
По полученным средним значениям можно сказать, что все фазы эмоционального выгорания (напряжение, резистенция, истощение) у медицинских сестер находятся в стадии формирования. Причем, стадия напряжения по среднему баллу является наиболее сформированной, стадия истощения наименее сформирована.
Соотношение испытуемых с разным уровнем сформированности фаз эмоционального выгорания представлено на рисунке 1.
Соотношение испытуемых с разным уровнем сформированности фаз эмоционального выгорания.
По результатам соотношения можно констатировать, что у большинства испытуемых (56,7%) находится в стадии формирования фаза напряжения, у 53,3% — стадия резистенции и у 63,3% — фаза истощения. При этом у 36,7% медицинских сестер сформирована фаза напряжения, также у 36,7% сформирована резистенция. И у 20% респондентов сформирована фаза истощения (60%).
То есть для большинства сотрудников характерно переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, чувство загнанности в клетку, проявления тревоги и депрессии, у них проявляется неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально — нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоции, редукция профессиональных обязанностей, иногда проявляются эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и психовегетативные нарушения.
Нет ни одного испытуемого, у которого не сформировалась или не формируется ни одна фаза эмоционального выгорания.
У 4-х испытуемых (13,3%) сформированы фазы напряжения и резистенции, у них отмечается сопротивление нарастающему стрессу, они стараются снизить давление внешних обстоятельств.
У одного человека (3,3%) сформированы все фазы эмоционального выгорания, что характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.
Результаты диагностики уровня тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина представлены в таблице 2 в Приложении.
Результаты диагностики показали, что в среднем в группе испытуемых нормальный уровень проявления ситуативной и личностной тревожности. Уровень ситуативной тревожности испытуемых несколько выше, чем личностной.
То есть эмоциональное напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность в конкретной обстановке у медицинских сестер несколько больше выражено, чем восприятие любых обстоятельств, как содержащих угрозу.
Соотношение испытуемых с разным уровнем ситуативной и личностной тревожности представлено на рисунке 2.
Рис. 2. Соотношение испытуемых с разным уровнем ситуативной и личностной тревожности.
Исследовав рекреативную (ситуативную) тревожность можно заключить, что:
— исследуемые в группе, кто показывает достаточно низкий уровень тревожности – 6 человек (20%). Им необходимо повышать уровень чувства ответственности за свою деятельность и внимание к её мотиву. Зачастую, низкий уровень тревожности говорит о том, что человек вытесняет высокий уровень тревожности, пытаясь показать себя лучше;
— 11 медсестер (36,7%) показали средний уровень тревоги (31 — 44 балла). Это является оптимальным уровнем тревожности, который оказывает благотворное воздействие на организм и на личность в целом;
— высокий уровень тревожности (более 45 баллов) присутствует у 13 человек (43,3%). Скорее всего в соответствующей ситуации может возникнуть высокая тревога. В данном случае необходимо формировать уверенность в себе и уверенность в успехе.
Результаты диагностики личностной тревожности исследуемых показали, что:
— у исследуемых, кто имеет достаточно низкий уровень тревожности 9 человек (30%), данные значения свидетельствуют об уверенности в себе и способности справляться с трудностями, не впадая в тревожные состояния, не поддаваться панике;
— работники, кто показал умеренный уровень тревожности (31 — 44 баллов) — 14 человек (46,7%), имеют склонности к восприятию многих ситуаций как угрожающих. Это может вести за собой тревожные состояния;
— у исследуемых, кто показали высокий уровень тревожности (более 45 баллов) — 7 человек (23,3%), имеется предрасположенность к эмоциональным конфликтам, невротическим срывам и заболеваниям психосоматического характера.
Также выявлено 4 человека (13,3%), чьи уровни тревожности довольно высокие по обоим показателям. Их восприятие ситуации и отношение к ней (в стрессовых ситуациях) может повредить не только работе, но и им самим. Эти сотрудники нуждаются в специализированной помощи, которая поможет справиться им со стрессом.
Результаты диагностики по тесту — опроснику «Шкала депрессии» (А.Т. Бек) представлены таблице 3 в Приложении.
Результаты показали, что в среднем, у испытуемых отмечается умеренная депрессия, довольно часто у них отмечается сниженное настроение, чувство личной бесполезности, необоснованное чувства вины, разрушение общественных контактов, плохой сон, отсутствие аппетита, сниженная работоспособность, повышенная раздражительность. Разброс значений достаточно большой и охватывает почти все уровни выраженности депрессии.
Соотношение испытуемых с разным уровнем ситуативной и личностной тревожности представлено на рисунке 3.
Рис. 3. Соотношение испытуемых с разной степенью выраженности депрессии.
По результатам диагностики депрессии были получены следующие результаты в группе медсестер:
— у пяти испытуемых (16,7%) наблюдается полное отсутствие депрессивных симптомов;
— признаки легкой депрессии наблюдается у 7-х опрошенных медицинских работников (23,3%), что выражается в незначительной степени выраженности депрессии, основные процессы жизнедеятельности и социальные контакты не нарушены;
— умеренная депрессия наблюдается у 9 исследуемых (30%), они достаточно обеспокоены своим состоянием и чувствуют трудности в повседневной жизни в связи с этим;
— у 6 работников (20%) наблюдается выраженная депрессия, что существенно влияет на качество жизни людей, мешая выполнять им домашние дела, вести социальную жизнь.
— тяжелая депрессия выявлена у 3-х опрошенных (10%), у таких людей достаточно осложнена жизнь, их деятельность очень ограничена.
Результаты по опроснику «Степень хронического утомления» (А.Б. Леонова, И.В. Шишкина) представлены в таблице 4 в Приложении.
По средним значениям можно сказать, что у испытуемых выраженная степень хронического утомления.
Соотношение медсестер с разным уровнем хронической усталости представлено на рисунке 4.
Рис. 4. Соотношение испытуемых с разной степенью хронической усталости.
По результатам соотношения видно, что у большинства медицинских работников (33,3%) отмечается начальная степень хронического утомления. У многих наблюдается выраженная степень хронического утомления (26,7%) и сильная степень хронического утомления (20%). Это указывает на наличие проблем в распределении задач, неправильном построении процесса труда и недостаточном количестве отдыха данных сотрудников.
Особое опасение вызывают сотрудники с астеническим синдромом (патологическим проявлением усталости) – их двое (6,7%), они показывают наибольшую степень усталости и утомления, которое имеет патологический характер. Только у 4-х медсестер (13,3%) не выявлено хроническое утомление.
Результаты корреляционного анализа фаз выгорания с диагностируемыми параметрами представлены в таблице 5 в Приложении.
Результаты корреляционного анализа показали, некоторые значимые взаимосвязи фаз выгорания с диагностируемыми параметрами, они отражены в корреляционной плеяде на рисунке 5.
— положительная взаимосвязь на уровне р≤0,01;
— положительная взаимосвязь на уровне р≤0,05.
Рис. 5. Корреляционная плеяда.
Выраженность фазы напряжения положительно взаимосвязана с депрессивностью (р<0,01) и хронической усталостью (р<0,05). То есть, чем больше у испытуемых выражена хроническая усталость, депрессивность, тем выше их напряжение, переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, тревога.
Выраженность фазы резистенции положительно взаимосвязана с депрессивностью (р<0,05) и ситуативной тревожностью (р<0,05). То есть, чем больше у испытуемых выражена депрессивность, повышенная тревожность в большинстве ситуаций, тем больше у них проявляется избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, редукция профессиональных обязанностей.
Выраженность фазы истощения положительно взаимосвязана с эмоциональной контактностью (р<0,05). То есть, чем больше медсестры включены в общение с тяжелобольными, их родственниками, тем больше у них проявляется эмоциональный дефицит, отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения.
Таким образом, комплекс характеристик, таких как высокая включенность в эмоциональное общение с тяжелобольными, их родственниками, хроническая усталость, наличие депрессивных симптомов, высокий уровень тревожности может свидетельствовать о наличии профессионального и эмоционального выгорания медицинских сестер.
Также мы наблюдаем что у сотрудников с большим стажем работы чаще проявляется напряжение — отмечается положительная, хотя и статистически незначимая взаимосвязь со стажем. То есть, важно отметить, что эти симптомы характерны не только для сотрудников с большим стажем, но и для новичков. Но среди «старичков» — людей с симптомами профессионального выгорания больше.
На основе результатов исследования были разработаны практические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания.
Развитие профессионального выгорания не зависит от стажа работы и характерно для всех этапов профессиональной деятельности, его диагностика возможна на различных стадиях. Своевременные профилактические и коррекционные мероприятия снижают отрицательное воздействие синдрома эмоционального выгорания на личность сотрудника и снижают риск развития психических расстройств.
Важную роль в организации профилактической деятельности играет информирование о разрушительных последствиях стрессовых ситуаций, основной задачей, которого, является формирование у медицинских специалистов способности к распознаванию стрессовых ситуаций в своей профессиональной деятельности, с пониманием своих личностных и индивидуальных особенностей, сильных и слабых сторон личности.
Профилактике эмоционального выгорания способствует система поощрений, принятая в организации, устные и письменные благодарности, ценные подарки, премии, включение в профессиональные конкурсы или престижные инновационные проекты. При этом важно периодически проводить анонимные анкетирования коллектива для выявления и разрешения «болевых» проблем.
Профилактике эмоционального выгорания способствуют также умение специалистов ставить перед собой краткосрочные и долгосрочные цели, правильно планировать свою деятельность, самоменеджмент, использование тайм-аутов.
Современным специалистам при поддержке администрации важно научиться, правильно отдыхать, избегая в работе перфекционизма и ненужной конкуренции. Стремление быть во всём победителем создаёт напряжение и тревогу. У тех людей, у которых есть удовлетворяющее их хобби, интересный отдых и путешествия, меньше выражены признаки профессионального выгорания.
Не только групповые мероприятия, но и неформальный личностно ориентированный подход к решению проблем специалистов сегодня становятся наиболее востребованными. Его эффективность напрямую зависит от своевременной и качественной диагностики, направленной на выявление деформирующих личностных паттернов. Наиболее уязвимые компоненты в структуре личности профессионала должны определять задачи, меру, степень поддерживающих и коррегирующих воздействий, которые могут и должны осуществлять в сотрудничестве с психологом управленцы и кадровая служба, специалисты системы повышения квалификации.
Главными направлениями, предотвращающими формирование эмоционального выгорания, являются:
— накопление системы знаний, умений и навыков;
— улучшение условий трудовой деятельности и отдыха;
— развитие содержательного компонента трудовой деятельности;
— развитие средств трудовой деятельности;
— развитие профессиональной мотивации;
— изменение системы оплаты трудовой деятельности;
— организация системы психологической разгрузки, с целью снятия напряжения после осуществления трудовой деятельности;
— организация системы улучшения в коллективе психологического климата.
Рассматривая способы профилактики «синдрома эмоционального выгорания», целесообразно:
— культивирование ряда других интересов, которые не связаны с профессиональной деятельностью, с сочетанием трудовой деятельности с деятельностью во саморазвитию;
— внесение в свою работу разнообразия, с созданием новых идей и проектов, с их реализацией;
— здоровый образ жизни, с соблюдением режимов сна и питания;
— овладение медитативной техникой. В основе медитации лежит взаимосвязь между негативными эмоциями и мышечным напряжением. Уменьшая мышечное напряжение можно постепенно преодолеть эмоциональное напряжение. Обучение релаксации проходит в несколько этапов. Вначале человек обучается расслаблять все мышцы тела. Затем происходит обучение методике дифференцированной релаксации: сидя человек, пытается расслабить мышцы, которые не участвуют в поддержке вертикального положения корпуса. Аналогично тренируется расслабление всей мускулатуры. На завершающем этапе, обучаемый наблюдая за собой, подмечает какие мышцы у него напрягаются при волнении, и старается целенаправленно снять с них напряжение;
— полноценное взаимодействие с социумом, с наличием единомышленников, близких друзей, взаимоотношения с которыми сбалансированы;
— стремление к исполнению своих целей, с умением проигрывать без самоуничижения и агрессивности;
— способность к адекватной самооценке;
— открытость для нового опыта;
— умение эффективно организовывать свою деятельность, с определением времени необходимого для наиболее высоких результатов в профессиональной деятельности и в целом в жизни;
— высокий уровень ответственности за свои поступки и свою деятельность;
— непрерывное саморазвитие, для себя, своей пользы, а не потому что этого требуют;
— активное участие в жизнедеятельности коллектива организации, и мероприятиях вне ее, с возможностью получать новые знания, умения и навыки, новый опыт общения, взаимодействия;
— периодическая организация совместной работы с коллегами, которые значительно отличаются профессиональными и личностными особенностями;
— участие в тренингах профессионального и личностного роста, с возможностью обсуждения возникших личных проблем, связанных с профессиональной деятельностью;
— выбор увлечения, которое будет помогать расслаблению и гармонизации внутреннего потенциала личности;
— умение понимать свои внутренние состояния, с выделением признаков усталости и опустошенности;
— формирование навыков аутотренинга и релаксации. Эффективен способ прогрессивной и пассивной саморегуляции. Прогрессивная саморегуляция основана на чередовании напряжения и расслабления мышц. Так, со вдохом, сжимается кулак одной из рук на 1-2 сек. и с выдохом разжимается, пауза, отдых. Применяют для всех мышц тела и лица. Пассивная саморегуляция — в положении лежа человек «просматривает» своё тело, и там, где ощущает напряжение, расслабляет тело. Здесь может помочь визуализация, можно напряжение представить в виде дымки, которая уходит из тела, и мышцы расслабляются;
— овладение дыхательными техниками. Самый простой способ – это глубокое дыхание, которое предполагает использование живота, а не груди. При этом надо чувствовать, как живот раздувается от воздуха, и затем возвращается в исходное положение на выдохе. Необходимо закрыть глаза, блокировать свой разум от всех внешних отвлекающих факторов и сосредоточиться на дыхании. С вдохом надо прочувствовать, как кислород поступает в тело, и как все тревоги и негатив, оставляют тело в виде углекислого газа при выдохе. Также эффективны техники дыхания с чередованием ноздрей и «пузырь» (надуться до предела, задержать дыхание и представить, как воздух массирует органы, затем спокойный медленный выдох).
— обучение конструктивному разрешению конфликтов. Конструктивная форма решения конфликтной ситуации:
— Мое видение ситуации. Выяснить, правильно ли участники понимают, в чем состоит предмет их спора.
— Мои чувства. Обозначение своих чувств позволяет нам социально приемлемо определить отношение к ситуации, вызвавшей конфликт.
— Мои действия – озвучиваем свои намерения. Как взрослые и рассудительные люди, мы в первую очередь должны понять, что нас не устраивает. Кроме этого, нам следует помнить, что как бы мы ни старались, но изменить другого человека — недостижимая задача. Поэтому придется соглашаться на определенные уступки или действия.
— Мои ожидания от оппонента — совершая определенные шаги, мы ждем от другого человека ответных действий. Для достижения компромисса необходимо озвучить свою позицию и свои ожидания. Это является самым коротким путем к решению конфликта.
Используя данную форму решения конфликта, создаем безопасную зону, в которой можно говорить о переживаемых чувствах, выяснять и уточнять видение ситуации, конструктивно выстраивать собственные действия, сообщая о них оппоненту, просить определенных действий с его стороны. Безопасность дает возможность искать компромисс и услышать друг друга. Человек, который начинает решать конфликт по этой форме, как бы приглашает второго участника к конструктивному диалогу. Эту форму можно использовать везде. Например, агрессивный клиент и консультант: «Вы кричите и ведете себя со мной так, как я не заслуживаю. Я вижу, что вы злитесь. Меня раздражает такое отношение ко мне. Я со своей стороны готов(а) выслушать вас и сделать все, что от меня зависит. Но прошу вас вести себя уважительно и не повышать голос. Это позволит нам решить вашу проблему».
Важнейший принцип профилактики синдрома эмоционального выгорания представлен соблюдением требований профессиональной психогигиены.
2.4. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
1. Все фазы эмоционального выгорания (напряжение, резистенция, истощение) у медицинских сестер находятся в стадии формирования. Для большинства сотрудников характерно переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, чувство загнанности в клетку, проявления тревоги и депрессии, у них проявляется неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально — нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоции, редукция профессиональных обязанностей, иногда проявляются эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и психовегетативные нарушения.
2. В среднем в группе испытуемых нормальный уровень проявления ситуативной и личностной тревожности. Уровень ситуативной тревожности испытуемых несколько выше, чем личностной. То есть эмоциональное напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность в конкретной обстановке у медицинских сестер несколько больше выражено, чем восприятие любых обстоятельств.
3. В среднем, у испытуемых отмечается умеренная депрессия, довольно часто у них отмечается сниженное настроение, чувство личной бесполезности, необоснованное чувства вины, разрушение общественных контактов, плохой сон, отсутствие аппетита, сниженная работоспособность, повышенная раздражительность.
4. У большинства медицинских работников (33,3%) отмечается начальная степень хронического утомления. У многих наблюдается выраженная степень хронического утомления (26,7%) и сильная степень хронического утомления (20%). Это указывает на наличие проблем в распределении задач, неправильном построении процесса труда и недостаточном количестве отдыха данных сотрудников.
5. Результаты корреляционного анализа показали некоторые значимые взаимосвязи фаз выгорания с диагностируемыми параметрами. Чем больше у испытуемых выражена хроническая усталость, депрессивность, тем выше их напряжение, переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, тревога. Чем больше у испытуемых выражена депрессивность, повышенная тревожность в большинстве ситуаций, тем больше у них проявляется избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, редукция профессиональных обязанностей. Чем больше медсестры включены в общение с тяжелобольными, их родственниками, тем больше у них проявляется эмоциональный дефицит, отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения.
6. Таким образом, причинами профессионального выгорания медицинских сестер являются: высокая контактность с больными, высокий уровень нервно — психического напряжения, высокий уровень тревожности, наличие депрессивных состояний, хронической усталости.
7. На основе результатов исследования были разработаны практические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное исследование было организовано с целью выявить причины профессионального выгорания в деятельности медицинских сестёр. В ходе работы был поставлен и решен ряд задач.
В процессе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, эмоциональное выгорание – это комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью. Риск возникновения выгорания увеличивается в случаях монотонности работы, вкладывания в работу больших ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки, строгой регламентации времени работы, работы с немотивированными клиентами, напряжённости и конфликтов в профессиональной среде, недостаточной поддержки со стороны коллег, нехватке условий для самовыражения личности на работе, неразрешённых личностных конфликтов и т.п. Эмоциональное выгорание развивается поэтапно, и каждая фаза характеризуется своими симптомами, вызываемыми определенными причинами или их сочетанием.
Профессия медицинской сестры – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию профессионального выгорания. Эта профессия характеризуется высокой степенью эмоциональных переживаний, которые специалист испытывает в процессе профессиональной деятельности, так как на него возложена огромная ответственность за здоровье пациентов. Основными причинами, напрямую влияющими на формирование профессионального выгорания медработников, являются: высокая интенсивность трудового дня, взаимодействие с людьми, в основном имеющими разные заболевания; большое разнообразие разного по содержанию и эмоциональной напряженности взаимоотношения с коллегами и больными; высокая ответственность за результат взаимодействия с больными и коллегами.
В настоящее время психологическая профилактика профессионального выгорания строится на основе использования различных психологических подходов и технологий. Наиболее продуктивными средствами профилактики являются психологические тренинги личностого роста и самореализации. Хорошим потенциалом в решении вопросов профилактики профессионального выгорания обладают ресурсный и комбинированные подходы. Ресурсный подход определяет такие психологические процессы, состояния и свойства личности, которые выступаю в качестве психологической опоры и мишени профилактики синдрома. Согласно комбинированному подходу эффективные программы профилактики синдрома должны быть направлены как на организационные, так и на личностные изменения.
Результаты эмпирического исследования показали, что все фазы эмоционального выгорания (напряжение, резистенция, истощение) у медицинских сестер находятся в стадии формирования. Для большинства сотрудников характерно переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, чувство загнанности в клетку, проявления тревоги и депрессии, у них проявляется неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально — нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоции, редукция профессиональных обязанностей, иногда проявляются эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и психовегетативные нарушения.
В среднем в группе испытуемых нормальный уровень проявления ситуативной и личностной тревожности, отмечается умеренная депрессия. У большинства медицинских работников отмечается начальная степень хронического утомления.
Результаты корреляционного анализа показали, что чем больше у испытуемых выражена хроническая усталость, депрессивность, тем выше их напряжение, переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, тревога. Чем больше у испытуемых выражена депрессивность, повышенная тревожность в большинстве ситуаций, тем больше у них проявляется избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, редукция профессиональных обязанностей. Чем больше медсестры включены в общение с тяжелобольными, их родственниками, тем больше у них проявляется эмоциональный дефицит, отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: причинами профессионального выгорания медицинских сестер являются большой: высокая контактность с больными, высокий уровень нервно — психического напряжения, высокий уровень тревожности, наличие депрессивных состояний, хронической усталости.
На основе результатов исследования были выработаны рекомендации для профилактики и снижению симптомов эмоционального выгорания для руководителей и менеджеров.
ВЫВОДЫ
Профессиональное выгорание — симптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса. Выгорание является выработанным личностью механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избирательные психотравмирующие воздействия.
Основными причинами, напрямую влияющими на формирование профессионального выгорания медработников, являются: высокая интенсивность трудового дня, взаимодействие с людьми, в основном имеющими разные заболевания; большое разнообразие разного по содержанию и эмоциональной напряженности взаимоотношения с коллегами и больными; высокая ответственность за результат взаимодействия с больными и коллегами.
Результаты эмпирического исследования показали, что все фазы эмоционального выгорания (напряжение, резистенция, истощение) у медицинских сестер находятся в стадии формирования. Для большинства сотрудников характерно переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, чувство загнанности в клетку, проявления тревоги и депрессии, у них проявляется неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально — нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоции, редукция профессиональных обязанностей, иногда проявляются эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и психовегетативные нарушения.
В среднем в группе испытуемых нормальный уровень проявления ситуативной и личностной тревожности. Эмоциональное напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность в конкретной обстановке у медицинских сестер несколько больше выражено, чем восприятие любых обстоятельств. У испытуемых отмечается умеренная депрессия, довольно часто у них отмечается сниженное настроение, чувство личной бесполезности, необоснованное чувства вины, разрушение общественных контактов, плохой сон, отсутствие аппетита, сниженная работоспособность, повышенная раздражительность. У большинства медицинских работников отмечается начальная степень хронического утомления.
Результаты корреляционного анализа показали значимые взаимосвязи фаз выгорания с эмоциональными особенностями медицинских сестер.
Выраженность фазы напряжения положительно взаимосвязана с депрессивностью (р<0,01) и хронической усталостью (р<0,05). То есть, чем больше у испытуемых выражена хроническая усталость, депрессивность, тем выше их напряжение, переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, тревога.
Выраженность фазы резистенции положительно взаимосвязана с депрессивностью (р<0,05) и ситуативной тревожностью (р<0,05). То есть, чем больше у испытуемых выражена депрессивность, повышенная тревожность в большинстве ситуаций, тем больше у них проявляется избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, редукция профессиональных обязанностей.
Выраженность фазы истощения положительно взаимосвязана с эмоциональной контактностью (р<0,05). То есть, чем больше медсестры включены в общение с тяжелобольными, их родственниками, тем больше у них проявляется эмоциональный дефицит, отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения. Гипотеза исследования подтвердилась.
Таким образом, комплекс характеристик, таких как высокая включенность в эмоциональное общение с тяжелобольными, их родственниками, хроническая усталость, наличие депрессивных симптомов, высокий уровень тревожности может свидетельствовать о наличии профессионального и эмоционального выгорания медицинских сестер.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Перре. – СПб.: Речь, 2004. – 215 с.
2. Абрамова, Г.С. Психология в медицине / Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. – М.: Наука, 1998. – 272 с.
3. Бабич, О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания / О.И. Бабич // Сибирский психологический журнал. – 2009. – № 9. – С. 48-52.
4. Башенкова, Л.А. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение / Л.А. Башенкова, Е.В. Кухарская // Среднее профессиональное образование. – 2018. – № 11. – С. 43–48.
5. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. – СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
6. Беляева, Е.А. Эмоциональное выгорание: профессия и ее влияние на стрессоустойчивость личности / Е.А. Беляева, И.В. Рыжкова // Специалисты АПК нового поколения. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. – 2018. – С. 66-69.
7. Боева, А.В. Синдром эмоционального выгорания у врачей психиатров / А.В. Боева, B.А. Руженков, У.С. Москвитина // Научные ведомости. Серия Медицина. Фармация. – 2017. – № 11. – С. 6-12.
8. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 2009. – 278 с.
9. Большакова, Т.В. Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работников / Т.В. Большакова // Ярославский психологический вестник. – 2004. – № 11. –С. 96–99.
10. Буриш, М. Синдром эмоционального выгорания. – Ярославль: Эксмо-пресс, – 2016. – 214 с.
11. Вараева, Н.В. Программа профилактики эмоционального выгорания специалистов «Работа в радость» [Электронный ресурс] / Н.В. Вараева. – Москва: ФЛИНТА, – 2017. – С.53.
12. Винокур, В.А. Синдром профессионального выгорания у медицинских работников: психологические характеристики и методические аспекты диагностики / В.А. Винокур, О.В. Рыбина // Психодиагностика и психокоррекция. Руководство для врачей и психологов. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.
13. Водопьянова, Н.Е. «Психическое выгорание» и качество жизни / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова // Психологические проблемы самореализации личности. Сб. научных трудов. — СПб.: Речь, 2016. – 424 с.
14. Водопьянова, Н.Е. Современные подходы к превенции синдрома выгорания / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий. – Курск.: КГУ, 2008. – 336 с.
15. Глуханюк, Н.С. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – М.: Издательство Московского психолого – социального института, 2003. – 224 с.
16. Гринберг, Дж. Поговорим о выгорании: причины и следствия. – Москва: Просвещение, 2016. – 182 с.
17. Зимницкая, Е.А. Синдром эмоционального выгорания у военнослужащих / Е.А. Зимницкая // Социально-психологические проблемы современного общества и человека: пути решения – Витебск: Витебский гос. университет им. П.М. Машерова, 2015. – С. 180-183.
18. Ибраева, А.Ш. К вопросу синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников скорой медицинской помощи /А.Ш. Ибраева, Г.К. Каусова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 9. – С.70-73.
19. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. – М.: Воронеж.: НПО «МОДЭК». – 2004. – 400 с.
20. Когон К. Пять правил выдающейся эффективности. Как достигать главных целей без перегрузок и выгорания: Учебное пособие / Когон К., Борисов Е., Ионов В. – М.: АЛЬПИНА, 2016. — 240 с.
21. Колдубовская, Т.Б. Особенности проявления признаков эмоционального выгорания у врачей / Т.Б. Колдубовская // Вопросы психологии. – 2014. – № 2. – С. 75-80.
22. Крапивина, О.В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих / О.В. Крапивина. – Тамбов, 2004. – 231 с.
23. Крупская, Д.А. Психогигиена медицинских работников / Д.А. Крупская, С.В. Мараховская // Здоровье и окружающая среда. – 2008. – № 11. – С. 420-426.
24. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы / Л.П. Кузнецова. – Владивосток.: ДВГТУ, 2002. – 92 с.
25. Куприянов, Р.В.Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. – Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с.
26. Лапина, И.А. Эмоциональное выгорание: причины, последствия / И.А. Лапина. – 2016. – №29. – С. 331-334.
27. Лукьянов, В.В. Защитно-совладающее поведение и синдром «эмоционального выгорания» у врачей-наркологов, их коррекция и влияние на эффективность лечения больных / В.В. Лукьянов. – СПб.: 2007. – 23 с.
28. Мальцева Н.В. Проявления синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя в зависимости от возраста и стажа работы / Н.В. Мальцева ― Екатеринбург, 2005. ― 212 с.
29. Мандаль, Б.Р. Общая психокоррекция: Учебное пособие / Б.Р. Мандаль – М.: Вузовский учебник, 2016. – 348 с.
30. Маслач, К. Выгорание: многомерная перспектива / К. Маслач. – М.: Издательство Института психотерапии, 2004. – 147 с.
31. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач // Школьный психолог. – 1998. – № 7 – С.16-18.
32. Овдей, С.В. Феномен профессионального «выгорания»: источники возникновения, диагностика, профилактика / С.В. Овдей // Социальная работа. – М.: Новопринт, 2010. – №6. – С. 38-42.
33. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Мир и Образование: Оникс, 2011. – 736 с.
34. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел – М.: Институт психологии РАН, 2016. – 605с.
35. Панченко, Л.Л. Адаптация к профессиональной деятельности / Л.Л. Панченко — Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. – 35 c.
36. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебное пособие/ Н.Н. Петрова. –М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 320с.
37. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2012. – № 3. – С. 85-95.
38. Салогуб, А.М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых / А.М. Салогуб // Молодой ученый. – 2014. – № 5. – С. 459-461.
39. Самоукина, H.В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. – СПб.: Питер, 2007. – 224 с.
40. Семенова, Н.В. Эмоциональное выгорание у медицинских работников / Н.В. Семенова, А.С. Вяльцин, Д.Б. Авдеев, А.В. Кузюкова, Т.С. Мартынова // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. – С.37-47.
41. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко – СПб.: Речь, 2013. – 350 с.
42. Скугаревская, М.М. Синдром эмоционального выгорания / М.М. Скугаревская // Медицинские новости. — 2002. — №7. — С. 3-9.
43. Фельдман, И.Л. Особенности копинг-стратегий и защитных механизмов у медицинских работников / И.Л. Фельдман // Акмеология, научно-практический журнал. —2012. — №3. — С.78-83.
44. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Феискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов — М., Изд-во Института Психотерапии. — 2002. — С.33
45. Филина, С.В. Коррекция и профилактика синдрома выгорания / С.В. Филина // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий – Курск: Изд-во КГУ. – 2008. – C. 249-283.
46. Хлевная, Е.А. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности (на примере руководителей) / Е.А. Хлевная. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. — 223 с.
47. Хныкина, В.В. Эмоциональное выгорание как проявление профессиональной деформации / В.В. Хныкина // Тихоокеанский государственный университет – Хабаровск. – 2017. – С. 191-193.
48. Черлюнчакевич, А.И. Программа по профилактике профессиональной деформации педагога / А.И. Черлюнчакевич // Психология обучения. – 2013. – № 6. – С. 125-142.
49. Чутко, Л.С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты / Л.С. Чутко, Н.В. Козина. — М.: МЕДпресс-информ, 2014. — 256 с.
50. Ширяев, О.Ю. Эмоциональное выгорание. Феномен / О.Ю. Ширяев, В.А. Кунин, Ю.Н. Комарова, В.В. Шенцов // Научная книга. – 2018. – С. 289-291.
51. Юрьева, Л.Н. Профилактика и коррекция синдрома выгорания у сотрудников психиатрических служб /Л.Н. Юрьева, В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьянова // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий. – Курск : Изд-во КГУ. – 2008. – C. 284-299.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф