Меню Услуги

Приемная семья (правовой аспект). Часть 3.


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

2.2 Приемная семья для одиноких пенсионеров

Социальные проблемы одиноких стариков возникли вместе с развитием общества. Они выражались в том, какую позицию занимало общество по отношению к старым людям и какое фактическое место занимали старые люди среди других возрастных групп, какие функции в обществе они выполняли.

Картина положения старого человека в обществе, как свидетельствует история человечества, резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. После периодов очень неблагоприятных приходят периоды весьма благоприятные, чтобы, в свою очередь, снова уступить место периодам более или менее неблагоприятным.

К факторам, детерминирующим условия жизни стариков и отношения к ним общества, и в частности родственников, этнологи относят социальную организацию, уровень экономического развития и фиксированность на определенной территории. В оседлых обществах с развитой структурой старики символизируют  непрерывность их истории и стабильность культурных  особенностей. Поддержка и уважение со стороны молодых могут рассматриваться и как превентивная мера, стремление последних гарантировать  себе аналогичное положение в будущем.

В современном мире постепенно растет доля людей пожилого возраста в составе населения, подобные тенденции характерны и для нашей страны. В этих условиях социальная забота о престарелых людях ориентированная в основном на малоимущих и одиноких, получила новый импульс к развитию.

В развитых странах по этим проблемам сформировался ряд новых концепций, совершенствуется деятельность инфраструктур, ориентированная на улучшение социального статуса человека в обществе.

Изменение социального статуса человека в старости и при наступлении инвалидности в пожилом возрасте, возникновение различных затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям жизни диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов, особых технологий социальной работы с такими людьми.

Исследования показывают, что в первую очередь именно граждане пожилого возраста и престарелые инвалиды, а их в стране около сорока миллионов человек, формируют устойчивый спрос на социальные услуги разнообразного характера. В будущем этот спрос будет возрастать, и в структуре их наиболее востребованными станут дорогостоящие услуги по постоянному постороннему уходу по дому, социально-медицинские услуги, услуги сиделок, требующие от специалистов высокого уровня профессионализма и компетентности, а также соответствующих личных качеств. Эти тенденции будут постепенно укрепляться по мере повышения уровня жизни населения, улучшения его качественных характеристик.

Целенаправленная деятельность по подготовке общества к происходящим демографическим изменениям требует укрепления системы социальных служб, совершенствования технологий решения экономических, семейно-бытовых, психологических и многих других проблем, имеющих жизненно важное значение для пожилых людей.

Актуальность темы не вызывает сомнения. Кризис социально-экономической трансформации жестоко отразился на поколении пожилых людей, вот именно поэтому и появились приемные семьи для стариков.

Приемная семья – это один из видов социального обслуживания на дому и, по сути, альтернатива стационарного обслуживания. Главная цель нововведения – улучшить условия жизни и качество обслуживания людей пожилого возраста.

Наши старики нуждаются в общении, не нужно им оказывать в этом, надо им выкроить хотя бы полчасика. Пенсионеры часто грустят без видимой причины, вспоминают о прожитых годах. Не нужно их перебивать, если уже в пятый, а то и десятый раз выслушан какой-то эпизод из жизни. Просто надо выслушать и улыбнуться. Нужно предложить свою помощь, а если пожилой человек откажется – не обижаться. Можно найти посильное занятие для наших стариков – им важно чувствовать себя нужными.

Прежде чем запускать проект, проводилось социологическое исследование. Оказалось, что среди соцработников немало желающих взять в приемную семью пожилого человека или инвалида. И среди одиноких пенсионеров некоторые хоть сейчас переселились бы в приемную семью. Пожилых людей привлекает в новой форме обслуживания домашняя обстановка, индивидуальный уход и забота.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Одинокие пожилые люди и инвалиды теперь могут вновь обрести настоящую полноценную семью с детьми и внуками. Такую возможность им предоставило правительство Челябинской области, утвердив Положение о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в приемной семье социального работника.

Организация социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в приемной семье социального работника направлена на обеспечение пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде семейной обстановки в целях поддержания их социального статуса, а также защиты их прав и законных интересов.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в приемной семье является одним из видов социального обслуживания на дому и организуется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Почти каждый третий житель Зауралья – пенсионер (278 тысяч из 969 тысяч жителей области). В домах-интернатах проживает около 3 тысяч пожилых людей, еще 14,5 тысячи стариков соцработники обслуживают на дому. Девяносто процентов из них – одинокие, у которых совсем нет родственников, и одиноко проживающие, у которых родственники совсем далеко. Есть даже очередь в специализированные дома-интернаты для стариков.

По положению взять к себе домой одинокого пенсионера и инвалида может только социальный работник, находящийся в штате центра социального обслуживания. При этом мужчина должен быть старше 60 лет, женщина старше 55 лет. Можно взять и двоих пенсионеров, но не более. Нельзя брать хронических алкоголиков, больных туберкулезом, людей с психическими расстройствами, инфекционными, венерическими и другими заболеваниями, требующими лечения в стационарах.

Грубо говоря, социальный работник берет себе работу на дом. Он также, как все работающие, получает за своих подопечных зарплату – полставки оклада социального работника за одного человека, то есть около полутора тысяч рублей. Если социальный работник взял себе в семью инвалида первой группы или больного пенсионера, который находится на постельном режиме, то по решению центра социального обслуживания его зарплата может быть увеличена до одной тарифной ставки по установленному разряду оплаты труда.

В течение 20 дней после подачи необходимых документов для создания приемной семьи центр социального обслуживания должен вынести вердикт: можно доверить такому соцработнику одинокого пожилого человека или нет.

Социальному работнику не позавидуешь – его просветят, как рентгеном.  Нужно быть выдержанным, покладистым, вежливым, добросовестно исполнять весь перечень гарантированных государством социальных услуг. Одним словом, ухаживать за чужими бабушкой или дедушкой, как за родными. Проверят и членов семьи соцработника – на психологическую совместимость с новым жильцом. Впрочем, многие соцработники уже так долго общаются со своими дедулями и бабулями, что давно стали родными.

Для того, чтобы создать приемную семью, прежде всего необходимо согласие сторон: пожилого человека, социального работника и всех членов его семьи. Между учреждением социального обслуживания населения, пенсионером и соцработником заключается трехсторонний договор, которым устанавливаются правила  проживания пенсионера в приемной семье, период (месяц, два, год или более) обслуживания, перечень предоставляемых социальных услуг (исходя из конкретных нужд пенсионера) и порядок их оплаты, а также права и обязанности сторон. Контролировать социальное обслуживание в приемной семье будут заведующие отделениями социального обслуживания на дому. Положение обязывает их посещать приемную семью не реже одного раза в месяц. Если договор не выполняется, он может быть расторгнут.

Учреждение социального обслуживания и социальные работники не претендуют на жилье пенсионеров, поэтому они могут поступать с ним по своему усмотрению, — отвечают в управлении социальной защиты населения.

Чтобы попасть в приемную семью, одинокому пенсионеру надо оформить:

— заявление в учреждение социального обслуживания по месту жительства;

— копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

— заключение учреждения здравоохранения о нуждаемости в постоянном или временном постороннем уходе, заключение об отсутствии медицинских противопоказаний для принятия на социальное обслуживание в приемную семью;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— справка о размере пенсии.

Социальному работнику, желающему взять в свою семью одинокого пенсионера, надо оформить:

— заявление по месту работы с просьбой дать заключение о возможности принятия в семью одинокого пенсионера;

— документ, подтверждающий наличие жилья у социального работника;

— справку учреждения здравоохранения об отсутствии инфекционных заболеваний у членов семьи.

Как приживется новый проект, покажет время. Полагаем, что одиночество, психологический дискомфорт, ощущение своей ненужности, отчаяние от своей беспомощности, страх перед казенными условиями домов-интернатов в приемной семье старики могут забыть напрочь. Одинокая старость хуже дефолта. Ведь шансов, что жизнь еще как-то наладится, не остается почти никаких. Особенно в деревне. Сейчас, если верить статистике, в России восемь миллионов двести десять тысяч деревенских пенсионеров.

Жалобы на одиночество среди старых людей занимают первое место, и только на втором находятся проблемы здоровья. Среди одиноких стариков на селе восемьдесят восемь процентов – женщины, двенадцать процентов – мужчины. В Москве сейчас живут сто сорок тысяч одиноких стариков. А в некоторых регионах их численность достигает  уже тридцати процентов от их общего числа.

Стоимость проживания в привилегированных частных пансионатах для стариков, которые альтернативны государственным, колеблется в пределах одна тысяча – одна тысяча пятьсот рублей в сутки. Услуги частной сиделки в центральных городах около трехсот рублей в час. Парадоксально, но факт – появление семей, которые оказались неравнодушны к бедствующим старикам, с одной стороны, обрадовало работников социальной защиты, а с другой – поставило в тупик. Хочется помочь людям. А как? В российских законах ничего про них не сказано, института «приемной семьи для пожилого человека» нет. Вот и ломают голову над этой проблемой сразу в шести регионах страны. Особенно в Перми, Новосибирске и Казани. Правда, пока примут нужные законы, там не ждут. Пытаются уже сегодня хоть немного поддержать эти семьи. Сколько всего по стране семей, приютивших одиноких бабушек и дедушек, точно не знает никто. Известно только, что больше всего их сейчас почему-то в Новосибирской области. Но точно не сосчитать. Во-первых, эти люди ни перед кем не отчитываются. Во-вторых, цифры меняются слишком быстро. Вот еще недавно в Коченевском районе Новосибирской области было двенадцать таких семей, а сейчас осталось лишь четыре.  И ничего тут не изменишь: старость и смерть – вечные подруги.

Практическая значимость этого вопроса состоит в разработке программ социальной поддержки пожилых людей  и дальнейшего использования реализации региональной политики в отношении одиноких пожилых стариков.

Изучение опыта разработки и реализации социальной политики в отношении пожилых людей в России имеет как научное, так и практическое значение для разработки перспективных направлений государственной политики в регионах.

Осознание необходимости помощи престарелым, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гуманное отношение и позитивное общественное мнение, законодательная база, определенный практический опыт – это все уже в настоящем.  В связи с этим отечественной практикой накоплен определенный опыт социальной помощи данной категории, нуждающийся в обобщении и систематизации.

Таким образом, можно сделать вывод, что в субъектах Российской Федерации  имеет место распространение такой модели устройства одиноких граждан пожилого возраста на проживание, в так называемых, приемных семьях для граждан пожилого возраста.

Заключение

Одной из самых острых государственных проблем современной России остается проблема обеспечения действительной защиты прав и интересов детей, и в первую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на преодоление экономического кризиса, в России все еще сохраняется неблагоприятная социальная обстановка.

Необходимо отметить, что целесообразно подчеркнуть некоторые общие положения, относящиеся к понятию «интересы ребенка» в семейном праве и законодательстве Российской Федерации.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Во-первых, определение интересов ребенка отличается многовариантностью, которая обусловлена воздействием на процесс формирования интересов факторов объективного и субъективного характера. К объективным факторам относятся: социально-экономические условия, в которых воспитывается ребенок; направления государственной политики в отношении воспитания детей и так далее. Субъективными факторами могут быть признаны: взгляды родителей и иных лиц, воспитывающих ребенка, цели, формы и средства воспитания; создание самим ребенком своих интересов, возраст ребенка.

Во-вторых, большой массив и разнообразие нормативных правовых актов, регулирующих отношения с участием несовершеннолетних, позволяет, тем не менее, считать основным документом, определяющим права и интересы ребенка в семье, Семейный кодекс РФ. Иные федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, регламентирующие рассматриваемые отношения, должны соответствовать Семейному кодексу РФ в части обеспечения интересов детей в семье. В тексте Семейного кодекса РФ понятие «интересы ребенка» употребляется более пятидесяти раз в том или ином контексте. Но даже тогда, когда в конкретной норме семейного законодательства речь идет об интересах других членов семьи, чаще всего имеются в виду и интересы ребенка.

Необходимость учета интересов ребенка в некоторых случаях прямо предусматривается в семейно-правовых нормах, в то время как при регулировании иных семейных правоотношений интересы ребенка только предполагаются косвенно. Это дает основания прийти к выводу о наличии в Семейном кодексе РФ презумпции интересов ребенка и возможной их квалификации. Среди них важное место занимают частно-правовые и публично-правовые презумпции интересов ребенка, что обусловлено целями семейно-правового регулирования и характером интереса, подлежащего защите.

Нормы Семейного кодекса РФ предусматривают различные способы выявления и выражения интересов ребенка: это может быть непосредственно его мнение, интересы ребенка могут быть отражены в заключении органа опеки и попечительства, интересы ребенка могут быть определены в решении суда, соглашении родителей и так далее; что является основанием для вывода о наличии частно-правовых и публично-правовых признаков в формальном выражении интересов ребенка. Семейный кодекс РФ неточно воспроизводит терминологию Конвенции о правах ребенка. У понятий «наилучшие интересы ребенка» и «приоритет интересов ребенка» разная смысловая нагрузка, поэтому имеет место несоответствие положений международного и национального законодательств. На наш взгляд, необходимо установление рассмотренных правил в комплексе: обеспечение интересов детей должно быть и наилучшим, и приоритетным.

В-третьих, семейное законодательство и правоприменительная практика предполагают различные формы выявления интересов ребенка. Одна из них – мнение ребенка. Выражая мнение, ребенок обнаруживает свой интерес в субъективном смысле. Однако правовое значение оно приобретает лишь при установлении соответствия его истинным интересам ребенка, что осуществляется родителями, органами опеки и попечительства, судом.

В соответствии со ст. 57 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства или суд в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет: восстановление в родительских правах, усыновление и решение других, жизненно важных для ребенка вопросов. Таким образом, считаем, что позитивное мнение ребенка – исключительное условие принятия решения названными органами.

В отношении родителей ребенка ст. 57 Семейного кодекса РФ устанавливает правило совершенно иного содержания: родители должны учитывать не только согласие, но и несогласие ребенка с тем или иным решением, принятым родителями, если ребенок достиг возраста 10 лет. Поскольку действующее законодательство определяет получение согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет, как обязательное условие для принятия решения органом опеки и попечительства или судом в случаях, предусмотренных Семейным кодексом РФ, есть все основания рассматривать такое согласие, как один из юридических фактов, необходимых для семейных правоотношений того или иного вида.

В-четвертых, анализ семейно-правовых норм, регулирующих отношения с участием детей, позволяет утверждать о необходимости введения в научный оборот такой категории, как «критериальное значение интересов ребенка». Именно интересы ребенка являются критерием качества осуществления родительских прав, деятельности органов опеки и попечительства, суда в соответствующей сфере. К очень большому сожалению,  детское неблагополучие становится обыденным, а статистика – все более печальной. Кстати, ситуация ухудшается повсеместно, по всей стране. Поэтому приемная семья является одной из форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, и одинокие пенсионеры хотят переселиться в приемную семью.

Приемную семью можно определить как платную (со стороны государства) опеку (попечительство) над ребенком, которая осуществляется по срочному договору. Основным отличием приемной семьи от опеки является специфическое основание ее возникновения — договор о создании приемной семьи.

Мы полагаем, что необходима повсеместная реализация региональных программ краткосрочного проживания воспитанников интернатных учреждений в семьях граждан, гостевых визитов, семейного наставничества и других моделей, создающих психологическую привязанность ребенка к семье.

Все сказанное выше и подтверждает актуальность нашего исследования.

Список использованных источников

1 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации (текст): официальный текст – М:Маркетинг, 2001 г. — 39 с.- ISBN 5-94462-025-0.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51 ФЗ с изм. 24.07.2007 г. // Справочно-правовая система «Консультант-плюс» (электронный ресурс) / Компания «Консультант-плюс».- послед. обновления 24.07.2007 г.
3 Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации (текст): (федеральный закон: принят Гос. Думой 8 декабря 1995 г.: по состоянию на 29 декабря 2006 г.) – СПб.: Victory: Стаун-кантри, 2001 г. – ISBN 5771-0142-х.
4 Российская Федерация. Законы. Жилищный кодекс Российской Федерации (текст): официальный текст, действующая редакция – М: Издательство «Экзамен», 2007 г.- ISBN 5-377-00052-8.
5 Конвенция о правах ребенка. Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г. (текст) // «Российская газета»  от 15 июля 2005 г.
6 Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (текст) : Москва, 2008 г.- ISBN 5-54345-123-0.
7 Федеральный закон № 48-ФЗ от 24.04.2009 г.  (текст): «Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя»  // «Российская газета» от 30 апреля 2009 г.
8 Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. (текст):  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // «Российская газета» от 27 июля 1998 г.
9 Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. (текст): «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. от 8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) // «Российская газета» от 27 декабря 1996 г.
11 Федеральный закон № 44-ФЗ от 16.04.2001 г. (текст): «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // «Российская газета» от 21 апреля 2001 г.
12 Федеральный закон № 173- ФЗ от 17 декабря 2001 г. (текст): «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изм. от 25 июля 2002 г., 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня 2004 г., 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября 2007 г.) // «Российская газета» от 20 декабря 2001 г.
13 Федеральный закон № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г. (текст): «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм. от 15 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 11 ноября 2003 г., 8 мая 2004 г., 22 августа 2004 г., 25 ноября 2006 г., 21 декабря 2006 г., 9 апреля 2007 г.) // «Российская газета» от 20 декабря 2001 г.
14 Федеральный закон № 122-ФЗ от 21 апреля 2005 г. (текст) «Об основах социального обслуживания населения в РФ» // «Российская газета» от 5 мая 2005 г.
15 Комментарий к Федеральному закону  № 48-ФЗ  от 24 апреля 2008 г. (текст): «Об опеке и попечительстве» под ред. Ю.А. Дмитриева // «Деловой двор», 2008 г.- ISBN – 5-83552-024-0.
16 Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 423 (текст): «Правила создания приемной семьи и осуществление контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 мая 2009 г. № 35.
17 Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676 (текст) «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп. от 14 октября 1996 г., 28 августа 1997 г., 30 марта 1998 г., 23 декабря 2002 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 июля 1995 г., № 28.
18 Постановление Правительства РФ от 01.05.1996 г. № 542 (текст): «Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 мая 1996 г., № 43.
19 Постановление Правительства РФ от 01.02.2005 г. № 49 (текст): «Медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 февраля 2005 г. № 52.
20 Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 (текст): «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» (с изм. от 6 февраля 2007 г.) // «Российская газета» от 10 июня 1998 г.
21 Постановление Администрации (Правительства) Курганской области № 279 от 10.07.2007 г. (текст): «Об утверждении положения о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в приемной семье социального работника»  // «Российская газета» от 23 июля 2007 г.
22 Закон РФ  № 5489-1 от 22.07.1993 г. (текст): «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (с изм. от 02.12.2000 г.) // «Российская газета» от 1 августа 1993 г.
23 Закон РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. (текст): «Об образовании» (ред. от 17.07.2009 г.) // «Российская газета» от 20 июля 1992 г.
24 Закон РФ № 1541-1от 4 июля 1991 г. (текст): « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изм. от 23 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 28 марта 1998 г., 1 мая 1999 г., 15 мая 2001 г., 20 мая 2002 г., 26 ноября 2002 г., 29 июня 2004 г., 22 августа 2004 г., 29 декабря 2004 г., 30 июня 2006 г.) // «Российская газета» от 10 января 1993 г.
25 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10.10.1996 г. № 33 (текст): «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями» // «Российские вести» от 29 октября 1996 г. № 64.
26 Приказ Минздравмедпром РФ и Минобразования РФ от 25 декабря 1995 г. № 369, 641 (текст): «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» //  «Российские вести» от 24 апреля 1996 г. № 77.
27 Приказ МВД РФ от 01.11.2001 г. № 965 (с изменениями от 17.11.2005 г.) (текст): «Инструкция о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости» // «Российские вести» от 15 декабря 2001 г. № 35.
28 Письмо Министерства образования России от 22.05.2002 г. (текст):  «О проблемах приемных семей детских домов семейного типа» // «Российские вести» от 2 июня 2002 г. № 61.
29 Антокольская М.В. Семейное право (текст): учебное пособие  //  Москва, «Юрист», 2007 г.- ISBN 5-52896-123-1.
30 Беспалов Ю.Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в Российской Федерации (текст) //  Москва, 2007 г.- ISBN 5-53798-034-0.
31 Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства (текст) // Педагогика. Москва, 2008 г. – ISBN 5-98765-321-0.
32 Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Курс лекций. Институт практической психологии (текст) //  Москва-Воронеж, 2008 г.- ISBN 5-456-678-1.
33 Бережнова  Л.Н. Диагностика психической напряженности детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа  (текст) //  Москва, 2006 г. – ISBN 5-65-456-0.
34 Берне Р. Развитие «Я — концепции» и воспитание  (текст) // Москва,  «Прогресс», 2006 г.
35 Брускова Е.С. Семья без родителей (текст) // Москва: Центр развития социально-педагогических инициатив и SOS — «Интернациональ», 2006 г. – ISBN 5-89064-143-0
36 Брутман В.И., Северный А.А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социального сиротства  (текст) //  Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь, Москва, 2006г. – ISBN 5-47699-57-0.
37 Голуб П. Принять как своего (текст) // «Российская газета».-2010.-№ 82.
38 Дмитриева О. Тернистая дорога к заморскому чаду (текст) // «Российская газета».-2010.-№82.
39 Лазаренко А.М. Приемная семья и патронат как семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (текст) //  Право и образование  — Москва, 2007 г. – ISBN 5-08644-45-1.
40 Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях (текст) // Государство и право — Москва, 2007 г. – ISBN 5-75439-365-0.
41 Пичурина В. Опекунская очередь (текст) // «Российская газета».-2007.-№ 1.
42 Пчелинцева Л.М. Семейное право России. Учебник для вузов (текст) // Москва, 2006 г.- ISBN 5-83566-032-0.
43

 

Хакимова О. Чтобы помочь брошенным детям (текст) // «Троицкая неделя».-2007.-№ 4.
44 Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми (текст) // Москва: издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008 г. – ISBN 5-09877-876-1.
45 Цветков В.А. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации  (текст) // Омск, 2007 г. – ISBN 5-08764-76-0.

Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!