Заявка на расчет
Меню Услуги

Прикладное творчество.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………

Аналитическая часть.

1.1. Прикладное народное творчество как объект библиографирования………………………………………………….

1.2. Методика составления библиографического указателя по  прикладному народному творчеству………………………………………..

Заключение ……………………………………………………………………

Список литературы …………………………………

Библиографический указатель

 

 

Введение

 

На протяжении веков, желание украсить свой быт, людей учило использовать самые простые материалы, сочетать несложные формы и средства с изящными узорами, достигая при этом высокого мастерства в рукоделии. Рукоделие, появившись на свет по практической необходимости, превратилось в прикладное творчество.

Человек, превращающий ремесло в творчество, знает, что любая вещь, созданная своими руками, впитывает в себя добрую энергию своего творца. Знает он и то, что усилия обязательно вернуться. Рукоделие — это не просто работа: это уход от серых будней; заботы, оставленные на потом; и наконец, возвращение радости, дефицит которой испытывают сейчас.

Прикладное народное творчество – это особенный мир творчества, бесконечного разнообразия в области художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это мир, вне которого невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде обитания, но прежде всего – в его духовном мире.

XXI век – время высоких скоростей и глобальных стрессов. Человек целый день несётся в круговороте повседневной жизни, не имея возможности остановиться и вырваться из этого круга. Стремление создать как можно больше и как можно быстрее привело в итоге к тому, что человека окружают однотипные дома, интерьеры и даже одежда. Он начинает терять свою индивидуальность. А приближающиеся праздники? Поиски подарков для всех близких способны омрачить не только ожидание, но и сам праздник.

Но человек может избавиться от этих проблем. Необходимо лишь научиться делать красивые вещи самому. Так можно войти в мир радости и покоя, красоты и душевной теплоты, мир под названием декоративно – прикладное творчество.

Каждый человек, по своему, в душе творец. Всем знакомо ни с чем несравнимое состояние, когда частичка души медленно перетекает в создаваемую своими руками вещицу. Горести и тревоги уходят, испаряясь в стране фантазии. Наступает эйфория, которая долго не покидает человека после завершения работы. Недаром выполненные с любовью вещи несут в себе частичку души своего создателя.

Актуальность исследования обусловлена рядом обстоятельств: Во-первых, эта тема мне очень близка по состоянию души, так как люблю заниматься разными видами прикладного творчества; во-вторых, распространением занятия народным творчеством разного рода среди населения; в-третьих, изменением функций публичных библиотек, связанным с предоставлением библиотечного пространства для самодеятельного творчества читателей; в-четвертых, недостаточной изученностью вопроса развития народного творчества в структуре библиотечной деятельности.

Цель исследования: составить библиографический указатель в помощь самодеятельному прикладному народному творчеству.

Задачи:

  • Обосновать значение темы и методику составления указателя;
  • Выявить литературу по теме;
  • Провести отбор публикаций по теме прикладного народного творчества;
  • Осуществить группировку материала по отдельным видам народного творчества;
  • Проаннотировать публикации;
  • Составить вспомогательный научно – справочный аппарат.

Аналитическая часть работы содержит в себе понятие творчества, его разновидности и примеры  библиографических указателей, направленных на отражение публикаций, посвященных прикладному народному творчеству. Она содержит также методику составления библиографического указателя по  прикладному народному творчеству.

В библиографическом  указателе, который носит рекомендательный характер, материал расположен в систематическом порядке, по разделам, внутри которых публикации приводятся в алфавитном порядке и сопровождаются краткими аннотациями. За основу взята группировка по типу  материала, используемого в разных видах прикладного народного творчества. Подобное разделение не является общепринятым, а сделано для удобства восприятия текста.

Библиографический указатель адресован широкому кругу читателей.

 

 Аналитическая часть

 

1.1. Прикладное народное творчество как объект библиографирования

 

Творчество — это деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. В современной научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды творчества (в науке, технике, искусстве), его психологические основы и т.п.… С точки зрения философии каждый человек занимается в своей жизни творчеством, когда он не просто механически выполняет свою работу, а пытается внести в нее что – то от себя, чем – то ее усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Там, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером….

Творчество присуще человеческой природе, уже ребенок обладает огромными творческими задатками — памятью, воображением, непосредственной яркостью впечатлений.[17]

Творчество – это деятельность по законам красоты. Но оно возникает тогда, когда художник[1] не только знает, что сказать, но и знает, как эту идею воплотить, то есть обладает средствами исполнения. Таким образом, художник через творчество, имея идею и обладая техникой исполнения, создает произведения искусства.

Прикладное искусство  — объемный раздел искусства, который содержит различные сферы творческой деятельности, направленной на произведение художественных и практических изделий. Собирательный термин объединяет два вида искусств — прикладное и декоративное. Первое обладает признаками практического применения, второе призвано украшать среду обитания человека. Тер­мин «при­клад­ное ис­кус­ст­во» («applied art») воз­ник в 18 в. в Англии и при­ме­нял­ся главным образом к соз­да­нию бы­то­вых из­де­лий (рос­пись по­су­ды, тка­ней, от­дел­ка ору­жия). В 20 в. в России ис­кус­ст­во­зна­нии ут­вер­жда­ет­ся тер­мин «Декоративно-прикладное искусство» (от лат. deco — украшаю) как обо­зна­че­ние раз­де­ла де­ко­ра­тив­ных ис­кусств.[11]

Прикладное искусство (творчество) – (в понимании общественности) – это выставки, вернисажи, ярмарки и еще многие другие публичные мероприятия, приобщающие людей к культуре. Изобразительное декоративно-прикладное творчество повышает уровень развития человека, способствует формированию его эстетического вкуса. Кроме того, осмотр экспозиций расширяет общий кругозор. Каждая выставка прикладного искусства — это знакомство широкой публики с новыми достижениями в области художественного творчества.

Декоративно-прикладное творчество как вид ху­дожественной дея­тель­но­сти свя­зан с руч­ным тру­дом мас­те­ра,… функ­цио­наль­ная кон­ст­рук­ция и ук­ра­ше­ние ста­но­вят­ся де­лом раз­ных спе­циа­ли­стов. Так воз­ни­ка­ет художественная промышленость, где на­хо­дят се­бе ме­сто ме­то­ды «при­клад­но­го искусства» – от­дел­ка из­де­лий рос­пи­сью, резь­бой, ин­кру­ста­ци­ей, че­кан­кой и т.п. Во­прос о со­от­но­ше­нии руч­но­го и ма­шин­но­го тру­да при из­го­тов­ле­нии пред­ме­тов декоративно-прикладное искусство осо­бен­но ост­ро был по­став­лен во 2-й половине 19 в., в кон­тек­сте про­бле­мы «обез­ли­чи­ва­ния» (по вы­ра­же­нию У. Мор­ри­са) про­изводством ху­дожественного ре­мес­ла и по­пу­ляр­ных в эту эпо­ху тео­рий ог­ра­ни­чен­но­го при­ме­не­ния ма­шин как пред­по­сыл­ки воз­ро­ж­дения национальных тра­ди­ций. Про­ти­во­пос­тав­ляя народное кус­тар­ное твор­че­ст­во и мас­со­вую про­дук­цию, Мор­рис в то же вре­мя пред­ла­га­ет пу­ти их син­те­за, поз­во­ляю­ще­го соз­дать но­вый тип декоративно-прикладного искусства – Ди­зайн, став­ший с середины 19 в. но­вым ви­дом ху­дожественной дея­тель­но­сти в сфе­ре промышленного (мас­со­во­го) про­изводства, ог­ра­ни­чил декоративно-прикладное искусство соз­да­ни­ем ма­ло­ти­раж­ных се­рий руч­ных из­де­лий. [11]

Основные виды декоративно — прикладного творчества:

  • Батик— ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Бывает:
  • Холодный батик
  • Горячий батик
  • Набойка(набивка) — получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом.
  • Бисероплетение— создание при помощи бисера и металлической проволоки художественных двумерных и трёхмерных композиций.
  • Вышивание(вышивка) — общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: полотно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр.

Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы. Разновидности:

  • Древнерусское лицевое шитье
  • Вышивка крестом
  • Вышивка бисером
  • Нитяная графика

Вязание — процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды или предметов интерьера) из одной или нескольких нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов, вручную (вязальные крючок, спицы, игла, вилка; или просто на пальцах) или на специальной машине(механическое вязание). Вязание, как техника, относится к видам плетения.

  • Макраме (фр. Macramé, от араб. مقرمة‎ «тесьма, бахрома, кружево» или с тур. — «шарф или салфетка с бахромой») — техника узелкового плетения.
  • Кружево (Фриволите)— это текстильное изделие без тканой основы, в котором ажурный орнамент и изображение образуются в результате переплетения нитей (шелковых, хлопчатобумажных, металлических и других).
  • Ковроткачество — старинный художественный промысел, производство ковров.
    • ГобеленКовер, обыкновенный стенной, с вытканными на нем художественными изображениями. Разновидности:
      • Ворсовый ковёр
      • Безворсовый ковёр
  • Квиллинг (англ. quilling; от quill «птичье перо»), также известен как бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ — картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии и т. д.
  • Скрапбукинг, скрэпбукинг (англ.scrapbooking ← scrapbook от scrap «вырезка» + book «книга», букв. «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.
  • Керамика(др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
  • Мозаика(фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение), посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
  • Ювелирное изде́лие— изделие из драгоценных металлов и камней (кольцо, серьги, браслет, колье, брошь, настольные украшения и пр.). Основной характеристикой ювелирных изделий является наличие работы мастера (ювелира), который создаёт изделия.
    • Лаковая миниатюраминиатюрная живопись на небольших предметах: коробках, шкатулках, пудреницах и др. Лаковой такую живопись называют потому, что цветной и прозрачный лаки служат не только полноправными материалами росписи, но и важнейшим средством художественной выразительности произведения. Краскам они добавляют глубину и силу и в то же время смягчают, объединяют их, как бы вплавляя изображение в самую плоть изделия.
      Виды:
      • Палехская миниатюра
      • Федоскинская миниатюра
      • Холуйская миниатюра
      • Мстёрская миниатюра
  • Художественная роспись— (от писать) — искусство декорирования красками какой-либо поверхности. Бывает:
    • Хохлома
    • Городецкая роспись
    • Мезенская роспись

Художественная роспись бывает по металлу:

  • Жостовская роспись — русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет;
  • Финифть (др.-рус. финиптъ, химипетъ, из ср.-греч. χυμευτόν, то же от χυμεύω — «смешиваю») — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок;
  • Лиможская эмаль(фр. émail de Limoges), прежде известная как лиможская работа (фр.  Œuvre de Limoges, лат. Opus lemovicense) — историческая разновидность выемчатой эмали, появившаяся в середине XII века во французском городе Лиможе, исторической провинции Лимузен. Получив глубочайшее признание в государствах западной Европы, лиможские эмальеры прекратили использовать эту технику в середине XIV века.

Художественная роспись по керамике:

  • Гжель — русский народный промысел, вид русской народной росписи. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии, Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский районМосковской области, Россия. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам;
  • Дымковская игрушка— один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках;
  • Филимоновская игрушка — старейший  народный художественный промысел  России. Ро­дина промысла — деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впер­вые упоминается  в древних летописях  XVI века.
  • Художественная резьба — один из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Резьбой украшают здания, предметы быта, создают произведения мелкой пластики — небольшие миниатюрные скульптуры. Особый вид художественной резьбы — глиптика. Так называется резьба на камнях, драгоценных и полудрагоценных. Самый распространенный материал для резьбы — мягкая древесина деревьев лиственных пород: липы, осины, тополя. Реже употребляются твердые породы: береза, клен, бук. При резьбе по камню также используются мягкие породы, главным образом известняк, и твердые — нефрит, лазурит, яшма. При резьбе по кости используют моржовый клык, бивни слона и мамонта, рог и др. Виды:
    • Резьба по камню;
    •Резьба по дереву;
    • Резьба по кости.
  • Художественная обработка кожи— 1) изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения; 2) отрасль текстильной промышленности, декорирование одежды, обуви, кож-галантерейных изделий.

Художественная обработка металла — один из старинных видов декоративно-прикладного искусства, высоко развитый у русских мастеров еще во времена Киевской Руси. Они владели многими способами  Рис. 20 Резьба по металлу

  • художественного литья, техникой сканно-эмальерного дела, золотой наводки, приемами выполнения черневого узора. Работы киевских литейщиков и златокузнецов отличались совершенством исполнения и пользовались широкой известностью за рубежом.
  • Делится на: • Металлопластика; Христианская оловянная миниатюра; • Художественная ковка; •Художественное литье из благородных металлов, бронзы и латуни; •Художественное литье из чугуна; • Чеканка.
  • Пирография(буквально: «рисование огнём») — техника, применяемая в декоративно-прикладном искусстве и художественной графике. Суть её заключается в том, что на поверхность какого-либо органического материала (древесины, фанеры, пробки, бумаги, картона, фетра, кожи, ткани) при помощи раскалённой иглы наносится рисунок. В основном в качестве материала применяется древесина, поэтому пирография широко известна как выжигание по дереву.
  • Работа со стеклом→ • Витраж — вид монументального искусства, произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. С давних пор витраж использовался в храмах; • Витражная роспись.
  • Оригами(яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
  • Бумагопластика— это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур.
  • Корнепластика— это направление, связанное с изготовлением скульптур из переплетённых корней, сучьев, веток, в различных наростах (капов). Заготовки для корнепластики можно обнаружить в засохшем дереве или кустарнике, в очищенных от земли или промытых корнях. Для работы, в основном, применяется древесина твёрдолиственных пород, произрастающая в Средней полосе России.

Каждая область Декоративно-прикладного искусства имеет большое разнообразие форм. Их эволюция непосредственно связана с развитием технологий, с открытием новых материалов, со сменой эстетичностей представлений и модой. Такие произведения различаются по функциональному назначению, формам и материалу.

Один из древнейших видов Декоративно-прикладного искусства – посуда. Её формы варьировались в зависимости от материала (деревянная, металлическая, глиняная, фарфоровая, керамическая, стеклянная, пластмассовая) и назначения (ритуальная, бытовая, столовая, декоративная). Декоративно-прикладное искусство включает также: культовые принадлежности (хоругви, оклады, лампады – в христианстве; у мусульман сосуды для омовения, молитвенные коврики «намазлык» и др.; иудаистские семисвечники «менора»; буддистские лотосовые троны и храмовые курильницы); предметы интерьера (мебель, осветительные приборы, вазы, зеркала, письменые приборы, шкатулки, веера, табакерки, изразцы и т. п.); домашнюю ремесленную утварь (прялки, вальки, трепала, рубеля, верётенца и т. п.); произведения глиптики; ювелирное искуствово; средства передвижения (повозки, колесницы, кареты, сани и др.); оружие; текстиль (ковры, шпалеры, гобелены, килимы, кошмы и т. п.); одежду; отчасти – мелкую пластику (прежде всего игрушку).

Столь же разнообразны материалы, применяемые в изделиях прикладного искусства. Древнейшими являются камень, дерево, кость. Твёрдые породы дерева шли на строительство жилища, на изготовление мебели, бытовых изделий [сосна, дуб, орех, карельская берёза (в эпоху русского классицизма и ампира), клён (особенно в эпоху модерна), красное дерево, груша]; мягкие сорта (например: липа) – на изготовление посуды, ложек. С 17 в. в Европе стали использоваться привозные экзотические сорта древесины. Такие техники обработки глины, как лепка от руки, формовка, были определяющими в создании глиняных изделий на начальных этапах. В 3-м тыс. до н. э. появляется гончарный круг, позволяющий изготовлять тонкостенную посуду. Керамика (обожжённая глина) включает в себя терракоту (простую и лакированную), майолику, полуфаянс, фаянс, опак, фарфор, бисквит, т. н. каменную массу. Основные способы украшения керамики – налепы, лощение, полировка, цветная роспись, гравировка, глазурование и др. Ткани получают широкое распространение с эпохи неолита. Выдающимися образцами Декоративно-прикладного искусства являются древнеегипетские многоцветные льняные ткани, в технике батиковой набойки – коптские; шёлковые ткани Китая, инд. муслины, венецианская камка.

Мастера Декоративно-прикладного искусства часто использовали драгоценные, полудрагоценные и цветные поделочные камни: бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры, нефрит, ляпис-лазурь и сердолик, малахит, яшму и т. д. (к поделочным материалам относится также янтарь). Среди различных видов обработки долгое время господствовали кабошоны (округлые камни), затем появились огранённые камни. Существуют комплексные техники – т. н. флорентийская мозаика (изображения из мрамора и полудрагоценных камней), русская мозаика (обклейка округлой поверхности ваз пластинками из цветных камней) и др. Среди металлов выделяют драгоценные (золото, серебро, платина), цветные (медь, олово), сплавы (бронза, электр[2], пьютер[3]), а также сталь, чугун и алюминий. Наряду с благородными металлами почти во всех древнейших цивилизациях обрабатывали медь, бронзу, позднее железо. Золото и серебро изначально были главными металлами в Декоративно-прикладном искусстве, а их нехватка компенсировалась различными техниками (гальваническое серебрение и золочение; с сер. 19 в. – гальванопластика). Основные техники обработки металла – чернь, зернь, чеканка, канфарение, литьё художественное, ковка художественная, басма[4], тиснение. Особой техникой и одновременно материалом является эмаль, древнейшие образцы которой находят в Китае. Эмаль, как правило, использовалась в качестве составной части комплексных произведений Декоративно-прикладного искусства (например: техника покрытия разноцветной прозрачной эмалью гравированных на металле изображений или декоративная роспись эмалевыми красками). Стекло по своим технологическим параметрам делится на прозрачное и непрозрачное, бесцветное и цветное, и др. Различаются также оригинальные формы из гутного, выдувного стекла («крылатые» венецианские бокалы), из гранёного английского хрусталя, из прессованного (появилось в 1820 в США), цветного многослойного или молочного стекла, стекла филигранного, гравированного, резного шлифованного или с на цветом. Среди техник обработки стекла – меж стеклянное золочение, роспись, миллефиори[5], художественное травление, иризация.

Родина лаков художественных – Древний Восток. В Европе они известны с 16 в.. В 17 в. голландские мастера стали расписывать деревянные шкатулки золочёным орнаментом по чёрному фону. Позднее производства расписных лаков возникли во многих странах. Изделия из папье-маше, покрытые лаком, появились в Европе в 18 в., пика популярности они достигли в 19 в., особенно в Англии, Германии и России. В 20 в. Россия становится главным центром лакового искусства (Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра). Использование черепашьего панциря и слоновой кости началось с древности; затем их применение возродилось в европейском искусстве в средние века и, особенно, в конце 18 в. (Англии и Франции табакерки и чайницы, холмогорская резьба по кости). Перламутр входит в моду в 1-й половине 19 в. для украшения изделий из папье-маше и лака, отделки столовых приборов.[11]

Великолепные традиции декоративного творчества России складывались на протяжении веков. Его основными видами являются: художественная обработка дерева и металла, резьба по камню, кости рога, золотое шитье, тиснение и аппликация на коже, плетение циновок и предметов быта. Народам нашей страны удалось развить свою самобытную культуру и пронести её через века. Культура современной России в 2000-е годы сформировала и поставила в один ряд с общепризнанными сложившимися областями декоративного искусства ХХ столетия, лежащие ранее на периферии «высокого» декоративного искусства — в сфере традиционных ремесел и рукоделия, имеющие многолетний опыт в непрофессиональном самодеятельном искусстве и художественном ремесле, как в нашей стране, так и за рубежом.

Широкую популярность приобрели пэчворк[6], или лоскутное шитье, бисероплетение, художественное шитье (в том числе — золотное и лицевое), петельная (ковровая) вышивка, нетканый гобелен, исполненный в прошивной и иглопробивальной техниках, иконопись, роспись пасхальных яиц и матрешек и художественная кукла. Однако одновременно и ведущие направления декоративного искусства подверглись серьезной эволюции, а творческий спектр их расширился как за счет участия в художественных процессах значительного числа непрофессиональных исполнителей, так и по причине переориентации профессионалов с выставочных и музейно-эксклюзивных образцов на салонные изделия, предметы для частного интерьера и арт-дизайн.

В 2010-е годы с распространением цифровых технологий и появлением новых красочных и пластических материалов, в том числе — полимерных, области декоративного искусства стали тесно взаимодействовать друг с другом, объединяться со скульптурой и графикой. Авторы в качестве художественных элементов начали использовать фотографические изображения и опираться при создании декоративных изделий на высокотехнологичные машинные процессы.

История последних десятилетий показала, что современное отечественное декоративно-прикладное искусство находится в постоянном развитии. Художественное наследие во всем его многообразии органично обогащает новые декоративные формы, вызванные широким проникновением технологий ХХI века. Под влиянием различных этнокультур и в результате глобализации происходит переосмысление национальных традиций при сохранении сложившихся культурных приоритетов России.

Декоративно-прикладное творчество — популярный вид творческой деятельности. А самое лучшее в этом творчестве то, что оно подходит для многих целей — от детского досуга до профессиональной работы. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Эта деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя.

Отражение развития прикладного творчества в библиографии

Тема получила отражение в библиографических пособиях разного типа: научно-вспомогательных и рекомендательных, которые  используются при составлении всех библиографических источников последующего времени.

  1. Острой, О. С. Изобразительное и прикладное искусство. Указ. библиогр. пособий 1789-2007 гг. / О.С. Острой, И.Х. Саксонова . – Санкт – Петербург : Рос. нац. б-ка, 2012 . – 792с.

Издание включает библиографические пособия, выпущенные на русском языке с конца XVIII века по 2007 год. Отражены сведения о более чем 4000 названий библиографических указателей и списков, изданных отдельно и опубликованных в книгах и периодических изданиях. Адресатом данного указателя являются историки искусства и культуры, сотрудники музеев, преподаватели, аспиранты и студенты высших художественных учебных заведений, библиографы и библиотекари универсальных, специальных научных, музейных и крупных массовых библиотек.

  1. Острой, О. С. Русские справочные издания по изобразительному и прикладному искусству / О. С. Острой . – Москва : Книга, 1972 . – 280с.

Предлагаемое справочное пособие предназначено научным работникам и преподавателям высших учебных заведений гуманитарного профиля, аспирантам и студентам старших курсов этих вузов, преподавателям средних специальных учебных заведений, сотрудникам музеев, лекторам, а также библиографам и библиотекарям универсальных, специальных научных, музейных и крупных массовых библиотек.

  1. Культура земли Псковской. Вып. 4 : Мастера декоративно-прикладного искусства / ПОУНБ ; сост. Т. Д. Бутук. – Электрон. дан. и прогр. (70 Mb). – Псков, 2011. – 1 электрон. опт. диск.

«Мастера декоративно-прикладного искусства» —  это четвертое электронное издание из серии «Культура земли Псковской». Издание состоит из разделов:

  • «История ремёсел»
  • «Виды творчества»
  • «Мастера»
  • «Традиции. Праздники. Выставки»
  • «Выставочные залы»
  • «Фотогалерея»

Каждый раздел издания включает библиографию и начинается обзором, где приводятся сведения об истории и развитии псковских ремёсел, дается краткая характеристика 30 видов декоративно-прикладного творчества Псковского края (современного и прошлого),  в том числе по истории развития ремёсел: гончарного, кузнечного, резьбы по дереву, ткачества и др. В этом издании представлена информация о деятельности псковских мастеров (представлено 150 имен) и отражена работа Центров народного творчества на Псковщине. Многими видами декоративно-прикладного творчества занимаются мастера и умельцы Псковского края. Среди них одни мастера занимаются резьбой по кости, по камню, силуэтной резьбой по бумаге, изготовлением старинного муляжного оружия, выбивают иглой ковры. Некоторые творят целые выставки картин из хлеба и соленого теста, создают сады из бисера и многое другое. На протяжении 65-ти лет сохранением народных традиций Псковского края занимается областной Центр народного творчества. В информационном банке данных Центр насчитывается 1500 мастеров народного творчества и современного декоративно-прикладного искусства, объединившихся в Гильдию мастеров. В Пскове открыт Дом ремёсел, целью работы которого является сохранение и возрождение традиционных псковских ремёсел. В разделе «Выставочные залы» данного издания даны адреса центров города Пскова: музеев и выставочных залов, сувенирных магазинов, где можно посмотреть и приобрести изделия народного творчества. Надеемся, что настоящий путеводитель, подготовленный сотрудниками отдела литературы по искусству Псковской областной универсальной научной библиотеки, откроет удивительный мир художественного ремесла и рукоделия псковских мастеров, помогут открыть новые имена земляков, удивительных и творческих людей, мастеров своего дела, хранителей и продолжателей лучших традиций.[13]

  1. Живое дерево ремесел : (декоративно-прикладное искусство Мордовии) : библиогр. указ. : [книги, статьи из сборников, журнальный и газетный материал из центральной и местной печати с 1952 по 1992 г.] / Нац. б-ка им. А.С. Пушкина Респ. Мордовия, Отд. лит. по искусству ; [сост. Дорогайкина В.А. ред. Кулясова И.А., Пашутина О.В.]. — Саранск : Нац. б-ка Республики Мордовия, 1994. — 77 с.
  2. Изобразительное искусство : Декоративно-прикладное искусство. Музыка. Театр. Кино : систем. указ. из сб. 1961-1965 гг. / Гос. ордена Трудового Красного Знамени Публичная б-ка им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, Справочно-библиогр. отд. — Ленинград : Б. и., 1968. — 172, XI л.
  3. Острой О.С. Изобразительное и прикладное искусство : рус. справ. изд., середина, ХVIII — конец ХХ вв. : аннотир. указ. / О.С. Острой, И.Х. Саксонова ; Рос. нац. б-ка. – Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2002. – 903 с.
  4. Острой О.С. Изобразительное и прикладное искусство : указ. библиогр. пособий, 1789-2007 гг. / О. С. Острой, И. Х. Саксонова ; Российская нац. б-ка. — Санкт-Петербург : Изд-во Российской нац. б-ки, 2012. — 790 с.

Издание включает библиографические пособия, выпущенные на русском языке с конца XVIII века по 2007 год. Отражены сведения о более чем 4000 названий библиографических указателей и списков, изданных отдельно и опубликованных в книгах и периодических изданиях. Адресатом данного указателя являются историки искусства и культуры, сотрудники музеев, преподаватели, аспиранты и студенты высших художественных учебных заведений, библиографы и библиотекари универсальных, специальных научных, музейных и крупных массовых библиотек.

  1. Сухарева К.С. Нить жизни : биоблиогр. указ.: 1991-2010 гг. : к 70-летию рождения вышивальщицы узорной вышивки, журналиста и автора просветительских книг о декоративно-прикладном творчестве / Гос. учреждение культуры Владим. обл. «Владим. обл. науч. б-ка», — Владимир, 2010. — 59 с., [6] л. цв. ил.
  2. Изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество: библиогр. указ. / Сост. Е. К. Мельникова, Т. Ф. Гордиевич ; НОККиИ, Библиотека. – Новосибирск, 2017. – 57 с.

Библиографический указатель   представляет собой список библиографических описаний документов, находящихся в фонде библиотеки Новосибирского областного колледжа культуры и искусств: книг, периодических изданий, электронных ресурсов, находящихся в локальном доступе, а так же Интернет-ресурсов, доступных как по подписке (издания из электронно-библиотечных систем «Университетская библиотека онлайн» и «Лань»), так и в свободном доступе онлайн. Из всей массы изданий отобраны те, в которых отражена информация по теории и технике изобразительного искусства, методике его преподавания, видам декоративно-прикладного искусства, истории и технологии русских народных художественных ремесел. Указатель не содержит хронологических рамок, включает наиболее информативные документы из фонда библиотеки по данной тематике.

 

1.2. Методика составления библиографического указателя по – прикладному народному творчеству

 

Для составления библиографического указателя необходимо знать общую методику составления библиографического пособия, хотя имеются и некоторые особенности составления библиографического указателя разных типов. Для этого приведем определения соответствующих типов из действующего ГОСТа 7.0-99, которые характеризуют наш указатель:

  1. Научно-вспомогательное библиографическое пособие – это такое пособие, предназначенное в помощь научно-исследовательской деятельности.
  2. Аннотированное библиографическое пособие — это пособие, в котором все или большинство библиографических записей включают аннотации.
  3. Отраслевое библиографическое пособие — библиографическое пособие, отражающее документы по определенной отрасли знания и (или) практической деятельности; аннотированное библиографическое пособие – в котором все или большинство библиографических записей включают аннотации, отобранные по какому-либо критерию.
  4. Ретроспективное библиографическое пособие, отражает массив документов какого-либо исторического периода. [1]

Методика составления библиографического указателя изменялась с течением времени. Например, в 60-х- начале 70-х гг. теоретические положения составления библиографического указателя основывались на методике отдельных, локальных процессов; сама методика (начиная с изучения темы и заканчивая составлением вспомогательных указателей) рассматривалась, например, М.А. Брискманом[7], с точки зрения его жанра, читательского и целевого назначения и других характеристик.

Далее, к концу 70-х гг. была предложена общая аналитико-синтетическая структура процесса производства библиографической информации (библиографирования). Так, например, О.П. Коршунов, стал выделять 4 основных этапа подготовки библиографического пособия; эти этапы выделялись на основании принципа абстрагирования как метода: подготовительный, аналитический, синтетический и заключительный.

В 1986 году С.Г. Астапович [8]предлагает свою методику, которая стала итогом анализа составления библиографического пособия различными органами (ГБЛ, БАН СССР и ГПНТБО СО АН СССР). Автор составил блочно-унифицированный перечень наименований библиографических процессов  [1]

Однако, на наш взгляд, эта методика не является совершенной; в предложенном плане работы много внимания уделяется предварительному, подготовительному этапу, в то время как принципы поиска литературы для будущего библиографического пособия явно не разработаны.

В данной работе я буду в основном ориентироваться на методику, предложенную Л.П. Машенцевой[9]. Составление библиографического пособия, по Машенцевой, предполагает четыре основных этапа: подготовительный, аналитический, синтетический и заключительный.

  Вопросы отбора и группировки материала в библиографическом пособии

Подготовительный этап содержит:

  • Выбор и доказательства важности темы;
  • Создание технического плана информационного ресурса;
  • Установление круга источников и очередность их просмотра;
  • Выявление документов;
  • Формирование вспомогательной базы данных.

Сначала нужно изучить тему, чтобы определиться с тематикой и конкретизировать её цели. В процессе ознакомления с темой могут пригодиться данные об издательствах, а также монографические справочники, периодические и продолжающиеся издания. Пользу могут оказать статьи научных конференций или иные стороны темы создаваемого библиографического указателя. К числу дополнительных источников можем отнести: каталоги, картотеки, справочно – библиографический фонд.

Современный человек должен уметь свободно ориентироваться в информационном пространстве Интернета и своевременно выявлять новые информационные продукты. В процессе поиска литературы необходимо руководствоваться некоторыми критериями отбора документов. Так, не рекомендуется включать издания 20-летней давности, публикации из малодоступных изданий, областных и городских газет.

В процессе изучения документов необходимо вести список литературы. На конечном этапе сбора библиографического пособия этот список пригодится для составления «Списка просмотренных источников».

Аналитический этап:

  • Общий библиографический анализ документов;
  • Библиографическое описание документов;
  • Аннотирование;
  • Предметизация и индексирование;
  • Оформление библиографической записи.

Считается, что данный этап самый сложный, поскольку на нем осуществляется интеллектуальный фильтр [10] всех выявленных документов. Первоначальным процессом данного фильтра является общий библиографический анализ документа. Выборочное чтение текста нужно для постановки соответствий издания к критериям отбора документов, и определения целевого назначения пособия.

Библиографическое описание документа

На данном этапе создания указателя производится доработка библиографического описания.

В рекомендательных указателях применяется расширенное библиографическое описание. Современная методика позволяет применение альтернативных правил библиографического описания. Это дает возможность воспользоваться разнообразием способов описания документов с учетом вида, типа, жанра пособия.

Поскольку объектами описания выступают разные документы, в ГОСТе 7.1 – 2003 приведены возможные источники сведений:

  • Главный источник (объект библиографического описания);
  • Источники, сопровождающие документ;
  • Источники вне документа.

Исходя из выше сказанного, главным источником информации служит документ, который несет основные выходные данные: титульный лист, титульный экран, этикетка, наклейка и т.д.

Согласно ГОСТ 7.9 – 95, аннотация – это краткая характеристика содержания документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Объем рекомендательной аннотации не регламентируется, но всё-таки не превышает 500 – 600 напечатанных знаков или абзац, состоящий из 10 – 12 строк. [9]

Некоторую нагрузку несут на себе эпиграфы к разделам,  они направляют читателя на суть проблемы. Чаще всего в качестве эпиграфов являются цитаты, высказывания ученых, писателей и т.п. Для того чтобы легче использовать их, необходимо указывать источник.

Синтетический этап:

  • Окончательный отбор документов;
  • Группировка библиографических записей.

В современном богатстве информационной продукции, появляются конфликты: наличия и выбора, объема и возможности освоить этот объем в связи с чем основным этапом данного процесса является отбор документов.

Качество отбора документов обеспечивается точным утверждением целевого и читательского назначения намеченного указателя. Второй процесс – это группировка библиографических записей.

Рекомендательная группировка имеет в основе схемы: от простого к сложному или от общего к частному. В алфавитной группировке все библиографические записи располагаются в алфавите авторов и  / или заглавий работ. Хронологическая группировка, имеет разновидности:

  • Хронология написания произведения;
  • Хронология публикации документов;
  • Хронология описываемых событий.

На заключительном этапе создания библиографического указателя, имеются несколько процессов:

  • Редактирование;
  • Составление пособия;
  • Оформление указателя.

Оглавление или содержание представляет собой перечень наименований рубрик основного текста, составленной в той последовательности, в какой они приведены в пособии, с указанием места расположения.

По ГОСТу 7.23-96 имеется четкое разграничение между предисловием и вступительной статьей. Отсюда следует, что предисловие содержит сведения о задачах и характере издания; целевом и читательском назначении; принципах отбора и группировки записей; справочно-поисковом аппарате, использованных записей. Вступительная статья содержит характеристику издания, а также историю развития и состояния научных исследований по теме библиографического указателя.

Вспомогательные указатели (методика составления, определение, классификация, отражающие содержательные и формальные признаки документа, в полной мере отражены в ГОСТ 7.78-99.[6]

Очередным процессом данного этапа библиографирования является редактирование. Научное редактирование предусматривает уточнение темы пособия и её границ. Библиографическое же рассматривает: уточнение библиографических записей на соответствие их действующим правил; проверка единообразия принятых сокращений; соответствие и полноту вспомогательных указателей.Литературное редактирование предполагает: исправление орфографических ошибок; исключение стилистических неточностей и неудачных выражений; устранение опечаток, смысловых повторов и повторов слов.

Оформление библиографического указателя должно быть согласно общим правилам подготовки текстовой информации. Страницы снабжаются титульным листом. При этом , нумерация начинается с 3-й страницы и номер указывается в середине верхнего поля или в правом верхнем углу.

Набранный текст, должен быть отформатирован по ширине листа. Абзацный отступ равняется 1,25 см. Содержание записывается заглавными буквами посередине строки. Оно включает в себя названия всех разделов и подразделов.  Записи в библиографическом указателе должны иметь единую нумерацию, а каждый ее элемент приводится с красной строки. Титульный лист должен содержать: заглавие, сведения к заглавию, сведения об ответственности, область выходных данных.

В конце работы указываем приложения: список просмотренных источников и список изученной литературы, включающий перечень публикаций по методике библиографирования. А также можно внести иллюстрации, фотографии и т.п.[14]

Способы библиографической характеристики документов.

В прошлом столетии (90-х гг.) большинство библиографических указателей претерпели изменения и потеряли классический облик. Стремясь к поиску новых форм, методов и способов раскрытия содержания документов привели к появлению новых жанров библиографических пособий.

Библиографическая антология – жанр рекомендательного библиографического пособия ретроспективного характера и образовательной направленности служит для первоначального ознакомления читателей разного уровня подготовки с труднодоступной литературой определенного периода, направления, содержания, имеющей познавательное и общеобразовательное значение.

Библиографическая энциклопедия – библиографическое пособие, включающее библиографическую и справочную информацию, представленную в виде коротких статей, расположенных в алфавитном, систематическом или другом порядке.

Библиографические очерки – жанр рекомендательного библиографического пособия, вырожающих собой авторское повествование реферативного характера с широким цитированием и элементами оценочного отношения к текстам.

Библиографический обзор – является традиционным видом библиографического пособия и представляет собой связанный рассказ о документах с той или иной степенью обобщения. Для обзора свойственен единый текст, в который введены данные об изданиях.

Библиографический путеводитель – необычный жанр библиографического пособия, который отражает библиографическую продукцию и помогает пользователю ориентироваться в основных источниках информации.

Дайджестами – принято называть фрагменты текстов нескольких документов (цитаты, выдержки, статистические таблицы, редко – полный текст статьи или заметки), подобранные по определенной теме и не обеспеченные обобщающими публикациями.

В литературе эссе служит разновидностью очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Этот жанр предполагает свободу творчества, и оно может быть написано на любую тему и в любом стиле, поскольку эссе – это авторское размышление по поводу услышанного, прочитанного или просмотренного.

Библиографическая монография – значительное библиографическое пособие научно-вспомогательного назначения, созданное на основе тщательного раскрытия и углубленного  изучения большого массива документов, содержащее, как правило, новые или уточнённые сведения о библиографируемых материалах.

Библиографическая закладка – одна из малых форм рекомендательной библиографии, цель которой пробудить читательский интерес к определенной книге, автору или теме. [14]

 

Заключение

 

На современном этапе общество постепенно возобновляет живую связь с многовековой национальной культурой. Человек на протяжении всей истории своего развития помнил о том, что вещи, сделанные своими руками оригинальны и неповторимы. Прикладное народное творчество современности участвует в преобразовании быта в соответствии с мыслями и желаниями каждого человека. Все, что было сделано в художественной практике декоративно-прикладного творчества за его долгую историю, снова переосмысливается, обновляется в соответствии с тенденциями современного мира. Никакая другая область творческой деятельности человека не обладает таким могучим средством воспитания художественного вкуса, как прикладное творчество.

Благодаря широкому внедрению компьютеризированных технологий значительно сократилось время поиска информации. Однако опыт использования информационных технологий в библиографической деятельности библиотек подтверждает, что ни одна самая современная программа не способна заменить творческий подход библиографа к создаваемым информационным ресурсам.

 

Список используемой литературы

 

  1. А.Г. Шнитке: творчество и жизнь. Библиографический указатель за 2000-2009 гг. // студенческая библиотека онлайн : [сайт] URL https://studbooks.net/1177269/kulturologiya/shnitke_tvorchestvo_bibliograficheskiy_ukazatel_2000_2009 (дата обращения 02.12.2019).
  2. Бикбова Н.К. Создание традиционных и электронных библиографических указателей в помощь научному и образовательному процессу вуза // Библиотека в информационно-образовательной среде современного вуза : материалы конф. – Оренбург, 2011. – С. 1933-1936. — Электронная копия доступна на сайте Всерос. науч.-метод. конф. «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры». URL: https://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf8/s17.pdf#page=3 (дата обращения: 05.02.2020).
  3. Вохрышева, М.Г. Теория библиографии : учеб. пособие / М.Г. Вохрышева; МО РФ, СГАКИ. – Самара : Изд-во СГАКИ, 2004. – 368 с.
  4. ГОСТ 7.0-99 СИБИД. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения: дата введения 2000-07-01. – Изд. Официальное. – Москва: Стандартинформ, 1999. – 74 с.
  5. ГОСТ 7.1-2003 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления / Введ. 2004.07.01. – Москва : Стандартинформ, 2010.
  6. ГОСТ 7.23-96 СИБИД. Издания информационные. Структура и оформление: дата введения 1998-01-01. — Изд. Официальное. – Москва: ИПК Издательство стандартов, 1997.
  7. ГОСТ 7.78-99 СИБИД. Издания. Вспомогательные указатели / Введ. 2000.07.01. – Москва : Издат. стандартов, 2000.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф