Скоро защита?
Меню Услуги

Применение игр-головоломок в развитии логико – математических способностей детей седьмого года жизни. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2


Глава 2. Экспериментальная работа по применению игр-головоломок в развитии логико — математического мышления для детей седьмого года жизни

2.1. Анализ исходного уровня развития логико — математического мышления для детей седьмого года жизни

Экспериментальная работа проходила на базе   . В исследовании принимали участие 25 детей 7-го года жизни.

Цель констатирующего эксперимента − выявить уровень развития мыслительных операций у детей 6-7 лет.

Для выявления уровня развития мыслительных операций у детей 6-7 лет на основе исследований Е.М. Струниной, С.Д. Забрамной, Л.С. Выготского, Л.С. Сахарова, А.Н. Бернштейна были выделены критерии и показатели. В соответствии с критериями и показателями были подобраны 6 диагностических методик. Соответствие диагностических методик и критерий, показателей представлено в таблице 1.

Таблица 1 – Диагностическая карта исследования

Критерии Показатели Диагностические методики
1 Уровень развития способности анализировать Умение выделять части из целого Диагностическая методика 1

«Кукла»

(авторы: О.С. Ушакова, Е.М. Струнина)

2 Уровень развития способности синтезировать Умение составлять целое из частей Диагностическая методика 2

«Разрезные картинки»

(автор: С.Д. Забрамная)

3 Уровень развития способности сравнивать Умение находить сходства и различия между объектами Диагностическая методика 3

«Сравнение понятий»

(модификация методики Л.С. Выготского, Л.С. Сахарова)

4 Уровень развития способности обобщать Умение объединять предметы по общему, 5существенному признаку Диагностическая методика 4

«Последовательность событий»

(автор: А.Н. Бернштейн)

5 Уровень развития способности выделять существенное Умение отделять существенные признаки от несущественных признаков Диагностическая методика 5

«Предметная классификация»

(автор: Н.Я. Семаго)

 

6 Уровень развития способности к классификации Умение классифицировать, обобщать, выявлять аналогии, Диагностическая методика 6

«Раздели на группы»

(автор: Р.С. Немов)

 

Результаты исследования по методикам представлены на рисунках ниже.

На рис. 1 представлены результаты методики «Кукла» (авторы: О.С. Ушакова, Е.М. Струнина).

Рис. 1. Результаты исследования уровня развития способности к анализу у детей 6-7

Как видно из рис. 1, большинство старших дошкольников с – 54% — справились с заданием на среднем уровне, эти дети смогли описать куклу лишь в общем, выделить некоторые части тела, например, голову, ноги, задание было выполнено при помощи наводящих вопросов экспериментатора.

У меньшинства – 15% — высокий уровень развития способности к анализу, дети самостоятельно, без помощи педагога, выделили все части тела куклы и смогли их описать.

У 31% — низкий уровень, эти дети  не смогли описать куклу и выделить ее части дела даже при помощи педагога, который задавал наводящие вопросы, либо смогли выделить лишь одну часть тела.

На рис. 2. Представлены результаты методики «Разрезные картинки» (автор: С.Д. Забрамная)

Рис. 2.  Результаты исследования уровня развития способности к синтезу у детей 6-7 лет

У 24% — низкий уровень сформированности операции синтеза, эти дети не смогли полностью сложить картинку в правильном порядке из частей даже с помощью педагога.

У большинства — 61% — средний уровень, эти дети сложили картинку из разрезных частей со второй попытки при помощи взрослого.

У 15% — высокий уровень, эти дети самостоятельно с первой попытки сложили картинку клоуна из частей.

Результаты диагностической методики  «Сравнение понятий» (модификация методики Л.С. Выготского, Л.С. Сахарова) представлены на рис. 3.

Рис. 3. – Результаты исследования уровня развития способности к сравнению у детей 6-7 лет

22% детей не смогли найти сходства и различия между теми предметами, которые были изображены на картинке. 53% детей смогли найти сходства и различия примерно у половины предлагаемых предметов и явлений, трудности вызвало сравнение следующих картинок: молоко − вода, дождь − снег, река – птица, волк – луна, картина – портрет.

25% нашли сходства практически у всех предметов.

Результаты, полученные в ходе проведения  методики «Последовательность событий» (автор: А.Н. Бернштейн) представлены на рис. 4.

Рис. 4.  Результаты исследования уровня развития способности к обобщению у детей 6-7 лет

31% детей старшего дошкольного возраста с ЗПР имеют низкий уровень развития операции обобщения, часть детей отказалась от выполнения задания, у части детей получился нелогичный рассказ, описание картинок в отдельности.

47 % детей смогли найти последовательности по картинкам, разложить их в правильном порядке, но связный рассказ у них не получился даже при наводящих вопросах экспериментатора.

22% смогли правильно разложить картинки и составить по ним связный рассказ.

Таким образом, в группе детей 6-7 лет преобладает средний уровень развития способности к обобщению.

Результаты методики «Предметная классификация» (автор: Н.Я. Семаго) представлены на рис. 5.

Рис. 5. Результаты развития умения отделять существенные признаки от несущественных признаков

Значительная часть детей 44% — не смогли подобрать картинки на основе существенных свойств предмета, которые были перечислены педагогом, даже если педагог дал пример выполнения этого задания на основе демонстрации соотнесения признаков и предметной картинки.

44% детей смогли определить существенные признаки у некоторых предметов, например, у черепахи, при этом им сложно разделять существенные признаки от второстепенных.

12% смогли определить существенные и несущественные признаки в большинстве случаев. В обследованной группе детей преобладает низкий и средний уровень развития умения отделять существенные признаки от несущественных признаков.

Результаты последней методики «Раздели на группы» (автор: Р.С. Немов) представлены на рис. 6.

Рис. 6.   Результаты исследования уровня развития способности к классификации у детей 6-7 лет

У 42% не развито умение распределять объекты и предметы по каким-либо группам на основе выделения общего или существенного признака. Эти дети распределяли предметы по группам, которые никак не связаны между собой, не смогли объяснить, почему они распределяют так, а не иначе.

46% детей смогли выполнить задание после подсказки педагога, но при этом распределение было выполнено только по форме, а остальные признаки не были определены и найдены.

Только 12% смогли выполнить задание правильно с незначительными ошибками. Таким образом, в  обследованной группе старших дошкольников  доминирует  средний и низкий уровень развития мыслительной операции классификации.

Обобщенные результаты всех диагностических методик констатирующего эксперимента представлены на рис. 7.

Рис. 7. Обобщенные результаты исследования развития мыслительных операций у старших дошкольников

У 40% — низкий уровень развития всех мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение. Эти дети не смогли выделить части тела у куклы и на основании этого описать ее, не смогли сложить разрезанную картинку в целое, затрудняются в сравнении предметов, не могут выявить логическую последовательность событий, не умеют отделять существенные признаки от несущественных и на основе этого подбирать картинку, не могут разделить предметы на группы на основе существенных признаков.

У 45% — средний уровень, сюда вошли дети с высоким и среднем уровнями  развития анализа и синтеза, и средним уровнем развития способностей к сравнению, обобщению, выявлению последовательности, классификации.

У 15% — высокий уровень развития логико — математического мышления, у этих детей на высоком уровне развиты все логические операции.

Выявлено, что лучше всего у дошкольников развиты операции анализа и синтеза, хуже всего – операция классификации.

Таким образом, проведенный констатирующий этап свидетельствует о том, что необходимо проводить целенаправленную коррекционно-развивающую работу, способствующую развитию логико — математического мышления и его операций у детей 6-7 лет.

Для проведения формирующего эксперимента было произвольно сформировано 2 группы – контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), 13 в КГ и 12 детей в ЭГ.

Для выявления статистических различий в показателях развития мыслительных операций в КГ и ЭГ на констатирующем этапе был использован непараметрический критерий Манна-Уитни. Результаты представлены в табл. 2. и на рис. 8.

Таблица 2

Показатели КГ и ЭГ на констатирующем этапе исследования

операции КГ ЭГ U Знач.
Уровень развития способности анализировать 2,4 2,6 112 0,07
Уровень развития способности синтезировать 2,5 2,3 98 0,07
Уровень развития способности сравнивать 1,9 1,8 122 0,08
Уровень развития способности обобщать 1,7 1,7 127 0,08
Уровень развития способности выделять существенное 1,6 1,7 129 0,08
Уровень развития способности к классификации 1,4 1,3 131 0,08

 

Рис. 8. Показатели КГ и ЭГ на констатирующем этапе исследования

На констатирующем этапе исследования достоверных различий между КГ и ЭГ не выявлено, это позволяет говорить о том, что в группах одинаковый уровень развития мыслительных операций перед началом формирующего эксперимента.

2.2. Система игр- головоломок и их применение в развитии логико — математического мышления старших дошкольников в ДОО

Нами были предложены геометрические игры-головоломки, а также игры с палочками.

Геометрические игры-головоломки – это игры, которые представляют собой разрезную картинку, состоящую из геометрических фигур. Примерами таких игр являют «Танграм» и «Головоломка Пифагора».

Игра «Танграм» представляет собой квадрат 10 на 10 см. из картона или пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей, которые называются танами. В результате получаются 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольники, квадрат и параллелограмм. Каждому ребенку дается конверт с 7 танами и лист картона, на котором они выкладывают картинку с образца. Используя все 7 танов, плотно присоединяя их один к другому, дети составляют очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.

Данную игру можно использовать на занятиях по ФЭМП, а также вне их, она развивает представления о форме, величине и цвете, а также развивает навыки счета и пространственной ориентировки. Для развития логико — математического мышления ребенок должен, прежде всего, овладеть простейшими навыками составления фигур из танов.

Нами был разработан следующий алгоритм работы с танами:

  1. Сначала дети рассматривают танграм и его элементы вместе и по отдельности, происходит повторение названий фигур и их цвета, повторение счета от 1 до 7. Каждый ребенок может потрогать фигурки. Работа проводится в мини-группах по 3-5 человек.
  2. Далее воспитатель показывает, как из элементов можно сложить простейшие фигуры, например, ракету.
  3. На следующем этапе дети сами пробуют сложить фигуры по заданному образцу. С этого этапа игру можно вводить в занятия по ФЭМП, а также в интегрированные занятия, например, по аппликации. На игру отводиться до 7 минут.
  4. Далее идет самый сложный уровень, где уже задействованы все логические операции – детям дается задание самостоятельно сложить из танов заданные фигуры, например, фигуру зайца, лисы, журавля, жирафа. Эта игра может быть представлена и на занятиях по окружающему миру. На этом этапе дети должны действовать максимально самостоятельно, педагог может лишь дать подсказку, если деятельность детей останавливается полностью.

«Головоломка Пифагора» — игра, которой уже более 100 лет. Она представляет собой квадрат, разделенный на 7 частей: 2 квадрата, 4 треугольника и параллелограмм. Из этих частей можно создавать силуэты различной степени сложности, напоминающие предметы быта, зверей, птиц и т. д. «Головоломка Пифагора» похожа на «Танграм», но это разные игры.

При первом предъявлении игры дети также просто рассматривают фигурки, считают их, сравнивают по форме и величине, называют знакомые геометрические фигуры. Старших дошкольников можно попросить сгруппировать фигурки, отобрав все треугольники, четырехугольники. После этого предложить детям из набора фигур составить новые. Из двух больших, а затем и маленьких треугольников составить квадрат, треугольник, четырехугольник. При этом вновь полученные фигуры оказываются равными по размеру имеющимся в наборе. Так, из двух больших треугольников получается четырехугольник такого же размера, квадрат, равный по величине большому квадрату. Надо помочь детям заметить это сходство фигур, сравнить их по размеру не только на глаз, но и накладывая одну фигуру на другую. После этого можно составлять и более сложные геометрические фигуры из трех, четырех частей. Например, из двух маленьких треугольников и маленького квадрата составить прямоугольник; из параллелограмма, двух больших треугольников и большого квадрата.

Следующий уровень сложности цветной образец меньшего размера. Ребенок, глядя на образец, выкладывает фигурку из деталей игры. В процессе решения задач взрослый развивает гибкость мышления детей, приучая их отказываться от неправильно выбранного пути решения («Не получилось подумай, как можно сделать по-другому»), в случае особых затруднений подсказывает им частичное решение, поощряет верно найденные первые шаги («Эти фигуры ты положил правильно, подумай, что надо сделать дальше»).

Задачи должны быть посильны детям, иначе у них пропадет интерес к их решению. Если ребенок легко справляется с предыдущими заданиями, ему можно предложить полностью расчлененный не цветной образец. В этом случае дети должны ориентироваться только на форму и величину геометрической фигуры.

Самый сложный уровень (интересный даже взрослым) составление изображения по силуэтному образцу. В случае затруднения в составлении фигуры-силуэта по нерасчлененному образцу взрослый может помочь ребенку проанализировать образец в целом или наиболее сложной его части, дать образец с указанием места расположения первой и второй частей игры из заданных семи частей (остальные ребенок располагает самостоятельно), начать выкладывание, а затем предложить ребенку закончить силуэт или, наоборот, завершить то, что начато ребенком.

Схожими «Волшебный круг», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», они различаются лишь формой и количеством фигур.

Дидактический материал к играм представлен в Приложении.

Также на занятиях по ФЭМП были использованы игры-головоломки с палочками.

Рассмотрим игры-головоломки с палочками. Все головоломки с палочками строятся на том, что из палочек составляются геометрические фигуры, которые ребенку необходимо преобразовать, решение задачи на преобразование  и будет являться игровой задачей.

Рассмотрим примеры игр-головоломок с палочками.

Детям показывают рисунок кошки или мягкую игрушку, а также два сложенные треугольники из палочек: «Кошечка сложила два треугольника из палочек». Далее детям предлагают посчитать, сколько палочек ушло, дети отвечают, что 6.

Потом кошечка уронила одну палочку и заплакала – убирает 1 палочка. Чтобы кошечка не плакала, детям предлагают составить 2 треугольника из 5 палочек.

Далее задание можно усложнить, если дети хорошо справляются, и предложить составить фигуры из 7 палочек – два треугольника и два квадрата.

Возможны различные вариации этих заданий, например:

— сложить из палочек фигурку лисички, а затем, добавив одну палочку, сложить другую фигуру;

— тоже самое повторить, но убрав одну палочку.

Подборка игр-головоломок с палочками представлена в Приложении.

Все эти игры были использованы на занятиях по ФЭМП, аппликации, окружающему миру в течение 2 месяцев. В качестве наглядности на занятиях использовались разрезные фигуры, блоки Дьенеша, палочки Кюинзера.

Для родителей и педагогов были разработаны практические рекомендации по развитию логико — математического мышления у дошкольников целом.

Рекомендации  воспитателям по развитию логико — математического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Успешность интеллектуального развития старших дошкольников также зависит от реализации основных принципов личностно-ориентированной модели обучения, которая предполагает учет индивидуальности каждого ребенка, создание условий для ее саморазвития и творческой самореализации. Для личностно-ориентированного подхода присущ демократический стиль обучения и воспитания, партнерские взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса. Обучение нужно организовывать с учетом потребностей, возможностей и интересов воспитанников, с закреплением за ними свободы выбора вида деятельности.

Для интеллектуального развития ребенка старшего дошкольного возраста важное значение имеет формирование мотивационно-волевой сферы. Необходимо помнить о том, что в этом возрасте источником мотивации выступает потребность, которую ребенок желает реализовать, а лучшим мотивационным методом – вознаграждение. Поэтому в процессе обучения необходимо ориентировать ребенка на достижение положительного конечного результата через различные методы поощрения (одобрение, вознаграждение, словесная поддержка). Успехи в обучении повышают самооценку воспитанника, придают ему уверенности в собственных силах, стимулируют познавательную активность.

Формирование логической сферы напрямую зависит от уровня развития познавательных психических процессов: восприятия, ощущения, памяти, внимания, воображения, речи и мышления. Это необходимо учитывать при разработке методики обучения. Учитывая тот факт, что мышление опирается на чувственный опыт важно внедрять в образовательный процесс игры на развитие мелкой моторики рук, ощущение и восприятие. Одной из любимых игр дошкольников является «Волшебный мешочек». Ее сущность заключается в том, что дети должны не вынимая из мешочка руку, описать свойства предмета (размер, толщина, форма), который они в нем держат. Аналогичные игры можно провода во время работы с песком. На занятиях по математике рекомендуется также использовать тактильные карточки, которые сделаны из различных материалов. Для развития зрительного восприятия интересными будут задачи такого типа, как «Опиши предмет». Для слухового восприятия действенным будет прослушивание текста и ответы на вопросы по его содержанию.

Развивать у детей навыки запоминания надо со специально организованного восприятия свойств предметов: цвет, форма, вес, размер. Важно помнить о том, что у старших дошкольников доминирует зрительная память, поэтому очень важно на занятиях по математике использовать различную наглядность (модели, схемы, иллюстративный и геометрический материал и т. п). Стимуляция памяти происходит через изучение стихов, пересказ текстов художественной литературы и рассказов. Для улучшения внимательности рекомендуем использовать задания на сравнение («больше (меньше)?», «Что изменилось на картинке?», «Какой цифры не хватает?», «Флот королевы Математики», «Найди пару» и др).

Для повышения производительности воображения необходимо расширять индивидуальный опыт ребенка. Это можно делать с помощью сюжетно- ролевых игр, экспериментирования. Логическое мышление неразрывно связано с речью, потому что именно благодаря слову выражается мнение. Для развития контекстного и монологического общения можно предложить дошкольнику пересказать прочитанный ему текст, описать картину, выразить свои впечатления об увиденном, раскрыть сущность сюжета, который изображен на рисунке. Действенным способом развития словесно-логико — математического мышления является обучение детей составлять математические сказки и загадки. К тому же данная методика положительно влияет на развитие воображения, аналитических и творческих способностей.

Советы родителям по развития логического мышление в детей старшего дошкольного возраста

Важное место в личностном развитии каждого человека играет семья. Именно от методов воспитания родителей будет зависеть, насколько полно будет реализован потенциал ребенка. В первую очередь необходимо создать максимально комфортные условия пребывания ребенка дома, установить с ним доверительные отношения, уважать и не игнорировать ее потребности, всегда отвечать на поставленные вопросы. Лучше, если ответы будут приведены простейшие примеры.

Важно замечать успехи ребенка в интеллектуальном развитии, хвалить его даже за незначительные достижения. Избегать нелестной оценки, а также никогда не подчеркивать ее слабые стороны, сравнивая с другими сверстниками. Особенно в присутствии посторонних. Необходимо поддерживать ребенка во всех его начинаниях, формировать у него уверенность в собственных силах. Это позволит дошкольнику достичь больших успехов в обучении. Важно помнить о том, что именно семейное воспитание в первую очередь влияет на формирование самооценки ребенка.

Рекомендуем родителям побуждать ребенка к наблюдению, познания окружающего мира, делать собственные суждения и выводы, давать оценку отдельным событиям, а также строить предположения. Другими словами, ребенка надо учить рассуждать, устанавливать логические взаимосвязи. Для примера, можно начать фразу и предложить ребенку ее продолжить: «На улице холодно, потому что…», «Машина не сможет ехать, если…», «Если у светофора горит цвет светофора, то…».

Очень важно играть с ребенком в развивающие логико-математические игры, решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Это целесообразно делать по следующему алгоритму: ознакомление с заданием, контроль за правильностью его выполнения (помощь в случае необходимости), проверка достоверности результатов. Можно работать как со специальными счетчики палочками, так и заменять их другими предметами, например, яблоками, конфетами, пуговицами и тому подобное. Такая игровая деятельность непременно вызовет у ребенка положительные эмоции и интерес к обучению. Логическое мышление хорошо развивается через привлечение к работе с детьми старшего дошкольного возраста настольных игр, шахматы и шашки. Они также развивают такие качества, как терпеливость, усидчивость, внимательность, положительно влияют на развитие аналитических способностей.

Эффективным средством развития творческих способностей является занятие аппликацией, лепкой, рисованием, конструированием, моделированием и т. п. Важно расширять словарь ребенка, формировать у него грамотную, связную речь. Для этого хорошо подойдет чтение вслух художественной литературы, отгадывание загадок, обсуждение скрытого смысла пословиц и поговорок. Учитывая тот факт, что ребенок дошкольного возраста имеет бурную фантазию, можно предложить ей самостоятельно составить рассказ или сказку про геометрические фигуры, цифры, о жизни животных. Для развития мелкой моторики уместным будет использование конструкторов LEGO, работа с пластилином, сортировки различных предметов по цвету, форме, размеру. Это могут быть различные мячики, пуговицы, бусинки, бобовые и др. Все эти действия целесообразно проводить в игровой форме. Например, начать игру можно такими словами: «Перед тобой находится белая миска, в которой смешаны горох и фасоль. Их надо распределить между курочкой и петушком. Однако помни о том, что курочка любит фасоль и ест ее из красной мисочки, а петушку нравится горох, который он любит клевать из синей тарелочки».

Детям всегда интересно заниматься вместе с родителями конструированию из строительных материалов, составлять пазлы, мозаики, играть в домино. Для того, чтобы разнообразить развивающий игровой материал, можно самостоятельно изготовить игру-головоломку «Танграм». Для этого достаточно найти в Интернете необходимые образцы, распечатать изображение танграму и вырезать фигуры по указанным линиям и игра на развитие логики готова. Еще одним вариантом развивающей игры, которую легко изготовить в домашних условиях, является игра «Собери из частей фигуру». Для этого нужно изготовить из цветной бумаги или картона геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, трапеция и т. п) и поделить их на части. Желательно, чтобы все фигуры были разного цвета. Задача ребенка – собрать из частей целую геометрическую фигуру. Сначала ребенку необходимо собрать одну фигуру, потом – две, три и тому подобное. Дети очень любят играть в сюжетно-ролевые игры «В магазине», «В аптеке», «В больнице» и др. Желательно, чтобы дошкольник самостоятельно подготовили пространство для игры.

Развивать логическое мышление можно и во время занятия различными бытовыми делами. Так, пересаживая цветы, можно дать ребенку задание подобрать для каждого растения подходящий по размеру горшок и после этого спросить, почему она сделала именно такой выбор. Во время пребывания на кухне можно попросить ребенка помочь распределить продукты на две группы – для приготовления борща и компота. Также можно предложить описать имеющиеся овощи и фрукты (цвет, форма, размер, вкус).

Находясь на улице, стоит обращать внимание дошкольника на цифры, которые изображены на домах, машинах, вывесках, на размеры домов, деревьев и проч. Для развития навыков ориентировки в пространстве можно спросить ребенка о том, например, какое дерево находится ближе к ели. Для совершенствования умений отличать качественные и количественные отношения можно попросить дошкольника найти самое низкое и самое высокое дерево. В целом, вариантов очень много, все зависит уже от фантазии самих родителей.

Важное место в активизации учебного интереса детей занимает их совместная работа с родителями. Это может быть как совместная трудовая деятельность, так и организация различных развивающих и развлекательных мероприятий с математической тематикой.

Следовательно, успешность развития логико — математического мышления старших дошкольников, в первую очередь, зависит от профессионализма воспитателя, его умение создать в детском коллективе благоприятный для обучения психологический климат, грамотно организовать образовательный процесс с учетом принципов личностно-ориентированного, компетентностного, дифференцированного и интегрированного подходов. Весомое значение также имеет семейное воспитание, педагогическое просвещение родителей и их активное участие в образовательно-воспитательном процессе.

Внедрение разработанной методики в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста позволила перейти к следующему – контрольного этапа работы.

2.3. Анализ результатов

Целью контрольного этапе стала проверка эффективности проведенной системы игр у дошкольников. Повторная диагностика в КГ и ЭГ проводилась по методикам констатирующего этапа.

Рассмотрим сравнительные результаты методики «Кукла» (авторы: О.С. Ушакова, Е.М. Струнина) (рис. 10).

Рис. 10. Результаты исследования уровня развития способности к анализу у детей 6-7 лет на контрольном этапе исследования

Как видно из рис. 10, на контрольном этапе дошкольники ЭГ выполнили задание лучше, чем дошкольники КГ, качественный анализ результатов свидетельствует о том, что с методикой справились все дети экспериментальной группы, они смогли самостоятельно выделить части тела куклы и описать ее, операция анализа развита в ЭГ на высоком уровне. В КГ показатели остались прежними.

Результаты методики «Разрезные картинки» (автор: С.Д. Забрамная) отображены на рис. 11.

Рис. 11. Результаты исследования уровня развития способности к синтезу  у детей 6-7 лет на контрольном этапе исследования

Показатели развития операции синтеза в ЭГ также улучшились по сравнению с КГ, с этим заданием на контрольном этапе справились все дошкольники ЭГ, собрав картинку из частей практически без ошибок и без подсказок взрослого.

Результаты методики «Сравнение понятий» (модификация методики Л.С. Выготского, Л.С. Сахарова) представлены на рис. 13.

Рис. 13. Результаты исследования уровня развития способности к сравнению   у детей 6-7 лет на контрольном этапе исследования

Результаты овладения операцией сравнения у детей ЭГ также на контрольном этапе исследования выше, чем в КГ. Качественный анализ свидетельствует, что многие дошкольники КГ снова не смогли сравнить между собой несколько предметов и явлений, назвать общее и различное между ними. При этом дошкольники ЭГ справились с заданием самостоятельно, допустив некоторые ошибки и дав неполные ответы, однако показатели ЭГ приблизились к норме.

Результаты методики «Последовательность событий» (автор: А.Н. Бернштейн) представлены на рис. 14.

Рис. 14. Результаты исследования уровня развития способности к обобщению    у детей 6-7 лет на контрольном этапе исследования

Способности к обобщению у детей экспериментальной группы на контрольном этапе также улучшились по сравнении с КГ, где результаты остались по-прежнему низкими. Дошкольники ЭГ на контрольном этапе стали самостоятельно выполнять обобщение по предметным картинкам, хотя и с ошибками, их показатели приблизились к норме. Дошкольники КГ не смогли справиться с заданием даже с подсказками педагога.

Результаты методики «Предметная классификация» (автор: Н.Я. Семаго) представлены на рис. 15.

В ЭГ показатель способности выделять существенные признаки предметов и явлений вырос по сравнению с КГ, в КГ показатели остались по-прежнему низкими. Дошкольники ЭГ смогли осуществить классификацию с некоторыми ошибками, а также часть детей нуждалась в подсказках, но все выполнили классификацию по группам всех карточек.

Рис. 15. Результаты исследования уровня развития способности к выделению существенного    у детей 6-7 лет на контрольном этапе исследования

 

Результаты методики «Раздели на группы» (автор: Р.С. Немов) представлены на рис. 16.

Рис. 16. Результаты исследования уровня развития способности к классификации     у детей 6-7 лет на контрольном этапе исследования

 

Показатель способности к классификации с учетом разных признаков также вырос в ЭГ на контрольном этапе, но остался по-прежнему низким в КГ.

Таким образом, можно констатировать, что в экспериментальной группе дошкольников на контрольном этапе вырос показатель сформированности всех исследуемых мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного и классификации, а значит, и логико — математического мышления целом.

Для выявления статистический различий между КГ и ЭГ был использован критерий Манна-Уитни (табл. 4).

Таблица 4

Показатели КГ и ЭГ на контрольном  этапе исследования

операции КГ ЭГ U Знач.
Уровень развития способности анализировать 2,3 2,9 34 0,05
Уровень развития способности синтезировать 2,5 2,9 38 0,05
Уровень развития способности сравнивать 1,9 2,6 29 0,05
Уровень развития способности обобщать 1,7 2,7 27 0,05
Уровень развития способности выделять существенное 1,7 2,6 26 0,05
Уровень развития способности к классификации 1,6 2,5 28 0,05

 

Все различия между КГ и ЭГ на контрольном этапе эксперимента значимы, это говорит о том, что все операции логико — математического мышления у дошкольников после поведения эксперимента в экспериментальной группе, значимо улучшились, и проведенные игры и занятия эффективны.

Выводы

У подавляющего большинства детей на констатирующем этапе был обнаружен низкий и средний уровень развития всех мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение,

Эти дети не смогли выделить части тела у куклы и на основании этого описать ее, не смогли сложить разрезанную картинку в целое, затрудняются в сравнении предметов, не могут выявить логическую последовательность событий, не умеют отделять существенные признаки от несущественных и на основе этого подбирать картинку, не могут разделить предметы на группы на основе существенных признаков.

У большинства детей —  средний уровень, сюда вошли дети с высоким и среднем уровнями  развития анализа и синтеза, и средним уровнем развития способностей к сравнению, обобщению, выявлению последовательности, классификации.

Выявлено, что лучше всего у дошкольников развиты операции анализа и синтеза, хуже всего – операция классификации.

Для проведения формирующего эксперимента было произвольно сформировано 2 группы – контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), 13 в КГ и 12 детей в ЭГ.

Целью формирующего эксперимента стала разработка и апробация системы игр-головоломок по формированию у старших дошкольников операций логико — математического мышления.

Мы предположили, что наибольшее влияние на развитие логико — математического мышления и мыслительных операций в дошкольном возрасте оказывают игры-головоломки, особенно, математические, как математическое развитие, так как в процессе формирования элементарных математических представлений старшие дошкольники учатся сравнивать различные геометрические фигуры по размеру, форме, цвету, классифицировать их, у них формируются понятия «больше», «меньше», формируются логические связи.

Выбор методов педагогического воздействия осуществлялся с учетом возрастных и психических особенностей детей, их потребностей и возможностей, а также образовательных программ ДОО.

Целью предлагаемого проекта является формирование логико — математического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Занятия и игры проводились как в коллективной (групповые, подгрупповые), так и в индивидуальной формах.

В экспериментальной группе дошкольников на контрольном этапе вырос показатель сформированности всех исследуемых мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного и классификации, причем большинство операций развито примерно одинаково и приближены к норме развития.

Все различия между КГ и ЭГ на контрольном этапе эксперимента значимы, это говорит о том, что все логические операции у дошкольников после поведения эксперимента в экспериментальной группе, значимо улучшились, и проведенные занятия эффективны.

Заключение

 Мышление является высшим психическим познавательным процессом, представляющим собой опосредованный и обобщённый способ отражения действительности, выражающийся в форме творческого преобразования. Оно  тесно связано со всеми другими высшими психическими функциями, без восприятия и внимания невозможно восприятие образов и информации, а без памяти невозможно удержание информации в процессе е обработки и в последующем, при оперировании какими-либо фактами, данными и т.д.

В зависимости от ведущей деятельности и опосредования языком выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно логическое мышление. Процесс мышления, несмотря на его целостность, можно разделить на определенные операции, то есть, отдельные действия. Три формы мышления лежат в основе мыслительного процесса, благодаря которому мозг человека может анализировать, синтезировать, обобщать и выстраивать логические связи. В характеристике форм мыслительной деятельности выделяются следующие операции мышления: равнение – операция по установлению сходства и различия между предметами и явлениями реального мира; анализ – это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета; синтез – это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств; абстракция или абстрагирование – это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков; конкретизация — это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению; обобщение – объединение сходных предметов и явлений по общим для них признакам.

По мере того, как в процессе логико — математического мышления складываются определенные операции – анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение по мере того, как они закрепляются у индивида, развивается и формируется логическое мышление как способность, складывается интеллект. Критериями формирования операций логико — математического мышления являются сами операции: анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение.

В старшем дошкольном возрасте в норме хорошо развито наглядно-образное мышление, а также начинает развиваться словесно-логическое мышление. На основе различных видом деятельности – игровой, речевой, познавательной, у ребенка старшего дошкольного возраста должны быть сформированы все основные мыслительные операции: обобщение, сравнение, синтез, анализ, абстрагирование, конкретизация. В последующие возрастные периоды эти функции получают дальнейшее развитие в учебной деятельности.

Игры-головоломки мы отнести к дидактическим играм, в основе этих игр лежит решение какой-либо проблемной задачи, решение это неочевидно и оригинально, а также может быть несколько решений. Такие игры способствуют развитию, прежде всего, операций анализа и синтеза, а также сравнения, выделения общего и частного, обобщения.

Эмпирическое исследование показало, что у подавляющего большинства детей на констатирующем этапе был обнаружен низкий и средний уровень развития всех мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение,

Эти дети не смогли выделить части тела у куклы и на основании этого описать ее, не смогли сложить разрезанную картинку в целое, затрудняются в сравнении предметов, не могут выявить логическую последовательность событий, не умеют отделять существенные признаки от несущественных и на основе этого подбирать картинку, не могут разделить предметы на группы на основе существенных признаков.

У большинства детей —  средний уровень, сюда вошли дети с высоким и среднем уровнями  развития анализа и синтеза, и средним уровнем развития способностей к сравнению, обобщению, выявлению последовательности, классификации.

Выявлено, что лучше всего у дошкольников развиты операции анализа и синтеза, хуже всего – операция классификации.

Для проведения формирующего эксперимента было произвольно сформировано 2 группы – контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), 13 в КГ и 12 детей в ЭГ.

Целью формирующего эксперимента стала разработка и апробация системы игр-головоломок по формированию у старших дошкольников операций логико — математического мышления.

Мы предположили, что наибольшее влияние на развитие логико — математического мышления и мыслительных операций в дошкольном возрасте оказывают игры-головоломки, особенно, математические, как математическое развитие, так как в процессе формирования элементарных математических представлений старшие дошкольники учатся сравнивать различные геометрические фигуры по размеру, форме, цвету, классифицировать их, у них формируются понятия «больше», «меньше», формируются логические связи.

Выбор методов педагогического воздействия осуществлялся с учетом возрастных и психических особенностей детей, их потребностей и возможностей, а также образовательных программ ДОО.

Целью предлагаемого проекта является формирование логико — математического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Занятия и игры проводились как в коллективной (групповые, подгрупповые), так и в индивидуальной формах.

В экспериментальной группе дошкольников на контрольном этапе вырос показатель сформированности всех исследуемых мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного и классификации, причем большинство операций развито примерно одинаково и приближены к норме развития.

Все различия между КГ и ЭГ на контрольном этапе эксперимента значимы, это говорит о том, что все логические операции у дошкольников после поведения эксперимента в экспериментальной группе, значимо улучшились, и проведенные занятия эффективны.

Таким образом, гипотеза исследования доказана.

Список литературы

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М. : Академия, 2014. 672 с.
  2. Асеев А. Г. Возрастная психология: Учебное пособие. Иркутск, 2014. 453 с.
  3. Белошистая А. В. Развитие логико — математического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошк. Учреждений. М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.  296 с.
  4. Белошистая, А. В. Развитие логико — математического мышления у дошкольников. — М. : Владос, 2013. — 454 с.
  5. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических
  6. Большунова Н. Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие. Новосибирск : НГПУ, 2000. С. 215-217.
  7. Вахрушева Л. Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. М. : Форум, 2014.  192 c.
  8. Веденов А. А. Моделирование элементов мышления. Л. : Наука, 2015. 160 c.
  9. Венгер А. Л. Психологические особенности шестилетних детей. М., 2015.  147 с.
  10. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Лабиринт, 2014. 368с.
  11. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе: учебное пособие. СПб. : Питер, 2007. С. 193-196.
  12. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет / под ред. А. А. Столяра. — М. : Малыш, 2014. — 80 с.
  13. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Изд-во «Детство-Пресс», Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. — 321 с.
  14. Джакупов С. М. От смысловой теории мышления к концепции совместно-диалогической познавательной деятельности // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 46 — 55.
  15. Диагностика умственного развития дошкольников [Текст] / под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. — М. : Детство — Пресс, 2015. — 256 с.
  16. Дидактические игры, направленные на развитие логико — математического мышления у дошкольников [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/02/15/didakticheskie-igry-napravlennye-na-razvitie-logicheskogo-myshleniya-u (дата обращения: 25.07.2022).
  17. Дружинин В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М. : ПЕРСЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2014. 224 с.
  18. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников / Т. И. Ерофеева, Л. И. Павлова, В. П. Новикова. — М. : Детство — Пресс, 2014. — 75 с.
  19. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: методические рекомендации. М. : ВЛАДОС, 2003. С. 21-25.
  20. Забродина Н. А. Математическая сказка как средство формирования мыслительных операций у старших дошкольников // Современные научные исследования и инновации. Ульяновск : УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2015. С. 18-22.
  21. Истомина О. А. Психология и педагогика. Владвосток : Морск, 2014.  347 с.
  22. Карабанова О. А. Возрастная психология: конспект лекций. М. : Айрис-пресс, 2015.  240 с.
  23. Кацнельсон С. Д. Категории языка и мышления. Из научного наследия. М. : Языки славянской культуры, 2014. — 864 c.
  24. Корниенко А. Ф. Сущность процессов мышления и мыслительной деятельности // Научный диалог. 2013 № 4 (16): Психология. Педагогика. С. 49–62.
  25. Левитес В. В. Развитие логического и алгоритмического мышления дошкольника // Начальная школа плюс до и после. 2015. № 9. С.15–23.
  26. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб. : Питер, 2015.
  27. Маланов С. В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014. 480 с.
  28. Маленов А. А. Психологический практикум «Мышление и речь»: учебно-методическое пособие. Омск : ОмГУ, 2005. С. 32-33.
  29. Матюшкин А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. М. : КДУ, 2014. 370 с.
  30. Методики диагностики мышления школьников // Сборник диагностических методик. 2017 [Электронный ресурс].  URL : http://www.psmetodiki.ru/index.php/doshkol/poznavatelnoe-razvitie/162-metodiki- diagnostiki-myshleniya-doshkolnikov (дата обращения: 20.09.2022).
  31. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова, Е. А. Носова и др. — М. : Детство-Пресс, 2014. — 245 с.
  32. Мышление как высшая форма познавательной деятельности, его социальная природа. Виды, логические формы, мыслительные операции // Познайка.Орг. 2017 [Электронный ресурс].  URL: http://poznayka.org/s51635t1.html. (дата обращения: 20.09.2022).
  33. Немов Р. С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики // Психология: Книга в 3 томах. Кн. 3. М. : ВЛАДОС, 2001. С. 436-442.
  34. Носова, Е. А. Логика и математика в дошкольном возрасте. — СПб: Речь, 2014. — 197 с.
  35. Обухова, Л. Ф. Этапы развития детского мышления. — М. : Просвещение, 2002. — 215 с.
  36. Общая психология / Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А.: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2015. 368 с.
  37. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2015. 705 с.
  38. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. СПб. : Речь, 2005. С. 245-249. способностей дошкольников. — М. : Мозаика — Синтез, 2011. — 400 с
  39. Сулименко И. В. Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством математических сказок. Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 190-192.
  40. Тихомиров О. К. Психология мышления. М. : Академия, 2015. 272 с.
  41. Трясорукова Т. П. Эффективное развитие: мышление, движение, речь. Оптимизация психомоторного развития детей дошкольного возраста. Рн/Д : Феникс, 2013. 79 c.
  42. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. : ВЛАДОС, 2004. 288 с.
  43. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2014 г.). Пермь : Меркурий, 2014.  С. 90–92.
  44. Шадрина Л. Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет. М. : ТЦ Сфера, 2014. 128 c.
  45. Эльконин Д. Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. Вузов. М., 2014. 432 с.

Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф