Скоро защита?
Меню Услуги

Применение контроля достоверности страны происхождения товаров, заявленной в декларации во внешнеэкономической деятельности. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3


Сертификат о происхождении товара прикладывается к таможенной декларации и прочими документами, когда товары помещаются под таможенную процедуру. Если таможня определит, что сертификат оформлен неправильно, то в предоставлении тарифных преференций декларанту может быть отказано. Также таможенный орган может запросить у организаций, которые выдавали такой сертификат, дополнительные документы и сведения.

Органы или организации, выдавшие сертификат, должны хранить информацию о его выдаче, в том числе его копию и прочие документы, не менее 3 лет.

Декларация о происхождении товара представляет собой заявление, сделанное производителем товара, его продавцом или лицом, которое его отправляет из страны происхождения. В декларацию включаются сведения, на основании которых можно определить, в какой стране произведен этот товар. Декларацией о происхождении товара могут считаться, например, коммерческие или иные документы, имеющие отношение к этому товару.

На территории Таможенного союза в отношении деклараций действует то же правило, что и для сертификата. То есть если страна происхождения, указанная в декларации, определена по каким-либо критериям, отличным от принятых в ЕАЭС, то следует использовать местные критерии.

Сертификат или декларация предоставляется для получения тарифных преференций. Конечно, в том случае, если государству, где была произведена продукция, Таможенный союз дает эти самые преференции. В этом случае документы следует подать вместе с таможенной декларацией.

Кроме того, документ, подтверждающий страну происхождения товара, может быть запрошен таможенниками при обнаружении недостоверности сведений, указанных в таможенной декларации. При том что эти сведения влияют на размер таможенной пошлины или прочих налогов.

В следующих случаях подтверждать происхождение товара и предъявлять сертификат либо декларацию не понадобится:

  • при перемещении через границу товар физическими лицами;
  • при транзите товара через таможенную территорию с освобождением от уплаты пошлин и налогов (кроме случаев, когда таможенники обнаружили, что товар ввезен с территории страны, ввоз из которой запрещен);
  • если стоимость ввозимых товаров менее определенной суммы, установленной комиссией Таможенного союза;
  • в некоторых других случаях, предусмотренных законодательством Таможенного союза.

Рассмотрим, какие статьи регламентируют вопросы определения таможенной стоимости и на уровне ТК ЕАЭС:

  • статьи 39 – 45 касательно методов определения таможенной стоимости (методы не меняются);
  • статьи 313, 324, 325, 326 касательно таможенного контроля таможенной стоимости, запроса и проверки документов;
  • статьи 112, 113, 121, 125 касательно внесения изменений/дополнений в таможенную декларацию, выпуск под обеспечение, отказ в выпуске товаров.

При этом ЕЭК отведены определенные полномочия по вопросам таможенной стоимости: согласно ТК ЕАЭС за таможенным органом сохраняется право убеждаться в достоверности или точности заявления, документа или декларации, подтверждающего таможенную стоимость.

Полномочия Евразийской экономической комиссии по ТК ЕАЭС:

  • ЕЭК принимает акты по единообразному применению главы 5 «Таможенная стоимость товаров» ТК ЕАЭС при применении методов (учитывая международные номы и документы);
  • определяет особенности определения таможенной стоимости товаров при завершении таможенных процедур (например, переработка);
  • принимает формы, структуры и форматы ДТС;
  • устанавливает особенности контроля таможенной стоимости.

С точки зрения формализации полномочий комиссии приняты Решения ЕЭК от 16.01.2018 № 4 «О структуре и формате декларации таможенной стоимости». Это Решение вступило в силу с 18.02.2018. Ряд проектов находится в разработке. По большому счету они уже разработаны и находятся в финальной стадии.

Проекты:

  • Решение Коллегии ЕЭК «Положение об особенностях контроля таможенной стоимости»;
  • Решение Коллегии ЕЭК «О случаях заполнения декларации таможенной стоимости, утверждения форм декларации таможенной стоимости и порядка заполнения декларации таможенной стоимости».

С учетом временного отсутствия нового национального регулирования, наверное, для РФ это не новая практика.

 

Таблица 1.1 — Применение норм, регулирующих вопросы таможенной стоимости

ТК ЕАЭС (глава 5, ст. 313, 324, 325, 326) Вступил в силу 1 января 2018 года
Новый ФЗ «О таможенном регулировании» Не принят
Действующий ФЗ «О таможенном регулировании» №311-ФЗ от 27.11.2010 Применяется в части, не противоречащей ТК ЕАЭС (письмо Минфина от 28.12.2017 № 03-09-20/88036)
Соглашение ТС »Об определении таможенной стоимости товаров» от 25.01.2008 Документ утратил силу с 1 января 2018 года
Решения ЕЭК Решения Комиссии, регулирующие таможенные правоотношения, действующие на дату вступления настоящего Кодекса в силу, сохраняют свою юридическую силу и применяются в части, не противоречащей настоящему Кодексу (статья 444 ТК ЕАЭС)

 

Что же относится на национальный уровень. Основной блок вопросов и задач, которые ставили, разрабатывая Таможенный кодекс ЕАЭС – это все-таки максимальное количество правоотношений урегулировать на наднациональном уровне. Там, где надо учитывать национальные особенности, вопросы таможенной стоимости будут регулироваться на национальном уровне.

Речь идет о статье 23 проекта ФЗ «О таможенном регулировании»:

  • порядок определения/контроля таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории ЕАЭС;
  • порядок проведения консультаций с таможенными органами по вопросу определения таможенной стоимости;
  • порядок отложенного решения и особенности для ввозимых товаров (в некоторых случаях – по решению Комиссии ЕЭК) + аналогичный порядок для вывозимых товаров;
  • особенности контроля таможенной стоимости при предварительном и периодическом таможенном декларировании
  • порядок принятия предварительного решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров (новый инструмент).

Здесь это тоже не абсолютно новое регулирование. Большинство здесь присутствующих ни один десяток лет реализуют себя в деле таможенного дела. Раньше было администрирование таможенной стоимости с принятием тех или иных предварительных решений еще до создания Таможенного союза. Позже ушли от этих практик. Сейчас на новом витке есть возможность определять на национальном уровне порядок принятия предварительного решения. Исходя из последней редакции проекта ФЗ «О таможенном регулировании» полномочия на принятие таких решений отнесены на уровень ФТС России. Заявителем на получение соответствующего решения может выступать только то лицо, которое вправе выступать декларантом в отношении тех или иных товаров. Срок принятия решений составляет 30 календарных дней. Сам порядок принятия такого решения должен быть установлен на уровне Министерском финансов.

ТК ЕАЭС заложил возможность установить на национальном уровне возможность принятия предварительного решения. Пунктом 19 статьи 38 Таможенного кодекса ЕАЭС установлен, что предварительные решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров могут приниматься в случае, если это установлено законодательством государств — членов о таможенном регулировании.

По вопросам консультирования тоже инструмент не новый. Кому-то удавалось получить консультацию (скорее всего это было в формате рабочих контактов). Сейчас это существует как формализованный инструмент. Это четко закреплено в Таможенном кодексе. Речь идет о том, что тогда, когда первый метод не применим, могут быть проведены консультации между таможенным органом и декларантом. Порядок проведения таких консультаций следует разработать Министерству финансов.

По вопросам контроля таможенной стоимости с точки зрения процедурных аспектов произошли наиболее значительные изменения. Было стремление законодателей объединить все контрольные полномочия с точки зрения осуществления тех или иных контрольных операций, действий в общей одной главе, которая касается в целом проведения контроля. Ряд статей и Решений ЕЭК будут регламентировать вопросы и осуществление порядка проведения контроля таможенной стоимости. Из особенностей можно выделить:

  1. статью 313 нового Кодекса (311-ФЗ – не применяется). В ней говорится: «Таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам таможенной стоимости товаров. При проведении указанных консультаций таможенный орган не вправе осуществлять проверку документов и принимать предварительные решения по таможенной стоимости».
  2. пункт 15 статьи 38 ТК ЕАЭС :
  • если первый метод не применим, то могут быть проведены консультации между таможенным органом и декларантом в целях обоснованного выбора стоимостной основы для определения ТС;
  • консультации проводятся в соответствии с национальным законодательством.
  1. статья 24 проекта ФЗ «О таможенном регулировании»: порядок проведения консультаций устанавливается Минфином России.

По большому счету детальные особенности будут определяться на уровне ЕЭК.

 

Таблица 1.2 — Контроль таможенной стоимости

Решение Комиссии Таможенного союза
от 20.09.2010 №376
ТК ЕАЭС / Решения ЕЭК
Порядок контроля таможенной стоимости до выпуска и после выпуска Статья 313 «Особенности проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров»
Форма КТС Статья 325 «Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая до выпуска товаров»
Форма Решения о проведении дополнительной проверки Статья 326 «Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая после выпуска товаров, и в иных случаях»
Перечень дополнительно запрашиваемых документов Статья 340 «Запрос, требование и получение таможенными органами документов и (или) сведений, необходимых для таможенного контроля»
Расчет суммы обеспечения Решение Коллегии ЕЭК «Положение об особенностях контроля таможенной стоимости товаров»

 

Рассмотрим особенности контроля таможенной стоимости ввозимых товаров:

Статья 313 ТК ЕАЭС:

  • таможенный орган осуществляет проверку правильности определения и заявления таможенной стоимости (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости);
  • таможенный орган вправе запросить декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены, а также об иных обстоятельствах;
  • иные особенности контроля определяются ЕЭК. На текущий момент подготовлен проект Решения Коллегии ЕЭК «Положение об особенностях контроля таможенной стоимости товаров».

Источники таможенных органов для сверки данных, предоставляемых декларантами об обосновании правильности таможенной стоимости:

  • информация о сделках с идентичными и однородными товарами того же класса или вида;
  • информация о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, информация из ценовых каталогов;
  • информация, полученная от государственных представительств (торговых представительств) государств — членов ЕАЭС в третьих странах;
  • информация от государственных органов государств — членов ЕАЭС;
  • информация от предприятий, профессиональных объединений (ассоциаций), в том числе поставщиков, производителей декларируемых, идентичных, однородных товаров, транспортных и страховых компаний.

Информация может быть получена любым не запрещенным способом (в том числе через Интернет).

Признаки недостоверного определения таможенной стоимости:

Несоответствие сведений, которые декларант заявил в рамках декларирования таможенной стоимости и тех документов, которые он предоставляет в обосновании.

Более низкие цены по сравнению:

  • с ценой идентичных/однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза;
  • с информацией на биржах, аукционах, ценовых каталогов;
  • с ценой компонентов, в том числе сырьевых, из которых состоят товары.

Наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с более низкими ценами по сравнению с ценами идентичных/однородных товаров при продажах между независимыми продавцом и покупателем.

Наличие основания полагать, что не соблюдена структура таможенной определения стоимости, не все компоненты в нее включены (например, транспортные расходы, страховые, лицензионные платеже).

Исследуем особенности контроля таможенной стоимости ввозимых товаров до выпуска.

Признаки недостоверности не применяются (совокупность условий):

  • декларируемые и ранее ввезенные товары идентичны;
  • товары ввозятся в рамках внешнеторгового договора, в соответствии с которым ранее ввозились идентичные им товары;
  • неизменность условий сделки (цена/условия поставки);
  • выявленные признаки те же самые, что и при проведении контроля ранее ввезенных идентичных товаров;
  • в отношении ранее ввезенных идентичных товаров стоимость определена по первому методу и изменений в ДТ не вносились;
  • ДТ подана в тот же таможенный орган, что и на ранее ввезенные идентичные товары;
  • в ДТ сделана ссылка на номер ДТ, в которой были задекларированы ранее ввезенные идентичные товары;
  • срок с даты выпуска ранее ввезенных идентичных товаров определяется с применением СУР, но не более 180 дней.

Здесь четко видны формализованные признаки недостоверности, которые не применяются.

Глава 2. Применение контроля достоверности страны происхождения товаров, заявленной в декларации во внешнеэкономической деятельности

2.1 Преимущества применения контроля достоверности страны происхождения товаров, заявленной в декларации на товары для участников ВЭД

 

С вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза существенные изменения коснулись и направления определения происхождения товаров.

Декларация о происхождении товара является коммерческим или любым другим документом, связанным с товаром и содержащим информацию о происхождении товара, заявленную изготовителем, продавцом или отправителем страны происхождения товара или страны экспорта товара. Например, счет-фактура, CMR, коносамент, упаковочный лист и т. д. (статья 30 ГК ЕАЭС).

Однако требования к сертификату происхождения изменились. Согласно статье 31 Таможенного кодекса ЕАЭС, сертификат о происхождении товара-это документ определенной формы, подтверждающий происхождения товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны происхождения товара или в случаях, установленных Правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров в стране вывоза товара.

Раньше был сертификат о происхождении товара документ, который однозначно свидетельствует о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза.

Также ранее, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принял решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.

Согласно пункту 4 статьи 31 Таможенного кодекса ЕАЭС, сертификат о происхождении не считается документом о происхождении, если сертификат о происхождении выдан с нарушением требований к порядку его регистрации и (или) заполнения, установленных Правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

Подтверждение происхождения товара Декларация о происхождении товара или сертификат происхождения товаров осуществляется в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) утвердил новые правила определения страны происхождения товаров с целью получения тарифных преференций, а также «льготные правила», действующие при импорте товаров в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС):

Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров) (решение Совета ЕЭК № 49 от 13 июля 2018 года)

Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (решение Совета ЕЭК № 60 от 14 июня 2018 года)

Ввоз целого ряда товаров в ЕАЭС из развивающихся и наименее развитых стран возможно с применением тарифных преференций (снижение ставки пошлины).  Данные правила приняты в развитие положений Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года и заменяют собой соответствующие соглашения, которые были подписаны членами ЕАЭС и действуют с 2008 года.

В целом новые правила охватывают современные тенденции в области электронного документооборота и заполняют ряд существующих правовых пробелов.

Решением Совета ЕЭК № 60 от 14 июня 2018 года утверждены Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (товаров, в отношении которых при ввозе на территорию ЕАЭС предоставляются тарифные преференции). Правила вступили в силу 16 января 2019 года и заменили собой соглашение от 12 декабря 2008 года о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран. Новые правила имеют важное значение для участников внешнеэкономической деятельности, импортирующих товары из развивающихся и наименее развитых стран с использованием тарифных преференций. В целом, общий подход к определению страны происхождения существенно не изменилась. В частности, для получения тарифных преференций необходимо соответствовать ряду критериев, таких как прямая поставка, прямая покупка, документальное происхождение товара, достаточная переработка.

Происхождение груза, таможенная стоимость которого превышает эквивалент 5 000 евро, подтверждается оригинальным сертификатом происхождения, за исключением случаев заключения соглашения между таможенным органом государства-члена ЕАЭС и уполномоченным органом (организацией) об использовании электронной системы проверки происхождения товара, позволяющей проверить выдачу сертификата происхождения товара и достоверность содержащейся в нем информации. В этом случае реквизиты такого сертификата должны быть указаны в таможенной декларации.

Это особенно важно при разработке электронного декларирования товаров и призвано упростить процедуры документального подтверждения и контроля происхождения.

Требования к заполнению льготного сертификата происхождения существенно не изменились.

Особое внимание следует уделить критериям определения происхождения товаров.

Товары признаются происходящими из страны-пользователя преференций, если они полностью получены или произведены в стране-пользователе преференций (пункт 4 Правил) или подвергнуты достаточной переработке в такой стране, если при производстве товаров использовались иностранные материалы.

Критерий достаточной переработки предусматривает, что при производстве товаров в стране, включенной в перечень развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, не более 50 процентов иностранных материалов в себестоимости готовой продукции может быть использовано на условиях «экс-фабрики» (пункт 5 правил).

В сфере производства товаров в стране, входит в перечень наименее развитых стран — пользователей ЕАЭС, предусматривает постепенную либерализацию критерий происхождения с точки зрения возможности использования иностранных компонентов (пункт 6 Правил) (дата выдачи документа о происхождении):

  • до 50 процентов иностранных материалов в стоимости товара может быть использовано до 31 декабря 2019 года;
  • с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года может быть использовано до 55 процентов иностранных материалов в стоимости товаров;
  • с 1 января 2025 года, доля иностранных материалов в стоимости товаров может достигать 60 процентов.

При этом в правилах изложен перечень операций, осуществление которых не влияет на признание товаров, происходящих из страны-пользователя предпочтениями (пункт 7 правил).

С вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС, происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка в зависимости от происхождения товаров. Исключением являются товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита, ввозимых на таможенную территорию Союза для личного пользования.

Например, таможенные органы Российской Федерации могут потребовать документы, подтверждающие происхождение товаров, в случаях, когда к таким товарам могут применяться антидемпинговые или компенсационные пошлины:

  • подшипники качения (за исключением игольчатых подшипников), происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (Решение Коллегии ЕЭК №139 от 21 августа 2018 года);
  • холоднодеформированные бесшовные трубы из нержавеющей стали, происходящих из КНР и Малайзии (Решение Коллегии ЕЭК № 200 от 11 декабря 2018 года);
  • металл с полимерным покрытием (Решение Коллегии ЕЭК № 14 от 23 января 2018 года);
  • некоторые виды бесшовных труб происходят из Украины.

Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (льготные правила определения происхождения товаров) устанавливают критерии определения происхождения товаров, а также требования к сертификату происхождения.

Если материалы из других стран используются в производстве товаров, происхождение товаров определяется на основе одного из двух альтернативных критериев, что участник внешнеэкономической деятельности сможет выбрать сам: по коду товара, который может быть изменен на уровне любого из первых четырех знаков или доля стоимости иностранных товаров в продуктах – их ценность во время обработки или производства не должна превышать 50% цены готовой продукции.

Товары не смогут называться происходящими из страны, если на ее территории проводятся только формальные операции-формируется партия продукции, наносятся логотипы или наклеиваются этикетки, товары упаковываются в банки и т.д.

Одно из важных нововведений документа – правила предоставляют максимальные возможности для объективного определения страны происхождения товара, когда это зависит от начисления платежей за импорт.

Таким образом, в отношении товаров, в отношении которых Союз применяет меры по защите внутреннего рынка, можно определить происхождение по специальным критериям определения происхождения товаров, которые могут устанавливаться как отдельно, так и в сочетании друг с другом. Например, Страна происхождения может быть определена по тому, где продукт получил максимальную добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 25 непреференциальных правил в случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о ЕАЭС и из-за происхождения товаров, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза подтверждено сертификатом о происхождении товара.

В настоящее время, в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза и статьей 111 Федерального закона №311-ФЗ от 27.11.2010 (в ред. от 13.07.2015) «О Таможенном регулировании в Российской Федерации» по запросу заинтересованного лица Федеральная таможенная служба или иные таможенные органы принимают предварительное решение о происхождении товара из конкретной страны.

Воспользовавшись данной государственной услугой можно существенно упростить и ускорить процесс таможенного оформления товара, снизить риск конфликтной ситуации между участником ВЭД и таможенным органом.

Получить предварительное решение о стране происхождения товара важно в ситуации, когда возникают неоднозначные толкования со стороны таможенных органов.

В практике таможенного декларирования имелись случаи, когда таможенные органы сомневались в достоверности или правильности оформления предъявленных участником ВЭД документов по определению страны происхождения товара (сертификаты формы СТ-1, А и пр.).

Вместе с тем, ошибкой декларанта в объявлении страны происхождения, связанная с дефицитом или отсутствием навыков и специальных технических знаний, способно повлечь ответственность компании за нарушение таможенных правил. Это влечет наложение штрафной санкции, доначисление и взыскание таможенного платежа и, соответствующей, пени.

Тем самым, преимущества предварительного решения очевидны:

— действует три года со дня его принятия, если оно не изменено, не отозвано или его действие не прервано, и является неукоснительным для всех таможенных органов РФ;

— декларант может планировать бюджет на оплату таможенных платежей, так как возможность получения преференций известна заранее;

— декларант избежит потенциальных издержек и спора с таможенными органами.

2.2 Изменение методов взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов при внедрении методов контроля достоверности страны происхождения товаров, заявленной в декларации на товары

Минимум четверть фактического товарооборота между Россией и другими странами ЕАЭС, по оценкам экспертов Федеральной таможенной службы, Минпромторга РФ и российских отраслевых ассоциаций, приходится на товары, ввозимые в РФ с поддельными документами. То есть в основном из стран вне ЕАЭС, да еще вдобавок по заниженным ценам (т.е. по демпингу). Если точнее – в странах-партнерах РФ по Евразийскому союзу эти товары перемаркировываются как изготовленные якобы в этих странах. В связи с беспошлинным и фактически бесконтрольным таможенным режимом между странами ЕАЭС эти товары беспрепятственно поступают в Россию. Причем до 70-75% такого ассортимента – это продовольствие, текстильная и другая продукция массового спроса.

До сих пор в ЕАЭС-регионе отсутствует единая межгосударственная система товаропродвижения. Страны Союза не согласовали друг с другом правовые и одновременно экономические категории: «демпинг», «фальсификат», «страна происхождения товара», «незаконный транзит», «незаконный реэкспорт». Вдобавок нет и единой системы контроля безопасности для продукции, ввозимой из других стран Союза и транзитом через эти страны.

Только в конце нынешнего марта наметилось сближение позиций по этим вопросам. Но пока – только сближение. Участники Совета Евразийской экономической комиссии 30 марта 2018 года обсудили, по официальной информации, «архитектуру системы прослеживаемости товаров в ЕАЭС. Внесены изменения в Единые фитосанитарные требования и Единый перечень карантинных объектов ЕАЭС». Точнее – расширены примерно на треть и реестр этих требований, и сам перечень карантинных продуктов. Последние – это в основном продукция животноводства, растениеводства и рыбное сырье.

В Союзе отсутствует межгосударственная система товаропродвижения Эта система прослеживания создана, прежде всего, для обеспечения прозрачности всего комплекса таможенных процедур. Это направление – среди приоритетов совместной работы.

Стороны договорились о реализации пилотных проектов в рамках предлагаемой системы. Если точнее, это проекты по маркировке и прослеживаемости товаров на базе цифровой платформы товаров ЕАЭС (т.е. на основе электронного перечня всех товаров, взаимопоставляемых странами ЕАЭС). И проекты по мониторингу транзитных перевозок через страны-члены ЕАЭС.

Цель этих проектов понятна, очевидна и их актуальность. В то же время речь не идет, подчеркнем, об апробации единого механизма товаропродвижения/прослеживаемости. После реализации пилотных проектов станет понятно, какие системы можно будет имплементировать в странах ЕАЭС для обеспечения прослеживаемости. И за счет общей архитектуры должно быть обеспечено сопряжение национальных проектов по прослеживаемости.

Иными словами, национальные системы, пусть и более сопряженные друг с другом, все же в названной сфере сохранятся, и опять-таки не обозначены сроки введения в действие единого мониторинга по товаропродвижению внутри ЕАЭС. Впрочем, такого рода «сепаратизм» не в последнюю очередь обусловлен высокой доходностью такого бизнеса. По имеющимся данным, в странах-партнерах РФ по Евразийскому союзу действует минимум 100 фирм, специализирующихся на незаконном реэкспорте иностранной продукции. В России число таковых – не меньше. А это не только, скажем так, высокостабильные доходы, но еще и перечисления в местные бюджеты – легальные или посредством легальных фирм-посредников.

Между тем полу- и нелегальный товаропоток в РФ из зарубежья через другие страны Союза – это весьма широкий потребительский ассортимент. Включающий, например, и турецкие помидоры, и восточноевропейскую или украинскую мясомолочную продукцию, притом низкого качества, и продукты из пальмового масла, выдаваемого за сливочное или растительное, и товары легпрома из вредных для здоровья сырья или полуфабрикатов.

А связаны такой ассортимент и его крупные объемы еще с двумя внешнеэкономическим факторами. Во-первых, страны-партнеры по ЕАЭС поныне не участвуют в ответных сельхозимпортных санкциях России. И, во-вторых, в тех же странах сохраняется низкий уровень ввозных пошлин в сравнении как с российскими, так и с предусмотренными Единым таможенным тарифом ЕАЭС.

В ходе «Российской недели текстильной и легкой промышленности» в Москве (20-23 марта 2018 г.) многие российские эксперты отмечали, что географический масштаб и объем российского потребительского рынка несопоставимы с этими показателями по другим странам Союза. Отсюда нацеленность именно на Россию и незаконного реэкспорта из этих стран, и самих зарубежных производителей реэкспортных товаров. А поскольку в РФ сохраняется низким платежеспособный спрос потребителей, в страну ввозится – через страны ЕАЭС – в растущем объеме демпинговая и одновременно низкокачественная продукция. Но на качество большинство российских потребителей внимания не обращает: главное, была бы она дешевой. И тем более привлекательна дешевизна, если та же продукция «проштампована» марками известных зарубежных брендов и изготовлена якобы во Франции, США, Швейцарии.

Что же касается единой системы отслеживания товаров и оценки их качества, то, ее не может быть в принципе, пока страны Союза не договорятся о едином по всему ЕАЭС механизме контроля над внешнеторговыми операциями. И не откажутся от использования режима свободной торговли в ЕАЭС исключительно в пользу своих производителей, экспортеров и импортеров.

Тем временем хотя бы на одном направлении – в сфере обнаружения и изъятия продовольствия, пораженного сельхозвредителями, в рамках взаимопоставок и транзита через страны Союза последние добились некоторого прорыва. На упомянутом выше заседании Совета ЕЭК уточнены и расширены, по официальной информации, реестр «требований, предъявляемых к подкарантинным видам продукции и к объектам на таможенной границе ЕАЭС, а также Единый перечень карантинных объектов (ЕПКО) ЕАЭС». Сообщено, что эти «актуализированные документы помогут предотвратить проникновение в Союз более полусотни вредителей сельскохозяйственных культур».

Подкарантинная продукция – это, свыше 70% совокупного ассортимента взаимных поставок сельхозпродукции и ее транзита между странами ЕАЭС.

В соответствии с означенным решением теперь более 80% ассортимента включено в ЕПКО. Что весьма актуально: в регионе Союза к концу 2017 г. число запретов и ограничений на сбыт и транзит «начиненного» сельхозвредителями продовольствия, произведенного в странах ЕАЭС, возросло почти в полтора раза в сравнении с началом 2010-х.

Но очевидно, что совместные меры в данной сфере, наконец-то согласованные, – лишь небольшая часть процесса выстраивания единой, притом комплексной системы контроля за ввозом, реэкспортом и сбытом товаров, как и за их качеством в регионе Евразийского союза. Системы, повторим, все более востребованной в рамках евразийской экономической интеграции.

Ввоз ряда  товаров на территорию ЕАЭС из развивающихся и наименее развитых стран возможен с  применением тарифных преференций (пониженной ставкой таможенных пошлин).  Указанные правила приняты в развитие положений Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г.  и заменят соответствующие Соглашения, которые были заключены членами ЕАЭС и  действуют с 2008 года.

В целом новые правила охватывают современные тенденции  в сфере электронного документооборота, и восполняют ряд существующих в настоящий  момент правовых пробелов.

Решением Совета ЕЭК от 14 июня 2018 г. № 60  утверждены Правила определения происхождения товара из развивающихся и наименее  развитых стран (товары, в отношении которых при ввозе на территорию ЕАЭС  предоставляются тарифные преференции). Правила вступили в силу 16 января 2019 г.  и придут на смену Соглашению о правилах определения происхождения товаров из  развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 г.

Новые правила  важны для участников внешнеэкономической деятельности, которые осуществляют ввоз  товаров из развивающихся и наименее развитых стран с применением тарифных  преференций. В целом общий подход к определению страны происхождения не  претерпел существенных изменений. В частности, для получения тарифных  преференций необходимо соблюсти ряд критериев, таких как прямая поставка,  непосредственная закупка, документальное подтвержденное происхождение товара,  достаточная переработка.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии  (ЕЭК) от 13 июля 2018 г. № 49 утверждены правила определения происхождения  товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальные правила  определения происхождения товаров). Указанные правила вступили в силу с 12  января 2019 г., а Единые правила определения страны происхождения товаров,  установленные Соглашением от 25 января 2008 г., утратили силу. Непреференциальные  правила определения происхождения товаров предназначены для таможенных целей  (например, для применения антидемпинговых пошлин, специальных защитных,  компенсационных пошлин и др.) и не используются для предоставления тарифных  преференций.

2.3 Риски применения страны происхождения в ходе определения таможенной стоимости товара

 

Основной проблемой при классификации и идентификации рисков является вопрос о достоверности заявленной информации, и прежде всего надежности декларации.

Здесь важно учитывать разницу между неточной декларацией и не декларацией. Не декларирование – это не заявление декларантом или таможенным представителем фактической информации о количественных характеристиках товаров (штук, веса, объема товаров), т. е. все товары или их часть не заявляются [5].

Недостоверное декларирование – заявление декларанта или таможенного представителя в таможенной декларации не соответствующих действительности (ложных или недостоверных) сведений о качественных характеристиках товара (общее количество и общее наименование заявленных товаров соответствует действительности).

Недостоверное декларирование и не декларирование часто основано на предоставлении недействительных документов, что подразумевает обоснование ложных сведений.

Таким образом, решение главной части проблем, связанных с уменьшением неприятных последствий происхождения таможенных рисков, значительно увеличит результативность работы таможенных органов [6].

Это, в свою очередь, приведет к усовершенствованию положения экономической ситуации в стране, увеличению основных экономических показателей, констатирующих об увеличении уровня самообеспеченности российской экономики и, как следствие, увеличении качества жизни населения. Кроме того, производительность таможенных органов может привести к изменениям в структуре экспорта и импорта в пользу России и значительной поддержке российских предпринимателей, экспортирующих свою продукцию. Также возможно снизить уровень мошеннических схем, связанных с валютными операциями.

Таможенный орган может запросить письменные пояснения.

Возможны два варианта объяснения причин невозможности предоставить запрошенный документ:

  • документ не существует или не применяется в рамках рассматриваемой сделки;
  • лицом, располагающим документами/сведениями, отказано декларанту в их предоставлении.

Запрошенные документы должны быть предоставлены одним комплектом (одновременно) по каждому запросу.

Декларант вправе одновременно с запрошенными документами предоставить и иные документы/сведения.

Перечень запрашиваемых документов может быть гораздо больше. Мы всегда остаемся в неведении о том, что еще может запросить таможенный орган. Здесь надо исходить из устоявшихся практик, понимая ту или иную специфику конкретной сделки. С другой стороны, это дает возможность реализовать права декларанта предоставить тоже любые пояснения, любые документы в обоснование заявленной таможенной стоимости, так как таможенный инспектор/орган менее компетентен с точки зрения ваших коммерческих и бизнес отношений.

Важно, что документы должны представлены одним комплектом по запросу таможенного органа. Раньше такого ограничения не было. Это приводило к негативным практикам, когда первую часть документов собрали и представили таможенным органам, и компания спокойно собирает оставшуюся часть документов. В это время инспектор, получив на месте, взял эти документы и завершил проверку.

Подчеркнем важность предоставления объяснения причин невозможности дать таможне тот или иной запрошенный документ.

 

Таблица 2.1- ТК ЕАЭС: сроки подачи ДТ и выпуска товаров

Сроки Длительность Особенности исчисления срока
Срок временного хранения товаров 4 месяца Со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов для помещения на хранение.
Срок подачи таможенной декларации До истечения срока временного хранения Либо в иной срок, установленный ТК ЕАЭС
Сроки выпуска товаров В течение 4 часов С момента регистрации ДТ
Не позднее 1 рабочего дня С момента регистрации ДТ. Данный срок применяется, если в течение четырех часов:
— таможенным органом запрошены документы, заявленные в ДТ;
— декларант обратился за внесением изменений в ДТ;
— декларантом не выполнено требование об изменении (дополнении) сведений в ДТ.
Продолжение срока выпуска На необходимое время для завершения таможенного контроля, внесения обеспечения, изменения ДТ. Выпуск товаров должен быть завершен не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации ДТ.

 

По сути с подачи таможенной декларации есть два варианта реализации этого алгоритма.

Вариант первый. Без предоставления документов. В этом случае таможенный орган запрашивает документы и сведения, указанные в ДТ. Сроки предоставления:

  • не позднее чем за 4 часа до выпуска;
  • за 1 рабочий день до истечения срока, установленного при продлении срока выпуска.

Второй вариант. С предоставлением документов. Таможенный орган делает запрос дополнительных сведений (применимо также и к первому варианту) и расчет обеспечения. Сроки предоставления:

  • первичный запрос: 60 календарных дней со дня регистрации ДТ (при первичном запросе);
  • повторный запрос: 10 календарных дней со дня регистрации таможенным органом повторного запроса (при повторном запросе).

Обеспечение уплаты таможенных платежей при контроле таможенной стоимости:

При запросе дополнительных документов таможенный орган информирует декларанта о возможности произвести выпуск под обеспечение и направляет расчет размера обеспечения.

Для определения размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей может быть использована информация о стоимости товаров того же класса или вида, имеющаяся в распоряжении таможенного органа.

Риск: для определения размера обеспечения будет взята не стоимость идентичных/однородных, а товаров того же класса или вида (достаточно совпадение кода ТН ВЭД и стран происхождения).

При этом функциональная или коммерческая изменяемость в данном случае, возможно, учитываться не будут.

Важно: в случае, если внесено обеспечение (денежный залог), и в результате контроля таможенная стоимость будет скорректирована, пени начисляться не будут (проект ФЗ «О таможенном регулировании»).

Сроки проверки запрошенных документов:

  • общий срок проверки документов после выпуска товаров – не позднее 30 календарных дней со дня предоставления запрошенных документов;
  • если документы не представлены в срок, то проверка завершается со дня истечения такого срока;
  • таможенный орган вправе направить вторичный запрос (например, в случае отсутствия пояснения причин не предоставления документа);
  • срок проверки приостанавливается со дня регистрации запроса и возобновляется со дня получения дополнительных документов/сведений.

Если проверка была до выпуска, то с принятием таможенной стоимости происходит выпуск товара. Если таможенная стоимость не принята, то здесь произошли определенные изменения в названии документа. Постепенно государство уходит от привычной корректировки таможенной стоимости.

Теперь декларант будет получать требование об изменении таможенной декларации. Если оно не будет реализовано декларантом, то будет происходить отказ в выпуске товара (если не было внесено обеспечение).

Таким образом, можно выделить основные направления образования проблем, связанных с контролем правильности определения страны происхождения товара:

— несовершенство законодательной базы в области определения страны происхождения товаров и контроля за правильным определением страны происхождения товара;

— проблема упрощения взаимной торговли между странами- участницамиЕАЭС;

— проблемы в области сертификации;

— проблемы эффективности СУР в области определения страны происхождения товаров.

Также рассмотрим проблемы контроля таможенной стоимости товаров. Определение и контроль таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС занимает важное место в системе таможенного контроля, поскольку оказывает прямое влияние на пополнение федерального бюджета. Чаще всего нарушение механизма определения таможенной стоимости заключается в заявлении таможенному органу заниженной таможенной стоимости товаров.

Таможенный орган вынужден проводить корректировку такой стоимости, принимая соответствующее решение. Участники ВЭД вправе такое решение оспорить в судебном порядке, затягивая тем самым исполнения решения по корректировке.


Страницы: 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф