1 2
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – важный компонент человеческого благополучия, счастья и радости, право человека, условие успешного экономического и социального развития. Детское здоровье при любых социальных условиях является залогом будущего страны.
Однако в настоящее время проблема сохранения здоровья детей, привития им навыков здорового образа жизни стоит особенно остро: в Российской Федерации в настоящий момент менее 30 % детей имеют первую группу здоровья. В связи с этим особую ценность приобретают любые возможности, которые могли бы способствовать сохранению здоровья и формированию приверженности здоровому образу жизни.
Стоит отметить, что здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, развитие и нормальный рост определяются средой, в которой он растет и с которой он взаимодействует, а до 60 % времени бодрствования ребенка школьного возраста протекает в учебных заведениях. Однако не только школьное образование может реализовывать здоровьесберегающие технологии. Такой возможностью обладает и дополнительное образование.
Система дополнительного образования рассматривается как совокупность взаимно связанных образовательных программ, средств, процессов, методов, которые необходимы для развития личности ребенка и подростка. Спецификой дополнительного образования является то, что деятельность в его рамках строится на свободе выбора самого ребенка. Эта особенность позитивно сказывается на мотивации детей не только к занятиям в рамках учреждений дополнительного образования, но и к соблюдению здоровых привычек, которые вырабатываются в этой среде.
Сохранение здоровья и активное формирование здорового образа жизни детей в учреждениях дополнительного образования возможны благодаря применению здоровьесберегающих технологий. Под этим термином подразумеваются все технологии, при помощи которых обеспечивается сохранение, укрепление здоровья, а также формирование приверженности здоровому образу жизни.
Объектом исследования в работе выступают здоровьесберегающие технологии.
Предметом исследования в работе являются особенности применения здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании.
Целью данной работы является исследование теории и практики применения здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании на примере МУ ДО «ДДТ-Город мастеров».
Задачи:
— изучить понятие, цели, задачи, виды здоровьесберегающих технологий;
— рассмотреть особенности применения здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании;
— проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие применение здоровьесберегательных технологий в организациях образования;
— исследовать практический опыт по применению здоровьесберегающих технологий в МУ ДО «ДДТ-Город мастеров»;
— определить результативность применения здоровьесберегающих технологий в МУ ДО «ДДТ-Город мастеров».
Базой исследования выступает МУ ДО «ДДТ-Город мастеров».
В качестве методов исследования в работе применяются: наблюдение, анализ, синтез, обобщение, сравнение, графический метод и др.
Практическая значимость исследования представлена рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий в МУ ДО «ДДТ-Город мастеров».
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложениями.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Здоровьесберегающие технологии: понятие, цели, задачи, виды
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность различных методов, приемов и инструментов, которые предназначены для поддержания и улучшения здоровья человека. Они используются как в медицине и фармакологии, так и в других областях, включая технологии информационных систем, фитнес и спортивное оборудование, питание и многое другое.
Примеры здоровьесберегающих технологий включают в себя:
— Мобильные приложения для отслеживания здоровья и фитнеса: они предоставляют информацию о пульсе, калориях, соне и других показателях, позволяя пользователям контролировать свое физическое состояние.
— Медицинские приборы и устройства: это, например, электрокардиографы, тонометры, пульсометры, которые используются для диагностики и контроля состояния сердца и других органов.
— Информационные системы для хранения и обработки медицинских данных: такие системы позволяют врачам получать быстрый доступ к истории болезни пациента, принимать важные решения и повышать эффективность медицинского обслуживания [14, c. 95].
— Технологии виртуальной реальности и дополненной реальности: они могут быть использованы для обучения врачей, реабилитации пациентов, управления болевыми ощущениями и стрессом.
— Технологии «умных» домов и носимых устройств: они позволяют контролировать окружающую среду, оповещать о рисках и автоматически предотвращать непредвиденные ситуации, повышая безопасность и комфорт пользователей.
— Здоровьесберегающие технологии имеют огромный потенциал для улучшения качества жизни, предотвращения заболеваний и снижения затрат на медицину. Они способствуют повышению информированности и ответственности человека за свое здоровье.
Цель здоровьесберегающих технологий заключается в предоставлении инновационных решений и сервисов, которые помогают людям сохранять и улучшать свое физическое и психическое здоровье. Они направлены на предотвращение заболеваний, более эффективное управление хроническими состояниями, улучшение диагностики и лечения, а также повышение общего благополучия и качества жизни [20, c. 74].
Конкретные цели здоровьесберегающих технологий перечислены на рисунке 1.1.
Общая цель здоровьесберегающих технологий заключается в улучшении качества жизни людей, уменьшении заболеваемости и смертности, а также сокращении затрат на здравоохранение.
Здоровьесберегающие технологии могут быть применены в школе для создания здоровой и безопасной учебной среды, а также для развития физического и психического здоровья учащихся. Вот несколько примеров применения таких технологий в школе:
— Физическая активность: использование специализированных приложений и устройств для отслеживания физической активности учащихся, организация спортивных событий и занятий физической культурой, оборудование спортивных площадок и залов для проведения уроков и тренировок.
— Питание: оснащение школьных столовых современными кухонными приборами для приготовления полноценной и сбалансированной еды, организация образовательных программ по здоровому питанию, установка автоматов с здоровыми закусками и напитками [26, c. 97].
— Психологическое благополучие: использование онлайн-тестов и приложений для отслеживания уровня стресса и эмоционального благополучия учащихся, предоставление доступа к консультациям психологов и тренеров по управлению стрессом, создание расслабляющих комнат или зон для отдыха и медитации.
Рисунок 1.1. Конкретные цели здоровьесберегающих технологий [10, c. 102]
— Система управления здоровьем: внедрение электронных систем управления здоровьем учащихся, которые позволяют отслеживать и анализировать данные о физическом состоянии, привычках и образе жизни учеников, предоставлять рекомендации по улучшению здоровья и следить за соблюдением медицинских рекомендаций.
— Безопасность: использование систем видеонаблюдения для обеспечения безопасности учащихся и персонала школы, проведение тренировок и симуляций экстренных ситуаций, оборудование пожарными и безопасными системами предупреждения и сигнализации [19, c. 88].
— Внедрение здоровьесберегающих технологий в школу помогает учащимся развивать положительные привычки и навыки здорового образа жизни, а также создает поддерживающую среду для их роста и развития.
Применение здоровьесберегающих технологий на конкретных уроках может включать следующие действия (см. рисунок 1.2)
Рисунок 1.2. Действия по применению здоровьесберегающих технологий на конкретных уроках [25, c. 74]
Рассмотрим каждое действие более подробно.
1 — Физическая активность: Учитель может включать периодические физические паузы и упражнения во время уроков, чтобы стимулировать двигательную активность учащихся. Это может включать простые упражнения растяжки, аэробные упражнения и игры, которые помогают снять напряжение и повысить физическую активность.
2 — Рациональное питание: Учитель может обратить внимание на рациональное питание и предоставлять здоровые закуски или фрукты во время перерывов между уроками. Также можно провести уроки по здоровому питанию, рассказывая о важности правильного питания и влиянии плохого питания на здоровье.
3 — Психологическое благополучие: Учитель может проводить уроки по релаксации и стрессменеджменту, чтобы помочь учащимся справляться с эмоциональным напряжением и стрессом. Это может включать упражнения дыхания, медитацию и визуализацию [13, c. 51].
4 — Создание комфортного рабочего места: Учитель может содействовать созданию комфортного и эргономичного рабочего места для учащихся, чтобы предотвратить проблемы со здоровьем, связанные с неправильным положением тела. Например, учитель может регулярно напоминать учащимся о правильной осанке, использовать эргономичные стулья и столы, и предоставлять перерывы для растяжки и разминки.
5 — Использование технологий: Учитель может использовать технологии, такие как интерактивные доски, компьютеры и мобильные приложения, чтобы сделать уроки более интерактивными и вовлекающими. Это может помочь учащимся оставаться активными и заинтересованными в учебном процессе, а также сократить время, проведенное за компьютером или мобильными устройствами [5, c. 203].
В целом, применение здоровьесберегающих технологий на конкретных уроках помогает создать здоровую и безопасную обучающую среду, активизировать учащихся и обеспечивать их физическое и психологическое благополучие.
Улучшение взаимоотношений школьников при помощи здоровьесберегающих технологий может быть достигнуто следующими способами:
— Использование социальных медиа и онлайн-платформ для коммуникации: Создание специальных форумов, групп и чатов, где школьники могут общаться друг с другом, обмениваться опытом и советами в отношении поддержания здоровья.
— Мобильные приложения для здорового образа жизни: существуют множество мобильных приложений, которые помогают школьникам следить за своим здоровьем и формировать правильные привычки. Распространение их использования среди школьников может создать общую тематику и тем самым укрепить взаимоотношения между ними.
— Организация спортивных и физических мероприятий: организовывание совместных спортивных соревнований, пробегов, занятий йогой или пилатесом может помочь школьникам укрепить взаимоотношения, работать в команде и развить взаимную поддержку [30, c. 63].
— Внедрение программы здоровьесберегающей культуры в учебный план: добавление специальных предметов, посвященных здоровому образу жизни, питанию, физической активности и психологическому благополучию, может помочь ребятам научиться более здоровому образу жизни и создать среду поддержки и понимания.
— Проведение тренингов и лекций о коммуникации и межличностных отношениях: организация тренингов, на которых школьники учатся слушать и понимать друг друга, развивать навыки эмоционального интеллекта, а также решать конфликты и строить здоровые отношения, может помочь улучшить взаимоотношения школьников.
— Улучшение взаимоотношений школьников при помощи здоровьесберегающих технологий может быть довольно эффективным и полезным для учащихся. Это позволит создать здоровую и поддерживающую среду, где дети смогут взаимодействовать, обмениваться опытом, учиться друг у друга и развивать навыки, необходимые для создания гармоничных отношений [17, c. 55].
Таким образом, внедрение в учебный план здоровьсберегающие технологии может однозначно повлиять в позитивном русле на процесс обучения, на психоэмоциональное состояние детей, а также на коммуникацию и адаптацию школьников в обществе.
Одним из эффективных средств для укрепления физического здоровья, развития координационных и скоростно-силовых качеств детей является использование координационной лестницы. Она представляет собой легкий и компактный тренажер в виде обычной лестницы, которая состоит из мягких строп и пластиковых поперечен «ступенек». Мобильность и небольшой вес делают возможным применение координационной лестницы практически в любом месте и в любое время — в группе, на улице во время прогулки и т.д. [31, c. 54].
При работе с лестницей используются 3 основных двигательных навыка – ходьба (обычная, на пятках, на носочках, с подниманием колен), бег (обычный, с захлестом голени), прыжки (на одной ног, на двух, игра «Классики»).
Упражнения с координационной лестницей помогают развивать физическую активность дошкольников, с их помощью есть возможность разнообразить физкультурные занятия, помогают развивать ловкость, скорость, выносливость, чувство ритма, улучшают осанку. Одним из занимательных способов для развития активной, здоровой и творческой личности является геокешинг.
Геокешинг – является одной из современных технологий, которая позволяет увлекательно и с пользой для здоровья провести время. Данная технология представляет собой увлекательную квест-игру с поиском тайников и кладов, которую можно также организовать в виде соревнований. Также геокешинг можно использовать для проведения совместных праздников с родителями, когда в команды собираются родители со своими детьми и вместе весело играют, разыскивая различные тайники [14, c. 52].
Для того, чтобы заинтересовать дошкольников, в первые тайники обычно кладутся сладкие подарки, которые дети потом забирают домой, показывают родителям и делятся впечатлениями от проведенной игры. Ребята должны найти «сокровище» по различным меткам, картам, указателям, подсказкам в виде картинок, различных головоломок и загадок.
Сюжет игры включает в себя также ориентирование на местности, прохождение полосы препятствий, что развивает у дошкольников ловкость, силу, быстроту реакции. В результате геокешинга реализуется важная задача: пропаганда здорового образа жизни, воспитание полезных привычек по сохранению здоровья и мотивация детей к занятиям физической культурой и спортом. В периоды подъема уровня заболеваемости гриппом и ОРВИ проводим профилактические мероприятия с использованием фитотерапии (лечение лекарственными растениями).
С данной целью детям готовят напитки из шиповника, липы, мяты с добавлением меда; осуществляем полоскания горла и полости рта настоем ромашки и календулы; при обработке помещений группы добавляем в пульверизаторы эфирные масла эвкалипта, пихты, лаванды. Не забываем также о полезных свойствах лука и чеснока. В их составе содержатся фитонциды, которые блокируют проникновение в организм вирусы простуды и гриппа [8, c. 69].
Периодически в разных уголках группы ставим тарелки с нарзанным чесноком. Также по нашей просьбе, родители изготавливают своим детям лечебный «амулет» (используя маленькие коробочки и зубчики чеснока), который они носят в детском саду.
В результате, фитотерапия помогает повысить 44 защитные функции организма, улучшает самочувствие, укрепляет нервную систему, способствует снижению частоты заболеваемости.
Игротерапия – важная здоровьесберегающая технология, которая регулярно используется нами в работе и подразумевает привлечение дошкольников к участию в различных играх. В процессе игровой деятельности детям легче выражать свои эмоции, делиться переживаниями, настроением, мыслями, избавляться от страхов и неуверенности в себе.
Игры подбираем в соответствии с возрастом, временем и местом проведения. Дети нашей группы очень любят игры с водой (переливают из одной емкости в другую, купают в тазу любимые игрушки, запускают кораблики и т.д.), которые расслабляют, успокаивают, улучшают настроение, заряжают положительной энергией. Также детям нравится играть с песком: летом делают всевозможные постройки на участке, зимой в группе используем надувную песочницу с кинетическим песком разных цветов, формочками, предметами [26, c. 61].
Широкие возможности для творческих игр дошкольников предоставляют сенсорные коробки, которые развивают любознательность, фантазию, воображение, усидчивость, координацию движений, пространственное мышление. А различные тактильные элементы в их составе за счёт стимулирования биоактивных точек на пальцах, развивают мелкую моторику и помогают корректировать эмоциональное состояние, там самым укрепляется психическое и физическое здоровье.
Для создания сенсорных коробок используем прозрачные пластиковые контейнеры разных размеров, которые наполняем крупой, макаронами, пуговицами, камешками, шишками, бусинами, мелкими игрушками и т.д. Такие игры, как «Найди сокровище», «Сортировка», «Прячем ручки», «Угадай, что это» и пр. снимают напряжение, дарят радость, развивают внимание и концентрацию, дают возможность для общего оздоровления организма в интересной и занимательной для ребенка форме. Подвижные и спортивные игры организуем во время физкультурных занятий, а также при проведении досуговых развлечений и праздников «Неделя здоровья», «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья» и т.д. Снизить эмоциональное возбуждение от активной игровой и физической деятельности помогают релаксации – задания и упражнения на расслабление [21, c. 57].
Для них мы используем спокойную классическую музыку Чайковского, Рахманинова, Моцарта, Бетховена, звуки природы. В результате упражнений «Радуга», «Облака», «Ленивцы» и пр. у детей снимается внутреннее мышечное напряжение, уходит тревожность, возбудимость, излишняя активность. Для развития у дошкольников навыка концентрации, пластики, координации движений используем психогимнастику.
В основе данного метода лежит комплекс специальных этюдов, игр и упражнений на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Такие занятия сопровождаем подробными и доступными пояснениями, чтобы дети смогли лучше представить тот или иной образ, и примерить его на себя.
В результате, психогимнастика помогает снять усталость, устранить замкнутость, агрессию, создать благоприятную атмосферу, дети учатся понимать и осознавать свои эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
Интерактивные танцы, или можно сказать по-другому танцы, когда дети видят движения на экране и самостоятельно их повторяют. Эту технологию мы используем довольно часто потому, что она является любимой детьми, дети наслаждаются красотой движений, а также данная технология представляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей [16, c. 88].
Весь педагогический состав ДОУ, уделяет большое внимание работе по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Данная технология используется для развития динамической стороны общения, двигательной активности и музыкальности, а также вызывает у детей положительные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танцах, способствует развитию доброжелательных отношений.
Во время интерактивных танцев у детей развивается гибкость мышц тела, танцевальный шаг, подъем стопы, а также интерактивная деятельность направлена на развитие внимания и координации у детей. Физиологи доказали, что движение стимулирует и взаимодействует с речью, памятью, обучением, эмоциями и стимулирует мозг. Можно сказать, что танцы приносят большую пользу для здоровья детей — красивая и правильная осанка, гибкость тела, красивая фигура, общее оздоровление организма [17, c. 63].
Таким образом, систематическое и целенаправленное применение комплекса из различных здоровьесберегающих технологий показало отличные результаты: повысился иммунитет дошкольников, они стали более активными, жизнерадостными, сильными и выносливыми. Кром того, снизился процент заболеваемости в нашей группе и повысилась эффективность образовательно-воспитательного процесса.
1.2 Особенности применения здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании
Дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка, когда интенсивно формируются и развиваются все органы и системы организма. К сожалению, в последние годы наблюдается неприятная тенденция, вызванная ухудшением здоровья детей дошкольного возраста и ростом уровня заболеваемости. В связи с этим, перед педагогами ДОУ встает актуальная задача по поиску и внедрению в образовательно-воспитательный процесс эффективных способов и приемов работы, направленных на сохранение, поддержание и укрепление здоровья детей [24, c. 56].
Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного валеологического образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости.
Выдающийся советский педагог–новатор В.А. Сухомлинский писал, что «забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей». Связано это с тем, что воспитательная работа в детском образовательном учреждении всегда носила интегрированный и многоплановый характер.
Современный уровень развития педагогической мысли, который основан на многолетнем опыте отечественной и зарубежной педагогики в области дошкольного воспитания, смог сформулировать целый ряд положений и методов организации воспитательной работы в области сохранения здоровья детей.
В современной психолого-педагогической литературе под здоровьесберегающими технологиями в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) принято понимать систему педагогических мер, включающих взаимосвязь и взаимодействие факторов образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей [9, c. 79].
Современная система воспитания в области дошкольного образования приоритетным направлением своей работы ставит правильную подготовку детей в плане организации их учебной деятельности и досуга, с целью максимального сохранения их физического и психологического здоровья.
Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), перед педагогическим составом дошкольного учреждения ставится решение следующих задач в области поддержания здоровья детей:
− задача охраны и укрепления физического и психологического труда детей;
− задача интеграции технологий, необходимых для поддержания физического здоровья детей в образовательную деятельность;
− задачи охраны и укрепления эмоционального здоровья детей [25, c. 80].
Как можно видеть, проблема сохранения здоровья детей является наиболее актуальной в современной педагогической практике, которая закрепляется в нормативных актах. Связано это с тем, что педагогическая наука не стоит на месте, она движется в соответствии с социумом.
Проблема сохранения здоровья в XXI веке стоит наиболее остро, чем в прошлом, так как согласно последним исследованиям, ученые замечают сильное снижение иммунной защиты у детей дошкольного возраста, а также ряд патологических изменений, которые с каждым годом встречаются у большего количества детей.
Здоровьесберегающие технологии представляют достаточно широкий спектр методов и способов сохранения здоровья детей. В большинстве источников, в том числе и локальных нормативно–правовых актов здоровьесберегающие технологии могут быть следующих видов (см. рисунок 1.3).
Рисунок 1.3. Виды здоровьесберегающих технологий [12, c. 41]
Основополагающей целью всех видов здоровьесберегающих технологий заключается обеспечение сохранении здоровья в период учебно-воспитательного процесса в ДОУ, формирование у него необходимых знания, умений и навыков по здоровому образу жизни, способам использовать полученные знания в повседневной жизни. Если анализировать ФГОС ДО, можно заметить, что проблема здоровьесберегающих технологий в стандарте встречается достаточно часто.
Первостепенной задачей ФГОС ДО является создание той благоприятной среды, которая позволит воспитать гармонично развитую личность, и при этом регулировать процесс охраны и организации здоровья детей. Закрепление в нормативно–правовых актах подобных положений, которые учитывают физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста, и ставят своей основной задачей максимально сохранить здоровье ребенка, представляет достаточно большой шаг на пути индивидуализации и ориентации на личностное развитие в учебно-воспитательном процессе [5, c. 66].
В данном аспекте особое место стоит отвести именно физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Физическое воспитание в условиях ДОУ – это достаточно сложная, но необходимая часть учебно-воспитательной работы, которая должна проводиться при учете множества педагогических факторов.
Физическое воспитание детей не сводится только к механическому развитию, но включает в себя достаточно много психологической работы с ребенком, работы по формированию гармонично развитой личности и т.д.
Самым главным достижением воспитательной работы в области физической активности является приобщение детей дошкольного возрасту к здоровому образу жизни, формирование негативного отношения к вредным привычкам. Через правильную организацию воспитательной работы педагог может добиться формирование правильной позиции по отношению к разнообразным вредным привычкам, которые имеют место быть в современном социуме.
На основе ФГОС ДО было разработано достаточно большое количество комплексных программ, которое на основе Стандарта приоритетное место уделяют сохранению здоровья ребенка [2]. Так, например, под редакцией Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой была разработана программа дошкольного образования «От рождения до школы». На основе возрастной психологии и возрастной гигиены, коллектив авторов смог выделить наиболее важные разделы, которые формируют у ребенка общую культуру здоровья («Ежедневная организация жизни и деятельности ребенка», «Физическое развитие ребенка» и т.д.) [3, c. 51].
Необходимо понимать, что работа по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ строится на основе комплексного подхода, которое направленно на гармоничное развитие личности ребенка, с опорой на нормативно–правовые акты, в особенности именно на ФГОС ДО [2].
Здоровьесберегающая среда – это необходимое условие любого дошкольного учреждения, т.к. именно физическое и психологическое здоровье детей является тем личностным базисом, от которого зависит, сможет ли ребенок дальше освистать образовательную программу.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ МУ ДО «ДДТ-ГОРОД МАСТЕРОВ» ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих применение здоровьесберегательных технологий в организациях образования
Реализация государственной политики в настоящее время осуществляется с помощью программы «Развитие здравоохранения», основная цель которой заключается в создании системы доступности медицинской помощи и улучшения качества этой самой помощи с использованием передовых медицинских технологий. Данная программа включает в себя 9 подпрограмм, каждая из которых имеет свои задачи и методики. Еще в 2010 году был принят Федеральный закон № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», с которого и началась основная ветвь финансирования медицинской области и новые способы оказания медицинской помощи.
Преобразования системы здравоохранения, осуществляемые в стране, направляются на повышение качества жизни и ее продолжительности, отмечают приоритетность здорового образа жизни в социальной жизни современного общества [22, c. 62].
Основная задача государства в этой области – создание условий, повышающих укрепление здоровья населения и уменьшение влияния негативных факторов, угрожающих здоровью людей. Есть несколько направлений, через которые производится формирование здорового образа жизни граждан РФ:
1. Создание и развитие условий, позитивно влияющих на здоровье человека.
2. Снижение факторов риска здоровья.
3. Развитие экологически-благоприятной среды, позитивно складывающейся на настрое и способностях граждан.
Здоровьесберегающее поведение – одно из важнейших направлений, представляющее из себя сложившуюся систему бытовой и культурной жизни граждан, способствующую раскрытию потенциалу и улучшению здоровья.
С 2015 года Минздравом Российской Федерации разработан проект «Фабрика здоровья», объединившим в себя в активистов здорового образа жизни, которые могут поделиться своими знаниями и практическими решениями со всеми желающими. Данный проект включает в себя шесть различных направлений, именуемых «цехами»:
1. «цех физической культуры» – в нем собраны актуальные рекомендации о физической активности.
2. «цех здорового питания» включает в себя систематизацию рецептов правильного питания и его рациональность.
3. «цех борьбы со стрессом» хранит в себе базу решений для снижения влияния стресса на психологическое здоровье, а также методы достижения спокойствия.
4. «цех культуры и отдыха» находит идеи для отказа от вредных привычек и снижение риска дальнейших заболеваний.
5. «цех здорового режима» – рекомендации размеренного режима дневной активности и режима сна.
6. «цех устройств и приложений» занимается предоставлением информации о современных приложениях и устройствах для отслеживания состояния своего здоровья [27, c. 169].
Эффективность данных мероприятий напрямую говорит о важности государственных мероприятий в социальной жизни граждан для сохранения здорового и активного общества.
Совершенствование здоровьесберегающих технологий, а также увеличение мероприятий по формированию здорового образа жизни должны иметь высокий приоритет во внутренней политике государства, что позволит создать фундамент для дальнейшего роста средней приживаемости. Помимо данного направления, стоит сконцентрировать внимание и на проблемах неблагоприятной среды.
На протяжении всей своей жизни человек испытывает на себе влияние окружающей среды, половина из которых являются естественными и необходимыми, из которых мы получаем энергию, а другая появилась, как продукт жизнедеятельности человека (выбросы и т.д.). Современная наука имеет перед собой важную задачу – оценка степени влияния изменения материального состава земли (изменение соотношения газов в атмосфере и т.д.).
Также не стоит забывать про физические аспекты нашей планеты, такие как, к примеру, магнитное поле земли и ионизирующая радиация, действующая как развивающий экологический фактор. Данный фактор является ответственным за генетические мутации, т.е. является необходимым условием появления новых признаков развития видов [6, c. 80].
На другой чаше весов находятся искусственные радиоактивные и электромагнитные излучения, искажающие естественные магнитные поля Земли, так как превосходят их концентрацию. Все эти процессы оказывают влияние на здоровье человека и его социальное состояние, особенно это сказывается на подрастающем поколении. Образовательные структуры ставят этот вопрос на высший уровень, ведь формирование молодого и здорового поколения является обязательным для современного и сильного государства.
Конечно, современная обстановка привела нас к тому, что к моменту прихода детей в школу у них уже имеются заболевания патологические и хронические. Таким образом к окончанию обучения подавляющее большинство обучающихся имеет функциональные отклонения и нервно-психические расстройства. Данный феномен называется «болезнью цивилизации». Низкий уровень здоровья прямолинейно влияет на уровень усваивания учебной программы и школьной социализации.
Существует большое количество нерешенных проблем для обеспечения здоровьесбережения детей во время обучения:
1. Ежегодный рост учебной нагрузки превышает психофизиологические возможности детей.
2. Устаревшие методы и способы здоровьесбережения в педагогической деятельности.
3. Низкий уровень анализа и изучения факторов, влияющих на здоровье преподавателей и обучающихся, вследствие чего не производится нужное количество изменений, направленных на повышение здоровья всех участников учебного процесса.
4. Потребность в педагогах высокого уровня превышает количество факторов и условий, способных предотвратить ухудшение его здоровья во время практической деятельности [10, c. 61].
Исходя из этого можно сделать вывод, что проблема заключается в противоречивости системы и в непонимании руководителей образовательных организаций и составителей, программ важности обеспечения здоровья всех участников процесса, а также в непонимании максимальных возможностей обучающихся.
Повышенные нагрузки равны повышенной усталости, а на другой чаше весов время, отведенное на отдых, которого существенно не хватает для компенсации полученной усталости в ходе освоения образовательной программы. Необходим поиск новых методик и образовательных программ, способных поддерживать баланс между освоением нужных знаний и здоровьем обучающихся.
Большое внимание следует уделить развитию понимания здорового образа жизни, как нужного поведения человека среди учащихся, так как поведение – важнейший социальный инструмент, который формируется в процессе воспитания и образования [30, c. 57].
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф