Страницы: 1 2
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ МУ ДО «ДДТ-ГОРОД МАСТЕРОВ» ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих применение здоровьесберегательных технологий в организациях образования
Реализация государственной политики в настоящее время осуществляется с помощью программы «Развитие здравоохранения», основная цель которой заключается в создании системы доступности медицинской помощи и улучшения качества этой самой помощи с использованием передовых медицинских технологий. Данная программа включает в себя 9 подпрограмм, каждая из которых имеет свои задачи и методики. Еще в 2010 году был принят Федеральный закон № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», с которого и началась основная ветвь финансирования медицинской области и новые способы оказания медицинской помощи.
Преобразования системы здравоохранения, осуществляемые в стране, направляются на повышение качества жизни и ее продолжительности, отмечают приоритетность здорового образа жизни в социальной жизни современного общества [22, c. 62].
Основная задача государства в этой области – создание условий, повышающих укрепление здоровья населения и уменьшение влияния негативных факторов, угрожающих здоровью людей. Есть несколько направлений, через которые производится формирование здорового образа жизни граждан РФ:
1. Создание и развитие условий, позитивно влияющих на здоровье человека.
2. Снижение факторов риска здоровья.
3. Развитие экологически-благоприятной среды, позитивно складывающейся на настрое и способностях граждан.
Здоровьесберегающее поведение – одно из важнейших направлений, представляющее из себя сложившуюся систему бытовой и культурной жизни граждан, способствующую раскрытию потенциалу и улучшению здоровья.
С 2015 года Минздравом Российской Федерации разработан проект «Фабрика здоровья», объединившим в себя в активистов здорового образа жизни, которые могут поделиться своими знаниями и практическими решениями со всеми желающими. Данный проект включает в себя шесть различных направлений, именуемых «цехами»:
1. «цех физической культуры» – в нем собраны актуальные рекомендации о физической активности.
2. «цех здорового питания» включает в себя систематизацию рецептов правильного питания и его рациональность.
3. «цех борьбы со стрессом» хранит в себе базу решений для снижения влияния стресса на психологическое здоровье, а также методы достижения спокойствия.
4. «цех культуры и отдыха» находит идеи для отказа от вредных привычек и снижение риска дальнейших заболеваний.
5. «цех здорового режима» – рекомендации размеренного режима дневной активности и режима сна.
6. «цех устройств и приложений» занимается предоставлением информации о современных приложениях и устройствах для отслеживания состояния своего здоровья [27, c. 169].
Эффективность данных мероприятий напрямую говорит о важности государственных мероприятий в социальной жизни граждан для сохранения здорового и активного общества.
Совершенствование здоровьесберегающих технологий, а также увеличение мероприятий по формированию здорового образа жизни должны иметь высокий приоритет во внутренней политике государства, что позволит создать фундамент для дальнейшего роста средней приживаемости. Помимо данного направления, стоит сконцентрировать внимание и на проблемах неблагоприятной среды.
На протяжении всей своей жизни человек испытывает на себе влияние окружающей среды, половина из которых являются естественными и необходимыми, из которых мы получаем энергию, а другая появилась, как продукт жизнедеятельности человека (выбросы и т.д.). Современная наука имеет перед собой важную задачу – оценка степени влияния изменения материального состава земли (изменение соотношения газов в атмосфере и т.д.).
Также не стоит забывать про физические аспекты нашей планеты, такие как, к примеру, магнитное поле земли и ионизирующая радиация, действующая как развивающий экологический фактор. Данный фактор является ответственным за генетические мутации, т.е. является необходимым условием появления новых признаков развития видов [6, c. 80].
На другой чаше весов находятся искусственные радиоактивные и электромагнитные излучения, искажающие естественные магнитные поля Земли, так как превосходят их концентрацию. Все эти процессы оказывают влияние на здоровье человека и его социальное состояние, особенно это сказывается на подрастающем поколении. Образовательные структуры ставят этот вопрос на высший уровень, ведь формирование молодого и здорового поколения является обязательным для современного и сильного государства.
Конечно, современная обстановка привела нас к тому, что к моменту прихода детей в школу у них уже имеются заболевания патологические и хронические. Таким образом к окончанию обучения подавляющее большинство обучающихся имеет функциональные отклонения и нервно-психические расстройства. Данный феномен называется «болезнью цивилизации». Низкий уровень здоровья прямолинейно влияет на уровень усваивания учебной программы и школьной социализации.
Существует большое количество нерешенных проблем для обеспечения здоровьесбережения детей во время обучения:
1. Ежегодный рост учебной нагрузки превышает психофизиологические возможности детей.
2. Устаревшие методы и способы здоровьесбережения в педагогической деятельности.
3. Низкий уровень анализа и изучения факторов, влияющих на здоровье преподавателей и обучающихся, вследствие чего не производится нужное количество изменений, направленных на повышение здоровья всех участников учебного процесса.
4. Потребность в педагогах высокого уровня превышает количество факторов и условий, способных предотвратить ухудшение его здоровья во время практической деятельности [10, c. 61].
Исходя из этого можно сделать вывод, что проблема заключается в противоречивости системы и в непонимании руководителей образовательных организаций и составителей, программ важности обеспечения здоровья всех участников процесса, а также в непонимании максимальных возможностей обучающихся.
Повышенные нагрузки равны повышенной усталости, а на другой чаше весов время, отведенное на отдых, которого существенно не хватает для компенсации полученной усталости в ходе освоения образовательной программы. Необходим поиск новых методик и образовательных программ, способных поддерживать баланс между освоением нужных знаний и здоровьем обучающихся.
Большое внимание следует уделить развитию понимания здорового образа жизни, как нужного поведения человека среди учащихся, так как поведение – важнейший социальный инструмент, который формируется в процессе воспитания и образования [30, c. 57].
Возможность включения спортивных секций по выбору и коррекционных психологических занятий в образовательную программу поможет улучшить уровень здоровья учащихся. Не мало важным является и формирование здоровья детей во вне учебное время, как это реализуется на практике в младших классах.
Психологические занятия помогут, как педагогам, так и детям сохранить свое психологическое здоровье, что поможет и изменить восприятие жизни, влияющее на желание поддерживать здоровье и жить полной жизнью.
В последние годы формирование ЗОЖ производится согласно Указу Президента РФ В.В. Путина от 29.05.2017 № 240 , названным Десятилетием детства (2018-2027) гг. При реализации данного плана учитываются современные факторы, влияющие на здоровье детей, которые можно анализировать и идентифицировать для создания стратегий профилактики.
Важным является своевременная идентификация болезней и их лечение. На 2018 год профилактические осмотры прошли 26,7 млн детей по РФ. Как и говорилось ранее, широкое распространение в современное время получили психосоматические заболевания и данное направление в этом плане является важнейшим направлением.
Практика по предотвращению психологических воздействий поможет улучшить показатели в профилактике неинфекционных заболеваний и отказа от вредных привычек, которые тоже являются сильным фактором, влияющим на здоровье детей и появляются они именно из-за психологических аспектов и возможных психосоматических заболеваний, маскируя себя под неким обезболивающим от данных болезней [23, c. 88].
Целью стратегии является снижение рисков заболевания и факторов, подрывающих здоровье детей. Базируется стратегия на таких принципах как:
1. Системный подход при формировании ЗОЖ и мероприятий, направленных на профилактику и контроль заболеваний.
2. Последовательность и непрерывность в создании мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни.
3. Обеспечение взаимодействия между ведомствами на муниципальном, региональном и федеральном уровнях во время реализации Стратегии.
4. Научная обоснованность мероприятий.
5. Учет общемировых стандартов и норм.
Формирование нового вида мышления детей весьма необходимо и должно происходить по средствам просветительской работы также и в области репродуктивного здоровья, сексуального поведения и т.д.
Данная просветительская работа поможет снизить процент подростков, зараженных ВИЧ-инфекциями, различными ЗППП и гепатитом, а также снизить количество нежелательных абортов.
2.2 Анализ практического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в МУ ДО «ДДТ-Город мастеров»
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества – Город мастеров»» открыто и зарегистрировано Постановлением мэра Куйтунского района (учредитель) совместно с районным отделом образования Администрации Куйтунского района (соучредитель) № 80 от 12 февраля 2001 года.
Основной целью организации является – создание условий для всестороннего развития ребенка, раскрытие его творческих способностей, обеспечение дополнительным образованием в соответствии с интересами и запросами детей.
Системная работа по применению здоровьесберегающих технологий в МУ ДО «ДДТ-Город мастеров» представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:
— Здоровьесберагающая инфраструктура;
— Рациональная организация деятельности обучающихся;
— Эффективная организация спортивно-физкультурной и оздоровительной работы;
— Реализация дополнительных образовательных программ с уклоном в сторону формирования ценности здоровья и основ здорового образа жизни;
— Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Здоровьесберегающая инфраструктура МУ ДО «ДДТ-Город мастеров» включает следующие компоненты (см. рисунок 2.1).
Ответственность и контроль за реализацию этого блока лежит на администрации МУ ДО «ДДТ-Город мастеров».
Эффективная организация спортивно-физкультурной и оздоровительной работы, обеспечивающая рациональную организацию двигательного режима, нормальное физическое развитие и двигательную подготовленность обучающихся всех возрастов, повышение их адаптивных возможностей, сохранение и укрепление здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:
- полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (в соответствии с индивидуальными особенностями и рекомендациями врачей);
- рациональную и соответствующую организацию занятий в детских объединениях «Эстрадный танец», «Фитнес-аэробика», «Ритмика», «Атлетическая гимнастика», «Волейбол», «Футбол», «Общая физическая подготовка», «Туризм» и занятий активно-двигательного характера;
- организацию динамических перерывов, физкультминуток и физкультпауз на занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной и умственной активностей;
- организацию работы спортивных детских объединений и создание условий для их эффективного функционирования;
- регулярное проведение массовых городских и районных спортивно-физкультурных и оздоровительных мероприятий.
Реализация этого блока зависит от администрации МУ ДО «ДДТ-Город мастеров», педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов.
Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:
- внедрение в систему работы Центра дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных модулей или компонентов;
- проведение Дней здоровья, тематических конкурсов, массовых физкультурных праздников и т. п.;
- работа общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, обучающихся из старших классов, родителей (законных представителей).
Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:
- лекции, семинары, консультации по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
- приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
- организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению массовых спортивно-физкультурных мероприятий, Дней здоровья, тематических конкурсов, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
Итак, МУ ДО «ДДТ-Город мастеров» реализует основные задачи дополнительного образования детей с помощью специально организованного уникального образовательно-воспитательного процесса через обучение в детских объединениях и участие в массовых творческих, физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях, доминантой которых является развитие мотивации ребенка к физическому совершенствованию, творчеству, познанию, саморазвитию.
Деятельность МУ ДО «ДДТ-Город мастеров», в том числе и по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, невозможна без высококвалифицированного, грамотного, сплоченного, связанного общими идеями коллектива. Основными сотрудниками учреждения, ведущими педагогическую деятельность непосредственно с детьми, являются педагоги дополнительного образования и педагоги-организаторы. Каждый из них организует социально-педагогическую деятельность в рамках должностных обязанностей.
Социально-педагогический потенциал деятельности педагога дополнительного образования Центра является действенной площадкой для применения здоровьесберегающих технологий в детских объединениях, в частности в объединении «Атлетическая гимнастика».
Вся деятельность педагога дополнительного образования в детском объединении «Атлетическая гимнастика» осуществляется по программе «Атлетическая гимнастика», в основу которой заключены главные компоненты здоровьесберегающей технологии, применяемые в МУ ДО «ДДТ-Город мастеров» (см. рисунок 2.2.).
Рисунок 2.2. Главные компоненты здоровьесберегающих технологий, применяемых в МУ ДО «ДДТ-Город мастеров»
Рассмотрим каждый подход более подробно.
- аксиологический, проявляющийся в осознании обучащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Таким образом, воспитание в МУ ДО «ДДТ-Город мастеров», как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.
- гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности, обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует обучающегося в МУ ДО «ДДТ-Город мастеров» на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.
- здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.
- эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов – эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля – психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.
- экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья обучащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро — и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая образовательное учреждение, является мощным оздоровительным фактором;
- физкультурно-оздоровительный компонент, который предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.
Такой подход обусловлен отрицательными факторами, оказывающими сегодня существенное влияние на состояние здоровья детей:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
- активно формируемые в школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения обучающихся школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» и восприятием ребенком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Программа «Атлетическая гимнастика» – модифицированная, разработана в 2019 г. на основе руководства Ф.П. Суслова по наращиванию мышечной массы с помощью атлетической гимнастики. Для повышения эффективности обучения (реализация индивидуального подхода, возможности тренажерного зала) обучающиеся распределены по группам из 4–5 человек (по уровню подготовленности, по возрасту, общим интересам). Программа рассчитана на 144 часа в год, с возможностью изменения до 72 или 216 час. в зависимости от социального заказа или желания обучающихся.
Учет индивидуальных способностей и физического развития обучающиеся позволяет применять на занятиях индивидуальные задания (нагрузку) или задания в группах. В течение учебного года для занимающихся планируется проведение внутрисекционных соревнований с целью отслеживания текущих результатов, а также мотивации на достижение более высоких результатов. В атлетической гимнастике используются несколько групп упражнений: упражнения без специальных приспособлений (без снарядов), упражнения с резиной или амортизатором, упражнения с эспандером, упражнения с отягощениями (штангой, гантелями и т.д.), упражнения с использованием специальных тренажерных устройств. Главное условие занятий по общей программе заключается в том, что в каждую тренировку включаются упражнения, вовлекающие в работу все мышечные группы (от одного до трех упражнений для каждой группы мышц). Движения проделываются ритмично, как правило, в медленном темпе, с равномерным дыханием, с полной амплитудой движений и без нарушения технических требований. В одно занятие в первый год обучения включается 7–8 упражнений, во второй год обучения – от 11 до 13 упражнений с учетом того, что некоторые из них одновременно оказывают воздействие на различные мышцы. Для системы атлетической гимнастики характерным является то, что многие упражнения выполняются в положении лежа и стоя, при различных углах наклона. Это позволяет освобождать от напряжения отдельные части тела и снижать нагрузки на позвоночник, сердечнососудистую и дыхательную системы. В то же время это дает возможность сосредоточить внимание и сконцентрировать усилия на детальной всесторонней проработке отдельных мышечных групп. Во избежание скованности мускулатуры, для развития гибкости и мышечной координации в занятиях атлетической гимнастикой уделяется внимание упражнениям на растягивание, темповым и тяжелоатлетическим упражнениям (рывок, толчок) и занятиям партерной акробатикой.
Программа разделена на 2-а уровня и 3-и тренировочные фазы. Первый уровень (1–2 фазы), предназначен для новичков или тех, кто занимался менее 6 месяцев. В течение первых 2-х месяцев (1-я фаза) учащиеся 1-го года обучения разучивают базовые упражнения, учатся страховать друг друга при выполнении определенных упражнений, а так же правильно дышать. Цель 1-й фазы – проверить физическую подготовку новичка, дать мышцам почувствовать нагрузку и помочь втянуться в занятия. Во 2-й фазе учащиеся приступают к выполнению программы. Цель этой фазы – постепенно освоить тренировочные приемы. Программа предполагает тренировки 2-а раза в неделю и включает два разных комплекса упражнений.
Второй уровень программы (3-я фаза) предназначен для тех, кто выполнил программы первого уровня (т.е. занимается атлетической гимнастикой более 1-го года) и так же предполагает тренировки 2-а (либо 3-и) раза в неделю с включением 2-х (либо 3-х) разных комплексов упражнений. Цель 3-й фазы тренировки – освоение специальных тренировочных приемов, наращивание силы и мышечной массы.
В каждое занятие, продолжительностью от 45 до 90 мин., в обязательном порядке интегрированы теоретические блоки, в которые включаются знания о физической культуре и спорте, строении организма, гигиенических навыках, составляющих здорового образа жизни, технике безопасности, первой медицинской помощи, основах техники упражнений атлетической гимнастики. Это позволяет вести пропаганду здорового образа жизни, расширять кругозор занимающихся и с помощью педагога правильно строить индивидуальный тренировочный процесс для достижения поставленной цели.
Таким образом, через привлечение к занятиям по дополнительной образовательной программе «Атлетическая гимнастика» созданы все условия для развития ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, а так же к повышению значимости здоровья в индивидуальной иерархии ценностей обучающихся.
2.3 Результативность применения здоровьесберегающих технологий в МУ ДО «ДДТ-Город мастеров»
В целях оценки результативности применения здоровьесберегающих технологий в МУ ДО «ДДТ-Город мастеров» под наблюдением находился 51 ребенок, посещающий старшие группы МУ ДО «ДДТ-Город мастеров». Исследования проводились в начале (сентябрь-октябрь) и в конце (апрель-май) учебного года.
В соответствии с поставленной целью был определен перечень критериев оценки эффективности технологий здоровьесбережения дошкольников, включающий следующие показатели:
I группа – показатели физического развития (количество детей с дефицитом и избытком массы тела, %);
II группа – показатели функциональных возможностей организма (количество детей, у которых сила мышц ведущей руки, время задержки дыхания на вдохе, уровень координации движений и уровень развития мелкой моторики ниже среднего возрастно-полового значения, %);
III группа – показатели неспецифической резистентности организма (количество часто болевших детей – 4 и более раз в течение учебного года, %; количество не болевших детей – индекс здоровья, %).
Для оценки возможности использования показателей в качестве критериальных проведены динамические сравнительные исследования результатов, полученных в начале и в конце учебного года.
Для оценки физического развития ребенка проводился анализ соответствия длины и массы тела путем сопоставления индивидуальных значений длины и массы тела с возрастно-половыми нормативными значениями.
Таблица 2.1. Динамика показателей физического развития, функциональных возможностей и неспецифической резистентности организма дошкольников МУ ДО «ДДТ-Город мастеров»
Показатели | Количество обследованных детей | Начало учебного года (%) | Конец учебного года (%) |
Дефицит массы тела | 48 | 18,7 | 12,5 |
Избыток массы тела | 48 | 4,2 | 2,1 |
Сила мышц ведущей руки | 50 | 18,0 | 0 |
Устойчивость к гипоксии | 50 | 56,0 | 8,0 |
Координация движений | 50 | 74,0 | 26,0 |
Развитие мелкой моторики | 47 | 61,7 | 42,5 |
ЧБД | 51 | 33,3 | 9,8 |
Индекс здоровья | 51 | 11,8 | 37,2 |
Функциональные возможности организма детей оценивались по комплексу показателей, включающих силу мышц ведущей руки (по данным кистевого динамометра ДК-25), устойчивость к гипоксии по результатам функциональной пробы Штанге (максимальное время задержки дыхания на вдохе), координацию движений (устойчивость вертикальной позы на одной ноге, глаза закрыты) и уровень развития мелкой моторики (по данным мотометрического теста).
Индивидуальные значения полученных результатов сравнивались со средними возрастно-половыми значениями и определялась распространенность состояний, при которых показатели функциональных возможностей организма имели значения ниже средних возрастно-половых.
Уровень неспецифической резистентности организма оценивался по показателям острой заболеваемости, определяемый по количеству детей, ни разу не болевших в течение учебного года (индекс здоровья) или болевших 4 раза и более (часто болевшие дети).
Рисунок 2.3. Динамика показателей физического развития, функциональных возможностей и неспецифической резистентности организма дошкольников МУ ДО «ДДТ-Город мастеров»
Установлено, что количество детей с дефицитом и избытком массы тела составило 22,9 % в начале учебного года и 14,6 % в конце учебного года (p > 0,05). Количество детей, у которых значения силы мышц ведущей руки были ниже средних возрастно-половых значений, в начале учебного года составило 18,0 %, в конце учебного года таких детей не было выявлено. В то же время почти у 3/4 (74,0 %) обследованных детей в начале учебного года установлены значения ниже средних для координации движений, у 61,7 % – для развития мелкой моторики и у 56,0 % – для устойчивости к гипоксии.
Приведенные данные свидетельствуют о высокой степени распространенности низкого уровня функциональных возможностей организма старших дошкольников в начале учебного года. В связи с этим, в «Календарь здоровья» были включены технологии, направленные на развитие функции внешнего дыхания, координации движений и мелкой моторики. Внедрение этих технологий носило системный характер и предполагало ежедневное их использование в различных режимных моментах (утренняя зарядка, прогулка, организованные и самостоятельные занятия и др.).
Анализ динамики оцениваемых показателей позволил установить, что наиболее выраженные положительные изменения в течение учебного года отмечены в формировании у детей устойчивости к гипоксии. Количество детей, у которых значения времени задержки дыхания на вдохе были ниже средних возрастно-половых значений, сократилось в 7 раз и составило всего 8,0 % в конце учебного года по сравнению с 56,0 % детей в начале учебного года (p < 0,001). Почти в 3 раза (с 74,0 до 26,0 %) к концу учебного года уменьшилось количество детей с низкими значениями статической устойчивости, отражающей координацию движений (p < 0,001).
Отражением позитивной динамики функциональных возможностей организма детей старших групп в течение учебного года является повышение неспецифической резистентности организма, о чем свидетельствует уменьшение в 3,4 раза количества часто болевших детей (с 33,3 в прошедшем году до 9,8 % в текущем году; p < 0,01) и увеличение в 3,2 раза количества детей, ни разу не болевших в течение учебного года (с 11,8 до 37,2 %; p < 0,01).
В связи с недостаточно выраженным позитивным эффектом развития мелкой моторики в динамике учебного года были внесены коррективы в «Календарь здоровья», предполагающие использование разнообразных тренажеров для развития тонкокоординированных движений пальцев рук в рамках организованной и самостоятельной деятельности в режиме дня.
Таким образом, анализ динамики функциональных возможностей организма детей старших групп позволил установить, что использование комплекса показателей в качестве критериальных адекватно отражает характер этих изменений в течение учебного года с учетом внедряемых технологий здоровьесбережения в соответствии с «Календарем здоровья».
Исходя из высокой распространенности низкого исходного уровня функциональных возможностей организма наибольшее внимание было уделено развитию функции внешнего дыхания, координации движений и мелкой моторики. Как показали результаты исследования, показатели этих функций имели наиболее выраженные позитивные изменения. Повышение неспецифической резистентности организма дошкольников, возможно, связано с эффективным развитием функции внешнего дыхания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровьесберегающие технологии представляют собой совокупность различных методов, приемов и инструментов, которые предназначены для поддержания и улучшения здоровья человека. Они используются как в медицине и фармакологии, так и в других областях, включая технологии информационных систем, фитнес и спортивное оборудование, питание и многое другое.
Цель здоровьесберегающих технологий заключается в предоставлении инновационных решений и сервисов, которые помогают людям сохранять и улучшать свое физическое и психическое здоровье. Они направлены на предотвращение заболеваний, более эффективное управление хроническими состояниями, улучшение диагностики и лечения, а также повышение общего благополучия и качества жизни.
Под здоровьесберегающими технологиями в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) принято понимать систему педагогических мер, включающих взаимосвязь и взаимодействие факторов образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
Основополагающей целью всех видов здоровьесберегающих технологий заключается обеспечение сохранении здоровья в период учебно-воспитательного процесса в ДОУ, формирование у него необходимых знания, умений и навыков по здоровому образу жизни, способам использовать полученные знания в повседневной жизни. Если анализировать ФГОС ДО, можно заметить, что проблема здоровьесберегающих технологий в стандарте встречается достаточно часто.
Внедрение в учебный план здоровьсберегающие технологии может однозначно повлиять в позитивном русле на процесс обучения, на психоэмоциональное состояние детей, а также на коммуникацию и адаптацию школьников в обществе.
Объектом исследования в работе выступает МУ ДО «ДДТ-Город мастеров».
Системная работа по применению здоровьесберегающих технологий в МУ ДО «ДДТ-Город мастеров» представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: здоровьесберагающая инфраструктура; рациональная организация деятельности обучающихся; эффективная организация спортивно-физкультурной и оздоровительной работы; реализация дополнительных образовательных программ с уклоном в сторону формирования ценности здоровья и основ здорового образа жизни; просветительская работа с родителями (законными представителями).
МУ ДО «ДДТ-Город мастеров» реализует основные задачи дополнительного образования детей с помощью специально организованного уникального образовательно-воспитательного процесса через обучение в детских объединениях и участие в массовых творческих, физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях, доминантой которых является развитие мотивации ребенка к физическому совершенствованию, творчеству, познанию, саморазвитию.
Социально-педагогический потенциал деятельности педагога дополнительного образования Центра является действенной площадкой для применения здоровьесберегающих технологий в детских объединениях, в частности в объединении «Атлетическая гимнастика».
Привлечение к занятиям по дополнительной образовательной программе «Атлетическая гимнастика» созданы все условия для развития ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, а так же к повышению значимости здоровья в индивидуальной иерархии ценностей обучающихся.
В целях оценки результативности применения здоровьесберегающих технологий в МУ ДО «ДДТ-Город мастеров» были проанализированы результаты оценки 51 ребенка.
Анализ динамики функциональных возможностей организма детей старших групп позволил установить, что использование комплекса показателей в качестве критериальных адекватно отражает характер этих изменений в течение учебного года с учетом внедряемых технологий здоровьесбережения в соответствии с «Календарем здоровья».
Исходя из высокой распространенности низкого исходного уровня функциональных возможностей организма наибольшее внимание было уделено развитию функции внешнего дыхания, координации движений и мелкой моторики. Как показали результаты исследования, показатели этих функций имели наиболее выраженные позитивные изменения. Повышение неспецифической резистентности организма дошкольников, возможно, связано с эффективным развитием функции внешнего дыхания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // СПС «КонсультантПлюс»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013г.
- Айзман Р. И. Здоровьесберегающие технологии в образовании: учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. И. Айзман, М. М. Мельникова, Л. В. Косованова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2019. — 281 с.
- Альтергот, О. П. Здоровьесберегающие технологии в оздоровлении дошкольников в ДОО / О. П. Альтергот, Г. И. Бабенко // Молодежь и научно-технический прогресс. – Старый Оскол: Общество с ограниченной ответственностью «Ассистент плюс», 2023. – С. 484-486.
- Берлин, В. В. Актуализация использования здоровьесберегающих технологий как средства развития физического воспитания обучающихся / В. В. Берлин, Т. М. Трегубова // Вклад молодых ученых в разработку проблем физической культуры, спорта и олимпизма. – Великие Луки: ФГБОУ ВО «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта», 2023. – С. 84-89.
- Беспалова Т. А. Аспекты здоровья: учебно-методическое пособие /Т. А. Беспалова. — Саратов: СНИГУ, 2019. — 71 с.
- Бутенко, А. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ согласно ФОП до / А. В. Бутенко // Психологическое здоровье: ожидания и ресурсы. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. – С. 25-28.
- Валуйская, И. В. Внедрение здоровьесберегающих технологий в ДОУ как способ сохранения и укрепления здоровья дошкольников / И. В. Валуйская // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. – С. 42-45.
- Вашанова, Т. П. Основа качества образования и качества жизни — это здоровьесберегающие технологии / Т. П. Вашанова, С. А. Борисова // Научный альманах. – 2023. – № 1-1(99). – С. 70-73.
- Долгих, Л. Н. Здоровьесберегающие образовательные технологии / Л. Н. Долгих // Вестник научных конференций. – 2023. – № 6-1(94). – С. 37-39.
- Жаворонкова, Т. Н. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками / Т. Н. Жаворонкова, С. В. Шацких // Молодежь и научно-технический прогресс. – Старый Оскол: Общество с ограниченной ответственностью «Ассистент плюс», 2023. – С. 555-559.
- Засидко, А. В. Педагогические условия использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе / А. В. Засидко // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». – 2023. – Т. 2, № 15-3. – С. 54-57.
- Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. – 397 с.
- Иванченко И.В., Марфутенко Т.А., Хубулова В.В. Образовательная среда в эпоху цифровых технологий // Педагогическая наука, образование и воспитание на современном этапе: опыт, традиции и новации. Буденновск, 2020. С. 132-135.
- Кошалиева, С. Ш. Методика обучения детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий / С. Ш. Кошалиева // Бюллетень науки и практики. – 2023. – Т. 9, № 1. – С. 318-322.
- Купцова, С. А. Технологии здоровьесбережения как основа профилактики нарушений здоровья обучающихся и поддержания здоровьесберегающей среды в образовательных организациях / С. А. Купцова // Гуманитарные основы инженерного образования. – Санкт-Петербург Петергоф: Военный институт железнодорожных войск и военных сообщений Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева , 2023. – С. 246-249.
- Лисицкая, Г. С. Здоровьесберегающие технологии в школе / Г. С. Лисицкая, А. С. Захаров, Е. Ю. Сизов // Инновационная наука. – 2023. – № 11-1. – С. 123-128.
- Марейченко, М. А. Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями слуха / М. А. Марейченко, Е. В. Донгаузер // Актуальные проблемы социогуманитарного образования. – Екатеринбург : Без издательства, 2023. – С. 271-277.
- Менщиков, В. А. Реализация здоровьесберегающих технологий в профессиональной образовательной организации / В. А. Менщиков, А. В. Милушкин, В. И. Щепачев // Дидакт. – 2020. – № 1(5). – С. 81-85.
- Муратова, А. М. Инновационный подход к внедрению здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду / А. М. Муратова, Н. О. Оморкулов // Наука и инновационные технологии. – 2023. – № 2(27). – С. 180-189.
- Овсянникова, Е. А. Здоровьесберегающие технологии в раннем развитии / Е. А. Овсянникова, И. В. Могильницкая // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. – С. 74-78.
- Подольская, О. А. Особенности использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной деятельности с дошкольниками с нарушениями речи / О. А. Подольская, И. В. Яковлева // Заметки ученого. – 2023. – № 5-1. – С. 130-133.
- Реук, Н. О. Здоровьесберегающие технологии / Н. О. Реук, М. В. Борисова // Актуальные проблемы и современные тенденции развития физического воспитания молодежи и студенческого спорта. – Йошкар-Ола: АНО ВО «Межрегиональный открытый социальный институт», 2023. – С. 81-85.
- Сорокина, И. А. Педагогические возможности здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС до / И. А. Сорокина // Вестник науки. – 2023. – Т. 2, № 11(68). – С. 553-558.
- Спасибо, А. Е. Проблемы эффективного применения здоровьесберегающих технологий в образовании и способы их решения / А. Е. Спасибо, О. М. Пермяков // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций. – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2023. – С. 169-172.
- Стихиляс, А. В. Дополненная реальность в здоровьесберегающей технологии педагогической диагностики детей дошкольного возраста / А. В. Стихиляс, В. Е. Афоньшин, Г. Л. Драндров // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. – С. 2.
- Сулкарнаева, Г. А. Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе вуза / Г. А. Сулкарнаева, Е. В. Булгакова. – Тюмень : Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2023. – 164 с.
- Супрун, Н. Г. Здоровьесберегающие технологии обучения в системе внеурочной деятельности / Н. Г. Супрун // Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа — университет — предприятие». – Гомель: Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, 2023. – С. 384-385.
- Третьяк, А. Н. Практический опыт и результаты применения здоровьесберегающих и инновационных технологий в образовательных учреждениях Российской Федерации / А. Н. Третьяк // Научная сокровищница образования Донетчины. – 2021. – № 1. – С. 113-119.
- Фалькова, Н. И. Роль здоровьесберегающих технологий в совершенствовании качества профессиональной подготовки обучающихся / Н. И. Фалькова, А. В. Ушаков, А. А. Лавренчук // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 2. Физическое воспитание и спорт. – 2023. – № 1(98). – С. 48-52.
- Филиппова, Е. В. Реализация здоровьесберегающих технологий в цифровой среде дошкольного образования / Е. В. Филиппова, В. С. Коренскова // Цифровизация современного дошкольного образования: основные подходы, проблемы и перспективы развития. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. – С. 67-70.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф