Заявка на расчет
Меню Услуги

Каталоги как средство приобщения детей к чтению в библиотеке. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница:   1   2


2.1 Характеристика библиотеки – базы исследования

В городе Канске действует как Центральная детская библиотека, так и библиотеки-филиалы, обслуживающие как детей, так и библиотеки, обслуживающие все категории читателей.

Центральная детская библиотека является одним из старейших провинциальных книжных собраний в Красноярском крае.

Годом ее рождения считается 1921 год.

В одном из зданий на углу улиц Ленина и Парижской коммуны, была открыта общественная библиотека.

С первых дней ее работы книгами начали пользоваться дети рабочих и служащих города. Но читателей в те годы было очень мало. Невелик был и книжный фонд. По архивным документам на октябрь 1926 года он составлял 2615 экземпляров, а читателей — 448 человек.

Но уже в 1945 году на полках библиотеки было около 5 тысяч томов, а читателей насчитывалось свыше 250 человек.  В тяжелое военное время пришлось работать с детьми библиотекарю Елене Семеновне Коллей. Она часто рассказывала, как приходилось работать в не отапливаемом помещении, как замерзали чернила, как не на чем было писать.Но все это минуло. Прошли годы. Выросло количество книг, число читателей.

В 1971 году библиотека насчитывала свыше 50 тысяч экземпляров различной литературы. Читателями было более 5 тысяч жителей города.

В 1974 году библиотека переехала в новое здание, где удалось создать и книгохранилище, и читальный зал, и абонементы для всех возрастных групп.

Вспоминая историю библиотеки невозможно забыть тех, кто на протяжении многих лет прививал любовь к книге. Это Александра Сергеевна Пчельникова, Вера Федоровна Толстихина, Альбина Кирилловна Меделянова, Альбина Васильевна Кондратьева, Тамара Николаевна Яблонская, Екатерина Прокопьевна Вяткина. Именно о таких людях мы говорим сегодня как о мастерах своего дела.

Сегодня Центральная детская библиотека обслуживает более 7000 человек. Книжный фонд насчитывает 58000 экземпляров.Писателей, пишущих для детей, всегда называют счастливыми, так как они приносят радость детям, они имеют дело с самым отзывчивым, благодарным читателем. То же самое можно сказать и о людях, работающих сегодня в детской библиотеке. Высокой профессиональной подготовкой отличаются заведующая библиотекой Мартус И. А., методист Шереметова Л. П., библиограф Коробейникова С.Б., библиотекарь Бурмакина Е. А. Много энергии, выдумки вкладывают в работу и молодые библиотекари, Синаева Дарья, Баженова Марина.

Участвуя в номинации «Созидая культурное пространство», выиграли грант Губернатора Красноярского края один миллион рублей на создание модельной центральной городской детской библиотеки «VosToK-центр».

Для читателей открылся мультимедийный читальный зал с зоной информационно-библиографического обслуживания «Интеллект». Создан отдел «ДОЗОР», где дошкольники получат первые навыки по работе с компьютером, а тренажерная зона «Крепыш» сформирует осознанное отношение ребенка к своему здоровью.

Воспитать талантливого, творчески читающего ребенка помогают занятия по лепке и рисованию при помощи программы Paint в клубе творческого развития «Беби-АРТ».

Клуб для родителей «Мери Поппинс» возрождает традиции семейного чтения.

Библиотека — информационный и досуговый центр для жителей нашего города.

Постоянно обновляющиеся рубрики сенсорного электронного экрана-киоска в фойе библиотеки знакомят посетителей со своевременной и актуальной информацией.

В библиотеке работают клубы, лектории, проводятся праздники и встречи, организуются конкурсы и викторины. Они заставляют читателей библиотеки обращаться к книге, думать, фантазировать, смелее проявлять творческую инициативу.

Центральная  модельная  детская библиотека — это центрполучения информации и  знаний для маленьких и юных горожан — от дошколят до старшеклассников, а также место общения, творческого развития и отдыха. Одна из задач библиотеки – создание максимально комфортных условий для встречи участников образовательного процесса с информацией.

Комфортному пребыванию учащихся в уютном «книжном доме» способствует вся совокупность факторов, ориентированная на читателя — расстановка фонда, рекламная работа, удобная мебель, оригинальный дизайн, современное техническое оснащение.

Фонд библиотеки более 59 373 экземпляра книг и других носителей информации, которыми  пользуются  читатели-дети и руководители детским чтением.

В детской библиотеке расширился спектр услуг. С целью поощрения чтения и продвижения книг, позиционирования деятельности детской модельной библиотеки работает мультимедийный читальный зал, где размещены: зона информационно-библиографического обслуживания «Интеллект» для открытого и свободного доступа к документам, можно получить консультации по работе на компьютере и в сети Интернет. Для читателей создано 5 автоматизированных рабочих мест (АРМ) открытого доступа к информационным ресурсам.

Установлена локальная сеть, создан Веб-сайт, который направлен на предоставление доступа к ресурсам и материалам: cdb.kansklib.ru. В настоящее время сайт функционирует как безопасный интернет-ресурс, пропагандирующий фонды и коллекции библиотеки, которые направлены на содействие интеллектуальному, социальному, духовному, моральному, физическому развитию своих пользователей.

Для обеспечения комфортных условий, пользователям предоставлена возможность работы в интерактивных зонах библиотеки с личным ноутбуком на основе технологий Wi-Fi. Установлен сенсорный электронный экран-киоск, предназначенный для ознакомления посетителей со своевременной и актуальной информацией. Постоянное обновление рубрик.

Наличие современного оборудования позволяет сотрудникам библиотек выпускать собственную яркую печатную продукцию: информационные бюллетени, списки, памятки, буклеты, листовки, закладки, визитки.

Рекламно-информационная деятельность по продвижению библиотечных услуг позволяет жителям познакомиться с их перечнем и обратиться за ними в библиотеку.

Активно используются библиотекарями возможности компьютерных программ для создания тематических слайдовых презентаций, виртуальных выставок, видеоальбомов, фотогалерей и фотохроник.

В рамках занятий клубов, с появлением мультимедийного проектора,  стали проводиться новые интересные по форме мероприятия: слайд-вернисажи, видеосалоны, ток-шоу, путешествия по Интернет-проектам, слайд-программы о жизни и творчестве писателей и другие.

В детской библиотеке создан отделобслуживания дошкольников «ДОЗОР» (Детский Остров Занимательных и Образовательных Развлечений), где открылись новые развивающие клубы «Мери Поппинс», «Беби-АРТ». Самыми любознательными всегда остаются дети младшего возраста.

Для того чтобы помочь ребенку научиться общаться, думать, развивать свои способности, созданы и работают 5 клубов. Руководят ими библиотекари,  которые  постоянно придумывает для ребят новые формы работы. Занятия в них проходят один — два раза в месяц всегда интересно и увлекательно. Большой популярностью пользуются клубы «Беби-АРТ» и «Мери Поппинс».

Модельная  библиотека оказывает сегодня такие востребованные населением виды услуг, как поиск информации в сети Интернет, копирование, сканирование, распечатка текстов. К настоящему времени модельной библиотекой накоплен значительный опыт информационного обслуживания детей и подростков. Модельная библиотека успешно расширяет ассортимент предоставляемых населению информационных услуг и продуктов. Она не просто обеспечивает информацией своих пользователей, но и всемерно содействует удовлетворению и развитию их профессиональных, образовательных, социальных и культурных потребностей.

На базе модельной центральной городской детской  библиотеки «VosToK- центр» организована  библиотечно-методическая служба «Библиотечный транзит», которая занимается  разработкой и подготовкой методических рекомендаций, материалов, презентаций и размещение их на сайте, оказание консультативной и методической помощи библиотекам, обслуживающим детей города и восточной группы районов Красноярского края, используя Интернет.

В рамках работы библиотечно-методической службы была проведена в феврале 2013 года конференция для специалистов детских  библиотек  восточной группы районов Красноярского края в ЦДБ — «Современные идеи продвижения детской книги и чтения».

В конференции приняли участие более 50-ти специалистов детских библиотек из восточного региона нашего края, выступления участников сопровождались слайдовыми презентациями, в конференции принимали участие специалисты Красноярской краевой детской библиотеки, г. Бородино, г. Иланского.

В 2013г. центральная модельная детская библиотека стала лауреатом краевого конкурса «Вдохновение» в номинации «Лучшая детская библиотека» и получила  100000 рублей на приобретение технического оснащения.

В 2013 г. Ирина Анатольевна Мартус, заведующая центральной модельной детской библиотекой стала победителем конкурса «Профессиональная мобильность» Благотворительного фонда Михаила Прохорова и прошла стажировку в Финляндии в г.Турку, в рамках IV Всероссийского Форума публичных библиотек «Общедоступные библиотеки. Вызовы времени».

Библиотека использует различные формы услуг, чтобы привлечь читателей в библиотеку. Систематически оказывает помощь в получении информации учителям, воспитателям, родителям, в организации учебного и воспитательного процесса (подбор литературы, оформление выставок, обзор новинок литературы). Используется индивидуальный подход к каждому читателю. Библиотекари занимаются процессом воспитания через книгу, развивают культуру чтения. Успешность работы библиотеки возможна только в условиях взаимодействия с другими учреждениями.

В своей деятельности библиотека руководствуется следующими документами:

  • законами Российской Федерации;
  • руководством для детских библиотек России;
  • уставом библиотеки;
  • положениями;
  • государственными стандартами;
  • программой развития библиотеки на 2014 год;
  • приказами директора централизованной библиотечной системы.

Библиотека работает по следующим направлениям:

  • информационное;
  • образовательное;
  • досуговое.

Деятельность библиотеки направлена на выполнение следующих задач:

  • формирование фонда соответствующего запросам читателей;
  • создание позитивного имиджа и комфорта;
  • содействие духовному развитию и самообразованию;
  • реализация прав читателей при получении информации с помощью современной техники;
  • оказание помощи учителям в организации учебного процесса.

Штат библиотеки составляет 14 человек.

В библиотеке разместился читальный зал, младший и дошкольный абонемент (1 — 4 класс), средний абонемент (5 — 6 класс), старший абонемент (7 – 9 класс), абонемент руководителей детским чтением и отдел книгохранения.

В зону обслуживания библиотеки входят школы № 2, № 4, № 6, № 9, детские сады. Основными пользователями библиотеки являются дошкольники, дети 6 – 17 лет, руководители детским чтением и все, кто связан в работе с детьми,  учителя, воспитатели и библиотекари, студенты Педагогического колледжа, Библиотечного техникума.

Основные контрольные показатели библиотеки по состоянию на 1 января 2014 года:

  • библиотечный фонд – 58585
  • число читателей – 7410
  • книговыдача – 153865
  • число посещений – 59251
  • книгообеспеченность на одного читателя – 7,9 книг
  • читаемость – 20,8 книг
  • обращаемость фонда – 2,6 раза

Материальная база библиотеки:

  • компьютеры – 14;
  • копир МФУ – 4;
  • телевизор – 1;
  • видеокамера – 1;
  • фотоаппарат – 1;
  • музыкальный центр – 1;

Таким образом, центральная детская библиотека МБУК «ЦБС г. Канска» в своей деятельности руководствуется правительственными документами, государственными стандартами по библиотечному делу приказами директора Централизованной библиотечной системы, уставом библиотеки, положениями. Выполняет важные задачи по формированию фонда организации справочно-библиографического аппарата, оказывает помощь в организации образовательного и воспитательного процессов, участвует в различных конкурсах, осуществляет индивидуальный подход к каждому читателю, использует в своей работе различные формы массовых мероприятий на актуальные темы.

2.2 Анализ видов и форм каталогов для детей в библиотеке

Библиографическое обслуживание остается одним из центральных направлений обслуживания читателей в современной библиотеке. В Центральной детской библиотеке библиотечно-библиографическое обслуживание базируется на системе каталогов и картотек, фонде справочно-библиографических изданий, а в последние годы на использовании электронных ресурсов.

Система каталогов совокупность планомерно организованных, дополняющих друг друга взаимосвязанных библиотечных каталогов, раскрывающих состав и содержание документного фонда в различных аспектах.

Система каталогов — единая целостная организация, основанная на принципах научности, доступности, планомерности и экономичности.

Формирование и функционирование системы каталогов определяется следующими факторами:

  • составом и структурой документного фонда библиотеки;
  • состава читательских групп;
  • системой обслуживания пользователей библиотеки.

В читальном зале библиотеки имеются следующие виды каталогов и картотек в карточной форме:

  • алфавитный каталог;
  • систематический каталог для детей 8 — 9 лет;
  • систематическая картотека статей;
  • картотека цитат и высказываний;
  • тематическиа картотека;
  • картотека для руководителей детским чтением;
  • методическая картотека.

Система каталогов обеспечивает выполнение всех функций библиотеки: комплектование, обеспечение сохранности и эффективности использования фондов, ведения  информационно-библиографической работы.

Основной функцией системы каталогов является информационно-поисковая, реализуемая в процессе разыскивания документов.

Каталоги  представлены в карточной и машиночитаемой форме.

Алфавитный каталог выполняет информационные, справочные и поисковые функции. Состоит из 20 ящиков, которые пронумерованы по порядку (от 1 до 20). На каждом ящике имеются ярлыки розового цвета. На ярлыках сделаны надписи, отражающие ящик по форме «от и до»: А-Ая, Б-Бл, Бо-Ве, Ви-Гео, Ги-Гю, Ед-Ех, Ж-Иш, К-Ком, Кон-Кэр, Л-Лю, М-Миш, Мо-Нуш, О-Печ, Пи-Пуш, Р-Ря, С-Слу, См-Те, Ти-Уэ, Ф-Чеш, Чиш-Я. Ящики расположены по алфавиту слева направо. Текст этикеток соответствует содержанию ящиков алфавитного каталога. В ящиках каталога находятся карточки с библиографическим описанием всех документов, находящихся в фонде библиотеки.

В алфавитном каталоге применяются следующие виды разделителей:

  • буквенные – на центральных разделителях с широким выступом посредине, на них указываются буквы алфавита, (А, Б, В и др.), выделены красной окантовкой;
  • слоговые – левосторонние по форме, на них указаны слоги, с которых начинаются записи (Отр, Пар, Хо, Фе, Чер и др.);
  • словарные – правосторонние по форме. На них выделены отдельные слова, с которых начинается текст описания книги на карточках (Антологии, Рассказы и др.);
  • персональный (именной) – центральный с широким выступом посредине (Островский Н. А., Пантелеев А.И, Фурманов Д.А, и другие), не на всех персональных разделителях имеются фотографии авторов, цитаты, а если есть цитата, то не указан её источник. На всех разделителях указаны фамилии, инициалы, годы жизни;
  • левосторонних разделителей о нем (о ней) в каталоге нет, хотя добавочные записи на книги, посвященные конкретному лицу, имеются в каталоге (Ахматова, А.А, о ней, Барто А. Л., о ней, Пушкин, А. С., о нем и другие).

Карточки алфавитного каталога заполнены от руки, библиотечным почерком, имеются карточки, распечатанные на принтере.

Алфавитный каталог включает основные описания документов под заголовком и под названием. В каталоге применяются вспомогательные добавочные описания на заглавия книги, именные – на редактора, составителя, о нем (о ней), соавторов, переводчика. Библиографические описания составлены по ГОСТу 7.1 – 84 «Библиографическое описание документа. Общие требования к правилам составления». Карточки на вновь поступившую литературу описываются по новому ГОСТу 7.1 – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования к правилам составления».

Все карточки за разделителями расположены в алфавитном порядке.

За одним разделителем расставлено от 25 до 150 и более карточек, а нужно 40 – 50, 60 – 75 карточек (3 – 5 сантиметров).

На каталожном шкафу имеется надпись с названием каталога.

Таким образом, проанализировав алфавитный каталог Центральной детской библиотеки МБУК «ЦБС г. Канска» можно сделать некоторые выводы. Алфавитный каталог библиотеки отвечает требованиям, принятым в библиотечной практике. Каталожный шкаф обозначен соответствующей надписью, ящики пронумерованы. Текст этикеток соответствует содержанию ящиков. За многими разделителями содержится очень большое количество карточек, что затрудняет быстрый поиск нужной информации.

Систематический каталог для детей 8 – 9 лет.

Объём каталога 2 ящика, с указанием на этикетках их номеров и содержания. Он включает описание детских книг для младшего возраста. На карточках дано полное библиографическое описание. В шифре проставлена возрастная группа, полочный индекс и авторский знак.

39 Мл С22

В левом нижнем углу над каталожным индексом проставлен класс.

Каталог включает основные карточки. Для оформления каталога применяются основные разделители белого цвета. На разделителях помещены иллюстрации связанные с их содержанием.

Описание книг применяется по ГОСТу 7.1 – 84, а с 1 июля 2004 года библиографические записи выполняются по ГОСТу 7.1 – 2003.

Внутри одного разделителя карточки расставлены по алфавиту фамилий авторов и заглавий книг, например:

Брауде, Л. Ю.

Кортиков, В. Т.

Маяковская, А. А.

Сад Толстого

На этикетке ящиков есть надпись с названием каталога «Систематический каталог для детей 8 – 9 лет».

Систематический каталог включает 15 ящиков и 1 ящик занимает алфавитно-предметный указатель к систематическому каталогу и систематическая картотека статей. Каталог включает основные библиографические записи по авторским заголовком. На карточках проставлен класс в левом нижнем углу над каталожным индексом, но не на всех. В систематическом каталоге применяются отраслевые разделители белого, серого и коричневого (картон) цветов. В целом разделители оформлены по всем правилам.

На этикетке ящика есть надпись с названием каталога «Систематический каталог для детей 10 – 15 лет».

Систематический каталог для руководителей детским чтением расставлен по таблице ББК детских и школьных библиотек.

Объём каталога 1 ящик, он включает описания книг для руководителей детским чтением (библиотекарей, педагогов, воспитателей и т. д). На карточках дано полное библиографическое описание.

Каталог включает основные карточки. Для оформления каталога применяются отраслевые разделители белого цвета.

Описание книг применяется по ГОСТу 7.1 – 84, а  1 июля 2004 года был введен в действие ГОСТ 7.1 – 2003, на основании которого выполняются библиографические записи.

Внутри одного разделителя карточки расставлены по алфавиту авторов и заглавий, например»

Баранов, А. А.

Вроно, Е. М.

Владин, В.

Дерюгина, М. П.

Домашний доктор для детей;

Если ребенок заболел;

Мартынов, С. М.

Пэрну, Л.

На этикетке ящика есть надпись с названием каталога «Систематический каталог для руководителей детским чтением».

Дополнением к систематическому каталогу и систематической картотеке статей является алфавитно-предметный указатель. Он занимает один ящик. В нём применяются буквенные разделители, за которыми карточки стоят в алфавитном порядке. На карточках указано наименование предметов, вопросов, явлений, о которых имеется литература в библиотеке.

Алфавитно-предметный указатель помогает читателю найти необходимую литературу в систематическом каталоге:

Бабочки  28.691.89

Бадминтон  75.565

Бактерии  28.4

Бальный танец  85.32

Банки  65.26

Также в библиотеке есть систематическая картотека для руководителей детского чтения, где предложена литература учителям, родителям, библиотекарям в помощь руководству чтением, приобщению к чтению читателей-детей. В ней отражены статьи из журналов: «Воспитание школьников», «Классный руководитель» и других.

В библиотеке используется электронный каталог системы «ИРБИС».

В системе реализованы все типовые библиотечные технологии, включая технологии комплектования, систематизации, каталогизации, читательского поиска, книговыдачи и администрирования, на основе взаимосвязанного функционирования пяти типов автоматизированных рабочих мест (АРМ):

АРМ «Комплектатор»

АРМ «Каталогизатор»

АРМ «Читатель»

АРМ «Книговыдача»

АРМ «Администратор»

АРМ «Книгообеспеченность»

АРМ «Корректор».

Центральной детской библиотекой накоплен значительный опыт работы по организации и рекламе каталогов. Работа ведётся дифференцированно, с учётом возрастных особенностей пользователей. В библиотеке формы рекламы каталогов используются как наглядные, так и устные. В качестве наглядных форм рекламы каталогов имеются игрушки – пособия, буклеты, памятки, листовки, стенд «Незнайка в стране каталогов». Из устных форм рекламы каталогов проводятся индивидуальные групповые беседы, библиотечные уроки или уроки библиотечно-библиографической грамотности, экскурсии, консультации, презентации, массовые мероприятия.

Таким образом, Центральная детская библиотека имеет систему каталогов и картотек для обслуживания читателей, приобщения их к самостоятельному выбору необходимой информации.

2.3 Рекомендации библиотеке по совершенствованию каталогов для детей

Изучив теоретический аспект темы, проанализировавкаталоги центральной детской библиотеки г. Канска можно предложить уменьшить количество карточек за разделителями в алфавитном каталоге;систематический каталог для детей 8 – 9 лет на некоторых разделителях выполнить перечень основных делений.

Для того чтобы научить читателей пользоваться каталогами, нужна постоянная пропаганда каталогов, которая входит составной частью в один из важных разделов работы библиотеки – воспитание информационной культуры. Библиотекарь должен научить читателя ориентироваться в целом комплексе источников, дать представление о всех «ключах» к книжным богатствам библиотеки. Знакомство читателей с каталогами и картотеками целесообразно начинать с младшего школьного возраста, объясняя и показывая связь каталогов и картотек с фондом, с расстановкой книг на книжных полках в открытом доступе.

Библиотекарь рассказывает читателю о том, как устроен каталог, как им пользоваться, о каталожном разделителе и сведениях на нем, о библиотечном шифре на каталожных карточках, по которому можно найти книгу на полке, о назначении каталожной карточки, которая дает информацию об авторе и названии, о жанре книги (сказки, стихи, рассказы), о художнике, объеме, месте и годе издания.

Для того чтобы читатели лучше представляли себе связь между книгами на полке и отражением их в систематическом каталоге, необходимо проводить библиотечные уроки. Они помогают понять, что систематический каталог отвечает на вопрос о том, какие книги по различным отраслям знания, а также какие художественные произведения имеются в библиотеке. Также в библиотеке целесообразно проводить беседы с читателем, которые можно построить в форме вопросов-ответов. Например: «Как быть, если нужной книги не оказалось на полке?», «Какие издания на эту тему, кроме найденных на полке, еще имеются в библиотеке?». В ходе беседы читатели узнают, что такое «Ключ»— алфавитно-предметный указатель (АПУ) к систематическому каталогу, как пользоваться каталогом (указателем) заглавий произведений художественной литературы, картотеками, универсальными, тематическими и отраслевыми библиографическими указателями.

Следует знакомить читателей с особенностями аналитического описания статей из журналов и сборников, особое их внимание следует уделить на картотеку. Навыки самостоятельной работы с каталогами и картотеками помогут значительно быстрее и легче освоить справочно-библиографический аппарат любой библиотеки.

Работа современной библиотеки должна активизировать мыслительную деятельность читателей, вырабатывать потребность и умение самостоятельно искать и приобретать новые знания. Ее задача заключается в том, чтобы дать читателям ключ к самообразованию, научить их пользоваться книгой.

Данные рекомендации помогут работникам библиотеки в работе с каталогами, их редактировании, использовании, так как правильная организация каталогов создает базу для качественного обслуживания читателей, эффективности использования библиотечного фонда, повышения уровня справочно-библиографической массовой и индивидуальной работы с пользователями. Рекомендации могут быть использованы не только библиотекой — базой исследования, но и другими публичными библиотеками, обслуживающими читателей-детей и подростков.

Заключение

Чем полнее и лучше укомплектован фонд библиотеки, тем шире возможность удовлетворить потребности читателей. В тоже время большой объем и богатство содержания фонда, с одной стороны, с другой- бесконечное разнообразие запросов читателей, обращающихся в библиотеку, настоятельно требуют разностороннего раскрытия накопленных ею богатств.

Раскрытие фонда достигается составлением библиотечных каталогов. Каталог по-гречески — «список», следовательно, термин «библиотечный каталог» означает «список книг», имеющихся в библиотеке». Однако такой дословный перевод не в достаточной степени раскрывает действительное значение каталогов. Составляя каталоги, библиотека преследует цель не просто перечислить названия имеющихся книг и других изданий, но прежде всего обеспечить читателям максимальные возможности выбора и разыскания в фонде библиотеки тех произведений печати, которые им нужны. Содержание фонда библиотеки разнообразно по тематике, научной и информационной направленности, по времени издания, качеству и т. п. Каталоги должны направить читателя на выбор наиболее ценных и лучших произведений, правильно и полно освещающих вопрос, интересующий читателя в данный момент.

Библиотечные каталоги служат средством раскрытия содержания библиотечного фонда, помощи читателям в выборе книг, средством формирования культуры чтения. Это достигается перечислением в каталогах документов,  представленных в фонде библиотеки, по определенному плану, отвечающему запросам читателей и задачам библиотеки в рекламе наиболее ценных книг.

В дипломной работе был рассмотрен знак информационной продукции.  С учётом Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступившему в силу 1 сентября 2012 года, в библиографическом описании в сведениях, относящихся к заглавию, необходимо указывать знак информационной продукции в зависимости от читательского назначения и местонахождения знака в детской книге.

В проведенном исследовании были изучены каталоги для детей как составная часть справочно-библиографического аппарата библиотеки, как средство приобщения читателей-детей к чтению библиотеке, освещены вопросы значимости каталогов в обслуживании читателей,  их роли в приобщении детей к чтению.

При создании каталогов учитывается возраст детей и соблюдаются принципы оформления: занимательность, доступность, наглядность.

Содержанием, структурой, формой, внешним оформлением каталоги должны отвечать запросам и возможностям читателей детской библиотеки, заинтересовать детей.

В исследовании уделено внимание методике организации каталогов различных форм с учётом возраста читателей-детей (5 – 7 лет, 8 – 9 лет, 10 – 15 лет) в детских библиотеках. Обращено внимание на необходимость создания каталогов для других групп читателей в детских и школьных библиотеках (детей 15 – 17 лет, руководителей детского чтения, учителей).

Подводя итоги, можно сказать, что методика организации, виды и формы каталогов зависят от возрастных особенностей читателей-детей, их разнообразных запросов. Каталоги служат средством приобщения читателей к их использованию в самостоятельном поиске необходимой информации.

В практической части исследования дана подробная характеристика Центральной детской библиотеки МБУК «ЦБС г. Канска», проанализирован опыт работы библиотеки по организации каталогов для различных возрастных групп читателей-детей и подростков. Выработаны рекомендации, которые могут оказать помощь в работе по редактированию каталогов в библиотеке – базе исследования.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что предложенные рекомендации по организации каталогов могут быть использованы и другими библиотеками, обслуживающими читателей-детей и подростков.

Список литературы

  1. Авдонина, Н. А. Каждому читателю – библиографические знания [Текст] / Н. А. Авдонина, Н. С. Масловская // Мир библиографии. – 2009. — № 5. – С. 8 – 11: ил.
  2. Бахтурина, Т. А. Знак информационной продукции : проблемы исполнения Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [Текст] / Т. А. Бахтурина // Науч. и техн. б-ки. – 2013. — №9. – С. 36 – 41.
  3. Библиографическая работа в библиотеке [Текст] : организация и методика / О. П. Коршунов [и др.]. – Москва : Кн. палата, 1990. – 256 с.
  4. Библиотечно-библиографическая классификация [Текст] : таблица для дет.и школ. библиотек. — 4–е изд., испр. и доп. — Москва : Либерея — Бибинформ, 2008. —  319 с.
  5. Библиотечное дело [Текст] :терминолог. словарь. — 3-е изд. – Москва : Книга, 1997. — 168 с.
  6. Библиотечный фонд для детей [Текст] : учеб.пособие для студентов вузов, обуч. по спец. 071201 – Библиотечно – информационная деятельность. Дисциплина СД.Ф.01 – «Библиотечный фонд» / Ю. Н. Столяров [и др.] ; под ред. Ю. Н. Столярова. – Москва :Школ.б-ка, 2005. – 23 с. : ил.
  7. Вершинин, М. И. Электронный каталог: проблемы и решения [Текст] : учеб.- практ. пособие / М.И. Вершинин. – Санкт – Петербург : Профессия, 2007. — 432 с.
  8. Воронько, К. Л. Организация библиотечных фондов и каталогов [Текст]: учеб.для библ. техникумов и библ. отд-ний культ. — просвет. училищ / К. Л. Воронько. — 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Книга, 1981. — 327 с.: ил.
  9. Ганзикова, Г. С. От простого к сложному [Текст] : аннотации для детей / Г. С. Ганзикова // Мир библиографии. – 2010. —  №2. – С. 9 – 13:портр.
  10. Ганзикова, Г. С. От простого к сложному [Текст] : аннотации для детей мл.школ. возраста / Г. С. Ганзикова // Мир библиографии. – 2010.  —  №3 . – С. 9 — 14 : портр.
  11. Ганзикова, Г. С. Интернет — ресуры о художниках-иллюстраторах детских книг [Текст] / Г. С. Ганзикова // Мир библиографии. – 2009. —  №6 . – С. 36  — 42 : ил.
  12. ГОСТ Р 7.0 .12 – 2011. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила [Текст] : нац.стандарт. Рос. Федерации. – Введ. впервые ; дата введ. — 2012 – 09 — 01. – III, 23, [1] с. – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу). – В надзаг.: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
  13. ГОСТ 7.1 – 2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. – Переизд. – Взамен ГОСТ 7.1 – 84, ГОСТ 7.16 – 79, ГОСТ 7.18 – 79, ГОСТ 7.34 – 81, ГОСТ 7.40 – 82; дата введ. 2004 – 07 – 01. – Москва : Изд-во стандартов, 2004. – III, 47, [1] c. – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу). – В надзаг. : Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации. – 495 р.
  14. ГОСТ 7.76 – 96. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация [Текст] : термины и определения. – Дата введ. 01.01.1998 // Стандарты по библиотечному делу / [сост. Т. В. Захарчук и др.]. – Санкт – Петербург, 2000. – С. 411 – 462.
  15. Гриценко, З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. : «Рус. яз. и лит.», «Дошкол. педагогика и психология», «Педагогика и методика нач. образования» / З. А. Гриценко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Академия, 2007. – 312, [1] с. – (Высшее профессиональное образование).
  16. Гриценко, З. А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению [Текст] : учеб.пособие для студентов вузов, обуч. по спец. «Дошкол. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкол. образования» / З. А. Гриценко, 2008. – 222, [2] с. – (Высшее профессиональное образование).
  17. Знак информационной продукции в библиографическом описании [Текст] : к реализации Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» : метод.рекомендации / [сост. Асеева И. Ю., Бахтурина Т. А., Ермакова Л. С ; науч. ред. Каспарова Н. Н]. – Москва, 2013. – 14 с. – В надзаг. : Рос.гос. б-ка, управление комплектования и каталогизации, отдел централизованной каталогизации (ОЦКЗ).
  18. Зыкина, Н. И. Школьная и детская библиотеки, пути взаимодействия [Текст] / Н. И. Зыкина // Родительское собрание по детскому чтению : сб. материалов по разработке моделей и методик проведения / Пермская краев.дет. б-ка им. Л. И. Кузьмина. – Москва, 2008. – С. 108 – 111.
  19. Киселева, Т. В. «Чудо-дерево», или Как мы привлекаем детей к чтению [Текст] / О. В. Киселева, Е. В. Савиновская // Мир библиографии. – 2009. — №4. – С. 21 – 23.
  20. Климаков,Ю. В. Муниципальная библиотека: справочно-библиографический аппарат [Текст] : учеб.-метод. пособие / Ю. В. Климаков. – Москва :Либерея-Бибинформ, 2005. – 84 с. – (Серия «Библиотекарь и время.ХХIвек» ;вып. 29).
  21. О библиотечном деле [Текст] : федерал. закон Рос. Федерации // Законодательство Российской Федерации о культуре. – Москва, 1999. — С. 81 – 96.
  22. О библиотечном деле в Красноярском крае [Текст] : закон // Краснояр. рабочий. — 1999. – 15 дек. – С. 10 – 11.
  23. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [Текст] : Федеральный закон Рос. Федерации от 29 дек. 2010 г. :одобрен Советом Федерации 24 дек. 2010 г. – Вступ. в силу 1 сент. 2012 г. – Москва, 2013. – 17 с.
  24. Программа развития Центральной детской библиотеки на 2014 год [Текст] / сост. И. А. Мартус. – Канск, 2013. – 80 с.
  25. Родительское собрание по детскому чтению [Текст] : сб. материалов по разработке моделей и методик проведения / Пермская краев.дет. б-ка им. Л. И. Кузьмина. – Москва :Рус.школ. библ. ассоциация, 2008. – 131 с. : табл. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1; вып. 4). – Прил. к журн. «Школ.б-ка».
  26. Руководство для детских библиотек России [Текст] : принято Конвенцией Российской библиотечной ассоциации ; XIV ежегодная сессия, 21 мая 2009 года, г. Вологда / Российская библиотечная ассоциация. – Санкт-Петербург : Рос.нац.б-ка, 2010. – 52 с.
  27. Сборник стандартов СИБИД [Текст] / [сост. Т. В. Захарчук]. – Санкт- Петербург, Профессия, 2010. — 527, [1] с.: ил.
  28. Сенотрусова, А. В. эфире «Эврика» [Текст] : [о приобщении детей к чтению с помощью средств массовой информации] / Антонина Сенотрусова //  Библиотека. – 2010. — №9. – С. 46 – 48 : ил.
  29. Систематический каталог [Текст] :практ. пособие / [сост. Э. Р. Сукиасян] ; ГБЛ. – Москва : Кн. палата, 1990. – 180, [1] с. : ил.
  30. Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н.Ванеев, В. А. Минкина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург : Профессия, 2007. – 496 с.
  31. Справочник библиотекаря [Текст] / Брежнева В. В. [и др.] ; [науч. ред. А. Н. Ванеев]. — Изд. 4-е, перераб. и доп. – Санкт-Петербург : Профессия, 2010. – 640 с. : ил. – (Серия «Библиотека»).
  32. Сукиасян, Э. Р. Библиотечные каталоги [Текст] : метод.материалы / Э. Р. Сукиасян. – Москва :Профиздат, 2002. – 187 с. – (Серия «Современная библиотека» ;вып. 19).
  33. Тимофеева, И. Н. Дети. Время. Книга [Текст] : пособие для руководителей дет.чтением / И. Н. Тимофеева. – Москва :Рус.школ. библ. ассоциация, 2009. – 407 с. : ил. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1 ;вып. 1-2). – Прил. к. журн. «Школ.б-ка».
  34. Тихомирова, И. Дети. Время. Книга [Текст] : [ руководство чтением детей] / Ираида Тихомирова // Библиотека. – 2010. — №8. – С. 73 – 74.
  35. Тихомирова, И. И. Детская книга в домашней библиотеке [Текст] / И. И. Тихомирова // Родительское собрание по детскому чтению : сб. материалов по разработке моделей и методик проведения / Пермская краев.дет. б-ка им. Л. Н. Кузьмина. – Москва, 2008. – С. 32 – 64.
  36. Чтение как увлечение [Текст] / сост. О. Л. Кабачек. – Москва :Рус.школ. библ. ассоциация, 2007. – 172 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1 ;вып. 2). — Прил. к журн. «Школ.б-ка».

Страница:   1   2


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф