Меню Услуги

Каталоги как средство приобщения детей к чтению в библиотеке


Страница:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • 1.1 Знак информационной продукции в библиографической записи документов для детей и подростков
  • 1.2 Значение библиотечных каталогов в обслуживании читателей – детей и подростков
  • 1.3 Методика организации каталогов для детей
  • 2.1 Характеристика библиотеки – базы исследования
  • 2.2 Анализ видов и форм каталогов для детей в библиотеке
  • 2.3 Рекомендации библиотеке по совершенствованию каталогов для детей
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

В современной библиотеке каталоги – основа любой библиотечной деятельности, и поэтому их следует рассматривать как обязательный элемент в работе каждой библиотеки. Они играют решающую роль в оперативном и качественном осуществлении важнейших библиотечных функций.

Система библиотечных каталогов является одной из главных составляющих справочно-библиографического аппарата.

Система  каталогов отражает библиотечный  фонд в разных аспектах в зависимости от специализации библиотеки. Каталоги бывают карточные (традиционные) и электронные (машиночитаемые). Электронный каталог  совместил в себе функции нескольких традиционных каталогов: алфавитного, систематического, предметного, предоставляя пользователю возможность вести многоаспектный поиск.

По ГОСТу 7.76 – 96 библиотечный каталог – совокупность расположенных по определённым правилам библиографических записей на документы, раскрывающая состав и содержание фонда библиотеки или информационного центра.

Главной особенностью детских библиотек является принцип дифференцированного обслуживания различных возрастных групп читателей, что находит свое отражение в структуре отделов обслуживания и организации фондов и открытого доступа к ним.

Библиотечное обслуживание играет важную роль для детей и их родителей в современном мире. Детская библиотека прививает ребёнку навыки грамотности чтения и непрерывного самообразования, поощряет его участие в общественной жизни. Она стремиться удовлетворять информационные, культурные и досуговые потребности детей.

Тема дипломной работы актуальна, так как для удовлетворения разносторонних информационных потребностей читателей-детей необходимо иметь в библиотеке различные виды и формы каталогов,  приучать детей пользоваться каталогами, самостоятельно выбирать литературу для своего чтения.

Объект исследования – каталоги для детей.

Предмет исследования – каталоги для детей как средство приобщения детей к чтению.

Цель исследования – выявление значимости каталогов в обслуживании детей, изучение методики организации детских каталогов.

Задачи исследования:

— рассмотреть знак информационной продукции в библиографической записи документов для детей и подростков;

— выявить значение библиотечных каталогов в обслуживании читателей — детей и подростков;

— изучить методику организации каталогов для детей разных возрастных групп;

— обобщить практический опыт работы Центральной детской библиотеки г. Канска по организации каталогов для детей;

— выполнить анализ каталогов для детей в библиотеке – базе исследования;

— выработать рекомендации библиотеке – базе исследования по организации каталогов для детей.

Методы исследования:

  • изучение и анализ научной литературы;
  • изучение и обобщение отечественной практики;
  • анализ.

Практическая значимость исследования заключается в рассмотрении теоретического аспекта темы, предложенных рекомендациях по организации каталогов для детей, которые могут быть использованы не только библиотекой – базой исследования, но и другими публичными библиотеками,  обслуживающими читателей-детей.

Теоретическую основу исследования составили ГОСТы, работы таких авторов, как:Бахтурина Т. А., Воронько К.Л,Ганзикова Г. С.,Сукиасян Э. Р., Климаков Ю. В., Тихомирова И. И.  и других.

База исследования – МБУК «Централизованная библиотечная система г. Канска» Центральная детская библиотека.

В теоретической части дипломной работы на основе публикаций рассматриваются знак информационной продукции в библиографической записи документов для детей и подростков,  значение библиотечных каталогов в обслуживании читателей-детей и подростков, методика организации  видов и форм каталогов для детей с учётом их возраста.

В практической части дана характеристика библиотеки – базы исследования, обобщен опыт работы по организации каталогов для детей, проанализированы каталоги для детей в библиотеке – базе исследования, выработаны рекомендации.

1.1 Знак информационной продукции в библиографической записи документов для детей и подростков

1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»[22].

Закон ввёл в обращение новый термин, новый элемент оформления выходных сведений информационной продукции и новый элемент библиографической записи – знак информационной продукции.

Производитель и (или) распространитель обозначают категории информационной продукции знаком и (или) текстовым предупреждением об ограничении её распространения среди детей с соблюдением требований Федерального закона следующим образом:

  • применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, — цифрой «0» и знаком плюс (0+);
  • применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, — цифрой «6» и знаком «плюс» (6+) и (или) текстовым предупреждением: «для детей старше шести лет»;
  • применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, — числом «12» и знаком «плюс» и (или) текстовым предупреждением – «для детей старше 12 лет»;
  • применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, — числом «16» и знаком плюс (16+) и (или) текстовым предупреждением – «для детей старше 16 лет»;
  • применительно к категории информационной продукции, запрещённой для детей, числом «18» и знаком «плюс» (18+) и (или) текстовым предупреждением – «запрещено для детей»[17].

БахтуринаТ. А. отмечает, что согласно Федеральному закону, все материалы должны быть маркированы по вышеперечисленным возрастным категориям[2].

Эта классификация примерно соответствует принятому делению детства на возрастные периоды:

  • младенческий – от рождения до 1 года;
  • преддошкольный возраст – от 1 года до 3 лет;
  • дошкольный возраст – от 3 до 7 лет;
  • младший школьный возраст – от 7 до 11 / 12 лет;
  • средний школьный возраст (подростковый) – от 12 до 15 лет;
  • старший школьный возраст (юношеский) – от 15 до 18 лет.

Старше 18 лет – взрослые.

Согласно Закону, знак информационной продукции (значок с указанием возраста «0+», «6+», «12+», «16+», «18+») должен располагаться на печатной (книжной) полосе, содержащей выпускные данные (в конце книги, на обороте титульного листа, на обложке, иногда (это нарушение) издатели помещают его в макете аннотированной карточки, на первой странице обложки журнала)[2].

Знак информационной продукции по размеру не должен быть меньше логотипа издания или шрифтов, используемых на полосе, при этом шрифт знака по начертанию, цвету должен отличаться от основного шрифта и цветных подложек, используемых на первой полосе периодического печатного издания.

Знак информационной продукции – это обозначение читательского адреса, категория одной из групп сведений, относящихся к заглавию, поэтому сведения о знаке отражают в области заглавия и сведений об ответственности – в квадратных скобках, если его нет на титульном листе[17].

При разночтении между сведениями о знаке информационной продукции в выпускных данных и на обложке / переплёте, это можно отразить в примечании.

В библиографической записи знак информационной продукции отражают как обязательный элемент в области заглавия и сведений об ответственности в сведениях, относящихся к заглавию.

Эти сведения приводят в квадратных скобках или без них (если эти сведения указаны на титульном листе).

:[0+]

: [6+]:[для детей старше шести лет]

: [12+]:[для детей старше 12 лет]

: [16+]:[для детей старше 16 лет]

: [18+]:[запрещено для детей]

Таким образом, с учётом Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступившему в силу 1 сентября 2012 года, в библиографическом описании в сведениях, относящихся к заглавию, необходимо указывать знак информационной продукции в зависимости от читательского назначения и местонахождения знака в детской книге.

1.2 Значение библиотечных каталогов в обслуживании читателей – детей и подростков

Детские библиотеки Российской Федерации обслуживают детей и подростков (до 15 лет), а также руководителей детского чтения (родителей, педагогов, воспитателей и других пользователей, профессионально занимающихся вопросами детского чтения и детской литературы, культуры и информации для детей). Сеть детских библиотек России включает 4, 5 тыс. библиотек муниципального подчинения. Кроме самостоятельных детских библиотек, функционируют детские отделы и филиалы. Детские библиотеки координируют свою деятельность со школьными библиотеками [11, с. 59].

Вся деятельность детской библиотеки направлена на приоритетное обслуживание определённой категории населения – детей. Именно этим детские библиотеки отличаются от публичных библиотек, которые должны предоставлять равные условия доступа к информации всем гражданам, независимо от возраста, пола, образования и т.д.

Специфика детских библиотек находит свое выражение в основном контингенте пользователей, принципах формирования фонда документов, информационно-библиографического аппарата, организации библиотечной среды, специальной подготовке кадров и т.д.

Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребёнка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

Детские библиотеки не только выполняют свои основные функции – приобщения детей к чтению, к информационной культуре, способствуя специфическими методами и формами развитию личности ребенка, но и зачастую выполняют функции образовательного, клубного и т.д. учреждений, функцию организации не только досуга, но и общения детей, в большинстве своем остающихся без внимания взрослых.

Основная цель детских библиотек – формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; содействие интеграции детей в социокультурную среду общества.

К задачам детских библиотек относятся: развитие и содействие саморазвитию ребёнка; создание условий для гармоничного сочетания социализации (освоения ребёнком норм и ценностей общества) и субъективации (развитие уникального внутреннего мира каждого ребёнка); воспитание творческих способностей ребёнка; пропаганда ценности детства; достижение «стандарта чтения», то есть того уровня читательской компетенции и читательского развития ребёнка, который необходим для здоровья нации;для обеспечения её интеллектуального, нравственного и эстетического развития; обеспечение открытости библиотеки для всех детей, соблюдение равных прав и возможностей для детей всех социальных слоёв общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями; создание условий, способствующих обучению детей и подростков, основам информационной, информационно-коммуникативной грамотности; обеспечение доступа пользователя-ребёнка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме; взаимообогащение традиционной книжной культуры и новой «электронной»; обеспечение информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям; развитие общения между пользователями, воспитание культуры общения; развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки, возможностей библио и арттерапии, терапии творчеством.

Библиотечное обслуживание детей является составной частью библиотечного обслуживания населения, оно опирается на сочетание традиционных и новейших информационных технологий в предоставлении услуг библиотеки.

Детские библиотеки активно сотрудничают с библиотеками всех видов и типов, особенно со школьными библиотеками, и другими учреждениями, организациями в области защиты прав детей на свободный доступ к информации и приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры.

Библиотечное обслуживание детей строится на дифференцированном подходе в соответствии с возрастными, психолого-педагогическими и индивидуальными особенностями развития личности ребёнка. Руководители чтения обслуживаются дифференцировано в зависимости от их социальных ролей. Система обслуживания пользователей регулируется уставами самостоятельных детских библиотек и положениями библиотек – структурных подразделений публичных библиотек, а также правилами пользования библиотекой. В каждой детской библиотеке обязательно выделение основных групп пользователей – дошкольников, младших школьников и школьников среднего, старшего школьного возраста. Руководители детского чтения и старшеклассники 10 – 11-х классов обслуживаются в соответствии с правилами пользования библиотекой для этих групп.

Детская библиотека должна соответствовать потребностям растущей личности: предоставлять детям социально значимые информацию и документы, способствовать формированию интереса к чтению и пользованию библиотекой, информационной культуры и культуры чтения.

Особенность потребностей детей в социальной адаптации к окружающему миру заключается в их скрытом характере. Дети не могут ждать, удовлетворение их потребностей носит сиюминутный характер по принципу «здесь и сейчас», что значительно затрудняет библиотечную работу с ними и выдвигает целый ряд требований к формированию фондов и организации обслуживания. Фонды детских библиотек должны соответствовать потребностям и запросам растущей личности, критериям полноты предоставляемых источников, эстетическим и содержательным аспектам предоставляемой информации.

Детская библиотека обеспечивает формирование информационных ресурсов на всех видах носителей и доступ к ним.

Детская библиотека – центр семейного воспитания через книгу и чтение. Она всячески способствует привлечению родителей, бабушек и дедушек к совместному чтению с детьми; информирует их о новой педагогической, психологической и иной литературе в помощь воспитанию детей; предоставляет возможность получать необходимую им для общения с ребёнком информацию на всех видах носителей.

Детская библиотека – культурно-просветительский центр для детей, который распространяет в доступной форме знания по всем отраслям науки и техники, культуры и искусства; историко-краеведческие, экологические, правовые знания, тем самым расширяя и дополняя информацию, получаемую в семье, детских дошкольных учреждениях, школах.

Детская библиотека – центр детского чтения, приобщения ребёнка к чтению и грамотному пользованию информацией на всех видах её носителей. Важнейшей задачей детской библиотеки является формирование информационной культуры и культуры чтения, воспитание творческого критического отношения к тексту, его усвоению и применению в жизни.

Детская библиотека должна обеспечивать своим пользователям возможность пользования современными информационными технологиями, доступ к информационным сетям, расширять сферу услуг в режимах локального и удаленного доступа.

Детская библиотека формирует и изучает интересы и потребности своих читателей, степень использования фондов документов и соответствия их запросам пользователей и задачам библиотек.

Детская библиотека должна быть центром детства в зоне обслуживания: собирать, анализировать информацию о детском чтении, культурной среде детства, образовательной среде; выступать хранителем детской субкультуры. С этой целью детская библиотека сотрудничает со всеми государственными, коммерческими, некоммерческими, общественными организациями, занимающимися проблемами детства и защиты прав ребёнка.

Детская библиотека предстает некоторой целостной системой, обладающей определенным набором элементов, взаимосвязанных между собой: библиотечным фондом для всех групп читателей детской библиотеки, читателями детского и подросткового возраста, библиотекарями-руководителями чтения детей и подростков, материально-технической базой. Первые три элемента в большей степени отражают специфику деятельности детской библиотеки и обусловлены ее функциями в обществе.

В детских библиотеках применяют разнообразные методики привлечения внимания к книге, к чтению с учётом половозрастных, а также индивидуальных особенностей своих посетителей, адаптируя порой и школьные, и клубные формы работы.

Библиотеки ведут исследования в области детского чтения. Причём в последние десять лет всё более интенсивно. Исследуются такие, например, проблемы, как активизация детского чтения в условиях развития новейших информационных технологий, современные тенденции распространения чтения среди детей и подростков, проблемы семейной грамотности, профилактика вторичной неграмотности и другие.

Подростки нуждаются в особом внимании, поскольку в этом возрасте многие из них перестают читать. Задача библиотекарей и других специалистов, осведомленных об этой особенности психического и эмоционального развития ребенка, заключается в том, чтобы предоставить юному читателю широкий спектр книжной продукции, отвечающий его меняющимся интересам.

Одна из задач детских и школьных библиотек – помочь обучению и воспитанию подрастающего поколения. Эту задачу они решают вместе со школой, используя различные формы и методы работы.

Правильная организация фонда детской литературы, каталогов для детей будет способствовать выполнению этой задачи.

Каталоги и картотеки в детской библиотеке раскрывают читателям содержание фонда, расширяют кругозор, оказывают помощь в самообразовании, в руководстве чтением, в организации полноценного, развивающего досуга детей и подростков с помощью книги, приучают детей к самостоятельному выбору книг, являются главной составной частью справочно – библиографического аппарата библиотеки.

При создании каталогов учитывается возраст детей и соблюдаются принципы оформления: занимательность, доступность, наглядность.

Содержанием, структурой, формой, внешним оформлением каталоги должны отвечать запросам и возможностям читателей детской библиотеки, заинтересовать детей.

Таким образом, в приобщении читателей-детей к чтению большую роль должны сыграть детские и школьные библиотеки, используя различные виды и формы каталогов для детей.

1.3 Методика организации каталогов для детей

Каталог является служебным, полностью отражает фонд центральной детской библиотеки.  Карточки для каталога ведёт и редактирует его сотрудник центральной детской библиотеки, ответственный за каталог.  На карточке алфавитного каталога помещают полный индекс по таблицам библиотечно-библиографической классификации для детских библиотек, отсылающий к систематическому каталогу.

Размещают алфавитный каталог в служебном помещении; используют его в работе, как правило, библиотекари, руководители детского чтения. Но могут обращаться к нему и учащиеся, особенно старших классов.

Алфавитный указатель заглавий в центральных детских библиотеках и библиотеках – филиалах, обслуживающих детей, помогает установить фамилию автора, когда известно только название произведения. В указатель для детской библиотеки включают названия не только художественной, но и научно – познавательной литературы. И к помощи указателя прибегают в случае, если по названию книг нельзя установить принадлежность к определённой отрасли знания. В указатель включают описания произведений классиков художественной литературы, т.к. учащиеся могут забыть фамилию автора изучаемого произведения.

Для указателя карточки на книги готовит сотрудник ОКиО. Аналитическое описание произведений из сборников составляет библиограф центральной детской библиотеки.

Специфической особенностью детских и школьных библиотек является принцип дифференцированного обслуживания различных возрастных групп читателей. Поэтому весь библиотечный фонд делится на несколько частей или фондов:

— литература для возрастной группы 5 – 7 лет,

— литература для возрастной группы 8 – 9 лет,

— литература для возрастной группы 10 – 15 лет,

— литература для возрастной группы 15 – 17 лет

Литература для детей 5 -7 лет не систематизируется и расставляется на полках в общем алфавите, выделяются только отдельные темы: «О нашей родине», «Учимся читать и считать», «Сказки» и пр. Книги этого фонда получают условное обозначение «Д», которое проставляется над авторским знаком, утверждают составители таблиц [4, с. 23].

Для детей 5 – 7 лет характерна быстрая утомляемость при длительном чтении, слабая концентрация внимания и его переключение, недостаточный объём памяти.

Он глубже воспринимает событийную сторону произведения, меньше обращает внимание на описание, детали текста. Живее, эмоциональнее воспринимает стихи, труднее прозу. Он не любит плохого конца в произведениях, изменяет его или просит не читать дальше.

В своих представлениях о происходящем в тексте ребёнок-дошкольник одушевляет неодушевленное, изменяет произведение по-своему, делая его героем самого себя, своих друзей и знакомых. Понравившаяся ребёнку книга оказывает на него сильное эмоциональное воздействие.

Учитывая ограниченный объём знаний дошкольников и первоклассников, их слабые навыки в чтении, повышенную эмоциональность, преобладание конкретного мышления, для них создаются каталоги: однотемные (по теме), авторские (книги одного автора), жанровые (одного жанра).

Темы надо формулировать кратко, конкретно, просто: «Любимые сказки», «Стихи о детях», «О школе», «Агния Барто – детям», «О животных», «А. С. Пушкин – детям», «Наша мама» и другие.

Каталог должен быть небольшой по объёму – не более 10 – 12 названий книг иначе ребёнок не досмотрит его до конца, его внимание может переключиться на другие каталоги, и он не вернётся к нему совсем.

Дети этого возраста трудно воспринимают текст с большой психологической нагрузкой. Им непонятны сложные художественные образы, запутанный сюжет. Поэтому для них подбирают произведения короткие по объёму, эмоционально окрашенные, лексически близкие и понятные детям, способствующие становлению и развитию личности ребёнка, приобщению его к миру, к правилам существования человека в обществе[4, с 56].

Библиографическое описание сводится к минимуму и содержит фамилию, инициалы автора и заглавие книг.

Начинающие читатели ещё не привыкли пользоваться каталогами. Для того, чтобы привлечь их внимание к каталогам и книгам, которые в них представлены, каталоги надо хорошо иллюстрировать. Дошкольник лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и зрительный образ дополняют друг друга в сознании малыша. Картинка, обложка, иллюстрация, нарисованная библиотекарем или художникам, детский рисунок, раскрывающий тему всего каталога или книги, заинтересовывает детей, приводит к тексту через зрительное восприятие, приучает постоянно пользоваться каталогами. Хорошие иллюстрации воспитывают у читателей-детей художественный вкус.

Для оформления каталогов путём аппликаций используют обложки книг, оставшиеся после переплёта, иллюстрации из старых журналов, открытки. Чтобы иметь весь этот материал под рукой, его следует собирать заранее, систематизируя в папках или в конвертах по темам, жанрам и авторам.

Ограничиваться только рисунками нельзя. Для раскрытия содержания нужна краткая и выразительная аннотация.

Аннотация – это краткое изложение сути текста, указанное на то, кому, и с какой целью он адресован.

Цель аннотации – заинтересовать малышей и пробудить желание почитать книгу.

Чтобы грамотно и лаконично написать аннотацию, надо провести самостоятельный анализ произведения, понять его смысл, увидеть художественные особенности, составить собственное представление о нём, понять, что в нём может быть интересно и важно дошкольнику. Составление аннотаций на книги для детей вытекает из особенностей возраста. Объём аннотаций должен быть невелик, фразы – короткие, написанные словами, понятными для детей, словарь – доступный детям.

К. Л. Воронько считает, что иногда в аннотации приводятся отрывки из текста книги, часто она имеет интригующий характер, строится из вопросов, на которые читатель найдёт ответ [8, с. 299 — 300].

Читатели 5 – 7-летнего возраста нуждаются в наглядной рекомендации книг. Для привлечения внимания детей 5 – 7 лет к каталогам применяются различные  формы:  каталог-альбом,  каталог-картотека, каталог-турникет (вертушка), каталог-плакат, каталог-игрушка.

Каталог-альбом оформляется на одну тему, жанр или произведения одного писателя. Например: «О птицах», «О нашей Родине», «О животных», «Сказки», «Стихи», «Корней Чуковский – детям» и т.д. (ПРИЛОЖЕНИЕ А).

На обложке указывают название темы, жанр или фамилию писателя, соответствующую иллюстрацию, форму каталога – каталог-альбом, читательское назначение. Для каталога–альбома лучше всего использовать разъёмный альбом, состоящий из отдельных листов, которые можно легко вынуть и заменить другими. Каждый лист следует оформлять лишь с одной стороны. Каталог не должен включать несколько тем, иначе внимание детей будет рассеиваться.

Обложки альбомов желательно использовать разного цвета. За обложкой помещается обращение к читателю с информацией об этом каталоге. Затем каждая страница рекомендует по одной книге.  На странице помещают иллюстрацию, указывают фамилию инициалы автора, заглавия книги, аннотацию.

На оборотной стороне листа помещать ничего не следует. Сведения о книгах располагают по степени их трудности или в порядке значимости вопросов, затронутых в нём, по алфавиту фамилий авторов и заглавий книг [8].

Каталог-картотеку составляют на карточках форматом 15х20 сантиметров из плотного цветного картона. Один цвет используется для определенной темы (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

Каталог-турникет (вертушка) привлекает внимание детей своей необычной формой. Каждую плоскость турникета используют для какой-нибудь одной книги. Одна из плоскостей является заглавной, где указывают название темы, форму каталога, читательское назначение, помещается рисунок (ПРИЛОЖЕНИЕ В).

Каталог-ширма состоит из створок, соединенных между собой. Оформляется с одной стороны. Эта форма хорошо известна детям  с раннего детства. Так издаются многие детские книжки-картинки для дошкольников, поэтому дети охотно обращаются к ним при выборе книг [8].

Каталог-плакат. Настенные иллюстрированные каталоги в виде плаката в библиотеках применяются реже. Их использую в тех случаях, когда из-за недостатка места каталоги нельзя разместить на столе. Недостаток каталогов-плакатов в том, что их надо рассматривать стоя, а это неудобно для читателя.

Каталог-игрушка – это тот же каталог-альбом с обложкой в виде какого- то животного, игрушки, изображения и т. д. Дети охотно относятся к таким каталогам.

В каждой форме каталогов (кроме картотек) можно использовать списки литературы из двух трёх названий, но злоупотреблять такой формой, как список, для рекомендации книг дошкольника и учащимся первого класса не следует. Для них списки малопривлекательны, скучны, быстро утомляют и обращаются к ним дети с большой неохотой, утверждает К. Л. Воронько [8, с. 299 — 301].

Такое оформление справочного аппарата помогает детям понять содержание темы, привлекает к каталогу, а через него к книге.

Каталоги разных форм ведут работники, обслуживающие читателей 5-7 – летнего возраста.

Для оформления справочного аппарата, адресованного данной категории читателей, привлекают художника, старших читателей-активистов, используют подбор тематических открыток.

Таким образом, каталоги для детей 5 – 7 лет должны быть однотемными, авторскими или жанровыми, хорошо иллюстрированными, воспитывающие у читателей художественный вкус, способствующие приучению читателей-детей к самостоятельному выбору книг для чтения.

У младших школьников продолжают развиваться важнейшие психические свойства, которые лежат в основе восприятия литературного произведения у читателей любого возраста эмоциональная сфера, мышление, воображение. Возрастные особенности у детей 8 – 9 лет проявляются в чтении научно – познавательной литературы.

Литература для возрастной группы 8 – 9 лет систематизируется и расставляется на полках по сокращенному варианту таблиц с упрощенными формулировками. В целях преемственности и для облегчения использования детьми, формулировки приближены к темам, используемым для возрастной группы 5 — 7 лет. Для выделения этой группы литературы перед шифром ставится обозначение «Мл» [4].

85 Семенов, О. С.

Мл

С 30 Иван Билибин: рассказ о художнике-сказочнике.

Читательские интересы детей 8 – 9 лет тесно связаны со школьными занятиями, пробуждается интерес к природоведению, истории, к книгам о жизни нашей страны и зарубежья об играх, увлечениях, чудесах. Появляется интерес к таким темам как динозавры, русские богатыри, авиация, приключения. Также читают периодику.

Для них составляется систематический каталог по краткой схеме библиотечно-библиографической классификации в таблицах для детских и школьных библиотек и алфавитно-предметный указатель к нему [4]. Составляется он в карточной форме на обычных каталожных разделителях и карточках. На карточках проставляется шифр книги, полный индекс, класс, дается полное библиографическое описание. В систематическом каталоге для этой возрастной группы можно применять тематические рубрики без индекса. Например: «Дети-участники Великой Отечественной войны», «Рыбы», «Птицы», «Правило дорожного движения», «Все работы хороши – выбирай на вкус» и другие.

Учащихся 8-9 лет учат пользоваться систематическим каталогом, что повышает их библиотечно-библиографическую грамотность. Центральным систематический каталог отражает литературу единого фонда для детей, в основе его – структура таблиц ББК для детских библиотек. Состоит каталог из отдельных частей, адресованных читателям-детям отдельных возрастных групп.

С 1968 года издательство «Книга» выпускало тематический иллюстрированный каталог «Что нам читать?» для учащихся вторых — третьих классов на карточках форматом 15х20 сантиметров. Карточки нужно было наклеивать на картон, а разделители на картон большего формата, покрывать прозрачной защитной плёнкой, расставлялись карточки по темам, а внутри темы по алфавиту фамилий авторов и заглавий книг. В одном каталоге могло быть представлено 30 и более тем. На карточках давалось полное библиографическое описание, рисунок, аннотация, название раздела, проставлялся шифр книги. Создателем этого каталога является государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина (1968 – 1973 гг.) Затем это ценное издание вплоть до 1990 года продолжали сотрудники Российской Государственной детской библиотеки. По мере развития электронной библиографии издание каталога было приостановлено. В настоящее время этот каталог не издаётся, но до сих пор встречаются библиотекари,самостоятельно дополняющие его, что говорит об огромной потребности в нём сегодняшних библиотек, жаждущих его возрождения. Каталог был красочным, содержательным, интересным детям [33, с. 164].

Для детей 8 – 9 лет можно также оформлять, многотемные иллюстрированные картотеки, каталоги-альбомы, включающие в себя не одну узкую тему, а отрасли знаний или вопрос, которые можно подразделить на целый ряд тем. В них даётся полное библиографическое описание, рисунок, аннотация. В качестве аннотации можно использовать отзывы детей о прочитанных книгах, так как ребёнок видит в книге то, что не могут заметить взрослые, что может заинтересовать детей.

Прочёл ребенок книжку, увлекся ею, понравилась она ему – он записывает отзыв о ней в каталог. Вот такие небольшие рекомендательные каталоги, где рекомендуют книги сами ребята, были бы очень важны. Конечно, тут нельзя совершенно оставить ребят без помощи, но надо пробудить самодеятельность, собирать наиболее яркие отзывы ребят и вписывать их в детские каталоги, — считает К. Л. Воронько [8, с. 299 — 300].

В детском чтении должны быть все темы: природы, животного мира, тема детской игры и игрушки, взаимоотношений детей и взрослых и в детском коллективе, тема дружбы, семьи, долга перед родителями, интернациональная тема, тема детства, чести и долга, войны, историческая тема, человек и техногенный мир и другие. Внеклассное чтение имеет связь с другими предметами. Учащиеся дополняют школьный курс знаниями, полученными в процессе самостоятельного чтения книг, использование словарей, справочников, энциклопедий. Умение работать с дополнительной литературой необходимо на всех уроках в начальной школе. В выборе такой литературы существенную помощь окажет систематический каталог для детей 8 – 9 лет.

В авторском каталоге можно поместить портрет писателя, рассматривание которого поможет детям настроиться на восприятие произведений, а чувство, возникшее при «знакомстве» с автором, приблизит к ребенку рассказ о его произведениях и их текст, станет основой для дальнейшего общения с ним.

Таким образом, решения проблемы развития интереса к чтению у младших школьников направлено на формирование познавательной активности в процессе работы с информацией. Для них составляется систематический каталог и алфавитно-предметный указатель к нему, многотемные каталоги-альбомы, каталоги-картотеки. Они являются средством приобщения детей 8 – 9 лет к самостоятельному выбору книг для своего чтения.

Для читателей-детей 8-9 лет специальная краеведческая картотека не обязательна, но литературу о родном крае следует отразить в части систематического каталога, предназначенной для детей этого возраста.

У детей 10 – 15 лет информационные потребности возрастают и усложняются. Они посещают клубы, секции, кружки и факультативы. Особенно значимые для них полноценные художественные произведения с героями сверстниками, научно – популярная, справочная, деловая и учебная литература, журналы: «Юный техник», «Юный натуралист», «Костёр» и другие.

Ребят этого возраста начинают волновать вопросы мироздания, проблемы жизни и смерти, явления человеческой психики. Это возраст возникновения интеллектуальной и эмоциональной готовности к самостоятельному чтению и восприятию научно – познавательной литературы по естественно – научным вопросам.

Чем старше ребенок, тем более ярко проявляются индивидуальные особенности его личности. Если на предыдущих возрастных этапов отношение ребенка со средой, его «эмоциональное благополучие» определялось преимущественно взрослыми, то сейчас, прежде всего отношения и оценкой сверстников.

Литература для возрастной группы 10 – 15 лет составляет основную часть фонда детской и школьной библиотеки, она систематизируется, расставляется на полках по основным таблицам библиотечно-библиографической классификации для детских и школьных библиотек без указания возрастной группы. В библиотеках для взрослых этот фонд выделяется при помощи условного обозначения «Ст» [4]. Например:

32.97 Кёршан, Б.

Ст К 36 Основы компьютерной грамотности.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В возрасте 10 – 15 лет появляется стремление к самостоятельности, определенные интересы к общественной жизни, к достижениям в науке и технике, изучается большое количество предметов в школе. Необходимо помочь подростку глубоко изучит интересующий его вопрос.

Для этой возрастной группы составляется систематический каталог по основным таблицам библиотечно-библиографической классификации для детских и школьных библиотек (4-е издание 2008 г.), систематическая картотека статей и единый алфавитно-предметный указатель к ним по схеме для старшего возраста (10 – 15 лет) [4, с. 30 — 159].

В соответствии с ГОСТом 7.76 – 96 систематический каталог – библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются по отраслям знаний в соответствии с определенной системой классификацией документов [14].

Он имеет, более дробную структуру, чем каталог для учащихся младшего возраста. Тематические деления в нем практически отсутствуют. В ряде подразделений рекомендуется выделять персоналии.

Особенность каталога – наличие аналитических описаний материалов из сборников, альманахов, что способствует более полному раскрытию фондов и усилению справочно-библиографических функций систематического каталога.

По ГОСТу 7.76 – 96 алфавитно-предметный указатель к систематическому каталогу – вспомогательный аппарат к систематическому каталогу, представляющий собой алфавитный перечень предметных рубрик, раскрывающих содержание раскрывающих содержание отраженных в систематическом каталоге документов с указанием соответствующих классификационных индексов [14].

Существенным дополнением к систематическому каталогу является систематическая картотека статей – это библиографическая картотека, отражающая материалы из периодических изданий, в соответствии с определенной системой классификации документов [14].

Она содержит более оперативную информацию по актуальным темам из периодических изданий. Основные разделы её соответствую структуре систематического каталога, это облегчает работу с данным каталогом и картотекой при поиске по заданной теме. Карточки в систематической картотеке статей расставляются по отраслям знания в соответствии с основными делениями библиотечно-библиографической классификации. Внутри каждого раздела, систематические картотеки статей карточки расставлены в обратной хронологии, то есть сначала идут более поздние и далее по мере убывания года публикации статей.

Рассмотрев каталоги для детей можно сделать вывод, что необходимо создавать в библиотеке каталоги разнообразных видов и форм с учётом возраста детей и их индивидуальных особенностей.

Итак, при создании каталогов для детей формировании круга их чтения необходимо учитывать их возрастные особенности восприятия, воспитательную ценность произведений, включение всех видов и жанров литературы: прозы, поэзии, драмы, фольклоры. При оформлении каталогов необходимо соблюдать принципы: доступность, наглядность, занимательность. Чем выше будет качество художественного текста произведений, предлагаемых в каталоге, тем легче их использовать для приобщения детей к чтению в библиотеке, к самостоятельному поиску в каталогах читателями-детьми необходимой информации.

В Централизованной библиотечной системе, Центральной детской, муниципальных библиотеках и в филиалах обслуживающих детей и подростков, ведущее место занимает принцип дифференцированного подхода в отражении фонда, в соответствии с особенностями чтения и восприятия литературы читателями различных возрастных групп. Поэтому каталоги и картотеки здесь обязательно должны учитывать возрастной признак. В их организации выполняется важнейшее дидактическое требование – перехода от простого к сложному. Внешнее и внутренне оформление каталогов и картотек делается с учётом особенностей читателя-ребенка.

Возраст 15 – 17 лет именуемый юностью, — промежуточный между детством и взрослостью. Юноша уже не подросток, но ещё и не взрослый. Юношеские эмоции более тесно, чем у подростка связаны с самосознанием: открытием «я». Кто я в этом мире? Чем я похож или непохож на других? – главные вопросы, решаемые в ранней юности. Вместе с ростом самосознания возрастает потребность в общении и одновременно в уединении. Нередко происходит кризис идентичности – осознание соей неадекватности другим. Важную роль в юношеском самосознании играет самоуважение. Низкий уровень самоуважения предполагает устойчивые чувства неполноценности, ущербности: такой человек часто страдает от одиночества.

Из сказанного вытекает необходимость индивидуализации библиотечной работы с юношеством, отказа от стереотипов в общении с ним. Библиотекарь должен тактично с помощью книги помогать преодолевать подростку психологические трудности и противоречия.

Ни фильм, ни спектакль, ни друзья не способны так повлиять на самосознание, как это поможет сделать книга.

В последние годы произошёл значительный спад уровня читательской активности юношества. Снизилась частота обращения к книге, уменьшилась популярность чтения, увеличился отток читателей, нередко самых эрудированных, из библиотеки. На первое место среди читательских запросов старшеклассников стала выходить программная литература. Заметно упала читательская культура молодёжи.

Поэтому необходимы индивидуальные методы руководства чтением. В повседневной работе на абонементе и в читальном зале широко распространены рекомендательные беседы.  Например:  беседы о прочитанном, индивидуальные консультации у выставок, у книжных полок открытого доступа, у каталогов и картотек.

Наиболее распространённая форма индивидуального руководства чтением в библиотеке – беседа. Во время рекомендательной беседы библиотекарь не только помогает выбрать конкретную книгу, но и вызывает у читателя интерес к ней, создавая соответствующую установку для её восприятия. При возвращении книги читателем библиотекарь снова проводит с ним беседу. Индивидуальные беседы о прочитанном происходят на абонементе или в читальном зале у книжных полок. Стремясь закрепить и углубить у детей эмоциональные впечатления и знания, которые они получают, читая книгу, библиотекарь заранее продумывает вопросы к читателю.

Консультация – это совет библиотекаря читателю по какому-либо вопросу, связанному с выбором литературы. Консультации проводятся у книжных полок, у выставок, у каталогов и картотек. Эта форма индивидуальной работы особенно важна в общении со старшими подростками. Индивидуальное руководство чтением детей и подростков требует от библиотекаря творчества и мастерства, знания литературы и своего читателя. Чтобы эффективно руководить детским и юношеским чтением, необходимо не только хорошо знать содержание книг для детей и юношества, но и видеть их место в истории литературы, квалифицированно проводить их художественный и педагогический анализ.

Важно, чтобы руководители детским чтением владели содержанием работы по детской литературе, имели чёткую установку на читательское развитие детей и желание качественно осуществлять его.

Литература для возрастной группы 15 – 17 лет собирается только в школьных библиотеках, систематизируется и расставляется на полках по основным таблицам, применяемым для организации фонда и каталогов детям старшего возраста. В шифре не проставляется буквенное условное обозначение возрастной группы, то есть указывается только полочный индекс и авторский знак.

Книги для них расставляются в систематическом – алфавитном порядке.

Для них создаётся систематический каталог по схеме в таблицах ББК для детских и школьных библиотек, предназначенный для старшего возраста и алфавитно-предметный указатель [4].

Алфавитно-предметный указатель выполняет функции ключа к систематическому каталогу и систематической картотеке статей и является ориентиром в поисковой работе пользователей. В нём дан алфавитный перечень предметных рубрик (ключевых слов), индекс систематического каталога, он помогает читателям быстрее найти нужную литературу по систематическому каталогу.

Систематический каталог строится на основе таблиц ББК, то есть каждой отрасли знания соответствует свой индекс в виде числового обозначения. Например:

Искусство 85;  Литературоведение 83

Карточки в систематическом каталоге расставляются по отраслям знания в соответствии с основными делениями ББК. Внутри каждого раздела карточки расставлены в строго алфавитном порядке фамилий авторов и названий книг [4, с. 30 — 159].

Алфавитно-предметный указатель обязателен в ЦДБ, он является путеводителем по СК, СКС и краеведческой картотеке. В него включают рубрики, отражающие содержание фонда научно – популярной литературы. Формулировки рубрик должны учитывать особенности детского восприятия предмета, темы, понятия.

Систематическая картотека статей предназначена для читателей 10-15 лет. Служит дополнением к систематическому каталогу. Она содержит описания статей из периодических изданий, адресованных этой возрастной категории читателей.

Систематическая краеведческая картотека рекомендует доступную детям 10-15 лет литературу, содействующую изучению края. Она включает описания книг и статей из сборников и периодических изданий. Краеведческая картотека связана ссылками с систематическим каталогом, с теми его отделами, где отражены краеведческие материалы. Для краеведческой картотеки используются издания, специально адресованные детям и подросткам, книги о той или иной республике или области, городе, районе. Краеведческий материал можно найти в трудах путешественников-учёных, например, А.Е Ферсмана, Д.И Щербакова, В.И Обручева, в книгах, посвященных жизни и творчеству писателей, художников, композиторов, чьи имена связаны с пребыванием в той или иной местности. В картотеке отражаются также художественные произведения местных писателей, написанные для детей.

Так как специальных изданий по краеведению для детей недостаточно, тщательно отбирают доступную и интересную учащимся литературу из книг, предназначенных взрослым.

В каждой детской библиотеке есть небольшой фонд литературы для библиотекарей, педагогов, воспитателей, родителей по вопросам руководства чтением детей. Для них составляется систематический каталог научно методической и педагогической литературы для учителей по схеме ББК: таблицы для детских и школьных библиотек, где представлен 74подотдел — Образование. Педагогическая наука [4, с. 297 — 312].

Эта часть систематического каталога включает описания методических и библиографических материалов, предназначенных для библиотекарей, педагогов, воспитателей, родителей. В каталоге представлены описания книг и аналитические описания из сборников. В нем отражаются официальные документы библиотечном деле, образовании, воспитании, материалы по вопросам педагогики, библиотечной работы с детьми, теории, истории, критики и библиографии детской литературы, библиографические пособия для руководителей детского чтения.

В каждой школьной библиотеке есть фонд научно-методической и педагогической литературы для учителей. Для них составляется систематический каталог научно-методической литературы для учителей по схеме в таблицах библиотечно-библиографической классификации для детских и школьных библиотек, где представлен 74 подотдел –Образование Педагогическая наука [4, с. 297 — 312].

В соответствии с ГОСТом 7.76-96 Комплектование фонда документов. Библиографоведение. Каталогизация. Алфавитный каталог – библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке имен лиц, наименований организаций и (или) заглавий документов [14].

Алфавитный каталог составляется единый на весь фонд детской, школьной библиотеки. В детской библиотеке он носит служебный характер, но им могут пользоваться читатели. Алфавитный каталог представляет собой совокупность библиографических записей, расположенных в алфавитном порядке первых слов библиографического описания. Он даёт точный ответ на такие вопросы: есть ли в библиотеке заранее известная читателю книга, какие книги определенного автора имеются в фонде библиотеки. Все карточки в алфавитном каталоге расставлены в алфавитном порядке фамилий авторов и названий книг. Индекс вместе с авторским знаком в левом верхнем углу, карточки является для библиотекаря ориентиром в поиске документа на полках стеллажей, то есть показывать место хранения документа в библиотеке.

В детской библиотеке составляется служебный алфавитный каталог на весь фонд. В библиотеке, обслуживающей взрослых и детей, детская литература располагается в одном алфавитном каталоге в едином алфавите с литературой для взрослых.

Эффективному взаимодействию с информацией способствуют электронные каталоги, которые явились одним из результатов компьютеризации библиотек.

По ГОСТу 7.76-96 Комплектование фонда документов. Библиографоведение. Каталогизация, электронный каталог – машиночитаемый библиотечный каталог, работающий в реальном режиме времени и предоставленный в распоряжение читателей [14].

Электронный каталог представляет собой совокупность библиографических и лексикографических баз данных в комплексе системы управления базами данных (СУБД) и набором прикладных программ.

Библиографические базы данных – это базы данных, содержащие библиографическое описание документов.

Лексикографические базы данных – это словари, рубрикаторы, классификаторы и т.п. С их помощью ведутся систематический, предметный и другие виды поиска, возможны с помощью компьютер. Использование лексикографических баз данных способствует формированию лингвистического аспекта информационной культуры.

Таким образом, в школьной библиотеке для детей 15 – 17 лет составляется систематический каталог, систематическая картотека статей, алфавитно – предметный указатель к ним, систематический каталог научно – методической и педагогической литературы для учителей, а в детской библиотеке создается единый алфавитный каталог на весь фонд библиотеки и систематический каталог для руководителей детского чтения.

Подводя итоги, можно сказать, что методика организации, виды и формы каталогов зависят от возрастных особенностей читателей-детей, их разнообразных запросов. Каталоги служат средством приобщения читателей к их использованию в поиске необходимой информации.


Страница:   1   2


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!