Вид работы: Курсовая работа
Тема: Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью как основа конституционного строя
ВУЗ: «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Введение
Конституционная обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина закреплена в ст. 2 Конституции РФ. При этом должны создаваться эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений, допущенных его органами и должностными лицами. Данная позиция нашла свое отражение и закрепление в практике Конституционного Суда РФ2. Безусловно, создание таких правовых механизмов представляет одно из основных направлений деятельности государства, в частности, законодателя для решения общей задачи повышения уровня защищенности прав, свобод и интересов личности в Российской Федерации.
Представляется, что правовая защита прав и свобод человека и гражданина соотносится с государственной, как общее и частное; последняя входит в состав правовой защиты наряду с институтами гражданского общества. Однако в большинстве случаев наибольшая эффективность защиты прав и свобод достигается за счет применения к правонарушителям средств государственного принуждения, что является реализацией мер государственной защиты, чем обусловлена актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является исследование системы признания человека, его прав и свобод высшей ценностью как основы конституционного строя на примерах анализа материалов практики Конституционного Суда РФ.
Исходя из поставленной цели в рамках данной работы предлагается решить перечень следующих задач:
— изучение роли Конституции в обеспечении прав и свобод граждан;
— исследование значения и классификации прав и свобод человека;
— исследование роли и значения Конституционного Суда РФ в системе обеспечения прав и свобод человека;
— анализ Постановления Конституционного Суда РФ от 28.06.2007 N 8-П «По делу о проверке конституционности статьи 14.1 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» и Положения о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта, в связи с жалобой граждан К.И. Гузиева и Е.Х. Кармовой»;
— анализ Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.2012 N 8-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина И.Д. Ушакова».
В данной работе были использованы следующие работы в области исследования системы признания человека, его прав и свобод: Некрасвоа СИ., Стрекозова В.Г., Смоленского М.Б., Суворова Г.Н., Умнова И.А., Чиркина В.Е., Чудакова М.Ф и др.
В работе использовались федеральные законы, нормативно-правовые акты Российской Федерации, материалы научных конференций и семинаров по изучаемой тематике, материалы периодических изданий.
Роль Конституции в обеспечении прав и свобод граждан
Задача государства по защите прав и свобод человека и гражданина неразрывно связана с соответствующей обязанностью государства, непосредственно закрепленной в Конституции. На наш взгляд, данная обязанность является первичным элементом конституционной системы прав и свобод человека и гражданина, которая в широком смысле представляет собой упорядоченную совокупность взаимодействующих звеньев правового механизма, деятельность которого направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина от посягательств и нарушений, а также на достижение в стране состояния их реальной защищенности.
Статья 2 Конституции РФ устанавливает обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина, которые являются высшей ценностью.[1] Однако данная конституционная норма содержит в себе еще две обязанности, без которых невозможно рассмотрение обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина: признание и соблюдение. В юридических исследованиях по данной теме высказывается мнение, согласно которому конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина должна рассматриваться во взаимосвязи с обязанностями по признанию и соблюдению прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, без государственного признания невозможна практическая реализация не только прав гражданина, обретаемых в результате закрепления их в национальных правовых актах, но и естественных прав человека, принадлежащих каждому от рождения.
По нашему мнению, можно выделить две формы признания прав и свобод человека и гражданина государством: прямое и опосредованное.
В первом случае признание осуществляется однократно при принятии Конституции РФ. В силу ч. 1 ст. 135 гл. 2 Конституции, в которой закреплены права и свободы человека и гражданина, не может быть пересмотрена Федеральным Собранием. Как отмечает М.В. Мархгейм, “исходя из конституционных положений, прерогатива признания прав и свобод человека и гражданина принадлежит государству и его законодательным органам”. Согласимся с данной позицией в той части, что обязанность признания в любом случае лежит на государстве. Однако считаем справедливым дополнить, что в случае прямого признания государством прав и свобод человека и гражданина такая прерогатива принадлежит не законодательным органам государства, а особому субъекту – народу Российской Федерации, поскольку “конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа”. Таким образом, полагаем, что под прямым признанием прав и свобод человека и гражданина следует понимать закрепление в Основном Законе государства, принимаемом особым субъектом – народом Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина с учетом5 общепризнанных принципов и норм международного права.[2]
Опосредованное признание прав и свобод человека и гражданина Российской Федерацией, на наш взгляд, следует рассматривать во взаимосвязи с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ. Как известно, общепризнанные принципы и нормы международного права – одна из составляющих правовой системы Российской Федерации. Безусловно, не каждый международный договор является источником права на территории России.
Современные теоретики права все больше склоняются к пониманию того, что права и свободы человека и гражданина являются тем оселком, на котором проверяются основные принципы и положения теории права, практическое действие и применение права и правовое положение личности в конкретном государстве.
Совсем не случайно наиболее развитыми и благополучными государствами современного мира являются те государства, где человеческая личность на самом деле является высшей ценностью, которой подчинены и служат все наличные средства. И в первую очередь этому служат вся деятельность и помыслы государственной власти.
В представлении многих историков, обществоведов и публицистов до последнего времени превалировала мысль, что самодержавная власть царской России не допускала социального и политического участия граждан в политической жизни страны. Научная добросовестность требует более взвешенного подхода к оценке царской власти и институтов гражданского общества. На самом деле накануне первой российской революции в стране функционировала многопартийная система, были развиты благотворительность и меценатство, допускалась свобода слова и печати, создавались представительные органы власти и общественные организации, существовали органы местного самоуправления.
Сказанное относится и к проблематике прав и свобод человека и гражданина. Накануне и в годы первой российской революции было опубликовано множество статей и издано книг о демократии, праве, свободе. В программных документах ряда партий содержались специальные разделы, посвященные правам человека.
При этом следует учитывать то, что состояние с обеспечением прав и свобод человека и гражданина – процесс динамичный и изменчивый. Ретроспективный взгляд на развитие и восприятие общечеловеческих ценностей за прошедшее столетие позволяет оценить прошлое и настоящее с обеспечением прав и свобод в стране.
Важным обстоятельством исследуемой проблемы является оценка деятельности первого российского представительного органа. В целом она хорошо разработана историками. Но чрезвычайно интересно узнать об отношении депутатов первого в истории России парламента к проблематике прав и свобод человека и гражданина. Как не покажется странным, но многие народные представители, впервые допущенные к власти, были проникнуты гуманизмом и отличаются высочайшим и уважительным отношением к чести и достоинству личности. Отдельные депутаты, но в первую очередь ученые-юристы, земские деятели дали прекрасные образцы заботы о правах и свободах граждан.
В наиболее сконцентрированной форме политические вожделения думающей части России в начале XX века были сформулированы в адресе депутатов первого российского представительного органа на тронную речь царя при открытии первой Государственной Думы. Читая этот документ поражаешься той политической и правовой мудрости тех, кто впервые сошелся на депутатском поприще.[3] Они породили смелый и гуманный документ, который можно причислить к Декларации независимости или Декларации прав человека и гражданина. Хотя бы и более чем через сто лет политическое и правовое мировоззрение российских земцев, ученных и юристов достигло уровня основных положений теории прав человека.
Законодательная инициатива самих депутатов была направлена на обеспечение равноправия и неприкосновенности личности; свободы совести и собраний, отмене смертной казни и политической амнистии, доступа к бесплатному образованию и правосудию.
Не менее острыми были запросы депутатов министрам об отдельных событиях или решениях, которые им хотелось бы скрыть от страны и тем более от народных избранников. На различных и противоположенных полюсах политического спектра оказались правительство с «безответственными» министрами и народные избранники. Противоположенными оказались их цели и задачи, интересы и потребности, политические установки и реальные дела. Депутаты, как истинные правозащитники, намеревались бороться с произволом и насилием властей, беззакониями и бессудными убийствами, с воровством и коррупцией, с унижением чести и достоинства граждан, с злоупотреблением и жестокостью.
Значение и классификация прав и свобод человека
Развитие современного мира органично сочетается с решением проблем прав человека. Не только признание их высшей ценности, но и их соблюдение стало символом демократичности государства в его внутренних делах, а также показателем цивилизованности в межгосударственном сообществе.
В цивилизованном государстве власть должна быть направлена не на подавление свободы, а на то, чтобы каждый человек был защищен от всякого произвола и насилия, ощущал свое достоинство, выступал как полноправный партнер государства. Какова же в таком случае роль государства в механизме обеспечения прав и свобод личности? Ответить на этот вопрос можно только при рассмотрении деятельности государства по обеспечению основных прав и свобод личности, закрепленных в Конституции РФ.
Следует отметить, что в настоящее время в России, как во всем мире, нет единого мнения относительно классификации прав и свобод личности. Существует множество классифицирующих направлений. Исходя из того, что это не входит в предмет нашего исследования, т.к. наша задача состоит в изучении процесса государственно-правового обеспечения прав и свобод личности, мы обозначим их в общих чертах.
Многообразие подходов к классификации прав и свобод личности, как считают отдельные авторы, вытекает из института гражданства, режима пребывания иностранцев, комплекса дополнительно предоставляемых прав (помимо фундаментальных), уровня их нормативно-правовой регламентации, из объективно сложив-шейся взаимосвязи прав и свобод. В соответствии с указанными направлениями выделяются права граждан государства, иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме того, в системе прав и свобод личности проявляются две большие группы – конституционные (основные) и закрепленные в текущем законодательстве. Можно также говорить и о подразделении их на материальные и процессуальные.
На страницах юридической литературы предлагается классифицировать права человека на конституционные (основные), общепризнанные (международно признанные) и специфические.[4]
Как уже отмечалось, исследование многообразия классифицирующих подходов не является предметом нашего исследования, поэтому мы будем исходить, прежде всего, из степени обеспечения удовлетворения потребностей и интересов личности, на основе социального назначения и содержания прав и свобод личности, и в первую очередь – видов благ. В соответствии с этим направлением и с учетом конституционного и отраслевого закрепления, а также международной практики сложилась классификация прав и свобод личности, предусматривающая их разграничение на гражданские, политические, экономические, социальные и права граждан в области культуры.
Каждому праву и свободе личности соответствуют конкретные позитивные обязанности государства.
Первооснову всех иных прав, в т.ч. и личных, составляет право человека на жизнь. Это основополагающее положение, закрепленное в Конституции РФ, провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (в преамбуле и ст. 3) и в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 6).
Закрепление в Конституции РФ права на жизнь требует от государства комплекса мер по обеспечению охраны этого права от преступных посягательств, созданию условий безопасности на производстве. Это же относится и к профилактике дорожно-транспортных происшествий, ежегодно уносящих десятки тысяч жизней, а также развитие системы социальной защиты и медицинского обслуживания населения в целях сокращения общей смертности, в первую очередь детской.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|



