Глава 2. Анализ сбалансированности и эффективности российской пенсионной системы на современном этапе
2.1. Анализ формирования доходной части бюджета ПФР
Для того чтобы ПФР эффективно функционировал, необходимо обеспечить баланс его доходов и расходов. Для целей обеспечения баланса доходов и расходов ПФР и, как следствие, обеспечения результативности его функционирования, необходимо сформировать и использовать инструменты формирования бюджета ПФР.
Инструменты формирования бюджета ПФР могут быть определены как способы обеспечения результативного формирования бюджета (доходов и расходов) ПФР, его управления, а также планирования и прогнозирования.
К основным инструментам формирования бюджета ПФР можно отнести финансовое планирование и финансовое прогнозирование, контроль доходов и расходов ПФР (рис. 2.1).
Рисунок 2.1 — Основные инструменты формирования бюджета ПФР [11, C. 87]
Для ПФР значительна и важна проблема управления финансами, поэтому активно развивается система финансового планирования и прогнозирования. Финансовое планирование – это [24, C. 99]:
- система, включающая в себя совокупность направлений по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов ПФР;
- система, определяющая порядок взаимоотношений по поводу распределения финансовых ресурсов;
- наука управления финансовыми ресурсами;
- система, включающая в себя совокупность направлений по управлению финансами;
- система, включающая в себя совокупность направлений по управлению финансовыми потоками и т.д. (рис. 2.2).
Рисунок 2.2 — Направления финансового планирования ПФР [11, C. 92-97]
Финансовое планирование ПФР характеризуется целевой ориентацией, оно неизменно накладывает отпечаток на все виды его деятельности. Финансовое планирование вносит в деятельность Фонда систему ценностей, изменяет приоритеты его развития. Основные положения финансового планирования, как и каждая управляющая система, имеет четкую систему конкретных объектов управления – это доходы и расходы ПФР, бюджетные ассигнования и другие.
Цель финансового планирования ПФР — прогнозирование устойчивости ПФР и достижение баланса доходов и расходов. Планирование финансовых ресурсов и вложений гарантирует выполнение обязательств перед бюджетом, обеспечивает финансирование деятельности ПФР.
К задачам планирования как к процессу практической деятельности ПФР относятся [18, C. 143]:
- формирование планов ПФР;
- определение потребности ПФР в ресурсах;
- контроль над выполнением планов ПФР и проч.
К основным функциям финансового планирования ПФР можно отнести следующие [33, C. 97]:
- организационная функция, которая определяет разработку и осуществление управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности ПФР;
- информационная функция, которая определяет обеспечение информацией о финансовом состоянии ПФР;
- функция анализа различных аспектов финансовой деятельности ПФР;
- функция планирования и прогнозирования, которая позволяет представить перспективы финансового состояния ПФР;
- функция стимулирования, которая обеспечивает систему стимулирования реализации принятых решений в области финансовой деятельности ПФР;
- контрольная функция, которая определяет необходимость организации контрольной деятельности в рамках управления и планирования финансов ПФР.
Финансовое планирование — это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств ПФР для обеспечения результативной работы. Основными целями этого процесса являются установление соответствия между наличием финансовых ресурсов ПФР и потребностью в них, выбор эффективных источников формирования финансовых ресурсов и выгодных вариантов их использования.
Помимо ориентации на систему финансового планирования ПФР важно также обеспечить его прогнозную деятельность. Финансовое прогнозирование ПФР позволяет составить прогноз на средне- и долгосрочную перспективу для выявления необходимых векторов работы.
ПФР ориентируется на Прогноз Росстата «Предположительная численность населения Российской Федерации до 2035 года» в рамках блока «Демография» [39].
Динамику числа получателей трудовой пенсии в РФ представим графиком на рис. 2.3.
Рисунок 2.3 — Динамика получателей трудовой пенсии в России, млн. чел. [39]
Для того чтобы бюджет ПФР был сформирован и реализован на основании эффективного финансового плана и прогноза, необходимо в дальнейшем обеспечить его контроль (основные направления контроля – распределение доходов фонда в приоритетном векторе).
В качестве вывода важно отметить, что для целей обеспечения положительных результатов работы Пенсионного фонда РФ важно обеспечить формирование системы финансового планирования и прогнозирования доходов фонда.
Далее проведем анализ состава и структуры доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Для сравнения можно сказать, что бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год по доходам утвержден в сумме 1177,375 млрд. руб. [10]
Из них 1088,465 млрд. руб. в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий [10].
В первую очередь, важно отметить положительную динамику доходов и расходов Пенсионного фонда страны в рамках блоков «Доходы» и «Расходы», о чем свидетельствует рисунок 2.4.
Рисунок 2.4 — Динамика доходов ПФР, в трлн. руб. [45]
В соответствии с рис. 2.4 можно сделать вывод, что в 2017 г. доходы возросли по сравнению с прошлыми годами.
Объемы бюджетных ассигнований за 2015-2017 гг. представлены на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 — Объем бюджетных ассигнований в 2015-2017 гг., в трлн. руб. [10; 45]
Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых Фондом на исполнение публичных нормативных обязательств, в 2015 г. составил 154 трлн. рублей, в 2016 г. — 188,700 трлн. рублей. В 2017 г. доходы бюджета ПФР составили 6,390 трлн. руб. (9,50% к ВВП РФ), что выше аналогичного показателя 2016 г. Основная часть доходов ПФР пришлась на распределительную часть бюджета. В 2017 г. они составили 5,800 трлн. руб., что на 0,380 трлн. руб. больше, чем за 2016 г. [10; 45].
На обязательное пенсионное страхование (ОПС) поступило 3,460 трлн. руб., что превышает показатель 2016 г. на 0,430 трлн. руб. Страховые взносы ОПС поступили на страховую и накопительную части в соотношении 2,940 трлн. руб. и 0,520 трлн. руб. соответственно [10; 45].
В целом, доходы по накопительной части бюджета ПФР поступили в сумме 590,200 млрд. руб., что выше показателя 2016 г. на 113,300 млрд. руб. [10; 45].
Структура доходов ПФР в 2015-2017 гг. представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Структура доходов ПФР в 2015-2017 гг. [10; 45]
Наименование | 2015 | 2016 | 2017 | ||||
Трлн. руб. | Уд. вес в доходах, % | Трлн. руб. | Уд. вес в доходах, % | Трлн. руб. | Уд. вес в доходах, % | ||
Всего доходов | 5137,0 | 100 | 5696,9 | 100 | 6290 | 100 | |
Страховых взносов работодателей | 1335,6 | 26 | 1562,0 | 27,4 | 1698,3 | 27 | |
Страховых взносов граждан, занимаю-щихся индивиду-альной трудовой деятельностью | 2465,8 | 48 | 2585 | 45,4 | 2893,4 | 46 | |
Страховых взносов других граждан | 1078,8 | 21 | 1452 | 25,5 | 1446,7 | 23 | |
Добровольные взносы | 102,7 | 2 | 75 | 1,3 | 62,9 | 1 | |
Ассигнования | 154,1 | 3 | 22,9 | 0,4 | 188,7 | 3 | |
Для того чтобы проследить динамику, ниже представлена таблица 2.2.
Таблица 2.2
Динамика доходов ПФР за 2015-2017 гг. в процентном выражении [10; 45]
Наименование | 2017/2016 | 2017/2015 | 2017/2014 |
Доходы, всего | 110,5% | 122,5% | 110,8% |
Страховые взносы работодателей | 111,8% | 117,4% | 104,9% |
Страховые взносы граждан, занимаю-щихся индивиду-альной трудовой деятельностью | 99,7% | 134,2% | 134,7% |
Страховые взносы иных граждан | 83,8% | 61,3% | 73,1% |
Добровольные взносы | 824,1% | 122,5% | 14,8% |
Ассигнования | 108,8% | 127,3% | 116,8% |
Динамика доходов ПФР за 2015-2017 гг. в стоимостном выражении представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Динамика доходов ПФР за 2015-2017 гг. в стоимостном выражении, в трлн. руб. [10; 45]
Наименование | 2016 | 2017 | 2017 относительно 2015 |
Доходы, всего | 559,9 | 593,1 | 1153 |
Страховые взносы работодателей | 119,24 | 308,4 | 427,64 |
Страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью | 373,23 | -5,3 | 367,93 |
Страховые взносы иных граждан | -27,74 | -12,1 | -39,84 |
Добровольные взносы | -131,21 | 165,8 | 34,59 |
Ассигнования | 226,38 | 136,3 | 362,68 |
В соответствии с представленными выше таблицами 2.2 и 2.3 можно отметить, что доходы ПФР в 2017 г. по сравнению с 2016 г. увеличились на 593,1 трлн. руб. (или на 10,4%). В составе доходов преобладала доля страховых взносов работодателей, которые в 2017 г. возросли по сравнению с 2016 г. на 308,4 трлн. руб. (или на 11,9%). Также значительна доля бюджетных ассигнований, рост которых составил 136,3 трлн. руб. (или 8,7%) [10; 45].
Можно отметить, что в структуре доходов ПФР преобладающую долю как в 2015 г., так и в 2017 г. занимали страховые взносы работодателей (в 2017 г. доля составила 46,0% в общем составе доходов). Доля бюджетных ассигнований в динамике 2015-2017 гг. возросла на 1% [10; 45].
2.2. Основные направления расходования средств ПФР
На рисунке 2.6 представлена динамика доли доходов и расходов ПФР в структуре ВВП страны.
Рисунок 2.6 — Динамика доли доходов и расходов ПФР в структуре ВВП страны, в % [44]
Оценить расходы бюджета Пенсионного фонда представляется возможным за счет анализа бюджета на предмет дефицитности (профицитности) бюджета.
Дефицит (профицит) ПФР в динамике за 2014-2017 гг. представлен на рис. 2.7.
Рисунок 2.7 — Дефицит (профицит) ПФР в динамике за 2014-2017 гг., в трлн. руб. [45]
В соответствии с рис. 2.7 можно говорить о преобладании доходной составляющей над расходной. Профицит бюджета в 2017 г. составил 0,2 трлн. руб. [45]. В структуре расходов Пенсионного фонда по состоянию на 2017 г. преобладающую долю составляла выплата страховой части трудовой пенсии (Приложение 1).
Сбалансированность бюджета ПФР в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, обеспечивалась за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ПФР и компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи со снижением в 2015 и 2016 годах тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование [10].
В расходной части бюджета ПФР на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. были предусмотрены бюджетные ассигнования для исполнения всех принятых социальных обязательств с учетом повышения (индексации) трудовых, социальных и других видов пенсий, размеров ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан (ЕДВ), материнского (семейного) капитала, социального пособия на погребение в соответствии с нормами действующего законодательства [10].
В бюджете Фонда были предусмотрены межбюджетные трансферты из федерального бюджета на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии в целях поддержания минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в субъекте Российской Федерации, размер которого не превышает величину ПМП в целом по Российской Федерации [10].
Основные характеристики бюджета Фонда по расходам за период 2015-2017 гг. приведены в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Основные характеристики структуры расходов бюджета ПФР за 2015-2017 гг. [10; 45]
Бюджет | 2015 | 2016 | 2017 | |||
Трлн. руб. | Уд. вес в расходах, % | Трлн. руб. | Уд. вес в расходах, % | Трлн. руб. | Уд. вес в расходах, % | |
Расходы, всего | 5407,3 | 100 | 5948,1 | 100 | 6567,6 | 100 |
в том числе: в части, не связанной с формированием средств для финансирования НЧП | 5222,7 | 96,6 | 5723,2 | 96,2 | 6295,3 | 95,9 |
по накопительной составляющей бюджета | 184,6 | 3,4 | 224,8 | 3,8 | 272,3 | 4,2 |
из них: связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на НЧП | 7,2
| 0,1 | 8,4 | 0,1 | 8,6 | 0,1 |
ДЕФИЦИТ (-)/ ПРОФИЦИТ, превышение доходов над расходами (+), всего | 289,6 | 5,4 | 331,9 | 5,6 | 371,0 | 5,7 |
в части, не связанной с формированием средств для финансирования НЧП | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Продолжение таблицы 2.4
по накопительной составляющей бюджета | 289,6 | 5,4 | 331,9 | 5,6 | 371,0 | 5,7 |
Средства пенсионных накоплений на конец периода | 1733,1 | 2065,1 | 2436,1 |
Бюджет Фонда на 2015 г. сформирован по расходам в сумме 5407,3 млрд. рублей (9,2% к объему ВВП), в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (НЧП): по расходам в сумме 5222,7 млрд. рублей [10; 45].
Согласно данным табл. 2.4 можно сделать выводы, что расходы Фонда возрастают из года в год.
Основную часть расходов бюджета Фонда составляют расходы на социальную политику – более 98%. Остальные 2% — это расходы на образование и общегосударственные расходы [10; 45].
В качестве вывода важно отметить, что, несмотря на положительную динамику доходов Пенсионного фонда РФ, которые в 2017 г. составили 5,9 трлн. руб. против 5,7 трлн. руб. в 2016 г., а также снижение дефицитности бюджета Пенсионного фонда РФ, он сталкивается с рядом проблем и противоречий, которые будут представлены далее [10; 45].
2.3. Анализ показателей деятельности НПФ
Участниками системы по обязательному пенсионному страхованию, которые формируют объемы пенсионных накоплений, могут быть избраны следующие варианты их формирования:
- ПФР, выбирая один из двух существующих инвестиционных портфелей ГУК (государственной управляющей компании) «Внешэкономбанк», или посредством одной из ЧУК (частных управляющих компаний), избранных на основании конкурса;
- НПФ (негосударственный пенсионный фонд), который осуществляет деятельность в сфере обязательного пенсионного страхования.
На протяжении 2017 г. пенсионные накопления, находящиеся в ПФР, формировались 52 управляющими компаниями.
Также в 2017 г. ПФР прекратил сотрудничество с 17 из них. В результате по состоянию на конец 2017 г. 35 в управляющих компании были инвестированы средства от 56,6 млн. чел. общим объемом 1,5 трлн. руб. и задействовано 40 инвестиционных портфелей. 98% указанных средств было инвестировано в ГУК «Внешэкономбанк» и лишь 2% — посредством ЧУК.
К концу 2017 г. рынок обязательного пенсионного страхования был представлен 95 НПФ (на начало 2017 г. на рынке функционировало 107 НПФ). На протяжении этого года ЦБ РФ были аннулированы лицензии 7 НПФ, а несколько из них были подвержены реорганизации [47].
Как видно, на протяжении 2017 г. тенденция постепенного сокращения количества НПФ, которые управляют средствами по обязательному пенсионному страхованию, продолжилась. Приведем сравнительные данные: к концу 2014 г. аккредитацию прошли 122 НПФ, на конец 2015 г. – 116 НПФ, по состоянию на конец 2016 г. – 107 НПФ [47].
Общая величина средств в НПФ на 31.12.2017 г. превысила 980 млрд. руб., а число клиентов НПФ насчитывало 22,4 млн. чел. [47].
До сентября 2014 г. инвестирование пенсионных накоплений регулировалось Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР). В ее функции входило определение состава участников этого рынка, проводилось их лицензирование и аккредитация, осуществлялся контроль над их деятельностью.
В сентябре 2014 г. ФСФР была упразднена, а ее функции и полномочия переданы Банку России. Передавались пенсионные накопления в УК и НПФ на основании действующего на то время законодательства, согласно которому участниками системы по обязательному пенсионному страхованию, формирующие пенсионные накопления, могла быть осуществлена смена организации по управлению этими средствами один раз в течение года. Для этих целей следует не позже 31 декабря подать соответствующее заявление в ПФР. При этом возможно выбрать новую управляющую компанию (пенсионные накопления остаются в ПФР), перевести пенсионные накопления из НПФ в ПФР, из ПФР в НПФ, из НПФ в иной НПФ (таблица 2.5).
Таблица 2.5
Выплата пенсионных накоплений в 2017 году [40]
Виды выплат | Количество застрахованных лиц, которым назначена накопительная пенсия, тыс. чел. | Общая сумма средств, направленная на выплаты, млн. руб. |
Накопительная часть трудовой пенсии | 11,6 | 84
|
Срочная пенсионная выплата | 1,6 | 12 |
Единовременная выплата | 3187,7 | 16747 |
Выплата правопреемникам | 137,7 | 2520 |
Всего | 3338,6 | 19363 |
На протяжении 2017 г. территориальными органами ПФР были назначены выплаты из средств, сформированных благодаря пенсионным накоплениям 1,6 млн. чел. (столько же и в течение 2016 г.). Общее число пенсионеров, которые получили выплаты, на конец 2017 г. составляло 3,3 млн. человек [40].
Основная доля выплат (также, как и в 2016 г.) – это единовременные выплаты. Это обусловлено выходом на пенсию (включая досрочный выход) мужчин, годы рождения которых с 1953 г. по 1966 г. и женщин, родившихся с 1957 г. по 1966 г. Взносы за них в накопительную часть пенсии поступали на протяжении 2002-2004 гг. По этим причинам общий объем их пенсионных накоплений не превышал 5% от общей величины трудовой пенсии, назначаемой по старости [40].
Средняя величина выплат накопительной трудовой пенсии составила 636 руб. (2016 г. — 582 руб.), срочных выплат — 739 руб. (за 2016 г. — 735 руб.), единовременных выплат — 7983 руб. (за 2016 г. — 7398 руб.) [40].
Число правопреемников застрахованных умерших лиц составило 137,6 тыс. чел. (что на 9,1 тыс. чел. меньше этого показателя за 2016 г.), им были назначены выплаты, общий объем которых составил 2,5 млрд. руб. (что на 0,5 млрд. руб. больше показателей 2016 г.) [40].
НПФ сегодня — это неотъемлемая составляющая российской пенсионной системы, без их участия на сегодняшний день уже стало невозможным внедрять в формирование пенсий накопительных принципов, а также развивать не только добровольное, но и обязательное пенсионное страхование.
Система НПФ, которая действует в России на сегодняшний день, формируют (на 31.12.2018 г.) 255 фондов, прошедших соответствующее лицензирование на право осуществлять деятельность в сфере пенсионного обеспечения и пенсионного страхования либо прошедших лицензирование до 01.01.2003 г. с иными формулировками разрешенных видов деятельности [47].
Также сформирована и достаточно успешно действует система по государственному контролю над деятельностью фондов, которая в себя включает функции и полномочия по их лицензированию, обязательным ежегодным аудиторским проверкам и актуарному оцениванию фондов, а также их отчетности.
Также необходимо отметить эффективное функционирование инфраструктуры в рамках негосударственного пенсионного обеспечения, состоящей из организаций, специализирующихся на взаимодействии с пенсионными фондами, включая специализированные депозитарии, управляющие компании, аудиторские организации, консалтинговые и актуарные компании, а также организации, которые обеспечивают разработку средств по программному обеспечению. В пенсионной индустрии создаются организации, которые на основании договоров с НПФ ведут пенсионные счета.
Параллельно с Национальной ассоциацией НПФ осуществляется функционирование сети общественных объединений фондов в регионах.
В фондах работает на постоянной основе более 5000 специалистов.
НПФ расположены на территории 47 субъектов России, включая Москву — 127 фондов, Санкт-Петербург — 23, Свердловскую область – 8, Самарскую область и Республику Татарстан, Нижегородскую, Пермскую, Ростовскую, Самарскую области и Ханты-Мансийский автономный округ – по 6 [47].
Учитывая филиальную сеть, деятельность НПФ распространяется сегодня на 61 российский регион [47].
Наряду с этим, необходимо отметить, что в 23 регионах страны все еще нет филиалов и представительств НПФ, хотя проживают участники фондов на территории свыше чем 80 субъектов РФ [47].
Далее, в таблице 2.6, систематизированы основные показатели функционирования фондов.
Таблица 2.6
Основные показатели деятельности НПФ за 2017 г. [45]
№№ п/п | Наименование показателей | По фондам в целом | По фондам – членам НАПФ | |||
1 | Размер собственного имущества фондов (млрд. руб.) | 602,779 | 546,958 | |||
2 | Размер имущества, обеспечивающего уставную деятельность (ИОУД) (млрд. руб.) | 96,432 | 88,256 | |||
3 | Величина пенсионных резервов (млрд. руб.) | 472,889 | 430,159 | |||
4 | Число участников фондов (тыс. чел.) | 6757,1 | 4997,5 | |||
5 | Число участников, которые получают негосударственную пенсию (чел.) | 1026200 | 873000 | |||
6 | Сумма пенсионных взносов за 2017 г. (млрд. руб.) | 56,397 | 48,544 | |||
7 | Сумма пенсионных выплат за 2017 г. (млрд. руб.) | 13,843 | 11,690 | |||
Как свидетельствуют данные таблицы 2.6, число участников НПФ в 2017 г. превысило 6,75 млн. чел., это 9,6% населения, которое занято в российской экономике [45].
В соответствии с размерами организаций, участники распределены крайне неравномерным образом. Точные сведения на сегодняшний день отсутствуют. Однако, с уверенностью можно говорить об отсутствии негосударственного пенсионного обеспечения в организациях малого предпринимательства (в которых по данным ФСГС занято порядка 47,7% населения). С учетом этих обстоятельств масштабы охвата сотрудников предприятий, не относящимся к субъектам малого бизнеса, негосударственным пенсионным обеспечением по России в среднем составляет около 18% [40].
Еще большими являются масштабы охвата работников таких предприятий и организаций в отраслях хозяйства и на отдельных территориях. В качестве примера можно привести Ханты-Мансийский автономный округ, на территории которого негосударственным пенсионным обеспечением охвачено 50,7% [40]. А в таких отраслях как газовая и нефтяная промышленность, электроэнергетика и транспорт удельный вес участников негосударственного пенсионного обеспечения превышает 60% работающего населения [40].
В течение 2017 г. в НПФ поступило пенсионных взносов в общей сумме 56,397 млрд. руб. 46,677 млрд. руб. из них – это взносы, внесенные юридическими лицами (82,8%), а 9,721 млрд. руб. – физическими лицами (17,2%). Фондами — членами НАПФ было аккумулировано 48,544 млрд. руб. (86,1%). При этом в качестве взносов поступило от юридических лиц 406,302 млрд. руб., от физических лиц — 7,914 млрд. руб. (соответственно 85,7% и 16,3%) [46].
Приведенные выше показатели говорят о том, что заинтересованность граждан в формировании пенсионных накоплений растет. Существенная роль в таком росте принадлежит широкому распространению пенсионных схем посредством совместного финансирования. В 2002 г. (на начало пенсионной реформы) удельный вес взносов, поступивших физических лиц, составлял лишь 5,9%, а в 2017 г. он достиг уже 16,7%. При этом, если сравнительно с 2002 г. общий размер взносов в НПФ вырос в 4,88 раза, то величина взносов, поступивших от физических лиц – в 14,3 раз [46].
Фонды, доля взносов физических лиц которых не превышает 0,25, условно можно отнести к корпоративным фондам, а с размером этого показателя более 0,75 – к открытым.
Открытыми фондами, составившими в 2017 г. 24,6% от общего числа фондов, было аккумулировано лишь 3,21% от общего объема поступивших взносов, наряду с этим, практически 1/6 (17,2%) – это взносы от физических лиц [46].
Свыше половины (58,2%) общей величины взносов поступает от физических лиц в корпоративные фонды. В данную категорию фондов входит свыше половины (50,25%) фондов, а аккумулированы в них практически все (88,21%) пенсионные взносы [46].
Тот факт, что большую долю взносов от физических лиц собирают именно корпоративные фонды, свидетельствует о достаточно широком распространении пенсионных схем по совместному внесению пенсионных взносов работниками и работодателями.
Средняя величина процента по начислениям на счетах, задействованных в негосударственном пенсионном обеспечении (взвешенного относительно размера пенсионных резервов) по итогам 2017 г. составила 12,55%. Размер процента по начислениям при этом в различных фондах колебался в диапазоне 7,25% -17,0% [40].
Дополнительную пенсию в НПФ получают 1026,2 тыс. чел. (по России в среднем — каждый 30-й пенсионер, который получает трудовую пенсию по старости). При этом, например, в ХМАО такую пенсию из НПФ получает 73,7% пенсионеров, а в отдельных отраслях (на железнодорожном транспорте, в газовой и нефтяной промышленности) все работники при уходе на пенсию получают в НПФ пенсию, дополнительную к трудовой [40].
С 01.01.2004 г. НПФ принимают достаточно активное участие в системе обязательного пенсионного страхования как страховщики.
По состоянию на 31.12.2017 г. намерение на осуществление указанной деятельности было выражено со стороны 128 фондов, из них 62 их которых являются членами НАПФ [47].
В течение 2017 г. договоры на ОПС были заключены 101 фондом. Действующими договорами на ОПС располагают 106 фондов (79,1% из тех, что обладают правами на осуществление деятельности), из них 56 — это члены НАПФ (88,7%) [47].
Наряду с этим, необходимо отметить и следующую статистику. Из 126 фондов, которыми было изъявлено намерение на осуществление деятельности в сфере ОПС как страховщика, 20 фондами не заключен ни один договор на ОПС, хотя 15 из них получено право на участие в ОПС уже свыше 2 лет назад [47]. Согласно требованиям, предъявляемым к лицензированию, которыми дополнены положения Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», отсутствие осуществления деятельности в рамках одного из видов пенсионного страхования на протяжении 1,5 лет — это основание для аннулирования лицензии. Таким образом, у выше отмеченных 15 фондов достаточно велика вероятность того, что их лицензии могут быть аннулированы [47].
Среди общего числа фондов — членов НАПФ высокой степенью риска по применению к ним санкций государственным регулятором располагают 4 фонда.
Далее, в таблице 2.7, приведены основные характеристики деятельности по ОПС на 01.01.2018 г.
Таблица 2.7
Основные показатели деятельности НПФ по ОПС [47]
№ п/п | Показатели | В целом по фондам | По фондам – членам НАПФ |
1
| Величина пенсионных накоплений на 01.01.18 г. (млрд. руб.) | 26,505 | 23,401 |
2 | Число застрахованных лиц на 01.01.18 г. (млн. чел.) | 1,878 | 1,632 |
Продолжение таблицы 2.7
3. | Число застрахованных лиц, которые в 2017 г. выбрали НПФ (млн. чел.) | 1,739 | 1,540 |
4 | Размер пенсионных накоплений, которые были перечислены в связи с вновь заключенными договорами ОПС (млрд. руб.) | 16,550 | 14,681 |
Согласно данным за 2017 г. величина среднего размера пенсионного счета одного застрахованного лица в совокупности по фондам составила 9517 руб.; максимальный размер среднего счета по фонду составил 55430 руб. (в НПФ «Вимм-Билль-Данн»), а минимальный – 1554 руб. (по НПФ «Участие») [47].
Снижение среднего размера пенсионного счета для застрахованных лиц, которые выбрали в 2017 г. НПФ, относительно тренда, в достаточной мере можно объяснить ростом удельного веса застрахованных лиц в «среднем возрасте» (у мужчин с 52 по 66 гг. р., у женщин с 57 по 66 гг. р.). Такая ситуация полностью соответствует той благоприятной для них информационной среде, которая сложилась на протяжении 2017 г. ввиду инициатив Президента РФ.
Далее, на диаграмме рис. 2.8 рассмотрена динамика пенсионных выплат НПФ за период с 2015 г. по 2017 г.
Рисунок. 2.8 — Динамика пенсионных выплат НПФ за период с 2015 по 2017 гг., в млн. руб. [47]
Уже сегодня в сферах деятельности, охваченных негосударственным пенсионным обеспечением, обеспечивается в среднем суммарный для всей совокупности видов пенсии коэффициент замещения, близкий к 40%, в то время как в среднем по стране коэффициент замещения, обеспечиваемый трудовой пенсией по старости, составляет менее 28% [47].
Наряду с этим, следует отметить низкую эффективность использования инвестиционного потенциала фондов. В результате непродуманной политики регулирования инвестиционной деятельности НПФ долгосрочные инвестиционные ресурсы, сосредоточенные в НПФ, направляются, прежде всего, на цели приобретения спекулятивных краткосрочных финансовых инструментов, о чем наглядно свидетельствует структура портфеля пенсионных резервов фондов по срокам вложения (рис. 2.9).
Рисунок. 2.9 — Структура портфеля пенсионных резервов по срокам вложения [31, C. 28-29]
Система контроля над инвестированием, существующая сегодня, и отсутствие своевременного реагирования со стороны Центрального банка на ряд происходивших в 2017 г. неблагоприятных событий на финансовых рынках не дают возможности НПФ и их УК для адекватной реакции на новые вызовы и своевременный перевод активов из финансовых спекулятивных инструментов в депозиты в надежных государственных банках в целях сохранить их и приумножить.
Однако, по нашему мнению, необходимо отметить тот немаловажный факт, что даже несмотря на неблагоприятную ситуацию на фондовых рынках, складывающуюся на протяжении всего 2017 г., НПФ удалось подтвердить свою способность к обеспечению сохранности пенсионных накоплений граждан.
Вместе с достижением социально важных задач НПФ – еще и один из наиболее стремительно развивающихся финансовых институтов. В период с 2002 г. по настоящее время величина накопленных ими пенсионных средств (пенсионных резервов и пенсионных накоплений ОПС) возросла практически в 12 раз и превысила 515 млрд. руб. [31, C. 29]
Общая величина средств, которые подлежат инвестированию, составила 516,1 млрд. руб., включая:
— пенсионные резервы — 472,9 млрд. руб.;
— пенсионные накопления — 43,2 млрд. руб.
С целью сравнения ниже рассмотрены отдельные относительно размеров инвестирования в разрезе отдельных отраслей экономики:
— для модернизации и развития автомобильных дорог на протяжении 2018 г. было израсходовано 170 млрд. руб.
Запланировано в 2019 г. к инвестированию:
— для развития Федеральной сетевой компании — 171 млрд. руб.;
— для целей развития Росэнергоатома — 122 млрд. руб.;
— для развития Гидроэнергетической компании — 77 млрд. руб. [15, C. 32-37].
Наряду с этим, инвестиционный долгосрочный потенциал НПФ все еще в полной мере не реализуется – фактически управляющими компаниями ресурсы долгосрочного характера НПФ преобразуются в краткосрочные активы. Практически 70% активов НПФ размещаются на период не более 1 года, что можно объяснить отсутствием долгосрочных надежных инструментов по инвестированию и принятыми количественными методами по регулированию инвестиционных портфелей фондов.
Таким образом, подводя общий итог исследованию, проведенному в этой Главе, можно сделать следующие основные выводы.
В структуре доходов ПФР преобладающую долю как в 2015 г., так и в 2017 г. занимали страховые взносы работодателей (в 2017 г. доля составила 46% в общем составе доходов). Доля бюджетных ассигнований в динамике 2015-2017 гг. возросла на 1%.
Бюджет Фонда на 2015 г. сформирован по расходам в сумме 5407,31 млрд. руб. (9,2% к объему ВВП), в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (НЧП): по расходам в сумме 5222,67 млрд. руб.
Основную часть расходов бюджета Фонда составляют расходы на социальную политику – более 98%. Остальные 2% — это расходы на образование и общегосударственные расходы.
В качестве вывода важно отметить, что, несмотря на положительную динамику доходов Пенсионного фонда РФ, которые в 2017 г. составили 5,9 трлн. руб. против 5,7 трлн. руб. в 2016 г., а также снижение дефицитности бюджета Пенсионного фонда РФ, он сталкивается с рядом проблем и противоречий. Необходимо отметить ряд отрицательных влияний на деятельность фондов, связанных с распространением неблагоприятных явлений на реальный сектор экономики: потери НПФ в связи с объявлением отдельными российскими предприятиями дефолта по облигациям, в которые вложены пенсионные средства НПФ (например, по экспертным оценкам, по состоянию на 1 января 2017 г. общая сумма дефолтных облигаций в портфелях фондов составила 4255, 8 млн. руб., из них в портфелях пенсионных резервов – 3753, 2 млн. руб. и в портфелях пенсионных накоплений – 502,6 млн. руб.).
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф