Заявка на расчет
Меню Услуги

Проблемы формирования сбалансированной и эффективной пенсионной системы. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2 3


Глава 3. Проблемы сбалансированности пенсионной системы Российской Федерации и направления повышения ее эффективности

3.1. Актуальные проблемы функционирования пенсионной системы РФ

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Показателем экономического и социального положения населения страны является уровень пенсионного обеспечения. В современных условиях проблема формирования эффективной пенсионной системы становится одной из самых острых. Целью реформирования пенсионной системы РФ является обеспечение надлежащего уровня жизни людей преклонного возраста на принципах социальной справедливости, гармонизации отношений между поколениями и содействия экономическому росту. Пенсионная реформа должна осуществляться на системных началах, проверенных опытом других стран и адаптированных к российским условиям.

Пенсионная система России не способна защитить пожилых людей от бедности. Пенсий, если их платит государство, не хватает для обеспечения минимально допустимого уровня. В России все еще не создано надежных финансовых механизмов, позволяющих работникам экономить средства на старость. Для решения этих проблем необходимо создание такой пенсионной системы, которая бы обеспечила повышение уровня доходов пенсионеров, мотивацию к труду и легализацию заработной платы, а также стимулировала бы осуществления пенсионных сбережений и т.д.

Сегодня пенсионные системы совершенствуются и реформируются в большинстве стран мира и, в первую очередь, в странах с высокоразвитыми общественными отношениями. Это обусловлено общей причиной — старением населения. В такой ситуации почти невозможно применять прежние методы построения пенсионной системы. Поэтому, кроме повышения пенсионного возраста, вводятся другие, построенные принципиально на новых принципах, системы пенсионного обеспечения.

Действующая солидарная система пенсионного обеспечения является социально несправедливой. Низкий уровень пенсий заставляет многих людей продолжать работу, в течение первых десяти лет. Почти треть пенсионеров работает после выхода на пенсию. Размер трудовых пенсий практически не зависит от трудового стажа и уплаченных пенсионных взносов. Из-за ограничения максимального размера пенсий две трети бывших рабочих и служащих получают почти одинаковые пенсии. Однако, часть пенсионеров получает необоснованно высокие пенсии. Бывшие народные депутаты, государственные служащие, работники прокуратуры и суда и т.д. после выхода на пенсию получают до 90% прежней зарплаты. Приобрела распространение практика установления отдельным категориям граждан досрочных пенсий.

Недостатком функционирования пенсионной системы являются также сложные и непрозрачные процедуры назначения и перерасчета пенсий. Пенсионная система регулируется более 28 законодательными актами и большим количеством нормативно — правовых документов. Это вызывает недоразумение, недоверие и справедливые нарекания граждан.

Выделим важнейшие проблемы, которые существуют в пенсионном обеспечении граждан:

— демографическая ситуация;

— социальная несправедливость, которая выражается в самой сути солидарной системы и предусматривает содержание старшего поколения за счет младшего;

— непропорциональность между плательщиками взносов в ПФР и пенсионерами и детьми;

— налоговое давление на работодателя, что приводит к сокрытию реальных доходов;

— несправедливость размера пенсий для различных категорий лиц;

— год выхода на пенсию;

— наличие льгот по уплате взносов в ПФР у значительной части работающих;

— несбалансированность доходов и расходов бюджета ПФР;

— отсутствие четкой нормативной базы, регулирующей деятельность пенсионных фондов.

Все указанные причины приводят к разрушению пенсионной страховой системы. Становится понятно, что сегодня отечественная пенсионная система перестает быть эффективной и требует совершенствования уже проводимой пенсионной реформы.

В России пенсионная реформа движется, но очень медленно. Система пенсионного обеспечения вступила в противоречие с новыми реалиями рыночной экономики и одновременно сдерживает реформирование системы оплаты труда и рост легальных доходов, экономическое развитие в целом.

Демографическая ситуация в России крайне тревожна. Количество пенсионеров растет, и Россия становится одной из старейших наций в мире. По состоянию на 01.01.1971 г. количество пенсионеров составляло 7,7 млн. чел., тогда как на 01.01.2017 г. — 13,9 (около 30%) млн. чел. [30, C. 67].

За последние десятилетия в мире наблюдается тенденция повышения продолжительности жизни на фоне снижения рождаемости, что приводит к возникновению проблем с пенсионными системами практически во всех странах. В России также наблюдается низкая рождаемость, однако при этом продолжительность жизни в нашей стране значительно ниже уровня подавляющего большинства европейских стран. По прогнозным расчетам, численность пенсионеров будет устойчиво расти, начиная примерно уже с текущего, 2018 года. Этим обуславливается высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население со стороны лиц пенсионного возраста (табл. 3.1).

 

Таблица 3.1

Демографическая нагрузка на население трудоспособного возраста (все население, на 1000 человек трудоспособного возраста, прогноз) [30, C. 67-69]

Годы Дети Население пенсионного возраста Все население, младше и старше трудоспособного возраста
1998 379 410 788
1999 371 412 782
2002 334 392 726
2007 282 368 649
2012 280 391 670
2017 302 447 748
2022 318 510 827
2027 313 562 873

 

Согласно прогнозу демографического развития России, проведенного специалистами ООН, рост численности населения пенсионного возраста ожидается до 2050 году (табл. 3.2) [43].

Таблица 3.2

Прогноз численности населения России, тыс. чел. в среднем за год [27, C. 39-45]

Годы Всего Из них:
трудоспособного возраста пенсионного возраста
2001 48415,6 27984,8 11492,9
2005 47447,9 28706,2 11205,0
2010 46008,6 28092,0 11377,6
2015 44616,6 26570,8 11840,2
2020 43150,9 24905,8 12273,9
2025 41741,3 23717,0 12534,5
2030 40536,3 22566,4 12950,6
2035 39280,6 21066,2 13475,9
2040 38526,4 19533,1 14328,1

 

Действующая солидарная система чрезвычайно чувствительна к демографическим изменениям, которые обусловлены старением населения. Солидарная система пенсионного обеспечения является экономически необоснованной и финансово несостоятельной. Чрезмерно высокие ставки пенсионных взносов вызывают дополнительную нагрузку на экономику. Работодатели вынуждены платить в пенсионную систему достаточно большую часть фонда заработной платы, что повышает себестоимость продукции и снижает ее конкурентоспособность, сдерживает рост заработной платы, что со своей стороны не способствует привлечению инвестиций, легализации теневого сектора экономики и доходов населения.

Чрезмерная пенсионная страховая нагрузка на экономику сужает платежную базу и источники пенсионных поступлений. Не учитываются особенности переходного периода, значительная часть физических и юридических лиц не платит пенсионных взносов.

Глубокий и затяжной экономический кризис породил тенизацию экономики и безработицы, существенно подорвал и деформировал финансовую базу пенсионной системы. Не платят совсем или платят не в полном объеме пенсионные взносы многие граждане, занимающиеся предпринимательством, ведущие личное подсобное хозяйство, сдающие в аренду землю, имущество и жилье, работающие по найму без договора и т.д.

Финансирование солидарной системы пенсионного страхования происходит за счет обязательных взносов работодателей [3]. Но, несмотря на довольно значительные взносы в ПФР, средств катастрофически не хватает. Поскольку дефицит бюджета ПФУ покрывается за счет федерального бюджета, риски несбалансированности бюджета ПФР становятся рисками федерального бюджета страны. К основным причинам несбалансированности бюджета ПФР стоит отнести превышение темпов роста размера заработных плат, резкое повышение размера пенсий до величины законодательно установленного прожиточного минимума.

Финансовая стабильность солидарной пенсионной системы определяется соотношением между численностью плательщиков пенсионных взносов, которое зависит от общей экономической ситуации и от демографических факторов и численности пенсионеров. Но если в экономике есть основания надеяться на дальнейшее улучшение ситуации, то демографические прогнозы на ближайшие 40-50 лет достаточно неутешительны. Сейчас в России возраст выхода граждан на пенсию является одним из самых низких в мире. Соответственно, доля пенсионеров в структуре населения существенно превышает этот показатель относительно большинства европейских стран. Кроме того, многие выходят на пенсию досрочно. Период получения пенсий приближается к средней продолжительности уплаты пенсионных взносов. При таких условиях невозможно оптимизировать соотношение между размерами заработной платы, пенсионных взносов и пенсий. Даже ликвидация безработицы, отмена льгот и полная уплата пенсионных взносов не решают финансовых проблем солидарной пенсионной системы без продления пенсионного возраста.

Создание надежной и финансово устойчивой системы пенсионного обеспечения, способной решить все указанные проблемы, — очень сложная задача. В мире используются различные системы пенсионного обеспечения, которые имеют свои преимущества и недостатки. В большинстве развитых стран системы пенсионного обеспечения действуют более 40 лет и уже достигли своей зрелости. Во многих странах мира пенсионные системы состоят, как и в России, из трех уровней. Некоторые страны полностью отказались от традиционной солидарной системы первого уровня и перешли на второй уровень, в дополнение обеспечивая пенсию на уровне прожиточного минимума для всех граждан. Среди них Казахстан и Чили. Однако, такой метод используется нечасто. Чили сейчас проводит реформу своей системы для того, чтобы увеличить солидарную пенсию по схеме определенных выплат, то есть основную государственную пенсию [17, C. 19-21].

Реформирование пенсионной системы — сложный, многогранный и комплексный процесс, который должен существенно изменить баланс политических, экономических и социальных интересов населения, систему государственных финансов, функционирование рынков труда и капитала. Необходимым условием реформирования является подготовка общества, его сознания к восприятию новой пенсионной системы. Реформа может быть успешной только при условии осознания всеми слоями населения ее необходимости и необратимости, а главное, положительного влияния на условия жизни и благосостояние людей.

Для России наиболее приемлемой является многоуровневая пенсионная система. С учетом этого пенсионную реформу следует проводить по трем направлениям: реформирование солидарной системы, создание обязательной накопительной системы и развитие добровольной накопительной системы. Сущность реформирования солидарной системы заключается в обеспечении, с одной стороны, базовых принципов социального равенства, одинаковой для всех защиты от бедности в пожилом возрасте, постепенного повышения размеров пенсий в соответствии с государственными социальными гарантиями, а с другой — в ликвидации социальных различий, льгот и привилегий. При таких условиях солидарная система сможет обеспечить минимальный достаток в старости всем, кто работал.

Сегодняшний низкий размер пенсий (ниже прожиточного минимума) — результат как невиданного спада экономики России, так и нашего бессознательного отношения к уплате взносов в Пенсионный фонд. Теневой сектор экономики не обеспечивает надлежащего вклада в решение общественных проблем и, что особенно опасно, нарушает принципы социальной справедливости, моральных устоев в обществе, является причиной роста преступности. В России мощное криминогенное влияние этого фактора особо проявилось в период социально-экономических преобразований, одним из результатов которых стала массовая социальная дифференциация населения и снижение уровня жизни. Негативные последствия теневой экономики и социальной несправедливости особенно проявляются в отношении такой категории граждан как пенсионеры.

Новая система пенсионного страхования предусматривает прямую зависимость размера пенсий от общего стажа работы и суммы накопленных страховых взносов за весь период трудовой деятельности каждого человека. При этом ограничение размеров пенсии не будет, а потому скрывать заработную плату, уклоняться от уплаты страховых взносов на пенсионное страхование становится не выгодным. Это будет способствовать восстановлению, в определенной степени, социальной справедливости в обществе. Новая пенсионная система должна обеспечить выход заработной платы из «тени», что, в свою очередь, повлечет за собой и выход из «тени» экономической деятельности субъектов хозяйствования [28, C. 19-26].

Конечно, принятие законов автоматически и в полном объеме не решает всех проблем в борьбе с теневой экономикой. Для этого нужно наладить соответствующий контроль со стороны и работников над деятельностью предприятий, выплатой заработка, уплатой налогов в бюджет и сборов в фонды социального страхования. Особенно важным в жизни общества является возрождение его духовности и сознательного соблюдения нравственных принципов. Без этого решить в полном объеме социально-экономические проблемы невозможно, даже при условии высоко развитой экономики.

 

3.2. Пути решения проблем сбалансированности российской пенсионной системы

 

Анализ современного состояния пенсионной системы России, проведенный в настоящем исследовании, позволил сделать следующие выводы:

  1. Низкий уровень диверсификации источников финансирования пенсий. В России введена трехуровневая пенсионная система. Вместе с тем фактически продолжает действовать одноуровневая пенсионная система, основанная на принципе солидарности поколений, который должен представлять первый уровень современной системы пенсионного обеспечения. Это обусловлено тем, что второй уровень (государственный накопительный компонент) до сих пор не введен, а третий уровень — негосударственное пенсионное обеспечение — находится на начальном этапе развития и не оказывает существенного влияния на уровень жизни пенсионеров. Также следует выделить отсутствие диверсификации пенсионной системы России, что приводит к значительной зависимости от распределительного принципа финансирования, увеличивает зависимость от демографического фактора, влияние которого усиливается.
  2. Доминирующим в пенсионной системе России остается солидарный компонент, основанный на распределительном принципе. Низкий уровень охвата населения негосударственной пенсионной системой приводит к существованию жесткого «социального контракта» между государством и населением, превращает население в пассивных участников пенсионных правоотношений. Уменьшение возможности выбора человеком форм и источников будущего собственного пенсионного обеспечения противоречит рыночным условиям хозяйствования, тормозит развитие рынка. Именно негосударственное пенсионное обеспечение позволяет в полной мере сформировать финансовые ресурсы с определением уровня пенсионных доходов в будущем.
  3. Возрастание роли накопительного принципа обусловлено общемировыми тенденциями эволюционного развития пенсионных систем, а также влиянием демографических и социально-экономических факторов. Условием, способствующим внедрению накопительных компонентов, является созданная законодательная база, развитие рыночных отношений, что приводит к развитию финансового рынка и к созданию спроса на пенсионное обеспечение, основанное на накопительном принципе.
  4. Главным риском пенсионных систем, основанных на накопительном принципе, является влияние инфляционного фактора, что приводит к обесцениванию накопленных для нужд пенсионного обеспечения средств, что имеет существенное проявление в России. К факторам, которые сдерживают развитие накопительного принципа, следует отнести низкий уровень доходов населения и дефицит солидарной пенсионной системы.
  5. Функционирование второго уровня должно подлежать мониторингу как со стороны правительства, так и со стороны регуляторов для обеспечения того, что потребности участников накопительной системы, поставщиков услуг и экономические потребности страны будут сбалансированы между требованиями, которые конкурируют между собой.

С внесением последних изменений от 27.06.2018 г. в Федеральный закон № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» процесс пенсионной реформы вступил в фазу активных практических действий [42]. Благодаря пенсионной реформе ожидается снижение уровня бедности среди пенсионеров в результате того, что увеличатся размеры всех пенсий. Будут уменьшены масштабы теневой экономики, причем уменьшены не ввиду искоренения, а путем легализации. Рабочие места, которые сегодня существуют в теневом секторе, сохранятся, но будут функционировать в соответствии с законодательством. В результате повысятся доходы бюджетов всех уровней, увеличатся возможности финансирования социальных программ, включая помощь бедным, в том числе и пенсионерам. И наконец, третьих, — это увеличение инвестиций, создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы, а, следовательно, снижение бедности трудоспособного населения, так как безработица — это один из сильнейших факторов бедности, и наличие в семье хотя бы одного безработного в два раза повышает риск для всей семьи. Для того, чтобы преодолеть бедность, прежде всего следует обеспечить экономический рост страны при одновременном увеличении доходов населения. И уже тогда можно будет рассчитывать на то, что возрастут отчисления в пенсионные фонды и, в частности, в ПФР, в солидарную систему.

Пенсионная реформа в России должна достичь следующих целей:

— установить зависимость размера пенсии от величины заработка и трудового стажа;

— поощрить граждан к сбережению средств на старость;

— создать эффективную и действенную систему административного управления пенсионным обеспечением;

— обеспечить финансовую стабильность пенсионной системы;

— обеспечить надежность сбережений участников пенсионных программ;

— повысить уровень жизни пенсионеров [23, C. 21-25].

Следующее десятилетие в России должно стать периодом реализации полномасштабной пенсионной реформы, постепенного приближения минимального размера пенсий до прожиточного минимума и поэтапной отмены ограничений их максимальных размеров. Вместе с тем, следует учитывать, что осуществление пенсионной реформы на уровне современных мировых стандартов возможно лишь при условии разрешения базовой проблемы — ощутимого роста заработной платы и других доходов населения. Это органично взаимосвязанные проблемы, которые могут решаться только комплексно.

Пенсионная система должна обеспечивать минимальные пенсии, адекватные границы бедности, обеспечивать размеры пенсий, соответствующие величине уплаченных взносов. Граждане, которые платят большие суммы взносов, должны получать высокие пенсии. А те, кто платит в национальную пенсионную систему одинаковые взносы, должны получать эквивалентные пенсии.

Если для представителей определенных профессий или групп работников предстоит установить повышенный размер пенсий, то финансирование этих выплат надо осуществлять не из Пенсионного фонда.

Пенсионная система должна быть финансово сбалансированной в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Действующая пенсионная система является сбалансированной в долгосрочной перспективе, но в случае повышения пенсий до надлежащих размеров, эта сбалансированность будет утрачена.

Администрирование пенсионной системы должно быть эффективным и относительно исчисления взносов и выплаты пенсии, и относительно минимизации потерь, мошенничества и злоупотреблений. Чтобы ввести эффективное управление, нужно применить современные компьютерные и коммуникационные системы, которые будут способствовать ускорению подачи отчетности и ведению четкого учета, передаче администраторам нужной информации, созданию условий для надлежащего контроля над учетом и начислением размеров пенсий, а также поощрению плательщиков добровольно соблюдать законодательные требований к уплате взносов.

В целях повышения эффективности и сбалансированности действующей сегодня в России пенсионной системы нам видится целесообразным внедрение следующей модели. Пенсионный фонд России будет осуществлять администрирование для всех участников второго уровня, а частные компании по управлению активами, выбранные путем проведения тендера, будут осуществлять инвестирование взносов.

Совет Накопительного фонда, функционирующего в рамках второго уровня пенсионной системы, будет издавать распоряжения компаниям по управлению активами относительно того, в какие виды активов, и в каком соотношении они должны инвестировать средства второго уровня – составлять инвестиционную декларацию. От участников не требуется самостоятельно принимать решения по инвестированию своих взносов. Что касается уровня инвестиционного дохода, участникам будут сообщать средневзвешенный уровень инвестиционного дохода, полученный каждой из компаний по управлению активами.

Предложенная модель, по нашему мнению, минимизирует риск возникновения проблем в функционировании второго уровня. Пенсионный фонд России осуществляет персонифицированный учет для солидарной пенсионной системы. В своей базе данных он уже имеет всех потенциальных участников второго уровня и уже сотрудничает со всеми работодателями, которые будут осуществлять отчисления и перевод взносов во второй уровень. Это уменьшит административную нагрузку при функционировании второго уровня.

Независимо от того, будут ли взносы уплачиваться в Накопительный фонд, или в негосударственные пенсионные фонды, их инвестирование является главной задачей Совета фонда, как по определению классов активов, в которые будут инвестироваться взносы, так и относительно того, какая компания (ии) будет (ут) осуществлять фактическое инвестирование средств второго уровня.

При принятии этих решений Совет должна помнить, что его задачей является инвестирование взносов таким образом, чтобы получить максимальный инвестиционный доход для участников. Одновременно Совет должен принимать соответствующие меры, чтобы минимизировать риск получения отрицательного инвестиционного дохода. Сделать это возможно путем обеспечения диверсификации инвестиционного портфеля между различными классами активов в рамках инвестиционной декларации фонда.

Управление пенсионными средствами осуществляют специальные компании по управлению активами (сейчас они уже управляют активами негосударственных пенсионных фондов), избранные на конкурсной основе. Эти компании действуют с соблюдением законодательно установленных ограничений по направлениям инвестирования для обеспечения защиты интересов граждан и стабильного увеличения их средств.

Непосредственное хранение пенсионных активов осуществляет Хранитель — банковское учреждение, которое будет контролировать использование этих средств. Средства, которые будут учитываться на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан, будут их собственностью. Люди смогут воспользоваться ими при достижении пенсионного возраста или, в отдельных случаях (например, в случае инвалидности), раньше этого срока.

Выплаты из Накопительного пенсионного фонда России будут осуществляться дополнительно к солидарной пенсии пожизненно или однократно. Также предполагается, что гражданам будет предоставлено право, в случае их желания, перевести их обязательные пенсионные сбережения из Накопительного фонда в избранный ими негосударственный пенсионный фонд (то есть на третий уровень). Это позволит застрахованным лицам самостоятельно решать, какая инвестиционная политика является наиболее приемлемой для инвестирования их пенсионных сбережений, а, следовательно — в большей степени влиять на размер своей будущей пенсии.

Перечисление страховых взносов в Накопительный фонд будет осуществляться при одновременном повышении заработной платы застрахованному лицу и после выполнения следующих условий:

— обеспечение выплаты пенсий в солидарной системе в размере, предусмотренном Конституцией РФ, то есть на уровне прожиточного минимума;

— сбалансированность бюджета Пенсионного фонда в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета;

— создание институциональных компонентов функционирования накопительной системы пенсионного страхования, в том числе: полного внедрения системы персонифицированного учета и создание системы автоматизированной отчетности о состоянии накопительных пенсионных счетов застрахованных лиц с учетом состояния пенсионных активов; создание программно-технического комплекса для системы сбора страховых взносов в Накопительный фонд, совместимого с системой электронных переводов банков;

— принятие законодательных актов, необходимых для функционирования накопительной системы пенсионного страхования;

— назначение всех членов Совета Накопительного фонда;

— проведение тендеров и заключение договоров с компаниями по управлению активами, хранителем и аудитором Накопительного фонда;

— приобретение опыта работы системы негосударственного пенсионного обеспечения;

— обеспечение финансирования из федерального бюджета утраченной части страховых средств в солидарной системе через перечисление части страховых взносов в Накопительный фонд.

Обязательная накопительная пенсионная система обеспечит дополнительную поддержку солидарной пенсионной системы.

В России солидарной системе грозит уменьшение численности плательщиков взносов, которая по сравнению с численностью пенсионеров, почти сравнялась, то есть один работающий содержит одного пенсионера. Обязательная накопительная пенсионная система разработана, чтобы дополнить солидарную, позволив молодым россиянам принять участие в программе, которая предусматривает инвестирование части пенсионных взносов в инструменты финансового рынка. В будущем это должно компенсировать недостаточность выплат из солидарной системы и предоставить возможность людям получать большие размеры пенсионных выплат.

Введение второго уровня позволяет сбалансировать обязательства пенсионной системы относительно будущих пенсионных выплат. Такая система будет стимулировать граждан к накоплениям пенсионных средств, которые будут их собственностью и использоваться для пенсионных выплат, а в случае смерти участника будут унаследованы. Пенсионные накопления также станут дополнительным источником капитала для развития экономики России. Если аккумулированные в накопительной системе средства инвестировать в государственные облигации, они фактически смогут финансировать дефицит федерального бюджета, уменьшая ограничения на его возможный размер. Следовательно, эти сбережения могут либо ускорить рост, или просто финансировать больший дефицит, а последнее может или не может привести к более высоким темпам роста (в зависимости от структуры и эффективности государственных расходов).

Подводя итог, необходимо отметить, что законодательная база должна гарантировать стабильность системы, тогда удастся избежать нежелательных частых изменений. В настоящее время в отдельные части пенсионной системы ежегодно вносится немало изменений. Между тем, в государстве хронически не хватает финансовых ресурсов, чтобы обеспечить соблюдение действующего законодательства [12, C. 112-117].

Очень важным вопросом в ходе проведения пенсионной реформы является обеспечение граждан понятной и как можно более полной информацией об основных задачах и направлениях реформирования пенсионной системы, что позволит создать надлежащую общественную поддержку реформы — главную ее движущую силу.

 

3.3. Перспективы развития пенсионной системы РФ и направления повышения ее эффективности

 

Несмотря на определенные сдвиги в осуществлении пенсионных преобразований, в России реформа рассматривается как эволюционный и комплексный процесс, который должен происходить с учетом реальной социально-экономической ситуации и реальных возможностей. Эффективность пенсионной системы — сложная экономическая категория, характеризующаяся определенными критериями и показателями. Ее структура принципиально может быть представлена ​​как макроэффективность и промежуточная эффективность.

Под макроэффективностью понимают сумму эффектов, полученных от проведения реформы пенсионной системы, которую предлагается классифицировать следующим образом: социальный эффект, организационный эффект, экономический эффект [13, C. 16-22].

Социальный эффект проявляется в том, что повышается уровень и качество жизни пенсионеров и в обществе в целом создается доверие к власти, что является одной из основ социальной стабильности в государстве.

Организационный эффект заключается в том, что по итогам контроля предлагаются и реализуются меры по улучшению структуры пенсионной системы, в результате повышается управляемость в государстве, сокращаются излишние звенья или создаются новые, необходимые для экономики страны, повышается оперативность управления.

Экономический эффект достигается в результате улучшения макроэкономических показателей, в том числе за счет оживления фондового рынка, рынка труда, улучшения инвестиционного климата.

Оценку макроэкономической эффективности пенсионной системы предлагается определять по формуле:

(3.1)

где Еэф — экономическая эффективность;

Ес -денежное выражение социального эффекта;

Ео -денежное выражение организационного эффекта;

Еэк -денежное выражение экономического эффекта;

СР — совокупные расходы.

Промежуточная эффективность (Епэф) — это соотношение социально-экономических результатов, получаемых в результате внедренных каждого из этапов пенсионной реформы (СЭР), и затрат на их реализацию (Р):

(3.2)

Выявление и разработка системы общих критериев и показателей оценки эффективности пенсионной системы, их систематизация, установление взаимосвязи и взаимозависимости между различными показателями и результатами — достаточно сложная задача, решение которой требует значительного количества информации за определенный период времени и использования математического и программного обеспечения. Сейчас в экономической литературе не существует общепризнанной методической базы оценки пенсионной системы.

Взаимосвязь критериев и показателей оценки эффективности пенсионной системы заключается в следующем. Критерии эффективности позволяют судить о ней только в общей форме. Непосредственно оценивать практические результаты помогают разработка и использование устойчивых, постоянных измерителей — показателей, для которых характерно раскрытие внутреннего содержания, отражение составляющих положительного результата, что и дает возможность оценивать качество системы. Показатели играют двойную роль: с одной стороны, они являются основой оценки работы каждого уровня, а с другой — выявляют и устраняют нарушения. Критерии эффективности имеют большую жесткость и устойчивость, чем показатели.

Таким образом, если критерии эффективности отличаются единством, общим характером, то для показателей эффективности характерны конкретность, множественность и разнообразие. В общем виде предлагаемая система критериев и показателей оценки эффективности пенсионной системы систематизирована в табл. 3.3.

Таблица 3.3

Критерии и показатели оценки эффективности пенсионной системы

Объект оценки Критерии эффективности Количественные показатели эффективности
1 – солидарная система Экономичность — пенсионный возраст участников солидарной системы;

— отдельно для мужчин и женщин минимальный страховой стаж для получения пенсии по возрасту;

— среднесписочная численность застрахованных лиц;

— уровень участия занятого населения в системе пенсионного страхования;

— размер среднемесячного взноса от одного

субъекта предпринимательской деятельности на пенсионное страхование;

— размер пенсии женщин;

— размер пенсии мужчин;

— удельный вес средств федерального бюджета в доходах ПФР;

— экономическая нагрузка на застрахованных наемных работников;

— коэффициент индексации пенсий к темпам роста реальной заработной платы.

2 – общеобязательная накопительная система Действенность, динамичность, результативность — средний размер пенсии из накопительной системы;

— коэффициент замещения из накопительной системы;

— среднегодовой уровень реального инвестиционного дохода;

— количество лет страхового стажа;

— процент унаследованных средств в общей сумме пенсионных выплат участникам общеобязательной накопительной пенсионной системы;

— количество индивидуальных пенсионных счетов в накопительном фонде;

— общий объем пенсионных активов накопительного фонда;

— структура размещения пенсионных активов накопительного фонда.

3 – негосударственные пенсионные фонды Интенсивность, прибыльность, финансовая устойчивость — количество участников негосударственных пенсионных фондов;

— количество вкладчиков негосударственных пенсионных фондов;

— количество негосударственных пенсионных фондов по видам: открытые, профессиональные, корпоративные;

— общая сумма активов негосударственных пенсионных фондов;

— структура размещения пенсионных активов негосударственных пенсионных фондов;

— размер инвестиционного дохода участников;

— пенсионный возраст участников по видам негосударственных пенсионных программ;

— количество лет страхового стажа по видам негосударственных пенсионных программ;

— процент унаследованных средств в общей сумме пенсионных выплат участникам негосударственных пенсионных фондов;

— общий объем пенсионных выплат в системе негосударственного пенсионного обеспечения.

 

В основу методического подхода положен принцип разграничения показателей по уровням пенсионной системы:

1 — солидарная система;

2 — обязательная накопительная система;

3 — система добровольного пенсионного обеспечения.

Для оценки эффективности пенсионной системы используются критерии результативности, эффективности, экономичности, интенсивности и динамичности. Для детальной характеристики эффективности для каждого из названных критериев используется система количественных показателей. Эффективность пенсионной реформы должна отображаться с помощью ряда показателей, по которым можно проследить развитие трех уровней пенсионной системы.

Россия — страна с масштабной, а потому инерционной пенсионной системой. Новая пенсионная система должна быть прозрачной и хорошо регулируемой.

Таким образом, рассмотренные проблемы приближают нас еще на несколько шагов к достижению основных целей и реализации принципов реформированной пенсионной системы. Разработанная система критериев и показателей позволяет более взвешенно подойти к своевременному определению слабых мест пенсионной системы.

Кроме того, по нашему мнению, необходимо дальнейшее развитие государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и совершенствование пенсионного законодательства в частности, упрощение механизма функционирования и обеспечения понятности пенсионной системы для граждан и работодателей.

В целом, перед регуляторами стоит ряд вопросов, требующих, по нашему мнению, если не первоочередного, то скорейшего решения, в частности:

1) поддержка системы негосударственного пенсионного обеспечения с целью повышения функционирования негосударственных пенсионных фондов, а также обеспечение адекватного механизма регулирования этих институтов с целью защиты прав и интересов потребителей;

2) обеспечение создания финансового инструментария для инвестиционной деятельности НПФ, который обеспечивает надежность и приемлемую доходность;

3) надзор за справедливым и объективным определением размера пенсионных накоплений участников НПФ путем определения единицы пенсионных взносов;

4) совершенствование системы раскрытия информации о деятельности НПФ и оптимизация отчетности по негосударственному пенсионному обеспечению;

5) разработка методик оценки деятельности НПФ и оценки финансовых инструментов, входящих в состав активов негосударственных пенсионных фондов, установление соответствующих критериев эффективности;

6) усиление взаимодействия регуляторов, которые осуществляют контроль в сфере негосударственного пенсионного обеспечения.

Как уже отмечено выше, имеющаяся регуляторная база несовершенна по установлению необходимого объема и стандартов распространения информации. Кроме того, действующее законодательство содержит лишь отдельные положения о предоставлении информации действующим, а не потенциальным участникам НПФ. Для расширения деятельности НПФ следует предоставлять информацию для участников и для населения в целом, поскольку она может быть полезной для притока новых участников и выбора ими схемы негосударственного пенсионного обеспечения.

Важной задачей регулирования является также внедрение и применение Международных стандартов финансовой отчетности, а также введение в практику финансовой деятельности порядка обнародования информационных данных НПФ относительно их основных финансовых показателей.

Следует обратить внимание, что на сегодняшний день не урегулированы окончательно вопросы функционирования и внутреннего взаимодействия в рамках одного негосударственного пенсионного фонда администраторов, компаний по управлению активами и хранителей НПФ. В законодательстве не решена проблема нивелирования влияния связанных лиц и обеспечения направленности работы НПФ исключительно на благо участников пенсионной схемы, повышения уровня стандартов распространения финансовой информации и прозрачности схем НПФ. Не установлена однозначная процедура раскрытия / прозрачности цен на ценные бумаги, используемые для оценки стоимости активов НПФ, сужена роль хранителей в процессе их оценки. Учитывая указанное целесообразно усовершенствовать законодательство о запрете (ограничении) на инвестиции в ценные бумаги, выпущенные юридическими лицами, связанными с учредителями НПФ. Отсутствие таких ограничений может привести к развитию «внутренних» фондов с искаженными стимулами. Такие фонды, очевидно, не будут столько максимизировать чистые активы своих участников, сколько заботиться о своих коммерческих интересах.

В свою очередь, высокие требования, предъявляемые к компаниям, управляющим активами пенсионных фондов, требуют дифференцированного подхода к лицензированию их деятельности, зависимости от того, управляют они активами венчурных фондов или пенсионных фондов. На сегодняшний день условия лицензирования одинаковы.

Следует также отметить, что налоговыми органами до сих пор не обеспечивается выполнение требований законодательства о включении пенсионных взносов в состав налогового кредита по налогу с доходов физических лиц и ежегодный перерасчет этих сумм.

Важной проблемой работы негосударственных пенсионных фондов является недостаточность надежных финансовых инструментов инвестиционного класса. В связи с этим актуальным нам видится предложение об увеличении инвестирования пенсионных активов в банковские металлы, инструменты с фиксированным доходом, обеспеченные облигации и др.

Отдельно следует отметить низкий уровень инвестирования пенсионных активов в государственные долговые ценные бумаги. Отметим, что размещение активов пенсионных фондов в государственных долговых инструментах обеспечивает решение следующих задач: диверсификация пенсионных резервов с созданием надежных условий для формирования и инвестирования пенсионных накоплений; обеспечение защиты пенсионных вкладов; контроль со стороны государства над структурой пенсионных резервов; обеспечение условий инвестирования ресурсов в долгосрочном периоде.

Также остается проблемой инвестирование в привлекательные финансовые инструменты нерезидентов. Отечественные НПФ практически не используют возможности диверсификации активов путем инвестирования в иностранные ценные бумаги (норматив — до 20%), что объясняется отсутствием соответствующих законодательных актов и механизмов такого инвестирования.

Следует учитывать, что негосударственные пенсионные фонды — это институциональные инвесторы, ориентированные на длительные сроки инвестирования и обеспечивающие защиту средств участников от инфляции во временном горизонте, который составляет весь период накопления. Поэтому нормативная неурегулированность этих вопросов препятствует инвестициям НПФ в достаточно надежные финансовые инструменты, которые обращаются на развитых и ликвидных иностранных рынках. Инвестиции в высококачественные, ликвидные и правильно оцененные иностранные ценные бумаги могли бы существенно улучшить соотношение между рисками и доходностью НПФ. Стоит внести поправки в нормативную базу валютного регулирования и отменить отдельные регуляторные ограничения на операции с валютой, рассмотреть возможность введения управления рисками и рационального вложения средств, подчиненного детально разработанному регулированию, которое должно предусматривать инвестирование в ликвидные инструменты с низким уровнем риска, которые обращаются на развитых рынках.

Дополнительными моментами улучшения управления инвестиционными портфелями отечественных НПФ может стать, по нашему мнению, разрешение на вложение средств в деривативы, но лишь в целях хеджирования, введение в законодательство общих положений по управлению рисками, наложение ограничений на доли акционерного капитала, которые может содержать НПФ. Последнее требование должно предотвратить превращение НПФ как институционального инвестора в прямого инвестора, во-вторых, оно сможет предотвратить «монополизацию рынка».

Важным аспектом является осуществление постоянного мониторинга соблюдения законодательно установленных ограничений на инвестирование пенсионных активов, которое должно основываться на показателях их среднемесячных значений, обеспечит возможность отслеживания и поддержание предельно допустимых объемов инвестиций.

В инвестиционной политике НПФ важно также учитывать приоритеты их участников. Например, участники младшего возраста скорее отдадут предпочтение высокодоходным и высокорисковым инвестициям, а старшее поколение будет чувствовать себя безопаснее при более консервативном распределении активов. То есть подход к формированию одинакового для всех портфеля инвестиций не позволяет учесть личные предпочтения участников НПФ.

В условиях решения проблемных вопросов функционирования, соответствующего обеспечения надежности пенсионных сбережений, повышения ликвидности и доходности инвестиционного пенсионного резерва НПФ будут иметь потенциал для развития, а также возможность осуществления долгосрочных инвестиций, что может в перспективе стать одним из механизмов привлечения «длинных» денег в реальный сектор отечественной экономики.

Также требует повышения качества работа Советов пенсионных фондов и системы внутреннего управления НПФ: совершенствование финансового планирования деятельности НПФ; совершенствование методов оперативного управления активами НПФ; повышение эффективности финансового обеспечения.

 

Заключение

 

Цель проведенного в этой работе исследования состояла в выявлении и перспективах формирования сбалансированной и эффективной пенсионной системы в РФ.

Для достижения поставленной цели при проведении исследования были решены следующие задачи:

— рассмотрена эволюция развития системы пенсионного обеспечения в РФ;

— охарактеризованы этапы и содержание реформы Пенсионной системы;

— рассмотрены основные институты пенсионной системы РФ;

— выявлены значение и роль ПФР и негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе страны;

— проведен анализ формирования доходной части бюджета ПФР;

— проведен анализ основных направлений расходования средств ПФР;

— проведен анализ показателей деятельности НПФ;

— выявлены актуальные проблемы функционирования пенсионной системы РФ;

— рассмотрены пути решения проблем сбалансированности российской пенсионной системы;

— определены перспективы развития пенсионной системы РФ и направления повышения ее эффективности.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы.

Если говорить об эволюции отечественной пенсионной системы, то, необходимо отметить, что вплоть до 1991 г. пенсионное обеспечение в России носило преимущественно государственный характер.

Наряду с этим, существование страховых и эмеритальных пенсионных касс свидетельствует о функционировании двух уровней пенсионного обеспечения (государственное и частное).

Действующей на сегодняшний день в РФ пенсионной системой предусмотрено наличие различных видов пенсий, классифицируемым по различным признакам и основаниям. Действующей пенсионной системой предусмотрены не только многочисленные виды пенсий, но и ряд других выплат, которые, по сути, также представляют собой пенсии, хотя и называются по-другому. К примеру, судьи имеют право на получение пожизненного содержания; граждане, которые трудятся на предприятиях российского оружейного ядерного комплекса, и граждане, которые достигли особых заслуг перед Россией, имеют право на получение дополнительного пожизненного материального обеспечения.

Таким образом, анализ развития современной отечественной системы пенсионного обеспечения демонстрирует приобретение ею формально концепции, структуры, базовых элементов, модели пенсионного поведения, характерных для развитых стран, но фактически система пенсионного обеспечения функционирует на основе принципа солидарности поколений и перераспределения между нынешними пенсионерами, что проявляется в высокой дифференциации пенсионных выплат. Современный этап характеризуется глубоким кризисом, который проявляется в дефиците ПФР, финансируемым за счет федерального бюджета. В условиях, когда Россия является одной из наиболее быстро стареющих стран мира, и, как следствие, доля пенсионеров стремительно растет, пенсионный взнос является одним из крупнейших в мире, а пенсионные выплаты — одними из самых низких в Европе, в то время, как они составляют 16,4% ВВП, что является, наоборот, самым высоким показателем.

Отсутствие кардинальных непопулярных изменений уже в самое ближайшее время может привести к дефолту отечественной пенсионной системы. В этом случае только увеличение пенсионного возраста и увеличение пенсионных выплат уже не решит накопившихся проблем.

Необходим ряд кардинальных изменений, предусматривающих: во-первых, развитие и совершенствование обязательной накопительной пенсионной системы, несмотря на ее негативный опыт в некоторых странах; во-вторых, создание условий для стремительного развития негосударственного пенсионного страхования; в-третьих, внедрение единых подходов к пенсионному обеспечению (принцип адекватности и справедливости); в-четвертых, создание условий для безопасного и эффективного использования пенсионных накоплений для развития национальной экономики, финансовой системы; в-пятых, активизация развития розничного рынка финансовых инструментов.

Вместе с тем, новации должны сопровождаться эффективным нормативно-правовым обеспечением; ростом минимальной и средней заработной платы (дохода); легализацией теневой занятости и трудовых доходов; четким распределением ответственности за выполнение страховых и государственных пенсионных обязательств между институтами пенсионной системы; совершенствованием системы дифференциации оплаты труда в зависимости от условий и сложности труда; упорядочением норм, принципов, системы начисления пенсионных выплат; повышением уровня пенсионной грамотности и пенсионной ответственности населения.

Учитывая, что реализация накопительной системы сильно зависит от экономических и демографических рисков, в частности инфляции, занятости, динамики процентных ставок, уровня и динамики инвестиционного дохода, уровня развития инструментов фондового рынка и т.д., ее интенсивное развитие должно происходить в период восходящей фазы цикла экономического развития страны.

В настоящее время структурно Пенсионную систему РФ можно представить в виде двух подсистем: подсистема пенсионного страхования; подсистема пенсионного обеспечения.

По источнику финансирования пенсионная система РФ подразделяется на пенсионное обеспечение и пенсионное страхование.

Пенсионное обеспечение финансируется за счет общегосударственных ресурсов и федерального бюджета и распространяется на тех граждан, которые в силу различных причин получения нетрудоспособности не могут использовать метод пенсионного страхования (это государственные пенсии).

Пенсионный фонд Российской Федерации представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пенсий госслужащих, социальных выплат отдельным категориям граждан.

Все большую актуальность на сегодняшний день в сфере коллективного инвестирования приобретают негосударственные пенсионные фонды.

Особая организационно-правовая форма негосударственных пенсионных фондов закрепляется за фондами положениями федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», в соответствии с которыми негосударственные пенсионные фонды признаются некоммерческими  организациями  социального  обеспечения,  исключительными  видами  деятельности  которых  является деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда, а также деятельность страховщика по обязательному пенсионному страхованию и деятельность страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.

В структуре доходов ПФР преобладающую долю как в 2015, так и в 2017 году занимали страховые взносы работодателей (в 2017 году доля составила 46% в общем составе доходов). Доля бюджетных ассигнований в динамике 2015-2017 гг. возросла на 1%.

Бюджет Фонда на 2015 год сформирован по расходам в сумме 5407,31 млрд. рублей (9,2% к объему ВВП), в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (НЧП): по расходам в сумме 5222,67 млрд. рублей.

Основную часть расходов бюджета Фонда составляют расходы на социальную политику – более 98%. Остальные 2% — это расходы на образование и общегосударственные расходы.

В качестве вывода важно отметить, что, несмотря на положительную динамику доходов Пенсионного фонда РФ, которые в 2017 году составили 5,9 трлн. руб. против 5,7 трлн. руб. в 2016 году, а также снижение дефицитности бюджета Пенсионного фонда РФ, он сталкивается с рядом проблем и противоречий.

Необходимо отметить отрицательные влияния на деятельность негосударственных пенсионных фондов, связанные с распространением неблагоприятных явлений на реальный сектор экономики:

— потери НПФ в связи с объявлением отдельными российскими предприятиями дефолта по облигациям, в которые вложены пенсионные средства НПФ (например, по экспертным оценкам, по состоянию на 1 января 2017 г. общая сумма дефолтных облигаций в портфелях фондов составила 4 255800 тыс. руб., из них в портфелях пенсионных резервов – 3753200 тыс. руб. и в портфелях пенсионных накоплений – 502600 тыс. руб.);

— снижение сумм пенсионных взносов по негосударственному пенсионному обеспечению и страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, поступающих в НПФ.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Реформа пенсионного обеспечения в России движется очень медленно. Введение накопительной системы пенсионного обеспечения должно стать мощным, весомым дополнительным источником доходов пенсионеров и мощным источником инвестиционных ресурсов в экономику страны.

Задачей государства сегодня должно быть улучшение благосостояния широких слоев населения.

Условиями успешного реформирования пенсионного обеспечения в России должны быть:

— сбалансированность солидарной пенсионной системы. Исключение возможности принятия решений о пересмотре размеров пенсий без учета реальных возможностей бюджета ПФР;

— совершенствование порядка назначения и перерасчета пенсий, формирование четкой нормативной базы, регулирующей деятельность пенсионных фондов;

— соблюдение принципов равенства и справедливости системы пенсионного страхования и освобождение солидарной системы от льготников;

— введение единого социального взноса;

— усиление контроля и ответственности над соблюдением законодательства об оплате труда и уплате страховых взносов;

— упорядочивание алгоритма определения года выхода на пенсию. На современном этапе решить существующие финансовые проблемы солидарной пенсионной системы без продления пенсионного возраста невозможно;

— совершенствование налогового законодательства относительно функционирования субъектов негосударственного пенсионного обеспечения;

— повышение уровня и качества профессиональной подготовки субъектов системы пенсионного обеспечения.

Внедрение пенсионной реформы в полном объеме должно обеспечить рост и стабильность выплат пенсий, стать мощным фактором инвестирования отечественной экономики.

Список использованных источников

 

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / СПС «КонсультантПлюс». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения – 20.08.2018).
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) / СПС «КонсультантПлюс». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=214557&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.23949583762465676#0 (дата обращения – 20.08.2018).
  3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) / СПС «КонсультантПлюс». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=200341&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.3908663754988293#0 (дата обращения – 20.08.2018).
  4. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.08.2018) / СПС «КонсультантПлюс». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения – 25.08.2018).
  5. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О негосударственных пенсионных фондах» / СПС «КонсультантПлюс». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=303660&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8640790712320934#01715777706890329 (дата обращения – 25.08.2018).
  6. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» / СПС «КонсультантПлюс». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64872/ (дата обращения – 25.08.2018).
  7. Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» / СПС «КонсультантПлюс». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76593/ (дата обращения – 25.08.2018).
  8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «О страховых пенсиях» / СПС «КонсультантПлюс». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=301211&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.6475744740090841#0500434161108122 (дата обращения – 25.08.2018).
  9. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О накопительной пенсии» / СПС «КонсультантПлюс». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=303641&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.4555067442448373#02889468450391204 (дата обращения – 25.08.2018).
  10. Федеральный закон от 01.12.2014 № 385-ФЗ (ред. от 20.04.2015) «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» / СПС «КонсультантПлюс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171550/ (дата обращения – 25.08.2018).
  11. Алиев С.Д. АХД. — М.: Альянс-М, 2015. — 438 с.
  12. Бойцова М. Новое пенсионное законодательство России. — М.: Фактор. 2016. — 413 с.
  13. Гончаров А.Б., Гончарова С.Ю. Пенсионная система в России: проблемы и оценка эффективности / Экономический вестник. – 2017. — № 2.
  14. Гринин Л.Е. Глобальный кризис в ретроспективе. Краткая история подъемов и кризисов: от Ликурга до Алана Гринспена / Л.Е. Гринин, А.В. Коротаев. — М.: Либроком, 2015. — 336 с.
  15. Даценко Н. Пенсионщики набирают обороты / Н. Даценко // Экономические известия. – 2017. — № 116.
  16. Ерохина Е.А. Теория экономического развития: системно-синергетический подход / Е.А. Ерохина. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2014. — 160 с.
  17. Кирьязова Т.А. Проблемы формирования эффективной пенсионной системы в России / Финансы и статистика. – 2016. — № 4.
  18. Кобец Е. А. Планирование. Учебное пособие. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2015. — 539 с.
  19. Коробейников Н.П. Особенности реформирования пенсионных правоотношений в условиях российской экономической системы / Н. Коробейников // Журнал Саратовского университета права. — 2017. — № 1.
  20. Коротаев А.В. Кондратьевские волны в мировой динамике / А.В. Коротаев, С.В. Цирель // Системный мониторинг. Глобальное и региональное развитие. — М.: Либроком/URSS, 2016. – 339 с.
  21. Костюнина Г.М. Реформирование пенсионных систем в странах Латинской Америки / Г.М. Костюнина // Труд за рубежом. — 2017. — № 3.
  22. Лапкин В.В. Циклы, ритмы, волны: проблемы моделирования политического развития / В.В. Лапкин // Политические исследования. — 2015. — Т. № 4.
  23. Ливанова Е. К вопросу о финансовой стабильности новой пенсионной системы / Экономика и финансы. – 2017. — № 7.
  24. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент — 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Эксмо, 2014. — 768 с.
  25. Мелехова А.В. Российские реалии современной системы негосударственного пенсионного обеспечения / Механизм регулирования экономики. – 2016. — № 4.
  26. Миндова А.И. Эволюция современной модели системы пенсионного обеспечения в России / Международные экономические отношения и мировое хозяйство // Научный вестник Воронежского государственного университета. – 2016. — № 12.
  27. Моргунов М.В. Страхование и его роль в обеспечении социальной защиты населения // Экономика и финансы. — 2017. — №6.
  28. Полозова Л.В. Развитие пенсионной системы России// Экономика и финансы. — 2018. — №3.
  29. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений / Ю.М. Плотинский. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — M.: Логос, 2014. — 296 с.
  30. Потаева Л.А., Щербаков Р.М. Проблемы формирования эффективной финансово-сбалансированной пенсионной системы в России // Формирование рыночных отношений в России. — 2017. — №8 (87).
  31. Сергеева Р. Опыт деятельности субъектов НПС / Р Сергеева // Ценные бумаги. — 2017. — № 10.
  32. Сидорович Н.А. Идея миропорядка как понятие философии глобализации: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. философ. наук: спец. 09.00.11 «Социальная философия» / Н.А. Сидорович. — Москва, 2017. — 28 с.
  33. Шахов О.С. Финансовый менеджмент. — М.: Либеральная Миссия, 2016. — 109 с.
  34. Якимова Л.П. Эволюционная динамика пенсионных систем в контексте экономических циклов / Вестник СпбГУ. – Спб., 2015. -Вып. 34. – Т. 1.
  35. Якимова Л.П. Эволюция пенсионных систем индустриально развитых стран: тенденции, закономерности, проблемы / Л.П. Якимова // Проблемы развития и трансформационные механизмы становления рыночной экономики в России, ее регионах и на предприятиях: сб. науч. трудов / СпбГУ. — Спб, 2016. — Т. Х. (Экономика; вып. 138).
  36. Якимова Л.П. Эволюция пенсионной системы России / Л.П. Якимова // Актуальные проблемы развития экономики региона: науч. сб. — СпбГУ: Спб, 2015. — Вып. 6. — Т. 2.
  37. Яценко В. Риски в частном пенсионном обеспечении и необходимость регулирования пенсионных фондов / В. Яценко // Социальная политика. — 2016. — № 5.
  38. Акаев А.А. Исследование сценариев развития России в условиях мирового кризиса / А.А. Акаев, В.А. Садовничий. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.askarakaev.com/netcat_files (дата обращения — 25.08.2018).
  39. Изменение численности населения по вариантам прогноза / Демографический прогноз до 2035 года // Демография. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/progn1.xls (дата обращения — 25.08.2018).
  40. Институт экономики и права Ивана Кушнира — научно-исследовательское учреждение / Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.be5.biz (дата обращения – 25.08.2018).
  41. Министерство финансов Российской Федерации / Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения – 25.08.2018).
  42. Обзор изменений Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» / СПС «КонсультантПлюс». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=76817&dst=4294967295&cacheid=BEDF34F6B6BC3A0FF4A52E43D5AA480E&mode=chgreview&req=doc&rnd=BDF7AEC647F449BD18C586F36E72A018#039322411117466394 (дата обращения – 25.08.2018).
  43. ООН: мужчины в России вымрут до пенсии / NEWS.ru. — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.ru/obshestvo/oon-muzhchiny-v-rossii-vymrut-do-pensii/ (дата обращения – 25.08.2018).
  44. Пенсионная реформа коснется лишь «молчунов» / NEWS.ru. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.newsru.com/finance/26nov/nakopili.html (дата обращения — 25.08.2018).
  45. Пенсионный фонд РФ / Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru (дата обращения – 25.08.2018).
  46. Федеральная служба государственной статистики / Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения – 25.08.2018).
  47. Финансовые рынки / Центральный банк Российской Федерации // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/finmarket/ (дата обращения – 25.08.2018).
  48. Green K.B. de. The Kondratiev Phenomenon: A Systems Perspective / K.B. de Green // Systems Research. Vol. 5. № 4. – 411 р.

Страницы 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф