Скоро защита?
Меню Услуги

Проблемы формирования сбалансированной и эффективной пенсионной системы

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2 3


Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и правовые основы функционирования пенсионной системы Российской Федерации
1.1. Эволюция развития системы пенсионного обеспечения в РФ
1.2. Этапы и содержание реформы Пенсионной системы
1.3. Пенсионная система РФ, ее институты
1.4. Значение и роль ПФР и негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе страны
Глава 2. Анализ сбалансированности и эффективности российской пенсионной системы на современном этапе
2.1. Анализ формирования доходной части бюджета ПФР
2.2. Основные направления расходования средств ПФР
2.3. Анализ показателей деятельности НПФ
Глава 3. Проблемы сбалансированности пенсионной системы Российской Федерации и направления повышения ее эффективности
3.1. Актуальные проблемы функционирования пенсионной системы РФ
3.2. Пути решения проблем сбалансированности российской пенсионной системы
3.3. Перспективы развития пенсионной системы РФ и направления повышения ее эффективности
Заключение
Список использованных источников
Приложения

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Создание надежной, сбалансированной и финансово устойчивой системы пенсионного обеспечения, способной решать сложные социальные проблемы, — чрезвычайно ответственное задание для каждого социально ориентированного государства. В мире используются различные системы пенсионного обеспечения, и каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Ожидается, что внедряемая в нашей стране сейчас пенсионная система существенно расширит возможности для повышения благосостояния людей, экономического роста страны.
Международный опыт свидетельствует о том, что функционирование пенсионных систем постоянно анализируется с целью приспособления их к экономическим, социальным, политическим и демографическим изменениям. Практически во всех странах или активно обсуждаются, или уже реализуются меры совершенствования пенсионных систем. В каждом отдельном случае эти реформы абсолютно уникальны, рассчитаны на определенный уровень развития экономики, степень прозрачности фондового рынка, потребности граждан.
Актуальность повышения эффективности и сбалансированности пенсионной системы на современном этапе обусловлена сложным характером социально-экономических реформ, характеризующихся активным принятием большого количества законов и других нормативно-правовых актов.
Вопросы, связанные с оценкой эффективности пенсионной системы, своими корнями уходят в проблематику затратности и результативности пенсионной системы на всех ее уровнях. Все указанное выше требует разработки методических подходов к формированию эффективной пенсионной системы в России и оценке ее эффективности.
Несмотря на то, что пенсионное законодательство, а соответственно, и пенсионная система нашей страны в последнее время претерпели существенных изменений, пенсионное обеспечение населения в России продолжает характеризоваться значительным количеством проблем. Целью дальнейшего реформирования является построение эффективной, финансово устойчивой пенсионной системы, способной обеспечивать достойный уровень жизни пенсионерам. В связи с этим актуализируется научная задача формирования сбалансированной пенсионной системы в России и создания эффективных механизмов государственного управления в области пенсионного обеспечения в стране.
Актуальность темы, а также недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы предопределили выбор темы дипломной работы, цель, задачи и ее структуру.
Цель исследования – выявление перспектив формирования сбалансированной и эффективной пенсионной системы в РФ.
Для достижения данной цели при проведении исследования предстоит решить следующие задачи:
— рассмотреть эволюцию развития системы пенсионного обеспечения в РФ;
— охарактеризовать этапы и содержание реформы Пенсионной системы;
— рассмотреть основные институты пенсионной системы РФ;
— выявить значение и роль ПФР и негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе страны;
— провести анализ формирования доходной части бюджета ПФР;
— провести анализ основных направлений расходования средств ПФР;
— провести анализ показателей деятельности НПФ;
— выявить актуальные проблемы функционирования пенсионной системы РФ;
— рассмотреть пути решения проблем сбалансированности российской пенсионной системы;
— определить перспективы развития пенсионной системы РФ и направления повышения ее эффективности.
Объект исследования — пенсионная система РФ.
Предметом исследования является совокупность экономических отношений по поводу эффективности и сбалансированности финансового обеспечения пенсионной системы РФ.
Временные рамки проведения исследования – 2015 г. по 2018 г. включительно.
Методология исследования. Для достижения поставленной цели и решения описанных выше задач при проведении исследования использовались следующие методы: теоретического обобщения, синтеза и анализа; структурного анализа и экономико-статистические методы.
Информационную базу работы представляют официальные данные Министерства труда и социальной политики РФ, данные ФСС РФ, законодательные и нормативно-правовые акты по вопросам функционирования ФСС РФ; данные ФСГС; научные публикации и монографические издания отечественных и зарубежных ученых.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и состоит из введения; основной части, включающей три главы; заключения; списка источников, которые были использованы при выполнении исследования, и приложений, которые содержат материалы, не вошедшие в основную часть работы.

Глава 1. Теоретические и правовые основы функционирования пенсионной системы Российской Федерации

1.1. Эволюция развития системы пенсионного обеспечения в РФ

Проблема пенсионного обеспечения является одной из самых актуальных социально-экономических проблем современности. В условиях глобального старения населения пенсионные системы (ПС), основанные на принципе солидарности поколений, не способны обеспечить достойный уровень жизни нетрудоспособным и пожилым людям. Однако, стремление правительств внедрить пенсионные системы, основанные на принципе добровольного накопления средств на старость, не находят массовой поддержки среди населения, и это касается не только России, но и многих индустриально развитых стран. Моделирование эволюционной динамики пенсионных систем имеет целью прогнозирование динамики процессов пенсионного обеспечения, разработку сценариев развития пенсионных систем, прогноз временных рамок возникновения пенсионных кризисов. Построение долгосрочных прогнозов и сценариев развития предполагает рассмотрение предыдущих эволюционных тенденций за длительный период времени для установления долгосрочных закономерностей и циклов и их экстраполяцию в долгосрочных тенденциях в будущем. Выявление и описание эволюционных циклов пенсионных систем целесообразно осуществлять в рамках циклично-волновой парадигмы, к базисным понятиям (метафорам) которой относятся: волна, цикл и ритм [22, C. 26-31].
Циклично-волновой подход к исследованию динамики социально-экономических систем исходит из понимания их эволюции как волнового процесса с множеством переходов и бифуркаций, результат которых не предрешен, с изменением фаз внутри циклов (витков) исторического развития, с воспроизведением на новом витке, в новых условиях подобных, в чем-то похожих явлений и ситуаций. Этот подход предполагает, что конец предыдущего витка, предыдущей волны эволюционного развития является началом нового витка, новой волны, причем предыдущая эпоха не исчезает бесследно, не уходит в никуда, она продолжает жить в новой эпохе в виде техники и технологии, культуры, мировоззрения людей, в виде сделанного в прошлом выбора, который определил дальнейшее движение общества [32, C. 17].
Проведенный в этой работе экономико-исторический анализ эволюции пенсионных систем [35, C. 46-60] показал, что пенсионные системы развиваются во времени неравномерно, им свойственна цикличность, а именно двухтактный ритм: эволюционная фаза сменяется революционной (кризисом).
Эволюционные фазы (фазы стабильности) — длительные периоды стабильного развития пенсионной системы, характеризующиеся отсутствием существенных потрясений в ее функционировании, в течение которых структура и параметры пенсионной системы остаются практически неизменными.
Революционные фазы (фазы кризиса) или точки бифуркации — периоды существенных потрясений в функционировании пенсионных систем, ветвление вариантов их развития, занимающие в общем случае, значительно меньше времени по сравнению с эволюционными фазами. Каждая революционная фаза заканчивается пенсионной реформой, которая обеспечивает переход пенсионной системы на новый постоянный уровень развития (аттрактор), в результате чего происходит изменение ее параметров, структуры, механизма функционирования. Сами изменения пенсионных систем в точке бифуркации, как и любой другой социально-экономической системы, происходят достаточно быстро, но готовятся в ходе эволюционной фазы многочисленными экономическими и внеэкономическими флуктуациями, которые сначала подавляются, но, выйдя за определенные пределы, вступают в силу и обеспечивают скачок [16, C. 89-93].
Чувствительность национальной пенсионной системы к флуктуациям тем меньше, а устойчивость – тем больше, чем более диверсифицированной является ее структура, отсюда объективный закон эволюции пенсионных систем: эволюционное развитие национальных пенсионных систем идет в направлении усложнения их структуры. Таким образом, флуктуации приводят к параметрическим реформам пенсионных систем, а в точках бифуркации происходят структурные реформы [21, C. 79-97].
Логично предположить, что наполняемость национальных пенсионных фондов солидарных систем (и, следовательно, их устойчивость), доходность накопительных государственных и частных пенсионных систем зависят от цикличности развития национальных и мировой экономик, и на основе этого выдвинуть гипотезу о том, что точки бифуркации пенсионных систем связаны с долгосрочными циклами деловой активности, длинными экономическими волнами, или Кондратьевский циклами (К-циклами), названными Й. Шумпетером в честь выдающегося российского экономиста Н.Д. Кондратьева, на которые накладывается демографический тренд, а флуктуации — со среднесрочными циклами Жюгляра (J-циклами). Следует отметить, что Й. Шумпетер придавал важное значение взаимодействию большого цикла Кондратьева со среднесрочными J-циклами продолжительностью 7 … 10 лет. Он показал, что последние должны быть синхронизированы с циклом Кондратьева, причем каждый цикл Кондратьева состоит из шести циклов Жюгляра. Отсюда следует, что первые годы фазы подъема (процветание) кондратьевского цикла совпадают с фазами процветания по Жюгляру. Отсюда и динамичность экономического развития в фазе подъема. Наоборот, когда фазы спада и депрессии кондратьевского цикла совпадают с фазами депрессии по Жюгляру, тогда и случаются наиболее глубокие кризисы и длительные рецессии, как это и случилось в 2008 г. [38].
Структура К-циклов известна и достаточно проста. Каждый цикл состоит из двух стадий или волн: восходящей и нисходящей, и подразделяется на четыре фазы: оживление (восстановление), подъем (процветание), спад (рецессия) и депрессия. Сам М.Д. Кондратьев обнаружил три первых длинных волны и их фазы, дальнейшие исследователи К-циклов идентифицировали следующие волны и их фазы [20, C. 189-229] (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Синхронизация длинных волн Кондратьева и эволюционной динамики пенсионных систем [21; 35; 38]

№ К-цикла Стадия К-цикла Годы начала Годы окончания События пенсионной эволюции
I Восходящая конец 1780-х —

начало 1790-х

1810-1817
Нисходящая 1810-1817 1844-1851
II Восходящая 1844-1851 1870-1875
Нисходящая 1870-1875 1890-1896 Внедрение ПС Германия (1889), Дания (1891), Новая Зеландия (1898)
III Восходящая 1890-1896 1914-1920 Внедрение ПС: Австралия, Ирландия, Великобритания (1908), Швеция (1913)
Нисходящая 1914-1920 (или 1928/29) 1939-1950 Внедрение ПС: Италия (1919), Чили (1924), Канада (1927), США (1935), Норвегия (1936),

Финляндия (1937), Япония (1942), Мексика (1943), Франция (1945), Швейцария (1946). Переход к смешанной ПС: Великобритания (1948)

IV Восходящая 1939-1950 1968-1974 Расширение пенсионных прав (почти во всех ПС)
Нисходящая 1968-1974 1984-1991 Переход к накопительной ПС: Чили (1981); к смешанной ПС: Германия (1984). Реформа ПС

СССР (1990)

V Восходящая 1984-1991 2005-2008 Переход к накопительной ПС: Перу (1993), Казахстан (1998); к смешанной ПС: Колумбия, Аргентина (1994), Уругвай (1996), Мексика, Боливия (1997), Сальвадор (1998), Италия (1992), Швеция (1994), Чехия (1995), Германия, Венгрия (1998), Россия (1998-2002) и др.
Нисходящая 2005-2008 Длится Сокращение пенсионных прав в распределительной системе и развитие накопительной системы (почти во всех ПС)

Синхронизация эволюционной динамики национальных пенсионных систем с К-циклами позволяет сделать следующие выводы:

  1. Наблюдается устойчивая тенденция внедрения национальных пенсионных систем в фазы депрессии (II и III длинные волны) или дальнейшего оживления, за некоторым исключением, например, в Швеции (1913 г.).
  2. Массовое структурное реформирование пенсионных систем в странах Латинской Америки — переход от распределительной системы «pay-as-you-go» к накопительной или смешанной системе — начинается в 1981 г. (Чили), то есть в фазу депрессии IV длинной волны и продолжается в фазу оживления. В индустриально развитых странах в настоящее время также наблюдается переход к смешанным ПС, однако, не такой радикальный, кроме Великобритании. К этому же времени относится первая реформа пенсионной системы СССР: внедрение пенсионной системы, основанной на страховых принципах (1990 г.), и переход к смешанным пенсионным системам в большинстве бывших социалистических стран и советских республик начиная с 1995 г.
  3. Современный глобальный финансовый кризис (нисходящая фаза V длинной волны) в сочетании с неблагоприятной демографией заставил практически все правительства пойти на сокращение пенсионных прав в распределительной системе и форсировать развитие накопительных систем как обязательных, так и добровольных, используя при этом различные способы мотивации.

Таким образом, эволюция пенсионных систем подтверждает тезис о том, что депрессия запускает процесс внедрения как экономических, так и социальных и политических инноваций: внедрение и структурные реформы пенсионных систем происходят или на завершающем этапе фазы депрессии, или в фазу оживления через временной лаг между подготовкой и реализацией пенсионных проектов. С другой стороны, на устойчивое функционирование пенсионных систем влияют и среднесрочные инвестиционные циклы Жюгляра, пиковые точки которых вызывают параметрические реформы пенсионных систем: расширение или сокращение пенсионных прав (пенсионного возраста, пенсионного стажа, размера пенсионного взноса) [14, C. 212-217].

Синхронизация периодических экономических кризисов в странах Европы и США и событий эволюции пенсионных систем отдельных стран, например, Великобритании (табл. 1.2) доказывают этот тезис.

Таблица 1.2

Синхронизация периодических экономических кризисов и событий эволюции ПС (на примере Великобритании) [14; 35]

№ К-цикла Стадия К-цикла Годы кризиса Основные государства, охваченные кризисом Эволюция ПС Великобритании
I Нисходящая 1825 Англия
1836-1837 Англия, США
1847 Англия, США, Франция, Германия
II Восходящая 1857 Англия, США, Франция, Германия
1866 Англия, Франция
1873 Англия, США, Франция, Германия, Австрия и ряд др.
Нисходящая 1882 Англия, США, Франция
1890-1893 Англия, США, Франция, Германия, Австро-Венгрия и ряд др.
III Восходящая 1900-1903 Англия, США, Франция, Россия
1907 Англия, США, Франция, Германия, Австро-Венгрия и ряд др. 1908 г., внедрение ПС
1920 Англия, США
Нисходящая 1929-1933 Большинство стран мира, но особенно тяжело США, Германия, Австрия; в меньшей степени Англия и Франция
1937-1938 Целый ряд стран, в большей степени США, меньше — Англия, Франция, др.
IV Восходящая 1948-1949 США, большинство стран Европы, сильный валютный кризис в Англии 1948 г., реформа Бевериджа
1953-1954 США, ряд европейских стран (в 1952 г.)

Продолжение таблицы 1.2

1957-1958 США, Англия
1960-1961 В основном США, в небольшой степени Англия
1966-1967 Ряд европейских стран, особенно Германия
Нисходящая 1974-1975 США, Канада, большинство стран Европы 1974 г., новая схема расчета пенсий
1979-1982 США, ряд европейских стран 1978 г., приватизация ПС; 1980 г., индексация пенсий ввиду

инфляции цен

V Восходящая 1990-1993 США, большинство стран Европы
1998 Россия, некоторые страны Восточной Европы
2001-2002 Кризис интернет-компаний в США и ряде других стран 2000 — 2003 гг. Государственная пенсия двухуровневая
Нисходящая 2008-2009 Глобальный кризис 2010 г., повышение

пенсионного возраста

 

Таким образом, феномен Кондратьева относится не только к экономике, но и касается социальных, политических, а также психологических сфер общества. Более того, американский ученый К. де Грин, который определил [48, C. 281-298] макропсихологические черты четырех фаз циклов Кондратьева (табл. 1.3), считает, что этот феномен является следствием коллективного поведения наций, которые становятся все более тесно связанными информационными и транспортными коммуникациями, совместными технологиями и моделями образования [29, C. 174].

Обнаруженные К. де Грином макропсихологические черты могут стать базисом при прогнозировании коллективного поведения в сфере пенсионного обеспечения и формирования соответствующей социально-экономической государственной политики (см. табл. 1.3).

 

Таблица 1.3

Макропсихологические черты, стратегии и риски четырех фаз цикла Кондратьева [29; 38; 48]

Стадии К-цикла Нисходящая Восходящая Нисходящая
Фазы К-цикла Депрессия Оживление Подъем Спад
Годы 2008-2018 2018-2028 2028-2042 2042-2050
Восприятие прямой

угрозы

Падает от

максимума

Падает Слабое Растет
Восприятие благоприятной

возможности

Расширяется Широкое Ограниченное Очень ограниченное
Обучение Увеличивается Высокое Падает Низкое
Тревога Уменьшается от максимума Низкая Низкая Достигает максимума
Стремление к риску Растет Высокое Падает Низкое
Мотивация, мораль,

удовлетворение работой

Растет Высокое Падает Низкое
Доверие к финансовой

системе

Низкое Возрастает Достигает максимума Снижается от максимума
Стратегии Запуска инноваций Роста Роста Экономии
Риски Безработица,

социальная

напряженность

Сбои в

кредитовании

экономики

Перегрев

экономики,

«финансовые пузыри»

Стагфляция,

Безработица

Социально-экономическая и финансовая политика Инновационная

политика

инвестирования в базисные

технологии и

венчурный

капитал

Неолибераль-ная политика с целью дать волю рыночной стихии и свободной конкуренции Неолибераль-ная политика в

сочетании с

контролем за

финансовыми

спекуляциями на фондовых биржах

Ограничительная бюджетная политика при поддержке инфраструктур-ных и

институцио-нальных

изменений

 

Поскольку в период депрессии расширяется восприятие благоприятной возможности, увеличивается обучение (восприятие нового), повышается стремление к риску, тревога постепенно снижается, то именно этот период (примерно до 2018-2019 гг. по [38]) необходимо максимально использовать для запуска пенсионных инноваций: в России окончательно сформировать трехуровневую систему пенсионного обеспечения с реально функционирующими накопительными уровнями. В фазе оживления и подъема экономики, финансовых рынков такая диверсифицированная пенсионная система окрепнет и в следующий спад и депрессию (2040 … 2060 гг.), несмотря на прогнозируемую неблагоприятную демографию, сможет устоять. Более того стойкая многоуровневая пенсионная система, не только не отвлекает средства из бюджета, но и является источником финансовых ресурсов, инвестируемых в национальную экономику, что позволит, если не предотвратить, то смягчить действие следующего кризиса.

Вместе с тем, успех структурных пенсионных реформ, направленных на внедрение и развитие добровольных накопительных компонент пенсионных систем, определяется финансовым пенсионным поведением индивидуумов, основанным на их доверии к финансовой и пенсионной системам, желании и способности накапливать средства на старость через институты ПС, которые также подвергаются циклическим колебаниям. Доверие к финансовой системе зависит, во-первых, от продолжительности периодов ее стабильности: чем дольше периоды стабильности экономики и финансовой системы, тем более высокий уровень доверия у населения имеет такая система, и наоборот. Во-вторых, от глубины финансово-экономических кризисов, поскольку индивидуумам присуща долговременная «финансовая память»: чем больше и масштабнее были потери, тем дольше восстанавливается доверие к финансовой системе. Следовательно, формирование доверия происходит под влиянием двух видов воздействий на индивидуумов:

1) длительное воздействие слабых полей (время стабильности финансовой системы);

2) поток кризисных событий [34, C. 37-34].

Уровень доверия стремительно падает вследствие кризисных событий, а восстанавливается медленно под влиянием длительного действия слабых полей.

Кризисные события — это не только глобальные кризисы долгосрочного К-цикла, но и периодические экономические кризисы среднесрочных циклов. На основании сводной таблицы периодических экономических кризисов в странах Европы, США и России за последние 185 лет (см. табл. 1.2) была проверена и принята при уровне значимости 0,05 гипотеза о том, что закон распределения дискретной случайной величины «продолжительность периода стабильности» — это закон Пуассона с параметром λ° = °6,59 (средняя продолжительность периода стабильности), интенсивность потока кризисов равна 0,15 кризисов в год (или 15 кризисов на век). В условиях предположения о сохранении закона распределения в будущем, моделируются колебания уровней доверия агентов пенсионного социума к национальным финансовым и пенсионным системам, определяющим их поведенческие характеристики и масштабы распространения добровольных накопительных пенсионных систем.

В заключение следует добавить, что выявить связь между поведенческими моделями, присущими индивидуумам в течение всего жизненного цикла, условиями, формирующими эти модели, помогает теория поколений — циклическая теория истории, основанная на архетипах поколений, которые повторяются.

Таким образом, предложенный циклично-волновой подход является необходимым инструментарием, позволяющим выявить, объяснить и предсказать долговременные тенденции эволюционной динамики пенсионных систем. В данном контексте реформирование пенсионной системы не является локальной проблемой России — в той или иной форме она существует в большинстве стран. С начала 80-х годов проблемы пенсионного обеспечения выдвинулись в центр политики научных и общественных дискуссий во всех странах мира. Поиски эффективной модели пенсионной системы, вызванные старением населения, ведутся во всех цивилизованных странах, где сложилась традиция социальной ответственности перед пожилыми людьми. В мире предлагаются и используются различные подходы к реформированию пенсионного обеспечения.

После распада Советского Союза Россия, как и другие бывшие республики СССР, унаследовала сложившуюся в семидесятых и усовершенствованную в начале 90-х годов прошлого века солидарную пенсионную систему, ориентированную на достаточно стабильную экономическую и демографическую основу, преимущественно административное регулирование, наличие ряда льгот и социальных гарантий, которые больше свойственны системе социального обеспечения, чем пенсионной системе. Но, как известно, экономический кризис и процесс старения населения многократно усилили влияние на слабые стороны действующей пенсионной системы и привели ее к несправедливости, неэффективности и даже к неспособности справиться с текущими выплатами в 1995-2000 гг.

В последние годы в России создана принципиально новая система пенсионного обеспечения, которая является фактором экономических и социальных преобразований на пути к благосостоянию и справедливости. Пенсионное реформирование в Украине осуществляется поэтапно.

 

1.2. Этапы и содержание реформы Пенсионной системы

 

С 2015 года в Пенсионной системе России произошли изменения (этапы определены на рис. 1.1).

Пенсионеры, осуществляющие трудовую деятельность, в полном объеме будут получать пенсию.

В последние годы отечественное пенсионное законодательство достаточно часто реформируется. С 2015 года снова вступили в силу многочисленные изменения, согласно которым система, формирующая пенсионные права граждан, была подвержена существенным корректировкам. При этом нововведения не обошли стороной и порядка назначения трудовых пенсий по старости.

Рисунок 1.1 — Этапы реформирования Пенсионной системы РФ и их содержание [19, C. 125-128]

 

Основные два документа сегодня, которые регламентируют изменения, вносимые в принципы функционирования пенсионной системы, — это Федеральный закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [8] и Федеральный закон № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» [9]. Эти нормативные акты были приятны и вступили в силу в 2013 г.; основная цель их принятия – усовершенствовать существующее пенсионное законодательство.

Первое, о чем следует сказать, это то, что, начиная с 2015 года, для расчета страховой части пенсии применяется новая, более сложная формула, основанная на системе балльных коэффициентов. За определённый набор факторов (стаж, зарплату, срок выхода на пенсию и другие) начисляются баллы. Чем выше эти показатели окажутся, тем больше гражданин получает баллов и тем выше окажется его пенсия. Появляется новое понятие годового пенсионного коэффициента (ПК). ПК работника рассчитывается как соотношение его официальной годовой зарплаты (той, с которой уплачиваются взносы) к утвержденному правительством максимальному размеру заработка, с которого взимаются пенсионные взносы. Полученная величина умножается на максимальное значение пенсионного коэффициента, который устанавливается на текущий календарный год. Величину этого коэффициента исчисляют для каждого календарного год, начиная с начала 2015 г. Согласно информации с официального сайта ПФ РФ, в течение 2015 г. максимальный коэффициент составляет 7,39 балла, а с 2021 г. он увеличится до 10 [45].

Минимальная сумма всех пенсионных коэффициентов работника, необходимая для возникновения у него прав на страховую пенсию с 2025 года, должна быть не менее 30 баллов. В 2015 г. — 6,6 баллов. Таким образом, если к 2025 г. работнику не удается набрать минимально необходимое количество баллов, то ему придется работать несколько дольше. Данную меру Пенсионный фонд задекларировал также и как элемент борьбы с «серыми» зарплатами, непосредственным образом уменьшающими ежегодный размер пенсионного коэффициента работника.

Внесенными в действующее в РФ пенсионное законодательство изменениями предусмотрена возможность получить более высокую пенсию гражданами, принявшими решение о выходе на заслуженный отдых позже, чем это установлено законодательно. Так, если граждане выходят на пенсию на 1 год позже такого срока, то величина их базовой пенсии возрастает на 5,60%; если на 2 года позже — увеличение составляет уже 12,00%; на 3 года – 19,00% и т.д. Размер максимальной «переработки» установлен на уровне 10 лет и способен увеличить величину базовой пенсии в 2,11 раза [26, C. 17-21].

Изменения коснулись и требований к работникам, предоставляющих им права получать пенсию по старости. Величина минимального страхового стажа с существующих 5 лет постепенно доводится до 15 лет. Помимо этого, обязательное условие для получения минимального размера пенсии по старости дополнено уплатой страховых взносов или исходя из 2 МРОТ на протяжении 15 лет, или — из 1 размера МРОТ на протяжении 30 лет [4].

«Нестраховые периоды» (декретный отпуск, служба в армии и др.) с 2015 года при расчете пенсии учитываются, как и ранее, с одной только разницей, что на них вводится ряд специальных поправочных коэффициентов. К примеру, за каждый год срочной службы в армии молодые люди получают 0,85 ПК, а женщины за каждый год ухода за ребенком до 1,5 лет (на каждого ребенка): за первого — 0,85, второго — 1,70, третьего — 2,55 ПК [26, C. 17-21].

Это основные, но далеко не все изменения, которые повлекла за собой очередная волна пенсионной реформы. Чего пенсионное законодательство пока окончательно не коснулось, так это изменения возраста выхода на заслуженный отдых. Он по-прежнему зафиксирован на уровне 55 лет для женщин и 60 лет – для мужчин. Хотя дебаты по этому вопросу продолжаются уже достаточно давно [26, C. 17-21].

1.3. Пенсионная система РФ, ее институты

 

Российская пенсионная система по своей сути является совокупностью институтов и норм, предоставляемых гражданам со стороны государства, которые носят экономический, и организационный характер. Их основная цель — предоставить гражданам материальное обеспечение, выраженное в форме пенсий.

Структура пенсионной системы России представлена на рис. 1.2.

На сегодняшний день пенсионная система РФ представлена двумя основными подсистемами: подсистемой пенсионного страхования и подсистемой пенсионного обеспечения.

Рисунок 1.2 – Структура пенсионной системы РФ [45]

 

В таблице 1.4 охарактеризована новая пенсионная система и источники ее финансирования в разрезе подсистем.

В соответствии с источниками финансирования российская пенсионная система представлена пенсионным обеспечением и пенсионным страхованием.

Финансирование пенсионного обеспечения осуществляется общегосударственными ресурсами и федеральным бюджетом и предназначена тем гражданам, которые по различным причинам получили нетрудоспособность и не могут прибегнуть к методу пенсионного страхования (государственные пенсии).

Таблица 1.4

Структура пенсионной системы и источники финансирования ее подсистем [41]

Пенсионная система РФ

(источники финансирования)

Пенсионное страхование Пенсионное обеспечение
Трудовые пенсии Государственные пенсии
Виды трудовых пенсий Виды государственных пенсий
по старости по случаю потери кормильца по старости

по инвалидности

по случаю потери кормильца

за выслугу лет

социальные пенсии

 

по инвалидности
Состоят из двух частей:

страховой

накопительной

Состоит из страховой части
Финансирование
Трудовые пенсии финансируются за счет страховых взносов, поступивших в бюджет ПФР Государственные пенсии финансируются за счет средств федерального бюджета

 

 

Основные цели государственной пенсии:

  • компенсировать доход (заработок), утраченный ввиду прекращения госу­дарственной службы, когда достигнута установленная законодательством выслуга для выхода на трудовую пенсию по инвалидности либо старости;
  • компенсировать вред, нанесенный здоровью граждан в процессе прохождения ими воен­ной службы, при техногенных или радиационных катастрофах;
  • предоставить средства к существованию нетрудоспособным гражданам при потере кормильца или наступлении инвалидности.

Финансирование пенсионного страхования осуществляется страховыми взносами физических и юридических лиц (страховой метод финансирования). Это трудовые пенсии. Накопительная и страховая части трудовой пенсии финансируются страховыми взносами работодателей (страхователей), уплачиваемых в бюджет ПФР.

В общей системе ОПС (обязательного пенсионного страхования) за ними закреплен статус «застрахованных лиц». Другими словами, работодателями за них уплачиваются пенсионные взносы; благодаря этому у работников появляется право на получение будущих пенсий.

В системе ДПО (добровольного пенсионного обеспечения) чаще всего они занимают позицию пассивных «третьих лиц», в пользу которых работодателями заключаются пенсионные соглашения и договоры.

В современных условиях российские пенсионные фонды работают по двум направлениям: по негосударственному пенсионному обеспечению граждан и по обязательному пенсионному страхованию граждан.

 

1.4. Значение и роль ПФР и негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе страны

 

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – это, по своей сути, централизованная система, аккумулирующая и перераспределяющая денежные средства, используемые, в основном, для того, чтобы осуществлять выплаты в пользу различных категорий нетрудоспособных граждан (трудовые, военные и социальные пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии для госслужащих, социальные выплаты отдельным категориям граждан).

Основные задачи, решаемые ПФР в процессе его функционирования, систематизированы на рис. 1.3.

Рисунок 1.3 — Основные задачи ПФР [45]

 

В полномочия Правления Фонда входит рассмотрение следующих вопросов:

— относительно задач ПФР и совершенствования пенсионного страхования;

— относительно использования и формирования резервных средств;

— относительно величины и размеров взносов в ПФР;

— относительно проектов бюджета ПФР и его исполнения;

— относительно проектов законодательных и нормативных актов, положений, инструкций, правил в части вопросов пенсионного государственного обеспечения.

Кроме того, ПФР осуществляет следующие функции:

— готовит проект бюджета пенсионной системы, независимый от федерального бюджета;

— контролирует его исполнение и своевременность, полноту и достоверность составления отчета относительно исполнения бюджета пенсионной системы.

Средства ПФР расходуются для осуществления выплат пенсий; для доставки пенсий; для материально-технического и финансового обеспечения текущей деятельности ПФР и его структурных элементов; для осуществления других мероприятий, связанных с деятельностью ПФР.

Пенсионным фондом Российской Федерации обеспечивается выполнение основной функции всей пенсионной системы страны — профинансировать выплаты назначенных пенсий в полном объеме и своевременно.

Лица, которые не относятся к числу плательщиков страховых взносов, систематизированы на рис. 1.4.

Сроки уплаты взносов для работодателей установлены — 1 раз в месяц. Граждане, осуществляющие индивидуальную трудовую деятельность, уплачивают такие взносы в сроки, которые установлены для уплаты взносов с такой категории граждан; фермерские (крестьянские) хозяйства — 1 раз в год, но не позднее 01 апреля года, который следует за отчетным. Граждане, которые пользуются трудом наемных работников, ежемесячно платят взносы (до 5-го числа следующего месяца).

Рисунок 1.4 — Критерии плательщиков, по которым они не являются плательщиками страховых взносов [45]

 

Далее рассмотрим особенности деятельности негосударственных пенсионных фондов и их роль в пенсионной системе РФ.

Особая организационно-правовая форма негосударственных пенсионных фондов закрепляется за фондами положениями федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», в соответствии с которыми негосударственные пенсионные фонды признаются некоммерческими  организациями  социального  обеспечения,  исключительными  видами  деятельности  которых  является деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда, а также деятельность страховщика по обязательному пенсионному страхованию и деятельность страховщика по профессиональному пенсионному страхованию [5].

Долгосрочный характер инвестирования средств негосударственных пенсионных фондов и социальная нагрузка, возложенная на фонды, предопределяют неотъемлемую составляющую их деятельности такую, как надежность. Надежность заключается в сохранность вверенных средств вкладчиков и страхователей фонда, и их прирост в процессе капитализации пенсионных резервов и пенсионных накоплений. Вкладчиками выступают физические или юридические лица, производящие уплату пенсионных взносов по пенсионным договорам в системе негосударственного пенсионного обеспечения. Таким образом, совокупность пенсионных взносов формирует целевые фонды денежных средств в части размещения пенсионных резервов, система пенсионных взносов, тем самым, является правоприменительной исключительно в отношении механизма реализации негосударственного пенсионного обеспечения.

Принципы, в соответствии с которыми размещаются средства пенсионных резервов и инвестируются пенсионные накопления, представлены на рис.  1.5.

Объем страховых взносов, аккумулированных в негосударственных пенсионных фондов, формирует пенсионные накопления, функциональным назначением которых является формирование накопительной части трудовой пенсии в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионные накопления включают также средства взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных  страховых  взносах  на  накопительную  часть  трудовой  пенсии  и  государственной  поддержке формирования  пенсионных  накоплений» [7],  и  средства  (часть  средств)  материнского  (семейного)  капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [6].

Рисунок 1.5 — Принципы размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений [37, C. 51-56]

 

Обеспечение сохранности аккумулируемых негосударственными пенсионными фондами средства возможно лишь в условиях благоприятного социально-экономического развития страны, бесперебойном функционировании финансово-экономических институтов, а также отлаженном механизме регулирования и контроля, осуществляемого уполномоченным надзорным органом [25, C. 9-13].

Система негосударственного пенсионного обеспечения, представленная главным образом негосударственными пенсионными фондами, которые несут социально значимую для общества нагрузку, являются неотъемлемым элементом обеспечения бесперебойного процесса воспроизводства.

Следовательно, фактор гарантий по отношению средств фонда должен быть одним из первоочередных условий его функционирования.

 


Страницы 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф