Меню Услуги

Проблемы и перспективы повышения эффективности гос управления. Часть 4.

Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!





Это могут быть корпорации, квазикорпорации и домашние хозяйства, у которых центр экономического интереса расположен непосредственно в рассматриваемом регионе.

Впервые расчет и анализ валового регионального продукта был проведен в 1991 году по 21 региону. Начиная с 1993 года в расчетах принимали участие все регионально-территориальные органы власти. С 1995 года оценка и расчет ВРП является обязательным условием реализации «Федеральной программы».

Только с 1997 года началась оценка динамики показателя. Он дает основания для реализации правильной экономической политики в сфере производства и промышленности, на долю которых практически во всех регионах приходится от 60 до 80 процентов всего объема ВРП.

Мировая экономика и политология применяют в своем анализе, как правило, первые два подхода: мирохозяйственный и геополитический, а в национальной экономике большее значение имеет именно последний, территориально-воспроизводственный, подход.

При анализе, исследованиях используют такие методы региональной экономики, как:

  • Системный анализ – метод научного познания, изучающий отдельные структуры, отрасли народного хозяйства, связи и взаимодействие между ними.
  • Метод систематизации – здесь изучаемые явления разделяются по разным критериям, изучаются и полученные результаты систематизируются.
  • Балансовый метод подразумевает составление баланса по каждому региону и отдельной отрасли региона — это помогает определить рациональный уровень развития региона, наличие диспропорций по регионам и отраслям.
  • Картографический метод. Благодаря составлению различных карт, схем, картограмм позволяет наглядно оценить уровень развития регионов, особенность размещения отдельных отраслей хозяйства и наглядно увидеть количественные показатели развития регионов и отраслей.
  • Метод экономико-географического исследования подразделяется на три части: региональный – изучает формирование, развитие, размещение общественного производства по регионам, отраслевой – размещение, формирование и развитие отраслей народного хозяйства и местный – развитие и формирование производства в отдельном городе или поселке.
  • Метод экономико-математического моделирования использует современные электронные средства, помогающие быстро обрабатывать огромный материал, различные статистические данные и помогает выбрать оптимальный вариант развития по каждому региону отдельно или в целом.

Региональная экономика и управление государством в целом, по сути, являются взаимно связанными понятиями, так как в зависимости от политической ситуации в стране, политического устройства во многом зависит как экономика всего государства в целом, так и каждого отдельного региона страны.

Например, при авторитарном способе управления трудно добиться положительных результатов в каждом конкретном регионе, так как здесь свойственна политика подчинения одних регионов другим, в не зависимости от экономики региона, его ресурсов, социальной инфраструктуры, завышенные требования от одних регионов в пользу других, без учета их экономических, социальных и ресурсных возможностей.

В командной рыночной экономике, для которой присуща административно-распределительная система управления, где приоритет отдается развитию отдельных отраслей, региональная экономика становится довольно слабым и уязвимым звеном.

И тому есть немало доказательств: отсутствие комплексного решения экономических задач по развитию отдельных регионов и отраслей хозяйства, пренебрежение к таким моментам, как большая разница в различных регионах между природной, социальной и хозяйственной сфере, привели к тому, что многие районы оказались за чертой бедности.

Сегодня региональная экономика России в результате принятия новых экономических отношений, смене всей системы управления самым радикальным образом требует решения серьезной задачи по выработке нового механизма управления в экономике и социальной жизни в каждом регионе страны отдельно.

Чтобы справиться с такой задачей, необходимо тщательно изучить законы общественного воспроизводства, их проявление в каждом отдельном регионе. Для благоприятного и эффективного развития каждого отдельного региона необходимо научиться учитывать взаимосвязи и взаимозависимости всех элементов региональной экономики и грамотно ими управлять. Только в этом случае возможно эффективное развитие региональной экономики и улучшение благосостояния населения.

В России все регионы выделяют по нескольким критериям:

  • Территориальное разделение труда, в соответствии с которым каждый регион специализируется на определенной отрасли хозяйства со своими специфическими особенностями, но при этом входит в единый процесс общественного производства. Здесь регионы подразделяются по крупным экономическим зонам, крупным экономическим районам, территориально-производственным комплексам и промышленным узлам.
  • Национально-государственное устройство определяет равноправие всех субъектов РФ. Подразделение на республику, край, область, автономную область или округ, город федерального значения.
  • Административно-территориальное деление определяет специфику расселения многонационального населения страны. Деление это осуществляется на республику, край, область; по административным районам края, области, автономным округам, автономным областям; городам, районам города, поселкам.
  • Реализация крупных национальных программ по регионам: сырьевых программ, программ по развитию депрессивных районов, программ по освоению новых территорий, экологических программ и т.д.

Кроме этого, регионы можно классифицировать и по множеству других признаков: освоенные и малоосвоенные, центральные и периферийные, с естественным приростом или с естественной убылью населения, по насыщенности производственными силами, по социальной структуре, удаленности от более высокоразвитых центров культуры и промышленности и т.д. То есть классификация регионов по разным критериям весьма разнообразна.

Сложностью в классификации регионов и объясняются многие проблемы региональной экономики, так как трудно создать и конкретизировать программы по экономическому развитию каждого региона, не имея жесткой его классификации, приходится учитывать множество разнообразных факторов: численность населения, специфику региона, его ресурсы, удаленность от центра, освоенность территорий и многое другое.

 

3. Проблемы и перспективы повышения эффективности государственного управления экономическим развитием Республики Дагестан

3.1 Исполнение бюджета Республики Дагестан

 

Для полного раскрытия темы сначала рассмотрим исполнение бюджета по России. Параметры и пропорции проекта бюджета и прогноза не обеспечивают заметные сдвиги в переходе российской экономики на новый технологический уклад, диверсификацию производства на инновационной основе. Российская экономика продолжает оставаться не столько экономикой производящей, сколько проедающей ресурсы, данные природой; материалы проекта бюджета и прогноза, как и в предыдущие годы, не раскрывают в должной мере уровень решения наиболее острых проблем социально-экономического развития страны. Одной из проблем формирования федерального бюджета является инфляция. Прогнозы по инфляции, скорректированные под влиянием кризиса, не будут пересмотрены в связи с корректировкой бюджета на 2016 год. Банк России повысил прогноз по инфляции на 2015-2016 гг. Инфляция в 2015г. составила 6,2-6,4% (4,5-5% в предыдущем проекте ДКП), в 2016 г. — 4,9-5,3% (3,7-4,2%). К концу 2017 г. инфляция составит 4-4,6%.

Между тем повлиять на инфляцию может углубление кризиса и его распространение на сферу производства и торговли. В этом случае начнется спад доходов населения и заметное снижение платежеспособного спроса. Тогда инфляция действительно может начать снижаться. Однако с другой стороны, стимулирующее воздействие на рост цен может оказать уже начавшаяся девальвация рубля. Ее следствием станет удорожание импортных товаров — как инвестиционных, так и потребительских, а также ряда услуг типа отдыха за границей. Следующая проблема – это политика в области бюджетных доходов и расходов. Бюджет 2015 года может спасти от дефицита высокий уровень инфляции. Рост цен и связанное с этим очередное ослабление рубля приведут к тому, что доходы будут выше в номинальном выражении, а расходные обязательства при этом индексироваться не будут. Но в последующие два года таким образом проблему уже решить не удастся, поскольку разрыв между доходами и расходами будет уже гигантским. Резервного фонда надолго не хватит, а в ФНБ, хотя он и создавался совсем для другой цели, уже стоит длинная очередь из представителей крупного бизнеса. Так что речь будет идти о секвестровании бюджета.

Зависимость российской экономики от мировых цен на нефть. Данная зависимость серьезно влияет на федеральный бюджет. Сегодня идет переход к другому тренду цен на нефть. Пик цен, скорее всего, уже пройден, хотя возможны политические и другие спекулятивные события, способные поднять цены на нефть. Долгосрочная цена на нефть в условиях кризиса находится в пределах 40-50 $ за баррель. В наших бюджетных расчетах заложена цена около 90-100$. Сейчас же цена нефти не превышает 50 долл., поэтому предложенные Минфином расчетные цены являются запредельными.

Естественно, возникает вопрос, удастся ли реализовать масштабные планы социальной поддержки, экономического развития, когда цены на нефть падают, а инфляция растет.

Дефицит бюджета. Федеральный бюджет будет дефицитным даже при запланированной стоимости нефти Urals на уровне в среднем $100 за баррель. Такие котировки очень маловероятны при текущих объемах добычи энергоносителей, а также в условиях все еще низких темпов роста мировой экономики. Именно в связи с прогнозами падения спроса на нефть со стороны слабеющей еврозоны, Китая и Японии североморская Brent торгуется уже ниже $80 за баррель. Вероятнее всего, дефицит по итогам 2015 года может оказаться гораздо большим, особенно, если темпы экономического роста России продолжат замедляться. Уже в четвертом квартале прогнозируется наступление технической рецессии (два квартала отрицательных уровней ВВП подряд), а на следующий год ситуация может только ухудшиться. В таких условиях неудивительно, что монетарные власти планируют возвращение на сцену ГКО, которые могут помочь перекрывать кассовые разрывы госбюджета внутри года.

Источником покрытия дефицита будет, как и в 2010 году, Резервный фонд, объем которого в последние недели стабилизировался на отметке в 40 млрд. долларов. Тревожный факт состоит в том, что этой суммы хватит лишь на финансирование 70% дефицита, остальные 30%, будут покрываться за счет средств Фонда национального благосостояния и заимствований на финансовых рынках.

Таким образом, стабильность бюджета оказалась под угрозой. Если цены на нефть не выйдут на аномально высокий уровень, Россия и в следующем году будет жить с бюджетным дефицитом, который будет покрываться за счет накопленных в «тучные годы» резервов.

Правительством на период 2014-2016 годов заложен дефицит бюджета России. По мнению некоторых экспертов, это связано с тем, что экономика страны находится в переходном периоде, и на данном этапе у нее нет возможностей для ответа вызовам рынка. В результате чего правительство вынуждено допускать превышение расходной части бюджета над доходной и приступить к практике заимствований.

Главная проблема здесь, как считают аналитики, – недостаточная развитость несырьевых отраслей экономики России, низкая динамика внедрения инноваций и создания рабочих мест в сферах, где есть новые технологии. При этом, отмечают эксперты, задача, связанная с повышением качества социальных услуг, государством не ставится. При всей актуальности данного направления бюджетных расходов.

Несмотря на то что бюджет России в 2014 году запланирован с дефицитом, в Правительстве РФ не исключают того, что расходная часть окажется все же меньше доходной. Основных причин тому называется две – выгодный курс рубля к ведущим мировым валютам (доходы, которые имеет бюджет России в долларах, увеличиваются в рублевом выражении), а также достаточно высокие расценки на нефть.

В числе дополнительных факторов эксперты называют комфортные цены на экспортную продукцию российских производителей. Благодаря хорошей конъюнктуре, бюджет может быть скорректирован осенью. Но, как отмечают аналитики, возможные изменения могут касаться и вероятности перехода к заимствованиям – как при ситуации с дефицитом. Пока в годовой бюджет России правительство заложило дефицит в размере 0,5 % от ВВП.

В Российской Федерации на практике используются разнообразные способы формирования доходов бюджетов всех уровней, среди которых выделяются:

— закрепление конкретных видов доходов за тем или иным бюджетом в качестве собственных доходов;

— разделение налоговых ставок между уровнями бюджетной системы (налог на прибыль организаций в2008 г. 6,5% — в федеральный бюджет, 17,5% — бюджет субъекта РФ);

— квотирование поступлений по отдельным видам федеральных налогов: регулирующие доходы, неналоговые доходы;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




-использование метода налоговых надбавок к существующим федеральным налогам.

Далее рассмотрим исполнение бюджета в республике Дагестан. Счетная палата Республики Дагестан в соответствии с Бюджетным кодексом, Законом Республики Дагестан «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Дагестан», подготовила заключение на годовой отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Дагестан за 2015 год. При подготовке заключения использованы результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

В 2015 году исполнение республиканского бюджета Республики Дагестан проходило в достаточно сложных кризисных условиях, что подтверждается умеренным ростом показателей социально-экономического развития республики.

Республиканский бюджет Республики Дагестан по доходам исполнен в сумме 84,1 млрд. рублей, к бюджетным назначениями по расходам – в сумме 87,4 млрд. рублей к уточненным назначениям.

Дефицит бюджета составил 3,3 млрд. рублей. Размер дефицита не превышает ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В общей сумме доходов республиканского бюджета Республики Дагестан межбюджетные трансферты из федерального бюджета составили 62,4 млрд.

Налоговые и неналоговые доходы за 2015 год поступили в объеме 21,7 млрд. рублей.

Особое внимание Счетной палатой уделяется проблемам эффективного использования государственного имущества республики. Наличие значительных резервов неналоговых доходов подтвердилось при проведении контрольных мероприятий.

Расходы республиканского бюджета Республики Дагестан за 2015 год составили 87,6 млрд. рублей.

За 2015 год финансирование государственных программ Республики Дагестан составило 64,8 млрд. рублей.

Как и в прошлые годы в 2015 году республиканский бюджет Республики Дагестан был социально ориентирован. Наибольшее финансирование направлено на «образование» – 26 млрд. рублей, «здравоохранение» – 19 млрд. рублей, «социальную политику» – 13 млрд. рублей.

В рамках проведения внешней проверки годового отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Дагестан за 2015 год проверкой охвачены 20 учреждений образования и 8 учреждений здравоохранения, выявлен ряд нарушений и недостатков на общую сумму 263,0 млн. рублей.

Нарушения Федерального закона в сфере осуществления госзакупок составили 14,8 млн. рублей.

В 2015 году на финансирование сельского хозяйства было выделено 3,3 млрд. рублей. В ходе проверки были выявлены нарушения при предоставлении субсидий девяти получателям в сумме 26 млн. рублей.

В отчетном году расходы на реализацию Республиканской инвестиционной программы составили 4,9 млрд. рублей.

В 2015 году на поддержку дорожного хозяйства было предусмотрено 7,8 млрд. рублей. Фактически направлено 5,7 млрд. рублей. Всего объем недофинансированных расходов составил 1,7 млрд. рублей.

Дотации муниципальным образованиям на выравнивание бюджетной обеспеченности профинансированы в сумме 4,0 млрд. рублей.

За пять месяцев текущего года контрольными мероприятиями были охвачены 6 муниципальных образований. Общий объем проверенных средств составил 1,6 млрд. рублей.

Выявлено финансово-бюджетных нарушений – 640,7 млн. рублей.

Объем нецелевого использования бюджетных средств составил 27,4 млн. рублей.

Доходные и расходные части бюджета Дагестана на 2015 год не были исполнены на 100%, об этом сообщил Народного собрания республики заявил министр финансов Дагестана Билал Джахбаров.

Согласно заключению Счетной палаты Дагестана на годовой отчет об исполнении республиканского бюджета, доходы бюджета за 2015 год фактически составили 84,118 млрд. рублей или 92,8% от утвержденных назначений (90,651 млрд. рублей), а расходы — 87,556 млрд. рублей или 91,9% (было утверждено 95,259 млрд. рублей).

В прошлом году власти Дагестана не выполнили задания по доходам на сумму 6,532 млрд. рублей, в том числе по безвозмездным поступлениям — на 2,076 млрд. рублей и по налоговым и неналоговым доходам — на 4,456 млрд. рублей (было запланировано 26,199 млрд. рублей, собрано — 21,743 млрд. рублей).

«Не в полной мере задействован налоговый потенциал в строительстве, малом и среднем предпринимательстве», — отметил министр финансов.

В настоящее время Республика Дагестан оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как российские и мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития

Стратегические вызовы:

Усиление глобальной конкуренции на фоне формирования новых точек роста мировой экономики «BRIC+11» с акцентом на особую роль Азии и интеграционные возможности Республики Дагестан.

Усиление роли федерального центра и конкуренции между субъектами Российской Федерации. Создание Северо-Кавказского федерального округа.

Возрастание роли человеческого капитала, инноваций и модернизации как основных факторов экономического развития при снижении влияния многих традиционных факторов роста.

Исчерпание потенциала ресурсной модели экономического развития, базирующейся на доиндустриальных отраслях и акценте на низкой стоимости производственных факторов — рабочей силы, топлива, электроэнергии.

 

3.2 Перспективы повышения эффективности государственного управления экономическим развитием Республики Дагестан

 

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Республика Дагестан-2025 — динамично развивающийся субъект России, представленный конкурентоспособными постиндустриальными кластерами «Каспийский ХАБ» и «Дом народов»

Видение будущего

Республика Дагестан — субъект России с высокими темпами роста экономического развития и качества жизни, осевой регион геополитики и торгово-экономической интеграции на Юге России.

Республика Дагестан — конкурентоспособный кластер «Каспийский ХАБ» — синергия международных потоков и индустриально-инновационных комплексов, производящих и перерабатывающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, пользующуюся высоким спросом, в т.ч. экспортным.

Республика Дагестан — конкурентоспособный кластер «Дом Народов» — комфортное место для жизни, работы и творчества, отдыха и спорта.

Главная стратегическая цель — рост качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности региона, устойчивого экономического развития и безопасности

Реализация главной стратегической цели позволит достичь уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу Республики Дагестан как передового субъекта Российской Федерации XXI века. В 2020-2025 гг. республика должна войти в двадцатку субъектов-лидеров по объему валового регионального продукта и индексу развития человеческого потенциала

Стратегические цели:

Экономическое развитие — устойчивый экономический рост и обеспечение конкурентоспособности на базе синергии международных потоков и индустриально-инновационных комплексов.

Социально-инновационное развитие — создание комплексных условий для благополучной и безопасной жизни, работы и творчества, отдыха и спорта человека.

Пространственное развитие — сбалансированное пространственное развитие и интеграция в межрегиональное и международное социально-экономическое пространство.

Институциональное развитие — создание конкурентной институциональной среды, способствующей сбалансированному устойчивому развитию.

Реализация стратегических целей взаимоувязана и во многом зависит от создания высоко — конкурентной институциональной среды

Реализация главной стратегической цели позволит достичь уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу Республики Дагестан как передового субъекта Российской Федерации XXI века. (Приложение 2) В 2020-2025 гг. республика должна войти в двадцатку субъектов-лидеров по объему валового регионального продукта и индексу развития человеческого потенциала

Контрольные показатели 2025 г.

Валовой региональный продукт — 1,059 трлн. руб.

Уровень региона 20-ки 2025 г. — свыше 1 трлн. руб.

Индекс развития человеческого потенциала — 0,887.

Уровень региона 20-ки 2025 г. — свыше — 0,850.

Согласно оптимистическому сценарию развития (при оценке динамики развития регионов-лидеров применялись прогнозы развития субъектов Российской Федерации до 2025 г. выполненные AV)

Достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу Республики Дагестан как передового субъекта Российской Федерации XXI века, возможно в результате многоуровневой модернизации

Развитие Республики Дагестан в 2011-2025 годах будет проходить в четыре этапа

Первый этап (2011-2012 гг.) базируется на реализации и расширении тех конкурентных преимуществ, которыми обладает экономика Республики Дагестан в традиционных сферах с целью повышения эффективности ресурсной экономики и формирования предпосылок устойчивой индустриальной модели развития. На данном этапе будут заложены основы институционального развития. Необходимо будет реализовать «набор жестких мер»: легализация бизнеса, повышение уровня безопасности.

Второй этап (2013-2015 гг.) базируется на формировании устойчивой индустриальной модели развития и создании предпосылок постиндустриального развития. Будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод экономики в режим постиндустриального (инновационного) развития.

Третий этап (2016 — 2020 гг.) — рывок в повышении конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую постиндустриальную модель развития, улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.

Четвертый этап (2021-2025 гг. и далее) будет направлен на закрепление постиндустриальной модели развития и достижение позиций субъекта-лидера на базе превращения инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества. Накопленный потенциал знаний и капитала, соответствующий передовым экономикам, определит сохранение тенденций устойчивого социально-экономического развития Республики Дагестан с опорой на инновационную «экономику будущего» (имеющую мощный сектор услуг) как основную движущую силу экономического роста.

Реализация Стратегии позволит обеспечить Республике Дагестан достижение следующих показателей:

Таблица 1 Базовые экономические показатели реализации Стратегии по сценариям

Показатель Инерц. Базовый Оптим.
Население (2025 г.), тыс.чел. 3 008 3 008 3 008
ВРП (2025 г.), млн руб. 692 394 875 674 1 059 938
ВРП на душу населения (2025 г.), тыс. руб. 230 291 352
Прирост ВРП (2025 к 2008 г.), млн руб. 481 134 664 414 848 678
Темп роста ВРП (среднегодовой) (2025 г.), % 5,9 6,6 7,1
Среднегодовой объем финансирования за счет всех источников (за 2011-2025 годы), млн руб. 100 784 137 368 174 486
Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней (2025 г.), млн руб. 81 504 104 358 129 062
Прирост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней (2025 к 2008 г.), млн руб. 65 253 88 107 112 811
Доходы консолидированного бюджета РД на душу населения (2025 г.), тыс.руб

 

32,5 41,3 47,8
Дотационность бюджета (2025 г.), % 38 32 25
Среднегодовая численность занятых в экономике, относимых к экономическим комплексам (2025 г.), чел. 1 116332 1 174186 1 266 393
Численность занятых в экономике (в т.ч. не относимых к экономическим комплексам) (2025 г.), тыс.чел. 1 328 1 344 1 374
Количество создаваемых рабочих мест (2025 к 2008 г.), чел. 178 032 235 886 328 093
Производительность труда (2025 г.), млн руб. 0,995 1,194 1,351
Производительность труда (по ДС) (2025 г.), млн руб. 0,620 0,746 0,837
Уровень безработицы (2025 г.), % 10,1 9,0 7,0
Средняя заработная плата (2025 г.), тыс.руб. 21,9 25,9 34,8
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (2025 г.), % 8,3 6,9 5,8

 

Государственное регулирование сельского хозяйства является составной частью системы государственного регулирования экономики в целом. Аграрная сфера является одной из важнейших отраслей общественного производства. Значение ее неоспоримо, поскольку именно здесь решаются насущные, жизненно важные проблемы обеспечения населения продовольствием. По этому поводу К.Маркс отмечал, что продукты питания являются самым первым условием жизни производителей и всего производства вообще. Масштабы важности сельского хозяйства постоянно возрастают поскольку:

1) до 90 % потребности населения в продуктах питания обеспечиваются за счет его продукции;

2) около 70 % предметов потребления первой необходимости изготавливается из сельскохозяйственного сырья;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




3) цены на аграрную продукцию прямо влияют на цену общественного труда;

4) сельскохозяйственные предприятия выступают как важнейшие потребители продукции целого ряда других отраслей (топливно-энергетической, машиностроительной, химической и др.);

5) аграрные товаропроизводители являются основными поставщиками сырья для предприятий многих отраслей;

6) сельское хозяйство имеет широкие возможности для создания новых рабочих мест;

7) предприятия аграрной сферы выступают не только в качестве производственных, но также и социальных ячеек общества. Сельское население формирует особый образ жизни, придающий стабильность общественным отношениям;

8) производственная деятельность сельскохозяйственных предприятий во многом определяет экономическое состояние региона;

9) сельские населенные пункты выступают основным местом отдыха городского населения, что во многом способствует росту производительности их труда (т.е. косвенно являются фактором роста производительности труда в других отраслях общественного производства).

Особенности системы отраслей, входящих в состав аграрного сектора экономики, уровень развития производительных сил и производственных отношений в них, в том числе и рыночный механизм воспроизводства сельскохозяйственных товаров, определяют специфику государственного регулирования и поддержки. На основе анализа литературных источников нами выделены две группы особенностей, аграрного производства, определяющих специфику его государственного регулирования и поддержки. Предлагается, в общем виде, следующая их классификация:

– постоянно проявляющиеся, то есть независящие от социально-экономических условий, в которых функционирует сельское хозяйство;

– временные, характерные для российской экономики.

К первым, вызывающим необходимость государственного регулирования аграрного производства, можно отнести:

1) зависимость от природных условий, которые предопределяют неустойчивость и рискованность этой сферы общественного производства. В связи с этим сельское хозяйство является наименее привлекательной для предпринимателей и инвесторов, в него весьма затруднен самоперелив частного капитала из других отраслей и сфер народного хозяйства;

2) сезонный характер производства и замедленная по сравнению с промышленностью скорость оборота фондов, следствием чего является неравномерность и нестабильность денежных поступлений. Преодоление действия этого фактора требует необходимости создания адекватного государственного финансово-кредитного механизма (введение системы скидок с коммерческого ссудного процента, различных форм льготного существования, безвозвратных целевых ссуд, развитие ипотечного кредитования);

3) биологическая природа средств, предметов и продуктов труда. Процесс воспроизводства в сельском хозяйстве переплетается с биологическим процессом роста и развития растений и животных. При этом продукты питания – это товары скоропортящиеся, не подлежащие длительному хранению и накоплению в запасах, поэтому их производство должно осуществляться постоянно.

4) основным средством производства выступает земля, являющаяся общенациональным достоянием. В настоящее время на сельскохозяйственных угодьях наблюдается заметное увеличение площади переувлажненных, заболоченных и кислых почв, а также с низким содержанием фосфора, подверженных засухе, эрозии и дефляции, влиянию других негативных процессов. Так, за счет водной эрозии на пашне плодородие почв снизилось на 30-60 %. Более 30 % пахотных земель подвержено интенсивному выдуванию с выносом 10–17 т с гектара мелкозема в год. Среднегодовой дефицит гумуса в пахотном слое за последние годы в среднем по России составляет 0,52 т с гектара, по отдельным регионам изменяется от 0,25 до 0,72 т с гектара. Государству необходимо разрабатывать и финансировать мероприятия, направленные на сохранение качества и плодородия почв;

5) низкая монополизация аграрного сектора – большая часть товаропроизводителей является мелкими и средними предприятиями. Сельское хозяйство является примером совершенной конкуренции, когда множество разрозненных сельскохозяйственных товаропроизводителей действуют на рынке, формируя классические кривые спроса и предложения. С одной стороны на рынке отсутствуют продавцы, которые могли бы предложить такое количество товара, которое повлияло бы на уровень цен. С другой – аграрные производители нуждаются в защите своих интересов со стороны государства от высокомонополизированных отраслей промышленности и инфраструктуры. Финансовые потери сельских товаропроизводителей вследствие диспаритета цен на сельхозпродукцию и поставляемые селу материально-технические ресурсы за годы реформ составили 300 млрд. руб.

6) малоэластичный спрос на продовольствие в зависимости от цен. Налицо два малоэластйчных массива народного хозяйства – сельскохозяйственное производство и рынок продовольствия. Первый – основан на том, что нельзя быстро изменить объемы производства полеводстве связано с севооборотами, что ограничивает маневр посевными площадями, действие факторов интенсификации производства Второй – состоит в том, что рост доходов населения или снижение цен на продукты питания автоматически не вызывает повышения платежеспособного спроса на них. В результате, основные компоненты рынка (с учетом отмеченных особенностей сельского хозяйства) даже в условиях развитых рыночных отношений не способны обеспечить оперативную саморегуляцию и эффективное развитие аграрного сектора.

7) преобладание постоянных издержек над переменными в структуре совокупной себестоимости сельскохозяйственных предприятий. Доля затрат, не зависящая от объемов производства, превышает удельный вес расходов, пропорциональных объему выпущенной продукции. Поэтому сокращение выручки в случае резкого падения цен на нее не дает желаемого эффекта по снижению затрат. В связи с этим хозяйственный механизм должен быть чрезвычайно гибким, соответствовать требованиям не только экономических, но и естественных законов.

8) значительно более низкий уровень доходов населения, занятого в аграрном секторе экономики, по сравнению с городскими жителями. Необходим комплекс мер в области налогообложения, системы оплаты труда, государственного поддержания пенсионной службы.

9) слабый налоговый потенциал в сельских районах, следствием чего является отсутствие возможностей самофинансирования сельской производственной и социальной инфраструктуры. Необходимо привлечение централизованных бюджетных источников, в частности на основе осуществления конкретных государственных программ.

Специфические особенности сельскохозяйственного производства, определяющие необходимость его государственного регулирования и поддержки:

– колебания внутреннего спроса на продовольственную продукцию причинами этого являются:

– падение жизненного уровня населения страны в целом,

– постоянное снижение численности населения,

– засилье на рынке импортных продуктов по бросовым ценам, аналогичных или заменяющих отечественные,

– рост числа личных подсобных хозяйств,

– значительное уменьшение экспорта сельскохозяйственной продукции;

2) перманентная нерентабельность аграрного производства при сохранении тенденции к сокращению его объема. Теоретически уменьшение выхода продукции должно привести к росту цен, а, соответственно, и к увеличению доходности. Однако внутриотраслевого диспаритета все результаты от повышения цен достаются переработчикам, производители же вследствие зависимого положения не могут повысить закупочные цены;

3) ликвидация устоявшихся каналов сбыта продукции. Распад системы централизованных поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия привел к значительным трудностям в их реализации на фоне возникновения стихийных продовольственных рынков, появлению посредников в сбыте продукции, присваивающих значительную долю прибыли, созданную трудом сельских товаропроизводителей;

4) потеря привычных каналов приобретения материально-технических средств. Поставки сельскохозяйственной техники сократились в 7-10 раз, что привело к резкому увеличению срока эксплуатации машиннотракторного парка. В 8-10 раз сократилось применение минеральных удобрений, в четыре раза – внесение в почву органических веществ вследствие сокращения поголовья скота, результатом чего является быстрое обеднение почв. При этом существующий диспаритет цен привел к разрыву и экономических связей между большей частью сельских товаропроизводителей и отраслями-производителями средств производства;

5) значительное отставание уровня развития социальной инфраструктуры сельских территорий по сравнению с городскими. Из-за отсутствия средств на ремонт и содержание, под угрозой разрушения оказался существующий потенциал социальной и инженерной инфраструктуры села. Это привело к тому, что сегодня половина сельских населенных пунктов вообще не имеет ни стационарных, ни передвижных форм культурного обслуживания.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Страницы:   1   2   3   4   5